Швейцария это европа: Входит ли Швейцария в Евросоюз (ЕС) и еврозону в 2023 году

Содержание

Почему Швейцария не хочет вступать в Евросоюз?

В 2021 году Швейцарская народная партия (SVP) отметила поражение проекта подписания Рамочного соглашения с ЕС традиционным швейцарским костром. Такие костры, расжигаемые на вершинах гор, раньше служили способом коммуникации и предупреждения об опасности, сегодня они неотъемлемая часть торжеств по случаю Дня Первого Августа, национального праздника Швейцарии. На фото: регион Моршах (Morschach), кантон Швиц, 26 июня 2021 года. Keystone / Urs Flueeler

На самом деле ЕС в тайне предполагал, что Швейцария рано или поздно все равно вступит в этот клуб, и только потому он и согласился на этот муторный и сложный «особый путь» и «билатеральный формат» кооперации. Факт, однако, состоит в том, что Швейцария, страна в самом сердце Европы, не только не мечтает о вступлении в Евросоюз, но, напротив, она все дальше и дальше отдаляется от ЕС. Но почему? Разбираемся!

Этот контент был опубликован 10 февраля 2022 года

Русскоязычная версия: Игорь Петров.  

С точки зрения Евросоюза, Швейцария — это такой типичный «зануда», с которым очень трудно о чем-то по-настоящему договариваться. В 1992 году она сказала на референдуме «нет» вступлению в европейское экономическое пространство ЕЭП, в 2021 году Берн в одностороннем порядке прервал консультации по заключению Рамочного соглашения с ЕС. Швейцария всегда говорит: «Да, с удовольствием!», если речь идет об экономическом сотрудничестве, экспорте или импорте, но стоит только затронуть вопрос политического партнерства, как из-за Рейна доносится сразу: «Нет, нет, спасибо»! 

Благодаря этому в Брюсселе за Швейцарией закрепилась репутация страны строгой и справедливой, строгой к другим, и справедливой к себе, любимой! Но многие швейцарцы смотрят на вещи по-другому и с такой трактовкой не согласны. Они видят себя в роли свободолюбивых бунтарей, адептов «вольности народной», любителей показать «

чужим судьям» средний палец в стиле Вильгельма Телля.

«Швейцария слишком богата и слишком стабильна, чтобы хотеть вступить в ЕС», — говорит Фабио Вассерфаллен (Fabio WasserfallenВнешняя ссылка), профессор Университета Берна и эксперт в области европейской политики. И этот мотив на самом деле куда важнее для швейцарцев, чем их мнимая «любовь к свободе». Итак, ментальность в духе Телля или скупость в стиле известного рыцаря: Почему Швейцария ездит «на ручнике»? Мы собрали самые важные мотивы.

Бухгалтерия не сходится

Внешний контент

Швейцария на самом деле не такая уж и особенная, считает профессор Вассерфаллен. Просто многие факторы, которые делают членство в ЕС привлекательным для других стран, для Швейцарии не важны. «С одной стороны, Швейцария может не опасаться неприятностей со стороны России, поэтому аспект безопасности для нее нерелевантен. С другой стороны, в отличие от Испании или Греции, которые даже во второй половине 20 века все еще страдали от диктатур, здесь нет стремления к политической стабильности за счет присоединения к некоей наднациональной конструкции, а вряд ли какая-либо другая страна является столь же политически стабильной, как Швейцария.

Показать больше

С экономической точки зрения присоединение к ЕС тоже уже не так заманчиво, как раньше. После расширения Евросоюза на восток вступление в него для такой богатой страны, как Швейцария, стало менее куда менее привлекательной перспективой. Причем это справедливо и для таких не менее развитых стран, как Дания или Швеция. Вот почему сегодня та или иная страна ЕС, возможно, уже не присоединилась бы к этому проекту».

«Особый путь» себя оправдал

Внешний контент

Добавьте к этому еще и практику как критерий истины: Швейцария до сих пор довольно удачно следовала от станции к станции на своем «поезде вне европейского расписания». Стефани Вальтер (Stefanie WalterВнешняя ссылка), профессор кафедры международных отношений и политической экономии Университета Цюриха, говорит, что формат двусторонних (секторальных / отраслевых) соглашений позволяет Швейцарии иметь тесные отношения с ЕС, но такие отношения, которые непосредственно отвечают данным, здесь и сейчас, потребностям Швейцарии. Никакой философии ей тут не нужно. Поэтому неудивительно, что большинство граждан, а также большая часть представителей сфер политики и бизнеса, не хотят тут что-либо менять.

«Швейцария безумно богата»

Внешний контент

Одна из самых больших проблем, с точки зрения Швейцарии, заключается в едва ли не качественном разрыве в уровне благосостояния между средней европейской «Портумынией» и Швейцарией. Швейцария стала бы, вступи она в ЕС, нетто-плательщиком в его бюджет, т.е. она бы платила ЕС больше, чем получала бы взамен. Кроме того, средняя заработная плата в Швейцарии также значительно выше, чем в среднем ЕС (при этом и цены такие же высокие). Поэтому Швейцария особо опасается зарплатного демпинга со стороны «дешевых польских и немецких слесарей» и прицельной иммиграции в Швейцарию с целью получить выгоду от ее системы социального и пенсионного страхования и обеспечения.

Показать больше

«С моей точки зрения, именно свободный режим перемещения людей является важной причиной, по которой многие швейцарцы не хотят вступать в ЕС. Нечто подобное заметно и на примере Великобритании», — говорит Стефани Вальтер. Как и в Великобритании, в Швейцарии много трудовых мигрантов из стран ЕС, именно они, а не условные «беженцы из Африки», формируют большую часть иностранной диаспоры в стране. Профессор Вассерфаллен разделяет эту оценку. «Свободное перемещение людей и капиталов уже приводит к проблемам в плане давления на уровень заработной платы в стране. Швейцария особенно уязвима так же и по географическим и лингвистическим причинам: француженке легче работать в Западной — франкофонной — Швейцарии, чем учить, скажем, шведский язык».

Непосредственное народоправство

Внешний контент

Швейцарские граждане дошли не только до выборов руководства, но еще и до голосований четыре раза в год даже по законам, уже принятым парламентом, причем как на национальном, так и на локальном уровне. Это называется прямая демократия, которую нельзя путать с плебисцитами, организуемыми сверху властями. Такие «народные права» являются чем-то вроде национального достояния страны. Многие швейцарцы боятся, что членство в ЕС может ограничить их политический суверенитет.

В самом деле, а вдруг какой-либо орган ЕС возьмет и отменит какое-то решение или народа, или парламентариев?

Клод Лоншан, один из самых известных политических аналитиков Швейцарии, рассматривает прямую демократию в качестве наиболее очевидного препятствия на пути вступления Швейцарии в ЕС. А для начала такой вопрос тоже будет вынесен на референдум, а сейчас большинство как граждан Швейцарии, так и большинство кантонов (субъектов федерации) настроены против такого членства. И что должно произойти, чтобы их настроение качественно изменилось? Пока представить себе такой сценарий невозможно.

Показать больше

Профессор Вассерфаллен также считает — по крайней мере, с исторической точки зрения — прямую демократию главной причиной нахождения Швейцарии вне ЕС. «Уже только предложение вступить в ЕЭП было пусть и с минимальным перевесом голосов против, но отвергнуто на референдуме в 1992 году. Если бы итог был иной, то все могло бы сложиться по-другому».

Другими словами, именно прямая демократия сформировала курс Швейцарии на отход от ЕС и произошло это 30 лет назад. Развернуть такой пароход в противоположную сторону (если не брать во внимания вопрос целесообразности такого шага) будет очень сложно. 

Страх потерять суверенитет

Внешний контент

Когда перечисляются аргументы против вступления в ЕС, всякий раз всплывает такое понятие, как «суверенитет». Пресловутые «чужие судьи» стали идеально-типическим пугалом в руках тех, кто агитирует против «брюссельской бюрократии» с ее страстью измерять и предписывать степень кривизны импортных бананов. Для некоторых отраслей промышленности страны — например, речь идет о сфере финансов — либеральный режим регулирования данной отрасли, существующий в Швейцарии, является едва ли не основным ее конкурентным преимуществом. Отдать процесс законотворчества в чужие руки? По мнению политического аналитика Клода Лоншана, это невозможно, и это прежде всего вопрос менталитета. «Швейцария хочет быть настолько независимой, насколько это возможно.

И такой курс поддерживает сейчас явное большинство граждан».

Сельскохозяйственный протекционизм

Внешний контент

Мешает Швейцарии вступить в ЕС не вопрос рыболовства, как в Исландии, и не нефтяная промышленность, как в случае Норвегии, а сельскохозяйственный сектор, защищенный импортными пошлинами и квотами на импорт и получающий более чем щедрые субсидии из госбюджета. «Сделать швейцарский режим субсидирования сельхозпроизводства совместимым с европейской системой? Эта была бы очень сложная проблема!», — говорит профессор Вассерфаллен.

Нейтральная Швейцария — ценный бренд!

Внешний контент

Поскольку Швейцария не является членом ЕС и НАТО, она воспринимается на международной арене как истинно нейтральная страна, которая даже еще более последовательна в своем нейтралитете, чем такие страны, как Австрия, Ирландия или Швеция. Вступление в ЕС резко ослабит нейтралитет Швейцарии, а ведь это ценнейший бренд, торговая марка, на основе которой Швейцария настойчиво рекламирует свои «добрые услуги» в качестве «честного посредника и маклера».  

Показать больше

Женева является принимающим городом для важнейших международных саммитов. По сравнению со своими конкурентами — Веной, Осло и Хельсинки — Женева и в ее лице Швейцария занимают более выгодное стратегическое положение, находясь за пределами ЕС. По мнению профессора Вассерфаллена, проект «Швейцарское Бюро добрых услуг» куда важнее для Берна, чем международный вес, который дает, в теории, членство в ЕС. «Франция хочет быть в ЕС, потому что это позволяет ей иметь большее влияние в глобальном масштабе», — уточняет профессор Вассерфаллен. «В отличие от Франции, Швейцария никогда не стремилась стать и не готовится стать „первым игроком“ на мировой арене». Правда? А как насчет непостоянного места в СБ ООН?

Показать больше

И что дальше?

Так или иначе, существует целый ряд субъективных и объективных причин, по которым Швейцария не хочет (не может, не должна) вступать в ЕС. Недавно она прервала консультации с ЕС по вопросу подписания Рамочного соглашения с ним. Но чего тогда хочет Швейцария вместо этого? Это вопрос, который все чаще вызывает головную боль на стороне Евросоюза. 

Показать больше

А на самом деле все очень просто: Швейцария просто мыслит иными историческими интервалами, она хочет, чтобы все оставалось так, как есть. Именно поэтому она и тянет время. Проблема, по словам Стефани Вальтер, заключается в том, что ЕС также осознает, что нынешний статус-кво предоставляет Швейцарии преимущества, которых нет даже у многих стран-членов ЕС. «Это проблематично для Брюсселя, потому что это вызывает зависть ». Политический аналитик Клод Лоншан считает, что ЕС на данном этапе больше не рассматривает концепцию швейцарского «частичного членства» в европейском пространстве на основе двух пакетов секторальных соглашений в качестве проекта на будущее. 

«У нас швейцарцев есть тайная надежда, что ЕС пойдет ко дну прежде, чем пойдет ко дну сама Швейцария. Однако ясно, что в следующем швейцарском парламенте эта задача будет стоять на первом месте! Нас ожидает настоящий взрыв! Этот вопрос больше нельзя будет игнорировать, как прежде. Но даже и эта вполне прогнозируемая ситуация противостояния жестких противников и сторонников членства Швейцарии в ЕС не приведет к вступлению в Евросоюз. В лучшем случае нас ожидают повторные дебаты по вступлению в ЕЭП. То есть спустя 30 лет мы вернемся на клеточку номер 1, европейско-швейцарская игра начнется сначала, да и лозунг у нас будет все тот же: «Не торопись, а то успеешь»!

Показать больше

Показать больше

В соответствии со стандартами JTI

Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo.ch

Показать больше

Почему Швейцария не является членом ЕС

Оглавление

  • Причины, по которым Швейцария не является членом ЕС
    • Исторический, политический и военный нейтралитет
    • Стабильная экономическая среда
    • Институциональные отличия Швейцарии от стран-членов ЕС
    • Демократия
    • Банковский сектор как безопасная гавань
  • А были ли попытки?
  • Вероятно ли, что Швейцария присоединится к ЕС в обозримом будущем?

Швейцария не входит в Евросоюз и относится к одной из немногих западноевропейских стран, отрицательно настроенных на присоединение к ЕС. Альпийское государство, которое граничит со всех сторон со странами ЕС, многие называют «одиноким островом посреди Европы». И это в какой-то степени верное высказывание по той причине, что правительство Швейцарии всячески защищает свой суверенитет и демократию.

При этом существует несколько парадоксов такой независимости:

  • почти ¼ часть населения Швейцарии – иностранцы, в том числе из Евросоюза;
  • экономика страны в значительной степени зависит от экспорта, где основным торговым партнером является ЕС;
  • Женева стала домом для ряда организаций ООО, но сама Швейцария согласилась вступить в Организацию Объединенных Наций только в 2002 году.

Чтобы разобраться, почему Швейцария не входит в число стран ЕС и с чем это связано, следует внимательно изучить историю государства и ее политические, экономические взгляды и традиции.

Швейцария признана в 2022 году второй страной по уровню финансовой безопасности, и многие состоятельные лица стремятся открыть счет именно в этой юрисдикции. Если вы ищете свой банк для защиты и хранения капитала, воспользуйтесь помощью профессионалов, которые помогут сделать правильный выбор! 

Причины, по которым Швейцария не является членом ЕС

Швейцария была и остается одной из западноевропейских стран, правительство и народ которой не планируют входить в Европейский союз. Причин для этого несколько, среди которых в приоритете независимость юрисдикции и ее демократические доктрины.

Исторический, политический и военный нейтралитет

Первая причина, по которой Швейцария не желает вступать в Европейский Союз, – исторический нейтралитет государства. На протяжении веков страна придерживалась такой позиции, в том числе в европейских войнах и конфликтах. И это способствовало экономической уравновешенности и безопасности государства в течение многих десятилетий.

В конце XIX столетия Швейцария воплотила в жизнь сильную геополитическую доктрину вооруженного нейтралитета, которая пережила две мировые войны и действует до сих пор. После вступления в ЕС Швейцарии пришлось бы следовать внешней политике и стратегиям европейского блока, что разрушило бы статус страны как международного арбитра и приверженца мирных переговоров.

Стабильная экономическая среда

Экономика Швейцарии достаточно сильная и процветает, несмотря на санкции и глобальный кризис. Страна входит в число самых богатых и ра́звитых в мире и является одним из немногих государств, переживших кризисы после Covid и событий вокруг Украины, не впав в рецессию в 2022 году. 

Пример:

  • Средний уровень инфляции в Еврозоне в 2022 году составил 10,1%.
  • Швейцарский франк сохраняет свою репутацию одной из самых стабильных валют в мире, а уровень инфляции в стране колеблется на уровне 2,83%.

Для менее ра́звитых стран интеграция в Европейскую зону и включение в рынок ЕС действительно являются выгодными шагами. Но в случае со Швейцарией такой поворот весьма рискованный и ответственный.

Институциональные отличия Швейцарии от стран-членов ЕС

Два основных различия между Швейцарией и странами Еврозоны носят институциональный характер:

  • Швейцария имеет федеративную структуру, которая была принята со дня формирования конституции 1848 года. Швейцарская федерация отличается от остальной Европы сильной системой сдерживания, противовесов и децентрализованной властью. Например, всё государство разделено на кантоны, каждый из которых является независимым образованием со своей местной конституцией, правительством и полицией. При этом федеральные власти могут принимать решения только по делам двух или более кантонов в рамках строгой субсидиарности. 
  • Политика европейских государств прямо противоположна, в ней присутствуют два варианта политической власти:
    • Полностью централизованная система руководства страной и ее отдельными районами под единым правительством (например, Италия, Франция).
    • Федеративный уклад, где большинство решений не административного характера принимает центральное правительство (например, Германия).

И это является серьезной причиной, по которой власти Швейцарии и ее народ так и не приняли решение о вступлении в Европейский Союз.

Демократия

И еще один пункт, который выделяет Швейцарию из числа стран-членов ЕС, – институт прямой демократии. Все решения принимает народ, который может одобрить или отменить законы правительства на референдумах или предоставив подписи большинства жителей кантона. 

В соответствии с текущим юридическим статусом законодательства ЕС, вступление Швейцарии в Союз означало бы резкое снижение демократии в стране. В результате правительству пришлось бы работать и управлять по принципу «как в ЕС», что означает преобразование всей системы в обязательные руководящие принципы, которые надо соблюдать через федеральное правительство. 

Такой вариант идет вразрез с менталитетом и традициями швейцарской политики. В случае вступления в ЕС страна лишится своего суверенитета как демократическое государство и будет вынуждена применять европейский способ управления. 

Банковский сектор как безопасная гавань

Еще одни не очевидные, но значительные причины, которые косвенно влияют на отказ Швейцарии входить в число стран-членов Евросоюза: финансовый сектор и безопасность банковских счетов. Конечно, сегодня на полную конфиденциальность рассчитывать не приходится, но за счет законов страны о банковской тайне уровень секретности и защищенности счетов в банках Швейцарии остается на высоком уровне.

При этом власти страны приняли нормы по автоматическому обмену налоговой информацией с сотнями государств и сохранили дружественные отношения с Налоговым управлением США, которое требует предоставлять сведения о своих резидентах в рамках FATCA. Однако это не сильно пошатнуло рейтинг швейцарских банков, которые сегодня выбирают в качестве места для хранения своих активов миллионеры и крупные компании мира.

Откройте счет в банке Швейцарии удаленно, обратившись за консультацией и комплексной помощью к экспертам нашего портала!

А были ли попытки?

Да, попытки вступить в страны ЕС были и неоднократно. Но у Швейцарии достаточно сильно развит нейтралитет, концепция которого укоренилась в сознании местного населения. Это явилось камнем преткновения в совокупности с демократической доктриной страны, чтобы стать членом Союза европейских стран еще в конце прошлого столетия.

В хронологической последовательности попытки вхождения Швейцарии в ЕС выглядят следующим образом:

  • 1992 год – 50,3% голосов избирателей против вступления страны в Евросоюз, который в то время насчитывал всего 12 стран. Главный аргумент – подрыв демократии государства, когда главные решения будут приниматься не в Берне, а в Брюсселе.
  • 2001 год – 77% граждан Швейцарии проголосовали против инициативы начать переговоры о членстве ЕС.
  • Далее швейцарское правительство постепенно заключило с Брюсселем 120 двусторонних соглашений, которые включают:
    • доступ на рынки для швейцарского экспорта;
    • вопросы научных исследований и студенческих обменов;
    • сотрудничество полиции зоны Европейского союза и Швейцарии;
    • принадлежность к Шенгенской зоне, что предусматривает свободное и неограниченное передвижение людей между государствами-членами.
  • 2020 год – проведенный опрос жителей Швейцарии показал, что только 7% от общего числа опрошенных выступают за вступление страны в ЕС.
  • 2021 год – между Швейцарией и ЕС назревает конфликт в рамках переговоров по рамочному соглашению. Швейцарские власти требуют пересмотреть пять пунктов (соглашений) и доработать применимые законы, на что не получили одобрения со стороны руководства Евросоюза.  
  • 2022 год – план по вхождению Швейцарии в Евросоюз представлен лидерами Социалистической партии. 

Напомним, что Швейцария является членом Шенгенской зоны, где нет пограничного контроля. Это открывает множество возможностей для резидентов государства – доступ к европейскому рынку и свободу суверенитета. Швейцария также является частью Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), которая предоставляет стране доступ к отдельным торговым и экономическим льготам.

Справка: получить ВНЖ и гражданство Швейцарии достаточно сложно, но возможно. Для этого требуется выбрать подходящую программу и подготовить все документы. Гражданство и ВНЖ за покупку недвижимости в Швейцарии в 2023 году не выдается!

Вероятно ли, что Швейцария присоединится к ЕС в обозримом будущем?

Если вас интересует, входит ли Швейцария в Евросоюз сейчас и планирует ли это сделать в ближайшее время, ответ отрицательный. Количество желающих стать одним целым со странами ЕС весьма незначительно. Государство и его граждане не планируют расставаться с привычными канонами жизни и правопорядком, несмотря на предложения некоторых партийных лидеров из числа меньшинства.

Если в 2020 году только 7% респондентов высказались за вступление Швейцарии в ЕС, то в 2023, по мнению мировых и швейцарских аналитиков, ситуация не будет как-то кардинально отличаться. С большой долей вероятности против присоединения к Союзу проголосует большинство резидентов государства.

Почему Швейцария такая богатая и популярная страна среди иностранцев с больши́м состоянием и как можно получить резидентство этого государства, расскажут наши опытные эксперты. Если у вас есть вопросы, мы ответим на них в самые короткие сроки. Контакты для обратной связи: +372 5 489 53 37 , +381 6911 12327 , [email protected]

Профиль страны в Швейцарии — BBC News

  • Опубликовано

Гористая страна, не имеющая выхода к морю, географическое положение Швейцарии в Центральной Европе и изученный нейтралитет предоставили ей доступ и политическая стабильность, чтобы стать одним из самые богатые страны мира.

Швейцария на протяжении веков была нейтральным государством, а это означает, что она не может принимать участие в вооруженных конфликтах, если на нее не нападут. Его силы могут использоваться только для самообороны и внутренней безопасности.

Он присоединился к Организации Объединенных Наций только в 2002 году. Окруженный Европейским Союзом, он колебался между стремлением к более тесному взаимодействию со своим могущественным соседом и другими международными организациями и предпочитая более изоляционистский курс.

Людям предоставляется прямое право голоса в своих делах в рамках швейцарской системы прямой демократии, не имеющей аналогов ни в одной другой стране.

Приглашаются на избирательные участки несколько раз в год для голосования на республиканских или региональных референдумах и народных инициативах.

  • Подробнее о странах — Профили BBC Monitoring

ШВЕЙЦАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ: ФАКТЫ

  • Столица: Берн, де-факто
  • 9001 3 Площадь: 41 285 кв. км
  • Население: 8,6 млн.
  • Языки: французский, немецкий, итальянский, ретороманский
  • Ожидаемая продолжительность жизни: 81 год (мужчины) 85 лет (женщины)
Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Цюрих — крупнейший город Швейцарии и ее финансовый центр

ЛИДЕРЫ

Коллективный глава государства: Федеральный совет

Швейцария необычна наличием коллективного главы государства, Федерального совета из семи членов, который удваивается как кабинет министров страны.

Президент Швейцарской Конфедерации, также известный как президент Конфедерации или в просторечии как президент Швейцарии, является главой Федерального совета. Это в основном церемониальный пост.

Избирается сроком на один год, должностное лицо председательствует на заседаниях Федерального совета, но не имеет власти над остальными шестью членами совета.

Федеральный совет был создан в соответствии с конституцией 1848 года, которая действует и по сей день.

Члены избираются на четыре года на совместном заседании обеих палат парламента, хотя на практике изменения в составе происходят редко, что делает Федеральный совет одним из самых стабильных правительств в мире.

В результате избрания новой женщины-министра в Федеральный совет в сентябре 2010 года впервые в истории страны большинство женщин в кабинете министров составили женщины.

СМИ

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

В Швейцарии базируются многочисленные международные организации, такие как УВКБ ООН. , немецкий, итальянский и ретороманский.

Большая часть финансирования поступает от доходов от телевизионных лицензионных сборов. Избиратели отклонили предложение отменить плату на референдуме 2018 года.

  • Читать полный профиль

TIMELINE

Некоторые ключевые даты в истории Швейцарии:

Источник изображения, Getty Images 1291 — Происхождение Швейцарской конфедерации когда три кантона объединяются, чтобы противостоять внешнему контролю.

1815 — После наполеоновских войн границы Швейцарии и нейтралитет территории устанавливаются на Венском конгрессе.

1848 — Федеральная конституция определяет политическую систему, предусматривающую централизованное правительство.

1874 — Пересмотренная конституция позволяет осуществлять прямую демократию путем референдума.

1914-18 — Швейцария организует отряды Красного Креста во время Первой мировой войны.

1919-20 — Версальский договор подтверждает нейтралитет Швейцарии.

1920 — Вступает в Лигу Наций. Штаб-квартира Лиги находится в Женеве.

Источник изображения, Getty Images

Image caption,

Берн, де-факто столица Швейцарии, занимает пятое место по численности населения после Цюриха, Женевы, Базеля и Лозанны

1923 — Таможенный союз с Лихтенштейном.

1939-45 — Федеральный совет издает декларацию о нейтралитете в начале Второй мировой войны. Отказывается вступить в ООН.

1959 — Член-учредитель Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

1963 — Вступает в Совет Европы.

1971 — Женщинам предоставлено право голоса на федеральных выборах.

1985 — Референдум гарантирует юридическое равенство женщин с мужчинами в браке.

1992 — Швейцария присоединяется к Всемирному банку и Международному валютному фонду (МВФ), но декабрьский референдум отклоняет членство в Европейской экономической зоне — зоне свободной торговли.

1995 — Швейцарская банковская ассоциация объявляет — после давления со стороны еврейских групп — она ​​обнаружила спящие до 1945 банковских счетов с миллионами долларов.

1998 — Швейцарские банки договорились о выплате компенсаций в размере 1,25 миллиарда долларов пережившим Холокост и их семьям.

2002 — Небольшое большинство швейцарцев проголосовало за вступление в ООН на референдуме, и страна становится членом ООН.

2008 — Швейцария отказывается от обычного паспортного контроля на всех своих границах после присоединения к Шенгенскому соглашению ЕС.

2009 — Швейцария заявляет, что ослабит свои правила в отношении банковской тайны, чтобы позволить финансовым учреждениям сотрудничать с международными расследованиями уклонения от уплаты налогов.

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Гражданам Швейцарии часто приходится голосовать по спорным вопросам, таким как иммиграция 0197

  • BBC не несет ответственности за содержание внешних сайтов.

    Следующая проблема ЕС – Швейцария

    Однажды в воскресенье, вскоре после переезда в Берн, Швейцария, Михаэль Флюггер, посол Германии в Швейцарии, отправился из своей резиденции в пекарню. На улице он увидел крайне правый предвыборный плакат, на котором мужчина с флагом Европейского Союза вместо пояса сидит на крошечном изображении Швейцарии и придавливает его своим весом.

    Однажды в воскресенье, вскоре после того, как он переехал в Берн, Швейцария, Михаэль Флюггер, посол Германии в Швейцарии, шел из своей резиденции в пекарню. На улице он увидел крайне правый предвыборный плакат, на котором мужчина с флагом Европейского Союза вместо пояса сидит на крошечном изображении Швейцарии и придавливает его своим весом.

    «Я был потрясен, — сказал недавно Флюггер швейцарской газете. Во время предыдущей работы в Женеве он никогда не сталкивался с такой враждебностью по отношению к ЕС, главному торговому партнеру Швейцарии — и часто единомышленнику. Но сейчас «атмосфера вокруг ЕС стала настолько негативной», — сказал он. «В некоторых СМИ и социальных сетях его изображают как монстра».

    Эта растущая враждебность служит фоном для первого официального визита президента Швейцарии Ги Пармелина в Брюссель в пятницу для важной встречи с президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. Поскольку Швейцария не может реализовать новое институциональное соглашение с ЕС, отношения между ними зашли в тупик.

    Это станет окончательным стресс-тестом для двусторонних отношений между этими двумя соседями, а после Brexit покажет, насколько жестко ЕС хочет быть с соседними странами. По крайней мере, Пармелин заверил соотечественников, что «не собирается делать Бориса Джонсона», и захлопнул за собой двери.

    Сравнение с Brexit нависает над сложными отношениями, но оно не совсем уместно: в то время как Великобритания дистанцируется от ЕС, Швейцария приближается к нему. Швейцария, не являющаяся членом ЕС, стремится расширить свои обширные отношения с 27 странами-членами. Проблема в том, что, как и Великобритания, она одновременно хочет сохранить суверенитет. Этот круг трудно квадратировать. Брюссель не терпит того, что он называет «выбором вишни» притязаний на права без принятия обязательств: он не может предоставить нечленам привилегии, которых нет даже у членов. Однако в условиях потрясений в мире ЕС очень заинтересован в поддержании хороших отношений со странами-единомышленниками, такими как Швейцария, по целому ряду причин.

    На референдуме 1992 года швейцарцы отказались от членства в ЕС. Вскоре после этого они заключили торговое соглашение с Брюсселем и с тех пор с удовольствием развивали его: в настоящее время у них есть как минимум 120 двусторонних соглашений, которые хорошо функционируют. Они обеспечивают доступ на рынок для швейцарских фармацевтических препаратов, металлов и химикатов в обмен на соблюдение Швейцарией правил внутреннего рынка и скромный финансовый вклад в бедные регионы ЕС. Швейцария является членом Шенгенской зоны, в которой нет пограничного контроля. Он участвует в студенческих обменах Erasmus, в научных исследованиях ЕС и в сотрудничестве с полицией. Доступ к системе здравоохранения ЕС и рынку электроэнергии занимает одно из первых мест в списке пожеланий Швейцарии.

    Некоторые говорят, что у Швейцарии есть лучшее из двух миров: доступ к крупнейшему единому рынку в мире и свобода разыграть карту суверенитета, когда захочет.

    Согласно исследованию 2019 года, ни одна страна не получает больше прибыли от единого рынка ЕС, чем Швейцария: хотя его добавленная стоимость для среднего гражданина ЕС составляет 1008 долларов в год, средний швейцарец получает 3499 долларов. В швейцарских приграничных районах недалеко от Базеля или Женевы десятки тысяч граждан ездят на работу по другую сторону границы. Больницы, рестораны и другие предприятия полагаются на это. Некоторые утверждают, что Швейцария имеет своего рода «пассивное членство в ЕС».

    Однако в Брюсселе швейцарцы известны как трудные клиенты. В то время как Норвегия, еще один не член ЕС с широким доступом к рынку, никогда не ставит под сомнение свой финансовый вклад в ЕС, Швейцария регулярно удерживает его, чтобы добиться своего в каком-то вопросе. Швейцарские референдумы также являются источником трений. Народное голосование за иммиграционную квоту в 2014 году, например, нарушило двусторонние соглашения с ЕС о защите свободного передвижения людей.

    Референдум 2014 года стал последней каплей для ЕС. Оно осознало, насколько сложно было управлять двусторонними соглашениями. Их постоянно нужно обновлять или обновлять, как iPhone, который в противном случае не может работать с новыми приложениями. Это означает постоянные переговоры между двумя сторонами. Более того, если одна из сторон отменяет или нарушает одно двустороннее соглашение, автоматически рушатся и другие. Вот почему после референдума 2014 года об иммиграционных квотах Берн и Брюссель начали переговоры о новой институциональной структуре, чтобы заключить и стабилизировать все существующие соглашения и снизить политическую напряженность, предоставив пространство для будущих соглашений. В 2018 году они согласовали текст.

    Сегодня 27 стран-членов ЕС по-прежнему поддерживают этот текст, но со стороны Швейцарии возникают проблемы. В 2018 году правительство Швейцарии попросило время на консультации с политическими партиями, социальными партнерами и гражданами. Эти группы начали критиковать проект и требовать изменений. Так продолжалось более двух лет. Примечательно, что швейцарское правительство никогда не защищало текст.

    Вместо этого он сформулировал три дополнительных требования, которые ЕС не может удовлетворить. Берн хочет исключений из правил государственной помощи ЕС, исключений в отношении социальных пособий для граждан ЕС (которые также получат швейцарцы в ЕС) и специальных ограничений трудового законодательства, которые сделают компании ЕС, работающие в Швейцарии, менее конкурентоспособными по сравнению со швейцарскими компаниями. Все три требования предполагают исключения для Швейцарии, которые никогда не будут предоставлены самим странам ЕС.

    Вот тут-то и возникает параллель с Brexit. В прошлом году, когда Лондон также пытался обеспечить максимальный доступ на рынок ЕС при минимальном соблюдении правил, 27 государств-членов отказались. Они хотели сохранить единый рынок. Они также хотели подать пример другим странам, не являющимся членами, которые в противном случае потребовали бы того же. Из-за Brexit ЕС стал менее гибким. Теперь это лишает Швейцарию индивидуального соглашения, на которое она имеет право.

    Как только в декабре 2020 года было заключено соглашение о выходе между ЕС и Великобританией, швейцарцы прочесали текст. Они нашли две вещи, которые заставили их завидовать. Во-первых, Европейский суд — или «иностранные судьи» — не играет прямой роли в спорах между Лондоном и Брюсселем. Во-вторых, британцам не нужно «динамически» следовать европейским правилам, как это делает Швейцария. В течение нескольких дней швейцарские политики и граждане призывали свое правительство отправиться в Брюссель, договориться о Brexit и получить эти две вещи. Некоторые даже поблагодарили Великобританию за «помощь карлику за семью горами».

    ЕС пытался объяснить, что Швейцария не может их иметь, потому что ее отношения с ЕС намного ближе, чем британские. Споры со Швейцарией, например, почти всегда касаются рыночных вопросов. Единственным судом, способным решать вопросы рынка ЕС, является Европейский суд в Люксембурге. Но многих швейцарцев это не убеждает. В этом смысле Brexit определенно усложнил управление отношениями между ЕС и Швейцарией. У швейцарцев даже есть для этого слово: «Брексит — зависть».

    В течение многих месяцев швейцарские ток-шоу в основном были посвящены двум вещам: мерам COVID-19 и его рамочному соглашению с ЕС. Для многих швейцарцев сдержанность правительства в отношении соглашения означает, что его, вероятно, не стоит защищать. Швейцарское правительство разделено. По сообщениям СМИ, министры не могут даже договориться о том, что Пармелин должен донести до Брюсселя: следует ли Швейцарии отказаться от нового соглашения или попытаться перезаключить его. Плана Б не существует. Бывший президент Швейцарии Мишлин Кальми-Рей недавно сказала: «Сделка по Brexit показывает, что политики должны знать, чего они хотят. Швейцария этого не знает. В этом отношении мы могли бы кое-чему поучиться у Бориса Джонсона».

    Тем временем политические предприниматели развлекаются. Миллиардер Альфред Гантнер начал движение против рамочного соглашения: Allianz Kompass/Europa, поддержанное компаниями, фермерами и даже профсоюзами. Он хочет «сделку по Brexit плюс» — торговлю и ничего больше. Против соглашения также выступают праворадикальная Швейцарская народная партия, членом которой является Пармелин, и платформа предпринимателей Autonomiesuisse. Социал-демократы и либералы расколоты. Возникли и проевропейские группы. Внезапно в Швейцарии появился новый политический импульс. Партийная дисциплина испаряется, а дебаты становятся интереснее.

    Хотя спор может оживить национальную политику, на этой неделе некоторые промышленные лидеры наконец начали бить тревогу. В нескольких газетах они напомнили своим согражданам, что значительная часть швейцарского богатства зарабатывается на едином европейском рынке и что Швейцария, почти получлен ЕС, обязана следовать большему количеству европейских правил, чем Великобритания. Филип Мосиманн, генеральный директор Bucher Industries, обвинил правительство в том, что оно « ориентирунгслос 9».0246» или дезориентирован.

    Между тем просочившийся отчет о встрече между Европейской комиссией и представителями государств-членов в Брюсселе обвинил швейцарское правительство в том, что оно сидит сложа руки, пока дебаты идут с рельсов. «Нет никаких обязательств со стороны Швейцарии. Комиссия не может вести переговоры в одиночку», — цитирует репортаж швейцарское телевидение.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *