Религия сербов: Религия и нация в Сербии, Болгарии и Румынии: три православные модели

Содержание

Сербия: Священные места и религиозные достопримечательности Сербия: просмотреть Священные места и религиозные достопримечательности (10)

69 мест (сортировка по популярности среди путешественников)

Очистить все фильтры

1. ЦРКВА СВЕТЕ ПЕТКЕ У БЕОГРАДУ

Религиозные достопримечательности

Автор: olya-kozich

Построена на месте чудотворного источника в непоследственной близости к церкве Ружицы.Часовня Святой Петки построена…

2. Church of the Holy Mother of God

Религиозные достопримечательности

Автор: olya-kozich

Второе название Церкви Успения Богородицы — Ружица, что означает «Розочка». Она расположена на территории…

Показать экскурсии

3. Crkva Svetog Marka

Архитектурные достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Автор: olya-kozich

Собор построен в 30-е гг. 20 века на месте небольшой деревянной церкви Сан-Марко. Место, на котором построена церковь…

Показать экскурсии

4. St. Michael’s Cathedral

Архитектурные достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Автор: 333frauleinm

эту церковь видно издалека. особенно если вы идете по набережной. и она очень красивая вблизи. стоит на тихой улочке и…

Показать экскурсии

5. The Name of Mary Church

Религиозные достопримечательности • Церкви и соборы

Автор: largechangbeerplease

Величественный собор на Центральной площади. Пройти мимо, конечно, невозможно. Также неплохо заглянуть к Собору и…

6. Fruska Gora Monasteries

Исторические достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

7. Novi Sad Synagogue

Религиозные достопримечательности

Автор: F5647PG_

Очень красивое здание. Я был один. Прогулялся по территории и захотел попасть внутрь. По странным причинам было нельзя…

Показать экскурсии

8. Subotica Synagogue

Религиозные достопримечательности

Автор: largechangbeerplease

В синагоге побывал впервые. Забавно — вход в синагогу платный))) Прямо стереотипы.Но это стоит того. Её совсем…

Показать экскурсии

9. Studenica Monastery

Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

10. Monastery of Ljubostinja

Исторические достопримечательности • Архитектурные достопримечательности

Автор: _T3258ZR

Очень красивый , старинный монастырь , настоятель рассказал об истории монастыря . Очень красивая территория !!

11. Saborna crkva-Orthodox Church

Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

12. Krusedol Monastery

Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

13. Stari Ras and Sopocani

Исторические достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

14. Mileseva

Религиозные достопримечательности • Церкви и соборы

Автор: _T3258ZR

Давно мечтал попасть к своему покровителю святому Владиславу Сербскому !!!! Уговорил друзей Сербов отвести меня в…

15. Monastery Velika Remeta

Исторические достопримечательности • Религиозные достопримечательности

16. Orthodox Cathedral of St Nicholas

Архитектурные достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Автор: largechangbeerplease

Большая церковь на центральной площади города. Была открыта, что не так уж часто в Сербии в небольших городках. Внутри…

Показать экскурсии

17. Monastery Grgeteg

Исторические достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

18. Patriarchate of the Serbian Orthodox Church

Архитектурные достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

19. Монастырь Ново Хопово

Религиозные достопримечательности

20. Cathedral Church of Kragujevac

Религиозные достопримечательности

21. Манастир Врдник-Раваница

Исторические достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

22. Monastery of Draca

Религиозные достопримечательности

23. Velika Remeta Monastery

Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

24. Holy Trinity Cathedral

Религиозные достопримечательности • Церкви и соборы

Показать экскурсии

25. Church of Christ

Религиозные достопримечательности

26. Bali-Begova Mosque

Культурные объекты и достопримечательности • Архитектурные достопримечательности

27. Zica Monastery

Исторические достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Автор: _T3258ZR

Посетили эту красоту истории !! Настоятель рассказал об истории монастыря , красивая чистая территория !!

28. Poganovo Monastery

Религиозные достопримечательности

Показать экскурсии

29. Monastery Jazak

Исторические достопримечательности • Религиозные достопримечательности

30. Monastery Petkovac

Исторические достопримечательности • Религиозные достопримечательности

Показаны результаты 1–30 из 69

  • Olya Kozich

    Краков, Польша2 014 публикаций

    Церковь святой Петки

    Построена на месте чудотворного источника в непоследственной близости к церкве Ружицы.
    Часовня Святой Петки построена в то время, когда мощи святой прибыли в Белград. Часть мощей было помещено в 1417 в часовню, построенной неким сановником в Нижнем городе. После окончательного турецкого завоевания Белграда в 1521 году, мощи вместе с большей частью населения отправились в Константинополь.

    Отзыв о: ЦРКВА СВЕТЕ ПЕТКЕ У БЕОГРАДУ

    Опубликовано 20 сентября 2022 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Olya Kozich

    Краков, Польша2 014 публикаций

    Ружица

    Второе название Церкви Успения Богородицы — Ружица, что означает «Розочка». Она расположена на территории Белградской.
    В начале 16 века город захватили турки, церковь переделали в мечеть и позже разрушили. Перед нами сегодня реконструкция 1867 г. и времен Первой Мировой войны. В перерыве между кровопролитными боями с войсками Антанты сербские солдаты принимали участие в воссоздании народной святыни. В качестве подручного материала они использовали даже сабли, патроны и ружья, и поэтому церковь считается одной из самых необычных в мире.
    Внутри можно увидеть люстры, сделанные из фрагментов боевого оружия и амуниции солдат.

    Отзыв о: Church of the Holy Mother of God

    Опубликовано 20 сентября 2022 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Olya Kozich

    Краков, Польша2 014 публикаций

    Церковь Св. Марка

    Собор построен в 30-е гг. 20 века на месте небольшой деревянной церкви Сан-Марко. Место, на котором построена церковь, памятно: именно здесь князь Милош и турецкое правительство в 1830 г. подписали соглашение, признававшее сербскую автономию. Храм сильно пострадал от бомбардировок в 90-х гг. и был восстановлен в 2007 г.

    Отзыв о: Crkva Svetog Marka

    Опубликовано 20 сентября 2022 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Fraulein M

    Ульяновск, Россия86 публикаций

    видноиздали

    эту церковь видно издалека. особенно если вы идете по набережной. и она очень красивая вблизи. стоит на тихой улочке и просто прекрасна в лучах заката

    Отзыв о: St. Michael’s Cathedral

    Опубликовано 23 октября 2021 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Alexey K

    Москва, Россия5 073 публикации

    Собор

    Величественный собор на Центральной площади. Пройти мимо, конечно, невозможно. Также неплохо заглянуть к Собору и вечером, чтобы увидеть его в подсветке.

    Отзыв о: The Name of Mary Church

    Опубликовано 7 сентября 2021 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • tolich27

    Тверь, Россия64 публикации

    Звенящая тишина

    Идеальное место для неспешных прогулок. Тишина, окружающая монастыри не нарушается ни единым шорохом. Чисты, пьянящий воздух.

    Отзыв о: Fruska Gora Monasteries

    Опубликовано 28 января 2020 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Даниил К

    1 публикация

    Написал в отзыве. Если в кратце, то было мало времени, но впечатления положительные

    Очень красивое здание. Я был один. Прогулялся по территории и захотел попасть внутрь. По странным причинам было нельзя, но на двери весела бумажка, где было написанно, что можно спросить охранника.
    Возможно у него было хорошее настроение, но он очень добродушно меня впустил, хотя коммуникация у нас была на уровне жестов, т.к. я не понимаю по-сребски, а он по-английски. Он ничего не просил за это, разве что махнул рукой в сторону пожертвований, которые я честно хотел оставить за его доброту, но на эмоциях забыл, а потом очень быстро ушел, т.к. торопился.
    Внутри достаточно красиво и ухоженно. Красивые ветражи и достаточно впечатляющий орган, хотя честно сказать тех которве не впечатлили своим размером я еще не видел)

    Вывод: попасть можно, вроде даже не сложно, но не исключаю, что мне повезло)

    Отзыв о: Novi Sad Synagogue

    Опубликовано 24 марта 2023 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Alexey K

    Москва, Россия5 073 публикации

    Синагога

    В синагоге побывал впервые. Забавно — вход в синагогу платный))) Прямо стереотипы.
    Но это стоит того. Её совсем недавно отреставрировали, и, как снаружи, так и внутри, выглядит она очень красиво и свеже. Погуляйте по первому этажу, поднимитесь на второй, чтобы посмотреть на интерьеры первого под другим углом.
    В общем, рекомендую, стоит своих денег.

    Отзыв о: Subotica Synagogue

    Опубликовано 31 августа 2021 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • dejan c

    Белград, Сербия18 публикаций

    Монастырь Студеница – это один из самых больших и богатых сербских православных монастырей

    Самые прекрасные впечатления остались от посещения этого монастыря. Его основал государь Стефан Неманя, который и поселился здесь после отречения от трона в 1196 году (и где покоятся его мощи). Как и большинство средневековых монастырей Студеница окружена крепостной стеной.

    Отзыв о: Studenica Monastery

    Опубликовано 5 декабря 2017 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • владислав н

    Можайск, Россия384 публикации

    Посетили монастырь Любостынья !!!

    Очень красивый , старинный монастырь , настоятель рассказал об истории монастыря . Очень красивая территория !!

    Отзыв о: Monastery of Ljubostinja

    Опубликовано 17 декабря 2020 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • supermiha56

    Тольятти, Россия2 193 публикации

    Красивый храм.

    Храм очень красив как снаружи, так и внутри. Стоит обязательно посетить, если будете в г. Нови — Сад.

    Отзыв о: Saborna crkva-Orthodox Church

    Опубликовано 9 октября 2019 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Yulia in holiday mood

    Москва, Россия590 публикаций

    Лучше делать тур по монастырям

    Были в 6 монастырях, потому что все посетить за один день нереально. Крушедол не самый камерный, как писали здесь до меня, если хотите уюта и уединенности — поезжайте в Язак, Шишатовац или в Гргетег, там меньше людей. Мы в целом были в очень холодный и дождливый день, поэтому людей не было буквально нигде. Из тех монастырей, которые запомнились лично мне — внутри меня поразили Ново Хопово, вот именно там мне понравилась уединенность и общий стиль внутри и Гргетег, он был самый светлый с красивыми витражами. Ну и, кстати, Крушедол тоже красивый, мне нравится в сербских церквях то, что они находятся на стыке между православием и католицизмом в плане стиля: тут есть и иконы, и витражи, и лепнина, и позолота — в общем, такой действительно очень впечатляющее смешение получается. Почти во всех монастырях есть сувенирная церковная продукция, в целом я бы посоветовала ехать не просто в один монастырь, а покататься по горе день, опять же, красивая природа и по дороге есть приятные ресторанчики местной кухни.

    Отзыв о: Krusedol Monastery

    Опубликовано 1 июня 2019 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • Natalia V

    москва193 публикации

    Приятно погулять.

    Если пропучтить аспект исторической ценности,сто важно,то :хорошее тихое место для отдыха морального и созерцания.парковка близко.территория ухоженная,погулять приятно.рекомендую всем возрастам и кондициям.

    Отзыв о: Stari Ras and Sopocani

    Опубликовано 25 мая 2016 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • владислав н

    Можайск, Россия384 публикации

    МОЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ !!!

    Давно мечтал попасть к своему покровителю святому Владиславу Сербскому !!!! Уговорил друзей Сербов отвести меня в Милешева из Врнячка Баня !! Дорога не близкая , но очень интересная !! И вот мы прибыли в монастырь , конечно его великолепие поразило нас !!! И вот они мощи святого Владислава , подымаю глаза и шок над ним фреска Белого Ангела !!! Своё состояние описать не могу , до такой степени был поражён красотой и великолепием !!!! Это чудо надо просто видеть !!!

    Отзыв о: Mileseva

    Опубликовано 28 апреля 2022 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

  • supermiha56

    Тольятти, Россия2 193 публикации

    Очень понравилось.

    Были в этом монастыре в ходе групповой экскурсии и поэтому времени на знакомство было — не много. Но даже те 1,5 часа, что мы провели в этом месте, запали в душу. Монастырь не похож на российские монастыри, да и на армянские или кипрские то же не похож. Как то показалось, что он просто «растворен» в окружающей природе. Как то он «попроще» что ли. Территория комплекса зданий монастыря не большая , но очень уютная. При входе есть магазинчик — монастырская лавка. Товары не затейливы, но мы именно тут нашли футболки больших размеров (ХХХL) по 300 динаров на сувениры друзьям и родным, у кого большие «габариты». Больше нигде в Сербии нам не попались. Маленькие ладанки по очень доступной цене — 8 динаров. Монастырская сливовица по 750 динаров за 0,5 л. в бутылке в подарочной деревянной упаковке. Но не это главное. Главное это атмосфера покоя, которая передается вам при посещении этого места. Рекомендуем к посещению.

    Отзыв о: Monastery Velika Remeta

    Опубликовано 9 октября 2019 г.

    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

Связь религии и этноса в Югославии (на основе статистики и идеологии югославских политических организаций) — Roman Kurakin на vc.ru

Данная работа является частью курсовой работы, проверенной научным руководителей.

281 просмотров

Балканы всегда были известны разнообразием конфессий и этносов, и Югославия не является исключением. Чтобы это доказать, нужно, в первую очередь, посмотреть на название созданного в 1918 году государства- «Королевство сербов, хорватов и словенцев». Более того, до начала боевых действий в начале 1990-х, Югославия состояла из шести республик- (Сербия, Хорватия, Черногория, Словения, Македония и Босния и Герцеговина) и включала в себя два автономных края- Косово и Воеводина, которые входили в состав Сербии. [1]

Балканы в определенном роде стали синонимом выражений «этнический котел противоречий» или «религиозный котел противоречий», сам термин «Балканы» можно нередко найти в контексте, который направлен на демонстрацию сложности определенного региона или ситуации- при упоминании словосочетания «евразийские Балканы» американский дипломат Збигнев Бжезинский пишет про этнические противоречия,[2] а в народе устоялось выражение «пороховая бочка Европы» относительно балканского региона.

Созданная Югославия стала, если можно так сказать, мечтой южнославянской интеллигенции, но для успешного создания и существования такого государства необходимо было пересечь исторически сложившуюся черту, разделившую Западную и Восточную Римскую империю (в основном это разделение шло по религии- католицизм и православие). Эта черта проходила примерно по границе между Хорватией и Сербией, которые за всю историю своего соседства никогда не являлись единой территориальной единицей.[3]

Коммунистическая терминология использовала понятие «нация» для описания конституционных народов (сербов, хорватов, словенцев, мусульман, македонцев и черногорцев) и понятие «национальность» для описания неконституционных народов, например венгров и албанцев.

Послевоенный лозунг «Братство и единство» обозначил официальную этническую политику в стране- народы Югославии- это равноправные группы, сосуществующие на мирных основах в федерации. Термин «мусульмане» в Югославии с 1971 года был скорее этническим, а не религиозным, этим термином называли южных славян, чьей религией был ислам. Это понятие не включало в себя неславянские народы Югославии, которые исповедовали ислам. Мусульмане были признаны одним из шести конституционных народов Югославии.[4]

В Боснии и Герцеговине примерно половина населения (50,7%) по данным переписи 2013 года- мусульмане. Христиан чуть меньше- 45,9% в совокупности, причем 30,7%- православные, 15,2% являются католиками. По этнической принадлежности, все по тем же данным, 50,11% отождествляют себя с босняками, 30,78% считают себя сербами и 15,43% сказали, что они- хорваты. До Второй мировой войны сербы составляли большую часть населения Боснии и Герцеговины, но в период Второй мировой, в результате переселения в Боснию и Герцеговину хорватов и мусульман, а также из-за геноцида сербов, численность сербов заметно сократилась.

[5] Как мы можем видеть из переписи, данные по религиозной и этнической принадлежности практически совпадают. Также из данной переписи хорошо видно этническое разнообразие региона, входившего в Югославию.

Чтобы убедиться в том, что религия и этнос были непосредственно связаны и до Второй Мировой войны, можно также взглянуть на интерактивную карту Югославии, составленную по данным переписи 1931 года исследователем Милошом Поповичем- выбрав религию, например, католицизм (можно выбрать не только католицизм), мы ясно видим, что людей, исповедующих его крайне много в хорватских регионах и крайне мало в регионах сербских. [6] Также приведу в пример одну из карт Милоша Поповича, составленные на основе данных переписи 1931-го.

Рисунок 1- 

Католики в Королевстве Югославия (по данным на 1931-ый)

В Хорватии, по данным переписи 2011 года, хорваты составляют 90,4 % населения страны, сербы составляют 4,4%, оставшееся населения представляют другие этносы. Также по данным переписи от 2011 года 86,28% населения католики и 4,44 % православные.[7] Тут также виден очень высокий уровень религиозной и этнической связи.

Хорваты, чья нация формировалась в крайне сложных условиях, имели два основных идеологических течения: хорватский югославизм и национальный радикализм (великохорватизм). Приверженцы великохорватской идеологии претендовали на все южнославянские земли, считая их население хорватским. Словенцев они называли «хорватами-горцами», существование сербского и мусульманского народов отвергалось. Однако реально сторонники великохорватской идеи стремились к обеспечению господства хорватского национального сознания в самой Хорватии, Славонии и Долмации, а также к присоединению Боснии и Герцеговины к Хорватии. [8]

Оформление национально-государственной идеологии хорватского национал-радикализма относится к рубежу XIX- XX веков. Она утрачивает демократический характер и становится во многом выражением крайнего хорватского этнического национализма- прежде всего по отношению к сербам. Для определенной части этого течения было характерно отождествление понятий «хорват» и «католик».[9] В отождествлении этих понятий ясно усматривается непосредственная связь между религией и национальностью для хорватских ультраправых.

Идеологи партии хорватских национал-радикалов Й. Франка отрицали само существование сербов на территории Хорватии как этнической и религиозной общности, политически они ориентировались на Вену. Вот что писал один из видных представителей данного движения И. Кршняви : «У нас один и тот же язык, но сербов и хорватов разделяют глубокие культурные и политические отличия». [10]

Радикальные сторонники моноэтнического хорватского государства партии Й. Франка отвергали требования сербского национального движения о предоставлении сербам равных с хорватами политических прав. Признание равноправия сербов, по мнению сторонников Франка, привело бы к созданию «государства в государстве» в Хорватии. [11]

Праворадикальный фланг, в отличие от леворадикального фланга, в годы, предшествующие Второй Мировой войне, был представлен различными течениями (леворадикальный фланг в основном был представлен Коммунистической партией Югославии). Самыми заметными из них являлись хорватское движение усташей и созданное в 1935 году «Югославское народное движение ЗБОР», во главе которого стоял экс -министр финансов Димитрий Летич. Усташское течение базировалось на ультранационалистической хорватско-сепаратистской основе и было нелегальным, «ЗБОР», действовавший до ноября 1940-го легально, выступал за укрепление Югославии на централистских началах. [12]

Идеология «ЗБОРА» базировалась на патриархально-сербском традиционализме. Концептуальные основы «ЗБОРА» были пронизаны православно-клерикальной окрашенностью, в этих концепциях соединялся как антикоммунизм, так и антизападничество (обличение либерализма и политического плюрализма). И коммунизм и западный либерализм трактовались как порождение мировых зловредных сил, коими были, в представлении Летича, евреи и масоны. [13] В идеологии «ЗБОРА» также видна связь религии и национальности- патриархально- сербский традиционализм и православная окрашенность.

Как мы можем видеть, религия и национальность в югославском регионе непосредственно связаны и находятся в прямой зависимости как статистически, так и среди, допустим, некоторых национал-радикалов.

[1] Югославия. // Энциклопедия Кругосвет: сайт. – URL: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/YUGOSLAVIYA.html

[2] З. Бжезинский. Великая шахматная доска. // Издательство АСТ. – 2021. – С. 218

[3] Г. Киссинджер. Дипломатия. // Издательство АСТ. — 2019. — C. 238.

[4] Джорджевич К. Социополитическая и языковая ситуация в странах бывшей Югославии. // Евразийский лингвистический университет: сайт. – URL: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/88/

[5] Босния и Герцеговина. // Большая российская энциклопедия: сайт. – URL: https://bigenc.ru/geography/text/5629905

[6] Yugoslavia in 1931. The census data. // milosp.info: сайт. – URL: https://milosp.info/maps/interactive/census1931/index.html

[7] Хорватия. // Большая российская энциклопедия: сайт. – URL: https://bigenc.ru/geography/text/4696622

[8] Фрейдзон В.И. Хорватский национальный радикализм (великохорватская идеология) в XIX веке. // Журнал «Славяноведение». — 1998. — С. 18

[9] Романенко С. А. Великая хорватская национальная идеология в начале XX века. // Журнал «Славяноведение». — 1998. — С. 24.

[10] Там же: С. 24.

[11] Там же: Стр. 25.

[12] Гибианский Л.Я. «Югославия в XX веке. Очерки политической истории». // РАН. Москва: «Индрик». — 2011. — С. 300

[13] Там же: С. 300-301

Сербская восточно-православная епархия против Миливоевича

Главная >> Энциклопедия >> Статьи

Роберт А. Кан

В деле о смещении епископа Дионисия Миливоевича с поста главы епархии Сербской восточно-православной епархии США и Канады Верховный суд в 1976 г. постановил, что Первая поправка не позволила государству запутаться в решениях, принятых высшие авторитеты иерархических церквей. В этом 1970 фото, Миливоевич совершает панихиду по бывшему королю Петру II недалеко от Либертивилля, штат Иллинойс (AP Photo/Fred Jewell, использовано с разрешения Associated Press)

В Сербской восточно-православной епархии против Миливоевича, 424 U. S. 696 (1976), Верховный суд постановил 7-2, что Первая поправка не позволяет гражданским судам вмешиваться в решения, принятые высшими властями иерархических церквей.

Миливоевич отстранен от должности главы епархии

Дело касалось Сербской восточно-православной епархии США и Канады. Епархия имеет свой устав и органы принятия решений — Священное Архиерейское Собрание и Священный Синод.

Дело касалось отстранения от должности главы епархии архиерея Дионисия Миливоевича и разделения епархии на три подразделения.

Миливоевич восстановлен в должности Верховным судом штата

Миливоевич подал иск в суд штата Иллинойс с требованием отменить решение церкви на том основании, что Священное Собрание и Священный Синод действовали «произвольно», превысив объем своих полномочий по церковному праву. После затянувшегося судебного разбирательства Верховный суд штата Иллинойс согласился и восстановил Миливоевича в должности.

По апелляции Верховный суд отменил.

Суд заявил, что судебный пересмотр церковных решений может привести к нарушению Первой поправки

Судья Уильям Дж. Бреннан-младший, писавший от имени большинства, рассудил, что пересмотр церковных решений представляет большой риск, «что государство будет вовлечено в религиозные споры. ”

Бреннан также ссылался на дело Уотсон против Джонса (1871 г.). В деле Watson суд постановил, что при формировании церквей люди имеют право учреждать церковные трибуналы. Однако трибуналы были бы бессмысленны, если бы члены церкви могли пересматривать церковные решения в гражданском суде.

Хотя суд в деле Гонсалес против архиепископа (1929 г.) в dicta предположил, что запрет на пересмотр церковных дел не будет применяться в случаях, связанных с «мошенничеством, сговором или произволом», судья Бреннан постановил, что исключение «произвольного» нарушения Первая поправка, потому что она «по своей сути» требовала изучения церковных процедур или материального церковного права.

Ренквист утверждал, что государство может рассматривать некоторые дела, связанные с религиозными спорами своих граждан, придавая вес определенной религиозной вере, догмату или секте».

Сербская восточно-православная епархия сделала еще один шаг в развитии идеи о том, что суды не должны вмешиваться в религиозные споры. Беспокойство по поводу запутанности также привело к тому, что суды низшей инстанции отклонили иски о деликте, возникающие в связи с религиозными разбирательствами.

Эта статья была впервые опубликована в 2009 году. Профессор Роб Кан преподает на юридическом факультете Университета Св. Томаса в Миннеаполисе, штат Миннесота. В его диссертации, вышедшей в 2004 году в книге «Отрицание Холокоста и закон: сравнительное исследование» (Palgrave 2004), рассматриваются судебные процессы по отрицанию Холокоста. Он также писал на такие темы, как сжигание креста в Соединенных Штатах, регулирование богохульства и дебаты о диффамации религий, а также использование закона для запрета высказываний о прошлом.