выйти из тупика — Россия в глобальной политике
На фоне бурного развития Восточной и Юго-Восточной Азии, регионов, выдвигающихся в число мировых лидеров не только экономического роста, но и политического влияния, ситуация на Корейском полуострове выглядит анахронизмом. В последнем очаге противостояния, унаследованном от эпохи холодной войны, время как будто остановилось. Есть ли выход из корейского тупика и способна ли территория постоянного конфликта стать зоной развития и процветания?
РЕАЛИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
В феврале 2005 года Министерство иностранных дел Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) официально заявило о наличии у страны ядерного оружия и о временном выходе из шестисторонних переговоров по урегулированию кризиса на Корейском полуострове. Такое заявление не стало неожиданностью. Еще в январе заместитель министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гван на встрече с заместителем председателя Комитета по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса США Куртом Уэлдоном сообщил, что Пхеньян обладает ядерным оружием, но намерен применять его «исключительно в целях самообороны». Эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) предполагали, что КНДР объявит себя ядерной державой в годовщину своего создания – 9 сентября 2004-го.
Реакция международного сообщества на демарш Пхеньяна была негативной. США в очередной раз отвергли возможность прямых двусторонних переговоров с Северной Кореей, как и выдвинутое КНДР еще в ноябре 2002 года предложение о подписании пакта о ненападении. Вашингтон призвал также Китай и Южную Корею не идти на уступки, чтобы заставить Пхеньян возобновить прерванные им переговоры по ядерной программе. По мнению госсекретаря США Кондолизы Райс, любые гарантии безопасности КНДР могут предоставляться только на многосторонней основе.
Прежде чем обсуждать ядерную проблему, необходимо понять, что представляет собой сегодняшний северокорейский режим. С начала 1990-х руководство страны начало отходить от марксистско-ленинской идеологии. Возрождались конфуцианские ценности и национальные традиции, в частности культ предков. Основой новой легитимации КНДР стал тезис о том, что она является продолжением древних корейских государств.
Ким Чен Ир, возглавивший страну после смерти Ким Ир Сена, не только скрупулезно выполнял большинство конфуцианских обычаев и правил поведения в течение трехлетнего периода траура по скончавшемуся отцу, но и разрешил религиозную деятельность. Это усилило его власть и укрепило политическую стабильность, которую не поколебали ни голод, ни экономический кризис во второй половине 1990-х годов.
Новый руководитель, судя по всему, выбрал китайский путь, основанный на постепенных экономических реформах под жестким контролем государства. С июля 2002-го в Северной Корее резко сократили сферу действия карточно-распределительной системы, в 15–20 раз повысили зарплату рабочим и служащим (правда, цены на товары и услуги выросли еще больше). На предприятиях теперь применяются различные формы материального стимулирования. Существенно увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и расширены возможности членов кооперативов заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Введена ограниченная конвертация местной валюты, и дано разрешение на хождение иностранной.
После первого в истории межкорейского саммита в Пхеньяне в июне 2000 года существенно улучшились отношения между двумя Кореями. В конце 2002-го Пхеньян санкционировал совместное создание в непосредственной близости от границы со своим южным соседом Кэсонского индустриального района и Кымганской зоны туризма. Южная Корея видит в этих проектах начало формирования единого экономического пространства и готова выделять на них значительные средства. Обе страны намерены соединить свои железные дороги с выходом на российскую Транссибирскую магистраль.
Одной из ключевых проблем северокорейской экономики остается острая нехватка электроэнергии. От способности режима решить энергетическую проблему во многом будет зависеть его устойчивость. Самостоятельно обеспечить себя электроэнергией страна может только путем создания собственной атомной энергетики. Ввиду ограниченности экспорта северокорейской продукции закупка, например, в России готовой электроэнергии или энергоносителей для тепловых электростанций возможна только за счет бесплатных поставок.
Другая проблема экономики состоит в ограниченности инвестиций извне. В 2002 году Пхеньян рассчитывал на более благоприятную перспективу: тогда Европейский союз установил дипломатические отношения с КНДР и был готов активно участвовать в политике «вовлечения» и модернизации Северной Кореи. Наметились контуры нормализации отношений с Токио, сулившей привлечение «компенсационных» (за ущерб, понесенный во Второй мировой войне) денег, а также с Вашингтоном. Но позднее под давлением США ситуация изменилась. Сейчас все международные финансовые институты отказывают Пхеньяну в предоставлении кредитов. Поэтому исключительно важную роль играют инвестиции со стороны Китая и Южной Кореи.
Есть ли шанс на мирную эволюционную трансформацию северокорейского общества? По мнению многих наблюдателей, да. Наиболее вероятная модель – это создание на основе постепенной приватизации структур, подобных южнокорейским «чэболям», но, конечно, с большей ролью государства. Иностранные, прежде всего южнокорейские, инвестиции способны содействовать модернизации промышленности и сельского хозяйства. Следуя таким путем, Северная Корея через 10–15 лет, вероятно, сможет построить экономику смешанного типа с высокой долей государственного сектора и тесно связанную с Южной Корей. Постепенное экономическое и политическое сближение создаст предпосылки для формирования на Корейском полуострове единого государства, вначале на основе конфедерации.
Но это – весьма отдаленная перспектива. Сегодня Северная Корея по-прежнему живет «в условиях военного времени». В Вооруженных силах страны служит каждый пятый мужчина трудоспособного возраста, от 30 до 50 % экономики работают на военные нужды. Серьезность продовольственной проблемы стала ощущаться сразу после распада Советского Союза, который оказывал всестороннюю поддержку КНДР, в частности ежегодно поставляя 200 тыс. тонн удобрений и основную часть нефтепродуктов. В середине 1990-х в Северной Корее разразился голод, приведший, по американским оценкам, к гибели одного – двух миллионов человек. Жертв могло бы оказаться и больше, если бы не масштабная помощь международного сообщества.
Внешнеполитическое положение КНДР остается крайне сложным. Корейская война формально не закончена: Северная Корея не имеет дипломатических отношений ни со своим южным соседом, ни с США, ни с Японией. Влиятельные правые круги Южной Кореи резко критикуют пхеньянский режим. А республиканская администрация США и вовсе причислила КНДР к «оси зла» и «оплотам деспотии», предупредив о возможности силовых действий со своей стороны и включив страну в список целей превентивного ядерного удара. Нерешенный вопрос с похищенными северокорейским режимом японцами мешает нормализации взаимоотношений с Токио. Все это, а также разработка Южной Кореей военной ядерной программы в 1960–1970-е годы толкнуло руководство КНДР к созданию собственного ядерного оружия.
ИСТОРИЯ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Северная Корея располагает вполне достаточным для развития атомной энергетики количеством природного урана: запасы месторождений оцениваются в 26 млн тонн руды, из них более 4 млн пригодны для промышленной разработки. В 1950–1960-е там с помощью СССР и КНР была создана научно-экспериментальная база атомной промышленности.
В 1970-х годах КНДР вела активные исследования в области создания собственного ядерного топливного цикла, а в 1974-м вступила в МАГАТЭ с целью получения широкого доступа к материалам, необходимым для создания инфраструктуры ядерно-энергетического комплекса. В то же время она обратилась к Пекину с просьбой об оказании помощи в создании ядерного оружия. В 1977 году Пхеньян подписывает соглашение о гарантиях с МАГАТЭ – и тогда же посылает своих специалистов в район испытаний китайского ядерного оружия.
В 1980-х в КНДР было закончено создание полного ядерного топливного цикла, который включает: урановые шахты в Пакчхоне и Пенгансане, специальную лабораторию в Университете им. Ким Ир Сена в Пхеньяне, завод по производству топливных стержней и хранилище; исследовательский ядерный реактор мощностью 5 МВт (реактор двойного назначения: производство электроэнергии и оружейного плутония), а также радиохимическую лабораторию Института радиохимии (для выделения плутония из отработанного ядерного топлива, ОЯТ) в атомном научно-исследовательском центре в Ёнбёне.
Созданная инфраструктура позволяет получать плутоний оружейного качества. Американские спецслужбы исходят из того, что Пхеньян обладает несколькими ядерными зарядами и может быстро довести их количество до восьми. МАГАТЭ предполагает, что Северная Корея способна ежегодно вырабатывать до 10 кг плутония оружейного качества, что достаточно для изготовления одного-двух ядерных зарядов. По сведениям агентства, КНДР запустила две промышленные линии по производству плутония на полную мощность и получила в 2003–2004 годах 25–30 кг плутония из 8 тыс. отработанных топливных стержней. Специальный представитель генерального секретаря ООН по проблемам Корейского полуострова Морис Стронг считает, что Пхеньян располагает пятью – восемью ядерными устройствами, но в силу значительных размеров и веса их невозможно использовать в качестве боеголовок имеющихся ракет. Среди российских экспертов преобладает мнение, что КНДР накопила некоторое количество плутония оружейного качества и изготовила несколько ядерных устройств, но их работоспособность сомнительна. Северной Корее, скорее всего, так и не удалось собрать ни одного ядерного боеприпаса.
Первоначально ядерное оружие планировалось создать на основе плутония, поскольку такие боеприпасы более эффективны и удобны для размещения на авиационных и ракетных носителях, чем боеприпасы на основе высокообогащенного урана. К тому же работы над плутониевой ядерной программой легче держать в тайне, что являлось существенным фактором ввиду того, что с 1985 по 2003 год КНДР входила в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Однако из-за слабой технической базы «плутониевый» путь оказался для Северной Кореи труднореализуем. Возможно, что позднее Пхеньян запустил урановую ядерную программу (в этом его обвиняла Америка в октябре 2002-го), которая, скорее всего, была основана на использовании центрифуг, закупленных в Пакистане. Однако и здесь потребовались значительные экономические и технические ресурсы. По мнению российских специалистов, Северной Корее пока не удалось накопить достаточное количество высокообогащенного урана для сборки ядерного устройства.
Ряд российских экспертов полагают, что КНДР не проводит ядерных испытаний по политическим мотивам, например потому, что руководству страны важно сохранить возможность опровергать сделанные ранее заявления Министерства иностранных дел. Другие объясняют это стремлением Пхеньяна не допустить рассмотрение северокорейского ядерного вопроса в Совете Безопасности ООН, грозящее серьезными последствиями – от международных санкций и политической изоляции вплоть до применения силы. (Однако КНДР и так подвергается санкциям со стороны многих государств и сама себя изолирует во внешней политике, да и пример Индии и Пакистана показал ограниченность возможностей ООН по решению подобного рода проблем.) Кроме того, неудачное испытание ядерного оружия, выявленное по данным разведки или агентуры, может спровоцировать США на превентивный удар. Возможно, испытание откладывается до момента создания компактных боезарядов для развернутых баллистических ракет среднего радиуса действия «Нодон-1», способных поразить объекты на территории Южной Кореи и Японии.
ПЕРЕГОВОРЫ НА ДВОИХ
В последние десятилетия ведущие мировые державы неоднократно пытались остановить работы над северокорейской военной ядерной программой – в основном путем двусторонних переговоров. Вначале ведущую роль в решении этой назревшей проблемы играл Советский Союз. В середине 1980-х он потребовал от КНДР подписать ДНЯО как обязательное условие оказания ей помощи в развитии атомной энергетики. Только после этого Москва поставила и смонтировала в Ёнбёне исследовательский газографитовый ядерный реактор мощностью 5 МВт, который был введен в эксплуатацию в 1986 году после того, как МАГАТЭ распространило на него свои гарантии. Еще в 1991-м, до распада СССР, полным ходом шла подготовка к строительству АЭС с четырьмя легководными реакторами.
Переговоры по соглашению между Северной Кореей и МАГАТЭ о применении полномасштабных гарантий продолжались с 1985 по 1992 год, а в 1992–1993 годах было проведено шесть инспекций и обнаружено два незаявленных хранилища ядерных материалов. 11 февраля 1993-го генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс потребовал «специальной инспекции». Северокорейцы в марте того же года заявили о выходе из ДНЯО. В ответ Россия полностью прекратила сотрудничество с КНДР в ядерной области и выступила инициатором проведения международной конференции по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова.
США активизировали свои действия в этом регионе после распада Советского Союза. По итогам двусторонних американо-северокорейских переговоров в июне 1993 года Северная Корея заявила о приостановлении своего выхода из ДНЯО в обмен на обязательства Соединенных Штатов не вмешиваться в ее внутренние дела и не угрожать применением силы. Однако ситуация обострялась, и в июне 1994-го Пхеньян вышел из МАГАТЭ.
В октябре того же года Пхеньян и Вашингтон подписали Рамочное соглашение, согласно которому первый обязался остановить свою ядерную программу, а второй – бесплатно поставлять в Северную Корею 500 тыс. тонн мазута ежегодно, а также способствовать улучшению ее дипломатических и экономических отношений с внешним миром. Администрация Билла Клинтона согласилась на эти условия, будучи уверена в том, что Ким Чен Ир, сменивший Ким Ир Сена в июле 1994 года, не удержится у власти.
В соответствии с Рамочным соглашением США планировали к 2003-му построить в Северной Корее АЭС на основе двух легководных ядерных реакторов общей мощностью 2 гВт, а КНДР – ликвидировать графитовые реакторы, способные нарабатывать плутоний. К этому времени Пхеньян обязался возобновить выполнение предъявляемых к ней требований по соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. В период действия Рамочного соглашения агентство не имело права проводить инспекционные проверки, что значительно сокращало возможности международного сообщества.
В марте 1995 года Южная Корея, США и Япония учредили международный консорциум «Организация энергетического развития Корейского полуострова» (КЕДО), призванный объединить усилия по строительству в КНДР АЭС. Позднее к деятельности консорциума подключился Евросоюз. В 1997-м были начаты работы по строительству АЭС в северокорейском районе Синпхо.
Рамочное соглашение предусматривало улучшение отношений между Вашингтоном и Пхеньяном вплоть до полной нормализации. Для этого предполагалось по возможности устранить барьеры в сфере торговли и инвестиций, создать в обеих столицах структуры по поддержанию контактов между двумя государствами, рассмотреть возможность обмена послами в будущем. США обязались предоставить КНДР официальные гарантии, исключающие угрозу применения ими ядерного оружия, а Северная Корея – последовательно двигаться к созданию на Корейском полуострове безъядерной зоны.
Пришедшие к власти в Соединенных Штатах в 2001 году республиканцы значительно ужесточили позицию. Они считают КНДР самым тоталитарным и «репрессивным» государством в мире. По данным Государственного департамента США, в северокорейских тюрьмах и лагерях содержатся от 150 до 200 тыс. человек. Вашингтон уверен, что руководство Северной Кореи знает о нелегальном экспорте наркотиков и ядерных материалов со своей территории и не препятствует этому.
Фактически Америка взяла курс на отказ от принятого предыдущей администрацией соглашения. В дальнейшем планировалось создать условия для смены режима. Заместитель госсекретаря США Джеймс Келли, посетивший КНДР в октябре 2002-го, обвинил Пхеньян в существовании тайной программы обогащения урана и потребовал проведения инспекций МАГАТЭ. Северокорейские власти понимали, что уступка Вашингтону неизбежно ведет к развитию ситуации по иракской модели, и поэтому решили придерживаться двусмысленной линии, с тем чтобы вынудить Вашингтон согласиться на переговоры. Они заявили, что, дабы противостоять исходящей из США угрозе, «могут обладать не только ядерным, но и более мощным оружием».
По мнению Вашингтона, Северная Корея тем самым призналась в осуществлении секретной ядерной программы. Поэтому вследствие грубого нарушения Пхеньяном Рамочного соглашения США, ЕС, Южная Корея и Япония прекратили как бесплатные поставки в Северную Корею мазута, так и строительство АЭС. А в ноябре 2002 года Совет управляющих МАГАТЭ предупредил КНДР о недопустимости нарушения ею международных обязательств. В ответ Пхеньян заявил о возобновлении военной ядерной программы и предложил инспекторам МАГАТЭ покинуть страну, а в январе 2003-го официально уведомил председателя Совета Безопасности ООН и участников Договора о нераспространении ядерного оружия о своем выходе из него ввиду необходимости защиты высших национальных интересов в условиях враждебности и давления со стороны США. В апреле того же года Северная Корея объявила о намерении создать ядерное оружие; в мае она в одностороннем порядке вышла из соглашения с Южной Кореей от 1992-го о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной.
ПЕРЕГОВОРЫ НА ШЕСТЕРЫХ
В период с 1997 по 1999 год одновременно с двусторонними переговорами было проведено шесть четырехсторонних встреч с участием США, КНДР, Южной Кореи и Китая. Существенного прогресса достичь не удалось: позиции США и Северной Кореи оказались несовместимы, отсутствовали и реальные рычаги влияния на Пхеньян. Постепенно инициатива в проведении многосторонних переговоров перешла к Китаю, более активную позицию заняла и Россия.
В январе 2003-го, сразу после выхода КНДР из ДНЯО и в условиях отказа США от диалога, специальный представитель президента РФ Александр Лосюков передал Пхеньяну и Вашингтону (а затем и остальным заинтересованным сторонам) предложения о пакетном решении северокорейской ядерной проблемы. Оно предусматривает обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова, соблюдение ДНЯО и выполнение всеми сторонами обязательств, оговоренных Рамочным соглашением и другими международными договорами. По мнению России, двусторонний и многосторонний диалог должен привести к предоставлению Северной Корее гарантий безопасности, а также к возобновлению гуманитарных и экономических программ. Стремясь покончить со взаимным недоверием США и Северной Кореи, Москва предложила, чтобы вовлеченные в урегулирование страны – соседи Северной Кореи (Россия, Китай, Южная Корея и Япония) осуществляли строгую координацию и контроль в отношении предпринимаемых шагов. На основе российских предложений Пхеньян сформулировал собственные предложения по решению существующей проблемы. По его инициативе число участников последующих переговоров выросло до шести: Россия, КНДР, Южная Корея, США, Китай и Япония. Первый раунд таких шестисторонних переговоров прошел в августе 2003-го, к настоящему времени состоялось четыре раунда переговоров.
В 2003–2004 годах прогресса достичь не удалось. США и Япония предполагают, что КНДР обладает ядерным оружием, рассматривая его в качестве фактора ядерного сдерживания. Они требуют ликвидации как ядерного оружия, так и научно-промышленной инфраструктуры его создания. В противном случае Америка готова к силовому решению. КНР, Россия и Южная Корея пытаются предотвратить силовую акцию против Северной Кореи, чреватую непредсказуемыми последствиями для всего региона.
Пхеньян умело использует ситуацию в своих целях, стараясь максимально затянуть переговорный процесс и получить дополнительное время для разработки ядерного оружия или наращивания ядерного арсенала. Чтобы усилить свою позицию, КНДР потребовала исключить из переговоров Японию, которая якобы действует по подсказке из США да к тому же пытается внести в повестку дня вопрос о японских гражданах, похищенных северокорейскими спецслужбами.
Вначале Вашингтон выступал против участия в переговорах России, считая ее «слабым звеном» и проводником политики Северной Кореи. Между тем Москва заняла исключительно реалистичную позицию, стремясь удержать КНДР от выдвижения завышенных требований, провокационных шагов и неуступчивого поведения, а также не допустить, чтобы компромисс воспринимался как поражение. В дальнейшем Соединенные Штаты стали требовать от Китая и Южной Кореи прекратить оказание помощи Пхеньяну, однако, несмотря на давление, те отказались участвовать в экономической блокаде.
Сближение позиций обеих частей Кореи на шестисторонних переговорах явилось полной неожиданностью для Вашингтона и, по-видимому, стало одной из основных причин годичного перерыва в переговорах.
Локомотивом переговорного процесса постепенно становится Китай. Пекин не может и не хочет допустить смены режима Ким Чен Ира, способного, по мнению руководства КНР, при благоприятных внешнеполитических условиях осуществить в Северной Корее преобразования. В случае же силового решения и падения там нынешнего режима миллионы беженцев могут хлынуть в северо-восточные провинции Китая. Пытаясь избежать экологических, гуманитарных и военных проблем, Пекин оказывает Пхеньяну дозированное экономическое содействие, которое, по оценкам экспертов, составляет от 30 % до 70 % всей международной помощи. КНР стремится ускорить экономический рост своих северовосточных провинций на основе создания единого экономического пространства с Южной Кореей, Японией и Северной Кореей. В результате товарооборот между Китаем и КНДР в 2004-м достиг 1,4 млрд дол., что на 35 % выше аналогичного показателя 2003 года.
Южная Корея выступает против экономических санкций в отношении КНДР. Она по-прежнему готова оказывать своему северному соседу гуманитарную помощь и участвовать в совместных экономических проектах. Сеул согласен выделить Пхеньяну 2 млн кВт электроэнергии, если тот откажется от своей военной ядерной программы. По мнению Южной Кореи, США следует перестать видеть в Северной Корее «очаг зла» и перейти к подготовке условий для мягкой смены режима.
Россия имеет экономические интересы в Северо-Восточной Азии и стремится усилить здесь свои позиции. В августе 2001-го в Москве президент РФ Владимир Путин и лидер Северной Кореи Ким Чен Ир приняли решение об организации прямого железнодорожного сообщения между КНДР и Россией. Прорабатываются планы продления железнодорожной колеи от Хасана (Приморский край) в северокорейский порт Раджин, где находится нефтеперерабатывающий завод «Сынри», построенный при техническом содействии СССР. Ряд российских инвесторов заинтересованы как в поставках нефти из России на переработку в КНДР, так и в транзите грузов из европейских стран в Южную Корею и обратно.
Пхеньян неоднократно обращался к Москве с просьбой о поставках электроэнергии, что стало бы возможно в случае строительства АЭС в российском Приморском крае. Таким образом удалось бы решить ряд проблем, связанных с возможным строительством АЭС в Северной Корее: снизится опасность утечки ядерных технологий, отпадет потребность вывоза из страны отработанного ядерного топлива. Однако Приморский край относится к сейсмоопасным районам, и, поскольку сооружение здесь АЭС может быть осуществлено только за счет иностранного финансирования в объеме около 2,5 млрд дол., завершить строительство возможно не ранее 2013 года.
Прогресс на шестисторонних переговорах – возврат Пхеньяна в ДНЯО, применение полноохватных гарантий МАГАТЭ, демонтаж ядерной инфраструктуры двойного назначения, ликвидация оружейных ядерных материалов и взрывных устройств – возможен лишь в случае, если КНР, Россия, США, Южная Корея и Япония выработают единую позицию. А это, в свою очередь, требует обязательного отказа Соединенных Штатов и Японии от силового решения северокорейской ядерной проблемы. Далее было бы целесообразным возобновление в том или ином виде действия Рамочного соглашения в отношении строительства легководных реакторов, а до ввода их в строй – поставок топлива. Следует рассмотреть перспективы участия России в консорциуме КЕДО: в частности, она могла бы поставлять ядерное топливо для строящейся АЭС, а затем вывозить ОЯТ.
Активное вовлечение Северной Кореи в общемировые экономические процессы придаст необратимый характер положительным тенденциям в ее экономике и создаст условия для постепенной трансформации. Военный же вариант смены режима неприемлем из-за угрозы гуманитарной и экологической катастрофы, огромных человеческих жертв и чрезмерного материального ущерба сопредельным странам.
Требование КНДР исключить Японию из шестисторонних переговоров носит пропагандистский характер и направлено на ослабление позиции США. Несмотря на текущее ухудшение отношений Японии с Китаем и Южной Кореей, а также на ее предложение о передаче северокорейского ядерного вопроса на рассмотрение в СБ ООН, изменение шестистороннего формата переговоров, по-видимому, нецелесообразно. Япония является наиболее последовательным союзником США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обладает большими финансовыми ресурсами и расположена в непосредственной близости от Корейского полуострова.
Учитывая значительную опасность, которую представляет для международного сообщества экспорт Северной Кореей радиоактивных и ядерных материалов оружейного качества, ракет и ракетных технологий, необходимо заключить с ней соответствующее соглашение и осуществлять постоянный мониторинг экспортируемых товаров. В крайнем случае могут быть задействованы возможности, имеющиеся в рамках Инициативы по безопасности в борьбе с распространением ОМУ.
Кроме этого, необходимо пересмотреть нынешний международно-правовой режим поддержания мира на Корейском полуострове, основанный на Соглашении о военном перемирии в Корее от 1953 года. Режим не обеспечивает нормального диалога между КНДР, с одной стороны, и США и Южной Кореей – с другой. Установление дипломатических отношений и вывод из приграничной зоны тяжелой военной техники позволит снизить остроту проблемы безопасности на Корейском полуострове. В таком решении заинтересован и Китай, поскольку оно позволит ему не учитывать своих обязательств по защите Северной Кореи от военного нападения.
В период с 26 июля по 6 августа 2005 года в Пекине прошел первый этап четвертого раунда шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР, однако достичь значительного прогресса не удалось. Пхеньян не соглашался на ликвидацию своих ядерных программ до тех пор, пока другие участники переговоров не предоставят Северной Корее гарантии безопасности и экономической помощи. Кроме этого, Пхеньян настаивал на своем праве на мирную ядерную деятельность под контролем МАГАТЭ, и его позицию поддержали Китай, Россия и Южная Корея. В ходе второго этапа четвертого раунда шестисторонних переговоров (13–19 сентября) Соединенные Штаты смягчили свою позицию и согласились на предоставление КНДР энергоресурсов в обмен на прекращение ею своей военной ядерной программы, высказав намерение рассмотреть в ближайшем будущем возможность достройки северокорейской АЭС на основе двух легководных ядерных реакторов.
Вашингтон заявил, что не собирается нападать на Северную Корею. Со своей стороны та пообещала вернуться в ДНЯО, допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ и принять меры для улучшения двусторонних отношений с США и Японией. По-видимому, смягчение американской позиции обусловлено желанием Вашингтона сконцентрироваться на таком более важном, по его мнению, вопросе, как обострившаяся иранская ядерная проблема.
Тем не менее пятый раунд шестисторонних переговоров, который планируется провести в ноябре 2005 года в Пекине, ожидается не легким. Вопрос о праве Северной Кореи на мирную ядерную деятельность пока отложен, так как Соединенные Штаты по-прежнему не собираются возвращаться к обязательству о поставках легководных ядерных реакторов, требуя сначала ликвидировать военную ядерную программу Пхеньяна. Для урегулирования ситуации необходимо принятие всеми участниками «дорожной карты», определяющей обязательства сторон и сроки проводимых мероприятий. Как бы то ни было, прогресс, уже достигнутый в ходе шестисторонних переговоров, демонстрирует важность совместных действий и необходимость поиска компромиссов, а также усиление влияния Китая и, возможно, России на Корейском полуострове.
#Северо-корейский кризис
Байден пригрозил КНДР «концом режима» в случае ядерного удара по США — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc. ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другоеРубрики
Курс евро на 1 июляEUR ЦБ: 96,02 (+0,91) Инвестиции, 30 июн, 16:27 Курс доллара на 1 июля
USD ЦБ: 88,38 (+1,35) Инвестиции, 30 июн, 16:27
Квартиры в проектах с крутыми игровыми пространствами РБК и ПИК, 09:09
Военная операция на Украине. Главное Политика, 09:03
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 09:03
Как уход Tinder отразится на пользователях в России Технологии и медиа, 09:00
5 сериалов на выходные: про Ведьмака, библиотекаря и Джека Райана Life, 09:00
Как создать устойчивый портфель: 8 принципов в условиях неопределенности Инвестиции, 09:00
Видите в ChatGPT конкурента?
Узнайте, как превратить нейросеть в помощника, в новом интенсиве РБК Pro
Купить интенсив
«Анна Каренина» в поле и техно в санатории: культурная афиша июля Стиль, 09:00
Сальдо заявил об «окончательной зачистке» территории у Антоновского моста Политика, 08:39
Twitter перестал показывать публикации незарегистрированным пользователям Технологии и медиа, 08:07
Стрелок из аэропорта Кишинева был в розыске после похищения банкира Общество, 07:59
Как смотреть сериалы в 4К со слабым интернетом на большом экране РБК и Триколор, 07:28
ООН заявила о «значительных усилиях» для России в рамках зерновой сделки Политика, 07:15
Членов «Единой России» подготовили к разговорам о действиях «Вагнера» Политика, 06:33
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Байден заявил, что если Северная Корея нанесет ядерный удар по США или их союзникам, то это «приведет к концу любого режима», который решился бы на такой шаг. КНДР обещала отвечать на ядерное оружие ядерным оружием
Джо Байден (Фото: Kevin Lamarque / Reuters)
Если Северная Корея нанесет ядерный удар по США или их союзникам, то режиму в КНДР придет конец, заявил американский президент Джо Байден на совместной пресс-конференции с президентом Южной Кореи Юн Сок Ёлем, передает Fox News.
«Послушайте, ядерная атака Северной Кореи против Соединенных Штатов, или их союзников, или сторонников, или партнеров неприемлема и приведет к концу любого режима, который предпринял бы такие действия», — сказал Байден.
Лидеры во время встречи подписали соглашение, согласно которому США смогут пришвартовывать атомные подводные лодки в Южной Корее.
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
В марте северокорейский лидер Ким Чен Ын заявил, что его страна готова дать равнозначный ответ на возможные угрозы со стороны США и Южной Кореи, которые, по мнению Пхеньяна, «откровенно враждуют» с республикой. Он привел отрывок из заявления Трудовой партии Кореи, из которого следует, что республика «на ядерное оружие ответит ядерным оружием, а на открытое противоборство — открытым противоборством».
В середине апреля страна провела первый запуск твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-18». Ким Чен Ын сказал, что она повысит «готовность страны к нанесению контратакующего ядерного удара» и позволит «кардинальным образом перестроить состав стратегических сил сдерживания». Лидер был удовлетворен результатами запуска.
Через несколько дней после этого Южная Корея, США и Япония провели учения по противоракетной обороне в Японском море. Как заявили в Сеуле, они были направлены против нарастающих ядерных и ракетных угроз со стороны Пхеньяна.
Авторы
Теги
Персоны
Лилия ПашковаНародные вызовы Северной Кореи
Северокорейцам запрещено покидать свою страну без разрешения правительства. Северокорейцы, которые попытаются нелегально покинуть страну и будут пойманы, могут столкнуться с серьезными последствиями, включая пытки, принудительный труд и пожизненное заключение в лагере для политических заключенных.
Те, кому разрешено выезжать за границу, например, дипломаты, элитные студенты, завербованные рабочие и спортсмены, находятся под пристальным наблюдением и должны пройти специальные идеологические разборы по возвращении в Северную Корею.
«Перед тем, как мы покинули Северную Корею, нашу команду предупредили, чтобы она не поддавалась влиянию капитализма, который мы увидим во внешнем мире. И нам специально сказали не встречаться и не разговаривать с южнокорейскими студентами на конкурсе.» — Чонгёль Ким участвовала в Международной олимпиаде по математике, прежде чем покинуть страну.
«Северокорейцы настолько отрезаны и отключены от внешнего мира, что даже не знают, что означает слово «интернет»» — Ким Мин Хёк, сбежавший из Северной Кореи в 2006 году
Нет подключения к Интернету с внешним миром.
телевизоров и радиоприемников настроены на одобренные государственные каналы.
Северокорейские телефоны не могут совершать международные звонки.
Подавление сигналов зарубежных радиостанций и сотовой связи.
Режим использует технологические достижения, чтобы продолжать изолировать северокорейский народ. Одобренные северокорейские смартфоны не могут получить доступ к Интернету. Вместо этого они подключены к внутренней сети страны, которая строго ограничена и контролируется режимом. Северокорейцы, которые хотят загрузить одобренное приложение на свой телефон, должны пойти в физический магазин.
Идеология северокорейского правительства представляет собой опасную смесь авторитаризма, национализма и милитаризма, которая была пропитана при его основании и продолжается более 70 лет спустя.
Культ личности
Ким Ир Сен, первый лидер Северной Кореи, создал культ личности для консолидации власти после чистки конкурирующих фракций в начале 1950-х годов. Чтобы оправдать свое авторитарное правление, он переписал историю своей семьи и свои собственные достижения, утверждая, что почти в одиночку победил японцев, чтобы освободить корейский народ.
На протяжении всего своего правления его называли грандиозными титулами, такими как «Небесный лидер», и по всей стране ему возводили статуи. Режим также предписал каждому взрослому корейцу носить значок Ким Ир Сена на сердце, чтобы показать свою лояльность — практика, которая продолжается и по сей день.
Культ личности и преувеличенные достижения семьи Кимов также способствовали расширению их правления за счет восхождения на престол сына Ким Ир Сена, Ким Чен Ира, а теперь и его внука, Ким Чен Ына. По сей день правящая семья Кимов изображается богоподобной, а их достижения сопровождаются мифическими историями. Государственные СМИ Северной Кореи даже утверждали, что Ким Чен Ын научился водить машину в 3 года.
Крайний культ личности помог оправдать необходимость того, чтобы вся северокорейская система вращалась вокруг лидера и его абсолютной власти .
Десять принципов создания монолитной идеологической системы
Эти принципы подобны 10 заповедям подчинения семье Ким и служат основополагающими правилами северокорейского общества.
1. Бороться изо всех сил, чтобы сделать все общество кимилсен-кимченгилистским единым.
2. Почитать Великих уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира как Великих Вождей Партии и Народа, как Вечных Солнц Чучхе.
3. Сделать авторитет уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира и партии абсолютным. Будьте готовы защищать их.
4. Вооружиться революционными идеями великих уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира и воплощением их идей: линия и политика партии.
5. Защищать принцип безусловного следования заповедям великих уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, а также линии партии и ее политике.
6. Укреплять дальше идейно-волевое и революционное единство всей партии вокруг фигуры ее Вождя(ей).
7. Учиться у Великих уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, иметь высокий морально-этический имидж, использовать революционные методы действия и народную модель действия.
8. Почитай политическую сторону жизни, дарованную Вождем и партией, отвечай на нее высокой политической сознательностью и реальными успехами в своем деле.
9. Установить строгую организационную дисциплину в единодушном движении всей партии, всего государства и всей армии под единоличным руководством партии.
10. Наследовать и осуществить великое дело революции чучхе, великое дело революции сонгун, начатое Великим Вождем уважаемым товарищем Ким Ир Сеном и направляемое Великими уважаемыми товарищами Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром, который продолжается из поколения в поколение.
Нечему завидовать
Северокорейский режим полагается на пропаганду, которая прославляет северокорейскую систему и демонизирует иностранное влияние, особенно США и Южную Корею. Северокорейцев учат, что им нечему завидовать и что остальной мир охвачен коррупцией, болезнями и раздорами.
Первый военный
Пропагандистская машина постоянно напоминает северокорейскому народу, насколько важны военные для выживания страны. США и Южная Корея изображаются агрессорами, которые могут вторгнуться в любой день, что оправдывает необходимость огромных жертв ради армии и разработки ядерного оружия.
Северокорейская пропаганда
Индоктринация экстремистских идеологий режима начинается с рождения, и каждый северокореец на протяжении всей жизни подвергается пропагандистским усилиям режима. Это включает в себя распространение пропаганды практически во всех сферах их жизни.
Школьное образование
Северокорейские дети начинают узнавать о семье Ким уже в детском саду. Учащиеся должны запоминать историю кимов на протяжении всего обучения, и огромные ресурсы и время посвящаются изучению руководства страны.
Северокорейцы рассказывают о пропаганде в детстве
Рабочее место
Миллионы долларов и рабочих часов тратятся на прославление семьи Ким за счет северокорейской экономики и благосостояния северокорейского народа. Эта пропаганда подкрепляется идеологическими семинарами и сессиями самокритики, на которых рабочие критикуют себя перед своими коллегами.
Дом
Северокорейцы также должны принадлежать к микрорайону под названием инминбан состоит из 20-40 семей. Подразделение находится под контролем местного лидера, чья работа заключается в том, чтобы помогать властям в наблюдении за этим районом.
Портреты первых двух диктаторов Северной Кореи, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, обязательны в каждом доме. Во время обычных домашних проверок со стороны властей северокорейцы могут быть наказаны, если портреты недостаточно чистые. Есть даже сообщения о том, что северокорейцы могут столкнуться с расследованием тайной полиции за то, что не смогли спасти портреты из горящего здания.
Развлечения
В северокорейских фильмах и на телевидении рассказывается о людях, жертвующих собой ради великого дела страны и руководства. Даже детские мультипликационные шоу призваны внушать молодым северокорейцам оставаться верными руководству страны.
«Мне нравились южнокорейские фильмы, потому что они были о жизни людей, а не о пропаганде. Северокорейские фильмы такие предсказуемые». — Ён Ву, беженец из Северной Кореи
Смотреть Пример северокорейской пропаганды
Новости
Северная Корея занимает 180/180 позицию по свободе прессы*. 900 07
Индекс свободы «Репортеров без границ» 2020 г.
Режим контролирует все средства массовой информации, которые ежедневно восхваляют руководство страны и оттачивают негативные истории из остального мира, чтобы усилить поддержку режима Независимая журналистика строго запрещена, и последствия сообщения и распространения информации тяжелые
«В Северной Корее абсолютно отсутствуют права человека» – Чжо Иль, бежавший из Северной Кореи в 2015 году
Нет свободы слова и выражения ни слова о правительство. Если бы я это сделал, меня бы в тюрьму затащили» .
— Юн Джи, сбежавший из Северной Кореи в 2017 году
Выступать против режима в Северной Корее строго запрещено. Единственное мнение, которое разрешено озвучивать внутри страны, — это мнение режима. Даже незначительная критика Ким Чен Ына может привести к тому, что целые семьи проведут остаток жизни в лагере для политических заключенных.
» Никто никогда не может произнести это вслух, но мы все хотим, чтобы Ким Чен Ын отдал хотя бы один процент средств, которые он тратит на национальную оборону, для людей, чтобы мы могли перестать беспокоиться о том, что поесть на следующий день. » — Се Юнг, сбежавший из Северной Кореи в 2017 году
Запрещены даже небольшие акты самовыражения. Режим пытается диктовать, какие прически и одежда подходят жителям Северной Кореи. Северокорейцы, которые раздвигают границы моды, например, надевая синие джинсы, рискуют быть остановленными на улице и разрезать свою одежду, чтобы ее нельзя было носить.
Как мода контролируется в Северной Корее
Нет свободы вероисповедания
Люди, уличенные в тайном исповедании или распространении религии, наказываются крайне сурово, включая пожизненное заключение в лагере для политических заключенных или даже публичную казнь. Тысячи буддистов и христиан подверглись чистке и преследованиям с тех пор, как семья Ким пришла к власти.
«Женщина лет 40 была поймана с Библией в доме… Женщина была публично застрелена на гумне фермы. Начальство приказало мне пойти и посмотреть на публичную казнь… Охранники связали ее голову, грудь и ноги к столбу и застрелил ее». — Ким, перебежчик из Северной Кореи.
В Северной Корее есть символические церкви и храмы, но они сохраняются только для того, чтобы создать видимость религиозной терпимости к иностранным посетителям.
Узнайте больше свидетельств очевидцев в Белой книге NKDB о свободе вероисповедания в Северной Корее, нажав здесь.
Нет Свобода информации
«В молодости я прятался в своей комнате, закрывал шторы и смотрел иностранные фильмы. Я все еще могу подпевать некоторым южнокорейским поп-песням. Но за последние пять лет правительство усилило репрессии против иностранных СМИ. После того, как я стал свидетелем публичной казни в 2012 году, я не осмелился посмотреть ни один из скопированных мною компакт-дисков с мыльными операми».
– Ин Кён, бежавший из Северной Кореи в 2017 году
Нет свободы передвижения
Передвижение внутри страны строго ограничено. Северокорейцы, желающие поехать в другую часть страны, должны иметь конкретную цель и получить разрешение от своего руководителя.
Режим также насильственно переселил сотни тысяч северокорейцев в менее благоприятные районы страны в качестве наказания и политического преследования.
Система политического апартеида Songbun
Режим вложил невероятное количество времени и ресурсов в создание системы Сонбун, формы политического апартеида, которая приписывает каждому северокорейцу определенный уровень политической лояльности, основанный на его семейном происхождении. Есть 51 уровень сонбуна, разделенный на три класса — верный, колеблющийся и враждебный. Уровни Songbun могут серьезно ограничить жизненные возможности северокорейца. Он может определить, где они могут жить, возможности для получения образования, такие как посещение колледжа, членство в партии, военная служба, профессия и обращение со стороны системы уголовного правосудия. Любые предполагаемые политические нарушения со стороны любого члена семьи могут привести к понижению в должности Сонбуна всей семьи.
«До моего рождения мой отец и его друзья воровали зерно у режима, потому что они голодали. Они взяли его из продовольственного снабжения военных, которому режим уделяет наибольшее внимание. Вскоре после этого он был арестован и отправлен в центр перевоспитания на принудительные работы на 4 года.
После его ареста наша семья была отмечена. В Северной Корее существует система коллективных наказаний. Если член семьи совершает преступление против режима, вся семья, включая детей, которые еще даже не родились, могут быть наказаны и подвергнуты остракизму на всю жизнь.
Из-за преступления моего отца все мои мечты о жизни уже рухнули. У меня никогда не будет возможности учиться в университете или осуществить свою мечту стать певицей».
–
Ильхёк Ким, бежавший из Северной Кореи в 2011 году Режим использует лагеря для политических заключенных, пытки, коллективные наказания и публичные казни, чтобы вызвать страх и подавить даже малейшие проявления политического инакомыслия.
«Эти преступления против человечности влекут за собой истребление, убийство, порабощение, пытки, тюремное заключение, изнасилование, принудительные аборты и другие виды сексуального насилия, преследования по политическим, религиозным, расовым и гендерным мотивам, насильственное перемещение населения, насильственное исчезновение людей и бесчеловечный акт умышленного причинения длительного голода».
– Доклад Комиссии ООН по расследованию по Северной Корее
Пытки
Многочисленные свидетельства выживших очевидцев описывают потерю зубов, переломы костей и необратимое обезображивание в результате побоев, пытки водой, необходимость сидеть неподвижно на коленях в течение нескольких дней, недели, проведенные в камерах, слишком маленьких, чтобы сидеть или лежать, и подвешивание в наручниках за ноги от пола.
Северокорейские беженцы, арестованные в Китае и репатриированные, могут столкнуться с ужасными последствиями за нелегальное бегство из страны. Их могут месяцами допрашивать и пытать, прежде чем приговорят к годам принудительных работ или пожизненному заключению в лагере для политических заключенных. Репатриированных беременных женщин иногда заставляют делать аборт, если подозревают, что их ребенок наполовину китаец.
Узнайте о наших секретных маршрутах спасения, которые помогают беженцам из Северной Кореи добраться до безопасного места.
Лагеря для политических заключенных
5 лагерей для политических заключенных от 80 000 до 120 000 человек.
Режим отрицает существование этих лагерей для политических заключенных, но многочисленные свидетельства выживших подтверждаются показаниями бывших охранников, а также спутниковыми снимками. Избиения, казни и смерть от голода — обычное дело. Многие люди, заключенные в политические лагеря, не были виновны ни в каком преступлении, но были связаны с кем-то, кто якобы совершил политическое преступление. Эти заключенные часто понятия не имеют, что это было за преступление, и даже их дети воспитываются в заключении, потому что их «кровь виновата».
Некоторые из лагерей размером с крупный город существовали в 5 раз дольше, чем нацистские концлагеря и в 2 раза дольше, чем советские ГУЛАГи.
Принудительный труд
Даже незадержанных северокорейцев могут заставить неделями выполнять неоплачиваемую работу в колхозах или инфраструктурных проектах. Вместо того, чтобы посещать занятия, многие студенты мобилизуются, чтобы помогать на полях во время сезона посадки и сбора урожая.
Принудительное голодание
«Когда мы не были забиты в камеры, спали на грязном полу, нас заставляли работать. С 5 до 23 часов мы ходили в горы за дровами. волдыри и холод на пальцах рук и ног.
Нас кормили только четвертью початка кукурузы за один прием пищи. Этого никогда не было достаточно, и голод сжимал наши желудки. Люди так проголодались, что охранникам пришлось тащить их из туалетов, чтобы они не ели свои фекалии. Иногда утром я просыпался и обнаруживал одного из моих сокамерников одеревеневшим и безжизненным. голод.»
– Джо Ын Ким, спасенная LiNK в 2017 году
Сексуальное насилие
«Изнасилования и жестокие избиения были безудержными в следственном изоляторе Чхонджин. Каждую ночь какую-нибудь женщину заставляли уходить с охраной и подвергать насилию… Щелчок, щелк, щелчок был самым ужасным звуком, который я когда-либо слышал. Это был звук ключа открывающейся камеры нашей тюремной комнаты. Каждую ночь тюремный охранник открывал камеру. Я стоял неподвижно, делая вид, что ничего не заметил, надеясь, что это не мне придется следовать за охранником, надеясь, что это будет не он.
–
Юн Ми Хва, бежавшая из Северной Кореи в 2018 г., Отчет Хьюман Райтс Вотч
Отчаянные условия в тюрьмах также могут привести к сексуальной эксплуатации, когда заключенные предлагают охранникам сексуальные услуги в обмен на большее или меньшее количество продуктового пайка. тяжелые трудовые поручения. Женщин, забеременевших во время содержания под стражей, часто уводят, и другие заключенные предполагают, что их казнят. Публичные казни
В Северной Корее было обнаружено 318 мест публичных казней.
Согласно отчету, опубликованному в 2019 году рабочей группой по правосудию переходного периода
, северокорейский режим публично казнит граждан, обвиняемых в различных преступлениях, включая мелкое воровство или распространение иностранных СМИ. Целые общины, даже маленькие дети, вынуждены смотреть на эти казни. Эти ужасные публичные мероприятия призваны посеять страх и отбить у людей охоту бросать вызов режиму. Режим собирает сотовые телефоны или камеры перед мероприятием, чтобы никто не смог задокументировать казнь.
Публичные казни в Северной Корее
Бедность Северной Кореи не из-за отсутствия условий для экономического развития. Страна обладает тем же потенциалом, который превратил Южную Корею из одной из беднейших стран мира в динамично развивающуюся экономику, которой она является сегодня.
Вместо этого бедность Северной Кореи является трагическим следствием абсолютного приоритета правящей элиты политического контроля, поддерживаемого посредством микроуправления обществом и экономикой, и безжалостного подавления альтернативных взглядов и подходов. Это душит потенциал северокорейского народа и северокорейскую экономику.
ВВП Северной Кореи по сравнению с Южной Кореей 1700 долларов США (оценка) по сравнению с 39 500 долларов США
Экспорт Северной Кореи по сравнению с Южной Кореей 1,74 миллиарда долларов США по сравнению с 596 миллиардами долларов США
«Когда я жил в Северной Корее, все, о чем я беспокоился, это еда. ». – Джозеф Ким, бежавший из Северной Кореи в 2006 г.
Годы бесхозяйственности привели к краху государственно-социалистической экономики в 1990-х годах. Система общественного распределения — система, на которую северокорейцы полагались в отношении продуктов питания на протяжении десятилетий — была уничтожена. Отдавая предпочтение элите и тем, кого считали лояльными, режим в первую очередь сократил поставки продовольствия менее политически привилегированным регионам и слоям общества. В результате голода с середины до конца 19 века погибло до миллиона человек.90-х годов при населении около 20 миллионов человек, что делает его одним из самых страшных голодовок 20-го века.
Несмотря на то, что с тех пор продовольственная безопасность улучшилась, многие простые жители Северной Кореи по-прежнему сталкиваются с постоянной нехваткой продовольствия, вызванной отказом режима открыть и либерализовать экономику, уязвимостью страны перед стихийными бедствиями, такими как наводнения, и невозможностью приобрести необходимые сельскохозяйственные товары. ресурсы или импорт продовольствия.
Миллионы недоедающих детей и младенцев, беременных женщин и кормящих матерей несут сегодня основную тяжесть дефицита. Это оставило целое поколение северокорейцев с задержкой роста и повышенной восприимчивостью к проблемам со здоровьем.
Северокорейский режим утверждает, что обеспечивает всеобщее здравоохранение для своего народа. На самом деле большая часть государственной системы здравоохранения рухнула в 1990-х годах, и продолжали функционировать только приоритетные больницы в таких районах, как Пхеньян. В других частях страны медицинские услуги доступны только тем, кто может себе это позволить. Обычные северокорейцы восприимчивы к легко предотвратимым или излечимым болезням, связанным с бедностью, таким как туберкулез и катаракта.
«У моей мамы было заболевание печени. Болезнь, о которой я узнал после отъезда из Северной Кореи, излечима, если ее лечить. Но в Северной Корее режим контролирует систему здравоохранения, и у нас не было ни денег, ни нужных политических связей, чтобы оказать ей необходимую помощь. Ближе к концу я держал ее за руку и умолял поправиться. Я пообещал ей, что если она проживет достаточно долго, я стану врачом и найду для нее лекарство. Она умерла в марте 2003 года, прямо перед моим 12-летием».
— Джесси Ким, сбежавшая из Северной Кореи в 2011 году
После голода сотни тысяч северокорейцев пересекли границу с Китаем в отчаянных поисках еды, лекарств и денег. Даже сейчас тысячи северокорейских беженцев бегут каждый год. В настоящее время в Китае находится неизвестное количество северокорейских беженцев, и более 33 000 северокорейских беженцев благополучно добрались до Южной Кореи.
Как упоминалось выше, северокорейский режим запрещает выезд из страны без разрешения. Если северокорейцев поймают при попытке побега или арестуют в Китае и отправят обратно, им грозят крайне суровые наказания, включая жестокие избиения, принудительный труд, принудительные аборты, пытки и даже интернирование в лагерь для политических заключенных. Те, кто подозревается в контакте с южнокорейцами или христианами во время пребывания в Китае, подвергаются самым суровым наказаниям.
Тот факт, что они вполне обоснованно опасаются преследований в случае возвращения, квалифицирует северокорейских перебежчиков как беженцев на месте. Но вопреки своим обязательствам по международному праву, китайское правительство отдает приоритет своим политическим отношениям с Пхеньяном и не признает их беженцами. Вместо этого они называют их «экономическими мигрантами», пытаясь оправдать насильственную репатриацию тысяч северокорейских беженцев каждый год.
С момента прихода к власти Ким Чен Ын сотрудничал с китайскими властями для усиления безопасности по обе стороны границы. Недавние перебежчики рассказывают нам об усилении физической безопасности границ, повышенном риске, связанном с подкупом пограничников, и ужесточении наказаний для людей, пытающихся бежать. В результате число беженцев, направляющихся в Южную Корею, продолжает уменьшаться.
Северокорейские беженцы в Китае часто оказываются в отчаянном положении. Они боятся суровых наказаний и даже смерти, если их поймают и отправят обратно в Северную Корею. Но у многих нет ресурсов или связей, чтобы выбраться из Китая. Их нелегальный статус в Китае и отсутствие какой-либо защиты вынуждают их работать в невидимых отраслях и делают их уязвимыми для различных форм эксплуатации, включая сексуальную эксплуатацию и трудовую эксплуатацию.
Вот почему так важны наши секретные маршруты спасения.
По оценкам, 60% северокорейских женщин-беженцев в Китае становятся жертвами секс-торговли.
Отсутствие в Китае женщин, выходящих замуж, особенно в сельских районах его северо-восточных провинций, создает спрос на северокорейских женщин, которым грозит принуждение к работе в публичных домах или онлайн-секс-чатах, или их покупают и продают в качестве жен. .
северокорейских женщин были проданы всего за несколько сотен долларов в Китае. Один из самых трагических аспектов этого заключается в том, что часто женщины могут даже знать, что с ними происходит, но все же считают это лучшим вариантом, чем отправка обратно в Северную Корею.
«В течение трех дней брокер возил меня по деревням на севере Китая, и толпы мужчин собирались, чтобы сделать на меня ставку. Брокер наконец нашел человека, который был готов заплатить за меня достаточно. Меня продали за 3000 долларов». – Джой Ким, спасена LiNK
Дети, рожденные от матерей-беженцев из Северной Кореи и отцов-китайцев, могут столкнуться с трудностями при получении документов о регистрации домохозяйства из-за нелегального статуса их матери. оставлять детей без гражданства, не признаваемых ни Китаем, ни Северной Кореей. Им может быть отказано в основных правах, таких как доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и другим государственным услугам. По оценкам, около 10 000 детей рождены матерями-беженками из Северной Кореи в Китае.
Политическая классификация и социальная структура в Северной Корее
Комментарий
свидетельствоКонгдан О
Конгдан О Бывший эксперт Brookings, азиатский специалист — Институт оборонного анализа
5 июня 2003 г.
Господин председатель, члены комиссии, коллеги и гости. Я рад появиться перед вами, чтобы обсудить социальную структуру Северной Кореи. Меня попросили сказать несколько слов конкретно о системе политической классификации северокорейского режима.
Моя краткая презентация состоит из двух частей: во-первых, о социальной структуре Северной Кореи в теории, а во-вторых, о социальной структуре в реальности.Ни одна диктатура не может предоставить своему народу социальное и политическое равенство, но северокорейский режим создал более сложную модель политического расслоения, дискриминации и преследований, чем большинство диктатур, отчасти благодаря тому факту, что нынешний правитель Ким У Чен Ира и его покойного отца Ким Ир Сена было более 50 лет, чтобы усовершенствовать свою политическую систему.
Нередко проводится различие между теми, кто (мы верим) с нами, и теми, кто против нас. Это основа системы политической классификации в Северной Корее. В данном случае «с нами» предполагается означать «с северокорейским народом в его борьбе за достижение социализма».
Следующее краткое описание системы политической классификации режима Кима, состоящей из трех частей, сжато из описания в книге «Северная Корея в Зазеркалье», которую я написал в соавторстве с Ральфом К. Хассигом. Аналогичное описание можно найти в ежегодных официальных документах по правам человека, публикуемых Корейским институтом национального объединения в Сеуле.
С 1950-х годов режим Кима подвергает своих людей серии политических допросов, чтобы выявить тех, кто считается верным или нелояльным режиму. После трехлетнего периода исследований, начавшегося в 1967 году, тогдашний президент Ким Ир Сен сообщил на пятом съезде Рабочей партии Кореи в 1970 году, что людей можно разделить на три политические группы: лояльный «основной класс», подозрительный «колеблющийся класс» и политически ненадежный «враждебный класс».
Лица далее классифицируются на 51 подкатегорию, например, принадлежащие к колеблющемуся классу, которые были землевладельцами до прихода к власти коммунистов, или те, кто проживал в южной части Кореи до 1945 года. Политическая история родителей, бабушек и дедушек , и такие дальние родственники, как троюродные братья и сестры, также являются определяющим фактором в процессе классификации. На последнем партийном съезде, состоявшемся в 1980 году, примерно 25% населения попало в основной класс, 50% — в колеблющийся класс, а остальные несчастные 25% отошли во враждебный класс.
Политическая лояльность человека может подвергаться повторной проверке каждый раз, когда он или она попадает в поле зрения властей, например, при рассмотрении вопроса о приеме на работу, жилье или разрешении на поездку. Политическая принадлежность человека не является достоянием общественности и не известна отдельному человеку, но она заносится в личное дело, которое сопровождает каждого северокорейца на протяжении всей жизни и, конечно же, становится частью досье детей и родственников этого человека. хорошо.
Только люди, классифицированные как политически лояльные, могут надеяться на получение ответственных постов в северокорейском обществе. Люди, отнесенные к колеблющемуся классу, вряд ли будут рассматриваться для членства в Корейской рабочей партии. Люди, попадающие во враждебный класс, подвергаются дискриминации с точки зрения занятости, питания, жилья, медицинского обслуживания и места жительства.
Эта система классификации, очевидно, является неэффективным средством определения того, насколько человек привержен социализму или насколько он лоялен режиму Кима. Многие энергичные и талантливые люди, которые на самом деле являются патриотами Северной Кореи, не могут в полной мере участвовать в жизни Северной Кореи, потому что их официальный послужной список запятнан исторической политической принадлежностью предков или родственников. Но для режима Кима люди в значительной степени являются расходным материалом, и, похоже, режим считает, что лучше быть в безопасности, чем сожалеть, когда речь идет об обеспечении безопасности режима.
Теперь, когда я вкратце изложил эту сложную политическую систему классификации, которая, я думаю, многое говорит нам о мировоззрении северокорейских лидеров и их идеалах утопического контролируемого северокорейского общества, позвольте мне предупредить, что внешний вид не соответствует действительности. .
Северокорейское общество полно коррупции. Политическая история северокорейца, история его или ее родителей, бабушек и дедушек и даже дальних родственников действительно влияет на жизненные шансы этого человека. Но еще важнее деньги.
Социалистическая экономика Северной Кореи не работает. Большинство людей живут в нищете. Миллионы постоянно голодают. Правительственные и партийные чиновники, в том числе члены нескольких полицейских и партийных организаций, которые собирают и используют эту политическую информацию, нарушают правила, чтобы сделать жизнь лучше для себя и своих семей.
Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что северокорейское общество живет за счет взяток. Это стало образом жизни: всеобщим налогом в стране, которая хвастается тем, что ее жители свободны от налогов. Все необходимое, о чем я упомянул выше, — работа, питание, медицинское обслуживание, жилье и место жительства — можно приобрести нелегально. Также продается защита от ареста или освобождения из тюрьмы.