В независимой Литве: 1918–1940 годы
В годы этой Первой мировой, или николаевской войны, рухнула Российская империя (февраль 1917 г.). На её развалинах вскоре возникла советская Россия, затем СССР (1922), а на западных окраинах – пять независимых государств, среди которых была и Литва.
© Organizatorių archyvas
В 1918–1940 г. независимая Литовская Республика со столицей в Каунасе (в 1920 г. Вильнюс и его край был занят Польшей) была демократическим, затем, с 1926 г., – авторитарным государством во главе с президентом А.Смятоной. Литва тогда была небольшой, аграрной страной с постепенно развивающейся промышленностью и городами. Литовцы в стране составляли более 80% населения (всего было 2,02 млн. жителей), этнические меньшинства – почти 20%. Самыми большими по численности были еврейская (7%), немецкая (4,1%, в присоединённом Клайпедском крае с 1923 г.) и польская (3% или значительно больше) общины. Русские (2,5%) были четвёртым меньшинством в Литве.
Национальные меньшинства в межвоенной Литве были признаны равноправными гражданами и фактически пользовались некоторыми специальным правами.
В интеллектуальном, экономическом и социальном отношении сильной была еврейская община Литвы, имевшая в 1918–1925 гг. даже свою культурную автономию. Антисемитизм конца 1940-х гг. омрачил положение местных евреев, но он не был широко распространённым явлением, а президентская власть пыталась его контролировать и умерить. Более сложным было отношение литовских властей и общественности к польскому меньшинству из-за захвата Польшей Вильнюса, земельной реформы, явно ущемившей земельные права местных польских дворян, и умеренно антипольской просветительской политикой в Литве. Больше взаимопонимания было у литовцев с русскими, белорусами, татарами и караимами.
Правда, Русская православная церковь в Литве, считавшаяся тогда важным инструментом антикатолической политики царских властей в XIX в., испытала значительное давление со стороны национально и националистически настроенной части литовского общества.Согласно переписи 1923 г., русские составляли чуть более 50 тысяч населения Литвы (2,5%), по данным 1925 г. (с Клайпедским краем) — 2,4 %. После присоединения к Литве Вильнюсского края в 1939 г. здесь проживало приблизительно 86–96 тысяч русских. Больше всего доля русских была в Зарасайском уезде. Грамотность среди русских в 1923 г. была ниже, чем среди других распространенных в стране национальностей. Позже грамотность русской общины, которую составлял абсолютное большинство крестьян, значительно повысилась, поскольку в стране в 1928 г. было введено обязательное начальное образование.
Итак, сравнивая с началом XX столетия, русская общины независимой Литвы в 1920-1930-х гг. (в урезанных границах) численно значительно уменьшилась, изменился её высший, образованный класс, хотя её социальная структура осталась практически та же. Её большинство составляли местные русские крестьяне (преимущественно староверы), а относительно высокий процент горожан (около 20%) представляла интеллигенция, служащие и рабочие. Очагами русской культуры и традиций тогда оставались старообряческие и православные приходы, русская гимназия в Каунасе (и в польском Вильнюсе), русские школы, общественные, благотворительные организации, русские издательства газет и неформальные группы русской интеллигенции в Литве.
Среди горожан, конечно, выделись видные деятели новой русской эмиграции – историк Лев Карсавин и художник Мстислав Добужинский, финансист и последний министр иностранных дел Российской империи Николай Покровский, историк Иван Лаппо, режиссер Феофан Павловский, танцовщики и балетмейстеры Павел Петров, Николай Зверев, Анатолий Обухов, Вера Немчинова. Имена последних были широко известны в Европе благодаря гастрольным выступлениям русских артистов балета и оперы – «Русским сезонам» (1908–1929) Сергея Дягилева. Правда, в этот раз волна русских эмигрантов в межвоенной Литве была небольшой: её численность достигала от 1,5 до 2,4 тысяч человек.
Среди русской интеллигенции Литвы были и свои местные видные деятели: архитектор Владимир Дубенецкий, археолог и писатель Пётр Тарасенка, политик и единственный русский член Сейма в 1920–1926 гг. Евстихий Ерин, педагог, директор Каунасской русской гимназии и публицист Александр Тыминский, автор ценной книги по истории архитектуры «Искусство Вильнюса» (1940) историк искусства Михаил Воробьёв, старообрядческий религиозный деятель, публицист и историк Иван Прозоров.
Русские деятели в этот раз без помощи или влияния царских и тем болеe советских властей сыграли важную роль в пропаганде высокой и средней русской культуры и в развитии театра, искусства, архитектуры, исторической науки, высшего образования в Литве в 1920–1930-е гг.
В нашу десятку русских Литвы вошли два человека этого периода – Лев Карсавин и Мстислав Добужинский. Оба были известными личностями в России и в Европе ещё до переезда или возвращения в Литву. Они долгое время жили в стране. Оба внесли значительный вклад в развитие литовской культуры и стали важным местом памяти современных русских Литвы и – это не менее важно – литовского и российского обществ в целом.
Строго запрещено копировать и распространять информацию, представленную на DELFI.lt, в электронных и традиционных СМИ в любом виде без официального разрешения, а если разрешение получено, необходимо указать источник – Delfi.
Территория Литвы при выходе из СССР на треть превышала ту, с которой она вошла в него
Москва, 16 сентября, 2011, 16:50 — ИА Регнум. Ревизия истории, идеологически мотивированное осуждение советского прошлого представляет угрозу для суверенитета и территориальной целостности постсоветских республик. Об этом 16 сентября заявили участники онлайн-конференции в ИА REGNUM «1939-1941: Украина, Белоруссия и Литва между Второй мировой и Великой Отечественной».
Литовский политолог, лидер Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис, отвечая на вопрос о «волюнтаристском способе» передачи Литве г.Вильно, Виленского края и г.Мемеля, а также перспективе отзыва Россией подписи СССР под актами передачи данных территорий Литве (в связи с антисоветской риторикой официального Вильнюса), отметил: «Факт, что официальная Литва не хочет вспоминать об этих событиях. Это не вписывается в националистическую мифологию, на которой строится теперешняя политика. Но перекройка границ вызвала бы войны».
«Опять же, нам надо стараться выходить из порочного круга обоюдного национализма. Так мы пропадём все вместе. Надо политику строит на общности экономических интересов. Псевдо-патриоты Литвы уже обанкротились, их скоро сметёт свой же простой народ, который не настроен враждебно к другим народам», — добавил Палецкис.
В свою очередь украинский историк и публицист Владислав Гулевич, комментируя перспективы геополитической ревизии, констатировал: «Само же мировое сообщество и постарается сделать всё, чтобы как можно меньше геополитических выгод досталось России». По мнению украинского эксперта, такой сценарий нереален по причине «текущей политической конъюнктуры».
Белорусский политолог, кандидат исторических наук Николай Малишевский напомнил: «Современная Литовская Республика вышла из состава СССР в 1991 году с территорией, которая на треть превысила ту, с которой она вошла в состав Советского Союза в 1940 году! Литва, уйдя из Советского Союза как «восстановившееся довоенное государство» почему-то увела за собой территории, полученные в составе СССР — Клайпедскую область, курорт Друскининкай и даже свою столицу Вильно. И это называется «оккупацией и аннексией Литвы», за которые требуют компенсацию?! Нелишне напомнить, что в 1945-м Сталин распорядился передать Литве Клайпедский регион (оккупированный Германией весной 1939 года), причем с устьем Немана (район Русне) и северной частью Куршской косы. А осенью 1939-го СССР передал Литве (особо замечу — «несоветской») Вильно с прилегающим районом, захваченные Польшей в 1920 году. За юго-западную часть Литвы (Вилкавишский район) советское правительство в 1941 году и вовсе заплатило Германии 7,5 миллионов долларов».
Малишевский подчеркнул: «СССР вооружённую агрессию против литовского государства не осуществлял и каких-либо военных действий никогда не вёл. Следовательно, определение «оккупация» в отношении присутствия частей Красной армии на территории Литовской Республики до июля 1940 года, а затем на территории Литовской ССР до начала Отечественной войны, а также после её окончания до 1992 года, — юридически абсолютно ничем не обоснованно».
«Ввод частей Красной армии в Литовскую республику в середине октября 1939 г. и вывод советских войск из современной Литвы был осуществлён на основании соответствующих двусторонних межгосударственных договорённостей между Литвой и СССР, не содержавших никаких определений, которые констатировали бы оккупационный статус Советской Армии, подобно, скажем, тому, как это было на территории Германии после разгрома вермахта и капитуляции III Рейха, — продолжил Малишевский.
«Определение «аннексия» (присоединение), которое в последнее время всё чаще звучит в прибалтийских СМИ, также неуместно для определения того, что произошло в 1940 году, поскольку силового присоединения территории другого государства к территории СССР не было. Наоборот, всё происходило на законных основаниях. Советские войска были введены в республики Прибалтики на основе юридически оформленных договоров и строго соблюдали установленный порядок. Зачем это надо было советской стороне?», — заявил белорусский политолог. Малишевский напомнил о «замалчивании пакта Риббентропа-Шкирпы» и пояснил: «Дело в том, что после литовско-германских переговоров, 20 сентября 1939 г. сторонами были выработаны и парафированы «Основные положения договора об обороне между Германским Рейхом и Литовской Республикой» (Так как министр иностранных дел Литвы И.Урбшис под каким-то предлогом уклонился от официальных переговоров с Германией, инициативу взял на себя посол Литвы в Берлине полковник К.Шкирпа, которого уже тогда за преданность нацизму называли «уполномоченный Гитлера по делам Литвы»). Первая статья этого договора гласила: «Литва становится под протекторатом Германского Рейха». 30 сентября 1939 г. Гитлер, на всякий случай, приказал сохранить в Восточной Пруссии войска, «чтобы быстро оккупировать Литву, даже в случае её военного сопротивления».
Как сообщало ИА REGNUM, 16 сентября состоялась онлайн-конференция «1939-1941: Украина, Белоруссия и Литва между Второй мировой и Великой Отечественной», в которой приняли участие историки и политологи из Белоруссии, Литвы и Украины. Полный текст доступен на странице конференции.
Каунас 1919-1939: столица, вдохновленная современным движением
Дата подачи: 01.10.2017
Критерии: (ii)(iv)
Категория: Культурный
Представлено:
Министерство культуры Литовской Республики
Штат, провинция или регион:
Каунасское городское самоуправление
Координаты: N 54.897174, E 23.913853
Код: 6166
Экспорт
Файл Word .doc
Отказ от ответственности
Предварительные списки государств-участников публикуются Центром всемирного наследия на своем веб-сайте и/или в рабочих документах в целях обеспечения прозрачности, доступа к информации и облегчения согласования Предварительных списков на региональном и тематическом уровнях.
Исключительная ответственность за содержание каждого Предварительного списка лежит на соответствующем государстве-участнике. Публикация Предварительных списков не означает выражения какого-либо мнения Комитета всемирного наследия, Центра всемирного наследия или Секретариата ЮНЕСКО относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или их границ.
Названия объектов перечислены на том языке, на котором они были представлены государством-участником
Описание
В период с 1918 по 1940 год Литва была одним из вновь восстановленных государств, образовавшихся в Центральной и Восточной Европе на национально-территориальной основе после Первой мировой войны. Вильнюс, его историческая столица, был потерян в 1919 году, и новой столицей стал Каунас. Некогда скромный русский имперский гарнизонный городок неожиданно приобрел новое значение на карте Европы. Его статус столицы послужил импульсом для ускорения его интеграции в политический, социальный и культурный контекст межвоенной Европы посредством материальных и нематериальных форм, таких как архитектура, дипломатия, культура и образование.
В течение короткого, но очень насыщенного периода Каунас пережил важнейший этап своего исторического развития. Годы с 1919 по 1939 год были для Каунаса временем революционных культурных прорывов, что особенно проявилось в архитектуре. Столичный статус спровоцировал огромный строительный бум, направленный на создание всей необходимой инфраструктуры: государственных учреждений, музеев, учебных заведений (университет, академии и школы), бизнес-офисов, гостиниц, производственных помещений, жилья и общей инфраструктуры. города (водоснабжение, канализация, новая транспортная система, дороги и парки). Архитектурный ландшафт мультикультурного Каунаса обогатился зданиями различных этнических сообществ, такими как церкви, банки и школы, с характерными формами выражения (в 1937 население города составляли литовцы на 61 %, евреи на 25,5 %, поляки на 3,9 %, немцы на 3,3 % и русские на 3,3 %). В 1938 году он привлек 68% всех литовских инвестиций в строительство городов. Площадь города увеличилась более чем в семь раз (с 557 га в 1919 г. до 3940 га в 1939 г.). До наших дней сохранилось более 6000 построек этого периода.
По политическим и экономическим причинам основные строительные работы в Каунасе продолжались менее двух десятилетий. Наиболее напряженный период строительства был с 1927 по 1940 год. Это соответствует огромным изменениям в архитектуре. В 1930-е годы, за очень короткий промежуток времени, модернизм стал интернациональным стилем. Революционные семена, посеянные Ле Корбюзье, Вальтером Гропиусом, Мисом ван дер Роэ и другими архитекторами и архитектурными школами мирового уровня, нашли благодатную почву в тысячах мест по всему миру. Модернизм выражается на разных местных архитектурных языках. Градостроительное и архитектурное развитие Каунаса в 1930-х годах является одним из наиболее значительных проявлений раннего этапа модернизма, когда стиль представлен не как отдельный городской и архитектурный памятник, а как место, вдохновленное модерном.
Ограниченность финансовых возможностей этого небольшого восточноевропейского государства предопределила не революционный, а эволюционный характер его архитектурно-градостроительного развития. Потребность в публичном лице столицы и вдохновение современного мира (чистота, гигиена и социальная инфраструктура) в Каунасе сочетаются с деликатным масштабом, тщательной адаптацией городской сети 19 века и творческим использованием природного окружения (например, одной из самых характерных городских особенностей Каунаса является Воскресенская церковь, построенная на вершине окружающего город склона, как бы иллюстрирующая концепцию Stadtkrone, Венца города, сформулированную известным немецкий архитектор Бруно Таут). Таким образом, Каунас можно охарактеризовать не четкими функциональными зонами, а небольшим масштабом и разрозненностью, последовательным развитием городского ландшафта, а не резкой перестройкой, развитием местного характера и элементов рельефа, а не отчетливо узнаваемый архитектурный облик Баухауза (функционализм).
Поколение архитекторов, получивших образование в Западной Европе и выпускников Литовского университета (Университет Витаутаса Великого с 1930 г.), привнесло интернациональные идеи, но выразило их иначе, чем классические концепции «героического модернизма». . Архитектурный стиль Каунаса отражает различные стилистические тенденции межвоенного периода и выражает общую тенденцию к неуклонной эволюции от эклектики к модернизму. Эту архитектуру точно определил Витаутас Ландсбергис-Жемкальнис, один из самых известных архитекторов того периода, как «классический ритм монументального строительства в современной форме». Однако интимный масштаб и органичное включение элементов национального искусства обеспечивают самобытный местный архитектурный характер этих зданий.
Обоснование выдающейся универсальной ценности
В отличие от радикальных школ модернизма Каунас последовательно и непрерывно развивался, приобретая форму эстетического выражения, близкую международному функционализму, но все же основанную на его уникальном местном характере. Культурная память и опыт Литвы использовались для поощрения современных форм и нового архитектурного качества, чтобы прошлое приобрело активную функцию и привело к будущему. Эта медленная повседневная эволюция, избегающая сильных культурных и городских сдвигов и воспринимаемых признаков, представляет собой пример городской устойчивости до того, как возникла фактическая концепция устойчивого развития. В результате влияние национальных традиций, человеческого масштаба и тесной связи с существующей средой постепенно сформировали местную школу модернизма и сделали город одним из самых ранних примеров регионализма в истории Модерна. Отчетливое стилистическое выражение, хорошо сохранившийся городской характер и историческая уникальность, связанная с развитием столицы, дают возможность Каунасу представить разнообразие проявлений Модерна на его ранних стадиях в XIX веке.30 с.
Критерий (ii): Архитектура Каунаса восприняла идеи из-за рубежа и способствовала развитию нового местного архитектурного выражения с исключительными качествами модернизма (в данном социокультурном контексте).
Архитектура Каунаса имеет уникальный местный характер, вызванный стилистическими вариациями в сохранившихся зданиях того времени, разнообразной городской морфологией и практически не изменившимся функциональным назначением. Он представляет собой творческий ответ на социальные и культурные преобразования межвоенного периода (20 век).
Критерий (iv): Исторический городской пейзаж Каунаса является исключительным примером столицы, построенной менее чем за два десятилетия и ставшей свидетелем современного движения.
Короткий, но интенсивный период нового строительства придал городу неповторимый дух, который в значительной степени способствует развитию и поддержанию его сильной идентичности и ауры свободы. Разнообразие типов зданий, предназначенных для выполнения функций новой столицы, представляет собой уникальный пример использования идей модерна для формирования города, выражающего официальный характер столицы государства.
Заявление об аутентичности и/или целостности
Городская ткань центральной части Каунаса содержит все элементы, необходимые для передачи феномена каунасской модернистской архитектуры как уникальной части материального наследия, движимой нематериальными устремлениями молодой столицы. город. Визуальные отношения, панорамы, открытые пространства, топография, городская сетка (крупные кварталы 19 века и заполнения Современного движения) имеют определенную степень достоверности и охраняются национальным законодательством. Территория номинации, Новый город (Naujamiestis) Каунаса, состоит из разных исторических слоев. Это визуально и духовно неотъемлемая часть исторического города, имеющая четко различимые следы нескольких периодов: Российской империи (1854-1819 гг.18), Литовской Республики (1919-1940), советского периода (1945-1990) и современных дополнений. Тем не менее, городская планировка самого раннего периода сохранилась, а архитектура с 1919 по 1940 год доминирует в этом районе как по количеству (42% площади), так и по качеству (большинство городских достопримечательностей в этом районе относятся к периоду с 1919 по 1940 год). Буферная зона состоит из множества других менее аутентичных, цельных или важных зданий и групп зданий межвоенного периода, которые помогают сохранить характер города.
Территория объекта состоит из множества отдельных зданий и групп зданий, воплощающих архитектурный и городской характер современной столицы. Высок уровень достоверности их выразительных стилистических форм, разнообразия функций и материалов. Практически нетронутыми интерьерами сохранились некоторые важные общественные здания: Главпочтамт, Дом офицеров, Литовский банк, бывший Сельскохозяйственный банк и другие. Даже их приспособление к новым техническим требованиям сохранило дух времени: бывшая Почтовая сберегательная касса, бывшее Министерство юстиции, бывшее самоуправление Каунасского уезда и другие. Эти здания дают нам исключительную возможность узнать о разнообразии общественной жизни межвоенного Каунаса. Жилые районы и жилые дома на участке представляют собой разнообразие городского образа жизни: современные квартиры большого размера, исключительные образцы сдаваемых внаем квартир среднего размера на четыре-шесть семей и роскошные современные дома на одну-две семьи. Большая часть жилья на этом месте сохранила свою аутентичную материальную форму и является атрибутом, дающим информацию о форме, материалах и городских традициях жизни в межвоенный период, и вносит существенный вклад в гений места Каунаса.
Сравнение с другими подобными объектами
Культурное наследие модернизма является общепризнанным явлением, которое проявляется в многочисленных свидетельствах человеческой цивилизации. Отдельные здания (вилла Тугендхат в Брно, дом Ритвельда Шредера в Утрехте и др.) и комплексы (Белый город Тель-Авива, берлинские модернистские жилые массивы и др.), относящиеся к этому движению, уже внесены в список Всемирного наследия. Список. Ряд примеров современного движения находится в предварительном списке. Однако, учитывая тот факт, что городское развитие в 20-м веке шло беспрецедентными темпами и создало огромное архитектурное наследие той эпохи, становится ясно, что модернизм по-прежнему недостаточно представлен в Списке всемирного наследия. При восполнении этих пробелов особое внимание следует уделить уникальным городским ландшафтам, в которых произошли коренные преобразования городской жизни в ХХ веке.
Почти в каждом городе, который пережил большие экономические или политические изменения в 1920-х и 1930-х годах (Злин и Брно в Чехии, Гдыня в Польше, Выборг [бывший Виипури] в России, Асмэра в Эритрее и т. д.), есть определенная коллекция зданий которые свидетельствуют о наследии модернизма. В этом контексте Каунас является ярким примером исторического городского ландшафта, вдохновленного современным движением. В отличие от других городов, славящихся своим модернизмом (Асмэра, Тель-Авив, Гдыня и др.), каунасский модернизм отличается скорее своим локальным характером, а не продолжением традиции Баухауза. В советское время сохранился самобытный дух города, как пространственного символа сопротивления. Таким образом, Каунас представляет собой уникальный пример деликатного состояния малонациональной государственности в начале ХХ века в определенном геокультурном пространстве, а также пример попытки выразить архитектурную идентичность, основанную на универсальных принципах Модернизм.
Хронология Литвы: История Литвы.
Еврейская хронология. Общая хронология.
2000 Предки балтов переселяются в район.
ce
700 Литовский язык становится отличным от латышского, его ближайшего родственника.
Племенная жизнь и языческие обычаи продолжаются многие века.
Прибывают первые евреи, вероятно, торговцы с востока.
1100 Племенные группы: горцы на востоке и юго-западе, жители низин на западе.
Большая группа немецких евреев поселяется в этом районе.
МОЩНАЯ, БОЛЬШАЯ ЛИТВА
1230 Вождь горцев Мингдаугас объединяет литовские племена.
Мингдаугас создает Великое княжество Литовское, могущественное государство.
1263 Мингдаугас убит.
Христианское вторжение Ливонского ордена и Тевтонского ордена.
Литва отбивается от них и становится одной из крупнейших стран Европы.
Включает современные Беларусь, Украину, части Польши и России.
Еврейская община остается бедной и изолированной.
1320 Вильнюс основан.
1365 Литва Великий князь Ягалия соглашается быть также королем Польши.
Литва становится последней европейской страной, принявшей христианство.
1388 Грамота великого князя предоставляет евреям права и самоуправление.
Община становится богаче, чем евреи в Польше и Германии.
1410 Литва в союзе с Польским королевством побеждает прусских тевтонских рыцарей.
Вильнюс с населением 25 000 человек является одним из крупнейших городов Европы.
1495 Положение евреев ухудшается с новым правителем. Евреи изгнаны из страны.
1503 Евреям разрешено вернуться. Сообщество восстанавливает себя.
ПАРТНЕР В ПОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ
1569 Образована Речь Посполитая.
Литва, младший партнер могущественной европейской империи.
Польское дворянство и культура процветают в Литве, особенно в Вильнюсе.
1579 Учрежден Вильнюсский университет.
Дворяне пользуются властью и привилегиями: они избирают короля, контролируют парламент.
Еврейское население 120 000 человек, говорящие на идише, религиозные, сильные связи с польскими евреями.
1630 Большая Виленская синагога (Вильнюс) построена.
Литва центр еврейской религиозной мысли и образования.
1654 Всемирный потоп: Содружество захвачено Швецией и Россией.a
Еврейская экономика и инфраструктура пострадали от войн и нестабильности.
1721 Население Литвы сократилось на 40% из-за войн, голода и эпидемий.
Виленский Гаон, раввин Илия бен Соломон, признанный великий лидер и ученый.
Развивает легендарную литовскую систему иешив и форму обучения.
Он возглавляет миснагдим, яростных противников хасидского движения.
ПРИ РУССКИХ ЦАРЯХ
1795 Речи Посполитой заканчивается, когда земли делят соперничающие державы.
Большая часть Литвы теперь часть Российской империи. Клайпеда на западе переходит к Пруссии.
1830 Литовское сопротивление русскому правлению, в том числе со стороны католической церкви.
Вильнюс (Вильно), Северный Иерусалим, насчитывает 40 000 евреев.
Обширная торговая, социальная и образовательная инфраструктура в Вильнюсе.
Хаскала (Еврейское Просвещение), подъем светской литературы на идише и иврите.
1861 Освобожденные крепостные.
1863 Восстание Литвы против русского правления терпит поражение, царские репрессии углубляются.
1867 Литовцы начинают мигрировать в США.
1881 Волна погромов в Российской империи после убийства царя Александра II.
Многие литовские евреи эмигрируют в США, Южную Африку, Землю Израиля.
1900 Вильнюсский промышленный центр, население 160 000 человек, сильное польское влияние.
75 000 евреев в Вильнюсе и 100 синагог (сегодня действует только хоральная синагога).
Рост благосостояния и профессионализма, но большинство евреев по-прежнему бедны.
Еврейская культура процветает, включая сионистские, бундовские и коммунистические группы.
НЕЗАВИСИМОСТЬ МЕЖВОЙНЫ
1914 Первая мировая война: Литва в составе Российской империи воюет с Германией.
Массовое изгнание евреев после слухов о шпионаже в пользу Германии.
1915 Русские войска отступают, и Германия оккупирует всю Литву.
Оставшиеся евреи страдают от голода и голода, но благотворительная система продолжается.
1918 Германия побеждена. Литва провозглашает независимость со столицей в Вильнюсе.
Двухлетний период нестабильности и войн против Польши и коммунистической России.
1920 Польша захватывает Вильнюс; она остается частью Польши до 1939 года.
Независимая Литва со столицей в Каунасе стабилизируется.
Становится одной из первых стран в мире, где женщинам предоставлено право голоса.
Короткий золотой век литовских евреев с равноправием и процветающей общиной.
Огромное количество евреев возвращается из ссылки в Россию.
Вильнюс под Польшей остается ключевым еврейским центром с 80 000 евреев.
1926 Правый переворот приводит к власти авторитарного лидера. Политические партии запрещены.
Положение евреев и общинные права ослабевают с ростом антисемитизма.
1939 Клайпеда на западе Литвы с многочисленным немецким населением, захваченная нацистами.
Советский Союз отвоевывает Вильнюс у Польши и возвращает его под контроль Литвы.
Взамен Советы требуют права разместить свои войска в Литве.
Секретные нацистско-советские планы по завоеванию Литвы СССР.
еврейское население 160 000 человек: около 7% населения Литвы.
КРОВАВЫЕ ЗЕМЛИ: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ХОЛОКОСТ
1940 Советы оккупируют Литву и присоединят ее к СССР.
38 000 литовцев, включая политическую и общественную элиту, депортированы в Россию.
Многие другие убиты, когда Советы безжалостно установили контроль.
Еврейская национальная деятельность запрещена. Многие евреи бегут от советской власти.
Но евреи из оккупированной нацистами Польши бегут в Литву. Население сейчас 250 000 человек.
1941 Нацисты предают своих советских союзников, вторгаются в СССР и оккупируют Литву.
немцев приветствуют как освободители многие литовские националисты.
Еще до завершения немецкой оккупации литовцы начинают погромы.
нацистов при содействии Литвы проводят массовые расстрелы евреев.
Большинство евреев страны убито к концу года, в том числе в Понарской пуще.
1942 40 000 евреев остаются в гетто и трудовых лагерях.
«Не то что овцы на убой»: Абба Ковнер ведет бойцов гетто.
1943 Гетто ликвидированы. Евреев отправили на смерть или в трудовые лагеря.
1944 Немцы отступают. Литва вновь вошла в состав СССР.
Более 90% литовских евреев убиты в Холокосте, один из самых высоких показателей.
Многие выжившие уезжают из страны, в том числе в Палестину.
СОВЕТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ И СОПРОТИВЛЕНИЕ
1944 Советы возобновляют убийства и массовые депортации литовских националистов.
475 000 литовцев, включая евреев, погибших во время Второй мировой войны.
Начало литовской партизанской войны против Советов. Продлится до 1952 года.
1948 31 917 литовцев депортировано в Сибирь и на Дальний Восток за одну ночь.
Еврейская общинная и религиозная жизнь строго ограничена.
Власти коммунистов преуменьшают еврейский аспект Холокоста.
1953 Со смертью Сталина уменьшились массовые аресты и некоторое освобождение культуры.
1959 Еврейское население 24 672 человека. 69 % говорят на идиш как на родном языке.
1970 Урбанизация советской планировки. Половина страны проживает в городах, в 1950 г. их было 28%.
Нескольким тысячам евреев разрешено эмигрировать, в основном в Израиль.
1987 СССР при Горбачеве дает литовцам больше свободы слова.
Литва в центре борьбы за независимость от СССР.
1989 Горбачев разрешает выборы. Некоммунистические националисты побеждают.
Руки по всей Прибалтике: Огромные ненасильственные протесты за независимость.
Общая численность населения 3,7 миллиона человек. В последующие годы уменьшится.
еврейское население сократилось до 12 312 человек. 35% носители языка идиш.
СНОВА НЕЗАВИСИМОСТЬ
1990 Литва становится первым советским сателлитом, провозгласившим независимость.
1991 СССР отказывается принимать. 13 литовских демонстрантов убиты советскими войсками.
Рухнул коммунистический режим в СССР. Достигнута независимость.
Миграция продолжается. К 2004 году в стране проживало менее 4000 евреев.
1993 Последние российские солдаты покидают страну.
1994 Старый город Вильнюса признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1995 Блюз независимости: Коррупционные скандалы, безработица, 1000% инфляция.