Сербы вероисповедание википедия: Бывшая Югославия: религия и примирение

Бывшая Югославия: религия и примирение

Почему религиозные лидеры не стали миротворцами на Балканах.

В бывшей Югославии национальность в основном совпадает с принадлежностью к определенной религии: если ты серб, то обязательно православный, если хорват, то католик, бошняк – мусульманин. Во времена единой социалистической страны национальность бошняков совпадала с исторической их принадлежностью к исламу и они назывались Мусульманами – это слово писали с большой буквы. Югославия была светским государством, где отношение к религиозным общинам, хоть их и не преследовали, было крайне неблагожелательным. Потом, в конце восьмидесятых годов, настали новые времена. Уже перед распадом большой страны и последовавшими за этим войнами, национальное сплочение каждого из югославских народов произошло в рамках религии. Религия и духовенство получили большую роль в обществе. И именно благодаря этому войны и конфликты в недавнем прошлом приобрели значительное религиозное измерение.

С тех пор прошло уже пятнадцать, а то и двадцать лет. О том, как определяет себя религия в современных сообществах на территории бывшей Югославии, размышляют два профессора-социолога, занимающиеся вопросами религии, – Милан Вукоманович из Белградского университета и Дино Абазович из Университета в Сараево.

Государство в государстве
Последняя перепись населения, проведенная в Сербии в 2011 году, показала, что религия в стране пользуется огромной популярностью. 94% граждан причислили себя к верующим, а 84% из них сообщили, что они православные. Милан Вукоманович полагает, что это не означает, что граждане, которые причисляют себя к определенной религиозной группе, на самом деле религиозны. «Что касается влияния церкви, то я бы назвал происходящее сейчас в Сербии политическим православием. Это гибрид, возникший в постсоциалистическом и постсветском периоде, когда появилась связь определенных движений, общественных групп, политических партий и церкви», – дает определение процессу Вукоманович.
Есть тенденция отвержения светских ценностей общества, а это ставит под вопрос проевропейские ценности, такие как демократия, гражданское общество, плюрализм, религиозная толерантность и права человека, говорит профессор. «Проблема состоит в политизации религии, которая занимает все больше общественного пространства с тенденцией формировать его согласно своим желаниям», – считает он.

Сербская православная церковь после пятидесятилетней изоляции теперь имеет особый статус в государстве – несмотря на то что Конституция этого не предусматривает. Церковные символы теперь повсюду – в государственных учреждениях, больницах, школах, военных и полицейских казармах. Православные священники освящают помещения политических партий, религиозные лидеры во время всех государственных торжеств стоят рядом с руководством Сербии.

В исследовании, которое провел среди бошняков – боснийских мусульман профессор Дино Абазович, процент конфессиональной самоидентификации составлял 96%. В Боснии и Герцеговине, как и в Сербии, и во всем регионе, конфессиональная самоидентификация часто является, с одной стороны, последствием социально желательного поведения, а с другой – тесным историческим симбиозом между этнической принадлежностью и конфессией.
В Боснии и Герцеговине религия составляет то ключевое отличие, которое в значительной мере повлияло на этнический раздел населения в течение 19-го и в начале 20-го века, когда формировалась этно-национальная принадлежность, полагает Абазович.


Возвращение к религии или к вере? Профессор Вукоманович отмечает, что этномобилизация, которая произошла в ходе1990-х годов в бывшей Югославии, установила прочную связь между религиозной, конфессиональной и этнической принадлежностью народов. Так как национальность на том периоде войн оказалась очень важной, она повлекла за собой и религиозность – даже среди тех людей, которые раньше пренебрегали религией. И в нынешнем, послевоенном периоде, и сами церкви, и религиозные общины заняли намного большее пространство, чем они имели в социалистической Югославии. Церковные институты влияют сейчас на культуру, на политическую и общественную жизнь, считает сербский профессор.

Люди в ситуациях войны и кризисов легко обращаются к тоталитарным и универсальным системам, в том числе к религии, которая провозглашает себя защитницей традиции

Профессор Дино Абазович

А в Боснии и Герцеговине есть такой феномен, заложенный в Дейтонские мирные соглашения: руководство страны и все остальные органы исполнительной власти формируются исключительно на основе этнической, а тем самым и религиозной принадлежности к трем главными конфессиями – исламской, православной и католической.
Получается, что подчеркивать свою национальность и религию в Боснии выгодно.

Профессор Дино Абазович отмечает, что для Боснии и Герцеговины и региона в целом очень важным фактором возвращения к религии была война после распада Югославии. Религия в таких случаях компенсирует невзгоды жизни. Люди в ситуациях войны и кризисов легко обращаются к тоталитарным и универсальным системам, в том числе к религии, которая провозглашает себя защитницей традиции. Старый тезис гласит: когда сомневаетесь, когда кажется, что попали в безвыходное положение, религия близка. «Нельзя забывать также, что сразу после войны было принято демонстрировать свою религиозную принадлежность. Люди пользовались религией также для того, чтобы достичь некоторых своих земных целей», – говорит Абазович.

Православная церковь в Сербии богатая и привилегированная. В каком-то смысле она находится вне закона – вне финансового и судебного контроля. Она получила обратно конфискованное во времена социализма имущество, в том числе десятки тысяч гектаров земли.

А тем временем обычные граждане все еще ждут, когда к ним применят закон о реституции. Государство не контролирует финансы церковных объединений. Священники как будто не подпадают под действие судов. Известны крупные финансовые махинации некоторых епископов, злоупотребление даже гуманитарной помощью сербам в Косово, а государственные органы на это смотрят сквозь пальцы. Православную церковь сейчас потрясает шумный скандал вокруг епископа Зворницко-Тузланского Василия, который обустроил свой епископский дом как дворец – с позолоченной мебелью. И это на границе Боснии с Сербией, где люди живут крайне бедно. Но проблема даже не только и не столько в этом. Появились видео- и аудиозаписи, фотографии епископа Василия и свидетельства около сорока юношей о том, как сексуально истязал их владыка. Среди них есть и несовершеннолетние. Синод Сербской православной церкви отправил отца Василия на пенсию, но мало кто верит, что он предстанет перед судом. Ведь это не первый подобный случай в рядах высокопоставленных православных священников, который церковь и государство замяли, очевидно, из-за тесной связи церкви и политиков.


Церковное милосердие «Если речь идет о Сербии и Сербской православной церкви, то, на мой взгляд, она намного больше занята государственными и политическими вопросами, чем социальными», – говорит социолог Милан Вукоманович. В Сербии чаще можно услышать размышления церковных лидеров о Косово, чем их позицию по поводу экономических и социальных прав населения, которое живет бедно. Церковная верхушка критикует Европейский союз, а тем временем ее представители катаются на дорогих европейских автомашинах, обставляют наместные и епископские дома подобно европейским музеям, отмечает социолог.

В Боснии и Герцеговине же, хоть и медленно, внимание религиозных общин все-таки перемещается с политических тем на социальные вопросы, полагает Дино Абазович. Это касается и католической церкви, и частично исламской общины, и порой Сербской православной церкви, хотя последняя, по мнению Абазовича, заинтересована лишь в территории Республики сербской, а не в остальной территории страны. Замечаются порой попытки открыть взрывоопасный вопрос о самых бедных социальных категориях населения – фактически совершенно бесправных рабочих. Но все это слабо и шепотом.

Войны и их жертвы
Порой складывается впечатление, что каждая из этнически-религиозных общин все еще только свой народ считает жертвой конфликтов и войн и не испытывает сочувствия к другим. Белградский профессор Милан Вукоманович

Высокопоставленные представители религиозных общин, которые могли сыграть значительную символическую роль, очень мало сделали для примирения, а то, что сделали, не было искренне, не шло от сердца

Профессор Милан Вукоманович

замечает, что по окончании войн, после 1996 года, и после окончания в 1999 году конфликта в Косово он ожидал намного более активной миротворческой деятельности религиозных общин и организаций. Сейчас у него складывается впечатление, что они вообще эту роль не выполнили. «Получилось так, что политики извинились друг перед другом, хоть в этом и было много политической косметики. А высокопоставленные представители религиозных общин, которые могли сыграть значительную символическую роль, очень мало сделали для примирения, а то, что сделали, не было искренне, не шло от сердца», – говорит Вукоманович.

Может быть, этому не нужно удивляться. Ведь духовенство Сербской православной и католической церквей, исламской общины во время войны поддерживало наиболее экстремистски настроенных людей в своих сообществах. В Боснии и Герцеговине были, например, православные священники, которые с удовольствием появлялись публично с оружием в руках. Да и теперь – с Сербской православной церковью в Сербии крепче всего связаны организации и партии сербских ультранационалистов. Синод Сербской православной церкви выступил с заявлением, в котором жестко осудил руководство Сербии за то, что оно достигло соглашения с албанцами об урегулировании ситуации в Косово. Большинство политических партий, как и значительная часть общественности Сербии, не против этого соглашения. И так происходит на большей части территории бывшей Югославии.

«Для того чтобы говорить о межрелигиозном примирении, в Боснии и Герцеговине пока не сделан очень важный, я бы даже сказал, решающий шаг», – говорит профессор Сараевского университета Дино Абазович. И этот шаг, по его мнению, – внутриконфессиональный диалог. «Я не вижу этого диалога изнутри, между членами одной религиозной общины, о необходимости примирения, о значимости диалога с другими. Ведь у религиозных лидеров в Боснии и Герцеговине нет проблем в коммуникации. У нас есть даже Межрелигиозный совет, в который входит все высокопоставленное духовенство, и у них нет проблем в сотрудничестве. Однако на местах, на нижем уровне, там, где есть реальные проблемы, почти никакого сотрудничества нет», – говорит Абазович.

Ислам в Сербии | это… Что такое Ислам в Сербии?

Мечеть в Призрене, Косово и Метохия

Ислам — одна из традиционных религий Сербии, присутствующая на её территории в течение многих веков. Мусульмане Сербии в основном исповедуют ислам суннитского толка. По данным переписи 2002 года в Центральной Сербии и в Воеводине проживает около 240 000 мусульман, или 3,2% населения этих территорий. Гораздо больше мусульман проживает в Косово, но их число из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту. Ислама традиционно придерживаются бошняки и албанцы.

Мечеть Байракли в Белграде

Содержание

  • 1 История
  • 2 География
    • 2.1 Мусульмане по округам Сербии (перепись 2002)
    • 2.2 Мусульмане по общинам Сербии (перепись 2002)
  • 3 Источники
  • 4 Ссылки

История

Ислам на территории Сербии стал широко распространяться вместе с расширением Османской империи в XIV—XV веках. После присоединения средневековой Сербии к Османской империи ислам стал крупнейшей здесь религией. Многие славяне приняли ислам (происходила исламизация), также с востока сюда переселялись турки и другие мусульманские народы.

Согласно данным турецкого путешественника Эвлия Челеби в 1660 в Белграде из 98 000 жителей 21 000 были немусульмане, а 77 000 — мусульмане. [1]

В ходе освобождения сербов от турецкого ига в XIX века мусульмане выселялись, а мечети разрушались.

География

В Центральной Сербии и Воеводине имеется более 190 мечетей, из которых около 120 расположено в Санджаке, 60 — в Южной Сербии и по одной в Белграде (мечеть Байракли), Мали-Зворнику и Суботице. Имеются также два медресе — в Нови-Пазаре и Белграде.

Мусульмане по округам Сербии (перепись 2002)

Доля мусульман в населении округов Сербии (2002)

ОкругаЧисленность мусульман, чел.Доля в населении, %
Округ Белград203661,29
Северно-Бачский округ11800,59
Средне-Банатский округ9570,46
Северно-Банатский округ2730,16
Южно-Банатский округ9370,30
Западно-Бачский округ2680,13
Южно-Бачский округ40740,69
Сремский округ3840,11
Мачванский округ22550,68
Колубарский округ430,02
Подунайский округ11620,55
Браничевский округ11560,58
Шумадийский округ5920,20
Поморавский округ1770,08
Борский округ8850,60
Заечарский округ2200,16
Златиборский округ4684414,95
Моравичский округ1030,05
Рашский округ9631233,07
Расинский округ1460,06
Нишавский округ14310,37
Топличский округ1910,19
Пиротский округ1290,12
Ябланичский округ32391,34
Пчиньский округ5633424,74
СЕРБИЯ (без Косово)2396583,20

Мусульмане по общинам Сербии (перепись 2002)

Десятка общин с наибольшим числом мусульман (без Косово)
ОбщинаОкругЧисло мусульман, чел
1Нови-ПазарРашский округ67 366
2ПрешевоПчиньский округ30 507
3ТутинРашский округ28 558
4БуяновацПчиньский округ25 595
5СьеницаЗлатиборский округ21 149
6ПриеполеЗлатиборский округ16 968
7ПрибойЗлатиборский округ6 997
8ПалилулаБелград4 722
9ЗемунБелград4 533
10Нови-БеоградБелград3 177

В четырёх общинах Сербии во время переписи 2002 не зафиксировано ни одного последователя ислама:

  • Любовия Мачванского округа
  • Жагубица Браничевского округа
  • Косьерич Златиборского округа
  • Гаджин-Хан Нишавского округа

Источники

  1. Abdulah Talundžić. Džamije u Beogradu

Ссылки

  • Исламское сообщество в Сербии
  • Исламское сообщество Воеводины
  • Издательство ICinS
  • Исламские исследования
  • Мечеть в Суботице
Религии в Сербии
Православие в Сербии | Ислам в Сербии | Католицизм в Сербии | Протестантизм в Сербии | Иудаизм в Сербии

Религия в Сербии

Сербия – многоконфессиональная страна. Доминирующей религией является православное христианство (особенно Сербская православная церковь), но есть также многочисленные приверженцы ислама (живущие в основном в районе Рашка (Санджак) и Прешевской долине) и католического христианства (живущие в основном в северной части Воеводины). а также приверженцы других религиозных групп, таких как христиане-протестанты, евреи и другие.

перепись 2002 г.

Согласно последней переписи населения 2002 г. , самыми многочисленными религиозными группами в Сербии (исключая территорию Косово) были:
*евреи = 785
*Приверженцы восточных культов = 530

Православие

Большинство граждан Сербии являются приверженцами Сербской православной церкви, в то время как Румынская православная церковь также присутствует в частях Воеводины, населенных этническим румынским меньшинством. Помимо сербов, этническими группами Сербии, члены которых в основном являются приверженцами православия, являются: черногорцы, румыны, югославы, цыгане, македонцы, украинцы, болгары, русские, греки, влахи и др.

Самобытность этнических сербов исторически в значительной степени основывалась на православии и Сербской православной церкви, вплоть до того, что некоторые сербские националисты утверждали, что те, кто не верен ей, не являются сербами. Однако обращение южных славян из язычества в христианство произошло еще до Великого раскола, раскола между греческим Востоком и католическим Западом. После раскола те, кто жил под православной сферой влияния, стали православными, а те, кто жил под католической сферой влияния, стали католиками. Некоторые этнологи считают, что различная идентичность сербов и хорватов связана с религией, а не с этнической принадлежностью. С приходом Османской империи некоторые сербы и хорваты приняли ислам. Это было особенно, но не полностью, так в Боснии. Самым известным сербом-католиком является Иво Андрич, а самым известным сербом-мусульманином, вероятно, является либо Мехмед Паша Соколович, либо Меша Селимович.

Ислам

:»Основная статья: Ислам в Сербии.»

Ислам является доминирующей религией в Санджаке и Прешевской долине, а этнические группы, представители которых в основном являются приверженцами ислама: боснийцы, мусульмане по национальности, албанцы, горане, турки, арабы, ашкали и египтяне. Меньшее количество этнических рома также являются приверженцами ислама.

Католическое христианство

Католическое христианство распространено в основном в северной части Воеводины, особенно в муниципалитетах с венгерским этническим большинством и в многонациональном муниципалитете Суботица. К этническим группам, члены которых в основном являются приверженцами католического христианства, относятся: венгры, хорваты, буневцы, немцы, словенцы, чехи, шокцы, поляки и др. Меньшая часть цыган, югославов и словаков также являются приверженцами католического христианства. Этнические русины и меньшая часть этнических украинцев являются приверженцами Восточной католической церкви.

Протестантское христианство

Самая большая концентрация протестантских христиан в Сербии находится в муниципалитете Бачки-Петровац, где большинство населения составляют этнические словаки, большинство из которых являются приверженцами протестантского христианства. Некоторые представители других этнических групп (особенно венгры и немцы в пропорциональном отношении и сербы в абсолютном выражении) также являются приверженцами различных форм протестантского христианства. , адвентисты седьмого дня и евангельские баптисты (назаряне). Многие из этих групп проживали в культурно разнообразной провинции Воеводина. Сегодня осталось лишь небольшое количество этих общин.

Иудаизм

:»Основная статья: Евреи в Сербии».

По состоянию на 2002 год в Сербии проживало 785 евреев, большинство из которых проживало в Белграде, Суботице и Панчево.

ee также

*Религия в Воеводине
*Список сербских православных монастырей

теги стран eu4 — Googlesuche

AlleBilderVideosNewsMapsShoppingBücher 900 05

suchoptionen

Страны — Europa Universalis 4 Wiki

eu4.paradoxwikis.com › Стран

Все страны в EU4 идентифицируются тегом. Порядок тегов указывает, в каком порядке действия разрешаются между тегами. Например, если Швеция перемещает армию …

Западные регионы Европы · Центральные регионы Европы · Восточные регионы Европы · Латгалия

Список тегов стран — Europa Universalis 4 Wiki

eu4.paradoxwikis.com › title= Listofcountrytags

30.05.2014 · Europa Universalis 4 Wiki. Контент доступен в рамках Attribution-ShareAlike 3.0, если не указано иное.

Список тегов стран EU4 | Читы для EU4

eu4cheats.com › метки стран

Найдите ниже список всех стран и меток стран в Europa Universalis IV. Введите название страны или ее тег страны в поле поиска для поиска.

EU4 (Europa Universalis IV): Список тегов стран — Raider King

raiderking.com › Руководства

03.02.2023 · Все теги стран EU4 состоят ровно из трех букв. Вот почему большинство тегов стран относительно легко понять. Однако, поскольку многие страны …

Идентификатор страны | EU Wiki — Fandom

europauniversalis.fandom.com › wiki › Country_ID

Идентификатор страны — это трехбуквенное обозначение страны в игре. … Страна, Тег, Правительство, Техническая группа, Религия, Культура, Столица …

Тег страны (Europa Universalis II) — EU Wiki — Fandom

europauniversalis.fandom.com › wiki › Country_tag. ..

Теги страны определены в файле text.csv. В списке ниже показаны все теги, доступные в игре. Страны, отмеченные как неигровые, не существуют на …

Тег страны пользовательской нации: r/eu4 — Reddit

www.reddit.com › eu4 › комментарии › country_tag_o…

Используйте команду debug_mode и наведите указатель мыши на провинцию, принадлежащую нации. Он должен показать вам тег. Все пользовательские нации используют D##, поэтому они будут варьироваться от D00 …

Руководство :: Теги стран — Япония — Сообщество Steam

steamcommunity.com › общие файлы › сведения о файлах

06.12.2015 · Теги стран используются чтобы идентифицировать каждую нацию в игре в обычном ванильном игровом процессе. Каждый тег страны представляет собой уникальную комбинацию из трех букв во всех … 

Теги стран Hearts of Iron 4 — коды HOI4

hoi4cheats.com › теги стран

Найдите ниже список всех тегов стран HOI4 с возможностью поиска для использования с консольными командами, такими как команда tag.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *