Туркменистан религия: Религия в Туркменистане. Ислам: суннизм и шиизм. Суфизм.

Туркменистан. Общий обзор.

Численность населения – около 6,5 млн. человек. Столица – Ашхабад (0,9 млн. человек). Денежная единица – манат (1 долл. США – 2,85 манат). Государственный язык – туркменский. Религия — ислам суннитского толка.

Историческая справка.

Территория современного Туркменистана – одна из областей древнейших поселений человека. Археологические находки свидетельствуют, что во втором тысячелетии до н. э. здесь возникли крупные поселения, появились ремесла (гончарное ремесло, металлообработка).

Географическое расположение Туркменистана на оживленных торговых путях древнего мира обусловило сложный ход развития цивилизации в этой части Средней Азии. В VI веке до н. э. здесь проходили войска персидского царя Кира. Спустя два столетия Александр Македонский, разгромив Персидское царство, включил эти территории в свою империю, которая через полтора столетия тоже распалась.

В 247 году до н.э. на территории современного Туркменистана сложилось Парфянское царство с резиденцией в крепости Ниса (близ современного Ашхабада), а также богатые города – центры одноименных экономических областей – Мерв (ныне Мары) в дельте реки Мургаб и Дахистан в долине реки Атрек.

В период зарождения и становления Парфянского государства обитавшие здесь кочевые ираноязычные племена саков и масагетов, смешиваясь с земледельцами оазисов, способствовали формированию глубинных корней родословного дерева туркмен.

С северо-востока на земли Туркмении проникали гунны – тюркоязычные племена, которые также сливались с коренным населением. С VI века здесь установилась власть Тюркского каганата, и сложились племена западных огузов, ставшие ещё одним этногенетическим истоком будущего туркменского народа.

В середине VII века началось завоевание территории арабами и обращение населения в ислам. В IX веке власть арабских завоевателей ослабла и с середины XI века на территории Туркменистана обосновались огузские племена – сельджуки. XI – XIII века стали временем экономического подъема. В 20-х годах XIII века территория современного Туркменистана подверглась опустошительному нашествию монголо-татарских орд Чингисхана.

Процесс формирования туркменского этноса в основном завершился в XV веке, но из-за непрекращающихся межплеменных и межродовых противоречий образовать своё государство туркменам не удавалось. XVI – XVIII века знаменуются сменой правящих династий и образованием новых империй, в ходе массовых передвижений и завоеваний кочевых племен территория Туркменистана оказывалась в составе Хивинского и Бухарского ханств, частично под властью Ирана.

В XIX веке начался процесс присоединения туркменских земель к России. С 1881 года территория современного Туркменистана именовалась Закаспийской областью России. В 1917 – 1918 годах в Закаспийской области была установлена советская власть. 30 апреля 1918 года на V съезде Туркестанского края была образована Туркестанская АССР в составе РСФСР. 27 октября 1924 года из разрозненных территорий, заселенных туркменами, была образована Туркменская ССР.

22 августа 1990 года Верховным Советом Туркменской ССР была принята Декларация о государственном суверенитете республики. 27 октября 1991 годаТуркменистан провозглашен независимым государством. 2 марта 1992 года Туркменистан стал членом ООН.

Географическая справка.

Территория Туркменистана вторая по площади (491210 тысяч км2) среди пяти стран Центральной Азии расположена в зоне пустынь, севернее хребта Копетдаг Туркмено-Хорасанской горной системы, между Каспийским морем на западе и рекой Амударья на востоке. Туркменистан граничит на севере с Республикой Казахстан, на северо-востоке и востоке – с Республикой Узбекистан, на юго-востоке – с Исламской Республикой Афганистан, на юге – с Исламской Республикой Иран, на западе его естественную границу представляет Каспийское море.

Для Туркменистана характерен резко континентальный и исключительно сухой климат с большой годовой и суточной амплитудой температур, малой влажностью воздуха, высокой испаряемостью и небольшим количеством осадков.

Внутренние воды. Проблема пресной воды играет в Туркменистане решающую роль во всех областях жизни. Дефицит воды обусловлен географическим положением и климатом. Густота речной сети наименьшая среди государств Центральной Азии. Самые большие реки: Амударья -1415 км, Теджен — 1150 км, Атрек — 669 км, Мургаб – 530 км.

Государственное и политическое устройство.

В соответствии с Конституцией (новая редакция утверждена 26 сентября 2008 г.) Туркменистан — демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики.

Туркменистан – государство постоянного нейтралитета, признанного 12 декабря 1995 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Глава государства и исполнительной власти — Президент Туркменистана, Председатель Кабинета Министров Туркменистана Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич. Избран 14 февраля 2007 г. сроком на пять лет, в феврале 2012 года он был переизбран на второй пятилетний срок.

Высший законодательный орган – Меджлис (парламент).

Национальный праздник – День независимости (27 октября).

Природные ресурсы.

Основой экономического развития Туркменистана является богатая минерально-сырьевая база, в частности – углеводородные ресурсы (газ, нефть).

Наряду с углеводородными ресурсами в стране разведаны месторождения твердых полезных ископаемых, в том числе целестина, угля, самородной серы, минеральных солей, каолина, бентонита, озокерита. Туркменистан занимает одно из ведущих мест в мире по запасам гидроминерального сырья, в частности, межкристальных и поверхностных рассолов залива Гарабогазгол, подземных йодобромных вод, пластовых вод нефтяных, газовых и серных месторождений.

В последние годы ускоренное развитие получили в стране топливно-энергетический комплекс, перерабатывающие отрасли, такие как нефтеперерабатывающая, химическая, нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лёгкая (особенно текстильная), пищевая промышленность и др.

Стратегическими отраслями в аграрном секторе являются хлопководство и зерноводство.

Туркменистан активно развивает транспортную инфраструктуру железных и автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи, создает морской торговый флот.

Население.

Туркменистан относится к странам со средним уровнем урбанизации — доля городского населения составляет около 50 процентов (2009г. ). В структуре постоянного населения Туркменистана доля женщин на 1 января 2009 года составила 50,1 процента, причем она практически одинакова как среди городского, так и сельского населения.

Туркменистан – многонациональная страна. Преобладающая нация – туркмены. Кроме них в стране проживают русские, узбеки, казахи, татары, украинцы, армяне, азербайджанцы. Туркмены проживают повсеместно. Русское, украинское, армянское, татарское население сосредоточено большей частью в городах. Узбеки живут в основном в районах, примыкающих к Узбекистану, казахи – преимущественно на севере и западе Туркменистана.

Русский язык используется для межнационального общения.

Административно-территориальное деление.

Туркменистан по административно-территориальному устройству состоит из велаятов (областей), городов с правами велаята, этрапов (районов), городов с правами этрапа, городов в этрапе, генгешликов (территория одного или нескольких сёл образуют генгешлик). В Туркменистане насчитывается 5 велаятов: Ахалский, Балканский, Дашогузский, Лебапский и Марыйский. Ашхабад приравнен к велаяту и включал в себя три этрапа. В настоящее время в связи (2013год)с присоединением пригородных поселков и городов Абадан, Рухабат и др. в Ашхабаде 6 этрапов.

Крупнейшие города Туркменистана: Туркменбаши (быв. Красноводск), Дашогуз (быв. Ташауз), Мары и Туркменабат (быв. Чарджоу).

Участие в интеграционных образованиях.

Туркменистан является ассоциированным членом Содружества Независимых Государств (СНГ).
С 1992 года Туркменистан вместе с Азербайджаном, Афганистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном участвует в работе созданной в 1985 году по инициативе Ирана, Пакистана и Турции межправительственной региональной Организации экономического сотрудничества.

Праздничные и памятные дни в Туркменистане.

• 1-ое января – Новый год
• 12-ое января – День памяти
• 19-ое февраля – День государственного флага Туркменистана
• 8-ое марта Международный женский день
• 21-22 марта – Национальный праздник Весны («Новруз байрамы»)
• 9-ое мая – День Победы в Великой Отечественной Войне
• 18-ое мая — День Конституции и День поэзии Махтумкули
• 6-ое октября – Национальный день поминовения
• 27-28-ое октября — День независимости Туркменистана
• 12-ое декабря — День Нейтралитета Туркменистана

Даты празднования отмечаемых в исламской религиозной традиции дней «Курбан байрамы» и «Ораза байрамы» определяются Кабинетом Министров Туркменистана

Брейся и служи.

За что в Туркменистане преследуют Свидетелей Иеговы и правоверных мусульманБрейся и служи. За что в Туркменистане преследуют Свидетелей Иеговы и правоверных мусульман

Татьяна Зверинцева

Туркменистан

1 февраля 2021, 13:17

Тексты

Монумент Независимости Туркменистана. Фото: Burhan Ozbilici / AP

В январе 2021 года в Туркменистане сразу шестерых последователей организации Свидетели Иеговы повторно приговорили к лишению свободы за отказ служить в армии, а «подозрительно» бородатых молодых мужчин начали забирать в отделения полиции, где заставляли пить водку. «Медиазона» разбиралась, как в стране, где государственная идеология имеет все признаки религии, живется последователям настоящих конфессий.

Веруем в Туркменбаши

В течение первых лет независимости в Туркменистане набирал силу культ личности первого президента Сапармурата Ниязова, получившего титул Туркменбаши — «главы всех туркмен». Официальные нормативные акты, начиная с Конституции, в основном были написаны по лекалам ООН и не вызывали подозрений у международной общественности.

Однако в реальности главным законом страны стала не Конституция, а написанная Ниязовым в 1991-2002 годах книга «Рухнама», представляющая собой синкретический набор националистических, альтернативно-исторических и философских идей. В отмирающем самиздате и зарождающемся интернете можно было найти большое количество схожих творений за авторством множества «учителей».  Но у Ниязова было преимущество: к моменту завершения работы над книгой он успел стать в своей стране фактически монархом. Поэтому «Рухнаму» начали преподавать в школах, по ней проводили экзамены при приеме в вузы и на работу, на ней приносили клятвы, в 2005 году ее даже доставили в космос на российской ракете «Днепр», запущенной с космодрома в Байконуре.

По состоянию на январь 2010 года, согласно данным, представленным в докладе правительства Туркмении в ООН, в республике действовало 123 религиозных организаций, имеющих официальную регистрацию: около 100 из них мусульманские, 13 — приходы Русской Православной церкви, а остальные — Адвентисты Седьмого Дня, баптисты, община Бахаи Туркменистана и Общество Сознания Кришны.

Около 90% граждан Туркменистана определяют себя как мусульмане-сунниты, около 5-8% — как православные христиане. Однако даже эти религии в независимом Туркменистане разрешили исповедовать лишь в той мере, в какой они не противоречили культу личности Туркменбаши. Так, через год после смерти Ниязова, в 2007 году, на официальном сайте Московского патриархата была опубликована статья, в которой события, происходившие в Туркменистане в последние годы, определили как «рухнамизацию православия» — священникам рекомендовалось использовать цитаты из «Рухнамы» в проповедях. 

Еще сложнее ситуация с исламом, которому уделялось больше внимания, как самой массовой религии. Уже в предисловии к «Рухнаме» Ниязов написал, что эта книга рождена «волею Всемогущего и Всемилостивейшего Аллаха». С одной стороны, мусульманам не пришлось страдать из-за недостатка мечетей (их стали строить в больших количествах) или из-за сложностей с празднованием религиозных праздников (они официально стали выходными днями). С другой стороны, учение ислама зачастую стало служить лишь ширмой для государственной идеологии, а проявления настоящей религиозности власти начали рассматривать как признаки инакомыслия.

Из рухнамизации в аркадагизацию

В 2004 году в стране разом получили официальную регистрацию общины пятидесятников, баптистов, адвентистов, бахаистов и кришнаитов. Впрочем, в 2005 году как минимум кришнаитов в Туркменистане продолжали преследовать, как и раньше. Сначала им запрещали проводить собрания в квартирах, объясняя, что они мешают соседям, а затем вообще объявили, что собираться можно только в помещениях, арендованных у государства. Но арендовать их оказалось невозможно.  

СтатьяТанцы вокруг Бердымухамедова. Беглецы из Туркменистана — о страхе, нищете, взятках, слежке и новой жизни на Босфоре

В 2010 году один из туркменских кришнаитов рассказал правозащитникам, что его единомышленники, несмотря на регистрацию, постоянно замечают наблюдение спецслужб. Тогда же представитель одной из протестантских общин отметил, что чиновники постоянно нарушают права его единоверцев. В частности, были задержаны 47 человек из протестантского летнего лагеря для молодежи. «Они говорят, что у них есть свои неписаные законы. Они плевать хотели на Конституцию», — посетовал член общины. 

В 2010 году стало известно, что государство пристально следит даже за мусульманами-суннитами. Например, среди госслужащих не поощрялось следование религиозным обрядам. Они были вынуждены организовывать церемонию обрезания детей так, чтобы это выглядело как инициатива родственников. «Я не хочу проблем на работе», — говорил правозащитникам чиновник, который устраивал церемонию таким образом. Позже произошел сдвиг от «рухнамизма» к почитанию второго президента Гурбангулы Бердымухмедова, присвоившего себе титул Аркадаг. 

На Бердымухамедова поначалу возлагали надежды в плане демократических реформ, но новый лидер ограничился лишь постепенным исключением «Рухнамы» из жизни общества и сносом большинства памятников предшественнику. 

Свидетели Козлицкого

Большинство новостей о преследовании религиозных меньшинств в Туркменистане связано со Свидетелями Иеговы. Один из постулатов этого движения гласит: «Мы не желаем приписывать власть спасения человекам, поклоняясь и отдавая честь кому-либо из людей или же какому-либо знаку или вещи».

Центральная Азия для Свидетелей Иеговы — территория давно освоенная. Одним из первых последователей этого учения в Российской Империи был Семион Козлицкий, который в конце XIX века побывал на встрече с единомышленниками в США и, вернувшись домой, начал проповедовать идеи Свидетелей Иеговы. За это его сослали на пожизненную каторгу в поселок Бухтарма Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области. Но и там Семион продолжал активную пропаганду вплоть до своей смерти в 1935 году в возрасте ста лет. 

В 2002 году, когда казахстанский религиовед Артур Артемьев опубликовал исследование о местных Свидетелях Иеговы, в селах Восточно-Казахстанской области еще можно было встретить пожилых учеников самого Козлицкого. А другие Свидетели прибыли в Казахстан после того, как в 1965 году Верховный Совет СССР снял с них ограничения по спецпоселению в Сибири и на Дальнем Востоке.

В Туркменистане, как выяснил тот же Артемьев, первые семьи Свидетелей Иеговы появились не позднее начала 1970-х годов. В 1980-х годах они начали формировать общины — подпольно, поскольку в СССР деятельность Свидетелей Иеговы все еще считалась незаконной. Их успели официально зарегистрировать как религиозную организацию лишь 27 марта 1991 года — за считанные месяцы до распада Советского Союза. В 1990-е годы, по данным Артемьева, в Туркменистане насчитывались около тысячи Свидетелей Иеговы, собранных в шесть общин.  

Бой без оружия 

Свидетели Иеговы даже в момент внезапного всплеска религиозной свободы в 2004 году не получили регистрацию. Еще с ниязовских времен молодых последователей движения регулярно приговаривали к лишению свободы за отказ служить в армии. В начале нулевых годов Курбан Закиров, изначально осужденный за уклонение от призыва, уже в колонии получил увеличение срока с одного года до восьми лет за попытку нападения на охранника. 

В 2011 году 39-летний Владимир Нурыллаев, по возрасту уже не подлежащий призыву, получил четыре года якобы за хранение порнографии. В 2012 году по той же статье и на тот же срок осудили Свидетеля Иеговы Айбека Салаева. Обвинения в хранении порнографии Нурыллаеву предъявили после того, как нашли у него дома религиозную литературу, а Салаеву — после того, как полиция разогнала собрание Свидетелей Иеговы, на котором он присутствовал. По информации норвежской правозащитной организации «Форум 18», отслеживающей нарушения права на свободу вероисповедания, и Салаев, и Нурыллаев подверглись пыткам, однако полный срок не отбыли, попав под амнистию. Впоследствии Комитет ООН по правам человека признал их преследование незаконным. 

Туркменистан позиционирует себя как миролюбивая страна — в 1990-е годы был обозначен статус нейтрального государства, не поддерживающего другие страны ни в каких вооруженных конфликтах. День нейтралитета 12 декабря — один из основных государственных праздников. Численность вооруженных сил республики составляет более 36 тысяч человек. В рейтинге Global Firepower армия Туркменистана занимает 86 место из 138.

Статья 219 Уголовного кодекса Туркменистана — уклонение от призыва на военную службу — остается для Свидетелей Иеговы стандартной. Их учение строго запрещает брать в руки оружие и вообще поддерживать какие бы то ни было военные структуры. Туркменская армия за годы независимости ни разу не участвовала в боевых действиях, а вместо боевой подготовки солдаты занимаются сбором фисташек и уборкой хлопка. Однако Свидетели Иеговы требуют принять их на настоящую, официальную альтернативную гражданскую службу. В этом их неоднократно поддерживал Комитет ООН по правам человека, настоятельно рекомендующий властям ввести такой вид службы. Власти проигнорировали эти призывы.

Из срока в срок

По информации «Форума 18», отслеживающей нарушения права на свободу вероисповедания, по состоянию на январь 2020 года в туркменских колониях находятся 14 Свидетелей Иеговы. Причем шестеро из них были осуждены в январе 2021 года, прямо перед туркменским Днем защитника Отечества 27 января. Все эти молодые люди, а также еще трое осужденных ранее отбывают сроки повторно. То есть в 18 лет их призвали в армию, они потребовали обеспечить им возможность альтернативной гражданской службы, после чего были впервые лишены свободы на один-два года. Вскоре после освобождения их вновь пригласили в военкомат, вновь услышали отказ и вновь осудили. 

Правозащитники отмечают, что власти Туркменистана нарушают прописанный в национальном законодательстве универсальный международный принцип — человека нельзя дважды судить за одно преступление. Однако формально преступлением считается не принципиальное неприятие военной службы, а сам факт отказа от призыва. Сначала человек отбывает срок за один отказ, потом — за другой. Теоретически, таким образом власти Туркменистана могут держать Свидетелей Иеговы в заключении хоть до окончания призывного возраста, то есть до 27 лет. 

Комитет ООН по правам человека вынес уже 13 решений в пользу 15 Свидетелей Иеговы из Туркменистана, признав, что они подверглись преследованиям по религиозному признаку. Но власти не обращают на это внимания точно так же, как и на любую критику от международных организаций.

И в мечети все не так

Мусульманам суннитского толка в Туркменистане тоже живется непросто, хотя по гостелевидению можно увидеть, как Бердымухамедов торжественно открывает очередную мечеть или дает садака на гонорары от своих книг.

Так, отказаться от бритья бороды в стране имеют право лишь аксакалы в возрасте старше 55-60 лет. А против более молодых желающих носить бороду полиция регулярно проводит рейды. В 2016 году их не только заставляли бриться, но и принуждали выпить водки и закусить свининой. В начале 2021 года эту практику возродили, но теперь полицейские ограничиваются водкой, а также заставляют оплатить штраф. В период экономического кризиса, усугубленного эпидемией COVID-19, мясо в стране, переживающей постоянный продовольственный дефицит, считается редкостью. 

Мусульманам, которых вызывают на допросы из-за частого упоминания бога в разговорах или увольняют со службы из-за совершения намаза, приходится даже тяжелее, поскольку Свидетели Иеговы — христианское движение, распространенное во множестве стран мира и пусть кое-где запрещенное, но никогда не обвиняемое в склонности к насилию. А борьба с «чрезмерно активными» (то есть в принципе соблюдающими какие-то религиозные нормы) последователями ислама проводится под флагом предотвращения экстремизма и ваххабизма. ООН и международные организации куда с меньшей охотой защищают людей, подозреваемых в причастности к столь радикальным течениям.

Однако сильного возмущения у народа это не вызывает. Во многом из-за того, что в целом современные туркмены не особенно религиозны. К этому есть объективные причины: пожилые граждане Туркменистана выросли в атеистическом СССР, зрелые люди — в ниязовскую эпоху, а молодежь с детства наблюдает вокруг портреты Бердымухамедова. Хотя и кочевым племенам, много веков населявшим территорию Туркменистана, не была свойственна активная ритуальная религиозность: здесь всегда было меньше мечетей и медресе, а население предпочитало молиться дома.

Большинство местных жителей считает, что ислам — это просто сплав народных традиций и общепризнанных этических норм. То есть Аллах требует от них не убивать и не обманывать, но на чтении Корана и соблюдении Сунны он не настаивает. И в сегодняшнем Туркменистане, где практически не издается, например, религиозной литературы, регламентацией всех сфер жизни, начиная от цвета автомобилей и заканчивая формой одежды, занимается государство — через созданный им бюрократический аппарат и силовые структуры.

  • Джихад без конца. Планируют ли талибы построить всемирный халифат, и почему их борьба с ИГ в Афганистане — не то, чем кажется

    Статья 11 мая 2023, 11:40

  • Друзья в Улан‑Баторе. Как российская пропаганда войны работает в Монголии

    Статья 4 мая 2023, 13:05

  • Аркадаг в Аркадаге. Вслед за «раздвоением президентов» в Туркменистане «раздвоилась» столица

    Статья 27 апреля 2023, 12:46

  • «Диана, ты будешь лежать». Казахстанки рассказывают, как оказались в психбольнице против своей воли

    Статья 20 апреля 2023, 12:03

  • Статья 11 апреля 2023, 14:56

Ещё 25 статей
  • 16 мая 2023, 11:56Суд в Бишкеке отпустил под домашний арест бывшего чиновника, который устроил стрельбу около ночного клуба
  • 15 мая 2023, 20:16Силовики назвали фейком информацию о смерти жительницы Усть‑Каменогорска после визита в полицию
  • 15 мая 2023, 17:13Казахстанской полиции предоставят право заводить дела о бытовом насилии без заявления от потерпевших
  • 15 мая 2023, 16:23На таджикистанцев, запустивших воздушные шары в центре Москвы, составили протоколы о «дискредитации» армии
  • 15 мая 2023, 14:44Адвокат: жительница Усть‑Каменогорска умерла после допроса в полиции
Все новости

Религия и светское государство в Туркменистане

Резюме

С момента обретения независимости от Советского Союза в 1991 году в повседневной жизни Туркменистана наблюдается усиление присутствия религии. Ислам был краеугольным камнем туркменской идентичности на протяжении веков и тем более в постсоветский период. Turkmeniçilik (туркменская идентичность) и Musulmançilik (мусульманская идентичность) коррелируют.

Как и в некоторых странах Центральной Азии, в Туркменистане проводится различие между традиционными и нетрадиционными религиозными практиками. В Туркменистане государство активно отдает предпочтение одной из форм традиционного ислама. То есть руководство мобилизует веру в построение постсоветской, национальной туркменской идентичности. Тем не менее, Туркменистан официально является светской страной с конституционными положениями об отделении государства от религии. Что это означает для религиозной практики в этой стране с мусульманским большинством? Какова роль государства в мобилизации религиозных практик, даже если оно ограничивает другие? И почему так мало внешних влияний на богослужение в Туркменистане?

Туркмены исторически были кочевым народом, который начал принимать ислам, когда они мигрировали на запад в 9 и 10 веках. Тем не менее, ислам — это религия, которая, как правило, процветала в урбанизированных обществах, которые могли создавать формальные институты, такие как мечети и медресе. Туркмены создали интенсивные и богатые религиозные практики, но они часто смешивались с доисламскими практиками или оттачивались в соответствии с кочевым образом жизни. Тем не менее, это не уменьшило значения религии в туркменской культуре, и ислам стал ключевым маркером туркменской идентичности.

Сегодня эта культура, ключевой гранью которой является ислам, вносит свой вклад в туркменскую национальную идентичность. Государство поощряет концептуализацию «туркменского ислама» или поклонения, основанного на почитании старших и святых, ритуалов жизненного цикла и суфийских практик. Тем не менее, это препятствует внешнему влиянию в большинстве сфер жизни, что приводит к ограниченному иностранному религиозному присутствию. Требования Конституции поддерживать светскую систему, в которой религиозные и государственные институты разделены. Тем не менее примеров вмешательства государства в религиозные дела предостаточно.

В то время как в первые годы независимости Туркменистана наблюдался рост религиозной практики и развитие таких институтов, как муфтият и строительство мечетей, сегодня это более регламентировано. Тем не менее, руководство правительства использует ислам, чтобы узаконить свою роль, спонсируя праздничные мероприятия, такие как обеды ифтар во время Рамадана или президентское паломничество в Мекку, Саудовская Аравия. Это спонсорство утвердило двух президентов страны (Ниязова и Бердымухамедова) как набожных туркменов, придав им ауру культурного авторитета. Таким образом, правительство продвигает особую форму «туркменского ислама», тесно связанную с национальной идентичностью и использующую религиозные символы для укрепления концепции национального государства.

В свете этого данное исследование направлено на то, чтобы пролить свет на отношения между государством, религией и обществом в Туркменистане, выдвигая на первый план модель светского управления, которой придерживается государство, несмотря на то, что оно принимает ислам как часть проекта национальной идентичности.

  • Религия и светское государство в Кыргызстане

    Йохан Энгвалл

    Резюме После обретения независимости религия стала еще более важным маркером идентичности в Кыргызстане, приобретая все большее практическое значение в повседневной жизни многих граждан. Это религиозное возрождение ставит […]

Узнать больше

Возрождение Ислама в Туркменистане – The Diplomat

Перекресток Азии | Общество | Средняя Азия

Хотя ислам был частью туркменской культуры на протяжении веков, публичная практика ислама в значительной степени подавлялась во времена Советского Союза, а также в раннюю эпоху независимости.

Фото: Государственные СМИ

Судя по неподтвержденным данным, в последнее десятилетие популярность ислама в туркменском обществе росла. Чем объясняется этот очевидный рост религиозности в Туркменистане?

Ислам проник на территории современного Туркменистана в IX-X веках после исламских завоеваний Средней Азии. По оценкам правительства США, по состоянию на 2021 год 89 процентов населения страны являются мусульманами (в основном суннитами), в то время как 9 процентов населения исповедуют православие, а оставшиеся 2 процента идентифицируют себя как «другие». Исходя из конституции страны, Туркменистан является светским государством, что обеспечивает отделение религии от государства и его политики. Конституция также обеспечивает свободу религии и право людей выбирать свою религию, выражать свои религиозные убеждения и участвовать в религиозных обрядах и церемониях.

В период существования Туркменистана в составе Советского Союза (1925-1991 гг.) исповедование ислама было строго ограничено для туркменского населения. Большинство мечетей и религиозных школ были закрыты. Советские власти сжигали арабские книги и не позволяли мусульманам занимать политические посты. В результате ислам был в значительной степени удален из общественной жизни. К 1970-м годам большинство ограничений на религиозные обряды были несколько смягчены, но границы все еще ощущались и были видны. Например, священный месяц Рамадан и другие религиозные праздники разрешалось отмечать публично. Хотя некоторые мечети были вновь открыты, религиозные школы, большое количество мечетей и религиозные организации по-прежнему были ограничены.

В годы после распада Советского Союза первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов заменил советскую пропаганду националистической туркменской идентичностью, которая имела некоторые общие ценности с исламом. Религиозные праздники и ритуалы были разрешены и объявлены государственными праздниками в стране. Также были вновь открыты мечети. Тем не менее, религия по-прежнему жестко контролировалась государством, и после обретения независимости ограничения снова резко возросли. Отращивание бороды у мужчин, поощряемое исламом, было запрещено в Туркменистане в 2004 году, и в последние годы это ограничение только ослабло.

Diplomat Brief

Еженедельный информационный бюллетень
N

Получайте информацию о событиях недели и развивайте сюжеты для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Получить информационный бюллетень

В соответствии с Законом Туркменистана 1991 года «О свободе совести и религиозных организациях» все религиозные группы обязаны зарегистрироваться в Министерстве юстиции. Процесс регистрации долгий и утомительный. Незарегистрированная религиозная деятельность стала правонарушением по статье 205 КоАП. Более того, только зарегистрированные религиозные организации могли ввозить из-за границы религиозные книги, что практически запрещало ввоз любых религиозных книг частным лицам. Муфтии, исламские священнослужители, назначаются правительством, что фактически позволяет Ашхабаду контролировать религиозный нарратив.

Государственный департамент США с 2014 года неоднократно присваивал Туркменистану статус страны, вызывающей особую обеспокоенность (CPC), за участие или допущение особо серьезных нарушений религиозных свобод. 15 ноября 2021 г. госсекретарь США снова включил Туркменистан в список стран-участниц, но также в очередной раз снял санкции в связи с неуказанными «важными национальными интересами Соединенных Штатов».

Элиты принимают ислам

Инаугурация нового президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова состоялась 19 марта, 2022 г., во время продолжающихся ограничений, связанных с пандемией (несмотря на то, что в Туркменистане официально не зарегистрировано ни одного случая заболевания COVID-19). Вскоре после этого, 29 марта, Бердымухамедов издал указ об ослаблении режима самоизоляции в стране, в том числе об открытии мечетей, закрытых с весны 2020 года. 23 апреля новый президент подписал указ о помиловании 514 заключенных. в честь священного Гадыра Гиджеси (известного в Исламе как Лейлятуль Кадр). 3 мая Сердар одобрил предложения глав пяти районов страны по строительству новых мечетей. А затем Бердымухамедов совершил свою первую зарубежную поездку в качестве президента, отправившись в Саудовскую Аравию с целью совершить маленькое паломничество в Мекку 1 июня. 

Реклама

Все эти жесты были сделаны в течение первых 74 дней его президентства. Племянники отца президента, бывшего президента Гурбангулы Бердымухамедова, такие как Шамырат Реджепов и другие (контролирующие крупные отрасли промышленности страны) после прихода к власти Сердара начали регулярно публиковать религиозные посты в своих публичных аккаунтах в Instagram. Некоторые люди утверждают, что растущее включение религии в политический класс связано с растущей популярностью ислама среди широких слоев туркменского общества, и Сердар использует это в своих интересах, используя религию как инструмент для повышения своей собственной популярности.

Хотя туркмены идентифицировали себя с исламом на протяжении веков, практика и публичные проявления религии не были столь очевидными, поскольку туркменская культура всегда имела приоритет над исламскими практиками (несмотря на многие сходства). Виктория Клемент отмечает, что туркмены создали интенсивные и богатые религиозные практики, но они часто смешивались с доисламскими практиками или были приспособлены к кочевому образу жизни. Однако в последнее десятилетие ислам становится все более популярным среди рядовых и элитных туркмен. Среди туркменских родителей широкое распространение получили имена новорожденных арабскими и исламскими именами. Более того, не только рядовые туркмены, но и представители элиты, эстрадные звезды, артисты и известные блогеры начали пропагандировать ислам, регулярно делясь цитатами из Корана. Пост в месяц Рамадан также стал более популярным. Такого быстрого и децентрализованного подъема ислама среди населения не было с советских времен.

Чем объясняется рост популярности ислама среди простых туркмен?

Мы можем оглянуться на создание турецких частных школ, управляемых движением Гюлена, первая из которых открылась в Туркменистане еще в 1993 году, как на создание всеобщего интереса к исламу. Всего организация открыла и управляла 17 школами, 10 образовательными центрами (обучение иностранным языкам, математике и технологиям) и одним университетом в Туркменистане. Эти школы считались одними из лучших в стране; они были популярными школами качества для детей элиты. Они преподавали в основном науку и технологии, но также знакомили и поощряли своих учеников следовать основным принципам и проповедям ислама. Школы Гюлена выпустили десятки тысяч выпускников за почти 20 лет своего существования до их закрытия в 2011 году. Те, кто учился в этих учреждениях, неизменно оказывали влияние на свою семью, друзей и соседей.

Турция также стала крупнейшим принимающим туркменских рабочих-мигрантов за последнее десятилетие, и эти мигранты принесли то, что они узнали об исламе, в свои социальные сети. Наконец, турецкие телеканалы и телешоу также стали более популярными среди туркмен, которые также знакомили туркменскую аудиторию с турецкой культурой, наряду с турецким пониманием ислама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *