Османская империя 19 век
Османская империя (Турция) — государство на Западе Азии и частично в Европе.
Весь 19 век Османская империя находилась в состоянии глубокого социального кризиса, заметно отставая от соседей в экономическом и военном отношениях.
В условиях разложения военно-ленной системы, поражений в войнах с Россией, роста национально-освободительной борьбы нетурецкого населения султан Селим III (1789-1807 гг.) и небольшая группа светской и духовной знати предприняли попытку провести реформы, получившие название «новой системы» — «низам-и джедит», и призваны были упорядочить военно-ленное землевладение, расширить мануфактурное производство, связанное с изготовлением обмундирования, сформировать армию европейского образца, которая могла бы заменить гвардию янычар и т. д. «Новая система» не нашла поддержки ни среди феодальной верхушки, ни среди крестьянства, на плечи которого ложилось бремя налогов для ее осуществления.
Положение Турции ухудшилось после войны с Францией (1798-1801 гг.
Лишь в 1826 г. султану Махмуду II удалось не только подавить мятеж янычар, недовольных его военной реформой, но и ликвидировать корпус янычар, уничтожив почти всех его воинов. Была проведена реорганизация армии, ликвидирована военно-ленная система, относительно успешными были действия султана против феодальной верхушки. Но Османская империя продолжала переживать кризис.
Мухаммед Али, которого султан утвердил в должности паши Египта, стал фактически независимым. На Балканах в 1815 г. восстала Сербия. В 1821 г. против турецкого ига восстали и греки. Когда к 1827 г. египетские войска, пришедшие на помощь Турции, захватили большую часть Греции, европейские державы пришли на помощь грекам.
В ходе Наваринского сражения англо-франко-русская эскадра разбила турецко-египетский флот. Турция потерпела поражение и в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По Адрианопольскому мирному договору 1829 г. Греция обретала автономию и в 1930 г. стала независимым королевством, Турция обязывалась предоставить автономию и Сербии, а также расширить привилегии Молдовы и Валахии.В 1831-1833 гг. против султана выступил египетский паша Мухаммед Али. Махмуд II, не получивший помощи у западноевропейских стран, попросил поддержки у России, десант которой высадился в Босфоре и остановил египетское наступление. Британия и Франция, желавшие воспрепятствовать усилению России в регионе, включились в процесс примирения сторон. В обмен на ряд территорий египетский паша признал себя вассалом турецкого султана. В 1838 г. Османской империей были заключены торговые конвенции с Британией и Францией, что способствовало проникновению европейских товаров на территорию Турции.
Янычар. 1-я половина 19 века |
Турецкий пехотинец 1860-1870 года |
К 1839-1841 гг. относится новый виток турецко-египетского конфликта. Турецкая армия начала наступление и в первом же сражении потерпела поражение, турецкий флот перешел на сторону египетского паши. Возникла угроза распада Османской империи, но европейские державы не могли договориться о том, как ее делить, и решили спасти султана. Великобритания, Австрия, Пруссия и Россия вмешались в конфликт. Флоты и десантные части Британии, Австрии и Турции в сентябре 1840 г. начали военные действия против Египта. Под угрозой бомбардировки Александрии Мухаммед-Али капитулировал и вновь признал себя вассалом султана.
В 1839 г. начался период реформ, получивших название «танзимат». В ноябре 1839 г. был обнародован Гюльханейский рескрипт, который гарантировал всем подданным неприкосновенность жизни, чести, имущества, ликвидацию произвола, справедливое распределение и взимание налогов. Во исполнение Рескрипта были изданы законы, отменяющие ильтизам (откупную систему при сборе налогов). Были снижены сроки военной службы, созданы светские школы, немусульмане могли наравне с мусульманами выступать в качестве свидетелей в суде и т. д. Правда провозглашенные права, гарантии и свободы в основном не соблюдались.
В 1853 г. началась Крымская война, в которой против России на стороне Турции выступили Британия и Франция. Парижский мирный договор 1856 г. подтвердил «целостность и неприкосновенность Османской империи». В том же году султан принял новый рескрипт, в котором обещал развивать экономику Турции с использованием «опыта и капиталов Европы», что способствовало укреплению позиций европейского капитала в империи.
Иностранцы получили дополнительные привилегии: право владеть землей, концессии на строительство железных дорог, эксплуатацию недр и т. д. В Турции были учреждены иностранные банки. В 1858 г. были приняты уголовный и земельный кодексы, а в 1869 г.— гражданский. «Танзимат», продолжавшийся до 1870-х гг., открывал возможности для роста буржуазии, развития светского образования, формирования новой интеллигенции, лидерами которой были турецкие просветители и идеологи конституционного движения.
В 1865 г. было создано тайное общество «Новые османы». Его сторонник Мидхат-паша в мае 1876 г. организовал государственный переворот. На престол взошел Мурад V, обещавший ввести конституцию. Но он процарствовал всего три месяца и был смещен ввиду душевной болезни Абдул-Хамидом II. В декабре 1876 г была обнародована первая турецкая конституция («конституция Мидхста»). Османская империя стала конституционной монархией.
Попытка урегулировать отношения со славянскими народами на османских Балканах не удалась. Началось восстание в Боснии, которое было жестоко подавлено. Провалом закончилась Константинопольская конференция 1876 г. по выработке реформ в Боснии, Герцеговине и Болгарии. Это подорвало авторитет реформаторов. Абдул-Хамид II сместил Мидхат-пашу, «новые османы» подверглись репрессиям. В условиях поражения в войне с Россией (1877-1878 гг.) в 1878 г. султан распустил парламент и установил режим, называемый «зулюмом». Истреблялись представители национальных и религиозных меньшинств, особенно славяне и армяне. Султан надеялся укрепить свою власть с помощью панисламизма, пытаясь предстать в роли «защитника правоверных» во всем мире. Но это была слабая защита.
В результате русско-турецкой войны 1877-1878 годах турецкому господству на Балканах был нанесен сокрушительный удар. В Северной Болгарии было образовано Болгарское княжество, лишь формально находившееся под сюзеренитетом султана, Южная Болгария стала автономной провинцией, Сербия, Черногория и Румыния были признаны полностью независимыми. К России отошел ряд территорий. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1878 г. Великобритания — Кипр и в 1882 г.— Египет. В 1897 г. остров Крит был фактически присоединен к Греции. В этих условиях началось сближение Османской империи с Германией, которая рассчитывала проникнуть на Ближний Восток.
Германия получила в 1888 г. концессию, которая позволила ей начать строительство Багдадской железной дороги.В конце века Османская империя имела стойкую репутацию «больного человека», у постели которого сидят «наследники», спорящие о разделе имущества умирающего. Считалось, что раздел Османского наследства — вопрос времени. Но империя прожила до 1920 года.
Османская империя в XIX век
В начале XIX века в Европе возрос спрос на продукты сельского хозяйства Турции, но экономика страны была в кризисе. Консерваторы при поддержке янычаров продолжали тормозить реформы. Когда Селим III попытался часть янычаров направить на фронт, они в 1805 году подняли бунт. Селим III, проявив слабость, отменил свой фирман, распустил новообразованный корпус. Бунтовщики сместили Селима III и возвели на престол Мустафу IV.
В такой сложной ситуации наполеоновские захватнические войны сблизили Россию и Турцию, которые в 1805 году заключили договор, и русские военные корабли получили право прохода через Босфор и Дарданеллы. Однако активизация русских в Валахии и Молдове, а англичан — в Египте и Сирии привели к тому, что после битвы при Аустерлице в 1805 году Селим III сблизился с Францией. Вторжение русских войск в 1806 году в Валахию и Молдову стало причиной объявления Турцией войны России. Попытка Турции с помощью Франции вернуть Крым не удалась, и 16 мая 1812 года был заключен Бухарестский мир, по условиям которого:
1) Бессарабия перешла к России;
2) было подтверждено право русских кораблей ходить по Дунаю;
3) Молдова и Валахия остались за Турцией, а Сербия получила право самоуправления.
В 1821 году греки подняли антитурецкое восстание в Морее. Россия, Англия и Франция воспользовались этим и потребовали автономии для Греции. Получив отказ, флоты Англии и Франции в октябре 1827 года в Наваринской бухте разбили турецкий флот. Дипломатические отношения с Англией и Францией были прерваны. А в 1828 году началась новая война с Россией. Русские захватили Эдирну. Эта война завершилась 2 сентября 1829 года заключением мира в Эдирне, по условиям которого:
1) Греция получила независимость;
2) острова в дельте Дуная отошли к России;
3) Валахия, Молдова и Сербия получили внутреннюю автономию;
4) ряд крепостей в Анатолии переподчинили России;
5) русские торговые корабли получили право прохода через проливы.
Попытка египетского наместника Мухаммедали в 1831 году превратить Египет в независимое государство стала поводом для конфликта. В декабре 1832 года в бою близ Коньи турки проиграли. 9 мая 1833 года между османами и Египтом был заключен в Кютахье договор. По его условиям Египет, Сирия, Ливан, Палестина и Киликия перешли под власть Мухаммедали.
Неожиданно Россия заступилась за Турцию. В июле 1833 года между Турцией и Россией был заключен в Ункяр-Искелеси договор о военном сотрудничестве сроком на 8 лет.
В 1838 году между Турцией и Египтом произошел новый конфликт. В 1839 году в битве при Низибе турки опять проиграли. Этот конфликт завершился Лондонским договором 1840 года. Договор больше соответствовал интересам Англии, России, Австрии и Пруссии и запрещал военным кораблям всех стран входить в Босфор и Дарданеллы. Мухаммедали остался лишь наследственным правителем Египта и платил дань османам. Более всех выиграла в этом конфликте Англия. Она получила возможность влиять на политику Турции.
Прогрессивные силы Турции сознавали отсталость страны, а потому боролись за реформы. Таким путем они пытались прекратить вмешательство Европы во внутренние дела Турции и выйти из кризиса. Комиссия под руководством Мустафы Рашид паши подготовила «Хатти-шериф Гюльхане» (великий фирман) султана Абдул-Меджида, который в ноябре 1839 года был обнародован во дворце Гюльхана. В фирмане предусматривалось:
1) безопасность всех граждан;
2) справедливое назначение налогов;
3) отмена системы откупа налогов;
4) сокращение срока военной службы;
5) управление областями на основе новых законов;
6) равенство всех граждан страны независимо от вероисповедания.
Вслед за фирманом Гюльханы были осуществлены и другие реформы, которые в истории Турции получили название «Танзиматихайрийе” (полезные реформы). В 1840 году был издан фирман о правилах сбора налогов, в 1843 году о реорганизации в армии. Срок службы в армии сократился с 15 лет до 5 лет. Эти реформы носили буржуазный характер.
18 февраля 1856 года султан издал фирман («Хатти-хумаюн»), по которому:
1) немусульманам были даны права наравне с мусульманами;
2) была гарантирована безопасность всех граждан независимо от вероисповедания;
3) все концессии облагались единым налогом.
Таким образом, начался второй этап танзимата (1856-1870 гг.). И эти реформы не принесли ощутимой пользы. Не выдержавших тяжелой жизни и решивших свергнуть султана сажали в тюрьму Гюльали. Поэтому события 1859 года назвали «Операция Гюльали».
В XIX веке и в Турции нашлись интеллигенты, которые видели спасение нации в ее просвещении, в создании конституционной формы правления. В это время возникли организации «Османское общество просвещения» и «Книжное общество». Создателями этих обществ были Ибрагим Шинаси и Намиг Кемаль. Они называли себя «Новые османы». В 1865 году в Стамбуле возникло тайное общество «Новых османов». Главной задачей общества было утверждение в стране конституционной монархии.
Для усиления борьбы с оппозицией султан Абдул Азиз отказался от политики танзимата, взяв курс на открытую реакцию, и в 1871 году назначил главным визирем Махмуда Недим пашу. Для облегчения контроля над оппозицией члены организации «Новые османы» были амнистированы. Однако в 1876 году «Новые османы» добились отставки Махмуда Недим паши. Член организации Мидхат паша вошел в правительство нового визиря Мухаммеда Рюшти паши.
В 1876 году сторонники Мидхат паши свергли сначала Абдул Азиза и на его место посадили Мурада V, затем к власти привели Абдулгамида II. В 1876 году султан принял Конституцию, подготовленную Мидхат пашой. Конституция провозглаша:
1) Османское государство становилось конституционной монархией. Предусматривалось создание двухпалатного парламента;
2) все население империи отныне называлось “османами”;
3) все население независимо от этнической и религиозной принадлежности было равно перед законом;
4) нижняя палата избиралась на основе имущественного ценза; верхняя палата (сенат) назначалась султаном пожизненно;
5) ислам объявлялся государственной религией.
Позднее Абдулгамид II отправил Мидхат пашу в ссылку и не допустил «Новых османов» к участию в парламентских выборах. В 1877 году парламент начал работу, провел 20 заседаний и был распущен. Конституция вновь осталась только на бумаге.
В 70-е годы XIX века международный имидж Османской империи еще более померк. Но Англия, Франция и Австрия, не желая укрепления России на Балканах, заставили русских пересмотреть условия Сан-Стефанского мирного договора. Для этого в июле 1878 года был созван Берлинский конгресс, на котором:
1) Болгария была поделена на 3 части, и только Северная Болгария получила независимость;
2) Южная Болгария получила автономию в составе Османской империи;
3) Сербия, Черногория и Румыния получили полную независимость;
4) Карс, Ардаган, Батум достались России;
5) Македония и Восточный Баязид были возвращены Турции;
6) Босния и Герцеговина попали под протекторат Австрии.
Прогрессивные интеллигенты продолжали бороться против султанского режима. В 1889 году курсанты Стамбульской военномедицинской школы создали общество «Единение и прогресс», тем самым положив начало буржуазно-демократическому движению. Члены общества назывались «младотурками». Их основным требованием было восстановление Конституции 1876 года. В 1891 году открылись зарубежные секции этой организации.
Ранние шаги к основанию современной Турции: реформы девятнадцатого века и младотурецкая революция
Введение
Современная Турецкая Республика не решалась принять свое османское прошлое в течение почти трех четвертей века после года своего основания. В период Османской империи большинство людей вели исламский образ жизни в соответствии с традиционными законами исламского шариата. Эта ситуация бросала вызов современным, светским идеям молодой республики. Чтобы преодолеть эту проблему, новое светское государство контролировало религиозные дела и упразднило институт халифата. Более того, основатели современной Турции создали Национальное собрание, которое послужило первым шагом к представительной демократии. Был проведен ряд реформ в области образования, военной системы, прав женщин и общего дресс-кода для общественных мест. Однако, хотя вклад Ататюрка и его друзей в модернизацию Турции неоспорим, следует четко указать, что его идеи были вдохновлены как реалиями своего времени, так и, что более важно, реформами позднего османского периода. Таким образом, вопреки тому, что предполагает начальное образование, которое преподается в государственных школах Турции, трудно утверждать, что он единолично изобрел все идеи и реформы, касающиеся турецкой модернизации. На самом деле идея модернизации Турции возникла задолго до основания светской республики. В девятнадцатом веке реформы проводились сверху вниз. За ними последовала новая группа интеллектуалов, находившихся под влиянием идей Просвещения и Французской революции, которых называли «младотурками». Движение младотурок, возникшее среди студентов высших учебных заведений Стамбула, привлекло многих других членов общества. Члены движения были едины в своей оппозиции личному правлению султана и создали костяк современных демократических реформ, происходивших в первые годы существования современной Турецкой Республики (Ханиоглу, 2011).
В этом исследовательском документе будет проанализировано, как реформы девятнадцатого века и идеи младотурков способствовали процессу модернизации Турции, пик которого пришелся на правление Ататюрка. Статья начнется с небольшого обзора социально-политического положения Османской империи в девятнадцатом веке и реформ, проведенных правящей элитой, чтобы избежать падения империи. Затем в нем будет упомянута младотурецкая революция 1908 года и их политика до окончания Первой мировой войны. Заключение будет кратким изложением результатов и попыткой описать влияние попыток модернизации до основания светской республики.
Османская империя на рубеже XIX в.
С середины XIX в.; элиты Османской империи начали осознавать, что экономический и военный потенциал страны несопоставим с европейскими державами. Его сила и возможности были ограничены по сравнению с его золотыми годами, которые были 15-м и 16-м веках. Историки склонны описывать положение Османской империи в последние два века ее существования как «больного человека Европы» из-за военной и экономической слабости страны. Военные технологии и организация Империи отставали от технологий Запада, и она была уязвима для нападения со стороны своих соседей, особенно России, с которой у нее была длинная граница на Кавказе и Балканах. Более того, потеря земель привела к сокращению налоговых поступлений от провинций, которые были основным источником дохода в период его расширения. Хотя к тому времени империя была, вероятно, самой космополитической страной в мире, различные религиозные и этнические группы начали создавать конфликты из-за своих целей обретения независимости. С внедрением идей Французской революции и ослаблением центральной власти на Балканах в Румелийских провинциях империи начали возникать движения за независимость. Можно утверждать, что имперская власть, обосновавшаяся в Стамбуле, была далека от эффективного контроля над землями, находившимися под ее властью.
На западе империя столкнулась с имперскими конкурентами, которые хотели контролировать османские земли, завоеванные в предыдущие века. Среди этих соперников Австрия и Россия были самой большой угрозой для османских земель. В 1774 году по Кючук-Кайнарджинскому договору, заключенному Россией, Крымское ханство получило независимость, а Валахия и Моравия больше не находились под управлением Османской империи. На востоке ситуация была не лучше. Хотя империя претендовала на контроль над всем Аравийским полуостровом, лидеры арабских племен взяли на себя обязательства, которые ограничили контроль центрального османского правления в регионе. Что касаемо политического положения Османской империи в начале 19 в.XX века, утверждает Ханиоглу:
«Самой заметной характеристикой Османской империи в конце XVIII века была ее децентрализация. На бумаге территория Османской империи на рубеже девятнадцатого века простиралась от Алжира до Йемена, от Боснии до Кавказа и от Эритреи до Басры, охватывая обширную территорию, населенную примерно 30 миллионами человек. На практике влияние османского правительства в Стамбуле редко выходило за пределы провинций Анатолия и Румелия, а то и очень слабо» (Ханиоглу, 2008).
На самом деле упадок Османской империи начался еще в начале шестнадцатого века. Однако, как утверждают некоторые ученые, такие как Гоффман, некоторые экономические и военные успехи семнадцатого и восемнадцатого веков дали османам надежду на восстановление статуса сверхдержавы. Хотя на протяжении этих двух столетий были времена бюрократической и экономической стабильности, долгие войны против Габсбургов, а затем и против России закончились отступлением османских войск. Более того, его конкуренты как в торговле, так и в политическом контроле улучшали свои правительственные и военные структуры более эффективно, чем османы (Goffman, 2002).
К началу девятнадцатого века османская экономика была аграрной и меркантильной. Государственная политика заключалась в импорте дефицитных продуктов с Запада, и иностранные купцы, ведущие бизнес на османских землях, получали высокие прибыли. Империя уже уступила некоторые позиции голландским, английским и французским конкурентам с точки зрения торговли в результате капитулярных договоров, заключенных с этими странами в прошлом. Обращение и использование денег было очень ограничено, особенно в сельской местности империи. До конца восемнадцатого века государство владело примерно 80 процентами земель, находящихся под его контролем, и структурной чертой была древняя система «Тимар»[1]. С ослаблением центральной власти и уменьшением значения кавалеристов значительная часть этих земель стала частной собственностью, что привело к сокращению государственных доходов от сельскохозяйственных угодий. Более того, потеря территории и населения наряду с компенсацией за войну, выплаченной России в 1775 г., привела к огромному дефициту османского бюджета (Hanioglu, 2008 & Goffman, 2002).
Правовая система Османской империи была основана на османском праве, которое состояло из двух разных законов: султанского права (канун) и традиционного исламского шариата. Первый, султанский закон, был разработан, чтобы заполнить пробелы в религиозном праве, а местные обычаи, называемые «орф», способствовали османскому законодательству в сборе налогов. Второй закон, закон шариата, служил единственной основой для таких вопросов, как семья, личные права и торговля. Что касается сферы применения законов шариата, определяющих принятие судебных решений, Фароки утверждает:
“ С течением времени влияние религиозного закона становилось все более и более распространенным; все османские судьи были знакомы с этим законом, который был частью их обучения; светских школ не существовало до девятнадцатого века. В результате шариат приобрел центральное значение не только в религиозной, но и в гражданской жизни» (Faroqhi, 2004).
Тем не менее, султан обладал широкими полномочиями в области законодательства и способностью создавать новые законы как часть многовековой государственной традиции Османской империи. Правовая система признавала три основные группы, и все субъекты должны были принадлежать к одной из этих трех. Первыми были мусульмане, вторыми были зимми, которые были людьми книги (христианскими и еврейскими подданными), и мустамины, которые были иностранцами-немусульманами, проживающими на землях Империи. Многие еврейские и христианские подданные империи пользовались определенной автономией внутри своей группы, поскольку османские власти имели дело только с избранными лидерами немусульманских групп в отношении сбора налогов и судебных вопросов. Система «просо», в которой субъекты различались по религиозному признаку, исключала возможность развития национальной идентичности внутри групп. На рубеже девятнадцатого века эта ситуация начала меняться, и среди многих различных языковых групп начали возникать национальные чувства (Hanioglu, 2008).
Реформы девятнадцатого века в Османской империи
С конца восемнадцатого века среди османской элиты стали популярны самоанализ и сомнения. Унизительные поражения против западных держав и экономический кризис заставили османов понять, что они побеждены «неверными», владеющими технологиями и наукой. Они понимали, что если не реформировать административную и военную систему страны, Империя рано или поздно рухнет. Эти опасения привели к внедрению идеи модернизации Османской империи. Хотя установить границы и дать четкое определение термину «модернизация» сложно, обычно речь идет о повороте Империи лицом к Западу. Как утверждает Барки:
«В контексте Османской империи термин «современность» в основном использовался для характеристики реформистского и современного центра, выступающего против консервативных и традиционных региональных акторов» (Barkey, 2008).
Селим III (1789-1807) был пионером османской модернизации. Он стремился реорганизовать институты и политику Империи, что положило начало модернизации Империи. Военные реформы были приоритетом, поскольку османы стремились защитить свои земли от технологически превосходящих врагов и, если возможно, расширить свои территории до размеров золотых лет страны. Таким образом, Селим III основал «Королевский военно-морской инженерный колледж» и учредил армейскую инженерную школу. Он нанял много французских инструкторов и установил французский язык в качестве языка обучения в этих академиях. Он переключил внешнюю политику Империи с изоляционизма на принцип участия, поскольку считал, что наличие могущественных союзников поможет стране иметь право голоса в дипломатии. Он реформировал налоговую систему и попытался создать здоровую экономику, пытаясь сбалансировать торговый дефицит. Более того, он изменил административную структуру, создав провинциальную структуру и назначил визиря для управления каждой из них (Ханиоглу, 2008).
Хотя многие реформы во время правления Селима помогли военному и экономическому состоянию Империи, некоторые внешние и внутренние конфликты помешали ему двигаться дальше. Реформистские идеи Селима III бросили вызов традиционным идеям как улемов[2], так и янычар. Эта ситуация создала много двойственности в отношении армии, образования и внешней политики. В военном отношении произошло столкновение между армией европейского образца и консервативными янычарами. Ситуация не отличалась от образования, поскольку современные академии с французскими книгами не соответствовали традиционным «медресе», у которых были одни и те же учебные программы на протяжении веков. Разделились мнения и о его внешней политике за границей. Примером может служить критика известного консервативного мыслителя Эдмунда Берка, который был обеспокоен возможной британской поддержкой османов против России, которую он назвал партнерством с неверными[3]. Более того, в Сербии, которой всегда было трудно управлять, началось восстание, которое послужило примером для восстания других национальностей против центрального правления. В результате Селим был свергнут в 1807 году янычарами и заменен Мустафой IV, который стремился вернуться к старой традиционной политике (Hanioglu, 2008).
[…]
Турция через столетие: Возникновение великой державы
XIX век был веком колониализма. Завершив свои промышленные революции, ведущие западные государства начали вторгаться и колонизировать весь мир. Британская оккупация Индии и голландская, португальская и испанская колонизация азиатских стран-производителей специй помогли этим колониальным державам накопить огромное количество капитала. Сильная экономика означала сильное государство и большие армии. Воздержавшись от колонизации Азии, Франция и Бельгия сделали выбор в пользу неизведанного континента Африки с колониалистскими замыслами. Хотя колониальные державы время от времени сталкивались друг с другом, им удалось поделить мир между собой, следуя одному из самых примитивных законов природы: «большая рыба ест маленькую рыбу».
Османское государство было последней великой империей завершающейся имперской эпохи. На протяжении шести столетий османы правили обширными территориями Ближнего Востока, Восточной Европы и Северной Африки. По сравнению с этой огромной территорией Турция кажется маленьким островом в самом сердце османских земель.
Упадок османского государства был тесно связан с концом имперской эпохи и зарождением национальных государств. В отличие от западных колониальных держав, которые превратили науку, идеи и культуру в средства колонизации, османы опоздали с попытками модернизировать страну.
В своей книге «Самый длинный век империи» историк Ильбер Ортайлы описывает 19 век как самый катастрофический век для османов. Свержение с престола султана Абдул-Хамида II, политическая власть Комитета Иттихат и Теракки (Союз и прогресс) и бесхозяйственность со стороны бывшего военного министра Османской империи Энвер-паши и других сильно ослабили империю. После того, как османы присоединились к Первой мировой войне на стороне Германии, вся империя была захвачена союзниками по Первой мировой войне, а затем разделена между Великобританией, Францией, Италией и Грецией.
Сто лет назад молодое турецкое государство начало ожесточенную войну за независимость против захватчиков. Всегда остававшийся свободным и независимым на протяжении всей истории, турецкий народ изгнал захватчиков со значительной части своих национальных границ, которые мы называем своей родиной.
Борьба за независимостьСтолетие спустя международная политика находится в совершенно иной геополитической ситуации. Во-первых, западные государства уже не так сильны, как раньше, а такие страны, как Турция, уже не так слабы. После Второй мировой войны Соединенные Штаты стали гегемоном на Западе, а колониальные империи европейских государств пали волной войн за независимость.
Тем временем Китай за последние два десятилетия превратился в экономическую сверхдержаву. Поскольку американская внешняя политика сместила акцент с Ближнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион, в Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Черноморском и Балтийском регионах образовался вакуум великой державы.
Несмотря на экономические проблемы, Турция превратилась в региональную державу. С населением в 85 миллионов человек и доходом в 10 000 долларов на человека экономика Турции является 17-й по величине в мире. Благодаря своему имперскому наследию, глубокому геополитическому влиянию и сильному лидерству Турция стала одной из ведущих держав в регионе своего влияния.
В затянувшемся сирийском кризисе Турция была одним из основных игроков. Как один из основных участников женевских и астанинских переговоров Турция поддерживает территориальную целостность Сирии с Россией и Ираном.
В Восточном Средиземноморье Турция успешно защитила свои национальные интересы от крайних требований греческой администрации благодаря силе своего флота и дипломатии.
Во время Нагорно-Карабахской войны Турция проявила себя как плеймейкер, активно поддерживая Азербайджан против агрессии Армении.