Украина образование как государства: Когда появился украинский народ? Была ли Украина российской колонией? Что украинцы думают о Бандере? Украинский историк Ярослав Грицак отвечает на главные вопросы россиян об истории Украины

Украина — искусственное образование | 18.01.2022, ИноСМИ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Украина в своем нынешней форме — это искусственное образование, ставшее самостоятельным государством только в результате распада СССР. Украина во многом зависит от России. Это естественно. И нет простого способа изменить это. Для России Украина — больше, чем ближнее зарубежье. Это историческая колыбель российской государственности и культуры, родина десятков миллионов россиян.

Вацлав Клаус (Václav Klaus), Иржи Вайгль (Jiří Weigl)

1. Украина в своем нынешней форме — это в значительной мере искусственное образование, ставшее самостоятельным государством только в результате распада СССР 20 лет назад.

2. Это образование, с одной стороны, включает территории на западе страны, которые никогда не были частью Российской империи (Закарпатская область, Галич и так далее), и были присоединены к России только после Второй мировой войны, территории, отмеченные борьбой за украинскую независимость (и на стороне нацистов). С другой стороны, есть чисто русские области (Крым, Одесса, восток страны) еще с 18-го века, для которых независимость Украины означала, что их вырвали из первоначальной национальной общности.

3. Определенная искусственность государственного образования и различные представления его граждан о собственном будущем и векторе развития парализовали политическую жизнь с самого начала. И из Праги нам это было хорошо видно. Свою роль сыграли и неудавшаяся трансформация страны, и тяжкое наследие коммунизма, и экономический и политический хаос последних 20 лет.

4. Украина осталась (и не могла не остаться) экономически сильной страной, связанной с постсоветским пространством, опирающейся на Россию и во многом зависимой от России. Это естественно. И не существует простого способа изменить это.

5. Для России Украина — больше, чем ближнее зарубежье. Она значит больше, чем, например, Эстония, Таджикистан или Азербайджан. Это историческая колыбель российской государственности и культуры, родина десятков миллионов россиян.

6. В этом контексте соображения некоторых лиц в Европе и, кажется, основных представителей ЕС, представителей Чешской Республики, и, главное — политических активистов — о том, что возможен конфликт за ориентацию Украины и можно вести бой за ее направление на Запад или Восток, игнорируют действительность. Это втягивает страну в неразрешимый конфликт, который может закончиться только трагедией.

7. Сохранение Украины в ее объективно существующей геополитической ситуации как независимого и в то же время функционирующего и процветающего государства уже давно требует значительной выдержки и дипломатического такта как от украинских политиков, так и от иностранных партнеров. Но к сожалению, со всех сторон мы видим прямо противоположное.

8. Со стороны Запада это большая безответственность — подпитывать амбиции и иллюзии радикалов с запада Украины относительно того, что действительно существует выбор между Востоком и Западом, и что ЕС и США способны не только поддержать Украину как единое целое в ее прозападной ориентации, но и длительный период обеспечивать ее безопасность. Такого ясного и четкого интереса и желания приносить жертвы за Украину на Западе на самом деле нет. Запад помог развернуться кризису, который на самом деле ему не нужен, и с последствиями которого он не хочет разбираться.

9. Поставить Украину перед выбором — Восток или Запад — значит разбить ее. Кажется, к сожалению, именно это и происходит.

10. В то же время кажется, что большинство участвующих сторон начинают это осознавать. Вопрос в том, не поздно ли происходит это осознание. Иллюзией в том числе является представление, что эту проблему могут решить новые выборы.

Давайте не упрощать ситуацию на Украине односторонними комментариями


Политический комментарий Института Вацлава Клауса № 20

1. В нашем комментарии от 21-го февраля (Политический комментарий № 19, — см. выше) мы предупреждали: «соображение о том, что возможен конфликт за ориентацию Украины и возможно вести борьбу за ее направление на Запад или Восток, игнорируют действительность. Страну это втягивает в неразрешимый конфликт, который может закончиться исключительно трагедией… Поставить Украину перед выбором — Восток или Запад — значит разбить ее. Кажется, к сожалению, именно это и происходит». Мы не подозревали, что наши предположения и наши опасения подтвердятся так скоро — всего за какие-то десять дней.

2. Жесткая политическая дестабилизация Украины, которая проходила в течение последних месяцев и привела к политическому перевороту, вызвала, как мы опасались, территориальную дезинтеграцию. Последовательность причин и последствий очевидна — от событий на киевском Майдане до вступления российской армии в Крым. Отдельные события вырывать из контекста нельзя.

3. Жертвой всего этого, конечно, стала сама Украина, и особенно люди, проживающие в этой стране. Нам казалось, что трагедии, с которыми столкнулась Украина в ХХ веке, уже не могут повториться, но, видимо, мы ошибались в своих предположениях. Нормальным людям Украины, Европы и всего мира ничего подобного тому, что сегодня происходит на Украине, не надо. Казалось, это не нужно никому, но это ошибка.

Жертвами того, что сегодня происходит на Украине, являемся и мы с вами, и вместе с нами — все европейские демократы. Повышенная напряженность в Европе и мире, возвращение риторики холодной войны, движения армий — все это не останется без последствий. Атмосфера конфронтации, опасности и страха будет быстро использована для существенного укрепления европейской унификации и для ускоренного создания управляемого из центра европейского супергосударства. Это противоречит нашим национальным интересам, и поэтому мы есть и будем жертвой сегодняшней ситуации на Украине и того, что стало ее причиной.

Вацлав Клаус — бывший президент Чешской республики

Государство Украина? Что ждет страну после СВО

Останется ли Украина как государство в современной истории или исчезнет с карты мира после СВО? На ее территорию претендуют соседние западные государства.

Украина не нужна «никому на планете», поэтому страна исчезнет, считает зампредседателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев. Об этом политик написал на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Глава парламента Крыма назвал лучший способ урегулирования конфликта на Украине

«Украина не нужна России. Ведь недоукраина – и не страна вовсе, а облако в штанах. <…> Кусочки России, названные Украиной в границах 1991 года, – просто недоразумение, порожденное распадом Союза ССР», — указал Медведев.

Украинская государственность может исчезнуть в ближайшие годы, заявил советник офиса президента Владимира Зеленского Михаил Подоляк, передают СМИ.

Украина рискует исчезнуть с политической карты мира, если не выйдет на границы 1991 года, заявил чиновник.

СМИ: Запад готовится к завершению конфликта на Украине и ее разделу

По его словам, если официальный Киев не сможет вернуть утраченные территории, то должен признать поражение. Подоляк отвел Украине в ее текущем виде несколько лет.

Он отметил, что уехавшие из страны граждане не хотят возвращаться обратно. При этом советник офиса Зеленского призвал готовиться к продолжению боевых действий.

Зеленский признался, что не знает о водной границе России и США

Украинские власти никогда не отдадут свои территории, заявил «Радиоточке НСН» зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин.

«Рассуждения на тему раздела Украины нам подбрасывают для нашего отвлечения и самоуспокоения, что якобы есть перспективы того, что Запад согласен на раздел Украины в какой-то пропорции. Для того чтобы полностью ликвидировать государство Украина, потребуются слишком большие силы, вряд ли это осуществимо. Что реально – это не договориться о каком-то разделе Украины, потому что никто с нами такую договоренность не напишет, а занять как можно больше территорий для того, чтобы потом договориться о прекращении огня. В мирный договор с оставшейся Украиной или Западом я не верю», — сказал он.

Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в годовщину начала спецоперации призвал отодвинуть границы угроз России как можно дальше, даже если это будут рубежи Польши, передает «Радиоточка НСН».

Ключ к победе. Взятие Артемовска переломит ход СВО

Украина может стать частью нового польского государства после окончания конфликта с Россией. Такое мнение в статье для газеты Rzeczpospolita выразил обозреватель Томаш Гжегож Гроссе.

По его словам, в Польше обсуждают воссоздание Речи Посполитой. Речь идет о расширении сотрудничества с Украиной и другими странами региона, объяснил он.

Обозреватель считает, что в случае интеграции Украины в польскую государственность вопрос вступления Киева в НАТО и Евросоюз решится сам собой.

Переговоры без условий? Россия и Запад обмениваются сигналами о готовности к диалогу по Украине

Соединенные Штаты и их партнеры хотят завершить конфликт вокруг Украины с помощью мирных переговоров, сообщает «РЕН ТВ» со ссылкой на National Review.

При этом вероятен раздел страны надвое. По данным издания, активность западных стран в отношении Киева продолжит уменьшаться, пока правительство во главе с президентом Владимиром Зеленским не поставят перед фактом. Тогда Украине будет предложен сценарий мирного урегулирования, из-за чего бывшая советская республика может начать делиться на две части. Труднее всего возможный раздел Украины дастся Польше и странам Прибалтики.

Польский профессор: Киеву не понравится план Запада превратить Украину в Израиль

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов считает, что Москва предлагает Киеву «корейский сценарий» окончания военного конфликта. Об этом он заявил в телемарафоне «Единые новости».

По словам Данилова, этот вариант предусматривает раздел страны и юридическое оформление утраты Украины восточных территорий.

«Нам сейчас предлагают корейский вариант. Так называемая условная 38-я параллель. Вот здесь такие украинцы, а здесь не такие украинцы»,— цитирует секретаря СНБО «Коммерсантъ».

По 38-й параллели северной широты проходит граница между Северной и Южной Кореей.

Медведев назвал «хотелками» заявления о «корейском сценарии» для Украины

Еще в конце марта прошлого года э кс-депутат Верховной рады Илья Кива опубликовал показанную в эфире польского телеканала TVP1 карту раздела Украины. В составе Польши обозначены Львовская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровненская и Тернопольская области Украины. К Румынии отнесли Черновицкую область, а в состав Венгрии вошел регион Закарпатья. В составе России отмечены Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская, Днепропетровская и Харьковская области, а также республики Донбасса, отмечает «Радиоточка НСН».

Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram

Обзор современного состояния образования и науки в Украине в условиях российской агрессии (по состоянию на декабрь 2022 г.) — Украина

  • Скачать отчет (PDF | 294,26 КБ)

Общая информация

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) по состоянию на 20 декабря 2022 г. количество беженцев, бежавших из Украины в другие страны с 24.02.2022 г., составляет более 16,6 млн человек.

По данным Генеральной прокуратуры Украины на 24. 12.2022 с начала войны убито 450 детей и ранено 867. Эти данные не включают данные из районов, где ведутся активные боевые действия.

По состоянию на 23 декабря 2022 года в результате бомбежек и артобстрелов повреждено 2619 учебных заведений, еще 406 полностью разрушены.

20 декабря 2022 года Правительство утвердило Стратегию гендерного равенства в сфере образования до 2030 года и план ее реализации на 2022-2024 годы. Стратегия определяет ключевые принципы, целевые аудитории, стратегические цели и задачи реализации политики обеспечения равных прав мужчин и женщин.

Министерство образования и науки Украины обеспечит участие Украины в исследовании PISA-2025, а Украинский центр оценки качества образования определен исполнительным органом – соответствующее распоряжение принято Правительством 16 декабря 2022 года.

21 декабря 2022 года в онлайн-режиме состоялось 6-е заседание Отраслевой рабочей группы по образованию и науке. В ходе встречи обсуждены актуальные вопросы совместной деятельности с партнерами по развитию, итоги 2022 года, планы на 2023 год. На встрече также была представлена ​​Программа Великой трансформации «Образование 4.0: Украинский рассвет» и обсужден раздел «Образование и наука» проекта Плана восстановления Украины.

01 декабря 2022 г. Министр образования и науки Украины Сергей ШКАРЛЕТ встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Финляндской Республики в Украине г-ном Яакко Лехтовирта. Стороны обсудили дальнейшее сотрудничество между странами, поддержку украинского школьного образования, ПОО и послевоенное восстановление. Г-н Яакко Лехтовирта проинформировал о предоставлении 15 школьных автобусов украинским учебным заведениям. Финская сторона в рамках финансируемой ЕС программы «EU4Skills: Better Skills for Modern Ukraine» дополнительно выделила в 2022 году 1 500 000 евро на приобретение учебников, современных лабораторий и другого необходимого оборудования для практических занятий и т. д. для учреждений профессионального образования. Ожидается, что в 2023 году Национальный совет по образованию Финляндии (FNBE) окажет финансовую поддержку профессиональному образованию в Украине в размере 65 000 евро.

06 декабря 2022 года Министр образования и науки Украины Сергей ШКАРЛЕТ провел онлайн-встречу с Министром Королевства Швеция Матсом Перссоном. Стороны обсудили расширение украинско-шведского сотрудничества в сфере образования и науки в контексте председательства Швеции в Совете ЕС. Также в ходе встречи министры обсудили синхронизацию учебных планов, перекредитование оценок и возможность изучения украинского языка для иностранцев в ведущих вузах Швеции (на примере Гетеборгского университета) и обеспечение условий для изучения шведского языка украинцы.

12 декабря 2022 года Министр образования и науки Украины Сергей ШКАРЛЕТ провел онлайн-встречу с Федеральным министром образования и науки Германии Беттиной Штарк-Ватцингер. Стороны обсудили вопросы дальнейшей поддержки украинских студентов, педагогов и научных работников, временно проживающих в Германии, в том числе обеспечения непрерывности обучения, синхронизации школьного образования и ПОО для ВПЛ, поддержки детей, проживающих в семьях за рубежом. Также обсуждался вопрос продолжения украинско-германского научного сотрудничества.

12 декабря 2022 года Министр образования и науки Украины Сергей ШКАРЛЕТ встретился онлайн с Министром образования, молодежи и спорта Чехии Владимиром Балашем. В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы дальнейшего украинско-чешского образовательного и научного сотрудничества. Обсуждены важность двустороннего Соглашения между министерствами о сотрудничестве в сфере образования и науки (подписано 22 ноября 2022 г.) и совместных мер по его реализации, а также активное сотрудничество украинских и чешских высших учебных заведений в рамках программ Erasmus+ и были отмечены другие программы академической мобильности.

Восстановление образования для более умной и сильной Украины

С начала российского вторжения в Украину в феврале 2022 г. образовательные учреждения на значительных участках территории Украины, которые в настоящее время или ранее были оккупированы российскими вооруженными силами, были разрушены или разграблены , а учащиеся и учителя были перемещены или вынуждены посещать школы, которые оккупанты называют «русскими» (рис. 1). По состоянию на февраль 2023 г. 10,7% украинских учебных заведений были повреждены или разрушены в результате российской агрессии (табл. 1). Украинские программы и учебники были запрещены и даже уничтожены. Многие детские сады, школы и университеты на территориях, контролируемых Украиной, пострадали от ракетных ударов или ударов беспилотников, пострадали от перебоев в подаче электроэнергии, вызванных российскими атаками на критически важную инфраструктуру, или пострадали от нехватки мощностей из-за большого количества внутренне перемещенных лиц. (ВПЛ), бегущих с оккупированных территорий.

Рисунок 1 Ущерб украинской образовательной инфраструктуре в результате российской агрессии по состоянию на февраль 2023 г. Украина.

Таблица 1 Образовательная инфраструктура Украины на конец 2021 г. и поврежденная в результате российской агрессии по состоянию на февраль 2023 г.

Источник Образование и наука Украины.

Тем не менее, образование будет играть жизненно важную роль в восстановлении Украины, поскольку оно не только дает необходимые знания и повышает человеческий капитал в обществе, но и способствует развитию ответственных, нравственно порядочных граждан, уважающих права человека, честность и подотчетность.

. Крайне важно, чтобы высшие учебные заведения не только предлагали образование, но и проводили исследования и служили центрами для конструктивных разговоров на темы, имеющие общественное значение. Образовательные учреждения в деоккупированных районах должны взять на себя дополнительную задачу по работе с менталитетом и травмами местного населения и возможными расколами и напряженностью внутри деоккупированных сообществ.

Многие страны, которые пострадали от конфликтов или других подобных разрушительных событий, действительно признали важную роль образования и разработали планы постконфликтного восстановления и устойчивости. Как правило, в этих планах признается, что образование необходимо для производительности, конкурентоспособности и инноваций страны, а также для ее усилий по строительству государства и мира (Bird 2009, IIEP-UNESCO 2009).

Bird (2009) изучает планы реконструкции в различных странах, включая Афганистан, Камбоджу, Эфиопию, Кению, Либерию, Непал, Нигерию, Сьерра-Леоне, Шри-Ланку и Уганду.

Автор предлагает, чтобы программы реконструкции давали рекомендации ключевым игрокам в секторе образования, позволяя им анализировать систему образования через «конфликто-чувствительную линзу» и разрабатывать стратегии для устранения потенциальной напряженности. Он также рекомендует, чтобы эти программы учитывали использование технологий для преподавания и обучения, сбора и анализа данных и мониторинга показателей, связанных с конфликтом, при разработке политики в области образования, особенно в конфликтных или постконфликтных ситуациях.

Человеческий капитал является самым ценным активом Украины и останется таковым в будущем. Система образования играет решающую роль в создании, развитии и поддержании этого актива. В нашем недавнем исследовании, проведенном в рамках более широкого проекта CEPR по восстановлению Украины (Kahanec et al. 2022), мы предлагаем, чтобы образование было основной опорой усилий по восстановлению Украины и что его следует использовать для обеспечения того, чтобы все граждане Украины были включены в эти усилия.

усилия. Он также будет играть решающую роль в поддержке государственного строительства и предоставлении основных государственных услуг, а также в защите демократии и прав человека.

В соответствии с уроками, предложенными в вышеупомянутых исследованиях (Bird, 2009 г., Министерство образования Исламской Республики Афганистан, 2016 г., Kahanec и др., 2022 г.), для предотвращения разногласий и конфликтов в украинском обществе и обеспечения того, чтобы общественность полностью посвящены процессам строительства и реконструкции государства, мы утверждаем, что система образования в Украине должна быть безоговорочно инклюзивной. В частности, он должен быть готов работать с ветеранами, чтобы поддержать их реинтеграцию и возвращение на рынок труда. Персонал образовательных учреждений нуждается в дополнительной подготовке, чтобы быть готовым справляться с этими возросшими вызовами. В качестве одного из инструментов для этого образовательные учреждения могут предложить услуги краткосрочного обучения.

Должны быть обеспечены соответствующие ресурсы, в том числе необходимое оборудование и подготовка учителей, чтобы все учащиеся могли полноценно участвовать. Образовательные учреждения также должны будут справиться с психологической травмой, вызванной войной, а также с реинтеграцией учащихся с многочисленными уязвимыми сторонами. Особое внимание следует уделить реинтеграции студентов, которые возвращаются из-за границы – у этих студентов будет другой опыт обучения и может сформироваться негативное восприятие послевоенных реалий в Украине. Эти проблемы потребуют поддержки и обучения как сотрудников, так и студентов.

Согласно оценке PISA 2018 (OECD 2019, 2021), украинские школьники получили более низкие баллы по математике, чем в среднем по ОЭСР. Качество образования еще больше ухудшилось из-за пандемии COVID-19 и продолжающейся войны. Поэтому компенсационная политика должна быть введена в действие как можно скорее. Например, средние школы могут предлагать летние или дополнительные курсы по основным предметам. Это требует большей гибкости в образовании, особенно на университетском уровне, например, предоставление студентам возможности получить определенное количество кредитов вместо обучения в течение фиксированного количества лет для получения степени (Kahanec et al. 2022).

Сектор профессионального образования и обучения должен усилить практико-ориентированную составляющую учебного процесса с помощью обучения на рабочем месте, практико-ориентированного обучения и элементов дуального образования (Кулалаева и др., 2019). Это будет способствовать развитию партнерских отношений между образованием и бизнесом и предоставит учащимся лучшее образование и перспективы работы.

Как мы утверждаем в Kahanec et al. (2022), чтобы реформы образования в Украине были успешными в долгосрочной перспективе, важно сосредоточиться на системе образования в целом и укрепить ее системную синергию, а не вносить спорадические, разрозненные изменения. Консультациям и обучению следует уделять приоритетное внимание, а не громоздкому и сложному регулированию, и упор должен делаться на качество, а не на количество. С 2014 года повышение качества образования стало основной целью этих реформ. Это требует изменений в структуре стимулов, таких как финансирование университетов на основе результатов, а не количества студентов, и введение большей внешней и внутренней конкуренции, в том числе когда речь идет о продвижении по службе и повторном назначении профессоров и назначении академического руководства (Kahanec and Kahancová 2019).).

Кроме того, учебным заведениям всех уровней должна быть предоставлена ​​большая автономия. Министерство образования и науки Украины должно сосредоточиться на разработке политики и создании рамок управления и контроля качества для обеспечения подотчетности перед общественными интересами. Будет важно не только измерять производительность и стимулировать инвестиции, инновации и эксперименты, но и предоставлять необходимые ресурсы для поддержки повышения качества.

Чтобы все эти децентрализованные усилия давали синергетический эффект и усиливали друг друга, образование в Украине должно развиваться как комплексная система с реформами средних школ, профессиональных училищ, колледжей и университетов, согласованных в рамках единой стратегии с объединяющей, прозрачной , и хорошо сообщенная миссия. Все уровни образования должны быть направлены на то, чтобы помочь учащимся развивать свои таланты и выбирать профессию на основе своих интересов. Поскольку увеличение самостоятельности также влечет за собой большую ответственность, необходимо обеспечить обширную подготовку на всех уровнях, в том числе для учителей (профессоров), финансового персонала и управленческого персонала образовательных учреждений.

Хотя финансирование образования в Украине относительно велико в процентах от ВВП, зарплаты учителей низкие, а оборудование часто устарело или отсутствует. Поэтому крайне важно повысить эффективность государственных расходов на образование, например, путем слияния учебных заведений, чтобы воспользоваться эффектом масштаба. Приоритет качества и повышение финансовой автономии облегчат образовательным учреждениям сбор средств.

Поскольку восстановление Украины связано с ее интеграцией с Европой и трансатлантическими партнерами, сектор образования должен сосредоточиться на развитии связей с зарубежными университетами. Такое сотрудничество будет способствовать обмену знаниями и талантами, а также созданию совместных академических программ и исследовательских инициатив, которые необходимы для восстановления Украины. Миграция украинцев в ЕС и другие страны (и обратно) и украинские диаспоры по всему миру открывают возможности для создания плодотворных связей в этой области.

Доступ к образованию и обучению играет важную роль в мотивации украинцев за границей вернуться в Украину, как только военные действия закончатся. Не менее важны безопасность и доступ к рынку труда. Поскольку опасность военных действий может сохраняться длительное время, учебные заведения должны иметь хорошо оборудованные бомбоубежища. Что касается доступа к рынку труда, университеты и колледжи могут подтвердить квалификацию возвращающихся беженцев и ВПЛ, которые потеряли документы об образовании или хотят возобновить свою профессиональную жизнь. Ряд квалификационных центров уже предоставляют такие услуги.

Таким образом, украинская система образования готова столкнуться с многочисленными проблемами в ближайшие годы. Он должен сначала оправиться от разрушительного действия войны, а затем разработать всеобъемлющую стратегию развития. Преобразование образовательных учреждений должно создать среду, в которой они смогут соответствовать социальным и экономическим требованиям страны. Система образования также должна повышать качество образования, создавать инновационную среду для обучения и исследований и развивать партнерские отношения с бизнесом и гражданским обществом. Наконец, он должен быть решительно инклюзивным и сотрудничать с заинтересованными сторонами на всех уровнях, чтобы обеспечить расширение прав и возможностей и положительные результаты для украинского народа.

Берд, Л. (2009 г.), «Повышение устойчивости: развитие потенциала систем образования, затронутых конфликтом», подготовлено для Скрытый кризис: вооруженный конфликт и образование , Глобальный отчет по мониторингу образования для всех, 2011 г.

МИПО-ЮНЕСКО – Международный институт планирования образования (2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *