Тибетская проблема Китая / Идеи и люди / Независимая газета
Недавние события в Тибете, где произошли самые массовые антикитайские беспорядки за последние два десятилетия, свидетельствуют о серьезном провале в национальной политике Пекина. Сам факт этих беспорядков, причем произошедших в столь неподходящее с точки зрения Пекина время – незадолго до долгожданной Олимпиады, которой в Китае придают гипертрофированно большое значение как свидетельству всемирного признания успехов КНР, и та волна протестных акций во многих странах, которая сопровождает подготовку Олимпиады, – все это напомнило миру и самим пекинским руководителям, что Тибет – это проблема, причем проблема, которая пока не решается или решается неверно. В чем же истоки и суть этой проблемы?
Данники Срединной империи
Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное государство. Из более чем 1,3 млрд. его населения (оценка 2007 года) около 92% составляют ханьцы (китайцы), но оставшиеся 8% – это еще 55 национальностей, из которых тибетцев около 5,5 млн.
На протяжении многовековой истории статус Тибета менялся. С VII по IX век н.э. это было крупное независимое государство, управлявшееся местными правителями, затем наступил период раздробленности. В XIII–XIV веках Тибет вместе с Китаем вошел в состав Монгольской империи. Его культурное влияние было столь велико, что монголы приняли тибетской буддизм. (Между прочим, эту религию сегодня исповедуют кроме самих монголов еще и несколько народов России – буряты, тувинцы и калмыки.
) В дальнейшем Тибет находился в различной степени зависимости от китайских династий.Чаще всего он платил Китаю дань, то есть входил в уникальную систему китайского миропорядка как данническое образование. Дело в том, что, согласно традиционной китайской политической теории, Китай, то есть единственное государство, находящееся в центре мира и отличающееся высокой культурой, не стремилось к физическому присоединению соседних территорий и населявших их «варварских» народов. Он шел на это лишь тогда, когда оттуда исходила реальная угроза для его безопасности. В других же случаях Срединной империи было достаточно формального признания своего культурного и политического превосходства – признания, выражающегося в периодическом принесении дани ко двору китайского императора.
Дань эта имела не материальное, но символическое, ритуальное значение (за «правильное поведение» варвары часто одаривались подарками, которые были ценнее самой дани, но варварский посол должен был совершить унизительную церемонию «коутоу» – девять раз пасть в ноги китайскому императору). В самих «варварских» государствах приношение дани часто считалось формальностью, необходимой для того, чтобы избежать неприятностей в отношениях с мощным соседом, а иногда это был инструмент для развития торговли. Но все это не означало вхождения в состав Китая. Достаточно сказать, что данниками Китая на протяжении Средних веков были Япония, Корея, Вьетнам, Бирма, а порой китайские императоры записывали в данники и Россию с другими европейскими государствами. Поэтому вхождение в китайскую данническую систему вряд ли может считаться доказательством территориальной принадлежности Китаю.
В период династии Цин (1644–1911) зависимость Тибета от Китая усилилась, значительное влияние получили два цинских чиновника, постоянно находившихся в Лхасе. Впрочем, тогда сам Китай был захвачен маньчжурами. После китайской революции 1911 года в условиях смуты и раздробленности Тибет практически был самостоятельным, хотя находившееся у власти в Китае правительство партии Гоминьдан всегда считало его частью Китая.
К тому времени в Тибете сложилась уникальная система управления. Духовным и светским лидером в одном лице стал далай-лама, глава наиболее многочисленной буддистской школы «гелугпа» («желтых шапок»), один из «живых будд» (таких в Тибете несколько тысяч), постоянно перерождающийся бодхисатва Авалокитешвара, правивший из Лхасы. Вторым по значению лидером в тибетской иерархии стал панчен-лама, живший в городе Шигадзе, – перерождение самого Будды Амитабы. Два главных ламы Китая находятся в сложных религиозно-политических отношениях между собой – они подтверждают истинность перерождения друг друга, то есть играют ключевую роль в сложной системе передачи власти.
Под властью пекинских коммунистов
Придя к власти в 1949 году, лидеры КПК решили восстановить власть над Тибетом. Однако они предпочли сделать это без применения военной силы: в 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно 17 пунктам этого документа, Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, а центральное правительство получало право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику.
Первое время соглашение соблюдалось, однако вскоре коммунистические реформы докатились до населенных тибетцами соседних китайских провинций. Возмущенные нарушением векового уклада жизни, они начали бороться против нововведений. Постепенно волнения перекинулись на территории, находившиеся под властью Лхасы. Отношения между Пекином и Лхасой стали крайне напряженными. В 1959 году в день китайского Нового года Далай-лама XIV был приглашен на празднование в китайскую воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Началось антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено армией Пекина. Сам далай-лама и многие его сторонники бежали горными тропами в Индию, где образовали тибетское правительство в изгнании. В 1965 году был создан Тибетский автономный район, в котором тибетцы допускаются в основном лишь в исполнительные и представительные органы государственной власти. В обладающих реальной властью партийных органах тибетцев практически нет (по крайней мере, я их не встречал). Все секретари КПК в ТАР всегда были ханьцами.
В отличие от Далай-ламы XIV, Панчен-лама X не отправился в изгнание, но пытался сотрудничать с Пекином. Тем не менее в 1964 году он был отправлен в тюрьму, где провел 14 лет. Выйдя на свободу, он старался использовать свое влияние для сохранения тибетской культуры. Несмотря на занимаемую им должность заместителя председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, панчен-лама смог лишь один раз, в 1989 году, посетить Тибет, где его встретили как героя. Вскоре он умер от сердечного приступа. Нового панчен-ламу, согласно традиции, как и любого другого «живого Будду», нужно было найти среди тибетских детей. Чтобы определить, что это именно он, специальная комиссия должна была установить, что кандидат удовлетворяет ряду условий: родился в положенном регионе, узнал вещи умершего панчен-ламы и т.
п. В 1995 году далай-лама объявил в Индии о том, что кандидат найден. Это был шестилетний мальчик по имени Гедхуна Чокьи Ньима. Китайское правительство отреагировало немедленно и «выбрало» своего панчен-ламу, мальчика Гьяйлцэну Норбу, а Гедхун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Тибетская оппозиция называет его «самым молодым в мире политическим заключенным».Свет и тени прогресса
Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Из примерно трех тысяч монастырей (в которых концентрировалась тибетская образованность) все, за исключением трех, были разрушены. Конечно, и другие районы Китая тоже пережили подобные разрушения, однако в национальных районах они, естественно, воспринимались как совершенные ханьцами. Первый раз я приехал в Тибет в 1985 году, еще студентом, сразу после того, как он был открыт для посещения иностранцами. Я думаю, только Хиросима после бомбардировки выглядела ужаснее.
Уроки тех событий были восприняты пекинским руководством своеобразно. Было решено прекратить переговоры с далай-ламой, которые велись до этого, и запретить всякие упоминания о нем в Тибете. Были также запрещены индивидуальные посещения Тибета иностранцами, туристы могли поехать туда только в составе группы в сопровождении представителей китайских туркомпаний. В то же время лидеры КПК, по-марксистски уверенные, что все конфликты в конечном счете имеют экономическую основу, еще более решительно повели регион к современной цивилизации.
Побывав в Тибете в августе прошлого года, я увидел результаты этой политики. ТАР покрылся современными дорогами, мостами и тоннелями, проведена здесь и первая, самая высокогорная в мире железная дорога. Лхаса, где в 80-е годы было всего два-три современных здания, превратилась в стандартный провинциальный китайский городок с некоторыми тибетскими вкраплениями. Многие храмы (хотя и далеко не все) восстановили, но по ним ходят, посмеиваясь и громко разговаривая, толпы китайских туристов, которые считают далекую окраину отсталой и дикой. Даже в небольших городках появились китайские кварталы, которые, впрочем, отделены от тибетских (тибетские эмигранты обвиняют Пекин в намеренном заселении Тибета ханьцами). Тот ли это путь к прогрессу, по которому хотят идти сами тибетцы? Нынешние беспорядки – ответ на этот вопрос.
Гонконг как образец
Китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискредитации «живых Будд», которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия. Новая образованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года. Недовольство тибетцев понятно – как можно убедить целый народ, что его боги и святые должны назначаться в Пекине? Еще труднее убедить в этом буддистов из других стран, которые к Пекину вообще не имеют никакого отношения. А именно это и пытаются сделать в китайской столице, где 1 сентября 2007 года Госуправление по делам религий ввело в действие положение, согласно которому все перерождения подлежат утверждению госорганами КНР.
Очевидно, что попытки вытравить из сознания тибетцев почитание далай-ламы обречены на провал. «Где же у вас портрет далай-ламы?» – спросил я монаха в одном монастыре. «Он здесь», – ответил он, достав медальон из-под рясы.
Сегодня китайские власти явно выжидают, пока нынешний Далай-лама XIV, которому уже за 70, отойдет в мир иной. Тогда можно будет «выбрать» своего, лояльного далая. Но навязать его тибетцам, так же как и фальшивого панчена, вряд ли удастся. Гораздо разумнее было бы вернуться к условиям соглашения 1951 года, которое давало Тибету примерно те же права, что сегодня предоставлены Гонконгу. Причем, как и в случае с Гонконгом, права Центра можно записать в соответствующем документе, который гарантировал бы права проживающих на сегодняшний день в Тибете ханьцев, оговорил бы состав представительного органа (обеспечив там большинство, дружественно настроенное по отношению к Пекину) и порядок назначения приемлемого для Пекина главы администрации. Можно сделать и так, что далай-лама, вернувшись в Лхасу, будет играть исключительно духовную, а не политическую роль, потребовать от него других уступок. Но для всего этого необходимо начать серьезные переговоры.
Подобное решение, основанное на взаимном компромиссе, успокоило бы ситуацию и сохранило бы для мира уникальную цивилизацию. В противном случае Тибет ожидают периодические беспорядки, приводящие ко все новым и новым жертвам и значительно подрывающие международный авторитет Китая.
Неизведанный Тибет: горы, храмы, люди
Гид будет встречать туристов в первый день тура, во второй половине дня (точное время будет сообщено дополнительно), в зале прилёта международного аэропорта Чэнду Шуанлю.
Кроме того, у нас будет список ваших телефонов, а у вас — наши контакты, т.е. при необходимости мы сможем связаться. Далее — групповой трансфер в отель. В случае отличного времени прибытия, переезд до отеля оплачивается дополнительно.
Вы можете найти удобный для себя перелет на сайте Aviasales.ru.
В последний день тура вылет из Чэнду. Билеты можно брать как на утро, так и на вторую половину дня. Но стоит учитывать, что выезд из отеля пройдет в первой половине дня.
Трансфер до аэропорта оплачивается дополнительно. Советуем добираться на метро, так как Чэнду знаменит своими пробками! Стоимость поездки из центра города — около 1$, в пути 25-30 минут.
Передвижения по маршруту будут осуществляться на следующих видах транспорта:
- Скоростной поезд-экспресс (во 2 день) — сидячий вагон, скорость до 250 км/ч, есть туалеты, кипяток, буфет.
- Рейсовый автобус (в 3 день) — государственный междугородний автобус, уровень комфорта выше среднего.
- Арендованный автотранспорт (с 4 по 10 день) — микроавтобус (вместимость 7-11 человек в зависимости от размеров группы) с профессиональным местным водителем.
Дороги в Восточном Тибете хорошего качества, однако серпантины делают путь долгим — готовьтесь к переездам по 4-7 часов в день. В Ченду, Лэшане и Кандинге мы также будем пользоваться общественным транспортом (городские автобусы и метрополитен).
В Ченду, Лэшане и Дуцзянъяне погода будет по-летнему жаркой и влажной. Днём: +27…+32, ночью: чуть ниже.
Как и всегда, в Сычуани, стоит ожидать влажности, внезапных кратковременных дождей и туманов.
Погода в горах Тибета переменчива. Днём может быть солнечно и сухо с температурой +20…+22, а вечером может пойти дождь и ударить заморозки. Ночью температура в Тагонге и Жилонге может упасть до +2…+4.
В ясный день в Тибете стоит опасаться солнечной радиации — всегда помните о головном уборе и солнцезащитном креме.
• В городах 6 ночей в отелях 2-3* в двухместных номерах с удобствами.
Если вы отправляетесь один(а), то мы можем забронировать для вас одноместное размещение либо постараться подобрать пару для проживания среди наших туристов. Подробности уточняйте у менеджеров.
• В горных селах Тагонг и Жилонг 3 ночи в гестхаусах 1*, в двухместных либо многоместных (на 3-4 человека) номерах с общими удобствами на этаже.
• В поселении тибетских кочевников: 1 ночь в палатках с кочевниками, туалет как таковой отсутствует, душ тоже. Спать будем на шкурах, в чистых и тёплых спальных мешках. Возможно, в зависимости от размеров группы, разобьёмся на несколько палаток, расположенных на расстоянии 500 м друг от друга.
ВНИМАНИЕ! При размещении в гестхаусах и палатках, мы будем селить вас с другими туристами нашей группы одного пола (в зависимости от наличия номеров/комнат и палаток).
Виза:
Необходимо оформить стандартную туристическую визу КНР (тип L, один въезд, 30 дней пребывания, коридор въезда 90 дней). Можно сделать самостоятельно в визовом центре (цена ~ 2500 р.) Рекомендуем подавать документы через агентство (~ 4000-5000 р.). Оформление займет 5 рабочих дней. Клуб «Странник» может оказать помощь в оформлении визы через агентство.
ВАЖНО! В анкете не стоит указывать что едете в Тибет. Также не стоит указывать что работаете в СМИ, правозащитных организациях, силовых структурах. К пакету документов не забудьте приложить медицинскую страховку!
Туристам, в паспорте которых указано место рождения — отличное от России и с отсутствием отметки об отъезженной визе в Китай, — дополнительно потребуется предоставить справку об отсутствии судимости.
Валюта:
Китайский юань. Для обмена лучше взять с собой доллары, но предпочтительнее использовать банковские карты, так как менять валюту очень долго и не всегда технически возможно.
Спешим оповестить тех, кто будет везти с собой доллары, купюры старше 2006 года в Азии НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ!
Данный маршрут не имеет категории сложности, но участники должны быть в хорошей физической форме и не иметь противопоказаний к физическим нагрузкам. Основной переход ждёт нас на треккинге у Горы Четырёх Сестёр. Максимальная высота — 4200 метров, не рекомендуется людям с проблемами сердца и давления.
Участники должны быть готовыми к жесткому графику движения во время переездов, а также к проживанию в палатках и к минимуму бытовых удобств на это время (например, отсутствию душа). В туре могут участвовать дети от 14 лет в сопровождении родителей.
Для данного похода Вам подойдет список вещей №42
Внимание! В Китай запрещено ввозить любые колющие и режущие предметы, включая кухонные, перочинные и швейцарские ножи. Будьте аккуратны.
Никаких прививок не нужно.
Китай и Тибет | Страница страны | Мир
Авторитарное правительство Китая под руководством Коммунистической партии Китая систематически подавляет основные права человека. При президенте Си Цзиньпине правительство произвольно задерживало правозащитников, ужесточило контроль над гражданским обществом, СМИ и Интернетом, а также внедрило инвазивные технологии массового наблюдения. Он устанавливает особенно жесткий контроль в Синьцзяне и Тибете. Культурные преследования и произвольное задержание властями миллиона уйгуров и других тюркских мусульман с 2017 года приравниваются к преступлениям против человечности. В Гонконге в 2020 году правительство ввело драконовское законодательство о национальной безопасности и систематически ликвидировало городские свободы. Правительство препятствовало международным усилиям по расследованию нарушений прав человека и происхождения Covid-19., заткнули рот критикам за границей и подорвали глобальные правозащитные институты.
Свободная речь
26 октября 2022 г.
Комментарий
Хватка Си, возможно, ужесточилась, но ему все еще приходится бороться с долгой историей демократического протеста Китая.
Опубликовано в: Глобус энд мейл
Организация Объединенных Наций
19 октября 2022 г.
Отправки
Индонезия беззастенчиво отказывается от уйгуров
Свободная речь
18 октября 2022 г.
Комментарий
Где техно-демократии?
Опубликовано в: Демократия
Отчет
Китай: новые доказательства массового сбора ДНК в Тибете
Сельские районы, дети подвергаются навязчивому наблюдению со стороны полиции
Отчет
Китай: здоровье заключенного тибетского монаха в опасности
Освобождение незаконно удерживаемого ученого Го Шераба Гьяцо
Отчет
Подводный
Воздействие на права человека китайского проекта «Один пояс, один путь» в Камбодже
Отчет
«Преследуйте их с огромной силой»
Репрессии Китая против монастыря Тендро и ограничения на связь в Тибете
Комментарий
Хватка Си, возможно, ужесточилась, но ему все еще предстоит бороться с долгой историей демократического протеста в Китае.
Отправки
Индонезия беззастенчиво отказывается от уйгуров
Джакарта проголосовала против дебатов Совета ООН по правам человека о нарушениях в Синьцзяне
Комментарий
Где техно-демократии?
Отправки
Глобальное расследование злоупотреблений в Китае в пределах досягаемости
Новаторская акция Совета по правам человека потерпела небольшое поражение
Комментарий
Демократии должны твердо противостоять очередному нападению Си Цзиньпина на права человека
Выпуск новостей
Китай: третий срок Си угрожает правам человека
Политика в отношении Covid-19 — ключевой пример авторитарного правления
Отправки
Организация исламского сотрудничества должна поддерживать мусульман Синьцзяна
Назад Обсуждение в Совете ООН по правам человека отчета Верховного комиссара по уйгурам
Письмо
Открытое письмо министрам иностранных дел государств-членов и государств-наблюдателей Совета ООН по правам человека для обсуждения ситуации с правами человека в Синьцзяне
Комментарий
ООН должна безотлагательно решить проблему жестокого обращения Китая с уйгурами
Отправки
Орган ООН по правам человека должен обсудить доклад Синьцзяна
Доверие к Совету по правам человека под угрозой из-за злоупотреблений в отношении уйгуров
Читать далее
China Covid: видеоролики появляются редкие протесты в Tibet
Опубликовано
000Z»> 3 дня назад
Связанные темы
- Coronavirus Pandema
- Изображение. протест в городе Лхаса
Появились кадры, показывающие то, что кажется редким крупномасштабным протестом против жесткого Covid-19мер в тибетской региональной столице Лхасе.
Многочисленные видеоролики в социальных сетях показывают, как сотни людей участвуют в демонстрациях и столкновениях с полицией. Говорят, что в основном это рабочие-мигранты из числа этнических ханьцев.
Почти три месяца город был заблокирован, поскольку он борется с волной инфекций.
Тибет — один из самых охраняемых регионов Китая.
Сообщается, что акции протеста прошли в среду днем и продолжались до ночи.
На одном из видео видно, как сотни людей собрались на улицах, а чиновники блокируют их с одного конца. Из громкоговорителя можно услышать сообщение с призывом к спокойствию, а чиновник просит людей «проявить понимание и вернуться».
Другое видео показывает множество людей на улицах ночью, и слышно, как мужчина комментирует происходящее.
«[Они] были заперты слишком долго. И многие люди в этом сообществе — это люди, которые просто пришли работать и зарабатывать деньги. Если бы они могли получить это в материковом Китае, они бы не приехали сюда , — говорит он на мандаринском диалекте китайского языка.
Еще одно видео, на котором люди маршируют по улицам, с надписью «Мы просто хотим домой».
BBC подтвердила, что некоторые видео были сняты в Лхасе в последние дни. Они были удалены из китайских социальных сетей, но размещены в Twitter.
Тибетские источники сообщили новостному агентству «Радио Свободная Азия» (RFA), что протестующие предупредили, что «подожгут», если ограничения не будут сняты, хотя неясно, что это означало.
Другой источник сообщил, что существуют опасения, что драки между гражданскими лицами и полицейскими могут перерасти в насилие.
Источник изображения, Twitter
Подпись к изображению,На одном из видео люди маршируют по улицам с подписью «Мы просто хотим домой» находится в изоляции, но видел множество видео, циркулирующих в чатах.
«Каждый день люди запираются дома, и жизнь так тяжела. Цены в Лхасе сейчас так высоки, и арендодатели гоняются за людьми за арендной платой. Рабочим также не разрешают вернуться в свой родной город. У них нет другого выхода. », — сказала жительница, которая хотела, чтобы ее назвали только по фамилии Хан.
«Люди спрашивали о решении — могут ли они уйти.»
Г-жа Хан сказала, что она находилась взаперти почти 80 дней, добавив, что людям разрешалось бродить по территории в течение нескольких часов в день, но они не могли выходить за рамки этого.
«Кто знает, каково сейчас реальное количество [случаев Covid]? Каждый день мы слышим, что людям нужен кислород. Правительство может сообщать любые цифры, которые они хотят».
BBC видел несколько сообщений на Douyin, китайской версии TikTok, от людей, которые сказали, что оказались в ловушке в Лхасе в результате мер Covid.
«Сегодня 77-й день карантина в Лхасе. Я не знаю, как долго это будет продолжаться. Я [не могу найти] надежду. Вы понимаете… как тяжело трудящимся-мигрантам? » пост сказал.
«У нас нет доходов уже три месяца — но расходы не уменьшились ни на копейку. Мои друзья в Лхасе — как долго вы можете так продолжать?» сказал другой пост.
Официальных комментариев или сообщений государственных СМИ о протестах не поступало, хотя местные власти в четверг заявили, что в Лхасе было зарегистрировано восемь новых случаев заболевания Covid.
В китайских социальных сетях все кадры инцидента были удалены, хотя проверка Douyin показала, что многие искали термины, связанные с протестом, такие как «что произошло сегодня вечером в Лхасе».
Лхаса закрыта с конца августа. Правозащитные группы утверждают, что несколько тибетцев покончили с собой с тех пор, как это началось.
Политика Китая по борьбе с COVID-19 спасла жизни, но также нанесла тяжелый урон китайскому народу и экономике из-за растущей усталости населения от блокировок и ограничений на поездки.