Вероисповедание болгарии: Религия в Болгарии. Болгарская православная церковь. Армянская апостольская церковь. Кафедральный собор Св. Александра Невского в Софии

Содержание

Религия в Болгарии. Болгарская православная церковь. Армянская апостольская церковь. Кафедральный собор Св. Александра Невского в Софии


12.08.2020 Евфросин Псковский Религия

Республика Болгария в современном мире является светским государством. Право человека на свободу в выборе религии закреплено в конституции страны. Традиционно большинство жителей (около 75 процентов) считают себя приверженцами православия. Также в Болгарии распространены протестантизм, католицизм, иудаизм и ислам.

Из истории

О христианской религии на территории Болгарии узнали в I веке н. э. В Варну прибыл ученик Павла, одного из апостолов. Его звали Амплий, и он основал первую в стране епископскую кафедру. С этих пор начали появляться христианские храмы, художники стали писать иконы. В IV веке в столице Софии прошло собрание епископов в целях укрепления согласия между церквями Запада и Востока. Распространение христианства по территории государства началось только в IX веке. Царь Борис I принял решение о том, что страна должна принять крещение, и это произошло.

Сейчас в столице можно увидеть в непосредственной близости друг от друга храмы разных религий и конфессий. До наших времен сохранилось не так много религиозных сооружений Средневековья. Среди них есть храм святой Параскеве-Петке Тырновской, датируемый XIII в. А известный памятник – собор Святого Александра Невского – был построен лишь в 1908 г.

Ислам

Во времена турецких завоеваний местных жителей заставляли насильно принимать ислам, ставший еще одной религией Болгарии. Многие мусульмане переселялись на территорию страны из других государств. Постепенно численность приверженцев этой религии возросла. Ислам приняли цыгане, греки, некоторые болгары – для того, чтобы избавить семьи от необходимости платить налог туркам.

В XVIII-XIX веках численность мусульман среди жителей страны стала сокращаться. Многие покинули страну. Остались лишь отдельные поселения исповедующих ислам в юго-восточной части страны. В основном это цыгане, турки, помаки (так называют исламизированных болгар), есть и некоторые другие народности: арабы, боснийцы. По стране действуют несколько мечетей. Главная находится в столице, там же, где и собор Святого Александра Невского. Мечеть Баня Баши была выстроена в XVI веке, она одна из старейших во всей Европе. Уникальный исторический памятник выполнен из кирпича и камня, имеет в своей конструкции множество башенок, колонн, арок, изящный минарет. Мечеть была построена Синаном, известным инженером времен Османской империи.

Иудаизм

Иудеи издавна встречались на территории Республики Болгария. Еврейский народ жил во Фракии еще во времена существования Римской империи. Об этом свидетельствуют найденные археологами руины синагог в некоторых провинциальных городах и поселках. Особенно массовое переселение евреев в Болгарское царство началось с VII века. Народ, терпевший гонения в Византии, искал более спокойных мест для жизни. Определенные права пообещал иудеям султан Османской империи, надеясь, что они помогут обогатить государство. В то время возникли три крупные еврейские общины: Ашкеназы, Сефарды и Романиты. Со временем права евреев сравнялись с правами обычных граждан Болгарии. Они служили в рядах армии, принимали участие в войнах.

После Второй мировой иудеи стали массово переселяться в Израиль. Уехали более 40 тысяч человек. На сегодня численность приверженцев иудаизма составляет всего одну сотую долю процента. При этом синагоги сохранились во многих городах Болгарии, действующих – только две. Величественная Софийская синагога была открыта в 1909 г.

Это необычное архитектурное сооружение построено в стиле Мавританского возрождения. Богатые интерьеры украшает тяжелейшая люстра весом в 1,7 тонны. Находится здание в центральной части города. Вторую синагогу Болгарии можно увидеть в г. Пловдиве.

Христианство в Болгарии

Христианская религия в стране представлена тремя направлениями. Кроме людей православных, есть также приверженцы протестантизма (чуть более одного процента) и католицизма (0,8 процентов). Церковь не зависит от власти государства и других церковных организаций. Начало распространения католической веры приходится на XIV век.

В отличие от нынешнего положения, при коммунистическом режиме верующие люди испытывали строгое порицание и нападки со стороны власти. Запрещено было издавать и иметь дома религиозную литературу. Такое положение продлилось до 70-х годов.

Постепенно отношение к религии в Болгарии стало терпимым. К концу прошлого века появилось огромное количество сектантских движений, общин. Сейчас, несмотря на то что большая часть населения относит себя к христианам, люди стали менее религиозны, реже посещают церковь, практически не соблюдают религиозные обычаи, посты. Главой Болгарской православной церкви является Патриарх, в принятии некоторых важных решений участвует Синод митрополитов.

Протестантизм

Во второй половине XIX в. в болгарском городке Банско впервые появилась община протестантов. Предполагают, что это стало результатом деятельности миссионеров, прибывших из Америки. В северной части страны распространяется методистская конфессия, идет возведение первых церквей. На юге стали появляться последователи конгрегационализма. А в конце века организуются общины баптистов и адвентистов. Спустя еще несколько десятилетий состав групп протестантов пополняется прибывшими из России пятидесятниками.

Сейчас разные конфессии взаимодействуют между собой. Продолжает расти численность пятидесятников, эту веру принимают многие цыгане. Некоторые общины серьезно занимаются образовательной деятельностью, устраивают собственные институты, курсы. Все эти многочисленные организации разных конфессий не только сосредоточены в столице, но присутствуют также в Плевне, Ставерцах и некоторых других городах.

Армянский апостолизм

Апостольская церковь армян также является ответвлением христианства и одной из религий Болгарии. Армянская община переселилась в эту страну во времена геноцида 1915 г. Численность народа выросла в последние 20-30 лет, и теперь община насчитывает более 10 тысяч человек (а по некоторым данным, более 50 тыс.). Армяне проживают в Софии, Бургасе, Пловдиве и других населенных пунктах.

В период коммунизма, как и другие религиозные объединения, община испытывала серьезные трудности. Возрождение произошло после 1989 г. С распадом Советского Союза и налаживанием отношений Армении и Болгарии в страну вновь стали прибывать новые члены диаспоры. Армяне заботятся о сохранении традиций и культурного наследия, стараются облагораживать храмы. В их числе – церковь святого Георгия в Пловдиве, церковь в Бургасе, построенная в память о событиях геноцида.

Источник: fb.ru



История болгарской церкви. Религия в Болгарии

История болгарской церкви. Религия в Болгарии

Болгария — государство, в котором существует свобода вероисповедания, а церковь полностью отделена от государства.

Традиционной для Болгарии религией является восточное православие, которое исповедуют около 85 % населения страны.

Болгарским государством гарантирована свобода вероисповедания, а церковь полностью отделена от государства.
Традиционной для Болгарии религией является восточное православие, которое исповедуют около 85 % населения страны. В течение всей истории формирования болгарской нации оно играло в этом процессе одну из основополагающих ролей. Во времена владычества Османов именно православная церковь дала возможность болгарам сохранить собственный язык, а также в большинстве совеем – самобытность культуры. Сегодня церковь Болгарии автокефальная, управляется болгарским патриархом. Богослужение осуществляется на болгарском языке.

Среди населения Болгарии присутствуют и представители православной церкви Армении. Большая часть их является потомками беженцев из Турции, которые осели на территории Болгарии в начале XX века, во время развязанного младотурками геноцида армян.

Турецкое владычество не прошло бесследно – около 13 % болгар исповедует ислам. Во времена, когда в Болгарии хозяйничали османы, они всячески насаждали собственную религию, отнимая у православной церкви храмы и превращая их в мечети. Когда Турецкое иго было сброшено, большинство таких мечетей были вновь возвращены православной церкви и обрели свой первозданный вид и назначение.

На сегодняшний день на территории Болгарии проживает не менее 713 тыс мусульман только турецкого происхождения. Основные регионы их локализации – северо-восток и район турецкой границы. Помимо этого, несколько других этнических групп также являются мусульманами. 131 тыс составляют помаки – потомки насильно обращённых в ислам болгар, 103 тыс – цыгане, а также потомки татар и черкесов, которые в XIX в бежали от российской армии, двигавшейся в направлении Кавказа. Большая часть болгарских мусульман относятся с суннитам, хотя насчитывается и 80 тыс шиитов.

Болгария численность населения которой, за последнее годы растет незначительными темпами, но на территории  страны резко активизировалась деятельность не православных конфессий, в первую очередь, католиков, а также всякого рода сект. Католиков, например, насчитывается уже около 44 тыс. В крупных городах Болгарии они имеют свои соборы. Кроме того, в стране действует униатская церковь.

Первыми болгарскими католиками были приезжие торговцы и рудокопы, перебравшиеся в страну в XV веке. Чуть позднее в католицизм обратились павликиане – потомки представителей ереси богумилов. А в середине XIX в. в лоно Католической церкви были приняты болгары, проживавшие в Константинополе.

Одна из старейших религиозных общин Болгарии – Еврейская, которая существует уже более двух тысяч лет. В Средневековье евреи Центральной Европы, спасаясь от религиозных преследований, селились на землях этой страны. Османы предоставляли убежище бежавшим от инквизиции испанским евреям. Во многих городах Болгарии (Софии, Пловдиве, Самокове)  имеются синагоги.

Религия в Болгарии

Сегодня религии в Болгарии примерно представленны так: Болгарская православная церковь — 85%, ислам — 13%, католицизм, протестантизм, иудаизм.

Территория сегодняшней Болгарии географически расположена на границе между бывшими западными и восточными частями Римской империи в IV и V веках. Это и предопределило религиозную ориентацию страны.

В 342 году в Сердике (теперешней Софии ) был проведен религиозный собор епископов для укрепления согласия между западными и восточными церквями.

Мало земель в мире было подвергнуто такому количеству нашествий и переселений с древности до средних веков. В этом водовороте христианские общности уцелели только в некоторых изолированных местах.

Среди новых завоевателей в VI веке преобладающая часть была славянской; в следующем веке проболгары во главе с ханом Аспарухом пересекли Дунай и создали государство — Болгария. Славяне объединились в борьбе против византийцев. При этих обстоятельствах не могло быть и речи о крещении: запад был в полном упадке, латинские миссионеры были полностью заняты приобщением к христианству германских народов и прибывшие из Византии миссионеры были враждебно встречены из-за постоянных войн между империей и болгарами.

Это положение полностью изменилось в середине IX века. Именно тогда сочетаются социальные, экономические и политические факторы, способные облегчить распространение христианства. Осторожный и благоразумный предводитель болгар — царь Борис I дал себе отчёт в том, что не должно остаться ни одного язычника, что крещение (принятие христианской религии) укрепит его авторитет, что его будут считать не обыкновенным предводителем, а «божьим избранником» и это даст ему возможность быть первым среди военной аристократии. В 1865 году царя крестил греческий миссионер и его примеру следуют широкие массы вопреки недовольства аристократии.

Восточно-православная религия воспринимается народом, проникает в его жизнь и культуру. Первый ее социально — политический результат выражается в процессе слияния проболгар и славян.

Преобладающей религией в Болгарии является православная. Сохраняя свойственную ей ортодоксальную структуру, болгарская церковь, принявшая те же догмы и дисциплины, что и остальные православные церкви, является автокефальной церковью, т.е. управляет своей внутренней жизнью совершенно независимым образом.

Болгарская церковь возглавляется Патриархом.

Патриарх совместно с Синодом митрополитов осуществляют верховную религиозную власть. Митрополиты в соответствии с религиозными канонами несменяемы, т.е. после избрания верующие не могут быть перемещены из одной епархии в другую. Исключение возможно лишь при повышении в сан патриарха.

Каждая епархия Болгарской церкви разделена на определенно число енорий. Каждая енория оглавляется руководителем, который по православным правилам в большинстве случаев — женатый священник. Вопросы материального обеспечения решаются светским (мирским) советом. Духовенство Болгарии пользуется также и установленной системой социального обеспечения.

Кроме упомянутой восточно-православной болгарской церкви, которая объединяет часть христианства в Болгарии, остальные христианские вероисповедания составляют малую часть: католики, протестанты. Существует определенное количество последователей различных сект: методисты, баптисты, конгреционалисты, адвентисты и другие.

В начале Второй мировой войны в Болгарии было приблизительно 60000 евреев. Благодаря вмешательству властей и всего народа Болгарии они избежали своего фатального конца, который постиг многих их собратьев по религии в других странах, оккупированных нацистами. После создания государства Израиль, 90% болгарских евреев эммигрировали. Еврейская община в Болгарии имеет синагоги в Софии, Пловдиве, Русе, но прихожан немного.

Ислам в Болгарии — естественное последствие османского ига. Мусульмане в Болгарии представляют наиболее многочисленную прослойку после православных. По этническому признаку они делятся на три группы: — турки, живущие компактными массами в областях Шумена, Разграда, Кырджали, Хасково, — цыгане, разбросанные малыми группами по всей стране, — помаци, имеющие христианские корни, принявшие насильно ислам во время турецкой оккупации в середине XVII века, чаще всего встречаются в Родопах.

Все эти религиозные общины Болгарии существуют легально и живут в мире и согласии.

Дыновизм

Одна из наиболее распространенных в Болгарии нетрадиционных религий — дыновизм. Ее основатель Петр Дынов I (1864-1944 гг.) родился в семье православного священника, получил богословское образование, но от православия отошел, создав к 1918 г. новое религиозно-мистическое учение о перерождении души и одушевлении предметов, объединившее теософию, труды Блаватской и Рерихов, а также собственные откровения Дынова, назвавшегося «учителем Беинса Дуно».

Члены общества дыновистов живут во многих болгарских городах. Ежегодно с 22 марта по 22 сентября они исполняют так называемый ритуал паневритмии (всеобщего космического ритма) — встречают восход солнца с песнями, музыкой и гимнастическими упражнениями в определенных местах — на горе Витоша или в районе Рильских озер в горах Рила.

В России последователи дыновизма известны как «Белое братство».

06.09.2018 г.

Как булгары принимали ислам — колонка историка — Реальное время

Как волжские булгары принимали религию Мухаммада

Фото: Посольство ибн-Фадлана к эльтеберу Булгарии Алмышу. Фрагмент картины Булата Гильванова (islamonline.ru)

На днях в России отметили день официального принятия ислама Волжской Булгарией. Столь значимое событие, заметно повлиявшее на ход истории в Евразии, произошло на территории современного Татарстана. О том, как шло распространение новой веры среди местного населения, в авторской колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани, к. и. н. Алмаз Мухамадеев. Колумнист приводит любопытные факты противостояния исламской Булгарии с иудейской Хазарией.

Религия объединения

Обстановка в Волжской Булгарии к концу IX века сложилась такая, что, как и в других государствах примерно такого уровня развития, появилась настоятельная потребность в единой государственной религии. Правители начали усиленно подбирать для своих подданных соответствующее вероисповедание, которое укрепило бы социальную структуру, служило бы объединяющим началом и мощным идеологическим импульсом, определяющим дальнейший путь общества.

Хазарские каганы, прежде всего, попытались внедрить культ единого бога Неба — Тенгри-хана. В Дунайской Болгарии до принятия христианства был установлен культ вождя-хана, в Киевской Руси князь Владимир усиленно насаждал культ бога грома и молнии Перуна. Тем не менее очень быстро культы переставали соответствовать тем общественным отношениям, которые устанавливались в этих государствах. По прошествии недолгого времени Хазария приняла иудаизм, Дунайская Болгария и Киевская Русь — православное христианство. В Волжской Булгарии такой консолидирующей религией стал ислам суннитского толка. Особую роль в этом выборе сыграли активные контакты со странами Средней Азии.

В 921 году к багдадскому халифу аль-Муктадиру прибыл посол правителя волжских булгар Алмыша. Алмыш к этому времени сам уже был мусульманином и просил халифа «о присылке к нему кого-либо, кто наставил бы его в вере, преподал бы ему законы ислама, построил бы для него мечеть, воздвиг бы для него кафедру, чтобы он установил на ней от имени халифа хутбу в его собственной стране и во всех областях его государства». Он также просил его о «постройке крепости, чтобы укрепиться в ней от царей своих противников».

Волжская Булгария складывалась в результате объединения под одной властью ранее самостоятельных этнополитических территорий. Фото Максима Платонова

Было несколько причин обращения царя Алмыша к халифу. Во-первых, Алмыш посредством политического покровительства халифата решил обезопасить себя от внешних угроз. Во-вторых, приняв ислам, он приобретал существенно больший авторитет своей власти в Волжской Булгарии и тем самым мог реально ускорить процесс консолидации булгарского сообщества.

Волжская Булгария складывалась в результате объединения под одной властью ранее самостоятельных этнополитических территорий. Процесс шел со взаимными конфликтами правителей княжеств, в которых глава государства всячески стремился усилить свое политическое, правовое и экономическое положение. Но и этого оказалось недостаточно для полной консолидации разношерстных булгарских племен. Алмыш решил ввести в игру самый главный, возможно, и последний «козырь» — использовать в своих целях монотеистическую религию. Прибытие же арабского посольства дало ему моральное право повелевать булгарским сообществом как главе правоверных.

Суварское неповиновение

Весной 922 года посольство халифа прибыло к месту своего назначения в Волжскую Булгарию. Принято считать, что летом того же года состоялось всенародное принятие булгарами ислама, за исключением части сувар во главе с князем Вырыгом. После приезда посольства Алмыш повел себя заметно увереннее. Он заявил непокорным племенам: «Воистину, Аллах могучий и великий даровал мне ислам и верховную власть повелителя правоверных. Кто мне будет противиться, того поражу мечом». Такое предупреждение было в духе времени и подействовало на большую часть булгарского сообщества: сомневающиеся в необходимости объединения и принятия ислама племена, поняв серьезность намерений Алмыша, были вынуждены примкнуть к нему.

Проблема появилась в лице сувар, которую Алмыш явно мог предвидеть, т. к. до всенародного принятия ислама он отправил своих людей именно за суварами, тогда как беренджеры и барсилы добровольно согласились на этот объединительный акт, а эсегелы, хоть и сомневались, в итоге все же не посмели ослушаться царя.

Учитывая, что ко времени прибытия посольства какая-то часть булгарского сообщества уже была мусульманами, относительная легкость «всенародного принятия» ислама видится очевидной. О личности самого Алмыша, времени и условиях принятия им ислама, практически ничего не известно. Но еще арабский автор Ибн Русте, писавший свой труд «Книга драгоценных сокровищ» в начале Х века (относительно булгар по материалам еще раннего времени — конца IX века), утверждал, что «царь булгар, Алмыш по имени, исповедовал ислам».

Был ли каким-либо образом наказан или приведен к покорности Вырыг, сведений в источниках не имеется, но в средневековой практике это было в порядке вещей. Фото Максима Платонова

Однако все это не снимает вопросов относительно сувар во главе с князем Вырыгом, выразивших принципиальное нежелание подчиняться царю. Был ли каким-либо образом наказан или приведен к покорности Вырыг, сведений в источниках не имеется, но в средневековой практике это было в порядке вещей. Учитывая, что решался вопрос государственной важности, наказание столь категорического ослушника являлось острой необходимостью.

Смута во время принятия официальной государственной религии известна и в истории дунайских болгар. Но здесь дело не ограничилось только относительно пассивным неповиновением со стороны оппозиции, как это было у волжских булгар. Царь Борис, стремящийся обратить своих подданных в христианство, встретил энергичное сопротивление со стороны части знати, желающей сохранить языческую веру. Предводители язычников взбунтовались и возмутили против Бориса народ, однако смута окончилась полным разгромом оппозиции.

История принятия новых вероисповеданий знала и другие примеры, когда религиозные нововведения оборачивались против самих правителей-реформаторов. Один из таких случаев описывает Ибн Фадлан: «Первый из их [гузов] царей и главарей, кого мы встретили [был] Йынал Маленький. Он прежде принял [было] ислам. Но ему было сказано: «Если ты принял ислам, ты уже не главенствуешь над нами». Тогда он отказался от своего ислама».

Тайный замысел Алмыша

Общий характер просьб Алмыша к халифу вполне ясен и понятен, цель — найти могущественного духовного, политического и экономического покровителя в его лице. Но анализ каждой просьбы по отдельности ставит под сомнение искренность булгарского царя по отношению к халифу. Возникает вопрос об истинных намерениях Алмыша.

Первая просьба об утверждении среди волжских булгар основ ислама, предполагающая их незнание, выглядит несколько надуманной. Известно, что немалая часть волжских булгар, как и булгар Хазарского каганата, к тому времени без опасения для себя исповедовала ислам. При этом ханафитский мазхаб ислама имел в Волжской Булгарии довольно широкое распространение. Ибн Фадлан, желавший изменить некоторые порядки в отправлении религиозных обрядов, укоренившихся среди булгар и совершаемых с учетом местных географических условий, встретил со стороны Алмыша жесткий отказ. Арабские послы не смогли приблизить волжских булгар ни к шафиитскому, ни к ханбалитскому направлениям ислама, исповедуемым в халифате.

Рукопись записок Ибн Фадлана. Фото wikipedia.org

Возможно, Алмыш расчитывал на помощь халифа, призванную запретить хазарским булгарам воевать со своими единоверцами на Средней Волге, как утверждают некоторые исследователи. Однако Алмыш не мог не знать, что ал-арсии — мусульманские гвардейцы-наемники — и все иные мусульмане каганата по договору с каганом имели узаконенное право не воевать со своими единоверцами. Учитывая, что отряды мусульман составляли отборную часть армии каганата, Алмыш имел серьезные основания не опасаться прямого военного вмешательства со стороны хазар.

Следующая просьба Алмыша к халифу касалась постройки крепости. Принято считать, что крепость правителю булгар была необходима для защиты от «хазарской угрозы». Однако, как мы уже отметили, такой прямой угрозы практически не существовало. Просьба была связана с объединительной политикой, которую собирался проводить булгарский царь. Ибн Фадлан, информирующий о письме Алмыша багдадскому халифу, пишет, что булгарский правитель просил помощь в строительстве крепости, «чтобы укрепиться в ней от царей своих противников», не упоминая при этом хазар. О том, что крепость побудила построить «боязнь царя хазар», Алмыш говорит только самому Ибн Фадлану, уже находящемуся в Волжской Булгарии. На наш взгляд, под «своими противниками» Алмыш имел в виду не столько хазарского сюзерена, сколько потенциальных соперников в самом булгарском сообществе — князей отдельных племен. Ведь логика требовала порядка действий: сначала — объединение, лишь потом — борьба за независимость.

Факт неисполнения воли правителя частью населения и необходимость прибегать к насилию для подкрепления своего авторитета был расценен исследователями как свидетельство недостаточно окрепшего авторитета центральной власти и наличия самостоятельности отдельных племен волжско-булгарского сообщества. Очевидно, именно эти обстоятельства и делали Алмыша уязвимым, сдерживали воплощение его планов по консолидации, созданию независимого от хазар государства.

Духовную власть над булгарским сообществом Алмыш получал с официальным признанием Волжской Булгарии мусульманским государством со стороны халифата и других государств. Наличие мощной крепости дало бы ему возможность существенно подкрепить свой авторитет в булгарском сообществе. Город-крепость мог бы стать как единым центром управления государством, так и надежной защитой во время смут внутри страны. Очевидно, Алмыш и ранее предвидел возможность бунтов, но реально ощутил это лишь в 922 году, когда эсегели выразили сомнение в правильности его политического курса, а часть сувар вовсе отказалась подчиниться.

Попытка окончательно выйти из-под власти Хазарского каганата посредством признания себя мусульманской страной у волжских булгар не получилась. Как отметил Л.Н. Гумилев, вероотступничество не укрепило, а ослабило булгар. Сувары — одно из крупных племенных образований булгарского сообщества — отказались принять ислам и укрепились в лесах Заволжья. В итоге исламская Волжская Булгария до второй половины Х века не могла соперничать с иудейской Хазарией.

Сувары — одно из крупных племенных образований булгарского сообщества — отказались принять ислам и укрепились в лесах Заволжья. Фото wikipedia.org

Мусульманско-иудейская конфронтация

Во время нахождения посольства в Волжской Булгарии знаковые события происходили и в Хазарии. Как сообщает Ибн Фадлан, «в триста десятом году до царя хазар дошла весть, что мусульмане разрушили синагогу, бывшую в усадьбе ал-Бабунадж, он приказал, чтобы минарет (имеется ввиду минарет соборной мечети Итиля, в то время столицы каганата, — прим. авт.) был разрушен, казнил муэдзинов и сказал: «Если бы, право же, я не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть». Произошло это событие в 310 году хиджры. Посольство арабов к булгарам прибыло 12 мая 922 года, 310 года по хиджре начался буквально перед этим — 1 мая. Значит, описанные события произошли именно во время пребывания посольства в Волжской Булгарии летом 922 года, причем Ибн Фадлан узнал об этом, находясь уже в Среднем Поволжье.

Весть о прибытии посольства халифа в страну волжских булгар и об окончательном утверждении там ислама вызвала возбуждение среди мусульман каганата.

Однако хазарское правительство чувствовало себя достаточно крепко и предприняло ответные меры. Так как на основную причину волнений — посольство халифа к царю волжских булгар — ссылаться было нежелательно, то царь хазар выдвинул в качестве предлога разрушение синагоги в ал-Бабунадже. Полное же разрушение соборной мечети хазарской столицы привело бы к крайнему обострению конфликта иудеев и мусульман внутри Хазарии и за ее пределами, чего царь хазар вряд ли желал.

Усиление Волжской Булгарии, а тем более ее независимость, означали для каганата потерю обширного края, богатого природным и человеческим ресурсом. Это ослабило бы экономический и военный потенциал Хазарского государства, а также нанесло бы удар по политическому имиджу каганата на международной арене.

Хазары, прекрасно понимая, что военное вмешательство может привести к непредсказуемым последствиям, могли использовать в целях расстройства планов Алмыша тайную дипломатию. В одном из сообщений «Повести временных лет» отмечается, что варяги живут и на восток от Варяжского моря «до предела Симова». Несмотря на то, что «Симов предел» попал сюда по ошибке, это недоразумение имело прочные корни в древнерусской письменности. Видимо, писал А. Г. Кузьмин, из-за принятия хазарами иудаизма и под влиянием пропагандистской информации, исходящей от иудеев, булгар их современники нередко также считали семитским народом. «Симов предел» — это лишь граница Волжской Булгарии, в которую упирались владения русов во второй половине IX века. Но, похоже, хазары сознательно вводили мировое сообщество в заблуждение. Понимая, что в экономическом и политическом противостоянии с каганатом другие государства могли найти в волжских булгарах, стремящихся получить независимость, потенциальных политических и военных союзников, хазары представляли их мировому сообществу как неотъемлемую часть своего государства, в особых случаях — даже как иудеев.

Впрочем, имеются и иные сообщения о волжских булгарах-иудеях. Арабский географ ал-Мукаддаси упоминает о трех городах булгар, среди которых называет Болгар и Сувар. Название третьего города расшифровать не удалось. Этот город находился на берегу какой-то реки, но не Волги, и был крупнее двух упомянутых городов. Его жители были иудеями, которые затем перешли в ислам. Когда-то они отправились к берегу моря, но теперь вернулись в этот город. Д.А. Хвольсон, комментируя данные сведения, не смог объяснить, что это был за город, но сделал некоторые выводы: во-первых, иудаизм распространился из Хазарии далеко на север, во-вторых, переселения волжских булгар к морю и обратно связаны с последствием походов русов в 968 году.

Арабский географ ал-Мукаддаси упоминает о трех городах булгар, среди которых называет Болгар и Сувар. Фото Михаила Козловского

Финансовые средства от купли-продажи имения опального везиря Ибн ал-Фурата в Хорезме в сумме 4 000 динаров, предназначенные для волжских булгар, посольству должен был вручить некий Ахмед бен Муса Хорезмиец. Имение он должен был получить из рук ал-Фадла бен Мусы Христианина, управляющего поместьем, выехать из Багдада вслед за посольством через 5 дней и догнать его. Эти сведения дошли до Ибн Мусы Христианина, который немедленно начал действовать, сообщив всем сторожевым постам и гарнизонам по хорасанской дороге, где должен был проезжать Ибн Муса Хорезмиец, чтобы его арестовали и держали под стражей до особых распоряжений. В результате Хорезмийца арестовали в Мерве и заключили под стражу, а посольству пришлось задержаться в Бухаре на 28 дней.

Записи Ибн Фадлана конкретизируют причины неполучения финансов. Это действия отдельных лиц, каким-либо образом заинтересованных в том, чтобы деньги не дошли до послов. Мы предполагаем заинтересованность в этом правителей Хазарского каганата, желавших предотвратить как принятие волжскими булгарами ислама, так и строительство в их стране мощной крепости.

Нам кажется сомнительным утверждение некоторых историков о поголовном язычестве сувар после 922 года, что опровергается текстом Ибн Фадлана и тем, что суварский князь в 920—970 годах чеканил свои монеты, надписи на которых сделаны арабской графикой, получившей широкое распространение в Волжской Булгарии после принятия ислама. Что касается исполнения языческих обрядов и применения норм обычного права среди простого населения, то на бытовом уровне эта практика долгое время проявлялась у всех племен волжско-булгарско-тюркской конфедерации.

Об уровне исламизации Волжской Булгарии у исследователей до сих пор нет единого мнения. Одни считают, что ко времени монгольского нашествия Волжская Булгария была практически мусульманской страной, другие — что волжские булгары оставались весьма поверхностными в исламской вере. Тем не менее прибытие арабского посольства в Среднее Поволжье — факт, и мусульманство в это время заметно укрепилось среди волжских булгар.

Алмаз Мухамадеев

ОбществоИстория Татарстан

13 особенностей жизни в Болгарии, которые шокируют приезжих

Болгария — страна контрастов. Здесь современные бизнес-центры сочетаются со зданиями советской постройки, дорогие автомобили — с конными повозками, а популярные курорты — с древними городами. У одних туристов это государство ассоциируется с живописной природой, вкусной кухней и гостеприимством местных жителей. У других — лишь с бюджетным пляжным отдыхом и слепой провидицей Вангой.

1. На городских улицах можно увидеть деревья, к которым привязана теплая одежда

Не удивляйтесь, если увидите на улице такую картину. В холодное время года сердобольные местные жители и активисты благотворительных организаций оставляют на деревьях теплые вещи для бездомных и всех нуждающихся. К каждой одежде прилагается записка с текстом: «Возьмите и согрейтесь». Люди со всего мира последовали примеру болгар и поддержали эту душевную акцию в своих городах.

2. Во многих домах и квартирах нет ванной и душевой кабины


Традиционной душевой кабины с поддоном и стенками здесь нет, вместо этого, как правило, недалеко от унитаза к стене приделан душ, а посреди санузла — сливное отверстие в полу. В новостройках ванны и душевые чаще всего полноценные и привычные большинству людей, но в зданиях советской и постсоветской постройки дыра в полу и душ над туалетом — обычное явление.

Когда принимаешь душ, вода льется по всей ванной. Для этого здесь есть специальные купальные тапки. Мне потребовалось 10 дней, чтобы привыкнуть. © Ivana Vnučec / Quora
Принимая душ, ты попутно моешь унитаз, умывальник и все принадлежности вокруг, которые попадают в радиус шторки для ванной. © mralya / mapala.net

3. Повсюду висят листы формата A4 с фотографиями людей. Но это не листовки о розыске


Таким образом болгары чтут усопших и хранят память о них долгие годы. После смерти человека родственники и друзья вывешивают рядом с его домом поминальные листы с фотографией и некрологом. Бумагу меняют ежегодно до тех пор, пока есть кому помнить, пока жив кто-то из семьи. Скорбные листы являются такой же неотъемлемой частью погребальной церемонии, как гроб, могила, памятник. Эта необычная традиция шокирует всех туристов и активно обсуждается на всевозможных форумах.
В пригороде Варны видел поминальный листок, на котором было написано «17 лет». Человека нет на этом свете уже 17 лет, а родственники каждый год заказывают поминальные листы и развешивают их по городу. © Петр Згонников / lagodekhi.net

4. Здесь сразу бросается в глаза разительный контраст в уровне доходов


Роскошные виллы тут соседствуют с ветхими деревенскими домиками, а дорогие иномарки паркуются в один ряд с советскими «жигулями». Неудивительно, ведь уровень социально-экономического неравенства в этой стране один из самых высоких в мире.

5. В Болгарии активно популяризируют чтение книг

Пляжная библиотека в Албене
Согласно исследованиям, в Болгарии около 4 млн человек возраста от 25 до 64 лет (47 % от общей численности) не прочли за последние 12 месяцев ни одной книги. Цифровые технологии стремительно вытесняют привычное чтение, поэтому местные власти постоянно придумывают новые методы продвижения этого полезного занятия. Даже старый, давно списанный троллейбус в городе Пловдив переоборудовали в библиотеку и установили на одной из центральных улиц.

6. Лучше всех здесь живут специалисты IT-сферы


Услуги программистов в Болгарии очень популярны и востребованы, а их зарплата в 2 раза превышает размер средней заработной платы по государству в целом. Некоторые конторы также предоставляют своим работникам жилье, транспорт и связь.

7. Тут есть уникальные магазины: для того чтобы совершить покупку, нужно опуститься на колени или сесть на корточки


Болгары называют их клек-шопами. Слово «клек» переводится как «присест», ведь для того, чтобы купить товар, нужно действительно присесть. Владельцы стараются всячески привлечь покупателей: красочно оформляют витрины, ставят рядом с окошком стул для комфортного ожидания, постоянно расширяют ассортимент. Клеки часто размещают на транспортных остановках, большинство из них работает круглосуточно.
История возникновения таких киосков уходит во времена падения Берлинской стены и распада СССР, когда болгары получили возможность открывать свой бизнес и для них открылся доступ к товарам западного производства. Самые предприимчивые и находчивые оборудовали магазины в собственных подвалах, чтобы не платить аренду. Витрины клеков размещали снаружи, прислонив к стене дома.

8. Местные жители называют здешних чаек «летающими крысами»


И не безосновательно. Все приморские города Болгарии заселены многочисленной популяцией гларусов (серебристых чаек). Многие местные их недолюбливают, ведь эти наглые, шумные и смышленые существа роются в мусорных баках, разбрасывают отходы, портят автомобили, балконы и постоянно громко кричат. Чайки настолько наглые, что могут на лету вырвать еду прямо у вас из рук.

Я раньше считал самыми беспардонными птицами московских голубей, которые разжирели так, что превратились в сухопутных, но я ничего не знал тогда о гларусах… © haydamak / Livejournal
Звуки, которые они издают, достаточно неприятные: нечто между криком безумной женщины и матом сапожника. © Resours / pikabu

9. Здесь даже йогурт особенный


Один из самых популярных продуктов здесь — это кисело мляко. Этот болгарский йогурт по вкусу напоминает простоквашу, однако в нем присутствуют особые бактерии Lactobacillus bulgaricus и Streptococcus thermophilus, которые улучшают работу кишечника, повышают иммунитет, снижают уровень холестерина и тормозят процессы старения. Удивительно то, что эти микроорганизмы обитают только в Болгарии, а в другие страны поставляются как ценный экспортный продукт.

10. Если вы хотите что-то спросить на русском, то лучше обратиться к старшему поколению


Хоть и говорят, что болгарский и русский языки схожи, на деле все обстоит намного сложнее. Прочитать и понять небольшой текст на болгарском нашему соотечественнику не составит труда, но если местный житель зачитает этот текст вслух, то россиянин не поймет ни слова, ведь ударения и произношение играют большую роль. Старшее поколение болгар раньше учило русский в школе как второй язык. Большинство до сих пор его помнит и вполне неплохо понимает. У молодого населения дела с русским обстоят хуже: они его практически не знают и в разговоре с туристами предпочтут английский.

На экскурсионной прогулке увидели магазинчик с большим выбором открыток. Зашли, начали выбирать. Открытки стоят на стенде, за спиной продавщицы. Без ее помощи не обойтись. И вот стоим мы и пытаемся жестами, на смеси русского и болгарского, объяснить ей, что конкретно хотим купить. Продавец долго и мужественно ждала, слушала, а потом спросила: «Объясните по-русски, что вам нужно?» На чистейшем русском языке. У всех был легкий шок. © NEVERex / Pikabu

11. В болгарских домах и квартирах отсутствуют подоконники


Здесь они не приняты. Да и толщина стен не позволяет их установить. К тому же без подоконников строительство и ремонт обходится дешевле и быстрее по времени.

12. Тут обожают уличное искусство

Многих туристов поражает огромное количество граффити на домах, заборах, в подземных переходах. Одни не представляют собой ничего особенного, другие смело можно назвать произведением искусства.

13. В горах и лесах Болгарии установлены бесплатные аптечки

Увидела в лесу аптечку, открыла, а там все есть. Не слямзили. Впервые такое вижу. © varyadavydova_com / Instagram
На горе Витоша нам несколько раз попадались. Но самые нафаршированные аптечки были в национальном парке «Центральный Балкан», там вообще ВСЕ было. © armada_y_desperada / Instagram

Религия (Болгария)

Болгария — Религия

Ислам

Мусульманское население Болгарии, включая турок, помаков, цыган и татар, проживало в основном на северо-востоке Болгарии и в горах Родопы. Большинство из них были мусульманами-суннитами, поскольку суннитский ислам более широко пропагандировался османскими турками, когда они правили Болгарией. Однако присутствовали шиитские секты, такие как Кузулбаши и Бекташи. Около 80 000 мусульман-шиитов проживали в основном в регионах Разград, Сливен и Тутракан (к северо-востоку от Русе).В основном это были потомки болгар, которые приняли ислам, чтобы избежать преследований со стороны Османской империи, но выбрали секту шиитов из-за большей терпимости к различным национальным и религиозным обычаям. Например, кузулбашинские болгары могли придерживаться православных обычаев причащения, исповедания и почитания святых. Эта интеграция православных обычаев в ислам породила синкретизм, характерный только для Болгарии.

По состоянию на 1987 год у мусульман в Болгарии было 1 267 мечетей, обслуживаемых 533 ходжаями, лидерами религиозных общин.Мусульманскую иерархию возглавляли один главный муфтий и восемь региональных муфтиев, толкователей мусульманского права, все они отбыли пятилетний срок. Самой большой мечетью в Болгарии была мечеть Тумбул в Шумене, построенная в 1744 году.

Болгарские мусульмане подвергались особым преследованиям в последние годы режима Живкова. Отчасти это было связано с тем, что Православная церковь традиционно считала их иностранцами, даже если они были болгарами по национальности. Болгарские коммунистические режимы объявили традиционные мусульманские верования диаметрально противоположными коммунистическим и болгарским верованиям.Это оправдывало подавление мусульманских верований и объединение мусульман в обществе в целом как часть классовой и идеологической борьбы.

Как и представители других конфессий, мусульмане в Болгарии получили большую религиозную свободу после падения режима Живкова. Новые мечети были построены во многих городах и селах; одна деревня построила рядом новую церковь и новую мечеть. В некоторых деревнях были организованы курсы изучения Корана (также известного как Коран) для молодежи (изучение Корана было полностью запрещено при Живкове).Мусульмане также начали издавать свою газету «Миусиулмани» на болгарском и турецком языках.

Протестантизм

Протестантизм был введен в Болгарии миссионерами из США в 1857-58 годах, в период национального возрождения. Две основные деноминации, методисты и конгрегационалисты, разделили свои сферы влияния. Первые преобладали в северной Болгарии, а вторые — на юге. В 1875 году протестантские конфессии объединились в Болгарское евангелическое филантропическое общество, которое позже стало Союзом евангелических церквей Болгарии.Помимо создания церквей, протестанты основали школы, поликлиники и молодежные клубы, а также распространяли копии Библии и свои собственные религиозные публикации на болгарском языке. Союз евангелических церквей произвел первый перевод всей Библии на болгарский язык в 1871 году и основал внеконфессиональный колледж Роберта в Константинополе, где получили образование многие болгарские лидеры в период после обретения независимости. После обретения независимости в 1878 году протестанты получили влияние, потому что они использовали родной язык в службах и в религиозной литературе.

Коммунистические режимы подвергали протестантов даже большему преследованию, чем католики. В 1946 году финансирование церкви было прекращено из-за закона, ограничивающего операции с иностранной валютой. Поскольку многие министры получили образование на Западе до Второй мировой войны, их автоматически подозревали в поддержке оппозиционных партий. В 1949 году тридцать один протестантский священнослужитель был обвинен в работе на американскую разведку и в ведении шпионской сети в Болгарии. Все церковное имущество было конфисковано, а юридический статус церквей был отменен.Большинство основных протестантских конфессий сохраняли право на вероисповедание, номинально гарантированное конституцией 1947 года.

По оценкам 1991 года, от 5 000 до 6 000 болгарских пятидесятников сделали эту секту самой большой протестантской группой. Движение пятидесятников было принесено в Болгарию в 1921 году русскими переселенцами. Позже движение распространилось на Варну, Сливен, Софию и Плевен. Он приобрел популярность в Болгарии после провозглашения свободы вероисповедания в 1944 году, а падение Живкова вызвало новый всплеск интереса.В 1991 году у пятидесятнической церкви было тридцать шесть священнослужителей в сорока трех приходах, причем их было достаточно в Русе, чтобы обратиться к правительству с просьбой создать там Библейский институт.

В 1991 году адвентистская церковь насчитывала 3 500 болгарских членов, две трети из которых составляли молодые люди. Адвентистское движение зародилось в Добрудже в Болгарии на рубеже веков, а затем распространилось на Тутракан, Русе, Софию и Пловдив. Он набрал обороты в Болгарии после 1944 года. При коммунистических режимах основные адвентисты сохранили право поклоняться Богу.Около двадцати приходов с сорока пасторами оставались активными в ту эпоху, хотя отколовшаяся реформированная группа была запрещена из-за своих пацифистских убеждений. Некоторые адвентисты были заключены в тюрьму за отказ от военной службы.

Религия

Болгарская православная церковь, сыгравшая решающую роль в сохранении болгарской культуры во время османской оккупации, оставалась центральным элементом чувства болгарской государственности даже при послевоенных коммунистических режимах. Несмотря на официальный статус православия, Болгария также имела традицию терпимости по отношению к другим христианским религиям.Однако терпимость к исламу оставалась проблематичной при всех формах правления из-за исторической отождествления этой религии с оккупацией и покорением Болгарии.

Восточное православие

В 1991 году большинство болгар было, по крайней мере, номинально членами Болгарской православной церкви, независимой национальной церкви, такой как Русская православная церковь и других национальных ветвей восточного православия. Из-за своего национального характера и статуса национальной церкви в каждом независимом болгарском государстве до прихода коммунизма церковь считалась неотъемлемым элементом болгарского национального самосознания.Крещение, которое до 1944 года было обязательным обрядом установления индивидуальной идентичности, сохранило эту жизненно важную роль для многих даже после прихода к власти коммунистов. Сила этой традиции побудила коммунистическое государство ввести ритуал именования под названием «гражданское крещение» (grazhdansko krushtvane).

Хотя коммунистические режимы не могли полностью устранить влияние, они все же значительно подорвали авторитет церкви. Во-первых, коммунисты постановили, что церковь имеет власть только в церковных вопросах и не может принимать участие в политической жизни.Во-вторых, хотя конституция отделяла церковь от государства, зарплата духовенства и сборы, необходимые для содержания церквей, оплачивались государством. Это означало, что духовенство должно было доказать свою лояльность государству. С 1949 по 1989 год религия в Болгарии в основном контролировалась Законом о религиозных организациях, в котором перечислялись ограничения конституционного разделения церкви и государства.

Число православных священников сократилось с 3312 в 1947 году до 1700 в 1985 году.Священников, связанных с довоенным режимом, обвиняли в незаконной или антисоциалистической деятельности, поддержке оппозиции и пропаганде против государства. Взяв под свой контроль всю церковную собственность, у государства был выбор: поддерживать церкви или закрывать их. Так, например, Рильский монастырь, самый крупный монастырь в Болгарии, стал национальным музеем в 1961 году.

В 1987 году в Православной церкви было 3720 церквей и часовен, 120 монастырей, 981 обычный и 738 отставных священников, 135 монахов и 170 монахинь. .Церковь находилась в ведении Священного Синода. При коммунистическом правлении синод имел право публиковать ограниченное количество религиозных материалов, таких как журналы, газеты и церковные календари. Новый перевод Библии был опубликован в 1982 году, но в таком небольшом количестве, что размер издания невозможно было определить. К 1988 году издание 1982 года перепродавалось по цене, в десять раз превышавшей первоначальную.

После падения Живкова православная церковь и другие церкви Болгарии пережили возрождение.Возобновился интерес к церковным ритуалам, таким как крещение и венчание, а традиционные церковные праздники стали соблюдаться более широко. Рождество 1990 года, первое Рождество при новом режиме, широко отмечалось и широко освещалось в средствах массовой информации. Напротив, в послевоенные годы Рождество не привлекало большого внимания общественности. Правительство вернуло некоторую церковную собственность, в том числе Рильский монастырь, а религиозное образование и изучение Библии расширились в первые послевоенные годы.Православная семинария в Софии вернулась в свой первоначальный дом в 1990 году и за первый год работы приняла более 100 студентов мужского и женского пола. В Высшем педагогическом институте Константина Преславского был открыт новый богословский факультет для подготовки учителей теологии, искусства и музыки, а также священников. Священный Синод планировал издать 300 000 православных Библий в 1992 году.

Римский католицизм

Римско-католические миссионеры впервые попытались обратить болгар в христианство во время правления Бориса I.Они не увенчались успехом, и Борис I возглавил обращение болгар в православие. В 1204 году болгарский царь Калоян (1197–1207) заключил недолговечный союз между Римско-католической церковью и Болгарской православной церковью в качестве политической тактики для уравновешивания религиозной власти Византийской империи. Союз закончился, когда Рим объявил войну Болгарии, и Болгарский патриархат был восстановлен в 1235 году. Католическая церковь не имела влияния в Болгарской империи после этой даты.

Тем не менее, католические миссионеры возобновили свой интерес к Болгарии в шестнадцатом веке, когда им помогли купцы из Дубровника на Адриатике.В следующем столетии миссионеры Ватикана обратили большинство павликиан, оставшихся от некогда многочисленной еретической христианской секты, в католицизм. Многие полагали, что обращение в христианство принесет помощь из Западной Европы в освобождении Болгарии от Османской империи. Однако к 1700 году османы начали преследовать католиков и препятствовать обращению своих православных подданных.

После того, как Болгария стала независимой, католическая церковь снова попыталась усилить свое влияние, открывая школы, колледжи и больницы по всей стране, а также предлагая стипендии студентам, желающим учиться за границей.Принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, первый правитель независимой Болгарии, сам был католиком и поддерживал Ватикан в этих усилиях. Папский нунций Анджело Ронкалли, который позже стал Папой Иоанном XXIII, сыграл ведущую роль в создании католических институтов в Болгарии и в установлении дипломатических отношений между Болгарией и Ватиканом в 1925 году.

Коммунистическая эпоха была временем великих гонений на католиков. номинально потому, что католицизм считался религией фашизма.Болгарские коммунисты также считали католицизм иностранным влиянием, потому что, в отличие от православия, он не имел никаких связей с Россией. Логика заключалась в том, что все антироссийское должно быть и антиболгарским. При коммунистических режимах католическим священникам было предъявлено обвинение в том, что они следовали приказам Ватикана вести антисоциалистическую деятельность и помогать оппозиционным партиям. В 1949 году иностранным священникам было запрещено проповедовать в Болгарии, а папскому нунцию было запрещено возвращаться в Болгарию. В то время были разорваны отношения между Ватиканом и Болгарией.Во время «католических процессов» 1951-52 годов шестьдесят священников были осуждены за работу на западные спецслужбы и сбор политической, экономической и военной разведки для Запада. По этим обвинениям были казнены четыре священника. В начале 1950-х годов собственность католических приходов была конфискована, все католические школы, колледжи и клубы были закрыты, а католическая церковь была лишена своего правового статуса. Осталась лишь номинальная официальная терпимость к католическому богослужению.

В 1991 г. около 44 000 католиков остались в Болгарии, в основном в Русе, Софии и Пловдиве.Еще 18 000 униатов-католиков были сосредоточены в Софии. (Католики-униаты признают папу своим духовным лидером, но практикуют восточно-православный обряд.) Болгария восстановила отношения с Ватиканом в 1990 году, и болгарское правительство пригласило папу посетить Болгарию. Католики-униаты начали помогать католикам западного обряда проводить мессы на болгарском языке, делая литургию более доступной и внося предсказания о том, что две ветви объединятся. Однако в 1991 году отношения между Болгарской православной церковью и Римско-католической церковью не были установлены, и католики обвиняли официальную православную нетерпимость в продолжающемся расколе.

Иудаизм

Болгарские коммунистические режимы официально считали евреев национальностью, а не религиозной группой. По этой причине, а также потому, что почти 90 процентов еврейского населения страны эмигрировало в Израиль после Второй мировой войны, еврейское общество, оставшееся в Болгарии, было в основном светским. При режиме Живкова синагоги редко открывались в Софии, Самокове и Видине. В 1990 г. численность еврейского населения составляла около 71 000 человек. В то время действовали только два раввина, хотя, как сообщается, несколько синагог были вновь открыты при новом режиме.Большинство евреев в Болгарии были сефардами, потомками испанских евреев, которые говорили на иврите или ладино (еврейско-испанский диалект). Гораздо меньшее количество составляли ашкенази, предки которых говорили на идиш. Однако очень немногие евреи в посткоммунистической Болгарии помнили языки своих предков, а частые смешанные браки еще больше ослабили чувство еврейской идентичности. Евреи Болгарии легко ассимилировались в болгарское общество, отчасти потому, что они традиционно жили в городах и работали торговцами или финансистами.

Судьба болгарских евреев во время Второй мировой войны была предметом болгарской гордости. Около 50 000 евреев, проживавших в то время в Болгарии, долгое время были хорошо интегрированы в ткань болгарской городской жизни. Из-за этой интеграции ни общество в целом, ни царь Борис III не были склонны следовать антиеврейской политике нацистского союзника Болгарии. Борис попытался умиротворить нацистов, приняв сравнительно мягкие антиеврейские законы, которые, тем не менее, вызывали широкий протест, особенно со стороны Болгарской православной церкви.Дважды в 1943 году Борис лично блокировал приказы о депортации болгарских евреев, отправляя их вместо этого в так называемые трудовые лагеря на территории Болгарии. Многие евреи в это время также получили транзитные визы в Палестину.

Болгарский язык

Официальный язык Болгарии

Болгарский — официальный язык Республики Болгарии. На болгарском говорят около 9 миллионов человек. Болгарский — один из официальных языков Европейского Союза. Есть небольшое количество носителей этого языка (болгары и болгарские общины в Македонии, Молдове, Украине и ряде других стран).Но в последнее время болгарским языком все больше интересуются граждане России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Мы постараемся назвать основные причины, по которым люди хотят изучать болгарский язык. Во-первых, Болгария из года в год привлекает большой поток туристов, и многие путешественники и отдыхающие хотят чувствовать себя комфортнее в этой балканской стране благодаря знанию местного языка. Во-вторых, Болгария является членом Европейского Союза с 2007 года и в настоящее время является единственной страной ЕС с самым низким подоходным налогом.В-третьих, получить вид на жительство в Болгарии для граждан бывшего СССР несложно. В-четвертых, знание болгарского языка дает возможность устроиться на работу в международную компанию и иметь доход в иностранной валюте, что актуально на фоне девальвации национальных валют России, Казахстана, Беларуси. Из-за близости русского и болгарского языков носитель русского языка может выучить болгарский намного быстрее, чем, скажем, французский или немецкий.Поэтому для русскоязычных гостей Болгария становится привлекательным местом в Европе для открытия и развития бизнеса, сезонного отдыха или постоянного проживания. В этой небольшой стране в 4-5 часах езды на машине есть все для отдыха и плодотворной работы: море, горы, бальнеологические курорты, виноградники, плантации роз. В Болгарии всего 4 крупных города: столица Болгарии София (у подножия Софийских гор, около 1,3 млн человек), Пловдив (350 000 человек), а также прибрежные города Бургас (206 000 человек) и Варна ( 340 000 человек).

Болгарский язык

Изучайте болгарский онлайн или офлайн (курсы, репетиторы, занятия)? Конечно, решать вам. На наш взгляд, глаголы «учить» и «знать» не очень хорошо сочетаются с процессом понимания языка. Потому что процесс овладения, познания, понимания языка сугубо индивидуален и даже интимен. Поэтому мы сторонники комбинированного подхода, при котором самостоятельная работа, по крайней мере на начальном этапе, занимает 80% от общего количества времени, отводимого на изучение языка.Далее, получив базовые знания, вы можете смотреть фильмы и телепередачи, читать книги на болгарском языке, посещать языковые курсы, общаться с носителями языка и, таким образом, выводить свои знания на более высокий уровень. Это наша концепция. Понимание иностранной речи на слух и умение говорить — важнейшие навыки полиглота. Развитие этих навыков требует времени и самодисциплины. Все, что может помочь в изучении болгарского языка, вы найдете на нашем сайте. Желаем удачи и терпения.Не бойтесь ошибаться!

% PDF-1.4 % 447 0 объект > endobj xref 447 168 0000000016 00000 н. 0000003730 00000 н. 0000003902 00000 н. 0000004058 00000 н. 0000004130 00000 н. 0000006021 00000 н. 0000006258 00000 н. 0000006342 00000 п. 0000006471 00000 н. 0000006560 00000 н. 0000006665 00000 н. 0000006731 00000 н. 0000006886 00000 н. 0000006952 00000 п. 0000007050 00000 н. 0000007151 00000 н. 0000007316 00000 н. 0000007382 00000 н. 0000007512 00000 н. 0000007613 00000 н. 0000007776 00000 н. 0000007842 00000 н. 0000007967 00000 н. 0000008099 00000 н. 0000008272 00000 н. 0000008338 00000 п. 0000008455 00000 н. 0000008557 00000 н. 0000008733 00000 н. 0000008799 00000 н. 0000008930 00000 н. 0000009051 00000 н. 0000009225 00000 н. 0000009290 00000 н. 0000009390 00000 н. 0000009490 00000 н. 0000009600 00000 н. 0000009665 00000 н. 0000009767 00000 н. 0000009832 00000 н. 0000009935 00000 н. 0000010000 00000 п. 0000010064 00000 н. 0000010129 00000 п. 0000010194 00000 п. 0000010260 00000 п. 0000010390 00000 п. 0000010456 00000 п. 0000010521 00000 п. 0000010587 00000 п. 0000010715 00000 п. 0000010781 00000 п. 0000010909 00000 п. 0000010975 00000 п. 0000011041 00000 п. 0000011107 00000 п. 0000011229 00000 п. 0000011295 00000 п. 0000011400 00000 п. 0000011466 00000 п. 0000011587 00000 п. 0000011653 00000 п. 0000011719 00000 п. 0000011785 00000 п. 0000011899 00000 п. 0000011965 00000 п. 0000012031 00000 н. 0000012097 00000 п. 0000012225 00000 п. 0000012291 00000 п. 0000012357 00000 п. 0000012423 00000 п. 0000012721 00000 п. 0000030981 00000 п. 0000031194 00000 п. 0000032417 00000 п. 0000032817 00000 п. 0000033096 00000 п. 0000060528 00000 п. 0000060734 00000 п. 0000060949 00000 п. 0000062172 00000 п. 0000062559 00000 п. 0000062845 00000 п. 0000063269 00000 п. 0000063329 00000 п. 0000064552 00000 п. 0000082292 00000 п. 0000082507 00000 п. 0000082530 00000 п. 0000084198 00000 п. 0000085418 00000 п. 0000085657 00000 п. 0000085679 00000 п. 0000086682 00000 п. 0000086704 00000 п. 0000087467 00000 п. 0000087489 00000 п. 0000088537 00000 п. 0000088559 00000 п. 0000089635 00000 п. 0000089658 00000 п. 0000090761 00000 п. 0000090784 00000 п. 0000092218 00000 п. 0000092241 00000 п. 0000093428 00000 п. 0000093566 00000 п. 0000093706 00000 п. 0000093861 00000 п. 0000105705 00000 н. 0000109849 00000 п. 0000109961 00000 н. 0000110034 00000 н. 0000110261 00000 п. 0000110522 00000 н. 0000110626 00000 н. 0000110975 00000 н. 0000111272 00000 н. 0000111954 00000 н. 0000112066 00000 н. 0000112144 00000 н. 0000112377 00000 н. 0000112645 00000 н. 0000112749 00000 н. 0000113100 00000 н. 0000113399 00000 н. 0000115048 00000 н. 0000115160 00000 н. 0000115245 00000 н. 0000115470 00000 н. 0000115752 00000 н. 0000115856 00000 н. 0000116190 00000 н. 0000116484 00000 н. 0000117351 00000 п. 0000117463 00000 н. 0000117548 00000 н. 0000117773 00000 н. 0000118057 00000 н. 0000118161 00000 н. 0000118510 00000 н. 0000118808 00000 н. 0000122557 00000 н. 0000122669 00000 н. 0000122755 00000 н. 0000122982 00000 н. 0000123266 00000 н. 0000123370 00000 н. 0000123717 00000 н. 0000124015 00000 н. 0000129617 00000 н. 0000129729 00000 н. 0000129810 00000 п. 0000130036 00000 н. 0000130320 00000 н. 0000130425 00000 н. 0000130780 00000 н. 0000131079 00000 п. 0000131882 00000 н. 0000131994 00000 н. 0000132078 00000 н. 0000132303 00000 н. 0000132586 00000 н. 0000132691 00000 н. 0000133027 00000 н. 0000004295 00000 н. 0000005998 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 448 0 объект > endobj 449 0 объект jdX.= к \\\ rɼxP \ (LZ) / U (2 A! Ytund; \) x`dƋ) / П -44 / V 1 / Длина 40 >> endobj 450 0 объект > endobj 451 0 объект > / Кодировка> >> / DA (uuy7sZfl) >> endobj 613 0 объект > поток ] rˢGq> G ގ f? ɚ {okD + 7? j9WX «PTȁ @ |) 5 ֯ {~% $ 4 $) Ƴ QHjh ꆆ VMD + o>) gx ߏ12 V.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *