Тибет
Что это такое? Почему это нужно увидеть?
Что делать в Тибете?
Исторические факты про Тибет
Сколько надо времени и когда лучше приехать?
Как добраться до Тибета и какой режим работы?
Что рядом, с чем совместить посещение?
Сколько денег брать для посещения Тибета?
Что это такое? Почему это нужно увидеть?
Тибет часто называют «крышей мира» и «третьим полюсом Земли». Этот труднодоступный район с древней историей и культурой, расположенный на горном плато в Тибетском нагорье, на протяжении столетий служит духовным центром буддистов и поклонников восточных философских учений. Сюда приезжают, чтобы посетить древние храмы и монастыри, полюбоваться великолепной природой и почувствовать особую духовную атмосферу священного места.
Что делать в Тибете?
Осмотреть главные достопримечательности города Лхаса: бывшую
резиденцию далай-ламы Дворец Потала, Храм Джоканг и монастыри Сера,
Дрепунг и Ганден — почитаемые центры духовной культуры Тибета.
Исторические факты про Тибет
Королевство Тибет было основано в VII веке, когда царь Сонгцен
Гампо задался целью объединить разрозненные племена в одну империю.
В последующие столетия в стране строилось множество буддийских
храмов, а Тибет получил статус одного из главных религиозных и
культурных центров. В XIII веке земли завоевали монголы под
предводительством Чингисхана, а спустя три столетия монгольский
царь Алтан-хан впервые присвоил себе титул Далай-ламы. Тибет вошел
в состав Китая в 1724 года во времена династии Цин.
Сколько надо времени и когда лучше приехать?
Продолжительность туров по Тибету составляет от 4 до 8 дней, но за один раз все достопримечательности охватить не получится. В короткую программу обычно включают экскурсию по Лхасе и поездку к Эвересту. Лучшее время для путешествия приходится на период с июля по сентябрь. Осенью и зимой пешие прогулки не принесут такого удовольствия, но будут вполне комфортны за счет активности солнца.
Как добраться до Тибета и какой режим работы?
В Тибет проще всего попасть через Катманду (Непал), где есть
прямые авиарейсы до Лхасы. Второй способ — сесть на поезд в Пекине
или Гуанчьжоу. Из Китая в Тибет летают самолеты, но с пересадками.
В этом случае необходимо долететь до Ченду, а там пересесть на
автобус.
Что рядом, с чем совместить посещение?
Если время путешествия не ограничено, советуем отправиться в пеший поход на священную гору Кайлас и вместе с паломниками принять участие в ритуале, который приносит удачу во всех делах. Не менее интересной будет поездка на высокогорное озеро Нам-Цо, расположенное на высоте 4,6 тысячи метров над уровнем моря.
Сколько денег брать для посещения Тибета?
Цены на недельные туры в Тибет стартуют от 1600 долларов, двухнедельное путешествие обойдется не менее 2700 долларов. Дополнительная статья расхода — покупка авиабилетов.
Автор Анатолий Платонов
Тибетский вопрос
Тибетский автономный район расположен на юго-западе Китая и соседствует с Индией, Непалаом, Сиккимом, Бутаном, Мьямой и другими странами, длина его пограничной линии составляет более 4000 километров. Тибет служит природным заслоном юго-западной и северо-западной частей страны и одновременно является выходом в южную Азию. 10 марта 1959 г. реакционная клика тибетской верхушки подняла вооруженный мятеж. Потерпевший поражение, Далай-лама 14-й и его последователи сбежали за границу. Вскоре после прибытия в Индию Далай-лама стал открыто раздувать молву о том, что ?Тибет является независимым государством?. В начале 60-х годов клика Далай-ламы создала в Индии так называемое Тибетское эмигрантское правительство и вновь сформировала мятежные вооруженные силы. Далай-лама много постарался для раскола Родины. В последние годы клика Далай-ламы при поддержке международных антикитайских сил, используя изменившую международную обстановку, раздувала так называемый ?тибетский вопрос?, усиливала акции в борьбе за ?независимость Тибета?, подрывая стабильность Тибета и препятствуя развитию Тибета.
С 13-го в. Центральное правительство Китая все время осуществляет свои суверенные права в Тибете.

Китай ? многонациональная страна. В начале 7 в. тибетцы, проживавшие на Тибетском нагорье, установили власть династии Тубо, которая в течение 200 лет сохраняла отношения мирного сосуществования с династией Тан, господствовавшей в то время в центральном Китае. В середине 9 в. династия Тубо пала . В течение последующих 300 лет Тибет находился в ситуации отторжения, в тот же период в других районах Китая появлялись централизованные власти разных народностей и местные власти, отторгавшие обширные районы.
В 13 в. монголы, проживавшие на севере Китая постепенно становились могущественными и создали в 1206 г. Монгольское ханство. В 40-ые годы 13 в. различные политические силы Тибета одна за другой попали в зависимость от Монгольского ханства. После установления династии Юань Тибет стал одним из административных районов, подчиненных централизованными властями династии Юань.


В период Китайской Республики Центральное правительство продолжало управление местными делами Тибета. В 1912 г. в составе Центрального правительства было создано Управление по монгольским и тибетским делам, курировавшее дела Тибета. Был также назначен полномочный представитель Центра в Тибете, имевший такие полномочия, которыми обладал наместник в период династии Цин. После создания Гоминьдановского правительства в Нанкине был установлен Монголо-Тибетский комитет, курирующий дела в Тибете, Монголии и других районах проживания нацменьшинств. В апреле 1940 г. было учреждено представительство данного комитета в Лхасе в качестве постоянного органа Центрального правительства в Тибете.

После образования КНР Центральное народное правительство с учетом истории и реальности ситуации в Тибете решило осуществить мирное освобождение Тибета. В феврале 1951 г. Правящий Далай-лама 14-й назначил своим представителем Гэлунь Нгапода Нгагван-Дзигмэда, который во главе делегации в составе 5 человек прибыл в Пекин и 23-го мая того же года подписал ?Соглашение Центрального народного правительства и местного правительства Тибета о мероприятиях по мирному освобождению Тибета?. (сокращенно ?Соглашение 17пунктов?) получило поддержку со стороны всех слоев тибетского общества. 24 октября 1951 г. Далай-лама отправил телеграмму председателю Центрального народного правительства Мао Цзэдуну, в которой выразил свою поддержку данному соглашению и готовность к его реализации. В 1954 г. Далай-лама был избран заместителем председателя ПК ВСНП, а Панчен-лама был избран постоянным членом ВСНП. В апреле 1956 г. Далай-лама вступил в должность председателя подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района.

2. Непрерывное развитие достигнуто в общественной жизни, экономике и в области прав человека
До демократических преобразований 1959 г. в Тибете господствовал Далай-лама 14-й и существовал Теократический феодально-крепостнический строй, по своей жестокости нисколько не уступавший европейскому средневековью. Три крупные феодальные силы — ?аристократия, монастыри и местные правительства?, составлявшие менее пяти процентов тибетского населения, владели в Тибете всей пахотной землей, пастбищами, лесами, целиной, реками, подавляющим поголовьем скота. Мало того, они имели право распоряжаться жизнью крепостных и рабов, у крепостных и рабов не было никакой личной свободы и политических прав. В 1959 г. в Тибете осуществились демократические преобразования, в результате которых были ликвидированы феодально-крепостнический строй, и миллионные массы тибетских крепостных и рабов стали хозяевами своего общества.
За последние 30 лет после создания Тибетского автономного района население Тибета, как и население всей страны, пользуются всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Конституции КНР. Более того, они по закону пользуются еще особыми правами, благодаря проведению в жизнь в Тибете системы национальной районной автономии. Быстро растет отряд кадров тибетской национальности. В 1998 г. кадровые работники тибетской национальности, а также других народностей, составили 74.9 процента от общего числа кадровых работников Тибетского автономного района. Женщины Тибета пользуются такими же правами на участие в политических делах, что и мужчины Тибета.


Чтобы содействовать быстрому и всестороннему развитию Тибета, Центральное народное правительство приняло льготную политику и соответствующие меры, включая оказание всей страной помощи Тибету, предоставление Тибету огромных сумм финансовой помощи, капиталовложений в инфраструктурное строительство, а также специальных дотаций, причем без налогового обложения.



3. Политика Центрального правительства в отношении Далай-ламы
Вопрос Далай ламы является не религиозным, а политическим вопросом. Группировка Далай-ламы представляет собой организованные политические и сепаратистские силы, имеющие свою программную цель. Далай-лама 14-й является не только религиозным деятелем, но и политическим эмигрантом, который занимается сепаратистской деятельностью, направленной на раскол Родины. Принципиальная позиция Центрального правительства в проведении контактов и переговоров с Далай-ламой является неизменной: Далай-лама должен на деле отказаться от политики независимости Тибета, прекратить деятельность, направленную на раскол Родины, открыто заявить о признании Тибета неотъемлемой частью Китая, Тайваня ? одной из провинций Китая, правительства КНР ? единственным законным правительством, представляющим интересы всего Китая. Дверь для переговоров открыта, но опыт извлеченный из контактов Центрального правительства с Далай-ламой 14-й в течение 20 лет показывает, что Далай-лама все еще не изменил своих взглядов в отношении ?независимости Тибета?, и суть Далай-ламы, характеризующаяся стремлением к расколу Родины, также не изменилась.
Далай-лама никогда не отходил от сепаратистских деятельностей в стране и на международной арене. Так что у Далай-ламы 14-го абсолютно нет искренности, чтобы вести переговоры с Центральным правительством.
Приложение:
1. ?Соглашение Центрального народного правительства и местного правительства Тибета о мероприятиях по мирному освобождению Тибета?
Тибетцы являются одной из национальностей, проживающей на территории Китая, и имеющей давнюю историю. Как и другие национальности, тибетцы выполнили свой славный долг в ходе создания и развития великой Родины. Однако в последнее столетие империалистические силы вторглись в Китай, в том числе и в Тибет, и совершили ряд обманных действий и провокации. Реакционное Гоминьдановское правительство, подобно и другим реакционным правительствам ? его предшественникам, продолжало проводить политику угнетения нацменьшинств и политику внесения раздора между ними, что оказалось расколом и разнью среди тибетцев. Местное правительство Тибета не выступало против обманных действий и провокаций империализма, проявляя непатриотическое отношение к великой Родине, из-за чего тибетцы и тибетский народ оказались в пропасти рабства и мучений.
В 1949 г. освободительская война китайского народа в основном завершалась победой в масштабе всего Китая. Реакционное Гоминьдановкое правительство, — общий внутренний враг различных национальностей страны, было свергнуто. Был изгнан и внешний общий враг ? агрессивные силы империализма. На этой основе было провозглашено образование Китайской Народной Республики и Центрального народного правительства. Руководствуясь ?Общей программой?, принятой на 1-й сессии Народного политического консультативного совета Китая, Центральное народное правительство провозгласило, что все национальности, проживающие на территории Китая, пользуются равными правами и, сплотившись воедино, помогают друг другу, выступают против империализма и общего народного врага внутри национальных меньшинств, превращают КНР в дружную многонациональную семью сотрудничества. В этой семье, в тех районах, где компактно проживают нацменьшинства, осуществляется районная национальная автономия. Все народности имеют право на развитие своей письменности, сохранение и преобразование своих нравов и быта, пользуются свободой вероисповедания. Центральное народное правительство, в свою очередь, помогает нацменьшинствам в политическом, экономическом, культурном и образовательном развитии. С тех пор, все народы страны, за исключением Тибета и Тайваня, были уже освобождены. Под общим руководством Центрального народного правительства и непосредственным руководством народных правительств различных ступеней, национальные меньшинства пользуются полными равными правами между нациями, уже проводится или начал проводиться принцип национальной районной автономии.
В целях успешной ликвидации влияния агрессивных сил империализма в Тибете, осуществления территориального и суверенного объединения КНР, укрепления обороны страны, чтобы тибетцы и тибетский народ добились освобождения и вернулись в лоно Родины, и, пользуясь равными с другими национальностями правами, достигли развития в области политики, экономики, культуры и образования, Центральное народное правительство, дав приказ войскам НОАК войти в Тибет, сообщило местному правительству Тибета о необходимости направить своего представителя на переговоры с Центром, на которых будет заключено соглашение о мирном освобождении Тибета. В третьей декаде апреля 1951 г. полномочный представитель Тибета прибыл в Пекин. Центральное народное правительство сразу же назначило своего полномочного представителя, которыйв дружеской атмосфере вел переговоры с полномочным представителем местного правительства Тибета. В результате стороны согласились заключить настоящее соглашение и дали гарантию по внедрению его в жизнь:
1\ Тибетский народ сплачивается и выгоняет агрессивные силы империализма из Тибета. Тибетский народ возвращается в лоно Родины ? КНР.
2\ Местное правительство Тибета окажет активную помощь НОАК в момент его вхождения в Тибет для укрепления обороны страны.
3\ В соответствии с национальной политикой, предусмотренной в ?Общей программе НПКСК?, тибетский народ пользуется правами на осуществление национальной районной автономии под общим руководством Центрального народного правительства.
4\ Центр не будет менять действующий политический режим в Тибете, Центр также не будет менять статус и полномочия, присущие Далай-ламе. Чиновники различных степеней сохраняются по прежнему.
5\ Статус и полномочия, присущие Панчен-эртни, должны сохраниться.
6\ Имеются в виду статус и полномочия, присущие Далай-ламе и Панчен-эртни в период Далай-ламы 13-го и Панчен-эртни 9-го, когда между ними было мирное сосуществование.
7\ Осуществление политики свободного религиозного вероисповедания, предусмотренной в Общей программе НПКСК, предполагает уважение религиозного вероисповедания и обычаев тибетского народа, доходы храмов защищены, Центр не будет менять существующий порядок.
8\ Постепенно будет проведено переформирование Тибетской армии в НОАК, тибетская армия станет составной частью вооруженных сил КНР.
9\ Исходя из реальной ситуации в Тибете, будет постепенно развиваться язык, письменность и школьное образование тибетской национальности.
10\ Исходя из реальной ситуации в Тибете, будет постепенно развиваться сельское хозяйство, скотоводство, промышленность и торговля Тибета, улучшаться жизнь тибетского народа.
11\ Центр не принуждает Тибет к проведению реформы. Местное правительство Тибета должно по собственной инициативе само вести реформу. В случае если население потребует проведения реформы, следует путем консультации с руководителями Тибета решить соответствующие вопросы.
12\ Что касается проимпериалистических и прогоминьдановских чиновников, то их прошлое не ставить им в вину, они и дальше смогут работать на своих должностях, если решительно откажутся от отношений с империализмом и гоминьданом, не будет вести подрыв и оказывать сопротивление.
13\ Войска НОАК, вошедшие в Тибет, будет соблюдать вышеназванные статьи, и вместе с тем, будут вести себя справедливо в акциях купли-продажи, не будут брать ничего лишнего с населения.
14\ Центральное народное правительство в едином порядке решит вопросы внешней политики Тибета. Центральное народное правительство будет на основе равноправия, взаимной выгоды и взаимного уважения территориального суверенитета участвовать и развивать с соседними странами справедливые торговые отношения.
15\ Чтобы обеспечить исполнение данного соглашения, Центральное народное правительство установит в Тибете Военно-административный комитет и Штаб командования военного округа НОАК, помимо контингента, направленного из Центра, будут привлечен к работе и местный тибетский контингент.
Военно-административный комитет Тибета должен включать патриотов из тибетского местного правительства и районов, а также из ведущих храмов Тибета.
16\ Все расходы, необходимые для формирования и деятельности Военно-административного комитета Тибета, Штаба командования военного округа НОАК и войск НОАК, вошедших в Тибет, берет на себя Центральное народное правительство. Тибетское местное правительство должно помочь НОАК в закупке и подвозе продовольствия и фуража, а также других предметов быта.
17\ Настоящее соглашение вступит в силу сразу после подписания и проставления печатей.
Полномочные представители Центрального народного правительства:
Шеф-представитель Ли Вэйхань (подпись печать)
Представители : Чжан Цзин-у (подпись печасть)
Чжан Гохуа (подпись печать)
Сунь Чжиюань (подпись печать)
Полномочные представители Местного правительства Тибета:
Шеф-представитель: Гэлунь Нгапода Нгагван-Дзигмэда (подпись печать)
Представители: Кэмад Сонгавандю (подпись печать)
Тубтань Таньдар (подпись печать)
Тубтань Лэгмонь (подпись печать)
Сампо Таньдзиньдоньджуб
23 мая 1951 года, Пекин.
2. Текст телеграммы Далай-ламы председателю Мао Цзэдуну
Центральному народному правительству
Председателю Мао
В этом году местное правительство Тибета назначило Гэлунь Нгапода Нгагван-Дзигмэда и других — всего пять человек своими представителями. В конце апреля 1951 г. они прибыли в Пекин и провели мирные переговоры с представителями, назначенными Центральным народным правительством. Стороны на дружеской основе заключили 23 мая 1951 г. Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета. Местное правительство Тибета и тибетские религиозные и светские круги единодушно поддерживают это Соглашение и будут под руководством Председателя Мао и Центрального народного правительства активно помогать войскам НОАК, вошедшим в Тибет, чтобы укрепить оборону страны, изгнать империалистические силы из Тибета и сохранить территориальное и суверенное единство Родины.
С нижайшим уважением!
Глава Местного правительства Тибета Далай-лама
24 октября 1951 года
24 августа года Железного кролика по тибетскому календарю
Лидер в изгнании заявил Конгрессу США, что Тибету грозит «медленная смерть» под властью Китая — сказал изгнанник во вторник в своем первом обращении к Конгрессу США.

Некоторые тибетские активисты сетуют на то, что, по их мнению, исчезает внимание к предполагаемым нарушениям в Тибете на фоне растущей озабоченности Вашингтона и других западных столиц расширением вооруженных сил Китая, давлением на демократический Тайвань и репрессиями в Гонконге и против групп меньшинств в китайском регионе Синьцзян. .
«Если КНР (Китайская Народная Республика) не отменит или не изменит свою текущую политику, Тибет и тибетцы обязательно умрут медленной смертью», — Пенпа Церинг, известный как Сикьонг из Центральной тибетской администрации (ЦТА), сказал двухпартийной Исполнительной комиссии Конгресса по Китаю слушания по видеосвязи.
Роль Sikyong была создана в 2012 году после того, как Далай-лама, 87-летний духовный лидер тибетцев, отказался от политической власти в пользу организации, которая могла его пережить. Источник в Конгрессе сказал, что это было первое подобное обращение сикионга к органу Конгресса, и оно, вероятно, разозлит Пекин.
Пекин обвинил Далай-ламу в разжигании сепаратизма в Тибете и не признает CTA, которая представляет около 100 000 изгнанных тибетцев, проживающих примерно в 30 странах, включая Индию, Непал, Канаду и США.
Посольство Китая в Вашингтоне не ответило на запрос о комментарии слушаний.
Китай управляет отдаленным западным регионом Тибет с 1951 года, после того как его военные вошли и взяли под свой контроль то, что он называет «мирным освобождением». Китай отрицает какие-либо правонарушения и заявляет, что его вмешательство положило конец «отсталому феодальному крепостному праву».
Узра Зея, заместитель госсекретаря США по вопросам демократии и прав человека, заявил на слушаниях, что Китай продолжает «вести репрессивную кампанию, направленную на насильственную китаизацию» 6 миллионов тибетцев в стране и уничтожение тибетских религиозных, культурных и языковых наследство.
Недавние сообщения о государственных школах-интернатах и принудительном массовом сборе ДНК в тибетских районах «шокируют совесть», сказала Зейя, которая в качестве специального координатора по тибетским вопросам возглавляет поддержку тибетцев в США. Пекин отказался иметь с ней дело.
Представитель республиканцев Крис Смит, возглавляющий комиссию, заявил, что глобальное внимание сосредоточено на Тайване, Гонконге и Синьцзяне, но «мы не можем оторвать глаз от продолжающегося геноцида, совершаемого против тибетского народа».
Актер и давний тибетский активист Ричард Гир заявил на слушаниях, что китайская политика в Тибете все больше «соответствует определению преступлений против человечности».
Репортаж Майкла Мартины и Дэвида Бруннстрема; Монтаж Лесли Адлер
Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.
Тибет умирает «медленной смертью» под властью Китая, говорит лидер в изгнании | Human Rights News
Находящиеся в изгнании тибетские лидеры и официальные лица в Соединенных Штатах осудили «жестокую» политику Китая в Тибете, обвинив Пекин в разделении семей в Гималаях, запрете их языка и участии в сборе ДНК без согласия.
Впервые обращаясь к Конгрессу США, Пенпа Церинг, глава индийской организации, известной как Тибетское правительство в изгнании, заявил во вторник, что Тибет умирает «медленной смертью» под властью Китая.
«Нас часто спрашивают, почему мы больше ничего не слышим о Тибете, — сказал Церинг, известный как сикьонг из Центральной тибетской администрации (ЦТА).
Он обвинил в этом молчании «оруэлловскую систему блокировки Китая, использование всех средств искусственного интеллекта для наблюдения за людьми, контроля потока информации и изоляции Тибета от внешнего мира».
«Тибетский язык, религия и культура являются основой тибетской идентичности… Им угрожает беспрецедентная угроза искоренения», — заявил он на слушаниях двухпартийной Исполнительной комиссии Конгресса по Китаю по видеосвязи.
«Если КНР [[Китайская Народная Республика] не отменит или не изменит свою текущую политику, Тибет и тибетцы обязательно умрут медленной смертью», — добавил Церинг.
Слушание состоялось, когда некоторые тибетские активисты сетуют на то, что, по их мнению, исчезает внимание к предполагаемым нарушениям в Тибете на фоне растущей обеспокоенности Вашингтона и других западных столиц расширением вооруженных сил Китая, давлением на демократический Тайвань и репрессиями в Гонконге и против групп меньшинств. в китайском регионе Синьцзян.
Источник в конгрессе сообщил информационному агентству Reuters, что это было первое подобное обращение сикионга к органу конгресса, и это, вероятно, разозлит Пекин.
Роль Sikyong была создана в 2012 году после того, как Далай-лама, 87-летний духовный лидер тибетцев, отказался от политической власти в пользу организации, которая могла его пережить.
Пекин обвинил Далай-ламу в разжигании сепаратизма в Тибете и не признает CTA, которая представляет около 100 000 изгнанных тибетцев, проживающих примерно в 30 странах, включая Индию, Непал, Канаду и США.
Посольство Китая в Вашингтоне не ответило на запрос о комментариях по поводу слушания.
Китай управляет отдаленным западным регионом Тибет с 1951 года, после того как его военные вошли и взяли под свой контроль то, что он называет «мирным освобождением». Китай отрицает какие-либо правонарушения и заявляет, что его вмешательство положило конец «отсталому феодальному крепостному праву».
Узра Зея, заместитель госсекретаря США по вопросам демократии и прав человека, заявил на слушаниях, что Китай продолжает «вести репрессивную кампанию, направленную на насильственную китаизацию» шести миллионов тибетцев в стране и уничтожение тибетских религиозных, культурных и языковых наследство.
Недавние сообщения о государственных школах-интернатах и принудительном массовом сборе ДНК в тибетских районах «шокируют совесть», — сказала Зейя, которая в качестве специального координатора по тибетским вопросам возглавляет поддержку тибетцев в США.
Пекин отказался иметь с ней дело.
Представитель республиканцев Крис Смит, возглавляющий комиссию, сказал, что глобальное внимание сосредоточено на Тайване, Гонконге и Синьцзяне, но «мы не можем оторвать глаз от продолжающегося геноцида, совершаемого против тибетского народа».
Актер и давний тибетский активист Ричард Гир заявил на слушаниях, что китайская политика в Тибете все больше «соответствует определению преступлений против человечности».