Религия в Швеции | Гид по Стокгольму
Как и многие другие народы в мире, сначала шведы были язычниками и поклонялись множеству Богов. Первым и главным богом у древних шведов был Бог Хеймдаль,у которого было три сына: Трель – раб, давший начало роду рабов, Карл – прародитель землепашцев, и Ярл – прародитель воинов. Викинги, конечно же, считали, что ведут свой род от Ярла и его сына Кона (конунга) и поэтому должны заниматься только благородным ратным делом.
К примеру, это имя носил и основатель Стокгольма — Биргер Ярл.
Все они жили в Митгарде – своего рода некоей усадьбе, которую окружал враждебный мир – Утгард. Поэтому, наиболее почитаемыми считались боги-воины, которые боролись с чудовищами и великанами, населявшими Утгард.
Боги разделялись на две семьи: асов и ванов. Асы были наиболее многочисленной из двух семей. Верховным божеством был Один.
Один — Всеведущий бог воинов, бог мудрости, поэзии и битвы. Необузданный, непредсказуемый и… одноглазый, так как отдал свой глаз за возможность испить из источника мудрости. Его оружие — копье, а его боевые спутники — восьминогий конь и два ворона, которые каждый день летали по всему свету и собирали сведения обо всем, что происходило.
Поклонялись Одину, в первую очередь, знатные люди: короли или вожди. Из-за многочисленных сверхъестественных способностей Одина и его величия имя его никогда нe давалось написать простым смертным (поэтому о нем нет надписей на рунических камнях). Однако приблизительно в 700-е годы имя его было вырезано рунами на обломке человеческого черепа, найденного в Рибе.
Тор — сын Одина. Ему поклонялись воины из более низших сословий. Тор ездил в повозке, запряженной козлами, а оружием его был молот Мьёлльнир.. Украшение в виде миниатюрного молота Тора скандинавы обычно носили на шее. Это единственный дохристианский символ, который всегда поддается точной идентификации. После введения христианства молот, который носили как амулет, был заменен крестом.
Семейство ванов в скандинавской мифологии — это светлые и солнечные божества, боги плодородия, любви и богатства.
Фрейр — Бог плодородия. Он дарует людям мир и радость. Его статуя выделяется наличием огромного пениса. Ему приносили жертвы во время свадебных празднеств.
По одной из версий, именно эти три языческих бога и олицетворяют собой главный символ шведской нации — 3 короны.
Фрейя — сестра Фрейра, его женское воплощение, Богиня любви и плодородия.
Помимо двух семейств богов в Митгарде жили норны — богини судьбы, которым должны были подчиняться и люди, и боги. Они сидели у мирового дерева Иггдрасиль и определяли судьбу ребенка при рождении.
Еще существовали валькирии (буквальные перевод с древне-скандинавского Valkyrja — выбирающая убитых). Это воинственные девы, решающие по воле бога Одина исход сражений, награждали воинов победой или смертью. Отбирали храбрейших из павших воинов и уносили в Вальхаллу.
За пределами деревни Богов обитали злые великаны, враги богов и людей. Их можно было встретить в наиболее пустынных местах, наряду с противоречивым, хитрым и коварным Локи, это — Бог обмана. Воплощение зла.
В пустынных местах обитали также карлики, мудрые и хитроумные, которые были к тому же искусными мастерами-умельцами. Далее существовали эльфы, жившие в глубинах земли, и духи, сопровождавшие человека или его семью. Они олицетворяли то, что мы бы теперь назвали наследственными чертами. По языческим представлениям скандинавов с умершими следовало обращаться хорошо. У них была особая форма существования после смерти.
Столицей и главным центром шведского язычества был город Уппсала (Uppsala), где находился позолоченный алтарь, на котором совершались жертвоприношения. Алтарь был окружён священной рощей, на деревьях которой жрецы развешивали тела людей и животных, принесённых в жертву богам.
ОДИН
КОНЬ ОДИНА
ФРЕЙЯ
ФРЕЙЯ
Религия в Швеции / Travel.Ru / Страны / Швеция
- Travel. ru
- Страны
- Швеция
- Культура
- Религия
Большинство населения составляют лютеране, протестанты и представители других христианских конфессий.
Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)
20.11.2014 | lap_landia»Стокгольм не изменился, бульвар Страндвеген по-прежнему хорош…»—>-
Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
-
Швеция возобновила прием заявлений на визы
-
Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
-
Какие страны выдают шенгенские визы в 2022 году
-
Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран
-
В Европе туристов из России не особо ждут, но иногда впускают
-
Wizzair хочет летать из Петербурга в Зальцбург, Осло, Копенгаген, Стокгольм и Мальту
-
Новые правила выдачи шенгенских виз: что изменилось?
-
В SAS ожидается забастовка пилотов
-
Как будут работать консульства и визовые центры в майские праздники
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголяТаможенные правила России
Виза в США — так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах
70 лет свободы вероисповедания в Швеции: перспективы и вызовы
СКАЧАТЬ PDF
Хотя в 2022 году исполняется 70 лет с тех пор, как свобода вероисповедания была закреплена в шведском законодательстве, требования контролировать религиозное выражение и критику регулярно повторяются в самой светской стране мира.
Возьмем, к примеру, фундаментальное право на свободную критику религиозных убеждений, которое, как показали нападения на Салмана Рушди и Charlie Hebdo, находится под угрозой в западных странах. Когда весной датский активист и крайне правый агитатор Расмус Палудан сжег экземпляры Корана в различных городах Швеции, его регулярно встречали радикальные мусульманские толпы. В нескольких городах в результате насилия были нанесены серьезные повреждения полицейским машинам, общественному транспорту и частной собственности, многие из которых никогда раньше не видели в Швеции. Вместо того чтобы объяснять, что свобода вероисповедания влечет за собой свободу оскорблять религиозные чувства, ведущие политики, журналисты и ученые выступали за необходимость наложения особых ограничений на религиозную критику. В одной петиции сожжение экземпляров Корана, находящихся в частной собственности, сравнивалось с вандализмом в отношении мечетей, и ее подписали 38 000 человек, объявивших это преступлением на почве ненависти.
Даже бывший министр иностранных дел Швеции Ян Элиассон, который занимал пост заместителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в период с 2012 по 2016 год, считал некоторые ограничения богохульства разумными. Он написал в Твиттере, что «сожжение Корана следует рассматривать как этническую агитацию». Он добавил, что было «неразумно» выделять ресурсы полиции на защиту этих «очевидных преступлений» и что «уважение к нашей свободе слова фактически подрывается этими провокациями». Значительная часть населения, казалось, согласилась с ним, поскольку 28 процентов шведских граждан в опросе поддержали идею запрета демонстраций, которые могут оскорбить кого-либо или любую группу. Однако они упускают из виду то, что «наступательная» демонстрация варьируется от человека к человеку. Для некоторых парад гордости оскорбителен; для других это марш за жизнь; а для других это митинг за футбольную команду соперника.
Всегда лучше читать и обсуждать книги, чем сжигать их. Но в свободном обществе религиозные провокации или все, что считается оскорбительным для религиозных чувств, не могут ограничивать свободу выражения мнений. В результате активные религиозные дебаты, в которых нуждается Швеция, будут подавлены, а уязвимые люди, которые критикуют репрессивные формы ислама или отказываются от них, страдают. Международные примеры показывают, что законодательное «уважение» к религиозным чувствам — это просто еще одна форма закона о богохульстве, которую Швеция отменила в 1919 г.49.
Долгое время шведам запрещалось критиковать лютеранские догмы. В 1884 году, например, драматургу Августу Стриндбергу было предъявлено обвинение в издевательстве над Вечерей Господней. Но в то время как многие думали, что секуляризм и идеи просвещения покончат с такого рода догматическим мышлением, теперь у нас есть другие прогрессивные табу, которые следует рассмотреть сегодня. За короткое время Швеция, кажется, перешла от репрессивной лютеранской государственной церкви с малой терпимостью к еретикам к светской государственной идеологии с таким же низким признанием инакомыслящих, о чем я утверждаю в своей книге 9.0013 «Den första rättigheten: Frihet until религии, frihet från религии » (Timbro 2022) (« Первая свобода: свобода религии, свобода от религии »). Вместе с отменой культуры, которая все больше проникает в различные сферы общества, это порождает новую форму пуританства.
Когда Исследовательский центр Pew провел исследование поддержки демократических принципов в разных странах, только 53% шведов считали свободу вероисповедания очень важной, что было одним из самых низких показателей в Европе. При этом полная 96% считают гендерное равенство очень важным принципом. Поскольку Швеция входит в первую десятку стран с самым высоким гендерным равенством в мире, это неудивительно. В то же время наш основанный на консенсусе идеал «равенства» с трудом терпит религиозное выражение, которое отходит от светских норм.
Поэтому неудивительно, что постоянно повторяющиеся политические требования — особенно в дебатах о независимых религиозных школах и религиозном самовыражении на рабочем месте — о том, что религия должна быть частной, за которой следует признание того, что мы живем в светском обществе.
Выборы 2022 года в Швеции и их последствия показали несколько примеров этого. Примерно 70 независимых религиозных школ Швеции, которые посещает менее 1 процента всех учащихся, были названы «антидемократическими» тогдашним министром школ Линой Аксельсон Кильблом из партии социал-демократов. Религиозные элементы в государственном образовании также рассматриваются как демократическая проблема, но, по иронии судьбы, этого не говорится о прогрессивных принципах гендерной, гомосексуальной и критики норм в школах. Напротив, такие элементы называются «демократическими ценностями» и поэтому приветствуются, если не обязательны.
В то время как Закон о свободе вероисповедания 1952 года дал шведам безоговорочное право выйти из церкви Швеции, а также запретил религиозный тест для государственной службы, теперь от политиков требуется новое светское «признание». Когда депутат Юлия Кронлид от Шведских демократов, которая также является набожной христианкой, была назначена вторым заместителем спикера парламента, ее немедленно раскритиковали за ее взгляды на сотворение мира. В старом интервью 2014 года она выразила скептицизм по поводу теории эволюции и поддержку креационизма молодой Земли. Ее критика шведского либерального закона об абортах также использовалась в качестве топлива современной инквизицией, которой регулярно подвергаются христианские политики. Хотя Кронлид совсем недавно заявила, что изменила свое мнение об этих идеях, ее критики все еще настаивают. Это только доказывает, что светские охотники за ересью в современной Швеции по-прежнему не примут вас, даже если вы отречетесь.
До 1952 года Швеция долгое время была одной из худших стран с точки зрения свободы вероисповедания в Европе, и многие вольнодумцы и пиетисты бежали в Соединенные Штаты. Как подытожил историк Дик Харрисон: «Свобода вероисповедания в Швеции является историческим исключением». Для страны, которая сегодня гордится тем, что является самой прогрессивной и широко мыслящей нацией в мире, Швеция опоздала. Нам еще предстоит пройти долгий путь.
Джейкоб Руденстранд — заместитель генерального секретаря Шведского евангелического альянса.
Население: демографическая ситуация, языки и религии
Демографическая ситуация
Площадь Швеции составляет около 450 000 км 2 с расстоянием между крайней северной и южной точками почти 1 600 км. В географическом отношении в Швеции преобладают леса, озера и реки, но с большим разнообразием ландшафта, температуры и природных ресурсов, что влияет на условия для промышленности, сельского хозяйства и т. д. Граница с Норвегией проходит параллельно горному хребту. У побережья протяженностью 2 700 км расположены тысячи островов. Посевная площадь составляет около десяти процентов площади суши.
В 2019 году общая численность населения Швеции составила 10 327 589 человек. Население очень неравномерно распределено по стране, большая часть населения проживает в южной трети страны. Средняя плотность населения Швеции составляет 25,4 человека на 2 км (2019 г.).
Число шведов, проживающих в густонаселенных районах, неуклонно растет, и даже в некоторых густонаселенных районах возникают трудности с сдерживанием оттока людей. Однако наибольшие трудности испытывают малонаселенные районы с плохим транспортным сообщением и ограниченными возможностями трудоустройства. Независимо от того, где они живут, все дети и молодые люди в Швеции должны иметь равный доступ к системе государственного образования, а это означает, что муниципалитет должен обеспечить ежедневный транспорт, если обязательное школьное образование не может быть дано на определенном расстоянии от того места, где живет ребенок. В старших классах средней школы учащимся, возможно, придется добираться до более крупного города.
Население в разбивке по возрасту
Ожидаемая продолжительность жизни в Швеции в 2019 году составляла 84,7 года для женщин и 81,3 года для мужчин. Швеция в некоторой степени сталкивается с той же проблемой, что и большая часть Европы, со стареющим населением, хотя уровень рождаемости довольно высок. по сравнению со многими другими странами.
2019 | 2010 | 2000 | ||
Население | 10 327 589 | 9 415 570 | 8 882 792 | |
Живорождения 9000 3 | 114 523 | 115 641 | 90 441 | |
Смерти | 88 766 | 90 487 | 93 461 | |
Лиц <18 | 2 180 508 (21,1%) | 900 60 1 919 094 (20,4%)1 937 779 (21,8%) | ||
Лиц >64 | 2 065 367 (20,0%) | 1 737 246 (18,5%) | 1 530 887 (17,2%) |
2019 | 2010 | 2001 9 0063 | ||
Работающие | 68,3 % | 64,4 % | 67,1 % | |
Безработные | 6,8 % | 8,6 % | 5,8 % |
| 2019 | 2016 | 2 010 | 2000 |
Иммиграция (чел.) | 115 805 | 163 005 | 98 8 01 | 58 659 |
Эмиграция (чел.) | 47 718 | 45 878 | 48 853 | 34 091 |
Родившийся за границей
| 2 019 7 33 | 1 784 497 | 1 384 929 | 1 003 798 |
Родившиеся за границей, % от общей численности населения 0 11,3% |
Источник: Статистическое управление Швеции
Официальные языки и языки меньшинств
Официальные язык в Швеции шведский. В некоторых частях северной Швеции говорят на саамском и торнедальском финском (Meänkieli). Существует пять официальных языков меньшинств: саамский и торнедальский финский (автохтонные языки) и финский, цыганский и идиш (нетерриториальные языки). В определенной степени граждане имеют право использовать эти языки в отношениях с органами власти и судами. В некоторых районах они имеют право на уход за детьми и уход за пожилыми людьми на финском и саамском языках. Дети, говорящие на саамском языке, могут выбирать между обязательным посещением школы (grundskola) или саамской школой (sameskola) с обучением до шестого учебного года как на шведском, так и на саамском языках.
После Второй мировой войны рост иммиграции в Швецию привел к появлению ряда групп меньшинств, родным языком которых является не шведский, а другие языки. Детям, которые говорят дома не на шведском языке, предлагается обучение на родном языке (modersmålsundervisning) в обязательной школе и гимназии.
Наиболее распространенные языки
Наиболее распространенные языки в Швеции изменились за последние десятилетия из-за иммиграции.
2019 | 2012 | 2006 | |
The most spoken | Swedish | Swedish | Swedish |
2nd most spoken | Arabic | Finnish | Финский |
Третий по распространенности | Финский | Арабский | Сербохорватский |
Источник: Språktidningen
Религии
Христианство пришло в Швецию еще в 9 веке в основном в результате расширения торговли. Древние скандинавские религии постепенно заменялись. Несколько столетий спустя все монархи были христианами, и христианство стало официальной религией. Церковь принадлежала международной католической церкви до 1527 года, когда шведская государственная церковь была основана как протестантская церковь, основанная на лютеранских принципах.
В 1951 году был принят закон о свободе вероисповедания, позволяющий гражданам выходить из государственной церкви, не входя в другую религиозную общину. Раньше разрешалось выходить из государственной церкви, но только заниматься другой общиной. Роль шведской церкви в обществе с тех пор по своему характеру изменилась: большинство ее членов в настоящее время мало или совсем не связаны с регулярным богослужением на церковных службах. Раньше все дети, рожденные в Швеции, автоматически становились членами шведской государственной церкви, но с 1995 только крещеные становятся членами. 1 января 2000 года Шведская церковь отделилась от государства, и в Швеции больше нет государственной церкви.
В последние десятилетия наблюдается увеличение религиозного разнообразия. В результате иммиграции расширились Римско-католическая церковь, различные православные церкви, а также нехристианские религии, такие как ислам и буддизм. Еврейские общины существовали в Швеции с конца 18 века.
Крупнейшими религиозными общинами Швеции в 2016 г.