Религия польши: мировоззрение поляков и основные конфессии – Полонистика (Polonistyka)

Содержание

Религия в Польше

Вера в Бога была принципом и оплотом жизни в Польше с давних времен. Фактически, создание польского государства связано с принятием христианства его правителем Мешко I в 966 году. Сегодня большинство коренных жителей считают себя “верующими” – 69,6%, “глубоко верующими” – 10,5%, “нерешенные” – 12%, “равнодушные” – 5,3%, “неверующий” – 2,6%. Почти половина из них ходит в костел каждое воскресенье. Это широко уважается поляками и воспринимается, как часть польской традиции.

Христианский верующий молится Богу с четками в руках.

Религия помогла польской нации выжить на протяжении всей истории. Церковь поддержала независимость Польши и объединила нацию в трудные времена, особенно во время раздела Польши, во время Второй мировой войны, и в коммунистические времена. Положение Церкви еще более возросло, когда в 1978 году польский уроженец Краковского архиепископа Кароль Войтыла стал Римским Папой Иоанном Павлом II.

С самого начала польской государственности в Польше сосуществовали разные религии.  В 16 и 17 веках, когда Европа была поглощена религиозными беспорядками, Польша была известна религиозной терпимостью, и многие беженцы прибыли сюда, спасаясь от преследований. До Второй мировой войны Польша была религиозно разнообразным обществом, состоящим из католиков (65%), православных и протестантов (32%) и евреев (3%). Ситуация резко изменилась после войны в результате немецкого Холокоста польских евреев и изгнания немецких протестантов, украинских православных и византийских католиков, а также делимитации новых границ.

Процессия верующих на Краковском рынке

Вероисповедания поляков

Сейчас главной религией в Польше является католическая ветвь христианства. По данным статистики,  около 90% поляков являются приверженцами католической церкви. В стране сегодня 41 епархия. Религия изучается как факультативный предмет в школе. Хотя преданность римских католиков в Польше снижается, Польша является одной из стран Европы с высоким уровнем религиозного обряда.

Второй по величине ветвью в Польше является Польская Православная Церковь.  У нее более 500 000 последователей, которые живут в восточной части Польши. В основном это представители, имеющие белорусские, украинские или русские корни. Святая Гора Грабарка является их самым важным святилищем и религиозным центром.

Сообщество протестантов состоит из около 120 000 верующих, в основном лютеране (евангелическо-аугсбургская церковь). Они сосредоточены в основном в Мазурском регионе на северо-востоке Польши и на юге.

Имеет своих почитателей на польских землях и Иудаизм. Представителями вероисповедания являются еврейские общины, общая численность членов которых составляет порядка 10 000 человек.

Существует небольшая община мусульман, насчитывающая около 1300 человек. Большинство из них являются потомками татарского населения, которые прибыли в Польшу в 17 веке. Их основные центры находятся в Белостоке, Богониках и Крушинянах на востоке Польши, а также в Гданьске.

Наиболее заметно влияние религии на жизнь Польши по воскресеньям и праздникам. В этот день каждый верующий считает своим долгом посещение дома Господнего, а также следует основным заповедям и выполняет необходимые ритуалы.  В этот день, также не работают многие магазины – в правительстве считают, что этот день должен быть посвящен семье и церкви, а не покупкам. 

Независимость Польши

Глядя на современную Польшу, которая стремительно развивается и привлекает своей красотой, трудно поверить, что было время, когда она официально не существовала на картах Европы и мира. Давайте попробуем разобраться в истории, со счастливым концом и узнаем почему 11 ноября Польша празднует День Независимости. 

Смутное время

В 1795 году враждебные Польше державы – Россия, Пруссия и Австрия – разделили оставшуюся территорию между собой, официально признав свою собственность и введя свое правление.

Жизнь поляков на оккупированных землях, под иностранной властью, была подвержена многочисленным репрессиям. Им навязывали свою культуру, обычаи, язык и религию. Не было польского правительства и армии, не было столицы. Не разрешалось использовать польский флаг и герб. Детей наказывали за то, что они говорили по-польски в школе, а взрослых за любовь к родному языку заключали в тюрьму.

Однако польский дух, патриотизм, вера и традиции жили внутри поляков. Каждое поколение отстаивало эти самые значимые ценности. Они сражались в великих национальных восстаниях, которые, к сожалению, закончились поражением. Пока не наступил долгожданный день.

Восстановление независимости Польши

Стало ясно, что начавшаяся в 1914 году Первая Мировая Война, в которой конфликтующие захватчики противостояли друг другу, выгодна польскому делу. Польша получила возможность бороться за свободу и утраченную независимость. После 123 лет плена, перегородок и иностранного правления, в конце 1918 года польское государство возродилось. Мечты поколений стали реальностью. Независимая Польша восстала всего за три недели. Этот необычайный темп удивил тогдашних наблюдателей политических событий в Польше и Европе.

Вот хроника тех дней 1918 года:

  • 7 октября – Совет регентов провозглашает независимость Польши.
  • 25 октября – создание правительства Юзефа Свежинского.
  • 30 октября – Польская ликвидационная комиссия в Кракове захватила власть в Западной Галиции.
  • 1 ноября – вспыхнули польско-украинские бои во Львове.
  • 3 ноября – состоялась австро-венгерская капитуляция.
  • 6–7 ноября – в Люблине было создано Временное народное правительство Республики Польша во главе с Игнацием Дашинским.
  • 9 ноября – после отречения императора Вильгельма II в Германии была провозглашена республика.
  • 10 ноября – Юзеф Пилсудский, командир 1-й бригады легионов, вернулся в Варшаву, интернированную в июле 1917 года немцами в Магдебурге.
  • 11 ноября – в лесу Компьень под Парижем было подписано соглашение о прекращении огня, положившее конец Первой мировой войне. Это был поворотный момент не только в истории всей Европы, но и Польши.

Узнав о возвращении Пилсудского, Игнаций Дашиньский приехал в Варшаву со всем правительством 11 ноября. В тот же день Юзеф Пилсудский получил военную власть от Совета регентов и начал консультации с представителями политических партий относительно создания коалиционного правительства.  С утра немецкий гарнизон был разоружен, а поляки захватили здания властей и офисов в Варшаве. Разоруженческая акция распространилась за пределы Варшавы, включая в Лодзь, Белосток, Калиш и Седльце. Вечером Пилсудский встретился с представителями Временного правительства, прибывшими туда из Люблина. Первый день свободы наступил. Немецкие флаги – заменены на польские.

  • 12 ноября – Пилсудский издал первый приказ армии:

«Солдаты! Я беру на себя командование вами, когда сердце каждого поляка бьется сильнее и ярче, когда дети нашей земли видят солнце свободы во всем своем великолепии. Я обещаю посвятить свою жизнь и кровь, для Родины и счастья ее граждан ».

  • 14 ноября – новым указом Совет по делам регентов принял решение о роспуске и передал все полномочия в государстве Юзефу Пилсудскому, учредив должность главы государства. Он стал первым маршалом Польши.

Как поляки празднуют и помнят этот день сегодня?

 День независимости, несомненно, особая дата.  В честь праздника 11 ноября объявлен выходным. Красочные, бело-красные мероприятия проводятся во всех польских городах – парады, марши, концерты и совместное пение патриотических песен. Люди выходят на улицы, чтобы посмотреть и принять участие. В Кракове происходит настоящий уличный театр, во время которого выступают представители армии и других служб, одетые в историческую форму времен национальных восстаний и войн. В Варшаве перед Могилой Неизвестного солдата проводятся официальные церемонии с участием государственных органов. Это время, Поляки, как нация, вместе преодолевают различия и глубоко проникают в общую память, историю и гордость! 11 ноября – великая годовщина! Польша отдает дань уважения тем, кто погиб за родину.

Религия в Польше — Википедия. Что такое Религия в Польше


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Религия в Польше играет довольно высокую роль в жизни страны. Господствующей конфессией являются католицизм. Государство оказывает финансовую поддержку традиционным конфессиям.

Правовой статус религиозных организаций

Статья 25 Конституции Польши предусматривает равноправие всех церквей. Для регистрации конфессии необходимо представить список из 100 верующих[1]. Церковные организации освобождены от ряда налогов, государством признается церковный брак (но не церковный развод) 11 церквей, если он зарегистрирован в 5-дневный срок, с 2015 года введен специальный добровольный налог в размере 0,5 % от подоходного налога гражданина в пользу какой-либо конфессии[1]. Кроме того, имеет место прямое финансирование государством религиозных организаций. Например, католическая церковь получала в начале 2010-х годов ежегодно около 175 млн евро

[1].

Реституция церковного имущества

В XX веке значительная часть церковного имущества была национализирована. После падения социализма встал вопрос о реституции. Для её осуществления уже в 1989 году были созданы специальные комиссии[1]. По некоторым оценкам, на начало 2010-х годов польская католическая церковь вернула около 69 % своего национализированного имущества[1].

Численность верующих

Согласно опросам, проводившимся в 2011 году, около 86,9 % граждан Польши являются католиками по вероисповеданию (86,7 % — Римско-католическая церковь), всего 1,3 % — православные христиане, 0,36 % — протестанты, 0,34 % — Свидетели Иеговы, и столько же приверженцев остальных религий[2].

По опросам 2005 года, проводившимися организацией «Евробарометр», были выданы следующие результаты:

  • 80 % граждан являются верующими людьми и придерживаются какой-то религии.
  • 15 % граждан не придерживаются какой-либо религии, но верят в сверхъестественные силы
  • 3 % граждан признали себя атеистами.
  • 2 % граждан затруднились дать ответ.

Религиозные течения[2]

ТечениеЧленыРуководители
Католическая церковь в Польше
 • Римско-католическая церковь
 • Восточнокатолические церкви (в том числе Украинская грекокатолическая церковь, Католическая церковь византийско-славянского обряда в Польше и Армянская католическая церковь)
33,399,328
 • Юзеф Ковальчик, примас Польши
 • Юзеф Михалик, глава Польского епископата
 • Челестино Мильоре, нунций Польши
 • Ян Мартынюк, архиепископ Украинской грекокатолической церкви
Польская православная церковь
504,150
Савва, митрополит Варшавский и всея Польши
Свидетели Иеговы в Польше129,270Warszawska 14,Pl-05830 Nadarzyn
Евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания61,738Епископ Ежи Самец
Мариавитская Церковь23,436Верховный епископ Михал Мария Людвик Яблонский
Пятидесятническая Церковь Польши (представляет Ассамблеи Бога)22,429Епископ Марек Каминский
Польско-католическая церковь20,402Епископ Виктор Высочанский
Церковь адвентистов седьмого дня9,654Глава церкви, отец Павел Лазар
Баптистский союз4,864Густав Чеслар
Исламский религиозный союз1,132Президент главного мусульманского института Стефан Корыцкий
Церковь евангелистов-методистов4,352Епископ Эдвард Пушлецкий
Евангелистическая реформированная церковь3,488Доктор Витольд Бродзинский
Католическо-Мариавистская церковь1,980Епископесса Дамьяна Мария Беатриче Шуглович
Союз еврейских общин1,222[источник не указан 2172 дня] • Президент Союза Пётр Кадлчик
 • Главный раввин Польши Михаэль Йосеф Шудрих

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Филиппов Б.А. Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши и Чехии) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — 2015. — № 25. — С. 68
  2. 1 2 Główny Urząd Statystyczny:Rocznik statystyczny Rzeczypospolitej Polskiej 2012, Zakład Wydawnictw Statystycznych, Warszawa: 2012  (англ.)  (польск.)

Религиозность в Польше — как это нас касается и касается ли?

Когда заходит разговор о Польше, часто поднимается тема религии. Возможно, не все знают, но Польша — одно из самых религиозных государств (и обществ) в Европе, о чем говорят многочисленные исследования. Любопытно, что, например, соседние чехи (тоже славяне, похож язык и быт) относятся к наименее религиозным.

Да и не сказать, что в России/Украине/Беларуси все поголовно верующие. Но не будем спорить, понятно, что все люди разные. Но в наших странах религия не так значима для общества в целом и не так сильно проникает во все сферы жизни.

А что в Польше? Здесь религия — своего рода национальная идея. Я слышала о том, что для поляков это способ единения. Как известно, у страны была непростая история, немало «разделов», когда Польша не была единой и независимой. А сейчас религия — это скорее традиция, уклад жизни, то, к чему местные привыкают с детства.

Я не утверждаю, что это хорошо или что это плохо. Такова особенность общества. Я приехала сюда жить, я ее принимаю и уважаю.

Костелы

В сети периодически всплывает забавная картинка с картой церквей в Польше:

Явно стеб, но он близок к истине. Костелов действительно много. В каждом районе не по одному. В идеале: чтобы каждый житель мог добраться туда в любое время пешком. Вижу, что в новых районах строятся новые костелы.

Есть варианты в классическом стиле, есть современные, необычные.

 

А это наш районный

Внутри обычно красиво (особенно в праздники!), часто есть органы (музыкальный инструмент), отличная ухоженная территория. В нашем, например, целый парк деревянных скульптур, огромные ели и пруд с рыбками. А в Рождество там организуют вертеп с живым осликом!

Колокола бьют ежедневно. Мы раньше жили ближе к костелу, так постоянно слышала, в 12 и в 17-30, если  не путаю. Теперь почти не слышу, а, может, и внимания уже не обращаю.

Религия и общество, особенности

Люди традиционно ходят на службы по воскресеньям. Если выйти прогуляться в районе 11 утра (но мы это редко делаем), то можно увидеть огромные толпы, идущие в ближайший костел. Берут с собой детей любых возрастов, младенцев в колясках. Поначалу я даже удивлялась — в нашем районе столько людей живет, оказывается!

Когда идут службы в честь религиозных праздников церкви тоже битком. Настолько, что многие стоят на улице и слушают трансляцию через динамики. Да, современной техники в костелах никто не чурается. Есть проекторы, есть телевизоры. Да что говорить, в нашем районном костеле свечки электрические! Кинул монетку и лампочка загорелась. И такое бывает, да! Никого не смущает.

Мы в костелы ходим редко. Бывает, заглядываем в праздники — там очень красиво, да и все равно больше пойти некуда, ведь все закрыто :-). В старых церквях шикарное внутреннее оформление.

Регулярно вижу объявления о том, что тот или иной костел приглашает на встречи для «обновления веры» или «катехизис» (наставление, ликбез, чтобы прийти к вере) для молодежи.

А еще после рождества священник из ближайшей церкви традиционно приходит в квартиры жителей для беседы. В подъезде заранее вывешивается информация, в какой именно день. Лично к нам никогда не звонили. Возможно, они знают, кто ходит в церковь  — к тем и идут.

Также знаю, что браки в основном заключаются в костелах. И, вероятно, из-за религиозности, для многих поляков на первом месте дети, семья. Процент разводов относительно небольшой (по исследованиям, в два раза ниже, чем в РФ), измены тоже не являются обычным делом. Если люди решают создать семью, то (обычно) относятся к этому серьезно.

На что еще влияет высокая религиозность? В стране запрещены аборты. Есть исключения — если беременность наступила в результате изнасилования, если продолжение беременности угрожает жизни и здоровью матери или ребенка, если у ребенка врожденные патологии. В прошлом году консервативная правящая партия пыталась ввести полный запрет абортов (кошмар, если представить), люди выходили на улицу сотнями, протестовали. Да и сейчас регулярно выходят, закон пока не приняли.

Касаемо отношения к секс-меньшинствам ничего сказать не могу, так как к ним не отношусь и таких знакомых не имею. Но, полагаю, большинство религиозных людей такие отношения не принимают. А вот показывают ли это открыто другим — не факт. Впрочем, слышала историю о том, что в Варшаве была инсталляция в виде радуги толерантности. И ее несколько раз сжигали, а в итоге вообще убрали — пожарная безопасность важнее.

Еще один популярный мем про Польшу

Также в связи с обсуждением темы религии стал всплывать новый закон, принятый той самой консервативной партией, — о запрете на торговлю по воскресеньям. Вроде как, сделано для работников магазинов — они смогут провести время в семьей, отдохнуть, сходить в церковь и т.д. Да и другие люди не будут отвлекаться на шоппинг. Пока запрет действует два воскресенья в неделю, позже хотят расширить. Я считаю, что государство не должно так вмешиваться в дела рынка. Люди сами способны решить, что им делать в выходные.

А касаемо работников торговли — никого не заставляли работать в воскресенье, желающие могли это сделать за увеличенную оплату. И таких немало — не у всех есть семьи, кому-то нужны деньги, кто-то вообще иммигрант и приехал работать и т.д. и т.п. Конечно, закрываются не все магазины. Как и в праздники, остаются открытыми небольшие сети типа «Жабки», магазины на заправках, кинотеатры, отдельные салоны и футкорты в крупных ТЦ — в законе есть нюансы и лазейки. Но в целом, надеюсь, что партия у власти сменится и все это отменят.

Впрочем, как  уже не раз писала, поляки в целом достаточно работящие. В других странах Европы (совсем не таких религиозных) норма, когда все закрыто даже по субботам, не говоря уж о воскресеньях. У нас сети до 22-23, салоны с услугами до 19-20 и так далее. В общем, жаль, что власти решили вмешиваться в дела торговли.

Ну да ладно, пойдемте к другим моментам. Детей здесь принято крестить в раннем возрасте.  А еще важным событием для ребенка и его родителей является первое причастие (комуния). Оно проводится в возрасте от 7 до 12 лет. Девочек и мальчиков наряжают в белые платья, смотрится красиво. Это часть жизни, долгожданный обряд, к потому готовятся, приезжают все родственники.

Распятия висят почти везде — в школах, в бассейнах, в кабинетах. Да вообще почти везде видела, где бывала.

Еще интересный факт — не раз замечала в общественном транспорте, как некоторые люди крестятся, когда проезжаем мимо костела.

В школах есть уроки религии. Но они не обязательные, вместо религии ребенок может посещать этику — и не такая уж и редкость. На этику ходят и поляки, и дети приезжих в равной степени, никто на таких косо не смотрит. Одна моя знакомая — православная христианка — водит детей в местную православную церковь. Им там ставят оценки, она отдает документы в школу и детям засчитывают уроки религии.

В детских садах тоже нередки уроки религии. Там поют песенки про бога и всякое такое. Опять же — если родитель не хочет, ребенок на эти занятия ходить не будет. В нашем частном саду уроков религии в принципе нет. В государственном у подруги — есть. И в частном через дорогу есть. Говорят, руководство религиозное. В тот сад ходит сын моих знакомых. Они были удивлены, когда их ребенок дома сложил руки перед едой и прочитал молитву. А дочка других знакомых из этого садика как-то вернулась домой с фразой «Мы все овечки Иисуса, а он наш пастырь». Но тех родителей такое положение вещей не смущает. Если смущало бы — сам можно сменить. Повторюсь, такое насаждение религии в детских учреждениях — скорее редкость.

Еще про школы и садики — традиционно отмечаются крупные религиозные праздники Рождество и Пасха. Утренники, мастер-классы (раскрашивание яиц, печенек). Но это скорее уже устоявшиеся традиции. Вот в Америке. например, далеко не все верующие, а все с радостью отмечают рождество и наряжаются кроликами на пасху.

Как это все влияет на приезжих/атеистов/представителей другой религии?

Что ж, вы уже поняли, что поляки очень верующие, очень многие ходят в церковь и отмечают религиозные праздники. Как же они относятся к тем, кто далек от религии?

Да никак! Никого не волнует, верим мы в бога или нет, ходим мы в церковь или нет. Никто нас не заставляет туда ходить. Никто об этом и не спрашивал. Если чьи-то дети не ходят на уроки религии в школе — тоже никто словом не обмолвится, все понимают и уважают выбор. В общем, на мой личный взгляд, высокая религиозность поляков не влияет на жизнь иммигрантов. С каким-то негативом не сталкивались.

Просто факт: поляки не все поголовно верующие (как иначе-то). Как-то я увидела рекламный билборд на улице с надписью «Имеешь право НЕ верить» с указанием сайта какой-то организации. Ну вроде разумная идея — сказать людям, что религия это не обязательно, пусть она везде и вокруг. Впрочем, через несколько дней плакат испортили, стерли адрес сайта и закрасили «НЕ», получилось — «Имеешь право верить» :-)).

Касаемо других религиий — в нашем городе вроде бы одна или две православные церкви. Есть и мечеть. Еще есть свидетели Иеговы (не поминать бы их всуе). Мне кажется, им сложно в таком обществе находить себе новых приспешников. Они часто стоят в центре со своими брошюрками, говорят на всех языках и не дай бог остановиться — заболтают с концами! Когда мы еще жили в съемной квартире, они звонили нам в квартиру и пытались прийти поговорить. Муж их всегда «отшивал», а я как-то пустила, полчаса стояли в дверях, не могла отвязаться. Еще слышала, что есть у нас церковь мормонов. В целом опять же, по рассказам той знакомой, которая глубоко православная, никто ее на почве веры не ущемляет.

Итого

Повторюсь: для меня религиозность — это особенность общества. Есть от нее и плюсы — например, щепетильное отношение к семье и браку. Минусы — дело субъективное. Кого-то напрягает, что ребенку в детсаду и школе могут «запудрить мозги», но, как я писала выше, даже если уроки религии есть, то они не обязательные.

Меня в религиозности поляков ничего не раздражает, ко мне никто на эту тему не пристает и верить не заставляет. Никто не интересуется, верю ли я и в кого. А если речь об этом заходит по какой-то причине, то с пониманием относятся к моему выбору. Не так страшен «черт», как его малюют. Поглядим, что изменится, когда ребенок пойдет в школу и будет более плотно общаться со сверстниками. Может быть, чем-то дополню.

Действительно ли поляки так религиозны, как мы привыкли думать?

             Наверное, многих удивит тема этой статьи. Казалось бы, разве нас с нашим атеистическим прошлым могут волновать подобные вопросы, когда мы собираемся на учебу или работу в Польшу? Я не побоюсь предположить, что этот вопрос будет одним из последних, который вы себе зададите, собираясь в Польшу. Я решила поднять такую непростую тему на своем сайте только в связи с тем, что религиозная сторона жизни – неотъемлемая часть жизни поляков. К сожалению, мне еще ни разу как человеку, который работает с людьми и постоянно сталкивается с самым разным отношением к вере и религии, не удалось встретиться с более или менее просвещенным белорусом в этой области. В вопросах буддизма и постулатах позитивного мышления сейчас подкованы многие, а вот в чем суть Исповеди и Причастия, ответят считанные единицы. Если на этот вопрос не сможет ответить поляк, то это было бы воспринято как временное затмение ума.            Лично мне темы, связанные с христианством, очень интересны. Сама я – католичка, читаю много книг на польском языке, которая описывает разные грани и стороны духовной жизни. На Интернет-портале «Radio Maryja» очень люблю слушать архив записей бесед из рубрики «Rozmowy niedokończone»/Неоконченные беседы. Кстати, очень рекомендую заглянуть туда тем, кто интересуется католической ветвью христианства, заодно можно будет скачать аудио на польском и послушать душеспасительные темы. В архиве хранятся материалы за одиннадцать лет существования этой рубрики.            Я заговорила об этой программе неспроста. Пару лет назад я открыла для себя эти беседы и благодаря им смогла сравнить степень погружения в религию, духовную сферу жизни поляков и нас, восточных славян. Программа построена так: в студию приходят разные гости, в основном, конечно, духовные лица, ксендзы, чаще всего с научными степенями. Они преподают в католических духовных семинариях, нередко за пределами Польши или просто занимаются глубоко какой-либо областью теологии. Значительную часть любой беседы обычно занимают ответы на телефонные звонки слушателей. Звонят поляки с Польши и других стран мира и задают интересующие их вопросы по теме беседы.             Когда я слушаю эти звонки, я всякий раз ловлю себя на мысли, насколько поляки осведомлены религиозно, как серьезно они относятся к вопросам веры, если они называют себя верующими. Они стремятся быть правильными и образованными католиками, читают католическую литературу, ходят на лекции и семинары, участвуют в молитвенных кружках.             В беседах поднимаются темы, которые, к примеру, у нас в Беларуси вызвали бы споры и непринятие среди людей, далеких от религии в целом. А таких людей у нас подавляющее большинство. То, что кто-то на Пасху несет в церковь огромную корзину еды для освящения, а потом весь день желает «Христос Воскресе!», говорит лишь о том, что для него это такой же праздник, как и Восьмое марта. На самом деле люди даже не вдумываются в суть происходящего, для них христианский праздник – очередной повод выпись и вкусно поесть.            Недавно слушала запись с участием знаменитого демонолога, ксендза-профессора Александра Посацкого/Aleksander Posacki, иезуита. Он рассказывал о том, как легко впустить в свою жизнь и свой дом нечистую силу. Рассказывал о предметах, имеющий оккультный характер, которые многие из нас, не осознавая их опасность, держат дома. Рассказывал о том, как молодежь наносит на тело символические татуировки, которые потом судьбоносно влияют на их жизнь. Он приводил примеры, как бездумно люди сейчас относятся к всевозможным гаданиям, и что потом из этого вытекает.            Когда разрешили принимать звонки, я была просто шокирована. Поляки, пользуясь присутствием знаменитого демонолога и экзорциста, стремились получить его совет, рассказывали свои ситуации. Почти каждый звонок начинался со слов «Спасибо вам за эту действительно нужную тему, ведь магия, гадание, оккультизм и псевдоучения окружают нас со всех сторон». Людей интересовали не вопросы, как найти хорошую гадалку или астролога. Люди интересовались, что им надо делать, чтобы очиститься от последствий увлечения гадалками или оккультной литературой. Они волновались по поводу детей и родственников, которые увлеклись спиритизмом или носят разные талисманы и перстни.             Я задалась вопросом: а скольких белорусских родителей заставит волноваться татуировка на теле ребенка-подростка, изображающая непонятные восточные символы? Или странная подвеска у него на шее. Гарантирую, что просто махнут рукой и скажут, ерунда, перебесится. То, что это может иметь тяжелые последствия для здоровья и жизни, вряд ли кто-то задумается всерьез. Я не упоминаю про походы к гадалкам и привороты, которые у нас предлагаются на каждом шагу.  Люди «кушают» все это, так как не понимают, с чем имеют дело в силу религиозной безграмотности. А потом получают по голове от жизни, да еще как крепко.            А вот поляки задумываются, много читают, просвещаются, задают вопросы ксендзам. Очень многие связывают жизненные неудачи и болезни с тем, что где-то поступили неправильно, пошли вразрез с правилами жизни христианина.            Однажды позвонила бабушка и жаловалась, что учительница задала всему классу нарисовать рисунок, связанный с Хэллоуином. Католическая церковь крайне негативно относится к данному празднику, и бабушка задала вопрос, как поступить, чтобы не испортить отношений с учительницей. Она не хотела, чтобы её внучка рисовала нечистую силу. И ксендз-профессор терпеливо объяснял, как правильно выйти из ситуации. У нас был бы просто смех в зале и фразы вроде: «С жиру бесится тетка!» А для поляков это тема серьезной беседы, в которой нет места иронии.            Обязательным предметом в польской общеобразовательной школе еще до недавнего времени являлась религия, которую преподавали католические священники. Только несколько лет назад стало возможно выбирать между этикой и религией. Каждый польский ребенок в возрасте примерно 9 лет приступает к первой Исповеди и принимает свое первое Причастие. По этому поводу принято устраивать большое семейное торжество, где дарят деньги и подарки.            Но постараюсь быть объективной: принципы вседозволенности, которые уже давно восторжествовали, например, в Западной Европе, докатились и до Польши. Но, по статистике,  поляки все равно пока остаются одной из самых религиозных европейских наций. Межполовые отношения поляков потихоньку уподобляются западному стилю: растет количество гражданских браков и одиноких матерей. Но с тем, что происходит на этом фронте у нас, это не сравнить. Уважение к институту брака и семьи в Польше намного выше. Об этом свидетельствует сравнительно невысокий процент разводов, если сравнивать с Восточной Европой. Дело в том, что почти все поляки обязательно заключают костельный/церковный брак. А Католическая церковь запрещает разводы. Я неоднократно слышала истории о том, как поляки борются за сохранение семьи, если приходят проблемы. Вот уж действительно «и в горе, и в радости…». У нас в аналогичных ситуациях пара предпочитает «разбежаться», несмотря на наличие детей.            Польская молодежь, если сравнивать с нашими ровесниками, более религиозна. Подчеркну, что именно в сравнении, ведь молодежь во все времена больше склонялась к атеистическим взглядам. Разница в том, что белорусская молодежь придерживается атеистических взглядов в силу отсутствия религиозного воспитания, а поляки – в силу бунта, отрицания и жажды свободы действий, поскольку религиозное воспитание они получили.             Часто сталкиваюсь с тем, с какой насмешкой и пренебрежением наши молодые люди осваивают языковую тему о польских религиозных традициях и праздниках. При этом они учат польский язык, чтобы уехать в Польшу на учебу или работу. Они придерживаются позиции, что религия – для слабаков. Я стараюсь не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Но уверена: если человек собрался ехать в чужую страну с сильными религиозными традициями, будет правильно удержать при себе свое отрицание.            Сейчас можно прочитать большое количество информации о неподобающем поведении католических священников. Почему-то именно этот момент становится веским доводом в пользу атеизма. Кстати, и среди поляков, особенно в крупных городах. Мол, священники грешат. Но ведь они люди, причем здесь Бог? Если человек не хочет, он ищет оправдание, когда хочет – возможность. Слушала одну очень интересную для меня книгу, которую написал бывший ксендз, «Я был ксендзом»/ Byłem księdzem – Prawdziwe oblicze Kościoła katolickiego w Polsce – Roman Jonasz. Суть в том, что герой этой истории перестал быть ксендзом, так как глубоко разочаровался в происходящем внутри системы. Он решил написать книгу, где описал пережитое. Кстати, эту аудиокнигу на польском языке я выложила в конце статьи.            Я не стану высказывать свои соображения, почему он решил написать подобную книгу, ведь в ней есть явно шокирующие факты. Но я сделала вывод, что эти события, если верить тому, что описывает бывший ксендз, могли происходить только в религиозном обществе, в обществе, где люди продолжают верить.

Польское общество / Религия в Польше

Папа Римский Бенедикт XVI, посещая Польшу в конце мая 2006 года, подчеркивал, что рад побывать в стране, которая не испытывает недостатка в священниках и церкви которой всегда полны верующих. В Европе Польшу действительно рассматривают как «экспортера духовенства» и «остров» католицизма в море секуляризма.

По мнению самих поляков, религиозность «прививалась им с детства», являясь основой воспитания. Дети обучались религии в костеле и семье. Родители молились, и дети, едва научившиеся разговаривать, повторяли за ними молитвы. Знание религиозных обрядов было обязательно для всех членов польской семьи, поэтому дети попадали в костёл значительно раньше, чем в школу. Влияние религии отчётливо прослеживается во всех сферах жизни польского населения. Например, в интерьере жилья обязательно должно было присутствовать несколько икон, которые, в отличие от православной традиции, нельзя было вешать в угол. В польской традиционной культуре угол считался «проклятым местом, куда обычно ставили провинившихся детей в качестве самого серьёзного наказания». Для посещения костела надевали самую лучшую одежду. Традиционными для польского населения остались рождественские и пасхальные праздники.

«Является ли Польша страной религиозных людей? Ответы поляков на этот вопрос остаются однозначными и неизменными… 96% населения считают себя верующими, при этом подавляющее большинство называет себя католиками», — по данным социологических опросов, проводимых Центром исследования общественного мнения (Centrum Badania Opinii Spolecznej). Результаты последних соцопросов CBOS вовсе парадоксальны: верующими называют себя 95% опрошенных, а католиками — 96%.

 63% заявляют, что следуют учению Церкви в повседневной жизни. Такого рода самоопределения позволили социологам из CBOS сделать следующий вывод: «Образ поляка-католика — не сугубо теоретический конструкт, католическая вера — конститутивная составляющая национальной идентичности граждан». Однако областью декларируемой принадлежности к той или иной религии или христианской конфессии анализ ментальности исчерпываться не может — существуют также повседневные реакции и поступки, поведенческие мотивировки, культурные стереотипы и так далее. Для социолога религиозность той или иной группы людей приобретает смысл в том случае, если она так или иначе определяет их социальное поведение.

Опрос, проведенный CBOS в мае 2006 года, дал следующие результаты: религиозными людьми назвали себя 69% респондентов, 17% заявили о равнодушном отношении к религии, 11% обозначили себя как «скорее нерелигиозных людей», 3% декларировали абсолютную нерелигиозность. «Верующий» еще не означает «религиозный». «Религиозность в понимании поляков в значительной степени отождествляется с участием в религиозных обрядах. О «религиозном равнодушии», в частности, заявляют люди, чье участие в обрядах можно назвать спонтанным и нерегулярным. Примечательно, что среди «равнодушных» есть и те, кто признает «особую значимость» обрядов крещения и похорон (87% и 89% опрошенных соответственно, что превышает 69% назвавших себя «религиозными» людьми).

Интересную статистику, результат многолетней работы, опубликовал в 2006 году Институт статистики Католической церкви (ИСКЦ): социологи института, в частности, начиная с 1979 года фиксировали число dominicantes (посещающих воскресные богослужения) и communicantes (причащающихся во время воскресных богослужений) в епархиях Католической церкви в Польше. Данные собирались в одно из воскресений октября или ноября; при этом в расчет брали то обстоятельство, что около 18% верующих в той или иной епархии — это дети до 7 лет, больные или пожилые люди, участие которых в воскресном богослужении не обязательно. Итоги 2005 года таковы: если опустить совершенно естественные региональные различия, о которых еще будет повод сказать ниже, то в среднем воскресные богослужения посещают 45% поляков, а причащаются по воскресеньям — 16,5%. То обстоятельство, что, согласно одному из последних исследований того же ИСКЦ, две трети (порядка 66%) поляков декларируют регулярное участие в воскресных богослужениях, лишний раз наглядно демонстрирует разницу между «декларативной» и «формальной» религиозностью.

Согласно данным соцопроса, проведенного CBOS в 2001 году, 21% респондентов, считающих себя «практикующими католиками», в то же время заявляют о «личном» характере своей веры и слабом влиянии на нее Церкви. Среди всех поляков, называющих себя верующими, таких 43%.

В то же время высокий уровень декларируемой религиозности поляков, зачастую не связанной с участием в религиозных обрядах, объясняется в частности, фаталистическим отношением поляков к жизни (уверенность поляков в том, что они влияют на ход жизненных событий, немецкие социологи оценивают как 6,1 по десятибалльной шкале; при среднеевропейском уровне 6,7 балла это один из самых низких показателей в Европе).

Качественные характеристики, которые дают поляки окружающему миру, зачастую содержат предикат «испорченности» или «греховности» (53-55% опрошенных). 53% поляков утверждают, что «ощущают близость Бога», однако подавляющее большинство (83%) не может сказать того же об Иисусе Христе или Деве Марии, что противоречит расхожим суждениям о распространенности «культа Богоматери» в Польше и указывает на то, что Церковь оказывает довольно слабое влияние на «оформление» религиозного опыта поляков. Каждый пятый поляк не верит в воскресение Иисуса, зато 32% верят в телепатию, 19,5% — в реинкарнацию.

Кроме того, для Польши характерен довольно высокий уровень антиклерикальных настроений: в социальной системе поляки отводят Церкви нишу, далекую от политики, рассматривая ее как религиозный институт sensu stricte, то есть дающий ответы на «конечные» вопросы. В середине 1990-х, по данным «Aufbruch», 85% поляков высказывались против того, чтобы Церковь «подсказывала» избирателям, за кого голосовать на выборах, а 81% считал недопустимым вмешательство Церкви в государственные дела. Эти цифры превращали Польшу из «бастиона католицизма» в «бастион антиклерикализма», выше были только показатели во Франции — 86% и 82% соответственно. Последние исследования, проведенные польскими социологами, рисуют несколько иную картину.

Так, ученые из OBOP по итогам проведенного в 2004 году опроса приходят к заключению, что 48% поляков считают вмешательство Церкви в политику «чрезмерным» (кстати, в 1996 году, по данным OBOP, такие суждения высказывали 59%), при этом 37% находят невозможным для государства руководствоваться в своей деятельности учением Католической церкви. «Иерархи Церкви должны воздерживаться от политических комментариев» — таков вердикт 77% поляков, опрошенных социологами Лаборатории общественных наук (Pracownia Badan Spolecznych, PBS) в 2006 году.

Стабильно негативное (при расхождении данных немецких и польских социологов) отношение поляков к участию Церкви в политической жизни де-факто является реакцией на частые проявления ее политической ангажированности. Представления о Польше как о «бастионе католицизма» формируются не только на основе соцопросов, в которых 96% поляков называют себя верующими, но и с учетом той роли, которую играет Католическая церковь в политической жизни страны, эффективности ее вмешательства в политические процессы. Примечательно, что, согласно данным исследований OBOP, самый низкий уровень недовольства поляков степенью вмешательства Церкви в государственные дела (48%) пришелся на 2003 и 2004 годы — период доминирования социал-демократов в Сейме.

«Общее доверие поляков к Церкви (78% по данным OBOP на 2004 год) сопровождается холодной дистанцированностью по отношению к ее повседневной деятельности; при этом критическое отношение к Церкви нарастает пропорционально образованности респондентов и в зависимости от величины населенного пункта, в котором они проживают». От места проживания респондентов, безусловно, зависит и уровень доверия к конкретным представителям католического духовенства — в небольших городах и селах он выше, чем в крупных урбанистических центрах. При этом даже в «самых католических» епархиях, по данным ИСКЦ, уровень доверия к приходскому духовенству не превышает 64% (для сравнения: самый высокий уровень доверия к епископу — 79,5%, к Конференции католических епископов Польши (ККЕП) — 75,7%, примаса — 84%). Стабильно высоким доверием (не менее 90%) пользовался в последние годы Папа Римский Иоанн Павел II, однако в период понтификата Бенедикта XVI такого рода опросы не проводились. Очевидно, что уровень доверия к священнослужителям у поляков снижается в зависимости от того, в какой степени контакт респондентов с тем или иным представителем духовенства является опосредованным: как только поляк сталкивается с Церковью лицом к лицу, доверие начинает падать.

Доверие к Церкви в Польше долгие годы поддерживалось за счет авторитета Иоанна Павла II. Согласно результатам проведенного PBS соцопроса, для 64,9% поляков после кончины Иоанна Павла II в Католической церкви в Польше не осталось авторитетов. Более того, согласно опросу, самым авторитетным из иерархов (15,5%) считается архиепископ Кракова кардинал Станислав Дзивиш, чью популярность можно объяснить только одним: на протяжении многих лет он являлся личным секретарем Иоанна Павла II. Если до 2005 года негативные стороны Церкви в сознании поляка могли быть нивелированы образом «великого и мудрого польского Папы», то теперь такого амортизатора недовольства у Церкви нет, и уже в ближайшие годы это может сказаться на доверии к ней как к институту.

В сфере морали обнаруживаются самые значительные расхождения между учением Церкви и убеждениями поляков. Это находит свое выражение в поддержке таких поведенческих практик и ситуаций, как: сожительство без заключения брака (32% поляков высказываются «за»), сексуальные отношения до брака (41%), использование контрацепции (48%), развод (22%), прерывание беременности (11%), эвтаназия (11%)». Pracownia Badan Spolecznych (PBS) приводит куда более красноречивые цифры: согласно данным исследования, проведенного PBS для издания «Gazeta Wyborcza», 66% поляков выступают против ужесточения запретов на аборты, 50% считают допустимыми аборты по «социальным причинам» (материальная несостоятельность матери и тому подобное), 51% допускает финансирование производства средств контрацепции со стороны государства, 56% не стали бы ограничивать представителей сексуальных меньшинств в праве провести «парад гордости» (для «католической» страны кричащий показатель!), 62% — против запрета на торговлю по воскресеньям.

По данным CBOS, 79% поляков поддерживают введение в школьную программу сексуального воспитания, 76% выступают за внеутробное оплодотворение, причем 36% считают, что для супружеских пар это должно быть бесплатной услугой. На протяжении последних 10 лет медленно, но увеличивался процент поляков, не желающих иметь детей (1% в 1996 году, 4% — в 2006-м), лишь 33% по состоянию на 2006 год выступали за многодетную (больше двух детей) семью, а традиционную модель семьи (работающий отец, воспитывающая детей мать) даже в сельской местности поддерживают лишь 44% мужчин и 37% женщин. Если католическая нравственная модель и оказывает воздействие на повседневное поведение, мотивацию и формирование социальных идеалов поляков, то сегмент населения, поддающегося этому воздействию, относительно невелик.

Результатом постепенной (и во многом неизбежной) евроинтеграции Польши станет принятие польским обществом современной европейской секулярной социальной парадигмы с последовательной реализацией принципов индивидуализации религии и морального релятивизма. Уже сегодня в составленном социологами списке ценностных ориентиров поляков религия занимает лишь седьмое место (28% опрошенных CBOS упомянули религию в числе «пяти основных ценностей»). Католическая церковь в Польше возлагает надежду на консервацию католических ценностей силами так называемого «поколения Иоанна Павла II» — молодежи, выросшей на учении «польского Папы», однако социологи считают «поколение» публицистическим штампом, нерелевантным действительности: по данным CBOS, именно для молодежи в возрасте от 18 до 24 лет в наибольшей степени характерен моральный релятивизм. Впрочем, Польшу едва ли ожидает стремительная секуляризация: при высоком уровне урбанизации (61,9% по состоянию на 1996 год) значительная часть населения страны проживает в малых городах и сельской местности с относительно высоким уровнем религиозности, значение аграрного сектора не снижается, а получаемое в крупном городе образование статистически не очень часто оказывает влияние на религиозность молодого человека из села или малого города. Тем не менее социологические исследования демонстрируют разрыв в частоте участия в религиозных практиках со стороны поляков в возрасте от 18 до 54 лет (55-56% делают это регулярно) и поляков в возрасте от 54 лет и старше (67%). Защитники «евробастиона католицизма» стареют и вытесняются на периферию, и по мере урбанизации страны, увеличения необходимости в образованных и высококвалифицированных кадрах, миграции населения в крупные города, роста благосостояния населения их будет становиться все меньше.

Источник:

Станислав Минин — Кто защищает «бастион католицизма»?

основных религий в Польше — WorldAtlas

Бенджамин Элиша Саве, , Общество Римско-католическая церковь в Польше.

Польша является широко религиозной страной, в которой установлено право на свободу вероисповедания.Самая большая религия в Польше — католицизм, за которым следуют другие христианские конфессии, а также растущая тенденция агностицизма и атеизма. Ниже представлена ​​разбивка религиозной демографии в Польше.

Католицизм — 33,399,327

католиков составляют большинство населения Польши. Происхождение христианства в Польше восходит к 966 году нашей эры, при правлении Мешко I.Римский католик пользовался выдающимся положением наряду с другими религиями, пока Вторая мировая война и эпоха коммунизма не изменили религиозный состав Польши.

Считается, что Римско-католическая церковь сыграла решающую роль в падении коммунизма в Польше. Назначение кардинала Кароля Войтылы Папой Иоанном Павлом II в 1978 году еще больше укрепило Римско-католическую церковь в Польше. Папе приписывают большой вклад в события, приведшие к окончательному свержению коммунизма.Религия стала синонимом антикоммунизма в 1980-х годах и собрала огромное количество последователей. Церкви было предоставлено законное право управлять своими больницами, университетом в Люблине и многочисленными школами в 1989 году.

Около 90% жителей Польши принадлежат к католической церкви. Сегодня в стране 41 епархия.Религия изучается в школе как факультативный предмет. Хотя преданность римских католиков в Польше снижается, Польша является одной из стран Европы с высоким уровнем религиозного обряда.

Польская автокефальная православная церковь (Восточная православная церковь)

православных — это около 504 150 человек в Польше. Православие пришло в древнюю Польшу в IX веке.Большинство православных общин находилось на территории Украины и Беларуси. Эти территории до обретения Польшей независимости находились под властью Московского Патриархата. Православные общины, присутствующие в независимой Польше, начали свои поиски автокефалии. Московский Патриархат оказал большое сопротивление этим усилиям. Конфликты с католиками были очевидны в 1930-е годы. Эти конфликты привели к изданию указа 1938 года, который предоставил православному духовенству равные юридические права с духовенством других религий.

Православная церковь в Польше процветает с тех пор, как получила автокефалию. В Польше семь епархий и 11 монастырей. Религия играет активную роль в большинстве церковных объединений.

Преобладающие религиозные верования в Польше

Свидетели Иеговы
Ранг Религия Население
1 Католическая церковь 33,399,327
2 Польская автокефальная православная церковь 504,150
3 Свидетели Иеговы 129,270
4 Евангелическо-Аугсбургская церковь в Польше 23,436
5 Церковь пятидесятников в Польше 22,429
6 Польская католическая церковь 20,402
7 Церковь адвентистов седьмого дня 9654
8 Христианская баптистская церковь в Польше 5,100
9 Евангелическая методистская церковь в Польше 4,352
10 Церковь Бога во Христе 4140
11 Евангелическая реформатская церковь в Польше 3,488
    org/BreadcrumbList»>
  1. Главная
  2. Общество
  3. Основные религии в Польше

Польша Религии — демография

Религии:

Католик 85.9% (включая 85,6% католиков и 0,3% греко-католиков, армянских католиков и византийско-славянских католиков), 1,3% православных (почти все являются польскими автокефальными православными), 0,4% протестантов (в основном евангелистов Аугсбурга и пентакосталов), другие 0,4 % (включая свидетелей Иеговы, буддистов, кришнаитов, гаудия-вайшнавов, мусульман, евреев, мормонов), не указано 12,1% (оценка 2017 г. )

Определение: Эта запись представляет собой упорядоченный список религий, составленный приверженцами, начиная с самой большой группы и иногда включающий процент от общей численности населения.Ниже описаны основные характеристики и верования основных мировых религий.
Бахаи — Основанная Мирзой Хусейном-Али (известным как Бахаулла) в Иране в 1852 году, вера бахаи подчеркивает монотеизм и верит в единого вечного трансцендентного Бога. Его руководящая цель — способствовать единству всех народов на Земле, чтобы на Земле могли быть достигнуты справедливость и мир. Откровение бахаи утверждает, что пророки основных мировых религий отражают некую истину или элемент божественного, считает, что все они были проявлениями Бога, данными конкретным общинам в определенное время, и что Бахаулла является дополнительным пророком, призванным призвать все человечество. .Бахаи — открытое сообщество, расположенное по всему миру, с наибольшей концентрацией верующих в Южной Азии.
Буддизм — Религия или философия, вдохновленная V веком до нашей эры. учение Сиддхартхи Гаутамы (также известного как Гаутама Будда, «просветленный»). Буддизм фокусируется на цели духовного просветления, основанного на понимании Четырех благородных истин Гаутамы Будды о природе страдания и на Восьмеричном Пути духовной и нравственной практики, чтобы разорвать круг страданий, частью которых мы являемся.Буддизм приписывает кармическую систему перерождения. Существует несколько школ и сект буддизма, часто различающихся по природе Будды, степени, в которой может быть достигнуто просветление — для одного или для всех, и кем — религиозными орденами или мирянами.
Основные группы
Буддизм Тхеравады: старейшая буддийская школа, Тхеравада, практикуется в основном в Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Бирме и Таиланде, а меньшинства представлены повсюду в Азии и на Западе. Тхераваданцы следуют палийскому канону учений Будды и верят, что можно избежать цикла перерождения, мирской привязанности и страданий для себя; этот процесс может занять одну или несколько жизней.
Буддизм Махаяны, включая подмножества дзэн и тибетский (ламаистский) буддизм: формы буддизма Махаяны распространены в Восточной Азии и Тибете, а также в некоторых частях Запада. Махаяны имеют дополнительные писания помимо палийского канона и верят, что Будда вечен и все еще учит. В отличие от буддизма Тхеравады, школы махаяны утверждают, что природа будды присутствует во всех существах, и все в конечном итоге достигнут просветления.
Хоа Хао: буддийская традиция меньшинства, практикуемая во Вьетнаме, которая подчеркивает участие мирян, в первую очередь крестьян-фермеров; он избегает дорогостоящих церемоний и храмов и переносит основные практики в дом.
Христианство — Исходя из иудаизма, основная вера христианства утверждает, что Иисус из Назарета является обещанным мессией Еврейских Писаний, и что его жизнь, смерть и воскресение являются спасительными для мира. Христианство — одна из трех монотеистических авраамических верований, наряду с исламом и иудаизмом, которая ведет свое духовное происхождение от Авраама из Еврейских Писаний. Его священные тексты включают еврейскую Библию и Новый Завет (или христианские Евангелия).
Основные группы
Католицизм (или римский католицизм): это старейшая установленная западная христианская церковь и крупнейшая единая религиозная организация в мире.Он является наднациональным и признает иерархическую структуру с папой или епископом Рима в качестве главы, находящейся в Ватикане. Католики верят, что Папа — это божественно предписанный глава Церкви из прямого духовного наследия апостола Иисуса Петра. Католицизм состоит из 23 конкретных церквей или обрядов — одной западной (римской или латинской) и 22 восточной. Латинский обряд на сегодняшний день является самым большим, составляя около 98% католиков. Церкви восточного обряда, такие как Маронитская церковь и Украинская католическая церковь, находятся в общении с Римом, хотя они сохраняют свои собственные религиозные традиции, и их непосредственная иерархия состоит из духовенства в рамках их собственного обряда.Католическая церковь имеет всеобъемлющую теологическую и моральную доктрину, указанную для верующих в ее катехизисе, что делает ее уникальной среди большинства форм христианства.
Мормонизм (включая Церковь Иисуса Христа Святых последних дней): зародившись в 1830 году в Соединенных Штатах при Джозефе Смите, мормонизм не считается формой протестантского христианства, поскольку он требует дополнительных христианских писаний, явленных после Еврейской Библии и Нового Завещание. В Книге Мормона утверждается, что Иисус явился в Новом Свете после христианского рассказа о его воскресении, и что Америка является уникальным благословенным континентом.Мормонизм считает, что более ранние христианские традиции, такие как римско-католическая, православная и протестантская реформаторская вера, являются отступничеством и что откровение Джозефом Смитом Книги Мормона является восстановлением истинного христианства. Мормоны имеют иерархическую структуру религиозного руководства и активно обращаются в свою веру; они расположены в основном в Северной и Южной Америке и в ряде других западных стран.
Свидетели Иеговы строят свою веру на христианской Библии, но их отрицание Троицы отличается от господствующего христианства. Они верят, что Царство Божье, Теократия, появится после Армагеддона и возвестит начало нового земного общества. Приверженцы должны евангелизировать и следовать строгому моральному кодексу.
Православное христианство: самая старая устоявшаяся восточная форма христианства, Святая Православная Церковь, имеет церемониальную главу в Епископе Константинополя (Стамбул), также известном как Патриарх, но ее различные региональные формы (например, греческое православие, русское православие, Сербские православные, украинские православные) являются автокефальными (независимыми от власти Константинополя и имеют своих патриархов).Православные церкви очень националистичны и этнически. Православная христианская вера разделяет многие богословские догматы с Римско-католической церковью, но расходится по некоторым ключевым положениям и не признает руководящую власть Папы.
Протестантское христианство: Протестантское христианство возникло в 16 веке как попытка реформировать практики, догмы и богословие римского католицизма. Он включает в себя несколько форм или деноминаций, которые чрезвычайно разнообразны по структуре, верованиям, отношениям с государством, духовенством и управлением.Многие протестантские богословы подчеркивают первостепенную роль Священного Писания в своей вере, выступая за индивидуальную интерпретацию христианских текстов без посредничества последней религиозной власти, такой как Римский Папа. Самые старые протестантские христианства включают лютеранство, кальвинизм (пресвитериане) и англиканское христианство (епископалы), которые установили литургии, структуру управления и формальное духовенство. В других вариантах протестантского христианства, включая пятидесятнические движения и независимые церкви, может отсутствовать один или несколько из этих элементов, а их лидерство и убеждения индивидуализированы и динамичны.
Индуизм — Индуизм, зародившийся в ведической цивилизации Индии (второе и первое тысячелетие до нашей эры), представляет собой чрезвычайно разнообразный набор верований и практик без единого основателя или религиозного авторитета. В индуизме есть много писаний; Веды, Упанишады и Бхагавад-Гита — одни из самых важных. Индусы могут поклоняться одному или нескольким божествам, обычно с молитвенными ритуалами в их собственном доме. Самыми распространенными фигурами преданности являются боги Вишну, Шива и богиня-мать Деви.Большинство индусов верят, что душа, или атман, , вечна и проходит цикл рождений, смертей и перерождений ( сансара ), определяемых положительной или отрицательной кармой или последствиями действий. Цель религиозной жизни — научиться действовать так, чтобы в конце концов достичь освобождения ( мокша ) своей души, вырвавшись из цикла перерождения.
Ислам — Третья из монотеистических авраамических религий, ислам возник на основе учения Мухаммеда в 7 веке.Мусульмане верят, что Мухаммад — последний из всех религиозных пророков (начиная с Авраама) и что Коран, который является священным писанием ислама, был ниспослан ему Богом. Ислам происходит от слова «покорность», и послушание Богу — основная тема этой религии. Чтобы вести исламскую жизнь, верующие должны следовать пяти столпам или принципам ислама: свидетельству веры ( шахада ), ежедневной молитве ( намаза ), раздаче милостыни ( закят ), посту. во время Рамадана ( пил, ) и паломничества в Мекку ( хадж, ).
Основные группы
Две основные ветви ислама — это сунниты и шииты, которые отделились друг от друга из-за религиозно-политического спора руководства о законном преемнике Мухаммеда. Шииты считают, что двоюродный брат и зять Мухаммеда Али был единственным божественно назначенным имамом (религиозным лидером), в то время как сунниты поддерживают первых трех халифов после Мухаммеда, которые также были законными властями. В современном исламе сунниты и шииты по-прежнему придерживаются разных взглядов на приемлемые школы исламской юриспруденции и на истинный исламский религиозный авторитет.В исламе также есть активная мистическая ветвь, суфизм, с различными суннитами и шиитами.
Суннитский ислам составляет более 75% мусульманского населения мира. Он признает Абу Бакра первым халифом после Мухаммеда. Сунниты имеют четыре школы исламской доктрины и права — ханафитскую, малики, шафиитскую и ханбали, — которые однозначно интерпретируют хадис или записанные устные традиции Мухаммеда. Мусульманин-суннит может избрать любую из этих школ, поскольку все они считаются одинаково действительными.
Шиитский ислам представляет 10-20% мусульман во всем мире, и его отличительной чертой является почитание Али как непогрешимого, божественно вдохновленного лидера и первого имама мусульманского сообщества после Мухаммеда. Большинство шиитов известны как «двунадесятники», потому что они верят, что 11 семейных имамов-преемников после Мухаммада достигают высшей точки в 12-м имаме (аль-Махди), который скрывается в мире и снова появится в его конце, чтобы искупить праведников.
Варианты
Исмаилитская вера: секта шиитского ислама, ее приверженцы также известны как «семеры», потому что они считают, что законным седьмым имамом в исламском лидерстве был Исмаил, старший сын имама Джафара ас-Садика. Исмаилитская традиция ожидает возвращения седьмого имама в качестве Махди, или исламской мессианской фигуры. Исмаилиты проживают в разных частях света, особенно в Южной Азии и Леванте.
Вера алави: еще одна шиитская секта ислама, название отражает преданность последователей религиозному авторитету Али. Алавиты — это закрытая, скрытная религиозная группа, которая утверждает, что они мусульмане-шииты, хотя сторонние ученые предполагают, что их верования могут иметь синкретический микс с другими религиями, происходящими с Ближнего Востока.Алавиты живут в основном в Сирии, Ливане и Турции.
Вера друзов: очень секретная традиция и закрытое сообщество, происходящее от исмаилитской секты ислама; ее основные верования, как полагают, подчеркивают комбинацию гностических принципов, полагая, что халиф Фатимидов, аль-Хакин, является тем, кто воплощает ключевые аспекты благости вселенной, а именно: интеллект, слово, душу, предшествующее , и последователь. Друзы имеют ключевое присутствие в Сирии, Ливане и Израиле.
Джайнизм — Возникнув в Индии, духовная философия джайнов верит в вечную человеческую душу, вечную вселенную и принцип «собственной природы вещей». Он подчеркивает сострадание ко всему живому, стремится к освобождению человеческой души от реинкарнации через просветление и ценит личную ответственность за счет веры в непосредственные последствия своего поведения. Джайнская философия учит ненасилию и предписывает вегетарианство как монахам, так и мирянам; его приверженцы — очень влиятельное религиозное меньшинство в индийском обществе.
Иудаизм — Одна из первых известных монотеистических религий, возникшая, вероятно, между 2000-1500 годами до нашей эры, иудаизм — это исконная вера еврейского народа, основанная на вере в завет ответственности между единоличным всемогущим Богом-творцом и Авраамом. патриарх еврейской Библии иудаизма, или Танах . Божественное откровение принципов и запретов в Еврейских Писаниях составляет основу еврейского закона, или галаха , который является ключевым компонентом веры. Хотя существуют обширные традиции еврейского галахического и теологического дискурса, окончательного догматического авторитета в этой традиции нет. У местных общин есть собственное религиозное руководство. В современном иудаизме есть три основные категории веры: православная, консервативная и реформаторская / либеральная. Они различаются своими взглядами и соблюдением еврейского закона, при этом ортодоксы представляют наиболее традиционную практику, а реформистские / либеральные общины — наиболее гибкие из индивидуальных интерпретаций еврейской идентичности и веры.
Синтоизм — коренная анимистическая традиция Японии, практика синтоизма основана на предпосылке, что каждое существо и объект имеют свой собственный дух или ками . Практикующие синтоизм поклоняются нескольким конкретным ками , включая ками природы, и в семьях часто есть святыни ками своих предков. Синтоизм не имеет фиксированной традиции молитв или предписанных догм, но характеризуется индивидуальным ритуалом. Уважение к природе ками и — ключевая ценность синтоизма.До окончания Второй мировой войны синтоизм был государственной религией Японии и поддерживал культ японского императора.
Сикхизм — Основанный Гуру Нанаком (родился в 1469 г.), сикхизм верит в неантропоморфного, верховного, вечного Бога-творца; сосредоточение своей преданности Богу рассматривается как средство выхода из цикла возрождения. Сикхи следуют учениям Нанака и девяти последующих гуру. Их священное писание, Гуру Грант Сахиб, также известное как Ади Грантх, считается живым Гуру или высшим авторитетом сикхской веры и теологии.Сикхизм подчеркивает равенство человечества и отрицает кастовую, классовую или гендерную дискриминацию.
Даосизм — Китайская философия или религия, основанная на «Дао дэ цзин» Лао-цзы, в основе которой лежит вера в Дао, или путь, как течение вселенной и природу вещей. Даосизм поощряет принцип ненасилия, или у-вэй, как средство жить в гармонии с Дао. Даосы считают, что эзотерический мир состоит из совершенного гармоничного баланса и природы, в то время как в проявленном мире — особенно в теле — баланс нарушен. Три драгоценности Дао — сострадание, простота и смирение — служат основой даосской этики.
Зороастризм — Зороастризм, берущий свое начало в учении Зороастра примерно 9 или 10 века до нашей эры, может быть самой старой продолжающейся религией веры. Его ключевые убеждения основаны на трансцендентном Боге-создателе Ахура Мазде и концепции свободы воли. Ключевые этические принципы зороастризма, выраженные в его священном писании, Авесте, основаны на дуалистическом мировоззрении, в котором можно предотвратить хаос, если он выбирает служить Богу и проявляет добрые мысли, добрые слова и добрые дела.Зороастризм, как правило, является закрытой религией, и члены почти всегда рождаются от зороастрийских родителей. До распространения ислама в большом Иране доминировал зороастризм. Сегодня, хотя и меньшинство, зороастрийцы остаются в основном в Иране, Индии (где они известны как парсы) и Пакистане.
Традиционные верования
Анимизм: вера в то, что нечеловеческие существа содержат души или духи.
Бадимо: форма поклонения предкам народа тсвана в Ботсване.
Конфуцианство: идеология, согласно которой люди могут быть усовершенствованы посредством самосовершенствования и самосозидания; разработан на основе учения китайского философа Конфуция.Конфуцианство сильно повлияло на культуру и верования стран Восточной Азии, включая Китай, Японию, Корею, Сингапур, Тайвань и Вьетнам.
Верования инуитов — это форма шаманизма (см. Ниже), основанная на анимистических принципах инуитов или эскимосов.
Кирант: система верований Киратов, народа, живущего в основном в Гималаях Непала. В первую очередь это форма политеистического шаманизма, но включает элементы анимизма и поклонения предкам.
«Язычество» — это общий термин, используемый для описания многих несвязанных практик верований на протяжении всей истории, обычно в отношении религий за пределами авраамической категории (монотеистические религии, такие как иудаизм, христианство и ислам).
Шаманизм: верования и практики, способствующие общению с духовным миром. Шаманские верования организованы вокруг шамана или знахаря, который в качестве посредника между человеческим и духовным миром, как полагают, может исцелять больных (исцеляя их души), общаться с духовным миром и помогать душам в загробной жизни. через практику входа в транс. В шаманских религиях шаман также несет ответственность за проведение священных обрядов.
Спиритизм: вера в то, что души и духи общаются с живыми обычно через посредников, называемых медиумами.
Syncretic (сплав различных религиозных верований и практик)
Cao Dai: националистическая вьетнамская секта, официально созданная в 1926 году, которая черпает практики и предписания конфуцианства, даосизма, буддизма и католицизма.
Чондогё: или религия Небесного Пути, основана на корейском шаманизме, буддизме и корейских народных традициях с некоторыми элементами, заимствованными из христианства. Сформулированный в 1860-х годах, он утверждает, что Бог живет во всех нас и стремится превратить общество в рай на земле, населенный верующими, преобразованными в разумных нравственных существ с высоким социальным сознанием.
Кимбангуист: пуританская форма баптистской деноминации, основанная Симоном Кимбангу в 1920-х годах на территории нынешней Демократической Республики Конго. Приверженцы верят, что спасение приходит через смерть и воскресение Иисуса, как и христианство, но, кроме того, для спасения требуется жить духовно чистой жизнью, следуя строгим кодексам поведения.
Modekngei: гибрид христианства и древней палауской культуры и устных традиций, основанный примерно в 1915 году на острове Бабельдаоб.Приверженцы одновременно поклоняются Иисусу Христу и богиням Палау.
Растафариан: афроцентристская идеология и движение, основанное на христианстве, возникшее на Ямайке в 1930-е годы; он считает, что Хайле Селассие I, император Эфиопии 1930-74 годов, был воплощением Второго пришествия Иисуса.
Сантерия: практикуется на Кубе, слияние религии йоруба в Нигерии с римским католицизмом и местными индийскими традициями. Его практикующие верят, что у каждого человека есть судьба, и в конечном итоге он выходит за пределы, чтобы слиться с божественным творцом и источником всей энергии, Олоруном.
Вуду / Водун: форма поклонения духу и предкам в сочетании с некоторыми христианскими верованиями, особенно католицизмом. Гаитянское и луизианское вуду, в которое вошло больше католических обычаев, отделены от западноафриканского вудуна, который сохранил акцент на поклонении духам.
Нерелигиозный
Агностицизм: вера в то, что большинство вещей непознаваемо. Что касается религии, то ее обычно не называют ни верой, ни неверием в божество.
Атеизм: вера в то, что не существует никаких божеств.

Источник: CIA World Factbook — Эта страница последний раз обновлялась в пятницу, 27 ноября 2020 г.

Религия в Польше

Вера в Бога была принципом и опорой жизни в Польше с давних времен. Фактически, создание Польского государства связано с принятием христианства его правителем Мешко I в 966 году. Сегодня подавляющее большинство польского населения (около 90%) исповедует католицизм, а значительное число исповедует католицизм. Церковь сыграла важную роль в истории страны, ее общественной и политической жизни. Он широко почитается поляками и считается символом польского наследия и культуры.

Религия помогла польскому народу выжить на протяжении всей истории. Церковь поддержала независимость Польши и объединила нацию в трудные времена, особенно во время раздела Польши в 19 -х годах века, во время Второй мировой войны и в коммунистические времена. Положение церкви еще больше возросло, когда в 1978 году Папой Иоанном Павлом II стал уроженец Польши архиепископ Краковский Кароль Кардинал Войтыла.

Хотя в настоящее время Польша является столь католической страной, так было не всегда. С начала польской государственности в Польше сосуществовали разные религии. В 16 и 17 веках, когда Европа была поглощена религиозными беспорядками, Польша была известна своей религиозной терпимостью, и, следовательно, многие беженцы прибыли сюда, спасаясь от преследований. До Второй мировой войны Польша была религиозно разнообразным обществом, состоящим из католиков (65%), православных и протестантов (32%) и евреев (3%). Ситуация резко изменилась после войны в результате немецкого холокоста польских евреев и изгнания немецких протестантов, украинских православных и византийских католиков, а также установления новых границ.

Свобода вероисповедания теперь гарантируется Конституцией Польши. Однако религиозные меньшинства по-прежнему немногочисленны. Они состоят в основном из христианских церквей: восточно-православных и протестантских (в основном евангелических — аугсбургских), Свидетелей Иеговы и нескольких других меньших религиозных групп.

Второй по величине храм в Польше — Польская православная церковь. У нее более 500 000 последователей, которые живут в основном в восточной части Польши. Они связаны с белорусским меньшинством. Святая гора Грабарка — их важнейшее святилище и религиозный центр.

Община протестантов насчитывает около 120 000 верующих, в основном лютеран (евангелическо-Аугсбургская церковь). Они сосредоточены в основном в Мазурском районе на северо-востоке Польши и в Цешине, Силезия, на юге.

Есть небольшая община мусульман, насчитывающая около 1100 человек. Большинство из них — потомки татарского населения, прибывшего в Польшу в 17 веке. Их основные центры находятся в Белостоке, Богониках и Крушинянах на востоке Польши, а также в Гданьске.

Из 3,5 миллионов евреев, проживавших в Польше до Второй мировой войны, только около 300 000 евреев пережили немецкую оккупацию и истребление. В настоящее время в Польше проживает всего от 10 000 до 30 000 евреев.Тем не менее, еврейская культурная, социальная и религиозная жизнь переживает возрождение.

Самые известные места христианского паломничества в Польше включают монастырь Ясна Гора в Ченстохове , где находится чудотворная икона Черной Мадонны, семейный дом Иоанна Павла II в Вадовицах, Святилище Божьего Милосердия в Лагевниках в Кракове, Кальвария Зебжидовска, Света Липка , Непокаланов, Вамбежице, Лихен и др.

Польша Статистика религии: NationMaster.com

Переключить навигацию
  • Категории
    • Сельское хозяйство
    • Фон
    • Конфликт
    • Стоимость проживания
    • Преступление
    • Культура
    • Катастрофы
    • Экономика
    • Образование
    • Энергия
    • Окружающая среда
    • География
    • Правительство
    • Здоровье
    • Промышленность
    • Трудовые отношения
    • Язык
    • Образ жизни
    • Медиа
    • Военный
    • Люди
    • Религия
    • Спорт
    • Терроризм
    • Транспорт
    • Путешествие
    • Погода
  • Страны от А до Я
    • Аргентина
    • Австралия
    • Бразилия
    • Канада
    • Китай
    • Куба
    • Дания
    • Финляндия

Польша | Operation World

Польша

Республика Польша

Европа
См. Информацию о молитвах

География

Площадь: 312683 кв. Км

Центральноевропейская равнина с береговой линией Балтийского моря.

Население: 38 038 094 Годовой прирост : -0,08%

Столица: Варшава

Горожане: 61,2%

Рейтинг ИРЧП: 41 из 1820005 904 человек (Доклады ООН о человеческом развитии 2009) 9

Народы: 24 (13% не охвачены) Все народы
Молитвенная карта недостигнутых народов

Официальный язык: Польский Языки: 20 Все языки

Религия

Крупнейшая религия

Христианская

Проблемы для молитвы

Евангельские христиане всегда составляли очень небольшое меньшинство, но некоторые положительные сдвиги очевидны.К сожалению, рост сразу же после падения коммунизма сменился относительной стагнацией в новом тысячелетии.

a) Евангелическое единство хорошо развивается после разделения, существовавшего в прошлые годы, но подлинное сотрудничество все еще является новой территорией для большинства церквей. Польский евангелический союз в настоящее время представляет более 90% евангелистов. Молитесь за служение Польского Вселенского Собора, который объединяет многие христианские группы за пределами Римско-католической церкви.Молитесь, чтобы Святой Дух принес примирение, общение и единство видения во имя Иисуса.

б) Умножение иностранных сект и религий вносит путаницу. Число Свидетелей Иеговы вдвое превышает число евангелистов. Языческие группы, группы Викки и особенно группы Нью Эйдж неуклонно набирают последователей, и многие практикующие легко сочетают их с католицизмом. Молитесь о поражении всех идеологических атак на библейскую истину и о демонстрации силы и господства Иисуса Христа.

c) Большая польская диаспора состоит из миллионов людей, которые живут и работают в других странах Европы, особенно в Великобритании (максимальное количество — до одного миллиона). Многие из них узнают Евангелие по-новому и в более открытой среде. Молитесь за их отзывчивость и за то, чтобы принимающие культуры воспользовались возможностью обратиться к ним.

Библейское обучение руководителей церкви, столь необходимое служение, быстро развивалось, но в последнее время замедлилось. Существует около 25 протестантских институтов, от семинарий до библейских школ с неполной занятостью или заочных.Нынешняя нехватка учеников может создать проблемы для некоторых из этих школ, а также усугубить нынешний недостаток евангельского руководства. Не хватает хорошо подготовленных, опытных пасторов, и многие из тех, кто заканчивает учебу, уезжают из Польши в другие страны. Молитесь о новом потоке студентов и о том, чтобы библейская верность, духовная сила и видение миссии стали отличительными чертами служения выпускников.

Чтобы узнать о 6 дополнительных испытаниях для молитвы, см. Книгу Operation World, CD-ROM или DVD-ROM.

Книга Operation World, CD-ROM и DVD-ROM предоставляют гораздо больше информации и топлива для молитвы для народа Польши.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *