Россия это азия: Цели и интересы России в Центральной Азии: настоящее и будущее | Средняя Азия | ИноСМИ

Содержание

Цели и интересы России в Центральной Азии: настоящее и будущее | Средняя Азия | ИноСМИ

Введение

Несмотря на то, что Россия остается главным игроком и самым могущественным государством в Центральной Азии, ее власть в качестве гаранта нынешней ситуации в этом регионе уже относительно ограничена из-за действий внешних сил. Вмешательство Запада в дела Средней Азии и Кавказа (посредством строительства нефтепровода в Турцию через Кавказ и Каспийское море и сотрудничества в области безопасности с региональными государствами) изменило стратегическую расстановку сил и имеет прямые последствия для России. В настоящей статье предпринята попытка оценить цели и интересы Российской Федерации в Центральной Азии и представить ее дальнейшие перспективы.

Политическая и экономическая ситуация в Средней Азии

С исторической точки зрения, Среднеазиатский регион тесно связан с событиями, которые происходили в России, Китае, Иране и полуострове Индостан, а Шелковый путь создал прочные условия для междурегиональных связей и торговли. Распад Советского Союза и появление вслед за этим независимых республик Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан и Казахстан заложили основу нового вида сотрудничества в политической, экономической и культурной областях. Соседние страны, такие как Иран, Россия, Турция, Индия, Пакистан и Китай, имеющие противоположные друг другу стратегические интересы в плане экономики и культуры, придают развитию новых связей со среднеазиатскими республиками ключевое значение.

Находясь в центральной части материка, эти страны испытывают большое число экономических проблем, таких как инфляция, рост безработицы, снижение производства, недостаток финансирования, а также нехватку водных ресурсов и неблагоприятные климатические условия. Они крайне заинтересованы в том, чтобы для решения стоящих перед ними экономических проблем и сокращения зависимости от России получить доступ к рынкам других стран, создать региональную транспортную инфраструктуру и наладить связи с внешним миром. В нынешних условиях страны Центральной Азии, намереваясь внести разнообразие в структуру собственной экономики, занимаются поиском новых деловых партнеров и поэтому настроены на активное экономическое сотрудничество в регионе.

Наличие колоссальных запасов нефти, газа, каменного угля, руды и других редких полезных ископаемых, а также значительные возможности хлопкового производства свидетельствует об огромном экономическом потенциале стран этого региона. За счет участия в различных саммитах и членства в ряде организаций, таких как Союз независимых государств, Организация экономического сотрудничества, Европейское экономическое сообщество и Центрально-азиатское экономическое сообщество, эти страны уже предприняли конкретные шаги в сторону новых форматов регионального сотрудничества.

Трудности, связанные с совместным использованием водных ресурсов и транспортной инфраструктуры, а также регулированием визового законодательства, пограничными столкновениями, межнациональными противоречиями и амбициями узбекского и казахского правительств, являются факторами, препятствующими региональному сотрудничеству в Центральной Азии.

Читайте также: Влияние Москвы в Азии

Основные направления внешней политики России

Существуют разные мнения относительно задач внешней стратегии России в сложившейся международной ситуации. Российские эксперты по-разному смотрят на то, что должна представлять из себя интеграция. Так, сторонники евроатлантизма выступают за сближение с Западом и присоединение к мировой экономике, в то время как приверженцы нового в России мировоззрения евразийства считают, что на первом месте должны стоять геополитические интересы. Тем не менее ключевая роль ближнего зарубежья ясна всем, и восстановление единства с ним стало одним из важнейших направлений внешней политики России. Рассмотрим подробнее эти внешнеполитические концепции.

1. Концепция евроатлантизма

Данный подход реализовывался бывшим министром иностранных дел России Андреем Козыревым и командой его советников. Его разделяли также некоторые члены российского кабинета министров, в частности Егор Гайдар. В целом, эта концепция и проводимая в ее рамках политика в течение шести лет находила поддержку Бориса Ельцина. Единственное, что встречало критику российского экс-президента в плане реализации данного подхода и проводимой Козыревом политики, касалось отношений с Ираном, Ираком, Японией и возможностью возвращения Курильских островов. В конечном счете, Козырев был вынужден отказаться от данной политики. Концепция евроатлантизма основывается на следующих позициях:

Во-первых, при формировании внешнеполитического курса ведущая роль отводится внутренним потребностям. С точки зрения сторонников данной концепции, внешняя и внутренняя политика не только связаны друг с другом, но внутренние потребности и экономические реформы в России должны воплощаться в жизнь при помощи формирования соответствующей внешнеполитической линии. Ввиду этого главной задачей российской дипломатии считалось выстраивание таких отношений, которые бы продемонстрировали страну как более надежного и демократического партнера, разделяющего либеральные взгляды на экономику.

Во-вторых, Россия как великая держава должна быть умеренной. Смысл этого заключается в том, что она не должна стремиться занять позицию сверхдержавы и иметь колониальные амбиции. Концепция евроатлантизма выступает за многополярный мир, критикуя моноцентристское мироустройство. Согласно теории сторонников евроатлантизма, по отношению к Советскому Союзу современная Россия должна быть государством-продолжателем, а не государством-преемником.

В-третьих, географически это умеренное цивилизованное государство-продолжатель находится одновременно и в Азии, и в Европе, поэтому, имея евразийскую специфику, оно является мостом, связывающим эти две части единого континента. Такая новая Россия может не только модернизироваться сама, но и сделать евроатлантической азиатскую часть Евразии. Таким образом неразвитые государства Центральной Азии при помощи России станут членами евроатлантической семьи. Государство-продолжатель, ставшее к тому же цивилизованным и умеренным, достигло большого могущества за счет развития центрально-азиатской части и самого себя в процессе конференций Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Также по теме: Синдром 1937 года в Азии

В-четвертых, гарантией обеспечения безопасности в концепции евроатлантизма является то, что Россия впервые за всю свою историю не имеет врагов. Важным моментом является и то, что приверженцы евроатлантизма и западные политики имеют схожее представление об угрозе со стороны радикальных исламистских группировок. Можно даже подумать, что Россия стоит в первых рядах борцов с исламским фундаментализмом.

2. Концепция евразийства

Данное мировоззрение появилось в конце XIX столетия в Российской Империи, а затем получило распространение в 20 — 30-х годах прошлого века в среде русской эмиграции. Новая дискуссия на тему евразийства началась благодаря Сергею Станкевичу, члену совета по внешней политике при Ельцине. Стратегическую задачу России он видел в том, чтобы сохранять реализм, благоразумие и органичность, и считал, что его страна должна начать многосторонний диалог о культуре, цивилизации и географическом пространстве, создавая таким образом баланс между крайними тенденциями в западных или восточных странах.

В рамках данного подхода подчеркивались поддержка русского населения, проживающего в странах ближнего зарубежья, и установление тесных отношений с традиционными партнерами России, такими как Мексика, Бразилия, Греция, Южно-Африканская республика, Индия и Китай. Следует, однако, отметить, что эта концепция противостоит ряду крайних идеологий, в частности, русской доктрине Монро. В основе концепции евразийства лежат следующие утверждения.

Во-первых, результативность реформ в значительной мере зависит от повторного усиления российского государства и возвращения территорий, утраченных после распада Советского Союза. Сторонники данной концепции не считают внешнюю политику продолжением внутренней, полагая, что обе они имеют большое значение и зависят друг от друга. Если в рамках евроатлантизма Россия трактуется как большая Швейцария, то с точки зрения новой евразийской школы, Россия — это великая, современная держава, не знающая себе равных.

Во-вторых, евразийство делает акцент не на постоянных друзьях, а на постоянных интересах государства. Вместо представления Козырева о цивилизованном Западе сторонники евразийства отстаивают идею о том, что Запад добивается собственных интересов. С этой позиции, отношения с западными странами должны быть лишены каких-то возвышенных иллюзий. Данная концепция предлагает более критичный подход к Соединенным Штатам и считает реализм основой внешней политики России. Подчеркивая необходимость частичного снижения военного потенциала и повышения экономической мощи на глобальном уровне, евразийство не уделяет внимание основному содержанию международных отношений.

В-третьих, апологеты этой концепции убеждены, что Россия должна стремиться играть роль крупной державы. На их взгляд, сравнение России с другими умеренными державами, такими как Франция и Великобритания, обусловлено пренебрежением геополитическими реалиями этого государства, находящегося в обеих частях Евразии. Напрямую, конечно, не говорится о враждебности по отношению к Западу, но это вовсе не означает наличия близких к нему идей.

Читайте также: Центральная Азия — мрачные перспективы в сфере безопасности?

В-четвертых, главными угрозами России в рамках этой концепции считаются опасные ситуации на границах государств-членов СНГ и активность исламских фундаменталистов. В связи с этим первостепенной задачей считается защита внутренних и внешних рубежей стран СНГ и создание на юге блок-линии дружественных государств.

3. Радикально-национальное евразийство

Эта концепция, постепенно укрепляющая позиции в России, характеризуется крайним антиамериканизмом и склонна интегрироваться с правыми движениями и партиями в Европе, в частности в Германии. Данная идеология противостоит крайнему исламизму и особенно ваххабизму. Радикально-национальное евразийство выступает за стратегическое партнерство с Китаем и Индией, но не придерживается принципа равенства в отношениях с более мелкими соседними странами.

Существующие концепции подчеркивают тот факт, что сейчас сфера ведущих интересов России гораздо уже, нежели в советский период. В прошлом область, находящаяся под прямым контролем Советского Союза как одной из мировых сверхдержав, находилась в непосредственном взаимодействии с геополитическими пространствами Соединенных Штатов и Китая, а уровень напряженности в отношениях СССР и США (и в меньшей мере КНР) определяла ведущие интересы Кремля.
Однако в нынешних условиях российские интересы весьма сузились, определяясь как минимум до 2010 года только бывшими границами Советского Союза и сопредельными регионами. В целом, с точки зрения безопасности, основное внимание уделялось политике в странах ближнего зарубежья.

Россия в Центральной Азии

Российская дипломатия отводит большое значение молодым центральноазиатским государствам как, впрочем, и другим бывшим советским республикам. Такой вывод можно сделать, основываясь на двух базовых документах, определяющих задачи внешней политики России. К ним относятся Концепция национальной безопасности и Концепция внешней политики Российской Федерации от 2000 года. Аналогичные выводы можно сделать из выступлений российского президента на собраниях Совета Федерации.

Россия считает Центральную Азию ключевым регионом собственных геополитических интересов. От стабильности в этой части света зависит национальная безопасность России. Новые и старые угрозы безопасности центрально-азиатским странам явным образом отражаются и на России, которая больше всех других государств озабочена их устранением. Например, руководство этой страны не может закрывать глаза на то, что из Афганистана идет нескончаемый поток наркотиков и определенные российские регионы, равно как и некоторые районы Центральной Азии, превращаются в оплот поддержки экстремистских религиозных группировок.

Как справедливо отметил Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне, сосредоточенность основных сил России в одном регионе составляет ее отличие от Соединенных штатов, Европейского союза и других внешних игроков, а превращение Евразии во влиятельную структуру глобальной политики выгодно только для российских лидеров, потому как другим она обеспечивает только поставку энергоресурсов и является одним из форпостов для борьбы с терроризмом.

Также по теме: Ключевая роль АТР для России

Помимо частных контактов отдельных граждан, Россия и республики Центральной Азии имеют много общих связей экономического, политического и военного характера и продолжают развивать свое сотрудничество. Россия заинтересована укреплять связи с этим регионом и сохранить за собой контроль над ключевыми каналами связи, стратегическими комплексами (такими как космодром Байконур в Казахстане), минеральными ресурсами и нефтегазопроводами, расположенными в Центральной Азии.

Для России крайне важно иметь стабильное стратегическое положение в центрально-азиатском регионе, потому что это облегчает ее доступ к Китаю, Индии и мусульманским странам Востока и одновременно с этим обеспечивает присутствие на территориях, которые традиционно были сферой ее жизненных интересов. В целом, российские интересы в Центральной Азии можно определить следующим образом: 1) обеспечение стабильности на основе договоров о сотрудничестве со всеми странами региона, 2) использование их геополитических возможностей с учетом решения практических вопросов, с которыми сталкивается Россия как мировая и региональная держава, 3) международное признание ключевой роли Российской Федерации в этом регионе.

В связи с этим перед Россией стоит ряд практических задач, а именно: эффективное использование существующих многосторонних механизмов взаимодействия, обеспечение безопасности южных рубежей, постоянное развитие военного сотрудничества, использование энергоресурсов и, в частности, природного газа Центральной Азии, оказание помощи предпринимательской деятельности российских компаний в энергетической сфере и поощрение региональных государств к большему импорту из России.

Смена власти в центральноазиатских республиках по образцу демократических революций, которые произошли в бывшей Югославии, Грузии, Украине и Киргизстане, для Россия неприемлима. Существует и другой аспект, заставляющий российское руководство занимать осторожную позицию по поводу цветных революций как сценария политического развития Центральной Азии.

Дело в том, что такие сценарии, подвергая опасности политическую стабильность, напрямую связаны с возможностью прихода к власти ультраисламистов. Одним словом, позиция России отличается от подхода Соединенных Штатов, которые возводят демократию в ранг глобального политического строя и считают свою роль в ее продвижении важным фактором, в долгосрочной перспективе укрепляющим стабильность в регионе.

В России существует иная точка зрения на политическое развитие государств Центральной Азии. В частности, выдвигается положение о том, что после либерализации перед ними встала другая задача — получение полного контроля над экономическими и политическими процессами региона при не допущении вмешательства со стороны внешних игроков (таких как Россия и Китай) и контролируемых ими организаций (в частности, Шанхайской организации сотрудничества).

Внешне американское правительство не придает значения соперничеству с Россией в центральноазиатских государствах и во всех других бывших советских республиках. Более того, оно подчеркивает свое желание сотрудничать с Москвой в рамках стратегического партнерства. Тем не менее, действительной целью предпринимаемых шагов является тихое, но решительное устранение России из традиционного региона ее интересов. Помимо целей, преследуемых Россией в Центральной Азии, у нее имеются там вполне законные геополитические интересы. Нынешняя политика этой страны более соответствует интересам Соединенных Штатов и Европейского союза, пока дело не касается непредсказуемых последствий распада Центральной Азии.

Читайте также: Красная звезда над центральной Азией

Россия критически подходит к интенсивной либерализации центральноазиатских обществ, вызванной политикой западных стран. Одновременно с этим она не против демократических процессов, не считая себя ответственной за сохранение авторитарных режимов в регионе.

В сфере создания партнерских отношений с некоторыми республиками Центральной Азии, важными со стратегической точки зрения и обладающими значительными природными ресурсами, для Соединенных Штатов и Европейского союза нет никаких преград. К тому же у России нет никакого неоимпералистического плана выстраивания отношений со странами региона, относительно недавно получившими независимость, а в своей внутренней политике она в основном руководствуется принципом реализма, который стоит выше идеологических убеждений.

Этой стране удалось сохранить в глазах среднеазиатских соседей имидж надежного и предсказуемого партнера, который не занимается провоцированием в регионе революционных мятежей. Россия не склонна никого наставлять и читать проповеди и в отличие от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и представителей Государственного департамента США не проводит политику двойных стандартов, не сталкиваясь с региональными государствами в том числе и по идеологическим вопросам. Россия также сильно отличается от США и ЕС в том плане, что отказывается от предоставления помощи только в трудных политических условиях и не сотрудничает с политическими оппонентами правящих режимов.

Для России как многонациональной и светской страны имеет большое значение сохранение в регионе давних исторических традиций, что объясняется ее присутствием там еще в царскую и советскую эпохи. В настоящее время первостепенной стратегической задачей для России является борьба с религиозным экстремизмом, который поддерживают негосударственные религиозные и политические круги в Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии и ряде других ближневосточных стран.

Лидеры центральноазиатских республик более склонны соглашаться со взглядом России на их либерализацию, нежели с перспективой, которую предлагают им американские политики. Региональные лидеры признают, что размещение на их военных базах войск США не поможет в долгосрочной перспективе устранить угрозы, исходящие со стороны Афганистана и местной оппозиции и даже дестабилизирует ситуацию в регионе.

С ростом исламского радикализма в два раза увеличилась контрабанда наркотиков. От подобного рода угроз государства Центральной Азии стремятся защититься при помощи участия в организациях по безопасности, действующих в рамках СНГ и при поддержке России. Борьба с религиозно-политическими радикальными движениями, базирующимися в Афганистане, и поддерживающими их негосударственными группировками Пакистана и арабских стран Персидского залива считается для России и центральноазиатских республик важной стратегической задачей.

Перспектива на будущее

После распада Советского Союза в Центральной Азии произошли большие перемены, поэтому стремление России вернуть себе положение господствующей страны, гаранта и даже координатора безопасности в регионе, которое она имела еще в начале 90-х годов прошлого века, столкнется с определенным сопротивлением. Тем не менее, ввиду своего географического положения, большой протяженности совместных границ и наличия различных вопросов совместной безопасности Россия продолжит оставаться органичным партнером центральноазиатских государств. Вместе с тем стоит признать, что ограниченность российских ресурсов не позволяет ей оказывать полноценную помощь для обеспечения устойчивого экономического развития в регионе. Не имея возможности увеличить свой торговый оборот в Центральной Азии и сталкиваясь с новыми альтернативами по экспорту из региона нефти и газа, Россия постепенно будет утрачивать там свое экономическое влияние.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Россия европейская или азиатская страна?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели и телезрители. В эфире программа «Клинч». Это принципиальный спор людей, имеющих свою позицию, свое мнение. Одни считают, что Россия – это Европа, другие, что Азия, третьи долго размышляют об извилистой российской истории, о нашествиях и говорят, что это что-то такое посередине, такие получились гены. Но если, исходя из этого, страну назовешь Азиопой, то все обижаются. И даже не из-за рифмы, а из-за миссии. Считается, что Россия столь уникальна, что может быть законодателем политической моды и для Запада, и для Востока, и там, и там играть свою уникальную роль. Но пока что, несмотря на элитность, мы отстаем и от европейских стандартов гуманизма, и от азиатских экономических чудес. И это непростая проблема. Потому что десятилетиями длится дискуссия, каким путем идти – либерально-западным или авторитарно-восточным. Эта дискуссия идет и сейчас. Так что же за страна Россия, европейская или азиатская. Сегодня в студии два известных политолога, которые будут, как я надеюсь, спорить на эту тему. Я их с удовольствием вам представляю. Это Дмитрий Орешкин. Здравствуйте, Дмитрий.
Материалы по теме

Россия — это…

…азиатская страна

…европейская страна

я затрудняюсь ответить

Д. ОРЕШКИН: Добрый день.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: И Александр Ципко.

А. ЦИПКО: Добрый день.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я напомню, что у нас в передаче два голосования. Но я это всегда говорю с оглядкой на технику. Надеюсь, что это все будет работать. Мы вам задаем простой вопрос. Итак, Россия – европейская страна или азиатская. Если вы считаете, что она европейская страна, то наберите 980-59-48. Если вы считаете, что она азиатская, то наберите 980-59-49. Напомню наш вопрос. Он прост, принципиален, и третьего не надо, вот этого посередине, вы знаете, у нас на «Эхо Москвы» нет. Если вы считаете, Россия – европейская страна (тогда наберите 980-59-48), если вы считаете, что она азиатская, то 980-59-49. Пока идет голосование, уважаемые коллеги, оно идет две минуты, нет смысла прерывать его началом вашего разговора, я хочу вам прочитать вам, вот что пишет наша аудитория. Анатолий, инженер из Петербурга: «Господа, Россия одновременно европейская и азиатская страна. В каждом русском течет татаро-монгольская кровь, так как татаро-монголы в течение 300 лет выбирали самых красивых наложниц, – прямо как фильм.

– И это хорошо. Такая страна непобедима. Напрасно США окружают Россию базами, они сами идут к своей гибели. История показывает, что все агрессоры, нападавшие на Россию, погибали». Сергей Андреев, мелкий предприниматель из Феррары, Италия: «На мой взгляд, Россия – страна по формации и интенции европейская, но по историческим и социально-этническим обстоятельствам пытающаяся реализовать свой потенциал на Востоке. Отсюда – постоянные попытки «европеизации», заканчивающиеся типично азиатскими социальными режимами (очень живучими в переломные исторические эпохи – любимые многими мобилизационные механизмы населения). До сих пор, по-моему, после разрыва «общинного сознания» и окончательного разрушения крестьянского, не сложился иной тип человека, поэтому у любого посткоммунистического режима, как либерального, так и почвенно-реакционного, нет устойчивой базы. Хотелось бы узнать ваше мнение». Узнаете, потому что голосование подошло к концу. Я хочу объявить вам результаты. Я спросил, Россия – это преимущественно европейская страна или азиатская.
И вот, уважаемый Дмитрий и Александр, что получилось. 45,6% проголосовали, что Россия – европейская страна, а 54,4% проголосовали, что азиатская. Я подготовил почву для вашего разговора. Я, кстати, не знаю ваши позиции, я намеренно этим не интересовался. Сейчас начнем наш разговор. Я бы вас очень просил, чтобы мне минимально в него вмешиваться, для этого ведите активную дискуссию. А уважаемые наши радиослушатели и телезрители, сообщайте ваши мнения по поводу того, что говорят наши гости, и ваши комментарии на наш эфирный смс-пейджер: +7-985-970-4545. Давайте начнем с Дмитрия Орешкина.

Материалы по теме

Чья точка зрения в рамках программы «Клинч» вам ближе?

Дмитрия Орешкина

Александра Ципко

я затрудняюсь ответить

Д. ОРЕШКИН: Понятно, что голосование всегда оценочное, но не понятно, что люди вкладывают в слова азиатская, европейская, да и, собственно, эта проблема далеко не исследованная.

Я бы добавил две вещи. Во-первых, чисто эмпирический подход, назовем его научно. А во-вторых, эволюционная составляющая. Т.е. на самом деле географы давно уже говорят не в терминах пространства, а в терминах пространства-времени, вот куда идет процесс, кем мы больше становимся. Это одна сторона. А вот эмпирическая составляющая. Оказывается, что само это понятие Европы и Азии ползучее. Если взять сугубо научный, картографический подход, то до Ивана IV голландские картографы рисовали границу между Европой и Азией где-то в районе современной Польши, а дальше к востоку у них начинался Тартар, неизвестное такое пространство, со столицей Москов. После того, как Ивана IV Грозный присоединил Казань, Астрахань, граница естественным образом отползла на Волгу. То, что к западу от Волги – это Европа, а то, что к Востоку – это Азия. Потом настала очередь Петра, и Татищев провел границу, которую мы привыкли видеть, это Урал, Уральский хребет. То, что слева – Европа, то, что справа – Азия. Но процесс-то не остановился, потому что еще во времена Екатерины II война в Крыму воспринималась как война в Азии.
А потом Крым стал Европой автоматически. Более того, на моей уже памяти еще в школьных учебниках говорили, что граница между Европой и Азией в европейской части страны проходит по Кумо-Манычской впадине. Это, грубо говоря, от Ростова почти к Махачкале вдоль понижения кавказского. Т.е. Ставрополь, например, был в Азии, Владикавказ был в Азии. А вот уже на нашей с вами жизни, после Великой Отечественной войны стали проводить по Главному Кавказскому хребту. Более того, оказывается, теперь уже Казахстан – европейская страна, потому что раньше от Урала на юг границу вели по реке Яик, потом стали называть Урал, после пугачевского бунта, а теперь проводят по реке Эмба. И вот тот кусочек, который между Уралом и Эмбой, стал Европой, а этот кусочек в значительной степени принадлежит Казахстану. Т.е. Казахстан уже формально вошел в пространство европейское, с чисто картографической точки зрения. А давеча я просмотрел школьный учебник последний. И там написано, что граница между Европой и Азией проходит не по Уральскому хребту, а по восточному склону Уральского хребта, т.
е. Екатеринбург потихоньку отполз в Европу, с чем я екатеринбуржцев и поздравляю. И процесс-то продолжается. Потому что если скажешь грузинам, что они живут в Азии, они до смерти обидятся, равно как и армяне. Т.е. процесс движется очень даже быстро, мы просто его не замечаем. Т.е. в чисто географическом смысле европейское пространство расширяется, азиатское пространство отступает. И теперь вернемся уже к практике языковой. Трудно назвать Новосибирск азиатским городом, или Красноярск. Сибирским – да, но не азиатским, язык так не поворачивается. Т.е. вроде как это и Азия географически, но культурологически мы воспринимаем как Сибирь, часть России, вроде как не совсем азиатское пространство. С другой стороны, тот же язык нам с вами говорит, вне зависимости от того, хотим мы того или нет, что Европа в нашем представлении – это что-то другое все-таки. Есть такие обороты стандартные – галопом по Европам. Т.е. Европа – это что-то не наше, экзотическое для нас. Или – пустите Дуньку в Европу. Т.
е. опять же это не наша страна, где Дунька живет, а все-таки что-то другое. Это такое амбивалентное – извините за выражение – отношение к Европе и к Азии, оно присутствует, и оно ползет. Оно ползет, ползет, и ползет оно в сторону европеизации. Коль скоро Россия вступает в какую-либо ОБСЕ или еще что-либо, связанное с Европой, это значит, и Владивосток туда вступает, никуда не денешься, потому что Владивосток – это часть Европы.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Будем чередовать.

А. ЦИПКО: Вы дали географическое понимание содержания понятий Европа и Азия. Философски это очень просто. Европа, не Европа определяется по доминирующему культурному коду. Принято считать, что европейская цивилизация – доминирующий код христианский, более точно – иудее-христианский код. Вся система понятий, которая связана с осмыслением жизни, мотивацией, ценностями внутренней, духовной жизни, в России после принятия христианства была в этом смысле европейской. Понятие греха, искупления, само понимание личности, стоящей, выбирающей свою судьбу, быть в раю, не в раю, это типично христианские все парадигмы.

И вся наша великая культура, та часть, которая вошла в мировую культуру, Достоевский, отчасти Толстой, это проблема страдания, личности, судьбы, ответственности, это сугубо европейское. Не буду рассказывать банальных вещей. Мне кажется, в некотором отношении с точки зрения миросозерцания у русских, в русской культуре есть даже более четко выраженные… Если считать, что в христианской культуре впервые появляется понятие, вот это ощущение времени, идущего из прошлого в настоящее и будущее, вот это ожидание будущего, по-моему, у русских как раз очень экзальтированно это восприятие чуда, искупление. Кстати, это древнебиблейское восприятие. Поэтому мне кажется, по всем этим культурным параметрам вся русская культура, по крайней мере, и русское самосознание, строго говоря, является христианским (неразборчиво) с европейским. Но есть серьезная проблема. И это говорил у нас ведущий. У нас есть дикое противоречие между нашими политическими системами, которые доминировали на протяжении всей нашей истории, вот эта моносубъектность, моноцентризм, всевластие, это связано и с православием, но все-таки у православия была идея теократии, такого взаимодействия власти и религии, а у нас все-таки, по крайней мере от Ивана Грозного, идет жесткое подчинение религии власти.
И это, строго говоря, такого типа политические система, политические практики принято называть восточно-деспотическими. Хотя, обратите внимание, даже в Западной Европе иногда вырываются эти традиции деспотизма. Гитлер, гитлеризм – это что-то болезненное, но это глубинное, это тоже европейская линия.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Так как бы вы ответили? Просто я хочу обозначить позиции (у меня же своя работа). Это все-таки ближе к Европе или ближе к Азии?

А. ЦИПКО: Конечно, по культурному коду, по мировоззрению, по культурным оценкам это Европа. Только один пример. Мне пришлось читать книгу, там русские – дословно – книжники о смуте, Иване Грозном. Они пишут как европейцы, это начало 17-го века. Они обвиняют русский народ в долготерпении, в безумном молчании. А Ивана Грозного они обвиняют во всевластии. Это книжники, это 17-й век. Т.е. система оценки у них сугубо с точки зрения европейского самосознания – достоинство и свобода личности. Самое смешное – все наши знаменитые русофилы, возьмите Хомякова, где он доказывает об особенности русской особой православной цивилизации, кои доказательства, что у русского православного человека отношение к богу более свободной, чем у католика. Но ценность какая? Свобода. Поэтому я думаю, что по культурному коду, по системе ценностей мы, конечно, часть европейской цивилизации.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Вы сейчас то ли специально… даже не знаю, как сказать. Вы передачу заводите в тупик, прекрасно зная, что передача не об этом. Дмитрий Орешкин начал с географии и объяснил нам, что даже Владивосток – это Европа. Давайте я Дмитрию Орешкину сейчас прочитаю сообщение, которое из Риги прислал программист Игорь, все-таки я думаю, что мы перейдем к истинному смыслу того, Азия мы или Европа. Он пишет следующее: «Вот Япония – это европейская страна или азиатская? Географически – ясно, что азиатская, а живут там давно как европейцы, или, другими словами, как люди. Дело не в географии, а в мозгах. Все хотят жить хорошо, но Запад, в отличие от остальных, на своем примере показывает, как это сделать. Так что, сопротивляться «из гордости» и врать самим себе, что мы другие? Есть страны, где живут хорошо (а это демократические страны Европы, США, Япония, Израиль, Австралия, даже Турция), а есть там, где плохо, – и вот, что он пишет в конце. – Мне кажется, что цивилизация – это как раз там, где хорошо, а вот где плохо – это не какая-то другая (особенная!) цивилизация, а полное ее отсутствие. Так что вопрос, куда двигаться России, по-моему, вообще не должен стоять. Ясно, что в Европу – больше некуда». Я хочу сказать, что это мнение Игоря, конкретного человека. А, может быть, нам нужно двигаться… помните, говорили, китайская модель. Т.е. я предложил бы, убедившись и подтвердив, что, действительно, Владивосток – это тоже Европа в каком-то смысле, конечно, перейти к главному обсуждению, все-таки что у нас в головах. Или, например, почему какая-то европейская либеральная модель, как принято говорить… у нас либералы в народе превращаются в либерастов. Почему, например, все начинают с демократии, правление, а переходят в некие элементы авторитарного режима. Давайте об этом поговорим, по сути чему и посвящена эта передача. Что в головах и куда мы стремимся, говоря бесконечно о нашей особенности. Вот об этом, пожалуйста. Об этом передача.

Д. ОРЕШКИН: Я уже сказал, что историческая динамика такая, что европейское пространство расширяется, никуда не денешься, и культурное влияние Европы тоже увеличивается. При этом я бы Игорю на многие его здравые суждения добавил вот чего. Вовсе не только в Европе живут хорошо. Кстати говоря, очень интересно, что в советское время, когда использовали термин Запад, как наш противник, туда автоматически включали и Японию, забыв, что она на востоке. Все развитые страны – значит, Япония тоже Запад, так было. А на самом деле смотрите. В Азии живет Индия, совершенно особая культура, Япония, Китай, Тайвань. И в Тайване или в Сингапуре живут люди во многих отношениях лучше, чем во многих европейских странах. Так что понятие азиатчины, извините за такой термин, в русском языке, русской ментальности отличается от общемирового. Я попробую объяснить почему и вывод сделать. Дело в том, что мы взаимодействовали исторически с определенным куском Азии. Мы не взаимодействовали с Сингапуром. Мы взаимодействовали с кочевой Азией. И вот здесь как раз очень важный момент. В какой степени мы оседлые как культурный код, и в какой степени мы кочевые. И у нас, как мне кажется, в историческом пути были прорывы европеизации и оседания на землю, и всплывания такой золотоордынской кочевой идеологии. Причем, как правило, кочевая идеология, она связана как раз очень глубинными корнями с той мощью государственной, которую мы привыкли в голове держать. Смотрите, у кочевых народов в принципе нет понятия частной собственности на землю. Вот род владеет этим урочищем, и там пасутся стада рода, а каждый конкретный человек землей не владеет. Богатый кочевник имеет 300 овец, бедный – 3 овцы, а вся земля в целом – это общая собственность. Если род сильный, он себе приращивает пространство, начинает пасти на более обширных территориях большие стада. Если род слабый, он теряет свои земли. Вот при этом частной собственности нет, зато очень сильна мощь хана или вождя. Он все собирает в единую руку и ведет свой народ воевать. Более того, идея, что вся орда – это воины, и все люди – это воины, милитаризованная такая идея, это тоже, в сущности, кочевническая. И есть эти золотоордынские элементы, я не скажу, что глубоко проникли, но они есть, и они всплывают, например, в сталинскую эпоху. Если еще при государе Николае Александровиче и его предшественниках шло интенсивное оседание на землю, развитие частной собственности, и Россия стремительно развивалась, она первое место по темпам развития занимала в начале 20 века, то потом осознанно или неосознанно мы вернулись в значительной степени к золотоордынским ценностям. Единый вождь (термин-то какой – вождь), народ находится в состоянии похода, доблестный человек, мужчина – это прежде всего офицер, у которого нет ни семьи, ни детей, который должен в любой момент вскочить на коня и по воле хана скакать на какие-то там государственные службы. Нет частной собственности. Более того, символически даже мы так говорим – народ и армия едины. По существу это золотоордынский принцип, такой вот кочевой. Мы об этом не думаем. Или, например, вспомните эту картинку степи, размеченной скифскими бабами. Это символическое освоение пространство, где каждый род размечает свое пространство своими геральдическими знаками. Вот в моем представлении статуи Ленина, которые стояли в каждом советском городе, это то же самое символическое освоение общего идеологического пространства.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: (СМЕЕТСЯ)

Д. ОРЕШКИН: И мы до сих пор на самом деле этим поражены внутри себя, даже этого не замечая.

А. ЦИПКО: Можно я перебью?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Сейчас пауза будет. Давайте до 30 минут.

Д. ОРЕШКИН: У меня одна фраза осталась. Мы считаем, что держава тем богаче, чем об

Россия – это больше Европа или Азия?

Речь в этом материале пойдет не только о географии. Хотя находящаяся в России граница Европы и Азии играет немаловажную роль в формировании русской культуры и менталитета россиянина, о которых я и хочу порассуждать.

Читайте также: Как поведение русских туристов формирует отношение европейцев к России

Где граница в России между Европой и Азией?

Есть две обширных теории происхождения и развития России. Первая утверждает, что современная Россия берет свои истоки в Киевской Руси и является славянской страной. Вторая связывает возникновение России с Золотой Ордой, пришедшей с азиатской стороны.

Проверить ту или иную теорию не представляется возможным. По крайней мере до тех пор, пока не изобрели машину времени. Сторонники есть у обеих теорий: одни вспоминают, как Петр І рубил «окно в Европу», другие – что российская государственность почти в точности повторяет монгольское ханство.

Я же хочу пристально взглянуть на современную Россию. В ней есть как европейские наклонности, так и азиатские черты. В России граница Европы и Азии проходит по Уралу, но азиатские народы населяют и европейскую часть страны. Я имею в виду, в первую очередь, Северный Кавказ, который только формально можно считать Европой. Его населяют мусульмане, менталитет которых вообще никак не пересекается с Европой. То же самое можно сказать о населении республики Татарстан, которая также располагается западнее Уральских гор.

Напоминаю, границу Европы и Азии в России принято проводить по восточной подошве Уральских гор. Есть и альтернативный способ – по водоразделу Уральского хребта, но так или иначе эта граница проходит по Уралу. Азиатские народы населяют и множество городов азиатской части России – Омск, Красноярск, Новосибирск. Но это не всегда была естественная миграция.

Почему Россия – это не Европа?

Неразбериху в естественный процесс заселения внес СССР. Тогда много народов подверглось депортации и принудительному переселению. Крымские татары – лишь самый известный пример. Из отдельных районов были депортированы также калмыки, балкарцы, чеченцы, армяне и азербайджанцы, корейцы, поляки и немцы. Да и русские тоже пострадали – в 1950 году из Псковской области депортировали полторы тысячи русских в Красноярский край.

Переходя к менталитету, также важно помнить о советском периоде в истории России. В этот период были созданы целые институты для воспитания «правильного советского человека» – обязательное школьное образование, комсомол. Многие культурные особенности народов были стерты и начали возрождаться только в конце ХХ века. Тем не менее, до сих пор в России с трудом приживаются европейские ценности: свобода выбора, ответственность за свою жизнь, толерантность. Нет, определенный процент населения положительно смотрит на эти вещи и поддерживает курс на сближение с Европой. Но процент поддержки власти говорит о том, что порядка 70-80% населения страны имеют больше азиатский менталитет. Им нужна сильная власть, которая будет вести жесткую политику, поддерживать традиционные ценности и бороться с внешним врагом (его образ активно культивируется). Тесное взаимодействие власти с РПЦ также делают Россию больше азиатской страной. В Европе давно нет религиозных государств, где власть поддерживает ту или иную церковь (Ватикан – исключение, по сути это и есть церковь, его сложно назвать государством).

Читайте также: Противостояние США и России усугубляется: новые санкции коснутся всех россиян

Почему-то многие россияне плохо реагируют, когда их называют азиатами. Это странно, потому что Азия – всего лишь часть суши. Она ничем не хуже и не лучше Европы. Она просто другая. И отвечая на вопрос Россия – это Европа или Азия, я не пытаюсь принизить россиян. Это лишь попытка разобраться в сложном русском менталитете, идентифицировать принадлежность. Азия дала миру очень много, особенно в области духовности и культуры. В пример можно привести разное: буддизм, конфуцианство, Омара Хайяма, Сунь-цзы, Ганди, суши, Sony… Это лишь первое, что я вспомнил.

В последние 5 лет отношения России и Европы испортились. Бесконечные санкции, сложности с торговлей, судебные разбирательства. Может быть, это подходящее время развернуться в сторону Азии? Страна лежит между этими частями Земли и имеет возможность сама выбирать себе направление развития. Мой ответ на вопрос Россия – это Европа или Азия: будет лучше для всех, если Россия признает себя Азией.

15 крупнейших городов Азиатской части России на 2020 год

В том то и дело, что западный мир признаёт принадлежность большей части Кавказа к Европе, причём граница о водоразделу Кавказа у них используется с конца 18-ого века, во всех англо, немецкоговорящи х, и франкоязычных странах. И я думаю, мнение европейцев, американцев, австралийцев, и канадцев о том, что Европа что нет, не менее важно чем наше.
Количество жителей в определённой части территории той или иной страны, согласно хотя бы Копенгагенским критериям, не является важным. Как мы уже сказали, в отличии от стран Кавказа, России, и даже Турции, Казахстан государство азиатское, так как там проживает азиатское (во всех значениях) население. Поэтому Армения, Азербайджан, и Грузия являются полноправными членами Совета Европы (второй по значимости организации Европы, после ЕС), а Казахстан нет.
-«Просто грузинам, азербайджанцам и армянам хочется чувствовать себя европейцами, а не азиатами». В том том и дело, что грузины и армяне издревле идентифицировал и себя с европейской (а точнее, с греко-римской) цивилизацией. Грузины и армяне являются древнейшими представителями христианской цивилизации, имели связи с Византией, Грецией и Римом раньше всех славян, имеют культуру виноделия и полифонии (многоголосия), относительное равенство между мужчинами и женщинами (в рамках пост-советского пространства), а также толерантное отношение к этническим меньшинствам и веротерпимость. Тоже самое и с азербайджанцами : страна в которой они проживают является наследницей Кавказской Албании, и азербайджанцы, ровно как и турки после Ататюрка, и русские после Петра Первого. Вы можете сказать про ислам, но сегодня это уже не важно: Албания, Босния и Герцеговина, Македония, и «Косово» также являются преимущественно мусульманскими государствами (нужно также учесть, что Турция с Азербайджаном конституционно — светские государства).
Как и упоминалось в БСЭ, даже после использования в советских школах границы по Кумо-Манычской впадине, во всех политических картах, а также переписях, весь Кавказ целиком относили к европейской части страны, до государственной границы с азиатской частью Турции и Ираном. Почему? Потому что многие советские учёные (включая Прокаева и Мурзаева) признавали «классическую» и обоснованную формулу границы — Кавказ — Каспий — река Урал — хребет Урал. Так как конвенция по делению восточной границы Европы по горам Урала актуальна, то логично, что южную нужно делить по горам Кавказа (так как данный вариант не расширяет Азию вплоть до Крымского и причерноморья, и проходит ровно по государственной границе России с Азербайджаном и Грузией, оставляя весь юг России, за исключением Сочи — в Европе).
Граница по Кумо-Манычской впадине противоречит и этнографическим принципам, так как коренное население Северного Кавказа, а также Краснодара, Ставрополя, Кубани, и Ростова — исключительно европеоидной (белой) расы, кавказцы в свою очередь представляют южную разновидность белой расы (как греки, испанцы, итальянцы, португальцы, южные французы, румыны, молдаване, и прочие), и коренные народы Кавказа всегда был автохтонными.
Тогда возникает логичный вопрос: если кавказцы не европейцы, то на каких основаниях к европейской части отнесли Калмыкию? Это единственный регион в Европе, где традиционно исповедуется буддизм, а также проживает азиатское во всех смыслах (монголоидное) население, из пришлых народов.
С татарами и башкирами спорно, так как они имеют смешанное происхождение, и не такие явно выраженные азиатские признаки, как те же калмыки.
Помимо того, что Кумо-Манычская впадина необоснованно оставляет в Азии весь Северный Кавказ, Ставропольский край, Краснодар, Кубань, и часть Ростова, она ещё и оставляла в Азии до 2014-ого года часть Украины (остров Тузла), что также противоречит многим принципам.
Даже если бы Кумо-Манычская впадина была бы более-менее плотным объектом, она бы всё равно не смогла выполнять роль границы, как те же Босфор и Дарданелла, или Суэцкий канал, так как она состоит сразу из нескольких русл, и не до конца понятно, по какой из них именно провести границу.
Во вторых: данная граница противоречит многим физико-географи ческим традициям в принципе: Кумо-Манычская впадина абсолютно ничего не разделяет — её протяжённость составляет максимум 200 метров, и перейти её с помощью подручных средств не составит труда. Климатические и геологические условия, народонаселение , растительный и животный мир — всё идентичное, и реки Кума и Маныч отнюдь ничего не делят, а ровно лежат на той же территории, что и Предкавказье.
Большой Кавказский хребет является значительно весомой и выраженной границей, поскольку Кавказские горы являются не только относительно молодыми (что даёт им ещё долгую перспективу на будущее в качестве границы), но и имеет водораздельную линию, что также удобно использовать геологам и картографам, для выделения границ на карте.
Ещё одним определяющим фактором легитимности этой границы является то, что уже южнее Кавказского хребта видны существенные геологические отличия, включая климатические и природные. Это огромный горный массив, состоящий из высочайших европейских (по мнению самих европейцев) горных массивов-пятиты сячников, который невозможно просто так перейти, и переплыть её за несколько минут по лодке, как в случае с Кумо-Манычской впадиной.
Я не прошу вас убирать вариант по Кумо-Манычской впадине, я лишь прошу уточнить и дополнить этот вопрос, дабы статья не казалась ОРРИС-ной, и будто бы намеренно игнорировала перечисленные мною страны и регионы.

список стран, история, особенности культуры

Содержание статьи

Средняя Азия – географический регион, к которому принято относить ряд бывших стран-участниц Советского Союза. Он простирается от Каспийского моря на западе, до Китая – на востоке, на севере граничит с РФ

Численность местного населения составляет около 72 млн. человек. Карта Средней Азии во многих источниках также включает Афганистан, что обусловлено близостью страны к региону. Большинство местных государств входят в состав СНГ.

История среднеазиатского региона

Развитие региона напрямую связано с местными кочевыми народами и Шелковым путем. Так назывался перекресток торговых маршрутов между восточной Азией, Ближним Востоком и Европой. Из-за такого географического положения регион стал зоной прямого конфликта между трайбализмом и модернизацией.

В ранние времена территория принадлежала преимущественно исламским государствам. С середины 19 века большая часть территории попала под власть Российской Империи. С ее распадом местные народы попытались самоорганизоваться и восстановить свою государственность, однако они пали под ударом социалистических республик и были насильно включены в состав СССР.

Страны Средней Азии: список, расположение на карте, площадь, численность населения

Совокупная площадь Центральной Азии составляет 4,64 млн. квадратных километров. К региону относятся такие государства:

  • Афганистан. Расположена в южной части региона, площадь составляет 652,864 км², население – 31 млн. человек. Особенность – многонациональность, местные жители относятся к семи различным народностям.
  • Казахстан. Крупнейшее государство в Центральной Азии. (2 724 902 км²). Здесь проживает около 17 млн. человек. Этнический состав – казахи, русские, узбеки, украинцы и уйгуры. Местность богата плодородными землями, пустынями и горными пейзажами. На севере находится российская граница.
  • Кыргызстан. Находится на среднем востоке СА, занимает территорию в 199 951 км². В Киргизии живет около 6 млн. человек. Относится к числу развивающихся государств.
  • Таджикистан. Расположен в юго-восточной части региона. Населен преимущественно азиатами, хотя здесь также есть крупная российская диаспора. Площадь – 142 тыс. км², население– свыше 8 млн. человек.
  • Туркменистан. Находится на юго-западе Средней Азии, занимая территорию в 491 200 км², население в 5 млн. человек преимущественно состоит из туркменов, узбек, армян, татар и россиян.
  • Узбекистан. Находится в центре региона. Площадь – 447 400 км². Считается густонаселенной страной с демографическим кризисом: на относительно небольшой территории проживает свыше 30 млн. человек, в основном узбекской, таджикской, татарской и российской национальности.

На территории всех местных государств присутствует множество памятников архитектуры. Богатое культурное наследие способствует развитию туризма и торговли, а сам регион избегает серьезных политических потрясений и потому перестал быть полем столкновения интересов в геополитике.

Природа, климат, народности Средней Азии

Карта средней Азии изобилует различными климатическими условиями. В основном здесь благоприятный климат, но в некоторых среднеазиатских государствах присутствуют пустыни. Равнинный пояс отличается мягкой субтропической зимой и жарким летом. Высокогорье Тянь-Шаня и Памиро-Алая отличается более холодным климатом и суровыми зимами.

В регионе протекает более 12 тыс. рек, но лишь некоторые из них пересекают пустынные территории. К их числу относятся Амударья и Сырдарья, впадающие в Аральское море. Средняя температура по региону – 37-44 градусов Цельсия. В пиковые моменты воздух в пустыне разогревается до +54 градусов.

Население центральной Азии преимущественно состоит из коренных национальностей местных стран. Присутствует значительная российская и украинская диаспоры. Также здесь проживают уйгуры, армяне и представители ряда других народов. Большинство местных жителей хорошо владеют российским языком.

Архитектура и религия в СА

Регион стал одним из очагов зарождения азиатской культуры. В большинстве городов и поселений исповедуют ислам ханафитского мазхаба суннитского направления. В некоторой степени здесь распространен шиизм (в основном среди иранцев и таджиков). Осевшие христиане в большинстве исповедуют православие и другие схожие религии.

Многие местные памятники архитектуры входят в перечень объектов мирового наследия Юнеско. Для строительства древние жители старейших городов, таких как Бухара или Самарканд, использовали жженый кирпич, обожженную глину, древесину, белого камня и сырца. Некоторые архитектурные памятники и остатки старинных оросительных каналов лежат в руинах, однако они по-прежнему считаются одними из главнейших местных достопримечательностей.

Экономическое развитие стран Средней Азии

Страны Средней Азии занимают лишь 0,3% от всей мировой экономики, тогда как, согласно статистике, местное население составляет 1% от всемирного. Тем не менее, территория представляет определенный интерес:

  • местные нации являются носителями уникальных культур, происходящих из древности;
  • располагаясь в центральной части Евразии, регион способствует стабильности на всем континенте;
  • география Средней Азии и богатая история региона создают отличные условия для туризма, а города на берегу Каспийского моря считаются престижными курортами, на которых возможен отдых в любое время года;
  • обилие природных ресурсов

Тем не менее, низкий уровень жизни и экономическая отсталость свойственны большинству стран средней Азии, для которых природные ресурсы – это основной источник денежных средств.

Столичные города стран СА и их развитие

Столица президентской республики Казахстан (прежде – Астана и Акмола) Нур-Султан – один из крупнейших городов Средней Азии. Основан в 1862 году, в 1997 г. приобрел столичный статус. Население превышает миллион. Город является культурным и индустриальным центром. Здесь открыты престижные университеты, торговые центры, развитая городская инфраструктура, что позволяет занять лидирующую позицию в списке крупнейших городов Центральной Азии.

Главным городом в Республике Узбекистан является Ташкент. Он входит в число старейших городов региона, многие сооружения здесь считаются национальными памятниками культуры. Отличается высокой плотностью заселения – от 2,6 до 3,2 млн. человек. Этническое разнообразие не способствует развитию межнациональных конфликтов.

Столица Туркмении – Ашхабад, крупный промышленный и историко-культурный центр. Реализация ряда индустриальных проектов позволила развить инфраструктуру и промышленность. Здесь проживает 12,7% от населения страны. По данным ООН, в 2020 году численность жителей составила 828 тыс. человек, однако туркменская власть не публикует официальные статистические данные.

Кабул – город с 2,4-миллионным населением (данные 2008 года), столица Афганистана. Считается одним из наиболее отсталых «мегаполисов» региона, несмотря на реализацию всесторонних программ поддержки, призванных улучшить уровень жизни и навести порядок в стране. В сравнении с ним, центральный город Таджикистана – Душанбе, является менее населенным и более развитым благодаря производящим арматуру для газопроводов заводам и другим промышленным объектам.

Крупнейшим городом на карте Киргизии является Бишкек. Здесь живет около миллиона людей, что позволяет на равных сравнивать киргизскую столицу с другими крупными мегаполисами региона.

Природные ресурсы в странах Средней Азии

Зарубежные поставки нефти, газа и полезных ископаемых существенно поддерживают экономику местных стран. Здесь также хорошо развита электроэнергетика, строятся объекты возобновляемой энергетики. Металлургия развита в Казахстане (особенно в центре) и Узбекистане. Развиты традиционные виды экономической деятельности – сельское хозяйство (скотоводство и земледелие), текстильная промышленность.

Страны Средней Азии с выходом к морю

К их числу относятся Казахстан и Туркменистан. Через порты ведется торговля по Каспийскому морю, порядок использования которого Россией, Ираном, Грузией, Азейбарджаном и среднеазиатскими государствами регламентирован рядом международных договоров и конвенций.

Уровень жизни людей в странах СА

Средняя Азия на карте мира рассматривается как один из отсталых регионов, они легко выдерживают сравнение с отсталыми республиками Азии и Южной Америки. На основании рейтинга уровня жизни ООН 2020 составлен такой список стран Средней Азии:

  1. Казахстан (58 место).
  2. Узбекистан (105 место).
  3. Туркменистан (108 место).
  4. Кыргызстан (122 место).
  5. Таджикистан (127 место).
  6. Афганистан (169 место).

Перечень отображает ситуацию, помогает понять, какие страны в Средней Азии лучше подходят для постоянного проживания. Так, в Казахстане жизнь достаточно комфортна по сравнению с соседними государствами. В то же время из-за постоянных вооруженных конфликтов между местными группировками Афганистан считается одним из худших мест для жизни.

Визовый и безвизовый режим в странах СА

Для жителей России в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане и Казахстане действует постоянный безвизовый режим. Если же гражданину России необходимо совершить продолжительное путешествие (свыше 60-90 дней в зависимости от страны), потребуется виза. Также визовый режим действует с Туркменией и Афганистаном.

Торговые связи стран Средней Азии между собой, с Россией и другими странами

Через данный регион проходит «Шелковый путь», по которому проходят товары из Китая и Европы. Особенно от этого выиграл Казахстан – здесь по бросовой цене можно купить самые разнообразные товары. Местные государства активно торгуют между собой, в основном благодаря общему советскому прошлому.

Развитие туризма в странах Средней Азии: популярные направления

Каждый старинный город в регионе представляет живой интерес для туристов со всего мира. Города Великого Шелкового Пути богаты мавзолеями, мечетями и дворцами, а на берегу Каспийского моря активно развивается курортный бизнес. Каждая столица оставит массу позитивных впечатлений у туриста.

Путешествие по странам Средней Азии

При наличии достаточного количества денежных средств можно отправиться в автомобильную поездку по всем странам с безвизовым режимом. При этом следует грамотно составить маршрут, изучить особенности местного законодательства и таможенного контроля. При желании можно взять с собой ребенка.

Однако не рекомендуется совершать путешествия в бедные регионы указанных стран, поскольку здесь процветает преступность. Опасность представляет Афганистан, на территории которого по-прежнему орудуют террористы, периодически устраивающие нападения на горожан и путешественников.

Россия и Азия, или Россия в Азии? — Россия в глобальной политике

Поиск Все Авторы вопросы Аналитика События ру | en РИНЦ Scopus О журнале Информация о журнале Инструкции для авторов Фонд исследований внешней политики Авторы Совет попечителей Редакционная коллегия Совет советников Редакция Реклама Архивы Предыдущие выпуски Текущий номер Подписка Через редакцию Через агентства по подписке Аналитика Колонка издателя Колонка редактора Мнения Интервью

Новая стратегия России в Азии — Россия в глобальной политике

Поиск Все Авторы вопросы Аналитика События ру | en РИНЦ Scopus О журнале Информация о журнале Инструкции для авторов Фонд исследований внешней политики Авторы Совет попечителей Редакционная коллегия Совет советников Редакция Реклама Архивы Предыдущие выпуски Текущий номер Подписка Через редакцию Через агентства по подписке Аналитика Колонка издателя Колонка редактора Мнения Интервью Отчеты

Возможно ли сотрудничество между Россией, Китаем и ЕС в Центральной Азии?

Учитывая сохраняющуюся напряженность между Россией и Европейским союзом, только несколько политиков и экспертов серьезно задумаются о перспективах сотрудничества в области взаимосвязи между ЕС, Китаем и Россией в Центральной Азии. Однако по мере того, как Китай продолжает реализацию своей Инициативы « Один пояс, один путь » (BRI) и по-прежнему твердо настроен преследовать амбициозную цель соединения Китая по суше с Европой, Россия и ЕС — как незаменимые заинтересованные стороны для успешной материализации этой континентальной связи — были разработка ответных мер политики на инициативу Китая, демонстрирующих неожиданную готовность к сотрудничеству. ЕС даже признает это формально. В новой стратегии ЕС для Центральной Азии, которая недавно была обнародована, возможность установления соединений определена как одна из областей, в которых необходимо установить возможное взаимодействие с другими внешними партнерами.Однако еще предстоит увидеть, как такая синергия будет достигнута в конкретных условиях, особенно с Россией.

На практическом уровне еще предстоит увидеть, какие формы примет сотрудничество между ЕС и Китаем в Центральной Азии. Одним из вариантов, который может быть возможен в краткосрочной перспективе, является сотрудничество в форме « смешивания », когда ЕС может предоставить грант в дополнение к ссуде, предоставленной Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), которая затем может быть увеличена. за счет кредита от АБИИ, где доминирует Китай.ЕБРР уже софинансирует ссуды с АБИИ для проектов в Центральной Азии. Поскольку ЕС часто сотрудничает с ЕБРР в Центральной Азии и считает АБИИ надежным партнером, который следует международным нормам, это лишь небольшой шаг до того, как схемы совместного финансирования такого типа могут материализоваться.

В более долгосрочной перспективе также возможно прямое сотрудничество между ЕС и китайскими банками развития, такими как Китайский банк развития и Фонд Шелкового пути.В настоящее время это уже происходит в Европе в рамках Программы совместного инвестирования Китая и ЕС, которая была создана Европейским инвестиционным фондом и Фондом Шелкового пути для развития синергизма между BRI и планом Юнкера. В среднесрочной перспективе такое прямое сотрудничество между ЕС и китайскими банками развития может стать возможным в Центральной Азии. Однако это произойдет только в сложных условиях, когда Китай рассмотрит серьезную озабоченность ЕС по поводу долговой ловушки, которая возникает в связи с участием Китая в Центральной Азии, и что для любых проектов, реализуемых совместно, Китай будет соблюдать рыночные принципы и международные нормы устойчивости. , открытость и прозрачность.


Учитывая сохраняющуюся напряженность между Россией и Европейским союзом, только несколько политиков и экспертов серьезно задумаются о перспективах сотрудничества в области взаимосвязи между ЕС, Китаем и Россией в Центральной Азии. Однако по мере того, как Китай продолжает реализацию своей Инициативы « Один пояс, один путь » (BRI) и по-прежнему твердо настроен преследовать амбициозную цель соединения Китая по суше с Европой, Россия и ЕС — как незаменимые заинтересованные стороны для успешной материализации этой континентальной связи — были разработка ответных мер политики на инициативу Китая, демонстрирующих неожиданную готовность к сотрудничеству.ЕС даже признает это формально. В новой стратегии ЕС для Центральной Азии, которая недавно была обнародована, возможность установления соединений определена как одна из областей, в которых необходимо установить возможное взаимодействие с другими внешними партнерами. Однако еще предстоит увидеть, как такая синергия будет достигнута в конкретных условиях, особенно с Россией.

Совпадающие интересы

Несмотря на то, что сотрудничество между Россией и ЕС, а также в области связи в Центральной Азии кажется практически невозможным в краткосрочной перспективе из-за продолжающейся напряженности вокруг Украины, похоже, есть возможности для сотрудничества, каким бы предварительным оно ни было.Ясно одно: Китай, Россия и ЕС имеют общий интерес в развитии связности вдоль транспортного коридора между Китаем и Европой, который проходит через Россию и который является частью экономического пояса Шелкового пути BRI. Этот сухопутный коридор известен как Новый Евразийский сухопутный мост и проходит через Среднюю Азию, а именно Казахстан.

Китай уже вложил значительные средства в создание этого сухопутного моста. Часть первого этапа уже завершена, а именно железнодорожная линия, которая соединяет Китай с Казахстаном через пограничный переход в Хоргосе.Китай, ЕС и Россия все больше осознают, что для успешного завершения этого евразийского транспортного коридора они нуждаются в поддержке и участии друг друга.

Есть еще один сухопутный коридор между Китаем и Европой в рамках экономического пояса Шелкового пути, который проходит через Центральную Азию, коридор Китай-Центральная Азия. Но этот обходит Россию. Кроме того, Китай уже вложил значительные средства в строительство этого коридора.

Сотрудничество России и ЕС: научная фантастика?

Поскольку дипломатические отношения между ЕС и Россией остаются на рекордно низком уровне, идея возможного сотрудничества по связям между двумя сторонами в Центральной Азии может показаться более подходящей для научно-фантастического романа, чем для реальных дипломатических дискуссий.Тем не менее, есть возможности для сотрудничества. И ЕС, и России не осталось иного выбора, кроме как ответить на амбициозную инициативу Китая по программе BRI. ЕС и Россия разделяют интерес в поиске синергизма с BRI как способ уравновесить быстрорастущее влияние Китая в Евразии. Сейчас это ориентировочно подталкивает обоих участников друг к другу, когда речь идет о Центральной Азии, и открывает возможности для сотрудничества в области установления соединений. Хотя формально ЕС пока не желает вступать в более тесное сотрудничество с Россией, неформально ЕС поддерживает диалог с Россией по Центральной Азии.

Россия, со своей стороны, по-прежнему очень заинтересована в установлении официального взаимодействия между ЕС и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Это подпитывает российскую концепцию Большого евразийского партнерства. Однако ЕС пока не желает формально присоединяться к ЕАЭС. Это происходит не только из-за конфликта на Украине, но и из-за того, что у ЕС есть несколько опасений по поводу неполного характера ЕАЭС как таможенного и экономического союза.

Китайско-российское сотрудничество: риторическая реальность

Сотрудничество в области связи в Центральной Азии может показаться более вероятным, когда речь идет о России и Китае.Многие эксперты утверждают, что напряженность между Западом и Россией из-за Крыма и конфликта на Украине подтолкнула Россию на Восток, в том числе в сторону Китая. Россия и Китай уже официально объединились, присоединив ЕАЭС к BRI. Для России согласование BRI с ЕАЭС вписывается в так называемое Большое евразийское партнерство, которое Россия стремится создать и которое включает BRI как часть сети интеграционных инициатив, которые вместе образуют пространство трансконтинентального экономического сотрудничества, простирающееся от Европы. в Азию.

Однако с точки зрения практической реализации согласования и сотрудничества на местах прогресс остается ограниченным. Этот ограниченный прогресс, кажется, предполагает, что расстановка в основном риторическая. Кроме того, за пределами ЕАЭС прогресс в реализации политического обязательства о сотрудничестве кажется очень ограниченным. Во многом это связано с отсутствием у России финансовых средств для инвестирования в крупные инфраструктурные проекты. Учитывая, что практически не наблюдается прогресса в совместной реализации Китаем и Россией инфраструктурных проектов в самой России, остается маловероятным, что Россия сможет софинансировать проекты с Китаем в Центральной Азии.

Конкретное сотрудничество по связям между Россией и Китаем представляется наиболее возможным в рамках многосторонних институтов, таких как Шанхайская организация сотрудничества, а также путем софинансирования проектов, финансируемых банками развития, такими как Новый банк развития (НБР), Евразийский банк развития. (ЕАБР) и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Однако и в этом отношении прогресс был очень ограниченным. Между всеми этими банками подписываются меморандумы о взаимопонимании, но конкретные проекты пока не реализуются.

Если такие софинансируемые инфраструктурные проекты материализуются в Центральной Азии, то Россия, скорее всего, отдаст приоритет проектам, которые являются частью Евразийского сухопутного моста, поскольку этот коридор проходит через территорию России. Проекты, входящие в коридор Китай-Центральная Азия, обходящий Россию, с меньшей вероятностью получат поддержку России.

Китайско-европейское сотрудничество: только вопрос времени?

Когда дело доходит до возможного сотрудничества по связям между ЕС и Китаем в Центральной Азии, кажется, есть гораздо более прочная основа. Обе стороны уже неоднократно упоминали, что они хотят установить синергию между собой для совместного продвижения связности в Центральной Азии. До сих пор между ними не было никакого сотрудничества на местах в Центральной Азии, но есть несколько признаков того, что это может быть лишь вопросом времени.

Первым конкретным признаком того, что ЕС и Китай могут сотрудничать в области обеспечения связи в Центральной Азии, является платформа взаимодействия между ЕС и Китаем, которая была создана в 2015 году.Общая цель Платформы — усилить синергию между BRI и инициативами ЕС по связности. Одна из конкретных целей Платформы — поддержка реализации развития инфраструктуры в соответствующих странах и регионах, расположенных вдоль коридоров между Китаем и Европой.

В этом отношении уже есть конкретный прогресс. Был составлен длинный список пилотных проектов и создана группа экспертов, состоящая из представителей Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Китайского банка развития (CDB) для работы над механизмами финансирования этих проектов. пилотные проекты.В то время как до сих пор основное внимание уделялось развитию инфраструктуры в европейских странах и Китае, Центральная Азия стала еще одним регионом, где это сотрудничество может материализоваться. Теперь это также официально признано в новой Стратегии ЕС для Центральной Азии.

Первоначально существовала серьезная обеспокоенность по поводу того, что сотрудничество будет трудно достичь из-за разницы в понимании Евросоюза и Китая взаимосвязи и развития в целом, к чему они, к тому же, стремятся совершенно разными методами.Когда дело доходит до сотрудничества в целях развития, ЕС уделяет приоритетное внимание инклюзивному и устойчивому развитию. ЕС считает, что развитие может быть устойчивым только в том случае, если оно сопровождается совершенствованием управления. В отличие от Китая, основное внимание уделяется обеспечению экономического роста за счет улучшения инфраструктуры. В отличие от ЕС, он не стремится напрямую улучшить вопросы управления, потому что придерживается принципа невмешательства и верховенства национального суверенитета государств.

Сегодня кажется, что обе стороны все чаще находят общий язык, увязывая свои обязательства по сотрудничеству с Целями устойчивого развития (ЦУР) повестки дня ООН на период до 2030 года.Это создает впечатление, что Китай медленно приближается к пониманию, которое есть у ЕС в отношении взаимосвязанности и международного развития. Например, Китай больше не хочет сосредотачиваться исключительно на экономическом развитии, но теперь он также готов к реализации проектов, направленных на ускорение социального развития и защиту окружающей среды.

В рамках Платформы взаимодействия ЕС и Китай договорились, что проекты, реализуемые в рамках этой структуры, будут соответствовать рыночным принципам и международным нормам и что они будут способствовать открытости, прозрачности и равных условиях в проектах, которые они будут реализовывать. совместно.Этот момент является решающим условием для согласия ЕС на сотрудничество с Китаем в области подключения, как это четко указано в стратегии ЕС в области подключения, которая была представлена ​​в сентябре 2018 года.

На практическом уровне еще предстоит увидеть, какие формы примет сотрудничество между ЕС и Китаем в Центральной Азии. Одним из вариантов, который может быть возможен в краткосрочной перспективе, является сотрудничество в форме « смешивания », когда ЕС может предоставить грант в дополнение к ссуде, предоставленной Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), которая затем может быть увеличена. за счет кредита от АБИИ, где доминирует Китай.ЕБРР уже софинансирует ссуды с АБИИ для проектов в Центральной Азии. Поскольку ЕС часто сотрудничает с ЕБРР в Центральной Азии и считает АБИИ надежным партнером, который следует международным нормам, это лишь небольшой шаг до того, как схемы совместного финансирования такого типа могут материализоваться.

В более долгосрочной перспективе также возможно прямое сотрудничество между ЕС и китайскими банками развития, такими как Китайский банк развития и Фонд Шелкового пути.В настоящее время это уже происходит в Европе в рамках Программы совместного инвестирования Китая и ЕС, которая была создана Европейским инвестиционным фондом и Фондом Шелкового пути для развития синергизма между BRI и планом Юнкера. В среднесрочной перспективе такое прямое сотрудничество между ЕС и китайскими банками развития может стать возможным в Центральной Азии. Однако это произойдет только в сложных условиях, когда Китай рассмотрит серьезную озабоченность ЕС по поводу долговой ловушки, которая возникает в связи с участием Китая в Центральной Азии, и что для любых проектов, реализуемых совместно, Китай будет соблюдать рыночные принципы и международные нормы устойчивости. , открытость и прозрачность.


Поездка Путина по Средней Азии — Политика, Россия — EADaily

28 февраля президент России Владимир Путин завершил свое турне по Средней Азии. Он побывал в Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане. Официально эти визиты должны были ознаменовать 25-летие установления дипломатических отношений России с этими странами. Ключевыми темами были контакты в рамках Евразийского экономического союза и безопасность. Одним из ключевых результатов является то, что Россия поможет Таджикистану укрепить границу с Афганистаном.

По душам с Назарбаевым

Стратегия русских помириться с американцами пока не дает результатов, поэтому они решили перепроверить свое восточное направление. Из пяти центральноазиатских государств только Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан являются абсолютными союзниками России.

С Туркменистаном у России много противоречий. Он отказался импортировать туркменский газ, а Туркменистан не желает сотрудничать с Россией на границе с Афганистаном.Отношения с Узбекистаном находятся в режиме ожидания, и в ближайшее время Москву посетит новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев .

С Казахстаном у России очень близкие отношения. Так что ски-тура на Чимбулак вполне могло хватить Путину и Назарбаеву , чтобы обсудить все проблемы, существующие между Россией и Казахстаном. По мнению эксперта Досым Сатпаева , одной из забот Кремля является перераспределение власти в Казахстане.

Приказ Рахмону

С Таджикистаном у России проблем больше, но они не очень серьезные. Решены проблемы с 201-й российской военной базой, освобождением российских летчиков и запретом полетов. В России работают более 1 000 000 таджиков. Военное присутствие России в Таджикистане — гарантия его безопасности. Таким образом, таджикские власти не могут позволить себе разногласия с Кремлем.

Перед визитом таджикские власти простили принадлежащую России ГЭС Сангтуда-1 долг в размере 1,6 млн долларов, но взамен попросили сократить на эту же сумму долг Барки Точик перед компанией в размере 83 млн долларов.

Россияне пообещали выделить таджикам 6,6 млн долларов на школьные столовые и 1,5 млн долларов на поставки фермеров в школы. Они также выделили 600 квот для таджиков, желающих учиться в России.

В ходе визита Путин вручил Президенту Таджикистана Эмомали Рахмону орден Александра Невского. Его обещание амнистировать 270 000 депортированных таджикских гастарбайтеров сделало Рахмона более сговорчивым. В результате Путин и Рахмон договорились активизировать совместные усилия по защите таджикско-афганской границы и использовать для этой цели 201-ю российскую военную базу.

Кремль хочет, чтобы южная граница СНГ была безопасной, а Таджикистан и Центральная Азия были свободны от экстремистов. С этой целью русские будут помогать таджикам централизовать свою страну, подавлять исламскую оппозицию и улучшать свою экономику. И они смогут это сделать, только если Таджикистан останется на орбите Евразийского экономического союза. Ожидалось, что таджики подадут заявку на членство в ЕАЭС в конце 2016 года, но они все еще изучают опыт Кыргызстана.

Если таджики присоединятся к Союзу, они получат лучшие условия для своих гастербайтеров и получат доступ к новым рынкам, финансовым ресурсам и инвестиционным проектам. Но если они откажутся, их гастербайтеры столкнутся в России с серьезными проблемами.

В Душанбе Путин также встретился с потенциальным преемником президента Таджикистана Эмомали Рахмоном, его сыном Рустамом Эмомали , который недавно был назначен мэром Душанбе.

Обойти проблемы с Атамбаевым

Ключевой проблемой Кремля в Кыргызстане является то, кто будет избран новым президентом страны и насколько он будет пророссийским. В Бишкеке Путин отметил вклад президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в развитие кыргызско-российских отношений. Он не стал повторять свое более раннее заявление о том, что Россия собирается уйти с авиабазы ​​Кант, как только истечет срок ее аренды. Президент обошел стороной этот вопрос. После встречи Путин сказал, что стороны не обсуждали возможность расширения своего военного присутствия в Киргизии, но русские были готовы обсудить это, если киргизы захотят.Позже Путин заявил, что Россия может закрыть авиабазу Кант, если Кыргызстан решит, что она ей больше не нужна.

Он добавил, что Россия никогда не вмешивалась и не собирается вмешиваться во внутриполитические процессы других стран.

Пока Путин был в Бишкеке, местная оппозиция протестовала против ареста депутата от оппозиции Омурбека Текебаева . Эксперт Александр Князев считает, что Атамбаев специально задержал Текебаева. Он хотел показать Путину, что контролирует ситуацию, но без поддержки Путина он не смог бы этого сделать в течение длительного времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *