Монархия или республика: реальность и перспектива
Автор(ы): Цамаев Рахман Рамзанович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017» (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 4478
Показать PDF версию Монархия или республика: реальность и перспектива
Цамаев Рахман Рамзанович,
студент 3-го курса
Чеченского Государственного Университета,
г. Грозный
E-mail: [email protected]
Каждое государство имеет свое устройство, не только предписанное в основных законах, но и осуществленное на деле, причем нередко бывает так, что жизнь вносит заметные изменения и дополнения в предписанный правопорядок. В зависимости от положения своего главы — государство может быть монархией и республикой. Если глава государства получает свои полномочия наследственно (основные законы указывают тот род или «царствующий дом», в котором эти полномочия передаются по наследству) и на всю жизнь, и притом свободен от всякой ответственности за свои деяния, то он имеет титул монарха, а государство является монархией.
Не случайно в древности повсеместно существовала вера в божественность фараонов, императоров, царей. Монарх выступал как воплотившаяся частица божества, из чего следовало его безапелляционное право повелевать и быть верховным судьей. Монархическое сознание иерархично: его носители чтут культуру ранга и субординации в человеческих взаимоотношениях.
Республиканское правосознание тяготеет к растворению индивидуально-личностного начала в коллективном. Даже на ключевом посту, во главе государства ему не нужна яркая индивидуальность, а предпочтительнее рядовой политик из числа обывателей, избираемый на определенный срок премьер-министром или президентом.
Мир современных монархий многообразен. Политическая наука выделяет в наши дни две разновидности монархии: абсолютную и ограниченную (конституционную).
Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением в руках монарха всей полноты государственной власти: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. Так, Саудовская Аравия — это абсолютная теократическая монархия, где король духовный глава, он же возглавляет законодательную и исполнительную власть.
Ограниченная (конституционная) монархия — это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом.
Парламентарная монархия — это форма правления, при которой существует ограничение власти монарха (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др.). Монарх выполняет представительную функцию, являясь символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Особый интерес представляет Великобритания. Здесь законодательная власть принадлежит монарху и парламенту.
Республика как историческая форма правления появилась позже монархии. Эта форма возникала в более благоприятных климатических условиях: например, Древняя Греция и Рим. Первые республики возникли в рабовладельческом обществе, но наибольшее развитие республиканская форма правления получила в XX в. (в самом начале XX века в Европе было три республики). Главное отличие республики от монархии, это принцип принятия решений путем голосования, а не наследования. В политологии принято различать три типа республики по принципу руководства страной: президентская, парламентская и смешанная.
Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах общества. Он — глава государства и одновременно исполнительной власти. Формирует правительство, которое ответственно только перед ним. Президент избирается в результате всенародного голосования (США, Бразилия, Казахстан и др.).
Парламентская республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте (Италия, ФРГ, Израиль).
Смешанные (полупрезидентские) республики — отличаются сильной президентской властью. Правительство в них ответственно и перед президентом, и перед парламентом (Франция, Португалия, Украина)..
Подводя итог всему сказанному, заметим, что, несмотря на то, что республика считается более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией не завершен и по сей день. Таким образом, видно, что четкой границы между плохой и хорошей формами правления в современном мире не существует. Монархия и республика являются перспективными формами правления, но лишь при условии стабильного экономического развития и наличия высокой гражданской культуры в обществе. Основной спор: монархия или республика — это реальность и перспектива еще не завершен.
Литература
- Зазнаев О.И. Преимущества и недостатки президентской, парламентской и полупрезидентской систем// Социально — гуманитарные знания. — 2006 . — № 5. — с. 133–144
- Мехедов В.Д. Гражданин, политика и власть глазами политологов и студентов — Брянск: Курсив,2012. —143 с.
Иран и Саудовская Аравия: исламская республика способна «принуждать к миру»?
© EPA-EFE/ABEDIN TAHERKENAREH
После четырех раундов переговоров в Багдаде в 2021 году казалось, что разговор между Тегераном и Эр-Риядом по нормализации отношений зашел в тупик. Новых встреч после октября не было, а власти обеих стран продолжали как мантру повторять, что ситуация улучшится только в том случае, если противоположная сторона изменит свое поведение.
Однако под занавес прошлого года надежда на улучшение все-таки замаячила — власти Саудовской Аравии согласились выдать визы трем иранским дипломатам для открытия офиса Тегерана в Организации исламского сотрудничества в Джидде. В конце января текущего года иранское представительство, остававшееся закрытым шесть лет, возобновило работу.
Читайте также
ВМС США утверждают, что задержали шедшее из Ирана судно с грузом для хуситов
Это событие было, конечно, воспринято как жест доброй воли со стороны исламской республики. И вот уже посол Ирана в Ираке Ирадж Масджеди заявляет, что скоро состоится пятый раунд переговоров в Багдаде. Более того, иранский МИД на редкость добродушно воспринял новость об объединении энергетических сетей Саудовской Аравии и Ирака. Хотя до этого Тегеран видел поставку электричества «нуждающемуся иракскому народу» своей неотъемлемой сферой интересов. Таким образом, 2022 год имеет шансы стать новой, более мирной страницей в истории двух стран.
Полвека непримиримой борьбы
Все началось в 1979 году. Исламская революция в Иране радикальным образом изменила не только облик самой страны, но и баланс сил в регионе. Вместо светской монархии, оплота американского влияния и союзника Израиля, на ближневосточной сцене появилась радикальная революционная теократия, стремившаяся любой ценой изменить существующий статус-кво.
По стечению обстоятельств этот же год стал поворотным и для Саудовской Аравии. 20 ноября 1979 года группа религиозных фанатиков, обвиняя саудовские власти в коррупции, низкопоклонничестве перед Западом и всевозможных грехах, захватила Мекку со множеством заложников. Кровавая осада главной исламской святыни длилась две недели и унесла жизни нескольких сотен человек. Пророческие заявления мятежников о наступлении Страшного суда и прихода махди (мессии) им не помогли — все они были либо убиты в ходе операции по освобождению заложников, либо казнены сразу после теракта.
Для Эр-Рияда это событие имело долгоиграющие последствия. Организаторы теракта обвиняли короля Халида ибн Абдул-Азиза в чрезмерной либеральности. В ответ монарх дал исламским консерваторам больше полномочий, начался консервативный крен, который впоследствии продолжили его преемники. Саудовское государство за несколько лет превратилось из пассивного хранителя мусульманских святынь в ревностного глобального миссионера ваххабизма.
Читайте также
Как президент Роухани не стал спасителем иранской нации
К 1980-м годам складывается пазл непримиримого противостояния. Реакционная Саудовская Аравия и революционный Иран становятся неизменными полюсами турбулентного Ближнего Востока. Суннитская монархия и шиитская республика, оплот влияния США и антиколониальные силы с лозунгом «Смерть Америке!», арабы и иранцы — все факторы словно нарочно совпали для поддержания высокого градуса политической борьбы.
Этапы противостояния
Первым толчком для начала опосредованной борьбы стала ирано-иракская война 1980–1988 годов. Саудовская Аравия активно поддерживала Саддама Хусейна в борьбе с Тегераном в затяжном конфликте. В 1982 году новой точкой столкновения стал Ливан после появления проиранской партии «Хезболлах», которая противостояла саудовским усилиям влиять на ситуацию в этой стране. Наконец, в настоящее поле битвы превратился хадж (паломничество) в Мекку — ежегодно иранская делегация вступала в столкновения с саудовскими силами безопасности. Апогеем стал июль 1987 года. Конфликт между иранскими паломниками и силами безопасности королевства перерос в ожесточенную схватку, в которой погибло около 400 иранцев, несколько тысяч людей разных национальностей получили ранения.
После горячих 1980-х наступил период разрядки. В Иране по завершении войны с Ираком умер основатель республики аятолла Рухолла Хомейни, к власти пришли умеренные силы. Иранские президенты Али Акбар Хашеми Рафсанджани и Мохаммад Хатами в 1990-е годы пытались нормализовать отношения с Западом. Этот период совпал с этапом внутренней трансформации в Саудовской Аравии. Соперничество Тегерана и Эр-Рияда не прекратилось, но его интенсивность временно спала.
Конец умеренному этапу положило вторжение США в Ирак в 2003 году. Американская интервенция разрушила сложившийся баланс сил в регионе. Естественный противовес иранскому влиянию в лице государства Саддама Хусейна уничтожили, а новую государственность на его месте быстро создать не получилось. Ирак на долгие годы превратился в несостоявшееся государство (failed state), став ареной противостояния внешних игроков, включая Саудовскую Аравию и Иран. При этом иранские навыки «ловли в мутной воде» оказались заметно успешнее саудовских, в результате Багдад все больше попадал под влияние Тегерана.
Читайте также
Консервативный реванш: Раиси уверенно победил на выборах в Иране при минимальной явке
Саудовская Аравия, впрочем, не сдавалась, и прогрессу проиранских шиитских группировок в Ираке и Ливане пыталась противопоставить поддержку суннитских радикалов. На новый уровень противостояние вышло после «арабской весны». Волна протестов, всколыхнувших Ближний Восток, открыла новые горизонты для опосредованного столкновения главных региональных доминантов. В Сирии Эр-Рияд начал деньгами и оружием снабжать суннитских боевиков, воюющих против дружественного Тегерану правительства Башара Асада. Нестабильность в Йемене стала поводом для начала саудовцами полноценной войны против движения «Ансар Аллах» (хуситы), которое считается союзником Ирана.
Догматические различия в процессе борьбы уверенно уступили место политической целесообразности. Сирийских алавитов и йеменских зейдитов шиитами можно назвать только с изрядной долей фантазии. Однако иранские правоведы моментально обнаруживают здесь идеологическую близость. Оно и понятно, ведь главная цель — противостоять мировому западному империализму, оплотом которого является Саудовская Аравия. Эр-Рияд, в свою очередь, тоже не сильно привязывался к исламским догмам, активно сотрудничая не только с американцами, но и с Израилем.
2 января 2016 года властями Саудовской Аравии был казнен аятолла Нимр ан-Нимр, шиитский богослов, критиковавший правительство и призывавший к соблюдению прав религиозных меньшинств. В ответ иранские демонстранты ворвались в саудовское посольство в Тегеране. Считается, что это послужило причиной разрыва дипломатических отношений между двумя странами. Однако, по большому счету, причин и без этого хватало. Разрыв отношений стал логичным продолжением многолетней «войны по доверенности».
Границы враждебности
Кажется, что Иран и Саудовская Аравия загнаны в бесконечный круг состязания. Обе стороны слишком сильны, чтобы проиграть противоположному лагерю. Одновременно противники чрезмерно вовлечены в региональные процессы, чересчур честолюбивы и упорны, чтобы отступить. Наконец, Тегеран и Эр-Рияд хорошо чувствуют собственную уязвимость и боятся недожать и уступить друг другу в одной из ключевых точек столкновения интересов, число которых с годами только растет.
Пусть возможности не безграничны, но обе стороны также далеки от истощения. Весь комплекс противоречий делает противостояние предельно устойчивым, а эфемерность прокси-войны ставит лишь временные цели. Победа не просто сложна, но, похоже, невозможна в принципе. В таком режиме борьба может продолжаться бесконечно, сменяя один круг эскалации на другой.
Читайте также
Латентный трампизм. Что ждет переговоры по ядерной сделке с Ираном?
Однако, несмотря на всю глубину неприязни сторон друг к другу, конфликт Саудовской Аравии и Ирана никогда не переходил в открытое противостояние. Оба государства давно осознали непомерную цену прямой военной конфронтации и даже в пиковые периоды своего соперничества сумели ее избежать.
Кроме того, история отношений двух стран знает примеры не только нарастания напряженности, но и разрядки. О конце вражды речи пока не идет, однако создание красных линий, определение общих сфер влияния и, наконец, начало диалога на постоянной основе — задачи вполне выполнимые.
Назревшая разрядка
Потребность в деэскалации для Тегерана стала очевидна еще задолго до прихода к власти президента Эбрахима Раиси. Вопреки расхожему мнению, речь скорее не о дефиците финансовых ресурсов. Модель прокси-войны, которую исповедует Иран, отличается относительной дешевизной. Бойцы «Хезболлах» в Ливане, «Аль-Хашд аш-Шааби» в Ираке или хуситы в Йемене вооружены преимущественно простым огнестрельным оружием и по экипировке скорее напоминают партизанские отряды. Даже наделавшие шуму иранские беспилотники по степени затрат — это совсем не танки с самолетами. Тегеран умеет воевать по средствам, и на свои внешнеполитические авантюры деньги найдет при любом уровне санкций.
Проблема здесь скорее в том, что продолжающиеся войны Иран совсем не обязательно будет выигрывать. Исламская республика нарастила свое влияние на Ближнем Востоке в 2000-е и в начале 2010-х годов, но последние пять лет речь почти исключительно о том, как удержать нынешние позиции.
Кроме того, существует проблема человеческого ресурса. В самом Иране желающих воевать на дальних подступах не так много, поэтому в той же Сирии приходится привлекать афганцев или ливанцев. Бесконечные удары израильских и американских ВС по позициям проиранских формирований тоже не проходят бесследно. В самих арабских странах отношение к Ирану положительное только среди шиитских слоев общества — то есть и здесь ресурс совсем не бесконечный. Большинство арабов, как показывают опросы, иранцев воспринимают даже хуже, чем угрозу со стороны Израиля.
Читайте также
Как талибы могут защитить Иран от наркотиков, беженцев и ИГ
Призывы к Саудовской Аравии наладить диалог начались еще при президенте Хасане Роухани. Однако здесь важную роль сыграл американский фактор. Пока президентом был настроенный на перезагрузку отношений с Ираном Барак Обама, в Эр-Рияде еще были сомнения и колебания. Хотя тот же нобелевский лауреат мира вполне открыто поддержал войну Саудовской Аравии против Йемена, так что сигналы были противоречивыми. Когда же к власти пришел Дональд Трамп, все стало предельно однозначным — США намерены давить на Иран до последнего. Саудовцы попытались воспользоваться ситуацией и присоединиться к кампании «максимального давления» на Тегеран. Впрочем, эта тактика серьезных дивидендов не принесла.
Иран, в свою очередь, придерживался стратегии «принуждения к миру». С одной стороны, звучали постоянные призывы к Эр-Рияду начать диалог. С другой, хуситы беспилотниками наносили удары по территории Саудовской Аравии, иранские хакеры атаковали важные объекты, принадлежащие монархии, время от времени происходили взрывы саудовских танкеров. При этом представители МИД Ирана постоянно подчеркивали, что США и Израиль не могут обеспечить безопасность региональных государств. А значит, проблему можно решить только путем диалога.
И похоже, что иранцы достучались. Атаки вроде ударов БПЛА по предприятиям саудовской национальной нефтяной компании Saudi Aramco в Абкаике и Хурайсе в 2019 году наглядно продемонстрировали: ни США, ни американское вооружение безопасность Саудовской Аравии гарантировать не могут. К тому же все более отчетливо вырисовывается долгосрочный тренд на сокращение Вашингтоном своего присутствия на Ближнем Востоке. Таким образом, в будущем Эр-Рияд может остаться один на один с Тегераном. Такая перспектива не может не беспокоить суннитскую монархию.
Наконец, важным фактором стал приход к власти в Иране консерваторов. Раиси, понимая экономические и социальные проблемы страны, стремится найти какие-то поводы для оптимизма, которые можно предъявить населению. Ядерная сделка и мир с саудовской стороной могут стать важными аргументами. Тем более что при реформаторах Тегеран потерпел неудачу на обоих упомянутых направлениях.
Эр-Рияд, в свою очередь, не без основания полагает, что консерваторы гораздо ближе к ключевой фигуре, определяющей долгосрочную политику Ирана — духовному лидеру Али Хаменеи, — а также к Корпусу стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана). Таким образом, гарантии Раиси скорее будут играть вдолгую, нежели реформатора Роухани.
Начавшийся диалог между сторонами и первые шаги навстречу друг другу уже говорят о положительных сдвигах в региональной политике. Хотя оптимизм на этом направлении возможен только ограниченный, поскольку базовые причины соперничества никуда не денутся. Как уже было сказано выше, история отношений двух стран знала периоды нормализации. Однако не стоит забывать и об обратном: после разрядки следовал новый этап, когда конфликт Ирана и Саудовской Аравии вспыхивал с новой силой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru
Ваш источник информации о глобальном бизнесе
- Дом
- Глобальные идеи
- По странам
- Саудовская Аравия
- Правительство
Ключевые цифры
- Глава государства:
- Король Салман бин Абд аль-Азиз Аль Сауд
- Глава правительства:
- Король и премьер-министр Салман бин Абд аль-Азиз Аль Сауд
Обзор
- Государственное наименование:
- Королевство Саудовская Аравия
- Конституция:
- Поскольку Саудовская Аравия является абсолютной монархией, в стране нет юридически обязательной писаной конституции. Однако Основной закон Саудовской Аравии был принят королевским указом в 1992 году. Основной закон описывает обязанности и процессы растущих институтов, но недостаточно конкретен, чтобы считаться настоящей конституцией. В нем также говорится, что Коран и Сунна являются конституцией страны.
- Тип правительства:
- Монархия
Герб Королевства Саудовская Аравия
Индекс экономической свободы
Каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе десяти свобод, где 100 представляет наибольшую степень экономической автономии от государственного вмешательства. Источник: Фонд наследия (2019 г.)
Рейтинг странового риска
С
Очень неопределенные политические и экономические перспективы и бизнес-среда со многими неприятными недостатками могут оказать существенное влияние на платежное поведение корпораций. Вероятность корпоративного дефолта высока.
Источник: Coface (2020)Государственные учреждения
Основные силы | Процесс выборов | Избирательный цикл 1 | |
---|---|---|---|
Исполнительный | Королевская семья доминирует в политической сфере Саудовской Аравии. Огромная численность семьи (сотни только в основной семье) позволила семье контролировать большинство важных постов в королевстве. | Наследственный. | Наследственный |
Судебный | Высокий суд обладает юрисдикцией в отношении дел, связанных с серьезными наказаниями. | Назначен королевским указом. | До увольнения монархом |
Законодательный | Совет Министров отвечает за разработку законопроекта, который будет представлен королю. | Назначен королевским указом. | До увольнения монархом |
Региональные торговые блоки
Лига арабских стран
Участие международной организации
[2]Экологические соглашения
[3]Налоговая информация
[2]- Налоговый орган:
- Информация недоступна
- Название налога:
- Информация недоступна
Источники:
- Руководство по выборам http://www. electionguide.org/
- EY, http://www.ey.com
- Всемирный справочник ЦРУ, https://www.cia.gov/the-world-factbook/
- Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/
Монархии Ближнего Востока
Саудовская Аравия, абсолютная монархия, основанная на исламе суннитского толка и обладающая вторыми по величине запасами нефти в мире, поддерживает дружеские отношения с Западом, особенно с Соединенными Штатами.
Цель обучения
Рассмотреть историю королевской семьи Саудовской Аравии и то, как они оставались у власти
Ключевые моменты
- Саудовская Аравия, которая была объединена из четырех регионов в 1932 году ее первым королем Ибн Саудом, когда-то была единым целым. из беднейших стран мира, но быстро стал одним из самых богатых в арабском мире после открытия огромных запасов нефти в 1938.
- С тех пор его заявленные внешнеполитические цели заключаются в том, чтобы сохранить свою безопасность и свое главенствующее положение на Аравийском полуострове, а в качестве крупнейшего в мире экспортера нефти поддерживать отношения сотрудничества с другими нефтедобывающими и крупными нефтепотребляющими странами.
- Следовательно, у него хорошие отношения с Западом, особенно с Соединенными Штатами, как со стратегическим союзником в области энергетики и безопасности.
- Саудовская Аравия является абсолютной наследственной монархией, управляемой королем, и королевская семья доминирует в политической системе.
- Огромная численность королевской семьи позволяет ей контролировать большинство важных постов в королевстве, а также участвовать и присутствовать на всех уровнях управления.
- Ультраконсервативное религиозное движение ваххабитов в рамках суннитского ислама было названо «преобладающей чертой саудовской культуры», поскольку его глобальное распространение в значительной степени финансируется за счет торговли нефтью и газом.
Ключевые термины
- Ислам суннитского толка
- Крупнейшая конфессия ислама. Его название происходит от слова Сунна, относящегося к примерному поведению исламского пророка Мухаммеда. Разногласия между этой сектой и мусульманами-шиитами возникли из-за разногласий по поводу выбора преемника Мухаммеда и впоследствии приобрели более широкое политическое значение, а также богословское и юридическое измерение.
- абсолютная монархия
- Форма монархии, при которой один правитель имеет верховную власть, не ограниченную никакими письменными законами, законодательными органами или обычаями. Часто, но не всегда, это наследственные монархии. Напротив, в конституционных монархиях власть главы государства проистекает из конституции или законодательного органа и юридически ограничена ими.
Саудовская Аравия, официально известная как Королевство Саудовская Аравия, является арабским государством в Западной Азии, занимающим большую часть Аравийского полуострова. Территория современной Саудовской Аравии ранее состояла из четырех отдельных регионов: Хиджаз, Неджд и части Восточной Аравии (Аль-Ахса) и Южной Аравии (Асир). Королевство Саудовская Аравия было основано в 1932 Ибн Сауда. Он объединил четыре региона в единое государство посредством серии завоеваний, начавшихся в 1902 году с захвата Эр-Рияда, родового дома его семьи, Дома Саудов. Саудовская Аравия с тех пор была абсолютной монархией, фактически наследственной диктатурой, управляемой по исламским принципам. Ультраконсервативное религиозное движение ваххабитов в рамках суннитского ислама было названо «преобладающей чертой саудовской культуры», поскольку его глобальное распространение в значительной степени финансируется за счет торговли нефтью и газом. Саудовскую Аравию иногда называют «Страной двух священных мечетей» в связи с Аль-Масджид аль-Харам (в Мекке) и Аль-Масджид ан-Набави (в Медине), двумя самыми святыми местами в исламе.
Новое королевство было одной из самых бедных стран в мире, зависящей от ограниченных доходов от сельского хозяйства и паломничества. В 1938 году в районе Аль-Ахса вдоль побережья Персидского залива были обнаружены огромные запасы нефти, а полномасштабная разработка нефтяных месторождений началась в 1941 году под контролем США Aramco (Arabian American Oil Company). Нефть обеспечила Саудовской Аравии экономическое процветание и значительные политические рычаги влияния на международном уровне. С тех пор Саудовская Аравия стала крупнейшим в мире производителем и экспортером нефти, контролируя вторые по величине запасы нефти в мире и шестые по величине запасы газа. Королевство отнесено Всемирным банком к категории стран с высокими доходами и высоким индексом человеческого развития и является единственной арабской страной, входящей в группу крупнейших экономик G-20. Однако экономика Саудовской Аравии наименее диверсифицирована в Совете сотрудничества стран Персидского залива, в ней отсутствует какой-либо значительный сектор услуг или производства (кроме добычи ресурсов). Страна подверглась критике за ограничения прав женщин и применение смертной казни.
Нефть в Саудовской Аравии: Даммам № 7, первая коммерческая нефтяная скважина в Саудовской Аравии, добыла нефть 4 марта 1938 года. С тех пор Саудовская Аравия стала крупнейшим в мире производителем и экспортером нефти, контролируя вторые по величине запасы нефти в мире. и шестое место по запасам газа.
Саудовская Аравия — абсолютная монархия. Однако, согласно Основному закону Саудовской Аравии, принятому королевским указом в 1992 году, король должен соблюдать шариат (исламское право) и Коран, а Коран и Сунна (традиции Мухаммеда) объявлены конституцией страны. . Никакие политические партии или общенациональные выборы не допускаются. Критики считают это тоталитарной диктатурой.
В отсутствие общенациональных выборов и политических партий политика в Саудовской Аравии осуществляется на двух разных аренах: внутри королевской семьи, Аль-Сауда, и между королевской семьей и остальным саудовским обществом. За пределами Аль-Сауда участие в политическом процессе ограничивается относительно небольшим сегментом населения и принимает форму консультаций королевской семьи с улемами, племенными шейхами и членами важных коммерческих семей по важным решениям. Об этом процессе саудовские СМИ не сообщают.
Король совмещает законодательные, исполнительные и судебные функции, а королевские указы составляют основу законодательства страны. Король также является премьер-министром и председательствует в Совете министров (Меджлис аль-Вузарах), в который входят первый и второй вице-премьер-министры и другие министры.
Королевская семья доминирует в политической системе. Огромная численность семьи позволяет ей контролировать большинство важных постов в королевстве, а также участвовать и присутствовать на всех уровнях управления. По оценкам, число принцев составляет не менее 7000 человек, при этом наибольшая власть и влияние принадлежат примерно 200 потомкам Ибн Сауда мужского пола. Ключевые министерства обычно зарезервированы для королевской семьи, как и тринадцать региональных губернаторов. Королевская семья политически разделена на фракции, основанные на клановой принадлежности, личных амбициях и идеологических различиях.
Абдул Азиз ибн Сауд, первый король Саудовской Аравии, правил 21 год. В 1953 году Сауд из Саудовской Аравии стал королем Саудовской Аравии после смерти своего отца, до 1964 года, когда он был свергнут в пользу своего сводного брата Фейсала из Саудовской Аравии после ожесточенного соперничества, подогреваемого сомнениями в королевской семье по поводу Сауда. компетентность. В 1975 году Фейсал был убит своим племянником, принцем Фейсалом бин Мусаидом, и ему наследовал его сводный брат король Халид. Король Халид умер от сердечного приступа 19 июня.82. Ему наследовал его брат, король Фахд, который в 1986 году добавил к своему имени титул «Хранитель двух священных мечетей» в ответ на сильное давление фундаменталистов с целью избежать использования термина «величие» в связи с чем-либо, кроме Бога.
Фахд продолжал развивать тесные отношения с Соединенными Штатами и увеличил закупку американской и британской военной техники. В ответ на гражданские беспорядки король Фахд инициировал ряд ограниченных «реформ». В марте 1992 года он представил «Основной закон», в котором подчеркивались обязанности и ответственность правителя. 19 декабря93, Консультативный совет был открыт. Он состоит из председателя и 60 членов, выбранных королем для реагирования на инакомыслие и внесения как можно меньше фактических изменений в статус-кво.
В 2005 году король Фахд умер, и его сменил Абдулла, который продолжил политику минимальных реформ и подавления протестов. Король провел ряд экономических реформ, направленных на снижение зависимости страны от нефтяных доходов: ограниченное дерегулирование, поощрение иностранных инвестиций и приватизацию. В 2015 году Абдуллу сменил на посту короля его сводный брат Салман.
Саудовская Аравия — неприсоединившееся государство, заявленные цели внешней политики которого заключаются в поддержании своей безопасности и главенствующего положения на Аравийском полуострове, а также в качестве крупнейшего в мире экспортера нефти в поддержании отношений сотрудничества с другими нефтедобывающими и крупными нефтедобывающими странами. страны-потребители.
Политика Саудовской Аравии направлена на сотрудничество со странами Персидского залива, экспортирующими нефть, единство арабского мира, исламскую силу и солидарность, а также поддержку Организации Объединенных Наций. На практике в последние годы основными проблемами были отношения с Соединенными Штатами, израильско-палестинский конфликт, Ирак, предполагаемая угроза со стороны Исламской Республики Иран, влияние цен на нефть и использование своего нефтяного богатства для усиления влияния. ислама и особенно консервативной школы ислама, поддерживаемой правителями страны.
Соединенные Штаты признали правительство короля Ибн Сауда в 1931 году. В 1930-х годах компания Standard Oil начала разведку нефти. До 1943 года в Саудовской Аравии не было посла США, но по мере развития Второй мировой войны Соединенные Штаты начали верить, что саудовская нефть имеет стратегическое значение.
В 1951 году в соответствии с соглашением о взаимной обороне США учредили постоянную военную учебную миссию США в королевстве и согласились оказывать помощь в обучении использованию оружия и других услуг, связанных с безопасностью, для вооруженных сил Саудовской Аравии. Это соглашение легло в основу давних отношений в области безопасности. Соединенные Штаты являются одним из крупнейших торговых партнеров и ближайших союзников Саудовской Аравии, с полными дипломатическими отношениями с 1933, которые остаются сильными и сегодня. Однако отношения Саудовской Аравии с Соединенными Штатами оказались под давлением с конца 2013 года после того, как Соединенные Штаты отказались от своего вмешательства в сирийскую гражданскую войну и потеплели отношения с Ираном.