Религия гаити: Religious Beliefs In Haiti — WorldAtlas

Вероисповедние, религи и ритуалы в Гаити в 2023 году

Религиозные убеждения

В течение долгого времени основной религией острова было христианство, преобладающая часть верующих была католиками. Такая религия на острове появилась благодаря французам, у которых во власти находилась большая часть Гаити.

Если говорить про то, какая религия Гаити сейчас является официальной, то государственная религия — это по-прежнему католицизм, но в течение последних четырех десятилетий протестантская миссионерская деятельность сократила долю людей, которые относят себя к католикам, более чем 90 процентов в 1960 году были католиками, но к 2000 году католики составляли уже всего 70 процентов. Помимо коренных жителей Гаити, христианство исповедуют также проживающие на острове французы, доминиканцы, американцы. На Гаити построено несколько тысяч христианских церквей.

Гаити славится своей народной религией, известной во всем мире, как практикующая шаманская вуду. Это своеобразный религиозный комплекс, синкретическая смесь африканских и католических убеждений, ритуалов и религиозных практикующих шаманов, при чем люда, поддерживающие вуду, продолжают быть членами католического прихода. Приверженцами этого вероисповедания были рабы из Африки, которые были завезены на Гаити колонизаторами. Они и распространили эту религию среди местных жителей Гаити.

Религия сопровождается стереотипными заблуждениями по поводу того, что это черная магия. На самом же деле, это такая религия, практикующие шаманы которой зарабатывают на жизнь, исцеляя людей от болезней, а не управляя людьми по средствам кукол.

Многие люди отвергли вуду, став абсолютными католиками, считая, что сочетать в себе две религии нельзя. Также на Гаити есть большое количество протестантов. Многие утверждают, что магия вуду на Гаити является неточной, что есть нарушения в проведении ритуалов, которые могут навлечь на людей злых демонов, вместо помощи духов-предков. Уровень тех, кто верит в вуду, невероятно высок.

Следует знать, что помимо вуду и христианства на Гаити есть и другие вероисповедания, но у них не так много последователей. На Гаити проживают мусульмане, есть даже небольшая мусульманская община. Приверженцы ислама

проживают в основном в городах Порт-о-Пренс и Кап-Аитьене. Ислам также распространился благодаря рабам, но уже из Западной Африки. Некоторые граждане острова исповедуют иудаизм и религию бахаи. Но их на Гаити очень мало.

Религиозные практики, ритуалы и святые места

Помимо священников католической церкви и тысячи протестантских служителей, многие из них обучены и поддерживают евангельские миссии организаций Соединенных Штатов. Также неформальные религиозные специалисты размножаться с невероятной скоростью.

Наиболее примечательными являются специалисты вуду, известные под различными названиями в разных регионах, женщин-специалистов по вуду называют Манбо. Считается, что женщины наравне с мужчинами имеют духовные силы в магии вуду.

Есть также большое количество католических священников, которые читают определенные католические молитвы на похоронах и на других торжественных случаях. Люди совершают паломничества к нескольким святым местам на острове. Эти места стали популярными в связи с проявлениями отдельных святых и там отмечены необычные географические особенности. Это такие места, как водопад в Саут Деу, самое известное из священных мест.

Он является местом сборищ последователей религии вуду. Особенно много их в июле. Они купаются в водопаде, поют различные песни, совершают обряды.

Водопады и некоторые виды крупных деревьев считаются особенно священными, потому что гаитяне полагают, что это своеобразные дома духов и порталы в наш мир, через которые духи могут войти в мир живых людей.

Смерть и жизнь после смерти

Убеждения относительно загробной жизни зависит от религии человека. Строгие католики и протестанты верят в существование вознаграждения или наказания после смерти. Здесь присущи понятия рая и ада. Практикующие Вуду предполагают, что души всех умерших уходят в другую обитель. Понятия награды и наказания в загробной жизни чужды для проповедующих вуду. Момент смерти характеризуется ритуальным плачем среди членов семьи, друзей и соседей. Похороны — это важные социальные события, на которые отводится несколько дней социального взаимодействия, в том числе устраиваются пиршества с потреблением рома. Члены семьи приезжают издалека, чтобы жить вместе в одном доме с родственниками умершего, а друзья и соседи собираются во дворе.

Мужчины играют в домино, а женщины готовят. Обычно обряд похорон вершится в течение недели, но иногда несколько лет спустя его повторяют, проводят девять ночей общения и ритуала. Похоронные памятники и другие погребальные ритуалы часто являются дорогостоящими и труднодоступными.

Люди не хотят, чтобы их хоронили в земле, они предпочитают, чтобы их хоронили над землей в специальной камере-гробе. Но иногда такое устройство стоит дороже, чем дом, в котором умерший жил всю жизнь. Расходы на погребальные ритуалы очень сильно растут.

Демонизированная народная религия Воду на Гаити

История первой свободной черной республики, Гаити, начинается с церемонии Воду. Только 20 лет назад вера, ранее известная как вуду, была официально признана там религией.

Демонизированная народная религия Воду на Гаити

Для многих гаитян церемония Bois Caïman, названная в честь места события, является настоящим началом революции, которая вспыхнула несколько дней спустя и привела к независимости Гаити в 1804 году. «Демонизированная народная религия Воду неправильно понята. А последователи подвергаются преследованиям со стороны полиции» – считают исследователи.

Вечером 14 августа 1791 года рабы с окрестных плантаций собрались в лесу в горах Гаити на церемонию своей религии Воду . Согласно традиционным рассказам, жрица Сесиль Фатиман принесла в жертву духу Эзили Дантору черную свинью. Жрец Датти Букман призывал к мести белым рабовладельцам.

100 % последователей Воду

На Гаити, как гласит часто употребляемая поговорка, 70 % населения – католики, 30 % – протестанты и 100 % – последователи Воду – настолько центральное место в их самоощущении занимает эта народная религия. Тем не менее, Воду была официально признана религией в этом карибском государстве только 20 лет назад. 20 лет назад, 7 апреля 2003 года – в 200-летнюю годовщину смерти борца за свободу Туссена Л’Овертюра – тогдашний президент Гаити Жан-Бертран Аристид издал указ о юридическом равенстве Воду с христианскими конфессиями.

С тех пор люди на Гаити стали немного смелее публично говорить о Воду, говорит Кира Малика Дэниелс, доцент кафедры афро-американских исследований Университета Эмори в США. «Но в целом эта религия по-прежнему невероятно обесценена, демонизирована и неправильно понята. А последователи подвергаются преследованиям со стороны полиции», сказал он.

Духи природы и святые

В 17 и 18 веках сотни тысяч африканцев были вывезены на Гаити в качестве рабов. Воду зародилась в Западной Африке, в районе современного Бенина. На плантациях сахарного тростника на Гаити рабам пришлось маскировать свой культ, поскольку белые правители пытались насадить среди них христианство. Так возник так называемый синкретизм – смешение двух религий. Сегодня почти каждый из духов природы в Воду – «Лоа» – соответствует католическому святому.

Тот факт, что в результате революции рабов на Гаити возникла первая в мире республика под руководством чернокожих, был воспринят в белом мире как угроза. Гаити изображалась как страна кровожадных дьяволов, не в последнюю очередь в Голливуде – термин «зомби» происходит от гаитянской веры Воду.

Но даже в независимом Гаити религии приходилось нелегко. Лидеры повстанцев могли стать божествами, согласно широко распространенному поверью, как пишет в книге «Осколки кости» Патрик Беллегарде-Смит, заслуженный профессор африканских исследований и соредактор «Журнала гаитянских исследований» в США – сам он был священником Воду: «Однако, придя к власти, генералы/президенты, опасаясь силы религии, запрещали ее, чтобы обеспечить себе власть или успокоить западное «мировое мнение».

Даже сегодня последователи Воду подвергаются демонизации и преследованиям

Даже сегодня, по словам Дэниелса, последователи Воду подвергаются демонизации и преследованиям. Гаитянские протестанты, в частности, чувствовали угрозу с их стороны. Он ссылается на сообщение о том, что после разрушительного землетрясения 2010 года последователи Воду, которые обращались к духам за помощью, были запрещены. Их обвиняли в том, что они вызвали землетрясение, говорит Дэниелс. «Когда в 2021 году на юге страны произошло еще одно сильное землетрясение, люди снова поспешили обвинить Воду».

Беллегарде-Смит говорит, что в США эта религия все чаще находит новых приверженцев среди молодых людей гаитянского происхождения. Он объясняет это гордостью за гаитянскую идентичность в отличие от других групп иммигрантов. Десятки священников и жриц Воду получили докторские степени и преподают в университетах США, сказал он Deutsche Presse-Agentur. «Воду, как естественная, традиционная, племенная и коренная религия, выходит за рамки религии, она закрепляет национальный этос».

Читайте также:

  • Катрин Геринг-Эккардт: религия, экология, борьба с влиянием Путина
  • Что важнее всего для немцев: семья, работа, политика или религия?
  • Политика и религия в Германии: баварских чиновников обяжут вешать кресты в госучреждениях

Подпишитесь на наш Telegram

Получайте по 1 сообщению с главными новостями за день

Читайте также:

Гаитянские церкви и устные истории в Чикаго · Цифровой Чикаго

Обзор гаитянских религиозных традиций

Религия и духовность занимают центральное место в гаитянской культуре и всегда представляли собой многогранный набор практик, сочетание местной гаитянской духовности, порабощенных африканских религиозных практик , и католицизм, принесенный французскими колонизаторами. В частности, вуду, католицизм и протестантизм являются центральными идеологиями в «изменчивом и множественном ландшафте гаитянской религиозной истории» (Richman, 2012). Несмотря на неправильные представления о гаитянской религии (особенно о вуду), гаитяне полагались на свою многомерную духовность как на источник силы и культурного самовыражения в диаспоре. Классовые (социальные и экономические) вопросы, а также волны миграции и поколений формируют гаитянские религиозные традиции и обычаи и лежат в основе устных историй, представленных в этом проекте.

Вуду


Большая часть литературы, написанной о гаитянских религиозных традициях, раскрывает сложные идеологии вуду. Вуду носит ритуальный характер, преодолевая границу между материальным и духовным миром, и является продуктом африканских (йоруба) и коренных гаитянских традиций. Музыка, игра на барабанах, танцы и искусство также играют важную роль в практике гаитянского вуду.

Вуду продвигает идеи как личного продвижения, так и защиты. Жан Прайс-Марс, гаитянский ученый, первым написал о вуду в 19 году.28, что сделало его пионером в этой области. Точно так же Мелвилл Херсковиц, американский ученый, прославился своими исследованиями вуду и тем, что отправлял своих учеников на Гаити для изучения вуду. Среди студентов была знаменитая афроамериканская танцовщица Кэтрин Данхэм, которая работала над диссертацией о карибских религиозных традициях, уделяя особое внимание Гаити.

Важность вуду для гаитянской культуры начинается с гаитянской революции, которая, как многие отмечают, была вызвана церемонией вуду в 179 году.1. Однако между 1804 и 1860 годами правительство Гаити подавило практику вуду , в основном из-за ее революционной силы, как видно из первоначальной революции. Класс мулатов, богатство и власть которого росли, также поддерживал подавление вуду, которое в основном практиковалось большинством чернокожих гаитян из низшего сословия. Только в 2003 году президент Гаити Жан Бертран Аристид признал вуду признанной религией на Гаити.

Несмотря на то, что правительство много лет считало вуду незаконным, гаитяне продолжали поддерживать культурную и религиозную практику. Вуду стало частной домашней практикой на острове, а также в диаспоре. Гаитяне, живущие за пределами острова, держали свои традиции вуду в тайне в основном из-за негативных стереотипов об этой практике, многие из которых уходят своими корнями в 1915-1934 Оккупация Гаити США.

Католицизм

Римский католицизм, одна из древнейших христианских традиций, сыграл ключевую роль в истории Гаити благодаря европейским миссионерам, которые принесли с собой католицизм на остров и укрепили его практику. Епархии Санто-Доминго и Консепсьон-де-ла-Вега были основаны на острове Эспаньола в 1511 году, менее чем через два десятилетия после того, как испанцы основали колонию Санто-Доминго. Католицизм стал официальной религией Гаити с 169 г.7 после того, как французы захватили западную половину острова, и он оставался официальной религией до 1985 года. Гаитянские диктаторы Франсуа и Жан-Клод Дювалье нарушили господство католицизма на Гаити как единственной установленной религии. Несмотря на то, что католицизм оставался официальной религией, санкционированной государством, гаитяне наполнили свои собственные культурные традиции поклонения католическими практиками с момента начала рабства на Гаити в конце пятнадцатого века. Как отмечает ученый Лесли Десманж, «рабы использовали ритуалы католической церкви, чтобы маскировать свою практику своих родных традиций». Например, ученые отмечают, что существует подвижность в том, как гаитяне думают о лева / лоа (духах гаитянского вуду) и католических святых, поскольку многие католические святые имеют личности и атрибуты, которые соответствуют левам / лоа.

Землетрясение 2010 года подвергло людей испытанию веру и доверие к католицизму, поскольку многие не могли объяснить, почему их набожная вера не защитила или не спасла их от такого опустошения. В то же время многие католические НПО (неправительственные организации) оказали помощь в спасении и восстановлении после землетрясения.

В диаспоре католическая церковь выполняет важные функции социального обеспечения, а католические школы остаются важным инструментом социальной мобильности. Более того, как утверждает ученый Регина Джексон, католицизм остается важным источником респектабельности для гаитян в диаспоре, которые стремятся утвердиться на своей новой родине.

Протестантский евангелизм

С 1970-х годов наблюдается рост протестантского евангелизма в Латинской Америке и Карибском бассейне, и эта тенденция также наблюдается на Гаити. Как христианская традиция, протестантские евангелисты считают, что наиболее важным аспектом Евангелия является спасение, которое предлагается его верующим через жертву Иисуса Христа. Они придают большое значение личному обращению или опыту «рождения свыше» и сосредотачиваются на важности сильной веры. Как отмечает ученый Пол Бродвин, протестантский евангелизм предоставляет своим верующим возможность «ощутить Бога», особенно с помощью живой музыки и бурного поклонения. Протестантский евангелизм также включает Церковь адвентистов седьмого дня, которая отличается соблюдением субботы как дня поклонения и акцентом на неизбежном Втором пришествии Иисуса.

В 1985 году Жан-Клод Дювалье признал протестантизм религией на Гаити из-за растущего числа гаитян, обращенных в эту религию. Тем гаитянам, которые обратились в протестантизм на материке, было легко продолжать свою религиозную принадлежность в диаспоре, учитывая количество протестантских церквей в Соединенных Штатах. В их новых сообществах евангелизм дает утешение от расовых и культурных стереотипов. Они также используют религиозные традиции, чтобы сформулировать чувства потери в диаспоре и испытать духовное исцеление.

 

 

 

Религия на Гаити — Помощь Гаити

Большинство гаитян исповедуют католицизм, и все большее число гаитян исповедуют протестантизм (по оценкам, от 20 до 30 процентов). Но опросы показали, что подавляющее большинство гаитян, независимо от религиозной принадлежности, придерживаются по крайней мере некоторых верований вуду.

Вуду (также Вуду) можно приблизительно определить как лоскутное одеяло из духовных верований, практик и суеверий, завезенных африканскими рабами более двух столетий назад и слившихся с частями католицизма. По сравнению с большинством основных мировых религий, она слабо структурирована и часто импровизируется ее приверженцами. Тоже не совсем понятно.

Вуду чаще всего принимает форму анимизма (вера в то, что все в природе имеет души или духи) и синкретизма (смесь анимизма с другими религиозными верованиями, такими как христианство). Вуду практикуется в разной степени. Некоторые гаитяне полностью светские. Другие лишь номинально верят в суеверия и «бабьи сказки» с корнями вуду. И все же другие ревностно практикуют его, особенно жрецы вуду, жрицы и знахари.

Как и любая религия, вуду также подвержено манипуляциям со стороны своих лидеров, которые иногда используют его для получения власти, оскорбления других и набивания своих кошельков.

Мы верим, что любая религия, не признающая Христа Сыном Божьим и Спасителем мира, в конце концов вводит нас в заблуждение. Таким образом, духовные верования вуду являются реальным и мощным препятствием для близких отношений с Богом. Мы также верим, что Христос победил мир — включая Вуду — и что Он приглашает всех поверить в Него.

 

Вуду и гаитянская история

Согласно легенде, гаитянская революция началась ночью 179 г.1 в месте под названием Буа-Кайман. Группа рабов, возглавляемая жрецом вуду по имени Букман, собралась вместе и поклялась свергнуть своих белых угнетателей. Согласно сообщениям, кто-то принес в жертву свинью, и собравшаяся группа выпила кровь свиньи.

Через восемь дней началось восстание.

Часто говорят, что во время этой церемонии будущие лидеры Гаити заключили договор с Сатаной, посвятив ему землю на 200 лет в обмен на победу.

Многие христиане, как гаитяне, так и негаитяне, принимают за факт эту историю, и ее часто приводят в ответ на вопрос: «Почему Гаити так бедна?» Подробности встречи в Буа-Каймане на самом деле сложно доказать или опровергнуть, потому что существует очень мало исторических сведений, связанных с этой встречей. Историки и ученые не нашли никаких письменных свидетельств о заключении сатанинского пакта, но многие и сегодня продолжают придерживаться этих верований

Французы потерпели поражение после более чем десятилетней борьбы. Когда отцы-основатели Гаити разрабатывали различные версии конституции страны, в них не было ни слова о сатане или даже о вуду. Конституция 1807 года установила свободу вероисповедания, но сделала католицизм официальной религией Гаити, заявив, что никакая другая религия (включая вуду) не может исповедоваться публично.

Однако многие ученые считают, что провозглашение католицизма официальной религией было в значительной степени политическим шагом тогдашнего президента Туссена-Лувертюра, направленным на умиротворение различных европейских держав.

В 20-м и 21-м веках в страну приехало много протестантских миссионеров.

В 2003 году католический президент Гаити Жан-Бертран Аристид сделал спорный шаг, сделав вуду официальной религией в стране, приравняв некоторые церемонии вуду, такие как брак, с христианскими. Многие историки считают, что решение Аристида, как и решение Л’Увертюра до него, также было в значительной степени направлено на то, чтобы заслужить политическую благосклонность.

Сторонники теории дьявольского договора Буа-Каймана говорят, что Гаити потеряла Божье благословение, о чем свидетельствует статус Гаити как самой обездоленной и наименее стабильной страны Западного полушария. Критики теории говорят, что она игнорирует исторические факторы бедности Гаити, такие как дискриминационная внешняя политика, несправедливая торговая практика и традиции коррумпированных и деспотических правителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *