Территория турции: ТУРЦИЯ — Древо

Выход на рынок Турции: экспортные документы

Таможенный тариф формируется в соответствии с положениями Соглашения о реализации Статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле (GATT). Ознакомится можно по ссылке (http://docs.cntd.ru/document/902 340 081). Основные применяемые в Турции таможенные режимы:

 — Режим таможенного склада;
— Режим обработки товаров внутри таможенной территории;
— Режим обработки товаров вне таможенной территории;
— Режим временного импорта;
— Обработка в соответствии с режимом таможенного контроля;
— Транзитный режим;
— Экспортный режим (первые 5 режимов относятся к «Таможенным режимам с экономическим эффектом»).

Рассматривая неустойки по таможенным платежам в Турции, отметим, что в таможенном законодательстве предусмотрено 2 вида неустоек: неустойки, взимаемые в результате операций, вызвавших налоговые убытки; штрафы, относимые к нарушениям (процедурные несоответствия) Импорт товаров в Турцию остается предметом разнообразны контрольных мер, предусмотренных законодательством Турции в части импортного режима. Эти нормы и меры определяют систему импортных тарифов, измененную в соответствии со специальными договорами между нациями и освобождениями от таможенных сборов и/или разрешениями по определенным продуктам. В соответствии с правилами импортного режима Турции, импортные товары могут быть разделены на 3 группы:

1. Товары, ввозимые с разрешения.

Может требоваться разрешение специальных органов, таких как Министерство сельского и лесного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, Комитет атомной энергетики Турции. Более того, некоторые товары могут импортироваться только уполномоченными учреждениями, например, оружие (импортируется армией), бумажные деньги (импортируются только Центральным Банком Турции) и пр.

2. Запрещенные к импорту в Турцию товары.

Импорт определенных товаров строго запрещен: конопля и продукты опия, все виды соломы, сена, листьев, естественных удобрений, семена шелкопряда, поддельные этикетки и упаковочный материал и пр.

3. Свободно ввозимые товары

Большинство товаров может ввозиться свободно на основании уплаты таможенных пошлин и взносов в определенные фонды (если это обязательно) по разным ставкам. За исключением товаров к ввозу при наличии разрешения, любой импорт может осуществляться через посредничество любого банка, уполномоченного оперировать валютной наличностью. Импортные пошлины в Турции. На основании Таможенного Союза между Турцией и ЕС, Турция упразднила все таможенные пошлины, применимые к импорту промышленных продуктов из ЕС, и начала применять Общие таможенные тарифы Сообщества к импорту из третьих стран. Освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется на основании сертификата Инвестиционного стимулирования. Возмещение таможенных пошлин также возможно в Турции для компаний, импортирующих товары к применению в обрабатывающей промышленности товаров, производимых на экспорт. Импорт в рамках продвижения. Импорт машин и оборудования в рамках Сертификата инвестиционного стимулирования, регулируется законодательством Турции о стимулировании и освобождается от НДС и таможенных платежей. Любое физическое или юридическое лицо, имеющее индивидуальный налоговый номер, может расцениваться как импортер. Тем не менее, в соответствии с таможенным законодательством Турции, импортеры должны предоставить информационную папку, содержащую Свидетельство о регистрации в Торгово-Промышленной Палате, копию Газеты Торгового Реестра, карточку подписей уполномоченных лиц и письменную доверенность в соответствующие таможенные органы.

Виды налогов, оплачиваемых компаниями-импортерами в Турции
1. Предприятие является резидентным в случае, если его управляющий офис или адрес учреждения расположены на территории юрисдикции. Местные предприятия перечисляют выплаты с общемирового дохода со всех видов прибыли кроме дивидендов. Базовая ставка с доходов иностранных компаний, ведущих коммерческую деятельность в Турции составляет 20%. Прирост капитала облагается по ставке 20%, возможно освобождение от пошлины 75% средств, полученных при реализации доли в бизнесе. Для процедуры нужно соответствовать следующим требованиям: вознаграждение должно быть получено не ранее двух лет с момента продажи, обязано храниться на отдельном счету в течение 5 лет и не использоваться для каких-либо целей.

2. Дивиденды, переданные резиденту, не облагаются процентами. Для освобождения от ставок транзакций в сторону иностранца необходимо соблюдение ряда правил: нерезидент является ЗАО или ООО, дивиденды не попадают под регламент соглашения о двойном налогообложении или налог взимается со стороны иностранца. В противном случае ставка равна 10%.

3. Убытки могут быть отнесены только в случае ликвидация организации, перенесение возможно на 5 лет.

4. Роялти и оплата за технические услуги подлежат обложению по проценту 20% за исключением случаев, когда транзакция защищена соглашением о пресечении двойного налогообложения.

5. Существует налог на перевод доходов из филиалов. Размер — 15%.

1%. Для печатных изданий, оборудования, сданного в лизинг, а также большей части сельскохозяйственной продукции.

8%. Для фармацевтических препаратов, продуктов питания, воды и прочего.

18%. Для всех остальных товаров и услуг.

Постановка юридического лица на учет — платная. Материального порога не существует. Предприятия-нерезиденты, не имеющие постоянного представительства на территории страны, обязаны нанимать налогового агента, а перед началом деятельности самостоятельно уведомить налоговую службу о собственном присутствии в экономической среде. НДС в Турции оплачивается ежемесячно. Декларация подается до 24 числа месяца, следующего за отчетным. Оплата проводится до 26 числа того же месяца.

Логистические маршруты поставки продукции в Турции
Логистические маршруты между Россией и Турцией представлены следующими видами транспорта: железнодорожный, морской, автомобильный и воздушное сообщение. Автомобильный транспорт. Перевозки грузов и пассажиров между Россией и Турцией осуществляются на основании Соглашения между Правительством СССР и Правительством Турции о международном автомобильном сообщении от 20 июня 1988 г.  Автомобильные грузоперевозки осуществляются по маршруту Россия-Украина-Румыния-Болгария-Турция. Данный маршрут наиболее активно используется при поставках сельскохозяйственной продукции из областей, расположенных в южной (Анталья, Мерсин, Хатай), центральной (Эскишехир) и западной (Измир, Денизли, Мугла,) частях Турции, небольших партий промышленного оборудования, стройматериалов, продукции легкой промышленности, текстиля. С учетом прохождения маршрута через Румынию и Болгарию на данном направлении активно действуют транспортные компании указанных стран, что повышает конкуренцию на рынке услуг грузоперевозок и оказывает положительное влияние на динамику цен. В связи с кризисом российско-турецких отношений в 2016 г. показатели грузоперевозок автомобильным транспортом между двумя странами снизились более чем на 65% (с более 50 тыс. автомашин до 18 тыс.). Участие турецких автоперевозчиков упало на 97%, российских на 68% и иностранных на 40%. По данным Союза международных перевозчиков Турции, в экспортно-импортных операциях автомобильным транспортом между Россией и Турцией в 2016 г.  на долю компаний из третьих пришлось более 78% и российских — 19%. После отмены Россией в одностороннем порядке безвизового режима для граждан Турции с 1 января 2016 г. и ответных мер турецкой стороны в настоящее время для автоперевозчиков помимо квот-разрешений действует визовый режим. Срок доставки продукции по данному маршруту до Москвы или Санкт-Петербурга составляет 7−8 дней. Первичное таможенное оформление осуществляется в пункте отправки в Турции, таможенная очистка товаров происходит после их получения по месту жительства заказчика в России. Информацию о транспортных компаниях России и Турции можно получить на сайтах Ассоциации международных перевозчиков России (www.asmap.ru) и Союза международных перевозчиков Турции (www.und.org.tr). Железнодорожный транспорт в настоящее время представлен железнодорожно-паромной переправой через порты Кавказ (Россия) и Самсун (Турция). Основной номенклатурой перевозимых в данном сообщении грузов являются удобрения и химикаты из Узбекистана в Турцию, а также строительные грузы из Турции в страны Средней Азии. В последние годы турецкие морские порты динамично развивали свои перевалочные возможности, уровень сервиса. Также с участием данных портов осуществляются фидерные линейные перевозки, которые в последнее время становятся все более востребованными как у морских операторов, так и у представителей смежных видов транспорта. Ввиду большой загруженности основных глубоководных черноморских портов (как российских, так и в сопредельных государствах), а также из-за отсутствия больших контейнерных площадок и логистических центров существует реальная возможность выхода железнодорожно-паромной линии Кавказ-Самсун на данный рынок, емкость которого может достигать до 1 млн. ДФЭ в год. Пассажирские перевозки в железнодорожном сообщении с Турецкой Республикой не осуществляются. Морской транспорт. По данным Минтранса России за 2015 г., между портами России (Азов, Таганрог, Кавказ, Новороссийск) и Турции «Росморречфлот» зарегистрировал 19 морских линий, из них: 13 контейнерных линий, 2 железнодорожно-паромных линии, 4 автопаромные линии:

 — контейнерная линия «Sun Unicorn Navigation AG» (регистрационный номер Ю-3/1) с основными портами захода Азов, Стамбул (Турция) и факультативные порты Керчь и Севастополь для судна «San Unicorn». Линия открыта с 04.02.2010 года и ежегодно пролонгируется. Агент линии ООО «ЮНЭТИ». Оператор: Sun Unicorn Navigation AG.

 — контейнерная линия «CMA CGM S.A.» (регистрационный номер Ю- 3/2) с основными портами захода Таганрог, Констанца (Румыния) и факультативными портами Новороссийск, Мариуполь (Украина), Стамбул (Турция) для судна «SVS Vega». Линия открыта с 08.10.2010 года и ежегодно пролонгируется. Агент линии — ООО «Си Эм Эй Си Джи Э М Русь.

 — железнодорожно-паромная линия «Кавказ-Варна- Кавказ» (регистрационный номер Ю-6/4) с основными портами захода Кавказ, Варна (Болгария) и факультативные порты Поти (Грузия), Самсун (Турция) для судов «Авангард», «VARNA», «Славянин». Линия открыта с 17.11.2008 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Анроскрым», оператор — ООО «Аншип».

 — железнодорожно-паромная линия «Кавказ-Самсун-Кавказ» (регистрационный номер Ю-6/6) с основными портами захода Кавказ, Самсун (Турция) и факультативными портами Крым, Керчь, Эрегли, Дериндже (Турция) для судов «Варна», «Ульфат», «БФИ-1», «ТФМ-1». Линия открыта с 21.12.2010 года и ежегодно пролонгируется. Агент линии — ООО «БФИ».

 — автопаромная линия «Самсун — Новороссийск» (регистрационный номер Ю-4/39) с основными портами захода Новороссийск, Самсун (Турция) для судов «Айдемир», «Айдемир Бозтепе», «Мейра». Линия открыта с 29.04.2011 года и ежегодно пролонгируется. Агент ООО «Трансагент». Операторы «Asya Ro Ro Turizm Nak Ve Tic Ltd Sti», «Karadeniz RO-RO», «UFUK DENIZCILIK». В морских портах Новороссийск, Туапсе создана инфраструктура, необходимая для приема паромов из Турции, ранее обслуживаемых в порту Сочи, и перевода всего турецкого грузопотока из порта Сочи в указанные порты. Большое значение придается дальнейшему развитию морского порта Кавказ, неотрывно связанного с развитием международных паромных перевозок в Черноморском бассейне. В порту зарегистрированы шесть паромных линий. Следует отметить, что возможности дальнейшего развития портов Туапсе и Новороссийск ограничены пропускной способностью подъездных автодорог и дефицитом свободных площадей. Крупнейшая действующая паромная линия: Самсун-Новороссийск. Данный маршрут используется производителями сельскохозяйственной продукции из причерноморских (Ризе, Трабзон, Самсун) и восточных (Дьябракыр, Ван) областей Турции, а также для поставок крупных партий промышленного оборудования, стройматериалов, продукции химической промышленности и т. п. Паром совершает рейсы дважды в неделю по мере загрузки. В летние месяцы возможно увеличение количества рейсов. Время в пути — 14−16 часов. Использование парома позволяет снизить стоимость грузоперевозки на 1.5−2 тысячи долларов США. Однако общее время нахождения в пути (при поставке в Москву или Санкт-Петербург) увеличивается на 1−3 дня (в зависимости от периода ожидания парома). Первичное таможенное оформление товаров осуществляется в пункте отправки в Турции, таможенная очистка, как правило, осуществляется в Новороссийске.

 — контейнерная линия «Evergreen Line» (регистрационный номер Ю- 4/42) с основными портами захода Новороссийск, Пирей (Греция), и факультативные порты Одесса (Украина), Варна (Болгария), Константа (Румыния), Стамбул (Турция), Поти (Грузия) для судов «Independent Venture», «Manolis P», «Independent Concept». Линия открыта 27.12.12 года и ежегодно пролонгируется. Агент ООО «Аи Эс Эл».

 — контейнерная линия «Black Sea» (регистрационный номер Ю-4/43) с основными портами захода Новороссийск, Александрия (Египет), Ашдод (Израиль) и факультативными портами захода Стамбул, Гебзе, Гемлик,

Измир, Мерсин (Турция), Хайфа (Израиль), Дамиетта (Египет) для судов «MSC Lea», «MSC Marylena». Линия открыта 23.07.2015. Агент линии ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь».

 — контейнерная линия «Mediterranean Sea» (регистрационный номер Ю-4/44) с основными портами захода Новороссийск, Констанца (Румыния), Стамбул, Гемлик (Турция), Джоя-Тауро, Равенна, Венеция, Триест (Италия), Копер (Словения) и факультативными портами Пирей (Греция), Алиага, Эвиап, Гебзе, Мерсин, Анталья, Искендерун (Турция), Батуми (Грузия) для судов «MSC Eleonora», «MSC Hannah», «MSC Don Giovanni», «MSC Mediterranean», «HS Discoverer». Линия открыта 23.07.2015. Агент — ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь».

 — контейнерная линия «Admiral Line» (регистрационный номер Ю- 4/64) с основными портами захода Новороссийск, Стамбул, Гемлик, Измир (Турция), Хайфа (Израиль) и факультативными портами Александрия (Египет), Эвьяп, Мерсин, Тузла (Турция), Ашдод (Израиль), Одесса (Украина)для судов «Angela», «Bottenvik», «John Lucas Dede». Линия открыта с 04.12.2006 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ООО «Новороссийская Морская Контейнерная Компания». Оператор — «ADMIRAL Container Lines Inc.» — контейнерная линия «Zim line» (регистрационный номер Ю-4/69) с основными портами захода Новороссийск, Амбарли (Турция), Хайфа (Израиль), Нава Шева (Индия), Порт Кланг (Малайзия), Пусан (Корея), Да Чан Бэй, Шанхай, Нинбо (Китай), Одесса (Украина) и факультативными портами Кингдао (Китай), Ашдод (Израиль), Гемлик (Турция), Пирей (Греция), Коломбо (Шри Ланка), Шекоу, Ксиамен (Китай), Констанца (Румыния) для судов «Zim India», «ZIM Sao Paolo», «Zim Livorno», «Zim Xiamen», «Zim Shekou», «Zim Yokohama», «Zim Genova», «Zim Vancouver». Линия открыта с 29.12.2008 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Зим Раша» оператор — Zim integrated shipping Services.

 — контейнерная линия «Arkas Line» (регистрационный номер Ю-4/79) с основными портами захода Новороссийск, Стамбул (Турция) и факультативными портами Мерсин, Измир, Измит (Турция), Александрия (Египет), Ашдод (Израиль)для судов «Жан Пьер Эй», «Диана Эй». Линия открыта с 30.12.2009 г. и ежегодно пролонгируется. агент ООО «Аркас Раша», оператор -«Arkas Container Transport S.A.»

 — контейнерная линия «ECUMED» (регистрационный номер Ю-4/89) с основными портами захода Новороссийск, Измит Корфези, Амбарли (Турция), Альхесирас (Испания), Мансанильо (Панама), Гуайякиль (Эквадор), Бальбоа (Панама), Южный (Украина) и факультативными портами Измир (Турция), Кауседо (Доминиканская республика), Буэнавентура (Колумбия) Марсашлокк (Мальта) для судов «Safmarine Benguela», «Johannes Maersk», «Andino», «Maersk Bogor», «Maersk Buton», «Safmarine Bayete», «Maersk Bulan», «Maersk Batam», «Maersk Bintan», «Maersk Bali». Линия открыта с 22.06.2012 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Маэрск», оператор -A.P.Moller-Maersk A/S.

 — контейнерная линия «MAERSK LINE» (регистрационный номер Ю- 4/96) с основными портами захода Новороссийск, Амбарли, Измит Корфези (Турция), Джедда (Саудовская Аравия), Джебель Али (ОАЭ), Пипавав, Хазира, Джавахарлал Неру (Индия), Салала (Оман) и факультативными портами Измир, Мерсин, Искендерун (Турция), Порт Саид, Дамиетта (Египет) для судов «Maersk Indus», «Maersk Georgia», «Nedlloyd Drake», «Maersk Euphrates», «Laura Maersk», «Nedlloyd Barentsz», «Nedlloyd Mercator», «Nedlloyd Hudson». Линия открыта с 02.06.2014 года и ежегодно пролонгируется. Агент — ЗАО «Маэрск», оператор -A.P.Moller-Maersk A/S.

 — контейнерная линия «Зим Раша» (регистрационный № Ю-4/99) с основными портами Новороссийск, Ашдод (Израиль) и факультативными портами Мерсин (Турция), Александрия (Египет) для судна «Nexoe Maersk». Линия открыта 12.12.2014. Агент — ЗАО «Зим Раша», оператор «ZIM INTEGRATED SHIPPINGSERVICES».

 — автопаромная линия (регистрационный номер Ю-4/101) с основными портами Новороссийск, Самсун (Турция, терминал Хайдарпаша) и факультативными портами Констанца (Румыния), Батуми, Поти (Грузия) для судна «Vilnius Seaways». Линия открыта 22.06.2015. Агент — ООО «Фонд управления делами ПП». Оператор — ООО «Black Sea Transport Alliance».

 — автопаромная линия «Новороссийск-Зонгулдак Ферри» (регистрационный номер Ю-4/102) с основными портами захода Новороссийск, Зонгулдак (Турция) и факультативными портами Самсун, Стамбул (Турция) для судов «Новороссийск», «Севастополь». Линия открыта 11.09.2015. Агент — ООО «Морагентство Дело», оператор — ООО «Карадениз Лоджистик».

 — контейнерная линия «TBX-COSCON» (регистрационный номер Ю- 4/103) с основными портами захода Новороссийск, Пирей, Салоники (Греция), Констанца (Румыния), Варна (Болгария), Стамбул (Турция) и факультативными портами Измир, Гемлик (Турция), Одесса (Украина) для судна «Michigan Trader». Линия открыта 02.10.15. Агент — ООО «Русская контейнерная компания», оператор — «COSCO Container Lines Europe GMBH».

 — контейнерная линия «Intra Med Feeder Service 2» (регистрационный номер Ю-4/105) с основными портами захода Новороссийск (Россия), Пирей, Салоники (Греция), Стамбул (Турция), Константа (Румыния), Варна (Болгария) и факультативными портами Туапсе (Россия), Одесса, Ильичевск (Украина), Мерсин, Измир, Гемлик (Турция), Бургас (Болгария) для судна «YM Increment». Линия открыта 20.10.15. Агент — ООО «Глобал Оушен», оператор — ООО «Транслинк-Новороссийск».

 — автопаромная линия «Аврасия Новороссийск- Самсун» (регистрационный номер Ю-4/106) с основными портами захода Новороссийск (Россия), Самсун (Турция) для судов «Avrasya», «Cirkin», «Lider Ilyas». Линия открыта 10.11.2015 г. Агент — ООО «Морагентство Дело», оператор — «Avrasya Shipping Co. Ltd» (Турция).

В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010−2020 годы)» осуществляется реализация инвестиционного проекта «Развитие инфраструктуры морского порта Кавказ». В рамках проекта предусмотрено строительство Северо-Восточного грузового района порта Кавказ (СВГР) — комплекса для приема и обработки судов с системой горизонтальной накатки и выкатки грузов на автомобильном шасси (Ро-Ро терминала) и создание к нему подходного канала в Керченском проливе. Проектная мощность терминала составит 50 тыс. единиц Ро-Ро грузов (порядка 2 млн. тонн) в год, в т. ч. 1-я очередь — 25 тыс. ед. Ро-Ро грузов. Проектная мощность терминала составит 50 тыс. единиц Ро-Ро грузов (порядка 2 млн. тонн) в год, в т. ч. 1-я очередь — 25 тыс. ед. Ро-Ро грузов. Участники проекта: ФГУП «Росморпорт», ООО «Таманский паромный терминал». Воздушное сообщение. Российские авиапредприятия, осуществляющие рейсы в Турцию представлены компаниями: «Аэрофлот — Российские авиалинии», «Ural Airlines», «Yakutia Airlines» и «RusLine». Среди турецких перевозчиков можно выделить компанию «Turkish Airlines», «Onur Air», «Atlasglobal» и «Pegasus». Осуществляются рейсы из российских городов Москва, Санкт- Петербург, Казань, Екатеринбург, Ростов, Уфа, Краснодар, Омск, Новосибирск, Сочи, Астрахань, Ставрополь, Махачкала, Нижнекамск, Нальчик в турецкие города Анкара, Стамбул, Анталья, Трабзон, Бодрум, Самсун, Даламан, Измир.

Подписан Ясский мир между Россией и Турцией

29 декабря 1791 г. (9 января 1792 г.) между Россией и Турцией в бессарабском городе Яссы был подписан мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1787-1791 гг. Мир подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани и установил русско-турецкую границу по р. Днестр.

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. была вызвана реваншистскими устремлениями Турции, которая хотела вернуть территорию Крыма и не допустить усиления русского влияния в Закавказье. Россия, в свою очередь, стремилась прочно утвердиться в Северном Причерноморье и расширить свои владения на Кавказе. В начале августа 1787 г. турецкое правительство предъявило России ультиматум, требуя возвращения Крыма, признания Грузии вассальным владением турецкого султана и согласия на осмотр русских торговых судов, проходящих через проливы. Ультиматум был отвергнут, и 13 (24) августа Турция объявила России войну.

В октябре 1787 г. турецкий флот блокировал устье Днепра и высадил 6-тыс. десант на Кинбурнской косе в Чёрном море, где его поджидал отряд русских войск под командованием графа А. В. Суворова. Дав туркам высадиться, полководец вступил с ними в бой и уничтожил их. Основные силы русской армии под командованием Г. А. Потёмкина осадили Очаков, и в декабре 1788 г. крепость пала. В июле 1789 г. возглавляемый Суворовым объединённый отряд русско-австрийских войск разгромил турок у Фокшан (Румыния), а спустя два месяца — у р. Рымник. В последующие несколько месяцев русские взяли Аккерман и Бендеры, а австрийцы — Белград и Бухарест.

Успехи русского оружия и новые убедительные победы русской армии и флота — взятие Суворовым Измаила 11 (22) декабря 1790 г. и разгром русским флотоводцем Ф. Ф. Ушаковым турецкого флота у мыса Калиакрия 31 июля (11 августа) 1791 г. — вынудили турок пойти на переговоры. Со стороны России переговорами руководил князь Потёмкин, а после его смерти граф А. А. Безбородко.

Договор подтвердил условия Кючук-Кайнарджийского мира о передаче России Крыма и закрепил за Россией всё Северное Причерноморье. Русско-турецкая граница была отодвинута по р. Днестр, однако территории Бессарабии, Молдавии и Валахии были возвращены Турции. Турецкая сторона, в свою очередь, отказалась от претензий на Грузию и признала российское покровительство в Картлии и Кахетии, закреплённое Георгиевским трактатом 1783 г.

 

Лит.: Век Екатерины II: Россия и Балканы. М., 1998; Договоры России с Востоком политические и торговые. Сост. Т. Юзефович, СПб., 1869. С. 41-49; Елчанинов А. Г. Александр Васильевич Суворов // История русской армии от зарождения Руси до войны 1812 г. СПб., 2003. С. 350; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/sb_istoria_russkoy_armii/27.html; На южных рубежах // Астапенко М., Левченко В. Будет помнить вся Россия. М., 1986. С. 16; То же [Электронный ресурс].URL: http://militera.lib.ru/bio/astapenko/02.html; Османская империя: проблемы внешней политики и отношений с Россией. М., 1996; Петров А. Н. Вторая турецкая война в царствование имп. Екатерины II. 1787-1791. Т. 1-2. СПб., 1880; Шахмагонов Н. Ф. От Очакова до Измаила: К 200-летию окончания русско-турецкой войны. М., 1991.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Дубровин Н. Ф. Вторая турецкая война в царствование императрицы Екатерины II (1787-1791 гг.). Составил Генерального штаба полковник А. Н. Петров : рецензия чл.-кор. Акад. наук ген.-м. Н. Ф. Дубровина. СПб., 1882;

Манифест имп. Екатерины II и трактат, заключенный между Россией и Турцией [Дело] : 29 декабря 1791 — 5 марта 1792 г.

Почему Эрдоган может выбрать войну с Грецией

«Оккупированные вами острова не связывают нас, мы сделаем то, что необходимо, когда придет время. Как мы говорим, мы можем прийти внезапно однажды ночью. Прошли недели с тех пор, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прямо пригрозил вторгнуться в Грецию, используя тот же язык, который он использовал перед предыдущими турецкими военными операциями в Сирии. Афины и Анкару разделяет множество вопросов, но теперь Эрдоган сосредоточил свой гнев на милитаризации Грецией своих островов в Эгейском море. Хотя греческое военное присутствие в течение последних нескольких десятилетий оставалось в значительной степени постоянным, Анкара настаивает на том, что оно нарушает 19-ю резолюцию.23 и 1947 года, которые установили суверенитет Греции над островами.

Как я утверждал в июне, конфликт между Грецией и Турцией представляется не только возможным, но и вероятным. Внимательное прочтение недавних заявлений турецких официальных лиц, а также ход событий последних месяцев только увеличили риск. Серьезные последствия, вероятно, ждут и Турцию, и Грецию, если два государства вступят в драку. Тем не менее риторика Эрдогана, а также его интересы и идеология предполагают, что Анкара, возможно, готова пойти на эти риски.

Прелюдия к угрозе

В начале лета появились признаки ослабления напряженности между Грецией и Турцией. С заключением соглашения, позволяющего Швеции и Финляндии подавать заявки на членство в НАТО, Эрдоган, похоже, гораздо больше намеревался нанести еще один удар по курдским ополченцам в Сирии — операцию, которую он отложил под давлением России и США. Опасения по поводу возобновления греко-турецких боевых действий вновь усилились в начале августа, когда было спущено на воду новое турецкое буровое судно, якобы направлявшееся в оспариваемые воды Средиземного моря. Но, несмотря на большие надежды турецкой националистической прессы, плавание благополучно продолжилось в водах непосредственно у береговой линии Турции.

 

Стать участником

 

Летнее затишье закончилось в последнюю неделю августа после того, как турецкие СМИ сообщили о нескольких инцидентах между турецкими и греческими военными. По данным министерства обороны Турции, первое столкновение произошло, когда греческие военные самолеты преследовали турецкие самолеты, участвовавшие в миссии НАТО над Средиземным морем. Несколько дней спустя турецкие официальные лица заявили, что греческая зенитная система С-300 захватила турецкие F-16 недалеко от Крита. Анонимные греческие опровержения встреч мало что сделали для того, чтобы остановить возмущение Анкары. Поскольку оба инцидента произошли во время празднования столетия, посвященного окончанию турецкой войны за независимость, Эрдоган раскритиковал развертывание Грецией С-300 российского производства как свидетельство недоброжелательности и неверности Греции по отношению к НАТО. Именно в этом контексте президент Турции пригрозил без предупреждения приехать на греческие острова.

Слова Эрдогана вызвали резкую критику. Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис назвал его речь намеренно агрессивной, исходящей от лидера, который, похоже, «странно привязан к моей стране». Государственный департамент США впоследствии подтвердил желание Вашингтона, чтобы «все стороны избегали риторики и не предпринимали действий, которые могут еще больше обострить напряженность», заявив, что суверенитет греческих островов в Эгейском море «не ставится под сомнение». Некоторые наблюдатели в Турции и за ее пределами предположили, что падение результатов опроса Эрдогана послужило основным источником его гнева. В преддверии переизбрания в 2023 году он, возможно, пытается «переломить ситуацию», обращаясь к избирателям-националистам, которые не смогли сплотиться на его базе.

Политика демилитаризации

После речи Эрдогана в начале сентября турецкие СМИ в сотрудничестве с официальным министерством связи страны постоянно комментировали Эгейское море. Среди наиболее последовательных критических замечаний, высказанных официальными и популярными критиками, является мнение о том, что Греция незаконно милитаризировала свои острова у побережья Анатолии. Это утверждение основано на положениях двух отдельных договоров, касающихся суверенитета Греции над ее островами. Согласно 1923 Лозаннского договора, «на пяти основных островах в северной части Эгейского моря не должно быть построено ни военно-морских баз, ни укреплений». Тем не менее условия позволяют Греции содержать там «нормальный контингент» регулярных войск. И наоборот, в Парижском договоре 1947 года недвусмысленно говорится, что греческие острова Додеканес на юге «остаются демилитаризованными». Греция, однако, утверждает, что эти условия были задуманы как обещание Италии, которая уступила острова Афинам после Второй мировой войны. Поскольку Италия захватила острова у Османской империи в 1913, Турция была исключена из переговоров в 1947 году, что сделало данное обещание спорным в отношении Анкары.

Сегодня трудно найти турецких комментаторов, готовых полностью разобрать противоречивый характер этих соглашений. В обязательном порядке в турецких СМИ турецкие СМИ называют территории Греции в Эгейском море «островами с демилитаризованным статусом ( gayri askeri statüdeki adalar )». Зомбированное использование этого выражения сопровождалось захлебывающимся потоком сообщений о размещении войск и техники на островах. Несколько интернет-источников опубликовали статьи с неподвижными изображениями предположительно незаконных баз и аэродромов со всего греческого Эгейского моря. Комментаторы неоднократно ссылаются на существование десятков тысяч греческих солдат, размещенных на островах. Однако в основе этих цифр лежат исследования, проведенные более 30 лет назад. Недавно официальное новостное агентство Турции, Турецкое радио и телевидение, опубликовало фотографии с беспилотников, на которых видно, как греческие корабли разгружают десятки бронетранспортеров на греческих островах Лесбос и Самос. Комментаторы в Турции немедленно ухватились за изображения, свидетельствующие о желании Греции «милитаризировать» Эгейское море. Более зловещим является то, что министерство иностранных дел Турции неоднократно заявляло, что отказ от демилитаризации островов может официально поставить под вопрос их суверенитет.

Сам Эрдоган дал понять, что действия Греции в Эгейском море не являются единственным источником напряженности. После подписания в 2019 году соглашения о взаимном оборонном сотрудничестве между Вашингтоном и Афинами он очерняет поддержку США Греции, отвергая утверждения о том, что усилия США в регионе направлены на поддержку войны Украины против России. Его сторонники в турецких СМИ регулярно усиливают эти сомнения. Часто утверждают, что цель Вашингтона — осадить Турцию. Отмена эмбарго США на поставку оружия в Республику Кипр, а также поддержка США действий курдских боевиков в Сирии часто приводятся в качестве дополнительных доказательств этого заговора. Все чаще кажется, что Эрдоган начал верить в самые худшие намерения Америки. Поставка Вашингтоном оружия в Грецию, заявил он в ООН, представляет собой «тайную оккупацию». Американская и европейская поддержка, предупредил он затем Афины, «не спасет вас».

Чего хочет Эрдоган?

Есть много причин сомневаться в серьезности угроз Эрдогана. Небольшое большинство турецких избирателей, согласно одному опросу, по-прежнему убеждены, что его слова — просто предвыборная стратегия, призванная «создать повестку дня» перед голосованием в следующем году. Еще большая доля, 64%, согласно опросу, не верят в существование «вражды между турецким и греческим народами». Еще меньше сомнений в том, что конфликт между Грецией и Турцией окажет разрушительное воздействие на хрупкую экономику обоих государств. Доходы от туризма, особенно от курортных городов на побережье Эгейского моря, составляют около 15 процентов валового внутреннего продукта Турции (и около 18 процентов греческого). Оба государства сильно зависят от морского судоходства в торговле. До COVID-1987 процентов турецкой торговли осуществлялось через морские порты въезда. Помимо любого потенциального экономического ущерба, международные последствия конфликта будут не менее серьезными. И Соединенные Штаты, и Европейский союз продемонстрировали отсутствие терпимости к любому нападению на суверенную греческую территорию. И наоборот, ни Брюссель, ни Вашингтон, похоже, не проявляют терпения к заявлениям Турции об агрессии Греции.

Однако мало кто в Греции готов воспринять слова Эрдогана легкомысленно. В последние недели как в печати, так и на телевидении обсуждение Турции было больше сосредоточено на возможности войны. Поскольку Греция приближается к своим собственным выборам в 2023 году, Мицотакис решительно заявил, что любая прямая угроза греческому суверенитету является «красной линией» для страны. Критикуя решение правительства подписать соглашение об обороне с Соединенными Штатами, лидер оппозиции Алексис Циприс стремился сбалансировать свое желание сместить Мицотакиса с собственным обязательством защищать страну в случае конфликта. Есть и другие, менее тонкие признаки того, что Афины готовятся к худшему. В июльских сообщениях новостей говорится, что греческие военные начали развертывание «зонтика» для защиты от беспилотников на островах Эгейского моря с использованием израильских технологий. Совсем недавно греческие и французские военно-морские корабли провели совместные учения в Эгейском море в рамках более широкого пакта о взаимной обороне, подписанного в 2021 году9.0003

Однако риск конфликта, похоже, не полностью сдерживает Эрдогана или его противников на выборах. Кемаль Киличдароглу, глава крупнейшей оппозиционной партии Турции, раскритиковал обещание Эрдогана «внезапно прийти однажды ночью». Он утверждал, что настоящий лидер повторит турецкое вторжение на Кипр в 1974 году и просто захватит «оккупированные» острова Греции без угроз и предупреждений. Эти настроения поддержал представитель националистической партии IYI. Он утверждал, что Эрдоган продемонстрировал свою неспособность руководить, не заставив Грецию «заплатить цену» за отправку бронетехники на Самос и Лесбос. Хотя он не верил, что война между Грецией и Турцией возможна, он был уверен, что любой конфликт приведет к тому, что Греция потеряет свои острова. Возможно, самая сенсационная демонстрация провоенных настроений исходит от союзника Эрдогана по коалиции, лидера националистов Девлета Бахчели. В июле он с радостью позировал с картой, на которой большая часть греческих островов Эгейского моря, включая Крит, обозначена как территория Турции. Совсем недавно Бахчели заявил перед Великим национальным собранием Турции, что «суверенитет, права собственности, морская юрисдикция и воздушное пространство» многочисленных греческих островов «несомненно и юридически» принадлежат Турции.

Хотя это общее совпадение мнений в отношении Греции не обязательно указывает на непосредственный конфликт, оно вызывает очевидный, но неуловимый вопрос: чего Анкара надеется добиться дальнейшей эскалацией? В отсутствие более четких требований со стороны Эрдогана немногие в турецких СМИ осмелились подробно спекулировать. Несколько бывших высокопоставленных офицеров предложили блокировать греческие острова или атаковать их напрямую в надежде убрать предполагаемые базы и вооружение. Гораздо более полный и детальный план действий можно найти в трудах Хасана Басри Ялчина, частого комментатора новостей и бывшего руководителя исследовательского отдела передового турецкого аналитического центра Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA). По его мнению, угроза Эрдогана «прийти без предупреждения» стала началом долгосрочной операции, направленной на захват островов Эгейского моря. С юридической точки зрения он утверждает, что Анкара должна обвинить Грецию в нарушении Лозаннского и Парижского договоров, тем самым лишив Афины суверенитета над своими территориями. «Лучшим примером такой стратегии, — заключает Ялчин, — является Кипр». Вторжение и оккупация островной территории Греции, как нападение Турции на Кипр в 1974, поможет «переопределить статус островов».

Почему Эрдоган выбрал такой курс действий? Возможно, как утверждал один комментатор, личное недовольство Эрдогана возросшей силой Греции и ее заметностью на международной арене подтолкнет его к эскалации. Желание получить электоральное преимущество или даже его конституционная способность отложить голосование под угрозой войны также могут сыграть свою роль. Также кажется, что в Турции царит общая уверенность в отношении результата любой конфронтации с Грецией. В этом отношении политический климат Турции во многом напоминает климат Соединенных Штатов перед вторжением в Ирак в 2003 году. Точно так же, как многие американцы рассматривали Ирак как перезревшую угрозу безопасности Ближнего Востока, ощущается такое же ощутимое раздражение и нетерпение Турции, когда дело доходит до греческих проблем. Как и в случае с подходом Вашингтона к Саддаму Хусейну в 2002 году, в Анкаре есть сильный оптимизм в отношении того, что любой конфликт с Грецией будет коротким, решающим и победоносным. Ведь Турция уже не раз унижала Грецию на поле боя. Точно так же, как Косово, Босния и война в Персидском заливе, казалось, продемонстрировали военное превосходство Америки над Ираком, турецкие комментаторы в целом разделяют самоуверенное убеждение Эрдогана в том, что интервенция страны в Сирию, Нагорный Карабах, Ирак и Ливию продемонстрировала собственную военную мощь Турции. доблесть. И подобно намекам на фанатизм, обнаруженным в американских новостях о войне в 2003 году, известные турецкие комментаторы также описывают своих греческих противников как слабых и женоподобных по своей природе. Короче говоря, если Эрдоган действительно выбирает войну, это может быть потому, что он, как и многие другие, считает, что успех обеспечен.

Конечно, турецкое нападение на Грецию нанесет потенциально непоправимый ущерб отношениям Анкары с Соединенными Штатами, Европейским Союзом и НАТО, особенно учитывая оборонительный пакт Греции с Францией и активное присутствие американского персонала в Эгейском море. На фоне вторжения в Украину любая попытка оккупации греческой территории, несомненно, вызовет немедленное и незавидное сравнение Эрдогана с российским президентом Владимиром Путиным. Учитывая эти обстоятельства, кажется почти невозможным представить, чтобы Эрдоган сбрасывал со счетов серьезные дипломатические, политические и экономические последствия такой акции.

И все же история показывает, что он может быть готов и способен вынести последствия. В 1974 году Турция вторглась на Кипр, несмотря на ущерб, нанесенный ее отношениям с Соединенными Штатами и НАТО. В Сирии Эрдоган реализовал свои угрозы вторжения после того, как долго телеграфировал о своих намерениях создать «зону безопасности» на севере страны. Турецкие войска продолжают угрожать расширением своей оккупации, несмотря на неоднократные предупреждения из Вашингтона. Вместо того, чтобы уклоняться от конфронтации, Эрдоган рекламировал эти достижения как попытку сокрушить заговор НАТО и Америки с целью уничтожить Турцию. Если Эрдоган считает, как выразился один обозреватель, что «нашим врагом является Америка, а не Греция», то, возможно, он рассматривает риски разрыва как прискорбную, но все же существенную цену, которую нужно заплатить во имя национальной безопасности Турции. .

 

Стать членом

 

Райан Гингерас — профессор кафедры национальной безопасности Военно-морской аспирантуры и эксперт по истории Турции, Балкан и Ближнего Востока. Он является автором шести книг, в том числе готовящейся к выпуску «Последние дни Османской империи » (которая будет выпущена Penguin в октябре 2022 года). Его книга « Скорбных берегов: насилие, этническая принадлежность и конец Османской империи » была отмечена наградами в шорт-листе Книжной премии Ротшильда в области национализма и этнических исследований и Книжной премии Британско-кувейтского общества дружбы. Высказанные здесь взгляды не совпадают с мнением Военно-морской аспирантуры, ВМС США, Министерства обороны или какой-либо части правительства США.

Изображение: Twitter

Комментарий

Кризис переселения Suleyman Shah Tomb

Конфликт

Решение конфликта

Внешние политики

. Ведущий (и)

Тугдже Кафдали

Йылдызский технический университет

Авторы)

Тугче Кафдали

Йылдызский технический университет

Панель Предотвращение или развязывание войны: стратегии антикризисного управления во внешней политике Турции


Эксклав как предмет политической географии отличается пограничным стилем. Анклав – это территория или часть территории, полностью окруженная землей какой-либо другой страны. В мире есть разные эксклавы. Одним из них является экслав Турции, который называется Могила Сулейман Шаха в замке Джабер. После начала Первой мировой войны Османская империя распалась, Сирия была оккупирована Францией, а также на этой территории находились замок Джабер и могила Сулейман-шаха, деда султана Османа. Но Турция хотела оставить могилу Сулеймана Саха в турецких руках. По этой причине Турция применила дипломатию. Статья 9Анкарского соглашения тот факт, что гробница Сулейман-шаха принадлежит территории эксклава Турции, был признан Францией. Сирия обрела независимость от французов в 1946 году, так как турецкая территория Замок Джабер находилась внутри Сирии. Когда в 1973 году при строительстве плотины Табка на реке Евфрат возник риск затопления эксклава, Турция и Сирия договорились о переносе могилы Сулеймана Саха на более высокую высоту. Эксклав Турции, замок Джабер, окруженный рекой Евфрат и Сирийской пустыней. Могила Сулейман-шаха — единственный эксклав Турции, находящийся под турецким суверенитетом.

Этот участок земли сдан Сирии. Это суверенная турецкая территория, и эксклав охраняли одиннадцать турецких военнослужащих, стоящих по стойке смирно под турецким флагом. Замок Джабер находится посреди Сирийской пустыни и не имеет постоянных жителей. Гражданская война в Сирии бушевала на ее границе, Турция сохраняла осторожность. Когда иностранные солдаты направились воевать в Сирию, правительство сидело сложа руки. Когда ИГИЛ и курдские сражения усилились, турецкие разработчики решений забеспокоились о безопасности гробницы. Затем турецкие вооруженные силы провели операцию в турецком эксклаве в Сирии по переносу могилы Сулейман-шаха. Двусторонняя операция одновременно вернула тело Сулейман-шаха и священные реликвии из первоначального эксклава в Турцию и обеспечила еще один район в Сирии недалеко от границы с Турцией для использования в качестве места временного захоронения. Гробница Сулейман Шаха, которая является территорией эксклава, была перемещена лицами, принимающими решения в Турции, из соображений безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *