Вероисповедние, религи и ритуалы в Эфиопии в 2023 году
Религиозные убеждения
В течение многих столетий в Эфиопии была полная свобода религии. Две мировые религии, христианство и ислам, мирно сосуществовали в течение сотен лет, и христианские короли Эфиопии дали Мухаммаду убежище во время того, как его преследовали в южной Аравии, в результате чего Пророк объявит Эфиопию неприкосновенной для мусульманских священных войн. В стране не считается редкостью, когда христиане и мусульмане дружат, ходят друг к другу в гости, желают друг другу мира и благополучия.
Если отвечать на вопрос, какая вера в Эфиопии наиболее распространена сейчас, то главенствующей религией является христианство. К нему себя причисляют более 63 % населения: 43,5 % эфиопов являются последователями православной эфиопской церкви, 18,5 % — протестантами, 1 % — католиками.
Эфиопия стала одной из первых стран мира, признавших христианство — в 333 году эфиопский Король Эзана принял христианскую веру, и во времена правления монархии это была официальная религия Эфиопии (в настоящее время является неофициальной религией). Эфиопская православная церковь является старейшей к югу от Сахары церковью.
Из-за распространения исламской веры в Африке, Эфиопское Православное христианство отделено от христианского мира. Это привело ко многим уникальным характеристикам церкви, которая считается приближенной к иудейской формальной христианской церкви. Эфиопская православная церковь претендует на оригинальный Ковчег Завета.
Эфиопская Православная Церковь является единственной государственной церковью, которая отвергает доктрину нового завета, в котором говорится, что Ветхий Завет потерял свою обязательную силу после пришествия Иисуса. Ветхий Завет в центре эфиопской православной церкви включает диетические законы, аналогичные кошерной традиции, обрезание на восьмой день рождения. Священным днем является суббота.
Иудаизм также исторически был важной религией в Эфиопии — группы африканских евреев, общины Бета Исраэль, населяли территорию страны с давних времен и были политически мощны в определенное время. В течение последних нескольких сотен лет эфиопские евреи часто подвергались преследованиям, что в 1984 и 1991 годах привело к массовому переселению представителей общин в Израиль (их тайно вывозили израильские военные на самолетах). Сегодня подавляющее большинство эфиопских евреев проживают в Израиле, на территории африканского государства их осталось всего около 22000 человек.
С восьмого века стала набирать значимость в Эфиопии религия ислам, но обогнать христианство она так и не смогла — сегодня в африканской республике приверженцами этой веры является около 34 % населения. Большинство последователей мусульманской религии причисляют себя к суннитам (68 %), второе место отводится неконфессиональным мусульманам (23 %) и небольшой процент у шиитов, коранистов и других исламских верований. Немусульмане традиционно интерпретировали Эфиопский ислам как враждебный. Это предубеждение является результатом доминирования христианства.
Если рассматривать распределение религий по регионам, в высокогорье Эфиопии вероисповедание преимущественно христианское православное. Мусульмане предпочитают селиться в низменных районах, в восточных и южных частях страны — больше всего последователей исламской религии в регионах Оромия, Сомали и Афар. Политеистические религии, которые принесли протестантские миссионеры, находятся в низинах.
Сегодня нельзя однозначно ответить на вопрос, какая религия в Эфиопии — официальная религия в государственных законах не закреплена. И хотя подавляющее большинство эфиопов придерживаются христианской веры, число последователей ислама увеличивается.
Религиозные практики
Лидера эфиопской православной церкви часто называют патриархом или папой эфиопов. Патриарх, как правило копт, начиная с четвертого века традиционно приезжал в Эфиопию из Египта, чтобы возглавить эфиопскую православную церковь. Эта традиция была заброшена в 1950 году, когда патриарх был выбран императором Хайле Селассие из людей своей страны.
В Православной Церкви существует несколько категорий духовенства, в том числе священники, диаконы, монахи и миряне-священники. Было подсчитано, что в 1960-е годы нечто среднее между 10 и 20 % всего взрослого населения стремились становиться священниками. Эти цифры можно не считать экстраординарными, если учесть, что в то время было от 17 000 до 18 000 православных церквей в Амхаре и Тыграйе.
Ритуалы и святые места Эфиопии
Большинство праздников носят религиозный характер. Главенствующая в Эфиопии религия, православие, обязует соблюдать христианские праздники — Рождество 7 января, Крещение (празднование крещения Иисуса) 19 января, Страстную Пятницу и Пасху (в конце апреля), Мескель (нахождение истинного креста) 17 сентября.
Мусульманские праздники включают Рамадан, Ид аль Адха на 15 марта и день рождения Мухаммада на 14 июня. В основе всех религиозных праздников лежит поклонение верующих в святых местах. Многие христианские православные праздники являются государственными.
Смерть и жизнь после смерти
Смерть является частью повседневной жизни, потому что голод, СПИД и малярия ежедневно в Эфиопии уносит большое количество жизней. Три дня траура по усопшим является нормой. Мертвых хоронят в тот же день, в который они умирают, а для поминок готовится специальная еда, на поминки приходят родные и друзья.
Христиане хоронят своих мертвецов на основании законов церкви, а мусульмане делают то же самое в мечети. Мусульмане проводят чтения религиозных текстов, в то время как христиане читают заупокойные молитвы, чтобы усопшему на том свете отпустили прегрешения.
Первый исследовательский центр эфиопских евреев стремится сохранить традиции общины — Лехаим
Эфиопские религиозные лидеры в Израиле надеются, что новый академический центр «создаст новый язык», чтобы говорить о богатстве эфиопской культуры и традиций, после десятилетий дискриминации, игнорирующей вклад эфиопского иудаизма.
Раввин д-р Шарон Шалом, лидер эфиопско-израильской общины и известный писатель, открыл вечером 6 января в Академическом колледже Оно в Кирьят-Оно Международный центр по изучению эфиопских евреев, рассказав сотням людей, что создание центра было «мечтой всей общины». Центр будет включать создание Бейт-Мидраша (учебного дома), научного журнала об эфиопском еврействе, конференции и ознакомительные поездки в Эфиопию. «Мы собираемся изменить методологию исследования эфиопского еврейства», – сказал Шалом. «Речь идет не об «идентичности», и не о «доказательстве» того, что эфиопские евреи являются евреями, но об эфиопской еврейской культуре и традициях», – сказал он. Слишком много лет, сказал Шалом, академические исследования эфиопских евреев были сосредоточены на одном вопросе: являются ли эфиопские евреи «настоящими евреями».
Еврейские исследователи пытались понять, как группа евреев прибыла в Эфиопию, сосредоточив внимание на путях «доказательства» связи общины с Израилем и древним иудаизмом. Эфиопские исследователи пытались понять, как группа этнических эфиопов стала евреями. Пришло время выйти за рамки вопроса «как появился эфиопский иудаизм?» и оценить органическое развитие уникальной ветви иудаизма, которая вплетена в ткань эфиопской культуры, сказал Шалом. «Мы должны перейти от объяснения к пониманию», – сказал он. Политики, в том числе министр социального равенства, депутаты Кнессета Гила Гамлиэль («Ликуд») и Пнина Таману-Шата («Йеш Атид»), религиозные лидеры, ученые и активисты приветствовали открытие центра на торжественном мероприятии в Академическом колледже Оно.
Посол Эфиопии в Израиле Цегай Берха назвал это «священной» инициативой и поклялся, что правительство Эфиопии будет поддерживать сотрудничество. Шалом отметил, что существуют уникальные эфиопские обычаи, которые заслуживают такого же академического и исследовательского подхода, что и европейский иудаизм. Эфиопский иудаизм считается «предталмудическим иудаизмом», то есть еврейская община в Эфиопии отделилась от других ветвей иудаизма до введения раввинских толкований и законов в Мишне и Талмуде, которые развивались последние 2000 лет. Поэтому эфиопское еврейство дает возможность изучить одну из самых близких к древнему иудаизму интерпретаций традиции иудаизма, доступных сегодня, сказал Шалом.
Основным спонсором Международного центра изучения эфиопского еврейства, стала семья Гевурц из канадского Монреаля. Илан Гевурц, который несколько лет назад служил в том же подразделении израильской армии, что и Шалом, сказал, что его семья твердо настроена на то, чтобы «дать голос меньшинствам, исследовать и понять все израильские меньшинства, а не только большинство», сказал он. «Предоставление эфиопским израильтянам места за столом укрепит весь народ Израиля», – сказал он. Одной из основных целей центра будет разработка учебной программы по эфиопскому еврейству для еврейских средних школ в США. «Идея состоит в том, чтобы создать учебный план по истории, сионизму и еврейским перспективам, которые трудно найти в еврейском мире, чтобы обеспечить равенство, принятие и поддержку «другого»», – сказал Шалом. Они планируют откорректировать учебную программу в США, прежде чем принести ее в Израиль, добавил Шалом.
Сам Шалом воплощает в себе тот плюрализм и взаимное уважение, которые он пытается привнести в израильское общество. С 2008 года Шалом является главным раввином синагоги «Кдошей Исраэль», ортодоксальной ашкеназской синагоги, основанной пережившими Холокост. Одновременно с руководством ашкеназской общиной, Шалом был ведущим философом и религиозным деятелем в эфиопской еврейской общине, в том числе в 2012 году написал книгу «От Синая до Эфиопии: галахический и концептуальный мир эфиопского еврейства», названную «Шулхан Арухом» (Кодекс еврейского религиозного закона) для эфиопских израильтян, кодифицировал многие эфиопские еврейские традиции и обсудил, как эфиопы должны соблюдать свои уникальные еврейские обычаи в современном Израиле. Центр возьмет на себя управление существующим Международным обществом по изучению эфиопского еврейства, группой исследователей, у которых не было академической штаб-квартиры. Он также планирует возить эфиопско-израильских студентов в Эфиопию для исследовательских поездок, что неизбежно укрепит еврейскую общину, все еще находящуюся в Эфиопии.
В Эфиопии около 8000 евреев, ожидающих репатриации в Израиль. Эти евреи не считаются евреями в соответствии с израильским Законом о возвращении, потому что у них были родственники, которые обращались в христианство, часто под принуждением, несколько поколений назад. Хотя премьер-министр Беньямин Нетаньяху первоначально объявил в 2015 году о правительственном плане, согласно которому каждый год в течение пяти лет ежегодно будет приниматься примерно 1000 евреев из Эфиопии, 1 млрд. шекелей (284 млн. долларов) на это не были заложены в бюджет на 2018 год, что привело к замораживанию иммиграции. На прошлой неделе Комитет по иммиграции и абсорбции Кнессета объявил, что иммиграция из Эфиопии, как ожидается, возобновится 4 февраля с прибытием 84 новых иммигрантов. Ожидается, что в феврале приедут около 300 эфиопов, а в 2019 году – 1000.
Депутат Кнессета Таману-Шата (Йеш Атид), сама выпускница Кирьят-Оно, сказала, что центр имеет важное значение для эфиопской общины в Израиле, поскольку они по-прежнему имеют дело с раввинскими властями, которые задаются вопросом, являются ли эфиопы «настоящими евреями» и со многими другими случаями дискриминации. Склонный к скандалам депутат парламента Орен Хазан («Ликуд») назвал Таману-Шату «домашним иммигрантом» во время жаркого слушания в Кнессете две недели назад. Вопрос о том, являются ли эфиопские израильтяне «настоящими евреями», до сих пор обсуждается, к большому огорчению лидеров общин. В июне многие люди были возмущены решением винодельни «Баркан» отстранить эфиопских рабочих от обработки вина, чтобы получить более строгую кошерную сертификацию от «Эда Харедит», частной бескомпромиссной ультраортодоксальной организации. Организация заявила, что не позволит эфиопам-израильтянам вступать в контакт с вином, потому что они не считаются евреями, а язычникам запрещено трогать кошерное вино. Винодельня, в конечном итоге, восстановила эфиопских рабочих и утратила сертификат «Эда Харедит».
Таману-Шата сказала, что центр поможет молодым эфиопам справиться с этим типом дискриминации, предоставляя им как конкретную информацию об их прошлом, так и расширение возможностей для их будущего. «Нам нужно собрать эту информацию для себя, потому что, когда бы ни велись споры об иудаизме людей из Эфиопии, у них не было ответов», – сказала Таману-Шата на открытии центра. «Нам нужна эта информация, чтобы дать ее нашим детям, дать им немного света и немного знаний против невежества и расизма». Сегодня в Израиле насчитывается около 150 000 евреев эфиопского происхождения, но расизм и дискриминация в отношении их удерживает общину на низком социально-экономическом уровне.
Согласно исследованию, проведенному в 2015 году Центром Тауба, только 20 процентов эфиопских евреев-израильтян, родившихся в Израиле или достигших молодого возраста, имеют ученые степени по сравнению с 40 процентами остальной части населения. Среднемесячный денежный доход для эфиопских семей на 35 процентов меньше среднего денежного дохода для остальной части израильского общества. Среди женщин, которые приехали в Израиль после 12 лет, 50 процентов работают в сфере уборки или пищевой промышленности. «Даже израильские исследователи и израильские ученые не знают достаточно об эфиопских евреях, которые должны занимать центральное место в современной израильской жизни», – сказал профессор Эфраим Ицхак, директор Института семитических исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси, который прибыл в Израиль на открытие центра и прочел там лекцию об исследовании эфиопской истории.
«Недостаток этих знаний усугубляет проблемы, которые социологи обнаруживают у эфиопов в Израиле», – добавил он. «Заявление о том, что некоторые евреи чище, чем другие, является ложной претензией. Это дерзость некоторых исследователей иудаизма. Эфиопские евреи не являются более или менее смешанными. Если кто-то говорит им, что они «чистые евреи», они обманывают себя, включая лидеров израильского правительства. Это благословение для такой страны, как Эфиопия», – сказал Ицхак. Ицхак часто говорит, что, когда он обращается к международным еврейским общинам, которые с удивлением узнают о существовании евреев в Эфиопии, он напоминает им об одном факте. «Эфиопия упоминается в Библии более 50 раз, – говорит он им, – а Польша ни разу!»
timesofisrael.com
Государственный департамент США
Резюме
Конституция кодифицирует отделение религии от государства, устанавливает свободу религиозного выбора, запрещает религиозную дискриминацию и предусматривает, что правительство не должно вмешиваться в исповедание какой-либо религии, и никакая религия не должна вмешиваться в дела государства. 18 июля в зоне Сидама, регионе южных наций и народов (SNNP), вспыхнуло насилие в связи с требованиями региональной государственности. По данным СМИ, связанных с Эфиопской православной церковью Тевахидо (EOTC), нападавшие убили священника и двух последователей церкви, сожгли дотла три церкви и частично разрушили четыре церкви. 3 февраля молодые члены Эфиопской православной церкви в Мекане Йесус, регион Амхара, сожгли мечети и разгромили предприятия, принадлежащие мусульманам. Аддис-Абебская епархия ЕАПЦ сообщила, что 27 сентября во время шествий в канун праздника Мескель (обретение истинного креста) силовики задержали 55 последователей Церкви. В марте правительство сняло ограничения на участие благотворительных организаций и обществ, включая религиозные организации, в правозащитной деятельности и получении иностранного финансирования. В мае Национальный банк Эфиопии (NBE) пересмотрел директиву, ограничивающую создание полноценных исламских (беспроцентных) банков.
В декабре нападавшие сожгли четыре мечети и одну церковь в городе Мота, регион Амхара, что вызвало осуждение со стороны премьер-министра Абия Ахмеда и вызвало протесты нескольких тысяч мусульман по всей стране. Неправительственные организации (НПО) продолжали сообщать о том, что некоторые протестанты и православные христиане обвиняли друг друга в ереси и в активной работе по обращению приверженцев одной веры в другую, что усиливало напряженность между двумя группами. 15 и 22 сентября последователи EOTC в нескольких городах региона Амхара устроили мирные акции протеста, чтобы осудить нападения на церковь, религиозных лидеров и последователей в зоне Сидама в регионе SNNP.
Представители посольства США и Государственного департамента в течение года встречались с представителями Министерства мира для продолжения обсуждения религиозной терпимости и радикализации. Представители посольства встретились с видными представителями протестантской христианской общины и НПО, чтобы обсудить роль правительства в религиозных делах и их оценку растущего влияния протестантизма в стране.
Раздел I. Религиозная демография
Правительство США оценивает общую численность населения в 111,5 млн человек (оценка на середину 2019 года). По данным последней переписи населения, проведенной в 2007 году, 44 процента населения придерживаются EOTC, 34 процента — мусульмане-сунниты, а 19 процентов принадлежат к христианским евангелическим и пятидесятническим группам. Однако общая численность населения с тех пор значительно изменилась, и наблюдатели в правительстве и за его пределами заявляют, что эти цифры не обязательно отражают нынешний состав. Большинство наблюдателей считают, что доля евангелистов и пятидесятников в населении увеличилась. EOTC преобладает в северных регионах Тыграй и Амхара, а ислам наиболее распространен в регионах Афар, Оромия и Сомали. У основанных протестантских церквей больше всего приверженцев в регионах SNNP и Гамбелла, а также в некоторых частях региона Оромия. Группы, которые вместе составляют менее 5 процентов населения, включают восточного обряда и католиков, членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Свидетелей Иеговы, иудеев и приверженцев местных религий. Община растафари насчитывает около 1000 человек, и ее члены в основном проживают в Аддис-Абебе и городе Шашемене в регионе Оромия.
Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания
Правовая база
Конституция требует отделения государства от религии, устанавливает свободу религиозного выбора и практики, запрещает религиозную дискриминацию и предусматривает, что правительство не должно вмешиваться в практику какой-либо религии, а религия не должна вмешиваться в государственные дела. Он допускает ограничения свободы вероисповедания в соответствии с законом в целях защиты общественной безопасности, образования и нравственности, а также для гарантии независимости правительства от религии. Закон предусматривает уголовную ответственность за религиозную диффамацию и подстрекательство одной религиозной группы против другой. Закон разрешает шариатским судам рассматривать дела о личном статусе при условии, что обе стороны являются мусульманами и согласны с юрисдикцией суда.
Регистрация и лицензирование религиозных групп находятся в ведении Управления по делам веры и религий Министерства мира, которое требует, чтобы незарегистрированные религиозные группы представили учредительный документ, национальные удостоверения личности своих учредителей, а также постоянный адрес религиозного учреждения и запланированных региональных отделений.
Зарегистрированные религиозные организации обязаны предоставлять ежегодные отчеты о деятельности и финансовые отчеты. Отчеты о деятельности должны описывать деятельность по обращению в свою веру и перечислять новых членов, недавно рукоположенное духовенство и новые молитвенные дома.
Согласно конституции, вся земля принадлежит правительству; религиозные группы должны обращаться как в региональные, так и в местные органы власти для выделения земли, в том числе для строительства мест отправления культа.
Государственная политика запрещает проведение религиозных служб в государственных учреждениях в соответствии с требованием конституции о разделении религии и государства. Правительство обязывает государственные учреждения делать двухчасовой перерыв в работе по пятницам, чтобы работники могли посещать исламские молитвы. Частные компании не обязаны следовать этой политике.
Конституция запрещает религиозное обучение в государственных и частных школах, хотя и государственные, и частные школы могут организовывать клубы на основе общих религиозных ценностей. Закон разрешает создание отдельной категории религиозных школ при церквях и мечетях. Агентство по делам благотворительных организаций и обществ, государственное учреждение, подотчетное федеральному генеральному прокурору, и Министерство образования регулируют религиозные школы, которые обеспечивают как светское, так и религиозное обучение. Министерство образования курирует светский компонент образования, предоставляемого религиозными школами.
Закон запрещает создание политических партий на религиозной основе.
В марте правительство внесло поправки в закон, который ограничивал правозащитную деятельность и иностранные источники финансирования благотворительных организаций и обществ, включая религиозные организации. Новый закон разрешает всем организациям гражданского общества заниматься пропагандистской и лоббистской деятельностью, а также собирать и получать финансирование из любого законного источника.
Религиозные группы, занимающиеся развитием, должны зарегистрировать свои подразделения по развитию в качестве благотворительных организаций в Агентстве по делам благотворительных организаций и обществ и следовать правовым нормам, вытекающим из Прокламации о благотворительных организациях и обществах.
В мае НБЕ пересмотрел свою директиву, разрешив создание полноценных исламских (беспроцентных) банков. Семь бизнес-групп начали процесс создания исламских банков. Ранее 10 коммерческих банков предоставляли беспроцентное банковское обслуживание через специальные окна. На экстренном заседании 31 июля Палата народных представителей утвердила пересмотренное постановление о банковских и таможенных делах, обеспечивающее правовую основу для выполнения НБЕ своей директивы и содействия созданию исламских банковских услуг.
Страна является участником Международного пакта о гражданских и политических правах.
Государственная практика
18 июля группы лиц из этнической группы Сидама, выступающие за создание региональной государственности, напали на церковь в зоне Сидама, район СНП.
Чиновники Министерства мира подтвердили, что толпа напала на религиозные учреждения, но не сообщили подробностей. СМИ, связанные с EOTC, сообщили, что толпа убила священника и двух последователей церкви, сожгла дотла три церкви и частично разрушила еще четыре. Местные исследователи, расследовавшие заявления СМИ, не смогли определить мотивы нападения. Согласно сообщениям местной прессы, организованные группы молодежи совершили акт вандализма в церкви Св. Эммануэля в Хиронии. Настоятель церкви Святой Марии Боре Дебре Генет в соседнем регионе Оромия сообщил СМИ, что его церковь приютила 474 внутренне перемещенных лица, в том числе дьяконов и священников, чьи церкви были сожжены во время конфликта. СМИ сообщили, что полиция арестовала сотни подозреваемых, а также лидеров молодежной группы Сидама, известной как Эджетто.21 января в Дыре-Дауа неизвестная группа молодых людей забросала камнями последователей EOTC, возвращавшихся с празднования Богоявления. Православная молодежь в ответ нанесла физическое нападение на неустановленную молодежь. Вмешалась полиция, которая применила слезоточивый газ и арестовала некоторых участников инцидента. За столкновением последовали беспорядки, которые на следующей неделе переросли в более широкие политические протесты. 24 января Полицейская комиссия объявила об аресте 84 человек, подозреваемых в участии в столкновениях, вспыхнувших 21 января9.0005
3 февраля молодые члены Эфиопской православной церкви в Мекане Йесус в регионе Амхара сожгли мечети и разгромили предприятия, принадлежащие мусульманам. По словам местных властей и религиозных лидеров, христиане нашли икону Святой Марии, разбросанную среди кусочков бумаги, которыми украшали пол шатра, построенного для исламской свадьбы. Молодежь, возмущенная этим предполагаемым осквернением, сожгла две мечети, частично повредила третью и разгромила магазины, принадлежащие членам мусульманской общины. В район переброшены региональные силы специального назначения для оказания помощи местной полиции в подавлении беспорядков. Местные СМИ не сообщают о пострадавших в результате инцидента. Федеральные и региональные власти направили в город группу официальных лиц для проведения публичных дискуссий между мусульманами и христианами. И мусульманские, и христианские группы осудили инцидент и пообещали сотрудничать в восстановлении разрушенных мечетей.
В феврале группа мусульман атаковала и сожгла семь протестантских церквей в Халаба-Кулито в регионе SNNP, по словам местных властей. Региональные власти заявили, что нападения были спровоцированы ложными новостями о том, что мечети подверглись нападениям немусульман в этом районе. Согласно одному из сообщений, подозреваемые скандировали лозунги джихадистов, нападая на места отправления культа, принадлежащие различным христианским конфессиям. Согласно отчету, муниципальная полиция присутствовала, но не предприняла никаких действий, и порядок не был восстановлен, пока полиция штата не прибыла во второй половине дня.
В мае поступили сообщения о нападениях вооруженных групп на православные храмы в зоне Северный Шоа региона Оромия.
Аддис-Абебская епархия ЕАПЦ сообщила, что 27 сентября во время шествий накануне праздника Мескель силовики задержали 55 верующих. Полиция сообщила, что 33 задержанных были одеты в футболки с надписями, призывающими прекратить нападения на церковь, а 12 задержанных имели при себе острые предметы. Полиция отпустила 37 задержанных через несколько часов после завершения торжеств.
В октябре поступили сообщения о боях во время протестов в регионе Оромия. Хотя боевые действия велись в основном на этнической почве, комиссар региональной полиции заявил, что были попытки сжечь церкви и мечети и что «была скрытая цель перевести весь протест в этноконфессиональный конфликт». По словам мэра города Адама области Оромия, по подозрению в ограблении и попытке поджога мечети и православного храма задержаны 68 человек. В Додале православный священник заявил, что мишенью стали православные христиане. За одну неделю восемь человек были убиты и похоронены в его церкви, а 3000 человек укрылись на ее территории.
Сообщений о навязывании или распространении правительством учений Аль-Ахбаш (суфийское религиозное движение, укоренившееся в Ливане и отличное от местного ислама) в течение года уменьшилось.
В 2018 году Управление регистрации религиозных групп Министерства мира сообщило, что на конец года было зарегистрировано 816 религиозных учреждений и 1640 братств и религиозных объединений.
1 мая премьер-министр Абий собрал лидеров Высшего совета по делам ислама (IASC) и Мусульманского арбитражного комитета, соперничающей группы, для разрешения споров внутри мусульманской общины. Усилия премьер-министра Абия побудили представителей мусульманской общины договориться на встрече о замене IASC (также называемого Меджлисом) переходным советом улемов (мусульманских ученых). Премьер-министр в сопровождении министра мира Муфериата Камиля выступил на встрече мусульманских лидеров 1 мая и заявил: «Единая мусульманская община является основой национального единства». Целью переходного совета, состоящего из 23 членов, является подготовка правовой и институциональной базы для новой структуры руководства мусульманской общины. Руководители меджлиса официально передали власть переходному совету, который затем избрал муфтия Хаджи Умера Идриса, уважаемого старейшину, своим председателем.
Группа местной молодежи и полиции в городе Бишофту, регион Оромия, остановила молодежь воскресной школы церкви Дебреметсехет Киданемихрет EOTC во время шествия в честь праздника Мескель 27 сентября, заявив, что последователи EOTC носили одежду, изображающую неразрешенную версию эфиопского флага. Несанкционированная версия флага тесно связана с этническим населением страны амхара и EOTC. Молодежь Воскресной школы отказалась сменить форму и вернулась в помещение церкви. В сообщениях говорилось, что участники из других церквей EOTC услышали о споре и решили не зажигать демера (большой костер) в отсутствие своих собратьев по церкви.
Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания
20 декабря нападавшие сожгли четыре мечети в городе Мота, регион Амхара, к северу от Аддис-Абебы, во время вспышки насилия, в ходе которой, по сообщениям СМИ, также пострадали предприятия, принадлежащие мусульманам. Государственные СМИ сообщили, что нападению также подверглась одна церковь. Премьер-министр Абий осудил нападение, назвав его попыткой «экстремистов разрушить нашу богатую историю религиозной терпимости и сосуществования». В течение недели после инцидента несколько тысяч мусульман по всей стране вышли на демонстрацию протеста. Впоследствии полиция арестовала 15 человек, подозреваемых в причастности к нападениям.
НПО продолжали сообщать о том, что некоторые протестанты и православные христиане обвиняли друг друга в ереси и в активной работе по обращению приверженцев одной веры в другую, что усиливало напряженность между двумя группами.
Последователи EOTC в нескольких городах региона Амхара 15 и 22 сентября провели мирные акции протеста, чтобы осудить нападения на Церковь, ее религиозных лидеров и ее последователей в зоне Сидама в регионе SNNP. Организаторы протеста заявили СМИ, что хотят, чтобы виновные в нападениях предстали перед судом.
Высший совет по делам ислама Эфиопии (EIASC) выразил постоянную озабоченность по поводу того, что, по его словам, было влиянием иностранных групп салафитов в мусульманской общине. Одним из примеров, приведенных EIASC, были иностранные салафитские группы, насильственно захватившие контроль над местными мечетями. EIASC заявил, что продолжает возлагать на эти иностранные группы ответственность за обострение напряженности между христианами и мусульманами, а также внутри мусульманской общины.
Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США
Сотрудники посольства продолжали взаимодействовать с Министерством мира и Министерством иностранных дел по вопросам религиозной терпимости, противодействия религиозному насильственному экстремизму и продвижения общих ценностей. Сотрудники посольства специально привлекли Министерство мира к религиозным аспектам этнического насилия, стремясь определить пути смягчения конфликта и области партнерства.
Представители Посольства провели встречи с религиозными лидерами, в том числе с канцелярией Патриарха ЕАПЦ, президентом EIASC и кардиналом, возглавляющим католическую церковь в стране, для обсуждения роли конфессиональных организаций в повышении религиозной толерантности в обществе.
Сотрудники посольства встретились с членами Межрелигиозного совета Эфиопии (IRCE) для обсуждения религиозной терпимости и нападений на места отправления культа. В ноябре высокопоставленный представитель Совета национальной безопасности США и сотрудники посольства встретились с IRCE и религиозными лидерами, чтобы обсудить первопричины религиозного насилия. Диалог посольства с IRCE был направлен на укрепление потенциала IRCE по сокращению религиозного насилия за счет расширения диалога между религиозными общинами и на оказание помощи IRCE в достижении ее цели по созданию платформы для объединения разрозненных религиозных групп вокруг общих интересов и продвижения межрелигиозной гармонии.
православных христиан в Эфиопии очень религиозны
православных христиан по всему миру демонстрируют самые разные уровни религиозности. Например, в то время как только 6% православных в России говорят, что посещают церковь еженедельно, подавляющее большинство православных в Эфиопии (78%) говорят, что делают это.
Действительно, по ряду стандартных показателей религиозности православные христиане, проживающие в странах, входивших в состав бывшего СССР, менее религиозны, чем живущие в других местах. В среднем 17 % православных взрослых в опрошенных странах бывшего Советского Союза говорят, что религия «очень важна» в их жизни, по сравнению с 46 % в других опрошенных странах Европы (Греция, Босния, Болгария, Румыния и Сербия), 52 % в США и 98% в Эфиопии.
Низкая религиозность среди православных, проживающих в странах бывшего СССР, может быть связана с подавлением религии при коммунистическом режиме. Но религия далеко не бесполезна в опрошенных бывших советских республиках: хотя мало православных христиан в этой части мира часто посещают церковь, большинство говорит, что они верят в Бога, и по крайней мере половина в большинстве стран верит в рай, ад и чудеса. И православные христиане в этих бывших советских республиках так же, если не больше, чем православные христиане в других местах, заявляют, что верят в судьбу и существование души.
Многие православные христиане, проживающие в бывшем СССР, также выражают религиозные или духовные убеждения, которые традиционно не связаны с христианскими учениями. Например, по меньшей мере половина православных христиан в большинстве бывших советских республик говорят, что верят в «дурной глаз» (т. е. в то, что определенные люди могут насылать проклятия или заклинания, от которых с кем-то случаются плохие вещи). Меньше православных христиан в Эфиопии (35%) придерживаются этой веры, хотя вера в сглаз значительно выше в других странах Африки к югу от Сахары.
Почти все эфиопские православные христиане говорят, что религия «очень важна» в их жизни
Эфиопские православные христиане значительно более религиозны, чем православные христиане, живущие в Европе и Соединенных Штатах. Большинство православных в Эфиопии говорят, что еженедельно посещают церковь (78%) и ежедневно молятся (65%), и почти все (98%) говорят, что религия «очень важна» в их жизни.
Уровень соблюдения религиозных обрядов особенно низок среди православных христиан в опрошенных бывших советских республиках, где доля тех, кто еженедельно посещает церковь, колеблется от 3% в Эстонии до 17% в Грузии. Точно так же в пяти других опрошенных европейских странах со значительным православным населением менее четверти православных христиан в каждой опрошенной стране говорят, что они еженедельно посещают церковь, хотя люди в этих странах в среднем гораздо чаще, чем жители бывшего СССР, говорят, что религия «очень важна» в их жизни.
Среди опрошенных американские православные христиане демонстрируют умеренный уровень религиозности. Небольшое большинство говорит, что они молятся ежедневно (57%), а около половины говорят, что религия очень важна для них лично (52%). Примерно каждый третий (31%) православный христианин в США говорит, что еженедельно посещает церковь — это более высокий уровень, чем в любой из опрошенных европейских стран, но намного ниже, чем уровень посещаемости среди православных христиан в Эфиопии.
Православие в Эфиопии
Эфиопия занимает второе место в мире по численности православного населения — около 36 миллионов человек — и имеет христианскую историю, которая восходит к четвертому веку. Церковные историки говорят, что в начале 300-х годов христианский путешественник из Тира (расположенного в пределах нынешних границ Ливана) по имени Фрументий был взят в плен в Аксумском королевстве, расположенном на севере Эфиопии и Эритреи. После освобождения он помог распространить христианство в регионе и позже был назначен первым епископом Аксума патриархом Александрии (расположенной в Египте). Сегодняшняя православная община в Эфиопии ведет свои религиозные корни к периоду Фрументия. 16
Результаты опроса показывают, что православные эфиопы, которые в настоящее время составляют 14% православного населения мира, гораздо более религиозны, чем православные христиане в Центральной и Восточной Европе и США. Например, 78% православных эфиопов говорят, что посещают церковь не реже одного раза в неделю, по сравнению с медианой 10% православных христиан в опрошенных европейских странах и 31% православных христиан в США. А 98% православных эфиопов говорят, что религия для них «очень важна», по сравнению с 52% в США и в среднем 28% православных христиан в Европе, которые так говорят.
Православная Церковь в Эфиопии является частью «восточной» ветви традиции, в общении с пятью другими восточными православными церквями (Египет, Индия, Армения, Сирия и Эритрея). Одним из отличительных факторов эфиопского православия является использование практик, уходящих корнями в иудаизм. Например, ортодоксальные эфиопы соблюдают еврейскую субботу, обрезают своих сыновей в возрасте восьми дней и соблюдают еврейские диетические законы. Кроме того, текст, воспетый православными эфиопами, устанавливает историческую связь с царем Израиля Соломоном, у которого, как считается, родился сын от царицы Эфиопии Македы (царицы Савской). Этот сын, Менелик I, стал императором Эфиопии около 3000 лет назад и, как говорят, перевез Ковчег Завета из Иерусалима в Эфиопию, где, по мнению многих православных эфиопов, он все еще находится. 17
Большинство православных христиан США абсолютно уверены в своей вере в Бога
Подавляющее большинство православных христиан во всем мире верят в Бога, но многие из них менее чем уверены в этой вере.
В целом православные христиане, проживающие в бывших советских республиках, значительно реже, чем жители других опрошенных стран, говорят об абсолютной уверенности в своей вере в Бога. Так считает большинство в Армении (79%), Грузии (72%) и Молдове (56%), но меньше православных выражают такую уверенность в других местах, в том числе всего 26% в России.
Между тем, большинство православных в Эфиопии, США, Румынии, Греции, Сербии и Боснии абсолютно уверены в существовании Бога. Эфиопские православные христиане чаще, чем другие опрошенные, заявляют, что верят в Бога с абсолютной уверенностью: так говорят почти девять из десяти (89%).
Большинство эфиопских православных христиан говорят, что они платят десятину и постятся во время Великого поста
Десятина, причастие и пост во время священных периодов, таких как Великий пост, являются обычными практиками среди православных христиан в странах за пределами бывшего СССР. Хотя пост во время Великого поста менее распространен в Болгарии, большинство в Боснии (77%), Греции (68%), Сербии (64%) и Румынии (58%) говорят, что постятся во время Великого поста, как и 87% эфиопских православных христиан. Для сравнения, в опрошенных бывших советских республиках только в Молдове большинство (65%) православных сообщают, что они постятся во время Великого поста.
Ни в одной стране бывшего СССР большинство православных христиан не сообщают о десятине, то есть о том, что они отдают определенный процент своего дохода на благотворительность или в церковь. Десятина более распространена среди православных в Боснии (60%), Эфиопии (57%) и Сербии (56%). Еще раз, Болгария выделяется на низком уровне; только 7% православных говорят, что они платят десятину.
Почти все православные христиане Европы крещены
Две религиозные практики, которые очень распространены среди православных христиан, независимо от того, где они живут, — это крещение и хранение икон дома. Подавляющее большинство православных в опрошенных странах говорят, что у них есть иконы святых, в том числе девять из десяти и более в Греции (9).5%), Румыния (95%), Босния (93%) и Сербия (92%). И, несмотря на низкий уровень общей религиозности, большинство православных, проживающих во всех опрошенных республиках бывшего СССР, говорят, что у них дома есть иконы.
Несмотря на то, что в советское время религиозные обряды в значительной степени подавлялись, подавляющее большинство православных христиан, живущих в бывшем СССР, утверждают, что они были крещены. Крещение почти повсеместно распространено среди православных в Греции, Румынии и некоторых других европейских странах.
Подавляющее большинство православных христиан в Европе говорят, что они зажигают свечи в церквях
Подавляющее большинство православных христиан в каждой опрошенной европейской стране говорят, что они зажигают свечи, когда посещают церковь, и в большинстве стран большинство говорят, что они носят религиозные символы.
Ношение религиозных символов (например, креста) более распространено в странах постсоветского пространства, чем где бы то ни было. В каждой опрошенной стране бывшего Советского Союза большинство православных христиан говорят, что носят религиозные символы. Для сравнения, в европейских странах, не входивших в состав Советского Союза, большинство в Греции (67%) и Румынии (58%) говорят, что носят религиозные символы, но такая практика менее распространена в Сербии (40%), Болгарии (39%). %) и Боснии (37%).
Вера в рай, ад и чудеса распространена среди православных
Большинство православных христиан во всем мире говорят, что верят в рай, ад и чудеса. Хотя эти верования особенно распространены в Эфиопии, даже в странах бывшего Советского Союза распространены верования в рай, ад или чудеса.
В целом, православные христиане в опрошенных бывших советских республиках несколько чаще, чем жители других европейских стран, говорят, что верят в рай, и значительно чаще говорят, что верят в ад.
А в США большинство православных говорят, что верят в рай и в ад, хотя особенно велик разрыв между долей тех, кто говорит, что верит в рай, и теми, кто говорит, что верит в ад (81% и 59% соответственно).
Широко распространенная вера в судьбу и душу среди православных
Среди опрошенных стран большинство православных говорят, что верят в судьбу, то есть в то, что обстоятельства в жизни во многом предопределены.
Точно так же по всей Европе большинство православных говорят, что верят в существование души. Православные христиане в бывших советских республиках так же, как и жители других европейских стран, верят в существование души.
Многие православные христиане верят в сглаз, магию
Опрос в Центральной и Восточной Европе, а также опрос в Эфиопии включал несколько вопросов о религиозных или духовных убеждениях, не связанных напрямую с христианством, и результаты показывают, что многие православные христиане придерживаются этих убеждений. Большинство примерно в половине опрошенных стран говорят, что верят в «дурной глаз» (т. е. в то, что определенные люди могут насылать проклятия или заклинания, которые вызывают у кого-то плохие вещи), и более трети в большинстве стран говорят, что верят в магию, колдовство или колдовство.
Меньшее количество православных верят в реинкарнацию, концепцию, больше связанную с индуизмом, буддизмом и другими восточными религиями. Тем не менее, в большинстве стран по меньшей мере каждый пятый православный христианин говорит, что верит в реинкарнацию.