Религия и государство в Таджикистане: чужие ценности или просвещение?
Рустам Хайдаров
В последние годы в странах Центральной Азии, и в частности в Таджикистане, значительно возрос интерес населения, особенно молодежи, к исламу. Это в первую очередь связано со сложной социально-экономической ситуацией и идеологическим, духовным вакуумом в таджикском обществе. Идеи светского, правового и демократического государства, которые провозглашены в таджикской Конституции, сегодня не всегда осуществляются в обществе. Исходя из этого, на мой взгляд, население, в большинстве случаев молодежь, в поисках правды и справедливости все чаще обращается к религии, к исламу. Между тем в отсутствие достаточно квалифицированного светского образования большинство молодежи безграмотно, с узким кругозором, и поэтому, посещая мечети в поисках справедливости, молодые люди, возможно, могут стать объектами манипуляции со стороны религиозных деятелей, что является одной из серьезных проблем в современном таджикском обществе.
Другая серьезная проблема современного Таджикистана — недостаток квалифицированного религиозного образования. Именно такое образование в перспективе может стать основой для развития в таджикском обществе толерантного ислама. Сейчас росту влияния ислама во многих транзитных обществах Центральной Азии пока никто и ничто не препятствует, поэтому возникает вопрос: может ли развитие и укрепление демократии западного образца стать альтернативой возрастания роли ислама и нужна ли вообще демократия как западноевропейская ценность странам Центральной Азии?
Сегодня многие верующие уверены, что только исламские принципы способны решить их социальные проблемы. Во многих странах Центральной Азии у различных слоев населения нет возможности для отстаивания своих политических прав демократическим путем, поскольку авторитарные режимы не заинтересованы в развитии демократических институтов. При этом нет и самой основы для демократического развития — устойчивого среднего класса. При отсутствии плюрализма ислам может стать платформой или инструментом для выражения социального протеста бедствующего населения, что будет увеличивать политическое значение ислама в современном центральноазиатском обществе.
Ислам в этом аспекте покажет и другую свою сущность, ведьэто не только религия, но и политическая доктрина.Нужно учесть, что пророк Мухаммед был одновременно и духовным, религиозным, и политическим руководителем. Исходя из этого, можно прогнозировать, что у большинства политических режимов в странах Центральной Азии в перспективе есть следующие возможности для контроля над усиливающейся ролью ислама в странах региона: легализация умеренных исламских движений, как, например, была легализована Партия исламского возрождения в Таджикистане, а также выдвижение государством инициатив по возрождению ислама, как объявление ханафитского мазхаба официальным течением ислама в Таджикистане. Это сделано таджикским государством для того, чтобы ограничить возможности распространения иных исламских течений, например салафизма, в таджикском обществе. В этом случае ислам, возможно, интегрируется в национальную идеологию.
Но что делать в этом контексте с принципом секуляризма в таджикском государстве? Другой путь — это радикальная борьба против роста влияния ислама в обществе. Но этот «секулярный экстремизм» государства может провоцировать рост религиозного экстремизма. Есть также и третий, альтернативный, путь развития — формирование устойчивого гражданского общества.
Ислам и власть: история взаимоотношений
Ислам стал распространяться на территории Центральной Азии в конце VII — начале VIII века. Этот процесс длился несколько веков, и в итоге ислам стал государственной религией многих среднеазиатских стран. При этом все гражданские, уголовные, семейные законы действовали на основе мусульманского права (шариата). Форма правления государством имела феодальный характер и по сути не была религиозной, но при этом ислам в политике играл доминирующею роль.
В дальнейшем социальные революции в Европе, научно-технический прогресс, конечно, оказали влияние на территорию, которую сегодня принято называть Центральной Азией. Первыми исламскими политическими реформаторами этого периода в Средней Азии и Афганистане были Джамолиддин Афгани (1842–1899) и Ахмади Дониш (1820–1880). Как пишет таджикский ученый Усмон Давлат, «под влиянием Европы в мусульманском мире в конце XIX — начале XX века стала обосновываться идея отделения религии от государства и от политики. В течение десятилетий, особенно после Второй мировой войны, правители новых возникших независимых мусульманских стран энергично оттесняли от власти религиозные группы. Тем не менее идея единства ислама и политики была и остается одной из основ политической культуры мусульманского мира».
Для того чтобы осознать политическую ситуацию с возрождением ислама в центральноазиатских странах сегодня, следует обратить внимание на процессы активизации этой религии на территории нынешней Центральной Азии в конце XIX — начале XX века.
Начиная со второй половины XIX века на нынешней территории региона начали формироваться идеи панисламизма и пантюркизма, основу которых составлял ислам. Пропагандируемый движением джадидов, панисламизм ставил во главу угла реформирование существующего строя и создание исламского государства. В числе ярких представителей идей джадидизма можно назвать Ахмади Дониша и Абдурауфа Фитрата. Сторонники пантюркизма, также вооружившись исламскими идеями, пропагандировали создание исламского халифата под эгидой Турции.
После Октябрьской революции 1917 года советская власть лишила религиозных деятелей возможности участия в политических делах, но все же в годы советской власти ислам использовался во внешнеполитических целях.
В 1943 году проведен первый съезд мусульман Средней Азии и Казахстана, который стал основой для создания Духовного управления мусульман, то есть произошли легализация ислама и его включение в дальнейший общественно-политический процесс.
Наиболее активное возрождение ислама и его участие в общественно-политической жизни в постсоветских странах началось с процессом перестройки. В частности, в 1990 году в Астрахани была образована Исламская партия возрождения СССР. Но необходимо констатировать, что активизация ислама в странах Центральной Азии спровоцировала обострение политической ситуации, и ислам сыграл роль дестабилизирующего фактора.
Как пишет исследователь Лондонского королевского института международных отношений Анна Матвеева, «после распада СССР в евразийском обществе образовался духовный вакуум. Политические бури и неопределенность 1990-х годов, материальные лишения и потеря предыдущего статуса сделали жизнь обыкновенных граждан чрезвычайно тяжелой, а их эмоциональный мир был ввергнут в состояние смуты. В этих условиях, чтобы найти успокоение и жизненную ориентацию, люди стали обращаться к традиционным символам и ритуалам. Обращение к исламу дало ощущение устойчивости».
В Таджикистане начиная с 1974 года нелегально действовала Мусульманская молодежная организация, созданная подпольно Саидом Абдулло Нури, который впоследствии возглавил таджикскую объединенную оппозицию. Данная группа, вооружившись реформаторскими идеями Джамолиддина Афгани и других мусульманских реформаторов, преследовала цель возрождения ислама. В то же время ее деятельность была направлена на изменение существующего строя. В период перестройки такие исламистские движения рассматривались как демократические силы, так как имели ярко выраженный антикоммунистический характер.
Но как только эти исламские организации начали претендовать на политическую власть, их начали воспринимать как фундаменталистов, религиозных экстремистов и т. д. Между тем следует отметить, что для политических представителей легализованного исламского движения в Таджикистане слова «таджик» и «мусульманин» были синонимами. При этом исламские движения в Таджикистане не имели своих проектов по возрождению ислама в таджикском обществе.Как пишет таджикский ученый Муродулло Давлатов, «одна из причин гражданской войны в Таджикистане была связана с тем, что фактически всё политическое пространство было заполнено международными исламистскими проектами. После обретения независимости Таджикистаном на первый план стали выдвигаться транснациональные исламистские проекты, так как исламисты Таджикистана в начальный период становления независимости страны не имели и никак не могли иметь своего проекта. Это привело к тому, что они фактически пытались осуществить идеи и проекты, не учитывавшие национальные интересы Таджикистана».
Гражданский конфликт в Таджикистане, в котором исламская оппозиция принимала активное участие, был урегулирован благодаря диалогу светских и религиозных сил. Таджикистан выступил в этом контексте своеобразной социально-политической лабораторией, где вырабатывались различные модели светско-религиозного диалога, который в перспективе применим и в других странах Центрально-Азиатского региона. Прежде всего это участие религиозной партии в политических процессах в Таджикистане. Сегодня в таджикском парламенте работает Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая пытается легальными политическими методами участвовать в политической жизни страны. Ее легализация позволила минимизировать развитие радикально-экстремистских настроений среди таджикского населения, но не решила всех проблем, связанных с религиозной жизнью в таджикском обществе. Так, определенная часть последователей ПИВТ увидели в ее компромиссе с правительством страны отход от принципов и идей исламской партии.
Разочарованные в деятельности ПИВТ, они начали пополнять ряды других религиозных организаций и движений.Между тем в постконфликтный период в Таджикистане активно развернуло деятельность движение «Салафия». По мнению Мухиддина Кабири, председателя ПИВТ, «на первых порах кое-кто в правительстве предпочитал использовать салафитов против нашей партии, поскольку последователи этого течения исходили из того, что ислам запрещает создание политических партий, а глава государства, кем бы он ни был, является носителем титула амир Абд аль-Мумин (эмир всех правоверных в той или иной стране.) Салафиты считают, что пребывание в оппозиции к амиру Абд аль-Мумину противоречит нормам ислама. Эти два момента подкупали многих правительственных чиновников, и в 2008 году салафитам было предоставлено немало эфирного времени для пропаганды своих идей среди населения, а представителям официально зарегистрированной в Таджикистане религиозной политической партии — ПИВТ — время в телеэфире ни разу не предоставлялось.
5 марта 2009 года в Таджикистане принят новый Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором исламская правовая школа «Ханафия» была объявлена официальным религиозным течением. Представляя этот законопроект, министр культуры Таджикистана Мирзошохрух Асрори сказал, что «настоящий проект должен заменить существующий Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», который был принят парламентом страны еще в 1990 году. Появившиеся в последнее время в обществе религиозный радикализм, нигилизм и некоторые чуждые для нашего народа течения в исламе стали причиной принятия нового закона. В настоящее время в стране официально действуют около 3 тыс. мечетей, из которых 259 являются соборными, а также 18 религиозных образовательных учреждений. Все они зарегистрированы как последователи ханафитского течения в исламе, и, исходя из этого, мы предлагаем объявить течение «Ханафия» официальным религиозным течением Таджикистана».
По мнению лидера ПИВТ Мухиддина Кабири, «данное решение было принято именно потому, что подавляющее большинство мусульман Таджикистана — более 95%, — исповедуют ислам ханафитского толка. Именно на принципах «Ханафии» построена жизнедеятельность таджиков, «Ханафия» оказывает огромное влияние на формирование культуры — поэтому и было принято решение объявить это течение официальным, что также было закреплено в преамбуле нового закона».
В этом контексте хотелось бы дать короткое пояснение к ситуации, связанной с распространением ханафитской правой школы ислама в Центральной Азии. Известно, что в исламе сложились два основных направления: суннизм и шиизм. В суннизме, в свою очередь, образовались четыре основные юридическо-богословские школы: ханафизм, маликизм, шафиизм и ханбализм. Ханафиты наиболее лояльны к адату (обычаям), маликиты и ханбалиты наиболее жестко придерживаются принципов суннитской ортодоксии, а шафииты занимают промежуточное положение между представителями указанных мазхабов. Подавляющая часть мусульман Центрально-Азиатского региона, в том числе нынешнего Таджикистана, веками исповедовала суннитское направление ислама ханафитского мазхаба. Этот мазхаб в наибольшей степени отличается от других рациональностью и гибкостью, открывает широкие возможности для нововведений. Праведные обычаи (адат, урф) составляют один из источников фикха (права) в ханафитском мазхабе. Что касается салафизма, то авторитетный энциклопедический словарь «Ислам» определяет салафитов как «общее название религиозных мусульманских деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» (ас-салаф ас-салихун), квалифицируя как бид’а (недозволенное нововведение) все позднейшие нововведения в указанных сферах».
Как подчеркивает российский исследователь А. Игнатенко, современные салафитские (фундаменталистские) группировки в своих мировоззренческих установках от представителей иных идейных течений в исламе отличаются прежде всего тем, что «в их учении […] присутствуют два непременных, системообразующих, органично присущих салафизму положения — о такфире и джихаде. Такфир — это обвинение в неверии (куфр) всех, кто не согласен с салафитами. Причем неверными (кафирами) признаются не только немусульмане, но и все мусульмане, которые не следуют той специфической интерпретации ислама, которую салафиты провозглашают единственно правильной. Такфир салафиты распространяют и на представителей власти в исламских государствах, на правоохранительные органы и силовые структуры и т. д.
Другим системообразующим положением в идеологии салафитских группировок выступает особо интерпретируемое понятие джихада. Джихад ими трактуется как вооруженная борьба против кафиров, которая вменяется в обязанность каждому мусульманину. И поскольку кафирами объявляются все, кто не согласен с салафитами, то этот джихад ведется в первую очередь против мусульман, не согласных с его салафитской трактовкой».
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что в связи с растущим влиянием салафитов в Ферганской долине Центральной Азии опыт Таджикистана по приданию официального статуса ханафитской правовой школе, возможно, будет применен и в этом регионе. Но остановит ли это активизацию салафитов и других религиозных групп, как, например, «Хизб-ут-тахрир», Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и др.? С другой стороны, возникает вопрос: не противоречит ли Конституции Республики Таджикистан придание правового статуса одной из религиозных школ, ведь в нем указано, что Таджикистан является светским государством и религия отделена от государства? Между тем многие исследователи считают, что принцип разделения полномочий религии и государства невозможен в стране, где исповедуется ислам, и, следовательно, этот принцип реализуем только в обществах, где распространено христианство.
Многие западные страны не учитывают эту специфику мусульманских обществ и негативно оценивают современную религиозную политику в странах Центральной Азии, которая направлена на жесткий контроль религиозных процессов. Так, например, был критически оценен новый Закон Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый парламентом 5 марта 2009 года, в заявлении Миссии США при ОБСЕ. В нем говорится, что «Соединенные Штаты обеспокоены тем, что закон дает чрезмерную власть государству в вопросе контроля над деятельностью религиозных объединений. Отдельные положения закона предусматривают резкое увеличение минимального количества членов для регистрации религиозной организации, ужесточают цензуру религиозной литературы, запрещают проведение религиозных обрядов за пределами официально утвержденных для этого мест богослужения, накладывают ограничения на религиозную деятельность и обучение детей, требуют разрешения государства на контакт с верующими из других стран и создают условия для политического вмешательства в назначение имамов и деятельность мечетей. В целом этот закон рисует мрачную картину обстановки с религиозной терпимостью в Таджикистане. Соединенные Штаты в полной мере понимают озабоченность по поводу религиозного экстремизма, а также необходимость комплексного решения этого вопроса. Однако мы считаем, что этот закон будет ограничивать свободу вероисповедания, приведет к изоляции религиозных меньшинств и, возможно, будет способствовать дальнейшему росту экстремизма».
В связи с этим необходимо сказать, что в исламе государство и политика неотделимы от религии. Несмотря на то что ханафизм, по мнению некоторых таджикских исследователей, позволяет в определенном смысле секуляризовать политику без ущерба для мусульманского вероисповедания и делает ислам толерантными к собственному культурному и цивилизованному многообразию, все же он, на мой взгляд, как и другие религиозные правовые школы, будет отражать сущность ислама — неотделимость религии от государства. А это значит, что в далекой перспективе возможно провозглашение исламского государства на территории нынешней Центральной Азии.
Таджикские власти стоят перед сложной проблемой. С одной стороны, надо ограничивать влияние различных исламских движений, контролировать религиозную жизнь, с другой — необходимо дать населению свободу в поиске религ
Пастор «Слово Жизни» в Таджикистане ответил на все вопросы
Давыдов Андрей Николаевич, главный пастор церкви «Река жизни» Душанбе, сообщество церквей «Слово жизни».
Принял Иисуса в начале 90-х годов в России, где жил в то время. После окончания Библейского Колледжа в Москве в 1997 году, побывал, с женой, в различных регионах Средней Азии и теперь живёт в Таджикистане, в стране, где 98% населения называют себя мусульманами.
Под его пасторством, церковь развивает служения благотворительности, работу с молодёжью, ежегодно организовывая Молодёжные Конференции и устраивая полугодичные Библейские Курсы «Слово жизни», в которых обучилось примерно 10% христиан Таджикистана. Сегодня, каждый пятый верующий в стране посещает церкви «Слово жизни».
Пастор Андрей глубоко уверен, что духовная дисциплина – ключ к успеху каждого верующего, а успех церкви – когда каждый верующий исполняет своё призвание в Господе.
Пастор Андрей является продюсером Mavjud-ы, талантливой таджикской исполнительницы и автора христианских песен. Автор книги «Добро пожаловать к Богу».
Андрей и его жена Карина имеет 3-х детей.
«Я верю, что та страна, которая в прошлом называлась СССР, особенным образом призвана распространить Евангелие Иисуса Христа по всему миру, но ещё так мало сделала в этом направлении», — считает пастор Андрей.
Андрей, здравствуйте! Поделитесь способами Евангелизации в мусульманских странах. Пусть Бог благословит Вас! (Руслан, Ростов-на-Дону)
Добрый день Руслан. Спасибо за вопрос.
Прежде всего, хочу сказать, что меня мало интересует обращение людей из одной религии в другую, и цель такую я перед собой естественно не ставлю. Ну что для меня важно это то, что человек лично встретиться с Иисусом Христом, и поэтому послание о Божьей любви и прощении особенно важны здесь, где люди готовы многим пожертвовать, что бы примириться с Богом. А о таких вещах не поговоришь с первым встречным, а с тем, кого ты знаешь, потому что вопросы это глубокие и если можно так выразиться интимные. И вот так от одного к другому Благие новости распространяются по нашей земле.
Каковы планы по ведению работы в Таджикском регионе на ближайший год (Позднев Константин, Душанбе-Саратов, Россия-Таджикистан)
Привет Константин. Планов очень много, жаль, что не обо всем можно поговорить в формате этой встречи. Думаю, не столь важно иметь много планов и дел, сколько то, чтобы эти планы были бы рождены в сердце Бога. Поэтому самый главный план в этом году и всегда, это искать Божьего лица и быть аккуратными в том, чтобы каждое дело, которое мы планируем и начинаем, было в Его воле
Но на самом деле мы уже начали новый год в Библейской школе. Много проектов в молодежном служение, которому мы отдаем приоритетное значение, ведь более 70% населения нашей страны – это молодежь до 25 лет. Мы работаем с несколькими социальными проектами так же. Переводим книги, переводим Библию, работаем с музыкальном проектом на поприще поп культуры, ну и самое любимое наше занятие — это миссия.
Привет Андрей! Рад задать Вам вопрос! Как вы думаете, какую роль занимает прославление во многих церквях Таджикистана! И почему в церквах нет сотрудничества в данном направлении? Заранее благодарен за ответ (Пирузи Зайнидини, Душанбе, Таджикистан)
Ассалом брат Пирузи. Ты знаешь мое отношение к прославлению. Я люблю прославлять и поклоняться. Я очень зависим от этого. Церковь – это место, откуда должна возноситься хвала Богу.
Я так же знаю, что вы делаете много для того, что бы воодушевить другие церкви развивать это служение. Я на вашей стороне и готов оказать всяческую поддержку!
Пусть Бог благословит вас!
Как у Вас с вероисповеданием в стране? (Юрий, Днепродзержинск Украина)
Здравствуйте Юрий. Так как это может быть в стране, где 98% населения исповедуют ислам. Официально же наша страна является светским и демократическим государством.
Андрей Николаевич, как Вы считаете, какие служения помогут больше в деле распространения Благой Вести в Таджикистне с учётом того, что в Таджикистане сейчас ещё больше активизируются мусульманские организации. (Зафар, Душанбе, Таджикистан)
Спасибо, Зафар за вопрос.
Я думаю, мы должны больше молиться за нашу страну. Всякие изменения, которых мы жаждем, произойдут сначала в духовном мире. Важно так же объединение церквей и в этом вопросе и в других. Церкви – это члены тела Христова. Члены тела зависят друг от друга. Я не могу рассчитывать на успех, если другая церковь в стране терпит бедствие и наоборот. Многое произойдет в стране, если мы поймем это и предпримем что-то в этом направлении. И, в конце концов, мы просто должны любить людей и доказывать это не только словом, но и делом.
Вам трудно далось решение переехать жить и служить в Таджикистан? (Наталья, Нижневартовск)
Мы переехали в Среднюю Азию более 11 лет назад, потому что Бог попросил нас сделать это. Он дал нам Слово и мы двинулись в путь! Идти за Богом большая радость и привилегия. Может не всегда все просто, но быть там, где хочет Бог приносит большое удовлетворение. Я считаю, что страна, которая в прошлом называлась СССР очень сильно призвана распространить евангелие по всему миру, т.е имеет сильное миссионерское призвание и не так еще много сделала в этом направлении. Нет причин, которые смогли бы мне объяснить это. Не разменивайте свою жизнь на то, что не имеет вечной ценности!
Салэм. Мир вам ув.пастор. Ваше отношение к Корану? Что вы считаете ныне является камнем преткновения в христианстве в проповеди мусульманам? и что не достает вере нашей для эффективного покорения вере этих народов? Почему правоверный мусульманин не стыдится читать «намаз» 5 раз в любое время, даже среди людей, и почему мы христиане считаем это фарисейством, когда это захватывающий аргумент пропаганды своей веры? Главное бы — без лицемерия?! (Галым. Казахстан. казахское служение ХЕВ)
Салом брат Голым. С Кораном у меня нет отношений. Я не стою на его стороне и против него не выступаю. Я свидетель Иисуса, и стараюсь сосредоточиться на этом.
Близкие отношения с Богом всегда принесут плоды и не важно в каком народе ты живешь. Мы же не хотим дать людям другую религию, мы хотим дать любовь Бога и помочь людям построить свои близкие отношения с Ним, а это очень притягательно. А методы могут быть разными. Они зависят от того, в какой стране вы живете, в городе или селе и есть еще много факторов, которые могут повлиять на формирования методов вашей работы. А лицемерить – это отвратительно, вы правы!
Пастор Андрей,привет! Я сам из Таджикистана,родился и жил в Душанбе. В 93 году уверовал. Рад за тебя!!! Пусть Бог благословит вас! Если буду в Душанбе — обязательно зайду к вам. Мои все родственники в Таджикистане. Сам я в служении в Молдове(миссионер). Как у вас…? (Сергей, Бендеры, Приднестровье)
Привет Сергей. Очень рад буду увидеть вас у нас в гостях.
Уважаемый Андрей, мир вам. Считатет ли вы допустимым использование имени «Аллах» в проведи Благой Вести мусульманам? (Рустам, Россия)
Я знаю, Рустам, что этот вопрос спорный и вызвал не одну горячую дискуссию. Я лично считаю не допустимым использовать имя «Аллах» в проповеди Евангелия. Этому есть ряд причин, изложение которых займет много места. Пишите нам на сайт, и я попробую подробно изложить свою позицию.
Пастор Андрей, хочу задать Вам вопрос. Работаете вы в Церкви с Евреями, и если да, поделитесь, много Евреяв возвращаются в Израиль из Таджикистана. Благодарю. (Виктор, Донецк, Украина)
Да, Виктор, мы работаем с евреями в Таджикистане и отправили не один десяток семей в Израиль. Не так давно из-за возведения правительством некоего архитектурного ансамбля была разрушена единственная в стране синагога, новая еще не возведена и неизвестно, когда это случиться, а мы стараемся обратить эту ситуацию в добро и помогаем оставшимся евреям переехать на их историческую родину. Хочу, просто добавить, что мы верим, что Бог помогает еврейскому народу собраться в Израиле. Это говорит нам о том, что мы живем в последнее время и конечно же мы хотим быть участниками того, что делает Бог.
Как Вы относитесь к Алексею Ледяеву? (Саша, Киев, Украина)
Я с большим уважением отношусь к Алексею Ледяеву. Трудно переоценить тот вклад в христианство, который он внес на территории бывшего СССР, но есть некоторые вещи в его служении, с которыми я не согласен.
Ваши проповеди можно увидеть в Интернет-ТВ на Invictory или по CNL? (Константин, Мурманск, Россия)
У нас много замечательных проповедников, которые проповедуют на CNL, TBN и на Invictory. Еще недавно это было лишь мечтой и предметом наших молитв! У меня же нет ничего такого особенного, что бы я мог добавить. А вещать программы, просто ради PR-служения, как то не по-нашему.
Хотя, если я и появлюсь на вашем экране, то обязательно спрошу, почему Вы, Константин, еще в Мурманске, а не в Китае?
Вы входите в объединение, которое возглавляет Ульф Экман? (Максим, Киев)
Совершенно верно, Максим. Пастор Ульф и пастор церкви «Слово Жизни» в Москве Матс-Ола- мои пастора.
Уважаемые пасторы Андрей и Карина, огромных Божьих благословений вам! Спасибо за таких детей Божьих нашему Богу! Пусть прославится наш Иисус через вас в той стране, где вы трудитесь! (Сестра)
Спасибо Вам, сестра, к сожалению, не знаю Вашего имени. Пусть Бог благословит и Вас!
Как Вы относитесь к такой организации как Свидетели Иеговы? Полезное ли они делают дело, или наоборот? (Anonimus)
Дорогой, Anonimus, спасибо за вопрос. Свидетели Иеговы большинством в христианском мире относимы к секте, и очень часто, к сожалению, последствия их деятельности являются деструктивными. Таково и мое мнение.
Андрей, добрый день. Как Вы думаете, почему христианское общество самое разобщенное? Баптисты не любят пятидесятников, пятидесятники не любят харизматов, ну и так далее. (Сергей, Калифорния, США)
Здравствуйте, Сергей
Отвечая, на Ваш вопрос, хотел бы сказать, что я не считаю христианское общество самым разобщенным, не смотря на множество межденоминационных разногласий, о которых Вы пишите. Добавлю так же, что наметились достаточно прочные тенденции к построению отношений разных деноминаций друг с другом. Хочу заверить Вас, что христианский мир меняется и меняется в лучшую сторону в этом вопросе. Бог же всемогущий в конце концов! Так же стираются деноминационные границы и людям уже гораздо проще называть друг друга братьями и сестрами. Наверное, точно, Иисус скоро придет!
Уважаемый пастор! Мир вам! Поделитесь, пожалуйста, Вашим видением о роли церкви в служении военнослужащим (начальствующим), которые суть Бождьи слуги (Рим.13:3,4). Есть ли в ваших церквях соответствующие проекты? Мы молимся за Вас и за развитие конкретного служения церквей начальствующим. (Олег, Ташкент) (Олег, Ташкент, Узбекистан)
Здравствуйте, Олег
Я приветствую любое служение, которое направлено на спасение людей, к какой бы группе они не относились и военнослужащие в том числе. У нас в церкви есть армейские офицеры, но, к сожалению, нет пока специальных проектов для военных.
Спасибо за ваши молитвы.
Как вы относитесь к алкогольным напиткам? Позволяете ли себе немного? И грех ли это? (Олег, Москва)
К спиртным напиткам отношусь отрицательно, и не употребляю их ни в какой форме.
Помню, я был спасенным всего пару месяцев и попал со своим другом (тоже новообращенным) в компанию, которая праздновала новый год. Мы начали петь для этих людей песни поклонения, и присутствие Божье пришло к нам в комнату. После кто-то предложил нам выпить шампанского, и мы особо не разбирались тогда можно пить или нельзя, сколько и что именно, и просто выпили бокал шампанского. Как только хмель ударил в голову, сразу присутствие Божье отошло от меня. Я испугался. И тогда же мне нужно было выбрать, что пить: вино или исполняться Духом Святым. Для меня выбор однозначен. Я хочу иметь высокий дух. Я хочу иметь чувствительное к Богу сердце. Я хочу большего с Богом, и если спиртное у меня на пути, а это так и есть, тогда — на помойку его.
Слава Иисусу! Ваше отношение к теории «Нового Мирового Порядка» Ледяева и созданию «Клуба Миллионеров» в церкви Сандея? (Зяма, Амбарчик, Россия)
Как отношусь к Алексею Ледяеву, я написал выше. Что касается «Нового Мирового Порядка», то думаю его время еще не настало, а настанет оно тогда, когда Иисус придет на эту землю и будет править на ней 1000 лет. Тогда всякая власть будет сконцентрирована у Царя Царей – Иисуса Христа. Насчет клуба миллионеров: ничего против не имею. Пусть собираются люди, только пусть собираются ради Иисуса и для Него.
Андрей, добрый день, извините за нескромный вопрос, но как Вы относитесь оральному сексу между супругами? (Ирина, Калифорния, США)
Здравствуйте Ирина.
Библия ничего не говорит об этом. О чем говорит Библия так это о любви, а она (любовь) не ищет своего. Если данный вид сексуальных отношений неприятен кому-либо из супругов, унижает его достоинство или же наносит вред вашим отношениям с Богом, тогда пусть он и будет запрещен вами в вашей семье. Если же обоим супругам нравиться делать, что-либо в постели, да и сердце ваше не осуждает вас (я не говорю о религиозных чувствах), то наслаждайтесь друг другом.
Пастор, Андрей Ваша церковь испытывает гонения от властей, или от мусульманских общин? (Евгений, Оснабрюк, Германия)
Я думаю, что всякая нормальная церковь испытывает гонения, и мы их переживаем, время от времени и с той стороны и с этой. Загляните на интернет страницу Forum18, например, там есть пару «свидетельств». Были времена, когда у нас в стране в различные церкви закладывали бомбу или убивали пастора. И это было не сто лет назад, а последние 10.
Вы дружите с церквями в Средней Азии, Узбекистан, Казахстан и т. д.? (Светлана, Мюнхен, Германия)
Конечно, мы дружим с церквями в Ср Азии. Более того, поддержка друг друга очень много значит для нас. Мы развиваем наши связи, в основном, в области реабилитации, образования и молитвы.
Протестантские церкви в Таджикистане дружат между собой, проводят какие-то совместные мероприятия — акции? (Капеллан)
Спасибо за вопрос. Раз в месяц пастора церквей собираются, что бы молиться вместе, общаться, планировать какие-то совместные проекты. Мы ведь нужны друг другу!
Из совместных проектов можно назвать: различные ежегодные межцерковные молитвы, совместную работу в раздаче детских подарков, проведение семинаров. Молодёжь церквей организует совместные вечера поклонения, Рождественские праздники.
Привет, Андрей. Ты живешь и служишь в мусульманской стране, как тебе кажется на самом деле мусульманская экспансия в Европу, например — является спланированным действом. Как мусульмане относятся к протестантам в вашей стране? (Алексей, Вильнюс, Литва)
Здравствуйте Алексей! Конечно, считать экспансией, миграцию людей из стран, большинством своим исповедующих ислам, не правильно. Тем не менее, миссионерская деятельность исламских организаций очень активна и организована в Европе и в других странах. Она направлена не только на поощрения единоверцев к переезду в развитые «христианские» европейские страны, но и направлена на активную работу среди тех, кто уже переехал и какое-то время живет там.
Ну а если вы, уважаемый Алексей, задаёте этот вопрос, то значит, вы уже пришли к определённым выводам.
В Таджикистане тоже протестантов называют сектантами? (Киев)
Называют. Называют все, кому это выгодно. Из-за этого мы и начали на нашем сайте «Слово жизни Душанбе» серию статей «Секты. Настоящие и придуманные».
кого удостоили высшей награды страны
Два политических деятеля, ставшие жертвами репрессий 1930-х годов, крупнейший ученый-таджиковед XX века, два основателя современной таджикской литературы и президент, завершивший гражданскую войну – вместе с halva.tj разберемся, кто награжден высшей государственной наградой Таджикистана.
Награда «Герой Таджикистана» (тадж. «Қаҳрамони Тоҷикистон») появилась в независимом Таджикистане в 1990-е годы. На данный момент всего 6 человек получили это звание. Пятеро из них – посмертно.
Восьмиконечную золотую звезду Героя присудили деятелям политики, науки и культуры, которыми гордится каждый таджик.
Нусратулло Махсум (1881-1937)
Награжден: в 2006 году (посмертно)
Заслуги: Благодаря Нусратулло Махсуму на политической карте мира появилась Республика Таджикистан.
С приходом в Центральную Азию советской власти изначально планировалось, что Таджикистан войдет в состав Узбекистана как автономная область, но Нусратулло Махсум убедил руководство страны пересмотреть это решение.
В 1924 году он лично написал письмо на имя И. Сталина, призывая его и руководство СССР вывести Таджикистан из состава Узбекистана.
Призыв был услышан, и в 1929 году с присоединением Худжанда Таджикистан отделился от Узбекистана и стал седьмой союзной республикой. Нусратулло Махсум стал первым руководителем Таджикистана, занимая пост председателя ЦИК Таджикской ССР с 1929 по 1933 гг.
Кроме этого, благодаря политике Нусратулло Махсума в Таджикистан вернулись тысячи эмигрантов, бежавших из страны в начале 1920-х.
К сожалению, политические потрясения 1930-х годов не обошли и руководство Таджикистана. В 1933 году Нусратулло Махсума сняли с должности председателя ЦИК. А в 1937 году по сфабрикованному обвинению в госизмене он был арестован и в том же году расстрелян.
Нусратулло Махсум был полностью реабилитирован лишь в 1964 году.
Шириншо Шотемур (1899-1937)
Награжден: в 2006 году (посмертно)
Заслуги: Как и Нусратулло Махсум, сделал все возможное, чтобы превратить Таджикистан в полноправную республику в составе СССР.
Шириншо Шотемур также считается одним из «отцов-основателей» современного Таджикистана. Родившись в Бадахшане в семье бедного крестьянина, Шотемур уже к 22 годам стал председателем Памирского Революционного комитета.
Объединение Горного Бадахшана и Таджикистана стало важным шагом к созданию независимой от Узбекистана республики, и Шотемур сыграл в этом заметную роль.
Шотемур стал вторым руководителем Таджикистана после Нусратулло Махсума, заняв пост председателя ЦИК Таджикистана с 1933 по 1937 гг.
Помимо политической работы, он занимался развитием экономики и финансов молодой республики.
Шотемур, как и Нусратулло Махсум, пал жертвой политических репрессий. Летом 1937 года он был арестован и расстрелян по обвинению в участии в «в антисоветской националистической организации», и был реабилитирован только в 1956 году.
Оба основателя Таджикистана похоронены в одной братской могиле на Новом Донском кладбище в Москве.
Бободжан Гафуров (1908-1977)
Награжден: в 1997 году (посмертно)
Заслуги: Научный труд Б. Гафурова «Таджики» стал прорывом в мировом востоковедении и заложил основы таджикского самосознания.
Бободжан Гафуров стал первым удостоенным звания Героя Таджикистана. И это неслучайно.
В 1997 году гражданская война в стране еще не была завершена. Долгие и сложные переговоры между правительством и оппозицией были в самом разгаре, но уже тогда обе стороны осознали: братоубийственная война не приводит ни к чему, кроме разрушений и жертв. Таджикистану нужно единство.
Своеобразным символом этого единства стала книга Б. Гафурова «Таджики» — первая комплексная научная работа, посвященная истории таджикского народа. В книге развенчан устоявшийся миф, что у таджиков нет собственной истории, и доказано, что таджики являются древнейшим народом Центральной Азии с богатым историческим опытом.
Бободжан Гафуров прославился не только как автор «Таджиков». Он был одним из самых авторитетных ученых Советского Союза и более 20 лет возглавлял Институт востоковедения АН СССР.
Известен и другой важный шаг Гафурова: незадолго до смерти он совершил хадж в Мекку. Один из видных представителей и лидеров атеистического государства в конце жизни пришел к религии. Этот поступок стал одной из первых предпосылок к широким изменениям в идеологии и Таджикистана, и Советского Союза в целом.
Садриддин Айни (1878-1954)
Награжден: в 1998 году (посмертно)
Заслуги: Садриддин Айни считается основателем современной таджикской литературы и литературного таджикского языка.
«Таджикский Пушкин» — нередко так называют Айни литературоведы. Действительно, он разделил историю таджикской литературы на «до» и «после», заложив основы национальной таджикской литературы. Его произведения читают и изучают со школьной скамьи, а многие сюжеты уже стали народными.
Литературный таджикский язык нередко называют «языком Айни».
Мирзо Турсун-заде (1911-1977)
Награжден: в 2001 году (посмертно)
Заслуги: Мирзо Турсун-заде – самый авторитетный таджикский поэт.
Если С. Айни считается основателем таджикской прозы, то Мирзо Турсун-заде стал символом «новой» таджикской поэзии.
М. Турсун-заде стал первым из плеяды таджикских поэтов XX века и самым известным таджикским поэтом в мире.
Он совершил настоящую революцию в стихосложении, отказавшись от традиционных для средневековой поэзии форм. Стихи Турсун-заде понятны и просты, но в то же время наполнены глубокой идеей.
На стихи Мирзо Турсун-заде написано немало песен, а на сюжеты его поэм снят не один фильм. Кроме того, поэт перевел на таджикский язык произведения мировой классики.
Эмомали Рахмон (р. 1952)
Награжден: в 1999 году
Заслуги: Эмомали Рахмон стоял у истоков независимого Таджикистана и вывел страну из многолетней гражданской войны.
1990-е годы были самым трудным периодом в истории Таджикистана, ведь пять лет в стране бушевала гражданская война, и все это время Эмомали Рахмон был фактическим, а затем и официальным главой государства, принимал активное участие в мирных переговорах для скорейшего завершения войны, а также принимал все возможное, чтобы предотвратить полный крах государства.
Его заслуги оценила и мировая общественность: после подписания Соглашения о мире в 1998 году Рахмон в течение года занимал пост заместителя председателя Генеральной Ассамблеи ООН.
После окончания войны Таджикистан находился в тяжелейшем экономическом положении, и Рахмон провел целый ряд мер и реформ, чтобы реанимировать государство, экономику и социальную сферу.
Чем отличается таджикский язык от персидского?
Душанбинская епархия — Официальный сайт Душанбинской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Первый в этом году Синод Среднеазиатского митрополичьего округа прошел 16 октября в Духовно-административном центре Ташкентской епархии. В виду закрытых границ из-за пандемии новой коронавирусной инфекции впервые за всю историю Округа формат Синода проходил дистанционно посредством интернета на платформе Zoom. Председательствовал на Синоде глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. В заседании Синода Округа также участвовали: архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, временно управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил, а также епископ Душанбинский и Таджикистанский Павел.
На заседании Синода были рассмотрены 21 журнал. В них отразилась деятельность епархий Округа с января по октябрь 2020 года. Основное внимание в Журналах было уделено работе епархий в непростое время, когда в каждой стране были введены жесткие карантинные меры, включая самоизоляцию людей. Открывая заседание Синода, митрополит Викентий отметил:
«Несмотря на все трудности эпидемии, я вижу, что жизнь церковная не прекращалась, продолжалась, хотя и в непростых условиях, но богослужения совершались, молитва не прекращалась, люди в той или иной мере могли получить ту или иную помощь, включая духовную, оказывалась помощь нуждающимся в тех или иных жизненных обстоятельствах. Мы имели возможность посылать наших священнослужителей, чтобы в домашних условиях совершать Таинства Покаяния, Причащения, Елеосвящения. Таким образом, мы старались принести радость, утешение и помощь духовную людям, нуждающихся в духовном окормлении.
Отрадно, что все наши службы, отделы, включились в деятельность по оказанию помощи людям, нуждающимся в эти самые критические дни, когда у нас был строгий карантин, когда люди не имели возможности передвигаться ни на транспорте, ни пешком. Но социальная служба работала очень активно.
Многие люди благодарят и нас за то, что мы их не оставили без попечения даже тогда, когда были такие сложности. Но в этот период появились и новые люди, которые обращались к нам, чтобы помочь им в их нуждах, в том числе в покупке лекарств, продуктов питания и т.д.
Я думаю, что это испытание нашей веры проявилось особенно сильно в эти критические дни – проявилась вера, проявилось наше милосердие, трудолюбие, когда люди днем и ночью ездили, ходили к нуждающимся, чтобы оказать ту или иную помощь. Это отрадно, что Церковь в эти дни проявила себя активно во всех сферах жизни – и молодежь, и социальные отделы, и священнослужители в первую очередь. Все работали очень интенсивно. Мы, конечно, благодарны нашим врачам, для которых это время было самым трудным. Оно и сейчас таким является, потому что в Узбекистане, и я думаю, что и в других наших среднеазиатских республиках, идет процесс усиления этого вируса, люди больше сейчас болеют, больше прикованы к постели и нуждаются в нашей поддержке, помощи и, конечно, в наших молитвах.
Даже Святейший Патриарх Кирилл говорил в своих проповедях, что эта болезнь – коронавирус – какая-то бесовская болезнь: крутит, вертит, кости «ломает». И, конечно, очень важно, чтобы мы молились, чтобы мы обращались к Богу за помощью, чтобы Он всемогущей Своей силой избавил нас от этой болезни и даровал нам здравие и возможность трудиться во славу Божию для спасения своей души, чтобы Он оказывал нам помощь приводить других людей через наши труды и проповеди».
Преосвященные архипастыри также поделились своим мнением о складывающейся ситуации в своих странах. Вот что рассказал архиепископ Феофилакт:
«Эта болезнь – об этом говорят все врачи – очень сильно поражает помимо физического здоровья духовное, психическое состояние человека. Я постоянно общаюсь с людьми, которые ее сейчас переносят – мои знакомые, прихожане, священники – я знаю, насколько эмоционально, психически это тяжело переживать. Намного тяжелее, чем какую бы то ни было другую болезнь. Настолько тяжело угнетает даже духовный мир человека, действуя каким-то особым образом. И, конечно, пастырское слово имеет такое же значение, как и хорошее лекарство. Это может поднять человека, не дать ему окончательно отчаяться, заунывать, опустить руки, а продолжать бороться с болезнью, а самое главное – благодарить за все Господа».
Подводя итоги, Председатель Синода митрополит Викентий выразил благодарность архипастырям за понесенные труды, отметив, что в трудностях Господь еще больше помогает, нужно только укрепляться в вере, благочестии, трудах во славу Божию.
Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии
Таджикские власти несправедливо приговорили 68-летнего брата Шамиля Хакимова к семи с половиной годам лишения свободы
перейти к содержанию
JW.ORG Изменить язык сайтаБЛИЗКО
Авторизоваться (открывается в новом окне) Найдите JW. ORG ПОКАЗАТЬ МЕНЮ ДОМ БИБЛЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ Показать больше Ответы на библейские вопросы Объяснение библейских стихов Инструменты для изучения Библии Онлайн-уроки Мир и счастье Брак и семья Подростки Дети Вера в Бога История и Библия Наука и БиблияИСЛАМ В ТАДЖИКИСТАНЕ | Факты и подробности
ИСЛАМ В ТАДЖИКИСТАНЕ
Около 85 процентов населения составляют мусульмане-сунниты, а 5 процентов — мусульмане-шииты. Памирское население автономной провинции Горный Бадахшан в основном принадлежит к исмаилитской секте шиитского ислама. Эти памирские группы обычно говорят на иранском, но не на таджикском языках. Меньшая часть — приверженцы секты итна ашари (двунадесятников) шиитского (шиитского) ислама. Подавляющее большинство нетаджикского населения Таджикистана составляют народы, которые также исторически были мусульманами-суннитами (узбеки, киргизы, татары и туркмены). [Источник: Всемирный справочник ЦРУ, Библиотека Конгресса]
В некоторых местах консервативный ислам относительно силен, но в целом таджики не так религиозны, как узбеки, но не так просты, как киргизы.Большинство таджиков исповедуют умеренную форму ислама. С момента провозглашения независимости страны Центральной Азии возродили религии, долгое время подавлявшиеся Советским Союзом. Мусульманские экстремистские группировки были активны в Таджикистане в прошлом, но сейчас они не так активны. Некоторые таджики обращаются к гадалкам, ищут немедицинские лекарства и верят в силу злых духов, называемых джиннами.
Государственный департамент США сообщает: Согласно местным ученым, более 90 процентов населения составляют мусульмане.Большинство придерживаются ханафитской школы суннитского ислама, традиционно исповедуемой в Центральной Азии. Примерно 4 процента мусульман — исмаилитские шииты, большинство из которых проживают в отдаленном Горно-Бадахшанском автономном районе, расположенном на востоке Таджикистана ».
Отождествление с исламом как неотъемлемой части жизни разделяют городские и сельские, старые и молодые, а также образованные и необразованные таджики. Однако роль веры в жизни людей значительно различается.Для некоторых таджиков ислам важнее как неотъемлемая часть их культурного наследия, чем как религия в обычном понимании, а некоторые таджики вообще не религиозны. [Источник: Библиотека Конгресса]
В Таджикистане традиционно не было такого количества медресе, мечетей и образованных мусульманских священнослужителей, как в Узбекистане. В результате вокруг бегает много неформальных священнослужителей, суфийское братство, наполовину суфий, наполовину шаман, а простые мусульмане хорошо осведомлены благодаря своим собственным исследованиям.
Шаманизм и ислам в Таджикистане
За свою долгую историю таджикский народ и его предки исповедовали множество религий, включая народные религии, зороастризм, несторианское христианство, манихейство и буддизм.Предки таджиков поклонялись природе и природным явлениям, особенно орлам и ястребам, которые до сих пор имеют особое значение для таджиков и считаются тотемами животных, которым поклоняются предки таджиков.
Кирилл Нуржанов и Кристиан Блейер писали: «Шаманы в Таджикистане, называемые парихоном и фольбином, вездесущи; почти каждая махалля в деревне или городе может похвастаться, по крайней мере, одним мужчиной или женщиной, которые, как считается, имеют особые отношения с духами и, таким образом, могут: а) диагностировать и лечить болезни; б) наложить или снять проклятие; в) толковать приметы и прогнозировать будущее; и г) найти пропавшие предметы и людей.Вера людей в аджину, чилтан, мирос и других сверхъестественных существ, вряд ли совместимых с ортодоксальным исламом, нашла отражение в таджикской поговорке: «Худо зада бош, арвох зада — не», что означает «Если Бог поразит тебя — пусть будет , но не позволяй духам ». В сельской местности до сих пор существуют целые династии самозваных медиков, специализирующихся на лечении бесплодия или пневмонии с помощью экзорцизма. [Источник: «Таджикистан: политическая и социальная история» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Австралийский национальный университет, 2013 г.>
«Как правило, в наше время» шаманы никогда не испытывали ограничений в своей практике и мирно сосуществовали с духовенством.Возникло некое сотрудничество: шаманы отправляли больных к муллам, а муллы советовали им идти к шаманам. Довольно часто, особенно в отдаленных районах, таких как Ягноб, один человек совмещает обязанности муллы, потомственного суфийского лидера и шамана. Простые люди в Таджикистане обычно не утруждают себя точным разграничением этих терминов и имеют тенденцию относиться к любому человеку с религиозной харизмой, полученной благодаря положению, обучению, наследству, божественному вмешательству или иным образом, как ишон — слово, изначально имевшее строго суфийский коннотация. ”>
Суфизм в Таджикистане
Одной из форм ислама, которая традиционно была популярна в Таджикистане, является суфизм, который часто описывается как исламский мистицизм и практикуется отдельными людьми по-разному. Самая важная форма суфизма в Таджикистане — Накшбандийя, суфийский орден, последователи которого находятся далеко от Индии и Малайзии. Первые суфийские братства или ордена во главе с пирами и ишанами были созданы в XI-XII веках.Некоторые из этих заказов все еще существуют. Самыми известными суфийскими орденами являются Накшбандийа, Кубравиа, Кадирия и Ясавия.
Кирилл Нуржанов и Кристиан Блейер писали: «Средневековый суфизм в Центральной Азии обладал всеми атрибутами классического мистического ислама: несколько конкурирующих братств, иерархическая структура, степени посвящения, миссионерская деятельность и так далее. Однако в девятнадцатом веке связь с первоначальными суфийскими орденами была довольно слабой, суфизм выродился в ишонизм — каждый большой ишон фактически породил отдельный орден, который впоследствии возглавили его потомки. Разделение суфийских братств привело к ситуации, когда ишон стал единственным авторитетом для своих учеников, единственным источником духовного авторитета, который, согласно требованиям суфийской доктрины, был абсолютным. «Таким образом ишоны, которые изначально были средним звеном в цепи муршед – мюрид (суфийский учитель – ученик), оказались в уникальном положении: они обладали огромной силой, не имея надлежащих знаний и образования. [Источник: «Таджикистан: политическая и социальная история» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Австралийский национальный университет, 2013 г.>
«В Таджикистане с оставшимися членами традиционных статусных групп (сайды, ходжи, миры и туры) часто обращаются как с ишонами.В начале 1990-х годов некий лейтенант милиции в Мастчохе, который также был туром, действовал как ишон для группы людей, проживающих в соседнем Узбекистане, и собирал у них садака (милостыню) в этом качестве. Трудно провести границу между сообществом мюридов, расширенной патриархальной семьей и сетью солидарности, объединенной вокруг представителей традиционной элитной прослойки. Однако оказывается, что чисто религиозные диады муршед-мюрид довольно редки в Таджикистане. В наше время самым выдающимся суфийским учителем в республике был хазрат Пирмухаммад Санги Кулула, скончавшийся в 1968 году в селе Олимтой близ Куляба.На его похороны пришли тысячи человек со всей Центральной Азии, в том числе несколько десятков высокопоставленных партийных деятелей. Однако он не был единственным выдающимся суфийским шейхом в Таджикистане. Другие известные шейхи действовали по всей стране в позднесоветское время.>
Мазоры и священные деревья в Таджикистане
Кирилл Нуржанов и Кристиан Блейер писали: «Мазоры или святые места в Таджикистане, в отличие от ситуации в других странах Центральной Азии, не обязательно связаны с местом захоронения какого-либо реального или мифического суфийского святого.Количество таких святынь в республике относительно невелико; два наиболее почитаемых — это мазор мавлоно Якуби Чархи близ Душанбе и мавзолей ходжи Исхока «Махдуми Азам» в Гисоре (оба датируются шестнадцатым веком). [Источник: «Таджикистан: политическая и социальная история» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Австралийский национальный университет, 2013 г.>
Однако основная масса мазоров в Таджикистане связана с исконным культом деревьев, источников и камней, которые, как считается, служат убежищем для злых и добрых духов.Нередко ствол «священного дерева» является минаретом деревенской мечети. В сельской местности у каждого авлод есть хотя бы один мазор, и живые члены семьи регулярно отдают им дань уважения, обычно по пятницам и воскресеньям, чтобы умилостивить души умерших.>
«Некоторые мазоры посвящены анимистическим божествам (например, биби Сешамбе, покровительнице материнства, и биби Мушкелькушо, духу удачи) или даже зороастрийским религиозным символам, таким как довольно популярный храм солнца», Шокамбар Офтоб, в Вахане.Доисламские элементы в таджикском суфизме (и более широких исламских обрядах) сами по себе составляют огромный предмет, однако, похоже, что в повседневной религиозной практике толстый слой традиционных верований едва покрывается мусульманскими обрядами, искаженными, поскольку они почти неузнаваемы. из их канонических версий.>
Таджикский суфизм
По словам Беннигсена и Вимбуша: «Параллельный ислам представлен в Таджикистане адептами некоторых суфийских братств (в основном, Накшбандия), которые более структурированы, чем в других республиках Центральной Азии… Представители параллельного ислама контролируют множество священных. места, которые при отсутствии действующих мечетей становятся настоящими центрами религиозной жизни.[Источник: «Таджикистан: политическая и социальная история» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Австралийский национальный университет, 2013 г.>
Эти же авторы, однако, сделали совершенно другое предположение в своих более ранних работах: В Таджикистане… Суфийские братства менее активны и играют относительно незначительную роль в сохранении религиозных чувств населения. В этой республике святых мест меньше, и они пользуются умеренным авторитетом среди верующих и неверующих.Религиозная жизнь таджиков меньше зависит от параллельного ислама, и по этой причине роль священных мазоров меньше, чем в Туркменистане и Киргизии ». >
Кирилл Нуржанов и Кристиан Блейер писали: «Этот вопрос действительно может сбивать с толку, пока популярный ислам в Таджикистане рассматривается как продолжение официального ислама по преимуществу, что стало важным в основном из-за атеистического натиска советских властей. Разумно принять подход, согласно которому популярный ислам представляет определенный образ жизни во всей его целостности, выходящий далеко за рамки религиозных убеждений, и как таковой не может быть измерен количественно.Утверждение о том, что «нет никаких доказательств того, что советские мусульмане когда-либо были менее (или более) преданы своей вере, чем сейчас», тогда имеет смысл.>
«Есть большая доля правды в выводе о том, что для Таджикистана« наиболее важным аспектом суфизма является не изощренный мистицизм, практикуемый суфийскими адептами, а суфийское воплощение народного ислама ». Кроме того, популярный ислам включает в себя древние верования людей, остатки магии и элементы фольклорной культуры. Таким образом, это национальное явление и [воспринимается] многими как таковое … Для него характерно неконфликтное сосуществование различных, часто прямо противоположных идей … Популярный ислам лоялен властям и призывает к отказу от политического борьба. «Имея это в виду, было бы легче избежать соблазна объяснить сохранение традиционных обычаев проявлением религиозного рвения, направленного против светского государства — тема, которой придерживались некоторые западные ученые со времен советской власти до наших дней. .>
Шииты и исмаилиты в Таджикистане
Около четырех или пяти процентов населения Таджикистана составляют мусульмане-шииты (шииты). Памирское население автономной провинции Горный Бадахшан в основном принадлежит к исмаилитской секте шиитского ислама. Эти памирские группы обычно говорят на иранском, но не на таджикском языках. Меньшая часть — приверженцы секты итна ашари (двунадесятников) шиитского (шиитского) ислама. Таджикское этническое меньшинство в Китае — единственная этническая группа, которая верит в низаритскую исмаилитскую секту шиитского ислама.
таджиков изначально были суннитами. В начале 18 века некоторые перешли в секту низаритских исмаилитов шиитского (шиитского) ислама. Последователи шиитского ислама — шииты признают четвертого халифа Али — зятя пророка Мухаммеда — и его потомков законным наследником пророка Мухаммеда. В свою очередь шииты делятся на несколько ветвей. Например, исмаилиты, проживающие в основном на территории Горного Бадахшана. Название произошло от Исмаила, сына Джафара ас-Садика, шестого имама и главы шиитской общины.Нынешний глава исмаилитской общины — принц Карим Ага-хан IV (родился в 1936 году в Женеве). В отличие от шиитов, сунниты не признают посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда и отрицают идею об особом происхождении Али и его прав и прав его потомков быть религиозными авторитетами.
При Советской власти преимущественно исмаилитскому населению Памира было запрещено посылать ежегодную дань уважения своему духовному лидеру Ага Хану в Индии, а его представитель в Таджикистане Ишон Сеид Юсофалишо был арестован в 1931 году. [Источник: «Таджикистан: политическая и социальная история» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Австралийский национальный университет, 2013 г.]
Большинство из 215 000 жителей Горного Бадахшана и Хорога на Памире принадлежат к секте исламали шиитского ислама во главе с Ага-ханом. На Памире люди устанавливают небольшие придорожные святыни, в которых люди останавливаются, просят благословения и оставляют приношения денег или хлеба. Исмаилитские шииты в Бадахшане читают религиозные стихи, называемые мадах; эти стихи поются на персидском языке.
См. Памирские таджики, относящиеся к меньшинствам.
Испытание ислама в Таджикистане
Кирилл Нуржанов и Кристиан Блейер писали: «Ислам был еще одним традиционным институтом, который оказался чрезвычайно устойчивым к политике, проводимой коммунистическим государством. Хотя нет никаких сомнений в том, что в советской Средней Азии «политические институты и политические процессы были полностью освобождены от влияния религии», ислам сохранил свою позицию источника самобытности, носителя культурных традиций и, в более общем плане, жизни. [Источник: «Таджикистан: политическая и социальная история» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Австралийский национальный университет, 2013 г.>
«Что касается« выживания »ислама в Советском Союзе, ученые отметили важность большой« сети »несанкционированных мулл, которые, несмотря на существование официально утвержденных клерикалов Духовного управления мусульман Центральная Азия и Казахстан (САДУМ) «основал школы Корана, сохранил святыни, председательствовал на похоронах, свадьбах и других ритуалах и, по крайней мере, в городских мусульманских условиях, следил за соблюдением« традиций »[то есть в махалле ] ‘в советское время.Однако религиозная практика не ограничивалась только «неофициальными» мечетями. Например, как было отмечено в одной деревне в самом конце советской эпохи, религиозные обряды, сосредоточенные в деревенской мечети, «составляли небольшую долю от общей религиозной активности в деревне. Ведь помимо этой деятельности, основанной на мечетях, существовал также целый ряд менее заметных религиозных обрядов, которые были сосредоточены либо вокруг домашнего хозяйства и / или групп женщин ». >
Как заметил Яаков Рои: «[E] даже если сначала отступление от религии было навязано им силой, со временем это население стало в основном секуляризованным из-за убеждений, образования и / или силы привычки. .Это не означало, что он отказался от своей мусульманской идентичности, не видя противоречия в том, чтобы объявить себя одновременно мусульманином, атеистом или неверующим ». Точно так же один антрополог утверждает, что таджикские сельские жители, которых она изучала, « казалось, признавали негласное разделение труда »между коммунизмом и исламом: коммунизм в глазах многих сельских жителей рассматривался не столько как идеологическая доктрина, сколько как смысл существования определенного типа административной системы … В целом он не воспринимался как источник личной морали.Ислам, напротив, рассматривался как основа морали и «веры», но не как основа государственной административной системы ». >
Ислам и таджикская идентичность
Кирилл Нуржанов и Кристиан Блейер писали: «Одно исследование, проведенное в 1985 году, показало, что 55,6% таджикских коммунистов считают себя истинными мусульманами. Многие люди в Таджикистане смогли примирить ислам и коммунизм, поскольку ни один из них не рассматривался как несовместимый, а скорее как гибкий подход.Некоторые пошли дальше гибкости ислама и коммунизма и подчеркнули их сходство (равенство, справедливость и т. Д.). Как заявил один бригадный генерал, «все, что сказал Ленин, написано в Коране». [Источник: «Таджикистан: политическая и социальная история» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Австралийский национальный университет, 2013 г.>
«Судя по всему, даже Бободжон Гафуров, бывший первый секретарь ЦК КПТ, после выхода на пенсию совершил паломничество в Мекку, поскольку он был« сыном благочестивого мусульманина и искренне хотел посетить Каабу ».Намного позже, в конце 1980-х, первый секретарь Махкамов публично объявил, что он атеист; но к этому времени уже будет критика даже на самом высоком уровне. Козикалон Таджикистана Акбар Тураджонзода в своей роли высшего официально санкционированного исламского лидера в республике ответил, что Махкамову не будет предоставлен мусульманский обряд погребения после его смерти. >
«В середине 1980-х годов советское правительство провело социологическое исследование религиозных практик в мусульманских регионах Советского Союза. Его результаты показали сравнительно широкую практику [исламских] традиций, праздников и обрядов среди всех социально-демографических групп населения. населения, в том числе молодежи, что свидетельствует не только об относительной стабилизации уровня религиозности, но и… о массовой основе существования ислама в СССР.Результаты опроса опровергли широко распространенное мнение о том, что ислам становится «все более ритуалистическим» (обрядовым) и продемонстрировали, что «сохранение и воспроизводство» религиозности «обеспечивается существованием все еще довольно значительного числа верующих, характеризуемых единообразием религиозного сознания и религиозного поведения. »Опрос выявил важность исламской морали в семейной жизни, а также высокий уровень их соблюдения среди лиц, имеющих среднее и высшее образование.>
Насколько религиозны таджикские мусульмане?
Кирилл Нуржанов и Кристиан Блейер писали: «Достоверных данных о религиозной принадлежности и почитаниях одноименного населения Таджикистана очень мало. Опрос, проведенный в районе Курган-Тюбе в 1989 году, показал, что 81 процент опрошенных «находился под влиянием ислама, его традиций и ритуалов». Другое исследование показало, что исламские нравы затрагивают широкие слои таджикского общества и успешно воспроизводятся в более молодых поколениях.В 1991 году процент свадеб, проводимых в присутствии муллы, в Таджикистане составлял 86,5%. Аналогичным образом, от 55 до 82 процентов опрошенных женщин считают, что исламские похоронные церемонии необходимы, в то время как «на самом деле их практикует гораздо более высокий процент (примерно 100 процентов населения, включая атеистов и неверующих)». Тем не менее, такое отношение и общее понимание нельзя рассматривать исключительно как продукт исламской веры; они являются частью более широкого культурного порядка или «Великой традиции» и «настолько глубоко укоренились, что текут почти автоматически».Более того, исламские нравы кажутся очень партикуляристскими, особенно в области брачных отношений — например, коранические взгляды на экзогамию строго соблюдаются среди таджиков, чьи предки мигрировали из Герата (Героти), тогда как горные таджики в целом игнорируют их. [Источник: «Таджикистан: политическая и социальная история» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Австралийский национальный университет, 2013 г.>
«В современном Таджикистане граница между адатом и шариатом довольно размыта.В условиях, когда в обществе сохраняются сильные элементы патриархата и когда слой носителей ортодоксального ислама невелик, задача интерпретации принципов общего блага и установления кодексов чести и порядочности — привилегия улемов в большинстве мусульманских стран — становится неизбежно отнесены к традиционным лидерам общин: главам авлодов, старейшинам махаллинских комитетов, покровителям сетей солидарности и членам групп с присвоенным престижным статусом. В целом, ислам в любой форме или описании в Таджикистане не смог навязать обществу набор универсалистских ценностей, и поэтому вряд ли он играет сегодня всеобъемлющую интегративную и мобилизационную роль.>
«Популярный ислам в Таджикистане имел несколько важных характеристик, которые отличали его от аналогичных явлений в других республиках бывшего Советского Союза. Его идеологическое ядро, то есть «народное знание ислама», всегда было более выраженным по той простой причине, что корпус мусульманской литературы, включающий не только церковные тексты, но и классические средневековые тексты, рассказы и анекдоты, унаследованные от прошлого, имел написано в основном на персидском языке. С другой стороны, было бы преувеличением сказать, что приверженность основным постулатам ислама или понимание его теоретических догм сильнее среди таджиков по сравнению с другими выходцами из Центральной Азии.Данные, собранные на местах в Таджикистане, подтверждают общее наблюдение, сделанное Нэнси Любин в отношении мусульман Центральной Азии в начале 1990-х годов: «более трех четвертей тех, кто утверждает, что они исповедуют ислам, вообще не молятся, а три четверти говорят, что они Никогда не поститесь ». Что касается частной жизни жителей Центральной Азии и их лидеров, ритуалы жизненного цикла, такие как ритуалы рождения, смерти и брака, продолжали сохранять свои« исламские »характеристики на протяжении всей советской эпохи. Популярный ислам в Таджикистане основан на кажущейся бесконечной череде церемоний и ритуалов, большинство из которых восходит к домусульманским временам.Рождение, совершеннолетие, браки и похороны являются знаковыми событиями для каждой таджикской семьи, родственной или соседской общины. Их надлежащее поминовение в соответствии с исламской или, точнее, местной культурной традицией жизненно важно для каждого человека или любой данной социальной группы с точки зрения сохранения их социального статуса. Но даже повседневная жизнь таджиков в значительной степени регулируется набором убеждений, которые они воспринимают как мусульманские. На самом деле многое из этого больше связано с древними культами плодородия и различными сельскохозяйственными обрядами, о которых свидетельствует существование процветающего института шаманов.”>
Похороны в Таджикистане
Похороны проводятся по исламским правилам. Люди, которые присутствуют на похоронах, повязывают на талии полоску белой ткани, а женщины надевают на голову кусок белой ткани. Ожидается, что дети умершего останутся в трауре в течение семи дней. На 40-й, 70-й и 100-й день смерти человека имамам предлагается воспевать священные писания и совершить поминальную службу.
По данным Everyculture.com: Умершего готовят к погребению в день смерти. Исламский закон запрещает вскрытия. Тело моют, заворачивают в белый материал и помещают в ящик. Его несут процессией на кладбище, вынимают из ящика и кладут в землю. Скорбящие в традиционной одежде плачут и плачут, а иногда и танцуют в медленном торжественном ритме. Ош подают гостям через три дня, а поминки проводятся через семь дней, сорок дней, шесть месяцев и один год. [Источник: Everyculture.com]
См. Отдельную статью МУСУЛЬМАНСКИЕ ПОХОРОНЫ И МУСУЛЬМАНСКИЕ ИДЕИ О СМЕРТИ И ДУШЕ factanddetails.com
Источники изображений:
Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, Энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, Smithsonian magazine, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters , AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.
Начало страницы
& копия 2008 Джеффри Хейс
Последнее обновление: апрель 2016 г.
ООН-женщины — Европа и Центральная Азия
Таджикистан — горная центральноазиатская страна с населением около 8 миллионов человек, входит в 30 самых бедных стран мира. Уровень бедности снизился с 81% в 1999 г. до 47% в 2009 г., и, по оценкам, бедность упала примерно до 32% в 2014 г. Крайняя бедность сокращалась еще быстрее — с 73% до 14% в период 1999-2013 гг.В сельской местности почти 75 процентов населения живут за чертой бедности.Женщины непропорционально страдают от этой бедности. На каждые 100 000 живорождений приходится 65 женщин, умирающих от причин, связанных с беременностью; коэффициент подростковой рождаемости составляет 42,8 на 1000 живорождений. Самый высокий риск бедности возникает в домохозяйствах, возглавляемых женщинами, необразованными или многодетными.
Независимое государство с 1991 года, Таджикистан с 1992 по 1997 год пережил гражданскую войну, которая нанесла серьезный ущерб его и без того слабой экономической инфраструктуре и вызвала резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства.
По всему Таджикистану женщины сталкиваются с дискриминацией и неравенством в социальной, экономической и политической жизни. Их представительство в таджикской политике и принятии решений остается ниже международных стандартов.
Таджикистан ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) в 1993 году и Факультативный протокол к ней в 2014 году, а также Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей в 2002 г.
Из-за плохой внутренней экономики почти каждый пятый гражданин Таджикистана — 1,5 миллиона — работает за границей, примерно 90 процентов из них — в России. Их денежные переводы являются основным источником дохода страны и в 2014 году составили 41,7% ВВП.
Большинство эмигрантов — мужчины. Их брошенные или брошенные жены де-факто становятся главами домашних хозяйств, неся единоличную ответственность за получение семейного дохода, несмотря на ограниченный доступ к образованию, ресурсам, микрокредитам, социальной защите и занятости, особенно в сельской местности.
В 2009 году МОМ сообщила о 300 000 брошенных домохозяйствах, 70 процентов из которых имеют детей.
Отказ от жизни усугубляется негативными социальными нормами и традиционным отношением к статусу и правам женщин в семье и обществе. Родители-таджики часто вкладывают больше ресурсов в мальчиков как будущих кормильцев, создавая мрачное будущее для девочек и серьезно ограничивая экономическую самостоятельность женщин.
Гендерное насилие в семье широко распространено в Таджикистане и окружено культурой молчания.Хотя 20 процентов замужних женщин подвергались эмоциональному, физическому или сексуальному насилию со стороны своих мужей, только каждая пятая жертва подает заявление. Существует большая потребность в повышении осведомленности как населения, так и сотрудников правоохранительных органов о национальном законе о предотвращении насилия в семье (принятом в 2013 году) и соответствующей Государственной программе.
Немногие женщины в Таджикистане участвуют в подготовке к стихийным бедствиям и принятии решений по гуманитарному реагированию.
Таджикистан, где расположены одни из самых больших ледников в мире, расположен вдоль сейсмического разлома и ежегодно страдает от 150 стихийных бедствий малого и среднего масштаба — наводнения, оползни, камнепады, лавины, оползни и землетрясения, от которых ежегодно страдает не менее 10 000 человек. . Недавние необычно высокие температуры спровоцировали таяние ледников, обширные сели и повышение уровня воды, а также сильно пострадали общины, которые и без того перегружены хронической бедностью, отсутствием продовольственной безопасности, отсутствием устойчивых источников средств к существованию и значительным сокращением денежных переводов из-за рубежа.
Женщины в Таджикистане недопредставлены в процессе принятия политических решений на всех уровнях. В парламенте только 19 процентов (12 из 63) законодателей — женщины, и только два парламентских комитета и только одно министерство возглавляют женщины.
Структура «ООН-женщины» работает в Таджикистане с 1999 года в целях продвижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. В соответствии с национальными приоритетами развития страны в 2016-2020 годах Структура «ООН-женщины» поддерживает усилия Таджикистана по выполнению своих обязательств по обеспечению гендерного равенства, уделяя особое внимание инициативам в:
- Расширение экономических возможностей
- Прекращение насилия в отношении женщин
- Мир и безопасность и осуществление гуманитарной деятельности
Кроме того, Структура «ООН-женщины» возглавляет Расширенную тематическую группу ООН по гендерным вопросам, которая обеспечивает живую платформу для национальных и международных заинтересованных сторон для координации гендерной деятельности в Таджикистане.Как член Группы быстрой оценки и координации чрезвычайных ситуаций (РЕАКТ), Структура «ООН-женщины» гарантирует, что Таджикистан, подверженный стихийным бедствиям, принимает меры по снижению риска бедствий с учетом гендерных аспектов.
[1] Рамочная программа Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития для Таджикистана на 2016-2020 годы
Таджикистан | Мировая продовольственная программа
Таджикистан, страна, не имеющая выхода к морю, с населением 9,1 миллиона человек , продолжает сталкиваться с проблемами продовольственной безопасности — его показатели недоедания остаются самыми высокими в Центральной Азии, несмотря на снижение за последние 10 лет.
Страна также наиболее уязвима к климатическим потрясениям в регионе.
Эрозия почвы , потеря биоразнообразия , таяние ледников и экстремальные погодные явления — такие как наводнения, засухи, лавины и оползни — регулярно разрушают землю, посевы, инфраструктуру и средства к существованию. По этой причине половина продуктов питания в Таджикистане импортируется, при этом колебания цен на продукты питания непропорционально сказываются на беднейших слоях населения и снижают их покупательную способность.
Горы занимают 93 процента территории Таджикистана. Остальные 7 процентов — это пахотные земли, но 97 процентов из них подвержены деградации почвы.
Таджикистан постепенно восстанавливается после экономического шока , начавшегося в конце 2014 года . Однако, несмотря на прогресс в сокращении масштабов нищеты, недавние экономические проблемы, усугубляемые ростом населения, способствовали повышению уязвимости домашних хозяйств по отношению к отсутствию продовольственной безопасности.
Задержка роста среди детей в возрасте до 5 лет снизилась с 27 процентов в 2012 году до 17 процентов в 2017 году, когда было опубликовано последнее демографическое и медицинское обследование страны.Однако при ежегодном приросте населения 2,5 процента продолжающихся темпов сокращения недостаточно для достижения цели 40-процентного сокращения численности этой группы населения к 2025 году.
В Таджикистане наблюдается высокий дефицит витаминов и минералов; более 40 процентов женщин и детей страдают анемией, а более 50 процентов женщин и детей страдают дефицитом йода. Согласно исследованию микронутриентов 2016 года, распространенность дефицита витамина А среди женщин и детей составляет 47 процентов и 37 процентов соответственно; серьезная проблема общественного здравоохранения по меркам Всемирной организации здравоохранения.Согласно анализу «Заполнить пробел в питательных веществах» за 2018 год, от 30 до 56 процентов домохозяйств, в зависимости от региона, не могут позволить себе полноценную диету.