Пражская зима: как устроена система власти в Чехии :: Світ :: Інтент :: Регіональна мережа якісної журналістики
ИзбирКом рассказывает о системе выборов и административно-территориальном устройстве в Чехии
Президентские выборы в Чехии, первый тур которых состоялся 12-13 января, стали объектом довольно пристального внимания украинцев – как обычно, благодаря отечественным СМИ и, в какой-то степени, — из-за довольно одиозной фигуры действующего главы государства Милоша Земана. ИзбирКом выяснил, как устроена система власти в этой стране, которая обычно ассоциируется у нас с туристической столицей Прагой и распадом в относительно недалеком прошлом Чехословацкой Республики.
Парламентская республика
Итак, Чехия является парламентской республикой, которая появилась в результате разделения Чехословакии в 1993 году. Это значит, что главенствующую роль в управлении страной, население которой составляет более 10 миллионов человек, играет вовсе не президент, а двухпалатный парламент.
Нижней ступенькой этой системы является Палата депутатов (по-чешски это звучит как Poslanecká sněmovna), которая состоит из 200 депутатов, избираемых на четырехлетний срок.
В Палату депутатов может быть избран каждый гражданин Чешской Республики, имеющий право избирать и достигший 21-летнего возраста.
Депутаты избираются как представители отдельных политический партий. Вся Чехия разделена на 14 многомандатных избирательных округов, причем на выборах используются открытые партийные списки. А вот мандаты распределяются не так уж просто. Для этого используется метод д’Ондта, который можно кратко пояснить как распределение мест в парламенте примерно пропорционально поданным за кандидатов голосам (например, если за какую-то партию проголосовали 45% избирателей, а за вторую – 17%, то в Палате депутаты от этих партий получат порядка 50% мандатов и 10%).
При этом есть и избирательный барьер: для партий — 5% (так же, как и в Украине), но зато для двухпартийных блоков — 10%, для трехпартийных альянсов – 15%, а для четырех и более партийных союзов — 20%.
Любопытно, что парламентские, как и президентские выборы, в Чехии проходят два дня, а не один, как у нас. Например, парламентские выборы здесь проходили совсем недавно – 20 и 21 октября. Их новшеством стало то, что чешские власти решили впервые ограничить расходы на избирательную кампанию до 90 млн крон для одной партии (это около 3,3 млн евро). А для того, чтоб контролировать партийные расходы, в стране создали специальное Управление по надзору за финансами политических партий и политических движений.
Надо сказать, что партии, выигравшие выборы, не особо замечены в симпатиях к Евросоюзу.
Больше всего голосов (29,64%) набрала партия ANO, основанная бывшим министром финансов Андреем Бабишем (он же заодно – один из самых богатых граждан республики, владелец компании Agrofert, которая занимается аграрным бизнесом и стоит примерно $4 млрд).
Гражданская демократическая партия получила 11,31% поддержки. Она является консервативной партией, ее основателем был бывший президент страны Вацлав Клаус, известный как евроскептик.
Третье место получила Партия пиратов Чехии (10,79%), четвертое — праворадикальная партия «За свободу и прямую демократию» (10,67%), пятое – Коммунистическая партия Чехии (7,77 %). Если с праворадикалами и коммунистами все ясно, то «пираты», как и другие аналогичные партии в Европе, ратуют за свободу в Интернете и защиту прав человека на информацию и конфиденциальность.
Так выглядит сессионный зал Палаты депутатов. ФОТО: psp.cz
Вторая парламентская палата – Сенат — появился в 1996 году. На основе мажоритарной избирательной системы на шестилетний срок избирается 81 член сената. Выборы проходят каждые два года, когда избирается треть нового состава. В Сенат может быть избран каждый гражданин Чешской Республики, имеющий право голоса и достигший 40-летнего возраста.
Как обычно в таких случаях, верхняя палата создана как своеобразный противовес нижней – для улучшения законодательного процесса и для того, чтобы перехватить рычаги власти, если нижнюю палату распустят.
Именно Сенат рассматривает и утверждает проекты законов, которые получает от Палаты депутатов, а также может выразить неодобрение или наоборот международных соглашений, а также выразить согласие или же нет с объявлением военного положения.
Кстати, до 2013 года президентов Чехии избирал именно парламент.
Чешский Сенат. ФОТО: senat.cz
Местные власти: гетманы, старосты и края
Рассказывая о Чехии, нельзя не упомянуть о том, как устроено ее административно-территориальное деление. В 1990 году еще в Чехословакии отказались от трехуровневой структуры админтерустройства (муниципалитет, район, область), которая была внедрена в 1960 году, и вернулась к двухуровневой структуре (муниципалитет и край), а область была признана образованием, которое не соответствует традициям самоуправления в Чехии. Соответственно изменился порядок формирования и объем полномочий органов местного самоуправления, в частности, местные общины получили право избирать муниципальные органы и проводить местные референдумы, формировать и распоряжаться местным бюджетом, обеспечивать собственные социально-экономические, культурные и коммунальные нужды.
Таким образом, основной административно-территориальной единицей Чехии является муниципалитет. Впрочем, у чехов для этого есть свое название – обец. Он может получить статус города, если в нем проживает не менее 3000 жителей и такое решение примет председатель Палаты депутатов. Кроме этого, есть несколько городов, у которых есть особые права и специальный статус (например, Кладно, Ческе Будевице, Пльзень, Брно, Злин, Оломоуц и другие).
Муниципалитеты обеспечивают решение вопросов местного значения: это развитие местной экономики, социальное обеспечение и культурная деятельность, защита окружающей среды. Депутаты в муниципалитетах избираются на четыре года путем пропорционального представительства, их количество зависит от количества жителей.
В селах также избираются старосты, а в городах – мэры.
Украинцам наверняка буде интересно узнать, что во главе краев пребывают никто иные как гетманы, избираемые на сессиях представительных органов краев.
Премьер-антикоррупционер
Правительство Чешской Республики (Vláda) является высшим органом исполнительной власти. О своей деятельности оно отчитывается перед Палатой депутатов. Кроме того, глава правительства составляет программную декларацию и выступает с ней перед Палатой депутатов, и если народные избранники ее одобряют, то правительство приступает к работе, а министры должны эту программу выполнять.
С 6 декабря прошлого года премьер-министром Чехии стал 63-летний лидер партии ANO Андрей Бабиш. Осенью 2011 года бизнесмен Андрей Бабиш начал выступать в СМИ с заявлениями о системной коррупции в Чехии. Его выступления нашли горячую поддержку среди граждан, и уже в мае следующего года он зарегистрировал политическое движение для участия в парламентских выборах. На досрочных выборах в 2013 году получил почти миллион голосов, что стало самой большой поддержкой в истории демократических выборов в стране.
ФОТО: novinky.cz
Президентская битва
Президент республики является главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил. Уже второй раз в истории демократической Чехии он избирается на прямых выборах сроком на пять лет.
Среди самых важных полномочий главы государства – назначение и отзыв главы и членов правительства, созыв заседания Палаты депутатов и возможность ее распустить, а также подпись либо ветирование принятых законов.
На первых прямых выборах президентом страны стал действующий глава государства, 73-летний Милош Земан. Именно его фигура и вызывает немало дискуссий и любопытства у украинцев, поскольку его позиция по ряду важных для нас вопросов является весьма своеобразной.
Стоит отметить, что действующий глава государства хоть и является убежденным социал-демократом, однако же в свое время вынес неприятный урок из коммунистического прошлого своей страны. Так, в 1968 году, как раз во время Пражской весны, М. Земан вступил в Коммунистическую партию Чехословакии, однако уже в 1970 он был из рядов партии исключен из-за несогласия с ее политикой. Тогда же его уволили и с должности преподавателя в Экономическом университете Праги.
Пожалуй, в Украине о нем заговорили в СМИ после того, как он стал единственным западным лидером, который прибыл на парад на Красной площади в 2015 году, а перед этим заявил, что выступает против антироссийских санкций:
«Каждая санкция является, во-первых, бессмыслицей и недейственной, а во-вторых, она, что логично, вызывает ответные санкции. Раскручивается какая-то спираль, которая вредит экономическим отношениям и никому не приносит пользы, а наоборот, усугубляет недоверие между странами», — заявлял президент М. Земан.
Ну а в октябре прошлого года он «порадовал» своей оценкой оккупации Крымского полуострова:
«Крым – это аннексия, без сомнения. Но это завершенное дело… Украине и России следует договориться о какой-то компенсации – или в финансовой форме, или нефтью и газом», — посоветовал чешский президент.
Милош Земан наибольшей популярностью пользуется в провинциях страны. ФОТО: zemanmilos.cz
На выборах президента, которые проходили в стране 12-13 января этого года, во второй тур ожидаемо вышли М. Земан (38,5%) и его противник, 68-летний Иржи Драгош (26,6%).
Он – физико-химик, профессор, бывший президент Академии наук. Он сторонник объединенной Европы и НАТО, выступает за присоединение Чехии к зоне евро, а себя называет центристом. На своем сайте он рассказывает о своей деятельности на посту главы Академии наук так:
«Как президент Академии наук я проработал с пятью премьер-министрами и пятью правительствами соответственно. Это принесло мне много ценного опыта не только в сфере организации научной жизни, но и в сфере практической политики. С моей командой в Академии мы помешали ее ликвидировать в то время, когда политики пытались это сделать, абсурдно сокращая ее бюджет. После интенсивных переговоров с тогдашним правительством нам удалось договориться о снижении доходов «всего лишь» на полмиллиарда долларов и, прежде всего, о том, что бюджет в будущем не уменьшится, как изначально планировалось».
Иржи Драгош позиционирует себя как проевропейского политика, который любит народную музыку и свою семью. ФОТО: jiridrahos.cz
Следующий тур выборов назначен на 26 и 27 января. Некоторые политологи говорят, что у И. Драгоша все же есть шанс победить М. Земана, впрочем, таковой прогноз является скорее оптимистичным, чем реалистичным, хотя в любом случае Украине вряд ли стоит серьезно опасаться существенных неприятностей от этого государства. Зато нелишним будет напомнить, что с 12 марта 1999 года Чехия является членом НАТО, а с 1 мая 2004 года — Европейского союза.
Евгения Генова
в Чехии поднимает голову моравская идентичность — EADaily — Новости Чехии. Чехия новости. Новости Чехия. Чехия. Новости. Новости сегодня. Чехия сегодня. Чехия последние новости. Новости Чехии 6 июля 2022.
Мэрии более чем 1 600 моравских населенных пунктов в Чехии установили официально непризнанные флаги Моравии во вторник утром, в День славянских просветителей Кирилла и Мефодия — святых покровителей Моравии.
Установка исторических флагов, целью которой является привлечение внимания населения к традициям, культуре и истории Моравии, была впервые организована в 2010 году по инициативе Моравского национального сообщества и отдельных местных студенческих организаций. Если в первый год около 600 муниципалитетов сочли важным вывесить флаг края, то спустя десятилетие желто-красное знамя с изображением моравского орла уже развевалось над тысячами мэрий в Моравии.
«Количество моравских поселений колеблется в районе 2 тыс. Интерес огромен, но до сих пор не все населенные пункты были подключены. Наша цель состоит в том, чтобы символ нашей моравской идентичности развевался в каждом населенном пункте во время праздников», — заявила вице-председатель Моравского национального сообщества Ленка Холанова журналистам.
Моравские флаги были подняты над мэрией Брно — столицей Моравии, над мэриями всех городских округов и в крупных городах Моравии, таких как Оломоуц, Острава, Злин, Йиглава, Зноймо, сообщило в новостях чешское общественное телевидение.
Во время праздника св. Кирилла и Мефодия десятки моравских музеев, галерей, культурных учреждений и памятников можно посетить бесплатно или со скидкой.
Основной целью Моравского национального сообщества, использующего свой флаг, является сохранение традиций. Но оно хотело бы изменить нынешнее региональное административно-территориальное устройство Чешской Республики, а также добиться создания Моравского парламента. На данный момент политическое руководство Чехии не поддерживает эту идею, и большинство населения страны равнодушно относится к подобной региональной претензии. Принято считать, что это, по сути, проявление регионализма, который усилился после смены режима в 1989 году. Но в настоящее время число граждан, называющих себя моравцами, снова сократилось после предыдущего роста.
В Чешской Республике, население которой составляет 10,7 млн человек, в ходе переписи 2021 года моравскую национальность указали в своей анкете 360 тысяч человек. Десять лет назад, в 2011 году, эта цифра составляла 520 тысяч, а в 2001 году — 380 тысяч. Таким образом, моравская идентичность есть, но она неустойчива.
Неофициальный флаг Моравии представляет собой полотнище, горизонтально разделенное на желтое и красное поля, с провинциальным гербом моравского орла посередине.
Оригинальный моравский флаг — без провинциального герба — был принят Моравским провинциальным собранием более полутора веков назад, в 1848 году, во время революции в Австрийской империи. Его использование было запрещено в Чехословацкой Республике в 1920 году. Установка флага в настоящее время не регулируется действующим законодательством, поэтому за это не может быть наложено никакого штрафа.
В прошлом Моравия входила в состав Королевства Богемия как независимая провинция. Но Моравия никогда не была независимой как государство.
Основные органы исполнительной и законодательной власти
Конституция определяет Чешскую Республику (Чехию) как суверенное, унитарное и демократическое государство, в котором действует верховенство закона и где народ является источником всей государственной власти. Он осуществляется через законодательные, исполнительные и судебные органы. Частью конституционного строя Чехии является Хартия основных прав и свобод.
Государственное управление обеспечивается центральной государственной администрацией и территориальным самоуправлением, роль которого заметно возросла в результате децентрализации в 2001–2003 гг.
Государственное управление в сфере образования описано в части «Администрация и управление на центральном и/или региональном уровне» и в части «Администрация и управление на местном и/или институциональном уровне» в главе 2.
Законодательная власть
Законодательная власть власть в Чехии принадлежит парламенту ( Parlament ), состоящему из двух палат: палаты депутатов и сената. Палата депутатов ( Poslanecká sněmovna ) состоит из 200 членов парламента, избираемых на четырехлетний срок полномочий. Сенат ( Senát ) состоит из 81 сенатора, избираемых на шестилетний срок полномочий. Одна треть сенаторов избирается каждые два года.
Каждый гражданин Чехии в возрасте 18 лет и старше имеет право голоса. Депутаты избираются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права: в Нижнюю палату по системе пропорционального представительства, в Сенат по системе простого большинства.
Обе палаты создают комитеты и комиссии как свои собственные органы. В Палате депутатов сектор образования представлен Комитетом по науке, образованию, культуре, молодежи и спорту; а в Сенате — Комитетом по образованию, науке, культуре, правам человека и петициям.
Депутат, группа депутатов, Сенат, Кабинет министров или региональное собрание могут инициировать новый закон . Законопроект вносится в Кабинет министров для комментариев, принимается Палатой депутатов, а затем Сенатом.
Исполнительная власть
Исполнительная власть состоит из президента ( президент ) и кабинета министров ( влада ). Эти органы выполняют свою роль с разделением полномочий.
В 2013 году Президент впервые был избран на прямых президентских выборах гражданами старше 18 лет по вторичной избирательной системе. Срок полномочий – пять лет. Президент является главой государства и представляет государство как во внешних, так и во внутренних отношениях. Он не несет ответственности за исполнение своих обязанностей, кроме как за государственную измену и грубое нарушение Конституции или иных частей конституционного строя. Кабинет министров, однако, несет ответственность за решения президента, если они должны быть подписаны премьер-министром или другим уполномоченным членом правительства. Президент назначает и освобождает от должности премьер-министра и членов кабинета.
Кабинет является высшим органом исполнительной власти и подотчетен Палате депутатов ( Poslanecká sněmovna ).
К органам исполнительной власти относятся также, кроме Кабинета Министров, министерства и другие административные органы . Они могут быть созданы и их функции определены только законом (Закон о создании министерств и других органов управления Чешской Социалистической Республики).
Министерство образования, молодежи и спорта отвечает за концепцию, форму и развитие система образования . Организующими органами школ в других секторах являются Министерство обороны, Министерство юстиции и Министерство внутренних дел. В социальных вопросах, рынке труда и профориентации Министерство образования сотрудничает с Министерством труда и социальных дел. В области санитарного просвещения Министерство образования сотрудничает с Министерством здравоохранения.
Территориальное управление и самоуправление
Чехия разделена на муниципалитетов , которые являются основными территориальными самоуправляющимися единицами, и областей , которые являются высшими территориальными самоуправляющимися единицами. Муниципалитет всегда является частью региона, некоторые из муниципалитетов имеют расширенные полномочия или действуют как уполномоченные муниципальные органы. Чехия разделена на 14 регионов Конституционным актом о создании высших территориальных автономных единиц. По состоянию на 1 января 2022 года в Чехии насчитывалось 6 258 муниципалитетов, 206 административных районов муниципалитетов с расширенными полномочиями и 393 административных района муниципальных образований с введенными в действие муниципальными органами.
Территориальные органы самоуправления единицы являются государственными корпорациями с собственным имуществом, управляемыми выборными органами сроком на четыре года. Они несут ответственность за общее развитие своей территории и за нужды своих граждан и за выполнение своих задач; они должны защищать общественные интересы.
В отдельных случаях, установленных законом, исполнение государственное управление может быть делегировано органам самоуправления. Закон определяет, когда самоуправляющиеся единицы также являются административными районами.
Муниципалитеты и регионы имеют на своей территории двойную сферу полномочий – независимую для распределения обязанностей, включая образование, и делегированную для осуществления государственного управления. Полномочия регионов в сфере образования описаны в разделе «Администрирование и управление на региональном уровне», а полномочия муниципалитетов описаны в разделе «Администрирование и управление на местном уровне».
Муниципалитеты
Муниципалитет управляется советом представителей ( заступление обце ), возглавляемым мэром ( староста ), избираемым из числа членов совета. Другими органами являются муниципальный совет ( rada obce ), муниципальный орган ( obecní úřad ) и специальные муниципальные органы. Если муниципалитет является официальным городом, его возглавляет мэр города ( приматор ), а муниципальный орган называется магистрат . Город можно разделить на более мелкие территории – городские районы также находятся в ведении местной администрации во главе с мэром.
Муниципальный совет является исполнительным органом с независимыми обязанностями и подотчетен совету представителей. Муниципалитет может создавать юридические лица и организационные органы.
В сфере переданных полномочий муниципальный совет может принимать решения только в том случае, если это разрешено Законом о муниципалитетах. Муниципалитет выполняет переданные обязанности в своем административном районе или в районе, состоящем из нескольких соседних муниципалитетов. По заказу муниципальных органов ( pověřené obecní úřady ) были созданы для конкретных целей. По другим вопросам, включая образование, были образованы муниципалитеты с расширенными полномочиями ( obce s rozšířenou působností ), муниципальные органы которых несут переданные обязанности в своих районах. Иными словами, муниципалитеты с расширенными полномочиями (так называемые муниципалитеты 3-й степени) являются промежуточным звеном в переданных полномочиях самоуправления между региональными властями и другими муниципальными органами власти; нижняя статья — муниципалитеты с уполномоченными муниципальными органами (так называемые муниципалитеты 2-й степени), а самая нижняя — все остальные муниципалитеты (так называемые муниципалитеты 1-й степени). Муниципальные органы муниципалитетов с расширенными полномочиями и уполномоченные муниципальные органы, таким образом, обладают некоторыми дополнительными сферами компетенции по сравнению с другими муниципальными органами не только в отношении своего основного административного района, но, как правило, и в отношении других близлежащих муниципалитетов. Уполномоченные муниципальные органы выполняют ряд задач, например, в области охраны природы и ландшафта, избирательных вопросов, управления кризисными ситуациями, решают вопросы, касающиеся вмешательства в состояние мира в соответствии с § 5 Гражданского кодекса и т. д. или задач в соответствии с Законом об образовании. Среди полномочий, возложенных на муниципальные органы муниципалитетов с расширенными полномочиями , мы можем упомянуть полномочия офисов по торговым лицензиям или задачи в соответствии с Законом об образовании.
Муниципальный орган состоит из мэра, заместителя мэра, секретаря муниципального органа, в котором установлена эта функция, и служащих.
Муниципальный совет может создавать комиссии ( komise ) в качестве своих инициирующих и совещательных органов. Комиссии представляют свои заявления и предложения в муниципальный совет. Комиссии являются исполнительными органами, когда на них возложены переданные полномочия.
Полномочия муниципалитетов в сфере образования описаны в разделе Администрация и управление на местном уровне.
Регионы
Район управляется советом представителей ( задействие края ), возглавляемым губернатором ( гейтман ), избираемым из числа его членов. Другие органы включают региональный совет ( rada kraje ), региональную администрацию ( krajský úřad ) и специальные региональные советы. Одним из них является региональный совет по развитию человеческих ресурсов, состоящий из представителей регионального самоуправления и социальных партнеров.
Районный совет является исполнительным органом с самостоятельными обязанностями, подотчетным совету представителей. Областной совет принимает решения о передаче полномочий, когда это разрешено Законом о регионах.
Региональный орган выполняет переданные полномочия, за исключением вопросов, которые делегированы законом советам представителей, совету или специальному органу. Возглавляет его директор, являющийся сотрудником региона. Региональная власть разделена на отделы и подразделения. Среди обязанностей региональной власти с переданными полномочиями — надзор за независимой и переданной деятельностью муниципалитетов.
Совет представителей может создавать комитеты в качестве инициирующих и совещательных органов. Он всегда создает комитет по образованию и занятости .
Областной совет учреждает комиссии ( комисе ) в качестве своих инициативных и совещательных органов.
При исполнении переданных обязанностей органы территориального самоуправления подотчетны соответствующему министерству.
Управление областей в сфере образования описан в разделе «Администрирование и управление на региональном уровне».
Регионализация в Чехии: между самостоятельными и делегированными полномочиями #RoR2017
В Чешской Республике в соответствии с законом о регионах регион считается территориальной общностью граждан, имеющих право на самоуправление . В то же время регион является государственной корпорацией со своим имуществом, которым он самостоятельно распоряжается на условиях, предусмотренных законом, и в соответствии со своим бюджетом. Региональные органы включают региональную ассамблею, региональный совет, президента и региональное отделение. Президент также может создавать дополнительные органы. Некоторые задачи регионы выполняют самостоятельно (самостоятельная региональная компетенция), тогда как другие задачи выполняются от имени государства на основе делегирования (делегированная региональная компетенция).
Чешская Республика разделена на 13 краев: Карловарский край, Либерецкий край, Моравско-Силезский край, Пардубицкий край, Устинский край, Высочинский край, Злинский край, Южночешский край, Градец Кралове край, Оломоуцкий край, Пльзеньский край, Среднечешский край и Южная Моравия. Вместе с городом Прагой они образуют четырнадцать крупных территориальных самоуправляющихся единиц государства. Согласно статистике ЕС, эти четырнадцать единиц считаются регионами NUTS 3.
Чешские регионы управляются избираемым Региональным Собранием. Президент Чешской Республики объявляет выборы в региональные собрания не менее чем за девяносто дней до их проведения. Каждый гражданин Чехии старше 18 лет, постоянно проживающий в регионе, имеет право голоса. Право голоса имеют также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории области. Избиратели также могут быть избраны членами собрания.
Региональные собрания избираются сроком на четыре года. Избирательные участки соответствуют территории каждого региона. Только политические партии, движения и коалиции могут участвовать в выборах. Места распределяются пропорционально тем кандидатам, которые получили не менее пяти процентов всех действительных голосов. Выборы в областное собрание впервые состоялись в 2000 г. , в них приняли участие 33,64% имеющих право голоса избирателей.
В рамках создания собственных норм регионы издают общеобязательные региональные постановления по вопросам, входящим в самостоятельную компетенцию региона. Они также издают региональные постановления по вопросам, относящимся к делегированной компетенции региона. Оба типа правил должны соответствовать закону; кроме того, указы должны соответствовать другим правовым нормам, изданным также для исполнения закона. Государство может вмешиваться в региональные решения, относящиеся к самостоятельной компетенции, только если этого требует защита закона и разрешенными законом способами.
В рамках своей самостоятельной компетенции регионы могут вносить предложения по правовым нормам и в Конституционный суд. Они могут издавать общеобязательные постановления, согласовывать, утверждать и обеспечивать программы территориального развития, утверждать документацию по земельному зонированию территории региона, устанавливать меры по развитию регионального туризма и принимать решения об основных транспортных услугах в регионе. Кроме того, они могут принимать решения по сделкам с региональным имуществом, включая приобретение и передачу недвижимости, предоставление субсидий общественным организациям и муниципалитетам, а также списание долгов.
В Чешской Республике регионы не имеют налоговой автономии, которая устанавливается чешским парламентом. Система финансирования местных администраций постоянно развивается. В первые два года существования регионов действовало лишь временное постановление, согласно которому регионы финансировались в основном за счет государственных субсидий, выделяемых на конкретные цели. В соответствии с законодательством в настоящее время в ведении регионов находятся сферы регионального развития, содержания автомобильных дорог, транспорта, образования, социальной защиты, культуры и здравоохранения. Однако финансовых средств, выделяемых регионам для самостоятельного решения этих задач, оказалось недостаточно.
Ассоциация регионов Чешской Республики
В июне 2001 года, через год после введения в действие региональной системы, была основана Ассоциация регионов Чешской Республики. Это частная группа интересов, целью которой является продвижение общих интересов регионов. В его состав входят все чешские регионы, а также город Прага. В 2002 г. регионы стали получателями доли общих налогов, которая в 2004 г. составила 3,1%. Чешская Республика в настоящее время работает над реформой государственных финансов, которая, как ожидается, увеличит долю регионов, получаемых в виде общих налогов. Регионы просят изменить систему государственного финансирования, потому что в нынешнем виде она не отражает их изменяющуюся компетенцию. Кроме того, регионы считают такую систему недостаточной для того, чтобы покрыть объем возложенных на них новых задач. Поэтому они выступают за поправку к законодательству, которая поддержит достаточное финансирование работы этих новых мощностей.
Чешские регионы и Европейский Союз
Чешские регионы во многом затронуты законодательством Европейского Союза. В настоящее время регионы активно подключаются к проектам и программам, финансируемым структурными фондами ЕС. Доля Чешской Республики в привлеченных финансах ЕС сильно зависит от регионов, обладающих необходимым административным потенциалом. Некоторые регионы также открыли постоянные офисы в Брюсселе для мониторинга текущих решений в области региональной политики, принимаемых европейскими институтами. Принимая во внимание статистическую методологию ЕС, Чешская Республика также разделена на 8 регионов NUTS 2: NUTS 2 Прага, NUTS 2 Центральная Богемия, NUTS 2 Юго-Запад, NUTS 2 Северо-Запад, NUTS 2 Северо-Восток, NUTS 2 Юг. -Восток, NUTS 2 Центральная Моравия и NUTS 2 Моравия-Силезия.
Джанмартино Конту
Отчет о состоянии регионализации в Европе.
Более 40 экспертов внесли свой вклад в эту работу, предоставив подробные отчеты о состоянии регионализации и многоуровневого управления в избранных европейских странах. Исследование охватывает 41 страну , и каждый отчет по стране основан на аналогичной структуре, что позволяет использовать сравнительный подход для всех изучаемых стран.
- первая часть отчета дает политический импульс со стороны основных европейских заинтересованных сторон
- Вторая часть настоящего отчета включает в себя сводную версию отчетов по странам. Цель состоит в том, чтобы предоставить заинтересованным читателям краткий обзор основных особенностей регионализации в различных европейских странах. Полные версии страновых отчетов доступны на веб-сайте AER по ссылке .
- Третья часть предлагает тематический подход, основанный на основных выводах, сделанных в страновых отчетах, и текущем состоянии регионализации в Европе. Тенденции и перспективы приводят к открытым вопросам о будущем регионов в европейском ландшафте и, в более широком смысле, о роли субнациональных властей в формировании континента.
- Четвертая часть предоставляет слово фактическим региональным руководителям в Европе в серии интервью и заявлений президентов, вице-президентов и избранных представителей европейских регионов.