Украинская история: ПРОЗРЕНИЕ «свидомого» украинца: Украина — это Русь, а ВСЕ украинцы

История притеснений Украинской православной церкви

2 декабря 2022, 12:12

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 декабря 2022 года президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) принял решения о мерах против Украинской православной церкви (УПЦ). Среди них поручения внести в парламент законопроект о запрете «аффилированных с центрами влияния в РФ религиозных организаций» и активизировать работу по борьбе с российскими спецслужбами в УПЦ. ТАСС подготовил справочный материал о притеснениях УПЦ на Украине.

Статус православных религиозных объединений на Украине

В октябре 1990 года Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) учредил на территории Украинской ССР самоуправляющуюся Украинскую православную церковь (УПЦ) с правами широкой автономии в составе Московского патриархата. 27 мая 2022 года собор УПЦ, прошедший в Киеве, принял изменения в устав церкви о ее «полной самостоятельности и независимости». 7 июня 2022 года Священный синод РПЦ заявил, что изменение статуса УПЦ может быть принято лишь в рамках канонической (то есть законной с точки зрения церковного права) процедуры, включающей постановление Поместного собора Русской православной церкви.

До декабря 2018 года на Украине также действовали две крупные неканонические религиозные организации: самопровозглашенные «Украинская православная церковь Киевского патриархата» и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ). В сентябре 2018 года Константинопольская патриархия заявила о готовности создать под своим патронажем автокефальную церковь на Украине. Синод РПЦ заявил о незаконности действий Константинополя и принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской церковью. 15 декабря 2018 года в Киеве при участии президента Украины Петра Порошенко и делегатов Константинопольской православной церкви на базе т. н. Киевского патриархата и УАПЦ была образована новая религиозная организация, получившая название «Православная церковь Украины».

Нападения и захваты храмов УПЦ в конце 1980-х — начале 2020-х

Начиная с 1989 года группы украинских националистов, сторонники униатской и автокефальной украинской церкви регулярно организовывали захваты и нападения на православные храмы Украинской православной церкви Московского патриархата. Поддержку им оказывали как местные власти, так и представители различных политических организаций, в частности «Украинской национальной ассамблеи — Украинской национальной самообороны» (УНА-УНСО, запрещена в РФ), украинской националистической партии «Свобода». Первым таким случаем стал захват униатами 29 октября 1989 года Преображенского собора во Львове. Более десятка нападений на храмы УПЦ сторонники «Киевского патриархата» осуществили в июне — августе 1992 года: тогда были захвачены храмы в Луцке, Ровно, Днепропетровске, Житомире, атакованы Киево-Печерская и Почаевская лавры.

23 июля 2000 года, в день памяти прп. Антония Печерского группа из 200 украинских националистов, возглавляемая депутатом Верховной рады Олегом Соскиным, попыталась ворваться в Киево-Печерскую лавру. От прихожан УПЦ они требовали «не осквернять украинскую землю своим присутствием» и «убираться в свою Москву». В марте 2002 года сторонниками так называемого Киевского патриархата были силой захвачены храмы УПЦ в селах Егоровка и Болгарка Одесской области, в марте 2005 года — Свято-Михайловский храм в селе Костницы Черновицкой области. В 2003 году Почаевскую лавру пытались захватить члены УНА-УНСО. В сентябре 2010 года активисты партии «Свобода» напали на место строительства храма УПЦ в киевском парке «Юность».

После государственного переворота на Украине в феврале 2014 года «Киевский патриархат» активизировал агрессивные действия в отношении приходов УПЦ. 22 июня 2014 года более ста украинских националистов сорвали у Киево-Печерской лавры крестный ход противников войны на Донбассе. По данным Украинской православной церкви, в 2014-2016 годах «Киевским патриархатом» было захвачено 40 храмов УПЦ. В 2017 году еще 19 храмов УПЦ подверглись нападениям радикалов, в 2018 году — более 10.

2 августа 2018 года глава «Киевского патриархата» Филарет Денисенко в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что после создания автокефальной украинской церкви под контролем Константинополя ей будут переданы Киево-Печерская и Почаевская лавры. В ноябре 2018 года полиция Тернопольской области открыла уголовное производство по подозрению в незаконной передаче сооружений монастыря в пользование УПЦ, а правительство Украины отменило свое распоряжение от 17 июля 2003 года «Об исключении из состава Кременец-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника сооружения Почаевской Свято-Успенской лавры». Братия монастыря расценила действия властей как подготовку к передаче имущества лавры религиозной организации, подконтрольной Константинопольскому патриархату. 29 ноября 2018 года в Киево-Печерской лавре спецкомиссия Минкультуры Украины при участии Службы безопасности Украины (СБУ) и Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника начала опись церковных ценностей, которые были переданы монастырю после его возрождения в 1988 году. Подобная проверка проводилась впервые за 30 лет. 24 декабря 2020 года руководитель ПЦУ Епифаний Думенко подтвердил, что его структура будет добиваться передачи в свое распоряжение обеих лавр.

24 декабря 2019 года управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) заявил, что на Украине было возбуждено более 250 уголовных дел по факту нападений на приходы и прихожан УПЦ. По его словам, добровольно в юрисдикцию ПЦУ перешло 78 приходов Украинской православной церкви. Еще 220 приходов были незаконно перерегистрированы и приписаны к ПЦУ, а около 100 храмов захвачено рейдерским способом.

6 октября 2021 года митрополит Антоний (Паканич) сообщил, что было зафиксировано около 500 преступлений, связанных с незаконной перерегистрацией уставов религиозных общин УПЦ в пользу ПЦУ, а также 144 случая захвата раскольниками храмов УПЦ.

Законодательное ограничение прав УПЦ

В 2016 году в Верховную раду было внесено несколько законопроектов о поправках в законодательство Украины о свободе совести и статусе религиозных организаций, позволяющих ограничивать или запрещать деятельность УПЦ, передавать ее храмы другой юрисдикции. Более 300 тыс. граждан Украины подписали обращение с требованием не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к лидерам стран «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и Папе Римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине. 18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение этих законопроектов. Однако 20 декабря 2018 года их рассмотрение вновь было внесено в повестку парламента.

20 декабря 2018 года Верховная рада приняла поправки в закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 1991 года, инициированные депутатами от «Народного фронта» и «Самопомощи». 22 декабря 2018 года документ подписал президент Петр Порошенко. Согласно поправкам, все религиозные организации, центр которых находится в России, обязаны сообщать об этом в своем полном официальном названии. Фактически закон обязывал Украинскую православную церковь изменить свое название на «Российская православная церковь в Украине». На переименование был отведен срок до четырех месяцев. Де-факто перерегистрация религиозных общин влекла за собой заключение новых договоров об аренде храмов и помещений, находящихся в собственности государства или местных властей. Глава юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов отмечал, что подобный пересмотр договоров позволит украинским властям отобрать у УПЦ Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, а также другие храмы, передав их ПЦУ. УПЦ назвала закон антиконституционным, нарушающим право на свободу вероисповедания и опротестовала его в судебном порядке. 22 апреля 2019 г. Окружной административный суд Киева остановил процесс принудительного переименования УПЦ. Минкульт подал на это решение апелляцию, однако 22 июля того же года Шестой апелляционный суд Киева отказал в ее удовлетворении. 16 декабря 2019 года Верховный суд Украины также оставил без удовлетворения кассационную жалобу Министерства культуры Украины на решение Окружного суда Киева. Одновременно в апреле 2019 года Конституционный суд Украины по предоставлению 49 народных депутатов начал разбирательство о соответствии конституции закона о переименовании. Оно продолжается до настоящего времени.

17 января 2019 года Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о подчиненности религиозных организаций и процедуре государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица» (подписан 28 января 2019 года). Документ, подготовленный депутатами «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко» и «Самопомощи», предполагает законодательное регулирование принадлежности лиц к религиозной общине и порядок перехода приходов из одной юрисдикции в другую. Первоначально законопроект содержал положения о «самоидентификации члена религиозной общины», которым при желании мог стать каждый впервые переступивший порог храма, и давал право местным органам власти решать вопрос о смене подчиненности религиозных организаций. После протестов православной общественности эти положения были исключены из закона. В его окончательном варианте изменение принадлежности храмов от одной юрисдикции к другой возможно по решению не менее двух третей членов религиозной общины (в первой редакции предполагалось принятие такого решения простым большинством).

Нападения, обыски, захват храмов УПЦ в 2022 году

После начала специальной военной операции РФ на Украине участились нападения на храмы УПЦ со стороны украинских националистов и представителей ПЦУ. Местные власти различного уровня стали издавать распоряжения о запрете деятельности УПЦ, а также о передаче православных храмов ПЦУ (эти действия УПЦ считает незаконными).

7 марта 2022 года в поселке Верховина Ивано-Франковской области вооруженные украинские националисты захватили Анно-Зачатьевский храм УПЦ. 29 марта вооруженные сторонники ПЦУ заняли Покровский храм города Смелы Черкасской области. 5 апреля активисты ПЦУ изгнали настоятеля храма Иконы Божией Матери «Знамение» в Киеве. 14 апреля группа вооруженных людей под руководством «иерарха» ПЦУ Александра Драбинко силой захватила храм в Круглике Киевской области. 23 апреля в п. Песковка Киевской области местные власти заблокировали два храма УПЦ. 21-23 мая сторонники ПЦУ захватили храмы УПЦ в пгт. Иванков Киевской области, в Сулимове Львовской области, в Чернятине Винницкой области.

23 мая синод ПЦУ заявил о намерении основать мужской монастырь под названием «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра» и поручил своему лидеру обратиться в правительство с просьбой передать ПЦУ один из храмов и часть помещений Киево-Печерской лавры УПЦ.

В октябре — декабре 2022 года СБУ провела массовые обыски в монастырях, храмах и административных зданиях епархий УПЦ по всей Украине. В качестве мотивировки своих действий представители спецслужбы заявляли о причастности служителей церкви «к распространению идей, посягающих на территориальную целостность Украины и разжигание религиозной розни». В частности, 22 ноября сотрудники СБУ провели обыски в Киево-Печерской лавре, назвав их «контрразведывательными мероприятиями», призванными не допустить «использования монастыря как ячейки русского мира».

11 октября Служба безопасности Украины провела обыски у митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких). 18 ноября он был обвинен в «оправдании вооруженной агрессии России», призывах к захвату государственной власти. 1 декабря священнослужителю одного из храмов Киево-Печерской лавры были предъявлены обвинения из-за песнопений на русском языке, прозвучавших в церкви.

15 ноября депутат Верховной рады Алексей Гончаренко направил депутатское обращение на имя премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля с предложением лишить Украинскую православную церковь прав на аренду Киево-Печерской и Свято-Успенской Почаевской лавр и передать их раскольнической Православной церкви Украины.

Запрет деятельности УПЦ местными властями

20 апреля 2022 года глава Киевской областной военной администрации Александр Павлюк своим распоряжением перевел три общины Украинской православной церкви в ПЦУ. 4 мая мэр города Конотоп Сумской области Артем Семенихин запретил в городе деятельность УПЦ. 6 мая городской совет города Бровары близ Киева приостановил деятельность Украинской православной церкви и закрыл ее храмы. 12 и 20 мая аналогичное решение приняли горсоветы Кагарлыка и Переяслава Киевской области.

30 июня решение о запрете УПЦ принял Львовский горсовет. 29 ноября Совет Львовской области призвал Верховную раду запретить УПЦ на территории страны. За резолюцию проголосовали 54 из 84 депутатов.

Законодательные инициативы и меры по запрету УПЦ на Украине

В течение 2022 года в Верховную раду Украины было внесено несколько законопроектов, предусматривающих запрет на территории Украины деятельности Русской православной церкви и религиозных организаций, входящих в ее состав или признающих подчиненность ей в канонических, организационных и других вопросах.

1 декабря 2022 года президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что Совет национальной безопасности и обороны принял решения о мерах против Украинской православной церкви. Правительству поручено внести на рассмотрение Верховной рады «законопроект о невозможности деятельности на Украине аффилированных с центрами влияния в РФ религиозных организаций». Государственной службе по этнополитике и свободе совести поручено провести религиоведческую экспертизу устава об управлении УПЦ на наличие церковно-канонической связи с Московским патриархатом. Кроме того, необходимо проверить наличие правовых оснований и соблюдения условий использования имущества, которое находится на территории Киево-Печерской лавры. Силовые структуры должны «активизировать мероприятия по выявлению и противодействию подрывной деятельности российских спецслужб в религиозной среде Украины».

Статистические данные

Согласно «Отчету о сети религиозных организаций в Украине по состоянию на 1 января 2021 года», опубликованному Государственной службой Украины по этнополитике и свободе совести, УПЦ остается крупнейшей конфессией на Украине. Из зарегистрированных в стране 37 049 религиозных организаций 12 406 относятся к УПЦ. В юрисдикции церкви состоят 53 епархии и 12 381 приход, в клире — 108 архиереев и 12 513 священнослужителей. На территории Украины в 2021 году действовало 260 монастырей УПЦ, 18 духовных учебных заведений, включая Киевскую духовную академию. Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра и Свято-Успенская Почаевская лавра.

В отчете Госслужбы Украины по этнополитике и свободе совести указывается, что на 1 января 2021 года под юрисдикцией так называемой Православной церкви Украины — 7 188 общин, 79 монастырей, 233 монашествующих, 4 572 священнослужителя, 26 учебных заведений. Украинской греко-католической (униатской) церкви принадлежало 3 670 общин. 

Теги:

УкраинаЗеленский, Владимир Александрович

Как в украинских школьных учебниках истории ретушируют прошлое

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

24.08.2022 13:22

Общество

Текст:

Юрий Борисёнок (кандидат исторических наук)

Родина — Спецвыпуск: Донбасс — сердце России №9(922)Родина — Спецвыпуск: Донбасс — сердце России №85(8822)Родина — Федеральный выпуск: №9(922)

Как в украинских школьных учебниках истории ретушируют прошлое

Карта «Киевской державы в X-XI веке» по версии украинских учебников по истории

Учебники истории для средней школы в любой стране — очень важный индикатор исторической политики. Тот образ минувших столетий и текущих событий, который предлагают детям и подросткам, часто остается с человеком надолго и влияет на его взгляды и поступки во взрослой жизни.

На примере четырех учебников истории Украины, изданных с 2007-го по 2021 год, мы постарались проследить специфику процессов препарирования памяти о прошлом в интересах действующей власти.

Карта «Киевской державы в X-XI веке» по версии украинских учебников по истории

Где потерялись Юрий Долгорукий и Александр Невский

Сразу оговоримся: эти учебные книги не слеплены на коленке, это продукт многолетнего творчества профессиональных историков, методистов, редакторов. Тех, кто знаком с украинской интернет-пропагандой, чтение учебников разочарует: откровенной русофобии в стиле «москаляку на гиляку» там нет, авторы прививают неприязнь к России гораздо тоньше и осторожнее. При этом нет единого шаблона: есть пособия более традиционные с корнями из советской педагогики, весьма развитой в Украинской ССР, а есть и новаторские проекты, пытающиеся привить интерес к истории с помощью проблемного изложения, исторических игр, занятий в парах и группах, информации через QR-коды.

Разворот учебника, посвященный Мазепе.

Общее у всех этих разных учебников обнаруживается только после внимательного их прочтения и заключается в намеренной минимизации любой позитивной информации об истории России и в первую очередь об общих для России и Украины страницах прошлого. «В ловких и натруженных руках» это получается сделать даже там, где это вроде бы совершенно невозможно, например, на пространстве древнерусской истории или Киевской Руси, о которой до сих пор пишут в украинских школьных учебниках для 7 класса.

«Достижение Украиной независимости создало благоприятные условия для правдивого изучения истории»1, — заявляют во введении к своей учебной книге 2007 г. издания известные историки академик Валерий Смолий (с 1993 г. неизменный директор Института истории Украины НАН Украины) и Валерий Степанков. И авторы во многом правдивы: они, в частности, вообще обходят стороной фантастическую версию, по которой в 1982 г. Киеву исполнилось аж 1500 лет и которая стала поводом для пышных торжеств в УССР времен товарища Щербицкого. Семиклассникам, которые учились по этому учебнику и во второй половине 2010-х гг., полагается знать, что Киев это «столица полянского племенного княжения», в которой правили «потомки полянского князя Кия», жившего в неназванное время2.

В сочинении Смолия и Степанкова вроде бы все на месте: условия для создания «первого восточнославянского государства» сложились, по мнению авторов, только к рубежу VIII-IX веков. Государство это ни разу не названо украинским, сообщается, что первое летописное упоминание названия «Украина» относится к концу XII столетия3. Киевская Русь к началу XI в. превращается не в «украинскую державу», а в средневековую империю, включавшую более 20 народов славянского и неславянского происхождения4.

Только вот всё, что в этой империи подальше от Киева, включая восточных славян, в учебнике выносится за скобки уже с 92-й страницы, а до того излагается со скупостью гоголевского Плюшкина. Это касается и Великого Новгорода, чья ранняя история связана с Киевом более чем тесно. Нет в учебнике и Юрия Долгорукого, который был не только основателем Москвы, но и киевским князем. Сын его Андрей Боголюбский один раз упоминается, но в зловещем обличье: этот владимиро-суздальский князь захватил Киев 12 марта 1269 г., «учинил в городе ужасный погром и вывез духовные святыни Руси — колокола, иконы, церковное имущество и книги»5. В похожем ключе в самом конце книги, на 163-й странице, впервые упомянута Москва и ее политика создания централизованного государства при Иване III.

Александру Невскому повезло больше, он аттестуется как получивший от хана ярлык «на Киев и всю Русскую землю». Ни о Невской битве, ни о Ледовом побоище украинским семиклассникам знать не положено. Зато Смолий и Степанков продлили жизнь Александру Ярославичу до 1272 г., тогда как на самом деле он умер в 1263-м6. Нашествие монголов сведено в книге лишь к битве на Калке и взятию Батыем Киева: ни об обороне Рязани, ни о «злом городе» Козельске тут ни строчки.

Украинские учебники по истории.

Откуда родом Ярослав Мудрый и Владимир Мономах

Книга для 7 класса 2015 г. издания, написанная киевским методистом и плодовитым автором учебников Виталием Власовым (1969-2019), может понравиться школьнику манерой изложения. Каждый пункт в каждом параграфе представляет собой ответ на вопрос, например: «С кем соседствовали восточнославянские племена?»7 Однако тональность повествования и его рамки все те же, что и у Смолия со Степанковым. В ответе на приведенный вопрос соседи восточных славян представлены подробно — хазары, византийцы, норманны, а вот сами восточнославянские племена в учебнике даны в жестком сокращении, упомянуты только семь племенных объединений, отметившихся на современной территории Украины8.

А ведь семиклассникам уже дали явный повод для гордости: «Киевская Русь — одна из крупнейших и самых могущественных держав средневекового мира»9. Но знать помимо Киева и полян всяких там вятичей, новгородских словен и кривичей школьнику необязательно, хотя они и расселялись обширно в той самой крупнейшей державе.

Учебник Власова всё так же тщательно выпалывает любые ассоциации на тему большой общей средневековой истории. Дальше Киева и Чернигова изложение заглядывает редко, та самая Киевская держава в названиях больших глав значится как «Русь-Украина». Правда, название это, взятое у основателя национальной украинской исторической науки Михаила Грушевского, в тексте не объясняется никак, как и упомянутое в начале учебника «развитое украинское Средневековье»10, напоминающее брежневский «развитой социализм». Князья Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах представлены в книге ярко и подробно, но назвать их украинскими или украинцами автор логично назвать не рискует.

Украинцы появляются у Власова в самом конце текста как «украинские крестьяне» и население Великого княжества Литовского, где «украинцы и белорусы составляли 90% населения государства, оказывая на литовцев заметное влияние»11. И еще там, где впервые упоминается Москва и «Московия», на 169-й странице (Юрий Долгорукий и здесь обойден молчанием). А вот там, где начинается территория конфликта, изложение заметно оживляется. Семиклассники узнают, что Великое княжество Московское при Иване III начало претендовать на украинские и белорусские земли. «Во время кампании 1514 г. московское войско захватило белорусский Смоленск», но в том же году под Оршей 30-тысячное «украинско-белорусско-литовское войско» во главе с князем Константином Острожским победило 80-тысячную московскую армию12. Интересно, что учебники истории Украины для 7 класса должны заканчиваться XV в., но Оршанская битва из XVI столетия присутствует и у Власова, и у Смолия со Степанковым, только у них 35-тысячное войско Острожского одолевает 70-тысячную московскую армию13.

В обоих случаях приводятся фантастически завышенные цифры участников сражения: современные исследования не исключают, что оба противника сражались под Оршей примерно равными войсками численностью в 12-13 тысяч человек.

Памятник основателю книгопечатания в России и Украине Ивану Федорову во Львове. 1983 год.. Фото: РИА Новости

Цензура для первопечатника Федорова

Если в учебниках для 7 класса уклониться от неприятных для современной украинской идеологии сюжетов о древнерусском единстве получилось почти незаметно для школьников, то авторам, пишущим для восьмиклассников, которые изучают историю Украины XVI-XVIII веков, не позавидуешь. Там есть такие сюжеты, связанные с Россией, о которых умолчать невозможно и которые безбожно переврать затруднительно.

Посмотрим, как справляются с этим два недавних учебника для 8 класса, изданные в 2016 г. в Тернополе14 и в 2021 г., с широким применением QR-кодов, в Киеве15.

Никуда не уйти от первопечатника Ивана Федорова, плодотворно работавшего во Львове и в Остроге. Авторы тернопольского учебника Наталья Сорочинская и Ольга Гисем пишут по нынешним временам нечто крамольное: «В XVI в. успешно развивалось книгоиздание. Значительный вклад в его становление внес московский первопечатник Иван Федоров (Федорович). Приехав во Львов, он издал за счет Львовского братства в 1574 г. свои первые книги в Украине — «Апостол» и «Букварь». «Букварь» стал первым школьным учебником на украинских землях»16.

Получается непорядок: свет книжного знания и первый учебник пришли на Украину из Москвы! В продвинутом учебнике 2021 г. это обстоятельство надежно упрятано с глаз подальше. Его авторы никакого Федорова знать не хотят, он прямым текстом не упомянут вообще, а разыскать его можно только по QR-коду на 49-й странице17.

Главное понятие, которое должны усвоить ученики 8 класса — это Украинская казацкая держава. С подробным описанием быта и похождений казаков учебники справляются неплохо, вплоть до указаний на научные труды известных нам Смолия и Степанкова, где утверждается, что казачество — это «сословие мелких землевладельцев фермерского типа»18. Совершили же эти неугомонные фермеры не что-нибудь, а Украинскую национальную революцию XVII столетия. Им пытались всячески помешать: Москва наряду с Польшей и Крымом обозначены как враги украинской независимости19.

А как же Богдан Хмельницкий и Переяславская рада?

Н. Деребус. Переяславская рада. Богдан Хмельницкий выступает за воссоединение Украины и России. 1952 год.

Богдан Хмельницкий без воссоединения

При рассказе об этой странице истории изложение становится витиеватым и плохо доступным детям. Понятно только то, что не пойти на союз с Москвой Богдан не мог: «По состоянию на конец 1653 г. положение Гетманщины стало критическим»20. Хмельницкому пришлось обратиться к сильным союзникам, турецкому султану или московскому царю, под руку попался царь. То, что случилось дальше, учебники излагают не как Переяславскую раду, а под одинаковым для двух учебников заголовком «Украинско-московский договор 1654 г.»21.

В учебнике 2016 г. так ничего и не говорится о воссоединении Украины с Россией, но процесс описывается верно: «Украинцы считали себя принадлежащими вместе с московитами к одному православному народу, ожидали от братьев по вере помощи в войне против католической Польши. Вследствие этого в украинском обществе в годы Национально-освободительной войны возрастали промосковские настроения»22.

В издании 2021 г. итоги Переяславской рады именуют «формальной вассальной зависимостью» и «протекторатом», по QR-коду на 115-й странице предлагается 4-минутное видео «Мифология воссоединения» с понятной ориентацией. В качестве вывода приводится мнение американско-канадского историка Ивана Лысяка-Рудницкого (1919-1984): «Переяславское соглашение было решающим шагом в возвышении азиатской, отрезанной от моря Московии до уровня могущественной державы, а Украина стала для России первым окном в Европу»23.

Хмельницкий и казаки-фермеры предстают светочами европейской цивилизации для России — вот как ловко повернули очень неприятное событие для сегодняшних версий истории Украины.

Михаил Скотти. Минин и Пожарский. 1850 год.

Минин и Пожарский без Москвы

Подсластить печальную зависимость от Москвы после Переяславской рады авторы учебников пытаются, всячески выделяя любые военные конфликты «фермеров» с Россией. Иногда это сделать совсем не просто, как в случае с событиями Смуты начала XVII в. В книге Сорочинской и Гисем подчеркивается «участие казаков в войнах Речи Посполитой против Московии и Швеции», но при этом пришлось упомянуть и освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского24. В учебнике 2021 г. из всех событий Смуты очень кратко повествуется о походе гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного на помощь польскому королевичу Владиславу в 1618 г., когда «было разгромлено московское войско»25.

Чего только ни сделаешь, чтобы не поминать гражданина Минина и князя Пожарского!

Поражение русских войск в битве под Конотопом в 1659 г. учебниками всячески воспевается и вырывается из печального контекста периода украинской истории, справедливо названного Руиной. Лишние подробности об участии в этом локальном сражении крымских и польских союзников казаков приводятся только в учебнике 2021 г., при этом «потери московитов насчитывали до 30 тыс. человек»26. В книге же Сорочинской и Гисем читаем: «8-9 июля 1659 г. под Конотопом Выговский нанес сокрушительное поражение 100-тысячной московской армии»27.

Обе цифры, и 30, и 100 тысяч, столь же фантастически преувеличены, как и при освещении битвы под Оршей, причем крымских воинов под Конотопом было гораздо больше, чем казаков. Несчастным восьмиклассникам приходится ломать голову, почему в сентябре 1659 г., всего через два месяца после «великой победы», уже нет гетмана Ивана Выговского, а новый гетман Юрий Хмельницкий подписывает Переяславские статьи 1659 г., вводившие куда более глубокий режим вассальной зависимости от Москвы28.

Купюра достоинством 10 гривен 2007 года с изображением Мазепы.

Мазепа предавал, но он не предавал

В таком же ключе излагается и история гетмана Ивана Мазепы. В учебнике 2016 г. подчеркивается получение им «блестящего европейского образования в Киево-Могилянском и Варшавском иезуитских коллегиумах», отмечается, что «на первом этапе гетманства Мазепа придерживался политики добрососедских отношений с Москвой» (а как же «глубокая вассальная зависимость»?), в его культурной деятельности усматривают «спланированную дальновидную государственную политику»29.

Правда, авторы учебника 2021 г. инкриминируют Мазепе в период лояльности Петру «политику денационализации украинцев»30. Перейти же на сторону Карла XII гетмана якобы побудило то, что права казаков грубо нарушались31. По версии тернопольского издания, предателем был не Мазепа, а казацкий полковник Нос, который показал тайный ход в гетманскую столицу Батурин. Цель гетмана обозначена как «освобождение Гетманщины из-под власти Московии», а заслугой Мазепы стало то, что «он создал прецедент выступления украинской элиты против московского центра»32.

Полтава в полторы строки

Учебник 2021 г. избегает печальных подробностей «прецедента» и выделяет для Полтавской битвы полторы строчки текста33. Сорочинская и Гисем битву излагают на двух страницах и признают главное: еще до Полтавы «большая часть старшины оставила Мазепу, подписала присягу на верность царю и признала гетманом И. Скоропадского»34.

Из этой фразы восьмиклассники могут сделать вывод, что казацкая верхушка, присягнув Петру Великому, перешла на правильную сторону истории. Так оно было и в реальном XVIII веке, обогатившем ту самую казацкую верхушку и одарив русскую историю множеством колоритных строителей империи, включая братьев Разумовских и канцлера Александра Безбородко. Но Безбородко в учебниках не упомянут вообще, а Разумовские, тайный супруг Елизаветы Петровны Алексей и гетман Кирилл, значатся в текстах о «колониальной политике Российской империи».

  • 1. Смолiй В.А., Степанков В.С. Iсторiя Укра ни: пiдручник для 7 класу загальноосвiтнiх навчальних закладiв. Ки в: Генеза, 2007. 224 с. Тираж 277 550 экз. С. 3.
  • 2. Там же. С. 12.
  • 3. Там же. С. 12-13.
  • 4. Там же. С. 74.
  • 5. Там же. С. 92.
  • 6. Там же. С. 130.
  • 7. Власов В.С. Iсторiя Укра ни: пiдручник для 7 класу загальноосвiтнiх навчальних закладiв. Ки в: Генеза, 2015. 192 с. Тираж 59 546 экз. С. 21.
  • 8Там же. С. 17.
  • 9Там же. С. 14.
  • 10Там же.
  • 11. Там же. С. 158, 173.
  • 12. Там же. С. 169-170.
  • 13. Смолiй В.А., Степанков В.С. Указ. соч. С. 175.
  • 14. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Iсторiя Укра ни: пiдручник для 8 класу загальноосвiтнiх навчальних закладiв. Тернопiль: Навчальна книга — Богдан, 2016. 304 с. Тираж 9 264 экз.
  • 15. Щупак I.Я., Черкас Б.В., Бурлака О.В., Власова Н.С., Галушко К.Ю., Кронгауз В.О., Пiскарьова I.О., Секиринський Д.О. Iсторiя Укра ни: пiдручник для 8 класу закладiв загально середньо освiти. Ки в: УОВЦ Орiон, 2021. 224 с. Тираж 135 804 экз.
  • 16. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 65.
  • 17. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 49-50.
  • 18. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 185.
  • 19. Там же. С. 184-185.
  • 20. Там же. С. 151-152.
  • 21. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 156-157; Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 112-116.
  • 22. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 154.
  • 23. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 114-116.
  • 24. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 94.
  • 25. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 68.
  • 26. Там же. С. 129.
  • 27. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 169.
  • 28. Там же. С. 171.
  • 29. Там же. С. 213, 215, 217.
  • 30. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 157.
  • 31. Там же. С. 159.
  • 32. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 221-222, 224-225.
  • 33. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 159.
  • 34. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 223.
  • 35. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 301.
ТелеграмВКонтакте

Темы дня:

Бывший футболист «Спартака» рассказал о своем деде, который в 1943-м принял первый бой в Сталинграде и дошел до Праги

Принц Евгений Вюртембергский: отец солдату, тягота царю

Битва на реке Калка: первая встреча русских дружин с монголами

Проект «Кинохроника в цвете» опубликовал кадры празднования 1 мая в 1923 году

Вологодский писатель Анатолий Ехалов подготовил к печати удивительный сборник частушек

Понимание истории Украины: Рекомендуемая литература

Взоры всего мира прикованы к российскому вторжению в Украину, что оставляет многих с вопросами об обстоятельствах, приведших к тому, что сейчас является крупнейшим конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны. За ужасами войны стоит общая и сложная история между Украиной и Россией. Из-за этой сложности возникают различные точки зрения и конкурирующие точки зрения с различным пониманием того, как развивалась история. Учитывая вызовы, с которыми Украина столкнулась как внутри страны, так и за ее пределами с момента ее постсоветского превращения в независимое государство, можно многое узнать.

Этот список книг был создан, чтобы предоставить вам инструменты для понимания истории Украины и факторов, которые привели к сегодняшнему дню. Большинство выбранных названий являются более поздними работами, в которых учтены ключевые моменты последних двух десятилетий. Возможно, наиболее важно то, что он призван обеспечить сбалансированную дискуссию, предлагая некоторые из различных точек зрения, переплетающихся в сложной истории страны. Как поставщики бесплатного доступа к информации в Библиотеке, мы надеемся, что книги из этого списка помогут вам сформировать грамотное представление об Украине и той роли, которую она играет в более широком регионе.

Богдан Хорбаль — куратор славянских и восточноевропейских коллекций Нью-Йоркской публичной библиотеки. Он имеет докторскую степень. по истории из Вроцлавского университета в Польше и курирует разработку коллекций на местных языках, предоставляет справочную помощь исследователям и ведет работу с научным миром.

Доступен в нашем циркулирующем каталоге

Общие работы по Украине

Пограничье: путешествие по истории Украины Анна Рейд
Также доступно: электронная книга

Линия фронта: Очерки прошлого и настоящего Украины Сергей Плохий

Ворота Европы: История Украины Сергей Плохий
Также доступно: e -книга

Красный голод: Война Сталина против Украины Анны Эпплбаум
Также доступны: электронная книга, электронная аудиокнига

Украина и Европа: культурные встречи и переговоры Плохи
Также доступно: электронная книга

Украина: оспариваемая национальность в европейском контексте Ульриха Шмида
Также доступно: электронная книга

Украинцы: неожиданная нация Эндрю Уилсона
Также доступно: электронная книга

90 002 Украина: Что нужно знать каждому® Сергей Екельчик

События после 1991 года

Во время войны: истории из Украины Тим Джуда в Украине Элизабет А. Вуд, Уильям Э. Померанц, Э. Уэйн Мерри и Максим Трудолюбов

Украина и искусство стратегии Лоуренс Фридман

Украина: нация на границе Карл Шлёгель

Украина за гранью: Россия, Запад и «новая холодная война»  Гордона М. Хана
Также доступно: электронная книга

Words for War: Новые стихи из Украины составлено Оксаной Максимчук
Также доступно: В сети.

Доступно в нашем исследовательском каталоге

Обратите внимание: эти книги являются частью нашей исследовательской коллекции и доступны только для использования на месте. Все держатели карт NYPL могут запросить эти предметы и назначить время для посещения здания Стивена А. Шварцмана, чтобы проконсультироваться с ними.

Общие работы об Украине

Битва за Украину: сравнительная перспектива Под редакцией Майкла С. Флиера и Андреа Грациози

Казачий миф: история и государственность в эпоху империй Сергей Плохий

Культура, нация и идентичность: украино-российская встреча, 16:00–1945 Под редакцией Андреаса Каппелера, Зенона Когута, Франка Сысина и Марка фон Хагена

Линия фронта: Очерки об Украине Прошлое и Настоящее Сергея Плохия

Будущее прошлого: новые взгляды на историю Украины Под редакцией Сергея Плохия

История Украины: земля и ее народы Пол Роберт Магочи

Создание Советской Украины: литература и культурная политика при Ленине и Сталине Елена Палько

Революционная Украина, 1917-2017: горячие точки истории и сегодняшние войны памяти Мирослав Шкандрий
Также доступно: электронная книга

Россия и Украина: Литература и дискурс империи от наполеоновских до постколониальных времен Мирослав Шкандрий

Тотальные войны и создание современной Украины, 1914-1954 Джордж Либер

Украина и Европа: культурные встречи и переговоры Под редакцией Джованны Броги Беркофф, Марко Павлишина и Сергея Плохия

Украина: оспариваемая государственность в европейском контексте 07 Украина в истории и рассказах: Очерки Украинская интеллигенция Под редакцией Владимира Ермоленко

Украина, Ближний Восток и Запад Томас М. Примак

События после 1991 года

Децентрализация, региональное разнообразие и конфликты: пример Украины Под редакцией Анны Шелест и Марины Рабинович
Также доступно: электронная книга

Язык конфликта: дискурсы украинского кризиса Под редакцией Натальи Кноблок
Также доступно: электронная книга

Нормализация коррупции: провалы подотчетности в Украине Эрика С. Херрона

Религия во время российско-украинского конфликта Под редакцией Элизабет Кларк и Дмитрия Вовка
Также доступны: электронная книга

Украина и империя капитала: от маркетизации к вооруженному конфликту Юлия Юрченко

Украина и Россия: от цивилизованного развода к негражданской войне Поль Д’Аньери

9000 7 Украина в the Crossfire Крис Каспар де Плоэг

Евромайдан в Украине: анализ гражданской революции n Под редакцией Дэвида Р. Марплза и Фредерика В. Миллса

Майдан на Украине, война в России: хроника и анализ Революции Достоинства Михаил Винницкий

Украина в поисках идентичности: принятие культурного гибрида в литературном воображении, 1991-2011 Мария Г. Ревакович
Также доступно: электронная книга

Воображаемый: от краха от СССР до Евромайдана Александры Валло
Также доступны: электронная книга

Война песен: популярная музыка и новейшие российско-украинские отношения Арве Хансен, Андрей Рогачевский, Ингвар Штайнхольт и Давид-Эмиль Викстрём

Библиотека здесь, чтобы ответить на ваши вопросы и указать вам надежные источники информации и поддержки для тех, кто пострадал в Украине. См. здесь список заслуживающих доверия организаций, в которые вы можете внести свой вклад и которые работают над оказанием помощи.

Получить читательский билет.

Шесть книг, объясняющих историю и культуру Украины

Культура | Украинский список для чтения

Ворота Европы: История Украины. Сергей Плохий. Основные книги; 395 страниц; 29,99 долларов США. Аллен Лейн; £25
Автор — самый выдающийся историк Украины, пишущий на английском языке. «Чернобыль», его книга о ядерной катастрофе 1986 года, мастерски описывает ее причины и последствия. Этот охватывает многие века, в течение которых территория Украины была разграблена и захвачена державами со всех сторон света. Г-н Плохий показывает, как украинский язык, культура и идентичность процветали в невзгодах, что помогает объяснить, почему, хотя они только недавно обрели собственное государство, украинцы героически сражаются, чтобы защитить его.

Пограничье: путешествие по истории Украины. Анна Рид. Основные книги; 368 страниц; 18,99 долларов США. Вайденфельд и Николсон; 10,99 фунтов стерлингов


Когда-то автор журнала The Economist впервые опубликовал эту профессиональную смесь мемуаров, рассказов о путешествиях и истории в 1997 году, но обновил ее в 2015 году. Она простирается от Львова на западе страны до Донецка на востоке. , и из Киева в Одессу на побережье Черного моря. В ее повествовании представлены портреты очаровательных украинцев, бывших и современных, в том числе Тараса Шевченко, национального поэта, и Богдана Хмельницкого, казачьего гетмана 17-го века. Г-жа Рид не избегает ужасов прошлого страны с его геноцидом, депортациями и голодом; но она также находит место для надежды. Ее отдых в Крыму стал горько-сладким воспоминанием.

Украинская ночь: сокровенная история революции. Марси Шор. Издательство Йельского университета; 320 страниц; 26 долларов США и 25 фунтов стерлингов


Название взято из стихотворения Владимира Маяковского, и книга представляет собой фрагментарный, интеллектуальный отчет о демократическом восстании в Украине в 2013–2014 годах и его (продолжающихся) последствиях. Автор улавливает чувства людей, охваченных беспорядками в Киеве, чувство солидарности и морального долга, а также мотивы тех, кто направился на восток, чтобы сражаться с пророссийскими сепаратистами на Донбассе. Она описывает причудливую смесь атавистической идеологии и современных технологий во вмешательстве Кремля, а также последствия судьбы Украины для будущего Европы.

Красный Голод: Война Сталина на Украине. Энн Эпплбаум. Даблдей; 496 страниц; 35 долларов. Аллен Лейн; £25
Голод, устроенный Сталиным на Украине в 1932-33 годах, унес жизни около 4 миллионов человек. Особенно после распада Советского Союза и обретения Украиной независимости Голодомор

, как известно, эта катастрофа стала неотъемлемой частью украинской историографии и идентичности. Энн Эпплбаум (писавшая для The Economist в 1980-х и 1999 г.0s) вызывает жуткий ужас эпизода и убедительно доказывает, что голод использовался для подавления украинского национализма. Она указывает на сходство между уловками и преступностью большевистских методов в Украине и тактикой, которую недавно использовал Владимир Путин.

Смерть и пингвин. Андрей Курков. Перевод Джорджа Берда. Винтаж; 240 страниц; £9,99
Мрачные реалии постсоветской жизни в Украине (и других странах) были подарком для сатириков, но также и вызовом. Писатели изо всех сил пытались конкурировать со злоупотреблениями и коррупцией, которые вспыхивали вокруг них. В этом рассказе, впервые опубликованном в 1996 и выпущенный на английском языке в 2001 году, это удалось Андрею Куркову. Виктор, герой, писатель-неудачник из Киева. Газета наняла его для написания некрологов живым людям, которые вскоре стали жертвами кланового насилия. Тем временем Виктор держит больного пингвина в качестве домашнего питомца. Запоминающийся портрет беззакония и цинизма, но также стойкости и элементарной потребности в любви.

Одесские истории. Исаак Бабель. Перевод Бориса Дралюка. Пушкин Пресс; 192 страницы; £10,99
Исаак Бабель – один из многих прославленных потомков Одессы, неотразимого города на Черном море, основанного Екатериной Великой в ​​1794 году. Это место с уникальной космополитической атмосферой и славной культурной историей, чьи прекрасные бульвары и итальянский стиль архитектуре теперь угрожают вторгшиеся российские войска. В рассказах Бабеля о дореволюционных еврейских гангстерах Одессы есть рассказчик с «очками на носу и осенью в [его] сердце» и бесстрашный Беня Крик, городской бандитский король.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *