Старая армения – Древняя Армения / История / ALL ARMENIA

Содержание

8 древних армянских городов на территории Турции

Адана

Адана расположена на реке Сейхан, в 50 км от берега Средиземного моря. Город входил в состав Киликийского царства и имел стратегическое значение, вел значительную торговлю с городами Малой Азии и Сирии. К началу 20 века, население провинции Адана составляло 490 000 человек, 41.8 % из которых были армянами и лишь 15.9 % турками. Ранее здесь располагался центр Аданской епархии Армянской Апостольской церкви. Но решением турецких властей были уничтожены армянские школы, дома, сады, церкви и истреблено армянское население. На сегодня Адана является крупным промышленным центром, где развита текстильная, химическая и пищевая промышленность.

Ани

На востоке современной Турции, находится основанная более 1600 лет назад на берегу реки Ахурян древняя столица армянского Анийского царства, город-призрак Ани. На возвышенности, образованной ущельем реки Ахурян и долиной Бостанлар, располагался город на пересечении нескольких торговых путей треугольной возвышенности. Главными его торговыми партнёрами были Византийская и Персидская империи, арабы , а также народы Центральной Азии и сегодняшней России. В свое время Ани был одним из самых больших городов в мире, сейчас это город-призрак. После нашествия турок-сельджуков, разрушений и землетрясений, от города «1001 церкви» осталась лишь пустота и руины.

Битлис/ Багеш

Древнеармянский город Битлис, упоминается в истории под другим названием — Себеос и Багеш. Некоторые историки считают, что местоположение города с точки зрения торговли и военной стратегии, во все времена способствовало его росту и процветанию. По долине реки Битлис проходила одна из крупнейших дорог, связывающая портовый город Трапезунд и крупные города центральной Армении с Месопотамией. Город раз был захвачен арабами (7 в.), византийцами (9 в.), курдами (10 в.), сельджуками (12 в.), и турками-османами (16 в.). Напомним, что основное население города составляло 400 тысяч жителей , из них больше половины — армяне, которые до начала 19 века оставались самой многочисленной этнической группой. Те, кому удалось избежать гибели в период геноцида, нашли прибежище в Восточной Армении.

Ван

Территория современного города Ван была центральной частью древнего царства Урарту. Она входила в состав Великой Армении, царства Васпуракан, Византийской империи, государства сельджуков, Османской империи. Армяне веками составляли в нем большинство населения, пока их не выселили или истребили в период 1915-1923 годах. В то время, старый город Ван был полностью разрушен, а новый с таким же названием находится недалеко от старых руин, который населен сейчас турками и курдами. На сегодняшний день, в городе Ван сохранились архитектурные следы древних цивилизаций: крепость Ван, поместье царей Урарту 9 века до н. э., Урартские замки Кеф и Аянис, которым по 2,5 тыс. лет. Туристов привлекает сюда также озеро Ван. Еще одной особенностью в Ване являются кошки с разноцветными глазами.

Диарбакыр

Во времена государства Митанни, город носил название Амид, позже в эпоху Арташесидов — Тигранакерт . Город пережил многочисленные нападения, его захватывали ассирийцы, персы, римляне ,византийцы, арабы, сельджуки, османы и курды. В начале 20 века было вырезано более 50 % населения ; армян, ассирийцев, греков и болгар. В настоящее время город полностью занят курдами. В начале 30-х годов, Амид переименовали в Диарбакыр (в честь курдского племени Бекир) и сегодня он неофициально считается столицей турецкого Курдистана. Есть большая вероятность того, что кроме курдов в городе до сих пор проживают крипто-армяне, которые во избежании смерти, приняли ислам.


Карс

Согласно истории, город Карс был основан в 4 веке и имел важное значение в государственной и общественной жизни средневековой Армении, центром провинции Вананд в Араратской области и считался крупным центром ремесла, через который шли пути международной торговли. В начале 10 века город какое-то время был столицей Армении, пока армянский царь Ашот III не перевел новую столицу в город Ани. Так, в 10-11 веках Карс стал столицей армянского Ванандского или Карсского царства, которым правила армянская царская династия Багратидов. На сегодняшний день от Карса осталась армянская церковь, построенная царем Абасом из династии Багратидов (9 в.), которая в 1978 году была превращена крепость и мечеть Кумбет.

Муш

Муш расположен к западу от озера Ван, на северных склонах Армянского Тавра, у основания невысоких гор Кордук и Циранакатар. Через город течет река Меграгет. В окрестном пейзаже выделяется гора Немрут — одна из красивейших гор Армянского нагорья и Мушской долины. Считается, что название Муш происходит от армянского слова «Мшуш», что означает туман или мгла. Согласно армянской легенде, богиня Астхик часто спускалась по вечерам с горы Гргур, чтобы искупаться в реке. Она была очень красива и сельчане часто следили за ней, разводя костры на холмах, чтобы взглянуть на нее. Узнав об этом, Астхик напустила непроницаемую мглу, чтобы скрыть свою наготу во время купания. С тех пор город и весь район покрыт густым туманом. Так подобное явление стали называть Мшуш, что со временем преобразовалась в Муш. Сейчас, помимо горы Немрут, город больше не обладает особыми достопримечательностями.

Эрзурум/Карин

Особенность древнего города Карин — его расположение на высокой равнине с древней крепостью, замком и башнями. С древних времен Карин славился на весь восток, как центр армянского ковроделия. При основании древнеармянского города, Карин имел множество названий: Феодосиополь (при правлении византийского царя Феодосия II), Ардзн-Рум (при захвате персов и арабов, 6 в.), и Эрзурум (с нашествием турков и монголов, 12 в.). Испанский историк, путешествуя по Самарканду, имя которого уже давно позабыли, написал в одной из своих работ, что в Карине его покорили необыкновенные церкви, которые принадлежали армянским христианам. В нынешнее время от армянского города остались руины, а в 1915-1923 годах все, что от церквей осталось османы разрушили, либо превратили в мечеть.

barev.today

Древняя Армения

Что общего у таких известных людей, как генералиссимус Александр
Суворов, маринист Иван Айвазовский, священник Павел Флоренский, писатель
Василий Немирович-Данченко, поэт Булат Окуджава? Связующее звено между
всеми этими выдающимися людьми — тот неожиданный для многих факт, что
в жилах каждого из них текла армянская кровь. Даже таможенник-герой
из фильма «Белое солнце пустыни» актёр Павел Луспекаев — и тот при
заполнении советских анкет в известной пятой графе всегда с гордостью
писал — «армянин». А его фамилия восходит к армянскому княжескому роду -
Лусбекян.

 

 

Армения… У обывателя, успевшего пожить среди
пятнадцати советских республик, сразу возникают определённые ассоциации.
Горная вершина Арарат, чья заснеженная шапка украшала этикетку
одноимённого коньяка. Неподражаемая кухня и искреннее гостеприимство,
свойственное всем кавказским народностям. Абрикосы, гранаты, виноградные
гроздья, которыми Армения щедро наполняла наши рынки. Но ещё Армения —
это и печально известная трагедия 1988 года в Спитаке, не оставившая
безразличным ни один народ большой «семьи» бывшего СССР. Это
и драматические события в Нагорном Карабахе, унёсшие жизни многих
молодых солдат.

Но, несмотря на общее представление, всё-таки
Армения для многих из нас подобна айсбергу, религиозная, культурная,
историческая часть которого остаётся скрытой.

Моё личное знакомство с Арменией началось издалека,
в прямом смысле слова, а именно — в Венеции, на конференции
по библеистике. Восторг от доклада профессора священника Богоса Левона
Зекияна и посещение Армянского острова в Венецианской лагуне подтолкнули
к более глубокому изучению истории и традиций этой удивительной
культуры. Кстати, врождённое стремление к постижению неизведанного
у армян я отметил для себя в монастырском музее на венецианском
Армянском острове, где собрана уникальная коллекция византийского
стекла, артефактов из Египта и Шумера, а основной достопримечательностью
музея монастыря является египетская мумия Неметхетамона (XV в.
до Р. Х.).

Ковчег Ноя и каменный паспорт Еревана

Каждый народ территориально привязан к какой-то
части суши. Что касается армян, у них две родины: одна историческая,
а другая — доставшаяся в результате политической несправедливости.
Сегодня эта территория равна по площади современной Киевской области.

Моему удивлению не было предела, когда я впервые
увидел карту, зафиксировавшую кульминационную точку расширения границ
Армянского государства времён Тиграна Великого (I в. до Р. Х.).
Восточная часть современной Турции, современные Ливан и Сирия, частично
север современного Израиля и Иордании, а также частично север Ирака
и Ирана, Азербайджан, Грузия — некогда всё это были земли Великой
Армении.

 

 

Действительно, исторической родиной армян является
Армянское нагорье, которое можно назвать горным островом по отношению
к Анатолийскому и Иранскому плато, расположенным ниже. Именно отсюда
берут начало пять самых больших рек Ближнего Востока: Евфрат, Тигр,
Арацани, Чорох, Кура. В центре Армянского нагорья возвышается библейская
гора Арарат (ныне находящаяся на территории Турции) — самая высокая
точка на Ближнем Востоке. На её вершине, как известно из Писания,
остановился Ковчег патриарха Ноя. К сожалению, сегодня власти Турции
не дают учёным доступа на Арарат, и исследовать вопрос об остатках Ноева
ковчега можно только по фотографиям из космоса.

Можно предположить, что именно на той части суши,
которую впервые увидел Ной после Потопа, и появился впоследствии город
Ереван (двенадцатая по счёту столица Армении), ведь на армянском языке
«еревал» означает «появляться», а «еревангал» — «показаться».

Клинописный каменный «паспорт» Еревана сегодня
экспонируется в государственном музее Армении. Согласно его данным,
Ереван на 29 лет старше Рима! (Вечный город основан в 753 г. до Р. Х.)

Айстан — Урарту — Армения

В середине II тысячелетия до Р. Х., за 500 лет
до помазания первого царя в Израиле, в Армении уже было создано
государство, объединившее все армянские племена в единый народ.
Первоначально Армения называлась Айстан, а сами армяне и сегодня именуют
себя «ай». Нам, наверное, из учебников по истории Армения более
известна как древнее государство Урарту — так она именовалась
в клинописных источниках придворной ассирийской канцелярии.

«Ванское царство», «Царство Ервандуни», «Вхождение
в состав Ахеменидской державы», «Селевкиды и Армянские царства»,
«Армяно-Понтийский союз» — всё это сухие названия параграфов из учебника
по истории Армении. Но даже беглое знакомство с оглавлением рождает
уважение к народу с таким прошлым.

Христианская Армения

Если когда-то при решении кроссвордов вам придётся
отвечать на вопрос, какое государство первым приняло христианство,
знайте, это — Армения. В западной и восточной частях Римской империи ещё
курился дым перед римским и эллинским языческими пантеонами, ещё
продолжались гонения на христиан — а в Армении евангельское семя,
посеянное апостолами Фаддеем и Варфоломеем, уже принесло добрые
и обильные плоды: в 301 году Армения стала первым в мире христианским
государством. Для сравнения: несмотря на то что император Константин
Великий в 313 г. прекратил гонения на христиан, а в 325 г. был созван
I Вселенский Собор, всё же Византийская империя официально стала
христианской державой только в 380 г., после принятия эдикта императора
Феодосия І.

Первым предстоятелем Армянской Церкви стал
миссионер-труженник, исповедник святитель Григорий, которого армяне
с любовью и гордостью называют Просветитель.

Связь Армении и её соседки и сестры во Христе,
Восточной Римской империи, была очень тесной. Вплоть до 387 г. все
католикосы* от святого Григория Просветителя до Нерсеса Великого
хиротонисались в Каппадокии, сама же Армения являлась митрополией
Кесарийской Церкви**. Литургическая традиция, как и богослужебный язык,
на протяжении этого периода были едины, а армянский епископат активно
участвовал в жизни Вселенской Церкви. Армянские делегаты принимали
участие в работе I и II Вселенских Соборов. Однако из-за раздела Армении
в 387 г. между Персией и Римом новый католикос Исаак, оказавшись
на территории персов, был заключён в тюрьму, вследствие чего армянская
делегация не попала на III Вселенский Собор. Тем не менее, после
освобождения из тюрьмы католикос Исаак созывает в 435 г. Аштишатский
Собор, на котором анафематствует Нестория***, подтверждая тем самым
каноническую симфонию с отцами III Вселенского Собора. Однако, являясь
непримиримыми противниками ереси Нестория, армянские богословы невольно
создали этим предпосылку к монофизитству****.

* καθολικός — всеобщий (епископ).

**
В подписи под актами I Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий
следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии
Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского,
Малой и Великой Армении».

*** На этом же Соборе были преданы
анафеме Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего
армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского Собора — ведь ересь
Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе.

****
Монофизитство (µόνος — «один, единственный», φύσις — «природа,
естество») — доктрина, признающая во Христе только Божественную природу
и совершенно отвергающая Его человечество.

Измена по-гречески

Ощущение соседства с таким сильным единоверным
государством, как Византийская империя, породило у армян иллюзию, что
в критический момент они могут рассчитывать на заступничество. В этом
и состоял трагизм ситуации, в которой оказался армянский народ и которая
задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений Византии
и Армении.

 

 

451 год в истории Церкви известен тем, что в городе
Халкидоне проходил IV Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь
монофизитства. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году
в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских
дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства
и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате,
написали от имени всего населения письмо с обоснованием отказа. Это
и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению.

Армяне были уверены, что в войне с персами
за верность Христу они получат обещанную накануне помощь от Византии.
Однако персы на тот момент уже успели получить от императора Маркиана
заверение в невмешательстве…

26 мая 451 г. главнокомандующий армянской армией
Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность
христианской вере в бою с несоизмеримо более сильным противником.
Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, казнённый
персами немного позднее.

Понятно, что имя императора Маркиана стало
ненавистным для армян, и свою ненависть к василевсу они перенесли
и на оросы IV Вселенского Собора…

Дерзнём предположить, что бумеранг предательства,
некогда пущенный Византией по отношению к христианской Армении, вернулся
назад в Константинополь в 1204 г., когда к его стенам подошли с высоко
поднятыми христианскими знамёнами, сверкая на солнце мечами и доспехами,
рыцари IV Крестового похода…

А ведь Византия многим обязана Армении. И не только
в силу того, что императорская гвардия состояла из армян, подобно тому,
как Папская гвардия в Ватикане состоит из швейцарцев. Вообще, военная
мощь, военная организация и военный талант Византии — заслуга армян, как
военачальников, так и простых солдат. Армянские пешие отряды
и армянская кавалерия считались лучшими частями византийской армии,
беззаветно преданными своему императору. Кстати, из всех императоров
Византийской империи пятьдесят четыре (а это 67 %) были армянами*.
Некоторые историки считают, что именно отстранение армян от руководства
боевыми частями в канун IV Крестового похода и стало причиной поражения,
нанесённого турками.

* Некоторые византийские императоры, несмотря
на наличие армянских корней, устраивали гонения на своих соплеменников.
Так, некоторые хронисты сообщают, что в VI в. мятежный князь Смбат,
преследуемый императором-армянином Маврикием, высадился в Крыму
и поднялся вверх по течению Днепра. Внимание, киевляне! Именно
на кручах, где впоследствии появится Киев, князь-армянин строит мощную
цитадель Смбатас на горе, которую именуют до сего дня Замковой.

Между молотом и наковальней

У историка Нейла Фолкнера в его книге «Апокалипсис,
или Первая Иудейская война» я когда-то прочитал, что Армения являлась
своего рода Польшей Древнего Востока. Действительно, Армения имела
настолько важное стратегическое значение, что спокойную жизнь страны
постоянно нарушали военные марши армий тех империй, между которыми
ей приходилось существовать. К сожалению, площадкой для выяснения
отношений между сверхдержавами в большинстве случаев выбиралась сама же
буферная Армения; во многих конфликтах враждующие государства привлекали
её на свою сторону.

«Армян невозможно победить, их нужно разделять», —
эти слова произнёс в IV в. до Р. Х. потерпевший поражение в Армении царь
Дарий I. Эта установка оказалась не просто действенной,
но и вневременной — на века.

 

 

После первого раздела Армении между Римской империей
и Парфией (в 387 г.) её народ ещё не раз переживал перекрой между
сверхдержавами. Так, второй раздел территории Армении произошёл
в 591 г., но уже между Византийской империей и сасанидской Персией.

На протяжении всего этого периода армяне
не сдавались и, сохраняя преданность вере во Христа, боролись за свою
независимость. Свидетельством тому может быть создание и существование
Киликийского армянского царства в окружении Сельджукского Иконийского
султаната, которому не смогла противостоять Византийская империя.
Фактически этому христианскому островку было суждено стать второй
в Малой Азии родиной рассеянных армян. Именно сюда из города Ани был
перенесён престол католикоса. Находясь в мусульманском окружении, князья
армянской Киликии чеканили золотые, серебряные и медные монеты со своим
изображением и легендой (надписью) на армянском языке. Именно в этот
период были установлены торговые связи с Венецией и Генуей.

Удивительно, но когда в XIII в. мамелюкское
Египетское государство завоевало одно за другим созданные крестоносцами
в Палестине державы, единственным непокорённым христианским государством
на Ближнем Востоке оставалось Киликийское армянское царство! И только
в 1375 г. мамелюкам всё же удалось сломить сопротивление армян,
и христианская Киликия пала — армянский народ потерял государственность
более чем на 500 лет.

1386-й, 1394-й, 1398-й, 1403-й — это годы, в которые
армия Тамерлана опустошала Армению, вследствие чего большая часть
населения была уничтожена.

1453 г. — год захвата Константинополя
турками-османами, после которого османская Турция превратилась
в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались
балканские страны и вся Малая Азия. Как раз между османской Турцией
и сефевидским Ираном в 1555 г. и был произведён третий раздел территории
многострадальной Армении, а в 1639 г., после насильственной депортации
300 тысяч армян в Иран, произошел четвёртый передел.

Армянский ренессанс

Поразительно, однако именно в этот трагический
период армянская культура и искусство переживали свой ренессанс.
С X по XIV век были созданы многие шедевры церковной хоровой музыки;
в это же время были изобретены «хазы» — специальная система знаков для
записи музыки, фактически аналог византийских «невм» и древнерусских
«крюков». Расцвела армянская архитектура — были возведены храмы
в Санаине, Ахпате, Кечарисе, Агарцине, Гошованке, а также вырублен
в скальном массиве знаменитый монастырский комплекс в Гегарде. Наверное,
самым известным зодчим этого времени можно назвать архитектора Трдата.
Именно он взялся за реконструкцию купола храма Святой Софии
в Константинополе, разрушенного землетрясением, когда его греческие
коллеги признали своё бессилие. Восстановленный Трдатом купол Святой
Софии держится до сих пор!

 

 

Немногие знают, что до открытия в 1200 г. в Париже
первого европейского университета в Армении уже существовали его
аналоги, именуемые вардапетаранами (высшими школами), где изучали «семь
свободных искусств». Отдельно имелись медицинские вардапетараны.
А Гладзорский вардапетаран, созданный по европейскому образцу и имевший
два факультета — богословский и юридический, — в 1280 г. первым
в Армении получил статус университета. Возрождение переживала
и литература: именно в этот период Григор Нарекаци написал «Книгу
скорбных песнопений», которая сегодня переведена на многие языки мира.

Нельзя не упомянуть и о гении зодчего Манвела,
создателя храма Сурб-Хач (Святой Крест) и портовой гавани на острове
Ахтамар, и о тех знаменитых хачкарах, которые создал этот талантливый
человек.

Хачкары (в переводе дословно «крест-камень») — это
уникальный, сугубо армянский вид каменного декаративно-прикладного
искусства. Каждый хачкар представляет собой каменную стелу с вырезанным
на ней изображением креста, изящно украшенную орнаментом. Ни один
хачкар, даже изготовленный одним и тем же мастером, не повторяется.

Вардапет Месроп Маштоц

Человеку, который гостит в Армении и хочет
познакомиться поближе с её культурой, необходимо посетить Матенадаран —
главное хранилище книг. Чего не было в истории армянской книги, так это
скатанных в рулон манускриптов. Первые образцы дошедших до нас армянских
книг V-VI вв. сброшюрованы, прошиты и имеют переплёт и обложку.

Армянская традиция связывает создание армянской
письменности с переводом книг Священного Писания*. Но, несомненно,
до появления нового алфавита «Еркатагир» помимо клинописи, арамейского
и греческого языка у армян был свой способ письма. К сожалению, никаких
эпиграфических свидетельств и артефактов с фиксацией древних записей
до нашего времени не сохранилось.

* Первая книга Священного Писания, перевёденная с сирийского на армянский, — книга Притч.

Месроп Маштоц — человек, которому принадлежит честь
создания армянского алфавита. Сегодня армяне, читая газеты, отправляя
SMS-сообщения, иногда даже не задумываются, каким сокровищем они
владеют.

Когда-то известный лингвист Мейер сказал, что
армянский алфавит — это шедевр. Его уникальность заключается в том, что
из 36 букв каждому символу соответствует один определённый звук,
и наоборот (для сравнения: в русском алфавите всего 33 буквы, из них две
не обозначают звуков).

В армянской азбуке (кстати, как
и в церковнославянском языке) каждая буква снабжена своим числовым
значением. Относительно недавно журналист и исследователь Эдуард Аянян
сложил числовые коды букв в армянских названиях металлов и получил
в точности те числа, которые проставлены Менделеевым в верхних углах
ячеек его таблицы для обозначения атомных зарядов тех же химических
элементов. Например, золото (арм. «воски») — 79; свинец (арм. «арчич») -
82, как в периодической системе. А ведь Месроп Маштоц не придумывал
слов и тем более — армянского языка, который сформировался за тысячи лет
до официальной даты создания армянского алфавита — 405 г.!

 

Позднее
Месроп Маштоц набирает школу и с помощью ста учеников переводит
с сирийского на армянский язык книги Священного Писания. Армянский
перевод Библии назван палеографом Ф. Кроссом королевой перевода.
И несмотря на то, что сегодня филологи задаются вопросом: осталось ли
хоть что то от первоначального перевода Библии с сирийского, ведь
в 432 г. в Армению попадает греческий перевод Писания — Септуагинта,
текст которого был впоследствии согласован с первоначальным вариантом, —
труд Месропа Маштоца, несомненно, незауряден, за что Месроп удостоен
титула «вардапет» — учитель Церкви.

 

Примечательно, что сегодня во всём мире в музеях
и библиотеках хранится около 30 тысяч армянских рукописных книг (и это
только те рукописи, которые сохранились). А если учесть, что за всю
историю Византии было создано около 50 тысяч рукописных фолиантов, этот
факт вызывает ещё большее уважение к армянам как к книголюбивой
и читающей нации.

В качестве предположения мы можем допустить связь
между таким впечатляющим количеством рукописей — и тем ноу-хау, которым
владели армянские переписчики книг и каллиграфы, писавшие под диктовку
автора. Привычное перо писца у армян в результате технической эволюции
довольно рано было превращено в первый прототип «авторучки»: к верхней
части пера-калама прикреплялся пузырёк с чернилами. Благодаря этому
писцы были освобождены от непрестанного макания пера в чернильницу. Так,
в заключительных главах рукописей армянские писцы нередко добавляют:
«Каждый раз, набрав чернила в калам, писал 900, даже 920-930 и более
букв».

После падения Киликийского царства престол
католикоса возвращается в Армению, и с 1441 г. по сей день резиденция
католикоса всех армян находится в Эчмиадзине.

Католикосы, на протяжении всей истории христианской
Армении бывшие духовными лидерами армянского народа и прилагавшие все
усилия для сохранения армянами верности Христу, не теряли надежды
на возвращение независимости. В 1547-м, 1562-м, 1677-м годах они
инициировали обращение к правительствам европейских государств.
Но Европа, не заинтересованная в помощи армянам, молчала.
Разочаровавшись в политике европейских монархов, но всё же не теряя
надежды, в 1701 г. армянская делегация во главе с Исраэлем Ори
обращается к российскому императору Петру I с просьбой поддержать
освободительную кампанию против турок и персов. Этой аудиенцией было
положено начало попыткам российского престола помочь многострадальному
армянскому народу. И только спустя столетие в ходе I
и II Российско-персидских войн при участии армянского добровольческого
ополчения были достигнуты первые победы по освобождению Армении
и возвращению армянского населения из иранского плена. Но всё же
значительная часть — горная, западная Армения (Сасун, Зейтун)
с армянским населением продолжала оставаться в мусульманской изоляции
Османской Турции.

Геноцид

При смене правительства любой народ связывает своё будущее с надеждами на благие перемены.

В 1908 г. в Турции после государственного переворота
и свержения кровавого режима Абдул-Хамида II к власти пришла партия
младотурок. У армян появилась надежда на долгожданное восстановление
прав христиан в новой стране… Но 1909 г. был ознаменован массовым
истреблением армянского населения в Киликии с молчаливого согласия
нового правительства. Погибло 30 тысяч человек. Это было страшным
началом тотального планомерного уничтожения армянского народа.

Эти события начала века очень похожи на те, которые произойдут спустя два десятилетия в национал-социалистической Германии…

Трудно подобрать слова для описания случившегося
в этот трагический трёхлетний период с 1915 по 1918 гг. По всей
видимости, решение отуречить всех подданных Турции, а христиан
уничтожить, принятое в 1911 г. на тайном совещании партии младотурок
в Салониках, нашло практическое воплощение в геноциде, осуществлённом
по определённому плану. Армения лишилась полутора миллионов своих
сыновей и дочерей. Очевидец этих зверств известный армянский композитор
и священник Комитас лишился рассудка… Примечательно, что турки
и официальная турецкая историография не признают преднамеренности
уничтожения армянского населения в Османской империи. В то же время,
в ряде стран мира (Швейцария, Франция, Аргентина и др.) действуют
законы, предусматривающие наказание за отрицание геноцида армян.

Трагическая и печальная судьба армянского народа,
сопряжённая с постоянной борьбой, может быть прочувствована тем, кто
даже впервые слышит мелодию старинного инструмента дудук. Внешне дудук
напоминает обыкновенную флейту, но как величественна магия звука этого
инструмента! Даже самое чёрствое сердце она не оставляет безучастным.
Композитор XX в. Арам Хачатурян очень ёмко сказал: «Дудук — это
единственный инструмент, который заставляет меня плакать».

Вместо заключения

Почти в каждом православном храме нашего отечества
есть зримое напоминание об Армении — стране надежд обновлённого
человечества, стране библейской радуги — это столь любимый нами образ
Нерукотворного Спаса. Какая же здесь связь с Арменией?

Во время земной жизни Христа Спасителя столицей
Великой Армении был город Эдесса, некогда поразивший своей красотой
Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал
Эдессой. Так вот, согласно армянскому преданию, царь Абгар (Авгарь)
приглашал сюда, в Армению, Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие…
ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой,
но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так
просто, искренне, с характерным для армян гостеприимством приглашал царь
Абгар Спасителя. Господь же в ответ на это приглашение отправил царю
в подарок убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так
появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный образ.
В этом предании — весь армянский народ со всеми его характерными
качествами — радушием, искренностью, преданностью Христу.

Посещая Армению, я обратил внимание на то, что
встретить обиженного или обозлённого человека здесь почти невозможно.
Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые
глаза, которые играют природной безобидной хитрецой. Невольно
вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян,
их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое
отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром
реальных вещей — всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего
времени, не лукавь…»

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/drevnjaja_armenija.html

ruskline.ru

Армения — Древнейшее географическое название

Несмотря на то, что различные цивилизации древней Месопотамии отошли на задний план, их влияние сохранилось и по сей день. Картография или составление карт, была лишь одной из многих отраслей, которая была впервые введена и распространена между побережьями реки Тигр и Евфрат еще тысячелетия назад.

Одна из самых древних карт мира (конечно, для нас на сегодняшний день это карты Ближнего или Среднего Востока) была вырезана на глиняной дощечке, ее относят к Вавилону, а была она сделана в 6-м веке до н.э. Эта карта включает землю “Урарту” или “Урашту” (Синоним Армения см. википедия). Название этой территории являлось вавилонским словом, которое древние персы именовали “Арминой”, позже оно стало более популярным и сегодня известно, как “Армения”.

Ванское царство — Урарту или Арарат существовало с 9-го по 6-й век до н.э. В течение этого периода царство выдерживало натиск со стороны народов Ассирии, Вавилона, Мидии и Персии. Расположенная вокруг горы Арарат, которая остается самым главным символом для армян, столица Ванского царства —Урарту часто упоминается как первая армянская столица. Ее крепость Тосп (Тушпа) все еще возвышается над городом Ван (город в восточной Турции, который имеет одну из самых длинных в мире записей непрерывного заселения, и, конечно, город с древнейшим армянским населением до 1915 года.)

Ереван – современная столица Армении также берет начало из Ванского царства — Урарту. В результате проведенных археологических работ в 1950-х гг. ученые обнаружили крепость Эребуни. Согласно надписям, найденным во время раскопок, крепость была основана на территории современного Еревана царем Аргишти I в 782 г. до н.э. Слова царя, вырезанные на камне шрифтом клинописи Месопотамии, считается “свидетельством о рождении” Еревана, название которого, кстати, происходит от названия “Эребуни”.

1968 год был отмечен широким празднованием 2,750-й годовщины основания крепости, и дни, посвященные истории Еревана-Эребуни, продолжают отмечаться ежегодными общественными мероприятиями в стране.

Ссылки и другие источники

vstrokax.net

Древние города Армении — список самых старых городов

Некоторые армянские города являются по-настоящему древними. Еще римские и греческие писатели приезжали в них для составления описаний. Среди известных писателей был сам Плиний Старший, который работал над трудом «Естественная история». В своем труде он описывал такие города, как Аза, Аршамашат и другие поселения. Узнать о них много невозможно, поскольку историки сами не знают подробностей жизни городов, которые оказались уничтожены в ходе многочисленных войн. И все же часть интересных сведений и сооружений сохранились.

ТОП-5 древних городов Армении

  1. Эрзурум (Карин) — I век до нашей эры
  2. Гюмри — V век до нашей эры
  3. Арташат — 176 год до нашей эры
  4. Тигранакерт — I век до нашей эры
  5. Ереван — 782 год до нашей эры

Мы также приведем город Аршамшат, уничтоженный войнами, который наглядно показывает, что древнее наследие Армении велико и хранит много тайн.

Эрзурум (Карин) — прекрасный древний город

Второе название поселения — Карин. Многое из истории Карина остается тайной. Но точно известно, что византийским императором Феодосием II были проведены мероприятия по укреплению и улучшению защиты города, после чего он стал называться Феодосиополь. Начиная с 502 года город перешел во власть персов, но оставался под их контролем недолго. Когда начался период Средневековья, Карин имел статус центра ковроделия.

Эрзурум постигла печальная судьба. 1049 год стал фатальным для его жителей, когда сюда вторглись турки. Разгорелась жестокая битва, в ходе которой погибли многие армяне. Исторические летописи утверждают, что более 140 тысяч человек были убиты захватчиками. Примерно через 200 лет город перешел в руки монголов. Историки, побывавшие в Карине в те времена, описывали красивые здания, особенно отмечая церковь. С 1472 до 1522 года Карином владели персы. На смену им вновь пришли турки, а затем в ходе русско-турецкой войны им овладели русские. Сейчас от великого древнего города осталось немного. Старинная армянская церковь с резным ободом свода и красивым орнаментом напоминает о былых временах. Росписи сохранились плохо, как и фрески. Пока раскопки не позволяют точно сказать, насколько много построек имел Карин. Властвовавшие турки переделали армянский храм, располагавшийся на его территории, в мечеть. О былом величии могучего града напоминают только восточные стены, служившие укреплениями.

Аршамшат — город короля Аршама I

Аршам I принадлежал к династии Орондидов. Сейчас очень трудно определить точное расположение города. Известно, что Аршамшат представлял собой крепость. Предположительно, город располагался между реками Тигр и Евфрат. Однако, при строительстве плотины Кебан значительная часть поселения оказалась затоплена. Кроме того, неизвестна точная судьба города, как и точные сведения о его жителях.

Арташат — древняя столица Армении

Арташат был основан царем Арташесом, город служил столицей страны начиная с 176 года до нашей эры.

Плутарх писал, что Арташат играл важную стратегическую роль. Прежде на его месте располагался небольшой поселок, а сам Арташат стал большим и красивым городом, где располагалась крупная резиденция. Город украшали статуи различных богов и богинь. Самыми роскошными были статуи:

  • Анаит;
  • Артемиды;
  • Тира.

Арташес повелел построить большую цитадель, вокруг которой сделали ров. Располагаясь в долине Аракс, столица вскоре стала бурно развиваться, активными темпами велась торговля, особую важность представляли Месопотамия и Персия. Имея торговые соглашения с этими партнерами, Арташат превратился в экономически богатый град и долго сохранял историческую значимость. Сейчас на месте когда-то великого города остались только руины огромных стен.

Тигранакерт — город Тиграна Великого

Старинные источники утверждают, что Тигранакерт являлся столицей царства. Буквальный перевод названия означает «созданный Тиграном». Историки говорят, что Тигранакерт процветал благодаря торговле. Исторически складывалось так, что многие торговцы собирались на рынках, занимались построением взаимоотношений с партнерами из других государств. Будучи столицей при Тигране Великом, Тигранакерт стал крайне важен для страны. Он также играл роль культурного центра для всего Ближнего Востока.

Император повелел построить театр, где ставились сцены комедий и драм, а исполняли их греческие и армянские актеры. По описанию Плутарха, Тигранакерт «богат и красив», а все его жители стремились город украшать. Столица подверглась осаде со стороны Римской империи, но сумела устоять. Однако второе нашествие римлян стало роковым для Тигранакерта. Именно поэтому столица была практически полностью сожжена, дома и сокровищницы разграблены. Римляне увезли золото, серебро, статуи, ценные товары. Даже старинный театр оказался уничтожен, однако римляне позаботились о восстановлении города после свержения полководца Лукулла. Армянское царство и Римская империя договорились о мире, причем Тигран Великий признал римскую Империю своим союзником. Описание заключения мира сохранилось в трудах Цицерона. Он писал, что Тигран всегда оставался врагом Римского народа, однако стал другом-союзником.

После осады Тигранакерт был окружен высокими стенами. В них устроили ниши для конюшен, чуланов, складов, в которых хранились продовольствие и боеприпасы. На окраине располагался дворец императора, украшенный садами. Основной стиль постройки Тигранакерта — эллинизм. Город заселяли жителями Киликии, Каппадокии и Месопотамии. Тигранакерт по величию и красоте мог превзойти сам Вавилон. Учитывая хорошую защищенность и наличие сильного войска, историки делают вывод, что древний Тигранакерт оказался лицом к лицу с действительно сильным врагом. Даже географическое положение помогало столице принять натиск. Однако просуществовать он смог недолго.

Историческую значимость древних городов Армении переоценить очень трудно. Список их несколько больше, но если вы собрались в путешествие по этой удивительной стране, посетите хотя бы один из них. Это поможет получить бесценный опыт, который останется в памяти навсегда.

travelask.ru

Древняя Армения. Урарту -Наири-Арарат- Ванское царство.

Армения (Хайастан) это древнейшая уникальная цивилизация, которая зародилась на Армянском нагорье, где главная гора Арарат примерно в 3 тысячелетии до нашей эры и в ней много загадок. Аратта (Арате, Арарат), Хайя, Айя, Арманум, Армани, Арми, Арматтана, Хайаса, Арме, Урме, Урарту, Урашту, Уруатри, Урарат, Арарту, Арашту, Армина, Харминуя, Айрарат – это названия Армении на разных языках начиная с около 3000 года до нашей эры. Документальный фильм 2018 года рассказывает про древнеармянское государство Урарту-Арарат, существовавшее в 1 тысячелетии до нашей эры, в котором кроме автохтонных индоевропейцев армян (хаи), также жили хурриты, лувийцы и другие племена, это был союз народов, в царстве официально использовался близкий к хурритскому, так называемый “урартский” язык. Наука открывает все новые факты…

На севере Передней Азии действовал торговый путь металла, который простирался от Канеша (город на востоке Малой Азии) до Ашура.

С данным путем были связаны более трех десятков населенных пунктов Армянского нагорья, из которых экспортировались многочисленные металлы: золото, серебро, медь, олово и т.д. В клинописных записях, найденных в Канеше упоминаются десятки армянских царств: Цупана (Софена), Тегарама (Тогарма), Хах(ум), Тугриш и др..

Армянское нагорье в древние времена

Царство Митанни. В XVI веке до н. э. на юго-западе Армянского нагорья и на севере Междуречья было создано индоевропейское царство Митанни со столицей Вашшуканни. Это царство играет значительную роль в Передней Азии начиная с конца XVI века до н. э.

Цари Митаннии наподобие египетских, вавилонских, хеттских владык носили титул «Великого царя». Влияние Митаннийских царей распространилось на востоке до долины рек Бохтан и Большой Заб, на западе до берегов Средиземного моря и гор Киликийского Тавра.

Цари Митаннии были индоевропейского происхождения. Об этом свидетельствуют не только их имена, но и почитание ими индоевропейских богов. Митаннии было суждено вступить в вооруженное столкновение с Египтом, так как последний, начиная мстительную войну против гиксосов, направил удары против Митаннии.

Митанни находилось в длительном военном конфликте с Хеттской державой, находящейся в Малой Азии. Его падение же было связано с ударами развивающейся Ассирии в XIII веке до н. э.

Царство Хайаса (Hayasa). В Хеттских клинописных записях в связи с событиями XV-XIII веков до н. э. упоминается страна Хайаса. В основе данного топонима лежит самоназвание армянского народа.

В Хеттском языке топонимы образовывались с помощью частички а(са) , то есть Хайаса означает «Айк, Айястан». Хайаса упоминается в западных частях Армянского нагорья. Одним из наиболее важных центров Хайасы являлась Кумаха – в будущем Ани-Камаха Высокой Армении, где находился мавзолей армянских царей.

Хайаса последний раз упоминается в конце XIII века до н. э. О завершении истории Хайасы в науке есть две точки зрения. Согласно первой — падение Хайасы должно было произойти в конце XIII векадо н. э.

Другая версия гласит, что Хайаса продолжала существовать, однако более не упоминалась под хеттским названием «Хайаса», так как в XIII веке до н. э. Хеттская держава пала.

Хайаса имела свой царский двор, армию и мифологические центры. Хайаса выводила армию, состоящую из 700 колесниц и 10 тысячной пехоты, что представляло собой значительную силу по тому времени.

Также она имела свой пантеон. Исходя из упоминаний хеттскими источниками армяно-хеттской переписки, Хайаса имела царский архив, со своими книжниками, которые вели государственную письменность.

Страна Наири. В Ассирийских источниках область озера Ван и обширные территории к югу и западу от него именовались обобщенным названием «Наири».

Топоним «Наири» впервые упоминает царь Ассирии Салманасар I (первая половина XIII века до н. э.). О мощи Страны Наири свидетельствует тот факт, что Салманасар I был вынужден в приграничных городах поставить особые части для предотвращения наирийских нападений на Ассирийские территории.

Страна Наири и 40 их предводителей (которые в источниках упоминаются как цари) упоминаются в записях преемника Салманасар I Тукулти-Нинурта (XIII век до н. э.) и через полтора века Титглатпаласара I (XII-XI вв до н. э..).

Следует отметить, что, несмотря на то, что предшественники пишут о завоевании и подчинении Наирийских царств, Титглатпаласар I называет Наири «просторной, свободной и неизвестной» страной.

Ассирийские цари говорят о «больших городах», «богатствах», «многочисленных лошадях, мулах, стадах коров и бесчисленное количество сельскохозяйственного имущества», что говорит о власти и богатстве этой страны.

Двумя веками позже из записи Ассирийского царя Ашшурнасирапала II (IX век до н.э.) узнаем, что он организовал четыре похода против Наири, и там вовсе не говорится не о каком-то союзе нескольких стран, но об одной объеденной стране-государстве.

Упоминаются «в стране Наири 250 городов с мощными крепостными стенами». Наири как единое государство упоминается также его преемником Салманасаром III (IX век до н.э). Именем «Наири» свои страны называли правители Ванского царства (Биайнили, Урарту, Арарат) в своих записях на ассирийском языке.

 

 

nashaarmenia.info

Армения – древняя и загадочная страна

В Армению можно приехать в любое время года. Туристам всегда нравится большой спектр видов отдыха и знаменитое армянское радушие. К услугам путешественников теплые пляжи на живописном озере Севан, горные вершины для экстремальных походов и скалолазания, горнолыжные и бальнеологические курорты, увлекательные экскурсии по древним армянским храмам и монастырям, особенная и разнообразная гастрономия. Посетив Армению, можно отлично насладиться колоритом этой прекрасной страны с древними традициями.

Резюме страны

  • Республика Армения – официальное название страны.
  • Граничит с Азербайджаном, Ираном, Турцией и Грузией.
  • Ереван является столицей.
  • Площадь страны составляет 29743 кв. км.
  • Население Армении достигает более 3 млн. человек.
  • Форма правления – республика.
  • Официальный язык – армянский.
  • Крупнейшими городами являются Ереван, Гюмри, Ванадзор.
  • Основная религия – христианство.
  • Официальная валюта – армянский драм.
  • Часовой пояс UTC+4.

Yereván, Armenia

История

На северо-западе, на Лорийском плато были найдены разновозрастные ашельские памятники, расположенные в предгорьях вулканического Джавахетского хребта. Большой интерес вызывает Карахач, где изделия (пики, чопперы и др.), созданные из дацита, долерита, андезита, обнаружены в вулканическом пепле и пролювиальных отложениях. По данным находок предполагается, что возраст культурных отложений Куртана составляет около миллиона лет назад. Памятники, открытые в Армении, содержат следы древних миграций людей за границы Африки.

Отголоски обитания древнего человека: стоянки с каменными орудиями, пещеры-жилища были обнаружены в разных районах Армянского нагорья. В горах были найдены наскальные рисунки, изображающие охоту. Первые скотоводческие и земледельческие поселения на территориях современной Армении появились в Араратской долине, ныне Ширакская область.

В 2008 году при раскопках пещеры Арени была найдена самая древняя обувь, которой больше 5500 лет. Это чарохи – заостренные мягкие туфли. Археологическая находка является самой старой в Европе и Азии. Такая обувь почти не отличается от той, в которой ходили в армянских селениях.

Впервые  название  Армения  (синоним Урарту)  упоминается в Бехистунской надписи (520 год до нашей эры). На картах географов и историков древности Армению отмечают наряду с Сирией, Персией и др. древними государствами.

Armenia - Zvartnots

Армения стала первой страной, принявшей христианство как государственную религию в 301 году. Великая Армения в 387 году подверглась разделу: основная часть отошла Персии; западная, меньшая – к Риму.Армянский ученый и просветитель Месроп Маштоц в 405 году создает армянский алфавит.

В седьмом веке армянские земли захватили арабы. В составе области Арминия оказались Арран, Грузия, области до Дербента. В 7-9 веках армяне неоднократно восставали против арабов.

В 885 году Византия и Халифат признали независимость Армянского царства – самого большого и мощного феодального государства древней Армении, включившего закавказскую и всю нижнюю части. Историки эпохи называли это событие «третье возобновление царства армянского».

Во время правления грузинской царицы Тамары, в 12-13 веках большая часть армянских территорий вошла в состав Грузинского царства. В 1236 году Армению захватили монголы, в 1386 году – армия Тамерлана.

На протяжении 13-14 вв армянская знать постепенно вытеснялась пришлой военно-кочевой – тюркской, монгольской, курдской знатью. Подвергаясь грабительским набегам кочевников, местное население истреблялось, попадало в рабство или эмигрировало в соседние страны.

Armenia Monastyr' Noravank

В 16 веке после сорокалетней войны Персия и Османская империя договорились о разделе сферы влияния. Западные армянские земли отошли османам, восточные – Сефевидам. Это на определенное время прекратило опустошительные войны, в результате которых значительные территории Закавказья переходили из одних рук в другие.

В 18-м веке о своей заинтересованности в Закавказье заявила Российская империя. Началось присоединение территорий к Российской империи, на которых позже будет создано самостоятельное армянское государство. После успешных войн России против Османской империи, в результате которых к первой перешли обширные территории Западной Армении, российскими властями было организовано массовое переселение армян из Турции и Персии в Закавказье. Это значительно изменило демографию региона.

Значительная    часть    армянского    населения    погибла    в    результате   геноцида 1915 г (гонение на христиан в Османской империи). В 1918 году была образована независимая Республика Армения. 5 декабря 1936 года Армения как союзная республика вошла в состав СССР.

В 1990 году принята «Декларация о независимости Армении». В 1991 году республика вышла из состава СССР, Верховный Совет Армении подтвердил ее независимость.

География

Армения располагается в Закавказье между Черным и Каспийским морями, на северо-востоке Армянского нагорья, занимает значительную часть междуречья Аракса и Куры. Это самая высокогорная страна на Южном Кавказе. Большая часть территории находится на высотах более 1000-2000 м. Гора Арагац – наивысшая точка возвышается на 4095 м над морем. Низкие точки расположены на высоте 380 м и 430 мв долинах рек Аракс и Дебед.

Armenia. Nature

Страну окаймляют горные цепи Малого Кавказа на севере, юго-востоке между азербайджанской границей и озером Севан, на юге по границе до Ирана. К юго-западу тянется Восточно-Армянское вулканическое нагорье. На юге страны расположены складчато-глыбовые горы и глубокие речные долины. На территории Армении находится левобережная часть Араратской котловины.

Разнообразие климата выражают шесть климатических зон. Это обусловлено своеобразием географического положения, значительными перепадами высот. От высоты над уровнем моря зависит и температура. Горы блокируют влияние Черного и Средиземного морей, создают широкие колебания температуры. На Армянском нагорье зимняя температура – около 0 С, летняя – выше 25 С.

В южной части страны наблюдается субтропический климат. В остальных зонах климат континентальный, имеет высокогорный характер, зима холодная, лето жаркое.

Крупная река страны – Аракс образует границу с Ираном и часть рубежа с Турцией. Крупными притоками являются Ахурян, Раздан, Севджур, Арпа, Азат, Вохчи, Воротан.Дебед – самая полноводная река на территории Армении. Реки порожистые, бурные, несудоходные, текут по узким глубоким ущельям, имеют смешанное питание (снеговое-дождевое-грунтовое) и неравномерный режим.

Растительный и животный мир на территории Армении отличает высокое разнообразие, что обусловлено сложным рельефом, многочисленными горными хребтами, плоскогорьями и котловинами, пестротой природно-климатических условий. Выделяются несколько экосистем: полупустынный, степной, лесной, субальпийский, альпийский пояса.

ladybird

В Армении обнаружены многочисленные виды водорослей, грибов, лишайников, мохообразных, плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных, покрытосеменных, голосеменных растений.

Среди грибов имеются представители почвенных микромицет, микроскопических пероноспоровых, макроскопических грибов (съедобных и ядовитых), водных грибов. Среди эндемических видов флоры Армении встречаются кузиния крупночешуйчатая, произрастающая на склонах Зангезура, а также в Северном Иране; колокольчик Массальского – на склонах Артени и в Турции.

Животный мир представлен видами моллюсков, членистоногих (паукообразных и насекомых), разнообразием позвоночных. Среди рыб можно встретить лососевых, карповых, сомовых, карозубообразных. Получила большую известность севанская форель (ишхан), также эндемиками являются севанскийкохак, армянская сельдь, севанский усач, армянская плотва, армянская густера.

Амфибии представлены зеленой жабой, озерной лягушкой, закавказской лягушкой, древесной лягушкой Шелковникова, малоазиатским тритоном, чесночницей сирийской и др. Разнообразие пресмыкающихся: черепахи, ящерицы, змеи. Эндемиками являются закавказский и двуполый полозы, гологлаз Чернова, армянская ящерица, черноголовый ринхокаламус, белобрюхая ящерица, ящерица Дали, наирийская ящерица, закавказская разноцветная ящурка, армянская гадюка, гадюка Даревского и др.

Из птиц распространены воробьиные, соколообразные, ржанкообразные, журавлеобразные, гусеобразные, из эндемиков встречается армянская серебристая чайка.

White-tailed Lapwing

В горных степях водятся волки, лисицы, барсуки, зайцы, безоаровые козлы, муфлоны. На севере страны встречаются медведи, рыси, олени, камышовые и лесные коты, кабаны. В полупустынях живут суслики, полевки, слепыши, песчанки, тушканчики, акклиматизированы енотовидные собаки.

На территории Армении создано четыре национальных парка, три заповедника, двадцать семь заказников.

Национальная кухня

Армянская кухня одна из древнейших в Закавказье и в Европе. Национальные кулинарные традиции армян происходят из глубокой древности. Точно известно, что еще 2,5 тысячи лет назад армянам были известны секреты о процессах брожения и, следовательно, хлебопечения. До сегодняшнего дня традиции приготовления большинства блюд национальной кухни армянского народа остаются неизменными.

Преемственные связи и традиционность армянской кулинарии выражаются различно, например, в технологии приготовлении блюд и применении старинной кухонной техники. Многие блюда называются как и посуда, в которой их готовят: тапак, путук, кчуч.

В ряде случаев технология приготовления армянских блюд достаточно трудоемка. Приготовление многих блюд строится на взбивании и фаршировании. Еще одной характерной особенностью способов приготовления блюд с

www.miraterra.ru

Старая Армения: starcom68 — LiveJournal

starcom68 (starcom68) wrote,
starcom68
starcom68

Марк Крымский увлекательно рассказывает о своем восприятии еще советской  Армении и показывает старые слайды архитектурных шедевров.«От моих поездок по Армении осталась коробка слайдов, сделанных на роскоши тех лет – немецкой цветной пленке ORWOCHROM. Конечно, хотелось бы еще разок туда сьездить, досмотреть невиденное, ну и переснять все на приличную цифровую технику….

Одним словом, я решил больше не откладывать и, просканировав свои старые слайды, хочу показать их вам такими, как они есть.

Качество их соответствует времени: краски выцвели, не удалось полностью избавиться от приставшей пыли двух континентов, многие из них не очень резкие, так как снимались на ходу из окна машины или автобуса и вовсе не предназначались для публикации спустя четверть века в «интернет-издании», но зато у них появилась аура времени, хотя что такое четверть века для Армении, где мои армянские друзья, показывая мне какую нибудь церковь ХIII века, презрительно говорили: это новье, вот поехали в соседнее село – там есть VII век.

Надеюсь, что мои старые слайды кого-нибудь подтолкнут съездить в Армению и увидеть все своими глазами. Уверен, не пожалеете! Несмотря на то, что Армения – страна горная, путешествовать по ней просто: народ там по-кавказски гостеприимный, территория маленькая, так что если у вас будет машина, да еще с местным водителем, ее всю можно объехать за неделю и почти все увидеть. Главное – знать, куда ехать!

Армения – одна из древнейших стран мира, доживших до наших дней. Ереван отмечал свое 2750-ти летие (!!!) в 1968 году. (Рассказывая об Армении, мне придется еще много раз ставить восклицательные знаки: без них в этом рассказе не обойтись). Первый раз я приехал в Армению в начале 80-х, но на музее города все еще висели эти уже слегка устаревшие цифры. Современный Ереван начал расти из небольшого городка только в 20-х годах ХХ века, когда армяне, спасшиеся от турецкого геноцида, собрались на территории нынешней Армении и начали в очередной раз строить свою страну…»

Читать полностью: http://gazeta.ru/travel/2011/01/25_a_3504058.shtml

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

starcom68.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о