Религия тема по обществознанию: Ошибка 403 — доступ запрещён

Религия – что это такое простыми словами, когда возникла, определение кратко и понятно (обществознание 8 класс )

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 211.

Обновлено 7 Октября, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 211.

Обновлено 7 Октября, 2021

В древности человек не мог объяснить устройство мира. Многие явления природы вызывали у него суеверный ужас. Чтобы объяснить происходящее и жить в гармонии с окружающей действительностью, наши далёкие предки решили, что всем управляют сверхъестественные силы. Так зародилась религия. Однако и сейчас, несмотря на развитие науки и техники, множество людей сохраняют веру в необъяснимое. Рассмотрим, что такое религия, когда она появилась, какую роль выполняет в современном мире.

Понятие религии

Религия — это вера в существование неких сверхъестественных сил, которые оказывают влияние на окружающую среду, управляют событиями, помогают или вредят людям. Человек, поклоняющийся одному или нескольким богам, обращается к высшим силам с молитвой о помощи или простыми словами благодарности, участвует в обрядовых действиях, старается изменить свою жизнь в соответствии с верой.

Рис. 1. Верующие в храме.

Этапы развития религии

Когда возникла религия, она существенно отличалась от представлений современного человека. Древние люди с её помощью пытались найти объяснение происходящему, приобрести могучего помощника в борьбе за выживание. В настоящее время вера в большей степени помогает нам духовно обогатиться, выдержать моральные испытания, обрести внутреннюю гармонию. Кратко и понятно охарактеризуем основные этапы развития религии.

  • Ранние формы религии появились в древности. Человек начал обожествлять силы природы, наделять предметы сверхъестественными силами, поклоняться духам. Примерами могут быть тотемизм, фетишизм, анимизм.
  • Национальные религии — это религиозные представления отдельной нации или населения одной страны, например, иудаизм, индуизм, конфуцианство.
  • Мировые религии не имеют географических границ, включают большое число последователей по всей планете. К ним относятся христианство, буддизм и ислам.
Рис. 2. Схема «Мировые религии».

Среди славян, которые были язычниками, была распространена вера в то, что человек, умерший не от старости, в загробном мире не сможет найти покой. Считалось, что его дух будет бродить по земле и строить козни: губить урожай и скот, вызывать засуху или длительные дожди, наводить болезни.

Роль религии в современном мире

  • Религия способна влиять на сознание людей, воспитывая в них лучшие нравственные качества: добро, сострадание, уважение к другим людям, самопожертвование.
  • Лидеры религиозных организаций в случае конфликтов способны их урегулировать, обратившись к верующим с призывом к мирному урегулированию проблем.
  • Религия объединяет людей, способствует сплочённости.
  • Отчаявшиеся люди с помощью веры могут обрести смысл жизни.
  • Религия обогащает духовную культуру стран и народов.
Рис. 3. Собор Святой Софии.

Производителями сотовых телефонов специально для мусульман был разработан аппарат, показывающий направление на Мекку, что помогло представителям этой религии совершать молитвы в соответствии с правилами.

Что мы узнали?

Религия как форма культуры изучается в курсе обществознания в 8 классе. Краткое определение её звучит так: это вера в существование сверхъестественных сил. Различают ранние формы религии, национальные и мировые религии. Они оказывают большое влияние на современное общество.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 211.


А какая ваша оценка?

Опорный конспект по обществознанию «Религия и ее виды»

Религия и ее виды

Рели́гия (лат.  religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община)

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, сверхчеловеческой реальности, о которой человек что-то знает, и на которую он ориентирует свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Признаки религии это:

Иррациональность (вера в абсолютную истинность)

Догматизм (не требуется никаких доказательств)

Ритуальность (молитвы и другие священнодействия)

Вера в сверхестественное

Необоснованность

Функции религии

Регулятивная. Религия регулирует поведение индивидов и социальных групп, устанавливает определённые рамки для свободы человека.

Мировоззренческая. Религия формирует картину миру и место в нём человека, а также систему ценностей.

Компенсаторная. Религия помогает человеку справиться с социальным и психологическим напряжением, успокаивает, приносит облегчение.

Коммуникативная. Религия обеспечивает общение верующих в рамках религиозной общины или организации.

Интегрирующая. Религия может являться фактором интеграции и социальной стабильности общества, объединённого единой верой. С другой стороны, религия может служить и сильнейшим фактором разъединения, о чём свидетельствуют религиозные межгосударственные и гражданские войны.

Культурная. Религия способствует сохранению и развитию социального и культурного наследия, сама при этом являясь неотъемлемой частью человеческой культуры.

Структура

В структуре религии выделяют следующие компоненты:

религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т.  п.),

религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

религиозные отношения (культовые, внекультовые),

религиозные организации.

Виды религий

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как зороастризм, иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием непосредственного божественного воздействия на пророков.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоикии др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм

Уже в древнем мире существовали разные виды религий, которые отличались между собой объектами или субъектами поклонения (то есть это были неодушевленные предметы или живые люди).

Тотемизм – священным считались какие-то предметы, животные или растения, магической защитной силой наделялся тотем (оберег).

Фетишизм – сверхъестественные способности приписывали неживому предмету, например, камню или черепу животного. У него просили помощи и защиты.

Шаманизм – все племя поклонялось шаману, который умел разговаривать с духами, советоваться с ними, а затем передавал их требования людям.

Анимизм – верили, что душа есть не только у человека, но и у всех окружающих предметов и явлений природы, причем после смерти она продолжает существовать.

Магия – вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, способной влиять на какие – либо события.

Виды религий

Согласно основной классификации религий различают:

мировые религии

национальные (религия отдельного народа)

архаические (умершие религии)

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего). 

Мировых религий всего три:

Буддизм (самая древняя из мировых религий)

Христианство

Ислам (самая поздняя)

Особенности мировых религий:

их исповедуют представители разных национальностей

распространены на всех континентах

большое количество верующих

вера в единого бога

прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Отдельно выделяются авраамические религии. К ним относят иудаизм, христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.   

 

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель — сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету. 

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий — сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара — бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

 

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос — это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).  

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир — это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других. 

Главная книга христианства — Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии — иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

Свобода человека (человек всегда имеет выбор, все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо), 

Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Страшный суд, после которого мир переродится, и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).  

Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

В Новом Завете сказано, что христианам для обретения вечной жизни не следует прерывать связи с Богом, связь же осуществляется через молитву и таинство причастия — вкушение хлеба и вина. Причастие — это главное таинство, осуществляемое православной и католической церквями. 

В Ветхом Завете содержится текст десяти заповедей, которые актуальны для любого христианина.

Внутри христианства со временем выделилось три основных течения:

Католичество (Италия, Испания, Португалия, Бразилия, Венесуэла, Мексика и т. д.)

Православие (Россия, Греция, Сербия, Грузия и т. д.)

Протестантизм (Англия, Германия, США и т. д.)

 

Ислам — самая молодая из мировых религий, он возник в VII в. нашей эры в арабском мире. Его основатель — пророк Муххамед. Бог в исламе — Аллах. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами. 

В отличие от христианства, в исламе отсутствует идея свободы, но есть идея о предопределении. Жизнь человека заранее предрешена Аллахом и какие бы действия человек не предпринял, он не изменит своей судьбы, — верят мусульмане. Сходство с христианством — в идее о бессмертии души, существовании  ада и рая. 

Священная книга ислама — Коран. Во многих исламских странах отсутсвует светский закон и люди живут по религиозным законам или, как это называется, закону Шариата. 

Правоверный мусульманин ежедневно совершает намаз (пятикратная молитва), ведет благочестивую жизнь (не пьет, не курит, блюдет целомудрие), соблюдает пост (самый длинный — рамадан), важной целью считается совершение паломничества (хадж) в Мекку. 

 

К национальным религиям относят религии, которые присущи определенному народу и которые не выходят за его пределы. Это иудаизм (религия евреев), индуизм (религия индийцев), синтоизм, даосизм. 

Архаические религии — это умершие религии. Среди них: религия Древнего Египта, Древней Греции и Рима, религия восточных славян, религии первобытного времени.  

Роль религии в жизни общества:
«+»

один из компонентов духовной культуры

один из институтов общества

специфический тип мировоззрения

совокупность моральных принципов

активно участвует в жизни общества

одно из средств социального контроля

сообщество людей, связанных единой верой

компенсаторная функция — утешение

«-»

способствует развязыванию войн

страх как фактор поддержания религиозности

догматичность.

Изучение религии в учебной программе по общественным наукам

Заявление о позиции Национального совета по общественным наукам

Утверждено и опубликовано в 2021 г.

Введение и обоснование

Академическое изучение религии является неотъемлемой частью любого образования в области социальных наук, и Национальный совет социальных наук решительно поддерживает его включение в учебную программу. Изучение религии является критической линзой для понимания человеческого существования в его более широком культурном контексте, включая его отношение к экономическим, политическим и социальным институтам, а также влияние религии на историю, искусство, географию, язык и литературу.

Всем учащимся полезно изучать религию, поскольку она занимает центральное место как в общественной, так и в личной жизни. Подготовка к гражданству в религиозно плюралистической стране и мире требует изучения религии. Глубокое понимание религий помогает учащимся усиливать различные голоса, бороться с нетерпимостью и создавать возможности для построения сообщества. Он готовит студентов к вежливому и уважительному общению с людьми различных религиозных убеждений и систем убеждений.

Этим заявлением о позиции NCSS напоминает американцам, что сила нашей общей цели в построении одной нации из многих народов и верований зависит от нашей глубокой и неизменной приверженности пониманию друг друга, несмотря на различия.

Предполагаемая аудитория

Это заявление с изложением позиции информирует широкую общественность и все сообщество K-12, включая педагогов, администраторов и лиц, принимающих решения, от дошкольного до старшего школьного возраста, о важности изучения религии в учебной программе по общественным наукам. способами, которые являются конституционно и академически обоснованными.

Предыстория и руководящие принципы

Несмотря на постановление Верховного суда 1963 года, в котором утверждается, что «можно сказать, что образование не будет полным без изучения сравнительного религиоведения или истории религии и ее связи с развитием цивилизации». , Abington School District v. Schempp, 374 U.S. 203 (1963)» Уникальные педагогические и конституционные проблемы, связанные с преподаванием религии, заставили многих педагогов, администраторов и районных чиновников колебаться, включать ли ее в свои учебные программы.

С 1988 года NCSS объединилась с ведущими группами в области образования, религии и гражданских свобод, чтобы одобрить многочисленные заявления в поддержку академического изучения религии в государственных школах, а в 2017 году NCSS добавила Сопутствующий документ по религиоведению в C3 Framework. Разработанное преподавателями, администраторами и экспертами в области религии и образования, дополнение снабжает департаменты образования штатов и школьные округа индикаторами обучения учащихся и схемами изучения религии способами, которые являются конституционно обоснованными и соответствуют высоким академическим стандартам.

Ниже изложены основные рекомендации C3 Framework и ее авторов по обеспечению академического и конституционного подхода к религии в государственных школах.

Изучение религии в государственных школах не должно служить идеологической обработкой или религиозным образованием. Вместо этого изучение религии должно:

  • Быть академическим, а не религиозным.
  • Стремитесь к тому, чтобы учащиеся знали религии, но не настаивайте на принятии учащимися какой-либо религии.
  • Поощряйте изучение о религиозной практике, но не спонсируйте религиозную практику.
  • Знакомить учащихся с различными религиозными взглядами, но не навязывать какую-то конкретную точку зрения.
  • Рассказывать о многих религиях, но не продвигать и не очернять какую-либо религию или неверие.
  • Информировать учащихся о религиозных верованиях, но не пытаться приспособить учащихся к какой-либо религии или неверию. Адаптировано из «Руководства для учителей по религии в государственных школах» (https://www. religiousfreedomcenter.org/wp-content/uploads/ 2014/08/teachersguide.pdf), одобренный NCSS и 21 другой национальной организацией и распространенный Министерством образования среди всех государственных школ в 2000 г.

Педагоги, координаторы предметного уровня, авторы учебников и другие заинтересованные стороны, участвующие в процессе разработки учебных программ, должны быть осведомлены о ключевых дисциплинарных рамках академического изучения религии, включая:

Предпосылки, что религии:

  • Внутренне разнообразны а не однородный, как обычно представляют;
  • Динамичный и изменяющийся во времени, в отличие от статичного или фиксированного;
  • Встроен в культуру и неотделим от других форм человеческого самовыражения.

И что отдельные лица и сообщества формируют свою религиозную идентичность посредством:

  • Верований и ценностей, включая теологические, доктринальные, библейские и этические утверждения о повседневной жизни, а также утверждения о трансцендентной реальности или переживаниях божественного;
  • Поведение, включая практики, связанные с обрядами, ритуалами и жизнью как внутри, так и вне строго религиозной среды;
  • Опыт принадлежности, включая членство в религиозных сообществах и других социальных сообществах с пересекающимися расовыми, национальными, этническими, семейными, гендерными, классовыми и другими идентичностями.
    Адаптировано из «Дополнительного документа по религиоведению для C3 Framework», опубликованного NCSS в 2017 году и одобренного Американской академией религии.

Американская академия религии, крупнейшее научное общество, занимающееся академическим изучением религии, подчеркивает «гражданскую и образовательную ответственность школ за включение тщательного изучения религий в учебную программу по общественным наукам», включая решающую роль, которую играет изучение религии. по общественным наукам:

  • В США широко распространена неграмотность в вопросах религии

  • Религиозная неграмотность часто подпитывает предубеждения и антагонизм, тем самым препятствуя усилиям, направленным на поощрение уважения разнообразия, мирного сосуществования и совместных усилий на местном, национальном и глобальном уровнях.

  • Можно уменьшить религиозную неграмотность, преподавая религию с точки зрения неверия в начальной, средней и средней школе. Адаптировано из «Руководства по преподаванию религии в школах K-12 в США» (https://www.aarweb.org/common/Uploaded files/Publications and News/Guides and Best Practices/AARK-12CurriculumGuidelinesPDF.pdf) Американская академия религии выпустила в 2010 году.

В соответствии с более широкой целью C3 Framework участвовать в гражданской жизни в рамках подготовки к жизни после окончания средней школы, изучение религии дает учащимся знания, необходимые им для критического осмысления исторического и современного мира. Кроме того, изучение религии способствует пониманию глобального контекста, поощряет гражданское участие и развивает навыки, необходимые для совместной работы с различными группами населения.

NCSS рекомендует, чтобы изучение религии проходило через дисциплины и курсы по общественным наукам, везде и всегда, когда знание религиозного аспекта истории и культуры необходимо для сбалансированного и всестороннего понимания.

NCSS рекомендует департаментам образования штатов обеспечить включение изучения религии во все программы социальных наук, включая отдельные курсы по мировым религиям.

NCSS рекомендует каждому округу государственных школ принять четкие правила и рекомендации Первой поправки к поправке к преподаванию религий. Администраторам и учителям необходимо обеспечить профессиональное развитие без отрыва от работы для реализации этих политик. Кроме того, NCSS рекомендует, чтобы преддипломная подготовка учителей включала в себя конституционно приемлемые и инклюзивные рамки для изучения религии в рамках учебной программы. Будущим учителям общественных наук следует также рекомендовать пройти курс религиоведения в рамках их сертификации.

NCSS призывает руководителей системы образования штатов, издателей учебников, создателей онлайн-контента и педагогов-педагогов укреплять и углублять изучение религии в государственных школах, следуя рекомендациям и основам, содержащимся в этом заявлении.

Членам NCSS рекомендуется использовать это заявление с изложением позиции, чтобы убедить государственные департаменты образования и местные школьные округа принять политику, стандарты обучения и практику изучения религии в соответствии с высокими академическими стандартами и принципами Первой поправки.

Заключение

Религиоведение необходимо для понимания роли религии в общественной жизни, преодоления разногласий в общественном пространстве и формирования государственной политики, которая служит общему благу. Благодаря целенаправленному и вдумчивому изучению религии в историческом и культурном контексте учащиеся будут должным образом подготовлены к гражданской жизни в религиозно плюралистическом обществе и мире.

Национальный совет по общественным наукам уже давно выступает за включение изучения религии в учебную программу таким образом, чтобы это соответствовало как конституционным, так и академическим требованиям. С этим заявлением о позиции NCSS возобновляет этот призыв, напоминая американцам, что изучение религии готовит студентов к критическому участию в плюралистической, мирной демократии, понимая самые глубокие ценности, социальную идентичность и стремления людей как со всего мира, так и из их классы.

 

Библиография

Эк, Дайана Л. Новая религиозная Америка: как «христианская страна» стала самой религиозно разнообразной нацией в мире . Сан-Франциско, Калифорния: Harper, 2001.

Биондо, Винсент Ф., III и Эндрю Фиала, ред., Цивилизация, религиозный плюрализм и образование . Нью-Йорк: Routledge, 2014.

Хейнс, Чарльз С. и Оливер Томас. Поиск точек соприкосновения: Первое руководство по поправке к религии и государственным школам . Нэшвилл, Теннесси: Центр первой поправки, 2007.

Хейнс, Чарльз С., изд. Преподавание религии в классе общественных наук . Сильвер-Спринг, Мэриленд: Бюллетень Национального совета социальных исследований, 2019 г.

Лестер, Эмиль. Преподавание религий: демократический подход для государственных школ . Анн-Арбор, штат Мичиган: The University of Michigan Press, 2011.

Мур, Дайан Л. Преодоление религиозной неграмотности: культурологический подход к преподаванию религии в средней школе . Нью-Йорк: Palgrave, 2007.

Норд, Уоррен. Имеет ли значение Бог? Серьезное отношение к религии в американских школах и университетах . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011.

Ваггонер, Майкл и Нейт Уокер, ред. Оксфордский справочник по религии и американскому образованию . Нью-Йорк: Oxford University Press, 2018.

Религия в истории и социальных исследованиях | Perspectives on History

В программах педагогического образования часто упускается из виду важность подготовки учителей K–12 к рассмотрению религиозных идей в истории и общественных науках. В результате этого упущения учителя часто имеют неадекватное понимание правовой основы преподавания религии, важности религии в учебной программе, а также этических соображений и противоречий, которые могут возникнуть, когда содержание учебной программы противоречит религиозным убеждениям учащихся. , их родители или более широкое сообщество.

Включение религии в учебную программу

Многие учителя не уверены в конституционности преподавания религии. Разница между пропагандой религии и преподаванием религии может быть неочевидной для того, кто не задумывался об этом различии. Некоторые благонамеренные учителя, например, в попытке способствовать пониманию религий «изнутри», могут подумать, что уместно, чтобы учащиеся участвовали в практиках, таких как чтение молитв или участие в религиозных ритуалах, которые не являются частью собственной веры учащихся.

Неудивительно, что такие попытки часто вызывают возмущение со стороны обиженных родителей, которые видят в этом попытку пропаганды религиозных убеждений, а потому неуместную в государственной школе. Более того, некоторые родители будут против самого включения контента о религиях, отличных от их собственной, независимо от того, как такой материал представлен; они могут полагать, что даже самое академическое изучение других религий является явной попыткой изменить убеждения их детей, и поэтому они будут возражать против любого упоминания этой темы или просить, чтобы их дети не изучали ее. В результате учителя иногда не уделяют серьезного внимания религии, потому что они ошибочно заключают, что любое обсуждение этой темы либо недопустимо, либо слишком спорно, чтобы заниматься в государственной школе.

Таким образом, программы подготовки учителей обязательно должны предоставлять учителям информацию о том, что разрешено, а что нет по конституции, но, учитывая возможность разногласий, этого может быть недостаточно. 1 Учитывая ограниченное время, отведенное для преподавания истории и общественных наук, включение любого конкретного содержания требует убедительного обоснования его значимости; без такого обоснования учителя могут пропустить содержание, которое они считают трудным для преподавания. Таким образом, педагоги-педагоги должны помочь будущим и практикующим учителям продумать почему религия является таким важным компонентом осмысления социального мира.

В частности, преподавателям необходимо рассмотреть такие вопросы, как почему и как религия структурировала мировоззрения обществ в разное время в разных местах, как и почему религии менялись с течением времени и как религиозные различия вызывали (или использовались для оправдания) социальные, политические и военные конфликты. Им также необходимо рассмотреть, почему понимание религиозной веры и практики имеет решающее значение для современной жизни в условиях плюралистической демократии, и подумать о разнообразии способов, которыми религиозные различия решаются или могут решаться в современных обществах. Когда учителя признают и принимают религию как неотъемлемую часть учебного плана по истории и общественным наукам, они, скорее всего, справятся с противоречиями, которые могут возникнуть.

Сбалансированное и всестороннее отношение

Учителя могут непреднамеренно продвигать верования одной религии или не относиться ко всем религиям объективно и нейтрально. Хотя лишь немногие учителя проявят явную предвзятость по отношению к другим религиям, кроме своей собственной, они могут обнаружить, что бессознательно настраивают своих учеников на отождествление с одной религией, ограничивая их внимание одной традицией или заставляя учеников думать о приверженцах некоторых вер как о «других религиях». ” при изучении исторических или современных тем (таких как крестовые походы или интифада). Хотя представление иудео-христианской традиции как «мы» может быть незаконным, вряд ли это уместно в религиозно разнообразном обществе. Программы обучения учителей должны помочь учителям задуматься об этических последствиях такой практики.

Однако такого рода размышления могут вызвать сопротивление у некоторых учителей, а также у членов сообщества. Традиционные обычаи (например, праздничные традиции) могут быть тесно связаны с чувством идентичности и представлениями о самой цели образования, которые часто включают предположения о передаче общей культуры. Просить учителей пересмотреть такие точки зрения может быть особенно сложно, когда они работают в относительно однородных сообществах, и особенно когда они разделяют те самые культурные представления, которые их просят проанализировать.

Неожиданные разногласия

Даже когда учителя привержены сбалансированному и всестороннему подходу к религии в истории и социальных науках, они часто удивляются тому, как религиозная принадлежность учащихся может влиять на класс. Любой учитель поймет, что такие темы, как права геев, аборты или ислам, могут вызвать бурную реакцию в некоторых сообществах и что некоторые учащиеся или их родители могут беспристрастно сопротивляться изучению этих тем. Но, кроме того, у некоторых студентов могут быть такие сильные нетерпимые чувства по отношению к другим религиям, что они отказываются (по крайней мере, на первых порах) пытаться понять другие верования, будь то в истории или в современном мире. Что еще более тревожно, учителя иногда обнаруживают, что учащиеся безразличны к преследованию представителей других религий, а в некоторых случаях могут даже выражать свою поддержку такой практике. Учителя могут быть ошарашены такими ответами.

Более того, религиозная принадлежность учащихся может стать настолько сильным повествовательным шаблоном для понимания истории, что у них возникают проблемы с осмыслением эпизодов, которые не соответствуют их теологии. Некоторые студенты-христиане, например, так сильно верят в надежду и искупление, что им трудно понять исторические трагедии, такие как Холокост; на самом деле они могут буквально «неверно интерпретировать» большую часть контента, который они узнают по таким темам. 2 В других случаях учащиеся могут интерпретировать историю как проявление «воли Бога»; в результате у них нет мотивации рассматривать другие виды объяснений исторических событий или серьезно относиться к деятельности вовлеченных людей.

Наконец, некоторые учащиеся и родители сопротивляются центральной задаче обучения истории и общественным наукам: помочь учащимся понять, как отчеты и объяснения основываются на интерпретации фактов. Это происходит не только потому, что они противостоят конкретным темам или интерпретациям, но и потому, что они противостоят самой идее интерпретации. Для некоторых людей религиозная вера учит, что знание не создается людьми в обществе, а передается авторитетом (например, священными текстами). В результате они считают, что задача обучения в школе состоит в том, чтобы принимать слова авторитетных источников, а не делать собственные выводы. Они опасаются, что это своего рода «светский гуманизм», который учит студентов тому, что люди могут решать свои собственные проблемы без божественного вмешательства.

Обращение к религии в педагогическом образовании

Хотя некоторые из этих реакций относительно редки, учителя могут отшатнуться от их чудовищности и кажущейся неподатливости. Они могут чувствовать, что их собственное понимание религиозных вопросов недостаточно для разрешения таких споров, или они могут просто предпочесть вообще избегать споров. Как же тогда нам подготовить учителей к решению этих задач? Первый шаг к тому, чтобы помочь учителям преодолеть чувство незащищенности, — это углубить их понимание религии (и религиозного многообразия) либо с помощью специальной курсовой работы, либо с помощью расширенного внимания в рамках существующих курсов. Углубленное изучение нескольких тем может послужить мощным обучающим опытом с этой целью: религий, с которыми учителя менее знакомы; роли религии в группах и обществах; а также различных религиозных взглядов на исторические и современные события.

Тем временем потенциальное сопротивление учителей размышлению о роли религии в учебной программе можно решить, выложив эту тему на стол для изучения и обсуждения. Привлечение учителей к чтениям, отражающим различные взгляды на включение религии в учебную программу, дебаты о роли учителя в содействии этическому диалогу о религии в классе, постоянное рефлексивное письмо о дилеммах, возникающих в ходе обучения, и даже сценарии ролевых игр. которые могут возникнуть в классе, являются ценными стратегиями для начала размышлений и дискуссий. 3

Последующий диалог может подтолкнуть учителей к рассмотрению новых идей, поскольку они думают о последствиях своего педагогического выбора для других. Такие методы также могут помочь учителям справиться со своей неуверенностью в том, что и как учить о религии, укрепить доверие с помощью различных стратегий обучения и углубить свое понимание этических последствий своей работы. Кроме того, участие в таком совместном диалоге может помочь учителям развить готовность и способность вдумчиво выслушивать противоположные точки зрения и конструктивно взаимодействовать с теми, кто не согласен.

Кит С. Бартон — профессор кафедры учебной программы и обучения Университета Индианы. Его исследования сосредоточены на понимании истории учащимися, и он является соавтором с Линдой С. Левстик книги «Преподавание истории для общего блага » (Routledge, 2004).

Дженнифер Хаувер Джеймс — доцент кафедры преподавания, обучения и учебных программ Кентского государственного университета. Ее работа исследует социализацию и гражданственность в школах, гендер в социальных науках и педагогическом образовании, а также взаимосвязь между биографиями и карьерой учителей.

Примечания

1. Полезное руководство по конституционным вопросам, связанным с религией и образованием, см. в Charles C. Haynes and Oliver Thomas, Finding Common Ground: A First Amendment Guide to Religion and Public Schools (Nashville, Tenn. : Центр первой поправки, 2007 г.).

2. Карен Спектор, «Бог на виселице: чтение Холокоста через рассказы об искуплении», Research in the Teaching of English 42:1 (август 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *