Религия в ливане: Религия в Ливане и их политическое значение в стране

Христиане и мусульмане в Ливане

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Недавно пришло официальное подтверждение того, что Бенедикт XVI доверил составление текстов богослужения в страстную пятницу в Колизее Крестный путь двум молодым ливанцам. Как повлияла гражданская война, не прекращающаяся в Сирии, на это решение Понтифика?

Сандро Маджистер (Sandro Magister)

Два молодых человека воссоздадут в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа под руководством маронитского патриарха и ливанского кардинала Бешара Бутроса Раи. В сообщении говорится, что Папа Йозеф Ратцингер сделал этот выбор «в память о своей недавней поездке в Ливан и в знак призыва ко всей церкви молиться за христианскую общину Ближнего Востока и мирное решение проблем.

Последняя поездка  Бенедикта XVI за пределы Италии в Ливан состоялась в середине сентября. Его встречало огромное число верующих, приехавших также и из других стран. Из всех стран Северной Африки и  Ближнего Востока Ливан представляет собой наиболее безопасное место для христиан, где их  проживает сравнительно много. Но уже много лет на глазах у всех происходит разрушение восхваляемой модели мирного  сосуществования религий. Бенедикт XVI обратился с осторожным призывом: «Для сохранения в действии знаменитого ливанского равновесия необходима добрая воля всех ливанцев. Только тогда Ливан станет образцом для подражания для жителей региона и всего мира».

Совершенно ясно, что сирийская катастрофа поставила под удар ливанских шиитов из движения «Хезболла», так как их покровители проживают в Дамаске и Тегеране. Но она не улучшила и положение христиан. Ливанские христиане давно перестали мечтать о завоевании гегемонии в стране. Они разделены изнутри: одни поддерживают шиитов, другие — суннитов. Противоборство ливанских суннитов и шиитов становится все более радикальным. Велико искушение повторить в Ливане наступление, идущее в Сирии против шиитско-алавитского режима Асада.

Читайте также: Геополитика ливанского кризиса

Несмотря на все это как некоторые христиане, так и некоторые мусульмане Ливана продолжают надеяться, что их мирное сосуществование продолжится, и действуют в этом духе. Ниже приводится расследование, напечатанное в последнем номере международного журнала «Оазис». Он издается с 2004 года  патриархатом Венеции на шести языках, среди которых арабский и урду, и предназначен для христиан, живущих в исламском мире. Цель журнала в том, чтобы христиане и мусульмане могли лучше узнать и понять друг друга. Возглавляет журнал и приложение Newsletter, выходящее два раза в месяц, в том числе и на испанском языке, кардинал Анджело Скола. Он каждый год организует международные встречи. В 2010 году такая встреча состоялась в Бейруте, в Ливане.

———-

Химическая ливанская формула

Автор расследования и директор журнала — Мария Лаура Конте  (Maria Laura Conte).

Какой Ливан увидел Папа? Центр Бейрута еще может заставить поверить, что страна быстро развивается: недалеко от моря много строящихся  небоскребов. Но достаточно слегка удалиться от центра, и ты попадаешь в беднейшие кварталы, где в дорожной разметке жители все еще узнают линии фронта гражданской войны. А если отъехать от столицы, то пейзаж еще более меняется. По направлению к востоку располагаются деревни и живут семьи, история которых связана с соседней Сирией. Всего несколько лет тому назад сирийцы были «оккупантами», а сейчас в связи с гражданской войной они стали «беженцами».


Сирийцы, нашедшие приют в ливанских деревнях, рассказывают свои печальные истории. Сотни тысяч людей бежали от непрекращающихся бомбардировок, которые длятся уже не один месяц, от облав и похищений, которые осуществляются то регулярными войсками, то повстанцами. Они пересекли границу в поисках передышки. Ливанское правительство не позволяет официально организовывать лагеря беженцев — слишком хрупко равновесие между различными сообществами — но фактически места для приема и размещения беженцев существуют.

Читайте также: Преследования христиан

В Таалабайе (Taalabaya)  в провинции Бекаа ливанский центр «Каритас» каждый день принимает новые сирийские семьи, которые просят их зарегистрировать, чтобы получить минимальную помощь в виде набора продуктов, одеял. Недалеко расположен лагерь, где беженцы построили бараки из картона, ткани и жести. Для стапятидесяти ребятишек от двух до десяти лет, которые свободно носятся по утоптанной земле, этот бедный лагерь является также и игровой площадкой. Их не очень волнует невозможность помыться и переменить одежду, они полностью отдаются игре со своими товарищами. Их глаза полны воли к жизни, в то время как глаза их матерей пусты и погружены в отчаяние.

Большинство из этих двухсот семей бежало из ада, возникшего в районе города Хомс, и оказалось в этих бараках. Мысль, что в них придется провести целую зиму, кажется невыносимой. Для молодой двадцатишестилетней матери время остановилось. Ее муж был убит в Сирии, дом разрушен бомбой. Она не видит перед собой будущего, только безнадежное настоящее довлеет над ней и ее двумя детьми.

Сотни других людей также находятся в отчаянном положении. Каждый беженец, пересекший границу, несет с собой груз, который не похож на бремя других товарищей по несчастью. В здании начальной школы в деревне Даир Занун (Dayr Zanoun) в этой же провинции Бекаа размещены двадцать семей из Дамаска. У них, по крайней мере, есть крыша над головой, водопроводная вода и электричество в течение двух часов в день. Но их волнение достигает предела, когда социальный работник из центра «Каритас» объявляет им, что с началом учебного года, они должны буду оставить стены школы.

Во время раздачи пищевых продуктов на добровольных помощников обрушиваются протесты беженцев, не желающих покидать школу. Они являются суннитами, и их охватывает страх, что их переведут в Баальбек, где живет шиитское большинство. Директор школы озабоченно осматривает помещения, разглядывая ущерб, нанесенный незваными гостями. Классы превратились в спальни и одновременно в кухни, на подставках досок лежат мыло и расчески, а сад используется в качестве туалета.

Также по теме: Чем объясняется страх немцев перед исламом?

Молодой столяр, отец трех сыновей бежал из Сирии, потому что рисковал исчезнуть, как его брат, от которого нет никаких вестей, как нет известий и о том, что на самом деле происходит на родине. Но, по крайней мере, он спас свою жену и трех детей. Есть в деревнях и больших городах более состоятельные беженцы, которые могут платить за съем жилья от 200 до 250 долларов в месяц. Они могут себе это позволить, потому что, по крайней мере, один член семьи смог найти работу. Очень много семей делят одну квартиру и общее горе. В домах нет мебели, практически жизнь протекает на полу.

На фоне общего несчастья встречаются истории, в которых проявляется незабытая признательность и благодарность: одна сирийская семья, в которой мать четырех детей ничего не знает о судьбе своего мужа, нашла приют в ливанской семье, которую она прежде  принимала в своем сирийском доме, когда в Ливане царило насилие. Но если история поражает своей повторяемостью, то география изумляет резкими переменами на коротком расстоянии. Всего час езды на автомобиле, и ты попадаешь из района, где царит отчаяние сирийских беженцев, в Бейрут, куда стеклись массы католиков, чтобы рядом  с Папой утвердиться в вере и надежде.

Не один критический голос раздавался в дни накануне визита Папы в Ливан. Не будем говорить о шейхе-салафите, который хотел добиться от Бенедикта XVI извинений за его речь в Регенсбурге в то время, как все сообщества выражали надежду на то, что визит Папы обеспечит  что-то вроде «перемирия». Это и произошло, если не принимать во внимание манифестаций, состоявшихся в эти дни в Триполи против фильма «Невинность мусульман», во время которых один человек был убит и тридцать ранено.


«Визит Папы нашел огромный положительный отклик, потому что он был воспринят нашим народом как счастливая пауза, — объясняет ливанский экономист и историк Джорд Корм. — Население отчаялось, нервы у всех обнажены. К политической напряженности добавляется значительный рост уровня преступности. В некоторых зонах страны по 12-18 часов в день нет электричества. Во многих регионах не течет вода из кранов. Социально-экономическая ситуация очень плохая. Даже короткий миг счастья очень много значит на фоне тяжелой жизни, которую мы ведем в течение 40-50 лет».

Читайте также: Исламофобия — как преодолеть порочный круг

«Но это не могло продолжаться», — добавил Корм. Визит в Ливан Иоанна Павла II в 1997 году стал  великим моментом в  истории страны, потому что отсюда прозвучал призыв Папы ко всему Ближнему Востоку и Западу, но это послание осталось без ответа.Через месяц после отъезда Бенедикта XVI в христианском квартале Ашрафи, в самом центре Бейрута во время террористического акта погиб глава секретных служб. Корм считает, что причин слабости Ливана много. Одной из них является разделение населения на сообщества, что препятствует развитию гражданственности, так как люди идентифицируют себя не со страной, а с одной из восемнадцати конфессиональных групп, признанных государством.

Отсутствует воспитательная работа, которая показала бы значение традиций ливанских христиан. Корм объясняет: «Вы не найдете в наших школах ни одного учебника, в котором бы рассказывалось об истории церкви в Антиохии, зато наизусть заучиваются история Франции или Соединенных Штатов Америки. Люди думают, что христианство зародилось в Риме. Если написать книгу о преследовании христиан на Ближнем Востоке, то она станет бестселлером. Но если вы напишите книгу о сложности существующей здесь ситуации, то вам мало что удастся продать…».

Слова, с которыми верховный муфтий ливанских суннитов Мохаммед Рашид Каббани обратился к Папе, были многими поняты, как призыв к христианам не покидать Ближний Восток, потому что их присутствие является гарантией социального единства. Муфтий сказал: «Мы поддерживаем призыв к христианам Машрика остаться в арабском мире и продолжать играть важную роль в общенациональных делах в надежде, что это поможет сохранить целостность социальной ткани в этой части мира».

Католик-маронит, член ливанского Конституционного суда Антуан Мессарра (Antoine Messarra) считает эти слова очень важными: «Итак, арабский ислам освобождается и нужно помочь ему освободиться. Жаль, что христиане в арабском мире сделали шаг назад. Ливанские мусульмане нуждаются в христианах как в опоре для сохранения традиций свободы. Я думаю, в этом смысл высказывания муфтия. Очень стыдно, что религии делятся на те, что внушают страх, и религии, охваченные страхом. Представьте, например, что я испугался ислама. Но ислам является частью моей культуры, он входит в повседневную жизнь и отношения!».

Также по теме: Запад закрывает глаза на гонения христиан

Мессарра считает, что необходимо защищать арабский плюрализм: «Задача не в том, чтобы защищать присутствие христиан в регионе. Центральная проблема в том, чтобы сохранить арабский плюрализм. А главный принцип плюрализма — это религиозная свобода. Ислам должен изменить свою точку зрения на этот вопрос». По мнению Мессарра, ключ к решению вопроса лежит в воспитании: «Следствием  разделения города на различные кварталы является то, что многие молодые люди, рожденные во время войны и в послевоенные годы, не могли расти и жить вместе, они не получили такого опыта. Поэтому у нас сложилась чрезвычайная ситуация в этом смысле».

Если для христианина Мессарра ислам является частью его ДНК, то президент Института изучения ислама в университете Макассед суннит Хишам Нашабе (Hisham Nashabe), подводя итоги, говорит, что присутствие христиан среди мусульман очень важно. Нашабе уверен, что визит Папы приведет к росту интереса среди мусульман к изучению христианства: «Как на Западе ведутся исследования истории Востока, так и на Ближнем Востоке мы должны больше интересоваться проблемами Запада. Папа, возможно, бессознательно спровоцировал  интерес к этому в Ливане».


Конечно, кое-кто ожидал, что визит Папы как по мановению волшебной палочки в один миг разрешит все проблемы страны. Вместо этого, как говорит викарий патриарха в епархии Sarba e Jounieh монсиньор Поль Рухана (Paul Rouhana), Бенедикт XVI выступил в роли пастыря, озабоченного проблемами своей паствы. В своем апостольском послании он поставил  центральную проблему сохранения человеческого достоинства, к чему должны стремиться все люди доброй воли даже в такие трудные исторические моменты, как война в Сирии.

«Война в Сирии и трудная ситуация, в которой оказались христиане, рискующие попасть под перекрестный огонь двух враждующих сторон, ставят перед нами очень трудные задачи, — говорит монсиньор Рухана. — Необходимо найти такое решение, которое позволило бы сохранить единство страны. Нельзя в Сирии отдельно решить проблему только одних христиан, как нельзя этого сделать и в Ливане. В обеих странах у христиан и мусульман общая судьба. Мы желаем, чтобы в Сирии тоже стало возможным мирное сосуществование мусульман и христиан, как в Ливане. Религиозные общины ведут к разделению всего общества? Конечно, это не лучшее решение, но отсюда можно начать строительство настоящего сообщества граждан».

Читайте также: Как не дать молодежи скатится в исламизм?

По мнению монсиньора Рухана, «разумный и взвешенный голос Папы, который в свои 85 лет прибыл сказать нам, что вера — это не мечта, что она пересекается с действительностью, универсален. Он считает, что многие мусульмане согласны с некоторыми высказываниями Папы: «Ислам — это не монолит?» По мнению интеллектуала, шиита, преподавателя политических наук в Американском университете Бейрута Ибрагима Шамседдина I(brahim Shamseddine), вмешательство Папы позволило вернуться к размышлениям по поводу «ливанской формулы».

Шамседдин говорит, что особенность этой формулы заключается не в христианско-мусульманском дуализме государства, в триаде: «Демократия-ислам-христианство обеспечивают  единство Ливана. Если нет демократии, то невозможно христианско-мусульманское партнерство. Такая формула несостоятельна. У нас в стране множество трудных проблем. Не в последнюю очередь они связаны с географическим  положением Ливана. Жизнь страны отравляет присутствие вооруженной милиции и конфессиональных групп, которые фактически нарушают законы страны и тем самым ослабляют ее изнутри. Правительство ничего не решает, потому что его институты парализованы».

Шамседдин считает, что нужно прекратить оперировать самоубийственной категорией «меньшинство». Шииты не являются меньшинством. «Я отказываюсь от того, чтобы меня причисляли к меньшинству. Христиане являются частью арабского большинства, а шииты частью мусульманского большинства».

По его мнению, химическая формула воды хорошо отражает ситуацию в Ливане: «Мы нуждаемся в двух молекулах водорода и одной молекуле кислорода. Только в этом. Бог так создал вещи. Христиане являются кислородом для нашей демократии».

Религия и государство, роль религии в политике / Ливан / Политический Атлас Современности

Ливан / Религия и государство, роль религии в политике

Существование множества различных религиозных общин является основной характеристикой ливанского общества. По данным за 2004 год, мусульмане составляют 59,7 %, христиане — 39 %, другие религии исповедуют 1,3 % населения.

Исторически население Ливана с древнейших времён придерживалось религии семи народов Ханаана (семитское язычество). В торговых центрах строились крупные культовые сооружения. В Тире был распространён культ Мель-карта (Геракла Тирского, согласно Геродоту), причём эта посвятительная религия (mystery religion) распространилась во многих финикийских колониях и не перестала существовать в адаптированной форме и в эллинистический период. Тирский культурный герой совершал путешествие в подземный мир и затем воскресал вместе со всей природой весной. Его почитали как изобретателя всех ремёсел, торговли, счета, мореплавания. После распространения христианства, в период догматических споров, между древними религиозными представлениями и официальной религией Византии усилились противоречия. Средиземноморские культы в различных формах сохранились и после исламского завоевания. Хотя первоначально арабы проводили на завоёванных территориях политику полного разрыва с предшествующими традициями, позднее мусульманские правители обратились к античному наследию. В XI–XII веках в период крестовых походов с ним смогли соприкоснуться и крестоносцы, которые заимствовали многие учения древнего мира в арабской передаче.

В период османского владычества на территории Ливана была проведена попытка повторной исламизации, в результате которой сформировалась система закрытых этноконфессиональных сообществ, существующая и по сей день.

В Ливане не существует официальной государственной религии, но в конституции нет указаний на то, что Ливан — светское государство. Скорее наоборот, ещё со времён принятия «Национального пакта» 1943 года конфессионализм закреплён в качестве основного принципа государственного устройства. Согласно этому принципу, президентом республики является маронит, премьер-министром — суннит, председателем парламента—шиит. Состав парламента также определяется по конфессиональному принципу: христиане и мусульмане должны иметь равное количество мест (по 64). У суннитов и шиитов по 27 мест, у друзов — 8, у алавитов — 2. У христиан 23 места принадлежит маронитам, а остальные распределяются между представителями православной, католической, протестантской и армянской церквями.

После заключения Таифских соглашений (1989 год) и внесения в 1990 году поправок в конституцию заявлено, что «основной национальной задачей является отмена конфессиональной системы, для реализации которой необходимо совместное претворение в жизнь поэтапного плана» (Преамбула конституции).

Формирование ливанского государства и общества является уникальным процессом. На территории Ливана одна этническая общность — ливанские арабы — образовала множество религиозных общин. Одновременно в стране сложились множественные христианские общины: маронитов, православных, католиков, армян, яковитов, греко-католиков. Подобная сложная конфессиональная структура ливанского общества обусловила государственное устройство современного Ливана. Наряду с институтами и учреждениями парламентской республики в стране складывались кланово-корпоративные структуры на основе местных религиозных общин, способных в той или иной мере влиять на принятие политических решений в стране.

В результате в Ливане сложилась система конфессионализма, закреплённая в писанных и неписанных, основанных на традициях и обычаях законах. В частности, распределение государственных постов и мест в парламенте определялось необходимостью справедливого представительства существующих в стране религиозных общин. У различных общин складывались отличные подходы к развитию страны. Так, марониты стремились к созданию христианского государства и поддерживали сохранение влияния Франции. Тогда как сунниты выступали за укрепление связей с арабскими странами. Антиизраильские настроения особенно сильны среди шиитской части населения.

На сегодняшний день большинство населения Ливана считает себя мусульманами — 59,7 % населения, включая шиитов-двунадесятников, алавитов, друзов и исмаилитов. Точную численность некоторых мусульманских сект установить сложно из-за религиозной практики сокрытия вероисповедания (такыйя). Христианское население — 39 % населения (марониты, армяне, православные, мелкиты, яковиты, римо-католики, греко-католики, копты, протестанты и др.). Менее 2 % населения составляют приверженцы иных религиозных конфессий, в том числе иудеи.

←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →


Ливан — РЕЛИГИЯ

Ливан Содержание

Разделения внутри христианской и мусульманской конфессий были значительными, но большинство наблюдателей считали христианско-мусульманскую дихотомию наиболее заметное место в ливанском обществе. Тем не менее, идентификация по религиозным принадлежность часто размывает тонкие социальные и экономические соображения.

Религия в Ливане — это не просто функция личных предпочтений находит свое отражение в обрядовой практике богослужения. Скорее, религия является явление, часто определяющее социальную и политическую идентификацию. Следовательно, религия политизирована системой конфессиональных квот в распределение власти, льгот и должностей.

Сектантская группа объединяет своих членов на основе их исповедовали верность учению веры и их общей расположение на сектантской социально-политической карте. Этническая принадлежность не относятся строго к конфессиональным общинам Ливана, поскольку более более 90 процентов всех ливанцев являются арабами в этническом и языковом отношении. Но самобытность конфессиональных общин Ливана приближает понятие секты к этничности. Исключения курды, армяне и евреи, которые составляют этнические группы в классический смысл.

В общем, понимание ливанской мозаики требует осознания этничности и конфессионализма, поскольку сходство между двумя понятиями стало более очевидным в наши дни. Ливан, где каждая сектантская группа имеет свою собственную повестку дня, политическую культура и лидеры.

Точное количество сект в Ливане всегда было предметом споров. В В 1936 году французский мандат установил первый официальный закон, касающийся секты в Сирии и Ливане. Секты были перечислены следующим образом: девять патриархальные секты, одна латинская церковь, протестантская секта (в том числе одиннадцать христианских конфессий) и пять мусульманских течений (сунниты, шииты, друзы, алави и исмаилиты). В то время мусульмане отвергли их разделение на отдельные секты, и, следовательно, они были исключены из приложение к закону.

После обретения независимости только немусульмане были включены в закон 1951 года. перечисляя официально признанные секты в следующем порядке: Марониты, греко-православные, греко-католики, православные армяне (григорианцы), армяне-католики, сирийские православные (якобиты), сирийские католики, халдеи-католики, несториане-ассирийцы, латиняне (римляне католики), протестанты и иудеи. В законе указывалось, что каждая секта свободно распоряжаться своим вакфом (религиозным пожертвованием), а также законы о личном статусе его членов. Секты алавитов и исмаилитов были считались малочисленными, что лишало их юридически санкционированные учреждения. Другие мусульманские секты, сунниты, шииты и друзы считались все еще подпадающими под действие положений османского права.

или григорианский
Ассирийский или несторианский Церковь
Протестанты
Евреи

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Мусульмане Ливана: относительно светские и прохристианские

Ричард Уайк и Джулиана Менаске Горовиц

Непрекращающийся конфликт между Израилем и «Хизбаллой» снова привлек внимание всего мира к Ливану и его сложной мозаике религиозных сект. Несмотря на небольшое население — чуть менее четырех миллионов человек — Ливан является самой разнообразной страной на Ближнем Востоке, где проживает значительное количество суннитов, шиитов, христиан и друзов. По многим вопросам мусульманское большинство Ливана разделяет взгляды других мусульман Ближнего Востока и всего мира, особенно его антипатию к Израилю (христианское меньшинство Ливана также разделяет эту антипатию). Но по другим вопросам ливанские мусульмане стоят особняком. В частности, данные опроса Pew Global Attitudes, проведенного в мае прошлого года (опрос этого года не включал Ливан), показывают, что ливанские мусульмане значительно более светские по своим взглядам, чем мусульмане в других странах.

Хотя ливанские мусульмане считают ислам важной частью своей жизни, они уделяют меньше внимания своей вере, чем другие мусульмане. В шести опрошенных преимущественно исламских странах мусульмане в Ливане реже всего говорят, что религия очень важна в их жизни — чуть более половины (54%) говорят, что религия очень важна, по сравнению с 69% мусульман в Турции, 86% в Иордании и более 90% в Индонезии, Пакистане и Марокко.

Мусульмане в Ливане также с меньшей вероятностью идентифицируют себя в первую очередь со своей религией, а не со своей страной: равное количество людей, считающих себя в первую очередь мусульманами (30%), и говорящих, что они идентифицируют себя в первую очередь как ливанцы (30%). В других местах большинство или множество мусульман сильнее идентифицируют себя с исламом, чем со своей национальностью — во многих случаях в неравномерных пропорциях. Даже в Турции — стране с давними традициями секуляризма — количество мусульман, идентифицирующих себя как турок, превышает число тех, кто идентифицирует себя преимущественно как турок, на 13 процентных пунктов.

Кроме того, ливанские мусульмане менее обеспокоены глобальной ролью ислама — чуть менее половины (47%) считают, что для ислама очень важно играть более важную и влиятельную роль на мировой арене. Напротив, 84% мусульман в Марокко и 73% в Иордании хотели бы, чтобы ислам играл важную роль. Только турецкие мусульмане (43%) проявляют меньший интерес к глобальному влиянию ислама.

Взгляды на терроризм

Несмотря на свое относительно светское мировоззрение, ливанские мусульмане относятся к числу тех, кто больше всех поддерживает террористические акты во имя ислама. В 2005 году 39% заявили, что взрывы террористов-смертников и другие формы насилия в отношении гражданских лиц часто или иногда оправдываются защитой ислама от его врагов. Только Иордания (57%) больше поддерживает теракты смертников. 1

В Марокко, Турции и Индонезии менее чем каждый пятый мусульманин считает, что такие нападения часто или иногда могут быть оправданы.

Мусульмане Ливана также выражают значительную поддержку террористическим актам смертников в Ираке — примерно половина (49%) считает, что нападения смертников на американцев и других жителей Запада в Ираке оправданы, что соответствует уровню Иордании (49%).%) и лишь немногим меньше, чем в Марокко (56%), где зафиксирован самый высокий уровень поддержки.

Однако самый известный в мире сторонник террористов-смертников Усама бен Ладен не пользуется особой поддержкой среди ливанских мусульман. Только 4% говорят, что они очень или немного доверяют бен Ладену, чтобы он поступал правильно в мировых делах. Это самый низкий уровень поддержки лидера «Аль-Каиды» среди шести опрошенных преимущественно мусульманских стран.

Мусульмане и христиане в Ливане: соглашение об Израиле, разные взгляды США

Несмотря на повсеместное межконфессиональное насилие во время гражданской войны 1975–1990 годов в их стране, сегодня ливанские мусульмане и христиане в целом положительно относятся друг к другу. Целых 86% мусульман положительно относятся к христианам, что на сегодняшний день является самым высоким рейтингом христиан среди мусульманской общественности. При этом 82% христиан положительно относятся к мусульманам.

Другое дело отношение к евреям. Еще до нынешнего конфликта негативные настроения в отношении евреев и Израиля были широко распространены в Ливане, и они не ограничивались мусульманской общиной. Действительно, никто в нашей ливанской выборке, будь то мусульманин, христианин, друз или кто-то другой, не сказал, что положительно относится к евреям. Конечно, негативное отношение к евреям в этом регионе не редкость — в соседней Иордании ни один респондент положительно не относился к евреям, а в Марокко и Пакистане положительные оценки евреев выражались однозначными цифрами.

Что касается израильско-палестинского конфликта, предыдущие исследования в целом показали, что ливанцы пессимистично относятся к решению, предусматривающему сосуществование двух государств. Опрос Pew Global Attitudes 2003 года показал, что трое из четырех мусульман (75%) и половина христиан (50%) согласны с утверждением, что «права и потребности палестинского народа не могут быть обеспечены до тех пор, пока Государство Израиль существует».

И ливанские мусульмане, и христиане также с подозрением относятся к еврейскому влиянию на внешнюю политику США. Когда прочитали список групп, включая евреев, корпорации, христианских консерваторов, СМИ, военных, либералов и простых американцев, и спросили, какая из них оказывает наибольшее влияние на американскую политику в отношении других стран, 62% ливанских мусульман и 59% ливанских христиан заявили, что евреи являются наиболее влиятельными.

Это мнение также широко распространено в других опрошенных арабских странах — 60% иорданцев и 50% марокканцев также заявили, что евреи имеют наибольшую власть над международной политикой Америки.

Хотя ливанские мусульмане и христиане согласны с тем, что евреи имеют широкое влияние в Соединенных Штатах, они резко расходятся во взглядах на Соединенные Штаты и на американскую внешнюю политику. Только 22% мусульман положительно относятся к США — уровень, соответствующий антиамериканским настроениям, характерным для большей части мусульманского мира. Однако почти трое из четырех христиан (72%) положительно относятся к США9.0006

Мусульмане и христиане также различаются по отношению к американцам: 52% мусульман относятся к американцам благосклонно, по сравнению с 87% христиан. В странах по всему миру опросы Pew Global Attitude в целом показали, что люди дают более благоприятные оценки американцам, чем Соединенным Штатам, и это в значительной степени верно и для мусульманских стран.

Однако разрыв между восприятием американцев и США особенно велик среди мусульман в Ливане. Среди другого мусульманского населения восприятие американцев, как правило, более точно отражает восприятие Америки.

Мусульмане и христиане в Ливане также придерживаются резко разных взглядов на действия США на международной арене. Например, мусульмане гораздо чаще верят, что Америка действует на мировой арене в одностороннем порядке. Только 19% мусульман считают, что США в значительной степени или в достаточной степени учитывают интересы таких стран, как Ливан, при принятии внешнеполитических решений, по сравнению с 59% христиан. И только 11% мусульман поддерживают войну с терроризмом под руководством США; однако 60% христиан поддерживают антитеррористическую политику США.

Еще один вопрос, по которому мусульмане и христиане расходятся во мнениях, касается угрозы, которую представляет для их страны исламский экстремизм. Несмотря на доминирующее положение поддерживаемой Ираном «Хизбаллы» на юге Ливана, в прошлогоднем опросе только 4% ливанских мусульман считали исламский экстремизм очень или довольно серьезной угрозой для страны, что является самым низким процентом из шести мусульманских обществ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *