Сербия в средние века: Историческая память в Сербии • Arzamas

Историческая память в Сербии • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсКак придумать свою историю ЛекцииМатериалы

Что произошло в XIV веке на Косовом поле, как возникла легенда про обмен свободы на вечное спасение и почему она стала аргументом для присоединения к Сербии Косово и других территорий

Рассказала Мария Фалина

Битва на Косовом поле Битва на Косове. Картина Адама Стефановича. 1870 годWikimedia Commons

И в XIX, и в XX веке, да и, наверное, сейчас, самый главный национальный миф в Сербии — это косовский миф, центральной частью которого является миф о бит­ве на Косовом поле, случившейся в июне 1389 года.

В XIV веке единого сербского народа — в нашем сегодняшнем понимании того, что такое нация, — не существовало. На юго-востоке Европы жило христиан­ское (как православное, так и католическое) население, говорившее на южно­славянских диалектах, и было несколько крупных независимых государствен­ных образований: Болгарское царство, Боснийское королевство, княжество Зета (там, где сейчас находится Черногория) и великолепное Сербское государство.

В середине XIV века правитель Сербского государства Стефан Душан очень сильно расширил его территорию и провозгласил себя царем сербов и греков. У него был практически византийский замах, но после его неожиданной смер­ти начался кризис, а после смерти его сына Уроша царство окончательно рас­палось на соперничающие мелкие княжества и королевства. Все эти княжества лавировали, пытаясь поддерживать более-менее мирные и выгодные им отно­шения с другими крупными игроками: на севере это были венгры, ближе на Адриатике — Венеция и престол папы римского.

Между тем с юго-востока в Европу довольно быстро продвигались османы. В 1352 году они переправились через Дарданеллы и вышли на европейскую землю, а уже в 1389-м дошли до Косова поля — это место находится недалеко от Приштины, то есть примерно в центре Балканского полуострова, если в качестве его северной границы взять Дунай. После распада Сербского царства Косово поле вместе с большой частью Косово принадлежало воеводе Вуку Бранковичу.

Но турок там встретили не только его войска, а объединенное войско независимых южнославянских княжеств. Возглавлял его Лазарь Хребе­лянович, один из сербских князей; с ним сражался боснийский король Твртко; были там и другие отряды. Кстати, на стороне османов в этой битве тоже воевали некоторые славянские отряды, которые к тому моменту уже вошли в орбиту Османской империи.

В 1389 году, 28 июня по новому стилю, в День святого Вита, произошла битва на Косовом поле, которая фактически закончилась ничьей: османский султан Мурад I был убит, Лазарь взят в плен и убит, и все стороны понесли страшные человеческие потери. Но у османов еще были войска на востоке, а сла­вяне потеряли свои последние силы. Поэтому в самом конце XIV — начале XV века все еще остававшиеся независимыми княжества потеряли независи­мость — и начались 500 лет османского владычества.

Легенда о Косовом поле

Османы продолжили идти на север, захватили практически весь Балканский полуостров, за исключением узкой полоски земли вдоль Адриатики, дошли до Вены и несколько раз неудачно ее осаждали. Австро-турецкие войны про­должались до конца XVIII века.

Во время войны 1683–1699 годов отряды австрийской армии ненадолго про­дви­нулись далеко на юго-восток, вплоть до Скопье, и местное славянское на­селение их очень поддерживало: потому что они были хоть и католики, но все-таки христиане. Тем не менее австрийской армии пришлось снова отступить назад. Тогда жители территории, которая теперь называется Косово и Метохия, боявшиеся возмездия со стороны османов, получили специальное разрешение императора Леопольда I на то, чтобы уйти вместе с армией. Под предводитель­ством патриарха Арсения Черноевича они переселились в южные области Венг­рии (сегодня этот регион находится на севере Сербии и называет­ся Воево­дина). Это событие называют Великим переселением сербов, посколь­ку оно затронуло огромную массу славянского населения; в 1740 году подня­лась его вторая волна.

Переселенцы основали в Воеводине монастыри, которые стали важными цент­рами знаний и письменности. Там продолжала развиваться традиция эпиче­ских поэм и песен, исполнявшихся гуслярами, которая была характерна вообще для всей балканской народной культуры. Эти песни были очень попу­лярны и в XVIII, и в XIX веке; они существовали во множестве региональных вариан­тов, и, конечно, их знали все жители этих венгерских территорий, куда пересе­лились сербы.

Внутри этой традиции в XVIII веке сформировался так называемый косовский цикл, в основе которого лежала легенда о битве на Косовом поле. Сюжет такой: Лазарю Хребеляновичу перед битвой явился святой Илия и предложил выбрать между победой в битве или вечным спасением сербского народа. Лазарь, как хороший правитель и христианин, конечно, выбрал вечное спасение. Эта леген­да положила начало мифу, который называется мифом о Небесной Сербии, суть которого в том, что сербы — богоизбранный народ (это, естественно, свой­ство далеко не только сербского национального самосознания, почти все евро­пей­ские нации в том или ином виде подчеркивают свою богоизбранность).

Смерть Мурада I. 1870-е годы© Mary Evans / DIOMEDIA

Этот миф содержит много интересных деталей. Например, Вук Бранкович, кото­рый изначально выступал на стороне Лазаря, в середине битвы, видя, что победа славянскому войску не светит, перешел на сторону османов, чтобы сохранить своих людей. В сербской мифологической интерпретации он — предатель, который подвел Лазаря к пленению и унизительной смерти. Вуку Бранковичу противопоставляется Милош Обилич, мифологический персонаж, который в конце битвы притворился, что сдается османам, а когда предстал перед султаном Мурадом I, зарезал его, за что, конечно, был растерзан на месте султанской охраной.

Возрождение косовского мифа

В начале XIX века на сербских территориях, которые находились под властью Османской империи, началось антиосманское движение, и в конце концов Сербское княжество получило автономию (формально оставаясь в составе империи). Там начали появляться политические и государственные институты: зародилась какая-то парламентская жизнь с политическими партиями и нача­ли формироваться представления о том, куда сербы идут и чего хотят, в том чи­сле и в территориальном плане — что именно должно входить в Сербское государство.

Вообще, центр сербской интеллектуальной жизни находился на севере, в Нови-Саде и Будапеште. Но эти территории оставались в составе Австро-Венгерской империи, и там сербы жили в довольно мирных условиях: у них было образо­вание на сербском языке, церковная автономия и свой «сабор» — выборный орган церковно-культурной автономии. Кроме того, Австро-Венгрия была слиш­ком мощным государством, чтобы с ним соперничать, — и, соответ­ствен­но, расширение территории за Дунай было малореалистичным.

А вот на юге было Косово, которое все еще оставалось в составе Османской империи. И тут им пригодился этот самый косовский миф — потому что мало того, что Косово — это центр средневекового Сербского государства, где нахо­дятся все сербские монастыри и святыни, но там еще и произошла Косовская битва, где была решена судьба сербского народа на 500 лет вперед и где сербы были отмечены Богом.

Конечно, в песнях косовского цикла перечислялись раз­ные князья, участвовавшие в битве, но в первую очередь она воспринима­лась как битва и поражение именно единого сербского народа.

Вук Караджич. Фотография Анастаса Йовановича. 1850-е годыWikimedia Commons

В середине XIX века сербский лингвист, фольклорист и просветитель, главный деятель национального литературного возрождения, автор реформы сербского языка Вук Караджич среди прочего издал сербские народные песни, и в том числе песни косовского цикла. Это была не первая публикация этих текстов, но благодаря Караджичу возникала их стандартная, как бы официальная версия.

На протяжении всего XIX века — то есть весь период национального становле­ния и строительства государства — вся сербская национальная идеология, неважно, правая или левая, бесконечно использовала в качестве аргумента то, что Сербия — избранная, она долго страдала ради высшей цели, и теперь это дает ей моральное право на то, что было нужно данной политической силе в данный момент.

Наконец, по итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Сербское кня­жество формально получило независимость и в 1882 году провозгласило себя королевством. Пик возрождения косовского мифа пришелся на период балкан­ских войн 1912–1913 годов, когда территория Косово была присоединена к Серб­скому королевству.

Интересно, что миф о битве на Косовом поле возник не только у сербов. Албан­цы, которые тоже участвовали в битве, запомнили ее немного иначе. В XIX веке албанцы боролись за освобождение от Османской империи, и в их интерпрета­ции легендарный Милош Обилич, якобы зарезавший султана, из серба превра­тился в возможного незаконнорожденного сына албанской матери — а значит, в символ многовековой борьбы за восстановление албанской независимости.

Косовская битва в XX веке

Политическая роль косовского мифа сохранялась и в XX веке: каждый раз, когда в Югославии возникали противоречия разных национальных интере­сов — сербов и хорватов, сербов и боснийских мусульман, сербов и албанцев, — сербы всегда в первую очередь использовали косовский аргумент, поскольку это якобы давало им моральное право на главенство.

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево 28 июня 1914 года. 1914 год© DeAgostini / DIOMEDIA

Это усилилось одним совпадением: 28 июня — то есть в годовщину битвы — произошло несколько исторических событий, три из которых были особенно важными. Во-первых — убийство Франца Фердинанда, австрийского эрцгер­цо­га и наследника австро-венгерского престола. После Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Босния перешла под управление Австро-Венгрии, хотя фор­мально оставалась частью Османской империи. В 1908 году Австро-Венгрия, воспользовавшись случившимся в Стамбуле кризисом, аннексировала Боснию, и она стала и де-факто, и де-юре частью Австро-Венгерской империи. Сербское национальное движение между тем видело все основания для того, чтобы при­соединить часть боснийских территорий к Сербскому королевству, и в Бос­нии действовали сербские националистические радикальные группы. 28 июня 1914 года, то есть в самый важный день для сербского национального самосо­знания, Франц Фердинанд поехал в Сараево, столицу Боснии, с официальным визитом.

Судя по всему, он выбрал этот день случайно, но сербские нацио­на­листы восприняли это как еще один плевок в лицо. Группа студентов попыта­лась убить Франца Фердинанда, и совершенно случайно у них это получилось.

Затем именно 28 июня 1921 года, уже после окончания Первой мировой вой­ны, была провозглашена первая югославская конституция. И наконец, еще одна важная годовщина битвы на Косовом поле — шестисотая: 1989 год, лидер серб­ских коммунистов Слободан Милоше­вич на вертолете прилетает в Косово и там произносит националистическую речь про то, что Косово — это Сер­бия,  С 1969 года Косово было автономным краем в составе Сербии — одной из республик Юго­сла­вии. Подавляющее большинство жителей Косово к этому моменту были албанцами, и сре­ди них все более популярными стано­ви­лись сепаратистские и антисербские настрое­ния. В начале 1980-х годов это выли­лось в антисербские выступления албанских националистов. В 1986 году председателем президиума ЦК Союза коммунистов Сербии стал Слободан Милошевич, сербский нацио­налист. 28 июня 1989 года он приехал в Косо­во на митинг в честь 600-й годовщины Битвы на Косовом поле и произнес речь, обращен­ную к косовским сербам, где, апеллируя к со­бытиям 1389 года, говорил о Косово как об ис­конно сербской земле. пронизанную риторикой косовского мифа — страдания, через которое сербы заслужили право отвоевать для себя эти земли.  

Теги

XIX век
Эксперт
Мифы
Средние века
XVIII век

Разведение кроликов, скупка мертвых душ и поиск невесты: 10 проектов героев русской литературы

Как добивались успеха Чичиков, Вера Павловна, Левин и другие герои русской и советской литературы и что помогло им в запуске проектов и менеджменте

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

12 минут

1/3

Смута на службе патриотизма

Почему предательства и неудачи должны приводить к победе и при чем тут календарные совпадения

Читает Александр Осповат

Почему предательства и неудачи должны приводить к победе и при чем тут календарные совпадения

10 минут

2/3

Отечественная война как национальная идея

Как в России стал то и дело повторяться 1812 год

Читает Александр Осповат

Как в России стал то и дело повторяться 1812 год

13 минут

3/3

Святая Русь как состояние души

Как со временем менялся смысл понятия «святая Русь»

Читает Александр Осповат

Как со временем менялся смысл понятия «святая Русь»

Материалы

Всё, что нужно знать о Николае I, в 10 пунктах 

Рассказывает историк Леонид Ляшенко

Русская идея в семи цитатах

Откуда взялись самые расхожие афоризмы о России и русских

Главные мифы национальных историй

Важнейшие события в исторической памяти Польши, Чили, США и других стран

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

60836 (Сербия в Средние века) — документ (109509)

Документ из архива «Сербия в Средние века», который расположен в категории «». Всё это находится в предмете «история» из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «история» в общих файлах.

Сербия в Средние века

Содержание

1. Сербские земли в VI — первой половине XIV в.

2. Сербия во второй половине XIV — первой половине XV в.

Список использованных источников

1. Сербские земли в VI — первой половине XIV в.

Возникновение и развитие феодальных отношений у сербов. В центральной части Балканского полуострова, к югу от Дуная, в долинах рек Западной Моравы, Дрины, Босны, Неретвы в VI—VII вв. поселились племена, из которых впоследствии сформировался сербский народ. В период раннего средневековья эта область называлась Рашка, Константин Багрянародный называл сербами также обитателей области Пагании, Травунии, Захумья и Боснии. Они подчинили себе местное иллиро-фракийское население, и впоследствии его ассимилировали.

Процесс образования феодального государства у сербов в течение раннего средневековья шел сравнительно медленно. Одной из причин этого являлись географические условия мест их расселения. В Рашке, Дукле, Травунии, Захумье и Боснии горный рельеф не только преобладал, но и все эти области были отделены друг от друга горными хребтами и представляли собой географически замкнутые территории. И хотя некоторые из сербских земель — Дукля, Травуния и Захумье — прилегали к Адриатическому побережью, они оставались мало связанными в хозяйственном отношении с торговыми центрами Адриатики, так как их основная территория была отрезана от побережья горами. Все это обусловило слабые темпы развития производительных сил у сербов и способствовало сохранению экономической и политической обособленности отдельных областей. В период раннего средневековья центр государственного объединения сербов неоднократно перемещался то во внутренние, то в приморские районы.

Как и у других народов Балканского полуострова, распространение христианства у сербов началось вскоре после их переселения. Главенствующую роль в христианизации этих земель играла Византия, которая рассчитывала таким путем расширить свое политическое влияние на славян. Уже на первых этапах распространения христианства сербские земли оказались на стыке двух церковных влияний — западного и восточного. Между Римом и Византией шла постоянная борьба за утверждение своего влияния на этой территории

В VIII—IХ вв. у сербов появились первые государственные образования, которые сложились в Рашке, Дукле (с ХI в. — Зета, позднее — Черногория), Травунии, Захумье и Боснии. Эти политические образования находились под верховной властью Византии, уплачивали ей дань, но были самостоятельны в политическом отношении.

Известно, что в этот период в центре сербских земель — Рашке — правил князь Властимир. Наследниками были его сыновья Мутимир, Строймир и Гойник, поделившие в 840 г. между собой владения отца. В IХ в. уровень развития государственности у сербов был низким, с еще неустановившимся порядком передачи княжеской власти по наследству. Правящая семья смотрела на свои владения не как на этнополитическое целое, а как на собственность. Раздел сербских земель после смерти Властимира между его сыновьями вызвал политическую нестабильность и междоусобную борьбу, в которой победил Мутимир. При нем в сербских землях распространилось христианство по восточному образцу.

После смерти князя Мутимира (891(2) г.) в результате династической борьбы на престол взошел Петр Гойникович, племянник Мутимира, который правил более двадцати лет. Петр сумел несколько стабилизировать внутриполитическое положение в стране, жестоко подавляя сепаратизм феодалов и стараясь сохранить хорошие отношения как с Византией, чей сюзеренитет он признавал, так и с Болгарией. И тем не менее в конце IX — начале X в. сербы были втянуты в политическую борьбу между Византией и Первым Болгарским царством за гегемонию на Балканах.

Другим центром государственного объединения сербов в начале Х в. была область Захумье, где в это время правил князь Михаил Вишевич. Стараясь помешать укреплению Петра Гойниковича в приморских областях, он установил дружеские отношения с болгарским царем Симеоном и спровоцировал военный поход болгар против сербов приморья, в результате которого Петр был захвачен в плен, где и скончался, а князем стал его племянник Павел Бранкович, внук Мутимира. С этого времени в Сербии началась длительная борьба за рашский престол. Византия и Болгария периодически пытались утвердить на нем своего ставленника.

Ослабление Болгарии облегчило восстановление самостоятельного государства в Рашке. Вскоре после смерти болгарского царя Симеона один из членов сербской княжеской фамилии — Часлав Клонимирович — освободил сербские земли от власти болгар. Византия всячески помогала политическому восстановлению Сербии, так как стремилась сделать ее противовесом своим опасным соседям — болгарам и хорватам. При Чаславе сербское государство значительно расширилось, кроме Рашки в него вошли Босния и Травуния. Однако после его смерти (ок. 950.), созданное им государство стало распадаться. Так, известно, что к этому времени Босния уже не входила в его состав.

Утверждение политической самостоятельности сербов осложнялось неблагоприятной внешнеполитической обстановкой. Возникшее в 70-х гг. Болгарское государство во главе с царем Самуилом вело успешное наступление на византийские владения. В конце Х в. в состав державы Самуила вошли и сербские земли, которыми он овладел почти без сопротивления, что говорило об их политической слабости. В 1018 г. держава Самуила пала под ударами византийцев, вместе с болгарами под власть Византии попали и сербы, хотя их зависимость ограничивалась уплатой дани и исполнением других обязательств. В церковном отношении сербские земли подчинялись Охридской архиепископии.

К этому времени центр борьбы за политическую независимость сербских земель и их государственное объединение переместился из внутренних районов Сербии на юго-запад, в населенные сербами приморские области — Дуклю, Травунию и Захумье. Наиболее сильным удельным княжеством стала Дукля, с ХI в. — Зета (современная Черногория). Окраинное положение Дукли в системе византийских владений на Балканском полуострове облегчало борьбу за независимость. Князь Воислав к 40-м годам ХI в. сумел укрепить свою власть на этих территориях и создать самостоятельное Дуклянское государство, независимое от Византии. Его преемник и сын Михаил (1050—1082), поддерживая мирные отношения с Византией, не только укрепил политическое объединение Дукли, Травунии и Захумья, но и подчинил своей власти Рашку. Нуждаясь в международном признании, он принял от римского папы Григория VII в 1077 г. королевский титул. При новом правителе Дукли Константине Бодине (1082—1101) все сербские земли — Зета, Рашка, Травуния, Захумье и Босния были объединены в одно государство. Однако это объединение носило временный характер и не привело к экономической и политической консолидации отдельных областей и укреплению княжеской власти. Вскоре после смерти Бодина начался новый период феодальной раздробленности, что дало возможность Византии вновь усилить свои позиции в сербских землях.

В этот же период в вассальную зависимость от Венгрии попала Босния, исторический путь которой пошел совершенно самостоятельно.

В первой половине ХII в. центром политической истории сербских земель вновь стала Рашка. Ее подъем был связан с правлением жупана Вукана, который стремился расширить свое государство за счет византийских территорий, постоянно воюя с империей.

В середине ХII в. в сербских землях велась ожесточенная борьба за власть между великими жупанами, которая закончилась в конце 60-х гг. победой династии Неманичей.

Возникновение и история государства Неманичей (вторая половина ХII — первая половина ХIV в). Великий жупан Стефан Неманя (1159—1195) — основатель династии Неманичей был одним из наиболее выдающихся сербских князей. Время его правления явилось началом нового этапа в истории средневекового Сербского государства, достигшего расцвета в ХIII — первой половине ХIV в. при его преемниках.

Стефан Неманя добился независимости Сербии от Византии и превратил ее в сильную феодальную державу. Он объединил под своей властью Восточную Сербию, Дунайскую Сербию, Южную Далмацию, Герцеговину, Черногорию, а его сыновья Вукан, Растко и Стефан стали править во вновь завоеванных сербских землях. Стефан Неманя окончательно ликвидировал остатки язычества и утвердил христианство по греческому (православному) обряду. В его правление строились города, крепости, монастыри, церкви и школы. Центром владений Стефана Немани и его преемников был город Раса.

В этот период сербы неоднократно нападали на византийские земли. Несмотря на то, что войны с империей не всегда заканчивались удачно, постепенно в течение более четверти века территория сербского государства расширилась за счет завоеваний земель империи. Стефан отвоевал у нее город Ниш, восточную часть Сербии до самой Софии. Воспользовавшись Третьим крестовым походом, Неманя захватил земли юго-восточной Сербии и западную Болгарию.

Однако в 1190 г. Византия разбила войска Стефана на реке Мораве. По заключенному мирному договору большая часть сербских земель оставалась во владениях великого жупана. Это означало фактическое признание самостоятельности Сербского государства Византией.

Проводя активную внешнюю политику, Неманя стремился укрепить и расширить экономические связи Сербии. В 1186 г. он заключил торговый договор с далматинским городом Дубровником, который получал право свободной и беспошлинной торговли в сербских землях, а сербские купцы имели право вывозить через Дубровник на западноевропейский рынок сербские руды и сельскохозяйственные продукты. Несколько позже право свободной торговли в Сербии было дано купцам из Сплита.

В 1196 г. Стефан Неманя отрекся от престола, передал власть своему сыну Стефану, постригся в монахи, принял имя Симеон и удалился в монастырь на полуострове Афон. Здесь вместе с младшим сыном Саввой (в миру Растко), также монахом, основал сербский Хиландарский монастырь. После смерти в 1201 г. Стефан Неманя был причислен к лику святых.

Политику расширения и укрепления сербского государства продолжил его сын Стефан II, прозванный впоследствии Первовенчанным (1195—1227). Ему также пришлось отстаивать свою власть в постоянной междоусобной борьбе. Сложные международные условия вынуждали Стефана II лавировать между Латинской империей, Венгрией и Болгарией. Чтобы достигнуть международного признания независимости Сербского государства, Стефан упорно добивался получения от римского папы королевской короны. Ради этого он пошел на сближение с Венецией и женился на внучке венецианского правителя (дожа) Дондоло. Наконец в 1217 г. папа Гонорий III даровал Стефану королевский титул, и Сербия стала королевством.

Приняв корону и титул короля из рук католических священников, Стефан в своей политике не стал способствовать распространению католицизма. В 1221 г. он сделал своего брата монаха Савву первым архиепископом Сербии (1221—1237) и добился церковной автокефалии от Константинопольской патриархии. А через год архиепископ Савва перевенчал своего брата по православному обряду. Как первый король Сербии Стефан II получил прозвище «Первовенчанный». Таким образом, в Сербии была создана самостоятельная церковь с сербской церковной иерархией, с богослужением на славянском языке. Это означало окончательную победу православия.

После смерти Стефана Первовенчанного в Сербии началась междоусобная борьба за власть между его сыновьями. В результате в 1240 г. королем стал третий сын Стефана — Урош I (1240—1272). В период его правления сербские земли значительно окрепли в экономическом отношении благодаря развитию горного дела, ремесла и торговли, повысились государственные доходы, что дало возможность Урошу 1 вести войны за приобретение новых территорий. Фактически он начал свое правление с отражения монгольского вторжения 1241 г. и войны с венграми.

В 1276 г. сын Уроша — Драгутин (1272—1275), поддерживаемый венграми, выступил против своего отца и занял сербский престол. Вскоре под давлением сербских феодалов Драгутин отказался от трона в пользу своего родного брата Милутина с условием, что после него престол наследует сын Драгутина Владислав. Для периода правления Милутина (1282—1321 гг.) характерно дальнейшее укрепление центральной власти и активная внешняя политика. В 1281 г. он отвоевал у Византии Северную Македонию, а в 1286 г, женившись на венгерской принцессе Елизавете, в качестве приданого получил от Венгрии Боснию. На востоке своих владений Милутин развязал войну с Болгарией (1293—1296) , которая завершилась миром и женитьбой сербского короля на сестре болгарского царя. Болгария вынуждена была пойти на некоторые территориальные уступки в пользу Сербии. Новая успешная война в 1299 г., на этот раз с Византией, закончилась новым браком Милутина с дочерью византийского императора АндроникаII — Симониде (1300). Подстрекаемый женой-византийкой, Милутин приказал ослепить Стефана (который , однако потерял зрение не полностью) и отправить в ссылку в Византию. Под конец своего правления Милутин примирился с сыном Стефаном, вернул его из ссылки и завещал престол.

Сын Милутина — Стефан Урош III (1321—1331), получивший прозвище «Дечанский» по названию основанного им монастыря в селе Дечаны, вынужден был также бороться за престол со своими братьями. Утвердив свою власть, он начал войну с Болгарией, стремясь присоединить Македонию. В битве у Велбужда в 1330 г. сербы разгромили болгар. Эта победа определила ведущее место Сербии среди ослабевших в это время балканских государств. Однако сербские феодалы были недовольны Стефаном Дечанским, так как он не использовал победы для дальнейшего продвижения в Византию и Болгарию. Его сын Стефан организовал заговор, в результате которого король был свергнут, заточен в Дечанский монастырь, где и был убит. Народная молва приписывала убийство его сынуСтефану, который якобы собственными руками задушил отца. Эта полулегенда дала Стефану зловещее имя Душан. При Стефане Душане (1331—1355) средневековая Сербия достигла наивысшего могущества и стала крупнейшей державой Юго-Восточной Европы, хотя и ненадолго. Душан был человеком очень честолюбивым, упорно добивающимся своих целей. Его детство прошло при византийском дворе, он был хорошо знаком с византийскими порядками и обычаями. К 23 годам, когда Душан вступил на престол, у него была уже четкая программа внешней политики государства, которой он следовал на протяжении своего правления. Прежде всего, она заключалась в борьбе против слабеющей Византии, завоевании ее балканских владений и создании нового сербо-греческого государства во главе с династией Неманичей.

Медиевисты на карте > Сербия > Учреждения

Институт истории

Институт истории был основан 21 мая 1947 года как один из первых научных институтов Сербской академии наук с целью изучения экономических, социальных, политической и культурной истории сербского народа, а также его отношений с южными славянами и другими балканскими народами, а заодно совершенствовать и развивать все отрасли исторической науки. Институт сбора источников 1908–1918, основанный профессором Станое Станоевич в 1922 году, представлял собой предшественника Института истории.
Виктор Новак был назначен первым директором Института, а Георгий Острогорский — его заместителем. До 1961 года институт был подразделением Сербской академии наук и искусств, а затем по решению правительства Сербии стал отдельным учреждением.
Кафедра византиноведения просуществовала до 1948 г. и создания Института византологии как самостоятельного учреждения. Отдел древностей был передан Археологическому институту в 1952. При создании Института новейшей истории и Института истории рабочего движения — Отдел изучения национально-освободительного движения стал не нужен, а Отдел вспомогательных исторических наук был присоединен к отделу. средневековых исследований. Таким образом, хронологически область интересов Института истории была ограничена периодом от средневековья до начала 20 века, точнее, до 19 года.18 и создание Югославии.
Директорами института были: академик Виктор Новак (1947–1953), Илья Синдик (1954–1958), академик Мита Костич (1958–1961), академик Йорьо Тадич (1961–1969), Реля Новакович (1970–1973), Даница Милич (1973–1987), Славенко Терзич (1987–2002), Тибор Живкович (2002–2010) и Срджан Рудич (2010–). Все режиссеры, кроме двух, были медиевистами, а нынешний также является исследователем Средневековья.
На данный момент существует два проекта, посвященных исключительно изучению средневековой истории, в которых участвуют в общей сложности 19 человек.исследователи (действующие или на пенсии), историки, искусствоведы, археологи, антропологи и филологи-классики по образованию.

 Номер III47025: Этногенез сербов в средние века: сравнительный анализ историко-культурного наследия, генетического материала и артефактов материальной культуры с точки зрения аналитической химии – Ирена Цвиянович (руководитель проекта), Александр Узелак, Игорь Стойич, Деян Булич, Деян Црнчевич, Драгана Кунчер, Владета Петрович.

 Номер 177029: Средневековые сербские земли (13–15 -й век): политические, экономические, социальные и правовые процессы — Джуро Тошич (руководитель проекта), Марица Малович-Дукич, Биляна Маркович, Срджан Рудич, Невен Исайлович, Ивана Коматина , Милош Иванович, Александр Крстич, Драгич Живойнович, Александра Фостиков, Александр Яковлевич, Елена Глушац.

Институт византологии Сербской академии наук и искусств

Институт археологии

Институт этнографии Сербской академии наук и искусств

Институт балкановедения Сербской академии наук и искусств

Институт музыковедения Сербской академии наук и искусств

Институт сербского языка Сербской академии наук и искусств

[Проект Растко] Йованка Калич — Расция

./../slike/bcgrnd_p.gif» valign=»top»>

Йованка Кали

Источник:
Сербские вопросы на Балканах , Белградский университет, издательство — Географический факультет, Белград, 1995.

Средневековое Сербское государство, постепенно формировавшееся на территории Византийской империи, чаще всего обозначалось двумя терминами — «Сербия и Рашка» (Рашка). Первый термин совершенно ясен. Оно имеет этническое происхождение и обозначало земли, заселенные сербами на Балканском полуострове, то есть Государство Неманичей, а затем наследников сербского престола. Оно сохранилось до наших дней. Другой термин долгое время оставался загадочным. Это региональное название одной части сербских земель, которое постепенно стало знаком для всего государства. Почему? Данная статья представляет собой попытку объяснить эту проблему.

До сих пор в литературе высказывались разные предположения о возможном происхождении термина «рашка». Некоторые ученые предполагали, что город Рас передал свое название окрестностям. [1] Другие, однако, приписывали решающую роль реке Рашке, которая протекает в районе современного города Нови-Пазар и впадает в реку Ибар. Последователи этой трактовки находили аналогии на Балканах (Босния, Зета), есть такое мнение, зафиксированное еще в средние века. [2] Однако не зря было замечено, что река Рашка – это небольшая река, не сыгравшая значительной роли в истории сербов, уж точно не такую, как река Босния. [3] Определенную роль в формировании понятия «рашка» можно было бы отвести церковной организации страны, расковскому епископству, но только в определенных хронологических рамках.

Чтобы четко определить научную проблему и решить ее, необходимо найти ответ на следующий вопрос: Когда впервые в исторических источниках появилось слово «Рашка» (Расса, Расция)? Анализ имеющихся исторических источников, а византийские самые древние, показывает, что не было такого термина для Государства сербских жупанов <князей> до середины 12 в. Это основано на анализе текстов Константина VII Багрянородного (10 век) [4] , Иоанна Скилица (11 век) [5] , Анны Комнины (12 век), [6] Иоанна Киннама и Никиты Хониака (XII в.) [7] , т. е. произведений византийских риторов (Феодора Продрома и др.). [8] Все они неоднократно упоминают в своих произведениях «Сербию». Например, крепость Рас упоминается писателями 12 века. Константин Багрянородный связывает термин «Расса» с пограничной территорией между Сербией и Болгарией в 9 веке. [9] Так называемый «раки» (раск) Жупан Вукан, воевавший с Византией в конце XI и самом начале XII века, называет свое Государство Сербией. [10]

Такая же картина получается из дипломатических данных, греческих и латинских. Здесь наиболее важным является Грамота византийского императора Василия II (1020 г.), где среди прочих упоминается и Раскское епископство. [11] Сербские жупаны являются правителями «Сербии», как это было написано в письме императора Исаака II Ангелуса венгерскому королю Беле III, а также в Хартии, данной тем же императором жителям Дубровника в 1192. [12] Наконец, данные, зафиксированные в письме известного греческого писателя, архиепископа Охридского Димитрия Хоматиана, которое он отправил в 1220 г. Савве, архиепископу Сербии, говорят сами за себя. В нем прямо говорится, что «Сербия имеет своего епископа в Расе». [13]

Этот обзор византийских источников, несомненно, приводит к выводу, что в период нахождения Раса под властью Византии не существовало термина «рашка», означающего «сербское государство». Не могло быть и потому, что для Византийской империи Рас был лишь важным административным и церковным центром на сербских землях.

Анализ папских грамот XI-XII вв. также показывает, что в источниках отсутствует термин «Расция». Хартия папы Каллиста II, 1119 г.-1124, выданный для церкви Бар, здесь особенно показателен. Раша не упоминается, упоминается только «Епископство Сербии». [14] Автор так называемых Антиварианских анналов (священник Диоклеи) часто упоминает в своем тексте Расцию (Rassa) и народ Расции, но упоминает «Сербию» среди суфражисток архиепископа Барского. Текст был написан самое раннее, ближе к концу XII века, но тогда обстоятельства уже изменились по своей сути.

Переломным моментом является время Стефана Неманя. В его время сербы окончательно завоевали Расчанский край. В источниках записано, что Стефан Неманья, празднуя победу над своими врагами, построил монастырь св. Георгия «в самом центре Раса» (сегодня Джурджеви Ступови у города Нови-Пазар). При систематических археологических исследованиях этого монастырского комплекса была обнаружена часть надписи основателя с выгравированным годом окончания строительства: 1170-1171. [15] В это время Рас стал центром Сербского Государства, и только тогда были созданы условия для того, чтобы старое название стало привлекательным в своей новой роли. Древнейшие данные, достоверно датированные в этом отношении, дошли из Котора в 1186 году. Тогда в том городе были провозглашены уставы «…при име воеводы (правителя) нашего, Немани, Жупана Рашского». [16] Кроме того, следуют другие источники. Данные есть и в зарубежных источниках. Я бы, например, упомянул Венгерские хроники (Gesta Hungarorum), которые были написаны во времена короля Белы III (1172-119 гг.).6), современник, впоследствии соратник Стефана Неманя. Здесь упоминается «terra Racy» (расская земля). [17] Западноевропейские писатели используют оба термина для Государства Стефана Неманья — Сербия и Раша. Для епископа Пассау Дитпольда, посетившего Ни в 1189 г., Неманья является правителем Сербии [18] гг., а в произведении Ансберта он — «Великий Жупан Сербии и Рашии». Этот параллелизм терминов сохраняется в средние века, иногда он исчезает, уступая место только одному термину.

Иными словами, только со времен Стефана Немани термин «Рашка» становится обозначением Сербского Государства — нового политического и территориального целого в Юго-Восточной Европе. А если использовать точки зрения самого Немани, то это было государство, объединявшее территории от Ни до Котора (Каттаро). К концу 1188 г. Стефан Неманья через своего представителя при дворе германского императора Фридриха I Барбароссы сообщил, что намерен сделать Ни центром своего государства («caput regni»). С другой стороны, известно, что сербский правитель имел свой двор в Каттаро. [21] Границы сербского государства со временем менялись. За этими изменениями последовал термин «Рашка».

«Царство Рашки» много раз фигурирует в источниках дотурецкого периода, так в основном именуется Государство Неманычей в Европе. Подтверждения этому утверждению можно найти в письмах европейских правителей, в практике царских канцелярий, в описаниях сербских земель, в путешествиях и текстах дипломатов. Rascia упоминается в текстах Венгрии, Германии, Италии, Франции, Чехии и так далее. Пусть свидетелем этого будет и великий поэт Данте. В Божественная комедия его он также включил понятие: «il regno di Rassa». [22] Таким образом, «Расский двор» и «Расское царство» стали терминами средневековой европейской цивилизации. Когда боснийский Бан Твртко I был коронован королем «сербов и Боснии» в монастыре Милеева в 1377 году, его называли просто «королем Рашии», а его государство — «Королевством Раски». [23] Принц Лазарь является для Венгрии «принцем Королевства Рашиа», а его сын Стефан Лазареви (1389 г.-1427) — «Деспот Раскии» или Деспот «Королевства Раскии». [24] Титул деспота, высший после императорского при византийском дворе, Стефан Лазарев приобрел во время своего визита: в Константинополь в начале XV века. [25] В одном из документов Джордж Страчимирови Бали назывался «губернатором Зеты в Королевстве Раскиа». [26] Немецкий император и чешский король Карл IV Люксембургский, знаменитый основатель Пражского университета, в свое время написал «расскому королю, дорогому брату» Стефану Душану, с которым его связывала общая язык. [27] Иногда в зарубежных источниках даже Глава Сербской Православной Церкви обозначался просто как «Патриарх Рашкин», что, естественно, существенно отличалось от его официального титула. [28]

Расский центр сербского государства, очевидно, имел некоторые важные черты, которыми он отличался от других в Сербии, и только таким образом региональное название могло получить столь важную роль. С этим мы подходим к образу мышления средневековых людей. Мы видим, как они понимают формирование государства и зарождение власти среди людей. Я преподаю историю Европы более тридцати лет и занимаюсь исследованиями истории старой Расы более двадцати лет. Имея такой опыт, я смело обращаю внимание на важность христианских основ Сербской монархии. Если так трактовать проблему термина «Рашка», то особенно важны два лика: 1. Древность и репутация Расского епископства и 2. Престол Стефана Немани в Расе.

М. Дини давно полагал, что в церковном устройстве страны следует искать разгадку загадочного имени «Рашка». [29] Дальше этого он не пошел. Сегодня у нас есть новые аргументы, позволяющие с большей уверенностью вникнуть в древнейшую историю этого термина.

Сербская традиция, записанная поздно, настойчиво хранила сведения о замечательной древности Раскианского епископского храма. В более поздних Генеалогиях и Анналах сообщается, что церковь Святых Апостолов Петра и Павла (сегодня церковь Святого Петра у города Нови-Пазар) была построена учеником Павла Титом. [30] В свое время И. Руварац посчитал эту новость преувеличением. [31] Однако, если это нельзя было принять буквально, то очевидно, что церковь или апостолы Петра и Павла веками считались очень древним культовым местом. Это в некотором роде подтверждается недавними мультидисциплинарными исследованиями центральной части древнего Раса, которые планомерно ведутся уже давно. Археологические раскопки выявили много новых данных. Самый древний христианский комплекс был обнаружен в районе современных курортов Нови-Пазар и церкви Святого Петра. На курорте Нови-Пазар были найдены два христианских объекта: античный храм 3-го века, который позже был преобразован в христианскую церковь. Затем на том же месте в 6 веке была построена базилика с синтроном в апсиде, что характерно для епископского храма. [32] С другой стороны, сама церковь Святого Петра хранит в своих основаниях долгую историю. Кажется, самым древним христианским объектом на этом месте был мартирий, построенный, вероятно, в конце IV века. Сегодняшний баптистерий в церкви не античный, а берет свое начало со времен перестройки храма в 9 веке. К моменту постройки баптистерия церковь уже лежала в руинах. [33]

Для истории Раскской епархии, а значит и для данной темы, очень показательным фактом является то, что из ряда уже найденных храмов реконструирована именно церковь Апостолов Петра и Павла (Церковь Св. Петра) в средние века и приспособлен для нужд епископского собора. Письменные исторические источники несомненно утверждают, что в Средние века здесь находился престол расских епископов. [34] Таким образом, сегодняшняя относительно небольшая церковь Святого Петра на самом деле является храмом давних христианских традиций. Это всегда приносило церкви особую репутацию. Сербская Православная Церковь, на мой взгляд, фактически сохранила имя Раса до наших дней. Кроме того, следует иметь в виду, что Рашская епархия была главным религиозным центром страны до основания Сербской Автокефальной Церкви во времена св. Саввы (1219 г.). Античные традиции были восстановлены Византией, а затем переняты сербами.

Другой элемент моего обзора касается Государства, Династии. Речь идет о престоле Стефана Неманя в храме апостолов Петра и Павла в Рас. История престола в Европе и в нашей стране, от Шотландии и Англии до России и Расы, уже разобрана в другом месте. [35] Трон везде, и у нас тоже, постепенно становится символом Государства, признаком верховной власти. Он символически, как и корона, представляет собой целостность государства и его непрерывность. Это элемент надличностной власти, он принадлежит не индивидууму, а династии, т. е. сообществу. Вот почему в Средние века говорили, что земли и города принадлежат Трон (или Короне), что различные услуги, обязательства, лояльность и т. д. были причитаются Трону. Так было и в Сербии. Это мнение было зафиксировано в документе времен короля Стефана Уро I (1253 г.). Было написано: «Города и крепости принадлежат Престолу Раски». [36] Хотелось бы отметить, что в Европе в Средние века были различные троны, такие как: стационарные троны, подвижные троны, которые следуют за правителем, троны в храмах или дворах и т.д. Однако «Государственный трон» постепенно различается в соответствии с условиями в каждой стране. Этот термин также существовал в Сербии. Данные были записаны в Анналы Пе. [37] То, что расский трон имел такое значение во времена первого Неманьича, было прямо указано патриархом Иоанном Пе в его письме папе Клименту VIII в 1597 году. Церковь св. место сербских правителей, перед монастырем Зия и Патриаршеством Пе. [38]

Достоверные факты о Престоле Немании в Рашке оставили его сыновья: Стефан Первовенчанный сербский король (1196-1228) и святой Савва в описании отречения Стефана Немани в 119 г. 6. [39] Позднее это передавали также писатели Доментиан и особенно точно Феодосий, монах монастыря Хиландариона на Афоне. [40]

Если эти топографические данные — положение Престола в церкви св. Петра — вписываются в идеологию правителя того времени, основанную на христианском воззрении, что правитель получает свою власть от Бога, или «Dei gratia», как это было раньше Надо сказать, в то время совершенно ясно, что только под покровительством старого и признанного церковного центра в Расе сербское государство могло проложить дорогу сообществу христианских народов Европы. Мнение о том, что Сербия, окруженная Византийской империей и Венгерским королевством, на самом деле принадлежит к кругу стран мира того времени, ясно указал сам Стефан Неманя в Уставе Хиландарионскому монастырю. [41]

Тронная функция Храма Раскианского Епископства означала, что там также было «сиденье», поскольку оно явно восседало Стефаном Первокоронованным сербским королем. Там он получил силу от своего отца. В своем известном труде Биография св. Симеона, он писал, что в XII веке столица Сербии находилась рядом с церковью св. Петра в Расе. [42] Правитель, таким образом, определял местопребывание Государства. Как вообще выглядели эти места в Европе и у нас в период образования государства — это другой вопрос, который у нас, к сожалению, обойден вниманием. «Дома Арчжупана» в Расе упоминаются в 1149 г.. [43] В некоторых случаях рядом со стационарным местом Главы Церкви обычно находилась временная резиденция Короля, путешествовавшего вместе с Двором по стране; обычай, известный в Сербии и других странах Европы довольно давно. Это соединение престола правителя и церковного престола, если смотреть сравнительно, является концепцией византийского происхождения. [44]

Наконец, можно сделать вывод, что важнейшие институты средневекового сербского государства были основаны в районе Раска в период первого Неманьича. Основы Расского Королевства находятся там. Царство, которое Европа приняла как равное себе. Путь к Данте был открыт.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. К. Иреек, История Серба, II /История сербов/ (Белград: Науна книга, 1952), с.3.

2. Anonymi descriptio Europae Orientalis, ed. Г. Попа-Лиссеану, Извоареле истории романилор, II (Бухарест, 1934), стр. 26.

3. М. Дини, «О називима средневековне сербске драве» /О названиях средневекового сербского государства/ в Прилози за книевность, език, историю и фольклор — 32, 1-2 (Белград, 1966), с.30.

4. Константин Porphyrogemms, De administrando imperio, cd. Гы. Моравчик-Р.Дж.Х. Дженкинс (Вашингтон: Думбартон-Оукс, 1967), стр. 144-146, 152-154, 156, 158, 160.

5. Ioannis Scylitzae synopsis historiarum (Berolini, 1973), стр. 353. См. Fontes byzantini historiam populorum Jugosaviae spectantes, III (Белград: САНУ, 1966), стр. 156.

6. Анна Комнин, 9 лет0040 Алексиада. Regne de Ie’mpereur Alexis I Comnene (1 081–1118), изд. Б. Лейб, II (Pans: Mouton, 1943), стр. 148, 157, 166-169, 184; III (Париж: Мутон, 1945), стр. 65-66.

7. Ioannis Cinnami epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum, rec. A. Meineke, (Bonnae, 1836), стр. 102-113, 203-204, 212-213, 288; Nicetae ChoniataeHistoria, rec.J.A.V. Дитен (Беролини, 1975), стр. 90, 92, 136.

8. И. Рац, «Bizanci koltemenyek Manuel Czaszar Magyar Hadjaratairol», в Мадьяр-горог танулманёк, 16 (Будапешт, 1941), стр. 23-24, 32-34. См. Fontes byzantini historiam popuorum Jugoslaviaespectanetes , IV, изд. Г.Острогорский (Белград: САНУ, 1971), с.179.

9. Константин Багрянородный, оп.цил., с. 154.

10. Анна Комнина. Алексиада , II, 167.

11. Х. Гельцер, «Ungedruckte und wenig bekannte Bistumerverzeichnisse der orientalischen Kirche», in Byzantishe Zeitschrift 2 (Мюнхен, 1893 г. ), стр. 45.

12. В. Лоран, «La Serbie entre Byzance et la Hongrie a la veille de la quatrie me croisade», in Revue historique du Sud-Est europeen, 18 (1941), стр. 129-130; T.Smiiklas, Codex Diplomatus regni Crotiae, Dalmatiae et Slavoniae, II (Zagrabiae, 1904), p. 256.

13. JB Pitra, Analecta sacra et classica Spicilegio Solesmensi parata (Parisii, Romae, 1891), стр. 382–384; Г. Острогорский, «Писмо Димитрия Хоматияна Св.Сави и одломак Хоматияновог письмо патриарху Герману о Савином посвеенью», в Светосавски зборник, 2 (Белград: Сербская Кралевская академия, 1939), стр. 102-103.

14. Дж. Кали, «Црквене прилике у сербским землема до стваранья архиепископлье 1219. године», /Церковные условия в сербских землях до основания архиепископства в 1219 г.) в Сава Неманьи-Свети Сава, (Белград: САНУ , 1979), стр. 35-36.

15. Дж. Некови, уреви Ступови у старом Расу / Столпы Джурдже в Старой Расе / (Кралево, 1984), с. 12-13.

16. С.Новакови, Zakonski spomenici srpskih drava srednjega veka /Памятники кодификации в средневековых сербских государствах/ (Белград, 1912), с.22.

17. Г.Попа-Лиссеану, Извоареле истории Романилов, I (Бухарест, 1934), стр. 11-21.

18. Monumenta Germanine Historica, Scriptores, XVI I, 509.

19. A. Chroust, Quellen zur Geschichte des Kreuzzuges Kaiser Friedrichs I, MGH Scriptores rerum Germanicarum, V (Berolini, 1928), стр. 29, 31, 33, 35, 46, 55, 60, 62.

20 Annales Colonienses Maximi, MGH SS XVII, 795-796.

21. В. Орови, «Итие Симеона Неманье од Стевана Первовенаног», в кн. Светосавски зборник, 2 (Белград, 1939), с. 32.

22. Данте Алигьери, Божественная комедия изд. Н. Сапеньо (Милан-Наполи, 1957), ParadisoXX, 140-141.

23. Ширкови, История s rednjovekovne bosanske drave /История средневекового боснийского государства/ (Белград: СКЗ, 1964), с. 138.

24. I.Thalloczy и A.Aldasy, «Magyarorszag mellektartomanyainak okleveltara», in Monumenta Hungariae hijstoria, 33 (Будапешт, 1907), стр. 60-63, 68.

25. Б. Ферджани, Деспоти у Византии и юнословенским землям /Деспоты в Византии и в южнославянских землях/ (Белград: САНУ, 1960), с. 182-187.

26. A.Theiner, Vetera Monumenta Hungariam sacram illustrantia, II (Romae, 1859), p. 165.

27. М. Паулова, «Кириллическая идея в политике Карла IV и фонд монастыря рабов в Праге», в Byzantinoslavica, XI-2 (Прага, 1950), стр. 178-186.

28. М. Пуркови, Srpski patrijarsi srednjega veka / Сербские патриархи средневековья/ (Дюссельдорф: Srpska pravoslavna eparhija Zapadnoevropska, 1976), с. 29.

29. Dini, op.cit., pp. 30-3l.

30. Лж. Стоянови, Старые сербские родословы и летописи / Древнесербские генеалогии и летописи/ (Белград-Сремски Карловцы, 1927), стр. 46, 53, 194.

31. И. Руварац, «Раки епископи и митрополиты», /Расские епископы и митрополиты/ в Glas Srpske kraljevske akademije, 62 (Белград, 1901), стр. 2.

32. А. Йованови, «Римски надгробни спаменик из Новопазарске Банье», /Римский надгробный камень с курорта Нови Пазар/ в Новопазарски зборник, 9 (Нови Пазар, 1985), с. 33.

33. Ю. Нескови, «Петрова црква код Нового Пазара» /Церковь св. Петра близ г. Нови-Пазар/ в Зборник радова Архитектурный факультет Университета у Белграду, 5 (Белград, 1961), стр. 3-33 .

34. Дж. Кали, «Das Bistum Ras», в Pontes Slavici. Festschrift fur S. Hafner (Грац: Akademische Druck u.Verlaganstalt, 1986), pu.l73-177.

35. Дж.Кали, «Престо Стефана Неманье», /Престол Стефана Неманья/ в Prilozi za knjievnost, jezik, istoriju i folklor, 53-54 (Белград: Филолоки факультета, I 987-1988), стр. 21-30.

36. Lj.Stojanovi, Stare srpske povelje i pisma , I/I /Ранние сербские хартии и письма/ (Белград-Сремски Карловцы, 19Vi), с. 207.

37. Лж. Stojanovi, op.cit., p.88.

38. К. Хорват, «Monumenta historica nova historiam Bosnae et provinciarum vicinarum illustrantia», in Glasnik Zemaljskog музей, 21 (Сараево, 1909), с. 58.

39. itije Симеона Неманье od ​​ Стевана Первовенаног, с.39; В.Орови, изд. ивот Св. Симеона Неманье / Житие преподобного Симеона Немани/ в Списи Св. Сохран. I (Белград-Сремски Карловцы, 1928), с.157.

40. Доментижан, ивот света Симеуна и света Саве, изд. . Даний (Биоград, 1865), стр. 41-42; Теодосие Хиландарак, ивот св. Сохраните, изд. Дж. Даний (Белград: Дж. Трифунови, 1973), стр. 38-39.

41. Диджей. Трифунови, В. Белогрли и И. Брайови, «Хиландарска оснивака повелья Св.Симеона и Св.Саве», /Устав Хиландарионского фонда СС Симеона и Саввы/ в Osam vekova Studenice (Белград: Srpska pravoslavna crkva, 1986), стр. 54-55.

42. итие Симеона Неманжия од Стефана Первовенаног, стр. 18-19.

43. Ioannis Cinnami epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum , p. 103.

44. Дж. Дир, «Aachen und die Herrschersitze», in Mitteilungen des Institutes fur osterreichische Geschichtsforschung, 79 (Wien, 1971), стр. 4-5.

Д-р Йованка Кали является профессором средневековой истории Европы на философском факультете Белградского университета. Член-корреспондент Сербской академии наук и искусств в Белграде. Профессор Кали более двадцати лет занимается исследованиями истории старой Рака /Раскиа/. Помимо многочисленных исследований и статей, она также опубликовала несколько книг Белград у среднего века /Белград в средние века/ (1967), Византийски Извори за История народа Югославия, Том IV /Византийские источники по истории югославских народов) (1970) , и Srbi u poznom srednjem veku /Сербы в позднем средневековье/ (1994).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта