Страна узбекистан: Республика Узбекистан | Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире | DW

Содержание

Индекс качества воздуха (AQI) и данные о загрязнении атмосферы в Узбекистан

Индекс качества воздуха (AQI) и данные о загрязнении атмосферы в Узбекистан | AirVisual

РЕЙТИНГ ГОРОДОВ ПО КАЧЕСТВУ ВОЗДУХА В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

Рейтинг самых загрязненных городов в Узбекистан


в реальном времени

РЕЙТИНГ ГОРОДОВ ПО КАЧЕСТВУ ВОЗДУХА В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

Рейтинг самых чистых городов в Узбекистан


в реальном времени

Трехмерная анимированная карта загрязнения воздуха

ОБЗОР

Каков уровень загрязнения в Узбекистан?

2020 Загрязнение воздуха в среднем

Концентрация PM2.5 в воздухе в Узбекистан сейчас в 3 раз(а) выше рекомендуемого ВОЗ среднегодового значения качества воздуха

2020 Рейтинг AQI страна

Какое место занимает Узбекистан в глобальном рейтинге загрязнения воздуха?

18/ 106 стран в рейтинге за 2020 г.

В каких страна был самый грязный воздух в 2020 году?

ПОДРОБНЕЕ

Как лучше всего защититься от загрязнения атмосферы?

Уменьшите масштабы загрязнения атмосферы в Узбекистан

Источники данных о качестве воздуха в Узбекистан

Источники данных 1

Какой штат самый загрязненный в Узбекистан?

Данные загрязнения воздуха по штатам в Узбекистан

Сайты IQAir используют файлы cookie для повышения удобства использования и отображения рекламы по вашим интересам. Нажмите «Я ПРИНИМАЮ» ниже, если вы принимаете условия использования файлов cookie для этих целей. Более подробная информация о порядке использования файлов cookie, включая управление настройками cookie, содержится в нашей Политике конфиденциальности.

Я ПРИНИМАЮ

В данном почасовом рейтинге собраны 0 городов в стране Узбекистан с измеренным индексом качества воздуха PM2. 5.

Узбекистан: вчера и сегодня

Центр восточной литературы и кафедра тюркской филологии Института стран Азии и Африки МГУ приглашают на выставку, посвящённую прошлому и современности узбекской культуры.

За последние 100 лет облик Узбекистана кардинально изменился. Несмотря на перемены, эта страна привлекает людей со всего мира уникальной культурой и сказочной атмосферой.

Выставка в Центре восточной литературы предлагает окунуться в мир дореволюционного, советского и независимого Узбекистана — каждый из этапов истории оставил неизгладимый след в искусстве и сознании жителей огромной страны. Как выглядел мир из-под паранджи? Как менялся узбекский алфавит? Какие ценности и герои были в Узбекистане в прошлом веке? И какой след оставили узбекские учёные в мировой науке? Предлагаем взглянуть на Узбекистан разных эпох.


Шарафиттдинов О., Абдуллаева К. Алифбе (Букварь). Ташкент, 1981. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Выставка включает в себя сразу несколько экспозиций.

Книжная часть посвящена истории узбекской литературы и языка, выдающимся личностям истории Узбекистана. Первопечатные книги на староузбекском языке, первые издания советского периода перекликаются с современными изданиями и наглядно демонстрируют историю узбекской печати с конца XIX до начала XXI века, а также культурное и этническое многообразие Узбекистана.

Центральный экспонат книжной выставки — «Таблицы долгот и широт неподвижных звёзд» Улугбека, средневекового учёного и общественного деятеля. Книга, изданная в 1665 году в Оксфорде, в этом году была внесена в Реестр книжных памятников и доступна в оцифрованном виде.

  • Куратор выставки, ведущий библиотекарь Центра восточной литературы РГБ Даниил Огнев.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Джами, Абдуррахман (1414-1492). Хафт Ауранг (Семь корон). Ташкент, 1915. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Хафиз Ширази (ок. 1325 — ок. 1390). Диван. Ташкент, 1894. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Саади Ширази (ок. 1210 — 1292). Гулистан. Ташкент, 1910. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Тысяча и одна ночь. Ташкент, 1913-1914. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Тысяча и одна ночь. Ташкент, 1913-1914. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Улугбек (1394-1449). Таблицы долгот и широт неподвижных звёзд. Оксфорд, 1665. Ссылка. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • jpg»>Узбекская народная музыка (в 9 томах). Ташкент, 1955-1962. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

О музыкальной традиции Узбекистана рассказывает многотомное издание из фонда нотно-музыкального отдела РГБ «Узбекская народная музыка».

Отдельный выставочный зал посвящён научному наследию Узбекистана и подготовлен отделом диссертаций РГБ: посетители могут полистать диссертации узбекских учёных и оценить их вклад в советское и мировое знание.

  • Оригиналы диссертаций на выставке «Узбекистан: вчера и сегодня». Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • jpg»>Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Ирина Сакирко, РГБ
 

Доминанта выставки — это, бесспорно, паранджи начала ХХ века, которые выставляются в России и Москве впервые. Их любезно предоставила Танем Валерьевна Лосева-Бахтиярова — кандидат филологических наук, доцент кафедры тюркской филологии Института стран Азии и Африки МГУ.

Особое место в экспозиции занимают работы художников из Узбекистана и России. Свои картины предоставили художницы узбекского происхождения Онахон Халиярова и Азиза Арашова, а также российская художница Ирина Долгих — автор уникального проекта «60 лиц Бухары».

 

В подготовке выставки активное участие приняли и представители узбекской диаспоры в России: ценные экспонаты, отражающие узбекский быт, предоставил женский клуб «Дугоналар» во главе с Раъно Хамраевой.

Кроме этого, посетители смогут ознакомиться с традиционной и современной керамикой Узбекистана, которая совсем не похожа на ту, что привыкли видеть туристы, приезжая в Самарканд, Бухару и другие города.

 

Впервые в Москве будут выставлены и фотографии современной Бухары, сделанные, пожалуй, самым авторитетным фотографом Узбекистана Шавкатом Болтаевым. В каждом моменте, запечатленном Ш. Болтаевым, таится целая жизнь многонационального города — сердца Азии.

Выставка посвящена 30-летию образования СНГ и независимости Узбекистана. Она продлится до 30 октября.

Кураторы выставки — ведущий библиотекарь Центра восточной литературы РГБ Даниил Огнев и руководитель женского клуба «Дугоналар» Раъно Хамраева.

Фото: Даниил Огнев, РГБ


В рамках выставки состоятся несколько мероприятий:

9 октября 16:00 — Кураторская экскурсия по выставке

Организаторы выставки подробно расскажут об истории самых ценных экспонатов экспозиции, а гости смогут проникнуться атмосферой узбекского города.

15 октября 18:30 — Лекция «Тайны паранджи, или Эволюция женской традиционной одежды Узбекистана в XX—XXI веках»

22 октября 18:30 — Лекция «Мугаты / люли / джуги: результаты полевых исследований цыган бухарского региона»

Россия и Узбекистан перед вызовами развития и безопасности на новом историческом этапе взаимодействия — Клуб «Валдай»


20 сентября в Ташкенте состоится конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай» и Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан на тему «Россия и Узбекистан перед вызовами развития и безопасности на новом историческом этапе взаимодействия».

Узбекистан занимает особое место среди республик Центральной Азии. Это крупнейшая по численности населения страна региона, обладающая мощным производственным потенциалом и стремящаяся к наращиванию экспорта. Государство располагает солидной производственной базой и внушительными вооруженными силами.

Именно вопросам реформ и развития в Центральной Азии, евроазиатском регионе в целом, подходам России и Узбекистана к этой теме будет посвящена первая сессия, которая и станет смысловым ядром конференции.

Сегодня перед Узбекистаном встают вопросы о том, как использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, в частности, как применить их во взаимодействии с Россией и странами Центральной Азии.

Клуб традиционно приглашает к участию в конференциях представителей профильных органов власти. В этот раз среди участников мероприятия – заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Андрей Руденко, первый заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан Фарход Арзиев. Среди ведущих сессий – первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Садык Сафаев.

Особую актуальность предстоящей конференции придают события в регионе, прежде всего – в Афганистане, стремительно изменяющийся в этой связи политический ландшафт, а также предстоящие в конце октября президентские выборы в самом Узбекистане. Клуб придаёт большое значение центральноазиатской проблематике, постоянно расширяя данное направление и наращивая число мероприятий в России и за рубежом.

Смена власти в Афганистане и дестабилизация обстановки создают новые вызовы для России и Центральной Азии. Конференция в Ташкенте – первая экспертная встреча ведущих аналитических центров России и Центральной Азии после падения проамериканского правительства в Кабуле. И журналисты, и широкая аудитория смогут услышать из первых уст наиболее авторитетные оценки российских и узбекских экспертов по ситуации в Афганистане.

Конференция будет состоять из сессии-открытия, трёх смысловых сессий и сессии-закрытия и включать следующие темы:

  • Реформы и развитие в Центральной Азии: подходы России и Узбекистана. Гуманитарные аспекты двустороннего взаимодействия

  • Региональная безопасность: внешние и внутренние факторы

  • Международная торговля и интеграция в Центральной Евразии

Открытие конференции, первая сессия, а также закрытие будут доступны для СМИ и широкой аудитории и будут транслироваться на сайте Клуба.

В рамках конференции Валдайский клуб представит новый доклад под названием «Железный каркас Евразии: достижения, проблемы и перспективы континентальной связанности», посвящённый транспортно-логистическим вопросам в Евразии с упором на развитие железнодорожного сообщения. В конце 2021 года клуб «Валдай» планирует выпустить доклад, посвящённый российской политике в отношении постсоветского пространства в течение последних тридцати лет. Конференция в Ташкенте послужит одним из важнейших интеллектуальных источников.

Всего в мероприятии примут участие более тридцати экспертов из России и Узбекистана. С узбекской стороны в дискуссиях будут участвовать: специальный представитель Президента Республики Узбекистан по Афганистану Исматулла Иргашев; директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Элдор Арипов; заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Санжар Валиев; профессор, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Нодир Жумаев; директор Международного института Центральной Азии Анвар Насыров и многие другие. С российской стороны в конференции примут участие: руководитель службы по связям с государственными органами Яндекс Go и Маркет Александр Высоцкий; председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий; директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Фёдор Лукьянов; программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв и другие.

Рабочие языки: русский.

Информация для СМИ!

Уважаемые журналисты, чтобы аккредитоваться на мероприятие, заполните форму на нашем сайте или позвоните по телефону +7 9269307763. Ссылка на прямую трансляцию открытых сессий конференции будет размещена на всех онлайн-платформах клуба «Валдай»: на сайте, в Facebook, Twitter, Вконтакте, Instagram и Telegram. 

Аккредитация открыта до 18:00 мск 16 сентября.

Узбекистан — страна туристическая

Источник: review.uz

Узбекистан издревле находился в центре линий пересечения Великого Шелкового пути и обладает большим историческим культурным и архитектурным наследием. Города Самарканд, Бухара, Хива являются брэндами древней культуры Востока. Ландшафты гор и пустынь Узбекистана привлекают внимание и вызывают восхищение интернет сообщества. Поэтому туристический потенциал этой страны трудно переоценить и правительство в ходе проводимых преобразований прилагает значительные усилия к его развитию.

Хасанжон Мaжидов, ведущий научный сотрудник Центра экономических реформ и исследований, опубликовал статью «Узбекистан — туристическая страна» на европейской новостной платформе Euroreporter.

Взрывное развитие туризма

В 2016 в Узбекистане был запущен процесс кардинального реформирования туристической отрасли. За 2016-2020гг. было принято более 60 нормативных актов, связанных с развитием туризма.

Был упрощен визовый режим между странами. В 2018 году в введен безвизовый режим для граждан 9 стран, в 2019 году для граждан 47 стран, в 2020 году — 20, а в 2021 году — еще 5. По состоянию на 10 мая 2021 года гражданам 90 стран предоставлен безвизовый режим.

Кроме того, граждане около 80 стран имеют возможность оформить электронную визу в упрощенном порядке. Для некоторых категорий иностранных граждан введены пять новых типов виз: «Ватандош», «Талаба», «Академик», «Тиббиёт» и «Зиёрат». Смягчение визового режима уже дало положительные результаты. Если в 2019 году средний рост числа иностранных туристов составил 26%, то темпы роста среди стран, где был введен безвизовый режим, достигли 58%.

Принимались меры по расширению туристической инфраструктуры, увеличению мест размещения. Были отменены 22 вида требований, регулирующих деятельность хостелов, отменен порядок обязательной сертификации гостиничных услуг, введена практика работы с единым реестром гостевых домов и хостелов. Предпринимателям бесплатно были предоставлены 8 типовых проектов малых гостиниц до 50 номеров, разработанных исходя из опыта Турции и Южной Кореи. Был введен ряд льгот при строительстве гостиниц на основе государственно-частного партнерства. В то же время налажена практика частичного возмещения расходов на роялти отелей, привлекающих мировые гостиничные бренды. В результате этого количество мест размещения туристов с 2016 по 2020 год увеличилось с 750 до 1308, а количество гостевых домов увеличилось в 13 раз до 1386. Их число намечено довести до 2 тысяч.

В результате реформ, проводимых в сфере туризма с 2016 года до 2019 года количество туристов выросло с 2,0 млн до 6,7 млн. Динамика прироста количества иностранных туристов в 2019 году к 2010 году составила рекордные 592% (увеличение более чем в 6 раз). Примечательно, что рост количества туристов из разных регионов происходил по-разному. Например, количество посетителей из стран Центральной Азии увеличивалось в среднем на 22-25% в год, в то время как годовой прирост среди туристов из стран дальнего зарубежья составлял 50%. В то же время положительные результаты отмечены во внутреннем туризме. По сравнению с 2016 годом количество внутренних туристов в 2019 году почти удвоилось и составило 14,7 миллиона человек.

Влияние пандемии

Пандемия нанесла разрушительный удар по туризму во всем мире и Узбекистан здесь не является исключением. Из-за ограничений, введенных на фоне пандемии коронавируса и последствий возникшего глобального кризиса, туристическая отрасль понесла серьезные убытки. В частности, в 2020 году количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан, снизилось более чем в 4,5 раза, до 1,5 миллиона. Если общий объем туристических услуг, предоставленных в 2019 году превысил 1,5 миллиарда долларов, а экспорт достиг 1,3 миллиарда, то в 2020 году объем туристических услуг упал до 261 миллиона долларов.

Учитывая сложившуюся ситуацию был разработан проект Uzbekistan. Safe travel guaranteed («Узбекистан. Безопасное путешествие гарантировано»), который представляет собой новую систему санитарно-эпидемиологической безопасности для туристов на основе мировых стандартов. Сертификация объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, туристических услуг на основе новых санитарно-гигиенических требований для всех государственных пограничных пунктов; воздушных, железнодорожных и автовокзалов; объектов материального культурного наследия, музеев, театров и др. Для смягчения последствий пандемии для туристической отрасли был сформирован Фонд безопасного туризма за счет первоначального взноса из Антикризисного фонда, а также платежей за прохождение добровольной сертификации, внедряемой в рамках системы «Uzbekistan. Safe travel GUARANTEED».

Игроки туристического сектора получили ряд льгот и преференций, для смягчения последствий пандемии коронавируса. Для игроков туристического сектора ставка налога на прибыль снижена на 50% от установленных ставок, они были освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество юридических лиц, а социальный налог был установлен по сниженной ставке в размере 1%. Им были также частично возмещены процентные расходы по ранее выданным кредитам коммерческих банков на строительство объектов размещения и затраты на реновацию, реконструкцию и расширение материально-технической базы. Предусматривается субсидирование средств размещения в размере 10% стоимости гостиничных услуг с 1 июня 2020 года по 31 декабря 2021 года. В целом 1750 субъектов сферы туризма получили льготы по налогу на имущество, земельному и социальному налогам на сумму около 60 млрд сумов.

Диверсификация направлений

В последние годы в Узбекистане делается ставка на диверсификации туристических услуг и развитие новых видов туризма.

Большое внимание уделяется увеличению потока туристов через MICE-туризм, то есть организации различных турниров, конференций и выставок в Узбекистане. В последние годы были проведены традиционный спортивный турнир «Игра героев» в Хорезме, фестиваль «Искусство Бахчичилик» в Сурхандарье, авторалли «Муйнак-2019» в Каракалпакстане и другие. Правительство утвердило План мероприятий по развитию MICE-туризма в Узбекистане.

Кинотуризм — важный инструмент формирования имиджа страны, дающий информацию потенциальным туристам. Для развития кинотуризма в Узбекистане разработано положение о порядке возмещения части затрат («rebate») зарубежных кинокомпаний при создании аудиовизуальной продукции на территории Узбекистана. На сегодняшний день зарубежные кинокомпании выпустили такие фильмы, как «Базилик», «Худа Хафиз» и «Аль Сафар». В прошлом году зарубежные кинокомпании сняли в Узбекистане 6 художественных фильмов стоимостью.

Зиерат туризм (Паломнический туризм). В целях создания особого удобства для посещающих Узбекистан паломников к отелям введены новые требования, разработана и размещена в мобильном приложении карта мечетей страны. В Бухаре прошел первый Форум Зиерат туризма, в котором приняли участие 120 зарубежных гостей из 34 стран.

Медицинский туризм. В Узбекистане также проводятся мероприятия по развитию медицинского туризма, в частности, конференции, обучающие семинары. В 2019 году количество иностранных граждан, посещающих Узбекистан с медицинскими целями, превысило 50 тысяч. На самом деле, это число может быть намного больше, поскольку определение количества туристов, посещающих частные медицинские клиники, по-прежнему остается сложной задачей.

Заключение

Динамичное развитие туристического потенциала не осталось не замеченным в мире. Более 10 авторитетных зарубежных изданий признали Узбекистан одним из самых привлекательных туристических направлений. В частности, в последние годы Узбекистан был признан лучшим туристическим направлением в мире изданием «The Guardian», самой быстрорастущей страной по мнению Wanderlust и лучшим развивающимся туристическим направлением, согласно Grandvoyage. Узбекистан поднялся на 10 позиций (22 место) в Глобальном индексе мусульманского туризма, составленном CrescentRating. Кроме того, Всемирная туристская организация поставила Узбекистан на 4-е место в списке самых быстрорастущих стран в сфере туризма.

В заключение следует отметить необходимость более широкой и ускоренной трансформации турбизнесом Узбекистана своих бизнес-моделей с использованием инноваций и цифровизации, а также указать на такие сегменты рынка, как эко, агро и этно туризм, потенциал которых в настоящее время только начинает раскрываться.

«Узбекистан открылся миру». Разве страна закрывалась?

«Закрытость или закрытие Узбекистана – это по сути новый ложный стереотип, появившийся под влиянием огромных впечатлений от тех масштабных реформ, которые были инициированы с приходом к власти президента Шавката Мирзиёева» – отмечает Фарход Толипов, директор негосударственного научного учреждения «Караван знаний», в статье, специально для CABAR. asia.


Подпишитесь на наш канал в Telegram!


К вопросу о новом регионализме в Центральной Азии

Сегодня повсеместно звучащее суждение о том, что Узбекистан открывается, стало мантрой. Подобных утверждений, терминов, концепций, которые искажают действительное положение вещей, в политическом, медийном и экспертном лексиконе в последнее время накоплено немало. Как бы это ни казалось странным и парадоксальным, но я утверждаю, что Узбекистан не открывается, потому что он и не закрывался.

Закрытость или закрытие Узбекистана – это по сути новый ложный стереотип, появившийся под влиянием огромных впечатлений от тех масштабных реформ, которые были инициированы с приходом к власти президента Шавката Мирзиёева. Эти реформы породили действительно резкий контраст с прошлым периодом, однако, не тот контраст, который заключается в дихотомии «закрытость-открытость».

Узбекистан с первых лет новообретенной независимости никогда не закрывался, а наоборот, как мог, вел относительно открытую и не изоляционистскую политику. Скорее можно судить о том, что внешняя политика Ташкента представляла собой некую форму маневрирования (маятниковая политика), но и это было отчасти связано с личностью руководителя государства, а в большей степени с характером фундаментальных изменений самой системы международных отношений[1]. Кроме того, надо отличать условия первых лет независимости и нынешние условия – как в международной системе, так и внутри страны. Тому есть немало свидетельств.

Приведу несколько примеров заметного активизма Узбекистана в разные годы. Первый президент Узбекистана Ислам Каримов был инициатором региональной интеграции в Центральной Азии, буквально, с первых дней независимости, что нашло свое отражение в выдвинутой им в 1993 году концепции «Туркестан – наш общий дом». Когда говорят, что Узбекистан отчуждал от себя Таджикистан, то стоит вспомнить первый государственный визит Каримова в Душанбе, где он провозгласил лозунг «Таджики и узбеки – один народ, говорящий на двух языках». Разумеется, узбекско-таджикские отношения прошли сложный и противоречивый период, но конфликтогенные факторы, обусловившие сложные отношения между двумя государствами, имеют двустороннее происхождение, а не одностороннее.

Писатель Чингиз Айтматов одним из первых поддержал идею, движение «Туркестан – наш общий дом».

Безотносительно успехов и неудач регионального объединения (не об этом идет речь сейчас), Узбекистан при Каримове вел активную региональную политику на всех этапах интеграционного процесса – от провозглашения Центрально-Азиатского Содружества (ЦАС) в 1991 году, до создания Центрально-Азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС) в 1994 году, до создания Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества (ОЦАС) в 2001 году. Неслучайно в те годы был распространен миф о якобы существующем соперничестве между Казахстаном и Узбекистаном за лидерство в регионе. Разве закрытая страна может вести такое соперничество?

На международной арене Ташкент также не был пассивным или закрытым. Уже в 1993 году Каримов выступил на 48-й Сессии ГА ООН, где выдвинул ряд важных инициатив, направленных на укрепление стабильности и безопасности в центральноазиатском регионе. В их числе инициатива о создании в регионе постоянно действующего семинара по региональной безопасности; инициатива о создании зоны свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. А в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ он предложил создать международный центр по борьбе с терроризмом.

Представительства ООН, ПРООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных организаций функционируют в Узбекистане с первых лет независимости. С 1994 года Узбекистан активно участвовал в программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ). В 2001 году Узбекистан вступил в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС).

В марте 2002 года США и Узбекистан подписали декларацию о стратегическом партнерстве. Аналогичный документ подписан между Узбекистаном и Российской Федерацией в 2004 году. К числу стратегических партнеров Узбекистана относятся также КНР, Турция, Япония, Южная Корея и Европейский Союз. Разумеется, в международных отношениях Узбекистана не все шло гладко и без проблем. Напротив, турбулентности в международной системе, вызванные распадом Советского Союза, завершением «холодной войны» и началом формирования нового мирового порядка (НМП), стали серьезным испытанием для молодого независимого государства, адаптирующегося к новым международным реалиям.

Каримов в 2005 году заявил, что в Центральной Азии сложилась «стратегическая неопределенность», что означает, что «здесь сосредотачиваются и порой сталкиваются геостратегические интересы крупнейших мировых держав и соседних с нами стран». Стратегическая неопределенность действительно заметно усложнила региональную обстановку, особенно геополитическое измерение трансформации региона, что постепенно обусловило переход с многосторонних отношений на двусторонние, а это в свою очередь, привело к частичной самоизоляции Узбекистана в международных и региональных делах.

В мае произошли известные трагические Андижанские события, связанные с вылазкой террористов и проведением контртеррористической операции. Они стали шоковым моментом, обусловившим внешнеполитический разворот Ташкента: Узбекистан вступил в ЕврАзЭС и вернулся в ОДКБ. Но, что интересно и важно для понимания внешнеполитических флуктуаций (что тоже есть особая форма активизма, а не закрывания) государства – Узбекистан вышел из ЕврАзЭС в 2008 году и из ОДКБ – в 2012 году.

Поэтому, когда говорят о закрытии (изоляции) или открытии Узбекистана, часто не замечают, что этим самым упрощают сложную и многогранную картину. Таким образом, вопрос заключается не в открытости или закрытости страны, а, по крайней мере, в двух факторах: а) сущность и динамика изменений международной и региональной обстановки; б) появление фундаментально новых задач реформирования страны. Это нормальный диалектический процесс, когда то, что называется политическим курсом государства (внешний или внутренний) модифицируется в меняющемся международном, региональном и внутреннем контексте. Поэтому надо провести аккуратную инвентаризацию политических активов Узбекистана, чтобы дать более объективную оценку содержания и характера его внешней и внутренней политики.

Уместно здесь вспомнить принципы внешней политики Узбекистана, которые были приняты в начале независимости:

  • открытость для сотрудничества независимо от идеологии, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности;
  • уважение суверенитета других государств и признание нерушимости границ;
  • невмешательство во внутренние дела других государств; мирное урегулирование споров;
  • неприменение силы или угрозы силой; уважение прав и свобод человека;
  • преимущество общепризнанных норм международного права над внутринациональными законами и правовыми нормами;
  • заключение союзов, вступление в содружества и выход из них в целях обеспечения высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности;
  • неприсоединение к агрессивным военным блокам и объединениям;
  • равноправие и взаимная заинтересованность в межгосударственных отношениях, верховенство национальных интересов государства;
  • развитие внешних связей на основе двусторонних и многосторонних соглашений: в случае сближения с одним государством не отдаляться от другого.

Эти принципы никак не согласуются с представлениями о закрытости Узбекистана.

Справедливости ради надо признать, что в последнее десятилетие правления Каримова переход Узбекистана на двусторонние отношения и прекращение функционирования ОЦАС значительно ухудшили региональный политический климат и повысили градус конфликтогенности в регионе. Некоторые наблюдатели именно с этим связывают закрытость и самоизоляцию Узбекистана. Но и при этом не следует забывать, что Узбекистан продолжал участвовать во всех саммитах ШОС и СНГ; в Ташкенте был открыт офис НАТО; а в 2013 году Каримов и Назарбаев подписали договор о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и Казахстаном.

Поддержка Узбекистаном статуса постоянного члена в СБ ООН Индии и Японии свидетельствует о том, что страна более или менее успешно прошла этап адаптации к международной системе и способности выражать более крупные, нежели ранее, международные инициативы и позиционировать себя в качестве активного актора.

Наконец, стратегически важной составляющей международной активности Узбекистана с первых лет независимости является политика транспортной диверсификации с целью выхода на новые мировые рынки. В частности, стоит упомянуть, что Ислам Каримов в свое время инициировал строительство железнодорожного сегмента Теджен-Серахс-Мешхед, который позволил соединиться с железнодорожной сетью государств Персидского залива. Поддержка Узбекистаном проекта ТРАСЕКА, многолетнее участие Узбекистана в реконструкции транспортной инфраструктуры Афганистана тоже в ряду таких примеров диверсификации.

Нынешний президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в одних аспектах демонстрирует преемственность прежнего курса, в других аспектах инициирует элементы нового курса. Так, например, провозглашение Мирзиёевым региона Центральной Азии в качестве приоритета во внешней политике Узбекистана, с одной стороны, напоминает о каримовском принципе «Туркестан – наш общий дом», а с другой – создает новый формат и новую динамику регионального сотрудничества. Инициативы Мирзиёева, выдвинутые с трибуны ООН, не только не уступают по значимости инициативам прежнего руководства, но и в некоторых аспектах превосходят их. Прорывы во внутренней политике тоже очевидны; они прежде всего нашли свое отражение в принятии и поэтапной реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Нынешний президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в одних аспектах демонстрирует преемственность прежнего курса, в других аспектах инициирует элементы нового курса. Фото: islamkarimov.uz

Еще один момент, заслуживающий внимания в данном контексте: степень открытости стран Центральной Азии друг к другу и настроенности на тесное региональное объединение. Надо признать, что десятилетие, прошедшее после ликвидации ОЦАС вплоть до «открытия» Узбекистана с приходом к власти Мирзиёева было не просто периодом отчуждения одного (!) государства от остальных, а периодом взаимного (!) отчуждения центральноазиатских стран друг от друга. При всем этом, лидирующая роль Узбекистана в региональных делах всегда была очевидна: его вовлеченность или самоизоляция решала судьбу интеграции в Центральной Азии в ту или другую сторону. Еще в середине 1990-х известный американский ученый и специалист по Центральной Азии Фредерик Старр, замечал, что независимый и сильный Узбекистан – в интересах всех стран региона, в том числе России и что Узбекистан может быть единственным якорем в регионе. Он также подчеркивал, что несмотря на авторитарный режим в Узбекистане все же будущая роль этой страны будет зависеть от крупных реформ[2].

Лидирующая роль Узбекистана в региональных делах всегда была очевидна: его вовлеченность или самоизоляция решала судьбу интеграции в Центральной Азии в ту или другую сторону.

Итак, можно диалектически утверждать, что нынешняя внутренняя и внешняя политика Узбекистана формируется в изменившихся внутренних и внешних условиях, востребовавших решение новых задач реформирования. Ташкент не столько «открывается» (ибо он и не закрывался), сколько объективно корректирует свой внешнеполитический и внутриполитический курс, отвечая на новые вызовы XXI века.

Заключение

Этой небольшой статьей я хотел показать важность более глубоких исследований и критического анализа процессов в регионе Центральной Азии. Недавно я писал, что в российских экспертных кругах плохо знают Центральную Азию и в своих работах зачастую пользуются устаревшими представлениями и делают поверхностные выводы, пользуясь упрощенными клише[3]. Но и для экспертов стран региона тоже актуален этот вопрос.

Уроки прошедшего периода независимости, помимо прочего, заключаются в том, что многие эксперты, журналисты и даже политики самих стран Центральной Азии тоже плохо знают и свои страны, и регион в целом.

Если даже принять риторику открытости Узбекистана, то теперь важно, чтобы соседние по региону государства не только не закрывались сами, но и не отворачивались друг от друга. Ведь, надо признать, что когда говорят, что Узбекистан открывается, то это с одной стороны, означает критику недавней «закрытости», что привело к замораживанию регионального сотрудничества, а с другой – позитивные оценки и ожидания перспективы нового сближения и активного сотрудничества. Что это должно означать? Во-первых, что без Узбекистана практически невозможно двигать региональный процесс; во-вторых, что странам региона теперь надо поддержать усилия Узбекистана по ре-активизации этого процесса. Следовательно, позитивные оценки надо подкреплять делами. Ожидаемая в этом году третья Консультативная встреча президентов государств Центральной Азии должна дать ответы на новые вызовы, особенно в контексте глобальной пандемии COVID-19, которая, помимо прочего, повысила актуальность и ожидания более тесного сотрудничества пяти государств региона. Теперь, очевидно, никто из них не должен изолироваться или закрываться, а должен еще больше открываться друг к другу и идти на тесное сотрудничество в региональном масштабе.


Данный материал подготовлен в рамках проекта «Giving Voice, Driving Change — from the Borderland to the Steppes Project». Мнения, озвученные в статье, не отражают позицию редакции или донора.


Фото на обложке статьи: president.uz

[1] Tolipov, F. “Flexibility or Strategic Confusion? Foreign Policy of Uzbekistan”, in Uzbekistan Initiative, Central Asia Program, the George Washington University, No. 2, February, 2014, http://origin.library.constantcontact.com/download/get/file/1110347635144-152/UI+papers+2-Farkhad+Tolipov.pdf

[2] Starr, F. “Making Eurasia Stable”, in Foreign Affairs, Vol. 75, No.1, 1996.

[3] Толипов Ф. «Знают ли в России Центральную Азию?» https://www.ng.ru/dipkurer/2020-06-28/11_7896_asia.html?fbclid=IwAR2IOsxS6lis8y6KerqPvEqvRgMz39I-dQnnPVdebNz6unu0o_VXbBAM8js 28/06/2020.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Какие факторы поспособствуют экономическому прорыву Узбекистана

С середины ХХ века азиатский регион не раз удивлял мировое сообщество целыми группами стран, сумевшими за короткое время продемонстрировать такой рывок в экономическом и технологическом развитии, который иные государства никогда не видели в своей истории.

Отдельный экономический феномен – «азиатские тигры» уже вошел в учебники экономики. Азиатские тигры первой волны – Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг – имели свой звездный час с 1960-х по 1990-е, их стремительный рост стабилизировался после азиатского кризиса 1998 года.

Тигры второй волны – Индонезия, Малайзия, Вьетнам и Таиланд – начали модернизацию в конце 1990-х, и на данный момент уже полноценно участвуют в технологических цепочках «старших» азиатских товарищей, приблизившись к ним по структуре экономики. Их предприятия зарабатывают хорошие прибыли, население живет лучше, чем остальная Азия, но и рост экономик при этом уже не такой высокий, как был раньше.

Сейчас же пришло время третьей волны, локомотивом которой уже с уверенностью можно назвать представителя средней Азии — Узбекистан.

Почему можно быть уверенными, что Узбекистан перехватит эстафетную палочку у юго-восточной Азии и станет следующим тигром?

Всех «тигров» объединял один важный паттерн – приток иностранного капитала и улучшение качества человеческого потенциала. Это ровно те факторы, которые присущи сегодня Узбекистану, особенно последние несколько лет.

Касательно человеческого потенциала стоит отметить, что в Узбекистане самая высокая производительность труда ($1700 на душу населения) среди ненефтяных среднеазиатских стран. По данному показателю узбеки опередили даже Пакистан, экономика которого в пять раз больше.

Высокая производительность труда – это не только результат закупленных технологий и иностранного оборудования. Основополагающий фактор развития продуктивности людей – это образование. В Узбекистане заложена сильная средняя школа еще с советских времен, однако государство идет дальше и развивает, в том числе, и институты высшего образования.

Всего на образование Узбекистан тратит 5-6% ВВП в год – это один из самых высоких показателей не только в СНГ, но и во всём мире, столько же на образование тратят, например, США.

Приток капитала из-за границы должен стать катализатором структурных изменений в экономике

Активизация иностранных инвестиций стала возможна благодаря про-рыночным реформам, проводимым с 2016 года. Нельзя не отметить работу президента Узбекистана Ш.М. Мирзиеева, его администрации и всех ведомств причастных к разработке законов, улучшающих инвестиционный климат и стимулирующих экономическую активность бизнеса.

Либерализация валютного рынка, обширная приватизация госпредприятий, планируемая либерализация некоторых внутренних цен, современная денежно-кредитная политика – все это крайне положительно воспринимается иностранными инвесторами, которые с каждым годом готовы инвестировать в Узбекистан всё больше.

В результате запущенной экономической трансформации узбекская экономика обретет больше признаков индустриально-технологической страны. Узбекистан уже сейчас имеет сравнительно высокую долю промышленного производства (28%) и услуг (30%) в ВВП, однако это лишь начало долгого пути. В стране открываются современные заводы, импортируется оборудование, рано или поздно это приведет к существенному росту объемов экспортной продукции и домашнего производства.

Реальные темпы роста экономики Узбекистана превышают 5% уже многие годы, и это далеко не обыденная ситуация. Узбекистан вместе Таджикистаном стали единственными странами СНГ в прошлом году, которые показали положительные темпы роста ВВП, несмотря на пандемию коронавируса.

Есть ли факторы, способные помешать Узбекистану совершить экономический рывок?

Если отбросить непредсказуемые обстоятельства в виде эпидемий или мировых кризисов, то по большому счету – нет. Почва для рывка подготовлена практически идеальная. Узбекистан — богатая ресурсами и человеческим капиталом страна, у Республики сравнительно небольшой внешний долг и современное, прогрессивное правительство, нацеленное на продолжение реформ. Факторы, способные систематически затормозить или, тем более, остановить «тигра» – отсутствуют.

Автор — главный аналитик Совкомбанка.

Узбекистан временно закрыл границу для четырех стран :: Политика :: РБК

Узбекистан временно ограничил пропуск граждан и транспорта из Киргизии, Таджикистана, Казахстана и Туркмении. Запрет будет действовать с 15 по 25 июня, в это время в стране будет проходить саммит ШОС

Пограничники Узбекистана на границе с Киргизией (Фото: Reuters/Pixstream)

Узбекистан временно приостановил пропуск через границу для граждан, транспорта и грузов, следующих из Киргизии, Таджикистана, Казахстана и Туркменистана. Запрет будет действовать в период с 15 по 25 июня, рассказали «Интерфаксу» в пресс-службе Государственной пограничной службы Киргизии.

Собеседник агентства отметил, что для жителей эксклава Барак Кара-Сууйского района Ошской области (это территория Киргизии, находящаяся внутри Узбекистана) сделано исключение. Они смогут пересекать границу в прежнем режиме.

Собеседник «Интерфакса» не уточнил, с чем связано решение властей Узбекистана. Помимо указанных четырех государств страна граничит также с Афганистаном.

23–24 июня в Ташкенте пройдет юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как пишет издание CA-NEWS, ссылаясь на пресс-службу МВД Узбекистана, во время проведения саммита будут усилены меры безопасности. Так, по некоторым улицам Ташкента ограничат движение.

Видео: Телеканал РБК

Video

Узбекистан: Свобода в мире 2021 Страновой отчет

Несмотря на конституционные гарантии, свобода прессы по-прежнему строго ограничена. Государство контролирует основные средства массовой информации и связанные с ними объекты, а независимые средства массовой информации были в основном закрыты или заблокированы при Каримове. Однако местные СМИ, в том числе новостные сайты и телепрограммы в прямом эфире, теперь осторожно обсуждают социальные проблемы и критикуют местных властей, что свидетельствует о небольшом сокращении репрессий со стороны СМИ после прихода к власти Мирзиёева.Появились некоторые независимые источники новостей, которые не подвергаются открытой цензуре, хотя большинство СМИ по-прежнему избегают открытой критики Мирзиёева и правительства.

Наличие независимых международных торговых точек ограничено; с 2017 года нескольким иностранным репортерам были предоставлены пропуска для прессы, хотя другим журналистам, работающим на такие агентства, как Radio Free Europe / Radio Liberty (RFE / RL), было отказано во въезде. Доступ к новостям и информации через популярные социальные сети, такие как YouTube и Facebook, стал более надежным после того, как правительство перестало блокировать эти сайты в конце 2018 года, а платформы социальных сетей превратились в оживленные форумы для политических дискуссий.

Журналисты продолжают подвергаться уголовному наказанию за различные правонарушения, связанные с их работой. В декабре 2020 года президент подписал поправки к закону, отменяющие тюремное заключение за клевету и оскорбление, но принудительные работы и другие наказания остались в силе, а распространение ложной информации было добавлено в уголовный и административный кодексы. Ранее принятый в марте закон криминализовал распространение ложной информации, связанной с COVID-19.

При Мирзиёеве несколько журналистов были освобождены из тюрьмы, и 2018 год стал первым годом за два десятилетия, когда ни один журналист не был заключен в тюрьму, но в 2019 году правительство приговорило блогера к тюремному заключению.Государство также использовало советскую практику принудительной психиатрической госпитализации в отношении журналистки Нафосат Оллошукуровой в течение 2019 года, и она бежала из страны в январе 2020 года после угроз дальнейшего заключения. В августе власти Кыргызстана задержали и экстрадировали журналиста Бобомурода Абдуллаева по запросу узбекских властей, которые, как сообщается, обвинили его в ведении анонимной учетной записи в социальной сети, в которой содержались обвинения в коррупции. Госдепартамент США и правозащитные организации выступили против этого шага, сославшись на его прошлые преследования в Узбекистане.После непродолжительного задержания в Ташкенте Абдуллаев был освобожден, а уголовное дело против него было прекращено.

Изменение оценки: оценка улучшилась с 0 до 1, потому что в последние годы появились некоторые независимые СМИ, которые избегали явной цензуры, хотя журналисты по-прежнему подвергаются запугиванию со стороны властей, а самоцензура остается обычным явлением.

Страновой отчет ФАО GIEWS по Узбекистану —

Дата обращения: 13 октября 2021 г.

ОБЗОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Производство зерновых в 2021 году оценивается на уровне ниже среднего

  2. Прогноз потребностей в импорте пшеницы выше среднего в 2021/22 маркетинговом году

Производство зерновых в 2021 году оценивается на уровне ниже среднего

Сбор озимых и яровых зерновых 2021 года завершился в августе и сентябре, соответственно.

Плохое кумулятивное количество осадков в течение сезона повлияло на влажность почвы в большинстве центральных и южных пахотных земель, в результате чего условия вегетации были ниже среднего в мае, непосредственно перед началом сбора урожая пшеницы, которая составляет более 80 процентов от общего годового урожая зерновых. производство (карта аномалий NDVI).

В результате совокупный урожай зерновых в 2021 году прогнозируется на уровне около 6,4 миллиона тонн, что на 8 процентов ниже среднего пятилетнего показателя, в основном из-за ожидания снижения урожая пшеницы, прогнозируемого на уровне 5.4 миллиона тонн.

Посев озимых зерновых 2022 года, которые будут собирать с июня следующего года, начался в конце августа и в настоящее время продолжается при общих благоприятных погодных условиях.

Прогноз потребностей в импорте пшеницы выше среднего в 2021/22 маркетинговом году

В 2021/22 маркетинговом году (июль / июнь) импортные потребности в пшенице (включая пшеничное зерно и пшеничную муку), составляющие в среднем более 90 процентов от общего объема закупок зерновых, прогнозируется на уровне 3. 5 миллионов тонн, что примерно на 20 процентов выше среднего уровня за пять лет. Импорт пшеничной муки снизился более чем на 70 процентов в период с 2011/12 по 2020/21 год, в то время как закупки высококачественного зерна пшеницы, в основном из Казахстана, увеличились за счет улучшения местных мукомольных мощностей. Как только внутренние потребности в пшеничной муке удовлетворяются, избыточное производство обычно экспортируется в соседние страны.

Заявление об ограничении ответственности: используемые обозначения и представление материалов в этом информационном продукте не подразумевают выражения какого-либо мнения со стороны ФАО относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или его властей, или относительно определение границ или границ.

Центральноазиатская страна Узбекистан представлена ​​на сегодняшней глобальной выставке

Глобальная серия

University Housing посвящена на этой неделе Узбекистану. Эта центральноазиатская страна ранее принадлежала Советскому Союзу и провозгласила независимость от этой страны в августе 1991 года.

Присоединяйтесь к нам на 8 р.м. сегодня, 13 октября, в гостиной Холкомб Холла мы узнаем больше об истории, культуре и историях Узбекистана.

«Узбекистан богат обычаями и традициями, что делает его особенно интересным для других», — сказала ведущая Мунирахон Зайлобидинова.

«Невозможно поверить в красоту полей и гор, чувствуя вкус свежих фруктов и участвуя в традиционных праздниках».

Узбекистан известен такими городами Шелкового пути, как Самарканд, Бухара и Хива.Богато украшенная архитектура страны говорит о ее роли перекрестка культур и является одной из самых популярных туристических достопримечательностей.

Global Series — это программа, которая предлагает иностранным студентам и отечественным студентам, которые учатся за границей, возможность поделиться своей культурой, верованиями и традициями с сообществом университетского городка.

Присоединяйтесь к нам, когда мы узнаем и отмечаем международное разнообразие наших студентов.

Это мероприятие открыто для всех студентов, сотрудников и преподавателей университета, а также для жителей Фейетвилля.

Мы призываем участников приглашать своих семей и друзей.

Предстоящие программы Global Series

Если вы хотите участвовать в качестве докладчика, вы можете связаться с Шемса Ндахиро Ирибагиза по адресу [email protected].

О студенческом общежитии . Университетское жилье — это отдел в Отделе по делам студентов, обслуживающий жилое сообщество, в котором проживает около 6200 студентов. Ежегодно более 200 студентов находят возможности трудоустройства в University Housing.Мы предлагаем образовательные программы, способствующие успеху студентов, и услуги, которые помогают студентам сосредоточиться на академической деятельности в Университете Арканзаса. Жизнь в кампусе начинается с жилищного контракта.

Узбекистан — Обзор рынка

Несмотря на трудный год, Узбекистану удалось достичь 1,6-процентного экономического роста, при этом ВВП увеличился до 580,2 трлн. Сум (57,7 млрд. Долларов США) в 2020 году. Однако в долларах США ВВП практически не изменился и составил 57 долларов США. .7 млрд из-за обесценения национальной валюты по отношению к доллару на 10,2%. Строительная отрасль оставалась основной движущей силой экономики, и количество активных проектов увеличилось на 9,1% после того, как правительство разрешило реализацию государственных и частных строительных проектов во время пандемии. Производство потребительских товаров, сельское хозяйство и розничная торговля выросли на 3-3,6%. Валютные резервы Узбекистана увеличились за счет непредвиденной прибыли от экспорта 100 тонн золота, когда мировая рыночная цена достигла пика в 2020 году, компенсировав убытки от 78% -ного сокращения экспорта природного газа.Кроме того, Узбекистан полагался на иностранный капитал для финансирования своих инициатив по борьбе с пандемией и экономической поддержки, что привело к увеличению внешнего долга на 9,4 млрд долларов (или 38,5%). Годовая инфляция в 2020 году снизилась по сравнению с предыдущими двумя годами: дефлятор ВВП составил 11,9%, а инфляция потребительских цен — 12,9% по сравнению с базовым уровнем 2019 года.

2019

2020

Номинальный ВВП (млрд долларов США)

57.9

57,7

Инфляция потребительских цен (в процентах)

15,2

12,9

Прямые иностранные инвестиции (млрд долларов США)

2,28

1,7

Остаток текущего счета (млрд долларов США)

-3.2

-3,1

Экспорт (млрд долл. США)

17,9

15,1

Импорт (млрд долл. США)

24,3

21,2

Внешний долг, частный и государственный (млрд долларов США)

24.4

33,8

Валовые международные резервы (млрд долларов США)

29,2

34,9

(Источник: Госкомстат, ЦБ)

Кризис с коронавирусом негативно повлиял на мировую торговлю. Внешнеторговый оборот Узбекистана сократился с 42,2 млрд долларов в 2019 году до 36,3 млрд долларов в 2020 году, из которых экспорт составил 15 долларов.1 миллиард, а импорт — 21,2 миллиарда долларов. Интересно, что дефицит торгового баланса Узбекистана сократился всего на 0,3 миллиарда долларов. Страна продолжила политику индустриализации, заключающуюся в импорте нового основного оборудования для модернизации производственного сектора и инфраструктуры, при этом на машиностроительный и транспортный секторы приходилось 37,6% от общего объема импорта. Основной статьей экспорта Узбекистана в 2020 году было золото — на его долю пришлось 38,3% экспорта или 5,8 миллиарда долларов.

Основные торговые партнеры (официальная статистика Узбекистана, 2020):

Китай, 17.7%

Россия, 15,5%

Казахстан, 8,3%

Корея, 5,9%

Турция, 5,8%

В 2020 году товарооборот Узбекистана с США снизился с 603,9 миллиона долларов до 275,1 миллиона долларов. Падение импорта из США на 318,9 млн долларов поставило Соединенные Штаты на 17-е место в списке торговых партнеров. В связи с относительно низким объемом торговли между США и Узбекистаном, крупные капитальные закупки, такие как приобретение компанией Uzbekistan Airways авиакомпании U.Самолеты, произведенные в Южной Африке, из года в год могут приводить к значительным колебаниям в двусторонней торговле.

Конституция Узбекистана предусматривает президентскую систему с разделением властей и представительное правительство. На практике власть сильно сконцентрирована в аппарате президента и исполнительной власти. Следующие президентские выборы в Узбекистане пройдут 24 октября 2021 года. После победы на выборах в 2016 году президент Мирзиёев реализовал программу реформ, чтобы превратить Узбекистан из закрытой, изоляционистской страны в страну, стремящуюся к сотрудничеству со своими соседями, а также региональными и глобальными державами. .Правительство начало проводить реформы, необходимые для перехода к более прозрачной, конкурентоспособной и рыночной экономике в 2017 году.

Узбекистан подписал двусторонние соглашения с 54 странами об избежании двойного налогообложения, хотя Соединенные Штаты считают свое налоговое соглашение между СССР и СССР 1973 года действующим в отношении Узбекистана, а правительство Узбекистана — нет. Узбекистан также имеет договоры о режиме наибольшего благоприятствования с 47 странами. Соглашения между США и Узбекистаном о торговых отношениях, включая статус наиболее благоприятствуемой нации, а также о поощрении и взаимной защите инвестиций, были заключены в 1994 году, но так и не были ратифицированы Соединенными Штатами.В 2014 году Узбекистан присоединился к Соглашению о зоне свободной торговли СНГ. 11 декабря 2020 года Узбекистан присоединился к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) в качестве наблюдателя. 9 апреля 2021 года Европейский Союз признал Узбекистан девятым бенефициаром торгового соглашения «Общая система преференций плюс» (GSP +), которое отменило тарифы на две трети (6200 наименований) товарных линий, охватываемых GSP, в обмен на внедрение Узбекистаном 27 ратифицировали основные международные конвенции о правах человека и трудовых правах, защите окружающей среды и климата и надлежащем управлении.Узбекистан также работает над вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Агрессивные экстремистские группировки в Центральной Азии, включая Исламское движение Узбекистана, «Аль-Каиду» и ДАИШ, в последние годы не представляли угрозы для иностранного бизнеса в Узбекистане. Однако нынешняя эскалация конфликта между талибами и правительственными силами Афганистана беспокоит Узбекистан и другие страны региона. Президент Байден объявил, что США и НАТО завершат вывод войск из Афганистана к 31 августа 2021 года.США и Узбекистан принимают активное участие в мирных переговорах по Афганистану в течение последних нескольких лет. Более того, 2 февраля 2021 года Узбекистан, Пакистан и Афганистан подписали дорожную карту по строительству планируемой железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар протяженностью 573 км и направили совместное письмо в международные финансовые институты (МФИ) с просьбой Кредит на 4,8 миллиарда долларов. Если строительство будет завершено, железная дорога откроет странам Центральной Азии выход к Индийскому океану и может значительно расширить доступ региона к мировым рынкам.

С населением в 34 миллиона человек Узбекистан имеет основу, необходимую для того, чтобы стать региональным экономическим центром: динамичное, грамотное и предприимчивое население — самое большое в Центральной Азии, относительно хорошая инфраструктура; и крупнейший потенциальный потребительский рынок в регионе. Хлопковая промышленность Узбекистана и богатые природные ресурсы, такие как золото и природный газ, предлагают привлекательные возможности для инвесторов. Заявленная правительством экономическая политика ставит во главу угла привлечение частных инвестиций через улучшение делового климата в Узбекистане, приватизацию и либерализацию внешней торговли.По оценкам многосторонних банков развития (МБР), ВВП Узбекистана в 2021-2022 годах вырастет на 5-6%. Согласно официальной статистике, ВВП вырос на 6,2% в первой половине 2021 года. Fitch сохраняет прогноз по Узбекистану как стабильный, в то время как S&P недавно изменило его с негативного на стабильный, а Moody’s повысило его со стабильного до позитивного. В мае 2021 года заместитель премьер-министра и министр экономического развития и сокращения бедности Джамшид Кучкаров заявил, что правительство поставило цель увеличить ВВП на душу населения с нынешних 1700 долларов до 2500 долларов к 2025 году и 4200 долларов к 2030 году.

Узбекистан / Экономические исследования — Coface

основные макроэкономические показатели

2018 2019 г. 2020 (e) 2021 (ж)
Рост ВВП (%) 5,4 5,6 1,0 5,5
Инфляция (среднегодовая,%) 17,5 14,5 13.0 10,7
Остаток бюджета (% ВВП) -2,1 -3,9 -5,6 -3,5
Сальдо текущего счета (% ВВП) * -7,1 -5,6 -6,4 -7,4
Государственный долг (% ВВП) 20,4 29,3 36,1 40,1

(e): Оценка (f): Прогноз * Остаток, включая внебюджетные государственные расходы, финансируемые за счет займов

ПРОЧНОСТЬ

  • Более устойчивая экономика, чем в остальной части Центральной Азии (более диверсифицированная, менее чувствительная к внешним шокам)
  • Обильные природные ресурсы (газ, золото, медь, гидроэнергетический потенциал)
  • Молодое население (50% в возрасте до 30 лет)
  • Международная финансовая поддержка, чистая кредитная позиция государства
  • Экономические реформы (либерализация, приватизация, диверсификация), развитие кредита (42% ВВП, 30% в частный сектор) и государственные инвестиции (электроэнергия, транспорт, здравоохранение), стимулирующие прямые иностранные инвестиции
  • Все более динамичные двусторонние отношения и переговоры по заключению соглашений о преференциальной торговле с ключевыми партнерами (Турция, Сингапур, Южная Корея и др.) и Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом (ЕС)
  • Процесс переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) и член-наблюдатель Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с 2020 года
  • Улучшение отношений со странами Центральной Азии, хорошие дипломатические отношения и стратегическое положение между Европой, Россией и Китаем

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  • Сильная зависимость от России и Китая (ведущих торговых партнеров, получателей 80% экспорта газа)
  • Зависимость от товаров, климатических условий для сельского хозяйства (28% ВВП) и денежных переводов (15% ВВП)
  • Производственная деятельность по-прежнему ограничена (16% ВВП)
  • Рыночные структуры по-прежнему слабо конкурентоспособны (высокая концентрация в ключевых секторах) и, хотя и растет, низкая доля частного сектора в экономике (50% ВВП)
  • Высокий уровень безработицы, низкий уровень жизни, многочисленное сельское население и по-прежнему широко распространенная неформальность (58% занятости)
  • Медленный институциональный прогресс (коррупция, слабость парламента, отсутствие реальной оппозиции), сдерживающий бизнес-среду

Оценка рисков

Восстановление за счет внутреннего спроса и инвестиций

В 2020 году в Узбекистане были зафиксированы худшие экономические показатели с 1995 года.Его рост оставался положительным и, как ожидается, ускорится в 2021 году. Ограничения с середины марта до середины мая 2020 года и с середины июля до середины августа, включая закрытие границ и закрытие второстепенных предприятий, рост безработицы и бедности, удручающие. внутренний спрос. На частное потребление (54% ВВП) и услуги (44% ВВП) также повлиял спад туризма (6% ВВП) и, в связи с рецессией в России и Казахстане, денежные переводы. Восстановление этих денежных переводов с мая 2020 года и увеличение социальных расходов могут стимулировать внутренний спрос в 2021 году.Именно с учетом этого был создан антикризисный фонд (2% ВВП) для финансирования трансфертов домохозяйствам с целью их поддержки, чтобы доля домохозяйств, получающих социальные пособия, удвоилась (до 15%). Ожидается, что они повысят доход сельского населения (50% от общей суммы), что также выиграет от хорошего здоровья сельскохозяйственного сектора, который, как и в 2020 году, как ожидается, внесет положительный вклад в рост. Ожидается, что инвестиции (39,5% ВВП) будут стимулировать рост, получая выгоду от кредитов и возврата прямых иностранных инвестиций в ископаемые и возобновляемые источники энергии.Ожидается, что они будут чувствительны к реформе энергетического сектора, начатой ​​в 2020 году для повышения его конкурентоспособности, а также к плану государственных инвестиций в инфраструктуру (6% ВВП) на 2020-2022 годы, включая энергетику и транспорт, который поднять строительный сектор (10% ВВП).

Наряду с медленным, но продолжающимся обесцениванием суммы и ростом цен на продукты питания и энергоносители, восстановление внутреннего спроса, как ожидается, сохранит инфляцию на высоком уровне. Однако ожидается, что отсрочка повышения тарифов на коммунальные услуги приведет к его дальнейшему снижению, чтобы достичь целевого показателя в 5% к 2023 году, что позволит снизить учетную ставку (14% в декабре 2020 года, целевой показатель 10% в 2021 г. и 5% в 2023 г.).Хотя средняя кредитная ставка остается высокой (18%), ожидается, что рост кредита частному сектору продолжится, но, как ожидается, продолжит замедляться после значительного роста в 2018-2019 годах. Это обеспечит стабильность банков, которые в большинстве своем являются государственными и подвержены валютным рискам, государственных предприятий (60% кредитов) и ухудшения активов (2,4% проблемных кредитов).

Хотя восстановление внешнего спроса пойдет на пользу промышленности, вклад торговли останется отрицательным.Ожидается, что прирост импорта (37% ВВП), особенно машин и оборудования (31% от общего объема) и нефти (4%), будет больше, чем рост экспорта (24% ВВП). Однако ожидается, что хорошие показатели по золоту (27,5% от общего объема) сохранятся, а экспорт газа (23%) в Россию и Китай и хлопок (9%), как ожидается, вырастет в цене и в натуральном выражении.

Государственные финансы скоро уменьшатся за счет приватизации

Меры поддержки в 2020 году увеличили дефицит, который, как ожидается, сократится в 2021 году.Он в основном финансировался за счет льготных займов, в том числе 1,4 миллиарда долларов США (2,4% ВВП) от Азиатского банка развития, Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. Он также финансировался после первого выпуска в 2019 году путем выпуска облигаций (750 миллионов долларов США), номинированных в сумме и в долларах США, в ноябре 2020 года. Ожидается, что правительство выпустит еврооблигации (700 миллионов долларов США) в 2021 году и суммовые облигации. на внутреннем рынке, служа ориентиром для государственных предприятий и банков, выходящих на рынки с целью приватизации к 2025 году.Принцип продажи государственных пакетов (от 25% до 100% в 612 государственных предприятиях, в том числе 32 крупнейших) был принят в конце 2020 года. Еще один план был принят в середине 2020 года по снижению государственного контроля над банковской деятельностью. активы от 85% до 40%. Ожидается, что эти планы снизят квазисуверенный риск для отношения государственного долга к ВВП, которое, хотя и растет и выражается в иностранной валюте, является средне- и долгосрочным и льготным.

Ожидается, что дефицит текущего счета, который ухудшился из-за сокращения денежных переводов и торгового дефицита, вызванного покупкой капитальных товаров для диверсификации экономики, в 2021 году продолжит ухудшаться в связи с восстановлением импорта.Он будет финансироваться за счет льготных займов, возврата прямых иностранных инвестиций и выпуска облигаций. Валютные резервы остаются комфортными (14,3 миллиарда долларов США в декабре 2020 года, покрытие импорта на 8,1 месяца), равно как и золотые резервы (20,2 миллиарда долларов США). Внешний долг, составляющий 46% ВВП, 74% которого приходится на государственный сектор, является среднесрочным и долгосрочным.

Крупные экономические реформы, но небольшие политические реформы

Президент Мирзиёев, тринадцать лет являвшийся премьер-министром президента Каримова, правившего страной с 1991 года и избранного в сентябре 2016 года после смерти последнего, доминирует на политической арене.Он, скорее всего, получит второй пятилетний срок на президентских выборах в декабре 2021 года, которые не должны быть ни свободными, ни справедливыми. Власть по-прежнему сосредоточена в руках президента, а парламент состоит из партий, поддерживающих его. Эти косметические реформы контрастируют со многими экономическими реформами, призванными привлечь инвесторов. Это случай принятой в середине 2020 года, когда в Верховном суде создается коллегия судей для рассмотрения споров с крупными инвесторами и обеспечения им большей правовой безопасности.

Последнее обновление: март 2021 г.

верхний

ЕБРР в Узбекистане: обзор


Новый подход властей Узбекистана позволил ЕБРР возобновить свою деятельность в стране, открыть новый офис в Ташкенте и подготовить новую страновую стратегию, принятую Советом директоров в сентябре 2018 года.

В документе определены следующие операционные и стратегические приоритеты работы ЕБРР в Узбекистане:

  1. Повышение конкурентоспособности за счет усиления роли частного сектора в экономике
  2. Продвижение экологически чистых источников энергии и ресурсов в секторах
  3. Поддержка расширения регионального и международного сотрудничества и интеграции.

Новый этап взаимодействия Банка со страной был вызван крупной программой реформ, начатой ​​властями в феврале 2017 года, направленной на создание более открытой, интегрированной рыночной экономической модели, улучшение международных отношений, укрепление верховенства закона и независимости судебной системы и достижение либерализации. обменного курса.Сокращение присутствия государства в экономике, улучшение деловой среды и содействие прямым иностранным инвестициям являются одними из главных приоритетов узбекских властей.

В новой стратегии ЕБРР для Узбекистана признается необходимость укрепления демократических институтов страны, расширения роли гражданского общества, предоставления большей свободы средствам массовой информации и поощрения женского предпринимательства. Банк также будет продолжать отслеживать прогресс в искоренении принудительного и детского труда в таких секторах, как хлопководство.

Последняя стратегия ЕБРР по Узбекистану была принята 19 сентября 2018 года.

Политика Узбекистана в ответ на кризис с коронавирусом

ЕБРР следит за политическим ответом Узбекистана на пандемию коронавируса. В нашей публикации, выходящей раз в две недели, выявляются основные каналы нарушения, а также отдельные показатели воздействия и реагирования.

Узнать больше

Текущий прогноз ЕБРР роста реального ВВП Узбекистана в 2021 году: 6.8%

Текущий прогноз ЕБРР по темпам роста реального ВВП Узбекистана в 2022 году: 6,0%

Экономика быстро восстанавливается. Реальный ВВП вырос на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первые три квартала 2021 года.

Объем услуг увеличился на 19,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем промышленного производства — на 9 процентов, а сельского хозяйства — на 4,2 процента. Что касается спроса, то частному потреблению способствовал сильный рост потребительского кредитования и резкое увеличение денежных переводов из России, которые выросли на 35 процентов в годовом исчислении в долларовом выражении за первые восемь месяцев 2021 года.

В июне 2021 года рост кредита увеличился до 22 процентов в реальном выражении (как в корпоративном, так и в розничном сегментах) с 12 процентов год назад, что отражает более высокую экономическую активность. В то же время неработающие ссуды увеличились до 5,5% в июне 2021 года по сравнению с 2,1% в конце 2020 года. Инвестиционная активность начала восстанавливаться, при этом в первые три периода инвестиции в основной капитал увеличились на 5% в годовом исчислении. кв.2021г.

О Республике Узбекистан | Законодательство СНГ

Общая информация

Узбекистан, официально Республика Узбекистан, является единственной страной, не имеющей выхода к морю, в Центральной Азии и одной из двух таких стран в мире.Граничит с Казахстаном на западе и севере, Кыргызстаном и Таджикистаном. на восток и Афганистан и Туркменистан на юге. До 1991 года он был частью Советского Союза.

Когда-то входивший в состав персидской империи Саманидов, а затем и тимуридов, этот регион был завоеван в начале 16 века кочевниками, говорившими на восточно-тюркском языке. Сегодня большая часть населения Узбекистана принадлежит к узбекской этнической группе и говорит на Узбекский язык, один из семейства тюркских языков.Узбекистан был включен в состав Российской империи в 19 веке, а в 1924 году стал составной республикой Советского Союза, известной как Узбекская Советская Социалистическая Республика. (Узбекская ССР). Он стал независимым 31 августа 1991 года (официально — со следующего дня).

Политика

Первые выборы в Олий Мажлис (Парламент) были проведены в соответствии с постановлением Верховного Совета 16-го созыва в 1994 году. В этом году Верховный Совет был заменен Олий Мажлисом.С тех пор в Узбекистане проходили президентские и парламентские выборы на регулярной основе, но никакие реальные оппозиционные кандидаты или партии не могут участвовать.

Третьи выборы в двухпалатный Олий Мажлис, состоящий из 150 членов — Законодательную палату и Сенат в составе 100 человек — на пятилетний срок, состоялись 27 декабря 2009 года после вторых выборов, проведенных в декабре 2004–2005 годов. Олий До 2004 года Маджлис был однопалатным. Его численность увеличилась с 69 депутатов (членов) в 1994 году до 120 в 2004–2005 годах и в настоящее время до 150.

Исполнительная власть обладает значительной властью, а законодательная власть мало способна формировать законы. По условиям референдума 27 декабря 1995 года первый срок Ислама Каримова был продлен. Другой всенародный референдум был проведен 27 января 2002 г. продлить конституционный срок президентских полномочий с 5 до 7 лет.

Референдум прошел, и срок полномочий Ислама Каримова был продлен парламентским актом до декабря 2007 года. Большинство международных наблюдателей отказались участвовать в процессе и не признали результаты, отклонив их как не соответствующие основным стандарты.Референдум 2002 года также включал план двухпалатного парламента, состоящего из нижней палаты (Олий Мажлис) и верхней палаты (Сенат). Члены нижней палаты должны быть законодателями «на полную ставку». Выборы за новую 26 декабря состоялся двухпалатный парламент. В настоящее время в Узбекистане складывается политическая ситуация вокруг Ислама Каримова и избрания Акбара Абдуллаева преемником.

Миссия ограниченного наблюдателя ОБСЕ пришла к выводу, что выборы существенно не соответствовали обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов.С одобрения правительства было создано несколько политических партий. Точно так же, хотя было создано несколько средств массовой информации (радио, телевидение, газеты), они либо остаются под контролем правительства, либо редко затрагивают политические темы. Независимым политическим партиям было разрешено создавать и набирать членов. и проводят съезды и пресс-конференции, но им было отказано в регистрации в соответствии с ограничительными процедурами регистрации.

Экономика

Экономика Узбекистана в основном зависит от производства товаров, включая хлопок, золото, уран и природный газ.Несмотря на заявленную цель перехода к рыночной экономике, Узбекистан продолжает сохранять жесткий экономический контроль, который часто отталкивают иностранных инвесторов. Политика постепенного, строго контролируемого перехода к рыночной экономике, тем не менее, дала положительные результаты в виде восстановления экономики после 1995 года. Внутренняя политика Узбекистана в отношении человека права и свободы личности подвергались критике со стороны некоторых международных организаций.

Узбекистан имеет четвертое по величине месторождение золота в мире.Страна добывает 80 тонн золота ежегодно, седьмое место в мире. Месторождения меди Узбекистана занимают десятое место в мире, а месторождения урана — двенадцатое. Производство урана в стране занимает седьмое место в мире. Узбекская национальная газовая компания «Узбекнефтегаз» занимает 11-е место в мире по добыче природного газа с годовой добычей от 60 до 70 миллиардов кубометров. В стране имеются значительные неиспользованные запасы нефти и газа: В Узбекистане 194 месторождения углеводородов, в том числе 98 залежей конденсата и природного газа и 96 залежей газового конденсата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *