Саудовская аравия ислам: САУДОВСКАЯ АРАВИЯ — Древо

о чём нужно знать перед поездкой

Туту.ру → Путеводитель → Саудовская Аравия → Саудовская Аравия: о чём нужно знать перед поездкой

  • Виза

  • Границы

  • Люди

  • Религия

  • Дресс-код

  • Намаз

  • Алкоголь

  • Наркотики

  • Религиозная полиция

  • Мекка и Медина

  • Государство

  • Мужчины и женщины

  • Природа

  • Города

  • Цивилизация

Виза

Виза в Саудовскую Аравию, когда-то одна из самых сложных в мире, перешла в разряд самых лёгких — проще только без.

Ещё два года назад туристических виз в этой стране не было вообще. Люди платили дикие суммы за оформление коммерческих виз, а были даже такие, кто принимал ислам, чтобы получить визу паломника. Но несколько лет назад саудиты придумали план «Saudi Vision 2030», согласно которому страна должна будет потихоньку слезать с нефтяной иглы и развивать другие отрасли экономики — среди них, к счастью, оказался и туризм. В декабре 2018 года начали выдавать визы иностранцам, которые хотят посетить спортивные мероприятия. Правда, билеты приходилось покупать заранее, что повышало стоимость поездки.

Окончательно упростили получение визы в прошлом сентябре. Гражданам 49 стран — в том числе Казахстана, России и Украины — разрешили оформлять визы через интернет. Ты просто заполняешь анкету, платишь 120 долларов США, и через несколько минут виза приходит тебе на почту. Да ещё и с правом многократного въезда — на 90 дней в течение года. А потом присылают письмо с просьбой оценить визовый сервис и оставить отзыв — очень мило с их стороны.

Границы

В стране есть крупные аэропорты, куда в «мирное время» летает куча рейсов из разных городов Европы, Азии и Африки. Билет на самолёт из Восточной Европы может быть недешёвым, поэтому если вы не стеснены во времени, то можно прилететь в какую-нибудь соседнюю страну и заехать в Саудовскую Аравию по земле. Дешевле всего это будет сделать через ОАЭ и Иорданию — даже с учётом стоимости иорданской визы. Именно так я и поступил — прилетел в Дубай, проехал страну с юго-востока до юго-запада и по всему морскому побережью на север и выехал в Иорданию.

При въезде не было никаких вопросов, которые часто так любят задавать на границах, — куда едете, где будете жить, сколько с собой денег? Въезд разрешают даже с израильскими штампами в паспорте.

Саудовский пограничник долго рассказывал мне о своей любви к русской литературе и в особенности к повести Гоголя «Шинель». Багаж досматривали не очень тщательно. Особое внимание обратили только на бутылки с прозрачной жидкостью:

— Это не водка? — А вы попробуйте!

Так я узнал, что алкоголь можно отличить от воды, просто встряхнув бутылку, — спирт стекает по стенкам медленнее.

Выезжал я из страны при нестандартных обстоятельствах — когда граница уже фактически была закрыта из-за карантина. Но это отдельная история. А через несколько дней я получил ещё одно письмо от саудитов с просьбой оставить своё мнение о поездке.

Люди

Учитывая то, что страна долгое время была закрыта для внешнего туризма, можно было решить, что при виде белого человека местные будут открывать рты и показывать пальцем. Это оказалось далеко не так.

Во-первых, больше трети населения Саудовской Аравии — это иностранцы. Большинство — выходцы из Пакистана, Индии, Бангладеша, Филиппин и более бедных арабских государств. С ними постоянно встречаешься на улице. Есть и какое-то количество людей из стран первого мира, но это квалифицированные специалисты, которые живут в отдельных богатых районах, и, просто гуляя по городу, таких не встретишь. Поэтому какое-то представление об окружающем мире саудовец может получить, даже не покидая своей страны. Плюс многие граждане Саудовской Аравии регулярно путешествуют за границу.

Но в провинции повышенное внимание есть. Ты периодически замечаешь, как тебя пытаются исподтишка сфотографировать телефоном, а случайные знакомые просят передать привет их друзьям через Snapchat — здесь это самая популярная соцсеть. Хотя это ничто в сравнении с каким-нибудь Пакистаном или Ираном пятилетней давности, где с тобой постоянно хотят заселфиться местные жители.

В больших городах у местных с английским языком всё очень хорошо, в провинции — плохо, но можно найти англоговорящего человека, который сможет помочь. Причём выходцы из бывших британских колоний — Индии, Пакистана, Бангладеша — тоже редко знают английский, и чаще с ними проще объясниться по-арабски.

Все жители страны — и местные, и иностранцы — невероятно гостеприимны. Здесь хороший автостоп и очень неплохой каучсёрфинг. Часто, когда я ловил машины на трассе, водители останавливались и называли мне цену за проезд. Когда же я объяснял им, что я турист, — иногда это случалось внутри машины, когда мы уже договорились о сумме, — они отказывались брать деньги и, наоборот, пытались угостить меня обедом или позвать в гости. Оказывалось, что они принимали меня за турка или пакистанца, которые тут работают. Кому-то такая ошибка покажется невозможной, но в Турции достаточно светлых людей, а на севере Пакистана многие жители куда более блондинистые и светловолосые, чем славяне.

При всём тёплом отношении к гостям, саудовцы всё-таки себе на уме и не очень охотно обсуждают политику и какие-то недостатки своего государства и общества. Как только разговор заходит о местных особенностях вроде отрубания рук или гендерной сегрегации, они уходят от ответа или переводят тему на достижения саудовского государства — таких тоже немало. Гастарбайтеры обсуждают такие вещи куда охотнее.

Религия

Саудовская Аравия — исламское государство, то есть местное законодательство построено на базе ислама. Причём не просто ислама, а его консервативного и фундаменталистского течения — ваххабизма. Почти все местные жители исповедуют ислам, даже гастарбайтеры из Индии. Большая часть сунниты, 10–15% — шииты, и есть ещё небольшое количество христиан.

Для двух последних категорий жизнь в этой стране сопряжена с некоторыми трудностями.

Саудовское государство ограничивает многие шиитские практики, и даже в шиитских регионах никогда с размахом не отмечаются важнейшие религиозные праздники вроде Ашуры. Христианские публичные богослужения разрешили сравнительно недавно. Хотя мне приходилось встречать христианина, который рассказывал, что они до сих пор, в 2020 году, собираются по воскресеньям тайно.

Дресс-код

Впрочем, для туристов есть более актуальные ограничения. Первое — это дресс-код. Одежда должна прикрывать локти и колени. Это позволит не только соблюсти местные приличия, но и уберечься от палящего солнца. Для женщин правила в целом те же, разве что стоит обойтись без обтягивающей одежды. Надевать абайю — длинное мешковатое платье с рукавами — желательно, но совсем не обязательно. Более того — сегодня даже местным женщинам необязательно покрывать голову, не говоря уже о том, чтобы скрывать лицо.

В целом всё зависит от региона: в провинции люди всегда консервативнее, а в столице и портовых городах — либеральнее. Мои знакомые ребята из самого либерального города Джидды ходили в шортах. Хотя бывали ситуации, когда их в таком виде не пускали, например, в торговый центр. Другие мои приятели — из очень традиционного региона эль-Касим — рассказывали, что ещё несколько лет назад для мужчин считалось неприемлемым ходить в джинсах. А поскольку длинная арабская рубаха — соуб — очень неудобная, то они носили пакистанскую традиционную одежду с широкими штанами.

Намаз

Второй важный момент — это перерывы на молитву. В пятницу — священный и выходной день, когда правоверные мусульмане отправляются в мечеть — все учреждения закрыты минимум до полудня. Помимо этого, каждый день пять раз делается перерыв на регулярную молитву. Обычно он длится 20–30 минут.

В самом гуманном случае, если вы придёте перед началом перерыва в магазин или кафе, вас предупредят, что надо поторопиться, потому что скоро перерыв. Иногда в кафе просто закрывают двери и приглушают свет, а посетители остаются сидеть внутри. Если же в заведении не знают, что такое клиентоориентированный сервис, то могут прямо перед вашим лицом закрыть кассу в магазине или попросить вас покинуть кафе, хотя вы только что получили свой заказ и собрались посидеть под кондиционером.

Алкоголь

В Саудовской Аравии алкоголь, конечно же, запрещён. Нет никаких вариантов вроде специализированных магазинов, как в Пакистане. Хотя многие люди тут по понятным причинам не употребляют вообще и не видят в этом смысла. Пьющее население ездит в алкотуры на территорию соседнего Бахрейна — там законодательство более либерально.

Есть чёрный рынок, но цены кусаются. Брендированные вискари могут стоить по 250–600 долларов за бутылку. При таких ценах возникает вопрос, а так ли сильно хочется выпить? Много кто довольствуется самогоном разного качества — около 25 долларов за полтора литра, но его качество оставляет желать лучшего.

Наркотики

Наркотики тоже запрещены, но и их можно достать. Многие жуют кат, он же чат, — его употребляют в странах Рога Африки и на юго-западе Аравийского полуострова. Если пожевать листья, то получишь прилив бодрости. В этом регионе планеты очень много людей плотно сидит на нём и употребляет каждый день. В Африке это является некоторым ритуалом и социальной смазкой. Люди покупают несколько пучков, собираются с друзьями, жуют и общаются за жизнь. А в Йемене всё иначе — тут листья жуют не отрываясь от производства, а людей с набитой щекой можно встретить даже на рабочем месте.

Во многих странах чат запрещён. В вашей, скорее всего, тоже, просто вы об этом не знали. Ведь употреблять чат можно только там, где он растёт: через несколько часов после сбора листья становятся сухими и не дают нужного эффекта. В горах на юго-западе Саудовской Аравии, рядом с Йеменом, чат выращивают, жуют и даже не особо скрываются. Единственное отличие: пучок, который в Эфиопии или Сомалиленде стоит 5–7 баксов, здесь продаётся за 100–150. Потому что запрещено.

Религиозная полиция

В Саудовской Аравии действует религиозная полиция, которая обязана следить за соблюдением всех этих правил. Её официальное название — «Комитет по поощрению добродетели и удержанию от порока». Раньше она действительно лютовала, и, например, людей, которые гуляли по улице во время молитвы, принудительно тащили в мечеть. Мой приятель рассказывал, что несколько раз его задерживали только за то, что он на улице играл на уде — арабском музыкальном инструменте. Сейчас религиозную полицию реформировали. Теперь она действует только в рабочее время и не имеет права задерживать людей.

Мекка и Медина

Для немусульман ограничен въезд в священные города Мекку и Медину. В Мекку нельзя совсем. Более того, в месяц, когда идёт главное паломничество хадж, туда по туристической визе не пустят даже мусульман. В Медине можно побывать в городе, но нельзя заходить в Мечеть Пророка и на площадь перед ней. А больше там смотреть особо и не на что.

Вся пёстрая паломническая толпа тусуется около мечети, куда вам нельзя, а архитектурных достопримечательностей — кот наплакал. Причём те из них, что связаны с исламом — например, могилы соратников пророка Мухаммада, — разрушены саудовскими властями, потому что поклонение им осуждается местной версией ислама.

Государство

Саудовская Аравия — это абсолютная монархия, одно из немногих существующих сегодня государств, в которых монарх имеет абсолютную власть, не ограниченную конституцией. Даже своё название — Саудовская Аравия — страна получила в честь правящей династии Саудов. Члены семьи занимают все важные государственные посты, а портреты её основных представителей висят повсюду. Это, пожалуй, единственные изображения людей, которые можно встретить на улице — учитывая специфику местного ислама.

Естественно, Сауды — это не однородное сообщество, и его представители по-разному относятся не только друг к другу, но и к государственной политике. Нынешняя Саудовская Аравия последние несколько лет переживает радикальные перемены, хотя с нашей точки зрения может до сих пор оставаться в тёмном средневековье.

Здесь есть цензура. Даже в интернете. Саудиты не банят полностью соцсети, как Иран или Китай, но попасть на определённые сайты без VPN не получится. Среди таких идеологически неправильных ресурсов — PornHub, медиа Аль Джазира из недружественного Катара и сайт шиитской Хезболлы.

После историй о религиозной полиции и публичных казнях я ожидал, что в Саудии повышенный уровень паранойи и полиция будет останавливать за каждую подозрительную фотосъёмку. В реальности проблемы с властями у меня возникли всего лишь раз, когда на блокпосту полицейскому не понравилась моя иранская виза двухлетней давности. Тут надо пояснить, что Саудовская Аравия и Иран — очень недружественные страны, а дело было в паре десятков километров от воюющего Йемена, в котором саудиты и иранцы поддерживают разные стороны.

Мужчины и женщины

С правами женщин в Саудовской Аравии большая проблема. Но перестройка уверенно шагает по стране, освобождая женщин Востока от ига консервативных традиций. Например, несколько лет назад женщинам разрешили водить машину и посещать спортивные мероприятия без сопровождения мужчин.

Здесь до сих пор действует суровая гендерная сегрегация. В большинстве ресторанов есть два отделения: для одиноких мужчин и семей. Одиноким женщинам и женским компаниям предписывается ходить в семейную часть. И якобы если мужчина пришёл поесть с семьёй, то он не будет пялиться на чужих женщин и вызывать у них дискомфорт — такая вот странная восточная логика. В учреждениях, куда не ходят семьями — например, в банках, — вместо семейной секции есть женская.

Ещё одним радикальным послаблением режима стало открытие в стране кинотеатров. Сам я туда не ходил, но местные рассказывают, что это дико популярное развлечение, и достать билет в день сеанса практически нереально. Раньше это было запрещено, потому что нельзя было допустить, чтобы мужчины и женщины сидели рядом в темноте. А сейчас сидят — и вроде бы ничего страшного. Примерную кинопрограмму можно посмотреть на сайте одного из саудовских кинотеатров. Все голливудские хиты на месте. Но есть подозрение, что некоторые фильмы всё-таки цензурируются.

Сейчас в Саудовской Аравии полиция не останавливает разнополые компании и не ломится к ним в машину, чтобы проверить их свидетельства о браке. Но кроме закона есть ещё региональные особенности и уклад в конкретной семье. Совершенно нормально, когда за всю жизнь мужчина практически не видит женщин, кроме своих ближайших родственниц. Со своей будущей женой он знакомится фактически перед помолвкой и может полчаса пообщаться с ней в присутствии родителей, чтобы решить, жениться или нет. И в это же самое время, в этой же самой стране есть вещи вроде фестиваля MDL Beast, на котором играет Дэвид Гетта, а тысячи разнополых слушателей вместе прыгают в партере.

Природа

В Саудовской Аравии жарко. Настолько, что даже зимой днём многие магазины и рынки закрываются на «сиесту» с полудня до четырёх часов. Вся основная активность на улицах происходит после захода солнца.

Большая часть территории страны — это пустыня. Тут есть несколько живописных локаций и активности вроде джип-туров по песчаным барханам. Основная масса достопримечательностей — и природных, и культурных — сосредоточена в западной части страны, в горах, которые тянутся вдоль всего побережья Красного моря. Этот регион популярен и среди местных. Летом, когда на востоке страны пекло, саудовцы отправляются на запад, чтобы слегка охладиться в горах.

Море в Саудии потрясающе прозрачное, и во многих местах есть хороший берег, но совсем нет оборудованных пляжей. Купаться в море, а тем более загорать здесь не принято. Обустроить пляж по-саудовски — значит расставить беседки для пикников: очень популярное здесь занятие. Если отель будет стоять на самом берегу моря, то его пляжная зона будет отгорожена забором, уходящим в воду, но по размерам пляж будет метров на двадцать шире самого отеля. Остается надеяться, что хлынувшие в страну иностранные туристы сформируют на это дело спрос, а затем получат и предложение.

Города

Лучше всего саудовские города описывает цитата из песни группы «Кровосток» о том, что города ужасны, а «хуже — только деревни». Типичный крупный населённый пункт здесь — это однообразные жилые кварталы, размазанные тонким одно-двухэтажным слоем на десятки километров. Это пятно перерезают многополосные автодороги, и кое-где встречаются редкие достопримечательности в виде архитектурной старины или природного объекта. То есть здесь нет каких-то условных исторических кварталов или центральных районов, куда ты можешь приезжать, чтобы гулять весь день.

Из-за своей малоэтажности саудовские города просто огромны по размерам, хотя это не так заметно по карте. Видимо, ты просто подсознательно воспринимаешь его как обычный город в Восточной Европе и прикидываешь, что два квартала можно пройти за десять минут. В действительности эти два квартала тянутся километров на десять. А тротуар вдоль них периодически пропадает, часто бывает запаркован машинами, а иногда и вовсе перегорожен забором. В общем, худшего места для пеших прогулок не найти.

Вся инфраструктура заточена под автомобилистов. Например, очень много банкоматов расположены именно на заправках. Причём так, чтобы водитель мог снять наличные, даже не открывая дверь машины.

Общественный транспорт тут абсолютно не развит, и пользуются им в основном гастарбайтеры. Для сравнения: площадь и население эр-Рияда примерно на треть больше, чем у Санкт-Петербурга. А весь общественный транспорт саудовской столицы — это шесть автобусных маршрутов. К счастью, местные власти одумались и начали строить метро и скоростные трамвайные линии.

Можно ездить на такси, но чек за среднюю поездку от одной достопримечательности к другой будет около пяти долларов, что в конце дня сложится в круглую сумму. Поэтому лучший выход — аренда автомобиля.

Единственный город с плотной концентрацией красивой архитектуры — это Джидда. Там историческая застройка очень неплохо сохранилась. Правда, живут в этих домах сейчас не потомки богатеньких купцов, которые строили эти дома в XIX веке, а приезжие гастарбайтеры.

Кроме заселённых городов, в Саудовской Аравии можно посмотреть и покинутые. Самая раскрученная достопримечательность — это Мадаин Салих, комплекс строений в скалах из песчаника. Вырубили их две тысячи лет назад набатейцы — те самые ребята, что соорудили всемирно известную Петру.

По всей стране разбросаны десятки так называемых «исторических деревень». Это небольшие поселения разного возраста — от полувека до нескольких столетий. В горной местности они в основном построены из камня, в пустыне — саманные. После того как их жители переехали в более комфортные дома, деревни оказались заброшенными. Но саудовские власти начали там реконструкцию, провели коммуникации и устроили из посёлков музеи под открытым небом.

Цивилизация

Саудовская Аравия — очень развитое государство, что резко контрастирует с местными консервативными обычаями. Тут хорошо развит междугородний транспорт: самолёты, автобусы, а кое-где и довольно быстрые поезда. Мобильный интернет есть везде, карту иностранцу купить легко.

Здесь есть международные платёжные системы, несложно найти банкомат, а в большинстве случаев можно даже рассчитаться картой. Есть международные бренды: от фастфуда до одежды. Работают сервисы вроде Uber, AirBnB и Booking.com.

Еды много, и она разная: есть левантийская кухня с фалафелями и хумусами, аравийская с рисом и мясом, да ещё и выходцы из Индостана привезли свою кулинарию. От голода умереть сложно, при том что цены не намного дороже, чем в Восточной Европе. Здесь принято есть руками, но если вы попросите, то вам дадут ложку.

С туристической инфраструктурой пока что проблемы. Помимо того, что действительно интересные места разделены сотнями километров, в Саудовской Аравии отсутствует бюджетный сегмент. Например, совсем нет хостелов. Хотя если вы путешествуете вдвоём, то сможете найти приличный номер долларов 15 за человека. Организованные экскурсии тоже заточены под состоятельных экспатов и стоят неоправданно дорого.

Тут пока что нет толп туристов с селфи-палками, и если попсовые страны уже в мельчайших деталях описаны путеводителями, то здесь приходится попотеть, выискивая интересные места. Рекомендации местных — это всегда лотерея. Вам могут посоветовать и совершенно потрясающее горное ущелье, и унылое вонючее озеро — просто потому, что они сами туда регулярно ездят на пикники. Сервисы карт далеко не всегда бывают полезны. Нужное место не всегда находится даже по арабскому названию, а уж с поиском по английской транскрипции вообще нет шансов. Впрочем, благодаря этому можно испытать радость первооткрывателя.

 

 

Автор Павло Морковкин

Андрей Маркелов. Как Аравия приняла ислам

Однажды арабский торговый караван, который возвращался не то из Сирии, не то из Ирака, привез среди прочих трофеев сердоликовую статуэтку с отбитой рукой.

Арабы приделали статуэтке новую руку из золота и сделали своим идолом. Божество назвали Хубал. Слово это происходило от семитского слова «баал», которое означало «повелитель». Приставка «ху» — арабского происхождения и означает «он». Таким образом, имя Хубал в переводе означает «Он — повелитель».

Хубал был одним из множества баалов, существовавших в разных племенах Аравии, Месопотамии и Палестины, которых не коснулось христианство и зороастризм. Самый известный представитель баалов — злой дух Вельзевул. Это искаженное еврейское слово «Баал-Зевул», что в переводе означает «Повелитель мух».

В отличие от Вельзевула, достоверно неизвестно, повелителем чего являлся Хубал. Некоторые ученые уверяют, что Хубал был богом луны. Если бы это было так, то символ полумесяца, принятый в исламе, оказался бы языческим символом, означающим Хубала. В такую теорию сложно поверить, ведь полумесяц редко использовали в исламе до Османской империи, а сам символ — один из самых очевидных, которые мог придумать человек. Кроме того, трон лунного бога уже много веков занимал шумерский Син, слава о котором гремела на весь Ближний Восток так громко, что Хубал не мог на нее претендовать.

Скорее всего Хубал был богом грома и дождя. Так или иначе, Хубал был особенным божеством. Среди всех арабских идолов, которых насчитывают аж 360, Хубал, похоже, единственный имел полноценную форму человека. Большинство других идолов были обыкновенными камнями. Несколько идолов имели форму, близкую к человеческой, либо представляли собой изображение, высеченное в камне. Например, таким идолом была богиня Ал-Лат, которая считалась не то матерью Хубала, не то женой Аллаха — смотря у какого племени. С богиней Ал-Лат тоже часто связывают символ полумесяца.

Древняя Аравия состояла из племен. Ко времени рождения пророка Мухаммеда большую часть западной Аравии, местность под названием Хиджаз, захватило племя курайшитов.

Арабские племена состояли из множества родов, объединенных правящим кланом. Свои идолы были не только у племен, но и у родов. Иными словами, до прихода ислама великое множество племен и родов Аравийского полуострова поклонялось камням. Эти камни как правило были таких форм и цветов, какие не попадались на каждом шагу. Редкие образцы округлых или прямоугольных камней черного цвета чаще всего становились идолами.

У каждого племени был также главный бог, покровитель этого племени. Хубал стал покровителем курайшитов.

Но был в Хиджазе еще один идол, который стоял даже выше Хубала. Этот идол был общим для всех племен, населявших древнюю Аравию, и был большим черным валуном яйцевидной формы, судя по всему, базальтовой породы.

Похоже, что у главного идола не было имени. Его так и называли: Черный камень. Считалось, что Черный камень — посланник небес, и поэтому он особо почитался. Черному камню поклонялись все арабы.

Досточтимая Кааба

Все 360 арабских идолов вместе с Черным камнем и Хубалом хранились в городе Мекка. В центре города на большой площади было возведено святилище квадратной формы, которое называлось Кааба.

Время происхождения Каабы неизвестно. Мусульмане и сами путаются, когда говорят о первостроителе Каабы. Многие уверены, что её построили ангелы или первый человек Адам. Коран говорит, что Каабу впервые построил пророк Авраам.

Неизвестно и происхождение самой Мекки. Впервые это название упоминается только в 741 году, когда давно уже умер Мухаммед, а Арабский халифат захватил мир. Вся прежняя история Мекки окутана туманом.

Птолемей в своей «Географии», датированной -2 веком, описывает города Аравии и среди прочих упоминает город Макораба. Координаты, которые дает Птолемей, не попадают в Мекку. Но и другие координаты, данные в книге, не попадают в современные города. Видимо, это общая ошибка его расчетов.

Методом исключения можно догадаться, что Макораба и была Меккой. Непонятна только связь названий: буквы совпадают неточно. Как Макораба стала Меккой? По одной из версий название «Макораба» означало «Мекка Рабба» — Великая Мекка. Другие историки говорят, что слово «макораба» произошло от арабского корня, означавшего святилище.

Так вот в центре этого арабского святилища, то есть в центре современной Мекки, и располагается Кааба. Сейчас вокруг неё построена мечеть, которая по-арабски называется Аль-Масджид Аль-Харам. Название принято переводить как «Запретная мечеть». Но исходное значение слова «масджид» — место сбора людей. Арабские племена, которые постоянно сражались друг с другом, на один месяц в году устраивали перемирие и собирались в Мекке для участия в ярмарке и паломничества к Каабе. Поэтому глубинный смысл названия мечети таков: «место сбора людей, в котором запрещена вражда».

Ну, а организатором ярмарки и главным бенефициаром было племя курайшитов. Этому племени принадлежала и Мекка, и Кааба вместе с ключами от её дверей.

Входит Магомет

Когда Персидская династия Сасанидов была на вершине могущества, императору Хосрою Победоносному пришло странное послание из Аравии. В нем какой-то арабский фанатик призывал императора отказаться от собственной религии и принять веру этого фанатика, а его самого признать пророком.

Такие же письма получили: император Византии, правители Египта, Эфиопии и Омана, наместник сирийского Дамаска и цари многих других государств.

Письма скорее всего были порваны в клочья или заброшены, и о них более не вспоминал ни один правитель. Все послания начинались словами: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного», а их автором являлся пророк Мухаммед.

Цари и императоры зря не прислушались к посланиям. Пройдет чуть более 20 лет и перед исламом будет стоять на коленях весь древний мир. Религию «арабского фанатика» примет и Персия, и Египет, и вся Северная Африка, и даже будущая Испания. Едва выстоит только Византия, но лишится огромной части территории.

А начиналось все тихо и незаметно. Пророк Мухаммед родился в Мекке и принадлежал к роду хашим, входившему в племя курайшитов. Отцом Мухаммеда был араб с простецким именем Абдулла, а мать его звали Амина. Мало кто из мусульман сейчас знает эти имена. Отец пророка умер еще до его рождения, а мать умерла в детстве. После смерти матери Мухаммеда взял на воспитание сначала его дед, а затем его дядя Абу Талиб.

Принято считать, что семья Мухаммеда была бедной. Возможно, в какой-то период жизни Абдулла испытывал финансовые трудности, но Абу Талиб стал главой всего племени курайшитов, когда Мухаммеду исполнилось 8 лет. Сомнительно, что детство пророка было таким уж тяжелым.

Много лет в жизни Мухаммеда ничего особенного не происходило. Со своим дядей он часто ездил торговать в Сирию, женился на богатой торговке Хадидже, а в свободное время любил лазить по местным горам и уединяться в пещерах. С этого странного увлечения и начинается легенда возникновения ислама.

К тому времени Мухаммеду уже исполнилось 40 лет. Давно миновал кризис среднего возраста и ушли в прошлое мечты о карьере. Мухаммед все больше времени проводил в своей любимой пещере на горе Хира, близ Мекки.

Внезапно, когда в один из дней Мухаммед спал в пещере, на стене нарисовалась арабская вязь. Затем раздался голос и приказал: «Читай!». Мухаммед опешил от такого поворота событий, подумав, что у него сделался удар от жары. После чего собрался с мыслями и вкрадчиво ответил: «Так ведь тут на арабском…»

Невидимый голос разозлился: почему избранный пророк в 40 лет не умеет читать? Невидимая сила начала душить Мухаммеда, со злостью повторяя: «Читай, я тебе говорю!». Тут Мухаммед всерьез испугался за свою жизнь, ведь читать он действительно не умел. Такова мусульманская версия.

Когда невидимый голос понял, что толку от пророка нет никакого, он начал читать сам:

— Тут написано: «Читай во имя твоего Господа, который сотворил все сущее!». Повтори.
— Читай во имя твоего Господа, который сотворил все сущее! Повтори.

Эти слова были началом первого стиха Священного Корана, ниспосланного Аллахом.

Когда Мухаммед пришел в себя и вышел из пещеры, он увидел стоящего на горизонте ангела в человеческом обличии. Пророк попытался отвернуться, но куда бы он ни смотрел — ангел все равно стоял перед ним. Наконец, ангел представился: Гавриил. И заявил, что Мухаммед является божественным посланником.

Так началась пророческая миссия Мухаммеда.

— Возвышайся, Хубал!


— Аллах еще выше!

Арабское слово «Аллах» переводится как «Бог». В первых переводах Корана на русский язык слово «Аллах» не употребляется. «Аллах» — это всего лишь связка определенного артикля «Аль» и арабского слова «Илах», означающего какое-либо божество. Похожее слово было у евреев, арамейцев, сирийцев, аккадцев и других народов. Например, ветхозаветное имя бога — Элох.

Ислам и еврейский иудаизм роднит не только имя бога. В сущности за идеей ислама стоит исправленное и дополненное переложение Ветхого завета с редкими вкраплениями христианства. В исламе тот же бог и те же пророки. Мусульмане считают, что Библия — это божественное откровение. Они признают пророками Моисея и Иисуса, Исаака и Соломона. Однако мусульмане делают поправку: люди исказили ниспосланные им заветы и задача ислама — исправить эти искажения, представив настоящую версию событий, полученную непосредственно с небес.

Евреи были первым народом, который изобрел единобожие и построил на нем свою религию — иудаизм. Затем это изобретение подхватило христианство, правда, введя не всем понятную Троицу. Ислам является следующим шагом в развитии этой идеи и возводит единобожие в абсолют. Поэтому Мухаммеда называют арабским ханифом, то есть единобожником.

Теперь картина становится ясной. Мухаммед появился со своими проповедями в языческой Аравии, чтобы сбросить поклонение идолам и установить веру в единого бога. Он был в своем роде Владимиром, крестителем Руси, сломавшим деревянную статую славянского бога Перуна, или же Константином Великим, сбросившим в море олимпийских богов Рима. Разве что такой властью Мухаммед изначально не обладал.

Мухаммед не был единственным ханифом в Аравии. Ханифизм был популярным течением в духе своего времени. По арабским землям ходило немало ханифов. Но именно Мухаммеду удалось довести дело до конца.

Первые проповеди Мухаммед начал в Мекке. Изначально его пророчество было библейским. Аллах выступал единственным богом, никем не рожденным и не имевшим детей, но сотворившим весь окружающий мир. Первыми людьми были Адам и Ева, которые все так же были изгнаны из рая. В конце времен обещался день Страшного суда, в который должны воскреснуть все умершие, чтобы ответить за свои деяния перед богом. Иными словами, ничего нового.

Разумеется, курайшиты не принимали Мухаммеда. Но его миссия шла точно по сценарию успеха. Сначала пророка игнорировали, затем над ним начали смеяться, а после с ним начали бороться. Любимая история мусульман о гонениях на Мухаммеда рассказывает про то, как молящемуся в поклоне пророку вывалили на спину кишки верблюдицы. Однако несмотря ни на что, Мухаммед привлекал все больше сторонников.

Пока дядя Мухаммеда Абу Талиб оставался главой племени, пророку ничто не угрожало. Но в конце концов дядя скончался, и тогда Мухаммеда стали преследовать. Это вынудило его искать поддержку в других городах Аравии. И он нашел её в Ясрибе. Город населяли два племени, которые враждовали и не могли договориться между собой. Мухаммед подошел на роль миротворца. Жители Ясриба признали его главной города, третейским судьей и божьим посланником.

Тогда Мухаммед вместе со своими сторонниками покинул Мекку и переселился в Ясриб. Это произошло 24 сентября 622 года, и эта дата чрезвычайна важна для мусульман. Переселение Мухаммеда называется хиджрой, и от этой даты ведется отсчет времени в мусульманском календаре. Поэтому сейчас в Саудовской Аравии идет 1440 год хиджры.

Ясриб стал первым мусульманским городом. Вскоре его переименовали в честь пророка и назвали Мединой ан-Наби, что переводится как «Город пророка».

Интересы Медины и Мекки со временем стали соприкасаться, в основном из-за пересечения торговых путей. Это привело к нескольким битвам между городами.

Сражения имели религиозную подоплеку. Мекка до сих пор была сплочена вокруг идолов во главе с Хубалом, а Медина была мусульманской и поклонялась Аллаху.

В одной из решающих битв главный враг Мухаммеда Абу Суфьян, поднимая боевой дух солдат, восхвалял мекканских идолов, повторяя: «Возвышайся, Хубал». Мухаммед и его сторонники кричали в ответ: «Аллах еще выше».

В конечном счете победил Аллах. Единый бог оказался выше человечка с золотой рукой. Мекка была завоевана Мухаммедом и сдалась без боя. Мусульмане пришли в город и уничтожили всех идолов, населявших Каабу. Хубал был повержен, а запретное место сбора очищено от камней. Мекка сбросила с себя язычество и превратилась в новый центр исламского мира. Вокруг Каабы вскоре была построена Запретная мечеть, а вход в Мекку со временем закрыли для всех не-мусульман.

Но все же один идол в Каабе остался. Это был Черный камень.

До сих пор он вмонтирован в один из углов Каабы и обрамлен серебряной оправой. Во время паломничества, нарезая круги вокруг Каабы, мусульмане, каждый раз проходя мимо Черного камня, салютуют ему, посылая воздушный поцелуй со словами «Аллаху акбар». После завершения паломничества камень надлежит поцеловать.

Этот факт — сильнейший укол от критиков ислама и по сути отголосок арабского язычества.

Коран

После взятия Мекки Мухаммед уже строил планы завоевания Сирии, но этим планам не дано было свершиться. Пророк умер, не дождавшись грандиозных побед Арабского государства.

Не увидел Мухаммед при своей жизни и Коран.

Мухаммед читал свои проповеди, но никогда не записывал их. Откровения Аллаха передавались из уст в уста, по памяти, отдельными фрагментами. Впервые стихи начал собирать в единую книгу халиф Усман спустя 20 лет после смерти Мухаммеда.

Первые версии Корана давали простор для разночтений. Дело в том, что в арабском языке всего 3 гласные буквы, которые пишутся только для ударного слога. В остальных слогах арабы пишут только согласные буквы, а гласные не используют вообще. Поэтому, если не знать контекста, одно и то же слово можно прочитать десятком разных способов.

Только к концу 7 века арабы догадались ввести специальные надстрочные знаки — огласовки. С огласовками арабский стал так же прост для чтения, как и любой европейский язык.

Отсутствие единого литературного арабского языка привело к появлению семи версий Корана. Каждая версия была адаптирована для диалектов племен, населявших Аравию. В конечном итоге в 10 веке текст Корана был окончательно огласован и принят в одной редакции — на диалекте курайшитов.

Но было уже поздно. К тому времени Арабский халифат уже завоевал полмира, и Коран в разных редакциях распространился по разным странам. До сих пор существует как минимум 5 редакций Корана, которыми пользуются в разных странах. В сумме этими редакциями пользуется 5% мусульман, а отличия между ними минимальные. Например, где-то вместо «мы» написано «я» и все в таком духе.

Следующая проблема Корана заключается в порядке стихов. По какой-то причине собиратели книги не стали размещать их в хронологическом порядке, как получал их Мухаммед. Вместо этого стихи собрали в главы, а главы отсортировали в порядке убывания длины. Коран начинается с самых длинных глав, содержащих более 200 стихов, а заканчивается короткими главками всего из 4—5 строчек.

Именно поэтому Коран так тяжело читать. Например, первый стих, ниспосланный Мухаммеду в пещере, идет под номером 96. Содержание книги не читается как единое целое, состоит из отдельных отрывков рассказов, библейского сюжета и наставлений. Отрывки повторяются на протяжении всего Корана, постоянно в новой форме, то дополняя, то противореча друг другу.

Все это не было бы так важно, если бы не абсолютная вера мусульман в богосотворенность Корана.

Мусульмане считают, что Коран был не написан, а сотворен Аллахом и существовал всегда. Исламская традиция считает Коран совершенной книгой, которая ниспослана самим богом и никогда не изменялась ни в одной букве. Мусульмане верят, что Коран содержит ответы на все вопросы. Порой их тяжело найти, но это уже проблема не книги, а её трактовки. Коран в глазах мусульманина существует только на арабском языке. Все его переводы — это просто пояснительные записки.

Что же видит в Коране наука?

Книгу, записанную через 20 лет со слов слушателей Мухаммеда и «озвученную» спустя еще век; искусственно отсортированную в порядке убывания длины, с кучей противоречий, архаизмов и несвязных фрагментов.

Безусловно, это великий памятник культуры.

5 фактов о религии в Саудовской Аравии

Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман на встрече в Лондоне 7 марта 2018 года. (Дэн Китвуд/WPA Pool/Getty Images)

С тех пор как его отец стал королем Саудовской Аравии в 2015 году, наследный принц Мохаммед бин Салман предпринял решительные шаги, чтобы изменить политическую и экономическую жизнь своей страны. Но 32-летний наследник престола также начал смягчать строгие религиозные правила королевства, пообещав вернуться к «умеренному исламу». Среди изменений, которые он инициировал: предоставление женщинам права водить машину, повторное открытие кинотеатров и ограничение широких полномочий религиозной полиции.

Вот пять фактов о религии в Саудовской Аравии — стране, которая является родиной ислама и поэтому имеет особое значение для мусульман всего мира.

1Саудовская Аравия имеет молодое и быстро растущее мусульманское население. По данным Pew Research Center, в королевстве проживает более 30 миллионов человек, и примерно 93% из них исповедуют ислам. Страна официально является мусульманской страной, и большинство саудовских мусульман — сунниты. Однако шиитское меньшинство составляет примерно от 10% до 15% населения. Кроме того, Саудовская Аравия — молодая страна: в 2015 г. около 56% мусульман королевства были моложе 30 лет. Прогнозируется, что число мусульман в Саудовской Аравии увеличится на 51% в период с 2015 по 2050 г., хотя их доля в мировом Ожидается, что мусульманское население останется небольшим и составит около 2%.

2В Саудовской Аравии находятся два самых священных города ислама: Мекка, где родился пророк Мухаммед, и Медина, где он похоронен. Ежегодно во время хаджа миллионы мусульман со всего мира едут в Мекку, чтобы совершить шестидневное паломничество к святыне Каабы. Хотя хадж требуется один раз в жизни каждому трудоспособному взрослому мусульманину, который может себе это позволить, приверженцы веры также отправляются в Мекку в другое время года, чтобы совершить более короткое добровольное паломничество умра.

3Правительство Саудовской Аравии придерживается ультраконсервативной ваххабитской интерпретации Корана. Ваххабизм зародился как социальное и религиозное реформаторское движение в 18 веке и тесно связан с основанием и укреплением Саудовского королевства. Ваххабизм призывает к буквальному толкованию Корана и включает в себя строгое соблюдение религиозных кодексов и обычаев. На протяжении десятилетий ваххабитскую доктрину поддерживали священнослужители, управляющие судебной системой, и религиозная полиция. Но недавно наследный принц Мухаммед выступил против клерикального истеблишмента и даже лишил религиозную полицию права производить аресты.

4Правительственные ограничения на религию в Саудовской Аравии «очень высоки», согласно отчету исследовательского центра Pew за 2017 год, в котором рассматривались религиозные ограничения по состоянию на 2015 год. Королевство является одной из 23 стран из 198, включенных в исследование, чтобы заработать это различие, наряду с такими странами, как Китай, Египет и Иран. Царство пустыни попадает в эту высшую категорию ограничений, потому что оно соответствует многим критериям Центра; например, конституция не допускает свободы вероисповедания, правительство вмешивается в практику отправления культа, а религиозные символы, такие как одежда, регулируются законом. Саудовская Аравия также имеет «высокий» рейтинг в нашем индексе социальной враждебности, который измеряет агрессию со стороны частных лиц, организаций или групп в обществе, например, притеснения на религиозной почве и терроризм.

5Молодые саудовские женщины являются одними из самых образованных в мусульманском мире. Несмотря на законы, требующие от женщин иметь опекуна-мужчину — ограничение, которое обычно препятствует их социальной мобильности и доступу к работе — молодые саудовские женщины более образованы, чем их коллеги-мужчины. Согласно отчету Pew Research Center, по состоянию на 2010 год около трети (35%) саудовских женщин в возрасте от 25 до 34 лет имели как минимум высшее образование по сравнению с 28% мужчин. Это большое отличие от предыдущих поколений. Например, только 3% саудовских женщин в возрасте от 55 до 74 лет получили высшее образование по сравнению с 16% мужчин в этой возрастной группе. Хотя этот недавний образовательный прогресс не поднял саудовских женщин до уровня США, например, где 48% женщин в возрасте от 25 до 34 лет имели высшее образование, Саудовская Аравия, тем не менее, опережает других влиятельных лиц в регионе, таких как Египет (19%) и Иран (16%).

Далия Фахми — старший писатель/редактор, специализирующийся на вопросах религии в Исследовательском центре Пью.

СООБЩЕНИЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

Борьба за ислам: Турция, Саудовская Аравия и Иран на Балканах

Балканы известны своим этническим и религиозным разнообразием, что является результатом имперского наследия, географического положения региона и религиозных игр центральную роль в обществе и политике. Согласно исследованию, проведенному в 2018 году, около 60% опрошенных на Балканах считают себя религиозными, а в Косово и Северной Македонии этот показатель достигает 80%. Это сопоставимо с 30-40% в континентальной Европе, исключая Италию.

Мусульманские общины на Балканах, долгое время лишенные политической и экономической власти, стали мишенью для других стран с мусульманским большинством, которые борются за лидерство над своими единоверцами, составляющими 25% населения региона. Борьба отражает соперничество за то, кто и каким образом должен выступать в качестве покровителя мусульман по всему миру, в том числе на Балканах.

Турция, Саудовская Аравия и Иран были основными конкурентами в этой региональной гонке. Эти три страны сильно различаются по своему историческому следу, экономическому и политическому присутствию и местным сетям. Их объединяет, однако, использование ислама для оказания мягкой силы как по формальным, так и по неформальным каналам. Ислам веками использовался в качестве источника силы во внешней политике, но остается значительная неопределенность в отношении того, как исламские страны рассматривают религию как средство проявления мягкой силы. Эта стратегия появилась совсем недавно, в последние два десятилетия или около того, и Балканы, похоже, стали новой ареной соперничества между Турцией, Саудовской Аравией и Ираном. В этом документе будет обсуждаться, как они стремятся оказывать влияние, как региональные акторы реагируют на их инициативы и достигают ли эти три страны своих целей в регионе.

Турция: спорный, но важный игрок

«Мы пригласили Турцию в нашу страну в 1990-х годах, чтобы они оказывали услуги мусульманам в нашей стране. Мы думали, что таким образом сможем предотвратить движения ваххабитов и салафитов. Но с начала 2000-х мы боремся с политическим исламом, пришедшим из Турции». Это заявление Михаила Иванова, советника бывшего президента Болгарии Желю Желева по делам меньшинств, отражает значительную двойственность в отношении Турции.

В 1990-х годах по приглашению балканских правительств Турция вошла в регион, опираясь на общее наследие Османской империи и извлекая выгоду из окончания холодной войны. Diyanet, Управление по делам религий Турции, открыло офисы в Болгарии, Албании и Северной Македонии. Он также начал строительство мечетей и отправил духовенство и обучающих имамов в ключевые страны, такие как Босния и Герцеговина, Сербия и Косово. Таким образом, Турция восстановила некоторое влияние в регионе, из которого она ушла с распадом Османской империи в начале 20 века. Анкара также взаимодействовала по неофициальным каналам: т.е. гражданские группы, такие как спорное Движение Гюлена и политически влиятельный Орден Накшибанди. Несмотря на эти инициативы, политическая нестабильность и экономический кризис XIX в. 90-е помешали Турции в полной мере воспользоваться своим присутствием. Турецкие элиты и институты по-прежнему были заняты внутренними делами и внешними вызовами безопасности, такими как соперничество с Грецией, а Балканы отошли на второй план в списке приоритетов.

Приход к власти Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 году привел к изменениям, так как она представила программу, основанную на принципах Европейского Союза и свободного рынка, донося сообщение о том, что ислам и демократия полностью совместимы. Несмотря на это многообещающее начало, последующий авторитарный поворот лидера ПСР Реджепа Тайипа Эрдогана, особенно после 2016 года, поставил ислам в центр турецкой политики. Это было связано с тремя факторами и оказало серьезное влияние на Балканы.

Во-первых, Эрдоган хотел использовать свое влияние на Балканах и среди их мусульман во внутренней политике. ПСР столкнулась с религиозными группами, такими как Движение Гюлена, и эта битва вышла за пределы Турции. Как по историческим, так и по социологическим причинам Балканы стали заметной ареной этой борьбы, и ПСР делала упор на ислам как на главное преимущество.

Во-вторых, Эрдоган использовал экономические средства для получения влияния, которое он не мог установить напрямую. Турция активизировала свое участие через Диянет, строя мечети и другие религиозные учреждения, а также поддерживая исламские общины. Хотя в этом нет внутренней проблемы, существует мнение, что поддержка Турции обусловлена ​​внутриполитическими приоритетами Эрдогана и что она отдает предпочтение суннитам по сравнению с другими мусульманами в регионе.

По словам высокопоставленного чиновника из Албании, «эпоха ПСР для Турции началась как важный и обнадеживающий процесс для Балкан. Но я не могу сказать, что последующие события и политика, разработанная для региона, были очень полезными. Мы видим религию и связанную с ней политику почти в каждом выпуске». Этот момент подчеркивался во многих других интервью, но следует отметить, что активность Турции — палка о двух концах, поскольку многие балканские мусульмане получают выгоду от политики Анкары, в то время как другие группы не учитываются.

Третья причина активности Турции в религиозной сфере заключается в том, что Турция столкнулась с конкуренцией со стороны Саудовской Аравии и, в меньшей степени, Ирана. Эти два государства также стремились распространить свое влияние в регионе посредством религиозных и культурных связей.

Саудовская Аравия: растущее религиозное влияние благодаря экономической мощи

Хотя интерес Саудовской Аравии к Балканам возрос лишь недавно, она начала действовать в регионе сразу после окончания холодной войны. Монархия Персидского залива стала значимой для балканских мусульман из-за хаджа, особенно когда студенты и духовенство начали ездить в Саудовскую Аравию в середине 19-го века.90-х и установил прочную связь. Именно это заставило Турцию занять более конкурентную позицию, поскольку она считала Юго-Восточную Европу своей территорией.

Саудовская Аравия также расширила свое присутствие и завоевала уважение среди мусульман благодаря помощи, которую она оказала во время боснийской войны. В то время как Турция признала лидерство Запада в многостороннем подходе к конфликту, включая введенное ООН эмбарго на поставки оружия, Эр-Рияд оказывал материальную поддержку боснийскому правительству.

Начиная с 1990-х, саудовцы начали продвигать свою версию ислама. Хотя суфийский ислам более заметен на Балканах, монархия Персидского залива и ее пуристское толкование религии добились определенных успехов, особенно среди молодежи. По словам сербских официальных лиц, ваххабизм распространился в конце 1990-х годов и стал влиятельным среди экономически неблагополучных общин, например. в мусульманском районе Санджак, а также среди помаков-мусульман и рома в Болгарии. Несмотря на то, что США занесли его в черный список, фонд аль-Харамейн, косвенно поддерживаемый правительством Саудовской Аравии, имеет влияние в регионе, особенно среди молодежи. Эта организация обычно нацелена на молодежь всего региона (как и турецкие организации). В 2009, албанские власти арестовали активистов, связанных с фондом, вызвав одобрение в Вашингтоне.

Распространение ваххабизма насторожило власти нескольких стран. Например, Сербия пытается ограничить свое влияние в Санджаке. В других странах ваххабитские учебные заведения и мечети, как правило, ведут скрытную деятельность. Босния и Герцеговина, напротив, была гораздо более снисходительной и открыла мечеть короля Фахда ибн Абдель Азиза Аль Сауда в 2000 году, через пять лет после Дейтонских соглашений. Это была самая большая мечеть в регионе, пока в 2015 году Турция не начала строительство Великой мечети Тираны в Албании, которое продолжается до сих пор. В 2015–2016 годах, примерно во время терактов в Париже, в Боснии велись острые дебаты по поводу «реинтеграции» ваххабитов, часто живущих изолированно, в основную мусульманскую общину. Как и в случае с деятельностью Турции в регионе, местные мусульманские общины и элиты по-разному относятся к религиозной деятельности Саудовской Аравии.

Иран: экспорт ислама через транснациональные сети

Как и Саудовская Аравия, Иран относительно поздно пришел на Балканы и не имеет ни исторических связей, ни экономического присутствия, которыми обладает Турция. Тот факт, что подавляющее большинство балканских мусульман являются суннитами (ханафитского направления, преобладающего в Турции), также ограничивает привлекательность шиитского ислама Тегерана. Тем не менее, есть неортодоксальные общины, такие как бекташи и алевиты (кизилбаши), которые были более восприимчивы к иранскому влиянию. Кроме того, Исламская Республика приняла активное участие, воспользовавшись политической динамикой и событиями в регионе.

Как и суннитские монархии, Иран сыграл заметную роль во время боснийской войны. Сообщается, что Корпус стражей исламской революции (КСИР) отправил боснийским правительственным силам несколько тонн оружия. Его советники и инструкторы также помогли создать управление военной разведки для возглавляемой Сараево армии, сражающейся с войсками Республики Сербской, сепаратистского образования, в котором доминируют сербы. Дейтонские соглашения о прекращении войны и установлении международного протектората ООН сделали Иран менее значимым для боснийских политических элит. Напротив, Турция получила место в Совете по выполнению мира и предоставила миротворческий контингент для миссий НАТО на местах. Саудовская Аравия также продолжала участвовать благодаря своим финансовым силам, работе благотворительных организаций и росту общин ваххабитов в Боснии.

С середины 1990-х годов Иран переключил свое внимание на гражданское общество и религию. В 1996 году, после того как западные державы потребовали от боснийских властей выслать иранских советников и сотрудников службы безопасности, Тегеран учредил Институт Ибн Сины. Его основной деятельностью является публикация научных и популярных научно-популярных книг на боснийском/хорватском/сербском языках, в том числе произведений аятоллы Рухоллы Хомейни и аятоллы Али Хаменеи, других выдающихся шиитских авторов и некоторых западных интеллектуалов. Институт Ибн Сины наладил связи с факультетом исламоведения Сараевского университета и вскоре открыл филиал за пределами Сараево. Иранским организациям удалось закрепиться в соседнем Санджаке, опираясь на теологов и активистов, некоторые из которых перешли в шиизм. Тем не менее, эти вторжения не привели к политическому влиянию, и Иран отстает от Турции и Саудовской Аравии с точки зрения влияния.

Помимо Боснии, Албания также была в центре внимания операций мягкой силы Ирана. Это не случайно, поскольку неортодоксальный орден Бекташи приветствовали в Албании в 1920-х годах после того, как Мустафа Кемаль Ататюрк отменил суфийские тарикаты в Турции. Возрождение религиозности в 1990-х годах, особенно бекташизма, после падения атеистического коммунистического режима открыло дорогу мусульманским силам, включая Иран. В 1995 году Тегеран организовал фонд «Саади Ширази» для развития ирано-албанских культурных связей. Работая в тандеме с посольством Ирана, фонд наладил связи с известными интеллектуалами и лицами, формирующими общественное мнение. Влияние Ирана распространилось в 2000-х годах через сеть организаций гражданского общества, таких как Фонд Корана, поддерживаемый Организацией медресе за рубежом (Сазман-е Мадарес-е Харедж аз Кешвар), Университет Аль-Мустафа, Фонд Фллади под председательством албанца. Шиитский священнослужитель и Фонд Руми. В середине 2000-х эти организации имели доступ к общественным вещателям и могли распространять свои сообщения среди более широкой аудитории.

Безусловно, наступление Ирана на обаяние достигло предела. Сильные прозападные группы в Албании, а также в Косово всегда выступали за взаимодействие с США и ЕС. Иран также категорически отказывается признать независимость Косово. Кроме того, в качестве жеста правительству США в 2013 году Тирана согласилась принять у себя «Народных моджахедов» (Mujahedin e-Khalq, MEK), противоречивую иранскую группу сопротивления, выступающую против правительства в Тегеране. Переезд МЕК в Албанию в 2016 году сделал страну мишенью тайных операций служб безопасности Тегерана. В 2018-19 гг., например, албанская полиция сообщила, что они предотвратили заговор сил Кудс КСИР с целью нападения на членов МЕК. Это было воспринято как ответ на политику «максимального давления» США на Иран, объявленную примерно в то время администрацией Трампа. Тегеран рассматривал МЕК как доверенных лиц США и как часть плана смены режима в Иране, выдвинутого членами команды Трампа, такими как советник по национальной безопасности Джон Болтон. Таким образом, Албания стала ареной противостояния Запада и Ирана в дополнение к трехсторонней гонке между Турцией, Саудовской Аравией и Исламской Республикой за влияние на мусульман региона.

Заключение

Стратегия и тактика Турции, Саудовской Аравии и Ирана на Балканах показывают, что к «мягкой» религиозной мягкой силе следует относиться с недоверием, поскольку эти страны экспортируют и эксплуатируют веру в имя силы. Во-вторых, внешнее развертывание религии является расширением самой идентичности государства и внутренних структур. Такие факторы, как характер лидера, правительственная организация и возможности государства, влияют на способность государства оказывать влияние на религиозную сферу. Эта ситуация говорит о том, что государства не могут использовать религию как одномерный инструмент мягкой силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *