Традиции и обычаи в Туркменистане: ритуалы, гостеприимство, свадебные традиции
- Главная
- Туркменистан
- Традиции
Традиции гостеприимства
Туркменское гостеприимство – самый определяющий признак этого дружелюбного народа. Туркмены часто складывают мнение о человеке по тому, как он принимает гостей. Гостя приветствуют словами «Хош гелдиниз!» и, кроме того, произносят ритуальные фразы: «Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!». Традиции Туркменистана уходят глубоко в прошлое.
Скатерть, на которой расставляют блюда с едой, считается священной, и наступать на нее грех. Прежде чем приступить к приему пищи, каждый по традиции возносит хвалу Господу. На Востоке говорят: «Гость – от Аллаха!» Отсюда следует, что хорошо принять гостя – не только обязанность, но и священный долг хозяина. Эта традиция зародилась в древности и прочно укоренилась в сознании современных туркмен. В те времена это была элементарная форма защиты. Люди не перенесли бы тягот пустыни, не выжили бы без поддержки друг друга. Поэтому человеку, не оказавшему гостеприимство путнику, выражали презрение даже его родственники.
Туркмены всегда считали хлеб и соль святыми продуктами. Наступить на них – значит навлечь беду.
Традиционное почтение старших
Почтительное отношение к старшим также основывается на древних традициях. Недопустимо не выполнить их просьбу, спорить с ними, смотреть на них исподлобья или выражать свое недовольство, ждать благодарности за оказанную услугу или напоминать о ней. Обычаи требуют почитания родителей и вообще старших. Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют». Отец как глава семьи имеет право оценивать поступки своих детей, а также обязан защищать их. Дети должны с особым благоговением относиться к матери и уважать ее. Малейшее проявление непочтительного отношения или невнимания к матери не только осуждается окружающими, но и должно тут же пресекаться.
Традиции нравственности
Туркмены – высоконравственный народ. В своем отношении к жизни они культивируют гостеприимство, почитание старших, скромность, благородство, правдивость, честность, смелость, душевную щедрость. «Благородный человек, утверждает туркменская пословица, если обещает, обязательно сдержит свое слово».
Туркмены высоко ставят понятие чести. «Моя честь – это честь моей семьи, моего племени, моего народа», — любят повторять они. У туркмен сильно развит так называемый дух родства.
Туркмены всегда ценили искренность. «Говори правду, даже если она против тебя» – гласит народная мудрость. Почитаются долг и обязательство, осуждаются легкомыслие и болтливость.
В туркменском обществе всегда негативно относились к злословию, считая, что «тот, кто сплетничает с тобой, сплетничает и в твой адрес». И, конечно же, осуждались такие недостойные черты, как трусость, малодушие, неблагодарность.
Туркмены дорожат чувством дружбы и любви, поддерживают добрые отношения с соседями. Традиции Туркменистана очень дружелюбные. Есть множество народных поговорок на эту тему: «Прежде чем построить дом, узнай, кто твой сосед», «Живи по соседству со счастливым, и сам будешь счастлив», «В первую очередь позаботься о соседе», «Близкий сосед лучше, чем далекий брат».
Традиционные свадебные ритуалы
Свадьбы у туркмен всегда были «окружены» множеством различных обычаев и обрядов. Главную роль в их исполнении играла одежда. Считалось, что даже имеет магическое значение, выполняя функции оберега и очищения.
Платок
В свадебном ритуале большое значение имел платок. На «гелин той» (свадьбу невесты) женщины со всего села несли свадебные гостинцы, сласти в узелках из платков. При уходе им возвращали узлы с подарками, равноценными принесенным. Подробнее…
Платье
Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Мастерили платье в доме невесты из ткани, подаренной женихом. Кроила платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, в окружении близких подружек невесты. Они забирали обрезки материала — на счастье. Подробнее…
Обереги
Практически вся свадебная одежда туркменских женщин, помимо прямого назначения — служить украшением невесты, выполняла и роль оберега. Наряд новобрачной состоял из различных амулетов, призванных защитить её от вредоносных сил, помочь сохранению здоровья и принести благополучие. Подробнее…
- Свадебные традиции
- Талисманы и обереги
- Головной убор
- Платок
- Платье
- Национальная одежда
Культура Туркменистана: обычаи, традиции
- Главная
- Туркменистан
- Культура
Культура Туркменистана удивительна и самобытна, в ней чувствуется влияние древних иранцев, тюркских племен, оседлого населения Бухары, жителей Каспийского побережья. Культурные особенности туркмен сложно описать словами, здесь непременно нужно побывать: прокатиться на чистокровном ахалтекинском скануне, услышать звучание гиджака и традиционное исполнение бахши, купить туркменский платок и посчитать количество узелков на ковре.
Ахалтекинские скакуны Туркменистана
Кочевой образ жизни обусловил многие тонкости культуры страны, даже на гербе Туркменистана изображен конь – знаменитый на весь мир ахалтекинец. Ахалтеке считается одной из самых чистых и древних пород лошадей в мире. Кочевой народ не мыслил себя без лошадей, конь считался основой жизни. Туркмены уже второе столетие живут в городах и селах, но уважение к лошади у них в крови.
Культура Туркменистана настолько тесно связана с лошадьми, что каждое последнее воскресенье апреля в стране отмечают День туркменского скакуна. В этот день проходят ярмарки, выставки, конкурсы красоты для лошадей и, конечно, скачки. Лошади ахалтекинской породы похожи на ожившие статуэтки – они грациозны, тонконоги и изящны. У них очень тонкая кожа и лоснящаясь шерсть с серебрянным или золотым отливом.
Согласно известной исторической байке, в 60-х годах XX столетия Никита Хрущев подарил Елизавете II ахалтекинца. Главный конюший английского двора решил, что коня покрасили золотой краской, поэтому приказал его вымыть. Каково же было его удивление, когда жеребец после купания заблестел с новой силой.
Ахалтекинцы поражают своим величием и благородной красотой. Познакомиться с лошадьми, взять уроки верховой езды и просто насладиться общением с этими роскошными животными вы можете, посетив конюшни в Ашхабаде.
Туркменские ковры
Второй столп, на котором держится жизнь кочевника, а вместе с ней и туркменская культура — ковер. В древние времена он был и обогревом, и мебелью, и кроватью. Сегодня культура Туркменистана бережно хранит и передает традиции ковроткачества из поколения в поколение.
Преобладающий цвет туркменского ковра – красный, а сновным элементом является гёль — печать, символизирующая племя и место, где был выткан ковер. Чаще всего туркменские ковры различают по принадлежности к роду, то есть у каждого из туркменских родов свои особенности гёля.
В Туркменистане есть министерство ковра — государственное образование, занимающееся вопросами экспорта туркменских ковров ручной работы зарубеж, а также сотрудничеством с галереями и музеями мира, где нередко выставляются обазцы туркменского ковроделия.
Увидеть более 200 образцов ковров вы сможете в музее ковра в Ашхабаде. Здесь хранят ковер, вошедший в книгу рекордов Гинесса, его площадь 301 м2. В последнее воскресенье мая в стране отмечают День ковра.
Национальная одежда и украшения Туркменистана
Туркмены выделяются среди центральноазитских соседей своим бережным отношением к национальной одежде. На улицах вы легко можете встретить мужчину в традиционном туркменском костюме, а женщины предпочитают национальные платья современным нарядам. Туркменское платье украшено удивительной красоты вышивками.
Особое место в культуре Туркменистана занимают ювелирные украшения. Первоначально они служили оберегами, затем стали выступать показателем социального статуса владельца. Большинство украшений изготавливались из серебра и имели вставки из драгоценных и полудрагоценных камней. В волшебную силу камней туркмены верят и по сей день, инкрустируя ими серьги, подвески и браслеты. Археологические раскопки на древних городищах свидетельствуют о том, что ювелирные украшения в Туркмении носили не только женщины, но и мужчины. Знаменитые ахалтекинские скакуны также укарашались изделиями из серебра и драгоценных камней.
Туркменская музыка и танцы
Мало какие торжества в Туркменистане проходят без музыки и танцев. Одним из самых известных туркменских танцев считается «куштдепди». Танец достаточно древний, и подтверждение тому -фрагмент искусной фрески, обнаруженный в древнем городище Нисса, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На фреске изображена группа танцующих людей, а их движения очень напоминают элементы танца, используемые и сегодня. Исторически «куштдепди» был присущ племенам йомут, населявшим побережье Каспийского моря, но в конце XX века танец стали исполнять по всему Туркменистану, приравняли к национальному, и он был включен в репрезентитивный список ЮНЕСКО.Туркменские танцы, как правило, исполяют под аккомпанимент национальных инструментов. В отдельных случаях музыкальным сопровождением служит традиционное многоголосье. На протяжении всей своей длительной истории туркмены были очень музыкальны. Трансформация музыкальных инструментов была закономерна: они обретали новое звучание на каждом этапе этногенеза народа.
Сначала музыкальные инструменты использовались только для сопровождения народных обрядов и ритуалов, затем появились так называемые внеобрядовые инструменты.
К обрядовым инструментам относят дем (бубен), гопуз (варган) и всевозможные звенящие инструменты, основным звукоиздающим элементом которых является бубенчик: шалдырак, дувме и джанг.
К внеобрядовым инструментам относят дилли тюйдук (пастуший рожок), гаргы тюйдук (флейта), дутар ( струнно-щипковой инструмент наподобие танбура), гыджак (струнно-смычковой инструмент).
Туркменский фольклор
Дутар – главный инструмент бахши, народного исполнителя фольклора. Бахши настолько важный культурный персонаж, что каждое второе воскресенье сентября в Туркменистане празднуют День Бахши. В культуре многих кочевых народов есть музыканты такого рода, чаще всего они рассказывают народные предания, сказки или литературные произведения, перекладывая их на музыку. Бахши самостоятельно играет на дутаре, то есть он и исполнитель и аккомпаниатор. Бахши сыграли огромную роль в сохранении традиционных туркменских эпосов, а также популяризации туркменской классической литературы.
Туркменская литература
Впервые произведения на туркменском языке увидели свет в XV веке. В те времена границы современных среднеазиатских государств были крайне размыты, а юго-восточная часть территории современного Туркменистана входила в историческую область Хоросан. Именно к этому периоду истории относят один из самых древних литературных памятников Туркмении – произведение Ровнак-Уль-Ислам, написанное в стихотворной форме.
Самым известным и почитаемым поэтом средневековья является Махтумкули, чьи произведения, написанные в XVIII веке, считаются классикой туркменской литературы. Он отказался от арабского стиля написания поэм и перешел к так называемой силлабической системе, где ориентируются на количество слогов в каждом слове строки, а не на число ударений.
В общей сложности Махтумкули написал более 800 поэм. К сожалению, манускрипты многих произведений не сохранились, но в силу распространенности стихов Махтумкули у бахши (путешествующие музыканты-сказатели), произведения поэта дошли до наших дней.
После Российского завоевания региона, многие поэтические произведения в основном оставались только в репертуарах музыкантов, исполнявших песни под дутар (лютня) и гиджак (подобие скрипки).
В советскую эпоху Туркмения была одной из союзных республик. Литература того времени должна была соответствовать идеям коммунизма. В 30-х годах XX века сюда была направлена большая группа литературоведов: часть из них изучала наследие туркменской литературы, другая — готовила новых туркменских писателей. Самым известным туркменским писателем тех времен считается Берды Кербабаев. Помимо собственных повестей и рассказов, Кербабаев известен еще и переводами на туркменский язык классиков русской литературы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстова и Горького.
- Фольклор
- Литература
- Музыка и танцы
- Ковры
- Одежда и украшения
- Ахалтекинские скакуны
- Нематериальное культурное наследие
Традиции и обычаи Туркменистана: обряды, свадебные традиции, гостеприимство
- Главная
- Туркменистан
- Традиции
Традиции гостеприимства
Гостеприимство – отличительная черта этих приветливых людей и старинных, почитаемых туркменских традиций. Туркмены часто судят о человеке по тому, как он относится к своим гостям. Гостей встречают фразой «Хош гельдиниз!» а кроме того, такие ритуальные фразы, как: Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!» обязательны.
Ткань с едой считается священной и наступать на нее грех. Перед едой каждый по традиции должен славить Господа. На Востоке говорят: «Каждый гость послан Аллахом!». Значит, гостеприимство – это не только обязанность хозяина, но и его святость. Эта традиция зародилась в глубокой древности и укоренилась в современном укладе жизни туркмен. Это была простая форма безопасности. Люди не могли пережить лишения, пережитые в пустыне, без поддержки друг друга. Поэтому, если бы кто-то был негостеприимным к путнику, даже родственники такого человека презирали бы его. Туркмены всегда хлеб и соль считались священными, наступить на них было знаком несчастья.0011
Традиционное уважение к старшим
Уважительное отношение к старшим также основано на древних традициях. Считается недопустимым не помогать им, спорить с ними, хмуро смотреть на них или выражать недовольство, ждать от них благодарности за оказанную услугу или напоминать об этом. Таможня требует почитания родителей и пожилых людей. Туркменская пословица гласит: «Золото и серебро не стареют, отец и мать бесценны». Отец как глава семьи имеет право оценивать поведение своих детей и обязан их защищать. Дети должны поклоняться своим матерям и уважать их. Малейшее проявление неуважения или невнимания к матери не только осуждается людьми, но и должно пресекаться на месте.
Традиции нравственности
Туркмены – высоконравственные люди. В отношении к жизни культивируют гостеприимство, почитание старших, скромность, благородство, правдивость, честность, смелость, искреннее великодушие. Говорят: «Сдержать слово может только благородный человек».
Туркмены высоко ценят идею чести. «Моя честь — это честь моей семьи, моей нации, моего народа», — любят повторять они время от времени. Туркмены обладают сильно развитым духом родства.
Туркмены всегда ценили искренность. «Говори правду, даже если она против тебя». Долг и обязанность чтятся, легкомыслие и болтливость порицаются.
Туркменское общество всегда отрицательно относилось к злословию, говоря, что «кто сплетничает с тобою, может сплетничать и о тебе». Презирались и такие недостойные черты, как трусость и неблагодарность.
Туркмены ценят дружбу и любовь, поддерживают дружеские отношения с соседями. По этому поводу существует ряд народных поговорок: «Прежде чем строить дом, узнай, кто твой ближний», «Если твой сосед счастлив, ты будешь счастлив», «Прежде всего позаботься о ближнем», « Сосед по соседству лучше, чем дальний брат».
Свадебные ритуалы
Свадьбы – это центр туркменских традиций и обычаев, где можно многому научиться из многочисленных обычаев и обрядов. Одну из ведущих ролей в них играла одежда. Считалось, что они даже обладают магическими свойствами защиты и очищения.
Платок
Платок имел большое значение в свадебных обрядах. В день «гелин той» (свадьба невесты) женщины со всей страны приносили свои свадебные подарки и сладости, завернутые в платки. Когда они собирались уходить, то получили обратно свои платки, полные подарков, равных тем, которые они привезли. Сам большой платок считался своеобразным подарком. Платок был самым ценным призом на мужских соревнованиях. Подробнее…
Платье
Только определенные «счастливые» дни, подходящие для раскроя и пошива свадебного платья. От этого во многом зависело благополучие невесты. Платье пилили в доме невесты из ткани, подаренной женихом. Платье должна была раскроить самая уважаемая женщина села, многодетная мать вместе с близкими подругами невесты. Им разрешили забрать лоскутки ткани — на удачу. Подробнее…
Подвески
Почти вся свадебная одежда туркменок помимо своего прямого назначения выполняла еще и роль оберега. Наряд невесты состоял из различных амулетов, призванных защищать ее от злых сил, помогали ей оставаться здоровой и богатой. Например, даже само свадебное платье из традиционной красной ткани могло вызвать зависть, привлечь «дурной глаз»; поэтому невесту предполагалось оберегать всеми возможными способами. Чтобы скрыться от чужих глаз, невеста надевала накидку, закрывающую голову, амулеты и обереги, которые, как считалось, обладали охранными силами. Подробнее…
- Свадебные традиции
- Талисманы и обереги
- Головной убор
- Платок
- Свадебное платье
- Национальная одежда
Культура Туркменистана
- Главная
- Туркменистан
- Культура
Культура Туркменистана обладает почти гипнотическим очарованием своей грубой и бесподобной аутентичностью. Под влиянием древних иранских империй, тюркских кочевых племен, оседлых народов близлежащей Бухары и жителей побережья Каспийского моря обычаи, сформировавшиеся на суровых просторах Туркменистана, с гордостью пережили пески времени. Уникальные традиции Туркменистана теперь можно оценить в путешествии по этой малопосещаемой стране Центральной Азии, где туристы могут прокатиться на чистокровном ахалтекинце, услышать экзотическое бренчание гиджака, насладиться традиционным представлением бахши, купить туркменский платок и трепетать перед многовековым процессом ковроткачества.
Туркменские ахалтекинские лошади
Туркменских ахалтекинцев – одна из самых редких и высоко ценимых пород в мире. Считается, что они произошли от вымершей нисейской лошади современного Ирана, их имя является отсылкой к оазису под названием Ахал и местному племени, известному как теке. Эти жеребцы-одиночки веками были неутомимыми помощниками местных кочевников и воинов, но их ценность не ограничивается скоростью и ловкостью: грациозные, тонконогие и красивые, они похожи на ожившие статуэтки. В 20-м веке ахалтекинская лошадь получила международную известность после того, как доказала свои способности на международных соревнованиях, и одна из них даже пополнила конюшни королевы Елизаветы II. Культурное достояние Туркменистана теперь имеет национальный праздник, посвященный этому величественному коню. Туристы могут посетить конюшни недалеко от Ашхабада, чтобы взять уроки верховой езды и полюбоваться этими роскошными животными.
Туркменские ковры
Туркменские ковры – такой же символ Туркменистана, как тюльпаны Голландии и сигары Кубы. Исторически кочевые племена использовали ковры в качестве молитвенных ковриков, предметов декора, гардеробов, кроватей, обогревателей для юрт и подкладок для верблюдов. Навыки ковроткачества передавались от матери к дочери из поколения в поколение, и, помимо соблюдения определенных техник, женщины должны тщательно выбирать качественные материалы и красители. Туркменские ковры отличаются строгими геометрическими узорами и различными оттенками красного, но каждое племя использует индивидуальный дизайн и уникальный орнамент, который не повторяется больше нигде. Для создания каждого ковра требуется невероятное количество времени и невероятное мастерство, и поэтому он высоко ценится, а некоторые из самых исторических образцов выставлены в Музее туркменского ковра в Ашхабаде.
Туркменская одежда и украшения
Туркменская одежда и украшения призваны отражать социальный статус человека и регион происхождения, защищать от сглаза и оградить от неумолимого климата. Даже сегодня многих людей в Туркменистане все еще можно увидеть в традиционном костюме, который для мужчин включает в себя вышитые рубашки, изготовленную на заказ обувь и овечьи шапки, называемые тельпек, а для женщин — халат и специальный головной убор. Оттенки красного цвета особенно распространены в туркменской одежде, поскольку считается, что красный цвет обладает способностью отражать зло. Ювелирные изделия также ценятся и как амулет, и как знак социального статуса. Его могут носить мужчины, женщины и даже ценные лошади, и он традиционно изготавливается из серебра. Туркменские украшения часто включают вставки из драгоценных камней, обладающих магическими свойствами, а также изображения насекомых и животных, считающихся связующим звеном между человеком и природой.
Туркменская музыка и танец
О древних корнях туркменской музыки и танца свидетельствуют вековые предметы быта, украшенные изображениями музыкантов, исторические сказания об искусных поэтах-песенниках, сохранившиеся в местном фольклоре. Наиболее примечательным среди местных танцев является представление куштдепди, характерное для племени йомутов с побережья Каспийского моря, но теперь популярное на национальных фестивалях по всей стране. Куштдепди, признанный ЮНЕСКО спектакль, исполняется с особой точностью, чтобы передать особое значение. Такие танцы часто сопровождаются традиционной полифонией, ритуальными инструментами и множеством видов колокольчиков. Другие популярные инструменты сегодня включают струнный дутар и туйдук, духовой инструмент, который связан с шаманскими церемониями, напоминающими древние религии Туркменистана, и до сих пор исполняется на местных праздниках.
Туркменский фольклор
Одним из самых любимых воплощений туркменского фольклора являются бахши, странствующие ораторы-музыканты, которые кочевали из села в село, имея при себе лишь столовые приборы и струнный дутар. Песни бахши, которые исполнялись часами, пересказывали народные легенды и популярные литературные произведения. Со временем бахши стали настолько почитаемы в культуре Туркменистана, что теперь у них есть свой национальный праздник. Не менее важными были романтические народные песни и мелодии, называемые айдими, которые были сосредоточены на повседневных темах, начиная от материнства и детских игр и заканчивая свадьбами, ручным трудом, ковроткачеством и дойкой верблюдов. Своеобразие туркменской фольклорной музыки проявляется в уникальной манере пения с большим напряжением голосовых связок и высоким голосом, чертами, развившимися в связи с ландшафтом страны и кочевым образом жизни народа.
Туркменская литература
Туркмены произошли от древнего народа, известного как тюрки-огузы, и именно литературное развитие этих народов в VII веке создало прецедент для современной туркменской литературы. Местное повествование достигло своего апогея в 18 веке в произведениях Махтумкули Пираги, отца туркменской литературы. Махтумкули Пираги на основе народных песен и нового поэтического стиля сочинил более 800 стихотворений, принесших ему известность во всей Средней Азии.