Религия индонезия: Индонезия: религия

Самая набожная страна / / Независимая газета

Повседневная жизнь в Индонезии неразрывно связана с проявлениями религиозности. Фото Reuters

95% индонезийцев убеждены в положительном влиянии религии на жизнь общества, говорится в отчете к ежегодному опросу общественного мнения под названием «Глобальный барометр надежды и отчаяния», который проводит ассоциация исследовательских агентств Gallup International. Возникает закономерный вопрос: почему эта цифра оказалась выше, чем в таких государствах, как, например, Саудовская Аравия или Иран, считающихся оплотами религиозности в современном мире?

Большинство населения Индонезии исповедует ислам суннитского толка. Количество последователей религии Пророка Мухаммеда в разных регионах колеблется от 85 до 98% населения. Однако этот ислам отличается от ближневосточного варианта большей мягкостью в силу удаленности Индонезии от центров исламского мира.

Среди первых мусульман, ступивших на индонезийскую землю, были, конечно, и арабы, но были и персы, индийцы, турки. Каждая из народностей приносила собственный вариант ислама, который к тому же причудливо смешивался с автохтонными индонезийскими верованиями, породив уникальную амальгаму анимизма, буддизма, индуизма и ислама.

Но индонезийский ислам лишь на первый взгляд терпим и «всепринимающ». В мире много народностей и наций, которые были сформированы религией, и немного религий, которые были сформированы народом. Среди первых, конечно, немцы и голландцы, получившие мощный толчок к национальному развитию в результате Реформации, среди вторых же почетное место должны получить индонезийцы, хотя они, конечно, уступают пальму первенства евреям, создавшим идею-лонгселлер о богоизбранности народа.

Чтобы ответить на вопрос, почему 95% индонезийцев положительно оценивают влияние религии на жизнь общества, нужно окунуться в индонезийскую культуру и вспомнить историю этой страны.

Индонезия – государство, хребтом которого является яванский этнос. Яванцев часто описывают как людей вежливых до подобострастия, уклончивых, умеющих угодить и нашим и вашим. Но это описание не совсем верно. По мнению индонезийского исламского теолога Азумарди Азра, яванцы могут быть прямолинейными до фанатичности. Однако настоящий яванец никогда не разъярится после того, как его интересы ущемили в первый раз, ведь у него есть несколько степеней непринятия обращения с ним: «не» (‘nga’), «не стоит» (‘ngalah’), «не надо» (‘ngalih’) и яростное «нет» (‘ngamuk’). Этим, кстати, объясняется и преобладание якобы мягких яванцев в рядах индонезийских исламских террористов.

В свете этого фанатичное следование исламу может быть рассмотрено как реакция на неприятие яванцами некой ситуации. Искать эту ситуацию долго не приходится – это глобализация, бич современного мира, больно ударивший по Индонезии во время неудачных реформ, проведенных в стране в начале 90-х годов прошлого века с подачи МВФ.

Представляется, что не одного читателя поразил Джон Перкинс в своей книге «Исповедь экономического убийцы», обрисовавший, как международные финансовые организации валили и без того не очень устойчивую экономику Индонезии. Этот аргумент тем весомее, что нефтяные монархии Персидского залива испытали скорее положительные эффекты от сотрудничества с Западом. А вот сколько процентов индонезийцев из тех девяносто пяти, положительно оценивающих роль религии, могло именно в начале 90-х годов обратиться к эгалитарным догматам ислама в поисках справедливости?

Скольких почитателей исламу добавили столкновения на псевдорелигиозной почве в начале нулевых годов на Калимантане и Молуккских островах? Тогда коренные жители и приезжие с других территорий (по правительственной программе переселения населения) схлестнулись в яростной битве за рабочие места и преобладание в местных правительственных органах. Но схватка приобрела религиозные тона, когда, возможно, совсем не фанатичные мусульмане-мигранты становились под исламские знамена и готовы были скандировать «Аллах Акбар!», потому что потеснить местных христиан из торговли можно было только скопом, а религия стала подходящей сплачивающей идеей.

Согласно опросу «Глобальный индекс религиозности и атеизма», проведенному Gallup в 2012 году, религиозность коррелирует с уровнем образования и дохода: чем выше уровень образования и дохода, тем ниже вера в трансцендентное. К сожалению, оценить уровень образования по официальным индикаторам невозможно. Знание средних баллов и уровня грамотности дает лишь самую общую картину: конечно, положение в Индонезии лучше, чем в африканском государстве Буркина-Фасо, где менее 30% людей старше 15 лет умеют читать и писать. Но в сфере духовного производства не всегда целесообразно применять естественно-научные методы (в данном случае статистический подсчет). Каждый, кто прошел систему официального образования, знает, что измерить знания практически невозможно. Зато существуют такие факторы, как интеллектуальная традиция и наследие. Сложно отрицать тот факт, что Болонский университет был основан в 1088 году, а Университет Индонезии (под названием «Медицинское училище для яванцев») – лишь в 1875-м.

Обратимся теперь к административной стороне вопроса. Представляется, что законодательное регулирование религии в Индонезии являет собой пример администрирования, наиболее благоприятного для расцвета религиозности. С одной стороны, государство обеспечивает достаточный уровень религиозных знаний через внедрение духовного обучения в программы общеобразовательных школ и конституционное закрепление несветского характера государства. Атеизм в Индонезии не запрещен прямо, но он противоречит одному из принципов индонезийской государственности Панчасила («Вера в единого Бога»). Практическая правовая реализация атеизма не предусматривается: в индонезийском паспорте есть графа «религия», вписать в которую можно лишь одно из шести официально признанных в Индонезии вероисповеданий: ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, буддизм и конфуцианство.

В то же время судебная система Индонезии основана на светском праве, а не шариате. Исламское право ситуативно разрешено применять только в самой исламизированной провинции Индонезии – Аче и только по отношению к мусульманам.

При этом решения шариатских судов Аче не должны противоречить светскому законодательству Индонезии, поэтому такие одиозные наказания, как забивание камнями и отсечение рук, исключены.

Применение светского законодательства дает внутреннюю свободу. Официально в паспорт можно вписать любую религию, санкции же за неисполнение ее заветов могут последовать лишь в мире горнем или при следующем рождении. Это дает религии преимущество быть осознанным выбором, а не чем-то, что тебя заставляют исповедовать (как, например, в Саудовской Аравии, где атеизм запрещен). Свобода в исполнении религиозных предписаний в сочетании с тем, что вера предоставляет готовую систему моральных координат, придает религии в Индонезии привлекательность для образованной молодежи. С одной стороны, религиозные нормы являются важным ориентиром в жизни для относительно молодого индонезийского народа, моральные нормы которого еще не были интериоризированы, как это произошло в Западной Европе. С другой стороны, религия предоставляет молодым индонезийцам возможность проявлять присущий молодежи нонконформизм уважаемым в обществе способом.

Протест молодежи против старшего поколения (людей, воспитанных в антирелигиозную по своему духу эпоху) проявляется в усиленном штудировании Корана и участии в таких архаичных обрядах, как забивание жертвенных животных на Ид уль-адха (Курбан-байрам). Подобный пиетет обычно одобряется и наставниками, и родителями, которые, конечно, склонны в этом случае оценивать религию как положительное явление.

Таким образом, религия для индонезийцев выполняет те же функции, что и в остальном мире: помогает преодолеть отчужденность от общества, от другого человека и самого себя, придает смысл жизни через создание перспективы и служит в качестве сплачивающей идеи. Но конкретное сочетание условий жизни современной Индонезии дает религиозному чувству больше возможностей для выражения. К таким условиям можно отнести психотип индонезийской нации, уровень культурного развития, склонность к общинности, высокую долю молодежи в обществе, уникальные исторические условия долгого сосуществования нескольких религий и их взаимопроникновения.

Индонезия – религиозный калейдоскоп тысяч островов

Индонезия – религиозный калейдоскоп тысяч островов

  • devmin
  • Лента

Существует ли возможность понять западному человеку глубину восточной души? Религия, проникающая повсеместно на востоке во все сферы жизнедеятельности, часто остается отверженной современными жителями Западной Европы и Северной Америки.

Манящий Юго-Восток Азии магнитит к себе тысячи туристов и путешественников каждый год. Крупнейшая островная страна мира – Индонезия остается жемчужиной этого региона Азии. Географическое положение государства обуславливает особенные черты истории, философии, ежедневного быта и мировоззрения жителей.

В религиозном аспекте Индонезия соединяет в себе разобщенные направления, при этом, оставаясь крупнейшей мусульманской страной. Тысячи мечетей опоясывают страну с одного края по другой, ведь большая часть населения (свыше 85%) исповедуют ислам. О том, когда ислам зародился на этих землях практически ничего неизвестно. Общепринято считать, что коренное население узнало о нем в VII веке.

Люди, знакомые с религией не по книгам, отмечают чрезвычайную мягкость исламских верований на территории Индонезии. И вместе с тем, в некоторых регионах страны каноны ислама соблюдаются строжайшим образом. Остальные мусульмане исповедуют религию, подверженную крайне сильному воздействию индуизма.

Менее 10% населения составляют христиане. Большинство из них это протестанты. Распространена христианская религия по стране крайне неравномерно. Вдобавок к этому, сейчас состояние христианства весьма нестабильное. Определенная умеренность индонезийского ислама, которая в целом, благоприятно складывается на развитии страны, не исключает религиозных гонений христиан, закрытий школ, ущемления религиозных прав.

Индуизм, который до XVI века был доминирующим в Индонезии, сейчас представляет собой ничтожные крохи от общей массы населения (не более 3%). Лишь на известном индонезийском острове Бали индуизм распространен повсеместно. Правда, это трудно назвать индуизмом в чистом виде. Балийцев отличает высокая степень эстетизма, позитивный подход к разным событиям, доверие во всем высшим силам. Искренняя, глубокая вера, что поступки человека определяют последующие воплощения души, обуславливают открытость, приветливость жителей острова, их простоту и набожность.

Кроме официально признанных религий, в Индонезии очень сильны анимистические верования. Это мировоззрение, которому присуща мощная вера в духов, многочисленных божеств и существ.

Испытывая регулярное воздействие цивилизации Европы, Индонезия смогла выработать религиозный плюрализм и сохранить толерантность в религиозном аспекте. Прибыв в Индонезию, а тем более прожив в ней больше положенного для туристов срока, легко убедиться в огромной силе веры. Вера, сопутствующая человеку от первого вздоха и до последней минуты жизни, вызывает трепетное благоговение. Удивительное сочетание многообразия религий и верований создают «Душу» Индонезии, которая способна восхищать и очищать умы, мысли и души не только местных, но и приезжих людей.

Религия в Индонезии

Почти 90% населения Индонезии исповедуют ислам, благодаря чему архипелаг получил титул крупнейшего мусульманского населения в стране. Однако закон шариата , исламский закон, не применяется во всей Индонезии, где есть 6 официальных религий : ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, конфуцианство и буддизм.

Первоначально религией в Индонезии был анимизм. Со временем культурные верования смешались с религиями, и в настоящее время балийский индуизм не имеет много общего с традиционным индуизмом, поскольку он все еще практикуется, например, в Индии. Возможно, именно этот синкретизм религий способствовал большой терпимости и мирному сосуществованию религий в Индонезии. Самый

важным религиозным наследием  в Индонезии являются храмы  Боробудур и Прамбанан  рядом с Джокьякартой на Яве.

Хотя сегодня в Индонезии исповедуются различные религии, тем не менее, существует государственная философия под названием Pancasila (буквально panca : пять, sila : предписание), которая напрямую происходит от пяти заповедей буддизма:

  • Есть только один Бог
  • Человечество цивилизованно и справедливо
  • Индонезия едина
  • Демократия должна быть продуманной и представительной
  • Социальная справедливость должна быть для каждого гражданина Индонезии

Теперь давайте узнаем больше об основных

религиях в Индонезии .

Ислам

В каждом путеводителе вы прочтете о важности религии в Индонезии  и о том, что эта страна является страной духовности. Ислам является одной из шести религий, официально признанных государством. По последней на сегодняшний день переписи населения, проведенной в 2010 году, 87,2% из 250 миллионов граждан объявили себя мусульманами. Это делает Индонезию крупнейшей мусульманской общиной в мире. Первое историческое упоминание об исламе относится к 11 веку нашей эры. Он всегда сосуществовал с оригинальными практиками и верованиями. Религия медленно распространялась по архипелагу через торговые сети и обращение правителей страны. Сегодня большая часть муслинового сообщества проживает на Яве, Суматре, Сулавеси, Калимантане

Индуизм

До появления монотеистических религий Индонезия считалась индуистско-буддийской страной. Индуизм был основной религией в Индонезии , принесенной на архипелаг индийскими браминами в 11 веке до н. э. Различные символы, имена, обряды или храмы показывают нам это культурное наследие. Однако сегодня только 2% населения Индонезии объявляют себя индуистами, большая часть из них проживает на Бали. В путешествии на Бали вы легко заметите многочисленные храмы и красочные подношения, а также традиционные церемонии, объединяющие балийцев. Бали следует кастовой системе, унаследованной от Индии, но балийский индуизм также имеет свои особенности и очень уникален.

Христианство

Сегодня христиане составляют около 10% населения Индонезии. Католицизм был принесён в Индонезию португальцами в начале 16 века нашей эры. Позднее протестантизм был принесён голландцами. К 1980-м и 1990-м годам на архипелаге начали появляться евангелические церкви. Сейчас они очень популярны среди китайско-индонезийского сообщества. Например, самые большие христианские общины, как правило, находятся в Новой Гвинее, Сулавеси или Флоресе.

Буддизм

До появления монотеистических религий буддизм, как и сам буддизм, был широко распространен на архипелаге и сосуществовал в разных королевствах. Сегодня буддизм является одной из шести официальных религий Индонезии, но, согласно переписи 2010 года, более 1% населения страны объявляют себя буддистами. Буддисты обычно являются частью китайской общины Индонезии. Одним из обязательных к посещению буддийских памятников является храм Боробудур на острове Ява, но вы также можете обнаружить бронзовую статую Будды на Сулавеси или остатки провинции Риау на Суматре.

Анимизм

Анимизм, строго говоря, не является религией, но он, безусловно, является частью повседневной жизни индонезийцев. Во время путешествия по архипелагу вы поймете, что очень часто религиозные практики совпадают с традиционным анимизмом. Духи, демоны, сверхъестественные силы, священные горы, пещеры с привидениями… Анимизм состоит в вере в то, что объекты, а также места наделены формой жизни. То, что нам в Европе может показаться суеверием, индонезийцы воспринимают очень серьезно. Так что будьте непредвзяты, путешествуя по архипелагу, и слушайте замечательные истории, которые расскажут вам местные жители.

6 основных религий Индонезии

Блог

  • 17 февраля 2022 г.
  • Комментарии закрыты

В Индонезии 6 основных или официальных религий (признанных правительством). Многие знают, что Индонезия — самая большая мусульманская страна в мире, но есть еще 5 религий, в которые верят меньшинства. Мы рассмотрим краткий обзор каждой из них.

Ислам

Как Индонезия стала крупнейшей мусульманской страной в мире? Когда ислам начал распространяться по Ближнему Востоку, мусульманские миссионеры взяли на себя роль торговцев, чтобы принести ислам в Азию в 8 веке. Многие индонезийские правители и члены королевской семьи обратились в христианство, и впоследствии их подданные повторили их обращение. Мусульманское завоевание островов стало еще одним фактором для многих индонезийцев, перешедших в ислам из индуизма и буддизма. Сейчас более 220 миллионов индонезийцев исповедуют ислам, около 87% населения.

Христианство

Христиане составляют 8% населения и в основном проживают в крупных городах и на восточных островах Индонезии. Христианство было принесено в Индонезию Португальской морской торговой империей в 16 веке. Многие христиане — китайцы-индонезийцы. В течение 20 века китайская религия была запрещена в Индонезии, в результате чего многие стали христианами.

Несмотря на то, что христиане признаны религией, в Индонезии преследуют христиан, особенно тех, кто ранее был мусульманином. Самый преследуемый район — Ачех, северо-западная оконечность острова Суматра. Ачех — автономная земля, регулируемая законами шариата.

Католицизм

Католицизм проник в Индонезию вместе с португальскими торговцами специями, а также католическими миссионерами в 16 веке. Когда португальцы были изгнаны из Индонезии, многим католикам пришлось принять ислам или быть убитыми. Сегодня острова в Индонезии, большинство населения которых являются католиками, — это Амбон, Флорес и Тимор, на которых проживает около 3% населения.

Индуизм

Индуизм — старейшая религия Индонезии, привезенная торговцами из Индии в первом веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *