Бывшая Югославия: религия и примирение
Почему религиозные лидеры не стали миротворцами на Балканах.В бывшей Югославии национальность в основном совпадает с принадлежностью к определенной религии: если ты серб, то обязательно православный, если хорват, то католик, бошняк – мусульманин. Во времена единой социалистической страны национальность бошняков совпадала с исторической их принадлежностью к исламу и они назывались Мусульманами – это слово писали с большой буквы. Югославия была светским государством, где отношение к религиозным общинам, хоть их и не преследовали, было крайне неблагожелательным. Потом, в конце восьмидесятых годов, настали новые времена. Уже перед распадом большой страны и последовавшими за этим войнами, национальное сплочение каждого из югославских народов произошло в рамках религии. Религия и духовенство получили большую роль в обществе. И именно благодаря этому войны и конфликты в недавнем прошлом приобрели значительное религиозное измерение.
Государство в государстве
Последняя перепись населения, проведенная в Сербии в 2011 году, показала, что религия в стране пользуется огромной популярностью. 94% граждан причислили себя к верующим, а 84% из них сообщили, что они православные. Милан Вукоманович полагает, что это не означает, что граждане, которые причисляют себя к определенной религиозной группе, на самом деле религиозны. «Что касается влияния церкви, то я бы назвал происходящее сейчас в Сербии политическим православием. Это гибрид, возникший в постсоциалистическом и постсветском периоде, когда появилась связь определенных движений, общественных групп, политических партий и церкви», – дает определение процессу Вукоманович. Есть тенденция отвержения светских ценностей общества, а это ставит под вопрос проевропейские ценности, такие как демократия, гражданское общество, плюрализм, религиозная толерантность и права человека, говорит профессор. «Проблема состоит в политизации религии, которая занимает все больше общественного пространства с тенденцией формировать его согласно своим желаниям», – считает он.Сербская православная церковь после пятидесятилетней изоляции теперь имеет особый статус в государстве – несмотря на то что Конституция этого не предусматривает. Церковные символы теперь повсюду – в государственных учреждениях, больницах, школах, военных и полицейских казармах. Православные священники освящают помещения политических партий, религиозные лидеры во время всех государственных торжеств стоят рядом с руководством Сербии.
В исследовании, которое провел среди бошняков – боснийских мусульман профессор Дино Абазович, процент конфессиональной самоидентификации составлял 96%. В Боснии и Герцеговине, как и в Сербии, и во всем регионе, конфессиональная самоидентификация часто является, с одной стороны, последствием социально желательного поведения, а с другой – тесным историческим симбиозом между этнической принадлежностью и конфессией.Возвращение к религии или к вере? Профессор Вукоманович отмечает, что этномобилизация, которая произошла в ходе1990-х годов в бывшей Югославии, установила прочную связь между религиозной, конфессиональной и этнической принадлежностью народов. Так как национальность на том периоде войн оказалась очень важной, она повлекла за собой и религиозность – даже среди тех людей, которые раньше пренебрегали религией. И в нынешнем, послевоенном периоде, и сами церкви, и религиозные общины заняли намного большее пространство, чем они имели в социалистической Югославии. Церковные институты влияют сейчас на культуру, на политическую и общественную жизнь, считает сербский профессор.
А в Боснии и Герцеговине есть такой феномен, заложенный в Дейтонские мирные соглашения: руководство страны и все остальные органы исполнительной власти формируются исключительно на основе этнической, а тем самым и религиозной принадлежности к трем главными конфессиями – исламской, православной и католической.Люди в ситуациях войны и кризисов легко обращаются к тоталитарным и универсальным системам, в том числе к религии, которая провозглашает себя защитницей традиции
Профессор Дино Абазович
Профессор Дино Абазович отмечает, что для Боснии и Герцеговины и региона в целом очень важным фактором возвращения к религии была война после распада Югославии. Религия в таких случаях компенсирует невзгоды жизни. Люди в ситуациях войны и кризисов легко обращаются к тоталитарным и универсальным системам, в том числе к религии, которая провозглашает себя защитницей традиции. Старый тезис гласит: когда сомневаетесь, когда кажется, что попали в безвыходное положение, религия близка. «Нельзя забывать также, что сразу после войны было принято демонстрировать свою религиозную принадлежность. Люди пользовались религией также для того, чтобы достичь некоторых своих земных целей», – говорит Абазович.
Православная церковь в Сербии богатая и привилегированная. В каком-то смысле она находится вне закона – вне финансового и судебного контроля. Она получила обратно конфискованное во времена социализма имущество, в том числе десятки тысяч гектаров земли.
А тем временем обычные граждане все еще ждут, когда к ним применят закон о реституции. Государство не контролирует финансы церковных объединений. Священники как будто не подпадают под действие судов. Известны крупные финансовые махинации некоторых епископов, злоупотребление даже гуманитарной помощью сербам в Косово, а государственные органы на это смотрят сквозь пальцы. Православную церковь сейчас потрясает шумный скандал вокруг епископа Зворницко-Тузланского Василия, который обустроил свой епископский дом как дворец – с позолоченной мебелью. И это на границе Боснии с Сербией, где люди живут крайне бедно. Но проблема даже не только и не столько в этом. Появились видео- и аудиозаписи, фотографии епископа Василия и свидетельства около сорока юношей о том, как сексуально истязал их владыка. Среди них есть и несовершеннолетние. Синод Сербской православной церкви отправил отца Василия на пенсию, но мало кто верит, что он предстанет перед судом. Ведь это не первый подобный случай в рядах высокопоставленных православных священников, который церковь и государство замяли, очевидно, из-за тесной связи церкви и политиков.Церковное милосердие «Если речь идет о Сербии и Сербской православной церкви, то, на мой взгляд, она намного больше занята государственными и политическими вопросами, чем социальными», – говорит социолог Милан Вукоманович. В Сербии чаще можно услышать размышления церковных лидеров о Косово, чем их позицию по поводу экономических и социальных прав населения, которое живет бедно. Церковная верхушка критикует Европейский союз, а тем временем ее представители катаются на дорогих европейских автомашинах, обставляют наместные и епископские дома подобно европейским музеям, отмечает социолог.
В Боснии и Герцеговине же, хоть и медленно, внимание религиозных общин все-таки перемещается с политических тем на социальные вопросы, полагает Дино Абазович. Это касается и католической церкви, и частично исламской общины, и порой Сербской православной церкви, хотя последняя, по мнению Абазовича, заинтересована лишь в территории Республики сербской, а не в остальной территории страны. Замечаются порой попытки открыть взрывоопасный вопрос о самых бедных социальных категориях населения – фактически совершенно бесправных рабочих. Но все это слабо и шепотом.
Войны и их жертвы
Порой складывается впечатление, что каждая из этнически-религиозных общин все еще только свой народ считает жертвой конфликтов и войн и не испытывает сочувствия к другим. Белградский профессор Милан Вукомановичзамечает, что по окончании войн, после 1996 года, и после окончания в 1999 году конфликта в Косово он ожидал намного более активной миротворческой деятельности религиозных общин и организаций. Сейчас у него складывается впечатление, что они вообще эту роль не выполнили. «Получилось так, что политики извинились друг перед другом, хоть в этом и было много политической косметики. А высокопоставленные представители религиозных общин, которые могли сыграть значительную символическую роль, очень мало сделали для примирения, а то, что сделали, не было искренне, не шло от сердца», – говорит Вукоманович.Высокопоставленные представители религиозных общин, которые могли сыграть значительную символическую роль, очень мало сделали для примирения, а то, что сделали, не было искренне, не шло от сердца
Профессор Милан Вукоманович
Может быть, этому не нужно удивляться. Ведь духовенство Сербской православной и католической церквей, исламской общины во время войны поддерживало наиболее экстремистски настроенных людей в своих сообществах. В Боснии и Герцеговине были, например, православные священники, которые с удовольствием появлялись публично с оружием в руках. Да и теперь – с Сербской православной церковью в Сербии крепче всего связаны организации и партии сербских ультранационалистов. Синод Сербской православной церкви выступил с заявлением, в котором жестко осудил руководство Сербии за то, что оно достигло соглашения с албанцами об урегулировании ситуации в Косово. Большинство политических партий, как и значительная часть общественности Сербии, не против этого соглашения. И так происходит на большей части территории бывшей Югославии.
«Для того чтобы говорить о межрелигиозном примирении, в Боснии и Герцеговине пока не сделан очень важный, я бы даже сказал, решающий шаг», – говорит профессор Сараевского университета Дино Абазович. И этот шаг, по его мнению, – внутриконфессиональный диалог. «Я не вижу этого диалога изнутри, между членами одной религиозной общины, о необходимости примирения, о значимости диалога с другими. Ведь у религиозных лидеров в Боснии и Герцеговине нет проблем в коммуникации. У нас есть даже Межрелигиозный совет, в который входит все высокопоставленное духовенство, и у них нет проблем в сотрудничестве. Однако на местах, на нижем уровне, там, где есть реальные проблемы, почти никакого сотрудничества нет», – говорит Абазович.
Ислам в Сербии | это… Что такое Ислам в Сербии?
Мечеть в Призрене, Косово и МетохияИслам — одна из традиционных религий Сербии, присутствующая на её территории в течение многих веков. Мусульмане Сербии в основном исповедуют ислам суннитского толка. По данным переписи 2002 года в Центральной Сербии и в Воеводине проживает около 240 000 мусульман, или 3,2% населения этих территорий. Гораздо больше мусульман проживает в Косово, но их число из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту. Ислама традиционно придерживаются бошняки и албанцы.
Мечеть Байракли в БелградеСодержание
|
История
Ислам на территории Сербии стал широко распространяться вместе с расширением Османской империи в XIV—XV веках. После присоединения средневековой Сербии к Османской империи ислам стал крупнейшей здесь религией. Многие славяне приняли ислам (происходила исламизация), также с востока сюда переселялись турки и другие мусульманские народы.
Согласно данным турецкого путешественника Эвлия Челеби в 1660 в Белграде из 98 000 жителей 21 000 были немусульмане, а 77 000 — мусульмане. [1]
В ходе освобождения сербов от турецкого ига в XIX века мусульмане выселялись, а мечети разрушались.
География
В Центральной Сербии и Воеводине имеется более 190 мечетей, из которых около 120 расположено в Санджаке, 60 — в Южной Сербии и по одной в Белграде (мечеть Байракли), Мали-Зворнику и Суботице. Имеются также два медресе — в Нови-Пазаре и Белграде.
Мусульмане по округам Сербии (перепись 2002)
Доля мусульман в населении округов Сербии (2002)Округа | Численность мусульман, чел. | Доля в населении, % |
---|---|---|
Округ Белград | 20366 | 1,29 |
Северно-Бачский округ | 1180 | 0,59 |
Средне-Банатский округ | 957 | 0,46 |
Северно-Банатский округ | 273 | 0,16 |
Южно-Банатский округ | 937 | 0,30 |
Западно-Бачский округ | 268 | 0,13 |
Южно-Бачский округ | 4074 | 0,69 |
Сремский округ | 384 | 0,11 |
Мачванский округ | 2255 | 0,68 |
Колубарский округ | 43 | 0,02 |
Подунайский округ | 1162 | 0,55 |
Браничевский округ | 1156 | 0,58 |
Шумадийский округ | 592 | 0,20 |
Поморавский округ | 177 | 0,08 |
Борский округ | 885 | 0,60 |
Заечарский округ | 220 | 0,16 |
Златиборский округ | 46844 | 14,95 |
Моравичский округ | 103 | 0,05 |
Рашский округ | 96312 | 33,07 |
Расинский округ | 146 | 0,06 |
Нишавский округ | 1431 | 0,37 |
Топличский округ | 191 | 0,19 |
Пиротский округ | 129 | 0,12 |
Ябланичский округ | 3239 | 1,34 |
Пчиньский округ | 56334 | 24,74 |
СЕРБИЯ (без Косово) | 239658 | 3,20 |
Мусульмане по общинам Сербии (перепись 2002)
№ | Община | Округ | Число мусульман, чел |
---|---|---|---|
1 | Нови-Пазар | Рашский округ | 67 366 |
2 | Прешево | Пчиньский округ | 30 507 |
3 | Тутин | Рашский округ | 28 558 |
4 | Буяновац | Пчиньский округ | 25 595 |
5 | Сьеница | Златиборский округ | 21 149 |
6 | Приеполе | Златиборский округ | 16 968 |
7 | Прибой | Златиборский округ | 6 997 |
8 | Палилула | Белград | 4 722 |
9 | Земун | Белград | 4 533 |
10 | Нови-Београд | Белград | 3 177 |
В четырёх общинах Сербии во время переписи 2002 не зафиксировано ни одного последователя ислама:
- Любовия Мачванского округа
- Жагубица Браничевского округа
- Косьерич Златиборского округа
- Гаджин-Хан Нишавского округа
Источники
- ↑ Abdulah Talundžić. Džamije u Beogradu
Ссылки
- Исламское сообщество в Сербии
- Исламское сообщество Воеводины
- Издательство ICinS
- Исламские исследования
- Мечеть в Суботице
Религии в Сербии | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Православие в Сербии | Ислам в Сербии | Католицизм в Сербии | Протестантизм в Сербии | Иудаизм в Сербии |
Религия в Сербии
Сербия – многоконфессиональная страна. Доминирующей религией является православное христианство (особенно Сербская православная церковь), но есть также многочисленные приверженцы ислама (живущие в основном в районе Рашка (Санджак) и Прешевской долине) и католического христианства (живущие в основном в северной части Воеводины). а также приверженцы других религиозных групп, таких как христиане-протестанты, евреи и другие.
перепись 2002 г.
Согласно последней переписи населения 2002 г. , самыми многочисленными религиозными группами в Сербии (исключая территорию Косово) были:
*евреи = 785
*Приверженцы восточных культов = 530
Православие
Большинство граждан Сербии являются приверженцами Сербской православной церкви, в то время как Румынская православная церковь также присутствует в частях Воеводины, населенных этническим румынским меньшинством. Помимо сербов, этническими группами Сербии, члены которых в основном являются приверженцами православия, являются: черногорцы, румыны, югославы, цыгане, македонцы, украинцы, болгары, русские, греки, влахи и др.
Самобытность этнических сербов исторически в значительной степени основывалась на православии и Сербской православной церкви, вплоть до того, что некоторые сербские националисты утверждали, что те, кто не верен ей, не являются сербами. Однако обращение южных славян из язычества в христианство произошло еще до Великого раскола, раскола между греческим Востоком и католическим Западом. После раскола те, кто жил под православной сферой влияния, стали православными, а те, кто жил под католической сферой влияния, стали католиками. Некоторые этнологи считают, что различная идентичность сербов и хорватов связана с религией, а не с этнической принадлежностью. С приходом Османской империи некоторые сербы и хорваты приняли ислам. Это было особенно, но не полностью, так в Боснии. Самым известным сербом-католиком является Иво Андрич, а самым известным сербом-мусульманином, вероятно, является либо Мехмед Паша Соколович, либо Меша Селимович.
Ислам
:»Основная статья: Ислам в Сербии.»
Ислам является доминирующей религией в Санджаке и Прешевской долине, а этнические группы, представители которых в основном являются приверженцами ислама: боснийцы, мусульмане по национальности, албанцы, горане, турки, арабы, ашкали и египтяне. Меньшее количество этнических рома также являются приверженцами ислама.
Католическое христианство
Католическое христианство распространено в основном в северной части Воеводины, особенно в муниципалитетах с венгерским этническим большинством и в многонациональном муниципалитете Суботица. К этническим группам, члены которых в основном являются приверженцами католического христианства, относятся: венгры, хорваты, буневцы, немцы, словенцы, чехи, шокцы, поляки и др. Меньшая часть цыган, югославов и словаков также являются приверженцами католического христианства. Этнические русины и меньшая часть этнических украинцев являются приверженцами Восточной католической церкви.
Протестантское христианство
Самая большая концентрация протестантских христиан в Сербии находится в муниципалитете Бачки-Петровац, где большинство населения составляют этнические словаки, большинство из которых являются приверженцами протестантского христианства. Некоторые представители других этнических групп (особенно венгры и немцы в пропорциональном отношении и сербы в абсолютном выражении) также являются приверженцами различных форм протестантского христианства. , адвентисты седьмого дня и евангельские баптисты (назаряне). Многие из этих групп проживали в культурно разнообразной провинции Воеводина. Сегодня осталось лишь небольшое количество этих общин.
Иудаизм
:»Основная статья: Евреи в Сербии».
По состоянию на 2002 год в Сербии проживало 785 евреев, большинство из которых проживало в Белграде, Суботице и Панчево.
ee также
*Религия в Воеводине
*Список сербских православных монастырей
теги стран eu4 — Googlesuche
AlleBilderVideosNewsMapsShoppingBücher 900 05suchoptionen
Страны — Europa Universalis 4 Wiki
eu4.paradoxwikis.com › Стран
Все страны в EU4 идентифицируются тегом. Порядок тегов указывает, в каком порядке действия разрешаются между тегами. Например, если Швеция перемещает армию …
Западные регионы Европы · Центральные регионы Европы · Восточные регионы Европы · Латгалия
Список тегов стран — Europa Universalis 4 Wiki
eu4.paradoxwikis.com › title= Listofcountrytags
30.05.2014 · Europa Universalis 4 Wiki. Контент доступен в рамках Attribution-ShareAlike 3.0, если не указано иное.
Список тегов стран EU4 | Читы для EU4
eu4cheats.com › метки стран
Найдите ниже список всех стран и меток стран в Europa Universalis IV. Введите название страны или ее тег страны в поле поиска для поиска.
EU4 (Europa Universalis IV): Список тегов стран — Raider King
raiderking.com › Руководства
03.02.2023 · Все теги стран EU4 состоят ровно из трех букв. Вот почему большинство тегов стран относительно легко понять. Однако, поскольку многие страны …
Идентификатор страны | EU Wiki — Fandom
europauniversalis.fandom.com › wiki › Country_ID
Идентификатор страны — это трехбуквенное обозначение страны в игре. … Страна, Тег, Правительство, Техническая группа, Религия, Культура, Столица …
Тег страны (Europa Universalis II) — EU Wiki — Fandom
europauniversalis.fandom.com › wiki › Country_tag. ..
Теги страны определены в файле text.csv. В списке ниже показаны все теги, доступные в игре. Страны, отмеченные как неигровые, не существуют на …
Тег страны пользовательской нации: r/eu4 — Reddit
www.reddit.com › eu4 › комментарии › country_tag_o…
Используйте команду debug_mode и наведите указатель мыши на провинцию, принадлежащую нации. Он должен показать вам тег. Все пользовательские нации используют D##, поэтому они будут варьироваться от D00 …
Руководство :: Теги стран — Япония — Сообщество Steam
steamcommunity.com › общие файлы › сведения о файлах
06.12.2015 · Теги стран используются чтобы идентифицировать каждую нацию в игре в обычном ванильном игровом процессе. Каждый тег страны представляет собой уникальную комбинацию из трех букв во всех …
Теги стран Hearts of Iron 4 — коды HOI4
hoi4cheats.com › теги стран
Найдите ниже список всех тегов стран HOI4 с возможностью поиска для использования с консольными командами, такими как команда tag.