вера у узбеков, исламское движение, другие религии Узбекистана
Узбекистан – многонациональная страна, в которой проживают представители различных религий. Среди жителей встречаются верующие традиционных мусульманских течений, также и приверженцы религиозных меньшинств. Одно время в стране процветало радикальное исламское движение Узбекистана, запрещенное на данный момент. Вероисповедание узбеков часто обусловлено местом их проживания и исторической обстановкой, повлиявшей на то, какая религия заняла господствующее положение. Немногие, искренне верующие люди, делают выбор на основании своих убеждений и из желания угодить Богу.
Вероисповедание узбеков
Ислам в Узбекистане является основной религией в стране. При этом здесь распространены несколько течений. Мусульмане – сунниты по некоторым данным составляют более 90% населения. В Бухаре и Самарканде активно действуют общины шиитов. Суфизм также имеет сторонников среди местного населения. Исторические памятники различных направлений суфизма сохранились до наших дней и впечатляют великолепием. Например, мечеть Ходжи Ахрара, мавзолей Рухабад в Самарканде и прочие.Мавзолей Рухабад
Почему узбеками принят ислам
До VIII века тюркские народы, населявшие территорию современного узбекского государства, придерживались зороастризма. Но с приходом арабских завоевателей в регионе силой насаждалась новая религия. И хотя местные жители поначалу пытались оказывать яростное сопротивление, вплоть до кровопролитных восстаний, правление различных мусульманских династий брало верх над взглядами народа.
Знаменитый узбек Тамерлан сам исповедовал мусульманство и активно выступал за принятие религии на завоеванных территориях. При правлении Тимура в Ташкенте, в Самарканде и других городах были построены одни из самых значительных культовых сооружений мусульман: мечети, мавзолеи, медресе и т.п.
Когда в 1994 году провели опрос, какую религию исповедуют узбеки, многие причислили себя к мусульманам. Так называемый светский ислам стал популярен с того времени. Его приверженцы формально называют себя мусульманами, но мало знакомы с историей, традициями и верованиями.
Исламское движение Узбекистана
На протяжении длительного периода в СССР насаждался атеизм, большинство религиозных течений находились под запретом и вели подпольную деятельность. После распада СССР и обретения политической независимости в Узбекистане, как и во всех республиках началось стремительное развитие религии. Признание обретали те направления, издавна господствовавшие в стране.
В начале 1990-х годов стали появляться многочисленные исламские группировки, становившиеся все более военизированными. В 1996 году было официально создано исламское движение Узбекистана, как оппозиция действующему правительству государства. Лидером стал Тахир Юлдашев, бывший участник войны в Афганистане.
Исламское движение Узбекистана считается движением исламистского характера. Т.е. в нем преобладает крайне радикальная трактовка учений ислама и стремление утвердить власть с помощью силы (джихада). По сути ИДУ – террористическая организация, представляющая серьезную угрозу безопасности не только в Узбекистане, но и в Средней Азии. Например, организация участвовала в гражданских конфликтах в Таджикистане, Киргизии, Афганистане. В 2002 году стала организатором теракта в Бишкеке, а в 2003 году – в городе Ош. В 2014 году лидеры ИДУ заявили о присоединении к Исламскому Государству.
Представители большинства мусульманских общин высказывали осуждение действиям ИДУ. Ведь они очерняют религию мусульман в глазах мирового сообщества. В Узбекистане деятельность исламского движения запрещена и преследуется законом.
История христианской религии в Узбекистане
В мусульманской стране Узбекистан религия православных и католиков занимает 7% от общего числа религиозных течений. Православие появилось здесь после 1871 года, когда территория была причислена к Российской империи. В это же время построен первый православный кафедральный собор в Ташкенте. В стране сооружено около 40 православных храмов, женский монастырь, духовная семинария.
Уже сто лет, как существует католический храм Иисуса Христа в столице. Но община католиков не так многочисленна.
Активно действуют различные христианские конфессии: Свидетели Иеговы, баптисты, адвентисты, протестанты и другие.
Прочие религии населения Узбекистана
В стране проживают приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм и др.
Религия занимает важное место в жизни людей в Узбекистане. Прогрессивные граждане из местного населения считают, что религия – личное дело каждого, и другие должны уважать взгляды соотечественников.
Хотя законодательство гарантирует свободу вероисповедания гражданам, деятельность религиозных меньшинств ограничена. Из доклада, опубликованного на официальном сайте посольства США в Узбекистане, видно, что таким организациям трудно получить официальную регистрацию. В связи с этим издание литературы, проведение богослужебных встреч и попытки нести убеждения в массы притесняются и даже преследуются по закону.
Отправляясь в путешествие в Среднюю Азию, стоит проявлять осторожность и не везти с собой религиозную литературу (мусульманскую или христианскую), за которую положен штраф.
centralasia.club
Какая здесь религия? Узбекистан, его духовные традиции и история
Наверное, не каждый житель нашей страны может блеснуть познаниями в области истории Узбекистана. Сегодня эту страну мы знаем в основном по приезжающим к нам мигрантам, которые готовы трудиться на самых низкооплачиваемых должностях.
А между тем, эта страна со своей древней историей и культурой. Конечно же, есть здесь и главная религия, Узбекистан – страна мусульманская, хотя и представителей других конфессий здесь также можно встретить.
Современное состояние
Сегодня, согласно статистическим данным, около 88% населения страны исповедует ислам. Это коренные жители Узбекистана, а также представители тюркоязычных народов. Узбеки являются мусульманами-суннитами ханафитского толка (следует отметить, что суннитов в мусульманском мире гораздо больше, чем шиитов, более того, эти два направления ведут между собой ожесточенную борьбу).
Поэтому на вопрос о том, какая религия в Узбекистане главенствует сегодня, мы можем дать уверенный ответ: это мусульманство суннитского толка.
Другие конфессии
Остальные конфессии здесь следующие: православные христиане, представленные русскими, которые так и не уехали из этой страны после развала СССР, поляками, исповедующими католицизм (польские семьи ссылали в Среднюю Азию в прошлом веке, поэтому они тут и остались). Есть здесь и бухарские евреи, исповедующие иудаизм, как и их далекие предки. Представлены и адепты современных протестантских течений: баптисты, лютеране, адвентисты и прочее.
Таким образом, у каждого в этой стране своя религия, Узбекистан, согласно Конституции, оставляет за своими гражданами право на свободу вероисповедания.
История христианской религии в Узбекистане
Традиционно на территории современного Узбекистана проживали разные народы. Исповедовали они свои языческие культы. С V века нашей эры на эту землю пришло христианство, известное как согдиана. Однако оно было практически полностью уничтожено в Средние века, когда мусульманство стало утверждать себя.
Только в XIX веке, когда Российская империя, пытаясь предотвратить захват этих земель англичанами и замыкания английской экспансии у своих границ, завоевала эти земли, в Узбекистане стали открываться православные храмы. Предназначались они для русских и для тех людей из местных, которые захотят принять христианство. Однако таких было ничтожно мало. А российское правительство по своей традиции не неволило своих новых подданных. В связи с этим переходов из мусульманства в христианство было очень мало.
Поэтому и сегодня здесь так мало представлена христианская религия, Узбекистан – это государство, народы которого сначала были язычниками, а потом, повинуясь воле хана, приняли магометанство.
Почему здесь был принят ислам?
Нельзя забывать, что мощнейшее государство Средневековья – Золотая Орда частично занимала территории современного Узбекистана.
Поэтому и была здесь принята мусульманская религия, Узбекистан как государство не возник бы, если бы великие ордынские ханы не задумывались над вопросами о том, как им духовно скрепить свою страну.
Духовный переворот совершил хан по имени Узбек. Он-то и отказался от родовой языческой религии, согласно которой существует множество богов, которым нужно поклоняться, став первым мусульманином в своей стране.
К слову сказать, существует легенда о том, что наш благоверный князь Александр Невский, зная, что враги, напавшие на Русь – язычники, пытался склонить хана Орды к принятию христианства. Однако свита хана, узнав о намерениях русского князя и не принимая христианства за его чересчур милосердное отношение к людям, отравила великого русского полководца и дипломата.
Как знать, если бы удалось Александру Невскому совершить задуманное, была ли сейчас такая страна на карте мира под названием Узбекистан, религия которой теперь уже неизменна?
История Узбека
Итак, хан Узбек, позже взявший себе исламский титул Султан Гийас ад-Дин Мухаммед жил в начале 14 века. Он являлся наиболее известным ханом Золотой Орды, значительно укрепившим могущество государства.
Религия Узбекистана до ислама – это смесь родовых поверий и традиционных культов, которые тормозили развитие Золотой Орды. Нужно было срочно что-то предпринимать. И хан Узбек понял, что ему предстоит сделать серьезный выбор в своей жизни.
Дело в том, что Узбек не был прямым получателем ордынского престола. Власть он захватил путем убийства законных наследников трона.
Хану помогали те, кто мечтал об исламизации этого региона. Началась ожесточенная борьба за религиозное будущее страны, в которой победили не сторонники родовой религии, а сторонники мусульманизации Орды. К слову сказать, ислам всегда побеждал огнем и мечом, с самого его появления в 6 веке нашей эры (даже Мухаммед был хорошим полководцем, а уж о 4 великих визирях и говорить не приходится). Ислам Узбек принял в 1320 году.
Сопротивление его решению среди татаро-монгольской верхушки было огромным. Так, ему пришлось казнить около 120 своих прямых родственников из рода чингизидов, чтобы утвердить новую веру.
Желание сделать своих подданных правоверными было продиктовано прагматическими интересами хана. Он стремился во что бы то ни стал укрепить свою власть. Как знать, думал ли он, что его именем через много веков назовут страну Узбекистан, религия которой будет ему так близка?
Ислам сегодня
Сегодня Средняя Азия представляет собой зону напряженности. Связано это с тем, что рядом с ней происходят кровавые события, густо замешанные на еретическом учении, которое претендует на роль истинного мусульманства. Называется это учение ваххабизм. Его исповедуют члены секты, более известной как ИГИЛ. Члены этой секты стремятся покорить все народы, переучив их на свой лад. Средняя Азия представляет для них лакомый кусок. Поэтому проблема, состоящая из трех составляющих: «Узбекистан — религия – ислам» в настоящий момент как никогда актуальна.
fb.ru
происхождение народа, где и как живут, фото
Узбеки — тюркоязычный народ, основное и коренное население Узбекистана. Это самый крупный по численности населения этнос в Средней Азии. В мире проживает около 30 миллионов узбеков. Древними предками народа являются племена сако-массагетов, согдийцы, бактрийцы, ферганцы и хорезмийцы, которые постепенно начали объединяться в период с 10 по 15 век. В результате, в период между 11 и 13 веками, произошло смешение древнетюркских племен с древнеиранским населением.
Где живут
Почти 27 миллионов узбеков проживают на территории Узбекистана. Из них 48% живут в сельских местностях. Большое количество представителей этого народа давно обосновалось в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Туркмении и Киргизии. Трудовые мигранты узбеки работают на территории России, Турции, США, на Украине и в странах ЕС, где они основали общины.
Название
Этноним «узбек» переводится как «свободный человек» и «хозяин себя». Некоторые историки полагают, что этноним возник от имени хана тюрко-монгольского государства Золотая Орда хана Узбека, правившего в 1312-1340 гг.
История
Считается, что существует 92 рода (племени) узбеков, которые вошли в состав будущей узбекской нации. Есть легенда, в которой говорится, что 92 человека пошли в Медину и там участвовали в войне пророка Мухаммеда против кафиров. Этих людей обратили в ислам, и считается, будто бы от них и произошли племена узбеков, которых еще называли «илатийа».
На сегодняшний день известно о существовании 18 из списках 92 узбекских племен, и все они составлены в Мавераннахре, оазисах Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список был составлен в 14 веке, самый поздний — в 20 веке.
Из анализа всех списков следует отметить, что основная их часть начинается с названия трех племен:
- кырки
- минги
- юзы
Существовало и дештикипчакское племя узбеков уйшун (уйсун), происхождение которого берет начало от кочевого племени усуней. Группы племени уйсун известны в Самаркандском и Ташкентском оазисах. Узбеки считают его самым древним из всех 92 узбекских племен.
Антрополог К. Кун свидетельствует, что современные узбеки в расовом отношении являются неоднородным этносом. Среди них есть представители смешанных в разной степени, сильно монголоидных и чрезвычайно европеоидных индивидуумов.
Язык
Узбекский входит в тюркскую группу языков и вместе с уйгурским относится к карлукским языкам. Карлукская группа образовалась от древнетюркского языка 7-10 веков, который был основан на руническом алфавите. С 9 века, по причине распространения и укрепления ислама, среди узбеков начал распространяться арабский алфавит. Узбекский язык был основан на арабском алфавите до 1928 года. С 1928 по 1940 годы вместо него начали использовать латинский алфавит, который к 1940 году был заменен на кириллический. В 1992 году в Узбекистане снова был введен латинский алфавит. Некоторые группы узбеков двуязычны, например, многие из тех, кто проживает в Афганистане, владеют языком дари.
В современном узбекском языке существует сложная структура диалектов. Есть 4 основные группы диалектов:
- северо-узбекская
- южно-узбекская
- огузская
- кыпчакские говоры
Религия
Узбеки являются мусульманами и сохранили в своем культе пережитки древних иранских влияний. Строго празднуют Норуз (Навруз) — весеннее равноденствие. Очень уважают огонь и верят в лечение лучами заходящего солнца.
Еда
Узбекская кухня разнообразна, влияние на нее оказал кочевой и оседлый образ жизни народа. Блюда известны и популярны по всему миру: лагман, плов, манты. В Узбекистане эти блюда готовят с некоторыми особенностями. Есть у народа и свои оригинальные кушанья, которые не готовят больше нигде. В узбекской кухне существуют свои традиции. Свинину не едят ни в каком виде, это мясо запрещено по религиозным соображениям народа. Вся пища подразделяется на два типа: харом и халол. Важные ограничения во времени и порядке приема пищи существуют в период священного месяца Рамадан и поста, связанного с ним.
Очень уважают узбеки хлеб, на стол лепешки кладут только «лицом» вверх. На застольях на стол ставят только четное количество лепешек, нечетные подают к траурным мероприятиям. Преломление лепешки — знак начала трапезы. Обычно это делает старший член семьи или младший, но только с разрешения. Первым за столом должен начать трапезу самый старший и только после него все остальные. Ослушаться этого правила считается невежеством.
На свадьбу, различные праздники и на поминки обязательно готовят плов. Готовка начинается с ночи, а подается блюдо к столу рано утром. И по сей день узбеки едят плов руками. Это несложно, но требует некоторого навыка.
Древние традиции связаны с приготовлением блюда, не имеющего аналогов в кухнях других народов — «сумаляк». Варить его положено ранней весной, перед началом посевных работ. Часто это блюдо готовят во время праздника Навруз, прямо на улицах в больших казанах. По консистенции сумаляк похож на повидло. Узбеки считают его очень полезным для желудка и иммунитета.
Для плова используется только желтая морковь, преимущественно сорта мушак. В семьях узбеков приготовление пищи считается мужским занятием. Часто мужчины берут на себя все кулинарные обязанности в доме. Приготовление плова на 100 и более килограммов риса доверяется только мужчине. Профессиональных мужчин поваров называют «ошпаз». В рационе узбеков присутствуют мясные блюда, супы, кондитерские и хлебобулочные изделия, салаты, напитки. Основные блюда из мяса готовятся посредством жарки, они высококалорийны. Широко используется в кулинарии хлопковое масло, курдючное сало, масло, зелень и специи.
Из теста готовят различны лепешки, толокно, колобки бугирсок, хворост. Из кондитерских популярны нишолда — сладость белого цвета, похожая на варенье, узбекский сахар новвот (также нават), леденцовая карамель парварда, халва и жидкая мучная халва холвайтар. Из молока делают напитки, творожную массу, сушеные шарики со специями — курутоб. Салаты готовят из свежих овощей, заправляют маслом. Из мяса делают колбасу и деликатесы.
Характер
Узбеки честные, прямые и солидарные люди, у них отсутствует угрюмость и суетливость, но в тоже время они обладают инстинктами повелителя и воина.
Внешность
Голова обычно овальная, глаза с продольным разрезом, скулы не сильно выступают. Цвет волос чаще темный.
Одежда
Национальный костюм узбеков был создан еще в древности и надевают его представители народа по сей день. В каждом регионе у национального костюма есть свои особенности и отличия.
Костюм мужчин состоит из:
- различного фасона рубах
- халата
- камзола
- пояса
- штанов,
- кожаных сапог
- головного убора — тюбетейки или чалмы.
В повседневной жизни мужская часть населения носила рубаху, которая раньше была ниже колен, затем стала короче, до середины бедер. Ворот рубахи шили двух фасонов. В Ферганской и Ташкентской областях мужчины носили распашную рубаху — яхтак. Шили ее из хлопчатобумажной ткани. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк. Аристократы и духовные лица носили рубахи только с горизонтальным воротом. В начале 20 века мальчики и пожилые мужчины надевали стеганые на вате рубахи гуппича. Штаны в обыденной жизни мужчины носили без карманов, прорезей и пуговиц. Наверху они были широкими и сужались к низу, доходили до щиколоток.
Верхней одеждой служил халат. В зависимости от погоды носили халаты с подкладкой и на вате. С обеих сторон на полах делали вертикальные разрезы. Полы, воротник, края рукавов и подол обшивали плетеной узкой тесьмой или матерчатой полоской. На груди вышивали две завязки. Одежду знати и эмира украшали золотым шитьем. На голову в повседневной жизни мужчины надевали папаху, тюбетейку и чалму.
Мужское население равнинных оазисов носило мягкие сапоги с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать на конные выезды надевала парадные сапоги, изготовленные из зеленой шагрени, с изящным каблуком, скошенным к середине подошвы. Такая обувь позволяла всаднику ловко держаться в стременах.
Женский традиционный танцевальный костюм состоит из:
- халата
- платья
- шаровар
- паранджи или платка
- тюбетейки
- туфель.
Обязательным дополнением к любой одежде были серебряные или золотые украшения. Носили их все женщины, независимо от возраста.
В качестве верхней повседневной одежды надевали камзол или халат с открытым и широким воротом, чьи борта почти не сходятся. Рукава свободнее и короче, чем у мужского халата. Женщины из Самаркандского и Бухарского оазисов часто носили распашные, чуть прилегающие к талии, длинные халаты румча. Халат мурсак — специфическая верхняя одежда женщин. Он распашной, туникообразной формы, без воротника. Шили его таким образом, чтобы при носке его полы заходили друг за друга. Делали мурсак длинным, до земли, стеганым на вате и на подкладке. Полы, низ рукавов и ворот обшивали тканой тесьмой.
Камзол женщины начали носить только во второй половине 19 века. Его шили слегка прилегающим к талии, с узким и коротким рукавом, отложным воротником и вырезной проймой. В это же время узбекские женщины стали носить короткие безрукавки нимча.
Голову в повседневной жизни покрывали платком, часто сразу двумя. Один набрасывали на голову, второй складывали по диагонали и надевали как налобную повязку. В 19 веке носили платок с выходом для лица, на лоб повязывали платок пешона румол. Паранджа постепенно была вытеснена после проведенной в 20 веке борьбы советской власти с пережитками. Тюбетейки женщины и молодые девушки носят и сегодня. Обычно украшают их яркой вышивкой и бисером. Основной обувью женщин были туфли без задника.
Жизнь
Основная часть узбеков ведет оседлый образ жизни, в основном занимаются земледелием. Особенно много кочующих узбеков в восточной Бухаре, по левому берегу Амударьи, в афганских владениях. Еще больше полукочующих, которые летом переходят со стадами с места на место, а зимой возвращаются в постоянные жилища.
Религия узбеков — ислам, поэтом у них разрешалось многоженство, которое особенно преобладало у феодальной аристократии и зажиточных. У эмиров и ханов были целые гаремы. Жили узбеки большими патриархальными семьями, в которые входило несколько поколений родственников. Постепенно семьи стали разделяться, сыновья после смерти отца жили отдельно, старшие сыновья женились и уходили, младший оставался с родителями и получал наследство.
В семье все обязаны слушать старшего и подчиняться ему, положение женщин раньше было приниженным, а младшие обязывались во всем слушать старших. Доходами семьи всегда распоряжался только старший, несмотря на то, что работали в семье все. Женщины подчинялись старшей в семье, которая распределяла между ними работу по дому, занимались сбором хлопка, пряли, разводили шелкопряда, чистили курак.
Жилище
Районы Узбекистана отличались по климатическим условиям, в результате чего развилось локально-народное зодчество. Основными были зодчие Бухары, Хивы, Ферганы и Шахрисабза, которые и до наших дней сохранили особенности строительства и конструкций, декорирование, планировки, стили архитектуры. В Ферганской долине часто случались землетрясения, поэтому дома там строили с двойными каркасами, из-за обилия дождей на крыши накладывали глиняные катыши (лумбаз) толщиной до 50 см. В Хорезме землетрясений не было, и дома там строились с пахсовыми стенами и одним каркасом, толщина лумбаза на крышах была 15 см. В различных районах жилища по-своему разнообразны, но общие принципы архитектуры тоже существуют.
В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор. Улицы между ними были кривые и узкие. Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину — ичкари — для детей и женщин, и ташкари. Эта часть была обставлена более богато и красиво, здесь встречали гостей. Обычно комната для гостей была у всех средних слоев, у бедных ее не было.
Планировка дома большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван — навес, скотный двор, хозяйственное помещение и туалет, расположенный во дворе. В Бухаре дома обычно строили из двух и трех этажей. Каждая часть земли использовалась узбеками рационально. В Бухаре и Ташкенте практически 90% участков подвергалось постоянным перестройкам и достройкам.
Культура
В Узбекистане существуют свои национальные виды спорта:
- узбекская национальная борьба кураш;
- козлодрание (борьба всадников за тушу козла) купкари, или улак;
- вид конных скачек пойга (вид узбекского конного спорта).
Очень самобытное и богатое у народа устное народное творчество, которое включает следующие жанры:
- поговорки
- пословицы
- анекдоты
- сказки
- лирические песни
Все фольклорные жанры отражают культуру и быт народа, братство, борьбу со злом, патриотизм и ненависть к врагу. Самыми популярными и любимыми у узбеков являются эпические произведения «достой», носителями которых являются народные сказители бахгии и гиоир. Многие из произведений сохранились до сегодняшних дней.
Из музыкальных инструментов самые популярные:
- дойра
- рубаб
- най
- сато
- сарнай
- танбур
- дутар
- даф
- кайрак
- гиджак
- карнай
- чанг
- кошнай
- сетар
- нагора
- тар
- балабан
Традиции
Узбеки — народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узбекистана. Как хозяин принял гостя, ценится больше, чем богатство стола и достатка семьи. Не принять гостя — означает опозорить свою семью, род, селение и махаллю (квартал).
Гостей всегда встречают еще у ворот дома, с мужчинами здороваются за руку и спрашивают, как дела и как здоровье. Женщин приветствуют легким поклоном, правая рука должна быть на сердце.
Гостей приглашают в дом и сажают на самое почетное место за столом — дастархан. По старинному обычаю женщины и мужчина сидят за разными столами. Усаживает гостей к столу сам глава семьи. Самых уважаемых принято сажать вдали от входа.
Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разливает напиток сам хозяин. Чем гость почетнее, тем меньше нужно наливать в его чашку чая. Объясняется такой обычай так: чем чаще гость будет обращаться за добавкой к хозяину, тем лучше. Это признак уважения к дому. Если на дне пиалы гостя остался чай, хозяйка его выливает и заново наполняет чашу. Сперва на стол подают выпечку, сладости, орехи, сухофрукты, овощи, фрукты, потом закуски и в конце праздничное блюдо — плов.
Раньше у девушек и парней в Узбекистане не принято было выбирать себе пару, этим занимались их родственники. Сегодня этот обычай частично сохранился, но большинство уже выбирают пару себе сами. Но, так же как и раньше, в дом потенциальной невесты рано утром приходят свахи и соседи невесты. Если родители жениха согласны, проводится обряд «преломления лепешки», после которого девушка уже считается помолвленной. Назначают день свадьбы, родители невесты передают родным жениха подарки.
Самый яркий и пышный обряд у узбекского народа — это свадьба (никох-туй). Свадьба в каждой семье является важнейшим событием, которое отмечают шумно и богато, с большим количеством гостей. Приглашают всех родственников, дальних и близких, соседей, друзей.
Свадебный обряд начинается ранним утром с угощения гостей праздничным пловом в доме невесты и в доме жениха. Потом жених приезжает в дом невесты в компании друзей, танцоров и музыкантов. Невеста в белом свадебном платье ждет его в отдельной комнате, куда могут зайти только поверенные муллы. Они же берут с нее согласие на брак и читают свадебную молитву никох, которая заключает между молодыми брак.
После невеста прощается с домом и родителями, друзья жениха забирают приданое и грузят его. Все уходят, невесту сопровождают подруги и родственницы, которые поют прощальные песни.
Невесту в доме жениха встречают женщины, они распевают свадебные традиционные песни. К дверям дома ведет дорожка белого цвета (паяндоз), по ней невеста входит в свое новое жилище. Перед дверью она делает поклон, ее осыпают деньгами, цветами и сладостями, чтобы жизнь ее была богатая, красивая и сладкая.
Начинается свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. После свадьбы жених провожает молодую жену в их новую комнату, там ее встречает и переодевает янга — близкая подруга или родственница невесты. Потом в комнату выходит жених и выкупает у нее невесту. После молодоженов оставляют наедине. Ранним утром, на следующий день после торжества, проводится завершающий обряд «келин салом» или приветствие невесты. Молодая жена низко кланяется в пояс и приветствует родителей жениха, родственников и гостей. Они дарят ей подарки и поздравляют.
В Узбекистане проводится обязательный обряд обрезания всех мальчиков — хатна-килиш. Родители готовятся к этому с самого рождения ребенка, шьют праздничную одежду, постельное белье и одеяла. Проводится обряд, когда мальчику исполняется 3, 5, 7 или 9 лет, очень редко в 11-12 лет.
В начале читают Коран в присутствии имама, старцев и близких родственников мужчин, так ребенка благословляют. На мальчика надевают подарки, которые принесли соседи и родственники. Иногда сажают на жеребенка в знак того, что мальчик становится мужчиной. После проводится обряд «тахурар», во время которого женщины укладывают на сундук одеяла и подушки. Заканчивается все традиционным угощением всех пловом.
travelask.ru
Религия Узбекистана
Столь разнообразная по составу этническая картина Узбекистана говорит и о том, что страна толлерантна к вопросу религии и здесь мирно уживаются разные конфессии. Конституция Республики Узбекистан гарантирует свободу совести для всех. По Основному Закону республики каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 31 Конституции РУз).
Преобладающей религией в Узбекистане является ислам суннитского толка, который исповедуют 93% населения страны, за исключением 1% мусульман-шиитов, которые проживают на территории Бухары и Самарканда.
Следующей по количеству верующих религией является христианство, причем оба его направления: как православие (4%), так и католицизм(3%).
В 2011 году в Узбекистане широко отмечалось 140-летие Русской Православной Церкви в Средней Азии. Православие пришло на эти земли в 1871 году, вместе с присоединением их к владениям Российской империи и указом Российского Императора Александра II, подтверждающим решение Священного Синода об учреждении независимой Ташкентской и Туркестанской епархии.
В том же году был основан храм при Ташкентском госпитале. Сегодня он превратился в красивейший Свято-Успенский кафедральный собор – главный храм Ташкентской епархии.
Большинство верующих приходят именно сюда, хотя в Ташкенте действуют еще несколько церквей (к примеру, церковь Александра Невского на Боткинском кладбище, храм патриарха Ермогена, храм великого князя Владимира). Немало красивых и старинных храмов в других городах Узбекистана – Самарканде (Свято-Алексеевский собор), Коканде (Храм Казанской иконы Божьей матери) и др.
Также в Ташкенте открыт Свято-Никольский женский монастырь (кстати, являющийся первым в Средней Азии) и Ташкентская духовная семинария.
По данным на первое полугодие 2014 года в Узбекистане 38 православных храмов, православных христиан более 600 тыс. человек.
Католическая конфессия в Узбекистане
не столь многочисленна. Однако вот уже почти столетие в Ташкенте действует католический храм (костел) Святейшего Сердца Иисуса Христа, являющийся к тому же одной из достопримечательностей города.К храмам других значимых конфессий в Узбекистане относятся также Армянская апостольская церковь и еврейские синагоги. Говоря о синагогах, стоит отметить бухарских евреев – отдельной группы евреев, проживающих на территории Средней Азии (особенно в Бухаре, отсюда и название).
Еврейская община в Бухаре упоминается в источниках с XIII века. Евреи проживали здесь в отдельных кварталах и занимались ткацким и красильным ремеслом, занимались мелкой торговлей. Впоследствии бухарские евреи стали селиться большими диаспорами в Самарканде, Коканде, Андижане. За прошедшие столетия они сумели сохранить свои язык, веру и традиции.
www.best-country.org
Религия Узбекистана
Религия Узбекистана
На протяжении тысячелетий Средняя Азия была центром встреч и сосуществования различных религий. Именно религия была первым ядром культуры, объединившим страны и континенты, независимо от национальной и расовой принадлежности. Согласно Конституции Республики Узбекистан, религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений.
Преобладающей религией в Узбекистане является ислам. По вероисповеданию узбеки — мусульмане-сунниты ханафитского толка. В 1991 г. был принят Закон «О свободе совести и религиозных Организациях», что качественно изменило роль и юридический статус религиозных организаций. В соответствии с Законом гражданам предоставлялось право единолично или на групповой основе исповедовать религию, совершать религиозные обряды и ритуалы, паломничество в святые места.
Религиозным организациям возвращено право на собственность, что одновременно дает право на приобретение статуса юридического лица, передано право на владение строениями, предметами религиозных культов, объектов социального, производственного и благотворительного назначения, денежных средств и имущества. В мае 1998 г. Олий Мажлис Республики Узбекистан утвердил новую редакцию Закона «О свободе совести и религиозных организациях», в которой были откорректированы вопросы регистрации и деятельность организаций.
Руководителями религиозных организаций могут как правило быть граждане Республики Узбекистан, имеющие соответствующее религиозное образование. Соответствующие изменения внесены и в другие законодательства Республики Узбекистан.
На начало 2000 года в республике официально зарегистрировано 15 религиозных конфессий. В 2000 г. в Мекку паломничество к святым местам совершат более 4000 человек на «Хадж» и около 4000 человек — на «Умра».
Координирует деятельность всех мечетей Духовное управление мусульман Узбекистана, руководителем которого является муфтий. В ведении Духовного управления два учебных заведения — духовное училище «Мир Араб» в Бухаре (с 1945 г.) и Исламский институт в Ташкенте (с 1971 г.), около 80 соборных мечетей. Духовное управление имеет свое издательство «Мовароуннахр», которое издает журнал «Хидоят» и газеу «Ислом нури».
Для более глубокого изучения богатого наследия ислама, трудов мусульманских богословов и ученых в 1995 г. в Ташкенте образован Международный центр исламских исследований. С 1999 г. в Узбекистане начал свою деятельность Ташкентский Исламский университет.
Государство поддерживает межконфессиональный мир и согласие в республике. Так, в 1995 г. в Ташкенте была проведена христианско- мусульманская конференция «Совместно жить под одним небом», в которой приняли участие представители Всемирного Совета церквей и ряда зарубежных церквей.
В 1996 г. торжественно отмечалось 125-летие Епархиального Управления Русской Православной Церкви, Впервые за всю историю Патриархии в Средней Азии на празднование этой даты прибыл Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II . В декабре 1996 г. Евангелическо-лютеранская община Узбекистана отметила 100-летний юбилей единственной в Средней Азии лютеранской церкви.
В марте 1999 года состоялось открытие костела Римско- католической церкви в Самарканде. Здание костела было передано церкви для пользования в декабре 1997 года. В проводимых религиозными организациями мероприятиях участвуют представители различных конфессий.
Большую работу по обеспечению согласия и терпимости между конфессиями проводят Академия Государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, Фонд Конрада Аденауэра, КИТЦ, Комитет женщин Узбекистана, общественные организации «Махалла», «Нуроний» и др. На различные встречи, форумы, симпозиумы, приглашаются представители всех религиозных организаций.
За годы независимости был проведен ряд международных симпозиумов по случаю знаменательных дат — юбилеев известных мусульманских ученых-богословов.
www.samarkandstar.uz
национальные ценности, народные традиции, религиозные верования
Наверное, не каждый житель нашей страны может блеснуть познаниями в области истории Узбекистана. Сегодня эту страну мы знаем в основном по приезжающим к нам мигрантам, которые готовы трудиться на самых низкооплачиваемых должностях.
А между тем, эта страна со своей древней историей и культурой. Конечно же, есть здесь и главная религия, Узбекистан – страна мусульманская, хотя и представителей других конфессий здесь также можно встретить.
Современное состояние
Сегодня, согласно статистическим данным, около 88% населения страны исповедует ислам. Это коренные жители Узбекистана, а также представители тюркоязычных народов. Узбеки являются мусульманами-суннитами ханафитского толка (следует отметить, что суннитов в мусульманском мире гораздо больше, чем шиитов, более того, эти два направления ведут между собой ожесточенную борьбу).
Поэтому на вопрос о том, какая религия в Узбекистане главенствует сегодня, мы можем дать уверенный ответ: это мусульманство суннитского толка.
Другие конфессии
Остальные конфессии здесь следующие: православные христиане, представленные русскими, которые так и не уехали из этой страны после развала СССР, поляками, исповедующими католицизм (польские семьи ссылали в Среднюю Азию в прошлом веке, поэтому они тут и остались). Есть здесь и бухарские евреи, исповедующие иудаизм, как и их далекие предки. Представлены и адепты современных протестантских течений: баптисты, лютеране, адвентисты и прочее.
Таким образом, у каждого в этой стране своя религия, Узбекистан, согласно Конституции, оставляет за своими гражданами право на свободу вероисповедания.
История христианской религии в Узбекистане
Традиционно на территории современного Узбекистана проживали разные народы. Исповедовали они свои языческие культы. С V века нашей эры на эту землю пришло христианство, известное как согдиана. Однако оно было практически полностью уничтожено в Средние века, когда мусульманство стало утверждать себя.
Только в XIX веке, когда Российская империя, пытаясь предотвратить захват этих земель англичанами и замыкания английской экспансии у своих границ, завоевала эти земли, в Узбекистане стали открываться православные храмы. Предназначались они для русских и для тех людей из местных, которые захотят принять христианство. Однако таких было ничтожно мало. А российское правительство по своей традиции не неволило своих новых подданных. В связи с этим переходов из мусульманства в христианство было очень мало.
Поэтому и сегодня здесь так мало представлена христианская религия, Узбекистан – это государство, народы которого сначала были язычниками, а потом, повинуясь воле хана, приняли магометанство.
Почему здесь был принят ислам?
Нельзя забывать, что мощнейшее государство Средневековья – Золотая Орда частично занимала территории современного Узбекистана.
Поэтому и была здесь принята мусульманская религия, Узбекистан как государство не возник бы, если бы великие ордынские ханы не задумывались над вопросами о том, как им духовно скрепить свою страну.
Духовный переворот совершил хан по имени Узбек. Он-то и отказался от родовой языческой религии, согласно которой существует множество богов, которым нужно поклоняться, став первым мусульманином в своей стране.
К слову сказать, существует легенда о том, что наш благоверный князь Александр Невский, зная, что враги, напавшие на Русь – язычники, пытался склонить хана Орды к принятию христианства. Однако свита хана, узнав о намерениях русского князя и не принимая христианства за его чересчур милосердное отношение к людям, отравила великого русского полководца и дипломата.
Как знать, если бы удалось Александру Невскому совершить задуманное, была ли сейчас такая страна на карте мира под названием Узбекистан, религия которой теперь уже неизменна?
История Узбека
Итак, хан Узбек, позже взявший себе исламский титул Султан Гийас ад-Дин Мухаммед жил в начале 14 века. Он являлся наиболее известным ханом Золотой Орды, значительно укрепившим могущество государства.
Религия Узбекистана до ислама – это смесь родовых поверий и традиционных культов, которые тормозили развитие Золотой Орды. Нужно было срочно что-то предпринимать. И хан Узбек понял, что ему предстоит сделать серьезный выбор в своей жизни.
Дело в том, что Узбек не был прямым получателем ордынского престола. Власть он захватил путем убийства законных наследников трона.
Хану помогали те, кто мечтал об исламизации этого региона. Началась ожесточенная борьба за религиозное будущее страны, в которой победили не сторонники родовой религии, а сторонники мусульманизации Орды. К слову сказать, ислам всегда побеждал огнем и мечом, с самого его появления в 6 веке нашей эры (даже Мухаммед был хорошим полководцем, а уж о 4 великих визирях и говорить не приходится). Ислам Узбек принял в 1320 году.
Сопротивление его решению среди татаро-монгольской верхушки было огромным. Так, ему пришлось казнить около 120 своих прямых родственников из рода чингизидов, чтобы утвердить новую веру.
Желание сделать своих подданных правоверными было продиктовано прагматическими интересами хана. Он стремился во что бы то ни стал укрепить свою власть. Как знать, думал ли он, что его именем через много веков назовут страну Узбекистан, религия которой будет ему так близка?
Ислам сегодня
Сегодня Средняя Азия представляет собой зону напряженности. Связано это с тем, что рядом с ней происходят кровавые события, густо замешанные на еретическом учении, которое претендует на роль истинного мусульманства. Называется это учение ваххабизм. Его исповедуют члены секты, более известной как ИГИЛ. Члены этой секты стремятся покорить все народы, переучив их на свой лад. Средняя Азия представляет для них лакомый кусок. Поэтому проблема, состоящая из трех составляющих: «Узбекистан — религия – ислам» в настоящий момент как никогда актуальна.
autogear.ru
Преобладающая религия в Узбекистане, как не оскорбить веру местного населения
Узбекистан позиционирует себя как светское государство. Но я бы назвала эту страну скорее мусульманской, чем светской, потому что эта религия все-таки преобладает среди населения, а самое главное, в умах людей. Хотя, она не единственная. Учитывая, что Узбекистан очень многонациональная страна, то она стала и многоконфессиональной.
Конечно же, основная религия — это ислам, которого придерживаются около 93 процентов населения. Дальше по популярности идут христиане, иудеи и кришнаиты. Может быть, есть буддисты, учитывая, что на территории страны есть древние буддийские храмы. И язычники, исповедующие тенгрианство, что достаточно редко, но встречается в странах Центральной Азии.
Начнем с ислама. Он тут суннитского толка, но есть и шииты, которые проживают в Бухаре и Самарканде. В каждом городе Узбекистана очень много мечетей, как старых, которые скорее музеи и памятники архитектуры под открытым небом, так и действующих и построенных относительно недавно. Если жить не совсем в центре города Ташкент, или в любом другом городе, то можно просыпаться по утрам вместо будильника от звуков утреннего намаза, которые разносятся с колонок на минаретах мечетей.
Конечно же, эта господствующая религия не могла не оказать огромное влияние на быт и культуру всего населения страны. Начиная с правил поведения внутри религиозных зданий — закрывать руки и ноги длинной одеждой, разуваться, мыть ноги. Иногда мужчины и женщины заходят с разных входов и даже на разные огороженные территории внутри мечети. Но в недействующие туристические пускают в любом виде, кстати. Если вы собрались в мечеть, посмотрите на входе таблички, на которых написаны правила, и не висят ли рядом со входом огромные халаты-мантии. Скорее всего, это для вас, чтобы никого не смущать внутри и выглядеть соответственно правилам.
Но во многом ислам, а в частности, его патриархальная часть очень сильно влияет на население и вне конфессиональных зданий. Так, например, я видела девушек в открытой летней одежде только в Ташкенте — самом крупном городе и столице страны. Во всех остальных городах они ходят если не в национальной одежде, как тоже бывает, то все равно в закрытой до щиколоток и руки чаще всего тоже закрыты. Нет, никто вас камнями не закидает, если вы пойдете в шортах по Хиве, но на вас будут обращать столько внимания, что скоро захочется куда-нибудь спрятаться от этих не только взглядов, но и криков. Но это, если смотреть поверхностно. Так, на обычную жизнь узбеков ислам влияет на разных уровнях — правила в семье, определенный бытовой уклад, праздники и т.д. Но на распитие алкогольных напитков, как ни странно, эти строгие моральные законы не распространяются. Их можно купить в любом месте. Конечно же, самые популярные праздники в стране — мусульманские, об этом можно прочитать в отзыве о праздниках в Узбекистане.
Следующая по популярности религия в Узбекистане — это христианство. В стране живут как православные, так и католики. В Ташкенте, как бы это было ни странно, много действующих церквей и храмов, есть монастырь и костел. Еще крупной считается Корейская христианская церковь, потому что община корейцев в Ташкенте очень большая.
Еще в Узбекистане есть Армянская апостольская церковь и во многих городах есть синагоги. Потому что, например, в Бухаре есть целая группа бухарских евреев, которые исповедуют иудаизм. И это одна из старейших общин в стране. Также в Ташкенте есть группа кришнаитов.
Мои местные друзья рассказывали, что для них вполне нормой вещей было праздновать в гостях у друзей Пасху, потом приглашать друзей к себе на Курбан байрам, а еще всем вместе ходить и отмечать Новруз. Многообразие религиозных культур удивительно хорошо уживается в этой стране, состоящей помимо местного населения еще и из многих переселенных сюда когда-то этнических групп, каждая со своей историей и, конечно же, вероисповеданием.
Для вас, как для туриста, нет каких-то определенных религиозных правил, которые надо было бы соблюдать при въезде в страну. Платок на голову женщинам насильно никто не надевает, как в Иране. Но, при посещении любых ритуальных обрядов стоит все-таки уточнить, что вам нужно знать заранее.
travelask.ru