Центральная азия это какие страны: Страны региона (Восточная Европа и Центральная Азия)

МИД увидел риск присоединения стран Центральной Азии к санкциям — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 14 июня
EUR ЦБ: 90,39 (+1,38) Инвестиции, 20:42 Курс доллара на 14 июня
USD ЦБ: 83,64 (+1) Инвестиции, 20:32

В Красноярском крае осудили решившего отдохнуть от службы рядового Политика, 22:16

«Тинькофф» начнет тестировать инвестиции для подростков 14+ Инвестиции, 21:42

ЦРУ предостерегло Киев от подрыва «Северных потоков» Политика, 21:36

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Лукашенко рассказал, что потребовал у Путина передать ядерное оружие Политика, 21:31

Правительство поддержало законопроект о налоге на сверхприбыль Бизнес, 21:29

Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:20

Месси удивился, что его не хотели пускать без визы в Китай Спорт, 21:15

Нетворкинг: как заводить полезные знакомства

За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов

Прокачать навык

Путин объяснил просьбу привести статус ЧВК в соответствие с законом Политика, 21:12

Квартиры в готовых проектах: дома с инфраструктурой для жизни РБК и ПИК, 21:10

Что Путин рассказал военкорам о ходе операции на Украине. Главное Политика, 21:05

Путин заявил, что западные танки на Украине «прекрасно горят» Политика, 20:46

ЦБ объяснил дефицит юаней на российском рынке Финансы, 20:44

Бывший тренер Овечкина возглавил клуб Панарина Спорт, 20:29

Почему ИТ-рынок России будет расти на 13% в год РБК и Softline, 20:22

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Замглавы российского МИДа Галузин не исключил, что некоторые страны Центральной Азии из-за оказываемого давления могут присоединиться к антироссийским санкциям. По его словам, такие страны понесут большие издержки

Заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин (Фото: Антон Новодережкин / ТАСС)

Некоторые страны Центральной Азии могут присоединиться к западным санкциям против России, введенным из-за военных действий на Украине, допустил замглавы российского МИДа Михаил Галузин, передает ТАСС.

По словам замминистра, позиции Москвы и центральноазиатских государств в том, что односторонние санкции неприемлемы и нелегитимны, совпадают. Несмотря на это, ряд стран «не хотят брать на себя соответствующие риски, дают понять о готовности следовать западным ограничительным мерам», сказал он на Центральноазиатской конференции международного дискуссионного клуба «Валдай».

По словам Галузина, российская сторона не диктует другим государствам, каким внешним и внутриполитическим курсом им следовать, «когда это не идет вразрез с взаимными обязательствами, в том числе по ОДКБ, ЕАЭС и СНГ».

Он выразил уверенность, что страны Центральной Азии это понимают и осознают, что «искусственное разрушение связей с Россией способно обернуться более тяжелым ущербом, чем издержки от пресловутых вторичных санкций».

adv.rbc.ru

Центральная Азия — обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии, который традиционно включает в себя пять стран бывшего СССР — Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан.

adv.rbc.ru

После начала российской военной операции на Украине США и ЕС ввели несколько пакетов санкций против Москвы, в том числе на сотни товаров, поставляемых с Запада. В ответ на ограничения власти России узаконили параллельный импорт — ввоз в страну товаров без согласия правообладателя товарного знака. Одновременно импорт таких товаров из соседних с Россией стран вырос на сотни процентов. К концу прошлого года в рамках этого механизма в страну ввезли 2,4 млн т товаров на сумму свыше $20 млрд.

Financial Times ранее сообщала, что после начала военных действий на Украине из ЕС в Россию под предлогом транзита в другие государства, в том числе в Армению, Казахстан и Киргизию, ввезли товаров на $2 млрд, при этом около половины из них не достигло пунктов назначения.

В апреле Минторг США ввел экспортные ограничения против компаний из России, Китая, Узбекистана, Армении и ряда других стран «за попытки уклониться от экспортного контроля» и закупку американских товаров для нужд России. ЕК также предложила ввести санкции против компаний из ряда стран, в том числе против двух из Узбекистана и одной из Армении, за поставки Москве продукции двойного назначения, писала WSJ. 15 мая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что в Брюсселе обсуждают введение запрета на транзит через Россию в третьи страны европейских товаров.

Власти России называют западные санкции неэффективными, вредящими в большей степени самим инициаторам ограничений и требуют их отменить. В Кремле отмечали, что Москва — ключевой экономический партнер для многих стран Средней Азии, они связаны «органически», и Западу не удастся разрушить эти связи.

 

Будущее Центральной Азии не должно зависеть от России и Китая

Полномасштабное вторжение России в Украину, а также растущее влияние Китая революционным образом отразились на экономическом и геополитическом развитии стран Центральной Азии.

С одной стороны, перед Казахстаном и другими странами региона в настоящее время открываются беспрецедентные экономические возможности. С другой стороны, политическая ситуация, связанная с географическим положением этих стран, заставляет их искать баланс в отношениях между ведущими экономиками мира.

Институт Кеннана и Международный налоговый и инвестиционный центр (The Kennan Institute and the International Tax and Investment Center ITIC) провели в Вашингтоне конференцию, на которой эксперты, ученые, дипломаты и политики попытались выработать платформу для новой американской стратегии в регионе.

Эпоха влияния России в Центральной Азии подходит к концу

«Сегодня каждая из пяти стран Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, крайне дорожит своим суверенитетом», — подчеркнул Ричард Хогланд, посол в отставке и председатель программы «Безопасность и политика» Центра Каспийской политики (Ambassador (Ret.

) Richard E. Hoagland, Security and Politics Program Chair, Caspian Policy Center).

Ричард Хогланд

Хогланд добавил, что практически с самого обретения независимости, то есть, более трех десятилетий назад, каждая из стран Центральной Азии по-своему практиковала то, что Казахстан впервые назвал «многовекторной внешней политикой», имея в виду, что они балансируют в своих отношениях между Россией, Китаем, Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки.

«Слоном, или, скорее, “рычащим медведем” в среднеазиатской “лавке” всегда была Россия. С самого начала Москва более или менее терпела растущее присутствие Пекина в регионе, но делала все возможное, чтобы попытаться ограничить влияние Брюсселя и Вашингтона», — заявил бывший посол.

Он рассказал, что «Россия давно пыталась объявить Центральную Азию своей привилегированной сферой влияния», создав две международные структуры для региональной интеграции.

Первая — это Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), члены которой «обязались поддерживать и защищать взаимную безопасность друг друга».

Однако, несмотря на ежегодные саммиты и достаточно регулярные военные учения в регионе, ОДКБ, «по-прежнему не рассматривается ни ее членами, ни кем-либо в евразийском регионе в качестве эффективного инструмента». Еще во время кыргызстанских межэтнических беспорядков в Бишкеке в 2010 году, власти страны действительно просили о помощи у ОДКБ в обеспечении безопасности, но Москва не отреагировала.

Вторая — это Евроазиатский экономический союз (ЕАЭС), который Москва «рассматривает как управляемую структуру, которая неизбежно приобрела политическое измерение».

«Однако, президент Казахстана Токаев вежливо сказал, что ни о каком политическом измерении и речи быть не может», — напомнил Хогланд.

Лиза Кертис

, старший научный сотрудник и директор Индо-Тихоокеанской программы Центра новой американской безопасности (Lisa Curtis, Senior Fellow and Director of the Indo-Pacific Security Program, Center for New American Security), возвратившись из поездки по Узбекистану, Казахстану и Таджикистану, призналась, что ранее она ставила под сомнение силу влияния России в Центральной Азии.

Лиза Кертис

Эксперт отметила, что Россия преуспела в попытках контролировать регион. Лиза Кертис, которая работала старшим директором по Южной и Центральной Азии в Совете национальной безопасности США с 2017 по 2021 год, сообщила, что Россия «обеспечивала 80% продаж оружия в Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, и, кроме того, содержала свои военные базы в Кыргызстане и Таджикистане».

«Мы также все видели эти “зыбучие внешнеполитические пески” Центральной Азии, когда президент США Токаев сначала пригласил российские войска в страну во время беспорядков в январе 2022 года, а потом открыто воздержался от поддержки российской агрессии в Украине. И в Санкт-Петербурге четко заявил, что Казахстан не признает квазигосударственных образований, которые Россия стремится создать в Украине», — напомнила Лиза Кертис.

Эксперт обратила внимание на жесткую реакцию Кремля на это заявление президента Казахстана, когда Путин «временно приостановил транспортировку казахстанской нефти через Каспийский трубопроводный консорциум».

«А буквально несколько месяцев назад сам Путин пожал плечами и сказал, что “не уверен в существовании Казахстана”. Однако он существует, уверяю вас”, — заявил с Ричард Хогланд.

«По историческим причинам, из-за экономических связей, колониального “доминирования” русского языка, обрусевшей культуры элиты, а также из-за цунами пропаганды в российских СМИ, захлестнувшего Центральную Азию, можно подумать, что Россия там практически “царит”, но это не так, — рассказал эксперт, — когда Россия аннексировала Крым у Украины в 2014 году — это стало тревожным сигналом для правительств стран Центральной Азии. Мы увидели, как их позиции постепенно меняются еще до того, как Россия полномасштабно вторглась в Украину».

Хогланд напомнил, что Казахстан проголосовал за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, «осуждающую Россию за преступную войну Путина в Украине». Ни одна из пяти стран Центральной Азии не поддержала войну. И несколько из них «отправили существенную гуманитарную помощь народу Украины».

Марша МакГроу Олив, доктор философии из Школы перспективных международных исследований университета Джонса Хопкинса. (Marsha McGraw Olive, Ph.D., Adjunct Lecturer of European and Eurasian Studies, The Johns Hopkins School of Advanced International Studies) не разделяет оптимизм коллег.

Марша МакГроу Олив

Эксперт полагает что, от «сильных взаимозависимостей с Россией нельзя просто так отмахнуться». Регион зависит от российского импорта и экспорта в таких областях, как «металлы, сельское хозяйство, химическая промышленность и машиностроение».

Казахстан, по сведению Олив, «разделяет права собственности и подвижной состав с Россией и Беларусью в Евразийском железнодорожном альянсе», который функционирует в «Северном коридоре».

Эксперт напомнила, что «до войны эта инфраструктурная организация» делала «Северный коридор надежным, прямым и быстрым маршрутом с Востока на Запад».

По мнению эксперта, этот коридор через Россию вряд ли удастся быстро заменить на «Средний коридор» (через Черное море) хотя бы потому, что в Венгрии «есть большое китайское присутствие», а в Льеже в Бельгии, «находится центр китайской компании Alibaba».

Дестабилизация на евразийском перекрестке

Тем не менее, по мнению большинства экспертов, упадок России изначально вызвал активизацию конкуренции со стороны Китая, а развязанная Кремлем война в Украине ускорила этот процесс.

Камран Бохари, доктор философии из New Lines Institute (Kamran Bokhari, Ph.D., Senior Director, Eurasian Security and Prosperity-New Lines Institute), обратил внимание на тактику Китая в регионе:

«Китай идёт в государства, которые относительно слабы, чтобы легче добиваться своего, — пояснил он, — а последние действия Кремля в Украине не только могут дестабилизировать ситуацию в регионе, но и создают ситуацию неопределенности и для государств Центральной Азии и для связанных с ними стран Южного Кавказа и бассейна Черного моря».

Эксперт отметил, что «все это происходит на фоне и без того неспокойной ситуации в Азии».

«Мы уже видели признаки дестабилизации и до конфликта в Украине в “форме нового витка” войны в Нагорном Карабахе. Турция стала активнее стремиться заполнить стратегический вакуум. Иран переживает масштабные изменения: вероятно, что Верховный лидер Ирана уйдет с политической должности из-за своего возраста и состояния здоровья. Беспокойство вызывает и своего рода экономический крах, происходящий в Пакистане, не говоря уже о приходе к власти талибов в Афганистане», — напомнил Бохари.

Камран Бохари

При этом, по мнению аналитика, Казахстан и Узбекистан «находятся в центре масштабных политических и экономических преобразований». Кыргызстан, который «пережил три восстания с 2005 года, также находится на перепутье». Таджикистан, из-за его протяженной границы с Афганистаном и большого количества его граждан, работающих в России, «все еще можно считать весьма уязвимым». А в Туркменистане хотя и появился новый лидер, все еще «много рисков для развития, особенно учитывая влияние КНР».

Лиза Кертис подтвердила то, что Китай «проникал в регион по мере нарастания проблем в нем». Сначала Пекин «полагался только на маршрут для доставки своих товаров» в Европу через Казахстан. А затем, стал «вкладывать средства в энергетический сектор» Центральной Азии.

Ричард Хогланд подчеркнул, что «Китай все больше инвестирует в нефтегазовую отрасль Казахстана. То же самое касается и Туркменистана, где «КНР является единственной иностранной юрисдикцией, которой разрешено эксплуатировать газовые скважины и трубопроводы».

Однако, по данным Лиза Кертис, «уже возникают проблемы из-за отсутствия прозрачности в китайском кредитовании». Это уже оказало «негативное влияние на уровень процентных ставок в Таджикистане и Кыргызстане».

«Почти половина внешнего долга Таджикистана принадлежит Китаю», — напомнила аналитик.

Кертис отметила, что «торговля Китая с Центральной Азией продолжает набирать обороты». В 2022 году она превысила 70 миллиардов долларов, что на 40% больше, чем в предыдущем.

Примечательно, что первый визит Си Цзиньпина за пределы Китая после COVID-19 был в Астану. Таким образом, очевидно, что «Китай сосредоточен на Центральной Азии, а государства Центральной Азии восприимчивы к этой растущей роли Китая в регионе», — доказывает Кертис.

Камран Бохари обратил внимание на «ахиллесову пяту» Китая в регионе — уйгурский вопрос.

«Китайцы могут зайти настолько далеко в Центральную Азию, насколько будет умиротворен уйгурский Синьцзян», — резюмировал эксперт.

Конференция, организованная Институтом Кеннана и Международным налоговым и инвестиционным центром в Вашингтоне

Ричард Хогланд рассказал, что «пока Россия доминировала в ОДКБ в течение многих лет, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная в 2001 году, где лидирует КНР, рассматривалась посторонними и даже некоторыми участниками как очередная болтовня».

Уместно напомнить, что вскоре после создания ШОС Узбекистан рекомендовал «предоставить Соединенным Штатам статус наблюдателя» в этой организации.

Однако, «прежде, чем ШОС смогла принять решение по этой рекомендации, Вашингтон резко отверг это».

Хогланд считает, что «это было недальновидное решение, вызванное первоначальным упрощенным взглядом США на Центральную Азию».

К этому присоединилась Марша МакГроу Олив, которая подчеркнула, что «усиление Китая в регионе при оставшемся влиянии России — это теперь очередной «вызов для США».

Контуры новой стратегии США в Центральной Азии

Ричард Хогланд напомнил, что первоначально инициатива некоего «Шелкового пути» принадлежала самим Соединенным Штатам, но эта версия была сосредоточена на «налаживании связей «между Севером и Югом»: от южной границы России до Индии, в то время, как «заявленная цель Китая состояла в том, чтобы облегчить транспортировку своей промышленной продукции, особенно из Западного Китая, по суше в Европу».

Китай, по словам Хогланда, «импровизировал на ходу», и к 2014 году объявил об инициативе «Один пояс, один путь».

Стало очевидным, что Китай, на самом деле, создавал схему промышленных инвестиций для стимулирования своего экономического роста, используя ближайших западных соседей, — подчеркнул аналитик.

Критику политики США в Центральной Азии поддержал Фредерик Старр, основатель и глава Института Центральной Азии и Кавказа в университете Джонса Хопкинса (S. Frederick Starr, Ph.D. , Distinguished Fellow For Eurasia And Chairman Of The Central Asia-Caucasus Institute).

«В годы войны в Афганистане США игнорировали страны Центральной Азии», — считает Старр.

Фредерик Старр

Эксперт раскритиковал то, как работает «формат C5+1, отметив, что есть масса простых задач, которые можно было бы решить в регионе за время существования этого формата».

Старр уверен, что «необходимо создать общерегиональные многоязычные (включая английский язык) СМИ, а также единого авиаперевозчика в регионе».

«Я разговаривал с людьми из Боинга, и понял, что все это можно было сделать за одну ночь», — уверенно заявил эксперт.

Старр с одобрение высказался и о «Среднем коридоре», при этом, однако, напомнив, что «Туркменистан не собирается сотрудничать по транскаспийским вопросам не потому, что они против этого, а потому, что Вашингтон не дал им за последние 30 лет практически никаких оснований для уверенности в отношениях с США».

Старр также обратил внимание всех участников конференции на «отличительную черту региона, которой является его географическая изоляция».

«Страны Центральной Азии не имеют выхода к морю. Ключевой вопрос у них, по-прежнему, в том, чтобы “открыть окно на Юг”. Это “окно не только в Индию”, с ее огромной и развивающейся экономикой, но и “на Ближний Восток и во всю Юго-Восточную Азию», — пояснил Старр.

«И еще, — добавил Старр, — реальность такова, что пока страны Центральной Азии, включая Афганистан, не будут развиваться “как открытые общества”, основанные на принципах, которыми мы дорожим, мы будем видеть единый неразрывный блок авторитарных государств, простирающийся от Китая до Ближнего Востока и Европы».

Продолжение конференции, организованной Институтом Кеннана и Международным налоговым и инвестиционным центром в Вашингтоне

Лиза Кертис уверена, что США «следует активнее поддерживать реформы в регионе. Например, «политические реформы в Казахстане, в частности — расширение участия общественности в политическом процессе, пресечение коррупции, защиту прав человека и пр».

Марша МакГроу Олив, которая впервые побывала в Центральной Азии 30 лет назад, сравнила свой недавний визит в регион с тем, что увидела тогда, и отметила, что Соединенным Штатам «надо вернуться к истокам и сосредоточить свое внимание на действии механизмов банков развития, возможно, создав новый инструмент при Всемирном банке для Центральной Азии».

Лиза Кертис, считает, что вряд ли удастся полностью нейтрализовать культурное и политическое влияние России в регионе, однако поддержка стран Центральной Азии должна оставаться целью США.

«Акцент был сделан на участии США в рамках формата C5+1, идея которого состоит в поощрении регионального сотрудничества между пятью Центрально-Азиатскими государствами», — уточнила аналитик, и предостерегла: — для того чтобы не столкнуться с теми же проблемами, что и в Шри-Ланке и Пакистане, фактически оказавшимися в долговой ловушке у Китая, Западу и США необходимо создать что-то вроде “фонда быстрого реагирования”, чтобы не дать Китаю эксплуатировать ослабленные экономики стран региона».

Дженнифер Миэл, исполнительный директор по делам Ближнего Востока и Турции из Делового совета США и Казахстана при Торговой палате США (Jennifer Miel, Executive Director- Middle East & Turkey Affairs, & U.S.-Kazakhstan Business Council, U.S. Chamber of Commerce) сообщила, что «ее работа, как раз, связана с деятельностью Американо-Казахстанского Делового Совета».

Миэл рассказала о том, какая огромная работа ведется по части привлечения американских компаний на рынки стран Центральной Азии.

Дженнифер Миэл

«Это потенциальные бизнесы — и в нефтегазовом секторе, и в сельском хозяйстве, и в области добычи полезных ископаемых, в медицине, логистике, цифровизации и торговле», — убеждена Миэл.

Правительство США, по мнению специалиста по внешней торговле, «может помочь развитию американо-казахстанским проектам, упростив таможенные процедуры торговли и выдачи экспортных сертификатов».

«Это касается не только Казахстана. Узбекистан находится в процессе вступления в ВТО, но это всего лишь еще одна возможная победа, которую США могут использовать для улучшения своих торговых и иных отношений с регионом», — заявила Дженнифер Миэл.

По ее данным, уже в следующем месяце около 30 американских компаний посетят Казахстан, и в настоящее время «рассматривается вопрос откртытия прямого авиарейса из Астаны в США».

«Товарооборот между США и Казахстаном находится на исторически рекордном уровне — в три миллиарда долларов», — сообщила Миэл.

Эрик Грин, бывший специальный помощник президента и старший директор по России и Центральной Азии в Совете национальной безопасности США (Eric Green, Former Special Assistant to the President & Senior Director for Russia and Central Asia, National Security Council), объявил о результатах опросов Gallup о роли России в Казахстане.

Еще в 2021 году, по словам бывшего сотрудника администрации президента США, 55% казахстанцев «одобряли лидерство России в мире». и только 29% «не одобряли».

В 2022 году количество не одобряющих российскую политику подскочило до 50%.

«А перед Узбекистаном стоят немного иные задачи, — пояснил бывший чиновник, — Их официальные лица говорят нам, что каждый год у них появляется около 700 000 новых рабочих мест каждый год».

Эксперт видит огромные возможности для участия стран Центральной Азии в глобальном процессе перехода на электромобили.

Эрик Грин

«Медь Казахстана (5% мировых запасов), а также запасы кобальта, лития, никеля и алюминия Узбекистана и Казахстана могут сделать эти страны ключевыми поставщиками для производства аккумуляторов. Таким образом, у этих стран, которые сейчас выходят на этот рынок, есть возможность отличиться и повысить свою роль на мировом рынке и рынке США», — убежден бывший высокопоставленный американский чиновник.

Центральная Азия выиграет от поражения России в Украине

Камран Бухари так пояснил реакцию Китая на российское вторжение в Украину:

«Сначала они думали, что война в Украине пойдет на пользу России. Но, когда этого не произошло, в Пекине решили успокоить Москву: мол, “ну, давайте закругляться на этом”. Китай делает только то, что выгодно, поэтому я глубоко сомневаюсь, что они могут предоставить России оружие или какую-либо другую форму материальной поддержки», — отметил эксперт.

В свою очередь, считает Ариэль Коэн, доктор философии и директор программы «Энергетика, рост и безопасность» Международного налогового и инвестиционного центра (Ariel Cohen, Ph.D., Director, Energy, Growth and Security Program, International Tax and Investment Center), Китай выигрывает при любом исходе войны:

«Если бы Россия добилась успеха, она стала бы “тараном против интересов США и Европы, Атлантики”, а если Россия проиграет, она, как “спутник, у которого заканчивается энергия, упадет в гравитационное поле” Китая и российские ресурсы станут еще более доступными и дешевыми для КНР», — сказал аналитик.

Марша МакГроу Олив, считает, что среди выигравших после победы Украины «окажется еще и Казахстан, так как изменятся торговые цепочки». Например, по данным исследователя, в «прошлом году объем двусторонней торговли пшеницей между Казахстаном и Турцией увеличился в два раза, а между Казахстаном и Азербайджаном с Италией — в пять раз».

Кроме того, Олив отметила «огромный рост инвестиций в возобновляемые источники энергии в центральном Казахстане со стороны европейских компаний».

Кайрат Абусеитов, бывший первый заместитель министра иностранных дел и нынешний советник директора Фонда Нурсултана Назарбаева в Казахстане (Ambassador Kairat Abusseitov, Former First Deputy Foreign Minister and current Advisor to the Director of the Nursultan Nazarbayev Foundation of Kazakhstan), уверен, что «Казахстан может возглавить усилия и роль Центральной Азии в смягчении мирового дефицита энергии и продовольствия» (согласно докладу, который сделали Маргарита Ассенова, Ариэль Коэн и Уэсли Хилл, о котором Русская служба «Голоса Америки» рассказывала ранее).

Кайрат Абусеитов

Кроме того, Астана, по мнению эксперта, «может стать центром хлопкового пояса Азии».

Будущий геополитический образ Центральной Азии

Посол Республики Казахстан в Соединенных Штатах, Ержан Ашикбаев (Ambassador Yerzhan Ashikbayev, Ambassador of the Republic of Kazakhstan to the United States of America), приветствовал «понимание Вашингтоном сложности динамичного политического и экономического ландшафта в Евразии» в эпоху «непредсказуемости в международных отношениях».

Посол убежден, что именно сегодня «крайне важно рассматривать Центральную Азию как совершенно отдельное образование и взаимодействовать с регионом на его собственных условиях».

Дипломат обратил внимание всех присутствующих на то, что недавний визит Госсекретаря Энтони Блинкена «определенно стал сигналом приверженности Соединенных Штатов поддерживать политическое взаимодействие с Казахстаном и всей Центральной Азией».

Ержан Ашикбаев

Посол рассказал о переменах в политической жизни в Казахстане, в частности о том, что в стране уже «прошло несколько избирательных кампаний, в том числе референдум, прямые выборы региональных руководителей, президентские и парламентские выборы, в результате которых новый состав нижней палаты казахстанского парламента отражает широкий спектр идеологических взглядов».

Казахстан, по словам высокопоставленного дипломата, «остается полностью прозрачным для наших американских, европейских и британских партнеров, которые привержены обеспечению соблюдения санкций и в равной степени содействуют им».

«Казахстан намерен играть роль моста между Востоком и Западом, Югом и Севером — это результат нашей уникальной истории и географии», — заявил посол Казахстана в США.

Посол Узбекистана в США Фуркат Сидиков (Furqat Sidiqov, Ambassador of the Republic of Uzbekistan to the United States of America), уверен, что «экономическая дипломатия Узбекистана, за которую он отвечал ранее позволит всему миру по-новому взглянуть на регион Центральной Азии и услышать голос региона».

«Мы уже подписали соглашение о стратегическом партнерстве. То, что мы делаем сейчас, мы называем дополнительной экономикой. Мы обмениваемся списком продуктов между странами, которые мы раньше импортировали из других стран», — рассказал новый посол Республики Узбекистан в США.

Фуркат Сидиков

Ариэль Коэн отметил, что «статистика показывает, что страны Центральной Азии по ВВП совокупно равны уже таким странам, как Таиланд, Вьетнам и ЮАР».

Джеффри Пайетт, помощник Госсекретаря по вопросам энергетики (Geoffrey R. Pyatt, Assistant Secretary for Energy Sources, United States Department of State), напомнил, что «Центральная Азия особенно уязвима к последствиям климатического кризиса, так как сельское хозяйство, которым живут страны региона, напрямую зависит от водоснабжения, проблемы, с которой жители Центральной Азии знакомы лучше многих на Земле».

Джеффри Пайетт

Завершая конференцию, американский дипломат заявил, что «несмотря на то, что такие американские нефтедобывающие компании, как Chevron и ExxonMobil, работают в Центральной Азии и, в частности, в Казахстане, и вложили десятки миллиардов долларов в развитие нефтедобычи, Центральная Азия важна для США тем, что она может оказаться ведущим регионом в развитии альтернативных источников энергии».

Председатель Си Цзиньпин председательствует на первом саммите Китай-Центральная Азия и выступает с программной речью

Он подчеркнул необходимость совместной работы для создания сообщества Китай-Центральная Азия с общим будущим, предусматривающим взаимопомощь, общее развитие, всеобщую безопасность и вечную дружбу .

Утром 19 мая председатель Си Цзиньпин возглавил первый саммит Китай-Центральная Азия в Сиане, провинция Шэньси. В саммите приняли участие Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Президент Кыргызстана Садыр Жапаров, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов и Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. В дружеской обстановке президенты рассмотрели историю дружеских контактов между Китаем и пятью странами Центральной Азии, обобщили опыт сотрудничества в различных сферах и наметили направления дальнейшего сотрудничества. Имея в виду будущее, они договорились работать вместе для еще более тесного сообщества Китая и Центральной Азии с общим будущим.

Сиань в мае украшен цветущими цветами и наполнен жизненной силой. В Сианьском международном конференц-центре на берегу реки Бахэ логотип саммита Китай-Центральная Азия сиял под развевающимися национальными флагами Китая и пяти стран Центральной Азии. В этой древней столице с тысячелетней историей проходил торжественный прием, на котором история встречается с будущим.

Один за другим прибыли президенты пяти стран Центральной Азии. Председатель Си пожал им руки и сделал с ними групповое фото.

Около десяти часов официально начался саммит Китай-Центральная Азия.

Председатель Си от имени правительства и народа Китая тепло приветствовал пять президентов в Сиане на саммите. Председатель Си отметил, что в современном мире ускоряются невиданные за столетие преобразования; международная и региональная ситуация меняется глубокими и сложными путями; как возможности, так и проблемы беспрецедентны. Саммит Китай-Центральная Азия, проведенный в этот критический исторический момент, следует тенденции взаимовыгодного сотрудничества и отражает стремление людей к вечной дружбе. Он обязательно окажет важное и далеко идущее влияние на отношения Китая со странами Центральной Азии и будет иметь глобальное значение. Воспользовавшись саммитом в Сиане как возможностью, Китай готов работать со всеми сторонами, чтобы проанализировать прошлый опыт, наметить план сотрудничества и продемонстрировать единство, креативность и эффективность с целью достижения прочного и устойчивого роста China-Central. Отношения с Азией.

Председатель Си выступил с программной речью под названием «Совместная работа для создания сообщества Китая и Центральной Азии с общим будущим, основанным на взаимной помощи, общем развитии, всеобщей безопасности и вечной дружбе».

Председатель Си отметил, что Сиань является важной колыбелью китайской цивилизации и нации. Это также отправная точка древнего Шелкового пути в восточной части. Совместными усилиями народов Китая и Центральной Азии на протяжении сотен лет Шелковый путь расширялся и процветал, что стало историческим вкладом во взаимодействие, интеграцию, обогащение и развитие мировых цивилизаций. Эта встреча в Сиане сегодня, чтобы возобновить тысячелетнюю дружбу и открыть новые перспективы на будущее, имеет очень важное значение.

Председатель Си напомнил, что еще в 2013 году выдвинул инициативу о совместном строительстве Экономического пояса Шелкового пути. За последнее десятилетие Китай и страны Центральной Азии тесно сотрудничали, чтобы полностью возродить Шелковый путь и активно углублять их отношения в новую эпоху. Отношения между Китаем и Центральной Азией имеют богатую историю, обусловлены широкими реальными потребностями и основаны на твердой поддержке населения. Отношения полны энергии и жизненной силы в новую эпоху.

Мир, наше время и историческая траектория меняются так, как никогда раньше. Центральная Азия находится на перекрестке путей, соединяющих Восток и Запад, Юг и Север.

Миру нужна стабильная Центральная Азия. Необходимо поддерживать суверенитет, безопасность, независимость и территориальную целостность стран Центральной Азии; необходимо уважать выбор путей развития своего народа; и их усилия по достижению мира, гармонии и спокойствия необходимо поддерживать.

Миру нужна процветающая Средняя Азия. Динамичная и процветающая Центральная Азия поможет людям в регионе осуществить свое стремление к лучшей жизни. Это также придаст мощный импульс восстановлению мировой экономики.

Миру нужна гармоничная Центральная Азия. Солидарность, инклюзивность и гармония – это стремление народов Центральной Азии. Никто не имеет права сеять рознь или разжигать конфронтацию в регионе, не говоря уже о преследовании корыстных политических интересов.

Миру нужна взаимосвязанная Центральная Азия. Центральная Азия имеет все основания, условия и возможности для того, чтобы стать важным транспортным узлом Евразии и внести уникальный вклад в торговлю товарами, взаимодействие цивилизаций и развитие науки и техники в мире.

Председатель Си отметил, что в прошлом году Китай и страны Центральной Азии объявили о видении сообщества Китая и Центральной Азии с общим будущим. Это был исторический выбор, сделанный во имя коренных интересов и светлого будущего всех народов в новую эпоху. При построении этого сообщества важно оставаться приверженным четырем принципам.

Во-первых, взаимопомощь. Важно углублять стратегическое взаимное доверие и всегда оказывать друг другу однозначную и сильную поддержку в вопросах, касающихся основных интересов страны, таких как суверенитет, независимость, национальное достоинство и долгосрочное развитие. Страны должны работать вместе, чтобы их сообщества отличались взаимопомощью, солидарностью и взаимным доверием.

Вторая, общая разработка. Важно продолжать задавать темпы сотрудничества «Один пояс, один путь» и реализовывать Глобальную инициативу развития. Странам следует полностью раскрыть свой потенциал в традиционных сферах сотрудничества. И они должны создать новые движущие силы роста в таких областях, как сокращение бедности и экологически чистое и низкоуглеродное развитие. Они должны работать вместе, чтобы их сообщество отличалось взаимовыгодным сотрудничеством и общим прогрессом.

В-третьих, всеобщая безопасность. Важно действовать в рамках Инициативы глобальной безопасности, твердо противостоять попыткам вмешательства извне во внутренние дела стран региона и стремиться к решению загадок безопасности в регионе. Они должны работать вместе, чтобы обеспечить бесконфликтность и прочный мир в их сообществе.

В-четвертых, вечная дружба. Важно реализовать Глобальную цивилизационную инициативу. Страны должны делать больше для обмена опытом в области управления, углубления культурного взаимного обучения и укрепления фундамента вечной дружбы между народами Китая и Центральной Азии. Они должны работать вместе, чтобы их сообщество отличалось близким родством и общими убеждениями.

Председатель Си подчеркнул, что этот Саммит создал новую платформу и открыл новые перспективы для сотрудничества Китая и Центральной Азии. Китай воспользуется этим как возможностью активизировать координацию со всеми сторонами для хорошего планирования, развития и прогресса сотрудничества Китая и Центральной Азии.

Во-первых, важно укреплять институциональное строительство. Китай предложил создать механизмы встреч и диалога по вопросам промышленности и инвестиций, сельского хозяйства, транспорта, реагирования на чрезвычайные ситуации, образования и политических партий, которые станут площадками для всестороннего взаимовыгодного сотрудничества между странами.

Во-вторых, важно расширять торгово-экономические связи. Китай примет дополнительные меры по упрощению процедур торговли, обновит двусторонние инвестиционные договоры и откроет «зеленые коридоры» для упорядоченного таможенного оформления сельскохозяйственных и побочных продуктов во всех пограничных портах между Китаем и странами Центральной Азии. Китай также проведет прямую трансляцию продаж для дальнейшего продвижения товаров из Центральной Азии и построит центр торговли сырьевыми товарами.

В-третьих, важно углублять связь. Китай будет стремиться увеличить объем трансграничных грузоперевозок, поддерживать развитие транскаспийского международного транспортного коридора, способствовать открытию рынка авиаперевозок и строить региональную логистическую сеть. Китай также будет активизировать развитие сборочных центров China-Europe Railway Express, поощрять способные предприятия строить зарубежные склады в странах Центральной Азии и создавать комплексную платформу цифровых услуг.

В-четвертых, важно расширять сотрудничество в области энергетики. Китай хотел бы предложить создать партнерство в области развития энергетики между Китаем и Центральной Азией. Странам следует ускорить строительство нитки D газопровода Китай-Центральная Азия, расширить торговлю нефтью и газом, развивать сотрудничество по всем энергетическим производственным цепочкам и укреплять сотрудничество в области новых источников энергии и мирного использования атомной энергии.

В-пятых, важно продвигать зеленые инновации. Китай будет работать со странами Центральной Азии для осуществления сотрудничества в таких областях, как улучшение и использование засоленных и щелочных земель и водосберегающее орошение, создание совместной лаборатории по сельскому хозяйству в засушливых землях и преодоление экологического кризиса Аральского моря. Китай поддерживает создание высокотехнологичных фирм и индустриальных ИТ-парков в Центральной Азии. Китай также приветствует участие стран Центральной Азии в специальных программах сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь», включая программы по технологиям устойчивого развития, инновациям и стартапам, а также науке и технологиям в области пространственной информации.

В-шестых, важно расширять возможности для развития. Китай сформулирует специальную программу сотрудничества между Китаем и Центральной Азией для сокращения бедности с помощью науки и технологий, реализует «Программу развития технологий и навыков Китая и Центральной Азии», создаст больше семинаров в Любани в странах Центральной Азии и будет поощрять китайские компании в Центральной Азии. создать больше местных рабочих мест. Китай предоставит странам Центральной Азии финансовую поддержку и грант.

В-седьмых, важно укреплять диалог между цивилизациями. Китай приглашает страны Центральной Азии принять участие в программе «Культурный шелковый путь» и создаст больше центров традиционной медицины в Центральной Азии. Страны ускорят создание культурных центров в странах друг друга. Китай продолжит предоставлять государственные стипендии странам Центральной Азии и поддерживать их университеты в присоединении к Альянсу университетов Шелкового пути. Страны запустят программу «Культурная и туристическая столица Китая — Центральной Азии», обеспечат успех Года культуры и искусства народов Китая и стран Центральной Азии, откроют специальные поезда для культурного туризма в Центральной Азии.

В-восьмых, важно сохранить мир в регионе. Китай готов помочь странам Центральной Азии в укреплении потенциала правоохранительных органов, безопасности и обороны, поддержать их независимые усилия по обеспечению региональной безопасности и борьбе с терроризмом, а также работать с ними над укреплением кибербезопасности. Страны будут продолжать использовать роль координационного механизма среди соседей Афганистана и совместно содействовать миру и восстановлению в Афганистане.

Председатель Си Цзиньпин отметил, что 20-й Всекитайский съезд КПК поставил центральную задачу реализации Цели второго столетия по превращению Китая в великую во всех отношениях социалистическую современную страну и продвижения омоложения китайской нации на всех фронтах по китайскому пути к модернизация. Китай будет укреплять теоретические и практические обмены со странами Центральной Азии по вопросам модернизации, синергизировать стратегии развития, создавать больше возможностей для сотрудничества и совместно продвигать процесс модернизации наших шести стран. Он призвал к тесному сотрудничеству для достижения общего развития, общего изобилия и общего процветания, а также стремления к светлому будущему для всех шести стран!

Президенты пяти стран Центральной Азии поблагодарили Китай за инициирование и успешное проведение первого саммита Китай-Центральная Азия и положительно отозвались о плодотворных результатах всестороннего сотрудничества с Китаем. Они отметили, что, разделяя тысячелетнюю дружбу и глубокие узы, страны Центральной Азии и Китай всегда были добрыми соседями, хорошими друзьями и хорошими партнерами взаимной поддержки и взаимного доверия, и что страны Центральной Азии являются самыми искренними давними друзьями Китая на западе за его пределами. перевал Янгуань. В настоящее время Китай стал решающей силой в обеспечении глобальной безопасности и стабильности, а также в содействии научно-техническому и экономическому развитию. Сотрудничество с Китаем является важным фактором, необходимым для достижения странами устойчивого развития. Дальнейшее углубление отношений между пятью странами Центральной Азии и Китаем отвечает общим чаяниям всех их народов и коренным и долгосрочным интересам стран. Саммит Китай-Центральная Азия обеспечивает новую платформу для их сотрудничества, переводя их отношения в новую эру. Стороны приветствуют и высоко оценивают политику дружбы и сотрудничества Китая в отношении Центральной Азии. Они выразили готовность и впредь в полной мере использовать стратегическую и ведущую роль дипломатии глав государств, расширять и укреплять механизм саммита Центральная Азия-Китай, улучшать планирование и координацию на высшем уровне, углублять всестороннее практическое сотрудничество с Китаем. Цель состоит в том, чтобы принести людям больше пользы, помочь странам достичь общего развития и процветания, а также внести должный вклад в региональную безопасность и стабильность.

Пятеро президентов выразили твердую поддержку друг другу в выборе пути развития, совместимого с их национальными условиями, твердо отстаивали свои основные интересы, включая суверенитет, независимость, безопасность и территориальную целостность, и выступали против вмешательства во внутренние дела других. Они высоко оценили видение сообщества с общим будущим для человечества, Инициативу глобальной безопасности, Инициативу глобального развития и Инициативу глобальной цивилизации, выдвинутые Председателем Си. Они выразили готовность серьезно претворить в жизнь важные общие договоренности и итоги этого саммита, использовать 10-ю годовщину сотрудничества в рамках «Пояса и пути» как возможность для дальнейшего объединения своих стратегий развития с сотрудничеством в рамках «Пояса и пути», продвигать региональную взаимосвязанность и углублять практическое сотрудничество в таких областях. как торговля, инвестиции, сельское хозяйство, энергетика, наука и техника, безопасность, а также расширение обмена между людьми. Вместе они смогут справиться с трудностями, добиться взаимовыгодного сотрудничества и построить еще более тесное сообщество Китая и Центральной Азии с общим будущим.

Председатель Си подписал с президентами пяти стран Центральной Азии Сианьскую декларацию саммита Китай-Центральная Азия и принял Список итогов саммита Китай-Центральная Азия.

Стороны договорились о проведении второго Саммита Китай-Центральная Азия Казахстаном в 2025 году и создании постоянного секретариата механизма в Китае.

Председатель Си также провел совместную пресс-конференцию с президентами пяти стран Центральной Азии.

После саммита председатель Си и пять его коллег из Центральной Азии вместе посадили шесть гранатовых деревьев, которые свидетельствуют о дружественных отношениях между Китаем и Центральной Азией на протяжении тысячелетий, символизируют тесную солидарность и сотрудничество между двумя сторонами и отражают ожидания для лучшего будущего отношений между Китаем и Центральной Азией.

Цай Ци, Ван И и Цинь Ган участвовали в мероприятиях.

Китай Региональный снимок: Центральная Азия

Влияние Китая в Центральной Азии:

Хотя участие КНР в Центральной Азии предшествовало обнародованию инициативы «Один пояс, один путь» в Казахстане в 2013 году , расходы и сотрудничество с того момента, безусловно, увеличились.

К 2018 году ПИИ из КНР в пять стран Центральной Азии составили почти 15 миллиардов долларов США, что на 40% больше, чем до Инициативы.

Китай является местом назначения примерно 22% экспорта из Центральной Азии и источником 37% их импорта, что делает пять стран Центральной Азии чрезвычайно зависит  от торговли с КНР.

В июне 2020 года Пекин объявил о новом транспортном маршруте , который будет простираться от западной границы КНР через Кыргызстан и далее в Узбекистан.

  • Затем предполагается продолжить маршрут в Европу через Каспийское и Черное моря , расширение доступа ПОКП на европейские рынки.
  • Остается неясным, будет ли проект коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан успешным; это сигнализирует о желании ПОКП углубить проникновение в Среднюю Азию, которая получает и будет получать сопротивление со стороны России.

 

Неудавшиеся иностранные инвестиции Китая в Центральной Азии:

В 2013 году китайское государственное предприятие (TBEA) было выбрано для капитального ремонта электростанции в Бишкеке из-за давления со стороны правительства Китая.

  • Завод вышел из строя в середине января 2018 года, оставив город без тепла зимой.
  • Это вылилось во внутренний политический скандал и уголовное дело, но вина как-то не упала на ТВЕА.

В 2018 году Банк развития Китая приостановил финансирование амбициозного проекта Нур-Султанского легкорельсового транспорта.

  • После скандала с хищениями Казахстан выплатил Банку развития Китая около 200 миллионов долларов, которые были должны китайским подрядчикам, но только 15%  проекта было завершено

 

Инвестиции Китая в горнодобывающую и энергетическую отрасли Центральной Азии:

После ценового спора между Туркменистаном и «Газпромом» в 2016 г.   80% туркменского газа  было перенаправлено в КНР.

  • К концу 2019 года более 250 миллиардов кубометров газа на сумму более 8 миллиардов долларов США было отправлено в Китай и используется для обслуживания китайских кредитов.
  • В 2022 году Туркменистан был крупнейшим поставщиком газа в Китай по трубопроводам в период с января по апрель с объемом газа на 2,9 миллиарда долларов. Казахстан отправил на сумму 270,6 млн долларов.

  • В августе 2021 года китайская государственная компания CNPC начала работы по строительству новых скважин на газовых месторождениях Туркменистана в обмен на будущие поставки газа. По соглашению с CNPC Туркменистан будет оплачивать свои услуги, поставляя 17 миллиардов кубометров (600 миллиардов кубических футов) газа в год в течение трех лет до общего объема 51 миллиарда кубометров (1,8 триллиона кубических футов) газа.

  • Основным рынком газа Узбекистана также является Китай. Узбекистан ненадолго прекратил экспорт в Китай в 2022 году из-за дефицита на внутреннем рынке, но вскоре после этого возобновил экспорт.

Пока Таджикистан не выплатит Экспортно-импортному банку Китая кредит в размере 331,5 млн долларов США для электростанции Душанбе-2, ТВЕА имеет право на получение лицензий на два золотых рудника в Восточной Дуобе и Верхнем Кумарге.

Трубопровод Средняя Азия-Китай является еще одним ключевым проектом КНР в регионе, и во всех пяти странах разрабатывается несколько линий для доставки туркменского газа в Западный Китай.

  • Линия D трубопровода, проходящая через Таджикистан и Кыргызстан, задерживалась много раз и, вероятно, не будет пожинать прибыли, на которые рассчитывают эти страны — КНР, вероятно, получит прибыль в качестве оплаты за строительство.

 

9,"335562766":4,"335562767":11,"335562768":4,"335562769":0}»> Помощь Китая в области безопасности в Центральной Азии​:

Китай является вторым по величине поставщиком военной техники в страны Центральной Азии, уступая только России как источнику импорта оружия.

Туркменистан и Узбекистан больше всего зависят от китайской военной техники, получая более 20% вооружений из Пекина с 2013 года.

В 2015 году КНР подарила Казахстану 60 большегрузных автомобилей и прицепов на сумму 3,2 миллиона долларов.

  • Казахстан также закупил у КНР военные беспилотники Wing Loong-1.

Узбекистан участвует в совместных учениях с КНР, а также получил беспилотники Wing Loong-1.

  • Академия Вооруженных Сил Узбекистана и Университет национальной обороны НОАК также подписали соглашение о сотрудничестве в области военного образования в 2017 году.

С 2014 года Кыргызстан также получил от КНР более 30 миллионов долларов на модернизацию вооружения и строительство жилых помещений.

В соответствии с соглашением 2016 года с правительством Таджикистана, КНР разработала военный объект вдоль стратегического Ваханского коридора, соединяющего Афганистан с Западным Китаем.

  • Эта установка находится в ведении Народной вооруженной полиции.
  • Таджикистан также получил военную технику из КНР, в том числе бронетранспортеры и патрульные машины.

Туркменистан получил от КНР надводные ракеты, переносные зенитно-ракетные комплексы QW-2 и мобильные радары.

 

Поддержка безопасности и правоохранительных органов Китая в Центральной Азии:

Технология наблюдения КНР внедрена во всем регионе.

Казахстан начал тестирование биометрических платежных систем  звонил в FacePay после визита президента в КНР в 2019 году, и сейчас во многих крупных городах КНР есть технологии наблюдения.

КНР объявила о выделении 1 миллиарда долларов на программу наблюдения «Безопасный город» в Узбекистане после государственного визита в 2019 году.

  • Эта программа «Безопасный город» 2023.
  • Компания Huawei уже хорошо зарекомендовала себя в узбекской телекоммуникационной сети, имея   подписал  в 2011 году сделку на сумму 18 миллионов долларов США по развитию сети 5G в Узбекистане; это было частично профинансировано Китайским банком развития.

Душанбе, Таджикистан Компания Huawei установила систему «Безопасный город» в 2013 году, и они объявили о модернизации в 2019 году. идентифицировать лиц в Бишкеке.

  • Shenzhen Sunwin Intelligent также работает над реализацией второго этапа проекта «Безопасный город» в Бишкеке на базе существующего российского оборудования.

 

«Мягкая сила» Китая в Центральной Азии: 

КНР создала 27 Институтов Конфуция в Центральной Азии.

  • Эти институты ориентированы на преподавание китайского языка и улучшение восприятия китайской культуры во всей Центральной Азии
  • Кроме того, в период с 2010 по 2018 год более 5000 учебных грантов было предоставлено заявителям из Центральной Азии для обучения в КНР.
  • Китайский язык быстро стал вторым наиболее изучаемым иностранным языком после английского в Центральной Азии.

Существует давняя история синофобии, восходящая к советской пропаганде, и антикитайские протесты  все чаще происходят по всему региону.

  • Недовольство по поводу потери рабочих мест рабочими из КНР, обращение КНР с уйгурами, этническими казахами и киргизами, а также озабоченность по поводу потери земли и контроля над природными ресурсами способствуют синофобии в регионе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *