Столица Турции: Стамбул или Анкара
Апрель 3, 2019 — 18:14 Апрель 3, 2019 — 18:14Так какой город всё-таки является столицей Турции – Стамбул или Анкара? И, как ни странно, некоторые до сих пор ошибаются, отвечая на этот вопрос. Поясню, столица Турции — Анкара. А Стамбул — крупнейший город, его также часто называют культурной столицей. Кстати, в Турции есть ещё одна «столица», туристическая, это Анталия. Однако речь сегодня не о ней.
Давайте разберёмся. После основания Турецкой Республики, ставшей преемницей Османской империи, в 1923 году Кемаль Ататюрк перенес столицу из Стамбула в Анкару. Причин тому было много, но основной считается желание Ататюрка «убрать» столицу с линии военных действий. То есть Анкара (на тот момент она была довольно небольшим городом) была относительно недалеко от Стамбула и имела с ним железнодорожное сообщение, но, в то же время, находилась в «центре» страны и была более труднодоступной для неприятеля.
Анкара – это официальная современная столица Турции и второй (после Стамбула) по величине город с населением около 5 млн. человек (источники по этому вопросу не дают однозначный ответ). Анкара находится в центре страны, на Анатолийском плоскогорье, у слияния рек Анкара и Чубук, на высоте 938 м над уровнем моря. Общая площадь города — 1 тыс. 417 кв.км. В древности город называли Анкира и основан он был примерно в VII веке. Сейчас это современный европейский мегаполис, где многое напоминает об истории города. Моря здесь нет.
Стамбул — самый большой город Турции и бывшая столица Римской, Византийской и Османской империй. Стамбул является крупнейшим в Турции и по численности населения (14,8 млн) и по площади (1 тыс. 539 кв.км). Расположен на берегах пролива Босфор, разделяющего его на европейскую (основную) и азиатскую части, соединённые мостами и метротоннелем.
Стамбул ранее назывался Византий и Константинополь и являлся столицей всех империй, на территории которых он оказывался. Сейчас здесь хорошо развита инфраструктура, промышленность, этот город считается культурным, торговым и промышленным центром Турции. Помимо этого, Стамбул — основной порт страны.
Многие туристы заявляют, что Стамбул — столица, пусть и только культурная, и посещают этот город чаще, чем Анкару. Про него больше восторженных отзывов в превосходных степенях, однако официальная столица Турции — Анкара.
Ещё раз подведём итоги и сравним Анкару и Стамбул
- Население: 4,3 млн — 14.8 млн (для сравнения население самого крупного по численности города Шанхая — 24 млн),
- Средняя температура воздуха: 12.15 градусов — 16.1 градусов,
- Количество университетов: 19 и 38 (в Стамбуле на 19 университетов больше!),
- Уровень безработицы: 14. 7% и 15.5%,
- Количество аэропортов: 1 и 2,
- Соотношение женщин и мужчин: 49.5% к 50.5% и 49.97% к 50.03%.
У Османской империи был Стамбул, у Турции есть Анкара, что будет завтра?
13 октября 1923 года Великое национальное собрание Турции приняло закон о переносе столицы государства из Стамбула, самого значительного торгового, промышленного, финансового и культурного центра страны, в Анкару. Тем не менее большинство туристов, побывавших уже не один раз на турецких курортах, до сих пор так и не знают, почему столица Турции Анкара, а некоторые даже уверены в том, что главным городом данного государства является Стамбул. Это распространенное заблуждение укрепляет нашумевший в Европе и в России сериал «Великолепный век», эпопея, в которой повествовалось о перипетиях в семье султана Османской империи Сулеймана Кануни (Справедливого). Да, город на Золотом Роге был столицей. И, кстати, не только во времена султанов. Но это поверхностное заблуждение можно развеять, узнав немного исторических фактов о том, как и почему такой крошечный город, как Анкара, смог перерасти в столицу активно развивающийся страны.
Современная Анкара. Памятник Ататюрку
Иван Айвазовский. Вид Константинополя и Босфора. 1856
Нынешняя столица Турции еще до падения Константинополя в 1453 году отошла сначала к сельджукам, а потом к османам. Этот город на Анатолийском нагорье давно уже привык к жизни приграничного форпоста. С VI по IX век (еще при византийских базилевсах) в городе была построена цитадель с двойным кольцом оборонительных стен. Столица Турции Стамбул была связана с Анкарой торговым трактом. Так что город и в те времена нельзя было считать захолустьем. Здесь прямо на основании христианских церквей строились мечети — некоторые из которых, в свою очередь, были воздвигнуты на месте языческих капищ. Старейшей мусульманской постройкой Анкары считается мечеть Хаджибайрам, построенная в XV веке на руинах храма Августина и Рома. Кстати, это культовое здание до сих пор исполняет свои функции.
AhmetanАнкара. Мечеть Хаджибайрам. XV в.
В 18−19-м столетиях Османская империя, ослабленная постоянными войнами, пришла в упадок. Еще и в Первой мировой войне Турция решила поддержать Германию — и в результате разделила с ней горечь поражения. Поэтому в 1918 году Стамбул оккупировали армии Франции, Великобритании и Греции. Но вскоре началась борьба за независимость, которую возглавил Мустафа Кемаль. Он хотел максимально дистанциироваться от «султанского» Стамбула, тем более что там было много сторонников старого режима. К тому же Кемаль стремился перенести столицу подальше от «линии военных действий». Анкара была выбрана неслучайно. Этот город был в относительной близости от Стамбула, к тому же был связан с ним железнодорожной веткой. Но новая столица Турции (фото тех лет это красноречиво свидетельствуют) являла собой полное захолустье. В городе не было водопровода, освещения, канализации. До начала двадцатого века Анкара не была развитым мегаполисом, а население её составляло всего 60 тысяч человек. Послы саркастически упоминали, что ослов привязывают к решетчатому окну МИД страны.
Старая Анкара
В 1923 году на карте мира появилось новое турецкое государство. Первый президент Турции Кемаль Ататюрк и члены Великого национального собрания объявили о переносе столицы из Стамбула в Анкару. Именно в Анкаре Кемаль вместе с парламентом принимал решения об отказе от прежнего государственного устройства — султаната, создании независимой Турецкой Республики в 1923 году и была утверждена в 1924 году ее Конституция.
Кемаль Ататюрк смог сделать то, что на протяжении столетий не удавалось многим амбициозным реформаторам. Он внедрил в Турции элементы европейского государственного управления и не допустил их отторжения. Радикальные реформы Ататюрка можно сравнить с деятельностью Петра І в России. В частности, Кемаль абсолютно изменил турецкую национальную идеологию. Если Османская империя провозгласила себя главным исламским государством и защитником всех «правоверных», то кемалистская республика выступала в качестве национального государства турок. «Какое счастье — иметь возможность гордо сказать: «Я — турок», — писал «Отец нации».
Ататюрк
Но, как говорят на Востоке, ничто не вечно под луной. Когда в 2002 году к власти в Турции пришла Партия справедливости и развития», она взяла курс на отказ от идейного наследия кемализма и переход в неоосманизм. Дело дошло даже до того, что некоторые горячие головы предлагали вернуть столицу государства в Стамбул. Вопрос пока снят, но не снята проблема.
Изник; Столица турецкой плитки || Организатор тура в Турцию
Изник - город, расположенный на берегу озера Изник. Это всего в 2 часах езды от Стамбула. Город недооценен, несмотря на его богатую историю. В древности город назывался Никеей. Изник происходит от ее древнего имени. Древняя Никея была окружена пятикилометровой городской стеной, которая достигала десяти метров. Более сотни башен на стене использовались для защиты города от попыток осады с востока. Город расположен на востоке от озера Изник, что делает ее недоступной для западных опасностей. Сегодня город Изник хорошо известен в Турции благодаря плитке, изготавливаемой для украшения большинства османских мечетей и дворцов. Однако город заслуживает гораздо большего значения из-за двух Вселенских Соборов, прошедших в городе.
Первый Никейский собор был проведен в 325 году нашей эры. 21 собор был проведен в истории до ХХ века. Первый Собор, созванный в Никее, имеет очень важное значение в истории христианства. Самое главное для меня – присутствие Николая Мирликийского на соборе. Сегодня мы знаем его как Деда Мороза. Он был анатолийским святым, жившим в древнем городе Мира. Средиземное море находится Мира на юго-западе Турецкой Республики. Второй Никейский собор собрался в 787 году нашей эры. Это последний собор из первых семи вселенских соборов Восточной православной и католической церкви. Собор Святой Софии в Никее принимал Второй Никейский собор, и это первое место, которое стоит увидеть, приехав в Изник.
В 1331 году второй османский султан завоевал Изник. Город на некоторое время стал столицей османов, пока тот же султан Орхан не завоевал город Бурса. Собор Святой Софии в Изнике был преобразован османами в мечеть. Рядом были пристроены медресе и турецкая баня. Город Изник принял более двадцати тысяч человек. Большинство из них занимались выращиванием грецких орехов и каштанов. Однако после оккупации османами население города сократилось до нескольких тысяч человек. Это в основном из-за миграции христиан после 14 века. Туркмены следовали за османскими армиями, расширявшимися на запад. Население города не росло во время пика производства плитки в 16 и 17 веках.
Землетрясение 1065 года нашей эры разрушило город Изник. Самый большой снос произошел во время греко-турецкой войны, которая длилась с 1919 по 1921 год. Новое турецкое правительство переселило в город турок, пришедших с Балкан. Местные власти делают все возможное, чтобы вернуть Изнику былое процветание. Изникский марафон, реставрация всемирно известных городских стен и недавнее открытие затопленного озера в озере доказывают эти усилия.
Поскольку город находится всего в 2 часах езды от Стамбула, можно легко открыть для себя достопримечательности города Изник только с ночевкой. Также возможна однодневная поездка по дороге в Бурсу. Но мы рекомендуем хотя бы одну ночь увидеть городские стены, собор Святой Софии в Никее и суповую кухню Нилуфер Хатун, в которой хранятся прекрасные образцы всемирно известных изникских плиток. 480-летняя плитка Изник была продана за четыре миллиона турецких лир в Лондоне в мае 2019 года.. Не волнуйтесь, цены намного ниже четырех миллионов турецких лир за красивую плитку Изник ручной работы? Во время кофе-брейка у озера вы не пожалеете ни копейки, потраченной в городе Изник.
————————————
Хотите, чтобы мы разработали для вас индивидуальный маршрут? , в том числе Изник ? Воспользуйтесь нашим опытом. Мы предлагаем индивидуальные туры в Турцию для всех интересов и желаний, от романтического медового месяца и живописных автопутешествий до фототуров с опытными фотографами и культурных туров по основным направлениям. Мы организуем все для вашего Туры в Турцию , включая бронирование отелей, трансферы в аэропорт, экскурсии и первоклассные впечатления. Мы хотим, чтобы вы прекрасно провели время в Турции и сделали вашу поездку незабываемой, так как мы лично сопровождали так много туров в Турции. Представьте, что вы имеете дело только с одним человеком, который сообщает все детали вашего путешествия, получает индивидуальные маршруты и рекомендации, которые точно соответствуют вашим туристическим интересам. Свяжитесь с организатором тура по Турции , чтобы получить индивидуальный маршрут на день для вашей поездки в Турцию
Первая столица Османской империи
Первая столица Османской империи
Религиозная, архитектурная и социальная история Бурсы
Описание книги
С 1326 по 1402 год Бурса, известная византийцам как Пруса , был первой столицей Османской империи.
Он сохранил свое духовное и коммерческое значение даже после того, как Эдирне (Адрианополь) во Фракии, а затем Константинополь (Стамбул) стали османскими столицами. Тем не менее, на сегодняшний день не было опубликовано ни одного всеобъемлющего исследования роли города как инаугурационного центра великой империи. В работах историков искусства и архитектуры город часто изображается как имеющий небольшое или незначительное доосманское прошлое, как будто османы создали город с нуля. Это не может быть дальше от истины. В этой книге, основанной на археологическом опыте автора, Суна Чагаптай рассказывает историю перехода от византийского христианского города к исламскому османскому, утверждая, что Бурса была многоконфессиональной столицей, где мы можем увидеть религиозное разнообразие и современность Османский мир. Встреча между местными и входящими формами, как показано в этой книге, создала синтез, наполненный нюансами, текстурой и значением. Действительно, если присмотреться поближе и признать, что вклад прошлого не угрожает подлинности настоящего, возникает более богатое и точное повествование о городе и его османском жилье.Издание в мягкой обложке по цене 28,95 фунтов стерлингов будет доступно весной 2023 г.
Представлено в Рог изобилия 63
Одним из величайших научных достижений последних лет стала визуализация черных дыр с помощью моделирования их гравитационных сил и реальных фотографий. Невидимое стало видимым, теоретическое стало обоснованным. Астрономия может никогда не быть прежней.
Нечто подобное можно сказать и об изучении ранней османской истории: историк Колин Имбер однажды назвал XIV век «черной дырой» в формировании раннего османского государства. Письменных источников для раннего периода практически не существует, и большая часть интерпретаций основана на более поздних повествованиях, окрашенных — или даже придуманных — странной смесью триумфализма и ностальгии. Ограниченные письменные свидетельства были тщательно изучены в последние годы Джемалем Кафадаром (1995) и Хит Лоури (2003), и хотя они устранили многие из затянувшихся заблуждений, их труды также подчеркивают, как много мы просто не знаем о критическом раннем периоде османской истории.
В эту сцену вступает историк архитектуры Суна Чагаптай. Перед лицом ограниченных текстовых свидетельств она вместо этого обращается к материальной культуре, чтобы написать историю, дополняющую историю Кафадара и Лоури. Ее исследование сосредоточено на архитектуре, урбанистике и ландшафтах Бурсы, первой османской столицы, которая заполнила черную дыру Имбера. Пытаясь поместить город в его исторический контекст, она делает акцент на периоде с 1326 года, ознаменовавшего завоевание османами византийского города Пруса, до 1402 года, когда столица Османской империи была разграблена монголом Тамерланом.
Нынешняя бурса, шумный промышленный мегаполис, до сих пор отражает живописную историческую обстановку, расположенную на склонах Улудага (горы Олимп), возвышающейся над плодородной Вифинской равниной. Зеленая местность, орошаемая обильными горячими и холодными источниками, породила название Ешил Бурса, или «Зеленая Бурса», а также впечатление путешественников, что «Бурса состоит из воды» (слова 17-го века Османский придворный Эвлия Челеби). Но, казалось бы, идиллическая обстановка также негативно повлияла на историю города, который страдал от сейсмической активности, в первую очередь трагического разрушения большей части исторической ткани во время землетрясения 1855 года, после которого Бурса была реконструирована и перестроена в соответствии с французскими концепциями городского планирования. Таким образом, Чагаптай заканчивает свое исследование новым прозвищем — «Невидимая Бурса», поскольку большая часть исторической ткани исчезла или была безвозвратно изменена.
Тем не менее, книге удалось сделать невидимое видимым, восстановить исторический город с помощью рассказов о путешествиях, иллюстраций и фотографий первых путешественников в сочетании с тщательным изучением стоящих (а иногда и захороненных) останков. Здания, утверждает она, при должном анализе часто могут сказать нам то, чего не могут сказать тексты. Повсюду она подчеркивает переходный характер раннего османского города, сохранившего большую часть своего византийского предшественника. Действительно, ранние османы дошли до того, что использовали два постоянных византийских религиозных памятника — увы, разрушенных в 1855 году — в качестве гробниц основателей династии, Османа и Орхана. Вместо того чтобы скрывать свое доосманское прошлое, завоеватели, казалось, упивались им. Население города было многонациональным и неоднородным; то же самое было и с его архитектурой, смесью существующих византийских построек, новых зданий, которые повторяли византийские методы строительства и декоративные детали, а также зданий, в которых использовались импортированные методы и формы — из таких разных источников, как сельджуки, мамлюки и итальянцы. Появляются новые типы и методы строительства, но сохраняются старые. Размещение является лозунгом.
По мере расширения Бурсы в этот период появлялись новые узлы, повторяющие формы цитадели в миниатюре, чтобы объединить окружающий ландшафт в османский центр. Были сформированы новые центры возле горячих источников в Чекирге на западе при Мураде I и на мысе на востоке при Баязиде I с мечетями, окруженными социальными и религиозными объектами.
Эти спланированные районы, называемые либо кюллие, либо махалле, отмечают отличительную и оригинальную черту османского городского планирования и создают прецедент преобразования Константинополя из византийского в османский город.Много лет назад, когда я говорил об архитектурном переходе в Вифинии, уважаемый византийский историк спросил меня: «Когда именно османская архитектура стала истинно османской?» Я был ошеломлен. Он, несомненно, имел в виду стандартизацию, имевшую место ко времени Синана. Но, как убедительно демонстрирует Чагаптай в своем ясном исследовании, османская архитектура с самого начала была османской — визуальным отражением этнического и религиозного разнообразия, которое характеризовало раннее население. Короче говоря, тщательный анализ стоящей архитектуры 14-го века может рассказать нам столько же (а может и больше) о характере раннего османского государства, как и любой текст.
Связанные книги
Османы
Дайана Дарк
28,50 фунтов стерлинговОсманская Бурса в Travel Accounts
Хит В.