Таджикистан национальный состав: Информация о населении Таджикистана

Население Таджикистана

Таджики (самоназвание точик) — один из многочисленных народов Центральной Азии.

Сейчас в Таджикистане проживает 8 000 000 человек.
В 1939 г. в Таджикистане проживало 1 484 440 человек.
В 1967 г. проживало 2 730 000 человек.

Национальный состав населения республики определяется историческими судьбами Таджикистана. Он, как и вся Центральная Азия в древности и в средневековье, вплоть до великих географических открытий, находился на мировых торговых путях. За все время своего существования он неоднократно подвергался различным нашествиям и завоеваниям. На территории Таджикистана возникали и распадались обширнейшие для своего времени государства, это и обусловило здесь необычайную пестроту этнического состава населения, особенно в южных районах.

За пределами страны таджики живут в Афганистане, Иране, Северном Пакистане и Китайской Народной Республике. Из общей массы таджиков по языку, быту и другим признакам выделяются припамирские таджики.

Это шугнано-рушанцы, хуфцы, язгулемцы, ваханцы, ишкашимцы, бартангцы. Они образуют в составе Таджикистана Горно-Бадахшанскую автономную область. Особая группа таджиков, ягнобцы,- прямые потомки согдийцев, живущие в высокогорной долине Ягноба (приток Зеравшана). Их язык — один из диалектов древнего согдийского языка, на котором говорила часть предков современных таджиков до завоевания в VII-VIII вв. Средней Азии арабами. Сейчас ягнобцы говорят на двух языках — своем и таджикском. Таджикский язык вместе с родственным ему персидским принадлежит к юго-западной группе иранских языков. По некоторым фонетическим и морфологическим признакам говоры таджикского языка делятся на северные и южные.

Процесс образования таджикской народности начался еще в IV-V столетии и закончился на грани IX-X вв. в рамках государства Саманидов. Ее этническими компонентами стали некоторые древние племена Центральной Азии: бактрийцы, тохары, согдийцы, саки, массагеты, хиониты-эфталпты.

Антропологически таджики относятся к европеоидной расе. Для них наиболее характерен памиро-ферганский тип, его еще называют типом среднеазиатского междуречья. У таджиков темный цвет волос и глаз, круглая голова, средний рост. У жителей равнинных районов заметнее монголоидные черты: менее обильный волосяной покров, уплощенное лицо, более узкий разрез глаз.

Таджикский язык, как и родственные с ним персидский и фарси-кабули (дари), относится к западноиранским языкам, входящим в индоевропейскую языковую группу.

Таджики живут в республике повсюду. Ранее областью их сплошного заселения были главным образом горные районы. Это объясняется тем, что в период бурных политических событий и завоевания страны кочевниками коренные жители оттеснялись пришельцами в горы, где вынуждены были жить в суровых условиях.

В наше время в южных долинах и в других равнинных районах осваиваются заброшенные земли древнего орошения. Сюда, на родину своих предков, переселяются тысячи таджиков-горцев.

Население Таджикистана также представляют русские, татары, украинцы, осетины, мордва, армяне, башкиры, немцы, среднеазиатские евреи. На северо-востоке и на Восточном Памире обосновались киргизы.

На юге Таджикистана в незначительном количестве живут арабы. В низовьях Вахша с середины XIX в. поселились туркмены племени эрсари. Кое-где на юге встречаются также казахи.

Давних поселенцев юга — среднеазиатских цыган — местное население называет джуги или лули.

Для Таджикистана, как и для всякой горной области, характерно очень неравномерное размещение населения по высотным этажам (поясам). Интенсивно освоены и плотно заселены преимущественно нижние участки долин больших рек. Склоны и высокогорья заселены значительно слабее или совсем лишены постоянных жителей. Основная масса населения республики живет в городах, поселках и кишлаках, расположенных на высотах до 1000 м. Часть всех жителей Таджикистана размещается в поясе от 1000 до 2000 м, и лишь немного на высоте более 2000 м.

Основное население Таджикистана исповедует ислам. Большая часть жителей республики мусульмане-сунниты, незначительная часть таджиков и ирани — мусульмане-шииты. Характерной чертой Таджикистана является высокий прирост населения республики. И, как принято на Востоке, таджики трудолюбивый, гостеприимный, отзывчивый народ, готовый к открытому диалогу со всеми народами мира.

Население Таджикистана | Законодательство стран СНГ

Таджикистан по численности населения находится на седьмом месте среди стран СНГ и занимает 95 строчку в общемировом списке.

По данным официального органа статистики – агентства по статистике при президенте Республики Таджикистан – по состоянию на начало 2015 года численность населения составила 8 миллионов 352 тысячи человек. Страна является аграрной, в городах проживает чуть более 2 миллионов 200 тысяч человек, что составляет примерно четверть населения. Остальные жители проживают в сельской местности.

Плотность населения Таджикистана достаточно высока и составляет 58,5 человек на 1 квадратный километр площади. При этом на 1 января 2015 года в Таджикистане насчитывается всего 18 городов, самым крупным из которых является его столица Душанбе с восьмисоттысячным населением. Все остальные города на порядок меньше. Например, во втором по размерам городе, Худжанде (бывш. Ленинабад), проживает всего 172 тысячи человек.

Поскольку Таджикистан является высокогорной страной, его население размещается по территории весьма неравномерно. Чем ниже высота над уровнем моря, тем плотнее заселение и интенсивнее освоение территорий. Склоны и высокогорные районы заселены слабо или вообще необитаемы. Большая часть населения живет в городах, поселках, кишлаках, расположенных на высоте до тысячи метров.

Таджикистан является многонациональным государством, на его территории проживают люди более ста различных национальностей. Более 80 процентов населения составляют таджики, следующей по численности нацией является узбекская. По итогам переписи населения 2010 года в Таджикистане число русских незначительно и равняется всего тридцати пяти тысячам. Однако русский язык провозглашен языком межнационального общения. В свою очередь, таджикская диаспора в Российской Федерации насчитывает порядка двух миллионов человек, причем около одного миллиона этнических таджиков имеют российское гражданство.

Таджикистан является светским государством, однако подавляющее большинство его населения исповедует ислам, большая часть верующих относится к мусульманам-суннитам.

Демографическая обстановка в Таджикистане очень благоприятна. Высоки такие показатели, как рождаемость, естественный прирост населения, продолжительность жизни.

Численность населения Таджикистана растет ускоренными темпами. Так, в 1991 году в стране проживало чуть более пяти с половиной миллионов человек. В 2002 году населения стало больше на миллион (шесть с половиной миллионов), а сейчас численность подбирается к отметке в восемь с половиной миллионов. Из этого количества 5 с половиной миллионов — люди трудоспособного возраста, почти три миллиона человек – дети. Естественный прирост населения в абсолютных значениях в последние десять лет колеблется в диапазоне от 180 до 200 тысяч человек ежегодно.

Коэффициент рождаемости очень высок – почти 28 рождений на тысячу человек, или 3.

5 рождений на одну женщину. По данному показателю Таджикистан находится на 56 месте в общемировом рейтинге. Примечательно, что он был и остается стабильно высоким независимо от политических и экономических событий, происходящих в стране и мире, являлся таковым и в девяностые годы двадцатого столетия, и в нулевые годы двадцать первого.

Естественный прирост населения в течение 20-25 последних лет держится примерно на одном и том же уровне и составляет 23-24 человека на тысячу населения.

При этом в стране наблюдается стабильный незначительный отток населения, что практически никак не отражается на темпах прироста населения.

Коэффициент смертности жителей Таджикистана является низким и составляет 4 человека на одну тысячу населения, при этом наблюдается устойчивая тенденция к снижению этого показателя. Для сравнения, в России этот коэффициент по данным ООН равен 13,5, на Украине – 16.4. В абсолютных значениях ежегодно, начиная с 2000 года, в стране умирает порядка 30-32 тысяч человек.

Продолжительность жизни составляет 73,4 года, она стабильно растет с течением времени.

Несомненно, благотворное влияние на подобное состояние демографии оказывает тот факт, что в стране практически отсутствуют разводы. Так, из 11 с половиной тысяч браков, заключенных в 2014 году, была расторгнута лишь 1.1 тысяча. Такой низкий процент разводимости сохраняется в Таджикистане ежегодно.

Соотношение полов в Таджикистане практически равное, мужчин чуть больше. На одну тысячу женщин приходится примерно 1002 мужчин. Данное обстоятельство также благотворно влияет на уровень рождаемости и воспроизводства населения, особенно с учетом устойчивости института брака.

Такой демографический успех кажется неожиданным на фоне чрезвычайной бедности населения Таджикистана. Уровень жизни здесь экстремально низок. Так, по данным национального агентства по статистике, размер ежегодного среднедушевого дохода в 2014 году составил 2930 сомони, что эквивалентно примерно 372 долларам США.

Среднемесячная заработная плата равняется 941 сомони, что равно примерно 120 долларам США, средняя пенсия по старости равна 230 сомони (менее 30 долларов США).

По расчетам Всемирного банка валовый национальный доход на душу населения в Таджикистане составляет всего 1080 долларов США в год. По данному показателю Таджикистан находится на 158 строчке мирового рейтинга из 187 возможных.

Но, как видно из официальной статистики, бедность в данном случае не препятствует высокой рождаемости, а, наоборот, способствует ей. Подобное явление характерно для ряда стран с низким уровнем жизни.

Ну и, естественно, многодетность, нерушимость брака и семьи заложены в жителях Таджикистана столетиями, таковы их жизненные и семейные ценности, которые уважаются всеми поколениями, в том числе и молодежью.

Именно приверженность коренных таджиков к коренному укладу жизни, сложившемуся много поколений назад, помогла Таджикистану без потерь пережить сложные времена после распада СССР, практически не снизив уровня роста численности населения и не допустив наступления демографического кризиса.

В статье использована информация с сайта

  • Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Таджикистан | Люди, религия, история и факты

флаг Таджикистана

Все СМИ

Глава правительства:
Премьер-министр: Кохир Расулзода
Капитал:
Душанбе
Население:
(оценка 2023 г.) 10 147 000
Глава государства:
Президент: Эмомали Рахмон
Форма правления:
республика с двумя законодательными палатами (Национальное собрание [34 1 ]; Собрание представителей [63])

Посмотреть все факты и статистику →

Последние новости

23 февраля 2023 г. , 9:30 утра по восточному времени (AP)

Землетрясение магнитудой 6,8 в Таджикистане; пострадавших нет, ущерб

Землетрясение магнитудой 6,8 потрясло малонаселенную, отдаленную часть Таджикистана, недалеко от дальнего западного региона Синьцзян Китая

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Таджикистан , официально Республика Таджикистан , Таджикистан Точикистон или Джумхури Точикистон , Таджикистан также пишется Таджикистан , страна, расположенная в самом сердце Центральной Азии. Граничит с Кыргызстаном на севере, Китаем на востоке, Афганистаном на юге и Узбекистаном на западе и северо-западе. Таджикистан включает Горно-Бадахшанскую («Горно-Бадахшанскую») автономную область со столицей в Хороге (Хороге). Таджикистан занимает наименьшее количество земли среди пяти государств Центральной Азии, но с точки зрения высоты он превосходит их всех, охватывая больше и более высокие горы, чем любая другая страна в регионе. Таджикистан был составной (союзной) республикой Советского Союза с 1929 до обретения независимости в 1991 году. Столица — Душанбе.

Несколько этнических связей и внешних влияний усложняют национальную идентичность Таджикистана в большей степени, чем в других республиках Центральной Азии. Таджикский народ имеет близкое родство и свой язык с гораздо более многочисленным населением той же национальности, проживающим на северо-востоке Афганистана, население которого также включает большую часть населения, говорящего на дари, диалекте персидского языка, понятном таджикам. Несмотря на межконфессиональные различия (большинство таджиков — мусульмане-сунниты, а иранцы — преимущественно шииты), таджики также имеют прочные связи с культурой и народом Ирана; таджикский и персидский языки тесно связаны и взаимно понятны. Многовековой экономический симбиоз таджиков с живущими в оазисах узбеками также несколько запутывает выражение самобытной таджикской национальной идентичности. С первых лет независимости Таджикистан раздирают конфликты между правительством и исламской оппозицией и ее союзниками.

Земля

Рельеф

Более девяти десятых территории Таджикистана составляют горы; около половины находится на высоте 10 000 футов (3 000 метров) или более над уровнем моря. На север уходит Заалайский хребет, входящий в систему Тянь-Шаня. Массивные хребты Южного Тянь-Шаня — Туркестанские горы и чуть более низкие Зеравшанские и Гиссарские хребты — определяют восточно-центральную часть страны. Ледяные вершины Памирской горной системы занимают юго-восток. Некоторые из самых высоких гор Центральной Азии, в частности, Ибн-Сина (23 406 футов [7 134 метра]) и Имени Исмаил Самани (24,59 м над уровнем моря).0 футов [7495 метров]) пиков, находятся в северной части Памира. Долины, хотя и важны для географии населения Таджикистана, составляют менее одной десятой территории страны. Наиболее крупными являются западная часть Ферганской долины на севере и долины Гиссар, Вахш, Явансу, Обикиик, Нижний Кофарнихон (Кафирниган) и Пяндж (Пяндж) на юге.

Викторина «Британника»

Прикрепите столицу к стране: правда или вымысел?

Весь южный регион Центральной Азии, включая Таджикистан, находится в активном сейсмическом поясе, где обычны сильные землетрясения. Сейсмологи давно изучают этот регион, особенно в связи с массивными плотинами гидроэлектростанций и другими общественными работами в этом районе.

Дренаж и почвы

Густая речная сеть, дренирующая республику, включает две крупные быстрые реки, верхние течения Сырдарьи и Амударьи, вместе с их притоками, в частности Вахшем и Кофарнихоном. Амударья образуется при слиянии рек Пяндж и Вахш; Пяндж образует большую часть южной границы республики. Большинство рек текут с востока на запад и в конечном итоге впадают в бассейн Аральского моря. На реках ежегодно бывает два многоводных периода: весной, когда идут дожди и тает горный снег, и летом, когда начинается таяние ледников. Летний сток особенно полезен для целей орошения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Немногочисленные озера Таджикистана расположены в основном в районе Памира; самое большое — озеро Каракуль, лежащее на высоте около 13 000 футов. Сарезское озеро образовалось в 1911 году во время землетрясения, когда колоссальный оползень перекрыл реку Мургаб. В Зеравшанском хребте находится Искандеркуль, который, как и большинство озер страны, имеет ледниковое происхождение.

Почвы Таджикистана бедны гумусом, но богаты минеральными элементами питания. Песок, галька, осыпь, голые скалы, вечный снег и лед покрывают около двух третей поверхности.

Климат

Климат Таджикистана резко континентальный и меняется с высотой. В долинах с теплым умеренным климатом лето жаркое и сухое; средняя температура июля составляет 81 ° F (27 ° C) в Худжанде (Ходжанд) и 86 ° F (30 ° C) в Кулябе (Куляб), южнее. Соответствующие январские цифры составляют 30 ° F (-1 ° C) и 36 ° F (2 ° C) соответственно. В очень холодные зимы были зарегистрированы температуры -4 ° F (-20 ° C) и ниже. Годовое количество осадков небольшое и колеблется от 6 до 10 дюймов (от 150 до 250 миллиметров), но выше в Гиссарской долине. В высокогорье условия иные: средняя температура января для Мургаба на Памире составляет -3 ° F (-20 ° C), а температура может опускаться до -51 ° F (-46 ° C). Осадков в этом районе едва достигает 2-3 дюймов в год, большая часть их выпадает летом. Влажные воздушные массы движутся с запада вверх по долинам, внезапно достигая областей с низкими температурами и вызывая местами обильные осадки, в основном сильный снег с годовым накоплением до 30—60 дюймов.

Растительный и животный мир

Топографическое и климатическое разнообразие дает Таджикистану чрезвычайно разнообразную растительность, только с более чем 5000 видами цветов. В основном преобладают травы, кустарники и кустарники. Животный мир страны богат и разнообразен и включает в себя такие виды, как большая серая ящерица, тушканчик и суслик в пустынях, а также олени, тигры, шакалы и дикие кошки в лесных районах или тростниковых зарослях. Бурые медведи живут на более низких уровнях гор, а козы и беркуты выше.

Борьба за идентичность в постсоветском Таджикистане

Ближний Восток Обзор международных отношений

Том. 3 № 4/декабрь 1999 г.

 

Борьба за идентичность в постсоветском Таджикистане
Уильям О. Биман *

 

Абстрактный

Все новые нации сталкиваются с борьбой за создание своей национальной идентичности. В данной статье рассматривается Таджикистан как особенно интересный случай в этом вопросе. Задача национального строительства в Таджикистане включает в себя борьбу с такими факторами, как религия, этническая принадлежность, языковое наследие и региональная принадлежность, в особенно сложном региональном контексте. Автор обсуждает нынешнее празднование 1100-летия империи Саманидов как национальный праздник таджикской идентичности, представляющий собой важный политический выбор в решении дилемм, стоящих перед таджикским народом.

 

Мультикультурная дилемма для новых наций

Как заметил Ллойд Фаллерс более двух десятилетий назад в «Антропологии национального государства», величайшие национальные проблемы не связаны ни с экономикой, ни с политикой, ни с обороной; они часто представляют собой проблемы, связанные с нематериальными символами. Все успешные нации обладают основными символическими элементами, которые служат пробным камнем для их граждан. Эти символические элементы внушают лояльность, конкретизируют чувства личной гордости и чести и лежат в основе моральной основы участия общественности в национальной обороне, политике и социальных и экономических институтах. Новые нации должны решить, сознательно или бессознательно, какие символы лучше всего представляют их чувства по отношению к себе индивидуально и коллективно. Новые нации в двадцатом веке столкнулись с великой борьбой за создание своей национальной идентичности. Проблема становится особенно острой, когда данная нация включает более одной этнической, религиозной или языковой группы. Можно отметить проблемы с новыми нациями Африки, некоторые из которых имеют десятки групп со своей собственной локальной лояльностью, которая заменяет их лояльность государству.

Такие нации не хотят быть мультикультурными. Скорее, им навязывается мультикультурализм, и их граждане должны делать выбор в отношении различных элементов, которые могут быть включены в публичное выражение идентичности. Такие выражения широко распространены. Примерами являются выбор культурного акцента в государственном образовании, фестивали, памятники, эмблемы и публичная демонстрация символов. Каждый раз, когда национальный лидер делает публичное заявление или поддерживает публичное мероприятие, он или она влияет на общественное восприятие этой идентичности. Это деликатный вопрос, потому что группы, которые чувствуют себя исключенными, со временем могут стать отчужденными и враждебными. Поскольку новым нациям достаточно трудно поддерживать базовые услуги, такое социальное разделение опасно.

 

Идентичность в Таджикистане

В ближайшем будущем новые страны бывшего Советского Союза (БСС) столкнутся со многими проблемами, подобными упомянутым выше. Ни в одной стране бывшего СССР нет больше символических ресурсов и больше путаницы в том, как их использовать, чем в Таджикистане.

Имея это в виду, целью данной статьи является не повторение политической динамики Таджикистана, а скорее представление культурных дилемм, с которыми сталкивается таджикский народ, пытаясь выковать новую нацию на своей бывшей советской территории. Большинство из этих вариантов выбора не связаны с вопросами использования материальных ресурсов, а скорее связаны с решениями, касающимися символических ресурсов. Более того, этот выбор включает в себя гораздо больше, чем просто выбор из меню тождеств и символов. Эти нематериальные ресурсы пока неоднозначны и несколько неоформлены. Они будут подвергаться манипуляциям и конкретизации в ближайшие годы по мере того, как Таджикистан будет создавать себя.

Процесс строительства символической нации уже идет полным ходом в Кыргызстане, Узбекистане и Казахстане. Национальный эпос и герой Кыргызстана Манас был включен в конституцию. Узбекистан решил (хорошо это или плохо), что Теймур Ланг (Таммерлан) является подходящим национальным героем. Казахи немного более противоречивы в отношении своей национальной идентичности, но они перенесли свою столицу ближе к центру страны, чтобы разделить географическое расстояние между основными этническими группами, составляющими их население. Эти страны обладают замечательным преимуществом в том, что у них есть финансовые ресурсы для планирования и строительства. У Казахстана и Узбекистана есть потенциальные нефтяные богатства, а у Кыргызстана есть существенная финансовая помощь от Соединенных Штатов и других западных стран.

Республика Таджикистан – самая маленькая и самая изолированная из новых наций бывшей советской Средней Азии. С населением около шести миллионов человек и практически без пахотных земель, это также самая бедная из новых республик. Лишенные практически всех природных ресурсов, за исключением гидроэлектроэнергии, у таджиков очень трудное экономическое будущее.

Этнический состав населения Таджикистана составляет приблизительно 55 процентов таджиков, 23 процента узбеков, 10 процентов этнических русских и 2 процента представителей других национальностей. Таджики также живут в соседних странах, особенно в Узбекистане, в преимущественно таджикских городах Самарканд и Бухара и прилегающих к ним районах. Наиболее примечательным фактом об этническом составе Таджикистана является то, что его население представляет собой практически остров арийцев в тюркском море. То есть большинство среднеазиатских республик тюркские. Таким образом, нация имеет большее культурное родство со своими афганскими и пакистанскими соседями на юге и со своими иранскими соседями на западе, чем со своими непосредственными соседями в бывшем СССР.

Еще одна серьезная географическая дилемма для нации связана с горами, разделяющими ее на три части, культурно разделенные во всех смыслах. Между ними нельзя путешествовать по дороге большую часть года. Кроме того, в одном из трех регионов, Памирском или Горно-Бадахшанском регионе, проживает 95 процентов населения, состоящего из мусульман-исмаилитов, ответвления шиитского ислама, верного Ага-хану. Это резко контрастирует с остальной частью страны, где жители являются мусульманами-суннитами или атеистами. Бадахшанская область была автономной областью в Советском Союзе и сохранила этот статус в новом государстве Таджикистане. Жители Бадахшана не говорят на таджикском или русском языке в качестве своего первого языка, а скорее на множестве индоевропейских языков — практически по одному для каждой из изолированных долин региона — которые в значительной степени непонятны друг другу.

Таджикистан страдает от гражданского конфликта, который истощает страну уже почти десять лет. Этот конфликт вызывает недоумение у внешнего мира. В нем участвуют региональные группы, которые в прошлом в разное время находились у власти. Одним грубым толкованием конфликта может быть «северные группы» против «южных групп», но из-за сложных союзов по всему региону даже это не совсем точно. Конфликт разгорелся во время обретения независимости, когда вновь появились группы, не имевшие власти с момента установления советской власти над регионом. Эти исторические группы власти выиграли первоначальные выборы, но им помешали занять пост группы, которые пользовались властью в Советском Союзе и (поддерживаемые Россией) хотели сохранить эту власть. (1). Затем более старые силовые группы сформировали оппозицию, которая разожгла гражданский конфликт. Урегулирование конфликта в 1993 предусматривал разделение власти между «правительством» и «оппозицией», но спорадические боевые действия продолжались до прошлого лета.

Конфликт, кажется, закончился или, по крайней мере, утих. Во время недавнего визита в Таджикистан было заметно сокращение вооружений. (2) Улицы столицы и других крупных городов теперь относительно безопасны. (3) Относительное прекращение конфликта между талибами и оппозицией в Афганистане стало важным фактором, способствовавшим установлению мира в Таджикистане. Афганский конфликт перекинулся через границу, во многом обострив таджикский гражданский конфликт.

 

Национальное строительство

С наступлением мира таджики теперь могут серьезно заняться проблемой национального строительства. В некотором смысле, таджикская нация – это шаг вперед от представлений Бенедикта Андерсона о воображаемом сообществе – это сообщество по необходимости. (4) Ситуация в Таджикистане в чем-то напоминает постколониальную Африку. Таджикам дали невозможный кусок территории с разрозненным населением и заставили сделать из него нацию. Если бы советские руководители были более прозорливы и предвидели, что таджикам придется действовать самостоятельно, они могли бы оказать им большую помощь и предоставить им великие культурные центры их прошлого — Самарканд, Бухару, Хиву и Марв — но Это не должно было быть.

Тем не менее, объединение нации требует использования некоторого символического ядра. В этом вопросе перед таджиками стоит широкий выбор. Рассмотрим следующие размеры, из которых они должны выбрать:

A. Религиозная идентичность: исламская и светская

В основе недавнего гражданского конфликта фактически лежало региональное соперничество, уходящее корнями в девятнадцатый век. Однако постсоветский конфликт проявился как соперничество между исламскими и светскими силами. Соглашение между светским правительством и исламской оппозицией, в котором оппозиция берет на себя ответственность за около 30 процентов власти в стране, сегодня практически беспрецедентно в мире. Недавняя история других стран, столкнувшихся с таким выбором, особенно Турции, Ирана, Пакистана, Судана и Ливии, свидетельствует о том, что такое разделение власти редко бывает успешным. Это приводит к пересмотру самого таджикского соперничества. Учитывая региональные корни конфликта, остается открытым вопрос о глубине приверженности исламских представителей разделению власти. Нет сомнений в том, что оппозиции было выгодно придерживаться сильной исламской позиции; они получили финансовую поддержку от других стран, приверженных исламскому правительству, и приобрели сторонников в Таджикистане, которых в противном случае они могли бы не привлечь. С другой стороны, светское правительство сохраняет поддержку многих номинальных мусульман.

B. Этническая принадлежность к сообществу: таджикрусский(узбек)

Выбор официального языка и, соответственно, письменности для Таджикистана является серьезным вопросом. Национальные настроения благоприятствуют использованию таджикского языка в качестве официального языка нации. Политические выступления представителей правительства и оппозиции произносятся на таджикском языке. Однако практичность требует, чтобы русский язык оставался официальным, хотя бы второстепенным. Трудность становится ясной, когда принимается во внимание система обучения. В постсоветском Таджикистане правительство хотело бы, чтобы все школьное обучение велось на таджикском языке. Однако есть несколько препятствий. Одним из простых препятствий является то, что в стране все еще есть большое количество людей, которые недостаточно хорошо говорят по-таджикски, чтобы получить образование на этом языке, в то время как русский язык является лингва-франка, который понимают почти все взрослые. Второе препятствие заключается в том, что на таджикском языке просто недостаточно учебных материалов, чтобы охватить учащихся полной программой средней школы, не говоря уже о программе колледжа.

Использование русского языка в качестве учебного носителя также сопряжено с трудностями. С момента обретения независимости в годы гражданского конфликта школьники в сельской местности перестали изучать русский язык. Таким образом, растет целое поколение молодых людей, не владеющих русским языком. Большинство из этих учащихся еще не закончили среднюю школу или колледж, но через несколько лет образовательная проблема встанет остро.

В настоящее время средства массовой информации полностью двуязычны. Газеты выходят как на таджикском, так и на русском языке, доступны российские и таджикские телевизионные программы.

Вопрос использования узбекского языка представляет собой отдельную дилемму. Узбекский в основном используется в северном Ленинабадском регионе страны в Ферганской долине к северу от Фанских гор. В этом регионе дети обучаются на русском, таджикском и узбекском языках. Но финансовое и административное напряжение этих усилий очень велико.

C. Региональная идентичность: персидско-среднеазиатский

Нет никаких сомнений в том, что таджикская культура неразрывно связана с культурой, которую можно назвать «великой иранской». Вопрос о том, насколько далеко и глубоко заходят эти связи, является одним из самых острых культурных вопросов в Таджикистане. В то время как исторические иранские корни нации признаны, почитаемы и сильны, существует огромная двусмысленность в отношении современного Ирана и, в частности, в отношении постреволюционного Ирана.

В давние времена Таджикистан, северный Афганистан, Туркменистан и южный Узбекистан соединялись с северо-восточным Ираном в регионе, исторически известном как Хорасан. Этот регион был единой культурной территорией с древних доисламских времен. Доисламские корни этого района видны сегодня в обширных празднованиях Ноуруз (Новый год), которые отмечаются даже среди тюркского населения Центральной Азии в день весеннего равноденствия. Многие ученые предполагают, что зороастризм был основан и развивался в этом регионе, а другие даже утверждают, что это был первоначальный очаг древней индоевропейской культуры.

Несколько важных империй росли и процветали здесь с десятого по шестнадцатый века, и Хорасан сегодня остается несколько единым культурным регионом. Жители района, к какому бы современному государству они ни принадлежали, по-прежнему справедливо гордятся достижениями поэтов, писателей и художников региона, чьи произведения составляют большую часть канона персидского культурного наследия. Действительно, Хорасан может претендовать на звание колыбели современного персидского языка, поскольку самые ранние поэты, писавшие на современном персидском языке, такие как Рудаки, пришли из этого региона.

С шестнадцатого по девятнадцатый век Хорасан входил в состав более крупных иранских империй, но был разделен и отколот русскими политическими движениями в девятнадцатом и двадцатом веках.

Основная трудность идентификации таджиков с современным Ираном связана с религией. Начиная с шестнадцатого века государственной религией Ирана был итна-ашара (двунадесятник) шиизм. Эта ветвь шиизма признала двенадцать духовных лидеров после пророка Мухаммеда, кульминацией которых стал Мухаммад аль-Махди, мистическая фигура, исчезнувшая в оккультизме и, как говорят, вернется в судный день. Революционный Иран установил доктрину Велаят-и-Факих, или правила верховного правоведа, в соответствии с которым наиболее уважаемый религиозный лидер нации будет «править» вместо отсутствующего Махди. Эта противоречивая доктрина подвергается сомнению даже в Иране, но в современном Таджикистане она предается анафеме.

Таким образом, таджики признают тесную культурную связь с иранской литературой и искусством, но обеспокоены религиозной и политической ориентацией современного Ирана. Иранцы пытались вторгнуться в Таджикистан, но были сдерживаемы на расстоянии вытянутой руки как таджикским правительством, так и оппозицией (мусульманами-суннитами). В конце концов эту двусмысленность придется проработать для таджикского народа.

 

Праздник Саманидов

Прогресс в преодолении этих культурных неясностей можно увидеть в решении в этом году отметить тысячелетие династии Саманидов в Таджикистане. Саманиды как символические фигуры решают множество культурных проблем таджиков.

Империя Саманидов просуществовала всего около 200 лет с 819 по 992 год. Он сосуществовал с империей Аббасидов в Багдаде и был источником персидского вдохновения для исламского мира. Это был источник поддержки для многих ранних исламских поэтов и художников. Возможно, без влияния Саманидов более поздние события в персидской культуре не произошли бы.

Правительство Таджикистана приняло решение сделать Саманидов культурным символом таджикской цивилизации. Несмотря на то, что их настоящим местом правления была Бухара, теперь, конечно, Узбекистан, таджики чувствуют себя уверенно, присваивая себе их.

Саманиды — идеальные символы. Они были мусульманами-суннитами еще до установления шиизма в качестве государственной религии в Иране. Они в первую очередь известны своим культурным покровительством, а не своими религиозными убеждениями, и их цивилизация охватывает географический регион, охватывающий все территории, которые таджики считают своей культурной сферой.

По всей стране восстанавливаются культурно значимые сооружения, такие как сказочные чайханы в городе Эсфарах на севере Ферганской долины. Оппозиция реконструирует исторические мечети для празднования, запланированы научные конференции.

В культурном уравнении празднования Саманидов не учитываются неприятные символические элементы, которые тяготеют к таджикской идентичности. Русская культура, конечно, отсутствует, но и современные иранские элементы тоже. Таким образом, воссоздание прошлого способствует переформулировке современного Таджикистана.

 

Заключение

Можно ожидать, что процесс культурного переформулирования и жонглирования будет продолжаться еще какое-то время. Если нынешняя политическая коалиция сохранится, шансы увидеть со временем устойчивую символическую идентичность в Таджикистане велики.

Наиболее вероятным исходом для Таджикистана в краткосрочной перспективе является сохранение светского государства с некоторой терпимостью к религиозной активности. Возможность того, что исламские силы смогут реализовать свои планы по созданию религиозного государства, остается маловероятной, пока Таджикистан зависит от России в плане экономической и военной поддержки. Кроме того, руководство Узбекистана смертельно боится религиозных революционеров и сделает все возможное, чтобы изолировать и задушить Таджикистан до тех пор, пока они представляют угрозу. Таджикский язык продолжит посягать на русский как язык повседневного общения, но в какой-то момент таджикскому народу придется осознать, что русский язык ценен как лингва-франка для региональной торговли и общения. Затем им нужно будет предпринять шаги, чтобы сохранить его использование в образовании и правительстве. Непростые отношения Таджикистана с иранскими и афганскими соседями не будут разрешены до тех пор, пока правительства этих стран не перестанут угрожать светской ориентации Таджикистана. Однако культурные связи останутся прочными до такой степени, что таджики будут продолжать претендовать на формирующую роль в истории большей иранской культуры.

 


Сноски

*: Джоэл Петерс — старший преподаватель кафедры политики и управления Университета Бен-Гуриона в Негеве, Израиль. Назад.

Примечание 1: Бушков, Валентин. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. (Москва: Институт этнографии и антропологии РАН, 1997) и Рой О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *