Урбанизация венесуэлы: социальное государство при капитализме или трагедия полумер

социальное государство при капитализме или трагедия полумер

Разговоры о Венесуэле давно перестали быть разговорами о конкретной стране: обсуждение очень быстр перескакивает на противостояние экономики социализма «вообще» и капитализма «вообще», авторитарной и демократической власти «в принципе».

Иван Шилов

ИА REGNUM

Довольно очевидно, что «социализм» Швеции, Китая, Кубы и СССР на разных этапах — вещи совсем разные, хотя и называют их обычно одинаково. Грань между демократией и «авторитаризмом» также очень тонка: в результате выборов может прийти и обслуживающий интересы узкой элиты диктатор, а «прямая демократия» порой вынуждена доказывать своё право силой оружия и партизанской борьбой.

В этих вопросах важна конкретика, нюансы, сравнения, а не навешивание ярлыков. Иначе мы обречены на крайности, вроде: «Николас Мадуро — диктатор, воюющий со своим народом» и «с Мадуро борются лишь наймиты США». Правда — всегда сложнее, и докопаться до неё нельзя, не углубившись в контекст происходящего.

Задолго до Уго Чавеса Венесуэла страдала от двух проблем: зависимости от экспорта нефти и недемократичности власти. Ещё с 1940-х годов, когда в стране были открыты большие месторождения нефти, доля сельского хозяйства в ВВП Венесуэлы стала самой низкой среди стран Латинской Америки. Доходы с продажи «чёрного золота», естественно, распределялись совсем не равномерно: конечно, деньги доставались не только главам корпораций или чиновникам, но и работникам нефтянки, и связанной с ней промышленности, и возникающей вокруг сфере обслуживания. По грубым оценкам, так или иначе за счёт «трубы» жило не более 40% венесуэльцев; остальные люди оказались в стране «лишними».

Christian Madsen

Каракас. Венесуэла

Интересы этих 40% представляло две партии, на 30 лет поделивших между собой власть: популистско-централистская «Демократическое действие» и социал-христианская Copei. Бедное большинство страны осталось «за бортом» как экономически, так и политически. Именно к нему и адресовался впоследствии Чавес, подчёркивавший, что его цель — включить в политику всех граждан, из всех социальных слоёв.

Стабильность режима оказалась подорвана в 1980-х годах, в частности — из-за краха цен на нефть (составлявшую до 95% экспорта). Начался экономический и долговой кризис, начала расти инфляция. В феврале 1989 года к власти пришёл президент Карлос Перес, который сразу же начинает либеральные реформы по указке МВФ, надеясь на иностранную помощь, — в том числе знакомую России «шоковую терапию» со скачком цен. Понятно, что беднейшие 60% страны эта реформа обставила на грань выживания, и уже в конце февраля в стране начались бунты, подавленные правительством с крайней жестокостью.

Этот период оставил в наследство будущему «социалистическому» режиму глубокую бедность (доходившую до 66%), преступность (число убийств на 100 тыс. человек тогда подскочило до 50−60, что сравнимо с данными, приводимыми сейчас противниками Мадуро) и т. д. К тому же в 90-е годы, чтобы как-то справиться с кризисом, в нефтяную сферу начали допускаться иностранные фирмы. Тогда же доля нефти в экспорте Венесуэлы упала с 95% до 80% — не за счёт развития экономики, а за счёт падения цен на нефть и кризиса в отрасли.

Уго Чавес пришёл к власти скорее как левый либерал, сторонник социального государства, чем как социалист. Первым делом он взял под контроль формально государственную, но на деле — работающую по собственному усмотрению нефтяную компанию PDVSA (её менеджмент предпринял неудачное восстание 2002 года, после которого на место бунтовщиков посадили порядка 13 тысяч сторонников Чавеса, в основном из армии), а также установил 51% долю государства в нефтяной отрасли в целом, в том числе выкупив контрольные пакеты во всех проектах иностранных нефтяных компаний в Венесуэле (в случае ConocoPhillips и ExxonMobil — принудительно).

The Photographer

Танкер на озере Маракайбо. Венесуэла

На полученные от такой почти «национализации» отрасли деньги Чавес запустил ряд социальных программ — так называемые «боливарианские миссии», охватившие такие сферы, как медицина, грамотность, среднее и высшее образование, жилищное строительство, обеспечение бедных основными продуктами питания.

По поводу же остальной экономической политики характерно высказывание замминистра планирования Венесуэлы (до 2004 года) Хильберто Буэнаньо, в интервью от 2007 года заметившего, что до декабря 2006 года «экономическая сфера была не самой важной для нас».

В стране почти не проводилась национализация. Буэнаньо подчёркивает, что в руках государства на 2007 год находится только «первичная цепочка» производства нефти — сырая нефть и бензин. В чёрной металлургии государству принадлежал чугун, железо и полуфабрикаты (60% шло на экспорт, но особой роли не играло), позднее началась национализация сталелитейной отрасли (приватизированной в 1990-е годы). Затем правительство выкупило у американцев крупнейшие телекоммуникационные и электроэнергетические компании.

Экономическая перепись Национального института статистики, проведённая в 2008 году, показала, что из 472 тысяч зарегистрированных в Венесуэле «экономических единиц» 93,2% находятся в частных руках. При этом из 90 тысяч компаний с наибольшим доходом уже 98,2% находятся в частной собственности.

На 2015 год на частные компании приходилось 57,3% ВНП (валового национального продукта). Более того: 500 частных компаний получили 36% общей выручки, что свидетельствует о большой концентрации капитала. Аналогично, на 5 крупнейших банков (из которых 4 — частные) приходится 68% всех депозитов и кредитов. Наконец, к апрелю 2016 года лишь 21% работников были наняты в государственном секторе. Даже СМИ в Венесуэле к 2012 году на 70% находились в частных руках — и, как нетрудно догадаться, были настроены не очень социалистически.

Данные об экономических реформах Чавеса весьма скудны. Самым громким стал закон о земле 2001 года о бесплатной передаче неиспользуемой земли, частной и государственной, фермерским семьям и мелким хозяйствам.

Sr raleigh

Сельскохозяйственные работы. Венесуэла

Из-за того, что экономика Венесуэлы долгие годы держалась на одной только нефти, страна достигла колоссального уровня урбанизации — 85%, и большая часть плодородных земель оказалась заброшена. Теперь любой желающий мог получить в своё распоряжение участок, а после трёх лет подряд работы на нём — получить на него право собственности без возможности продажи. По сообщению министра сельского хозяйства Хуана Карлоса Лойо в 2010 году, по этой программе 250 тысяч семей получили 2,5 млн гектаров земли.

Отечественный опыт показывает, что простой раздачей земли крестьянам сельское хозяйство не поднимешь. Ленин шёл на это даже не как на временную меру, а как на вынужденный шаг: рядовому крестьянину хотелось земли, и он ещё не понимал, что качественный скачок возможен только при поддержке государства и создании более крупных хозяйств, колхозов, для которых уже можно построить инфраструктуру и обеспечить механизацию. Потребовался, с одной стороны, негативный опыт частных крестьянских хозяйств, разорявшихся и попадавших в кабалу к кулакам и ростовщикам; с другой — угроза приближающейся мировой войны, чтобы страна пришла к коллективизации.

Раздача земли крестьянам так и не принесла существенных результатов. Конечно, данные Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН (FAO) свидетельствуют, что в некоторых отраслях сельского хозяйства Венесуэлы начался рост. Например, с 2000 по 2013 годы изменилось: урожай зерновых с 3 до 3,7 млн тонн; поголовье свиней с 2,8 до 3,8 млн; крупного рогатого скота с 15,2 до 17 млн и пр. Но другие направления, вроде бананов, овощей, масличных культур, птицы и пр., либо не выросли, либо испытали сопоставимое падение.

Параллельно с этим шёл рост импорта зерна (с 2,5 до 4,3 млн тонн) и мяса (с 7 до 541 тыс тонн) — через социальные программы он шёл на соответствующий рост снабжения населения продуктами питания (с 174 до 248 ккал мяса на человека в день и с 869 до 970 ккал зерновых на человека в день).

Явная стагнация по большинству направлений, а в производстве зерновых — резкое падение (до 1,5 млн в 2017 году) стали заметна после 2014 года — т. е. после падения цен на нефть и введения санкций. Тогда же резко сократился и импорт продуктов питания. Данные FAO по снабжению дальше 2013 года не доступны. Можно предположить, что падения связано с уменьшением текущей поддержки со стороны государства, на которой как-то существовали мелкие фермеры.

В то же время соседство частного сектора с государственным даёт большую свободу для спекуляций: продающиеся по фиксированным ценам бензин и продовольствие можно выкупать и создавать тем самым искусственный дефицит, продавая эту же продукцию в частных магазинах и на чёрном рынке втридорога. Также их можно вывозить за границу — с той же колумбийской контрабандой правительство Венесуэлы борется уже не первый год, и, похоже, не очень успешно. Что и не удивительно — можно изгнать иностранную мафию, но нельзя изгнать собственных капиталистов, жаждущих сверхприбылей.

Если и говорить о проблемах социализма в Венесуэле, то нужно сказать: его не слишком много, а слишком мало. Россия в начале ХХ века уже проходила сосуществование нескольких экономических устройств (государственного, частного, смешанного) — во времена НЭП. Только, в отличие от Венесуэлы, у нас оно было не «фишкой», не самоценностью и не попыткой революции усидеть на двух стульях.

Вместе с новой экономической политикой был создан Госплан, и НЭП рассматривался лишь как переходный период, в который будут готовиться управленческие кадры для государственного сектора, а сам госсектор постепенно, рыночными методами, отвоюет себе всё большее поле. Но тот же замминистр планирования Буэнаньо говорит, что Венесуэла не собирается вводить планирование в строгом смысле этого слова: даже государственные предприятия «пользуются широкой свободой разрабатывать и осуществлять свои собственные планы».

Результаты выборов последних 15 лет показывают, что общество Венесуэлы расколото. Так, на президентских выборах 2013 года (при 80% явке) Мадуро получил 7,6 млн голосов избирателей, а его оппонент Энрике Каприлес — 7,4 млн. На парламентских же выборах 2015 года оппозиция получила даже немного больше — 7,7 млн, в то время как правящая партия набрала лишь 5,6 млн. Оппозиция старалась никогда не атаковать сами социальные достижения — она била по «социализму», куцему госсектору, государственным магазинам и регуляции цен.

Valter Campanato Agência Brasil

Николас Мадуро с портретом Уго Чавеса

И поддержка такой оппозиции понятна: социалистическое хозяйство всё ещё не является в полном смысле хозяйством, до сих пор это — скорее некий институт перераспределения благ, зависящий целиком от цены на нефть. Значительная часть населения всё ещё занята в частном секторе и зависит от него и его процветания. Попытка устранить коррупцию и контрабанду в стране, где так силён оппозиционный крупный капитал — бессмысленна, даже если ряды правящей партии каким-то чудом и не окажутся под его вилянием. Даже поднять сельское хозяйство в условиях, когда сбывать большую часть продукции крестьянам приходится так или иначе через частников — задача принципиально нерешаемая.

Текущий кризис сам по себе — явление не беспрецедентное. Как говорилось в начале статьи, в аналогичной ситуации (вплоть до роста преступности) оказался и предыдущий режим в 80-е годы. Даже ситуация с продовольствием, если верить инспектору ООН в Венесуэле Альфреду де Сайас, в феврале 2018 года была хоть и тяжела, но далека от критической:

«Конечно, есть нехватка продуктов, тревога среди населения, перебои в снабжении; но для того, кто работает в ООН на протяжении многих лет и знаком с ситуацией в Африке, Азии, некоторых других странах Латинской Америки, становится ясным, что о гуманитарном кризисе в Венесуэле речи не идет».

Однако Венесуэла находится не просто во враждебном окружении; она несёт в самой себе неразрешённое противоречие, отнюдь не мирное сосуществование социального государства и остановленных на полушаге реформ с крупным капиталом. Пока цены на нефть были высоки и денег, условно, хватало всем — это противоречие тоже проявлялось, но в меньшей степени. В момент слабости оно оказалось вскрыто.

Венесуэла — пример того, что просто «социальное государство» не работает. Не работает потому, что оно не нужно капиталисту, оно ему в тягость. И «социалисту», даже умеренному, не простят никакой проблемы — даже той, что преследовала страну десятилетиями, ещё до его прихода к власти.

Мадуро в последние месяцы резко выступил против оппозиции — в частности, собрав без неё Учредительное собрание (Конституционную ассамблею Венесуэлы) с опорой на низовые организации (так называемые коммунальные советы). Однако ему нужно не только консолидировать своих сторонников, чтобы получить «причитающийся» ему перевес, но и покончить с явленным ему расколом внутри общества. Расколом, обусловленным самой экономикой, в которой сосуществуют так или иначе зависящие от государства бедные и занятые в частном секторе (зачастую тоже бедные) работники. И тут — либо отказ от социального государства и движение в сторону рынка, либо — развитие и экспансия госсектора, т. е. движение в тот самый «социализм», в котором так преждевременно обвиняют Мадуро и его сторонников.

Долги, солдаты и сны Мадуро. Что ждет Венесуэлу?

Forbes поговорил с политологами и историками о попытке свержения Николаса Мадуро и ее возможных последствиях

Истоки революции

Американист, кандидат исторических наук, доцент Томского государственного университета Сергей Шевченко:

Нынешний кризис имеет как объективные, так и субъективные (навязанные извне) причины. К первым следует отнести ряд нерешённых экономических проблем (социальное расслоение населения, низкий уровень заработной платы и самое главное — высокие темпы урбанизации населения при серьезном сокращении рабочих мест). Большое скопление незанятой молодёжи явилось для режима Мадуро миной замедленного действия, которая сработала.

Важным стратегическим провалом Мадуро стала монополизация не столько политической, сколько экономической власти. Он продолжил политику Уго Чавеса, направленную на национализацию энергетического комплекса, сосредоточив мощнейший нефтегазовый конгломерат PdVSA в руках узкой группы политического истеблишмента. Средний бизнес лишился возможности конвертировать свой экономический капитал в политический и рассчитывать на справедливое представительство своих интересов в структурах исполнительной власти.

Это теперь обернулось для Мадуро тем, что за оппозицией стоят реальные финансы, а значит, и возможность бороться за власть вооруженным путём. К субъективным причинам следует отнести целенаправленную политику ряда государств, в первую очередь — США, Бразилии и Аргентины, направленную на смену неугодного режима Мадуро. В эту политику следует включить санкции, которые стимулировали суперинфляцию в стране, и частичную экономическую блокаду Венесуэлы, вследствие которой не выдержал топливно-энергетический комплекс — сердцевина венесуэльской экономики. Далее — использование политических инструментов для давления на режим Мадуро. Членство Венесуэлы в МЕРКОСУР было заморожено, страна стала изгоем в Организации американских государств, а самого президента систематически демонизировали в большинстве континентальных СМИ.

Все это привело к усилению криминогенной обстановки, протестных настроений и социальному взрыву. Обе стороны могут трактовать ситуацию как попытку государственного переворота. Мадуро апеллирует к конституции страны, по которой отстранить президента от должности может только референдум. Оппозиция настаивает на подтасовке результатов прошедших в мае президентских выборов, тем самым обвиняя Мадуро в узурпации власти.

Будущее Венесуэлы во сне и наяву

Ученый секретарь Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь:  

Сейчас очень многое в Венесуэле зависит от развития ситуации в ближайшие дни и особенно от того, как поведет себя венесуэльская армия.  Пока военные выражают свою поддержку правительству. Об этом заявил накануне министр обороны страны Владимиро Падрино Лопес (23 января глава Минобороны Венесуэлы написал в Twitter, что Вооруженные силы не принимают навязанного или незаконно самопровозглашенного президента, защищают конституцию и являются гарантом национального суверенитета).

Но как на самом деле поведет себя армия, не понятно. Вооруженные силы Венесуэлы неоднородны, и среди военнослужащих многие не согласны с политикой Мадуро. Об этом свидетельствует целая череда недавних отставок в Вооруженных силах и открытые проявления недовольства военными. На днях, в частности, была сорвана попытка военного мятежа, которую предприняло подразделение Национальной гвардии. Утром 21 января солдаты захватили казарму в Каракасе, в своем обращении назвали Мадуро «тираном и узурпатором» и призвали население и армию восстановить конституционный порядок в стране. Позднее мятеж был подавлен, его участники сдались.

Тем не менее было бы неверным считать, что Мадуро не пользуется поддержкой населения. На выборах в мае 2018 года (их результаты не признает венесуэльская оппозиция) Мадуро получил 67,8% голосов. Сторонники у действующего президента, безусловно, есть. По моим оценкам, это около 30% населения и этот электорат достаточно радикальный.

Другое дело, что не поддерживает Мадуро гораздо большее количество людей. Но дело в том, что оппозиция очень неоднородна и избиратель на выборах не голосовал за одного альтернативного кандидата. В этом смысле у Мадуро в стране есть определенный запас прочности. Режим Мадуро все еще не обречен, и давайте не будем раньше времени списывать его со счетов. Все эти протесты — это не заслуга оппозиции, а накопившиеся социальные противоречия, которые всплыли на фоне инаугурации Мадуро в январе 2019 года.

Во главе государства Мадуро, конечно, не удалось консолидировать элиты страны, и с первого же дня его правления у них началась конфронтации. Но в последние год-два венесуэльский президент демонстрирует чудеса политической выживаемости и маневрирования. Он очень прагматично ведет свою политику в отношении оппозиции, очень четко используя ее противоречия. И поэтому не стоит считать Мадуро уж очень неискушенным политиком.

Недавние аресты руководителей нефтяной госкомпании PdVSA можно объяснить и объективными причинами: уровень коррупции в компании запредельный, а ее эффективность все хуже и хуже. Добыча нефти падает, вот Мадуро и начал решать проблемы с помощью военных, назначив главой компании венесуэльского генерала. Это не очень продуктивно, но это его способ решения ситуации.

35-летний лидер оппозиционной Национальной ассамблеи Хуан Гуаидо, который провозгласил себя временным президентом Венесуэлы, — представитель нового поколения венесуэльских политиков, которые выбились на вершину оппозиционной власти после того, как старые лидеры оказались либо лишены избирательных прав (как Энрике Каприлес, потерявший в апреле 2017 года на 15 лет право занимать госдолжности), либо осуждены (Леопольдо Лопес в 2015 году приговорен к 13 годам и девяти месяцам тюрьмы), либо подверглись судебному преследованию (Марию Корину Мачадо в 2014 году обвинили в заговоре с целью убийства Мадуро). Выдвижение Гуаидо произошло на фоне разобщенности оппозиции. Это не самая яркая и не самая известная фигура венесуэльской оппозиции.

Если вдруг оппозиция в Венесуэле придет к власти, то риски в отношении двусторонних российско-венесуэльских отношений возрастут. Речь идет о безопасности российских активов. Наверное, не будет столь тесным военно-техническое и политическое сотрудничество между двумя странами. Но говорить, что отношения будут совсем испорчены, неправильно. Если прагматики в венесуэльской оппозиции возобладают, то они будут поддерживать все соглашения, подписанные с Россией. Для них важна российская техническая помощь и российские технологии, особенно в области нефтедобычи. Сами оппозиционеры (Хуан Гуаидо и Леопольдо Лопес) называют важнейшим условием для новой Венесуэлы соблюдение своих международных обязательств, в том числе перед Россией.

Экстравагантные заявления Мадуро (недавно президент Венесуэлы призвал население страны не волноваться о будущем, так как ему удалось там побывать и лично убедиться, что у страны все будет хорошо) не свидетельствуют о странностях президента. Венесуэльский электорат очень специфический, и Мадуро пытается говорить с ним на понятном ему языке. Ранее он также «общался» с умершим президентом Уго Чавесом — то в виде птички, то в виде бабочки.

«Прощание» с Мадуро

Политолог, кандидат политических наук, доцент НИУ ВШЭ Михаил Миронюк:

Уйдет ли Николас Мадуро? В подобных ситуациях, как показывает практика, никого нельзя списывать со счетов. В новейшей истории немало примеров подобной преждевременности. Например, Башар Асад и его отец Хафез Асад — политические фигуры, которые неоднократно отправляли в прошлое, на обочину истории, но, как оказывалось, поспешно.

Тем не менее и вооруженного конфликта в Венесуэле ожидать не следует. Во-первых, Венесуэла в отличие от многих своих соседей более или менее «приучила» своих военных к мысли, что гражданским властям надо подчиняться. После демократизации и создания двухпартийной системы в Венесуэле военные вели себя весьма прилично, не допуская локальных войн, в отличие от Аргентины и тем более Чили. Поэтому сложно себе представить сейчас, что они утопят улицы в крови.

Во-вторых, важно понимать, кто выступает против Мадуро. Это не упертые отмороженные консерваторы, не «праваки», а относительно молодые люди с левыми или в прошлом левыми политическими взглядами — они не будут бросать своих сторонников под пулеметы.

В-третьих, нельзя недооценивать латиноамериканские государства, которые при эскалации конфликта не допустят кровопролития в Венесуэле и будут готовы вмешаться.

В целом можно заключить следующее: хотя возможны обострения и ставки будут подниматься, стороны пойдут на компромисс —  скорее всего, с внешним участием.

О «зависших» российских деньгах

С 2006 года, подсчитало агентство Reuters, Россия предоставила Венесуэле займов на $17 млрд (в том числе $6 млрд в виде авансов, которые заплатила «Роснефть» за поставки венесуэльской нефти). В декабре 2011 года Россия предоставила Венесуэле кредит в $4 млрд на поставку продукции военного назначения, этот долг несколько раз реструктурировался, последний раз — в ноябре 2017 года (тогда долг составлял $3,15 млрд). По итогам визита в Москву в декабре 2018 года Мадуро заявил, что договорился с Россией об инвестициях в объеме более $5 млрд в совместные нефтяные проекты и $1 млрд — в добывающую промышленность.

«У Венесуэлы есть обязательства перед Россией, но они не столь велики: долг составляет около $3 млрд. Договоренности и обязательства хозяйствующих субъектов в этой цифре не учитываются», — отметил чиновник финансово-экономического блока правительства России.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался говорить с Forbes о событиях в Венесуэле, подчеркнув, что «политику не комментирует».

Городское население Венесуэлы 1960-2023 гг. | Макротренды

Городское население относится к людям, проживающим в городских районах, как это определено национальными статистическими управлениями. Он рассчитывается с использованием оценок населения Всемирного банка и коэффициентов городского населения из «Перспектив мировой урбанизации» Организации Объединенных Наций. Агрегирование городского и сельского населения может не соответствовать общей численности населения из-за различий в охвате стран.

  • Городское население Венесуэлы на 2021 год составляло 9 человек.0006 24 907 533 , a Снижение на 0,97% по сравнению с 2020 годом.
  • Городское население Венесуэлы на 2020 год составляло 25 151 087 , что на 1,62% меньше по сравнению с 2019 годом.
  • Городское население Венесуэлы в 2019 году составляло 25 564 613 , что на
    2,83% меньше
    по сравнению с 2018 годом.
  • Городское население Венесуэлы в 2018 году составляло 26 308 612 , что на 2,39% меньше по сравнению с 2017 годом.
Источник данных: Всемирный банк

ГНД Ссылка:

Аналогичный рейтинг стран
Название страны Городское население
Китай 882 894 483
Бразилия 187 143 228
Россия 107 492 288
Мексика 102 651 435
Иран 67 125 144
Турция 64 911 679
Колумбия 42 109 638
Южная Африка 40 295 863
Таиланд 37 349 283
Алжир 32 807 002
Ирак 30 960 655
Перу 26 466 645
Малайзия 26 085 557
Венесуэла 24 907 533
Эквадор 11 454 802
Казахстан 10 986 561
Румыния 10 387 640
Иордания 10 214 721
Доминиканская Республика 9 251 516
Гватемала 8 938 987
Куба 8 700 275
Беларусь 7 463 845
Азербайджан 5 755 809
Ливия 5 455 170
Болгария 5 228 804
Ливан 4 982 643
Коста-Рика 4 196 609
Парагвай 4 189 606
Сербия 3 871 714
Туркменистан 3 361 056
Габон 2 116 964
Ботсвана 1 852 275
Албания 1 770 478
Армения 1 770 343
Босния 1 616 664
Ямайка 1 601 946
Намибия 1 341 107
Северная Македония 1 213 985
Экваториальная Гвинея 1 202 330
Фиджи 533 870
Маврикий 516 236
Черногория 419 986
Суринам 405 913
Гайана 216 404
Мальдивы 214 329
Белиз 184 818
Сент-Винсент и Гренадины 55 768
Доминика 51 699
Гренада 45 724
Американское Самоа 39 257
Самоа 38 813
Сент-Люсия 34 026
Маршалловы Острова 32 867
Тонга 24 494
Науру 12 511
Тувалу 7 259

человек
Городское население Венесуэлы — исторические данные
Год Население % от общего числа Изменить
2021 24 907 533 88,33 -0,97%
2020 25 151 087 88,28 -1,63%
2019 25 564 613 88,24 -2,87%
2018 26 308 612 88,21 -2,42%
2017 26 951 752 88,18 -0,56%
2016 27 103 212 88,17 0,70%
2015 26 913 166 88,15 1,12%
2014 26 613 545 88. 14 1,20%
2013 26 297 143 88.13 1,25%
2012 25 970 224 88.12 1,30%
2011 25 636 044 88.11 1,35%
2010 25 293 053 88.08 1,39%
2009 24 944 692 88.06 1,43%
2008 24 590 433 88.03 1,50%
2007 24 223 737 88.01 1,58%
2006 23 844 411 87,98 1,64%
2005 23 456 263 87,95 1,70%
2004 23 060 812 87,93 1,74%
2003 22 662 919 87,90 1,79%
2002 22 259 807 87,88 1,83%
2001 21 857 258 87,85 2,17%
2000 21 388 675 87,56 2,24%
1999 20 914 049 87,26 2,30%
1998 20 438 686 86,96 2,36%
1997 19 962 047 86,65 2,40%
1996 19 487 857 86,34 2,45%
1995
19 015 361
86. 01 2,51%
1994 18 543 164 85,69 2,58%
1993 18 070 811 85,35 2,65%
1992 17 597 876 85.01 2,73%
1991 17 124 322 84,66 2,83%
1990 16 646 578 84,28 2,97%
1989 16 159 056 83,83 3,04%
1988 15 674 578 83,37 3,11%
1987 15 194 455 82,90 3,17%
1986 14 720 573 82,42 3,20%
1985
14 256 838
81,93 3,23%
1984 13 803 662 81,42 3,29%
1983 13 357 419 80,91 3,34%
1982 12 918 717 80,38 3,43%
1981 12 482 592 79,82 3,57%
1980 12 044 389 79,19 3,64%
1979 11 613 871 78,53 3,70%
1978 11 191 936 77,87 3,75%
1977 10 779 637 77,19 3,80%
1976 10 377 533 76,50 3,85%
1975 9 985 857 75,79 3,89%
1974 9 605 227 75,06 3,93%
1973 9 234 736 74,33 3,98%
1972 8 874 338 73,58 4,10%
1971 8 517 517 72,76 4,30%
1970 8 159 136 71,85 4,38%
1969 7 809 239 70,92 4,47%
1968 7 467 976 69,97 4,57%
1967 7 134 322 69. 01 4,66%
1966 6 809 468 68.02 4,76%
1965 6 493 184 67.02 4,85%
1964 6 185 923 66.01 4,95%
1963 5 886 886 64,98 5,05%
1962 5 596 747 63,93 5,17%
1961 5 314 890 62,88 5,59%
1960 5 025 734 61,61 %

[Демографический профиль Венесуэлы] — PubMed

. 1984 апр;(9):18-20.

[Статья в испанский]

I Quintero

  • PMID: 12266336

[Статья в испанский]

I Quintero. Enlace. 1984 Апрель

. 1984 апр;(9):18-20.

Автор

Кинтеро

  • PMID: 12266336

Абстрактный

Картинка в картинке: Источники демографических данных по Венесуэле включают 11 переписей населения, проведенных в период с 1873 по 1981 год, статистику регистрации рождений и смертей и выборочное обследование домохозяйств. Среднегодовой темп прироста населения увеличился с 2,8% между 1920-40 до 3-4% после этого. Население по переписи 1961 года составляло 7,52 миллиона человек. По предварительным данным переписи 1981 года, население в 14,57 млн ​​человек увеличивается с годовым темпом 2,8%. 41,2% населения моложе 15 лет, что подразумевает огромный спрос на образовательные и медицинские услуги, жилье и работу. Уровень иждивенчества в 1980 г. составлял 81,3% по стране в целом, 100,4% в сельской местности и 76,0% в городской местности. Структура молодого возраста означает, что население будет продолжать расти, даже если уровень рождаемости снизится. Общий коэффициент рождаемости оценивался в 47,3/1000 для 19 лет.50–55, 36,0 за 1970–75 годы и 32,9 за 1980–85 годы. В некоторых сельских районах коэффициент рождаемости по-прежнему превышает 47/1000. Суммарный коэффициент рождаемости снизился с 6,5 в 1950-1955 годах до 4,1 в 1980-85 годах. Снижение уровня рождаемости отражает улучшение качества жизни, доступность услуг по планированию семьи, урбанизацию и доступ женщин к производственной деятельности и образовательным центрам. Коэффициент смертности составлял 12,3/1000 в 1950/55, 9,1 в 1960/65, 1970/75 и оценивается в 5,5 в 1980/85. В некоторых сельских районах уровень смертности составляет 8,1. Коэффициент младенческой смертности составлял 50,2/1000 в 1971 год и 34,3 года в 1980 году. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет около 69 лет. В течение 1920-х годов Венесуэла неуклонно расширяла инфраструктуру и использование технологий, что привело к быстрой урбанизации. 39,2% населения проживало в городах в 1941 г. по сравнению с 78,8% в 1980 г. Значение урбанизации в Венесуэле обусловлено быстротой, а также распространением этого процесса. Выборочное обследование домохозяйств за 2-е полугодие 1980 г. показало, что общее количество занятых составляет 8,16 млн. человек, а общий уровень активности составляет 32,1%, 46,4% мужчин и 17,7% женщин. Демографическая ситуация в Венесуэле не выглядит тревожной, если рассматривать ее изолированно, но дефицит около 500 000 единиц жилья, миллион безработных, импорт около 75% продовольствия страны, застой в сельском хозяйстве, уровень доходов ниже прожиточного минимума, составляющий около 40%, и отсутствие политики в области народонаселения предполагают, что 24,7 млн ​​жителей, прогнозируемых на 2000 год, станут серьезной проблемой для нации.

Похожие статьи

  • [Выступление Оскара Джулиана Бардечи, директора Латиноамериканского демографического центра (СЕЛАДЕ), на Латиноамериканском региональном совещании перед Международной конференцией по народонаселению в знак признания второго совещания по народонаселению Комитета государственных экспертов высшего уровня (СЕГАН), Гавана, Куба, 16-19 ноября 1983 г. ].

    Бардечи О.Дж. Бардечи О.Дж. Нотас Побласьон. 1983 декабря; 11 (33): 151-64. Нотас Побласьон. 1983. PMID: 12339528 Французский.

  • Бразилия.

    Организация Объединенных Наций. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Отдел населения; Объединенные Нации. Фонд для деятельности в области народонаселения — ЮНФПА. Объединенные Нации. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Отдел населения и др. Популяционная политика Compend. 1983 июл: 1-7. Популяционная политика Compend. 1983. PMID: 12266499

  • Население Перу в 1980-е гг.

    Сандерс Т.Г. Сандерс ТГ. Представитель UFSI, декабрь 1984 г.; (27): 1–9. Представитель UFSI, 1984 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *