Столица где жил нансен 4: Столица, где жил Нансен, 4 буквы

Что посмотреть перед поездкой в Арктику

Путешествия с RussiaDiscovery — это не только активный отдых и приключения, но и возможность познакомиться с природой, историей и культурным наследием региона. Мы — за путешествия со смыслом. Такие, которые навсегда остаются в памяти, часто делят жизнь на «до» и «после» и помогают открыть что-то новое для себя. Верим, что такие поездки начинаются задолго до посадки в самолет. Именно поэтому подготовили для вас эту статью.

Есть 2 способа ее использования:

  1. сначала прочитать, а потом вдохновиться на путешествие на Северный полюс;
  2. или же выбрать один из наших маршрутов и посмотреть те материалы, которые непосредственно относятся к заявленным в программе локациям.

Так вы сможете приехать во всеоружии и открывать для себя регион с еще большим интересом и глубиной.

 

В этой статье вы найдете: 

  • Фильмы про Арктику
  • Видеолекции RussiaDiscovery про Арктику
  • Книги про Арктику
  • Статьи про Арктику в блоге RussiaDiscovery
  • Другие интересные материалы про Арктику

 

Фильмы про Арктику

«Экспедиция на ледоколе “50 лет победы”»

Ведущий фильма отправился к вершине нашей планеты на атомном ледоколе «50 лет Победы». Мурманск — Кольский залив — Баренцево море — Северный Ледовитый океан и обратно. Главная цель круиза, а точнее самой настоящей полярной экспедиции — достичь ровно 90 градусов северной широты. 

Продолжительность: 54 минуты

 

«Лонгйир»

В данном ролике показан Лонгйир — норвежская столица Шпицбергена и самый большой город на всем архипелаге. Вы узнаете, почему он имеет такое необычное название. Получите представление о сложностях, с которыми могут столкнуться путешественники. И на короткое время погрузитесь в бытовые реалии жизни арктического города.

Продолжительность: 25 минут 

 

«Баренцбург»

Добравшись до арктического Шпицбергена, авторы видео отправляются на снегоходах из норвежского Лонгйира до русского Баренцбурга — российской столицы Шпицбергена. Баренцбург медленно, но возрождается. Внутри про экскурсию в шахту, арктическую пивоварню «Красный Медведь» и катание на снегоходах.

Продолжительность: 38 минут 

 

«Пирамида»

Пирамида — законсервированный арктический поселок. Видео о 13 основных мифах про Пирамиду и Шпицберген. Запрещены ли на Шпицбергене кошки? Правда ли, что никто не имеет права родиться на архипелаге? И действительно ли тут нельзя умирать?

Продолжительность: 58 минут 

 

«Земля Франца-Иосифа — архипелаг тающей мерзлоты»

Земля Франца-Иосифа — самый северный в мире архипелаг. 86 процентов от общей площади островов архипелага до сих пор покрыты ледяными куполами. Нигде в мире, кроме Антарктиды, нет таких обширных площадей суши, скованных вечным льдом. Предлагаем посмотреть фильм об истории освоения архипелага и экологических проблемах, с которыми он сталкивается сегодня.

Продолжительность: 52 минуты

 

«Шпицберген»

Шпицберген — скопление удивительных арктических островов, которыми совместно пользуются Норвегия и Россия. Предлагаем узнать интересные факты про острова и полюбоваться их пейзажами.

Продолжительность: 13 минут

 

«Земля Франца-Иосифа»

Короткое видео про путешествие к Северному полюсу, а именно — на Землю Франца-Иосифа. Внутри виды Заполярья, снятые с высоты птичьего полета.

Продолжительность: 5 минут

 

«Национальный парк “Русская Арктика”»

В этом видео можно увидеть кадры из экспедиции Pristine Seas. А также уникальные по своей красоте и исполнению подводные съемки, снятые операторами Национального географического общества и сотрудниками национального парка.

Продолжительность: 3 минуты

 

«Экспедиция Нансена»

Молодой норвежский ученый Фритьоф Нансен успешно вморозил свое судно в лед у Новосибирских островов в 1893 году. Так началась первая дрейфующая экспедиция судна «Фрамм» по твердым морям.

Продолжительность: 7 минут

 

«Экспедиция Седова»

Впервые Георгий Седов, в то время еще поручик по адмиралтейству, попал в Арктику в 1902 году. Он был назначен в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. Начальник Седова, известный гидрограф Александр Варнек, высоко ценил молодого исследователя — знающего, смелого и в то же время осторожного. Во время этой экспедиции у Седова и возникла мечта о путешествии к Северному полюсу. Узнайте, как это было. 

Продолжительность: 17 минут

 

Видеолекции RussiaDiscovery про Арктику

«Земля Франца-Иосифа: увидеть то, что видел Нансен»

Земля Франца-Иосифа — одно из самых сложных для посещения мест в Арктике. Погода, знаменитые туманы, льды — все это создает особую атмосферу, в которой можно почувствовать себя наедине с природой и ощутить, что такое настоящая экспедиция. Людей на Земле Франца-Иосифа можно встретить только в бухте Тихой. Здесь, на первой советской полярной станции, в летний сезон живут сотрудники национального парка «Русская Арктика». А настоящими хозяевами островов остаются белые медведи и моржи. Приходите на нашу онлайн-встречу с полярным гидом, проработавшим 6 лет в нацпарке «Русская Арктика», и откройте для себя архипелаг, который остается таким, каким его видели Нансен, Альбанов, Седов.

Спикер: Сергей Широкий — экспедиционный гид. С 2011 по 2017 работал в национальном парке «Русская Арктика». Принимал участие в 23 научных и туристических экспедициях к Земле Франца-Иосифа. 9 раз побывал на Северном полюсе. В 2017 году 1,5 года жил и работал на Шпицбергене. В 2019 году исполнил свою детскую мечту и прошел Северным морским путем.

Продолжительность: 82 минуты

 

«Ледовый лагерь Барнео — точка старта вашей экспедиции на Северный полюс»

«Барнео» — ледовый лагерь, дрейфующий недалеко от Северного полюса. Он каждый год создается прямо на льду всего на несколько недель. Сезон стартует в начале апреля, когда в высоких северных широтах начинается полярный день. А уже в конце апреля, с приходом весны и таяния льдов, лагерь снимают с льдины до следующего сезона. Наш спикер рассказал об истории создания лагеря. О том, как устроена инфраструктура. Кто работает на «Барнео», и какие возможности предоставляет ледовая база для путешественников.  

Спикер: Виктор Серов — геофизик, полярник, альпинист, гид. В качестве геофизика провел несколько зимовок на советской дрейфующей станции «Северный полюс-26» в Арктике, а также на станциях «Новолазаревская» и «Восток» в Антарктиде. Руководил геофизическими экспедициями на островах российской Арктики.

Продолжительность: 90 минут

 

«Шпицберген: вся Арктика в одном регионе»

Шпицберген, Свальбард или Грумант — в зависимости от того, откуда вы родом, название этого арктического архипелага может звучать по-разному. Сюда со всего мира съезжаются те, кто хочет увидеть «всю Арктику» в одном регионе. 

Спикер: Григорий Цидулко — зоолог, фотограф и полярный гид. C 1995 года занимается изучением и сохранением морских млекопитающих в арктических и дальневосточных морях России. С 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике лектором и гидом.  

Продолжительность: 76 минут

 

«Северный морской путь: по арктическим рубежам России»

Северный морской путь — это один из самых длинных маршрутов в мире и, в то же время, кратчайший — между европейской частью России и Дальним Востоком. Раньше туристы могли только мечтать пройти этим арктическим коридором, он был доступен только для грузовых судов, способных справиться со льдами Северного Ледовитого океана. Сейчас этот путь открыт и для туристов. Однако его уникальность сохранилась. Для сравнения: на Шпицберген за сезон выполняется около 60 круизов, а по Севморпути — только 2. 

Спикер: Григорий Цидулко — зоолог, фотограф и полярный гид. C 1995 года занимается изучением и сохранением морских млекопитающих в арктических и дальневосточных морях России. С 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике лектором и гидом.  

Продолжительность: 79 минут

 

Книги про Арктику
  • Фритьоф Нансен «“Фрам” в Полярном море», 536 стр.

Эмоциональный и насыщенный выразительными подробностями рассказ великого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена о его знаменитой попытке покорения Северного полюса в ходе легендарного дрейфа корабля «Фрам» от российских Новосибирских островов до Шпицбергена.

  • Наоми Уэмура «Один на один с севером», 272 стр. 

Дневниковые записи японского путешественника с мировым именем о сольном путешествии на Северный полюс и по Гренландии. 

  • Валериан Альбанов «На юг, к земле Франца-Иосифа!», 256 стр.

Дневник Валериана Альбанова — штурмана полярной экспедиции, отправившейся в Арктику на судне «Святая Анна» в начале XX века. Книга написана им как единственным, не считая матроса Конрада, спасшимся членом экипажа.

В ней Альбанов описывает мучительно долгий поход, который он совершил вместе с товарищами к Земле Франца-Иосифа. Это путешествие стало одним из самых загадочных в истории Арктики.

  • Юрий Бурлаков «Папанинская четверка: взлеты и падения», 280 стр.

Книга вышла к 70-летнему юбилею дрейфующей станции «Северный полюс-1». Здесь запечатлена история первой дрейфующей станции «Северный полюс», приводятся различные воспоминания и дневниковые записи.

  • Роберт Пири «По большому льду. Северный полюс», 504 стр.

В книге автор описывает покорение Северного полюса Земли. Пири понимал, что стирает последние белые пятна с карты мира. Суровая обстановка приполярных областей Земли, трудности путешествий, тяжелейшие испытания, выпавшие на долю участников, — всё это изложено автором с подкупающей искренностью и большим вниманием к деталям.

  • Нильс Норденшельд «Плавание на «Веге»», 528 стр.

Книга посвящена первому в истории человечества прохождению Северного морского пути 1878–1879 гг. Написана руководителем экспедиции. Отдельная глава посвящена русским первопроходцам, на опыт которых во многом и опирался Норденшельд в своем плавании.

  • Рамиз Алиев «Изнанка белого. Арктика от викингов до папанинцев», 408 стр. 

Что влечет людей в Арктику? Как можно стремиться в холод и безмолвие? Отвечая на эти вопросы, автор — ученый и полярник Рамиз Алиев — рассказывает о том, чем была Арктика для человечества в разные эпохи.

 

Статьи про Арктику в блоге RussiaDiscovery
  • Круиз на Северный полюс: ваша первая кругосветка — место, где все меридианы сходятся в одну точку, а вечные льды хранят память времен. Здесь океан уходит на 4 километра вниз и на сотни — за горизонт… а трехметровые льдины уступают путь ледоколу, метр за метром открывая взгляду невероятные пейзажи Арктики. Рассказываем о путешествии, которым можно гордиться! 
  • Проверено на себе: Северный полюс — наш эксперт по путешествиям Александра Кормильцева побывала на Северном полюсе. Саша рассказала, как проходит круиз и какие ощущения испытываешь, когда стоишь на вершине планеты.
  • Как отправиться в экспедицию по Северному морскому пути — одному из самых значимых и уникальных маршрутов мира. Он кратчайшим расстоянием соединяет Европу с Дальним Востоком и проходит мимо самых известных арктических территорий.

 

Другие интересные материалы про Арктику
  • Арктика: минус 40 градусов в тени — корреспондент «Комсомольской Правды» отправился с экспедицией на Северный полюс. Посмотрите, как всё прошло.
  • История освоения Северного полюса — справка по истории путешествий и экспедиций к самой северной точке планеты.
  • Самый северный край: 15 фактов о Земле Франца-Иосифа — журнал «Вокруг Света» приводит интересные факты об арктическом архипелаге.
  • Шпицберген: край бессмертных — 12 фактов об архипелаге, поделенным между Норвегией и Россией.
  • Железный флаг: как Земля Франца-Иосифа стала русской — об истории географического открытия Земли Франца-Иосифа и борьбе за архипелаг рассказывает в материале «Лента. ру».
  • Русские робинзоны: шесть лет в ледяном аду — «Комсомольская Правда» рассказывает про историю четырех поморов-промысловиков, которые вынуждены были выживать на Шпицбергене больше 6 лет после крушения их корабля.
  • Дикий Грумант: об истории поморских промыслов на Шпицбергене — в статье представлены отрывки из монографии «Поморские промыслы на Шпицбергене в XVIII — начала XIX века», в котором исследователи рассказывают о русских промысловых артелях на Шпицбергене.
  • По следам «Святой Анны»: как искали пропавшую экспедицию Брусилова — судьба экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна», бесследно исчезнувшей во льдах Арктики, до настоящего времени продолжает оставаться одной из загадок в истории отечественных полярных исследований…
  • Горькие «сладкие воды» отважного капитана — Георгий Седов исследовал Арктику и стал одним из самых знаменитых полярников. Лишь одного он так и не смог — исполнить свою мечту — добраться до Северного полюса.

 

Откройте для себя Арктику в одном из наших путешествий →
 
Если вы знаете хорошие фильмы, книги или статьи про Арктику, пожалуйста, поделитесь с нами рекомендациями. Присылайте идеи на почту [email protected]. Давайте вместе соберем самую большую коллекцию вдохновения!

Поможем подобрать тур

Другие материалы на тему: Арктика Фильмы и книги о путешествиях Шпицберген

Предыдущая

Исследование рынка

Все статьи (339)

Смотрите также:

Летим на Дальний Восток: выгодные билеты от Аэрофлота на лето 2023

Подарочный сертификат на путешествия

6 причин заказать индивидуальное путешествие по России

Увидеть китов: они ближе, чем кажется

Обратный звонок

Ваше имя*

Телефон*

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Поможем с выбором

Не нашли подходящий вариант? Оставьте свои контакты, и мы подберем вам лучшее предложение.

Ваше имя*

Телефон*

Email*

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Избранное

Пожалуйста, напишите свой email, чтобы сохранять туры в избранное

Email

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на той же странице.

Отмена

фотоистория про столицу Таймыра / Фоторепортажи / Newslab.

Ru

Newslab.ru

27.09.2017

Поделиться 22

История Красноярска и края

На днях Дудинка отметила свой 350-летний юбилей. Примечательных событий за это время, надо признать, здесь было не так уж много. Но тем интереснее узнать, чем жил этот суровый городок. Его история — в сегодняшней фотоподборке Newslab.ru.

27.09.2017

Первое документальное свидетельство об основании поселения на месте нынешней Дудинки относится к 1667 году. Тогда стрелец Иван Сорокин написал, что основал зимовье у стрелки Енисея и реки Дудинки (в более ранней версии — Дудыпта).

Русские забрались в суровый север, естественно, ради прибыли — ясака, пушного налога, которым были обложены местные племена. Позднее стали усердно изучать другие местные ресурсы, надеясь найти что-то стоящее. В разное время в Дудинском зимовье побывали первооткрыватели и исследователи Харитон Лаптев, Семен Челюскин, Александр Миддендорф, Эдуард Толль, Фритьоф Нансен, Никифор Бегичев, Николай Урванцев и многие другие.

В XIX веке село Дудинское стало важным торговым центром на Енисее, но внешне этот статус на него никак не повлиял. Вплоть до начала ХХ века в Дудинке жило не более 70 человек, а ее главной достопримечательностью была деревянная церковь, до наших дней не сохранившаяся.

«Мы ожидали найти здесь многочисленные постройки, и поэтому можно себе представить наше удивление, когда мы увидели, что это знаменитое Дудино состоит всего только из семи-восьми полуразрушенных лачуг, одного недостроенного дома и деревянной часовни», — писал в 1876 году шведский ученый Г.  Тэль.

К началу 1920-х облик будущей столицы Таймыра почти не изменился, только часовню в роли основной достопримечательности сменил «кабак».

«24 дома села, частью солидной деревянной постройки, частью полуземлянок. В Дудинке находится главный кабак, и тот горный хребет, что поднимается на север от села, называется „Кабацкий“, и тот остров, что виден напротив на зеркале Енисея, тоже Кабацкий», — сообщал в 1921 году начальник экспедиции инженерных путей сообщения С. Рыбин.

10 декабря 1930 года Дудинка стала административным центром Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа. Население села стало заметно расти. Если в 1927 году здесь проживало 246 человек, то в 1937 году — 1345, а в 1940 году — 2221 человек. На ул. Советской, в центре Дудинки, были построены клуб и больница, почтовое отделение, магазины, типография. В 1931 году в Дудинке впервые показали кино, появилась телефонная связь, началась радиофикация.

«Дудинка строится, правда, не так бурно, как Игарка, но строится… И все же по сравнению с Игаркой лицо Дудинки расплывчато и неуловимо… Дудинка ничего не производит, в ней нет ни заводов, ни фабрик, ни промыслов — и это, несомненно, бросает на нее тень затишья», — писала в 1932 году газета «Советский Север».

Переломные для истории Дудинки события начались в 1935 году — тогда было принято решение о строительстве Норильского горнометаллургического комбината, для которого понадобился порт. Разместить последний решили в Дудинке, а для связи их — построить железную дорогу. В 1936 году началось строительство порта, а в 1938 году он принял первое судно.

Дудинский порт, как и город и Норильский комбинат, строились руками заключенных Норильлага. Путь заключенных в Норильск шел через Дудинку. Людей привозили на баржах по Енисею, а с 1936 года — и по Северному морскому пути. Сохранились истории о том, как местные жительницы ходили встречать пароходы с заключенными, надеясь узнать в ком-нибудь своих мужей и отцов, потерянных за годы репрессий и войны.

В 1951 году Дудинка получила статус города. К этому времени здесь проживало уже более 13 тыс. человек, насчитывалось более 30 организаций и предприятий, главным из которых был порт. В 1950-е годы началось строительство двух- и и трехэтажных кирпичных домов, в 1960-е стали появляться первые четырехэтажные — их, как и в Норильске, строили на сваях. К 300-летию Дудинки, которое широко отметили в 1967 году, население города выросло до 16 тыс. человек.

До начала 1990-х годов в городе активно строились новые микрорайоны и инфраструктура. Так, к началу 1980-х в 30-тысячной Дудинке появились детская больница, родильный дом, поликлиника, кинотеатр «Арктика», плавательный бассейн, универмаг магазин «Норильск». В 1981 году в Дудинке заработал газоконденсатный завод, выпускавший дизельное топливо и бензин — первый объект газоперерабатывающей промышленности на Таймыре.

Сейчас в Дудинке и ближайших поселках живет примерно 24 тыс. человек. Градообразующим предприятием остается Дудинский морской порт — он обеспечивает круглогодичную навигацию и перевозку грузов по Северному морскому пути.

Интернет-газета Newslab.ru

Ссылки по теме:

Поделиться 22

26 Обсудить на форуме

История Красноярска и края

Подписка на дайджест

Рассылка выходит раз в сутки по вечерам.

Неправильный формат e-mail

Вы успешно подписаны

Для читателей: В России признаны экстремистскими и запрещены организации ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм.

Великий исследователь Арктики | Хейзел Стейнер

Вопрос : Кто первым пересек Гренландию на лыжах?
Ответить : Фритьоф Нансен

Кто?

Уроженец Норвегии Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен был эрудитом и лауреатом Нобелевской премии мира, возглавившим первое пересечение Гренландии в 1888 году. науки, дипломатии и гуманизма. Однако сегодня Нансен почти неизвестен, и его достижения больше не отмечаются.

Нансен родился 10 октября 1861 года в Сторе-Фрёэне, недалеко от столицы Норвегии, Христиании (ныне Осло). в младенчестве. Несмотря на то, что он жил в Норвегии, семья его отца происходила из Дании, где его предок Ганс Нансен (1598-1667) был бургомистром и имел тесные связи с датской королевской семьей.

Нансен в 1865 г. (4 года)

Store Frøen, несмотря на то, что он находился недалеко от столицы, был сельской местностью, и Нансен провел большую часть своей молодости, купаясь летом и катаясь на лыжах зимой. Ему нравилось исследовать леса, где он притворялся потерпевшим кораблекрушение Робинзоном Крузо из романа Даниэля Дефо (1660-1731). Благодаря этой деятельности Нансен стал самостоятельным, а также опытным лыжником и фигуристом. К сожалению, в возрасте 15 лет Нансен был вынужден покинуть свою идиллическую сельскую местность и перебраться в город после смерти матери. К счастью, он продолжал заниматься спортом в школе и в 18 лет побил мировой рекорд в беге на одну милю.0008

В следующем году Нансен сделал «…первый роковой шаг, который увел меня в сторону от спокойной научной жизни». Кафедра зоологии университета предложила пятимесячное путешествие на борту охотничьего судна Viking для изучения арктических животных. Нансен ухватился за возможность путешествовать и провел путешествие в поисках тюленей в Гренландии и Шпицбергене, Норвегия. Перед возвращением домой Viking застрял во льдах вблизи неизведанных территорий Гренландии. Хотя он не мог сойти на берег, Нансен предвидел потенциальное исследовательское путешествие по ледяному покрову Гренландии.

Вернувшись в Норвегию, Нансен оставил университет и начал работать куратором в зоологическом отделе Университетского музея Бергена. Он проработал там шесть лет, за исключением 1886 года, когда Нансен провел 6-месячный творческий отпуск, путешествуя по Европе. Во время этой поездки Нансен познакомился с Герхардом Армауэром Хансеном (1841–1912), врачом, открывшим бактерии, вызывающие проказу. Эта встреча побудила Нансена продолжить начатое им недавно исследование нейроанатомии морских существ. Нансен опубликовал отчет о своих открытиях в конце своего творческого отпуска, а в следующем году защитил докторскую диссертацию 9.0010 Строение и сочетание гистологических элементов центральной нервной системы .

Во время работы над диссертацией двое мужчин попытались пересечь ледяной покров Гренландии: финско-шведский аристократ Адольф Эрик Норденшельд (1832–1901) в 1883 году и американский исследователь Роберт Пири (1856–1920) в 1886 году. побережья и прошел около 100 миль, прежде чем повернуть назад. Нансен, который планировал вернуться в Гренландию после университетской поездки, проанализировал эти предыдущие попытки. Он считал, что сможет добиться большего успеха, начав поход на противоположной стороне земли. На западном побережье было несколько поселений, и Нансен считал, что безопаснее идти к ним, а не уходить от них в неизвестность.

В отличие от предыдущих исследователей, которые привезли с собой большую команду и тяжелое снаряжение, Нансен планировал свою экспедицию для небольшой группы из шести человек и купил легкие сани для перевозки своего имущества. Команде требовалась подходящая одежда, спальные мешки и принадлежности для приготовления пищи, многие из которых были изготовлены вручную с учетом арктического климата. Норвежские критики негативно отнеслись к планам Нансена и заявили, что у него был только один шанс из десяти выжить в поездке. Норвежское правительство отказалось финансово поддерживать Нансена, но датский исследователь Огюстен Гамель (1839 г.-1904), пришел ему на помощь со значительным пожертвованием.

Равна, Свердруп, Нансен, Кристиансен, Дитрихсон, Балто

Что касается его команды, Нансен нуждался в опытных лыжниках и начал рекламу в газетах. Первым откликнулся Олуф Кристиан Дитрихсон (1856–1942), военный офицер, умеющий составлять карты и определять расстояния. Вскоре после этого Отто Свердруп (1854-1930), опытный лыжник и моряк, был принят на работу командиром корабля. Никто больше не выступил, но Свердруп порекомендовал своего друга Кристиана Кристиансена (1865-1919 гг.).43), лыжник.

Нансену по-прежнему нужны были еще два рекрута, и он посоветовался с Норденшельдом, одним из первых исследователей, предпринявших попытку перехода, о том, кого ему следует спросить. Норденшельд предложил связаться с саамами в Лапландии, Финляндия, потому что они, как правило, были надежными лыжниками и знакомы с замерзшими ландшафтами. Послав в страну телеграф, Нансен нашел двух подходящих кандидатов, Самуэля Балто (1861–1921) и Оле Нильсена Равна (1841–1906). Наконец команда Нансена была собрана.

Открытка с изображением участников Трансгренландской экспедиции Нансена

Первоначально Нансен рассматривал возможность использования собак или северных оленей для буксировки саней, но отказался от этой идеи, поскольку ни он, ни его команда раньше не использовали животных. Перепроектировав норвежский skikjaelke (сани с низкой ручкой), Нансен сделал несколько санок из ясеня, который одновременно легкий и прочный. Шестеро исследователей сели в лодку со своими санями, лыжами, спальными мешками из оленьей шкуры, палатками, шерстяной одеждой, кухонной плитой, пеммиканом (вяленым мясом), печеньем, чаем и кофе и отплыли в Эдинбург в Шотландии. Затем они сели на датское почтовое судно и отправились в Исландию, где ждали своего корабля, который доставит их в Гренландию.

3 июня 1888 года норвежское китобойное судно Jason забрало команду и их снаряжение из исландского порта Исафьордюр. После недели плавания они, наконец, заметили вдалеке Гренландию, но количество айсбергов не позволило Jason плыть к побережью. Используя несколько небольших лодок, мужчины решили пройти оставшиеся 12 миль. К сожалению, суровые погодные условия затрудняли навигацию, и они проводили больше времени, пережидая штормы на айсбергах, чем плавая. После двух недель борьбы с волнами Нансен и его команда в конце концов достигли Гренландии 29 сентября.июля, проехав около 240 миль, в 20 раз дальше, чем предполагалось. Слишком далеко на юг, чтобы начать свою экспедицию, Нансен приказал своим людям отдохнуть, а затем вернуться к лодкам. В течение следующих 12 дней они пробивались на север вдоль береговой линии, останавливаясь по пути для отдыха в эскимосском лагере. В конце концов, 10 августа они достигли пункта назначения, Умивика.

После нескольких дней отдыха и последних приготовлений Нансен и его команда 15 августа отправились в северо-западном направлении. Они намеревались пересечь 370 миль по замерзшей земле и в конце концов добраться до города Кристианхаб на другой стороне острова.

«…в течение двух дней мы продвигались довольно быстро; потом нас остановила буря с севера, с проливным дождем, и нам пришлось три дня лежать в палатке, лежа в спальных мешках, а лед под нами быстро таял, а сверху лил дождь».

Последний корабль должен был покинуть Кристианхааб к середине октября, и Нансен опасался, что они не успеют вовремя. Трещины делали катание на лыжах опасным, и продвижение было медленным. Несколько метелей также задержали команды и затруднили буксировку саней. В конце концов Нансен предложил выбрать более короткий путь в столицу Годтааб, ныне известную как Нуук, на западном побережье. Команда с готовностью согласилась с новым планом, который сократил их путь на 93 мили.

Нансен был первым исследователем, который взял с собой камеру в экспедицию. Ему удалось сделать около 150 фотографий, на которых запечатлено их путешествие по Гренландии. Эти изображения показывают размер саней, которые мужчины тащили с собой, и тип одежды, которую они носили. Они впряглись в переднюю часть саней и позволили ветру подтолкнуть их в правильном направлении. Идти в гору всегда было трудно, но и спускаться было не менее опасно. Они должны были быть осторожны, чтобы их не скосило падающими санями.

Несмотря на снежную погоду, мужчин ослепило солнце, отразившееся от белой земли. Нансен изобрел очки для защиты от снега с узкой прорезью для каждого глаза. Хотя это не позволяло прямым солнечным лучам и отражениям загораживать им зрение, мужчины не могли видеть свои ноги. Нося очки, мужчинам нужно было быть особенно осторожными, чтобы избежать щелей и неровностей земли.

Во время пути мужчины столкнулись со многими испытаниями, в том числе с метелью, которая похоронила их в палатках. К счастью, 11 сентября они достигли высшей точки своего пути, примерно 8,921 фут над уровнем моря. Дальше маршрут шел под гору, и команда смогла применить свои навыки катания на лыжах. Им по-прежнему приходилось справляться с отрицательными температурами, которые достигали -45 ° C, но более быстрый темп помог им согреться, и им нравилось кататься на лыжах, пока над головой сияло северное сияние. Этот отрезок пути был ничуть не менее опасен. У них все еще были трещины, которые нужно было пройти, и свежие снегопады, которые нужно было прорыть, но их настроение поднялось по мере приближения к месту назначения.

26 сентября Нансен и его команда достигли фьорда Амералик, в 50 милях от Годтааба. Мужчины обрадовались, снова увидев воду, но с опаской посмотрели на горы, отделяющие их от столицы. Нансен решил, что оставшееся путешествие будет проще по морю вдоль края фьорда. Из саней мужчины построили лодку, используя палатку в качестве парусов. К сожалению, он мог перевозить только двух человек, поэтому Нансен и Свердруп оставили остальных укрываться в оставшихся палатках и отправились в путь 29 мая.Сентябрь, обход льдин и других препятствий. Наконец, 3 октября двое мужчин достигли Годтааба, завершив таким образом свое 49-дневное путешествие по земле.

Нансен и Свердруп были тепло встречены датским городским представителем, который пригласил их к себе домой. Они были в восторге от того, что смыли со своих тел черную смазку и грязь за два месяца, в то время как некоторые из туземцев отправились спасать оставшихся четырех исследователей. Дитрихсон, Кристиансен, Балто и Равна наконец добрались до города 12 октября. «Экспедиция завершена, Гренландия пересеклась впервые».  К сожалению, они все еще находились в 240 милях от первоначального пункта назначения и не могли добраться до последнего корабля домой. Опытному каякеру удалось отправить на корабль известие об их успехе до того, как он погрузился на борт, вместе с письмами от мужчин их семьям и друзьям. Поскольку до весны больше не должно быть кораблей, команда провела следующие семь месяцев, живя с инуитами. В конце концов, 15 апреля 1889 г., датское судно, Hvidbjørnen , прибыло, чтобы доставить их в Копенгаген. «Не без печали мы покинули это место и этих людей, среди которых мы так хорошо развлекались».

Нансен прибыл в Копенгаген 21 мая 1889 года, где толпы приветствовали его и его спутников как героев. Новость об их высадке быстро распространилась, и к тому времени, когда через неделю они добрались до Христиании, на улицах выстроились почти сорок тысяч человек. Это примерно треть населения города. Университет предложил Нансену должность куратора зоологической коллекции Королевского университета Фредерика, на что он согласился, но большую часть своего рабочего времени потратил на написание отчета о своей экспедиции. Летом Королевское географическое общество пригласило Нансена в Лондон, где он познакомился с будущим королем Эдуардом VII (1841-1819 гг.).10). Общество наградило его медалью Основателей «за то, что он первым пересек внутренние льды Гренландии… а также за его качества научного географа».

Фритьоф Нансен и Ева Нансен осенью 1889 года

11 августа 1889 года Нансен объявил о своей помолвке с Евой Сарс (1858-1907), певицей меццо-сопрано и пионером женского лыжного спорта. Они поженились в следующем месяце, 6 сентября. Ева, как и ее муж, была опытной лыжницей и стала первой женщиной, пересекшей горное плато Хардангервидда в Норвегии на лыжах в 189 году.2. Она также выступала за право женщин заниматься зимними видами спорта наравне с мужчинами.

Нансен не был дома задолго до того, как начал планировать свою следующую экспедицию, на этот раз на Северный полюс. Он представил свои идеи Норвежскому географическому обществу в 1890 году, утверждая, что недавние неудачные попытки были связаны с тем, что путешествия начинались с запада, а не с востока. Его предложение вызвало такую ​​​​же реакцию на его планы пересечения Гренландии. Многие члены общества были вовлечены в поиски пропавшей экспедиции Франклина и рассматривали потенциальную поездку как «нелогичную схему самоуничтожения». Тем не менее известность Нансена сыграла ему на руку, и он получил грант от норвежского парламента.

Для путешествия Нансену понадобился подходящий корабль для навигации по ледяным водам. Он поручил норвежскому военно-морскому судостроителю Колину Арчеру (1832-1921) построить быстрое и маневренное судно, которое он окрестил Fram , норвежское слово, означающее «вперед». Нансен объявил, что люди могут присоединиться к его экспедиционной команде, и получил более 1000 заявок. Из них он выбрал группу из двенадцати человек, включая Отто Свердрупа, которого Нансен назначил заместителем командира.

Тысячи людей выстроились в гавани, чтобы посмотреть на  Фрам  спущен на воду 24 июня 1893 года. План состоял в том, чтобы подвести корабль как можно ближе к Северному полюсу, после чего остаток пути они завершат на собачьих упряжках. Некоторое время они остановились на норвежском острове Вардойя, который в конце концов покинули 21 июля. К сожалению, туман и лед затрудняли плавание, а иногда и вовсе останавливали его. Лишь 10 сентября они прошли самую северную точку Евразийского континента — мыс Челюскин.

Несмотря на их решимость, путешествие стало утомительно медленным. Fram начал дрейфовать в неправильном направлении, и потребовалось четыре месяца, чтобы вернуть корабль на курс. К 22 марта 1894 года Нансен предсказал, что кораблю потребуется пять лет, чтобы достичь Северного полюса. Fram проезжал чуть больше километра в день, поэтому Нансен почувствовал необходимость разработать новый план. Используя собак, чтобы тянуть сани, Нансен предложил путешествовать по обледенелым участкам пешком и использовать каяки для навигации по водным участкам. В течение следующих нескольких месяцев мужчины практиковались в вождении собак на участках льда, мимо которых они проходили, в то время как корабль совершал свое кропотливо медленное путешествие по ледяной воде. К ноябрю Нансен был уверен в своих планах, и оставшиеся зимние месяцы команда провела, строя байдарки и готовя одежду и снаряжение. Только Нансен и эксперт по вождению собак Ялмар Йохансен (1867-1819 гг.)13) планировал путешествовать по суше. Остальная часть команды должна была оставаться на борту до тех пор, пока корабль не прорвется сквозь льды в Североатлантическое море.

Подготовка к полярному походу Нансена и Йохансена, 14 марта 1895 г.

Нансен и Йохансен начали свое путешествие 14 марта 1895 г. Им предстояло 410-мильное путешествие, которое, по предсказанию Нансена, заняло бы 50 дней. К сожалению, неровная поверхность мешала продвижению вперед, и Нансен подумал о том, чтобы повернуть назад. 4 апреля они решили повернуть на юг и вместо полюса отправиться на Землю Франца-Иосифа, российский архипелаг. Продвижение все еще было медленным, но они чувствовали себя в большей безопасности, путешествуя к цивилизации, а не в неизвестность.

После нескольких остановок и стартов для ремонта оборудования 6 августа они достигли кромки паковых льдов. К тому времени все их собаки умерли либо от травм, либо от необходимости (то есть еды). «Наконец-то свершилось чудо — земля, земля, и после того, как мы почти разуверились в нем!»  Чтобы добраться до далеких земель, Нансену и Йохансену нужно было плыть по воде на своих байдарках. Когда они приблизились, Нансен определил, что это мыс Фельдер на западной окраине Земли Франца-Иосифа, но до них оставалось еще много миль. Погода постепенно становилась холоднее, и Нансен решил разбить лагерь на необитаемом маленьком острове до конца зимы. Они построили небольшую хижину из камней и мха, где питались мясом медведя, моржа и тюленя в течение следующих восьми месяцев. Наконец погодные условия стали улучшаться, и они возобновили путь 19 мая.Май 1896 г.

Постановочное фото встречи Нансена и Джексона у мыса Флора, 17 июня 1896 г.

Двум мужчинам пришлось снова остановиться 17 июня после нападения моржа, событие, которое оказалось случайным. Они вытащили свои байдарки на остров и были потрясены, услышав голоса. Они были удивлены, обнаружив британского исследователя Фредерика Джексона (1860–1938), руководителя экспедиции на Землю Франца-Иосифа, который сообщил, что Нансен и Йохансен пропали без вести и предположительно мертвы.

После нескольких дней восстановления сил в лагере Джексона на близлежащем острове Кейп-Флора Нансен и Йохансен сели на корабль снабжения Джексона Windward и отплыли в Вардёйю. Они надеялись услышать о благополучном возвращении Fram , но новостей не было. Удрученные, они начали свой путь на юг, в конце концов 18 августа достигнув Хаммерфеста, самого северного города на материковой части Норвегии. Пока они были там, они наконец услышали некоторые новости о Фрейм . Она была замечена направляющейся в сторону Тромсё на севере Норвегии, но не достигла полюса. Нансен и Йохансен немедленно отправились на воссоединение со своей командой.

Несмотря на то, что ему не удалось достичь Северного полюса, Нансен и его люди были провозглашены героями в каждом порту, в котором они останавливались на обратном пути в Христианию. Когда они прибыли в столицу, гавань была заполнена самой большой толпой, которую они когда-либо видели, и их приветствовал король Оскар II (1829-1907), который пригласил мужчин и их семьи остаться во дворце на несколько дней в качестве особые гости. Хотя они не достигли того, что намеревались сделать, 9Экспедиция 0010 Fram была признана успешной. Никто не погиб во время путешествия, и Нансен сделал «почти такой же большой прогресс, как все другие путешествия в девятнадцатом веке, вместе взятые». (Эдвард Уимпер, 1840-1911)

В течение нескольких месяцев после своего возвращения Нансен написал 300 000 слов о своем путешествии, которое было переведено на английский язык и опубликовано как Farthest North в январе 1897 года. После этого он начал принимать профессорскую должность. по зоологии в Королевском университете Фредерика и стал директором Международной лаборатории исследований Северного моря. Он также помог основать Международный совет по исследованию моря, а его недавно опубликованная книга помогла некоторым итальянским исследователям достичь Северного полюса.

Институт Фритьофа Нансена в Полхёгде

Прежде чем Нансен отправился в экспедицию Fram , у него родилась старшая дочь Лив. Спустя годы после его возвращения у Нансена и его жены родилось еще трое детей: Коре (1897 г. ), Ирмелин (1900 г.) и Одд (1901–73). Чтобы разместить свою растущую семью, Нансен использовал прибыль от своей экспедиции, чтобы купить участок земли на окраине столицы и спроектировать большой дом. Здание, которое Нансен окрестил Polhøgda («полярные высоты»), представляет собой смесь стилей, включая итальянский ренессанс и английскую усадьбу. Семья начала жить там в 1902, а пятый и последний ребенок Нансена, Асмунд (1903-1913), родился в следующем году. Сейчас в этом доме находится Институт Фритьофа Нансена (FNI).

Хотя он не был политиком, норвежское правительство уважало мнение Нансена. В 1905 году Норвегия проголосовала за независимость от Швеции, которой правил король Оскар II. Впоследствии Норвегии понадобился новый король и союзник, поэтому Нансена отправили в Копенгаген, чтобы убедить датского принца занять это место. Поиски Нансена увенчались успехом, и 22 июня 1906, принц Чарльз Датский стал Хоконом VII (1872-1957) Норвежским.

Благодаря его успеху правительство назначило Нансена первым министром Норвегии в Лондоне. Для этого ему пришлось проводить много времени в Англии, где он пользовался популярностью у народа и короля. Его главная задача касалась Договора о целостности, который гарантировал бы положение Норвегии среди крупнейших европейских держав. Договор был принят 2 ноября 1907 г., и, полагая, что его работа завершена, Нансен подал в отставку со своего поста. По приглашению короля Эдуарда VII Нансен пробыл в стране еще пару недель, но, получив известие о том, что его жена серьезно больна пневмонией, поспешил обратно в Норвегию. К сожалению, Ева скончалась до того, как он добрался до дома.

После периода траура Нансен возобновил работу в университете, но решил сосредоточиться на океанологии, а не на зоологии. Нансен участвовал в нескольких океанографических путешествиях, исследуя северную часть Атлантического океана, Северный полярный бассейн и Карское море. Он продолжал эти поездки до начала Первой мировой войны, когда объявил о своем нейтралитете и стал президентом Норвежского союза обороны. После войны Нансен организовал репатриацию около полумиллиона заключенных, из которых 300 000 находились в России, где шла гражданская война. Увидев физическое и психическое состояние этих людей, Нансен сказал:0010 «Никогда в жизни я не сталкивался с таким огромным количеством страданий».

Нансеновский паспорт позволял легально пересекать границы лицам без гражданства

Ужаснувшись страданиями норвежских военнопленных, Нансен решил помочь другим людям в подобных ситуациях, в частности, русским беженцам. У многих из этих людей не было документов или паспортов, поэтому Нансен разработал «паспорт Нансена», который позволял беженцам пересекать границы. Паспорт имел успех и был принят более чем 50 правительствами. Он также помог репатриировать сотни тысяч беженцев после греко-турецкой войны 1919-1922. В 1922 году Нансен получил Нобелевскую премию мира за «его работу по репатриации военнопленных, его работу для русских беженцев, его работу по оказанию помощи миллионам русских, страдающим от голода, и, наконец, его теперешнюю работу для беженцев в Малой Азии и Фракии». Он пожертвовал все призовые деньги международным организациям по оказанию помощи.

Прежде чем выиграть приз, Нансен женился на своей давней подруге Сигрун Мунте в 1919 году. К сожалению, его дети возмутились этим, и брак стал натянутым. На протяжении 19В 20-е годы Нансен большую часть времени проводил за границей, частично избегая жены, но в основном помогая жертвам геноцида армян. Нансен также надеялся добраться до Северного полюса на дирижабле, но война привела к острой нехватке финансирования. Вместо этого он сохранил свою руку в политике, став членом антикоммунистической Лиги Отечества. Это также включало множество поездок за пределы своего родного города, выступления на митингах по стране.

В 1925 году Нансен был избран ректором Университета Сент-Эндрюс в Шотландии, став первым иностранцем, занявшим эту почетную должность. Студенты выбрали его из списка кандидатов на место предыдущего ректора Редьярда Киплинга (1865-1919 гг.).36). Ректорам было предложено работать в течение трех лет, поэтому Нансен занимал эту должность до 1928 года. В своей инаугурационной речи Нансен призвал студентов выйти в мир. «У всех нас есть Запредельная Земля, которую нужно искать в нашей жизни — чего еще мы можем желать? Наша задача — найти тропу, ведущую к нему. Долгий путь, трудный путь, может быть; но зов приходит к нам, и мы должны идти. Глубоко укоренившийся в природе каждого из нас дух приключений, зов дикой природы — вибрирует во всех наших действиях, делая жизнь глубже, выше и благороднее».

Нансен оставался заядлым лыжником до конца своей жизни и несколько раз ездил в горы в перерывах между своими обязанностями и мероприятиями. В феврале 1930 года, в возрасте 68 лет, он изо всех сил пытался не отставать от своих друзей на склонах и быстро уставал. Он вернулся домой и провел несколько недель в постели, борясь с гриппом. В это время у него было много посетителей, в том числе король Хокон VII.

Болезнь ослабила Нансена, и он так и не выздоровел. 13 мая 1930 года он перенес сердечный приступ со смертельным исходом, в результате чего по всему миру было проведено множество трибьютов. Британский адвокат лорд Роберт Сесил (1864-1919 гг.)58) заметил, что Нансен редко ставил свои интересы и здоровье на первое место. «Всякое доброе дело имело его поддержку. Он был бесстрашным миротворцем, другом справедливости, всегда был защитником слабых и страждущих». Нансен получил нерелигиозные государственные похороны, и его дети развеяли его прах под деревом в саду дома своего детства, Polhøgda .

Поездки Нансена в Гренландию и Арктику помогли сформировать будущие экспедиции. Он разработал новые способы передвижения, например, «сани Нансена» и новые способы приготовления пищи, «Плиту Нансена». Его опыт на льду привел к улучшению одежды и облегченного снаряжения, что облегчило путешественникам путешествие. Нансен также оказал влияние на мир науки и признан одним из основателей современной неврологии и океанографической науки.

Благодаря работе Нансена с беженцами он репатриировал и нашел дома около 1 миллиона человек. Те, кто продолжил свою работу в рамках «Офиса Нансена», получили Нобелевскую премию мира в 1938 году. С 1954 года Премия Нансена для беженцев присуждается Организацией Объединенных Наций отдельному лицу или группе «за выдающуюся работу в интересах насильственно перемещенных лиц». ” Среди победителей Элеонора Рузвельт (1884–1962), «народ Канады», Лучано Паваротти (1935–2007) и греческие добровольцы из Греческой спасательной команды.

Многие организации удостоили Нансена чести, дав его имя нескольким географическим объектам, включая бассейн Нансена и хребет Нансена-Гаккеля в Северном Ледовитом океане, остров Нансена в Карском море, Землю Нансена в Гренландии и остров Нансена на Земле Франца-Иосифа. К сожалению, за пределами своей родной страны и арктических районов имя Фритьофа Нансена малоизвестно, а его достижения в значительной степени непризнаны. Тем не менее, он, безусловно, человек, о котором стоит узнать; он не только был первым человеком, пересекшим Гренландию, но и помог спасти так много беженцев. Нансен не стремился прославиться, его действия обычно были бескорыстными, и именно это делает его такой похвальной личностью.


Мои блоги теперь доступны для прослушивания в виде подкастов на следующих платформах: Anchor, Breaker, Google Podcasts, Pocket Casts и Spotify.

Если вы хотите поддержать мой блог, станьте Патреоном от 5 фунтов стерлингов в месяц или «купите мне кофе» за 3 фунта стерлингов. Спасибо!

Нравится:

Нравится Загрузка…

Фритьоф Нансен | Факты, жизнь, 1888 г. Траверс Гренландии

Его увлечение северными широтами побудило его начать смелую экспедицию Fram пятью годами позже, в 189 г.3. Его цель состояла в том, чтобы достичь Северного полюса, позволив прочному кораблю, предназначенному для пятилетней миссии, застрять в водовороте морского льда, вращающемся вокруг вершины Северного Ледовитого океана.

В конце концов, покинув Fram и отправившись пешком, Нансен прошел дальше на север, чем любой другой исследователь, но не смог достичь полюса. Спасенный с отдаленного острова, он вернулся в Норвегию, где его встречали героем через три года после отъезда. Fram также благополучно вернулся, доставив множество подробных научных наблюдений за арктическим регионом.

Нансен занялся политикой и дипломатией, прежде чем работать в Лиге Наций, помогая с репатриацией военнопленных Первой мировой войны в 1920 году, с усилиями по борьбе с голодом в России и с перемещенными армянами. В 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира.

Позже Нансен сказал: «Большинство людей слишком быстро удовлетворяются, и именно поэтому в мире так мало мудрости». Он умер от сердечного приступа 13 мая 1930 года.


Путешествие Фритьофа Нансена по Гренландии в 1888 году

Огромный покров льда, покрывающий центральную Гренландию, простирается примерно на 660 000 квадратных миль и изрезан предательскими трещинами. Пересечение этой ледяной массы было давней мечтой норвежского исследователя Фритьофа Нансена (imageBROKER / Alamy)

17 июля 1888 года молодой норвежский ученый Фритьоф Нансен высадился с пятью другими мужчинами с корабля Jason , предназначенного для охоты на тюленей. 10 миль от юго-восточного побережья Гренландии. Сев на две небольшие лодки, люди начали грести по забитым льдом водам к берегу. Их цель, когда они достигли берега, состояла в том, чтобы пересечь ледяной щит, покрывающий большую часть Гренландии. Этот остаток древних ледниковых периодов занимает площадь в 660 000 квадратных миль и возвышается в центре почти на две мили.

Если экспедиция Нансена увенчается успехом, он и его соотечественники станут первыми, кто пересечет ледяной щит Гренландии. С начала 18-го века исследователи совершали скромные набеги на «внутренние льды» пешком, но все они повернули назад, прежде чем завершить переход, столкнувшись с суровым холодом и смертельными трещинами.

  • Последняя экспедиция капитана Франклина: злополучное викторианское путешествие

Нансен полагал, что разработал план, который может увенчаться успехом там, где другие не смогли. Оказавшись на берегу, он и его коллеги намеревались подняться по скалистому берегу острова и выйти на восточный край ледяного покрова острова. Оттуда они отправятся на запад, таща сани, спроектированные Нансеном, которые будут нагружены достаточным количеством еды и снаряжения, чтобы продержать отряд в течение нескольких месяцев.

Больше похоже на это

В начале своей миссии группа Нансена приняла девиз: «Смерть или западное побережье Гренландии»

Потому что, несмотря на название щит представляет собой купол, а не плоское пространство, экспедиция взяла с собой снегоступы (для подъема по восточному склону ледяного щита) и лыжи (для спуска по западному склону). По первоначальным расчетам Нансена, даже на более узкой южной оконечности Гренландии этот переход должен был пройти около 420 миль.

Он знал, что будут риски и трудности. Хотя некоторые исследователи предполагали, что в центре ледяного щита существовал оазис с умеренным климатом, Нансен подозревал — как оказалось правильно — что внутренняя часть представляла собой сплошную полосу льда и жестокого холода. Поэтому его стратегия включала встроенный стимул. Восточное побережье Гренландии было окружено ужасной погодой и в основном было пустынно, за исключением нескольких небольших поселений коренных инуитов. На западном побережье, однако, были датские деревни и торговые гавани, а также привлекательность обратного пути домой.

Таким образом, у экспедиции, высадившейся на восточной стороне Гренландии, есть все основания стремиться пересечь ледяной щит просто для того, чтобы выжить. И вот, когда они начали, команда Нансена приняла девиз: «Смерть, или западное побережье Гренландии».

Несомое течением

Гребля от Джейсон до восточного берега Гренландии оказалась намного сложнее, чем предполагал Нансен. Первоначально он намеревался быстро приземлиться возле прибрежной бухты под названием Сермилик-фьорд, но экспедиция столкнулась с плотно сплоченным морским льдом, и люди были вынуждены тащить свои лодки по кругу, чтобы найти открытую воду.

  • По следам вторжения сэра Фрэнсиса Янгхазбенда в Тибет в 1903 году

Затем, когда они вернулись к гребле, сильное течение начало уносить их от берега и на восток, к более бурным водам. Фактически, через пару дней они были в два раза дальше от берега — примерно в 20 милях — по сравнению с тем, когда они покинули Джейсон . В бушующем море мужчины в целях безопасности вытащили свои лодки и снаряжение на большую льдину.

Нансен понял, что ситуация становится ужасной: если людей утащит еще дальше в северную Атлантику, они не только потеряют шанс пересечь льды Гренландии, но могут даже погибнуть в бурном прибое. «Кажется, буруны приближаются; их рев становится громче», — отметил Нансен в своем дневнике. «Ситуация обещает вскоре стать критической».

По счастливой случайности посреди ночи течение повернуло вспять, и на следующий день экспедиция смогла продолжить движение к берегу. Наконец, после 12 дней в море Нансен и его коллеги высадились на пляже на восточном берегу Гренландии, к северу от мыса Торденшельд.

Затянувшееся пребывание в море и диверсии, вызванные льдинами, высадили их гораздо южнее, чем они планировали, поэтому они начали продвигаться на север вверх по замерзшему берегу на лодке — кропотливое, утомительное усилие, которое было скрасили только дружеские встречи с местными инуитскими байдарочниками и пребывание в инуитском стойбище на мысе Билле.

Отколовшиеся ледники Гренландии могут сбросить айсберг и вызвать огромную волну, которая может затопить лодку и утопить ее людей без предупреждения

Примерно через неделю они достигли точки, откуда Нансен мог видеть, лед был бы легко доступен с прибрежных скал. 11 августа у небольшой горы под названием Киатак он решил прекратить греблю на север, разбить последний лагерь на берегу и подготовить свою команду к путешествию на запад по льду. Через четыре дня они ушли вглубь страны.

На побережьях отколовшиеся ледники Гренландии могут сбросить айсберг и вызвать мощную волну, которая может затопить лодку и утопить ее людей без предупреждения — беспокойство, которое держало Нансена и его людей в состоянии постоянного беспокойства, когда они гребли побережье мимо ледяных языков, торчащих из этих толстых замерзших рек. Однако, когда команда отправилась во внутренние льды, Нансен обнаружил опасности расселин — глубоких трещин, образовавшихся, когда массивный ледяной щит, притягиваемый силой тяжести, течет по ухабам и холмам, вызывая напряжения, которые раскалывают лед.

Расселины особенно опасны из-за того, что иногда они скрыты свежим снегом. Когда Нансен двигался вверх по восточному склону льда, его команда наткнулась на множество узких трещин, которые можно было преодолеть одним шагом или прыжком, но другие были скрыты от глаз, из-за чего люди ныряли по подмышки, свесив ноги над льдом. пропасть. Другие трещины было легко заметить, но они были слишком широкими, чтобы через них перепрыгнуть.

По этой причине маршрут экспедиции вверх по ледяному щиту не был прямым. Они были вынуждены петлять вокруг опасностей, пока не достигли более гладкой и безопасной поверхности на большей высоте.

Сильные бури

Команда столкнулась и с другими проблемами. Несколько раз в конце августа мужчины были прикованы к своей палатке из-за сильных штормов, продолжавшихся несколько дней. Но даже в дни ясной погоды, когда они могли двигаться вперед, их осаждала жажда, казавшаяся неутолимой. Первоначально Нансен предложил, чтобы каждый мужчина каждое утро наполнял фляжку снегом, позволяя теплу своего тела растопить его и превратить в питьевую воду. Тем не менее, этого было недостаточно, чтобы напоить мужчин, и их жажда сохранялась весь день, каждый день. Нансен считал нецелесообразным часто останавливаться и использовать плиту для растапливания снега. Время было драгоценно. Им пришлось продолжать движение по ледяному щиту, пока не наступили холода.0008

  • Ужасное положение: роковое путешествие Фердинанда Магеллана и открытие

Мужчины питались гороховым супом, печеньем, горячим шоколадом и консервированным пеммиканом — калорийной смесью из вяленого мяса, ягод и сала. Но трудный переход оставил их в постоянном состоянии голода, усугубленного тяжелым бременем их саней. Набитые едой и снаряжением, а вес этих саней — не менее 100 кг каждый — чрезвычайно затруднял подъем по склону. Веревки, которыми они тянули сани, впились мужчинам в плечи. Нансен считал, что эта задача сродни волочению мертвого груза по песку.

В конце августа, достигнув высоты 1800 м, Нансен объявил, что экспедиция пойдет по льду более коротким маршрутом и прибудет в город южнее на западном побережье, чем предполагалось изначально. Их задержки и угроза похолодания заставили его подумать, что было бы глупо следовать более длинным курсом. Пересмотренным пунктом назначения стал Годтааб (теперь он называется Нуук, столица Гренландии), сократив расстояние почти на 100 миль. Остальная часть группы, в состоянии почти истощения, приветствовала эту новость. «Казалось, внутреннего льда у них уже более чем достаточно», — отметил Нансен.

2 сентября команда заметила обнадеживающий признак: лед под их ногами начал выравниваться, и они смогли надеть лыжи. За этим последовали дни удовлетворительного прогресса, чередующиеся с ночами лютого холода и снежных бурь, которые иногда оставляли их в палатках.

Закутавшись в спальные мешки с оленями, мужчины проводили время за сном или чтением книг. По вечерам температура обычно опускалась примерно до -20°C до -30°C. Однако 11 сентября Нансен заметил, что термометр, который он держал под подушкой ночью, показывал -35 ° F (-37 ° C), но это был нижний предел шкалы измерения прибора; он предположил, что в ту ночь ртутный столбик упал еще ниже, возможно, до -45 ° C, что было бы самым низким показателем для этого времени года.

Следы Фритьофа Нансена во время его похода по огромной белой пустыне Гренландского ледяного щита (иллюстрация Терезы Грибен) немного вниз по склону: они прошли середину. Это позволяло им набирать скорость на своих лыжах. Соорудив парус из брезента палатки, в некоторые дни они могли прикрепить его к своим саням и использовать нисходящие ветры ледяного щита, чтобы еще быстрее продвигаться к западному побережью.

17 сентября, через два месяца после высадки с борта Jason , мужчины остановились в час дня, чтобы перекусить. Они вздрогнули, услышав птичье пение – неподалеку села пуночка. И всего через два дня один из мужчин увидел землю сквозь дымку тумана. Теперь они могли видеть западный край ледяного щита с кольцом гор прямо за его концом и сетью рек и заливов.

Опасный последний этап

Несмотря на то, что конец пути казался близким, последний этап должен был оказаться таким же трудным, как переход по льду. Когда они продвигались к кромке льда, экспедиция подошла к другой зоне расселины, и люди столкнулись с еще более смертельными опасностями, пытаясь найти безопасный проход к берегу. В какой-то момент Нансен нырнул в брешь и едва поймал себя на инстинктивном вытягивании рук. Его лыжи болтались над, казалось бы, бездонной пропастью, и ему потребовалась вся сила, чтобы вытащить себя и доползти до безопасного места.

Словно выпущенные на свободу школьники, они бешено носились по берегу

Продвижение было медленным, но в конце концов, 24 сентября, люди пересекли последнюю ледяную трещину, перешли вброд реку с талой водой и достигли склона, спускающегося к подстилка из гравия.

«Как школьники, выпущенные на свободу, — вспоминал Нансен, — они бешено бегали по берегу». Экспедиция избежала ледяного покрова.

Тем не менее, они еще далеко не закончили. Отряд находился в десятках миль к югу от Годтааба, отделенный от поселения гористой местностью и длинным узким водоемом, известным как Амералик-фьорд. Разбив лагерь в долине, Отто Свердруп, член команды Нансена с морским опытом, руководил строительством небольшой лодки из ивовых веток и парусины. Идея заключалась в том, чтобы использовать небольшое судно, чтобы добраться до конечного пункта назначения.

Работая над проектом, мужчины целыми днями наслаждались теплой погодой, охотясь на зайцев, приготовленных на открытом огне. Но теплота их расположения быстро обернулась смешанным благом: на мужчин обрушились полчища мошек, роились у них на руках и лицах. «Они злодейски укусили нас, — писал Нансен в своем дневнике.

29 сентября они снова отправились в путь. Нансен и Свердруп отправились в Годтааб, гребя вдоль фьорда на компактной импровизированной лодке, которую они прозвали «черепаховым панцирем». Их план состоял в том, чтобы добраться до поселения и отправить разведывательную группу за другими мужчинами.

  • Эпоха исследований принесла больше вреда, чем пользы?

Грести было тяжело, и двоим приходилось постоянно выручать лодку кастрюлей с супом. Но четыре дня спустя, 3 октября, Нансен и Свердруп высадились на берегу Годтааба. Поприветствовать их вышла группа женщин-инуиток вместе с говорящим по-датски чиновником.

«Меня зовут Нансен, и мы только что прибыли из глубин», — пояснил руководитель экспедиции.

Местный чиновник Густав Бауманн знал об экспедиции. Ему также сообщили, что, без ведома самого исследователя, докторская степень Нансена была присуждена в Норвегии во время пересечения ледяного щита. Бауманн поразил молодого исследователя, приветствуя его словами: «Позвольте мне поздравить вас с получением докторской степени».

Потребовались месяцы, прежде чем Нансен и его команда — остальные были благополучно доставлены в Годтааб из лагеря в Амералик-фьорде в течение следующих нескольких дней — смогли вернуться в Европу и отпраздновать триумф. Нансен обнаружил, что последний корабль, отправившийся из Годтааба в этом сезоне, отплыл из этой гавани двумя месяцами ранее. Единственной надеждой сообщить миру о его успехе до зимы было нанять инуитских байдарочников, которые мчались, чтобы доставить сообщение на корабль Fox , который вскоре должен был отплыть из шахтерского порта в 300 милях к югу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *