Жителей Туркменистана вызывают на допрос за намаз и частое упоминание Бога и религии в разговорах
В Туркменистане полиция допрашивает верующих. По сообщениям корреспондентов Азатлыка в Лебапской и Дашогузской областях страны, в этих регионах кроме вызова верующих на допрос в правоохранительные органы, жителям рекомендуют воздерживаться от излишней религиозности.
«Органы опять начали вызывать на допрос верующих. В основном вызывают тех, кто ходит в мечеть, видимо имамы дают информацию. Также ведутся беседы с теми, кто ведёт себя по религиозным правилам. Например, читает намаз на работе, часто упоминает бога и религию в разговорах. Тех, кто работает в бюджетной сфере, предупреждают, что излишняя религиозность может иметь последствия вплоть до увольнения», сообщил корреспондент Азатлыка.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Верующих в Дашогузе допрашивают и заставляют сбрить бороду
Собеседники Азатлыка утверждают, что у полиции и органов национальной безопасности «много информаторов среди населения». Также, отмечают, что население подвергается проверке телефонов на наличие информации религиозной направленности.
«Осматривают их телефоны на предмет наличия религиозных фотографий и аудиозаписей»,- отмечает корреспондент Азатлыка.
О случаях допроса граждан сотрудниками служб безопасности сообщалось и раньше. В частности в феврале 2018 года источники Азатлыка в Дашогузе сообщали о случаях допроса посетителей мечетей, а также госслужащих с требованием прекратить совершение молитвы — намаза.
«Им задают следующие вопросы: Зачем читаете намаз? С кем общаетесь? Кто ваши родители? — затем, от них требуют не читать молитву и не посещать мечеть», — сообщил Азатлыку один из источников в Дашогузе, беседовавший на условиях анонимности. По его словам, допрашиваемых предупреждают о том, что в случае продолжения совершения намаза «в мечети или на рабочем месте, верующие будут уволены с работы».
По словам собеседников Азатлыка, трудовые мигранты, возвращающиеся в Туркменистан из зарубежных поездок, также подвергаются допросу и проверке на наличие религиозных взглядов, фото-видео материалов и литературы.
Праздник Рамадан в мечети «Ар Тогрул», АшхабадВ настоящее время среди посетителей мечетей и совершающих религиозные обряды жителей страны преобладают люди среднего возраста 30-40 лет.
Туркменистан является светским государством, большая часть населения исповедует ислам суннитского толка.
Свобода вероисповеданий в стране гарантирована национальным законодательством, а также международными обязательствами Туркменистана. Вместе с тем, ранее неоднократно сообщалось о случаях давления на верующих с требованием сбрить бороду, прекратить читать намаз, а также о случаях увольнения граждан с госслужбы, в том числе из рядов вооруженных сил Туркменистана за намаз.
Праздник Рамадан в мечети «Ар Тогрул», АшхабадУважаемый читатель, если Вы хотите связаться с Радио Азатлык, самый безопасный способ сделать это, мессенджеры Telegram и WhatsApp. Наши телефоны +420 724 168 989 и +420 773 797 383. В Туркменистане они работают через VPN.Здесь можно скачать наш бесплатный VPN Psiphon 3.
Радио Азатлык гарантирует Вашу конфиденциальность.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Верующие сообщают об увеличении размера пожертвований в мечетях Туркменистана
Туркмены
Туркмены — основное население независимого государства Туркменистан. Живут также в Узбекистане, Таджикистане, России (на Северном Кавказе, в Астраханской области), в Иране и Афганистане. Численность в Российской Федерации 33 тыс. чел. В России почти все именуют себя туркмены, очень редко — тюрк.
Общество
Этнографические группы
Язык
Религия
Занятия
Расселение
Кухня
Общество
Вплоть до XX в. у туркмен сохранялись племена с многостепенным родовым делением. Самыми крупными из них были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и чаудоры. Социальные отношения туркмен во второй половине XIX в. (накануне присоединения к России) были патриархально-феодальными. Политическая и экономическая разобщенность способствовала консервации родоплеменных социальных институтов, уживавшихся с феодализмом. Эти племенные и родовые связи играли большую роль и использовались родовыми вождями — феодалами. В 80-х гг. XIX в. туркменские земли были присоединены к России. В начале XX в. значение родоплеменного деления значительно ослабло.
Этнографические группы
В составе туркмен имеются этнографические группы, в силу исторических условий разобщенные настолько, что о каждой из них можно говорить как о маленьком народе. Отмечается существование не только общетуркменского, но и локально-группового самосознания. Заметная группа туркмен в России — трухмены. Они проживают на северо-востоке Ставропольского края (Туркменский и север Нефтекумского района). Предки трухмен переселились в конце XVII — начале XVIII в. с полуострова Мангышлак, отделившись от туркменских племен чоудор, игдыр и союнаджи. Язык трухмен — диалект туркменского языка c заметным влиянием языка ногайцев, c кочевьями которых граничили кочевья трухмен.
Язык
Туркменский язык относится к огузской подгруппе тюркских языков. Туркменский, так же как и другие языки среднеазиатских государств — бывших республик СССР, приобрел форму собственно языка со всеми присущими языку атрибутами, прежде всего письменной нормой, только после образования Туркменской ССР в составе СССР.
Религия
Туркмены исповедуют ислам суннитского толка. Придерживаются ханафитского мазхаба.
Занятия
Для хозяйства туркмен в дореволюционное время были характерны сочетание орошаемого земледелия со скотоводством и связанный с этим полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва), кочевавших со стадами, и оседлых земледельцев (чомры).
Расселение
Туркмены занимают юго-западную часть Средней Азии. Районы наиболее плотного расселения туркмен — оазисы долины Амударьи и предгорья Копетдага, в особенности бассейны рек Мургаба, Теджена и Атрека. Между этими районами лежит пустыня Каракумы. В России большинство туркмен живут в Ставропольском крае (13,9 тыс.), Астраханской области (2,2 тыс.) и Москве (3,5 тыс.).
Кухня
Основу туркменской кухни составляют мясные блюда. В разных регионах республики для них используют баранину или верблюжатину, мясо горных козлов, перепелок, фазанов. Традиционно говядину туркмены почти не используют.
Государственный департамент США
Резюме
Конституция предусматривает свободу вероисповедания и право людей выбирать свою религию, выражать и распространять свои религиозные убеждения, а также участвовать в религиозных обрядах и церемониях.
Конституция гарантирует отделение власти от религии и запрещает религиозным организациям «вмешиваться» в государственные дела. Закон о религии требует, чтобы все религиозные организации, в том числе те, которые ранее были зарегистрированы в соответствии с более ранней версией закона, регулярно перерегистрировались в Министерстве юстиции (МЮ), чтобы действовать на законных основаниях. По данным религиозных организаций, правительственные силы безопасности продолжали жестко ограничивать ввоз религиозной литературы, и по-прежнему было трудно получить места отправления культа. По данным Свидетелей Иеговы, на конец года 11 Свидетелей Иеговы, отказавшихся от военной службы, были заключены в тюрьму за отказ от военной службы; несколько человек были приговорены к тюремному заключению на срок от одного года до двух лет. Правительство продолжало не предлагать альтернативы гражданской службе лицам, отказывающимся от военной службы по убеждениям. В течение года правительство зарегистрировало одну новую религиозную организацию, а шесть религиозных организаций внесли поправки в свои уставы.Религиозные лидеры и другие лица снова заявили, что они не хотят публично высказываться о проблемах свободы вероисповедания из-за страха преследований, остракизма или публичного осуждения со стороны членов их семей, друзей и соседей. Многие граждане заявили, что подозрительность правительства к религии по-прежнему отражалась в частном секторе и что членство в религиозной организации меньшинства или даже «чрезмерное» выражение религии может привести к потере работы или возможности трудоустройства. Некоторые члены групп религиозных меньшинств сообщали о предрассудках общества в отношении религиозных групп, не являющихся мусульманами-суннитами или русскими православными.
На встречах и в официальной переписке с государственными чиновниками Посол, представители посольства и другие официальные лица США выразили озабоченность по поводу вопросов свободы вероисповедания, в том числе правового статуса лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям, факторов, определивших присвоение Туркменистану статуса страны, вызывающей особую обеспокоенность, возможность регистрации или перерегистрации религиозных групп, а также ограничения на ввоз религиозной литературы. Несколько раз в течение года посольство обращалось к президенту Гурбангулы Бердымухамедову с просьбой о помиловании всех Свидетелей Иеговы, заключенных в тюрьму за отказ от военной службы по убеждениям. В январе посол и другие должностные лица посольства вместе с послами и высокопоставленными должностными лицами европейских посольств встретились с 10 группами религиозных меньшинств, чтобы обсудить их проблемы в условиях ограничительной среды для свободы вероисповедания, включая проблемы перерегистрации, невозможность ввоза религиозная литература и отсутствие мест отправления культа.
С 2014 года Туркменистан был определен как страна, вызывающая особую обеспокоенность (CPC) в соответствии с Законом о международной свободе вероисповедания 1998 года, за участие или допущение особо серьезных нарушений свободы вероисповедания. 2 декабря 2020 года госсекретарь изменила статус Туркменистана в качестве КПК и объявила об отказе от санкций, сопутствующих назначению, как того требуют «важные национальные интересы Соединенных Штатов».
Раздел I. Религиозная демография
Правительство США оценивает общую численность населения в 5,5 миллиона человек (оценка на середину 2020 года). По оценкам правительства США, в стране проживает 89 процентов мусульман (в основном суннитов), 9 процентов православных и 2 процента представителей других национальностей. Есть небольшие общины Свидетелей Иеговы, мусульман-шиитов, бахаистов, католиков, членов Международного общества сознания Кришны и христиан-евангелистов, в том числе баптистов и пятидесятников.
Большинство этнических русских и армян идентифицируют себя как православные христиане и, как правило, являются членами Русской православной церкви или Армянской апостольской церкви. Некоторые этнические русские и армяне также являются членами небольших протестантских групп.
Существуют небольшие очаги мусульман-шиитов, состоящие в основном из этнических иранцев, азербайджанцев и курдов, некоторые из которых расположены в Ашхабаде, а другие вдоль границы с Ираном и в западном городе Туркменбаши.
По данным посольства Израиля, в стране проживает около 200 евреев.
Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания
Правовая база
Конституция предусматривает свободу религии и вероисповедания, а также право людей выбирать свою религию, выражать и распространять свои религиозные убеждения и участвовать в религиозных обрядах и церемониях. Конституция разделяет роли правительства и религии, устанавливая, что религиозным организациям запрещено «вмешиваться» в государственные дела или выполнять государственные функции. Конституция гласит, что государственное образование должно носить светский характер. Он предусматривает равенство граждан перед законом независимо от их религиозных предпочтений.
Закон требует, чтобы все религиозные организации, в том числе те, которые были зарегистрированы ранее, перерегистрировались в Минюсте, чтобы действовать на законных основаниях в стране всякий раз, когда организация меняет свой адрес или вносит поправки в свой устав. На практике, однако, религиозные группы де-факто обязаны проходить перерегистрацию примерно каждые три года. Закон разрешает регистрацию только тех религиозных организаций, которые имеют не менее 50 постоянно проживающих членов старше 18 лет. Закон определяет религиозную организацию как добровольное объединение граждан, исповедующих религию, организованное для совершения богослужений и иных обрядов и обрядов, а также для предоставления религиозного образования и зарегистрированы в соответствии с законодательством страны. По данным Министерства иностранных дел, в стране насчитывается 132 религиозные организации, представляющие мусульманские, христианские и другие религиозные группы; большинство (109) мусульмане.
В соответствии с законом на Государственную комиссию по религиозным организациям и экспертизе религиозных информационных ресурсов (ГКРОЭИРИР) возложена помощь зарегистрированным религиозным организациям в работе с государственными органами, разъяснение законодательства представителям религиозных организаций, мониторинг деятельности религиозных организаций по обеспечивать соблюдение закона, помогая переводить и публиковать религиозную литературу, а также способствуя взаимопониманию и терпимости между различными религиозными организациями. В законе говорится, что SCROEERIR должен одобрять всех лиц, назначаемых руководителями религиозных организаций, хотя закон не определяет процедуры получения необходимого одобрения. SCROERRIR действует под руководством Великого муфтия, назначаемого правительством, как и все другие высшие мусульманские священнослужители. Заместитель Председателя Кабинета Министров по вопросам образования, здравоохранения, религии, спорта, туризма, науки, новых технологий и инноваций курирует работу SCROEERIR. Председатель SCROEERIR также является председателем Департамента по работе с религиозными организациями Кабинета Министров. Один член SCROEERIR из Русской Православной Церкви.
Для регистрации организации должны предоставить SCROEERIR свою контактную информацию; подтверждение адреса; заявление о регистрации, подписанное учредителями и членами правления организации; два экземпляра устава организации; имена, адреса и даты рождения учредителей организации, а также оплатить регистрационный сбор в размере от 100 до 800 манатов (от 29 до 230 долларов США) в зависимости от места регистрации и других факторов. Как только SCROEERIR одобряет заявку на регистрацию, она передается в Минюст, который координирует межведомственный процесс утверждения с участием Министерства иностранных дел, Министерства национальной безопасности, Министерства внутренних дел и других государственных учреждений. В соответствии с государственными процедурами Минюст может дополнительно запросить биографические данные всех членов организации, подающей заявку на регистрацию. Закон гласит, что руководителями зарегистрированных религиозных организаций должны быть граждане, получившие «соответствующее религиозное образование», но не определяет этот термин. Каждая дочерняя община зарегистрированной религиозной организации также должна зарегистрироваться, и процесс регистрации такой же, как и для головной организации.
Налоговый кодекс предусматривает, что зарегистрированные религиозные организации освобождены от уплаты налогов.
Закон гласит, что Минюст не будет регистрировать религиозную организацию, если ее цели или деятельность противоречат конституции или если SCROEERIR не поддержит ее заявку. В законе не указаны стандарты, которые SCROEERIR использует для принятия такого решения. Закон возлагает на Генеральную прокуратуру контроль за соблюдением религиозной организацией конституции. В законе указывается, что суд может приостановить деятельность религиозной организации, если он установит, что организация нарушает конституцию; это приостановление может быть преодолено только в том случае, если организация представит документы, подтверждающие суд, что деятельность, которая привела к приостановлению, была прекращена. В законе также указывается, что основаниями для ликвидации религиозной организации являются действия, «нарушающие права, свободы и законные интересы граждан» или «наносящие вред их здоровью и нравственности».
Кодекс об административных правонарушениях, распространяющийся на религиозные организации, устанавливает перечень штрафов за осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации.
Незарегистрированные религиозные организации и незарегистрированные филиалы зарегистрированных религиозных организаций не могут на законных основаниях осуществлять религиозную деятельность; установить места отправления культа; собираться на богослужения, в том числе в частных домах; производить или распространять религиозные материалы; или прозелитизировать. Любая такая деятельность карается как административное правонарушение штрафом в размере от 100 до 2000 манатов (29 долларов США).до 570 долларов), с более высокими штрафами для религиозных лидеров и меньшими штрафами для мирян.
Закон гласит, что должностные лица Минюста имеют право посещать любые религиозные мероприятия, проводимые зарегистрированной религиозной организацией, и задавать вопросы религиозным лидерам о любом аспекте их деятельности.
Административный кодекс предусматривает штрафы в размере от 200 до 500 манатов (от 57 до 140 долларов США) для должностных лиц, которые нарушают право человека на свободу вероисповедания или право воздерживаться от отправления культа, но на практике это не применяется.
Уголовный и Административный кодексы предусматривают наказание за травлю членов зарегистрированных религиозных организаций со стороны частных лиц. Согласно административному кодексу воспрепятствование осуществлению свободы вероисповедания наказывается штрафом в размере от 1000 до 8700 манатов (от 290 до 2500 долларов США) или арестом на срок от 15 суток до одного года «исправительных работ», предполагающих отбывание наказания в государственных учреждениях. назначенное место в тюрьме рядом с домом или в месте, удаленном от дома. Если воспрепятствование связано с физическим нападением, наказание может повлечь за собой до двух лет лишения свободы. Согласно Уголовному кодексу, размер штрафа составляет от 5 до 10 среднемесячных заработных плат физического лица (от 4350 до 8700 манатов или от 1200 до 2500 долларов США).
Закон позволяет зарегистрированным религиозным организациям создавать образовательные учреждения для подготовки священнослужителей и других религиозных деятелей после получения на это лицензии. Кабинет Министров устанавливает порядок получения лицензии. Закон также устанавливает, что лица, преподающие религиозные дисциплины в религиозных учебных заведениях, должны иметь богословское образование и должны осуществлять свою деятельность с разрешения центрального руководящего органа религиозной организации и с одобрения SCROEERIR.
Органы местного самоуправления имеют право отслеживать и «анализировать» «религиозную ситуацию» в пределах своей юрисдикции, направлять в SCROEERIR предложения по изменению или обновлению законодательства о свободе вероисповедания, а также координировать религиозные церемонии, проводимые вне культовых сооружений.
Закон позволяет органам местного самоуправления с одобрения SCROEERIR принимать решения о строительстве религиозных зданий и сооружений в пределах их юрисдикции.
В соответствии с Уголовным кодексом полигамия наказывается до двух лет исправительными работами или штрафом в размере от 17 400 до 26 100 манатов (от 5 000 до 7 500 долларов США).
Закон запрещает публикацию религиозной литературы, разжигающей «религиозную, национальную, этническую и/или расовую ненависть», хотя и не уточняет, какое ведомство принимает такое решение. SCROEERIR должен одобрить ввоз религиозной литературы, и только зарегистрированные религиозные организации могут ввозить литературу. Зарегистрированные религиозные организации могут быть оштрафованы за публикацию или распространение религиозных материалов без одобрения правительства. Административный кодекс устанавливает подробный перечень штрафов в размере от 200 до 2000 манатов (от 57 до 570 долларов США) за изготовление, ввоз и распространение несанкционированной религиозной литературы и других религиозных материалов.
Религиозное обучение не входит в учебную программу государственной школы. Закон разрешает зарегистрированным религиозным организациям предоставлять религиозное образование детям после школы в течение до четырех часов в неделю с согласия родителей и SCROEERIR, хотя в законе не указаны требования для получения одобрения SCROEERIR. Лица, окончившие высшие религиозные учебные заведения и получившие одобрение SCROEERIR, могут предоставлять религиозное образование. Согласно закону, граждане имеют право на получение религиозного образования, хотя получение религиозного образования в частных условиях, таких как резиденции, запрещено, а те, кто предлагает религиозное образование в частных условиях, подлежат судебному преследованию. Закон запрещает незарегистрированным религиозным группам или незарегистрированным дочерним конгрегациям зарегистрированных религиозных организаций предоставлять религиозное образование. Административный кодекс устанавливает подробный перечень штрафов в размере от 100 до 500 манатов (29 долларов США). до 140 долларов США) за предоставление несанкционированного религиозного образования детям.
Конституция гласит, что два года военной службы являются обязательными для мужчин старше 18 лет. Хотя служба в небоевых ролях разрешена, правительство не предлагает альтернативы гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям. Отказ от прохождения обязательной двухлетней службы в вооруженных силах наказывается максимум двумя годами лишения свободы или двумя годами «исправительных работ». Кроме того, государство удерживает часть заработной платы осужденных к исправительным работам в размере, определяемом судом. Вычеты из заработной платы составляют от 5 до 20 процентов. Закон гласит, что никто не имеет права по религиозным мотивам отказываться от обязанностей, установленных конституцией и законом. До 27 лет лица могут быть осуждены каждый раз, когда отказываются от обязательной военной службы, что может привести к неоднократному осуждению в течение жизни.
Конституция и закон запрещают создание политических партий на религиозной основе, а закон запрещает участие религиозных групп в политике.
Закон не распространяется на деятельность иностранных миссионеров и иностранных религиозных организаций. Административный кодекс, однако, запрещает зарегистрированным религиозным организациям получать помощь от иностранных организаций для осуществления запрещенной деятельности.
Закон требует, чтобы религиозные группы регистрировали всю иностранную помощь в Министерстве юстиции и представляли промежуточные и окончательные отчеты об использовании средств. Административный кодекс содержит подробную таблицу штрафов в размере до 10 000 манатов (2,9 доллара США).00) как на незарегистрированные, так и на зарегистрированные религиозные группы за получение несанкционированных средств из иностранных источников.
Страна является участником Международного пакта о гражданских и политических правах.
Государственная практика
Свидетелей Иеговы призывного возраста продолжали арестовывать и заключать в тюрьму за отказ от военной службы; пятеро были арестованы и заключены в тюрьму в течение года. По состоянию на конец года 11 отказников от военной службы Свидетелей Иеговы были заключены в тюрьму за отказ от военной службы по сравнению с 10 на конец 2019 года..
По данным правозащитной неправительственной организации (НПО) «Форум 18», в начале года Дашогузский областной суд приговорил Свидетелей Иеговы Камиляна Эргашова и Вепу Матякубова к двум годам лишения свободы за отказ от обязательной военной службы. Сообщается, что это был второй приговор для Матякубова, который впервые был осужден в 2017 году, помещен под домашний арест и вынужден лишиться 20 процентов своей зарплаты. Его старший брат Довран был дважды заключен в тюрьму за отказ от военной службы по соображениям совести, первый раз в декабре 2010 года и второй раз в декабре 2012 года. Приговор Матякубову включал заявление SCROEERIR о том, что «религия Свидетелей Иеговы официально не зарегистрирована в Туркменистане».
По сообщению Форума 18 и официального сайта Свидетелей Иеговы, братья Эльдор и Санжарбек Сабуровы были приговорены к двум годам лишения свободы в августе за отказ от военной службы по убеждениям. «Форум 18» сообщил, что 1 сентября оба проиграли апелляцию в Дашогузском областном суде и были приговорены к исправительным работам, поскольку ранее оба обвинялись в одном и том же правонарушении (Санджарбек в 2016 г. и Элдор в 2017 г.).
По сообщению Форума 18, в сентябре член Свидетелей Иеговы Мырат Оразгелдиев был приговорен районным судом Марыйского велаята к одному году лишения свободы за отказ от военной службы по убеждениям.
Форум 18 также сообщил, что в мае Свидетели Иеговы подали жалобу в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям от имени 19 нынешних или бывших заключенных отказников от военной службы.
По сообщению «Форум 18», в марте Лебапский областной суд оштрафовал домовладельца на 200 манатов (57 долларов США) и конфисковал его компьютер за организацию собрания, посвященного празднованию Рождества в 2019 году. в Дашогузском велаяте, где собирались местные христиане. Все участники были доставлены в отделение полиции, а владелец дома позже был оштрафован на 200 манатов (57 долларов США). Сообщается, что в том же месяце местная полиция провела обыск в другом доме в Дашогузском велаяте, где группа протестантов присутствовала на новоселье. Всех присутствующих доставили в отделение милиции и заставили написать заявления о том, что они присутствовали на незаконном религиозном собрании. В январе полиция вызвала группу женщин для дачи показаний и сдачи отпечатков пальцев после рейда на их Рождество 2019 года.сбор в селе Лебапского велаята. По состоянию на конец года дальнейших событий по этому делу не произошло.
«Форум 18» также сообщил, что в феврале в Лебапском велаяте чиновники запретили государственным служащим, в том числе работникам образования, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и полиции, посещать пятничные молитвы в мечетях. Сотрудников предупредили, что если их увидят в мечетях, то они будут уволены с работы. Чиновники также запретили им молиться на рабочем месте.
В своем отчете за 2020 год неправительственная организация «Открытые двери» включила страну в свой список стран, где преследуются христиане. НПО заявила, что правительство наложило множество ограничений на церковную жизнь, и христиане очень подвержены полицейским рейдам, угрозам, арестам и штрафам, если они не являются членами зарегистрированной церкви. По словам членов местного религиозного сообщества и международных правозащитных групп, члены некоторых христианских организаций сталкивались с преследованиями, рейдами и обысками домов, как правило, в результате попыток собраться для общего богослужения. Они сообщили, что спецслужбы опрашивали членов религиозных организаций и требовали предоставить информацию о деятельности их общин. Некоторые члены также сообщили, что сотрудники службы безопасности допрашивали их друзей и членов семьи, расспрашивая о религиозной деятельности членов. Христианские группы сообщали, что туркмены, перешедшие из ислама, подвергались проверке со стороны правительства и дискриминации. Например, группы сообщили, что новообращенным отказывали в государственной работе или увольняли с работы на основании их религии.
Незарегистрированные группы заявили, что их члены подлежат аресту за «незаконное собрание» в дополнение к предусмотренным законом штрафам. Члены этих групп заявили, что продолжают тайно практиковать, в основном в частных домах, и могут делать это до тех пор, пока соседи не будут подавать жалобы в местные органы власти.
Представители зарегистрированных христианских групп заявили, что некоторые правительственные чиновники по-прежнему требуют от них получения разрешения на выполнение обычных религиозных мероприятий, таких как еженедельные службы, а также социальные и благотворительные мероприятия, включая летние лагеря для детей. Некоторые группы добивались официального одобрения такой деятельности, даже если они не считали, что такое разрешение требуется, чтобы гарантировать, что мероприятия не будут сорваны.
Религиозные группы продолжали сообщать о том, что правительство запрещало или жестко ограничивало ввоз религиозной литературы и доступ к ней; даже те немногие группы, которым удалось ввозить литературу, жаловались на ограничительные процедуры. Хотя по закону зарегистрированным религиозным группам разрешено ввозить религиозную литературу, они заявили, что непрозрачные процедуры правительства делают это чрезвычайно сложным. Коран по-прежнему был недоступен в государственных книжных магазинах Ашхабада, хотя многие люди хранили у себя дома экземпляры советской эпохи на арабском или русском языках. На туркменский язык было доступно несколько переводов. Министерство иностранных дел сообщило, что SCROEERIR разрешил ввоз 240 религиозных книг в течение года.
Члены различных религиозных групп сообщили, что правительство и государственные предприятия продолжали препятствовать покупке или долгосрочной аренде земли и зданий для богослужений или собраний. Некоторые из групп сообщили, что домовладельцы опасались репрессий со стороны правительства, если они сдавали в аренду недвижимость для использования в качестве мест отправления культа. Некоторые группы сообщили, что они закрепили собственность только для того, чтобы домовладельцы отказались от контактов после того, как получили указание от правительства. Другие группы заявили, что попытки купить землю или недвижимость для использования в качестве мест отправления культа были заблокированы намеренным запутыванием правительства или категорическим отказом. Зарегистрированные и незарегистрированные религиозные группы сообщали о сохраняющихся проблемах с арендой помещений для праздничных торжеств у частных домовладельцев, что они объясняли опасениями домовладельцев по поводу потенциального неодобрения со стороны правительства.
Теологический факультет исторического факультета Туркменского государственного университета в Ашхабаде оставался единственным университетским факультетом, которому было разрешено давать исламское высшее образование. Сообщается, что Министерство национальной безопасности продолжало проверять кандидатов на участие в этой программе. Утвержденная государством программа исламского богословия оставалась единственным доступным курсом обучения. Женщинам по-прежнему запрещено участвовать в программе.
21 февраля Президент Бердымухамедов принял участие в открытии трехтысячной мечети в Туркменабате Лебапского велаята. После тура он устроил совместную трапезу с представителями правительства, мусульманскими лидерами и местными бизнесменами.
По словам представителей протестантской общины, духовенство в протестантских организациях продолжало получать религиозное образование за границей или дистанционно.
Правительство продолжило практику утверждения назначения всех высших мусульманских священнослужителей. Русская православная церковь и другие религиозные группы продолжали финансироваться самостоятельно; правительство не участвовало в назначении их руководства, но старший православный священник должен был быть гражданином Туркменистана.
Правительство продолжило практику отказа в выдаче виз иностранцам, подозреваемым в проведении или намерении заниматься миссионерской деятельностью. Религиозные группы, способные получить религиозные гостевые визы для иностранных религиозных деятелей, заявили, что правительство продолжает выдавать такие визы на очень короткий срок и требует от групп заполнения обременительных документов. Как и в предыдущие годы, правительство не сообщило ни о количестве религиозных посетителей, которым оно разрешило въехать в страну, ни о количестве заявлений на получение визы иностранных религиозных посетителей, которым оно отказало. Проправительственные СМИ положительно освещали визит архиепископа Русской Православной Церкви в феврале, до закрытия границ из-за COVID-19.пандемия.
Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания
Религиозные группы меньшинств заявили, что лица, не являющиеся мусульманами-суннитами или русскими православными, продолжали сообщать о притеснениях, таких как публичное порицание, со стороны членов их семей, друзей и соседей. Члены зарегистрированных христианских групп продолжали сообщать о враждебности со стороны знакомых из-за своей религиозной принадлежности. Религиозные лидеры и другие лица заявили, что они по-прежнему неохотно высказываются публично о проблемах свободы вероисповедания, опасаясь преследований, остракизма или публичного осуждения со стороны членов их семей, друзей и соседей. Многие граждане продолжали заявлять, что подозрительность правительства к религии часто отражается в частном секторе и что членство в религиозной организации меньшинства или даже внешнее выражение религии, например, ношение хиджаба или религиозного символа, может привести к потере трудоустройства или возможности трудоустройства. Некоторые члены групп религиозных меньшинств сообщали о сохраняющихся в обществе предрассудках в отношении религиозных групп, не входящих в состав мусульманского большинства-суннитов.
Лица, присоединившиеся к несуннитским мусульманским или русским православным религиозным группам, сообщили о продолжающейся общественной критике. По словам представителей религиозных меньшинств, этнические туркмены, перешедшие из ислама, привлекали к себе больше общественного внимания, чем новообращенные нетуркмены, и по-прежнему подвергались остракизму на общественных мероприятиях, особенно в сельской местности.
По словам лидеров христианской общины, мусульмане, принявшие христианство, столкнулись с давлением со стороны семьи, друзей и местных общин, чтобы они вернулись к своей прежней вере. В своем отчете за 2020 год организация Open Doors сообщила, что христиане мусульманского происхождения испытывают сильное давление, заставляющее их отречься от своей веры.
Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США
На встречах и в официальной переписке с государственными чиновниками посол, представители посольства и правительственные чиновники США продолжали выражать обеспокоенность по поводу проблем со свободой вероисповедания в стране. К ним относятся правовой статус лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, включение Туркменистана в список стран, вызывающих особую обеспокоенность, возможность регистрации или перерегистрации религиозных групп и ослабление ограничений на ввоз религиозной литературы. Посол лично на встречах и посольство в дипломатических нотах обратились к президенту Бердымухамедову с просьбой о помиловании всех Свидетелей Иеговы, заключенных в тюрьму за отказ от военной службы по убеждениям.
В январе посол и другие сотрудники посольства встретились с представителями 10 групп религиозных меньшинств, чтобы обсудить их проблемы в условиях ограничения свободы вероисповедания. В нем также приняли участие несколько других послов и старших должностных лиц посольств из европейских стран. Представители религиозных организаций рассказали о проблемах перерегистрации, невозможности ввоза религиозной литературы и нехватке мест отправления культа.
С 2014 года Туркменистан был определен в качестве КПК в соответствии с Законом о международной свободе вероисповедания от 1998 за участие или допущение особо серьезных нарушений свободы вероисповедания. 2 декабря 2020 года госсекретарь изменила статус Туркменистана в качестве КПК и объявила об отказе от санкций, сопутствующих назначению, как того требуют «важные национальные интересы Соединенных Штатов».
Религия в Туркменистане — WorldAtlas
Большая мечеть в Ашхабаде, Туркменистан.89% туркмен исповедуют ислам и признают ислам неотъемлемой частью своей культуры. В центральноазиатской стране Туркменистан нет официальной религии, и в конституции страны есть положение о свободе вероисповедания. Хотя большая часть населения Туркменистана исповедует ислам, приверженность религии в стране в целом низкая. Мусульмане в Туркменистане строго не посещают религиозные службы.
Религиозная демография Туркменистана
На уровне 89% ислам, несомненно, является самой распространенной из всех религий в стране. Суннитский ислам — наиболее распространенная ветвь ислама среди мусульман страны. Религией меньшинства в Туркменистане является христианство, на которое приходится 10% населения страны. Другие религии в стране составляют всего 1% населения страны, включая евреев.
История ислама в Туркменистане
До прихода в страну ислама в Туркменистане, как и во многих его центральноазиатских соседях, господствующими религиями были буддизм, зороастризм и христианство. Суфийским шейхам, уполномоченным распространять ислам, приписывают введение ислама в страну.
Ислам в Туркменистане в советское время сильно подавлялся вместо атеистических доктрин. Мечети по всей стране были закрыты, в стране запрещены различные исламские обряды. Лишь в 1990 году в независимом Туркменистане были предприняты усилия по возрождению религии. Ислам преподавали в школах, и в стране было много мечетей и религиозных школ.
Ислам в Туркменистане со временем превратился в смесь суннитского ислама, суфийского мистицизма, зороастрийских и шаманских обычаев. К таким шаманским обычаям относятся широко распространенные верования в чары, сглаз и амулеты. Мусульмане-шииты в Туркменистане в основном исповедуют иммигранты, такие как иранцы и курды.
Другие религии Туркменистана
Христианство является крупнейшей религией меньшинства в стране. Появление религий можно проследить до иммиграции европейцев в Туркменистан в 20 веке. Значительную часть этих иммигрантов составляют русские, армяне, поляки и немцы. Большинство из них православные христиане, католики или лютеране. Меньшие христианские общины — это Свидетели Иеговы, баптисты и пятидесятники. Небольшое население в Туркменистане идентифицирует себя как еврейское, в то время как другие идентифицируют себя с верой кришнаитов и бахаи.
Свобода вероисповедания в стране
Туркменистан является светским государством и обеспечивает свободу вероисповедания для своих граждан.