Столица Узбекистана: расположение, площадь, культура
Узбекистан – это среднеазиатская страна, суверенное государство с богатым запасом собственных ресурсов и неповторимых древних традиций, расположенная вдали от океана, омываемая реками Амударья и Сырдарья. Земля Узбекистана славится своими неповторимыми ландшафтами: здесь гармонично сочетаются горы и хребты с зелеными равнинами и длинными пустынями.
Вы бывали в Узбекистане?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.Да 45%, 429 голосов
429 голосов 45%
429 голосов — 45% из всех голосов
Нет 31%, 295 голосов
295 голосов 31%
295 голосов — 31% из всех голосов
Планирую посетить эту страну 25%, 236 голосов
236 голосов — 25% из всех голосов
Всего голосов: 960
19. 04.2020
×
Вы или с вашего IP уже голосовали.Где расположена столица
Ташкент – это столица Узбекистана и один из крупнейших городов в Центрально – Азиатском регионе, расположившийся на северо-востоке страны в отрогах Тянь-Шаньского хребта. Ташкент является старейшим городом страны с 2200-летней историей, культурой и традициями. Территория столицы, протяженностью в 30 тысяч гектар, расположена в речной долине Чирчика на отметке 440-480 метров над уровнем моря.
Средняя температура воздуха в Ташкенте зимой +4 ℃, летом +30 ℃, обусловлено это тем, что столица находится в полосе умеренно-континентального климата на границе с субтропическим. Если в городе бывают морозы, то очень редко и не продолжительные. В летний период с начала июля по середину августа устанавливается привычная для Ташкента жара, называемая чилля, длится она 40 дней. В этот период нет ветра, и температура воздуха достигает +40-45 ℃.
Форма правления государства
Узбекистан – это правовое государство, по форме правления, президентская республика. Главой правительства, а также главнокомандующим вооруженными силами и гарантом конституции Узбекистана является президент. Избирается глава республики путем тайного голосования сроком на пять лет с правом переизбрания на один срок.Высшим законодательным органом в Узбекистане выступает двухпалатный парламент, состоящий из верхней и нижней палаты. Верхняя палата – Сенат, часть членов которой назначается непосредственно президентом из значимых для державы и науки граждан, внесших вклад в развитие и процветание страны, остальные сенаторы выбираются путем голосования в равной пропорции от каждой области, республики Каракалпакстан и столицы Узбекистана. Нижняя палата – законодательный орган, избирается по округам на многопартийной основе. Парламент избирается на пятилетний срок.
Исполнительная власть в стране доверена Кабинету министров, который формируется президентом. Глава Кабмина – премьер-министр, рекомендуется президентом и одобряется парламентом. Остальные кандидатуры в министры представляются президенту премьер-министром для утверждения.
Протяженность границ
Республика Узбекистан находится в середине Центральной Азии, граничит с державами: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Афганистан и Туркмения.
Северная граница государства Узбекистан проходит по высушенной части Аральского моря.
Общая площадь земель Узбекистана составляет 448 900 кв. км. Протяженность границ государства: 2 355 кв. км.
Большая часть территории страны принадлежит пустыням, степям и горам. Они непригодны для жизни. Города и мегаполисы Узбекистана располагаются в долинах крупных рек и вблизи озер.Город Ташкент находится на северо- востоке республики. Площадь столицы – 329 км². Границы города постепенно расширяются за счет строительства небоскребов и современных микрорайонов. Сейчас в Ташкенте насчитывается 11 жилых районов. Стремительно увеличивается количество жителей города. На данный момент численность обитателей столицы превышает 2,5 млн. человек. Ташкент относится к самым густонаселенным городам в Центральной Азии.
Национальной валютой Узбекистана является узбекский сум, один сум равняется сотне тийинов. Обменивать валюту можно в отелях или торговых центрах.
Ташкент, по своему устройству и положению, является политическим и экономическим ядром Узбекистана. В городе распределены резиденция президента, обе палаты парламента и Кабинет Министров. В Ташкенте сосредоточено множество общественных и политических организаций Узбекистана, посольств, управлений, министерств и ведомств.
На сегодня в столице Узбекистана выпускается 20 % продукции от общего производства страны. В городе функционируют крупнейшие предприятия страны, которые производят самолеты, сельскохозяйственную, промышленную и строительную технику.
Столица Узбекистана славится своими научно-исследовательскими институтами, академиями, музеями и историческими памятниками. Город относится к экологически чистым населенным пунктам с минимальным загрязнением воды и воздуха.
Национальный состав населения
По последним данным, в Узбекистане проживает 33 905 800 человек. Ежегодно численность жителей страны увеличивается. Также улучшается показатель продолжительности жизни в Узбекистане, на сегодняшний день она составляет 65 лет.
Узбекистан – это многонациональная страна. Большая часть уроженцев государства, 82 % — узбеки. Граждан других национальностей в стране в меньшинстве, из них: таджики, казахи, каракалпаки и киргизы, армяне и евреи — их численность колеблется от 2,5 до 4,8 %. Доля русского народа, проживающего в Узбекистане, — 2,6 %.
Национальный состав населения Ташкента отличается от общегосударственных показателей. В черте города республиканского значения проживает 65 % узбеков, 18 % русских, 4,5 %татар, 2,2 % корейцев и 2,1 % казахов. Доля живущих в столице людей других национальностей 7%.
Выделяют особенности характера, присущие всем без исключения узбекам, — искренность, простота в общении, прямолинейность и открытость.
Половина жителей страны живет в городах, вторая половина – в поселках и селениях.
Узбекистан – это Азия или Восток
По всемирно известной научной классификации Узбекистан относится наряду с такими странами, как Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, к странам Центральной Азии.
Официального понятия «страны Востока» не существует, но его применяют для обозначения стран, по географическим данным, находящихся в восточной части материка или к востоку от центра материка, соседствующих между собой и имеющих схожие языки, обычаи и вероисповедания. Термин обобщенный, широко используемый в Европе, не точный, так как, основываясь на данные географии и общепринятые законы, многие страны имеют земли, расположенные по разные стороны от центра континента. Обычно к восточным странам относят государства, по международной классификации ООН, расположившиеся в Центральной, Северной, Восточной, Западной, Юго-восточной и Южной Азии.
Так как территория Узбекистана находится в Центральной Азии, то смело можно назвать державу Восточной страной.
Язык и религия
Официальным языком страны признан узбекский, русский язык в общении использует 5 % граждан. Его начинают изучать во всех школах со второго класса, как обязательный предмет, используют для создания и ведения документации. В некоторых школах Узбекистана преподавание ведется на русском языке. В Ташкенте он более распространен, нежели в других населенных пунктах. В городе выпускаются русскоязычная печатная продукция.
В последнее время в Узбекистане стал популярным английский язык. Туркменский, таджикский и казахский языки преподают не везде и пользуются им реже.
Население страны отличается своей грамотностью. В пятнадцать лет каждый узбекский подросток умеет читать и писать.
Подданные государства в общении используют четыре диалекта узбекского языка. Самый распространенный из них, северный узбекский, на нем разговаривают уроженцы южных регионов страны.
Узбекистан – мусульманская держава. Большая доля жителей — 93 % исповедует ислам. Конституцией власти государства Узбекистана отделили религию от государственного управления, провозгласив равенство религиозных организаций и общин перед законом, тем самым запретив и искоренив радикальное исламское движение в стране.
Узбеки относятся дружелюбно и уважительно к представителям с иным вероисповеданием и считают, что вера – это личное дело каждого.
В религиозной жизни узбекского народа наблюдается несколько мусульманских течений, из которых движение суннитов — самое многочисленное в стране. Такие направления ислама, как шиизм и суфизм, тоже присутствуют, но они не так популярны.
В Ташкенте и Самарканде за несколько столетий были возведены роскошные мечети для верующих мусульман, некоторые из них сейчас открыты для посещения, как музеи, другие до сих пор функционируют.
Христианское вероисповедание в Узбекистане не так распространено, как мусульманское. Доля верующих православных и католиков составляет 7 % от численности населения. В стране действует сорок православных храмов, женский монастырь и духовная семинария. Для католиков в Ташкенте службы проводятся в католическом храме Иисуса Христа.
За последние годы активизировались различные христианские духовные общины: Свидетелей Иеговых, буддистов, протестантов, адвентистов, иудеев, кришнаидов и др. Закон Узбекистана не запрещает, но и не поощряет подобные конфессии, поэтому некоторые из них работают в стране нелегально, а другие под запретом.
Достопримечательности Ташкента
Ташкент – жемчужина Узбекистана имеет длинную историю с многочисленными завоеваниями, взлетами и падениями.
Первые упоминания о поселениях на территории современного Узбекистана обозначены ⅠⅠ-Ⅰ веком до нашей эры. Только с ⅩⅠ века об этом месте начинают говорить, как о городе (Ташкент в переводе с тюрского — каменный город). В ⅩⅣ-ⅩⅤ веках столица была частью империи Тамерлана. Правитель восстановил поселение после нашествия орды Чингисхана в 1220 году. Император Тимур сделал столицу своим стратегическим пунктом при участии в войнах за землю.
С ⅩⅤⅠ века столицей правила династия Шейбанидов. Во время властвования Суюнчходжа-хана в городе укрепляется староузбекский язык. Хан был образованным правителем, в своем дворце он собирал известных деятелей страны: писателей, представителей искусства и науки. По его поручению писались книги и издавались научные труды.
Юнус Ходжа в 1784 году сплотил город и основал суверенное Ташкентское государство, воюющее за расширение границ.
В 1808 году страну подчинило Кокандское ханство. Ташкент защитили огромными рвами и стеной со множеством ворот. Во время правления хана Ташкентом стремительными темпами развивалось ремесло и производство. В столице строились мечети и мусульманские религиозные школы.
В ⅩⅠⅩ веке, благодаря своему выгодному географическому положению, Ташкент стал крупнейшим торговым, просвещенным и ремесленным центром страны.
В 1865 году Ташкент захватили войска российского императора. Во время нахождения под властью империи была основана новая часть города, отделенная от старой водным каналом. Столица потеряла суверенитет. Управление страной было передано российским военным. Новый город развивался и совершенствовался. Возводились культурные комплексы, учебные заведения, магазины, фабрики и заводы. Численность населения страны достигла отметки 170 тысяч человек. Из России переезжали в Ташкент крестьяне, которым здесь выдавались земли. Большой толчок в стране получило выращивание и обработка хлопка.
После начала массовой капитализации, крах потерпели многие предприятия Узбекистана, народ остался без денег. Служащие империи контролировали все сферы жизнедеятельности людей. В Узбекистане начали подыматься восстания.
В 1917 году власть в Узбекистане захватили ленинцы, они сменили форму государственного устройства, в 1918 году страна получила название Туркестанская АССР.
В сентябре 1991 года государство Узбекистан получил свою независимость. За эти годы в Ташкенте были построены новые музеи, памятники, была проведена электрификация железных дорог.
В последнее время Ташкент активно развивает сферу туризма. В городе строятся новые отели, ежегодно проводятся узбекские туристические ярмарки. Столицу желают посетить путешественники, жаждущие получить новые впечатления, соприкасаясь с самобытностью азиатской культуры и тысячелетними традициями узбекского народа. Гурманов в Ташкенте привлекает узбекская кухня. Многочисленные восточные лакомства и деликатесы очаровывают своим ароматом даже самых прихотливых в еде людей. Разнообразием рецептов и блюд Узбекистан обязан своей географии, многовековой истории и многочисленным торговым связям страны.
Несмотря на то, что Ташкент в 1966 был практически полностью развален землетрясением, в городе восстановлено и открыто для посещения множество исторических достопримечательностей, памятных мест, музеев, религиозных сооружений разных эпох и вероисповеданий.
- Комплекс Хазрет Имам носит имя и был возведен в память о первом давате ислама в Узбекистане. В составе ансамбля две мечети, две религиозные школы и мавзолей Хазрет Имама. Святилище столицы строилось и реконструировалось на протяжении нескольких эпох.
- Комплекс Шейхантаур — одна из значимых исторических достопримечательностей жемчужины Узбекистана. Памятный ансамбль, сооруженный в честь шейха Ховенди Тахура, включает в себя несколько архитектурных монументов и гробниц с останками предствителей династии шейха. Мечети, дополнявшие памятное место, были уничтожены в ⅩⅩ веке.
- Медресе Кукельдаш – мусульманское учебное заведение, построенное в ⅩⅤⅠ столетии и ставшее главным культурным образовательным учреждением Ташкента. В ⅩⅤⅠⅠⅠ веке на территории заведения размещалась стоянка для путешественников, в ⅩⅠⅩ веке – ханская цитадель. В ⅩⅩ столетии комплекс отреставрировали и снова открыли, как религиозную школу.
- Мечеть Ходжа Ахрар Вали. Строительство священного сооружения было начато в ⅠⅩ столетии и посвящено завоеванию Ташкента. Закончить возведение святилища удалось только в ⅩⅤ веке. Много эпох строение подвергалось природным катаклизмам и развалам. В 1997 году мечеть Ходжа Ахрар Вали была полностью разрушена, на месте ее строения возведена новая мечеть.
- Успенский собор в Ташкенте. Христианская православная церковь, построенная в 1878 году при поддержке генерал-губернатора края и последователей православной общины столицы. Здание реконструировали в 90-х годах прошлого века. На сегодняшний день это действующий православный храм города Ташкент.
- Собор Святейшего Сердца Иисуса. Католическая святыня Ташкента, выстроенная в стиле новой готики. Строительство храма было начато в 1912 году, во времена революции 1917 года работы были приостановлены. Закончить возведение храма удалось в 80-х годах прошлого столетия, после признания проекта архитектурным памятником. После полного восстановления в 90-х годах церковь отдали католической общине столицы.
- Музей истории Узбекистана. Один из старейших и богатейших экспонатами музеев на территории Узбекистана. Посвящен истории основания государства с самых давних времен и до современности. Построен был в Ташкенте в 1876 году. Экспонаты музея были представлены в культурных столицах Европы: Милане и Париже на интернациональных выставках.
- Музей истории Тимуридов. В здании музея представлена коллекция из более 5 тысяч предметов со времен господства в стране династии Тимуридов. Учреждение было открыто в 1996 году в честь 660-летия со дня рождения императора. Главные сокровища музея – копия Корана Османа и панно «Великий Тимур», повествующее о жизни и походах Тамерлана.
- Национальный парк Алишера Навои расположен в центральном районе Ташкента. Протяженность парковых земель – 65 га, площадь водоемов – 9 га. В центре сада установлен памятник Алишеру Навои. Также в зоне парка находятся здание парламента Узбекистана (Олий Мажлис), загс, концертный зал, галерея художеств Ташкента и медресе Абулкасыма.
В зеленой зоне радуют гостей пляжи искусственного озера, аттракционы и кафе.
Метро в Ташкенте является достопримечательностью города. В отделке большинства станций использовались мрамор различных оттенков и позолота. Станции метрополитена находятся под наблюдением полиции. Внутри подземки фотографироваться запрещено.
- Базар Чорсу- одна из древнейших и самых габаритных торговых площадей на территории Узбекистана и Средней Азии, которая размещена в районе Алмазар старого города. Рынок «Чорсу» располагался и был незаменим по дороге Великого шелкового пути. Славился и по-прежнему знаменит богатым ассортиментом товаров и гибкими ценами.
В зимнем здании под куполом рынка «Чорсу» находятся три этажа с лифтовой системой. По всему периметру сооружения расставлены прилавки с товарами. На базаре «Чорсу» в Ташкенте по сей день продается бесчисленное множество товаров: еда, одежда, обувь, принадлежности для дома.
На рынке «Чорсу» представлен полный ассортимент товаров, которые находятся в обиходе обычного узбека. Наибольшее внимание гостей столицы привлекают узбекские лакомства. Сколько здесь всего интересного: курт — сушеный овечий сыр, наборы из орехов и сухофруктов, десяток видов пастилы и щербета. Также на рынке «Чорсу» можно отведать необычный сахар с названием «нават», изготовленный из виноградного сока и сахарного сиропа. Прежде, чем делать покупку, здесь принято спрашивать, сколько стоит товар, и торговаться с продавцом о цене.
На рынке Ташкента с давних времен и по сей день продают готовую узбекскую еду. Кушанья всегда свежие и ароматные.
Из сувениров на рынке «Чорсу» представлен огромный ассортимент расписанной в узбекском стиле посуды, натуральных ковров и керамических статуэток в форме верблюдов и коренных жителей страны. Уроженцы Ташкента и приезжие путешественники любят покупать одежду и головные уборы в национальном узбекском стиле. Традиционные узбекские наряды отличаются своей яркостью и неповторимостью вышивки.
Заключение
Узбекистан – это страна живописных пейзажей, культурных контрастов и гастрономических чудес.
Знакомство с жемчужиной Узбекистана – Ташкентом никого не оставит равнодушным. В город съезжаются путешественники и туристы из стран бывшего Советского Союза и Европы. Без исключения всех гостей, прибывших в Ташкент, подкупает радушный прием коренных жителей столицы, их простота, искренность и широкие улыбки.
Самарканд – достопримечательности, еда и развлечения в фирменном гайде
В Самарканд все едут за древними мечетями и мавзолеями, которые позволят тебе почувствовать себя героем восточных сказок. Главные достопримечательности сосредоточены в центре в пешей удаленности друг от друга.
Начать осмотр города стоит с его визитной карточки – площади Регистан. Это сердце города и одна из самых известных достопримечательностей всей Средней Азии. Это именно то, за чем ты едешь в далекий Узбекистан. В ансамбль площади входят три медресе (духовные школы) XV-XVII веков: медресе Улугбека, медресе Тилля-Кари и медресе Шердор, – они считаются старейшими в мире и являются образцами небывалого мастерства строителей тех времен.
После Регистана отправляйся в Медину. Просто следуй туда, где видишь жилой квартал. Медина – это место, где обитают местные жители. Именно тут тебя будет ждать очередной культурный шок. Ты удивишься, но на протяжении сотен лет во времена Шелкового пути таджикский язык был главным языком в Самарканде – он имел здесь ту же значимость, что и французский во времена Российской империи: на нем общались аристократы и поэты писали на таджикском стихи. Так и повелось, что в этом городе до сих пор живет много таджиков, которые, помимо всего прочего, очень дружелюбны и, увидев тебя, обязательно пригласят на плов или просто выпить чаю.
Продолжить знакомство с местными ты можешь на Сиабском базаре, который находится в 10 минутах пешком от Регистана. Рынок – это обязательный пункт программы, тут можно увидеть настоящую Среднюю Азию. Здесь – буйство красок, эмоции, вкусные запахи, здесь город живет и бурлит.
После знакомства с местными направляйся в Самаркандский областной краеведческий музей (ул. Джами, 51). Он расположился в старинном особняке, построенном в XX веке и принадлежавшем одному из богатейших купцов I гильдии Самарканда рубежа XIX-XX века Абраму Калантарову. Внутренняя отделка здания выполнена в европейском и среднеазиатском стиле. Сам музей состоит из двух отделов: истории и природы, тут собрана старая керамика, чучела животных и артефакты из разных исторических периодов жизни города. Значительная часть экспозиции посвящена европейским и бухарским евреям. Музей работает в будни с 9.00 до 17.00.
Побывай в галерее Чорсу, которая находится на месте старейшего рынка города, прямо за Регистаном. Тут можно побродить, рассматривая картины лучших самаркандских художников (а какую-то и купить, если понравится). Также здесь найдешь изделия узбекских национальных мастеров: одежда, скульптуры, керамика, сувениры.
Если тебе интересна астрономия, то посети остатки обсерватории и музей Улугбека, которые находятся на окраине Самарканда, на холме Кухак (Ташкентский пр-т, 1). Вход сюда обойдется тебе в € 3. Именно тут внук Тамерлана – Улугбек – проводил все свободное от государственных дел время, он сам принимал участие во многих исследованиях и экспериментах. В стенах этой обсерватории были описаны 1018 звезд и составлен каталог звездного неба (Гурганский зидж), также тут определили длину звездного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд.
Если время позволяет, обязательно доберись до самаркандской бумажной мастерской «Мерос», которая находится в 10 км от центра Самарканда в кишлаке Конигил во дворе Зарифа Мухтарова. Тут можно увидеть, как в средние века производилась знаменитая самаркандская бумага, которой вплоть до XII века пользовались чуть ли не все европейские страны.
В городе есть целый квартал, который называется русский Самарканд (его еще иногда называют «Южным Петербургом») (Университетский бульвар). Это исторический район, который сформировался здесь в царскую эпоху.
Мечети и мавзолеи
Обязательно включи в свой маршрут мечеть Биби-Ханым (ул. Бибикхоним) – это самая большая мечеть в Средней Азии. Согласно легенде, ее построила старшая жена Темура – Сарай-Мульк-Ханум – совместно с мастерами из Индии, Ирана, Хорезма и Золотой Орды. Говорят, если загадать желание и трижды обойти вокруг склепа Биби Ханум, расположенного в мавзолее, то оно обязательно исполнится. Вход в мечеть стоит € 2,30.
Другая мечеть, на которую стоит обратить внимание – это Хазрет-Хызр, которая датируется VIII веком. Мечеть возвышается на холме, на окраине древнего городища Афросиаб (пресечение улиц Шахизинда и Ташкентской) и считается самой красивой в Самарканде. Тут в 2018 году открыли мавзолей первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Обязательно поднимись на минарет – оттуда откроются потрясающие виды на Биби-Ханым и Шахи-Зинду.
Самый популярный мавзолей Гур-Эмир (ул. Шохрух Мирзо) посвящен национальному герою узбекского народа – Тамерлану (Амиру Тимуру). Здесь похоронен он сам и члены его семьи. Входной билет сюда обойдется тебе в € 2,30. Тут ты сможешь насладиться красотой древних построек, а также узнать про походы Тамерлана. Путешественники советуют узнать больше об этом месте с помощью местных гидов.
Другой интересный ансамбль мавзолеев – Шахи Зинда (ул. Шахи Зинда) находится недалеко от мечети Биби-Ханум. Комплекс состоит из 11 мавзолеев XIV-XV веков. Именно тут в свое время были похоронены царские особы и знать. Этот ансамбль очень важен для религиозных паломников. В стародавние времена хадж в Мекку мог быть заменен посещением Шахи Зинда, где по преданиям покоятся останки великого проповедника – Куссаму ибн Абассу, двоюродного брата пророка Мохаммеда. Вход в комплекс мавзолеев стоит € 1,30.
Мавзолей Ходжа Дониера (пророка Даниила) (городище Афросиаб) является местом паломничества верующих сразу трех религий: мусульман, христиан и иудеев. В этом месте захоронена часть праха ветхозаветного библейского пророка Данияр, который привез в Самарканд Тамерлан.
Самарканд, Узбекистан — Путеводитель
Самарканд — Столица империи Тамерлана
На юго-востоке Узбекистана, в живописной долине реки Зерафшан, в окружении Памиро-Алайских гор раскинулся город Самарканд.
Самарканд – удивительный город. Какие бы эпитеты не придумывали для него философы и поэты — Зеркало Мира, Сад души, Жемчужина Востока, Лик Земли — выразить всю его красоту и богатство словами, пожалуй, невозможно. Можно лишь воочию насладиться всем его блеском и великолепием.
За свою многовековую историю этот легендарный город на Великом Шелковом пути пережил времена подъемов и упадков, подвергался разрушительным набегам иноземных завоевателей, возрождался заново, становясь еще краше. Торговые пути на Запад — к Персии, на Восток — к Китаю и на Юг — к Индии переплетались здесь и формировали перекрестки Шелкового пути.
Среди завоевателей, вписавших своё имя в историю города, – Александр Македонский, Чингисхан и Амир Тимур, сделавший Самарканд столицей своей огромной империи. Во времена правления Улугбека, внука Тимура, Самарканд превратился в научный и культурный центр Среднего Востока.
Сегодня Самарканд – место, где бережно хранятся реликвии древности. Город внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря обилию сохранившихся здесь материальных и духовных ценностей. Уникальные памятники древнего зодчества, наследие научных и художественных школ, центры национальных ремесел, имеющиеся в древнем городе, славятся сегодня во всем мире.
Самарканд — Фотографии
Мавзолей Гур-Эмир Медресе Шердор Мечеть Биби-ХанумСамарканд — дополнительные фотографии
История Самарканда
Город – само олицетворение древности и истории. Не зря его называют Городом Знаменитых Теней, свидетелем смены многих исторических периодов. Хотя споры по поводу истинного возраста города до сих пор не утихают. Согласно священной книге зороастрийцев «Авесте», Самарканду более 2750 лет. По версии арабского историка Абу ан-Несефи Самарканду 3700 лет, а по версии некоторых других не менее авторитетных арабских историков ему 4700 лет. Сами же узбеки говорят, что Самарканд такой же старый, как сама Земля. Современная наука выяснила, что Самарканд был основан около VII века до н. э., в качестве столицы царства Согд.
Больше об истории Самарканда >>
Самарканд — ссылки на дополнительные ресурсы
Гостиницы Самарканда — Обзор и бронирование гостиниц в Самарканде
Малика Самарканд — Предоставляет красиво оформленные и меблированные номера. Обзор номеров и местоположения, бронирование онлайн.
Достопримечательности
Окрестности
Музеи
Развлечения и досуг
Другое
Самарканд — Столица империи Тамерлана
Продолжаю рассказ о нашей с Катериной и Антоном поездке в Узбекистан в прошлом году. Некогда бывший столицей империи Тамерлана, Самарканд сейчас потерял атмосферу древнего Узбекистана. Зато здесь чувствуется влияние Советского Союза. Складывается впечатление, что в Союзе решили сделать из Самарканда образцово-показательный город Востока: с бульварами, аллеями, парками, скверами и фонтанами. Получилось неплохо, но, на мой взгляд, не про то. Зато именно в советские времена были восстановлены все старые строения, которые сейчас являются визитной карточкой Самарканда.
1. Самарканд встретил непонятной погодой, превратившейся в ливень с грозой на полтора часа вечером, раздолбанными дорогами как после бомбежки и активным трафиком. Город был заметно больше даже Бухары, не говоря уже о Хиве. В итоге в первый день удалось только выбраться на разведку во все места предстоящих съемок. Вечернюю съемку сорвал дождь.
2. Далее решил сгруппировать фотографии по объектам съемки, вместо того, чтобы выкладывать их в привычном мне хронологическом порядке )
Шахи Зинда. Это место мне описывали как наиболее интересное в Самарканде. Это ансамбль мавзолеев, построенных друг к другу в 14-15 веках.
3. Иностранцам для посещения комплекса надо купить билетик в кассе. Билетик позволяет погулять по внутреннему двору и зайти в некоторые мавзолеи (когда мы были, некоторые почему-то были закрыты). Мы приходили в это место 3 раза, не считая разведки. Пожалуй, мне больше всего понравилось на рассвете, когда никого нет. С другой стороны, внутрь тоже не попасть. Кликабельно.
4. Зато можно было подняться по склону рядом с ансамблем и спокойно насладиться видами.
5. Днем в небольшом дворике, с одной стороны которого протянулся ряд мавзолеев, а с другой высится стена, не дающая холму осыпаться, толпа народа. Туристов немного, но много местных. Несколько раз со мной просили сфотографироваться узбекские бабушки. На какой-то очень старый мобильный телефон, который выдает в лучшем случае 1000 пикселей по длинной стороне. Но все были почему-то счастливы такой удаче сфотографироваться с русским человеком, говорили, что буду показывать фото детям и внукам. Кликабельно.
6. Внутри мавзолеев тесно, темно, но красиво. Темно — это не как на фото ниже. Предвидя вопросы, сообщаю, что снималось это на исо 1600, на диафрагме 2.8 с выдержкой 1/30.
Это потолок и стены мавзолея Шоди Мулк Око. Он был воздвигнут в 1372 году и считается одним из самых красивых сооружений, построенных в часть сестры Тимура Туркон Око и ее дочки Шоди Мулк Око.
7. Еще один потолок мавзолея, построенного в 60-70 годы 14 века архитектором Али из Насафа.
8. Пожалуй, самый изящный потолок среди мавзолеев ансамбля. Мавзолей был построен Тимуром в конце 14 века для сестры Ширин Бека Око.
9. В отличие от Бухары и Хивы в Самарканде есть ночная подсветка памятников архитектуры.
10. Кликабельно.
11. Мавзолей Гур-Эмир, что дословно переводится как «гробница эмира». Это мавзолей Тамерлана и наследников империи. Небольшое, скрытое городской застройкой сооружение послужило прообразом Тадж-Махала.
12. Внутри мавзолея невероятно красивая отделка стен и потолка. Сюда приходят помолиться местные. В этом помещении находятся красивые надгробья. Сам же прах Тамерлана находится в склепе под простым надгробьем.
13. Потолок.
14. На рассвете. Подсветка тут работает до утра.
15. Ну и главная достопримечательность города, визитная карточка Самарканда — площадь Регистан. Вообще, «регистаном» называлась центральная площадь в городах Ближнего Востока. Дословно «регистан» переводится как «место, покрытое песком». Ансамбль Регистана состоит из трех медресе: слева медресе Улугбека, напротив него справа — Шердор, а по центру — Тилля-Кари.
16. И хотя в нашем путеводителе по Узбекистану было написано, что Регистан прекрасен на рассвете и это именно то время, когда надо делать фотографии, не верьте — утром там весьма бестолково. Если только не повезло с красивым небом. Вечером последние лучи солнца освещают медресе Шердор.
17. Самым интересным медресе оказалось Тилля-Кари (что переводится как «позолоченное»), в котором есть мечеть с красивейшим интерьером.
18. Что-то мне понравился такой ракурс на квадратные потолки 🙂
19. В остальных медресе сейчас сувенирные рынки.
Если вы посмотрите на первую фотографию в посте, то, возможно, у вас возникнет вопрос, почему на центральной площади города, да еще известной на весь мир, такая скудная подсветка. Я задался тем же вопросом.
20.
— Скажите, эти медресе подсвечиваются ночью? — спрашиваю я какого-то важного милиционера у билетной кассы, показывая в сторону медресе Улугбека.
— Да, — отвечает он, кивая в сторону осветительной мачты сзади меня. – Её включаем.
— И это всё? Нельзя ли больше подсветки включить?
— А вам зачем? Вы что, фотограф?
— Да, хочу вечером сделать несколько кадров.
— Хм, — мнется милиционер. — У нас вечером в 21:30 будет световое шоу для немцев. Приходите, я вас пущу.
21. Какое шоу? В Узбекистане подсветки-то нормальной нет, а тут целое шоу! Милиционер подозвал ещё кого-то из сотрудников музея, и тот начал мне показывать ужасного качества фотографии на мобильнике, где было видно, что Регистан переливается всеми цветами радуги. Световое шоу это здорово и неожиданно, но в 21:30 уже темно и хочется есть шашлык. Кликабельно.
22.
— А можно мы тоже организуем световое шоу себе? — спрашиваю я.
— У вас группа? — я уже явно надоел им.
— Да.
— Сколько человек?
— Трое!
23. Мой ответ явно вызвал непонимание. Световое шоу для троих? «Дорого будет» — ответили они хором. Дальше были нудные переговоры, занявшие минут 20. Звонили «начальнику подсветки», договаривались о деньгах, о том, кому их давать, о времени. В итоге решили, что у нас будет персональное шоу в 20:00.
24. Что ж, в 19:30 мы уже были на Регистане, деньги были заплачены, и оставалось только ждать. Оказалось, в цену входит ещё зачистка площади от толп узбеков и туристов. Т.е. шоу мы будем смотреть одни, а фотографировать никто мешать не будет. Вот это сервис!
25. Без пяти восемь началось. По фасадам забегала разноцветная подсветка. «This is the voice of Registan!» — раздалось из динамиков. «I will tell you my history», — угрожающе сказал он. Дальше я не слушал. Качество звука было таким, что хотелось сконцентрироваться на съёмке. Фасады зданий тем временем меняли цвет, окошки загорались то синим, то зеленым, то красным. Шоу было очень простеньким, но место, в котором все происходило, удивляло, а всё вместе поражало. Периодически слышались свитки милиционеров, следивших за тем, чтобы на площадь никто не выбегал. Кликабельно.
26. Так прошли 15 минут. Окончательно стемнело, шоу закончилось, а я уже пролистывал кадры.
— Ну как вам шоу? — бежит ко мне милиционер.
— Отличное шоу! — улыбнулся я.
— Если вы вдруг что-то недосняли, то оставайтесь. Сейчас будет группа французов, а потом, в 21:30, немцев.
Меня Ваня долго уговаривал завести фейсбук. Долго — это пару лет минимум. В общем, это случилось. Так что, добавляйте меня в друзья. Буду выкладывать туда отдельные кадры, которые обрабатываю много раньше, чем публикую соответствующий пост.
Я в Instagram, я в Facebook
Самарканд
История Самарканда – этого легендарного и неповторимого города – насчитывает свыше 2750 лет. Современный Самарканд – второй город Узбекистана после Ташкента по численности населения и территории, промышленному значению. Самарканд находится в долине реки Заравшан на высоте 750 м над уровнем моря . Самаркандская область занимает площадь – 16,77 тыс.кв.км., население – 2670,3 тыс.человек, административный город – Самарканд.
Первое упоминание о городе встречается в греческих летописях 329 г. до н.э., когда Александр Македонский во время своего индийского похода захватил Мараканду (так раньше назывался Самарканд). Мараканда была столицей Согдианы, входившей в состав древнеперсидской империи Ахеменидов. В VIII в. городом завладели арабы, переименовав его в Самарканд и утвердив здесь ислам. Позднее Самарканд переходил из рук в руки правителей ближайших государств, пока в 1220 г. его не разрушили кровавые орды Чингизхана. В 1370 г. Самарканд становится столицей могущественной империи Темура, которая простиралась от реки Инд до Босфора. Благодаря Темуру в Самарканд со всего Востока стекались лучшие строители и ремесленники того времени. За неполные 100 лет Самарканд превратился в сказочно красивый город, поражавший своими изящными голубыми куполами и величественными минаретами. Если вы впервые посетите Самарканд вы будете прикованы его волшебством навсегда! Даже в настоящие дни памятники династии Тимуридов продолжают поражать нас своим величием, прекрасной мозаичной симметрией архитектурных форм.
Культура Самарканда развивалась и переплеталась с культурой таких стран, как Иран, Индия, Монголия, Китай и др. Наиболее интересная часть города – старый город, крупнейшая торговая часть, где можно увидеть сокровища Востока. Сегодня Узбекистан один из индустриальных и культурных центров Узбекистана.
Афрасиаб
Афрасиаб — это имя легендарного царя Турана. В свою очередь, Туран — название огромной территории, занимающей почти всю Центральную Азию.
Как столица Согдианы, Афрасиаб был завоеван Александром Македонским в 329 г. до нашей эры. В начале 8-го века нашей эры он был завоеван арабами и вскоре стал важным центром Мусульманской культуры. В 1220 году был почти полностью разрушен Монгольским Правителем Чингиз-ханом. Сегодня там ведутся археологические раскопки и расположен исторический музей.
Регистан
В XIV веке центральной площадью Самарканда стал Регистан, что в переводе означает «песчаное место». К Регистану радикально сходились шесть главных улиц города. Архитектурный ансамбль Регистан, считается ведущим в Центральной Азии и величайшим среди грандиозных дворцы, Гур-Эмир, Биби-Ханым, ряд мавзолеев ансамбля Шохи-Зинда, которые до сих пор поражают своей красотой и величием. Самарканд утопает в садах, а окрестности застроены селениями с именами таких величественных столиц мира, как Миср (Каир), Димишк (Дамаск), Багдад, Султания, Фариш (Париж).
Его дело продолжит его внук Улугбек — великий учёный, правление которого империей пройдёт под девизом «Стремление к знанию обязанность каждого мусульманина». Основным вкладом в развитие науки Улугбека является его медресе на площади Регистан и обсерватория, не имеющая равных себе в то время. Улугбек составил точный атлас небосклона из 1018 звёзд, «Гургановы»таблицы, а также каталог географических координат большого числа пунктов на Земле. Вместе с Улугбеком трудится его ученик и соратник Али Кушчи, который высчитал «Пи» с точностью, которую превзойдут только через 250 лет.
Медресе Улугбека
Медресе вмещало, по меньшей мере, 100 студентов под крышей хорошей школы по преподаванию исламских и священных наук. Его размеры гармонично сочетаются с абсолютной элегантностью его дизайна и черепичного покрытия. После входа вы попадаете во внутренний двор. Который ведет к четырем аркам, плавно переходящий в 2 ряда худжры.
Медресе Шердор
Второе медресе Регистана было построено губернатором Ялангтушем между 1619 и 1636 годами. Архитекторы старались в первую очередь построить сооружение достойное по своим размерам и величию, в то время как Коран запрещал симметрию полностью в зеркальном отображении.
Медресе Тилля-Кари
Для того чтобы дополнить гармонию площади, губернатор Ялангтуш направил свои строительные планы на возведение 75-ти метрового медресе. Строительство проходило приблизительно с 1646 по 1660 годы.
Маленькие угловые башни, относящиеся к медресе, с мозаичным оформлением, в виде словно щедрых лучей солнца и переплетающихся цветочных мотивов,своей цветовой гаммой напоминает медресе Шердор.
Его великолепный интерьер выполнен в стиле кундал с позолоченной надписью названияТилля Кари, выражениями из Корана и сталактидами над мраморной плитой.
Мавзолей Гур-Эмир
Мавзолей Гур-Эмир шедевр среднеазиатского зодчества.
Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника Тамерлана и его любимого внука.
Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана. Вовремя его правления мавзолей стал семейным склепом династии тимуридов.
Июня 1941 года началось вскрытие гробницы Амира Темура, несмотря на выбитое предос-тережение желающим вскрыть саркофаг. «Нарувший завет Темура будет наказан, а по всему миру разразятся жестокие войны», — гласила надпись.
Бальзамированное тело сохранилось плохо — остались только кости. Человек, лежавший в гробу, был высокого роста, с большой головой. Голень была изувечена, один из спинных позвонков, как у всех Темуридов, деформирован.
А 22 июня 1941 года немецкие войска напали на Советский Союз.
Было ли это просто совпадением или сбывшемся предсказанием — споры по этому поводу не утихают по сей день.
Мечеть Биби-Ханым
Строительство мечети было начато в 1399 году, после победоносного похода Темура в Индию. Мечеть строилась в течении пяти лет.
Сооружение было завершено в 1404 году. По замыслу Темура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. К участию в строительстве были привлечены зодчие, художники, мастера и ремесленники из многих стран Востока. Мастера и ремесленники, согнанные и собранные со всех концов мира, вносили в строительство свой творческий опыт и традиции.
Обширный внутренний двор выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев.
Улугбек установил внутри главного здания громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и пере-ставленный в 1875 году на середину двора.Вход во двор оформлен в виде высокого портала с двумя круглыми минаретами, достигавшими пятидесяти метров высоты.
Мавзолей Шахи-Зинда
На северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаба, среди обширного древнего кладбища, находятся группы мавзолеев, среди которых наибольшей известностью пользуется могила Кусама ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда.
В народе Кусам известен под названием Шахи- Зинда — «Живой царь», который согласно самаркандским легендам ушел из этого мира живым.
На надгробии Кусама написаны следующие стихи из Корана: «Тех, которые убиты на пути Аллаха, не считайте мертвыми: нет, они живы…» Лестница в 36 ступеней ведет в небольшие купольные сени, а затем в коридор, по обеим сторонам которого расположены мавзолеи, построенные в XIV—XV веках.
Архитектурный ансамбль Шахи-Зинда, состоящий из ряда мечетей и мавзолеев, является настоящим музеем глазу-рованных декораций XIV—XV веков. Здесь встречаются и поливная резная терракота, и расписная майолика, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупные мозаики из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шахи-Зинда.
Обсерватория Мирзо Улугбека
Об устройстве обсерватории имеются крайне скудные сведения. Построена она в 1428—1429 годы.
По археологическим остаткам можно заключить, что обсерватория Улугбека была одной из самых больших на Востоке. Обсерватория была снабжена лучшими и наиболее совершенными в то время инструментами. Высота сохранившейся части секстанта Фахри, находящегося в траншей и открытого в 1908 году самаркандским археологом В. Л. Вяткиным, равняется метрам. Сегодня там находится небольшой музей, где выставленны отрывки из знаменитых «Гургановых Таблиц» — таблиц со сведениями о звездах, вычеслинных Улугбеком и его соратниками, гравюры, свидетельствующие о высоком авторитете Улугбека Среди европейских ученых, небольшая коллекция астрономических инструментов.
Мавзолей пророка Даниила
Между холмами Афросиаба, на берегу у небольшой речушки Сиёбча (приток Зерафшана), есть удивительное место, благословенность которого ощущается почти физически. Там царит покой, который оберегают даже птицы. Здесь находится Мавзолей Святого Даниила. Среди ученых до сих пор нет единого мнения, когда именно и каким образом в Самарканде появился мавзолей библейского пророка Даниила, почитаемый святым местом представителями трех мировых религий ислама, иудаизма и христианства.
Место является объектом паломничества, как местных жителей, так и приезжающих со всего мира. В 1996 году, прибывший в Самарканд, Патриарх Всия Руси Алексий II навестил Мавзолей и освятил его. Говорят, что после освящения, близ Мавзолея снова зацвело фисташковое дерево, считав-шееся засохшим.
История Самаркандской бумаги
Считается, что Самарканд был первым местом на Среднем Востоке, где производилась бумага, сделанная вручную с помощью водяной мельницы. Позже, благодаря арабам и культуре исламского мира, технология ее изготовления распространилась на Запад — от Ближнего Востока до Испании, а затем и по всей Европе.
Однако в конце XVIII века производство самаркандской бумаги постепенно стало угасать, так как люди стали отдавать предпочтение белой и более дешевой фабричной бумаге, завозимой из России.
Руководитель Ассоциации ремес-ленников «Мерос» Зариф Мухтаров, возродили древнее искусство и заново представил самаркандскую ручную бумагу миру. В самаркандском селении Кони Гил построена и функционирует водяная мельница, на котором и производится ручная бумага. Жи-вописное место, возможность увидеть процес изготовления бумаги и самим принять участие в нем привлекает в КониГил многочисленных туристов.
Музей истории и культуры Узбекистана
Богатая коллекция экспонатов, начиная с эпохи до нашей эры, отражающая уклад и события жизни в регионе. Среди экспонатов можно выделить гроб Тимура, замененный во время вскрытия гробницы Тимура в 1941г. , Коран, написанный на пальмовых листьях длинною более 1.5 метра и библиотеку, состоящую из древних исламских рукописей и 20 Коранов, датируемых XI веком.Распологается в старой части города за Медресе Шердор, напротив торгового пассажа Чорсу.
Музей античной истории Самарканда
Небольшой музей, расположенный на городище Афрасиаб (предшественнике современного Самарканда). Здесь собраны экспонаты различных периодов античной истории Самарканда — оссуарии, остатки древних клинков, ножей, стрел, монеты, керамика, а также уникальные фрески, обнаруженные при раскопках на Городище. После посещения Музея, можно также побродить по Афрасиабу.
Краеведческий музей Самаркандской области
Музей экспонатов, рассказывающих об истории Самаркандского края. Среди экспозиций можно выделить «Флора и Фауна», «Интерьеры жилых помещений и мастерских», фотографии, книги. Дом, в котором располагается Музей, сам обладает музейной ценностью — это дом известного еврейского купца Калан- дарова.
Располагается по ул. Шарафа Рашидова, недалеко от Музея Виноделия.
Музей виноделия при винном заводе им. Ховренко
Музей история виноделия в Самарканде, грамоты, медали самаркандских вин, возможность продегустировать и купить самаркандские вина.
Располагается возле школы № 37 по улице Махмуда Кошгарий.
Самаркандские базары
Настоящий базар должен проявлять признаки живого существа — говорить (производить гул), бурлить (из-за постоянно передвигающегося людского потока), пахнуть (готовящейся едой и товарами) и улыбаться (хорошая торговля располагается на одной волне с доброжелательностью).
На восточном базаре принято торговатся. При этом, важен не выторгованный рубль-два, а сам процесс торга. Бывалый торговец в Самарканде может даже расстроиться, если товар был куплен сразу же, без торга.
В Самарканде, базар есть в каждом районе, но самым крупным является базар в старой части города. По имени района, в котором он располагается, он называется «Сиабский» или «Старого-родской». К нему можно выйти, идя от площади Регистан в сторону Мавзолея и Мечети Биби-Ханым. Однако, старогородской самаркандский базар не такой уж и большой по сравнению с Ургутским базаром — базаром в посёлке Ургут Самаркандской области, куда едут за крупными оптовыми покупками. Между Самаркандом и Ургутом постоянно курсируют автобусы и маршрутные такси, так что, при желании, вы можете посетить и его. Но лучше в субботу. Суббота — главный день Ургутского Базара.
Лепешки самарканда
История национальных лепешек в Самаркандском Согде очень древняя.
Идея выпекания хлеба из злаковых растений зародилась в период перехода кочевых племен к земледелию.
Лепешки выпекаются в печах особой конструкции — тандырах. Тандырная выпечка — один из залогов достижения неповторимых качеств хлеба.
Готовности лепешки в тандыре достигают через 4-8минут.
В былые времена выпекали более двадцати видов лепешек, это «чахсак», «таф-тон»,«тафтони ду без», «тарокли», «пу-лотий», «фатири чап-чак», «забони гов», «сохта»,«ширмои седона пайванд», «оби холи»,«саланг» и другие.
До наших дней сохранились только несколько видов, но и они сохранили за Самаркандом славу хлебного города. Лепешки гала-осиеги-нон, пришедшие из поселка Гала-Осие, что близ Самарканда, славятся далеко за пределами Самаркандской области. Каждый побывавший в Самарканде обязательно старается приобрести этот хлеб, покидая город: это уже стало традицией. Существует более пятнадцати разновидностей этой лепешки. Даже в черством виде этот хлеб сохраняет свой удивительно привлекательный вид, а, будучи слегка размоченным и подогретыми в духовке, тандыре или просто в микроволновке восстанавливает все свои вкусовые качества даже через несколько лет. Самаркандские лепешки как символ и лучший подарок развозятся не только по Узбекистану, но и по всему миру.
Христианство и христианские храмы в Самарканде
Культура согдийцев была устроена таким образом, что они не мешали людям исповедовать ту конфессию, которую каждый хотел исповедовать. Так, например, в Ургуте (поселении в 40 километрах от современного Самарканда) одновременно находились христианский монастырь, зороастрийский храм Джартепа и буддийский монастырь. Именно, благодаря согдийцам, христианство достигает Ферганы, Семиречья, Восточного Туркес-тана вплоть до Монголии, Кашмира и Тибета. До настоящего времени дошли сог- дийско-христианские письменные памятники переводы Нового Завета, гомилий, агиографические сочинения.
В Самарканде ныне функционируют четыре православных церкви, один собор католического прихода и молельные дома различных христианских течений:
- Собор святителя Алексия, Митрополита Московского (ул. Бобир-Мирзо, 70)
- Храм Святого великомученика Георгия Победоносца (ул. Бирлик,66)
Путешествие в Узбекистан: прогулка по Самарканду
5. Мавзолей Гур-Эмир – семейный склеп Тамерлана с заточенным духом войны
Самарканд, улица Регистан
Фотография Прокудина-Горского, 1910 год
Здесь захоронен великий среднеазиатский полководец, победитель Золотой Орды, и его дети. В том числе хан-ученый Улугбек. Нефритовое надгробие Тамерлана, который в Узбекистане почитается национальным героем, располагается в самом центре. По легенде, изначально камень был зеленым, но почернел от злости правителя.
Картина Василия Верещагина «Мавзолей Гур-Эмир»
До сих пор среди местных жителей ходят легенды, что внутри заточен дух войны, приводится пример о вскрытии могилы архитекторами в июне 1941 года и неминуемых последствиях. Тамерлан был известен своей жестокостью, чего стоит гора черепов, запечатленная на картине Верещагина «Апофеоз войны».
Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны»
Считается также, что древняя усыпальница послужила прототипом для создания такого чуда света, как мавзолей Тадж-Махал. Изначально это был замкнутый двор из 4 айванов мечети и медресе, сейчас уцелел лишь мавзолей и входной портал. А как выглядел Гур-Эмир в 1870 году, мы можем знать достоверно из полотен Верещагина. Рекомендуем воспользоваться услугами гида, знающим много историй, о которых вы не узнаете, гуляя самостоятельно.
6. Городище Афрасиаб – огромное кладбище и скоростные поезда
Самарканд, ул. Ташкентская
Опытный гид, удобная обувь, хорошее воображение и навыки хождения по пересеченной местности – слагаемые успешного посещения древнего городища, построенного в VII веке до нашей эры – как полагают многие ученые – древней согдийской столицы –легендарной Мараканды. Именно по этим улицам ходили знаменитые Авиценна и Омар Хайям Территорию, окруженную глубокими оврагами, укрывала мощная оборонительная стена высотой до 40 метров!!! Размеры впечатляют даже сейчас.
Внутри были выложены мощеные улицы, разделенные на кварталы. Древний городской ландшафт местами даже угадывается. Уже в те времена здесь вырабатывали энергию ветряные мельницы, работал водопровод из свинцовых труб и было налажено производство китайской бумаги.
Найденные во время раскопок уникальные фрески с изображением сцен борьбы и охоты, праздничных шествий, а также предметы быта – глиняная посуда, терракотовые статуэтки, костяные изделия – хранятся в музеях Самарканда. Коллекция насчитывает около 22 тысяч экспонатов! В период меж-монгольских войн 13 века Афрасиаб пришел в полное запустение.
Сейчас городище в форме полумесяца называют еще городом мертвых – он представляет собой большое скопление безжизненных лёссовых холмов, но, находясь там, под неспешные рассказы экскурсовода очень легко представить, что когда-то здесь кипела жизнь.
Название «Afrosiob» кстати носит сегодня и скоростной электропоезд Ташкент-Самарканд-Бухара.
7. Мавзолей Ходжа-Дониёр – поклонение святым мощам и излечение от болезней
Самарканд, северо-восток древнего городища Афрасиаб
Фото Dan Lundberg
Могила святого Даниила располагается на окраине упомянутого выше Афрасиаба. По преданию, на этом месте остановилась лошадь, перевозившая останки библейского пророка. А в месте, где она ударила копытом, забил святой источник, которому приписывают целебные свойства и излечение от многих болезней. В мавзолее захоронена часть его праха. После постройки могила – как гласит еще одна легенда – начала увеличиваться в длину, ее протяженность уже около 20 метров. Еще одна достопримечательность — засохшее 500-летнее фисташковое дерево, которое во время визита в 1996 году освятил патриарх Алексий Второй, и оно ожило и распустило листья.
8. Сиабский базар – самаркандская лепешка с печатью изнаменитый узбекский плов
Самарканд, на пересечении улиц Ташкентская и Шахи-Зинда
Пережить одно из самых незабываемых впечатлений предлагает Сиабский базар. Один из крупнейших и старейших рынков в Узбекситане. Торговые ряды занимают более семи гектаров! Перешагнув своды трехстворчатой арки из синей майолики, установленной на входе, попадаешь в настоящий театр. Изобилие овощей и фруктов, тысячи сортов специй, местных сладостей ошеломляют, а запахи сбивают с ног. Особое внимание – хлебным рядам.Обязательно попробуйте с пылу с жару знаменитую самаркандскую лепешку с фирменной печатью. Под них на рынке отдан отдельный павильон. Добродушные разговорчивые торговцы сами будут настаивать на дегустации. Не забудьте поторговаться – это один главных ритуалов восточного базара, который доставит удовольствие и продавцу, и вашему кошельку. На территории работают много кафе, где вы сможете отведать всю палитру национальной кухни – плов, лагман, самсу, шурпу.
9. Мечеть Биби-Ханым – 200-от километровая цепь из кирпичей и исполнение сокровенных желаний
Самарканд, улица Ташкентская
Грандиозная соборная мечеть. Уникальный архитектурный и религиозный памятник XV века был построен после триумфального похода Тамерлана в Индию на исходе 14 века. Над его возведением трудились около 700 мастеров из разных стран. Одна из легенд гласит, что величественную мечеть (в переводе «старшая принцесса») Тимур посвятил своей любимой супруге, в которую затем влюбился молодой зодчий, но это уже совсем другая история… Во дворе установлена гигантская мраморная подставка под Коран – женщины верят, что, если проползти между ножками пюпитра, то родишь сына. По замыслу эмира, сооружение должно было стать прижизненным памятником эпохи, поэтому в строительстве применены лучшие материалы. Так, для изготовления входных ворот было использовано 7 видов металла! А кирпич передавали из Бухары живой цепью из рук в руки на протяжении 200 км!
На изразцовых стенах были выложены десятки зеркал, которые, преломляя солнечный свет, создавали восхитительное зрелище внутри мечети. В помещении создана удивительная акустика – даже тихие проповеди были слышны тысячам прихожанам. Одновременно двор мечети мог принять 10 тысяч молящихся. Сегодня Биби-Ханым по-прежнему принимает гостей, но религиозные службы более не проводятся. Здесь расположился музей. А в мавзолее напротив нашли упокоение женщины из семьи Тамерлан.
В Самарканде проживает чуть более полумиллиона жителей. Но здесь, пожалуй, одна из самых больших концентраций количества достопримечательностей на душу населения. Многие уже исчезли с лица земли и сохранились только в старинных книгах и картинах. Как, например, тот же Куксарай – бывший дворец Тимура – на полотнах Верещагина.
Картина Василия Верещагина «Двери Тамерлана»
Старинный город, ровесник Рима, до сих пор полон нераскрытых загадок и тайн.
Об Узбекистане
Самаркандская область расположена в центре Узбекистана, недалеко от бассейна реки Зарафшан, и занимает площадь 16 000 квадратных километров. Население составляет более двух миллионов человек, половина из которых проживает в сельской местности. Область разделена на 16 административных районов, в центре которых находится город Самарканд, в котором проживает 366 тысяч человек.
История. «Драгоценная жемчужина исламского мира» и лицо земли — так называли Самарканд поэты и историки прошлого.Как и Ташкент, Самарканд имеет 2500-летнюю историю. Удобное географическое положение Самарканда в бассейне реки Зарафшан сделало этот город важным перекрестком Великого Шелкового пути.
Самарканд — популярный туристический центр как в Узбекистане, так и в Средней Азии. Основанный в I веке до нашей эры, он первоначально назывался Марчанда. Во времена правления Амира Темура регион процветал. Родившийся в городе Шахрисабс, Темур сделал Самарканд столицей своей великой империи, которая простиралась от реки Инд до реки Босфор.
Площадь Регистан на протяжении многих веков была и остается центром Самарканда. Много веков назад Малая речка пересекала площадь, на которой было построено первое медресе. Прошли годы, и река высохла, оставив в русле только песок. Регистан означает песчаное место. В 15 веке здесь было основано первое медресе. С этого времени на площади Регистан проходят все торжества, фестивали и воскресные базары.
В Самарканде есть несколько мавзолеев и мечетей, построенных Амиром Темуром.Мавзолей Шахи-Зинда был построен в XIV и XV веках при Темуре и является местом захоронения большинства его родственниц. Мавзолей Гур-Эмир был построен по приказу Темура в честь его нежно любимого внука Мухаммад Султана, который умер преждевременно. Джума-мечеть, построенная в 1399 году в честь жены Амира Темура Биби-Ханум, является одним из самых величественных зданий Самарканда.
Культура. Многие туристы посещают Самарканд, чтобы воздать должное реликвиям и священным местам исламского мира.Можно посетить могилу святого Кусама ибн-Аббаса, место, которое в средние века при посещении считалось приравненным к хаджу в Мекку. Самарканд с его уникальными историческими и архитектурными памятниками, многовековыми национальными традициями и праздниками, а также секретами азиатской кухни ждет гостей, чтобы испытать эти давние времена.
Самарканд Узбекистан
Самарканд Узбекистан был основан в 700 году до нашей эры как древний Афросиаб и является одним из старейших населенных городов мира.Объявленный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2001 году, он считается крупным перекрестком культур. Развитию Самарканда как культурного перекрестка способствовало его центральное расположение на Великом шелковом пути, знаменитой торговой сети, связывающей Азию с Западом. К 13 веку город превратился в то, что Марко Поло описал как «очень большой и великолепный город …» Последовал последующий рост. Самарканд фактически получил наибольшее развитие в 14-15 веках нашей эры, когда он был столицей царства Темуридов.
В искусстве и архитектуре Самарканда изображены важнейшие политические и культурные этапы Центральной Азии. Основные памятники города включают мечеть и медресе Регистан, мечеть Биби-Ханым, ансамбль Гур-Эмир и обсерваторию Улуг-Бека. Эти и другие исторические сооружения Самарканда — настоящие жемчужины исламского культурного творчества. Они сыграли важную роль в развитии исламской архитектуры в обширном регионе, простирающемся от Средиземного моря до Индийского субконтинента.
Гостиницы Самарканда
Гостиницы Самарканда
Самарканд — второй по величине город Узбекистана. Таким образом, он предлагает большое количество отелей. Эти отели включают современные отели и отели бизнес-класса, а также небольшие частные и семейные отели. В целом отели Самарканда имеют хорошие цены. Путешественникам не нужно сильно урезать свой бюджет, когда дело доходит до жилья, даже если они останавливаются в таких дорогих отелях, как Regal Palace (на фото), Asia Samarkand и Registan Plaza.Благодаря современным технологиям вы можете заранее забронировать отель в Самарканде, и номер будет ждать вас по прибытии. Также доступны туристические пакеты по Узбекистану, которые включают проживание. Об этом стоит помнить при планировании поездки в Самарканд и за его пределы.
Рестораны Самарканда
Самаркандские рестораны предлагают множество разнообразных блюд. Это имеет смысл только в городе, который известен как крупный перекресток культур. Во время одного приема пищи в Самарканде можно было увидеть, как вы едите гамбургер или пиццу, а во время другого можно было познакомиться с корейской кухней.В городе множество ресторанов, и, как и следовало ожидать, многие рестораны Самарканда специализируются на национальной узбекской кухне. Некоторые рестораны и кафе Самарканда предлагают развлечения в виде шоу во время обеда и ужина. Эти шоу, как правило, включают национальные танцевальные и музыкальные представления. Кстати, в отелях Самарканда обычно есть рестораны. Многие отели также включают завтрак в стоимость проживания.
Аэропорт Самарканд
Аэропорт Самарканда не является главным аэропортом Узбекистана.Этим отличием является аэропорт в столице страны Ташкенте. При этом аэропорт Самарканда обслуживает некоторые международные рейсы. Эти рейсы, как правило, прибывают из таких городов России, как Санкт-Петербург, Москва и Казань. Чаще всего международные путешественники, которые прилетают в Самарканд, сначала прибывают в Ташкент, а затем вылетают стыковочным рейсом в Самарканд. Что касается расположения аэропорта Самарканда, то вы можете найти его на северной окраине города. Близость к центру города означает, что путешественникам не нужно далеко ехать, чтобы добраться до своих отелей в Самарканде после приземления самолета.Это особенно верно, если они останавливаются в одном из нескольких отелей аэропорта.
Карта Самарканда
Карта Самарканда
На карте Самарканда показано, что город находится в юго-восточной части Узбекистана, недалеко от границы с Таджикистаном. Его местоположение составляет примерно 150 миль к юго-западу от столицы Узбекистана Ташкента. Карта самого города Самарканда показывает, что площадь Регистан — это во многом сердце города. Эта величественная площадь является популярным местом для собраний, а на ее территории расположены отели, рестораны, множество музеев и других достопримечательностей. Многие из основных памятников Самарканда находятся к востоку от площади Регистан, так что это может быть хорошим направлением для осмотра достопримечательностей.
столица Республики Узбекистан
Ташкент — столица Республики Узбекистан
Географические координаты — 41 ° 18’00 «N 69 ° 16’00» E
Территория — 334,8 км2
Население — 3 млн.
Высота — 475 м
Ташкент, столица Республики Узбекистан — крупный экономический, политический, научный и культурный центр Центральной Азии.
Город расположен в северо-восточной части республики, в предгорной части западного Тянь-Шаня, в долине реки Чирчик, на высоте 440-480 м над уровнем моря.
История Ташкента насчитывает более 2500. История города началась с небольшого поселения Сока (VI-III вв. До н.э.). За свою многовековую историю город назывался иначе — Ыны, Чач, Шаш-Теп, Бинкент, Ташкент.
В I-IV вв. Чач входил в состав Кушанского царства. В V веке город захватили эфталиты, создавшие огромную державу на территории всей Средней Азии, а в 6 веке он оказался под влиянием тюркского каганата. В это время начинается формирование тюркского языка у народов этого края.
В начале VIII века арабские войска перешли Амударью и начали завоевание Средней Азии. Вначале были захвачены Бухара, Самарканд, а в 716 г. — Чач (Ташкент). Население Чача покидает опустошенный арабами город, и создает новый город, но не на руинах, а в 4-5 км к северо-западу от бывшего, на берегу канала Боз-су.
В это время на территории Средней Азии распространены религия ислам, арабская письменность и культура. С IX века город прочно расположен в центре «старой» части современного Ташкента и носит арабское название «Бинкент» (т.е. главный город области). И этот период, IX-X вв., Действительно был «золотым веком» в истории экономического и особенно культурного развития региона, получившего название периода «мусульманского возрождения».
В это время в городе развиваются ремесла, гончарное и стеклодувное дело, обработка металлов, тканей, кожи, дерева.В городе располагались многочисленные караван-сараи, в которых останавливались караваны, идущие по «Великому Шелковому пути». Расположившись на транзитном торговом пути, Бинкент был не просто перевалочным пунктом, но и сам производил и экспортировал товары. С конца X века город входит в состав государства Караханидов.
Впервые название «Ташкент» встречается в XI веке в произведениях Бируни и Махмуда Кашгари. Ташкент в переводе означает «каменный город».
В 1219 году (XIII век) в результате нашествия Чингиз-хана город перешел к монголам.Были разрушены все городские укрепления, уменьшилась населенная часть города. Монгольское завоевание характеризуется полным упадком Ташкента.
Новый подъем города связан с правлением Тимура и Тимуридов. В XIV и начале XV веков, в составе государства Амира Темура, город снова приобрел значение мощной крепости, его территория расширилась, развиваются производства, торговля, культура. Город был окружен новой стеной, так как Тимур придавал большое значение Ташкенту, как военной крепости (форпосту) империи.Начало XVI века характеризуется появлением кочевых узбекских племен под предводительством Шейбани хана. Кочевые узбеки селились на завоеванных территориях и смешивались с местными оседлыми тюрками и другими народами. Эти кочевники называли себя «узбеками», и с этого времени термин «узбек» получил широкое распространение и стал утверждаться как название, впоследствии созданная, узбекская национальность.
Затем на протяжении II веков, в XVII-XIX веках, Ташкент стал ареной борьбы между Хивой, Кокандским ханством и Бухарским эмиратом.В начале XIX века город был захвачен кокандским ханом и вошел в состав Кокандского ханства. Не раз пытался захватить Ташкент Бухарский эмират. Между местными ханствами царское правительство России использовало сложившуюся ситуацию. В 1865 году императорские войска захватили Ташкент, и город был присоединен к России. В 1867 г. было образовано Туркестанское генерал-губернаторство со столицей в Ташкенте.
Ташкент был столицей УзССР в 1924 году, затем столица была перенесена в город Самарканд.С 1930 года Ташкент снова становится столицей.
Сегодня Ташкент — самый крупный город Средней Азии с населением около 3 миллионов человек. Территория города составляет 320 км 2 и состоит из 11 административных районов.
Это древний город на Великом Шелковом Пути, где гармонично переплетаются древняя восточная архитектура и современные приемы градостроительства. Все это привлекает многочисленных туристов со всего мира, сочетающих древние восточные традиции и современный образ жизни.
Памятники :
Площадь Хаст Имам
Мавзолей Каффаль Шаши
Мавзолей Шейха Зайниддина Бобо
Мавзолей Шайхантаура
Калдиргочбий Мавзолей Кассада Кахра Мадухочбий Медуза Аббасса Кахра Мадукхан Абдул
Мечеть Тилля Шейха
Мечеть Минор
Дом Романовых
Рынок Чорсы
Рынок Амира Темура
Площадь Независимости
Музей прикладного искусства
Музей истории народов Узбекистана
Музей Тимуридов
Самарканд, Узбекистан — Informationen zur Stadt, zu Hotels und Stadtführungen в Самарканде
Самарканд — die Hauptstadt von Tamerlan
Самарканд находится в районе Таль-де-Флусс, Зарафшан и ист ди zweitgrößte Stadt Usbekistans.Die Stadt stammt aus der gleichen Zeit wie Babylon или Rom und kann damit auf eine über 2.500 Jahre alte Geschichte zurückblicken. Während dieser Zeit hat die Stadt viele Aufstände und Unterwerfungen erlebt, etwa unter Alexander dem Großen, die arabische Eroberung, die Eroberung durch Dschinghis-Khan und letztendlich natürlich die Einnahme durch Tamerlan. Doch ging mit diesen Eroberungen auch immer eine Entwicklung der Kultur einher, so etwa die Mischung mit der iranischen, indischen, mongolischen und ein wenig westlichen und östlichen Kultur.Die Stadt übte durch ihre Schönheit schon immer eine magische Anziehungskraft aus. Dichter und Historiker nannten sie «das Rom des Ostens, die Perle der östlichen islamischen Welt»…
Самаркандские фотографии
Мавзолей Гур-Эмир
Медресе Шердор
Биби Ханум Моши
Больше фотографий Самарканда
Geschichte Samarkands
Es gibt Städte, in deren Geschichte sich die Historie nicht nur eines einzelnen Landes, sondern ganzer Nationen widerspiegelt.Eine solche Stadt ist Samarkand — eine der ältesten Städte der Welt. Wie andere Zentren früher Hochkulturen — Вавилон, Афины, Рим, Александрия или Визанц — so war auch Samarkand dazu bestimmt, durch einen nicht endenden Strom von Historischen Ereignissen erschüttert zu werden. Die Geschichte Samarkands reicht weit über tausend Jahre zurück. So belegen archäologische Funde und Historische Annalen, dass auf dem Gebiet Samarkands schon lange vor Christi Geburt Menschen lebten. Die vorteilhafte geographische Lage, das verhältnismäßig kühle Klima, ein Überfluss an frischem Quellwasser, die Nähe zu Gebirgen mit großem Wildvogelbestand — все умирают, начиная с погружения, погружаясь в Ansiedlung des Mensbiet in diese.So scheint es nicht verwunderlich, dass wir heutzutage в Самарканде immer noch mächtige Stadtmauern, Festungen, majestätische Bauwerke und Religiöse Anlagen bewundern können, die über die Jahrhunderte hinweg errichtet wurneg.