Состав территории великобритании: Состав Великобритании – сколько стран входит?

география, история, экономика и культура

Общие сведения о Великобритании

Официальное название — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). Расположена у северо-западного побережья континентальной Европы. Площадь 244, 8 тыс. км2, численность населения 59,8 млн чел. (июль 2002). Официальный язык — английский. Столица — г. Лондон (7,2 млн чел.). Государственный праздник — День рождения королевы (1926) — отмечается во 2-ю субботу июня. Денежная единица — фунт стерлингов (равен 100 пенсам).

Под контролем Великобритании находятся 15 заморских территорий с населением ок. 190 тыс. чел., в т.ч. Гибралтар в Европе, Ангилья, Бермудские острова, часть Виргинских островов, острова Кайман, Монсеррат, Теркс и Кайкос, Фолклендские острова — в Южной и Центральной Америке, остров Св.Елены — в Африке, остров Питкэрн — в Тихом океане, территории в Антарктиде.

Британский монарх — номинальный глава Содружества (ранее — Британское Содружество наций), в которое входит большинство бывших колоний и доминионов Великобритании, всего 54 государства с населением 1,7 млрд чел.

Член международных организаций: ООН (с 1945), МВФ и Всемирного банка (с 1947), НАТО (с 1949), ОЭСР (с 1961), ЕС и ОБСС (с 1973), «большой семёрки» (с 1975), ЕБРР (с 1990), ВТО (с 1995).

Достопримечательности Великобритании

География Великобритании

Расположена между 49°57 ’ и 60°49 ’северной широты; 1°46′ восточной долготы и 8°00′ западной долготы.

Великобритания — островное государство; состоит из острова Великобритания и северо-восточной части острова Ирландия (их разделяет неширокий Северный пролив), а также более мелких островов (наиболее значительные из них — Англси, Уайт, Оркнейские, Гебридские, Шетландские). В состав Великобритании входят пользующиеся внутренней автономией остров Мэн в Ирландском море и Нормандские острова, расположенные в проливе Ла-Манш близ берегов Франции. Британские острова (так обычно именуют Великобританию и Ирландию) омываются водами Атлантического океана и Северного моря. Они отделены от материковой Европы лишь узкими проливами Па-де-Кале (в Великобритании — Дуврский пролив) и Ла-Манш (Английский канал). Великобританию с Францией связывает туннель длиной 48 км, из которых 37 км проходит под Ла-Маншем. Береговая линия — 12 429 км — сильно изрезана, изобилует бухтами и заливами — удобными стоянками для морских судов. Наиболее крупные заливы — Бристольский, Кардиган, Солуэй-Ферт, Ферт-оф-Клайд, Морэй-Ферт, Ферт-оф-Форт, Уош. Великобритания имеет сухопутную границу с Ирландской Республикой; её протяжённость 360 км.

Большая часть территории Великобритании характеризуется пересечённым рельефом. На севере и западе преобладает горный рельеф. В северной части острова возвышаются горы высотой от 840 до 1300 м над уровнем моря (самая высокая вершина — Бен Невис — 1340 м). Северо-Шотландское нагорье отделено от Южно-Шотландского Средне-Шотландской низменностью шириной менее 100 км. Горные массивы покрывают почти всю западную часть острова, особенно Уэльс и Корнуолл. Среднюю часть Северной Англии занимают Пеннинские горы, которые отделяют Ланкаширскую низменность на западе от Йоркширской на востоке. Южная половина Великобритании представляет собой равнины, разделённые холмами и возвышенностями.

Великобритания обладает значительными запасами полезных ископаемых. Среди них — нефть, природный газ, уголь, известняк, соль, глина, мел, гипс, медь, кремнезём. Запасы офшорных месторождений нефти оцениваются в 1430 млн т; большинство из них расположены в Северном море, к востоку и северо-востоку от Шотландии и к востоку от Шетландских и Оркнейских островов; крупнейшие офшорные месторождения — Фортис и Брент, на материке — Уитчфарм в графстве Дорсет. Запасы природного газа достигают 1710 млрд м3, основные месторождения находятся в Северном море у восточного побережья Англии. Основные месторождения угля (существенно выработанные) — Йоркшир — Дерби — Ноттингемширский бассейн в восточном Миддленде, Нортумберленд — Даремский бассейн на северо-востоке Англии.

Почвенный покров Великобритании довольно разнообразен. Преобладают бурые лесные, подзолистые почвы. Распространены карбонатные, аллювиальные, кислые почвы, торфяники.

Климат Великобритании умеренный, влажный, океанический. Благодаря Северо-Атлантическому течению и тёплым ветрам, дующим с Атлантического океана, в Великобритании, как правило, мягкая зима. Но этими же ветрами объясняются пасмурная погода, частые дожди и туманы. Средняя температура в январе 3—7°С, в июле 11—17°С, количество выпадающих ежегодно осадков — 550—800 мм на юго-востоке, 3000 мм в горных западных и северных районах. Больше всего осадков выпадает с октября по январь, меньше — в феврале— марте.

В Великобритании имеется большое количество рек и озёр. Самая длинная река — Северн (328 км) — берёт начало в горах Уэльса и впадает в Бристольский залив (западное побережье). Ланкаширскую низменность пересекает Мерсей, впадающий в Ливерпульский залив. Главная река восточного побережья — Темза (336 км) — течёт по наиболее густонаселённым районам юго-восточной Англии. Средне-Шотландская низменность также богата реками. Наиболее протяжённая из них — Клайд (157 км), берущая начало в Южно-Шотландском нагорье и впадающая в залив Ферт-оф-Клайд (западное побережье), и Форт, впадающий в залив Ферт-оф-Форт (восточное побережье). На севере страны много озёр. Самое большое — Лох-Них в Северной Ирландии — 396 км2. Наиболее глубокое — Лох-Морир на Северо-Шотландском нагорье (310 м).

Разнообразна флора Великобритании 9% территории покрыты лесами. Преобладают широколиственные леса — дуб, бук, берёза. В Шотландии много хвойных лесов — ель, лиственница. Распространены вересковые пустоши. На юге страны встречаются вечнозелёные средиземноморские виды растений. Растения вегетируют круглый год.

В Великобритании насчитывается ок. 30 тыс. видов животных. Среди них лисы, зайцы, красные белки, выдры, чёрные крысы, норка, рептилии и земноводные. Из 200 видов птиц наиболее распространены воробьи, зяблики, скворцы, вороны, зимородки, малиновки, синицы. В реках, озёрах и прибрежных морских водах водятся многочисленные виды рыб — треска, пикша, мерлан, сельдь, сёмга, форель.

Население Великобритании

В 1981—2001 население Великобритании возросло всего на 6%, в значительной мере за счёт иммигрантов из развивающихся стран и их детей, родившихся в Великобритании. В то же время продолжалась эмиграция. По официальным прогнозам, к 2025 население страны достигнет 65 млн чел. Средняя плотность населения — одна из самых высоких в мире — 242 чел. на 1 км2.

Рождаемость 1,3‰, смертность 10,3‰, детская смертность 5,5 чел. на 1000 родившихся (2002). Средняя продолжительность жизни — 78,0 лет, в т.ч. мужчин 75,2, женщин 80,8 года. В 2000 в стране проживало женщин на 838 тыс. больше, чем мужчин.

Одна из важнейших проблем страны — старение населения. В 2002 лица в возрасте 65 лет и старше составляли 15,8% населения. Перепись населения 2001 показала, что впервые число лиц старше 60 лет превысило число детей в возрасте до 15 лет.

Ещё в кон. 19 в. Великобритания достигла высокой степени урбанизации. В 1999 городское население составляло 89%.

В городах с числом жителей св. 100 тыс.чел. проживает почти половина населения страны. Крупнейшие по числу жителей города: Лондон, Бирмингем, Лидс, Шеффилд, Глазго, Эдинбург, Ливерпуль, Бристоль, Ковентри, Кардифф, Белфаст, Ноттингем. Великобритания — многонациональная страна. Подавляющая часть населения — коренные жители: англичане (81,5%), шотландцы (9,6%), ирландцы (2,4%), валлийцы (1,9%). 1960—80-е гг. характеризовались большим притоком иммигрантов из Индии, Пакистана, Бангладеш, стран Кариб

Географическое положение Англии

Англия не считается отдельным государством. Это большая административно-политическая территория Великобритании. Самыми крупными городами являются Ливерпуль, Шеффилд, Манчестер и Бирмингем. Еще в ее составе находится Лондон — столица Великобритании. Географическое положение Англии делает ее выгодной для экономики и хозяйственной деятельности.

Важные параметры

Англия находится на острове Великобритания и охватывает 2/3 территории. Площадь равна 130 395 кв. км. Рядом располагаются Шотландия и Уэльс.

На большей части Англии находятся покатые холмы, а к северной территории местность переходит в гористую. Горы и равнины условно делятся по линии, которая проходит между устьями рек Тисс и Экс. В восточной части болотистая низменность, большую территорию которой осушили для сельскохозяйственной деятельности.

Население административной части равно 53 млн. человек. Это около 84% людей, проживающих во всей Великобритании. По этническому происхождению 76% населения являются англичанами.

Реки и озера

Крупной рекой является Северин. Она протекает в пределах 350 км. Начало находится в Уэльсе. Русло включает прекрасные водопады, которые признаны интересными туристическими местами.

На севере Англии течет река Тис, впадающая в Северное море. Она разделяет Йоркшир и Зарин. Другой большой рекой является Экс. У нее есть несколько больших притоков, а перетекает она в Ла-Манш. Когда-то у этой реки было значимое экономическое положение.

Озера Англии очень живописные. Образование Алсуотера связано с перемещением ледника. Озеро Уиндермир считается одним из больших.

Моря

У побережья находится Атлантический океан и моря – Ирландское и Северное. Между Англией и материком располагается 34 км. От Франции она отделена с помощью проливов:

  • Па-де-Кале;
  • Ла-Манш.

Благодаря такому положению у Англии есть доступ к различным частям света. Это имеет влияние на экономическую сферу государства. В береговых частях находятся порты для грузов и пассажиров.

Климатические условия

Большое воздействие на климат имеет близкое нахождение теплого течения Гольфстрима. Мягче его делают морские ветра, приходящие с запада и юго-запада. На юге заметна некоторая нестабильность температур летом и зимой. И на западе наблюдается больше осадков по сравнению с востоком. Там влажный воздух.

Погодные условия переменчивы. Вместо холода резко приходит тепло, и наоборот. Даже за день может пойти дождь, а затем наступить солнечная погода.

ЛЕКЦИЯ 8. Великобритания

ЛЕКЦИЯ 8.

Соединённое Королевство Великобритании и
Северной Ирландии

  1. Конституция Великобритании: понятие, состав и особенности.
  2. Основы конституционного статуса человека в Великобритании.
  3. Особенности государственного устройства Великобритании.
  4. Парламент Великобритании.
  5. Монарх.
  6. Правительство.
  7. Судебная система Великобритании.
  8. Органы местного самоуправления и управления.

1. Конституция Великобритании: понятие, состав и особенности.

В Великобритании нет единого писаного конституционного акта, регулирующего те отношения, которые обычно регулируются конституциями, а именно: основы общественного строя, конституционно-правовой статус личности, систему, порядок формирования и полномочия органов публичной власти. Однако здесь имеется исторически сформировавшаяся система норм, которые в комплексе регулируют эти отношения, причем довольно эффективно.

Их называют с некоторой долей условности Конституцией Великобритании, хотя эти нормы содержатся в разных источниках права. Неписаной Конституция Великобритании является не в силу того, что нет конституционных норм, зафиксированных на бумаге, пергаменте, папирусе или ином носителе (в конце концов, статуты и прецеденты существуют в письменном виде), а потому, что нигде четко не закреплено, какие же нормы относить к числу конституционных, а какие — нет. Однако есть определенный общепризнанный набор источников права, которые в совокупности составляют Конституцию Великобритании.

Во-первых, это статуты, т. е. законы. Среди статутов есть акты, принятые весьма давно, но сохраняющие свое значение. К ним относятся Великая хартия вольностей 1215 г., Билль о правах 1689 г., Акт о престолонаследии 1701 г. и пр. Имеются и достаточно современные законы: «О парламенте» (1911 и 1949 гг.

), «О пэрах» (1958 и 1963 гг.), «О Палате общин» (1978 г.), «О народном представительстве» (1867, 1918, 1949, 1969, 1974, 1983, 1985, 1989, 2000 гг.), иные законы, принятые в сфере конституционного регулирования. Регулирование статутами отличает некодифицированность, порой казуистичность правового текста.

Во-вторых, конституционные нормы обнаруживаются в относящихся к предмету конституционного права судебных прецедентах, т. е. правилах, зафиксированных в судебных решениях, обязательные для судов (а поскольку любое дело может попасть в суд, то и для всех остальных) при рассмотрении аналогичных дел. Как правило, это решения Высокого суда, Апелляционного суда и Палаты лордов. Палата лордов может при этом отступать от своих прецедентов. Прецедентами, например, установлено, что нет права взимать налоги без разрешения парламента, что монарх не несет ответственности, что должна осуществляться контрассигнация актов монарха премьер-министром.

Многие из прецедентов в дальнейшем были трансформированы в нормы статутов.

В-третьих, это конституционные обычаи, т. е. устоявшиеся нормы поведения, которые в силу традиций не ставятся участниками этих отношений и другими лицами под сомнение. Они основаны на всеобщем согласии, что именно таким образом эти отношения и должны строиться (в силу разумности, древности, длительности и регулярности соответствующего поведения). Поэтому применительно к Великобритании их зачастую называют конституционными соглашениями или конвенциональными нормами (от англ, convention — здесь «соглашение», «договор»). Некоторые специалисты даже предлагают отличать неконституционные обычаи от конвенциональных норм. Вместе с тем никакого иного критерия различия, кроме характера регулируемых общественных отношений, выработать не удалось.

Этот критерий хотя и позволяет определить отраслевую принадлежность той или иной нормы, все же не дает оснований говорить о ее особом характере в системе норм. Точно так же в других странах закон, регулирующий конституционно-правовые (государственно-правовые) отношения, совсем не обязательно является конституционным законом.

В случае если имеется прямое противоречие между конституционным обычаем и статутом, то применяется статут. Однако обычай может определенным образом интерпретировать содержание статута. Некоторые обычаи, как и прецеденты, «перетекают» в статуты. Например, обычай, согласно которому в случае спора между палатами парламента при принятии закона в конечном итоге спор решался в пользу Палаты общин, теперь закреплен в статуте.

Конституционными обычаями, к примеру, установлены правила, согласно которым монарх поручает лидеру партии, победившей на выборах в Палату общин, сформировать правительство; что монарх в осуществлении своих полномочий связан волей правительства; Что монарх обязан подписать законопроект, принятый парламентом, и т.

п. Уже из приведенных примеров видно, что обычаи имеют во многом ключевое значение для конституционно-правового регулирования в Великобритании. По поводу некоторых обычаев время от времени возникают дискуссии. Например, монарх уже 300 лет не налагает вето на законы, принятые в парламенте, в связи с чем возникает вопрос: можно ли рассматривать это как обычай или просто как факт, что монарх до поры до времени воздерживается от использования своего права? Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако пока обсуждение этого вопроса носит скорее теоретический характер, а в практическую плоскость он может перейти, если вдруг вето будет наложено.

В-четвертых, конституционные нормы содержатся в трудах авторитетных юристов (доктрина). Они рассматриваются как дополнительный источник Конституции. Сфера использования таких трудов — восполнение на научной основе пробела или устранение коллизий между указанными выше источниками.

В сфере конституционного права это прежде всего труды В. Беджгота, В. Блэкстона и А.-В. Дайси.

Особенности состава и формы Конституции Великобритании предопределили в качестве ее специфики то, что она является «гибкой» конституцией, поскольку нет различия между законом, составляющим Конституцию, и иными законами, а закон, если урегулирует соответствующие отношения, будет иметь приоритет перед прецедентом и обычаем. Впрочем, и для судебных прецедентов, и для обычаев никакой специальной процедуры пересмотра не установлено. Исторические особенности развития британской Конституции предопределили и то обстоятельство, что в Великобритании не выражен четко принцип разделения власти: монарх считается входящим во все ветви власти, Палата лордов является как частью парламента, так и судебным органом, члены Правительства являются одновременно парламентариями и т.

д. Однако это в принципе не означает, что существует подчинение одной ветви власти другой; на практике они сбалансированы.

2. Основы конституционного статуса человека в Великобритании.

Особенности закрепления конституционного статуса человека.
Одной из особенностей конституционного статуса человека в Великобритании является то, что отсутствует системное изложение его прав, свобод и обязанностей. Они устанавливаются и регулируются статутами, прецедентами, обычаями. Поэтому в Великобритании основное внимание уделяется обеспечению эффективной защиты прав и свобод, прежде всего судебной.

В Великобритании имеется специальное законодательство против дискриминации по расовому и половому признаку (Акт о расовых отношениях 1976 г. , Акт о дискриминации по признаку пола 1975 г. с поправками 2002 г.). Они касаются главным образом обеспечения равенства в трудовой и социальной сферах, прописывают ответственность за проявления дискриминации. Предусматриваются законами ограничения прав человека в интересах безопасности общества и государства, которые в основном связаны с борьбой против терроризма (акты о чрезвычайных мерах 1973, 1978 г. и Акт о предотвращении терроризма 1984 г., ряд новых актов, принятых в 2002-2003 гг.). Эти законы предусматривают особенности уголовно-процессуальных гарантий прав лиц, подозреваемых в терроризме, а также возможность ограничения права на неприкосновенность частной жизни.

Гражданство.
Имеет свои особенности и регулирование конституционного статуса человека в плане отношения к гражданству. Существует несколько категорий лиц, различающихся по степени правовой связи с Великобританией. При этом отличие между ними по правовому статусу состоит в неодинаковых возможностях по реализации политических прав (прежде всего избирательного), а также въезда на территорию страны. Это обусловлено историей Великобритании как колониальной державы.

Итак, имеются следующие категории лиц. Во-первых, это граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (хотя Великобритания — монархия, употребляется термин «граждане», а не «подданные»), которые обладают всей полнотой прав и свобод. Для приобретения такого гражданства в порядке натурализации требуется проживать на территории Великобритании определенное время, иметь хороший характер и достаточно хорошее знание английского, или гэльского (коренного для Шотландии), или валлийского (коренного для Уэльса) языка, намерение постоянно проживать в Великобритании или поступить на работу, связанную с постоянным пребыванием в стране. В случае вступления в брак с британским гражданином требования несколько упрощаются. Во-вторых, существует гражданство британских зависимых территорий. Данный статус не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии В-третьих, имеется гражданство британских заморских территорий. В-четвертых, известна категория лиц, находящихся под британской защитой. В основном к ним относятся граждане бывших английских колоний или территорий, существовавших под протекторатом Великобритании. Указанный статус им придается, как правило, в связи с чрезвычайными обстоятельствами, по решению монарха (реально — — Кабинета). В-пятых, особый статус имеют граждане Ирландской Республики. Они, в частности, обладают в Великобритании активным избирательным правом. В-шестых, в Великобритании могут находиться иные иностранные граждане и лица без гражданства.

Отдельные права, свободы и обязанности человека в Великобритании.
В британском конституционном праве не существует единой официальной классификации прав и свобод граждан, законодателыю закрепленного деления на личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Ключевой среди личных прав и свобод выступает свобода личности — право не подвергаться произвольному и безосновательному физическому ограничению свободы. Основным документом в этой сфере является действующий по сей день Хабеас корпус акт 1679 г. Основные его положения предусматривают право судебной проверки оснований: ареста, презумпцию невиновности, запрет на получение доказательств вины путем психического и физического давления и т. д. К личным правам относятся также тайна переписки и телефонных переговоров, защита от электронных средств контроля за личной жизнью, свобода совести и вероисповедания, неприкосновенность жилища, т. е. невозможность войти туда без специального,разрешения, выдаваемого судьей на законных основаниях.

К политическим правам и свободам могут быть отнесены свобода слова, свобода прессы, свобода собраний и объединений. Последнее включает право создавать политическую партию. В Великобритании основную борьбу за представительство в органах власти ведут ныне две политические партии: Консервативная и Лейбористская. Имеются и другие партии, в том числе достаточно крупные. В Великобритании отсутствует закон, регулирующий деятельность политических партий; она определяется различными статутами, обычаями и прецедентами. Однако рядом статутов закреплен статус основной оппозиционной партии, которая именуется «оппозиция Правительства Ее Величества». Эта партия получает денежные средства из бюджета, а ее лидер может сформировать и возглавить «теневой» Кабинет министров и даже получать как его руководитель заработную плату из бюджета. Задача «теневого» кабинета состоит в обеспечении беспрерывности управления в случае смены правительства и контроле за правительством. Довольно подробно регулируется в Великобритании право на организацию профессиональных союзов (правда, оно не распространяется на работников полиции, военнослужащих, сотрудников спецслужб).

Одно из важнейших политических прав — избирательное право. Для избирательного законодательства Великобритании характерно, во-первых, установление достаточно невысокого возрастного ценза при приобретении пассивного избирательного права. Им пользуются граждане (только британские и ирландские), достигшие 21 года. Во-вторых, в Великобритании запрещено баллотироваться на выборах ряду государственных должностных лиц. Необходимое условие выдвижения в таком случае — отставка с соответствующего поста, т. е. им не предоставляется возможность в отличие от многих других стран сначала быть избранными, а потом оставить занимаемый пост. Имеется и специфический моральный ценз: не могут быть выдвинуты кандидатами на тот или иной пост банкроты. В-третьих, активно используется избирательный залог как условие регистрации в качестве кандидата. Если кандидат набирает менее 5% голосов избирателей, залог не возвращается, хотя сам залог сравнительно невелик. К избирательным правам граждан относится и право на объединение в политическую партию. Не случайно в 2000 г. был принят Закон о политических партиях, выборах и референдумах. Таким образом, регулирование всех этих взаимосвязанных прав помещено в один акт. Правда, еще раньше, в 1998 г., был принят Закон о регистрации политических партий. В Великобритании на парламентских выборах и в основном на выборах в органы местного самоуправления применяется мажоритарная система относительного большинства, хотя при формировании части шотландского парламента и части Ассамблеи Уэльса Используется пропорциональная избирательная система. Пропорциональная система по Закону 1999 г. применяется и на выборах депутатов Европейского парламента, за исключением Северной Ирландии, где по-прежнему используется система единого передаваемого голоса.

Среди социально-экономических прав и свобод важнейшим правом в Великобритании, безусловно, выступает право собственности. Получили закрепление такие социальные права, как право на равную плату за равный труд право на отдых, право на социальное обеспечение, на образование, на здоровье и защиту от загрязнения окружающей среды и т. д.

3. Особенности государственного устройства Великобритании.

Статус Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
В состав Великобритании входят Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия, ряд других территорий. Исторически Великобритания сложилась как уния, отсюда и ее полное название — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Особенности современного государственного устройства коренятся именно в этом. Статус территорий, входящих в состав Великобритании, различен. В последние годы обозначилась тенденция к расширению их автономии, что именуется деволюцией. Решения об этом были приняты на референдумах. Содержание автономии в этих территориальных образованиях также различно.

Шотландия всегда обладала собственной правовой и судебной системой, но несколько столетий не обладала автономией в вопросах государственного управления. Однако 11 сентября 1997 г. в Шотландии был проведен референдум, в результате которого большинство высказалось за расширение самостоятельности Шотландии. После референдума соответствующий Закон был принят в 1998 г. В итоге были проведены выборы (в 1999 г., затем в 2003 г.) в шотландский парламент. Парламент Шотландии состоит из 129 депутатов, избираемых на четыре года: 73 человека — по мажоритарной системе, 56 — по пропорциональной. Он обладает законодательными полномочиями по вопросам экономического развития, налогов, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования, социального обеспечения и пр. Иные полномочия остаются в ведении британского парламента. Исполнительная власть осуществляется правительством Шотландии, формируемым на тех же принципах, что и британское правительство, и находящимся в таких же отношениях с парламентом.

Для Уэльса правовая и судебная автономия характерны в значительно меньшей степени, чем для Шотландии. Тем не менее на референдуме 18 сентября 1997 г. была поддержана идея о введении определенной (хоть и меньшей, чем в Шотландии) автономии. В качестве основного обеспечивающего автономию органа выступает Ассамблея Уэльса, в которую избираются 60 депутатов, из них 40 человек — по мажоритарной системе, а 20 — по партийным спискам. Она не наделяется законодательными полномочиями, но имеет право расширительного толкования законов, принятых британским парламентом, применительно к особенностям регионального развития Уэльса по вопросам здравоохранения, жилищного строительства, просвещения и ряду других.

До 1972 г. в Северной Ирландии был свой парламент, формировалось ответственное перед ним правительство. Затем автономия в связи с обострением политического конфликта была упразднена-вплоть до 1998 г., когда были достигнуты соглашения в Белфасте, получившие позже закрепление в Законе о Северной Ирландии. Была избрана Ассамблея и сформирован исполнительный орган, имеющие соответствующие полномочия, причем полномочия этих органов Северной Ирландии шире полномочий аналогичных органов в Шотландии. Ассамблея действует с 29 ноября 1999 г., состоит из 108 членов — по шесть от каждого из 18 избирательных округов. Первый министр и его заместитель избираются вместе, что заставляет политические партии действовать согласованно. Высшие исполнительные органы Северной Ирландии формируются на основе представленности партий по формуле д’Ондта. 11 февраля 2000 г. основе Закона о Северной Ирландии 2000 г. была приостановлена деятельность Ассамблеи и исполнительных органов Северной Ирландии до 30 мая 2000 г. , чем де-факто было установлено прямое управление регионом. В дальнейшем еще дважды приостанавливалась его деятельность приказом министра внутренних дел на 24 часа для разрешения кризисных ситуаций: 10 августа и 22 сентября 2001 г. При этом сохраняются существенные прерогативы центральной власти. В частности, у нее есть право приостанавливать деятельность органов власти Северной Ирландии, что уже было однажды реализовано.

В правительстве Великобритании предусмотрено наличие Должности государственных секретарей по вопросам Шотландни, Уэльса и Северной Ирландии. Они обеспечивают, с одной стороны, учет интересов соответствующих территорий, с дру гой — осуществляют административный надзор за их органами власти.

Что касается Англии, то она в настоящее время разделена на 4 региона по чисто географическому принципу. После реформ 1990-х годов в Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии Англия осталась единственной из составных частей Великобритании, не имеющей собственного парламента и правительства. Функции парламента Англии исполняет парламент Великобритании, функции правительства — правительство Великобритании. Существует движение в поддержку создания самостоятельного парламента и правительства Англии.

Территории с особым статусом.
Территориями с особым статусом являются островные территории (остров Мэн и ряд других островов в непосредственной близости от Великобритании) и зависимые территории, или «заморские владения» (Гибралтар, остров Святой Елены, Фолклендские острова, Бермудские острова и др.). Различия между ними состоят, во-первых, в истории и основаниях попадания под британский суверенитет, во-вторых, в степени унификации системы власти. Так, островные территории имеют собственные судебные системы, а зависимые территории — нет; в каждой зависимой территории есть представляющий монарха губернатор, хотя он и занимает разное положение, но само наличие поста губернатора в определенной степени унифицирует систему власти, а на островных территориях власть не унифицирована. Но эти различия все же не имеют принципиального характера.

Административно-территориальные единицы в Великобритании.
Вся территория Англии, Уэльса и Северной Ирландии разделена на графства. В Англии 45 графств. Графства, в свою очередь, состоят из 296 округов. В сельской местности и небольших городах Англии низовой административно-территориальной единицей выступает приход. В отдельную административно-территориальную единицу, не входящую в систему графств, выделен Большой Лондон, который состоит из 32 городских районов и Сити. Территория Уэльса также состоит из 22 графств, из них 11 городов-графств. В сельской местности графства делятся на общины. Территория Северной Ирландии состоит из шести графств, которые делятся на 26 округов. В Шотландии территориальными единицами верхнего уровня; являются 32 территориальные так называемые единицы местного управления, в том числе три островные территории. Низовой территориальной единицей выступает община.

4. Парламент Великобритании.

Структура и формирование парламента.
Британский Парламент является классическим примером так называемой «вестминстерской модели» (собственно, он и дал этой модели наименование) и состоит из двух палат — Палаты общин и Палаты лордов, а также являющегося его составной частью монарха.

Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 659 депутатов на сегодняшний день. Председатель Палаты общин именуется спикером. Он избирается Палатой из числа своих членов по результатам согласования между правящей и оппозиционной партиями. Кандидатура спикера одобряется монархом, но это в большей степени символический акт. Спикер формально избирается на срок полномочий Палаты, но если он остается депутатом после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают спикера на новый срок. Спикер имеет полномочия как по представлению Палаты общин вовне (обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой лордов, Правительством), так и по руководству работой Палаты. В последней сфере он обладает особенно существенными полномочиями, в частности определяет вид законопроекта (финансовый он или обычный), что влияет на процедуру его прохождения, способ голосования, наличие оснований для прекращения прений, назначает председателей постоянных комитетов и т. д. Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он обязан вести себя политически беспристрастно. Ему даже не предоставлено право голосовать и участвовать в дебатах, однако при равенстве голосов депутатов он обязан проголосовать, и тогда его голос становится решающим.

Другими ответственными должностными лицами Палаты общин являются заместители спикера (один из них — первый), лидер Палаты общин (фактически, представитель Правительства в Палате, но одновременно и член Палаты) и клерк — должностное лицо, не являющееся парламентарием, назначаемое монархом (на деле — Палатой) без ограничения срока полномочий. Клерк руководит аппаратом Палаты и является советником спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий. Порядок в Палате общин поддерживает пристав. Коллегиальный руководящий орган в Палате не создается. В то же время создается Комитет Палаты общин в составе спикера, лидера Палаты (он представляет правящую партию), члена Палаты, назначенного лидером оппозиции, трех членов Палаты, не являющихся министрами. Комитет Палаты общин назначает персонал служб Палаты, устанавливает их заработную плату, осуществляет надзор за работой служащих.

В Палате общин возможно создание постоянных и временных комитетов. К постоянным комитетам относятся создаваемые Палатой специализированные (по отраслям и функциям управления, например по промышленности и торговле, по транспорту; в основном имеющие контрольные функции относительно соответствующих направлений деятельности правительства и министерств) и неспециализированные (обозначаются литерами А, В, С и т. д. — всего восемь; в основном имеют функции работы с законопроектами без их отраслевой привязки). К постоянным можно также отнести сессионные комитеты, формально создаваемые в начале каждой сессии Палаты на время до ее завершения для решения вопросов организации работы (комиссии по Регламенту, по привилегиям, по процедуре и ряд других), но воссоздаваемые на каждую новую сессию в прежнем виде, поэтому они реально не временные, а постоянные.

Временные комитеты создаются для рассмотрения отдельных вопросов. Среди них выделяются совместные комитеты обеих палат парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых законопроектов. Временными комитетами можно также назвать комитеты всей Палаты, которые представляют собой Палату общин в полном составе. Эта форма работы Палаты общин используется при обсуждении значимых (в основном финансовых и имеющих конституционное по сути значение) законопроектов для упрощения традиционной процедуры. Заседание проводится под председательством не спикера, а специального временного председателя.

Палата лордов пока имеет членов четырех видов. Два из них занимают место в Палате лордов по должности: духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви) и судебные лорды (их 12, они назначаются для выполнения судебных функций Палаты). Есть категория наследственных лордов (пэров) — — в последнее время их число было законодательно сокращено, а также пожизненных лордов (пэров), назначаемых монархом по рекомендации премьер-министра за заслуги перед Великобританией. По закону, одобренному Палатой общин в 2000 г., Палата лордов вскоре вообще не будет включать наследственных пэров.

Итак, сейчас действует Закон о епископате 1878 г., устанавливающий список из 26 духовных лордов — членов Палаты лордов ех officio (по должности). Реформа Палаты лордов, проведенная одноименным Законом 1999 г., исключила из членов верхней палаты Вестминстерского парламента наследственных лордов. На переходный период в палате пожизненно оставлены 92 из 758 (на 1 ноября 1999 г.) наследственных лордов. К ним отнесены: Граф-маршал (главный церемонимейстер и председатель Геральдической палаты Великобритании) и Лорд обер-гофмейстер ex officio и 90 избранных наследственных лордов. Из числа последних 75 избраны четырьмя парламентскими группами пропорционально их представ-ленности: 42 консерватора, 28 независимых демократа, три либеральных демократа и два лейбориста. Остальные 15 выбраны всей палатой для исполнения функций вице-спикера и иных должностных лиц палаты. Из них девять консерваторов и по два представителя других парламентских групп: независимых, либеральных демократов и лейбористов. Теперь все наследственные лорды, за исключением оставшихся в Палате лордов, имеют право баллотироваться на выборах, в том числе и в Палату общин.

Во главе Палаты лордов стоит лорд-канцлер, входящий в состав правительства и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на пять лет. Возможности по принятию единоличных решений по организации работы Палаты у него меньше, чем у спикера. Его полномочия лежат скорее в сфере судебной власти: лорд-канцлер является главным советником правительства по вопросам правосудия, возглавляет судебную власть, является председателем высших судебных органов, играет важную роль при назначении судей. У лорда-канцлера имеются два заместителя. Однако в 2003 г. правительство приняло решение ликвидировать в ближайшем будущем существующую должность лорда-канцлера и принять закон об учреждении нового института для осуществления функций, ныне выполнемых лордом-канцлером. Кроме того, вновь назначенный в 2003 г. лорд-канцлер выступил с заявлением, что как судья он не будет заседать в Палате лордов, а также не будет исполнять обязанности государственного секретаря по конституционным делам и, таким образом, перестанет совмещать должности судьи и министра. Новый государственный секретарь по конституционным делам не будет в дальнейшем председательствовать в верхней палате парламента.

Предусматривается должность лидера палаты. Им является представитель победившей на выборах в Палату общин партии, даже если в Палате лордов у нее меньшинство. Он наделен отдельными организационными полномочиями. В Палате лордов, как и в Палате общин, предусматривается должность клерка примерно с таким же, как и в Палате общин, статусом. Палата лордов создает комитеты по отдельным проблемам, например Комитет по науке и технологиям, Комитет по вопросам Европейского Союза и другие. Такие комитеты могут действовать как постоянные и как временные. Возможно образование обеими палатами совместных комитетов по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении обеих палат.

В обеих Палатах могут создаваться фракции. Однако в Палате лордов они не имеют реального веса. Для фракций Палаты общин характерно наличие «кнутов» — назначенных партийным руководством лиц, которые обеспечивают, как уже отмечалось, голосование и поведение членов фракции в интересах партии.

Полномочия Парламента.
Основное полномочие — законодательствование. Полномочия парламента по принятию законов фактически неограниченны. Он может принять закон почти по любому вопросу, однако в последние годы сам предпочитает делегировать полномочия в этой сфере правительству. Возможности парламента по решению законом любого, по существу, вопроса подтверждаются тем, что законопроекты (билли), принимаемые в парламенте, могут быть публичными (призванными регулировать отношения, представляющие общий интерес) и частными (затрагивают интересы определенных лиц, группы лиц или территории). Иногда выделяют смешанные билли, объединяющие эти признаки. Заметим, что законы в Великобритании могут не только собственно регулировать общественные отношения, но и определять направления политики правительства и решать конкретные вопросы.

Билли могут вноситься в любую палату парламента, кроме финансовых законопроектов, вносимых только в Палату общин. На самом деле рассмотрение всегда начинается в Палате общин. Там билли принимаются, как правило, в трех чтениях. Закон принимается большинством голосов, после чего направляется в Палату лордов, которая может согласиться или не согласиться с Палатой общин. В случае несогласия может быть выработан и принят компромиссный вариант закона (методом «челнока»). Если согласия и та ким образом достичь не удается, то вступление в силу закона откладывается на год. По прошествии года Палата общин может принять закон в той же редакции, и он .вступит в силу. Вступление в силу законов по финансовым вопросам откладывается только на один месяц, причем их повторного принятия не требуется. Если обе палаты принимают закон (или Палата общин преодолевает несогласие Палаты лордов с ним), он направляется монарху и после его подписи и опубликования обретает юридическую силу.

В последние годы получило развитие делегирование законодательных полномочий правительству (Кабинету министров).

У палат есть и контрольные полномочия. В абсолютном большинстве они сосредоточены в Палате общин. Правительство подконтрольно ей. Контроль осуществляется, во-первых, посредством устных и письменных вопросов депутатов, на которые должен быть дан ответ, во-вторых, через специализированные или временные специально созданные комитеты, в-третьих, путем выражения (путем принятия решения Палатой) сожаления о политике правительства — это более мягкая формула, чем выражение недоверия. Кроме того, контроль может быть осуществлен с помощью специальных должностных лиц: парламентского Комиссара по делам администрации (фактически это омбудсман, но он принимает жалобу к рассмотрению не от граждан, а через Палату общин) и Генерального аудитора. Высшим проявлением контрольных полномочий является вынесение недоверия (резолюция порицания) либо отказ в дрверии правительству. Контрольные полномочия Палаты лордов осуществляются в форме: а) вопросов министрам правительства; б) создания временных комитетов для изучения соответствующих проблем.

Палата лордов также обладает судебными полномочиями и статусом высшего судебного органа в стране.

Процедура деятельности парламента.
Процедура деятельности британского парламента имеет ряд особенностей. Во-первых, отсутствуют регламенты работы палат как единые писаные акты. Порядок работы определяется в основном обычаями и парламентскими традициями. Во-вторых, очень низок кворум — 40 человек для Палаты общин и три человека для Палаты лордов. В-третьих, голосование, как правило, открытое, причем применяются такие его способы, как разделение (парламентарии выходят через разные двери в зависимости от поддерживаемого ими решения) и аккламация (решение принимается в зависимости от громкости криков сторонников того или иного варианта). В-четвертых, развита система ограничения прений. С целью обеспечения эффективности законодательного процесса в парламенте применяются различные способы ограничения прений («гильотина», «кенгуру», просто прекращение дебатов по требованию 100 парламентариев и ряд других). Наконец, вся процедура деятельности Палаты общин, даже своеобразная рассадка парламентариев (друг напротив друга), отражает наличие правящей (правительственной) и оппозиционной партий и построена вокруг такой расстановки сил.

Роспуск Палаты общин.
Формально монарх имеет фактически неограниченное право роспуска Палаты общин. Однако в соответствии с обычаями оно может быть реализовано только по инициативе премьер-министра и только как альтернатива отставке правительства после выражения ему недоверия или отказа в доверии.

Статус парламентария.
Характеризуется применительно к Палате общин прежде всего свободным мандатом. Однако депутат при голосовании, как правило, связан фракционной принадлежностью. Депутат работает на постоянной основе, получая за работу вознаграждение. Депутатский мандат несовместим с предпринимательской деятельностью, но совместим с занятием ключевых должностей в сфере исполнительной власти. Для британского парламента характерен крайне ограниченный депутатский иммунитет. Он состоит в том, что парламентарий не может быть привлечен к ответственности за выступление в парламенте (но не в другом месте). В иных случаях основанием для начала уголовно-процессуальных процедур служит согласие спикера.

5. Монарх

Великобритания является парламентарной монархией.

Положение монарха (короля или королевы) в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит». Его задача -символизировать стабильность государственных институтов. При этом он наделен формально достаточно большими возможностями — как закрепленными статутами (таких не очень много), так; и рассматриваемыми как прирожденные полномочия монарха (прерогативы существуют постольку, поскольку не ограничены статутами). Прерогативы касаются личного статуса монарха (личные прерогативы) и его места в системе власти (политические прерогативы).

Прерогативы монарха.
Политические прерогативы монарха формально весьма велики. Он, в частности, назначает премьер-министра, руководит Вооруженными силами, назначает судей, осуществляет помилование, вправе созывать и распускать парламент, подписывает законы, является Главнокомандующим Вооруженными силами, имеет право объявлять войну и заключать мир, заключать международные договоры, назначать дипломатических представителей и пр. Однако монарх не осуществляет полномочия самостоятельно. Правительство назначается им по результатам парламентских выборов, а все остальные действия, в которых проявляется власть, осуществляются при условии контрассигнации премьер-министра и по инициативе правительства (Кабинета). У монарха тем не менее есть некоторые «скрытые» полномочия, которые он может реализовать сам, сообразуясь, конечно, с политической ситуацией. Так, несколько раз при отсутствии в результате парламентских выборов четко определяемого большинства в парламенте правительство было сформировано на основании сделанного монархом выбора. Сохраняется у монарха и право абсолютного вето на законы, но оно с начала XVIII в., как уже говорилось, практически не использовалось.

Личные прерогативы состоят, во-первых, в наличии атрибутов власти (трон, держава, скипетр, титул, мантия), во-вторых, в праве на королевский двор и цивильный лист (денежное содержание), в-третьих, в иммунитете монарха — принципе его неответственности («монарх не может поступать неправильно»). Именно для обеспечения иммунитета служит институт контрассигнации. На стыке личных и политических прерогатив находятся следующие элементы статуса монарха: он возглавляет британское Содружество — объединение бывших британских колоний, из которых некоторые, например Австралия, признают монарха главой государства; кроме того, он является главой англиканской церкви.

Престолонаследие.
Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании установлена кастильская система престолонаследия. В соответствии с ней наследование трона осуществляется старшим сыном, а при отсутствии сына — старшей дочерью. Сам монарх может назначить другого наследника. Наследник монарха приобретает титул «принц Уэльский». Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком или с разведенным.

Тайный совет.
Тайный совет является специфическим органом, непосредственно связанным как организационно, так и исторически с институтами монархии. В состав Тайного совета входят министры, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и ряд высших государственных служащих — всего около 400 человек. Тайный совет имеет статус совещательного органа при монархе. Многие решения монарха традиционно оформляются как акты, принятые «в Совете»). Такие акты принимаются в форме прокламаций (например, созыв и роспуск парламента, объявление войны и мира и другие значимые вопросы) либо в форме приказов. Однако это не снимает требования о контрассигнации актов монарха. Тайный совет может создавать подразделения по отдельным направлениям деятельности, единственным реально действующим из которых является Судебный комитет Тайного совета.

6. Правительство.

Система исполнительной власти Великобритании.
Исполнительная власть Великобритании осуществляется Правительством, которое состоит из руководителей министерств и иных ведомств, государственных министров (заместителей министров, являющих профессионалами в соответствующей сфере управления и сохраняющих полномочия независимо от смены министров и от того, какая партия формирует правительство), парламентских секретарей (заместителей министра по связям с парламентом), ряда других должностных лиц.

Правительство возглавляет премьер-министр. Его полномочия вытекают из политических традиций и обычаев, в частности охватывают отдельные полномочия, относящиеся с формальной точки зрения к прерогативам монарха. Премьер-министр формирует правительство и руководит его деятельностью, осуществляет контроль за исполнением решений правительства министерствами и ведомствами. Официально он занимает должность первого лорда Казначейства. Благодаря набору своих полномочий он играет ключевую роль.

Правительство в целом в силу большой численности фактически не собирается как единый коллегиальный орган. Поэтому сложилась кабинетная система управления. Кабинет представляет группу министров, определенных премьер-министром, которая принимает коллегиальные решения по наиболее важным вопросам. Обычно это около 20-30 человек. Кабинет выступает от имени правительства в целом. В рамках Кабинета создается еще более узкая коллегия — так называемый внутренний кабинет, включающий группу ближайших сподвижников премьер-министра из числа чле нов Кабинета. Какого-либо формального правового статуса внут ренний Кабинет не имеет. В рамках Кабинета министров могут создаваться и другие коллегии: для рассмотрения отдельных во просов, например по вопросам обороны, внешней политики, эко номической политики и планирования и т. д. Решение о создании таких коллегий (комитетов) принимается премьер-министром.

Формирование и отставка правительства.
Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Формально назначение осуществляет монарх. После этого премьер-министр формирует правительство в основном из парламентариев. Кабинет министров вообще может включать только членов парламента, главным образом Палаты общин, но также и Палаты лордов (например, лорда-канцлера). При этом государственные министры как профессиональные заместители министров должны обеспечивать стабильность управления. Правительство ух

4. Территориальное устройство Великобритании

Статус Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Великобритания представляет собой государство, состоящее из Англии и ряда других территорий. Основными среди них являются Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Исторически Великобритания сложилась как уния (отсюда ее полное название — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Его современное государственное устройство ближе всего к унитарному государству с автономиями.

Статус территорий, входящих в состав Великобритании, различен. В последние годы обозначилась тенденция к предоставлению им автономии. Решения об этом были приняты на референдумах. Появились дополнительные (к давно и в достаточно большой степени развитому местному самоуправлению, о котором будет сказано ниже) основания называть Великобританию децентрализованным унитарным государством. Содержание автономии на этих территориях, в то же время, различно.

Шотландия всегда обладала собственной правовой и судебной системой, но несколько столетий не обладала автономией в вопросах государственного управления. Но 11 сентября 1997 года в Шотландии был проведен референдум, в ходе которого большинство высказалось в пользу расширения самостоятельности Шотландии. В результате были проведены выборы в шотландский Парламент. Парламент Шотландии состоит из 129 депутатов, избираемых на 4 года: 73 — по мажоритарной системе, 56 человек — по пропорциональной системе. Он обладает законодательными полномочиями по вопросам экономического развития, налогов, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования, социального обеспечения и так далее. Иные полномочия остаются в ведении британского Парламента. Исполнительная власть осуществляется Правительством Шотландии, формируемым на тех же принципах, что и британское Правительство, и находящимся в таких же отношениях с Парламентом.

Для Уэльса правовая и судебная автономия характерны в значительно меньшей степени, чем для Шотландии. Тем не менее, на референдуме 18 сентября 1997 года была поддержана идея о введении определенной (хоть и меньшей, чем и Шотландии) автономии. В качестве основного обеспечивающего автономию органа функционирует Ассамблея Уэльса, в которую избираются 60 депутатов, из них 40 человек по мажоритарной системе, а 20 — по партийным спискам. Она не наделяется законодательными полномочиями, но имеет право расширительного толкования законов, принятых британским Парламентом, применительно к особенностям регионального развития Уэльса по вопросам здравоохранения, жилищного строительства, просвещения и ряду других.

До 1972 года в Северной Ирландии был свой Парламент, формировалось ответственное перед ним Правительство. Затем автономия в связи с обострением политического конфликта была упразднена вплоть до 1998 г., когда, как следствие одобрения на референдуме восстановления автономии в Северной Ирландии, была избрана Ассамблея и сформирован исполнительный орган, имеющие полномочия, соответственно, по законодательному регулированию и осуществлению исполнительной деятельности по ряду социально-экономических вопросов. При этом сохраняются существенные прерогативы центральной власти. В частности, у нее есть право приостанавливать деятельность органов власти Северной Ирландии, что уже было однажды реализовано. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник /Под ред. л.ю.н. А.С. Автономова — М.: Юриспруденция, 2003, с.285

В Правительстве Великобритании предусмотрено наличие должности государственных секретарей по вопросам Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Они, с одной стороны, обеспечивают учет интересов соответствующих территории, с другой, осуществляют административный надзор за их органами власти.

Территории с особым статусом. Территориями с особым статусом являются островные территории (остров Мэн и ряд других островов в непосредственной близости от Великобритании) и зависимые территории или «заморские владения» (Гибралтар, остров Святой Елены, Фолклендские острова, Бермудские острова и так далее). Различия между ними состоят, во-первых, в истории и основаниях попадания под британский суверенитет, во-вторых, в степени унификации системы власти (так, островные территории имеют собственные судебные системы, а зависимые территории — нет; в каждой зависимой территории есть представляющий монарха губернатор — хотя он и занимает разное положение, но само наличие поста губернатора в определенной степени унифицирует систему власти, — а на островных территориях власть не унифицирована). Однако эти различия весьма незначительны.

Территориальные единицы в Великобритании. Вся территория Англии, Уэльса и Северной Ирландии разделена на графства. В Англии 45 графств. Графства, в свою очередь, состоят из 296 округов. В сельской местности и небольших городах Англии низовой административно-территориальной единицей является приход. В отдельную административно-территориальную единицу, не входящую в систему графств, выделен Большой Лондон. Он состоит из 32 городских районов и Сити.

Территория Уэльса также состоит из 22 графств (из них 11 городов-графств). В сельской местности графства делятся на общины. Территория Северной Ирландии состоит из 6 графств, которые, в свою очередь, делятся на 26 округов.

В Шотландии территориальными единицей верхнего уровня являются 32 территориальные единицы местного управления (так они и называются), в том числе три островные территории. Низовой территориальной единицей является община.

С какими государствами граничит великобритания. Границы и площадь

Государство Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) расположено в северо-западной части Европы, на территории Британских островов, в том числе остров Великобритания, частично остров Ирландия, небольшие Нормандские острова и остров Мен.

Со всех сторон омывается морями и океанами (на севере и западе – Атлантическим океан, Северным морем на востоке и Ирландским морем на западе), и проливом Ла-Манш и Па-Де-Кале в южной части.

Великобритания имеет международную репутацию страны пьющих чай. В большинстве пабов вы можете найти британский или ирландский эль, и, кроме часто предлагаемого Гиннеса, многие пабы также предлагают региональные эли. Многие эли не подаются холодно, а лишь слегка охлаждают. Конечно, пабы также предлагают другое пиво и международное пиво. Другой очень популярный алкогольный напиток — сидр, яблочное вино. Здесь также есть некоторые хорошо известные надрегиональные сорта и местные блюда.

Эти сделки имеют право продавать алкоголь, но алкоголь не может потребляться в магазине и раньше. Напротив, на-лицензии, в том числе большинство пабов и ресторанов. Минимальный возраст для покупки алкоголя составляет 18 лет. С 16 лет вы можете пить пиво, вино или сидр в ресторанах, если вы заказываете это как напиток для еды. Идентификационная карточка принимается как доказательство возраста, часто также европейские водительские права.

Административно состоит из четырех административно-политических частей (Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия), в свою очередь состоящих из графств, городов и округов.

Крупнейшие города Великобритании : Лондон , Бирмингем, Ливерпуль, Шеффилд, Лидс, Бристоль и Манчестер.

Столица Великобритании – город Лондон.

Уютные пабы повсюду. Однако это старое поселение от Первой мировой войны было отменено, чтобы обуздать печально известный «Кампфринкен». В большинстве пабов вы также можете есть небольшие блюда. Многие кинотеатры предлагают два билета по средам по цене одного!

Если у вас его нет, вы можете купить свою удостоверение личности. Это тогда действует в международном масштабе. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии идентификация не требуется, но это дает преимущества. В возрасте до 18 лет вы оплачиваете скидку в большинстве общежитий, в противном случае цена зависит от местоположения, оборудования и т.д. многие хостелы предлагают по крайней мере завтрак, но обычно это не входит в цену. Ночлег для взрослых в общежитии обычно стоит от 10 до 20 фунтов.

Границы и площадь

Сухопутных границ нет. По морю граничит с Ирландией, Данией, Норвегией и Францией.

Великобритания занимает территорию площадью 244 101 квадратный километр.

Карта Великобритании

Часовой пояс

Население

62 008 000 человек.

Язык

Государственный язык – английский.

Религия

Основная религия – христианство(большая часть населения). Также есть мусульманские, еврейские, индуистские и другие небольшие сообщества.

Разумеется, осторожность также предлагается в природоохранных зонах и в области пожара. Здесь нужно остановиться в двухместном номере с завтраком от 25 до 50 фунтов, а также значительно более дорогие номера. Соответственно, можно ожидать, что в доме есть паб, в который завтрак включен в цену. Конечно, есть также отели в Великобритании. Как и везд

Площадь Великобритании

👁 9.2k (78 за неделю) ⏱️ 1 мин.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии расположено на Британских островах, в состав которых входит остров Великобритания, часть острова Ирландия (северо-восток) и множество маленьких островков и архипелагов в Атлантическом океане. Страна является островным государством, омываемым Ирландским, Северным, Гебридским и Кельтским морями. От материковой Европы Великобританию отделяет пролив Ла-Манш, через который страна граничит с Францией (расстояние между ними 35 км). Южный берег Великобритании соединен с континентальной Европой посредством Евротоннеля, 38 км которого из 50 км общей длины находится под водой. Единственная сухопутная граница Великобритании находится на острове Ирландия, где королевство Северная Ирландия граничит с отдельной Республикой Ирландия. Протяженность границы 360 км.
Общая площадь Великобритании – 243 809 кв. км, где на сушу приходится большая часть (240 579 кв. км), а на внутренние воды 3 230 кв. км. Лесом покрыто всего 10% суши, 46% отданы под пастбища, а еще 25% используется в земледелии.
Англия занимает половину площади Соединенного королевства – 130 395 кв. км. Большинство её территорий – низменности, кроме Пениннских гор на севере и Кемберлендских гор на северо-западе.
Шотландия занимает треть территории всей страны – 78 772 кв. км. В её состав входят 800 островов на севере и западе Королевства. Причем территорию Шотландии условно делят на 2 региона: Северо-Шотландское нагорье на северо-западе, где находятся почти все горы страны, в том числе и самая высокая точка Великобритании Бен-Невис (1343 м), и Лоуленд на юго-востоке, где сосредоточена Средне-шотландская низменность.
Уэльс расположился на 1/10 от территории всей страны – это 20 779 кв. км. Практически весь Уэльс занимают горы.
Северная Ирландия расположилась на 13 843 кв. км, в основном это холмистая местность. 

Композиция «Соединенное Королевство» »Pullion

.

Великобритания имеет официальное название — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (или сокращенно Великобритания). Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии расположено на Британских островах. Британские острова состоят из двух больших островов, Великобритании и Ирландии, и около пяти тысяч малых островов. Их общая площадь составляет более 244 тысяч квадратных километров. В административном отношении Великобритания разделена на 55 округов.

Великобритания состоит из четырех стран: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Их столицы — Лондон, Кардифф, Эдинбург и Белфаст соответственно. Великобритания состоит из Англии, Шотландии и Уэльса и не включает Северную Ирландию. Столица Великобритании — Лондон. Британские острова отделены от европейского континента Северным морем и Ла-Маншем. Ла-Манш между Францией и Англией — один из самых оживленных морских путей в мире. Его размер 50 км (130 м под водой).Западное побережье Великобритании омывается Атлантическим океаном и Ирландским морем.

Поверхность Британских островов очень разнообразна. Север Шотландии гористый и называется нагорьем, а юг с красивыми долинами и равнинами — низменностями. Самая высокая гора Великобритании — Бен-Невис в Шотландии.

В Великобритании много рек, но они не очень длинные. Северн — самая длинная река, а Темза — самая глубокая и самая важная.

Горы, Атлантический океан и теплые воды Гольфстрима влияют на климат Британских островов. Это мягко. Погода в Великобритании очень переменчивая. Англичане говорят: «В других странах есть климат, в Англии — погода». Англичане также говорят, что у них есть три варианта погоды: когда идет дождь утром, когда идет дождь днем ​​или когда идет дождь весь день.

Самым неприятным аспектом английской погоды является туман и смог.Это очень плохо в больших городах, особенно в Лондоне. Туман распространяется повсюду, поэтому машины движутся медленно, и люди не видят друг друга. Они стараются не попасть под машину, но все же в тумане часто случаются аварии.

Великобритания — высокоразвитая индустриальная держава. Он обладает некоторыми минеральными ресурсами: углем, железными рудами, нефтью, газом и некоторыми металлами. Страна известна как один из крупнейших мировых производителей и экспортеров электроники и оборудования, химикатов и текстиля, различного летательного и навигационного оборудования.Среди основных отраслей промышленности также угледобывающая, автомобильная, судостроительная и металлургическая. Столица страны — Лондон. Это крупнейший политический, культурный и промышленный центр страны и один из крупнейших портов мира. Его население составляет более 11 миллионов человек.

Среди крупнейших городов Великобритании — Бирмингем, Глазго, Ливерпуль, Манчестер, Эдинбург, Белфаст и Кардифф.

Великобритания — страна со старыми культурными традициями и обычаями.Официальный язык штата — английский. Национальный символ Великобритании — «Юнион Джек» — британский государственный флаг с 3 белыми и красными крестами на синем поле. Плетение крестов символизирует силу и могущество.

Великобритания — конституционная монархия. Официально главой государства является королева. Но ее власть не абсолютна; он ограничен парламентом. Британский парламент — старейший парламент в мире. Он состоит из 2 палат: Палаты лордов и Палаты общин.Британское правительство возглавляет премьер-министр — лидер партии, имеющей большинство в Палате общин. Премьер-министр назначает министров для формирования правительства.

В Великобритании существует несколько политических партий. Самые крупные и влиятельные из них — консервативная (тори), либеральная (виги) и лейбористская партия.

Эссе

География Великобритании

Официальное название Великобритании — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

  • Великобритания (ранее отдельные королевства Англия и Шотландия и княжество Уэльс)
  • Северная Ирландия (также известный как Ольстер)
  • Многочисленные более мелкие острова , включая остров Уайт, Англси, архипелаги Силли, Оркнейские острова, Шетландские острова и Гебридские острова.

Великобритания — островное государство в Западной Европе, недалеко от побережья Франции.Материковые районы расположены между 49 ° и 59 ° северной широты и 8–2 ° восточной долготы.

Великобритания расположена между Северной Атлантикой и Северным морем, и находится в пределах 35 км (22 миль) от северо-западного побережья Франции, от которого она отделена Ла-Маншем. Северная Ирландия разделяет международную сухопутную границу с Республикой Ирландия протяженностью 360 км. Тоннель под Ла-Маншем, пробуренный под Ла-Маншем, теперь связывает Великобританию с Францией.

Общая площадь Великобритании составляет около 245 000 км², что составляет почти четверть миллиона квадратных километров.

Интересный факт
Никто в Великобритании не живет на расстоянии более 120 км (75 миль) от моря.

Великобритания состоит из нескольких островов. Единственная сухопутная граница , соединяющая Великобританию с другой страной, проходит между Северной Ирландией и Республикой Ирландия.

Великобритания омывается четырьмя морями:

  • к югу от проливом Ла-Манш , отделяющим его от континентальной Европы
  • на восток по берегу Северного моря
  • к западу от Ирландского моря и Атлантического океана

Пейзаж Великобритании очень разнообразен: от Грампианских гор в Шотландии до низинных болот Англии, которые местами находятся на уровне моря или ниже.

Шотландия и Уэльс — самых гористых и частей Великобритании. Гряда холмов Pennine проходит по центру северной Англии. Многие прибрежные районы низменны, особенно на востоке и юге Англии. К ним относятся водно-болотные угодья уровней Сомерсет, которые регулярно затопляются во время сильных дождей.

Большая часть Великобритании состоит из пологих холмов с изолированными возвышенностями, такими как Дартмур на юго-западе Англии или горы Морн в Северной Ирландии.

Озера

Северная Ирландия также является домом для крупнейшего озера в Великобритании , Лох-Ней, которое занимает площадь 396 кв. Км (153 кв. Мили). Среди других крупных озер — Уиндермир в Английском озерном крае и Лох-Ломонд в Шотландии. Еще одно из озер Шотландии, Лох-Несс, славится появлением мифического монстра «Несси»!

Узнайте больше о ландшафте Англии

Поскольку остров относительно небольшой, реки в Великобритании не очень длинные.Самая длинная река Северн имеет длину всего 338 км, берет начало в Уэльсе и впадает в Атлантический океан недалеко от Бристоля в Англии. Другие крупные реки включают Темзу, которая протекает через Оксфорд и Лондон, а также реки Трент и Мерси, стекающие с больших территорий центральной Англии.

Узнайте больше о UK Rivers

Климат Великобритании сильно различается в зависимости от сезона и местоположения, но в целом его можно охарактеризовать как мягкий с небольшими крайностями.

Узнайте больше о климате

Краткая информация о Великобритании

СОСТАВ И ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ —

Отсканируйте текст и ответьте на вопросы.

Великобритания — это парламентская демократия с конституционным монархом королевой Елизаветой II в качестве главы государства. Политическая стабильность во многом обязана монархии. Его преемственность была прервана только один раз (республика 1649-60 гг.) За более чем тысячу лет.Королева беспристрастна и действует по совету своих министров.

Парламент

Всеобщие выборы депутатов должны проводиться не реже одного раза в 4-5 лет. Голосование, которое не является обязательным, проводится тайным голосованием с 18 лет. Избирается кандидат, набравший наибольшее количество голосов в избирательном округе. На выборах в июне 1997 года, когда проголосовало 65 процентов электората, Лейбористская партия получила общее большинство в 101 (Лейбористская партия 419 мест, Консерватор 165 и другие 24).В 1988 году либеральная и социал-демократическая партии объединились и теперь являются либерал-демократами (46 мест).

Правительство

Правительство формируется партией с поддержкой большинства в Палате общин. Королева назначает его лидера премьер-министром. В качестве главы правительства премьер-министр назначает министров, из которых около 20 входят в состав Кабинета — высшую группу, которая принимает важные политические решения и индивидуально отвечает за свои собственные департаменты.Вторая по величине партия формирует официальную оппозицию со своим теневым кабинетом лидера. Оппозиция обязана критиковать политику правительства и предлагать альтернативную программу.

Политики осуществляются правительственными ведомствами, укомплектованными политически нейтральными государственными служащими. Они служат нынешнему правительству, независимо от его политической окраски.

1. Какова конституционная роль королевы Елизаветы II в политической системе Великобритании?

2.Сколько членов в Палате общин?

3. Кто может быть членом Палаты лордов?

4. Каким образом должен пройти вексель, чтобы получить королевское согласие?

5. Как часто проводятся всеобщие выборы депутатов?

6. Какой минимальный возраст дает вам право голоса в Великобритании?

7. Кто возглавляет Правительство?

8. Каковы его обязанности?

9. Для чего нужен теневой шкаф? Какова его основная функция?


: 621

Список профессий в связи с нехваткой квалифицированных рабочих

  • 056
  • Код профессии и любые другие критерии Профессия в связи с дефицитом в
    Шотландия Англия Северная Ирландия
    2111 Ученые-химики — только рабочие места в атомной отрасли Да
    2112 Ученые-биологи и биохимики — все рабочие места Да Да Да Да
    2113 Ученые-физики — только следующие должности в сфере наземного строительства, связанной со строительством:

    • инженер-геолог
    • гидрогеолог
    • геофизик

    Да Да Да Да
    2113 Физики ists — только следующие должности в нефтегазовой отрасли:

    • геофизик
    • геофизик
    • геолог
    • геохимик
    • менеджер по техническим услугам на участках вывода из эксплуатации и отходов ядерной промышленности
    • старший геолог-ресурс и штатный геолог в горнодобывающий сектор

    Да Да Да Да
    2114 Социальные и гуманитарные ученые — только археологи Да Да Да Да
    2121 Инженеры-строители — все рабочие места Да Да Да Да
    2122 Инженеры-механики — все рабочие места Да Да Да Да
    2123 Инженеры-электрики — все рабочие места Да Да Да Да
    2124 Инженеры-электронщики — все вакансии 90 055 Да Да Да Да
    2126 Инженеры-проектировщики — все рабочие места Да Да Да Да
    2127 Производственные и технологические инженеры — все рабочие места Да Да Да Да
    2129 Инженеры, не входящие в другие категории — все вакансии Да Да Да Да
    2135 ИТ-бизнес-аналитики, архитекторы и системные дизайнеры — все вакансии Да Да Да Да
    2136 Программисты и специалисты по разработке программного обеспечения — все вакансии Да Да Да Да
    2137 Специалисты по веб-дизайну и разработке — все вакансии Да Да Да Да 9005 5
    2139 Специалисты в области информационных технологий и коммуникаций, не входящие в другие категории — только специалисты по кибербезопасности Да Да Да Да
    2216 Ветеринары — все должности Да Да Да Да
    2425 Актуары, экономисты и статистики — только биоинформатики и информатики Да Да Да Да
    2431 Архитекторы — все рабочие места Да Да Да Да
    2461 Инженеры по контролю качества и планированию — все рабочие места Да Да Да Да
    3411 Художники — все должности Да Да Да Да
    3414 Танцоры и хореографы — только опытный классический бал et танцоры или квалифицированные современные танцоры, которые соответствуют стандартам, требуемым всемирно признанными балетными труппами Великобритании или труппами современного танца.

    Компания должна быть одобрена как международно признанная отраслевым органом Великобритании, например Советом по делам искусств (Англии, Шотландии или Уэльса).

    Да Да Да Да
    3415 Музыканты — только опытные оркестровые музыканты, которые являются лидерами, руководителями, суб-руководителями или пронумерованными струнными позициями и которые соответствуют стандарту, требуемому всемирно признанными оркестрами Великобритании.

    Оркестр должен быть признан во всем мире Ассоциацией британских оркестров.

    Да Да Да Да
    3416 Художники, продюсеры и директора — все вакансии Да Да Да Да
    3421 Графические дизайнеры — все вакансии Да Да Да Да
    5215 Сварочные работы — только высококвалифицированные сварщики труб, где для работы требуется опыт работы не менее 3 лет Да Да Да Да
    5434 Повара — только опытные повара, удовлетворяющие всем следующим требованиям:
    • заработная плата, за которую начисляются баллы, составляет не менее 29 570 фунтов стерлингов в год; и
    • работа требует соответствующего опыта 5 или более лет на должности не ниже эквивалентного статуса; и
    • работа не в фаст-фуде или заведении с обычными тарифами; и
    • работа выполняется в одной из следующих ролей:

    — шеф-повар — ограничено до 1 на заведение
    — шеф-повар — ограничено до 1 на заведение
    — су-шеф — ограничено до 1 на каждые 4 повара на заведение
    — повар-специалист — не более одного специалиста на заведение

    Да Да Да Да
    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.