Ислам в Марокко
В основу мусульманского календаря положен лунный год, поэтому даты мусульманских праздников сдвигаются ежегодно на 10-11 дней. Все мусульманские праздники официально начинаются после захода солнца в день, предшествующий календарной дате праздника.
Во всем мусульманском мире существуют только два основных праздника:
Аид-аль-фитр (араб. «прадник разговения»), называемый также в Марокко аид-ас-сегыр (араб. «маленький праздник») — праздник окончания поста, отмечаемый в первый день после Рамадана. В этот день все марокканцы надевают новые нарядные одежды, идут на праздничную молитву в мечеть, готовят богатое угощение и навещают родственников и друзей. Во время праздника закрываются все государственные и частные учреждения, многие люди берут дополнительные выходные, чтобы воссоединиться со своими семьями в других городах.
Аид-адь-адха (араб. «праздник жертвоприношения»), называемый также в Марокко аид-аль-кебир (араб. «большой праздник») — крупнейший мусульманский праздник во всем мире, который отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджа (приблизительно через 2 месяца и 1 неделю после окончания Рамадана). В этот месяц мусульмане традиционно совершают хадж — паломничество в Мекку, кульминацией которого является церемония жертвоприношения. Важность этого праздника для мусульман можно сравнить с Рождеством или Пасхой для христиан. Это время единения с семьей, во время которого отдают дань вековым традициям. Во время этого праздника жизнь в стране практически останавливается. Закрываются на несколько дней все учреждения. Многие лавки и кафе закрываются на целую неделю, потому что их владельцы уезжают навестить свои семьи в других городах. Религиозное значение праздника заключается в поминании жертвы, принесенной Господу пророком Ибрагимом (библейским Авраамом), который положил на алтарь и готов был заклать собственного сына в доказательство своей преданности и любви к Богу. Согласно предписаниям ислама, каждая мусульманская семья, обладающая достаточными средствами, должна в этот праздник принести в жертву барашка, теленка или верблюда. Мясо принесенного в жертву животного делится на 3 части: одну часть семья оставляет себе, вторую раздает родственникам, третью — бедным людям. Именно в этом акте единения и дарения состоит морально-этическое значение праздника.
Подготовка к празднику напоминает подготовку к Рождеству в христианских странах, только роль елки — обязательного атрибута праздника — играет барашек. За 1-2 недели до начала праздника повсюду в городе открываются «бараньи базары». Отовсюду доносится блеянье и специфический запах. Несмотря на то, что заклание барашка можно целиком доверить мяснику на бойне, марокканцы, в целях соблюдения чистоты обряда и традиций, предпочитают закалывать барашка собственными руками и в собственном доме, будь он в деревне или в большом городе. В городских условиях купленных барашков затаскивают на балконы или на общественные крыши домов, где им оборудуют импровизированные загоны с навесом, сеном и водой. Транспортировка барашка с рынка в квартиру требует особой смекалки и находчивости. Связанных животных сажают в машины, телеги и даже привязывают к своей спине и перевозят на мотоцикле. Стоимость барашка в период праздника возрастает до небес, а его покупка является серьезным ударом по семейному бюджету. «Купил ли ты барашка и почем?» является основной темой любого разговора марокканцев в этот период. Стоимость одного животного составляет около 200-300 Евро, что для многих является месячным бюджетом на существование.
В канун праздника на улице царит довольно зловещая для иностранца атмосфера. В старом городе можно увидеть, как мясники затачивают свои огромные ножи на вращающемся каменном круге и продают крюки для подвешивания туш. Повсюду раздается жалобное блеяние чувствующих скорую смерть баранов.
Для многих туристов оказаться в Марокко в эти дни — это значит испытать настоящий культурный шок. В день праздника марокканцы с утра пораньше отправляются в мечеть на праздничную молитву, а по возвращении домой приступают к процедуре жертвоприношения. Ритуал совершает мужчина-глава семьи (как правило, отец или старший из сыновей). В соответствии с мусульманскими правилами умерщвления животных, предназначенных в пищу, барашка связывают и перерезают ему горло острым ножом, предварительно произнеся трехкратное «Бисмилля» («во имя Господа»). Для разделки туши часто приглашают профессионального мясника, поскольку не все обладают необходимыми навыками для выполнения этой непростой задачи. Голову и шкуру животного, как правило, выбрасывают, а все остальное (включая почки, печень, желудок, мозг и яйца) съедают без остатка!
В день жертвоприношения улицы городов абсолютно пустынны, закрыты все магазины, кафе и рестораны. Можно только увидеть телеги, собирающие выброшенные бараньи шкуры и головы. Прогуливаться по городу в это время небезопасно, потому что можно легко стать жертвой уличного грабежа.
Примерно к полудню повсюду начинают разноситься в воздухе аппетитные ароматы. Поскольку мясо только что заколотого животного должно отвисеться как минимум сутки, чтобы из него вытекла вся кровь, традиционным блюдом первого дня большого аида являются шашлычки из печени и других внутренностей (печень в Марокко является деликатесом и стоит гораздо дороже мяса). С улицы и из домов буквально в считанные часы исчезают следы кровавой бойни, которая уступает место атмосфере всеобщего праздника и пира. Не удивляйтесь, если какой-нибудь марокканец, с которым вы случайно познакомились накануне (лавочник, водитель такси, официант…) пригласит вас к себе в дом в этот день, чтобы с гордостью продемонстрировать свои традиции и гостеприимство. От такого приглашения нельзя отказываться!
Последующие 1-2 дня праздника — время нанесения визитов родственникам, друзьям и знакомым. Туристы, не являющиеся участниками этого всеобщего веселья, могут чувствовать себя в это время в изоляции.
Помимо этих основных двух мусульманских праздников в Марокко еще отмечаются Аид-аль-Мулюд и Ашура.
Аид-аль-мулюд — день рождения Пророка — также является государственным праздником и выходным днем в Марокко и отмечается примерно через 3 месяца после большого аида. В этот день ничего особенного не происходит, кроме праздничной молитвы в мечети.
Ашура — праздник, отмечаемый в 10-й день месяца мухаррам по мусульманскому календарю, знаменует собой день, в который был убит Али, зять пророка Мухаммеда. Этот праздник (или скорее день траура) широко отмечается в шиитских странах, в Марокко же он не является официальным выходным днем и отмечается в народе как день детей, которые получают подарки и фотографируются в импровизированных ателье в красивых национальных одеждах.
Ключевые события в жизни марокканцев также отмечаются в соответствии с мусульманскими обрядами: рождение, обрезание у мальчиков, помолвка и свадьба, похороны. Интересно, что действующий семейный кодекс Марокко сочетает в себе шариатские принципы с «западными». Так, например, многоженство разрешено, но только с разрешения первой жены и наличия серьезных причин, которые делают его практически невозможным.
Религия Марокко | Энциклопедия путешественника
Государственной религией является ислам суннитского толка. Практически все жители страны являются его приверженцами. Лишь 0,8% населения исповедуют христианскую веру, а 0,2% — иудеи.Ислам в Марокко
Приверженцы ислама считают, что Марокко – это самая счастливая страна. Ее правитель является не просто королем, он – прямой потомок Пророка.
Ислам влияет на всю жизнь населения Марокко. Даже судебная система основана на исламском законодательстве (маликитская школа). В течение долгого времени в стране сочетались две традиции ислама. Одна из них основывается на изучении философии, науки и религиозных текстов. Эту традицию исповедовали многие известные общественные и политические деятели Марокко.
Вторая традиция базируется на поклонении святым-марабу и почитании суфизма (исламского мистицизма). Данные учения с XV века имели форму религиозных братств, которые назывались завийя. Таким образом, последователи завий смогли влиться в общество Марокко.
Официальное духовенство негативно воспринимает культ святых, что не мешает им существовать.
Ислам
Ислам зародился в VII веке на западе Аравии. Мусульмане считают, что ислам – единственная истинная религия. Они убеждены, что ее приверженцами являлись все пророки монотеистических религиозных учений Ближнего Востока, такие как Иисус Христос и Моисей. По мнению мусульман, этим пророкам были даны истинные откровения Бога. Однако постепенно истина искажалась. Тогда Бог выбрал еще одного пророка, которого звали Мухаммад.
По исламской легенде божественные послания являлись Мухаммаду с 610 года. Ему их передавал ангел Гавриил. Пророк рассказывал заповеди последователям, которые заучивали их на память. К тому моменту у арабов уже существовало поэтическое творчество, поэтому послания зачастую были в виде стихов.
После того, как Мухаммад умер, халиф Омар, бывший его приемником, захотел собрать воедино тексты всех заповедей. Записать их он поручил Зейду – секретарю Пророка. Этот огромный труд занял около двух десятилетий. Результатом стало появление Священной книги Коран. Она увидела свет в 651 году во времена третьего халифа Османа. С той поры текст Корана не менялся.
Слово «коран» на русский язык переводится как «публичное чтение». Книга имеет уникальную форму – ее текст сочетает в себе прозу и поэзию. Священная книга состоит из 144 глав (сур). Каждая глава делится на части (аяты).
Божественные послания – это правила, которые верующие обязаны соблюдать. Коран охватывает все стороны жизни. Он состоит из 5 разделов, которые называются соответственно Исполнение, Вера, Благочестие, Наказания и Нравоучения.
Благочестие описывает 5 основ веры. Аш-Шихада – это символ веры. Ас-салат – это молитва. Она осуществляется 5 раз в день. Первый раз — на восходе солнца, последний – с наступлением темноты. По правилам, перед началом молитвы мусульманин совершает омовение. Данный ритуал нужен для того, чтобы очистить себя. При этом моется полость носа, рот, лицо, руки (до локтей), уши и стопы ног. Однако ритуал обязательно соблюдается лишь после отправления естественных потребностей и сна. Считается, что эти действия оскверняют тело. Процесс молитвы имеет определенную форму. Обычно он осуществляется коллективно.
Аз-Закят представляет собой милостыню. Любой мусульманин должен давать милостыню. При этом, неважно, какой он имеет доход. Милостыня предназначается для бедняков и общинных нужд. Благодаря ей в мусульманском обществе сохраняется определенный социальный баланс.
Ас-Саум – это пост Рамадана. Он исчисляется по лунному календарю мусульман. Числа в этом календаре начинаются с 16 июля 622 года. В этот день Мухаммад переселился в Медину из Мекки. В народе это переселение называется хиджрой, а календарь – календарем хиджры. Год насчитывает двенадцать лунных месяцев. Шесть из них содержат 29 дней. Остальные (среди них Рамадан) – 30 дней. Лунный год примерно на одиннадцать суток меньше, чем принятый у нас солнечный. Через каждый три года наступает високосный год. Если сравнивать с нашим календарем, то в 2006 году был первый день 1427 года хиджры.
Рамадан в Марокко
В период Рамадана, когда на дворе светло, мусульманин не должен пить, есть, заниматься сексом, курить. Он обязан читать Коран и вести благочестивый образ жизни. Во время Рамадана сокращается рабочий день и замедляется вся дневная жизнь. В период прерывания поста (ифтира), когда солнце заходит, мусульмане немного оживляются, однако только чтобы поесть. Выстрел из пушки в Рабате сообщает, что можно приступать к трапезе.
Если вы едете в исламское государство во время Рамадана, вам стоит помнить обо всех этих особенностях. Большая часть учреждений и магазинов вообще не работают или работают неполный рабочий день. В Марокко (и в некоторых других исламских странах) Рамадан носит название Рамазана. Причиной этому стало наложение местного диалекта.
Аль-Хадж
Аль-Хадж представляет собой паломничество в Мекку. Каждый истинный мусульманин обязан хоть один раз за всю свою жизнь, если позволят финансы, совершить паломничество. Хадж совершается в начале зу аль-хиджа – последнего лунного месяца, точнее в его первые десять дней. В этот период в Мекку прибывают около 3 миллионов паломников из разных стран мира. Женщины одеты в платья черного или белого цвета. Мужчин укрывают два белых куска полотна, которые не скреплены между собой. Центром хаджа является Большая мечеть. В ее дворе разместилась Кааба, в угол которой вделан камень черного цвета. По легенде, Аллах послал его всем правоверным. Ритуал паломничества растягивается на несколько дней. Он довольно-таки сложный. В любой месяц года его можно совершить по укороченной программе. Однако обычно паломничество происходит в период Рамадана. Путешествие в Мекку – самый доблестный поступок для мусульманина. Люди, которые совершили паломничество, носят титул хаджа. Большим почтением мусульман пользуются святыни мечети Аль-Акса и Большой мечети.
Религиозные праздники Марокко
Основным праздником мусульман является Ид аль-адха – праздник жертвоприношения. Он еще известен как большой байрам. Этот праздник длится около 4 дней. Его отмечают в конце сезона паломничества. Вторым из наиболее важных праздников является Ид аль-фитр (малый байрам). Это праздник разговения. Кроме того, мусульмане празднуют Маулид ан-Наби (день рождение Пророка) и Новый Год по лунному календарю.
В определенное время организовываются паломничества к могилам, в которых погребены святые-марабу. После ритуала жертвоприношений и молитв происходит фольклорный праздник с танцами и джигитовкой. Празднование сопровождается торговой ярмаркой. Подобные торжества носят название муссемов. В стране проводится 650 муссемов.
Сунниты и шииты
После смерти Пророка Мухаммада в религиозной общине произошел раскол. В результате этого появилось два главных течения – шиизм и суннизм. Сунниты признают не только Коран, но и сунну. Сунна представляет собой предание об изречениях и поступках Пророка. Она формировалась с VII по IX века. Что касается шиитов, то они признают только Коран. Большая часть исламского мира – сунниты. Шииты живут в основном в Ираке, Азербайджане, Йемене и Иране.
Мечети Марокко
Мечеть является культовым сооружением мусульманского народа. Возле нее обычно расположен фонтан, где верующие совершают омовение. Глашатай-муэдзин с минарета призывает к молитве. Только с XV века минарет стал частью мечети. Ранее призыв мог звучать даже с ее крыши.
Марокканские мечети имеют максимум один минарет. В других мусульманских государствах бывают мечети с 2, 4 и 6 минаретами. В наше время многие минареты оснащены громкоговорителями. Благодаря этому, муэдзину не нужно пять раз за день восходить на верхнюю площадку. Марокканские минареты зачастую квадратные и невысокие. В качестве декора для них используются арки, керамика и резьба. Их верх обычно подчеркивают зубцы. План классической мечети квадратный или прямоугольный. Передняя стена всегда перпендикулярна кибле (линия, ведущая к Мекке). В мусульманских странах в номерах гостиниц часто на столе присутствует стрелка, показывающая на киблу. В передней стене также расположен мирхаб. Мирхаб – это полукруглая ниша, которая часто украшена инкрустацией и резьбой по камню. В ее верхней части видны изображения фраз из Корана. Они заменяют иконы, ведь ислам не допускает изображений живого существа. Это расценивается как вызов Создателю. С правой стороны мирхаба находится кафедра, снабженная лесенкой для проповедника. Она называется минбар.
Важнейшая молитва недели проводится в полдень в пятницу. В Марокко, как и во многих других исламских странах, пятница – выходной день. В процессе молитвы имам читает проповедь. Хотя, это также может делать любой мужчина, который хорошо знает исламскую теологию. В мечеть нельзя входить в обуви. Женщины и мужчины молятся отдельно. Лучше всего проводить коллективную молитву. Но если мусульманин это делает один, то обязательно босиком и на молельном коврике.
Мечеть является центром общественной жизни мусульман. Возле нее находятся аптеки, магазины и другие важнейшие заведения. Большинство мечетей имеют при себе коранические школы, которые называются медресе. В Марокко человек, не исповедующий мусульманскую веру, не может зайти в мечеть. Такой запрет позволяет избежать лишних конфликтов. Его ввел маршал Лиоте, бывший французским наместником. После получения независимости, марокканцы оставили в силе этот запрет.
Суфизм
Ислам не разрешает изолировать себя от общества. Суфии в исламе напоминают христианских монахов. Суфизм представляет собой учение о процессе слияния с Богом посредством аскетической практики. Суфии являются аскетами. Они объединяются в тарики (секты). Суфии стремятся строго соблюдать заповеди ислама. Суфии принимают участие в любом религиозном празднике. Их можно отличить по характерной одежде и знаменам. Слово «суф» переводится с арабского языка как власяница.
Куббы
Куббы – это гробницы святых марабу. Они построены в виде маленьких белых зданий, которые имеют кубическую форму. Многие марабу входят в состав братства-завий. Знаменитые исламские наставники после смерти объявляются святыми. Марокканцы уверены, что они могут защитить народ от зла. Считается, что можно получить благословение святых, если осуществить паломничество к куббе святого.
Марокко, командир (африканских) верных?
На все более конкурентном рынке исламской мягкой силы Марокко является еще одним региональным игроком, который использует религию, чтобы утвердить свою официальную легитимность и позиционировать себя как глобального лидера «умеренного ислама». Программы обучения имамов королевства в Европе и международные конференции по продвижению религиозной терпимости получили широкую огласку, но, хотя Запад является важной аудиторией для усилий Марокко, в центре его религиозной деятельности в основном находятся страны Африки к югу от Сахары. Эти усилия усилились с «поворотом» короля Мохаммеда VI к региону, в котором религия сыграла незаменимую роль в укреплении экономических и политических отношений. Учитывая глубокие исторические религиозные и культурные связи между Марокко и Западной Африкой, в частности, и взаимную заинтересованность в дальнейшем укреплении двусторонних отношений, экспорт Марокко своей разновидности ислама в целом приветствовался принимающими государствами.
Исторические связи между Марокко и странами Африки к югу от Сахары
Социальные, культурные и религиозные связи между Марокко и его соседями к югу от Сахары уходят корнями в глубокую древность благодаря активным торговым обменам и распространению ислама в Африке. Как и сегодня, религиозные и экономические связи между ними взаимно усиливали друг друга. Торговые пути и коммерция принесли суфийские традиции в Западную Африку, и особенно в Сенегал. Братства, в том числе Кадиррия и Тиджания, сыграли решающую роль в распространении ислама в стране, а относительно мистический характер суфизма хорошо адаптировался в сенегальском обществе. Во времена французского протектората религиозные лидеры из Сенегала приезжали в Фес, чтобы отдать дань уважения мавзолею основателя ордена шейха Ахмеда Тиджани. Сегодня Фес остается святым местом для тиджанских мусульман.
В годы, предшествовавшие обретению независимости от Франции, связи между Марокко и его африканскими соседями к югу от Сахары оставались тесными. В одном официальном отчете с подробным описанием марокканско-западноафриканских связей упоминается, что сенегальский шейх Ибрагим Ниассе был одним из немногих, кто посетил короля Мухаммеда V, когда он был в изгнании на Мадагаскаре в 1953 году. Марокко также активно поддерживало движения за независимость Африки и главный член-основатель Организации африканского единства (ныне Африканский союз).
Трудно говорить о связях Марокко и Сенегала, не затрагивая религиозной составляющей. В 1985 году под патронажем короля Хасана II и президента Сенегала Абду Диуфа была создана Лига марокканских и сенегальских улемов ( Ligue des oulémas du Maroc et du Sénégal ), чтобы официально признать религиозные узы двух стран. Организация стала не просто признанием двусторонних отношений, она стала представлять собой стратегический инструмент марокканского королевства для утверждения своего религиозного лидерства к югу от Сахары.
В 1963 году король Хасан II провел первые durus hasaniya или «религиозные дискуссии» во время священного месяца Рамадан. Эта серия мероприятий, которая продолжается и по сей день, собрала вместе религиозных лидеров и ученых со всего мира, особенно из стран Африки к югу от Сахары, для обсуждения различных исламских тем. В обсуждениях часто поднимались темы терпимости, мира и сосуществования в соответствии с марокканской моделью. Было записано сессий Durus , а аудио- и видеокассеты доставлены за границу в религиозные учреждения и университеты, таким образом распространяя послание марокканского ислама повсюду.
На пресс-конференции 1980 года в Таифе, Саудовская Аравия, король Хасан II подтвердил миссию своей страны по сохранению и распространению марокканской исламской модели в Африке через университеты, мечети, религиозных лидеров и ученых. Несмотря на выход из Африканского союза в 1984 году (и воссоединение только в начале 2017 года), Марокко оставалось активным в африканских делах и продолжало использовать исторические связи для развития двусторонних отношений со странами региона.
Марокканский бренд ислама
Как именно выглядит марокканский ислам? Проще говоря, страна официально придерживается религиозной формулы, состоящей из трех столпов: суннитского маликитского ислама, доктрины ашари и суфизма. По данным государства, именно эта смесь исламских верований в сочетании с открытостью Марокко и «постоянным взаимодействием с культурами и цивилизациями» придает марокканскому исламу часто рекламируемую гибкость и умеренность. Суфизм все чаще упоминается как ключевой компонент духовности в марокканском умеренном исламе. Эти компоненты — закон, вероисповедание, спиритуализм и культура — вместе составляют марокканский вид ислама, отличающий его от других интерпретаций маликитского ислама в других странах мира.
Суфизм играет важную роль в понимании ислама в Марокко. Традиция идеально вписывается в тихий, духовный образ религии, который страна хочет создать. Этот квиетизм необходим в стране, где король правит как светской, так и духовной сферами и в значительной степени полагается на ислам — и предполагаемое происхождение от пророка Мухаммеда — для легитимации своего правления. Этот контроль над религиозной сферой только усилился после 11 сентября. Под его титулом амир аль-муминин , или командующий правоверными, марокканский король назначен духовным лидером мусульман, и поэтому нельзя считать, что он предпочитает какой-либо религиозный орден другому. Тем не менее, марокканское государство понимает символическое достояние суфизма и продолжает подчеркивать его как ключевую часть своей религиозной идентичности, часто оказывая поддержку суфийским обменам между Марокко и Западной Африкой, особенно суфийскому тарикату Тиджания .
Тиджания является одним из крупнейших исламских орденов в Западной Африке, и прихожане продолжают совершать ежегодные паломничества к 9 0011 завия (религиозный монастырь) в Фесе, где умер основатель ордена Ахмед Тиджани. Каждый год в Сенегале, где почти половина мусульман страны следуют приказу тиджаний , в Большой мечети Дакара, финансируемой и открытой королем Хасаном II в 1963 году, проводятся культурные мероприятия в память о Тиджани. Марокко часто направляет официальные делегации министров и дипломатов, которые служат напоминанием о роли страны в содействии сохранению и почитанию суфийского ордена.
Ключевой фигурой в усилиях Марокко по продвижению религиозного бренда является министр пожертвований и по делам ислама Ахмед Туфик, который является последователем суфийского ордена Бутчичия. Назначение суфия на эту видимую роль является еще одним свидетельством усилий Марокко принять эту идентичность, которая стала ассоциироваться с умеренностью в религии. Туфик заменил более консервативного Абделькебира Алауи Мдагри, который служил при короле Хасане II. Он также имеет обширный опыт в африканских делах, поскольку с 19 по 19 в. был первым главой Института африканских исследований в Рабате.с 89 по 1995 год. Он часто присутствует во время визитов королевской делегации по всему континенту.
Идея торговой марки марокканского ислама была особенно актуальна после взрывов в Касабланке в 2003 году, в результате которых погибло 45 человек. Во время официальной речи через несколько месяцев после нападений король Мохаммед VI твердо заявил, что страна придерживается умеренной интерпретации ислама, и предостерег от импорта иностранных религий, несовместимых с марокканской идентичностью. Обеспокоенность Марокко национальной безопасностью распространяется и на события за пределами его границ. Страна обязалась оказать помощь в обеспечении безопасности странам Сахеля G5 (Мавритании, Мали, Нигеру, Буркина-Фасо и Чаду), надеясь защитить себя от трансграничных угроз.
Современный экспорт марокканского ислама
Для правительств, занимающихся религиозным экстремизмом и терроризмом, марокканская религиозная модель привлекательна, и спрос на ее продукцию вырос. Количество религиозных конвенций, подписанных между Марокко и другими африканскими странами, увеличилось с пяти в период с 1975 по 1999 год до 36 в период с 2012 по 2017 год. Возможно, наиболее заметным проектом в религиозном экспорте страны является Институт Мохаммеда VI по обучению имамов, морхидинов и морхидатов стоимостью 20 миллионов долларов. в Рабате, где обучаются как мужчины, так и женщины, марокканские и международные ученые. Институт находится в центре усилий королевства по переформулированию толерантного, тихого ислама, который в более широком смысле поддерживает его антитеррористическую политику и интересы безопасности.
Примечательно, что эта интерпретация ислама косвенно представлена как альтернатива более строгому ваххабитскому направлению Саудовской Аравии, близкого союзника Марокко.Похожие книги
Большинство студентов института приезжают из Мали, Гвинеи и Кот-д’Ивуара, стран, правительства которых обеспокоены религиозным насилием и видят противоядие в марокканском исламе. В 2013 году Марокко подписало соглашение о двухгодичном обучении 500 малийских имамов для борьбы с экстремистской идеологией и продвижения маликитского ислама. Помимо религии, учебная программа включает социальные науки, такие как философия и психология, а также профессиональную подготовку в различных областях, таких как шитье и электротехника. Студентов также учат Корану, хадисам, исламской юриспруденции, и они готовятся стать религиозными послами, оставаясь при этом аутентичными для своей местной культуры. В таких странах, как Мали и Сенегал, нет сопоставимой институциональной структуры для подготовки имамов, которая предлагает разнообразный тип образования, доступный в Марокканском институте.
По мере увеличения запросов африканских стран на марокканское религиозное обучение, марокканское правительство также учредило Фонд Мухаммеда VI для западноафриканских улемов для религиоведов для обмена опытом и передовой практикой и, в конечном итоге, для обеспечения «защиты мусульманской веры и духовного единство африканских народов против всех насильственных тенденций». Еще раз, религиозное лидерство Марокко в Африке подчеркивается целью объединения африканских мусульман под исламом, определяемым Марокко.
Во время полевых исследований, проведенных в Сенегале в 2015 году, Энн Мари Уэйнскотт опросила политическую и религиозную элиту, которые рассматривали религиозную деятельность Марокко в своей стране как законное и естественное продолжение исторических религиозных и культурных связей. Это чувство близости во многом проистекает из охраняемого конституцией титула марокканского короля амир аль-муминин и заявления королевской семьи о прямом происхождении от пророка Мухаммеда. Более того, эта религиозная деятельность еще больше подкрепляется значительным двусторонним экономическим сотрудничеством. Как отметили некоторые респонденты Уэйнскотта, охват Марокко резко контрастирует с охватом Саудовской Аравии или Ирана, которые по сравнению с ними считаются иностранными. Религиозный экспорт Марокко не вызывает подозрений в Западной Африке, поскольку большинство населения исповедует аналогичную форму ислама. Более того, в то время как Саудовская Аравия и Иран тратят деньги на продвижение религии в геополитических целях, Марокко может использовать существующую религиозную близость для получения выгоды от бизнеса.
Если оставить в стороне стремления к религиозному лидерству, религиозная дипломатия Марокко служит достижению ее экономических целей на континенте. Воспользовавшись ускорением роста и растущим средним классом в регионе, а также стремясь диверсифицировать свою деятельность, отказавшись от своих традиционных торговых партнеров в раздираемой экономическим кризисом Европе, Марокко сосредоточило свое внимание на странах Африки к югу от Сахары. В июне 2015 года король Мухаммед VI завершил трехнедельное турне по Африке, включавшее остановки в Сенегале, Гвинее-Бисау, Кот-д’Ивуаре и Габоне, и по пути подписал десятки экономических и политических соглашений. В общей сложности король совершил более 50 визитов примерно в 30 африканских стран. Объявленные проекты включают инвестиции в доступное жилье и строительство цементных заводов. Марокканские банки открыли филиалы во франкоязычных странах Африки, и этот континент стал важным рынком сбыта для государственной фосфатной компании 9.0011 Office Cherien des Phosphates
(OCP). Примечательно, что Марокко также смогло позиционировать себя как ключевой центр для международных стран, желающих выйти на африканский рынок.Глядя на религиозную деятельность Марокко, нельзя игнорировать продолжающуюся конкуренцию страны за влияние со своим соседом Алжиром и ее претензии на Западную Сахару. Укрепляя свои полномочия лидера в Африке и наращивая политическое влияние, Марокко надеется заручиться поддержкой своих претензий на спорную территорию Сахары. Поскольку многолетний конфликт все еще находится в тупике, Марокко и Алжир полагаются на различные каналы дипломатии, чтобы отстаивать свои интересы. Однако с точки зрения религиозной дипломатии усилия Алжира меркнут по сравнению с усилиями его соседа. Более того, его президент не пользуется религиозной легитимностью, дарованной титулом марокканского короля.
Заключение
Марокко имеет неоспоримое преимущество на арене религиозной дипломатии в странах Африки к югу от Сахары. Страна пользуется многовековыми культурными и религиозными связями со своими африканскими соседями, и обе стороны могут воспользоваться экономическим поворотом нынешнего короля к региону. Уникальный бренд маликитского ислама в Марокко, с его ярко выраженным слиянием модернизма и суфизма, позволяет ему экспортировать свою модель не только в пределах континента, но и на Запад, как это было сделано через его программы обучения имамов в Европе. Поскольку борьба с терроризмом находится на переднем крае глобальной повестки дня, страна, вероятно, продолжит отстаивать марокканский ислам в обозримом будущем — и делает это более успешно, чем многие из ее арабских соседей.
Связанный контент
Авторы
История религий в Марокко
Главная › Информация › Религия в Марокко
Языческая религия
В древние времена берберский народ Марокко разработал мифологию и берберские верования, которые находились под сильным влиянием египетской и карфагенской мифологии .
Марокко также имело римское присутствие на севере, о чем свидетельствуют археологические раскопки Волюбилиса и Ликсуса.
Иудаизм
Исторически сложилось так, что в Марокко есть два типа еврейских общин:
- Берберские евреи, также называемые «коренными жителями» Атласа, которые жили там тысячи лет, живя в таких городах, как Тарудант, Тингир или Демнейт.
- Евреи, пришедшие из Андалусии, также называемые «сефарадим», которые нашли убежище в странах Магриба после католических преследований, последовавших за реконкистой в 16 веке. Эти евреи в основном жили в имперских городах, таких как Фес или Мекнес , но и в Дебду, например.
Другие города также сыграли важную роль в развитии еврейской общины в Марокко , такие как Уэззан как место паломничества или Эс-Сувейра, которая была единственным городом во всем мусульманском мире, в котором подавляющее большинство Население составляли евреи до 19 века (около 60% населения).
Ислам
В Марокко ислам был принят очень быстро в 8 веке, во время правления Омейядов. Однако нам придется подождать еще столетие, прежде чем суннитские малекитские обряды ислама будут практиковаться большинством. Марокко впервые построено в противовес суннитскому исламу за счет хариджитских движений и развития синкретизма местных верований, таких как баргавата в Тамесне. Марокко также было землей шиитского королевства Баджали в Таруданте в 11 веке.