В Молдове суд признал неконституционной пророссийскую партию «Шор». Объясняем, почему это произошло и что будет дальше
Конституционный суд (КС) Республики Молдова согласился с аргументами правительства о том, что партия «Шор» нарушает положения Конституции, и расформировал партию. Депутаты партии назвали решение суда преступным и намерены обратиться в ЕСПЧ, отмечая при том, что уже нашли способ продолжить свою политическую деятельность. Эксперты считают, что решение КС означает политическую кончину партии «Шор», и оценивают его как «символическую победу над системой коррупции».
Решение: что о нем известноКонституционный суд Республики Молдова признал неконституционной партию «Шор» 19 июня. В Молдове эту партию называют пророссийской. Лидер партии Илан Шор с 2019 года скрывается от молдавской юстиции. По данным молдавских правоохранительных органов, сейчас он в Израиле.
Решение огласил председатель Конституционного суда Николай Рошка. Он отметил, что с момента вынесения решения партия «Шор» считается расформированной, партийные документы, утвержденные после вынесения решения, не имеют юридической силы, а министерство юстиции должно сформировать ликвидационную комиссию и исключить партию «Шор» из реестра юрлиц в Молдове.
Депутаты партии «Шор» сохраняют свои мандаты, но теперь считаются независимыми и не имеют права присоединяться к другим фракциям. То же самое касается и членов партии в органах местного самоуправления.
Двое судей КС выступили с особым мнением по этому вопросу. Однако пока мотивированное решение КС не опубликовано, их аргументация неизвестна.
Президент Республики Молдова Майя Санду поприветствовала решение КС и заявила, что его ожидало общество: «Партия, созданная путем коррупции и для коррупции, представляет опасность для конституционной системы и безопасности государства», – написала Санду на своей официальной странице в фейсбуке. Она также отметила, что Республика Молдова должна стать государством, которое наказывает коррупционеров и мешает им использовать общественные средства в личных целях.
Адвокат правительства Эдуард Дигоре назвал решение «историческим для молдавской демократии» и подчеркнул, что оно окажет влияние на политическую деятельность в Молдове, так как партии теперь должны будут неукоснительно соблюдать положения Конституции.
В партии «Шор» решение КС считают злоупотреблением, ее представители уже заявили о намерении обжаловать его в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). «Это будет первое решение КС, которое отменил ЕСПЧ, а мы потребуем привлечения к уголовной ответственности тех судей, которые приняли это решение», – заявил адвокат партии «Шор» Аурелиу Коленко после заседания.
Сторонники партии «Шор» протестуют против решения Конституционного суда 19 июня 2023 года. Фото: ReutersЧто произойдет дальше?Депутат парламента от партии «Шор» (теперь считается независимым депутатом) Денис Уланов в комментарии Настоящему Времени заявил, что члены партии продолжат работать, так как роспуск в этом случае не означает запрета на политическую деятельность.
«Вести политическую деятельность нам никто не запретил, хотя могли бы. Мне в этом случае непонятно, что означает запрет на присоединение к фракциям, непонятно, как это работает с конституционной точки зрения: как можно запретить депутату к кому-то присоединиться?» – говорит Уланов.
По его словам, в партии «Шор» состоят более 100 тысяч человек, которым теперь предстоит сделать выбор, «как и под каким политическим крылом себя проявлять».
«Пока сложно представить, что изменится в политической борьбе, ну разве что нас всех пересажают. Посмотрим, как на это отреагируют оппозиционные партии – они же понимают, что могут быть следующими», – заключил Уланов.
На последних парламентских выборах в 2021 году партия «Шор» набрала 5,74% голосов избирателей, до сегодняшнего дня в парламенте ее представляли пять депутатов. Однако, согласно данным соцопросов в Молдове, сейчас партия «Шор» на третьем месте по популярности у избирателей. Так, по данным последнего опроса «Барометр общественного мнения», проведенного в ноябре 2022-го, за эту партию готовы проголосовать 16,6% из определившихся респондентов, а Илану Шору «скорее доверяют» 15,8% опрошенных и «доверяют» 10,9%. По данным декабрьского опроса IRI, за партию «Шор» готовы проголосовать 10% избирателей, а Илану Шору доверяют 13% респондентов.
Глава аналитического центра Watchdog.md Валерий Паша отмечает, что партия «Шор» уже подготовила себе запасной аэродром в виде партии «Возрождение» (это политическое формирование много лет было неактивно, но в последние месяцы к нему стали присоединяться депутаты, покинувшие Партию социалистов Республики Молдова; партия активно участвует в протестах против действующей власти).
«При этом они могут разбить свои ресурсы на несколько партий. Удар по их политическим интересам может быть не такой уж и большой, и они могут обернуть это себе на пользу, – рассуждает Паша. – Например, убрать токсичный для избирателей имидж Илана Шора, раствориться в пророссийских месседжах и продолжать заниматься подкупом избирателей». По мнению эксперта, при таком сценарии бороться с экспансией партии «Шор» будет сложнее.
В то же время Валерий Паша оценивает нынешнее решение КС как позитивное и важное: «Даже несмотря на то, что они останутся на плаву, для широкой публики и госорганов это символическая победа над системой коррупции».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
«Ностальгические шоры». Как российская пропаганда влияет на избирателей в Молдове
О какой коррупции идет речь: аргументы правительстваC запросом признать неконституционной партию «Шор» в Конституционный суд 11 ноября 2022 года обратилось правительство Республики Молдова. В запросе молдавского кабмина указано, что проверка запрошена в связи с 41-й статьей Конституции Молдовы, которая предусматривает, что «партии и другие социально-политические организации, цели или деятельность которых направлены на борьбу с политическим плюрализмом, принципами правового государства, суверенитетом, независимостью и территориальной целостностью Республики Молдова, признаются неконституционными».
Аргументы молдавского правительства в пользу запрета партии «Шор» сводятся к трем основным причинам: предполагаемая преступная деятельность основателя партии Илана Шора и других членов этой партии, повторяющиеся нарушения, связанные с финансированием партии, а также то, что власти Молдовы исчерпали правовые механизмы для борьбы с неправомерной деятельностью партии «Шор».
Адвокаты правительства в своем запросе в КС указали, что в парламент поступило в общей сложности 22 запроса о снятии депутатской неприкосновенности с народных избранников от партии «Шор» (в связи с обвинениями и подозрениями в преступлениях), а лидер партии Илан Шор находится в бегах. В апреле 2023 года суд приговорил его к 15 годам тюрьмы по обвинению в мошенничестве и отмывании денег в особо крупных размерах. А депутат парламента от партии «Шор» Марина Таубер проходит обвиняемой по уголовному делу о незаконном финансировании партии преступной группой.
В поддержку своего заявления кабмин также приводит аргумент о том, что 26 октября 2022 года Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США определило Илана Шора как лицо, «ответственное за или содействовавшее или непосредственно или косвенно участвовавшее во вмешательстве в выборы иностранного государства в пользу или от имени или для прямой или косвенной выгоды правительства Российской Федерации».
По мнению молдавского кабмина, «предполагаемая преступная деятельность руководства партии, сотрудничество партии «Шор» с представителями иностранного государства и финансирование партии Российской Федерацией подрывают суверенитет и независимость Республики Молдова».
Мнение Венецианской комиссииВ ходе рассмотрения запроса правительства о запрете партии «Шор» Конституционный суд Молдовы обратился в Венецианскую комиссию (ВК) с запросом на предоставление amicus curiae по этому вопросу – то есть независимого толкования закона. Венецианская комиссия (или Европейская комиссия за демократию через право) – это консультативный орган по конституционному праву, работающий при Совете Европы с 1990 года. В своем комментарии комиссия указала, что все решения «должны быть согласованы с соответствующими положениями Европейской конвенции о защите прав человека и других международных договоров», и подчеркнула, что, несмотря на введенное в Республике Молдова чрезвычайное положение в связи с войной в Украине, международные обязательства государства должны выполняться.
Венецианская комиссия также указывает на то, что в соответствии международными стандартами и принципами мягкого права любые вмешательства в деятельность политических партий, такие как запрет, ликвидация или аналогичные меры, следует применять с крайней осторожностью.
Комиссия также напоминает, что государства обычно не ограничены в регулировании деятельности политических партий, но в то же время подчеркивает, что объявление неконституционности политической партии – это вмешательство в право на свободу ассоциации, защищенное статьей 11-й Конвенции по правам человека.
Молдавские власти ищут повод для разрыва с Москвой / Дипкурьер / Независимая газета
Кишинев отказывается от переговорного формата «5+2» по урегулированию приднестровского конфликта
Тэги: молдавия, приднестровский конфликт, переговорный формат, антироссийкий шаг, саммит, епс
Майя Санду по-прежнему не желает встречаться с «коллегами из ПМР». Фото с сайта www.presedinte.md
9 июня в Кишиневе приключился следующий казус. Был прием в российском посольстве по случаю Дня России. В этот раз пришло больше народу, нежели в прошлые годы. Это и понятно: в мире геополитический разлом покруче «Сент-Андреаса» или того, что показан в фильме «2012». Итак, пришло много людей. Были молдавские оппозиционеры, просто лояльные России люди, различные общественники, представители Приднестровья и Гагаузии, иностранные дипломаты, включая работников посольства Китая и Индии, а также глава полевой миссии ОБСЕ в Республике Молдова, ветераны и бизнесмены, активисты национальных общин. Не было только представителей нынешней власти Республики Молдова. Ни одного.
Обычно ведь как бывает? Посол иностранной державы в день своей Родины говорит речь. А далее говорят представители власти страны пребывания. Пусть даже представитель отделывается ничего не значащими протокольными фразами, само его присутствие – показатель нежелания доводить взаимоотношения до точки замерзания.
Все четко уяснили: это попытка спровоцировать Москву если не на разрыв отношений с Молдовой, то уж на сведение их до минимума – точно.
Случившееся 9 июня прямо вытекало из того, что произошло в Молдове в селе Бульбоака, в винных подвалах замка Мими в первый день лета.
1 июня в этих самых подвалах, заложенных еще в царские времена, когда Молдавия была стабильным, безопасным и зажиточным регионом Российской империи, собрался саммит Европейского политического сообщества (ЕПС). Это представители примерно 50 государств, преимущественно европейских, которые, как было сказано в массмедиа и официальных сообщениях, должны были высказать поддержку «европейским устремлениям Республики Молдова». Точнее – подтвердить, что Молдова в итоге будет в Евросоюзе (кишиневские руководители утверждают, что к 2030 году), а переговоры о вступлении в ЕС всенепременно стартуют уже в конце года нынешнего.
Ничего этого не произошло. Даже никакого итогового документа саммит не принял.Да, поддержку устремлений на словах некоторые европолитики продекларировали, но не больше. Ложку охлажденного дегтя в бочку кишиневского евромеда добавил ближайший союзник молдавских властей – президент Румынии Клаус Йоханнес. Он сказал, что, случись на территории Молдовы военный конфликт, Румыния не примет в нем участия, потому что она – член НАТО, а значит, должна согласовывать свои шаги с прочими членами альянса.
Можно констатировать: форум ЕПС стал очередным антироссийским шагом, призванным не только вовлечь Молдову в открытое противостояние с Москвой (в тех или иных формах), но и обсудить решение таких вопросов, как связь, прокладка торговых путей, не зависящих от России, а также обеспечение себя газом и электроэнергией, которые никак не ассоциировались бы с энергопоставками из РФ.
В этой ситуации вновь нужно говорить о Приднестровье и анализировать обстановку вокруг республики на Днестре. Запад, несомненно, думает о непризнанной Приднестровской Молдавской республике (ПМР). И власти Кишинева вместе с румынскими союзниками думают. Судя по всему, они определились со стратегией, которая сводится к выдавливанию из «восточных районов Молдовы» (как иной раз именуют Приднестровье в Кишиневе) российских воинов, но не до конца отработали тактику.
На уровне откровенных маргиналов и прорумынских националистов звучит утверждение: «Победа Украины позволит быстро решить приднестровский вопрос». Приднестровье на такие провокации не реагирует. В ПМР спокойно живут тысячи и тысячи украинских беженцев, с которыми никаких эксцессов не происходит. Голоса посолиднее из Кишинева более осторожны: вот когда Молдова вступит в ЕС, тогда и приднестровцы к нам потянутся, потому что Молдова станет для Приднестровья «привлекательной витриной»…
Загвоздка в том, что приднестровскую позицию, направленную на укрепление союза с Россией и евразийский интеграционный проект, кишиневские националисты и, видимо, их западные и бухарестские партнеры учитывать не собираются. Так или иначе, задача нынешних властей Республики Молдова – подчинить Приднестровье и включить его не в федерацию, не в конфедерацию, не в ассоциацию типа бывшей сербско-черногорской, а в унитарную Молдову.
Некоторые представители нынешней кишиневской власти допускают следующее: полномочия «реинтегрированного» Приднестровья должны быть гораздо меньше, чем у Гагаузской автономии. А еще лучше – административно разделить ПМР на несколько частей и включить поодиночке эти части в те районы Молдовы, которые расположены строго напротив на правобережье Днестра (Приднестровье расположено на левом берегу).
Чтобы приступить к решению этой задачи, нынешняя власть Молдовы держит курс, как отмечают многие аналитики, на ликвидацию переговорного формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели). Формат никто не демонтировал. Беда в том, что в последние годы полномасштабные встречи в нем не проводились, потому как Кишинев этого не желал.
Напомним, что президент РМ Майя Санду четко заявила: с коллегами из ПМР высшие руководители Молдовы встречаться не будут. Она же отсекла варианты личных переговоров с российским руководством, участие в саммитах СНГ и даже заявила, что, появись Владимир Путин в Молдове, он будет арестован по решению Международного уголовного суда в Гааге.
Исходя из этого, можно предположить, что решение об отсутствии представительства молдавских властей 9 июня в посольстве России принималось на самом верху.
Вскоре после саммита ЕПС прошло тревожное сообщение: в кабинетах парламента РМ готовится к рассмотрению законопроект, согласно которому президент Молдовы может получить чрезвычайно важные полномочия. А именно – право единолично, своим указом вводить чрезвычайное, а также военное положение.
Безусловно, сами по себе молдавские руководители опасаются вовлечения страны в конфликт в Украине. К тому же огромное большинство жителей Молдовы против такого варианта. Но насколько лидеры РМ самостоятельны и насколько они ведомы? Как они себя поведут, если им скомандуют: гвардию – в огонь!
Теперь практические детали. В июле молдавский парламент уходит на каникулы. Если сей проект будет принят, то до середины сентября в вопросе войны и мира глава Молдавского государства фактически будет бесконтролен, а законодатели с полным юридическим основанием снимут с себя всякую ответственность за происходящее…
Между тем Санду нанесла очередной словесный удар по Москве, фактически прямо заявив: я – против вас.
В то же время спикер парламента Игорь Гросу сказал, что Молдова получит от ЕС системы ПВО. При этом он уточнил: «У нас будет столько систем, сколько необходимо для защиты нашего воздушного пространства… от опасностей, которые, к сожалению, исходят от Российской Федерации».
То, что кишиневские лидеры явно переигрывают, очевидно. Нет никаких признаков желания России напасть на Молдову, потому что никакой выгоды Москва от вторжения в маленькую и разоренную своими же правителями страну не получит. Да и народ Молдовы уже много месяцев проводит массовые акции протеста, включая антивоенные манифестации. Да, утверждения власть имущих РМ в адрес России абсурдны и голословны, но они четко ложатся в сценарий спровоцировать россиян на все тот же разрыв.
Правда, на прощание, перед, как говорят кишиневские чиновники, «неизбежным выходом Молдовы из СНГ», прорумынские националисты хотят не только подчинить себе Приднестровье, но и получить все, что можно от РФ и СНГ. Один из представителей действующей власти на днях заявил: «Мы проанонсировали все соглашения в рамках СНГ, в большинстве из них у нас нет надобности. Но те договоры, которые приносят выгоду предпринимателям, мы не станем разрывать. Молдавия не покинет добровольно ни один рынок. Но из большей части соглашений мы должны выйти». Итак, с 1 июня политика молдавских властей стала еще больше антироссийской. Можно предположить, что никакого конструктивного диалога с Приднестровьем Кишинев вести не станет. Значит, необходима прямая работа Москвы и Тирасполя во всех сферах. А рвать с Молдовой отношения Москве не надо. Пусть свой шаг Кишинев сделает первым.
СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О СОВМЕСТНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ КОМИССИИ МЕЖДУ США И РЕСПУБЛИКОЙ МОЛДОВА
КИШИНЕВ — Делегации из Республики Молдова и Соединенных Штатов Америки встретились в Кишиневе под эгидой Молдавско-американской совместной коммерческой комиссии (СКК) ). СКК возглавили заместитель премьер-министра, министр экономического развития и цифровизации Дмитрий Алайба и заместитель торгового представителя США Джейми Уайт.
СКК демонстрирует прочность двусторонних отношений и подчеркивает приверженность обеих сторон расширению двусторонней торговли и улучшению инвестиционного климата в Молдове. Это совещание подтвердило приверженность Сторон решению существующих торговых вопросов. С этой целью Стороны договорились работать вместе, чтобы уравнять правила игры для импорта больших тракторов из США и начать обсуждение системного аудита для облегчения доступа американской говядины на молдавский рынок. Обе стороны подчеркнули важность использования Всеобщей системы преференций для экспорта молдавской продукции на рынок США; Кроме того, Соединенные Штаты обязались рассматривать любые запросы Молдовы о расширении льгот ВСП, в том числе на молдавскую сельскохозяйственную продукцию с экспортным потенциалом, при условии повторной авторизации льгот ВСП. JCC также предоставляет важную возможность подчеркнуть нашу совместную приверженность принципам, поддерживающим успешную рыночную экономику, — прозрачности, предсказуемости и верховенству закона, которые могут принести пользу нашим работникам.
Обе стороны рассмотрели важность прозрачной и предсказуемой практики регулирования и обязались продолжать признавать международные стандарты и недискриминационную политику для развития двусторонней торговли и расширения торговли. Правительство Молдовы рассказало о своих планах по улучшению своей экономической дипломатии. Отметив существующие торговые и инвестиционные отношения между странами и желание развивать эти отношения, молдавская сторона заявила о намерении создать экономическое бюро в США. На встрече также обсуждались усилия по улучшению бизнес-среды в Молдове, и делегаты обсудили шаги, предпринимаемые для борьбы с коррупцией и отмыванием денег, укрепления институтов и создания равных условий для наших работников.
Делегаты также рассмотрели приоритетные реформы и планы по созданию благоприятной деловой среды в Молдове, в частности, путем упрощения процедур и правил, с целью повышения привлекательности Молдовы как направления для иностранных инвестиций. Соединенные Штаты приветствовали приверженность Молдовы укреплению верховенства закона и борьбе с коррупцией и признали важность прозрачности и предсказуемости. Делегаты также обсудили преимущества надежной защиты и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности, которые являются важными элементами для стимулирования роста цифровой экономики и сектора информационных технологий Молдовы, в том числе за счет уделения приоритетного внимания кибербезопасности и критически важной инфраструктуре информационных технологий.
Отражая торговую политику администрации Байдена-Харриса, ориентированную на рабочих, делегации обсудили продвижение международно признанных прав работников с целью создания возможностей для достойной работы и повышения экономической конкурентоспособности Молдовы.
Молдова подчеркнула важность устойчивого энергетического сектора и конкурентоспособных цен на энергоносители для создания благоприятной деловой среды. В этом контексте Молдова признает объявленную Соединенными Штатами дополнительную финансовую поддержку в размере 300 миллионов долларов США для укрепления энергетической безопасности Молдовы, которая будет способствовать как энергетической устойчивости, так и новым возможностям для бизнеса.
Республика Молдова и Соединенные Штаты Америки надеются на продолжение диалога для расширения двусторонних торговых и инвестиционных возможностей и улучшения условий жизни и работы для всех молдаван.
###
Конституционная история Молдовы | КонституцияNet
Информационные бюллетени Подписаться
Назад к выбору страны Конституционная историяМолдова
Республика Молдова расположена на юго-востоке Европы и граничит с Румынией на западе и Украиной на севере, востоке и юге. Он занимает около 33 700 квадратных километров и имеет население около 4,5 миллионов человек. Большинство молдаван имеют румынское происхождение. Страна разделена на два региона: Бессарабию, населенную преимущественно этническими румынами и представляющую собой земли между реками Прут и Днестр в восточной половине региона, и Приднестровье, земли на восточном берегу реки Днестр с большинством населения. население славянское. В 19В 90 году Приднестровье объявило о своей независимости и стало международно непризнанным государством, известным как Приднестровская Молдавская Республика.
Политическая система и история
Республика Молдова имеет смешанную систему правления. Он имеет двойную исполнительную власть, состоящую из президента, премьер-министра, совета министров и однопалатного законодательного органа. Судебный контроль конституционности законов осуществляет Конституционный суд.
После турецко-российских войн большая часть Молдавии перешла под контроль России и в 1812 г. называлась Бессарабией.17 декабря Бессарабия провозгласила независимую Демократическую Республику Молдова и объединилась с Румынией в 1918 году. В 1924 году СССР создал Молдавскую автономную область на востоке реки Днестр в составе Украинской Советской Социалистической Республики. Вскоре после этого статус области был изменен на Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР). В начале Второй мировой войны советские войска оккупировали Бессарабию и присоединили ее к МАССР, образовав таким образом Молдавскую Советскую Социалистическую Республику. Во время Второй мировой войны Молдова вернулась в состав Румынии, но в 1919 г. была передана СССР.47. После распада Советского Союза Молдова наконец стала независимой 27 августа 1991 года. 1941 г. В 1978 г. она была заменена новой республиканской конституцией, разработанной с учетом положений Конституции Советского Союза 1977 г.
После провозглашения независимости 27 августа 1991, Молдова заменила старую советскую Конституцию 1978 года, приняв новый основной закон 28 июля 1994 года. Новая конституция ввела институциональные рамки нынешней политической системы Молдовы. Он предусматривает однопалатный парламент, всенародно избираемого президента и значительную автономию регионам Приднестровья и Гагаузии. В 2000 году конституционная поправка наделила парламент правом избирать президента. Ввиду того, что парламент не выполнил эту обязанность, в 2010 году на референдуме была предпринята попытка восстановить прямые президентские выборы в стране, но потерпела неудачу, поскольку требования по явке не были соблюдены.
Исполнительная власть
Президент является главой государства и выполняет функции главнокомандующего вооруженными силами. Президент правомочен инициировать законы и обращаться к законодательным органам по ряду вопросов. Он имеет право распустить парламент и приостановить действия правительства при определенных обстоятельствах. Кроме того, в его обязанности входит ведение переговоров и заключение международных договоров, аккредитация высших должностных лиц, награждение медалями и другими почетными званиями, разрешение споров о гражданстве, а также предоставление политического убежища и индивидуальное помилование. Президент избирается большинством в три пятых голосов законодательного собрания. После двух последовательных сроков полномочий переизбрание исключено. В качестве предварительного условия Президент должен владеть молдавским языком, прожить в стране не менее 10 лет и быть не моложе 40 лет.
Полномочия и обязанности премьер-министра включают в себя информирование президента о «вопросах особой важности», а также назначение и координацию правительства. Назначенный президентом, премьер-министр впоследствии утверждается парламентом вотумом доверия.
Задачей правительства является реализация внутренней и внешней политики страны. «Конкретная программа деятельности» подлежит утверждению парламентом и служит ориентиром для правительства. Помимо премьер-министра, в состав правительства входят первый вице-премьер-министр, другие вице-премьер-министры, министры и другие лица, предусмотренные органическим законом.
Законодательная власть
Однопалатный парламент имеет право избирать президента и обладает широкими полномочиями по надзору за исполнительной властью. Это высший представительный орган страны, и его 101 член избирается прямым голосованием на четырехлетний срок полномочий. Этот срок может быть сокращен путем роспуска или продлен на один год в случае войны или катастрофы.
Право законодательной инициативы предоставлено Парламенту, депутатам, Президенту, правительству и народному собранию Гаугазского района. В дополнение к своей далеко идущей институциональной автономии законодательная власть имеет множество различных полномочий, включая полномочия по принятию законодательства, контролю над исполнительной властью, толкованию законов, обеспечению единообразия законодательства в Молдове, созыву референдумов, утверждению общего направления демократического и внешней политики, но и военной политики. Кроме того, он отвечает за утверждение международных договоров и государственного бюджета, объявление амнистии и объявление чрезвычайного положения.
Судебная власть
Судебная система состоит из Верховного суда, Апелляционного суда, трибуналов и судов общей юрисдикции. Согласно конституции, исключительные суды запрещены. Структура и компетенция судов устанавливаются органическим законом. Судьи назначаются законодательным органом, правительством и высшим советом магистратуры, причем каждый из этих органов выбирает двух кандидатов. Судьи назначаются сначала на пятилетний срок, затем на десять лет, а затем судьи назначаются до достижения ими пенсионного возраста. Кроме того, в статье 116 говорится, что судьи «являются независимыми, беспристрастными (…) в соответствии с законом».
В соответствии с конституцией Конституционный суд является «единственным органом конституционной судебной власти» и «независим от любой другой государственной власти и подчиняется только Конституции». Среди прочего, девять судей Конституционного Суда охраняют реализацию идеи разделения государственной власти на три ветви. После назначения судьи Конституционного суда не могут быть смещены.
Конституционные и политические вызовы
Молдова сталкивается с различными вызовами. Избирательный кодекс страны привел к политическому тупику в отношении президентства и большому количеству неудачных выборов. Что касается конституционных изменений, Венецианская комиссия рекомендовала, среди прочего, отменить требования о явке для признания выборов состоявшимися; не увеличивать законные пороги для получения мест в парламенте; четко распределить полномочия и компетенции между различными ответственными органами по рассмотрению жалоб и апелляций во избежание конфликта юрисдикций; и регулировать условия отмены регистрации кандидатов или списков кандидатов.
Более того, сложный этнический состав страны и трансформация политической и экономической системы после советского периода создают постоянные трудности для правительства. Объединение страны и согласование статуса Приднестровья — еще один нерешенный вопрос. Отсутствие местного представительства в парламенте лишает политическую элиту связи с остальной частью страны, а суды политизированы и подвержены давлению. Кроме того, бедность всего населения ставит вопрос о том, как добиться экономического роста и позволить всем гражданам пользоваться его последствиями. Наконец, путь к европейской интеграции остается на ранней стадии развития.
Государственная система
Хронология
16 й — начало 19 й век | Территория Молдовы оспаривалась несколькими державами, главными соперниками которых были Османская империя и Россия. Многочисленные войны. |
1812 | Бухарестский мирный договор предоставляет России контроль над восточной Молдавией или Бессарабией. |
1918 | Бессарабия провозглашает независимость и заключает союз с Румынией. |
1924 | Создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украины. |
1939 | Румыния разделена пактом между гитлеровской Германией и сталинским СССР. Бессарабия — одна из областей, отходящих к СССР. |
1940 | Россия аннексирует Бессарабию и примыкает к ней большую часть Молдавской АССР. Образована Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР). |
1941-1945 | Румынский марионеточный режим, установленный нацистской Германией в МССР, но вскоре после этого Советский Союз восстанавливает контроль. |
Конец 1980-х | Молдавский национализм на волне «перестройки». |
1989 | Румынский язык восстановлен в качестве официального. Латинский шрифт заменяет кириллицу. |
1990 | Молдова заявляет о своем суверенитете. Гагаузы на юго-западе объявляют о своей независимости, за ними следует Приднестровье. |
1991 | Молдова объявляет о своей независимости. Он присоединяется к Содружеству Независимых Государств, правопреемнику Советского Союза. |
1992 | Молдова становится членом ООН. Восстания в Приднестровье. |
1994 | Провозглашена новая конституция. Приднестровскому и Гагаузскому регионам предоставлен особый статус автономии, а молдавский язык объявлен официальным языком. |
1995 | Смертная казнь отменена. |
1997 | Возобновлены переговоры с Приднестровьем. |
1999 | Саммит ОБСЕ в Стамбуле устанавливает конец 2002 года в качестве крайнего срока для вывода российских войск и боеприпасов из Приднестровья. |
2002 | Объявление планов сделать русский язык официальным и обязательным в школах вызывает протесты. После этого планы откладываются. |
2002 | Власти Приднестровья соглашаются разрешить возобновление вывода российских войск в обмен на обещание России сократить долги за газ. |
2002 | ОБСЕ продлевает срок вывода российского оружия из Приднестровья до конца 2003 года. Позже срок продлевается до 2004 года. |
2004 | Спор вокруг закрытия молдавскоязычных школ в Приднестровье, использующих латиницу, а не кириллицу. Молдова выходит из переговоров о статусе региона. |
2006 | Россия прекращает поставки газа, когда Молдова отказывается платить более высокую цену. |
2006 | На референдуме в Приднестровье проголосовали за независимость от Молдовы и план в конечном итоге стать частью России. |
2010 | Конституционный суд постановил, что новые парламентские выборы должны выйти из тупика из-за неспособности парламента избрать президента. |
2010 | Референдум по возобновлению прямых выборов президента провалился из-за низкой явки. |
2010 | Третьи парламентские выборы менее чем за два года. |
Библиография
- Британская радиовещательная корпорация. Профиль страны Молдова. 2011. Интернет 18 июля 2011.
- Британская радиовещательная корпорация. Хронология Молдовы. 2011. Интернет. 15 июля 2011 г.
- Центральное разведывательное управление. Всемирная книга фактов: Молдова.