Религия сербии: Какая религия у сербов | InternationalWealth.info

Содержание

Какая религия у сербов | InternationalWealth.info

Сербия славится своими красивыми храмами, религиозной культурой и православием, которое доминирует в стране ещё со времен Великого раскола 1054 года. Сегодня в Республике Сербия перекликаются разные вероисповедания, которые не конфликтуют между собой и только укрепляют статус государства, как дружественного для всех народов мира.

Оглавление

  • Духовные связи русских и сербов
  • Сербская православная церковь – история и современность
  • Экспансия турков и борьба
  • Расцвет, падение и возрождение православия в Сербии
    • Крестная Слава в Сербии – свой домашний церковный праздник
  • Современная религия и церковь Сербии
    • Католицизм в Сербии
    • Ислам в Сербии
  • Кому подойдет Сербия для ПМЖ?

В Сербию стремятся переехать россияне, белорусы, казахи, граждане азиатских стран и Европы. Каждый найдет для себя на Балканах то, что укрепит его жизненные интересы, позволит развиваться в культурном и финансовом плане, а также обеспечит спокойствие за завтрашний день.

Все эти моменты особенно актуальны сегодня в период геополитических конфликтов и назревающих рисков. Но для многих христиан важно понимать, какая религия в Сербии сегодня. Разберемся в этом вопросе подробнее в нашем материале.

Как переехать в Сербию из России, Украины, стран СНГ и европейских юрисдикций, расскажут наши опытные эксперты. Предлагаем воспользоваться услугами профессионалов и получить ВНЖ и ПМЖ за границей быстро и безопасно!

Духовные связи русских и сербов

Разные религии прекрасно уживаются на Балканах, в том числе ислам и католицизм. Но в приоритете остается православная церковь, которая особенно близка по духу и своим корням славянам. 

Дружба братских народов, россиян и сербов, берет свое начало еще с появления на свет Саввы Сербского. Первое мирское имя будущего святителя было Растко/Растислав с корнем «рас». В год его рождения афонский Свято-Пантелеимонов монастырь был передан русской церкви, а спустя много лет, в нем принял постриг Савва. 

Русские иноки часто гостили в доме отца Саввы, а увиденное и услышанное впоследствии сподвигло юного княжича к монашеству. Святитель Савва стал первым сербским святым, которого почитала Русская православная церковь.

Также дружба двух братских народов укрепилась в ХХ веке после заступничества последнего русского царя, Николая Романова. Именно он вопреки политическим рискам в 1914 году выступил за православную Сербию, которая в то время не могла противостоять Пруссии и Австро-Венгрии. В то время западные державы называли Сербию «маленькой, гордой и непокорной Россией».

Также в XX столетии сербско-русские отношения стали ещё более сплоченными в период югославского конфликта, к которому сегодня можно добавить противостояние в Косове. Как считают историки, аналитики и сами сербы, именно поэтому сегодня Сербия и ее президент сохраняют дружественные отношения с Россией и не принимают западных санкций.

Самый простой способ получить сербский вид на жительство – купить недвижимость по любой цене. Выбирайте объекты при поддержке наших экспертов и получите комплексную помощь по всем вопросам, связанным с иммиграцией, регистрацией бизнеса и открытием счета за рубежом!

Объекты недвижимости в Сербии: наши предложения

Сербская православная церковь – история и современность

Христианство пришло в Сербию в IX столетии со святыми Кириллом и Мефодием. До XIII века православная церковь Сербии имела статус автономии, а в 1219 году святителю Савве Сербскому удалось убедить Константинопольского патриарха Мануила I предоставить ей автокефалию.

Получив независимость сербской церкви, Савва основал восемь новых епархий во главе со своими учениками. В этот же период было отмечено ещё одно значимое (политическое и духовное событие) – коронование главы Сербии Стефана Немани его родным братом святителем Саввой. Это послужило укреплению династии Неманичей, а король Стефан, впоследствии прославленный в лике святых, с тех пор именуется как Первовенчаный.

Долгое время центром духовной жизни Сербии оставался Жичский монастырь, где размещалась архиепископская резиденция и собирались Поместные соборы Сербской Церкви с участием епископов, игуменов и многих священников.

В 1346 году Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, резиденция которой переместилась в г. Печь.

После принятия в конце десятого века христианства, сербская Восточная православная церковь периодически подвергалась попыткам свержения нации и ее религии. Со времен правления царя Душана в XIV веке и до нынешнего режима, в стране происходили столкновения религиозных и политических интересов, а также попытки врагов отделить народ от религии.

Больше информации о Сербии для жизни, отдыха и бизнеса читайте на нашем портале:

  • История и традиции сербов
  • Безвизовые страны для граждан Сербии
  • Как переехать на ВНЖ и ПМЖ в Сербию из России

Экспансия турок и борьба

Одна из значимых исторических эпох строения, падения и возрождения сербской религии приходится на конец 14 века. 15 июня 1389 года на Косовом поле произошло сражение сербов и османцев. Этот момент стал ключевым в дальнейшей истории страны и церкви. 

По преданию перед началом кровопролитного боя святому князю Лазарю явился Ангел Божий и предложил выбор: 

  1. «Господь дарует победу в этой битве, но независимость Сербии продлится только до дня смерти Лазаря. Затем страна падет под натиском недругов».
  2. «Проигрыш в предстоящем сражении, но сохранение православия Сербии до скончания века». 

И святой князь выбрал второй вариант. Всё свершилось согласно предсказанию – турки разгромили лазарево войско и победили. В истории Сербии этот день значится, как праздник «Видовдан», который отмечается ежегодно 15 (28) июня по новому и старому стилю.

После поражения в этом нелегком сражении, сербы на пять столетий оказались под властью турок, что не повлияло на религию народа. Патриархат был упразднён, но православная вера оставалась жива, хоть и присутствовали неоднократные попытки ее искоренения. Недруги превращали храмы в мечети, обращали насильно сербский народ в ислам, а самых стойких верующих подвергали смерти и мучительным испытаниям.

По мере освобождения балканского народа от турецкой экспансии возрождалась вера, а автокефалия сербской церкви была полностью восстановлена в 1879 году.

Расцвет, падение и возрождение православия в Сербии

Вторая значимая в истории сербской религии эпоха началась после создания в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев. Тогда все церкви балканских юрисдикций объединились в Сербскую Православную Церковь.

Именно в это время наступил расцвет православия в стране, который поддержало правительство и русские эмигранты. Собратья россияне выражали благодарность за спасение и гостеприимство, передавая свои познания и опыт духовенства, культуры и науки. Например:

  • В Народный театр Белграда был привезен балет. 
  • Здания Правительства, патриархии и храм Святой Троицы (сербы называли «Русской церковью»), были спроектированы архитекторами из России.

После расцвета наступила эпоха падения сербского православия, причиной чему стала Вторая мировая война. Это была самое трагичное время в истории ХХ века балканского государства, так как в годы оккупации германцами в стране развернулся геноцид сербского народа, в том числе со стороны усташей (хорватское революционное движение). 

В годы правления коммунистов под руководством Броз Тито (с 1945 по 1990) в Сербии велась активная борьба с религиями.

После того как коммунистический режим пал (1990), сербы смогли вернуться к своим религиозным истокам. При этом немаловажную роль в укреплении церкви в Сербии сыграл патриарх Сербский Павел, именуемый впоследствии «ангелом сербской Церкви».

Первым признаком возрождения сербского православия после Второй мировой войны стало возобновление строительства храма святителя Саввы Сербского.

Справка: самая значимая дата Крестной Славы в Сербии – день памяти святого Саввы или праздник «Савиндан». Отмечают 27 января, чему предшествует пост (савица). Также в Сербии Святителя Савву считают покровителем школьников и студентов, а во время празднования, учащиеся официально отдыхают. 

Крестная Слава в Сербии – свой домашний церковный праздник

Крестная Слава – уникальный сербский праздник, которого нет ни у одних других народов. Этот обычай внесен в «нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО». 

Основная концепция и суть такого праздника следующая:

  • Крестная Слава – день, когда отмечают вступление в христианство или крещение одного из святых покровителей.
    Это может быть святой, признанный церковью или отдельный человек из рода семьи сербов. Именно поэтому, дата празднования семейного торжества Славы у каждого своя.
  • Общепринятые дни Славы у каждого района, города и региона могут отличаться. Например:
    • Святородная династия Неманичей праздновала Крестную Славу в честь первомученика архидиакона Стефана.
    • Белград отмечает славу в честь праздника Вознесения Господня (серб. Спасовдан).
    • Республика Сербская в Боснии и Герцеговине празднует Славу святого архидиакона Стефана (9 января по новому стилю).
    • Студенческая Слава совпадает с главным праздником Сербской церкви – Савиндан, 27 января (14 января по старому стилю), в день памяти Саввы Сербского.
  • У каждой семьи есть свой покровитель – Крестная Слава. И дата у каждой семьи своя, в зависимости от того, какого святого или человека из своего рода они относят к Славе. Это может быть кто-то из предков, принявших христианство (крещение) или Слава в соответствии с церковными традициями, но имеющий отношение к отдельному роду (семье).
     
  • Традиция празднования святого покровителя передается от поколения к поколению. Сын наследует семейную Славу от отца, а девушка после свадьбы празднует Крестную Славу мужа.

К Крестной Славе в Сербии готовятся заранее, и накануне празднования в дом приглашается священник, который очищает жилье и воду. Хозяйка обязательно готовит калачи и варит коливо (пшеница с медом и цукатами), а вся семья идет в храм причащаться Святых Христовых Таин. 

Современная религия и церковь Сербии

Сегодня в Сербии 85% населения придерживаются православной веры и чтят традиции своего народа также сильно, как в далеком прошлом. Сербы очень дружественные и гостеприимные люди, которые очень уважают стариков и любят детей. Каждая семья обязательно отмечает церковные праздники, а вновь прибывшие иммигранты стараются придерживаться сербских обычаев.

Католицизм в Сербии

Вторая по величине религия в государстве – католицизм. Но не во всех городах Сербии можно найти католиков, а самым крупным районом по количеству жителей, исповедующих эту религию, остается Суботица.  

Ислам в Сербии

Со времен правления Османской империи в Сербии в страну пришел ислам. Подавляющее большинство мусульман проживает в южной части балканского государства – Нови Пазар.

Кому подойдет Сербия для ПМЖ?

Если рассматривать Сербию в качестве страны для переезда на ПМЖ, то она одинаково хороша для всех сословий и вероисповеданий. Конечно, бо́льшая часть населения страны – это православные. Однако и мусульмане, и католики могут свободно исповедовать свою религию, не опасаясь конфликтов и стычек с православными народами.

Сама Сербия остается дружественным государством ко всем иностранцам. Здесь хорошо чувствуют себя россияне, белорусы, украинцы, казахи и европейцы. Единственный минус – нет выхода к морю. Но для тех, кто ищет спокойное и безопасное место для жизни и построения бизнеса в Европе, Республика Сербия – один из достойных вариантов.

Если у вас есть вопросы, вы готовы к релокации в Сербию или другое государство Европы, а также планируете начать свой бизнес за рубежом, то обратитесь за личной консультацией к нашим специалистам по контактам: info@offshore-pro. info. 

Балканский передел. Как мечта о Великой Сербии обернулась большой кровью и многолетней враждой славянских народов: Политика: Мир: Lenta.ru

В январе 1992 года боснийские сербы сделали первый шаг на пути к собственной государственности, провозгласив создание Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины (БиГ). На территории этого балканского государства когда-то проживал единый славянский народ, расколовшийся с течением времени по религиозному признаку на православных сербов, отуреченных босняков-мусульман и хорватов-католиков. В годы гражданской войны на этих территориях бывшей Югославии сформировался союз хорватов и босняков, воюющих против сербов. В итоге образовались Республика Сербская и Мусульмано-Хорватская федерация, объединенные в составе Боснии и Герцеговины. Обе части нового государства были нарезаны более-менее по этническим границам, имеют собственную конституцию, своего президента, правительство, парламент, суды и полицию — то есть фактически являются суверенными державами. При этом в каждой из них есть недовольные существующим положением дел: среди сербов и хорватов хватает тех, кто желает воссоединиться с единоплеменниками, то есть с Сербией и Хорватией, а босняки-мусульмане пытаются построить суверенную исламскую демократию. «Лента.ру» разбиралась в непростой истории создания Республики Сербской и ее шансах в борьбе за независимость.

Поле религиозной битвы

Идея о создании Великой Сербии далеко не нова — ее корни уходят в те времена, когда сербы жили в составе Османской империи. Под ее властью они оказались еще в XV веке, когда турки начали экспансию на Балканах. К середине XIX века в среде сербской элиты возникла идея освобождения народа от османского владычества и объединения южных славян в сильное государство. Сторонники «пансербизма» при этом полагали, что они смогут преодолеть религиозные барьеры, которые разделяют православных славян, славян-католиков и славян-мусульман. Но именно религия стала тем камнем преткновения, о который споткнулись сторонники славянского единства.

Сербы, как и хорваты, пришли на Балканы более тысячи лет назад, эти славянские племена переселились сюда с территории нынешней Украины в начале VII века нашей эры, еще во времена Аварского каганата. На территории нынешней Боснии и Герцеговины славяне быстро ассимилировали остатки иллирийских племен. В книге императора Византии Константина Багрянородного «Об управлении империей», написанной в 948-952 годах, есть отдельная глава «О сербах и о стране, где они живут ныне». Именно там в числе сербских земель впервые упомянута Босния.

В Средние века на землях нынешней БиГ были созданы несколько сербских феодальных государств, в частности, Бановина (позже королевство Босния), Герцогство Святого Саввы (Герцеговина). Кроме того, север Боснии находился в составе Венгерского королевства (бановина Усора). Но в 1463-1528 годах вся нынешняя Босния и Герцеговина оказалась в составе Османской империи, и начался ускоренный процесс исламизации славянского населения края.

Когда в 1878 году Босния и Герцеговина попала под власть Австро-Венгрии, тут проживало 496,8 тысячи православных (42,8 процента), 448,6 тысячи мусульман (38,7 процента) и 209,4 тысячи католиков (18 процентов), при этом абсолютное большинство православных было представлено сербами, католиков — хорватами, а практически все мусульмане имели славянские корни.

Уже в XIX веке исламизированные боснийские славяне ощущали себя особой этнической общностью как по отношению к христианам, так и по отношению к своим единоверцам туркам, которых, по наблюдению российского этнографа Александра Гильфердинга, «они чуждались как неверных»

Австро-Венгрия попыталась сконструировать особую «боснийскую идентичность», однако в провинции, наоборот, ускорилось структурирование населения по этническому признаку. Если поначалу имперские власти вели относительно мягкую антисербскую политику — прибегая, например, к переселению немецких и русинских колонистов в сербские районы БиГ, — то с 1914 года начались откровенные репрессии против местных сербов. А после убийства эрцгерцога Франца-Фердинанда по сербским кварталам Сараева и других городов Боснии и Герцеговины прокатилась волна погромов, совершавшихся мусульманами.

Опустошенные и ограбленные магазины, принадлежавшие сербам, в Сараеве, 1914 год

Фото: Sarajevski Atentat / Wikimedia

С началом Первой мировой войны австрийцы, не полагаясь на лояльность боснийских сербов в боях с их соплеменниками из Сербии и Черногории, организовали «шуцкор» — вспомогательные добровольческие отряды, в основном из мусульман. Задачей этих частей было предотвращение возможной партизанской войны в тылу имперской армии. Цель эта была достигнута главным образом за счет безжалостного террора в отношении сербского населения. Укомплектованные хорватами-католиками и мусульманами австро-венгерские части также отличались жестокостью на оккупированных в 1915-1918 годах территориях Сербии.

В свою очередь, это вызвало ответную реакцию со стороны сербов в 1918-1919 годах. Так, после ввода войск Королевства Сербия на территорию Боснии и Герцеговины (кстати, по приглашению региональных властей) в конце ноября 1918 года и до весны следующего года были зафиксированы неоднократные грабежи местного населения со стороны сербских военных.

1 декабря 1918 года территория Боснии и Герцеговины стала составной частью Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое в 1929 году было преобразовано в Королевство Югославия. В этом государстве была создана мусульманская партия — Югославская мусульманская организация (ЮМО), электоральной базой которой была БиГ, а лидер ЮМО Мехмед Спахо в 1927-1929 годах был министром промышленности и торговли в правительстве королевства. При этом в постоянных конфликтах хорватских политиков с Белградом мусульмане неизменно поддерживали хорватов.

В 1941-1945 годах сербское население Боснии и Герцеговины, которую гитлеровцы отдали своим союзникам из «Независимой державы Хорватия» (НДХ), подверглось наиболее жестокому террору — настоящему геноциду со стороны хорватских фашистов-усташей

В десятках концлагерей, большая часть которых была создана усташами (члены хорватской фашистской ультраправой организации, основанной Анте Павеличем в 1929 году в Италии, — прим. «Ленты.ру») на территории БиГ, было уничтожено около 800 тысяч сербов. Наиболее известным «лагерем смерти» в НДХ является Ясеновац, созданный в мае 1941 года, где было убито более полумиллиона сербов. Хотя центральное управление этого лагеря находилось на нынешней территории Хорватии, основные «конвейеры смерти» лагеря работали на землях Боснии и Герцеговины.

Относительная малочисленность хорватской общины в БиГ мешала Загребу сделать ее исключительной опорой своей власти над этими землями, поэтому усташи решили привлечь на свою сторону местных мусульман. Они опирались на лозунг «Мусульмане — цвет хорватской нации», выдвинутый хорватским писателем XIX века Анте Старчевичем, который призывал к разделу Боснии и Герцеговины как отдельной провинции Австро-Венгрии к другим частям Дунайской монархии, где хорваты составляли большинство.

Так, мусульмане составляли около 12 процентов личного состава государственных и полицейских служащих НДХ, а также военных этого марионеточного государства, и были напрямую вовлечены в акции по уничтожению сербского населения БиГ. Кроме того, в основном из мусульман в феврале 1943 года была сформирована 13-я горная дивизия СС «Ханджар» (с турецкого «кинжал»). Из 26 тысяч солдат и сержантов дивизии 23,2 тысячи были мусульманами, и в каждом из ее батальонов (кроме сформированного из немцев разведывательного) был отдельный имам.

Дивизия «Ханджар» не только сражалась против коммунистических партизан под руководством Иосифа Броз Тито, значительная часть которых была сербами, но также совершила преступления против мирного сербского населения БиГ, убив более 1800 человек. Как признавал позже на суде член штаба дивизии Матиас Франя, во время рейдов его подчиненные «резали всех, кто не носил феску».

209

тысяч

сербов из Боснии и Герцеговины погибли во время Второй мировой войны

Непосредственные демографические потери сербской общины БиГ за годы Второй мировой войны оцениваются в 360 тысяч человек. Именно после этого сербы перестали быть первой по численности национальной общиной Боснии и Герцеговины. Потому неудивительно, что для местных сербов фашизм ассоциировался именно с хорватскими националистами, союзниками которых были мусульмане.

Однако после создания в 1945 году Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) официальная пропаганда «братства и единства» всячески старалась загладить воспоминания о тех трагических эпизодах, палачи продолжали жить в своих поселениях бок о бок с родными своих жертв. По мнению шведского политика Карла Бильдта, именно это официальное замалчивание зверств, жертвами которых стали сербы, сыграло большую роль в быстром перерастании боснийского кризиса начала 1990-х годов в конфронтацию и в открытую войну.

Но к тому времени национальная ситуация в Социалистической Республике Босния и Герцеговина сильно изменилась, причем в пользу мусульман. Во-первых, еще в 1961 году в СФРЮ был введен термин «мусульманин» в значении этнической принадлежности, а в 1968 году Центральный комитет Союза коммунистов БиГ подтвердил, что мусульмане являются «отдельным народом», то есть этнической группой, полностью равноправной основным народам Югославии, а не «народностью» или национальным меньшинством. Это сопровождалось перераспределением властных полномочий в пользу ее представителей мусульманской общины.

Учитывая высокую рождаемость у мусульман, через десятилетие они будут составлять почти 60 процентов населения Боснии

Адил Зульфикарпашичодин из идеологов национального движения мусульман Боснии и Герцеговины (1986 год)

По последней переписи населения еще социалистической Боснии и Герцеговины, проведенной в 1991 году, мусульман в этой союзной республике было 43,7 процента, сербов — 31,4 процента, хорватов — 17,3 процента, прочих национальностей — 2,1 процента и югославов без этнического признака — 5,5 процента (больше, чем в любой другой республике СФРЮ).

Борьба за права

Осенью 1990 года во всех республиках СФРЮ прошли первые свободные выборы в местные парламенты на многопартийной основе, на которых победили совершенно новые силы, оформившиеся в течение 1990 года. В Боснии и Герцеговине такими стали национальные партии: мусульман (Партия демократического действия, ПДД), хорватов (Хорватское демократическое сообщество, ХДС) и сербов (Сербская демократическая партия, СДП).

Конечно, межобщинные трения и раньше играли важную роль в жизни боснийского общества, но коммунистический режим активно боролся со всеми попытками интеллигентов поставить национальные проблемы во главу угла. Но, как отмечает известный российский балканист Георгий Энгельгардт, лишь политическая либерализация 1990 года дала национальной интеллигенции в Боснии и Герцеговине возможность структурироваться и осуществить политическую мобилизацию под национальными лозунгами.

К сожалению, эта мобилизация практически с первого дня приобрела антисербский характер

Весной 1990 года в Хорватии были проведены первые многопартийные демократические выборы, а 30 мая 1990 года по результатам голосования был сформирован хорватский парламент

Фото: Народная Скупщина Республики Сербия

Это и неудивительно, ведь лидер ПДД Алия Изетбегович в своей «Исламской декларации» еще в 1970 году написал: «Исламский порядок может быть установлен лишь в тех странах, где мусульмане составляют большинство населения. В ином случае он сведется к намерениям». Потому избрание Изетбеговича председателем Президиума БиГ при поддержке хорватов в 1990-м году было расценено сербами как непосредственная угроза.

С апреля 1991 года в БиГ начался процесс так называемой регионализации — объединения общин, контролируемых СДП, в Сербские автономные области (САО). Наиболее крупными из них были Боснийская Краина и Восточная Герцеговина, позже были созданы САО Романия (к востоку от Сараева), Семберия и Маевица (на границе с Сербией), Северная Босния (с центром в Добое) и Бирач (в нее входили сербские поселения в долине Дрины, в общинах с мусульманским большинством).

В октябре 1991-го мусульманские и хорватские депутаты в Скупщине (парламенте) Социалистической республики Босния и Герцеговина фактически совершили переворот. Так, Конституция этой союзной республики гласила, что она является «суверенным демократическим государством народов Боснии и Герцеговины — мусульман, сербов, хорватов и представителей других наций». Однако 12 октября 1991 года депутаты от ПДД и ХДС в отсутствие сербских коллег приняли «Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины», в котором мусульмане и хорваты были представлены как государствообразующие народы, а сербы — как меньшинство, фактически сведенное к этнически-культурной группе. При этом сербы в БиГ составляли практически треть населения, их было почти вдвое больше, чем хорватов.

После этого раскол Боснии и Герцеговины стал неизбежен. 24 октября 1991 года в городе Пале рядом с Сараевом депутаты парламента БиГ от СДП и других сербских политических партий провозгласили создание Скупщины сербского народа Боснии и Герцеговины и переход под власть этого органа всех Сербских автономных областей республики. Депутаты также приняли «Декларацию о сохранении сербского народа в едином государстве Югославия». Проживающие в БиГ сербы на референдуме 9-10 ноября 1991 года поддержали эту декларацию подавляющим большинством: участие в плебисците приняли 85 процентов боснийских сербов.

98

%

проголосовавших на референдуме в ноябре 1991 года высказались за сохранение сербской части Боснии и Герцеговины в составе Югославии

Президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович в сопровождении генерала Расима Делича (справа) и Сакиба Махмулина (слева) приветствуют присутствующих на военном параде

Фото: Peter Andrews / Reuters

Именно на основании результатов народного волеизъявления Скупщина сербского народа в БиГ 9 января 1992 года на базе САО провозгласила создание Республики Сербской (РС) в составе БиГ, а себя — Народной Скупщиной (парламентом) РС. Кстати, за эти решения голосовал и нынешний член президиума БиГ от сербского народа, а тогда депутат от сербских «реформистов» Милорад Додик, то есть он является одним из немногих действующих политиков, которые стояли у истоков Республики Сербской.

28 февраля 1992 года была принята Конституция Республики Сербской, утверждено правительство РС и избран ее президиум (своеобразный коллективный президент) в составе Радована Караджича, Биляны Плавшич и Николы Кольевича. При этом фактически республикой с первых дней руководил Радован Караджич — как лидер СДП, имевшей в Скупщине РС подавляющее большинство голосов.

Большая кровь

С первых дней своего существования Республика Сербская оказалась в состоянии войны с мусульманскими боевиками, в руки которых президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович передал вооружение со складов территориальной обороны — ведь эта структура, в отличие от Югославской Народной Армии (ЮНА), находилась под началом республиканского руководства. Кроме того, из подразделений министерства внутренних дел (МВД) за пределами САО изгоняли сербов, формируя из местной милиции де-факто мусульманскую армию.

29 февраля — 1 марта 1992 года состоялся референдум о независимости Боснии и Герцеговины, который бойкотировали во всех САО — там даже не были открыты участки для голосования. Процесс отделения от Югославии очередной республики открыто поддерживала Германия, которая до того лоббировала признание независимости Словении и Хорватии.

Провозглашение Республики Босния и Герцеговина было запланировано на 6 апреля 1992 года, а накануне, 4-5 апреля, мусульманские боевики совершили вооруженный путч в Сараеве

Они не просто захватили большинство административных сооружений и блокировали части ЮНА, но также начали карательные операции против мирного сербского населения Сараева, позже перекинувшиеся в другие населенные пункты, подконтрольные мусульманам. При этом на стадионе «Кошево», известном всему миру по церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 1984 года, был создан концлагерь для сербов. А первых мирных сербов мусульманские боевики из группировки «Зеленые береты» убили еще 1 марта 1992-го — тогда возле православной церкви на Башчаршии (старый базар в Сараеве) была расстреляна свадебная церемония.

Поначалу Республике Сербской пришлось полагаться лишь на добровольческие и полицейские подразделения, поскольку части ЮНА достаточно длительное время соблюдали демонстративный нейтралитет. Лишь после вероломных нападений мусульманских боевиков на армейские колонны в Сараеве и Тузле в мае 1992 года ситуация изменилась, была создана Армия Республики Сербской, которой ЮНА передала часть вооружений (значительная часть все равно была вывезена в Сербию). Командующим Армии РС стал генерал Ратко Младич, до того — командующий Вторым округом ЮНА. Именно этот факт позже позволил мусульманам и хорватам БиГ, а также Западу и исламскому миру обвинить Югославию в «агрессии» против «демократической Боснии и Герцеговины».

Причем речь шла о новой, «урезанной» Югославии, уже не социалистической, которую на руинах СФРЮ создали Сербия и Черногория 27 апреля 1992 года. Это государство, Союзная Республика Югославия (СРЮ), полностью согласилось с мнением созданной в Брюсселе Международной арбитражной комиссии о том, что на независимость могут претендовать только бывшие югославские союзные республики.

Даже существовавшие при СФРЮ автономные края (Косово и Воеводина в Сербии), не говоря уже о самопровозглашенных сербских автономиях на территории Хорватии и БиГ, такого права не получили — и Белград это принял, не выдвигая к бывшим союзным республикам территориальных претензий

Таким образом, Республика Сербская в Союзную Республику Югославия не попала, и в августе 1992 года взяла курс на полную независимость, убрав из своего названия «в составе Боснии и Герцеговины». В декабре 1992-го был введен пост президента, который занял Радован Караджич.

К тому времени на территории Боснии и Герцеговины уже бушевала полноценная война «всех против всех»: к примеру, хорваты БиГ еще за несколько месяцев до местных сербов провозгласили создание своей автономии Герце-Босна, территорию которой также пытались расширить вооруженным путем. Стоит отметить, что для мусульман БиГ эта война приобрела характер джихада. В подразделениях армии Республики Босния и Герцеговина воевали тысячи исламских боевиков со всего мира, в том числе представителей «Аль-Каиды» (запрещенная в России террористическая группировка). Более того, в 1994-м лично Усама бен Ладен приезжал в Сараево и встречался с Алией Изетбеговичем — причем приезжал с паспортом, который ему выдало посольство БиГ в Австрии.

А вот сербы Боснии и Герцеговины войну 1992-1995 годов называют оборонительно-освободительной, и оборонялись они не только от мусульман и хорватов, но и от Запада

К примеру, вооруженный контингент ООН в Боснии и Герцеговине (UNPROFOR) откровенно поддерживал мусульман. На территории, контролируемой сербами, UNPROFOR создал три мусульманских анклава — в Бихаче, Горажде и Сребренице. Под охраной «миротворцев» там находилось не только мирное население, но и части армии Республики БиГ, регулярно совершавшие вылазки в окрестные сербские села — и после резни мирного населения возвращавшиеся назад.

Подобные атаки боевиков Насера Орича из Сребреницы переполнили чашу терпения Армии РС (всего в окружающих селах было убито более 3,5 тысячи мирных сербов), и в июле 1995 года генерал Ратко Младич отдал команду занять этот анклав. Все мирное мусульманское население Сребреницы на предоставленных сербами автобусах было переправлено в анклав Горажде, туда же пытались с боем прорваться боевики Орича. Большинство из них при этом погибло, но несколько тысяч попало в плен.

Более двух тысяч мусульманских пленных в Сребренице было расстреляно, что, безусловно, является военным преступлением, — и это признают в Республике Сербской

Собственно, в 1995 году и мусульмане, и Запад тоже считали это лишь военным преступлением, а никаким не «геноцидом». Но главное, что поняли на Западе после событий в Сребренице, — сербы больше не будут придерживаться фальшивых правил войны. Ведь в «охраняемых зонах» кроме мусульманских боевиков находились также американские и британские спецназовцы, наводившие бомбардировщики НАТО на позиции Армии РС. В Вашингтоне и Брюсселе надавили на мусульман и хорватов, те прекратили междоусобные столкновения и при поддержке авиации НАТО начали совместное наступление против сербов.

Эвакуация из осажденного мусульманского анклава Сребреница, 29 марта 1993 года

Фото: Michel Euler / AP

Республика Сербская рисковала повторить судьбу Сербской Краины, уничтоженной хорватскими войсками в августе 1995 года в ходе операции «Буря», — самой большой этнической чистки в Европе после Второй мировой войны (тогда из Хорватии было изгнано более 300 тысяч сербов). Власти РС вынуждены были пойти на переговоры и согласиться с тем, что сербам достанется лишь 49 процентов Боснии и Герцеговины (хотя в ходе войны Армия РС контролировала до 80 процентов территории БиГ). К этому подтолкнула и позиция Югославии, которая в 1994 году ввела санкции против Республики Сербской.

Подписанное 14 декабря 1995 года Дейтонское мирное соглашение привело к прекращению войны и признанию Республики Сербской в качестве одного из двух энтитетов Боснии и Герцеговины (вторым стала мусульмано-хорватская федерация), а также признанию сербов одним из трех государствообразующих народов БиГ — наряду с хорватами и мусульманами-босняками. Республика Сербская получила широкие полномочия — однако в Сараево и на Западе никогда не скрывали своих планов по превращению Боснии и Герцеговины в унитарное государство с мусульманским доминированием.

Именно после 1992 года мусульмане Боснии и Герцеговины были переименованы в босняков, чтобы подчеркнуть их претензии на всю территорию государства. Лицемерно обвиняя сербов в этнических чистках, мусульмане добились того, что сербы вынуждены были покинуть те районы Сараева, которые пребывали под их контролем в 1992-1995 годах. Таким образом, почти 100 тысяч сараевских сербов стали изгнанниками.

3,6

%

сербов проживает на территории Мусульмано-хорватской федерации Боснии и Герцеговины, по данным переписи населения от 2013 года

Худой мир

Фактически с первых дней реализации Дейтонского мирного соглашения начались попытки Запада лишить Республику Сербскую субъектности и территории. Так, округ Брчко, который должен был быть разделен между РС и Мусульмано-хорватской федерацией, в феврале 1997 года был передан под прямой «международный контроль», и сербы потеряли физическую связность своих территорий. А в марте 1999 года округ Брчко был провозглашен отдельной административно-территориальной единицей, не входящий ни в один из энтитетов, — при этом фактически он полностью перешел под контроль мусульман.

Также в 1999 году Высокий представитель в Боснии и Герцеговине — назначаемый странами-гарантами Дейтона и утверждаемый Советом Безопасности ООН чиновник — получил так называемые «боннские полномочия». Речь шла о его праве прекращать полномочия любого политика или чиновника в БиГ и единоличным решением вводить законы. В абсолютном большинстве случаев эти полномочия использовались против сербов.

Тысячи боснийских мусульман собираются на церемонию открытия мечети короля Фахда ибн Абдель Азиза в Сараеве, 15 сентября 2000 года

Фото: DS / CRB / Reuters

В условиях подобного беспрецедентного давления и шантажа власти Республики Сербской в 2003-2005 годах были вынуждены «добровольно» передать на уровень центральной власти Боснии и Герцеговины полномочия в сфере обороны и безопасности, правосудия и налогообложения. Право на собственную армию и службу безопасности, судебную систему и налоговую службу Дейтонское соглашение закрепило за энтитетами БиГ, и в Конституции Боснии и Герцеговины центральные власти этой страны таких полномочий не имеют. Кроме того, уже в последние годы Конституционный суд, на треть состоящий из иностранцев, постановил, что леса и сельскохозяйственная земля на территории Республики Сербской являются собственностью центра.

Но самое болезненное поражение сербы Боснии и Герцеговины понесли в информационной войне, которую продолжил против них Запад

Как отмечал российский политолог Олег Бондаренко, именно по заказу западных политиков в недрах нью-йоркской консалтинговой фирмы Ruder-Finn Global Public Affairs был придуман миф о «геноциде в Сребренице». Ее бывший директор Джеймс Харф рассказывал французскому журналисту Жаку Мерлино о том, как он умудрился в короткие сроки демонизировать сербов.

Наша работа не заключается в проверке информации. Наша работа — ускорить циркуляцию выгодной нашему клиенту информации, четко целясь. Мы представили сербов нацистами Второй мировой — и попали в десятку, в цель! Сразу заговорили об этнических чистках, о газовых камерах Аушвица

Джеймс Харфбывший директор американской консалтинговой фирмы Ruder-Finn Global Public Affairs

Родственники убитых во время резни в Сребренице в 1995 году хоронят останки своих близких в городском поле, 31 марта 2003 года

Фото: Reuters

Подконтрольный Вашингтону Международный суд ООН 26 февраля 2007 года признал, что массовые убийства боснийских мусульман в Сребренице в июле 1995 года, совершенные Армией Республики Сербской, являются «актом геноцида». При этом судьи все же отметили, что в соответствии с международными нормами об ответственности государств он не может возложить вину за эти акты на Сербию — таким образом, дезавуировав заявления о «сербской агрессии» в БиГ.

Запад попытался «развить успех», и в июле 2015 года Великобритания предложила проект резолюции Совета Безопасности ООН, в которой события в Сребренице характеризовались в качестве геноцида, виновником которого фактически назывался весь сербский народ. Однако Россия наложила на этот проект вето. «Документ в представленном виде неприемлем в силу своей политической мотивированности, несбалансированности, пагубного характера для процесса национального примирения в Боснии и Герцеговине и на Балканах в целом. Вина за произошедшие события фактически возлагалась бы исключительно на сербскую сторону, без учета того факта, что сами сербы также стали жертвами той трагедии», — заявил на заседании тогдашний постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин.

Если взглянуть на итог всего, по сути, десятилетнего конфликта на территории бывшей Югославии, когда сотни тысяч сербов оказались изгнанными из мест своего традиционного проживания, то нельзя не прийти к выводу, что они пострадали, по крайней мере, не меньше других

Виталий Чуркинбывший постоянный представитель России при ООН в Нью-Йорке

Однако на Западе упорствуют в желании навесить на сербов ярлык геноцидного народа. В июле 2021 года, за несколько дней до истечения своих полномочий, Высокий представитель в БиГ Валентин Инцко ввел закон «о запрете отрицания геноцида» — не просто не скрывая, но и подчеркивая его антисербскую направленность. Прибывший в Сараево ему на смену немецкий политик Кристиан Шмидт, чьи полномочия Высокого представителя не подтверждены Советом Безопасности ООН — и потому не признаются, в частности, Россией и Китаем, — продолжил антисербскую политику своего предшественника.

Но это беспрецедентное давление дало противоположный результат. Во-первых, сербские представители в центральных органах Боснии и Герцеговины (парламент, Совет министров, президиум) отказываются участвовать в принятии решений до отмены «закона Инцко». Согласно Дейтонской системе управления БиГ, отсутствие голосов представителей хотя бы одного из государствообразующих народов делает принятие решений невозможным. Во-вторых, в декабре 2021 года Народная Скупщина Республики Сербской поручила правительству РС в шестимесячный срок подготовить законы о возвращении республике полномочий в сфере обороны и безопасности, правосудия и налогообложения. Собственно, именно после этого в западных СМИ появились заголовки типа «Боснийские сербы воссоздают армию и готовятся к войне!»

***

Пока действия властей Республики Сербской и члена президиума БиГ от сербского народа Милорада Додика больше похожи на торги. К примеру, в бюджете энтитета на 2022 год не заложено ни евро на осуществление полномочий, которые республика вроде как хочет вернуть с уровня центральных властей Боснии и Герцеговины.

Даже торжественный парад по случаю 30-летия Республики Сербской, который прошел 9 января в Баня-Луке, ныне главном городе Республики Сербской, власти принципиально называли «шествием», подчеркивая его мирный характер

Правда, главными участниками парада все же были подразделения МВД Республики Сербской, которые прошли маршем с автоматическим оружием. А особый восторг публики вызвало прохождение колонны специального антитеррористического подразделения на бронированных автомобилях «Деспот», которые производят в городе Братунац неподалеку от Сребреницы.

Но хотя в шествии приняли участие лишь ветераны Армии Республики Сербской, уже через год все может измениться. Ведь не зря же во время празднования Дня Республики Сербской 9 января 2018 года тогдашний Патриарх Сербский Ириней заявил, что «ныне мы собрались, чтобы прославить новейшее государство сербского народа».

Почему не только религия разжигает напряженность в отношениях между Сербией и Черногорией

Искрой стала Сербская православная церковь (СПЦ), которая на церемонии в Черногории назначила нового лидера.

Православные священники, одетые в длинные черные одежды, выбегают из вертолета, их длинные седые волосы и бороды развеваются пропеллерами.

Омоновцы быстро разворачивают черное кевларовое одеяло, чтобы прикрыть их, в то время как другие с автоматами наготове окружают периметр.

Нет, это не сцена из «Апокалипсиса сегодня».

В минувшие выходные Черногория, более известная своим красивым побережьем, поразительными горными хребтами и тем, что на протяжении многих лет принимала странного русского диссидента, стала эпицентром нового балканского кризиса.

Это произошло, когда Сербская православная церковь (СПЦ) на церемонии в Черногории назначила нового лидера, что вызвало гнев некоторых черногорцев, которые увидели в этом символ влияния своего более крупного соседа.

СПЦ лишился как своего патриарха, или главы церкви, так и главы своего филиала в Черногории, получившего титул митрополита, в октябре-ноябре прошлого года. Оба заразились COVID-19и умер менее чем через месяц.

Столкновения произошли в ЦетинеКредит: Euronews

Какова история сегодняшнего скандала?

Сербия и Черногория являются соседними странами, которые посторонние сочли бы культурно и исторически схожими. Тем не менее среди южноевропейских славянских народов именно различия наиболее сильно привязаны к соответствующим этническим группам и составляют основу их национальной идентичности, особенно в постсоциалистическую эпоху.

У Черногории был окольный путь к независимости, который сильно отличается от пути большинства балканских или даже европейских стран. Впервые оно стало независимым княжеством в 1852 году, что также впервые провозгласило разделение церковной и государственной власти.

Декретом парламента от 1918 года Черногория, которая была провозглашена королевством в 1910 году, присоединилась к Сербии и впоследствии стала частью Королевства Югославия.

Тогдашний король Черногории Никола I Петрович бежал в Марсель в 1916 году после капитуляции и оккупации страны Австро-Венгрией и создал правительство в изгнании.

Петрович и сербская королевская семья, Караджорджевичи, уже спорили о том, как разделить власть, еще до того, как король Никола I покинул страну. В его отсутствие и с сербской армией, все еще находившейся в стране в самом конце Первой мировой войны, назначенный правительством Сербии комитет учредил специальное собрание в Подгорице, чтобы формализовать правление Караджорджевича над Черногорией и ее объединение с Сербией.

Заголовок в The New York Times в то время называл это «Уничтожение нации» . Оставшиеся сторонники короля Николы отвергли союз, который они считали скорее аннексией, и даже спровоцировали рождественское восстание 1919 года, в то время как Никола обратился к Парижской мирной конференции с петицией о восстановлении независимости Черногории. В итоге было отклонено.

Хотя в то время этническая идентичность имела совершенно другое значение, одна из причин, по которой часть местного населения приняла Караджорджевичей, заключалась в том, что они тоже имели черногорское происхождение. Даже тогда велись споры о черногорской и сербской идентичности.

Политическое объединение проложило путь к воссозданию Сербской православной церкви в 1920 году указом югославского короля Александра I Караджорджевича с идеей объединения всех православных церковных провинций и епархий под одним управлением.

«Поскольку автохтонная Черногорская Православная Церковь (МПЦ) теперь превратилась в митрополию или филиал СПЦ, СПЦ получила выгоду от союза, получив права на всю собственность, считающуюся принадлежащей Православной Церкви.

Важно помнить, что этот исторический момент, когда церкви и их имущество в Черногории стали собственностью Сербии, а затем и Сербской Православной Церкви, наступит через столетие.

Борьба за душу страны

Тем не менее, из-за их сходства, включая тот факт, что этнические черногорцы и этнические сербы номинально являются православными верующими, многие в Черногории считают, что Сербия предпочла стереть их различия в свою пользу. вместо того, чтобы предоставить своим соседям право определять, как они себя называют, свой язык и свою церковь.

Именно поэтому сотни черногорцев собрались в Цетинье в субботу, возводя баррикады из больших камней и автомобильных покрышек, перекрывая дорогу с целью помешать новому митрополиту быть помазанным.

Цетинье, город, основанный в 15 веке, расположен у подножия горы Ловчен и был резиденцией королевской семьи. Здесь находится первый печатный станок в Юго-Восточной Европе и Цетиньский монастырь, он широко считается колыбелью черногорской культуры.

В воскресенье утром, когда никаких признаков переноса инаугурации не было, протесты стали безобразными . Полиция пыталась разогнать толпу, неоднократно стреляя баллонами со слезоточивым газом и светошумовыми гранатами по протестующим, собравшимся на центральной набережной Цетинье.

Поскольку противостояние идет уже второй день, а дороги в город все еще перекрыты, митрополита доставили из Подгорицы на вертолете. Иоанникия и Патриарха Порфирия в спешном порядке препроводили в монастырь и после короткой церемонии увезли обратно в Подгорицу, пока Цетинье все еще было окутано облаком слезоточивого газа.

Всего пострадало 60 человек — 20 сотрудников полиции и 40 граждан.

После отъезда в Белград в воскресенье Патриарх Порфирий заявил в посте в Instagram, что покидает «эту благословенную землю и людей со смешанными чувствами».

«Я благодарю всех и сочувствую всем тем, кто так или иначе пострадал, и прошу прощения. Я молю Господа за эту страну, этих людей и всех людей, и прошу их молиться за меня, потому что они ближе к Богу», — заключил он.

Коалиционное правительство Черногории разделилось во мнениях относительно того, как справиться с кризисом.

В то время как премьер-министр Здравко Кривокапич призывал к миру в социальных сетях в разгар протестов, его партнерская партия по коалиции УРА попросила провести церемонию в другом месте.

Вице-президент URA Йована Марович сообщила Euronews, что главы церквей отвергли это предложение.

«УРА несколько раз обращалась с просьбами о переносе миропомазания митрополита в другое место из-за угроз безопасности и роста напряженности. Митрополия не захотела рассматривать этот вариант, несмотря на баррикады на дороге и другие риски. Единственный Вариант, оставленный правительству, заключался в том, чтобы гарантировать безопасность граждан Цетине и попытаться сделать так, чтобы мероприятие состоялось без значительных инцидентов», — пояснила она.

Тем не менее, это означало, что правительству пришлось принять одну сторону или вообще ни одну из них — по словам Маровича, и то, и другое было трудным выбором.

«Часть граждан и политических партий ожидали, что правительство будет выбирать между двумя гарантированными правами, между правом на собрания и правом на свободу вероисповедания. Однако все права гарантированы и равны, поэтому правительство пыталось обеспечить оба.»

Протестующие были возмущены тем, что их собственное правительство предоставило вертолет для церемонии, в то время как другие были расстроены тем, что премьер-министр Кривокапич принял участие в праздничном обеде с СПЦ сразу после мероприятия в Цетине. Тем не менее, другие считали, что реакция на блокпосты должна была быть более жесткой.

«Некоторые партии правящей коалиции резко отреагировали на события воскресенья, поэтому можно ожидать, что политические споры станут еще более интенсивными», — сказала она. УРА позиционирует себя как единственное настоящее гражданское движение в стране. Это младший партнер по коалиции в правительстве, сформированном Кривокапичской популистской партией «За будущее Черногории», которая вытеснила правящую Демократическую партию социалистов (ДПС) на прошлогодних выборах.

Кривокапич, профессор черногорского университета, стал известен во время серии протестов в ответ на закон о религии, начавшийся в конце 2019 года.. Закон был направлен на то, чтобы эффективно отменить захват того, что когда-то было черногорской церковной собственностью после 1918 года, и вернуть его государству. Протесты возглавили высокопоставленные члены Сербской православной церкви.

Первоначальный закон, предложенный DPS, принятый в конце декабря 2019 года, получивший название «Закон о религиозных свободах», предусматривал возврат всей собственности, переданной СПЦ после 1918 года, если у них не было доказательств права собственности до этого года.

Глава Сербской Православной Церкви Патриарх Порфирий (в центре) и митрополит Иоанникий (слева)Фото: AP

Национальная и религиозная идентичность

Роль СПЦ никогда не была просто религиозной организацией, объясняет Иван Виденович, доцент Белградского университета.

«СПЦ со своей доктриной «одна вера, один народ» был важным политическим игроком на всех этапах современной истории Балкан, на которые он имел какое-либо влияние», — говорит Виденович. в начале 20-го века и стал главным «зонтиком» для всех восточных православных церквей в регионе, он сделал это для централизации православных верующих в регионе, где также были распространены католики и мусульмане9.0003

Мог ли ты быть сербом, а не православным? Или православный, а не серб? В то время, а особенно до 20 века, да. Но по мере того, как церковь становилась все более могущественной и укрепляла связи с политическим проектом сербского национального государства, это становилось все менее приемлемым.

«Эта доктрина не признает существования сербов-мусульман или сербов-католиков, точно так же, как она не признает существование православных черногорцев или православных македонцев», — пояснил Виденович.

Вот почему некоторые черногорцы очень хотят иметь собственную автокефальную или признанную независимую церковь. Если одна сторона провела прошедшее столетие, утверждая, что если ты принадлежишь к Сербской православной церкви, то ты серб, тогда Черногорская православная церковь нужна.

«Это оставляет большинство населения Черногории в гражданском государстве, таком как Черногория, либо без собственной церкви, либо в ситуации, когда они склоняются перед церковью, которая не признает их этническое происхождение или их язык. Отрицание черногорской идентичности в прошлом лет часто сопровождалось вспышками ненависти со стороны высокопоставленных лиц ШОС в отношении черногорской этнической группы или правительства Черногории», — сказал он.

Черногория: последний югославский кризис

Черногория снова стала отдельной территорией только после Второй мировой войны как одна из шести республик Социалистической Федеративной Республики Югославии.

По мере того, как приверженность коммунистической идеологии секуляризма ослабевала, а националистические тенденции становились все более заметными, ШОС вернула себе известность как ключевой политический фактор.

Слободан Милошевич, коммунистический аппаратчик, впоследствии ставший главным сторонником сербского национализма, понял, что церковь нужна ему как инструмент для сплочения этнических сербов вокруг его политической миссии. Разжигание Милошевичем ультранационалистических сербских настроений еще в середине 1980-х годов широко рассматривается как один из основных факторов, спровоцировавших кровавый распад Югославии и последовавшие за этим войны.

После распада Югославии в начале 1990-х Черногория была единственной из шести стран, оставшихся в союзе с Сербией. В тот момент, когда линии разлома в конфликте проходили между теми, кого считали католиками, мусульманами, православными или албанцами, две основные православные нации в Югославии — сербы и черногорцы — не сталкивались открыто и не вступали в войну. Фактически Черногория участвовала в войнах вместе с Сербией. Нынешний президент Черногории Мило Джуканович был одним из ближайших союзников Милошевича — по крайней мере, поначалу.

Джуканович был ключевым политическим деятелем в Черногории с конца 1980-х годов, когда он стал известен благодаря поддержке Милошевича. Начиная с 1991 года он четырежды занимал пост премьер-министра страны и находится на своем втором президентском мандате. Хотя изначально он был верен делу Милошевича, заставив его правительство отправить войска в Хорватию и сыграв роль в войне в Боснии, Джуканович совершил разворот в середине 1990-х годов, открыто критикуя Милошевича и его режим и в конечном итоге дистанцировавшись и страна от Сербии вообще.

Хлеб с маслом политической риторики Джукановича и главная причина его необычайного политического долголетия — пусть и омраченного постоянными обвинениями в серьезной коррупции и участии в организованной преступности — связывали его изменение взглядов с тем, что он стал главным защитником Черногорская идентичность как отдельное и отдельное понятие.

Предложение его партии отобрать собственность СПЦ было, однако, слишком большим шагом, и Джуканович недооценил власть, которой СПЦ обладал в Черногории. Этим активно воспользовалось правительство Сербии, которое, по словам Виденовича, использовало СПЦ для восстановления утраченного влияния с 2006 г.

«Правительство в Белграде является основным фактором, ответственным за нынешнюю ситуацию, за игру в угрожающих коллективных интересах сербов в стране, где истинные права человека никогда никому не отказывали, за вовлечение ШОС в избирательную гонку [2020], и за влияние на назначение нынешнего правительства Черногории», — утверждает Виденович.

Дым поднимается от горящих шин, которые протестующие подожгли на одной из блокад возле Цетине, Черногория, воскресенье, 5 сентября 2021 г. Кредит: AP

«Поэтому этнические черногорцы воспринимают нынешнюю власть как марионетку Белграда, а весь процесс клерикализации страны в дальнейшем видят как попытку лишить их национальной идентичности, государственной независимости и межнационального согласия».

Но в этом виновато и предыдущее правление нынешнего президента страны Мило Джукановича и его ДПС.

«Ответственность Джукановича заключается в том, что он не смог включить более ориентированных на Европу черногорских сербов в свою программу гражданского, многонационального общества. архаичные разделения прошлого», — заключает Виденович.

Оппоненты Джукановича увидели в этом возможность заручиться поддержкой и, наконец, свергнуть его. Помощь SOC оказалась жизненно важной, говорит Любомир Филипович, активист и исполнительный координатор Гражданской инициативы 21 мая. Движение было одним из участников акций протеста в Цетинье в минувшие выходные.

«СПЦ использовал недовольство законом о церковной собственности для запуска кампании клерикальных протестов и митингов, которые совпали с предвыборной кампанией в стране, — сказал он, — и политические субъекты, близкие к этим протестам, выиграли выборы в стране.»

Новое руководство не обязательно означает лучшее, считает Филипович.

«Коррумпированное правительство с множеством проблем сменилось другим правительством, которое занималось историческим ревизионизмом и поддерживало идеологии, ответственные за националистическую эйфорию, приведшую к конфликтам в 1990-х годах», — объясняет Филипович.

«Недавно министр в нынешнем правительстве был уволен со своего поста за отрицание геноцида в Сребренице. Они хотят сохранить видимость прозападных взглядов, потому что знают, что в противном случае их власть будет поставлена ​​под угрозу.»

«Они теперь настаивают на том, чтобы свалить все проблемы в стране на Демократическую партию социалистов, которая потеряла власть и ключевые позиции в стране, поэтому они хотят, чтобы протесты в Цетинье были расценены как результат гнева ДПС по поводу потери власти – что не соответствует действительности», – сказал он.

По словам Филиповича, протестное движение на самом деле очень разнообразно.

«Сводить его к тому, что люди называют черногорским национализмом, так же несправедливо, как сводить весь Евромайдан в Украине к фашистам. Сюда входит широкий спектр, от левых до правых, но наша цель — ниспровергнуть клерикальное и политическое влияние Сербии на политику Черногории», — объясняет Филипович.

Протесты против инаугурации в Цетине отвергли проведение символического акта подчинения Черногории в Цетине, и многие чрезвычайно возмущены, сказал Филипович.

МПЦ, церковная независимость или автокефалия которой так и не были официально признаны, возродилась в начале 1990-х годов и стала признанной религиозной общиной правительством страны в 1999 году. процентов православных верующих Черногории считают его своей церковью. У нее есть свой митрополит Михаил, также сидящий в Цетине.

Но МПЦ практически не имеет политического влияния на то, что происходит в Черногории, что резко контрастирует с лидерами СПЦ, которые часто присутствуют на публике и часто открыто высказывают свои ультраконсервативные взгляды.

Предшественник Йоаникие Амфилохий, как известно, поддерживал лидера боснийских сербов военного времени Радована Караджича, признавшись в 2010 году, что он предложил ему укрытие после того, как МТБЮ предъявил Караджичу обвинение в военных преступлениях в Боснии сразу после войны 1992-1995 годов.

‘Все выглядят плохо после воскресенья’

Воскресная инаугурация нового митрополита запятнала наследие Иоанникия с самого начала его правления, по словам Далиборки Ульяревич, исполнительного директора Центра гражданского образования, черногорской некоммерческой организации гражданского общества.

«Вместо того, чтобы это было достойное событие, их пришлось тайком провезти в монастырь, окруженным полицией с автоматами. Как может человек, который является истинным христианином, жить под тяжестью такого помазания?»

«SOC здесь не в выигрыше», — сказал Ульяревич. «Церковь должна оказывать примирительное влияние на общество, а не наоборот. Пытаться найти решения, выходящие за ожидаемые рамки, и не разжигать напряженность».

«Я считаю лицемерным заявление митрополита Иоанникия о том, что он будет работать над диалогом и примирением, учитывая, что он утратил легитимность обсуждать эти темы, форсировав это мероприятие», — заявила она.

«Он мог бы завоевать столько поддержки и легитимности, если бы сам решил отказаться от церемонии и сказал, что я вижу, что это противодействует обществу.»

Для граждан Черногории всех национальностей еще один уровень разочарования связан с тем фактом, что сложность ситуации незнакома и сбивает с толку многих за пределами страны, что затрудняет ее понимание даже ближайшими соседями Черногории.

«Много лет Черногория не привлекала особого внимания — это не была региональная проблема», — заявил Ульяревич.

«В последние годы вопросы, которые ранее были исключительно внутренними и сложными для черногорского общества, теперь выплеснулись за пределы наших границ.»

Когда дело доходит до поиска правильного решения и воссоединения страны и ее граждан, по словам Ульяревича, это не вопрос, который можно решить за одну ночь, несмотря на поздравительный тон премьер-министра Кривокапича на пресс-конференции в понедельник, где он сказал, что Теперь страна может свободно переходить к решению других вопросов, таких как экономические проблемы.

«Я бы определила то, что происходит в Черногории, как политический вопрос, смешанный с вопросом религии и идентичности, который вызывает различные эмоции и мобилизует людей», — сказала она.

«Теперь черногорскому обществу необходимо вернуться назад и решить вопросы, которые оставались на втором плане, и попытаться прийти к соглашению о том, какую страну мы хотим».

Каждый будний день Uncovering Europe предлагает вам европейскую историю, которая выходит за рамки заголовков. Загрузите приложение Euronews, чтобы получать ежедневные оповещения об этом и других уведомлениях о последних новостях. Он доступен на устройствах Apple и Android.

Марш православных христиан Сербии против мероприятия EuroPride

Сербия

Тысячи протестующих прошли 28 августа в Белграде, чтобы «спасти Сербию» в знак протеста против запланированных празднований ЛГБТ. Несмотря на решение сербских властей отменить мероприятия, организаторы пообещали не сдаваться, разжигая опасения возможного насилия.

EuroPride продвигает гордость лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов на общеевропейском уровне и ежегодно проводится в разных европейских городах. Мероприятие включает в себя парад гордости.

1 Тысячи православных христиан с крестами, религиозными иконами и транспарантами скандировали и молились, собравшись 28 августа у церкви Святого Саввы в Белграде в знак протеста против гей-парада.

2 Президент Сербии Александр Вучич заявил 27 августа, что запланированные празднования Европрайда будут «отложены или отменены». Тем не менее, организаторы пообещали провести мероприятия, запланированные на 12-18 сентября.

3 Во время акции протеста поднят российский флаг.

Вучич сказал, что правительство подверглось сильному давлению со стороны правых групп и представителей Сербской православной церкви с целью отменить мероприятие. Он допускал, что мероприятие может быть проведено позже.

4 Сербский православный епископ Никанор приветствовал решение властей обратить вспять «осквернение нашей страны, нашей церкви и нашей семьи». Почти 85 процентов сербов идентифицируют себя как православные христиане.

5 Парады гордости в Белграде были омрачены насилием в 2001 и 2010 годах. В другие годы они проходили мирно, хотя и с сильным присутствием полиции.

6 Представительство ООН в Сербии заявило, что обеспокоено объявленным запретом, заявив, что он поставит под угрозу «право на свободу собраний, гарантированное Конституцией Сербии».

7 Члены Европейской ассоциации организаторов прайдов три года назад выбрали столицу Сербии для проведения ежегодного мероприятия, надеясь, что оно станет крупным прорывом для славянской страны, традиционно консервативной и находящейся под сильным влиянием Православной церкви.

8 Заявку Белграда на проведение мероприятия поддержал премьер-министр Ана Брнабич , первая женщина и первый открытый гей, занявший эту должность в Сербии.

Сербские группы по защите прав геев обвинили Брнабича в том, что он недостаточно делает для улучшения своего положения в стране. Она присоединилась к Вучичу в поддержке отмены мероприятия EuroPride.

9 Сербия официально стремится к членству в Европейском Союзе, а также стремится поддерживать тесные связи с Россией, которая в последние годы приняла репрессивное законодательство против ЛГБТ.

10 Оппозиционный Гражданский демократический форум обвинил президента Сербии в том, что он «играет в диктатора», подражая президенту России Владимиру Путину.

11 Во время марша 28 августа были подняты фотографии Путина и Драголюба «Драза» Михайловича, неоднозначного лидера сербских националистов во время Второй мировой войны.

В 2013 году в России был принят закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних, наказуемый штрафами и лишением свободы.

12 Полиция охраняет информационный центр ЛГБТ во время марша протеста в Белграде 28 августа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *