Запад | Corpus name: GNOME. License: not specified. References: http://opus.nlpl.eu/GNOME-v1.php |
север | |
Запад | |
Corpus name: KDE4. License: not specified. References: http://opus. | |
Юг | Corpus name: GNOME. License: not specified. References: http://opus.nlpl.eu/GNOME-v1.php |
север | |
Север | Corpus name: GNOME. License: not specified. References: http://opus.nlpl.eu/GNOME-v1.php |
юго-запад | |
север | |
северо-запад | |
центр-юг | |
северо-запад |
язык | север | юг | восток | запад |
---|---|---|---|---|
Аварскийav | шимал | къилаб | машрикъ | магъриб |
Азербайджанскийaz | şimal | cənub | şərq | qərb |
Английскийen | North | South | East | West |
Армянскийhy | հյուսիս | հարավ | արևելք | արևմուտք |
Башкирскийba | төньяҡ | көньяҡ | көнсығыш | көнбатыш |
Белорусскийbe | поўнач | поўдзень | усход | захад |
Болгарскийbg | север | юг | изход | запад |
Чувашскийcv | çурçĕр | кăнтăр | хĕвел тухăç | хĕвел анăç |
Венгерскийhu | észak | dél | kelet | nyugat |
Вепсскийvep | pohjoine | suvi | päivnouzm | päivlaskm |
Вьетнамскийvi | bắc | nam | tây | đông |
Датскийda | nord | syd | øst | vest |
Греческийel | βορράς | νότος | ανατολή | δύση |
Грузинскийka | ჩრდილოეთი [t͡ʃrdiloetʰi] | სამხრეთი [samxretʰi | აღმოსავლეთი [aɣmosavletʰi] | დასავლეთი [dasavletʰi] |
Индонезийскийid | utara | timur | selatan | barat |
Ирландскийga | tuaisceart | deisceart | oirthear | iarthar |
Исландскийis | norður | suður | vestur | austur |
Испанскийes | norte | sur | este | oeste |
Итальянскийit | nord (settentrione) | sud (mezzogiorno) | est (oriente) | ovest (occidente) |
Казахскийkk | Солтүстік (Теріскей) | Оңтүстік (Күңгей) | Шығыс | Батыс |
Каракалпакскийkaa | Arqa | Qubla | Shi’g’i’s | Bati’s |
Карачаево-балкарскийkrc | Шимал | Къыбыла | Кюнчыгъыш (Шаркъ) | Кюнбатыш (Гъарб) |
Китайскийzh | 北 [běj] | 南 [nán] | 東 [duŋ]] | 西 [si] |
Корейскийko | 북 [puk] (北) | 남 [nam] (南) | 동 [toŋ] (東) | 서 [sʲɔ] (西) |
Латгальскийltg | pūstumi | dīnavydi | reiti | vokori |
Латинскийla | septentrio | meridies | oriens | occasus |
Латышскийlv | ziemeļi | dienvidi | austrumi | rietumi |
Литовскийlt | šiaurė | pietūs | rytai | vakarai |
Луговомарийскийmhr | Йӱдвел | Кечывалвел | Эрвел | Касвел |
Немецкийde | Norden | Süden | Osten | Westen |
Нидерландскийnl | noorden | zuiden | oosten | westen |
Польскийpl | północ | południe | wschód | zachód |
Португальскийpt | Norte | Sul | Este (Leste) | Oeste |
Румынскийro | nord | sud | est | vest |
Русский | север | юг | восток | запад |
Сербскийsr | север | југ | исток | запад |
Словацкийsk | sever | juh | východ | západ |
Словенскийsl | sever | jug | vzhod | zahod |
Суахилиsw | kaskazini | kusini | mashariki | magharibi |
Таджикскийtg | шимол | ҷануб | шарк | ғарб |
Талышскийtly | кобәсон | ҹәнуб | шәрғ | ғәрб |
Токипонаartи | lete | seli | kama suno? | |
Турецкийtr | kuzey | güney | doğu | batı |
Татарскийtt | төньяк | көньяк | көнчыгыш | көнбатыш |
Удмуртскийudm | уйпал | лымшор | шундыӝужан | шундыпуксён |
Украинскийuk | північ | південь | схід | захід |
Узбекскийuz | shimol | janub | sharq | gʻarb |
Финскийfi | pohjoinen | etelä | itä | länsi |
Французскийfr | nord | sud (midi) | est | ouest |
Чешскийcs | sever | jih | východ | západ |
Шведскийsv | norr | söder | öster | väst |
Эсперантоeoи | nordo | sudo | oriento | okcidento |
Эстонскийet | põhi | lõuna | ida | lääs |
Японскийja | 北 [ki’ta] | 南 [mi’nami] | 東 [hi’gaʃi] | 西 [‘niʃi] |
Токаев предложил платить переселенцам почти 200 тысяч тенге
ЭкономикаПолучить короткую ссылку
121921
По поручению главы государства правительству нужно изучить данный вопрос в течение месяца и принять соответствующее решение
НУР-СУЛТАН, 22 окт — Sputnik. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил увеличить размер пособия переселенцам с 97 230 тенге до 194 460 тенге.
Он отметил, что вопрос переселения жителей с юга на север страны поднимался на заседаниях Национального совета общественного доверия.
Минтруда Казахстана предлагает увеличить выплаты безработным в период карантина
«Государство должно создавать максимально выгодные условия для мигрантов. Недавно я побывал с рабочей поездкой в Северо-Казахстанской области. В регионе самый низкий показатель по демографическому росту, однако область показывает хорошие результаты по привлечению в регион переселенцев. В регионе строятся новые жилые дома для переселенцев. Развивается система коммунальной инфраструктуры, строятся социально значимые объекты. В целях мотивации мигрантов предлагаю в качестве дополнительной меры увеличить размер пособия в два раза, то есть с 35 МРП (226 долларов — Sputnik) до 70 МРП (454 доллара)», — сказал Токаев на заседании Нацсовета общественного доверия в четверг.
Правительству нужно изучить данный вопрос в течение месяца и принять соответствующее решение, сказал Токаев.
Более 400 домов построят для переселенцев на севере Казахстана
Глава страны также добавил, что для переселенцев нужно создать специальный сайт на базе портала Еңбек.kz, где они смогут получить всю информацию о мерах государственной поддержки.
В Казахстане семьям переселенцев оказывается господдержка: материальная помощь на переезд, возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг, направление на краткосрочное профессиональное обучение при необходимости, а также содействие в трудоустройстве и развитии предпринимательства на новом месте жительства.
Также глава государства поручил решить жилищный вопрос этнических казахов, пожелавших вернуться на историческую родину.
Сколько этнических казахов проживают за рубежом
«Вопрос с обеспечением жилья «қандастар» – этнических казахов, пожелавших вернуться на историческую родину, не нашел еще полностью решения. У них есть возможность получить жилье только на один год – до тех пор, пока не истечет срок предоставления статуса «қандас». А после получения гражданства этот статус прекращается, и человек лишается возможности получить жилье. В связи с этим для наших «қандастар», которые получили гражданство, в случае переселения в северные регионы, государство должно обеспечить сохранение за ними очереди на жилье. Эта мера станет дополнительным стимулом для переселения граждан в трудодефицитные регионы», — сказал Токаев.
Напомним, в Казахстане исключили термин «оралман» — теперь этнического казаха, который проживал за пределами республики на момент приобретения суверенитета Казахстаном, будут называть «кандас».
С юга на север: как переехать — условия программы
В настоящее время на переезд выделяется единовременно 35 МРП на главу и каждого члена семьи.
Переселение казахстанцев ведется в рамках государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» из трудоизбыточных областей (Алматинская, Жамбылская, Мангистауская, Туркестанская, Кызылординская), а также из Нур-Султана и Шымкента.
Чем отличаются северные казахи от южных?
Как у одних родителей могут рождаться дети, совершенно не похожие между собой, так и представители одной и той же нации могут отличаться друг от друга. И чем дальше они находятся друг от друга, тем больше отличий. Например, Comode насчитал целых 12 различий между северными и южными казахами.1. Количество гостей на свадьбе
Как самый гостеприимный народ, казахи любят и умеют что-либо праздновать. Особое место в этих празднованиях занимают свадьбы. И ни для кого не секрет, что в этом вопросе южанам нет равных! Вот где ни одного, даже самого дальнего родственника, не оставят без пригласительного билета. В отличие от северных казахов, которые предпочитают скромные торжества с небольшим количеством гостей, южане устраивают приемы от 300 человек, празднуют до глубокой ночи и танцуют под песни Беркута с Аишей, Заттыбека и Акылбека Жеменея.
2. Отношение к холоду
Северные казахи не только берегут внутренние органы от тряски во время свадебных торжеств, но и свою внешность от раннего старения. А помогают им в этом более холодные климатические условия. Привыкшие к суровым зимам северные казахи легко переносят -25 зимой, тогда как лишенные природной криотерапии южане начинают мерзнуть в любую минусовую погоду.
3. Фамилия в паспорте
Северные казахи — народ степенный и стабильный: были «-овы/-евы» и остались «-овы/-евы». Зачем ввязываться в этот бюрократический квест, если люди все равно зовут друг друга по имени, правда? Вот южане пусть и меняют, они любят веселиться, и в ЦОНах им точно не будет скучно. К этому времени не только веселые, но и шустрые южане давно уже поменяли окончание своей фамилии на «-ұлы» и «-қызы». Вернулись к корням, так сказать!
4. Сәлем салу
Юг Казахстана свято чтит, помнит и соблюдает древние традиции. Особняком среди них стоит традиция «сәлем салу». После свадьбы молодая сноха каждый день совершает поклон перед старшими членами своей новой семьи в знак почтения и уважения. Снохи же северного Казахстана обычно совершают его только раз — на свадьбе. И к подобной профилактике радикулита относятся с подозрением.
5. Язык общения
В общении северных казахов преобладает русский язык. Оно и понятно. Соседство граничащих государств всегда вносило свои коррективы в язык общения местного населения. Зато в чисто казахском языке южан иногда проскальзывают узбекские нотки.
6. Соблюдение традиций
Юг Казахстана свято чтит, помнит и соблюдает древние традиции. Мы это, кажется, уже писали? Но написать еще раз не грех, потому что южане действительно свято чтят, помнят и соблюдают древние традиции казахов в разы больше, чем северные жители. Но зато западные казахи — единственные, кто до сих пор сумел сохранить добрую и красивую традицию «көрісу». Вроде бы сразу шах и мат. Но статья не о них.
7. Диалект
Ученые и языковеды до сих пор спорят, есть ли в Казахстане диалекты. Ведь диалект — это разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Мы не будем ввязываться в этот спор, но отметим, что есть такие слова у южан, которые северные казахи никогда не используют.
8. Разное произношение одних и тех же слов
Южанин может потерпеть холод, постарается ограничиться двумястами гостями на свадьбе, поздороваться на русском языке, но как только он скажет «болсай енді», он тут же выдаст свое происхождение. Ну и ладно, правда? Аняқта, на востоке вообще говорят «әгүршік» вмест «қияр», так что нормально айтыватырмыз.
9. Дни празднования торжественных мероприятий
Свадьба на юге, как аудиторская проверка — никогда не знаешь, когда нагрянет, как долго продлится и каким будет итог. Так что, если вы получили приглашение на свадьбу, то это не обязательно будет пятница или суббота. В отличие от северных братьев, южане совершенно спокойно могут назначить торжество на любой будний день. Дайын отыра берсей, в общем.
10. Культура чаепития
Порой количество чая в чашке, которое вам нальют на юге страны, просто бесит! Южане наливают чай ровно столько, сколько остается на дне выпитой чашки у северного казаха. Ну вот не положено наливать у них полную чашку, кесешку или пиалушку (подчеркнуть слово «пиалушка»). Это знак неуважения к гостю. Ведь чай надо пить горячим! А пока выпьешь полную чашку, чай уже и остынет. Традиции гостеприимства, понимаешь.
11. Посевные площади
Климатические и географические условия всегда определяли род занятий для жителей каждой местности. Поэтому северные казахи кормят страну хлебом, а южные балуют нас бахчевыми — арбузами и дынями!
12. Принадлежность к родам и жузам
Среди северных казахов больше всего «аргентинцев». Именно так прозвали в простонародье племя среднего жуза — аргынов. Юг же страны имеет в своем составе представителей как среднего жуза, так и некоторые племена старшего жуза.
Наш общий Казахстан
Конечно, эти отличия вовсе не призваны делить страну на север и юг. Они лишь показывают, насколько богата и разнообразна культура нашего народа. Ведь проживая на расстоянии 1700 км (для справки: это расстояние от северной границы страны до южной) друг от друга, мы все остаемся казахами и жителями большого и дружного Казахстана!
Автор: Aina Dosmakhambet
Несколько человек ранены в конфликте в селе Шорнак на юге Казахстана
В селе Шорнак, прилегающем к городу Кентау в Туркестанской области, в результате драки между сельчанами три человека получили ранения, один находится в тяжелом состоянии. Об этом Азаттыку сообщили 23 июля в областном управлении здравоохранения. Полиция сообщила, что начато расследование, задержаны четыре человека по подозрению в «хулиганстве».
Согласно заявлению департамента полиции Туркестанской области, в селе Шорнак между мужчиной и его односельчанами произошла «потасовка, переросшая в хулиганство». По данным полиции, позже к дому потерпевшего подъехали неизвестные лица, «которые стали забрасывать камнями его дом и дома» по соседству. В результате ранения получили три человека. Прибывший к месту участковый полицейский получил телесные повреждения, сказано в заявлении полиции.
По сообщениям в соцсетях, имела место драка между казахами и узбеками. В Шорнаке, селе с населением более 11 тысяч жителей, проживают преимущественно казахи и этнические узбеки. В полиции отрицают межэтнический характер инцидента.
На распространенной в социальных сетях видеозаписи запечатлен мужчина в полицейской форме со следами крови на рубашке и лице. На кадрах стоящие рядом с ним люди осуждают действия «закидывавших камнями». В заявлении департамента полиции сказано, что участковый инспектор «не допустил применения огнестрельного оружия» сельчанами.
Азаттык обратился за комментариями в акимат сельского округа Шорнак. Ответивший на звонок сотрудник сказал, что комментарии предоставляет только департамент полиции, акима, по его словам, нет на месте: он вышел вместе с сельскими старейшинами. На одном из распространившихся 23 июля в социальных сетях видео запечатлены люди в военной форме, а также сельчане, стоящие возле здания, похожего на школу.
Согласно сообщению управления здравоохранения Туркестанской области, трое жителей села Шорнак были доставлены 21 июля в отделение травматологии Туркестанской городской центральной больницы. В управлении Азаттыку сказали, что жители 1997 и 1998 года рождения получили ранения средней степени тяжести и угрозы их жизни нет. Еще один житель, 1998 года рождения, госпитализирован с ранением в глаз, его состояние оценивается как тяжелое.
На юге Казахстана вспыхнул конфликт между казахами и дунганами | Новости из Германии о событиях в мире | DW
Конфликт с полицейскими и групповая драка между жителями (дунганами и казахами) произошли в ряде населенных пунктов Кордайского района Жамбылской области. Волнения начались днем 7 февраля и продолжилось ночью 8 февраля.
Более 30 домов оказались разрушены, убиты 8 человек, более 40 — пострадало, задержаны 47 участников беспорядков, сообщает корреспондент DW.
По информации полиции Жамбылской области, днем 7 февраля полицейские, патрулировавшие село Сортобе Кордайского района, попытались остановить автомашину марки «Honda Odyssey», заметив несоответствие стандартам номерных знаков. Водитель (представитель этнического меньшинства — дунган. — Ред.) попытался скрыться, стражи порядка догнали его во дворе дома. Нарушитель и его родственники избили полицейских и забросали их машину камнями. Впоследствии двое из нападавших были задержаны. Им грозит крупный штраф или 3 года колонии.
Массовая драка в селе Масанчи
Вечером того же дня появилась информация о массовой драке на юге Казахстана — снова в том же регионе Жамбылской области, но уже в дунганском селе Масанчи, расположенном недалеко от границы с Киргизией. В селе проживает более 13 тысяч человек.
О причинах возникшего конфликта официально ничего не сообщается. Но, по словам главы ассоциации дунган Казахстана Хусея Даурова, молодые люди стреляли и жгли дома. «Горят дома. Идет массовая драка. Не просто драка, а прибывшие именно из других сел противоборствующие группировки стреляют по местным жителям, полиция ничего сделать не может», — рассказывал в момент происходящего Хусей Дауров.
В массовой потасовке, по данным МВД, приняли участие 400 человек. В ход шли металлические предметы, камни, огнестрельное оружие. Прибывшие полицейские попытались усмирить толпу, но участники драки на призывы успокоиться и соблюдать общественный порядок не реагировали. Ближе к ночи помимо Масанчи конфликтами были охвачены ещё два посёлка — Аухатты и Булан-Батыр.
Прибывшие из Алма-Аты дополнительные подразделения силовиков взяли ситуацию под контроль. Но, как заявил изданию КазТАГ Хусей Дауров, они это сделали с задержкой на целые сутки. Если бы они сделали это раньше, то беды можно было бы избежать.
Президент Токаев о конфликте на юге Казахстана
Президент Касым-Жомарт Токаев сделал первое заявление о событиях на юге страны в Твиттере: «Произошла групповая драка из хулиганских побуждений. Полиция нормализовала ситуацию, она взята под контроль. Виновные в нарушении общественного порядка будут привлечены к ответственности». Президент потребовал создать правительственную комиссию, которая должна разрешить последствия конфликта.
Мнение независимого эксперта о произошедшем на юге Казахстана
Но с точки зрения независимого политолога, общественного деятеля Казбека Бейсебаева, произошедшие события в Кордайском районе Жамбылской области показали, что в Казахстане не всё благополучно, как утверждают официальные структуры.
«На первый взгляд, казалось, что власти держат на особом контроле вопросы межэтнических отношений, есть даже особая структура в виде Ассамблеи народа Казахстана. А на деле, достаточно было одного конфликта и ситуация вышла из-под контроля. Полагаю, что конфликт был всего лишь поводом, а причины лежат глубоко. Судя всему, народ там уже давно чем-то недоволен и взвинчен и для конфликта достаточно было какого-то повода», — сказал в беседе с DW Бейсебаев. Эксперт считает, что события в Кордайском районе выявили целый пласт проблем, решение которых требует системного подхода со стороны властей.
По мнению собеседника DW, причины кроются в уклонении местных властей от решения социальных и бытовых вопросов, отсутствии работы в селах и формальное отношение правительства страны к политике межэтнического согласия, которой по сути сегодня занимается лишь Ассамблея народов Казахстана, да и то чисто формально.
Между тем, как передает корреспондент DW, силовики 8 февраля оцепили в Алма-Ате самый большой вещевой рынок в районе Заря Востока, где проживают уйгуры, дунгане и китайцы. А по сообщениям СМИ из Киргизии на пунктах «Кен-Булун-автодорожный» и «Токмок-автодорожный» зафиксировано увеличение пассажиропотока из Казахстана в Киргизию. Хотя по данным КНБ Казахстана, ничего подобного не наблюдается.
Смотрите также:
Погромы, поджоги и массовая драка. Что произошло в селе на юге Казахстана
В казахском селе Масанчи, значительную часть населения которого составляют этнические дунгане, вечером 7 февраля произошла массовая драка. Жертвами беспорядков стали десять человек, еще несколько десятков пострадали. Власти утверждают, что причиной драки стали бытовые разногласия. По другим данным, речь может идти о межэтническом конфликте. Собрали все, что известно о произошедшем.
Что случилось в Масанчи
Бытовая драка или межэтнический конфликт?
Власти Казахстана обвиняют в случившемся неких провокаторов. «Произошла трагедия, погибли люди. К сожалению, это стало возможным благодаря провокаторам, которые подстрекали перевести бытовой конфликт в межэтническую плоскость», – сказал министр информации и общественного развития Казахстана Даурен Абаев (его цитирует ТАСС).
Об этом также заявил президент республики Касым-Жомарт Токаев. «Произошла групповая драка из хулиганских побуждений. Этим попытались воспользоваться провокаторы», – написал он в Twitter, пообещав, что виновные будут наказаны.
Ситуацию в селе, по словам президента, удалось нормализовать. Однако он поручил создать правительственную комиссию, которая займется ликвидацией последствий беспорядков и выяснением причин. «Сейчас важно успокоить население», – подчеркнул Токаев.
Версия местных жителей, которую приводит «Радио Азаттык», противоречит заявлению властей. По их словам, вечером в пятницу несколько сотен неместных мужчин приехали в Масанчи и соседние села, подожгли дома, магазины, принадлежащие этническим дунганам, разгромили автомобили и атаковали сельчан.
Как сообщает радиостанция, все сожженные дома в Масанчи принадлежат дунганам. «Азаттык» также передает, что 8 февраля недалеко от села собралось около 200 человек – этнических казахов, которые потребовали отпустить задержанных участников драки.
Ситуация на границе
Села, в которых произошли погромы, находятся на киргизско-казахстанской границе. После драки государственная пограничная служба Киргизии сообщила «Интерфаксу» о росте пассажиропотока из Казахстана – в основном за счет женщин и детей. В связи с этим пункты пропуска были переведены на усиленный режим работы.
В воскресенье телеканал «Хабар-24» сообщил, что из района, где произошли массовые беспорядки, 7 февраля выехали около 7000 человек. На следующий день они начали возвращаться обратно. Чтобы облегчить эту процедуру, введен упрощенный режим.
Запад | Название корпуса: GNOME. Лицензия: не указано. Ссылки: http://opus.nlpl.eu/GNOME-v1.php |
север | |
Запад | |
Название корпуса: KDE4.Лицензия: не указано. Ссылки: http://opus.nlpl.eu/KDE4-v2.php | |
Юг | Название корпуса: GNOME. Лицензия: не указано. Ссылки: http://opus.nlpl.eu/GNOME-v1.php |
север | |
Север | Название корпуса: GNOME.Лицензия: не указано. Ссылки: http://opus.nlpl.eu/GNOME-v1.php |
юго- запад | |
север | |
северо- запад | |
центр- юг | |
Название корпуса: KDE4. Лицензия: не указано. Ссылки: http://opus.nlpl.eu/KDE4-v2.php | |
северо- запад |
Чем отличаются северные казахи от южных?
Как у одних родителей могут рождаться дети, совершенно не похожие между собой, так и представители одной и той же нации могут отличаться друг от друга. И чем дальше они друг находятся от друга, тем больше отличий.Например, Comode обнаружал целых 12 различий между северными и южными казахами.1. Количество гостей на свадьбе
Как самый гостеприимный народ, казахи любят и умеют что-либо праздновать. Особое место в этих празднованиях занимают свадьбы. И ни для кого не секрет, что в этом вопросе южанам нет равных! Вот где ни одного, даже самого дальнего родственника, не оставят без пригласительного билета.В отличие от северных казахов, которые предпочитают скромные торжества с небольшим количеством гостей, южане устраивают приемы от 300 человек, празднуют до глубокой ночи и танцуют под песню Беркута с Аишей, Заттыбека и Акылбека Жеменея.
2. Отношение к холоду
Северные казахи не только берегут внутренние органы от тряски во время свадебных торжеств, но и свою внешность от раннего старения.А помогают им в этом более холодные климатические условия. Привыкшие к суровым зимам северные казахи легко переносят -25 зимой, тогда как лишенные природной криотерапии южане начинают мерзнуть в любую минусовую погоду.
3. Фамилия в паспорте
Северные казахи — народный степенный и стабильный: были «-овы / -евы» и остались «-овы / -евы». Зачем ввязываться в этот бюрократический квест, если люди все равно зовут друг друга по имени, правда? Вот южане пусть и меняют, они любят веселиться, и в ЦОНах им точно не будет скучно.К этому времени не только веселые, но и шустрые южане давно уже поменяли окончание своей фамилии на «-ұлы» и «-қызы». Вернулись к корням, так сказать!
4. Сәлем салу
Юг Казахстана чтит, помнит и соблюдает древние традиции. Особняком среди них стоит традиция «сәлем салу». После свадьбы молодой сноха каждый день совершает поклонение перед старшими членами новой семьи в знак почтения и уважения.Снохи же северного Казахстана обычно совершают его только раз — на свадьбе. И к подобной профилактике радикулита с подозрением.
5. Язык общения
В общении северных казахов преобладает русский язык. Оно и понятно. Соседство граничащих государств всегда вносило коррективы в язык общения местного населения. Зато в чисто казахском языке южан иногда проскальзывают узбекские нотки.
6. Соблюдение традиций
Юг Казахстана чтит, помнит и соблюдает древние традиции. Мы это, кажется, уже писали? Но написать еще раз не грех, потому что чтоане действительно свято чтят, помнят и соблюдают древние традиции казахов в разы больше, чем северные жители. Но зато западные казахи — единственные, кто до сих пор сумел сохранить добрую и красивую традицию «көрісу». Вроде бы сразу шах и мат.Но статья не о них.
7. Диалект
Ученые и языковеды до сих пор спорят, есть ли в Казахстане диалекты. Ведь диалект — это разновидность языка, употребляемая как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Мы не будем ввязываться в этот спор, но отметим, что есть такие слова у южан, которые северные казахи никогда не используют.
8.Разное произношение одних и тех же слов
Южанин может потерпеть холод, постарается ограничиться двумя гостями на свадьбе, поздороваться на русском языке, но как только он скажет «болсай енді», он тут же выдаст свое происхождение. Ну и ладно, правда? Аняқта, на востоке вообще говорят «әгүршік» вместимость «қияр», так что нормально айтыватырмыз.
9. Дни празднования торжественных мероприятий.
Свадьба на юге, как аудиторская проверка — никогда не знаешь, когда нагрянет, как долго продлится и каким будет итог. Так что, если вы получили приглашение на свадьбу, то это не обязательно будет пятница или суббота. В отличие от северных братьев, южане совершенно спокойно могут назначить торжество на любой будний день. Дайын отыра берсей, в общем.
10. Культура чаепития
Порой количество чая в чашке, которое вам нальют на юге страны, просто бесит! Южане наливают чай ровно столько, сколько остается на дне выпитой чашки у северного казаха.Ну вот не положено наливать у них полную чашку, кесешку или пиалушку (подчеркнуть слово «пиалушка»). Это знак неуважения к гостю. Ведь чай надо пить горячим! А пока выпьешь полную чашку, чай уже и остынет. Традиции гостеприимства, понимаешь.
11. Посевные площади
Климатические и географические условия всегда определяли родовые занятия для каждой местности. Поэтому северные казахи кормят страну хлебом, а южные балуют нас бахчевыми — арбузами и дынями!
12. Принадлежность к родам и жузам
Среди северных казахов больше всего «аргентинцев». Именно так прозвали в простонародье племя среднего жуза — аргынов. Юг же страны имеет в своем составе представителей как среднего жуза, так и некоторые племена старшего жуза.
Наш общий Казахстан
Конечно, эти отличия не призваны делить страну на север и юг. Они лишь показывают, насколько богата и разнообразна культура нашего народа.Ведь проживая на расстоянии 1700 км (для справки: это расстояние от северной границы страны до южной) друг от друга, мы все остаемся казахами и жителями большого и дружного Казахстана!
Автор: Айна Досмахамбет
Токаев использует переселенцам почти 200 тысяч тенге
ЭкономикаПолучить короткую ссылку
1219 2 1
По поручению правительства правительства государства нужно изучить данный вопрос в течение месяца и принять соответствующее решение
НУР-СУЛТАН, 22 окт — Sputnik. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев увеличивает размер пособия переселенцам с 97 230 тенге до 194 460 тенге.
Он отметил, что вопрос переселения с народа северных стран на заседании национального совета общественного доверия.
Минтруда Казахстана предлагает увеличить выплаты безработным в период карантина
«Государство должно создать максимально выгодные условия для мигрантов. Недавно я побывал с рабочей поездкой в Северо-Казахстанской области.В регионе самый низкий показатель по демографическому росту, однако область показывает хорошие результаты по привлечению в регион переселенцев. В регионе строятся новые жилые дома для переселенцев. Развивается система коммунальной инфраструктуры, строятся социально значимые объекты. В качестве модели мотивации мигрантов предлагаю в качестве дополнительной меры увеличить размер пособия в два раза, то есть с 35 МРП (226 — Sputnik) до 70 МРП (454 доллара) », — сказал Токаев на официальном Нацсовета общественного доверия в четверг.
Правительству нужно изучить данный вопрос в течение месяца и принять соответствующее решение, сказал Токаев.
Более 400 домов построят для переселенцев на севере Казахстана
Глава страны также добавил, что для переселенцев нужно создать специальный сайт на базе портала Еңбек.kz, где они могут получить информацию о мерах государственной поддержки.
В Казахстане семьям переселенцев оказывается господдержка: материальная помощь на переезд, возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплату коммунальных услуг, направление на краткосрочное профессиональное обучение при необходимости, а также содействие в трудоустройстве и развитии предпринимательства на новом месте жительства.
Также глава государства поручил решить жилищный вопрос этнических казахов, пожелавших вернуться на историческую родину.
Сколько этнических казахов проживают за рубежом
«Вопрос с жилищем» қандастар «- этнических казахов, пожелавших вернуться на историческую родину, не нашел еще полностью решения. У них есть возможность получить жилье только на один год — до тех пор, пока не истечет срок предоставления статуса» қандас «. А после получения гражданства этот статус прекращается, и человек лишается возможности получить жилье.В связи с этим для наших «қандастар», которые получили гражданство, в случае переселения в северные регионы, государство обеспечивает сохранение за ними в очереди на жилье.
: Эта мера расширяет стимулом для граждан в трудодефицитные регионы », — сказал Токаев.Напомним, в Казахстане исключили термин «оралман» — теперь этнического казаха, который проживал за пределами республики на момент приобретения суверета Казахстаном, будут называть «кандас».
С юга на север: как переехать — условия программы
В настоящее время на переезд выделяется единовременно 35 МРП на главу и каждого члена семьи.
Переселение казахстанцев ведется в рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» из трудоизбыточных областей (Алматинская, Жамбылская, Мангистауская, Туркестанская, Кызылординская), а также из Нур-Султана и Шымкента.
Несколько человек ранены в конфликте в селе Шорнак на юге Казахстана
В селе Шорнак, прилегающем к городу Кентау в Туркестанской области, в результате драки между сельчанами три человека получили ранения, один находится в тяжелом состоянии.Об этом Азаттыку сообщили 23 июля в областном управлении здравоохранения. Полиция сообщила, что начато расследование, задержаны четыре человека по подозрению в «хулиганстве».
Согласно заявлению департамента полиции Туркестанской области, в селе Шорнак между мужчиной и его односельчанами произошла «потасовка, переросшая в хулиганство». По данным полиции, позже к домупевшего подъехали неизвестные лица, «стали забрасывать камнями его дом и дома» по соседству. В результате ранения получили три человека.Прибывший к месту полицейский получил телесные повреждения, сказано в заявлении полиции.
По сообщениям в соцсетях, место драка между казахами и узбеками. В Шорнаке, селе с населением более 11 тысяч жителей, проживают преимущественно казахи и этнические узбекистанцы. В полиции отрицают межэтнический инцидента.
Международные сетевые службы печати запечатлен мужчина в полицейской форме со следами крови на рубашке и лице. На кадрах стоящие рядом с ним люди осуждают действия «закидывавших камнями».В заявлении департамента полиции сказано, что участковый инспектор «не допустил применения огнестрельного оружия» сельчанами.
Азаттык обратился за комментариями в акимат сельского округа Шорнак. Ответивший на звонок сотрудник сказал, что предоставил только департамент полиции, акима, по его словам, нет на месте: он вышел вместе с сельскими старейшинами. На одном из распространившихся 23 июля социальных сетей запечатлены люди в военной форме, а также сельчане, стоящие возле здания, похожего на школу.
Согласно сообщению управления здравоохранения Туркестанской области, трое жителей села Шорнак были доставлены 21 июля в отделение травматологии Туркестанской городской центральной больницы. В управлении Азаттыку сказали, что жители 1997 и 1998 года рождения получили ранения средней степени тяжести и угрозы их жизни нет. Еще один житель, 1998 года рождения, госпитализирован с ранением в глаз, его состояние оценивается как тяжелое.
В СКО на ПМЖ с юга в Аккайынском районе переедут 52 семьи
Семья Ибраимовых переехала на север страны в декабре прошлого года из Жамбылской области.Там, на малой Родине они начали строить новую жизнь. На ПМЖ переселились в село Астраханку.
От государства чета получила новый дом. Причиной переезда из трудоизбыточного района, как признается глава семьи, отсутствие каких-либо перспектив для детей и работы.
Нурлан Ибраимов, житель с.Астраханки, Аккайынский район:
— Получили подъемные, квартирные тоже. С отоплением помогли- 3 кубометра дров.Картофель местный акимат дал. Как могли — помогли. Совет ветеранов помог. Диван, парты, кровати детям выделили.
В семье 6 человек. Четверо детей ходят в школу. Обучаются на родном казахском языке, и на русском. Трудится мужчина, к слову, в детском лагере, а его супруга Карлыгаш воспитателем в местном мини-центре.
Карлыгаш Айылшиева, жительница с.Астраханки, Аккайынский район:
— К жизни на севере страны мы уже привыкли.Детям здесь очень нравится. У нас хорошие взаимоотношения с сельчанами. Даже когда я говорю на русском «Здравствуйте», мне отвечает всегда на казахском. Мне это приятно. Надеюсь, в будущем у нас все будет нормально.
До переселения в СК чета занималась разведением домашнего скота. Продолжить это дело планируют и на новом месте. Но пока Ибраимовы посадили картофель на своем участке.
Нурлан Ибраимов, житель с.Астраханки, Аккайынский район:
— А какие планы у вас?
-Хозяйство развести, детей поднимать, а какие еще планы могут быть? Детям нравится здесь. Красота, лес в Астраханке. Не в степи живем. Рядом город и район. Развязка здесь есть.
В прошлом году по программе переселения в Аккайынский район из трудоизбыточных регионов приехали 190 соотечественников. Всех обеспечили жильем, трудоустроили, а 7 человек получили гранты на разведение КРС. В 2020-планируют встретить 52 семьи.
Ержигит Данебаев, директор центра занятости населения Аккайынского района:
— Все люди, которые приехали на север страны — довольны.Им нравится. Не встречали таких, кто пожалел о переезде. Есть переселенцы, которые хотят открыть личное дело. Мы помогаем им в этом. Государством предусмотрено 500 тысяч тенге для открытия бизнеса. Также помогаем, получить микрокредиты под 6%, есть многодетные семьи, получающие под 4%.
Свой бизнес в Аккайынском районе уже открыли 11 переселенцев.
Абай Альжанов
Селом бить: с чем связан конфликт на юге Казахстана | Статьи
На юге Казахстана произошла массовая драка. Восемь человек погибли, еще 40 получили ранения (позднее власти сообщили об увеличении числа погибших до 10 человек, обратившихся в больницы — до 165). В том числе ножевые и огнестрельные. Зачинщики стреляли в полицейских, а также кидали в них металлические предметы и камни. Власти уверяют, что причиной произошедшего стал бытовой конфликт. Однако учитывая, что в этом районе проживают дунгане, в соцсетях пишут, что в этом районе проживают межнациональные конфликты. Что стало причиной такой бойни и что ожидать дальше, разбирались «Известия».
Встретили камнями и арматурой
7 февраля, на часах 14:10, сотрудники дорожной полиции в селе Сортобе, расположенном на юге Казахстана, останавливают машину марки Honda Odyssey. В ходе проверки происходит много раз, что водитель неоднократно совершал административные правонарушения. Полицейские требуют, чтобы водитель проехал с ними в участок. Однако вместо этого он прыгает в машину, пытаясь скрыться. Полицейские бросаются в погоню.
Машина останавливается около одного из домов.Водитель скрылся там. Стражей порядка встречают его родственники. В их руках камни и металлические предметы. Полицейских сильно избили, повреждения получила и служебная машина .
«Составлен административный протокол по статьям 590« Нарушение правил эксплуатации транспортных средств »и 230« Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном страховании »», — примерно так описывают в пресс-службе департамента полиции произошедшее в селе Сортобе. Двоих нападавших задержали, им грозит крупный штраф или три года колонии.
Фото: соцсети
Этот инцидент , скорее всего, не привлек к себе столь повышенного внимания, если через пару часов в паре километров селе Масанчи не произошел еще один конфликт, вылившийся в настоящую бойню.
Соцети разжигают
Его причины пока умирают. Выдвигаются разные версии произошедшего. По одной из них, драку спровоцировал конфликт, в результате которого пострадал 82-летний местный житель. В настоящее время он находится в больнице. Доподлинно известно одно: вечером в селе началась драка, в которой, по словам очевидцев, участвовали «агрессивно настроенные местные жители».
Таких масштабов конфликт достиг после того, как драку стали снимать на видео и выкладывать в мессенджеры и соцсети, — после этого из соседних населенных пунктов еще порядка 300 человек. По словам полицейских, «провокаторы конфликта через соцсети вызываютли граждан к противозаконным действиям».
В результате погибли восемь человек. «40 участников [массовой драки] получили телесные повреждения и огнестрельные ранения. Различные травмы получили сотрудники полиции, в том числе двое — огнестрельные ранения », — сообщил этот министр внутренних дел Казахстана Ерлан Тургумбаев. Полицейские задержали 47 человек.
Фото: Алампир / www.qalampir.uz
Стражи порядка долгое время не могли взять ситуацию под контроль. Участники конфликта стреляли в них, бросали в них камни и металлические предметы. В 5:30 в село вошли военные.
В ходе беспорядков повреждены и сожжены порядка 30 домов, свыше 20 машин и десятка магазинов .
Позже конфликт перекинулся на села Аухатты и Булан-Батыр. По периметру населенных пунктов выставили блок-посты.
Версии произошедшего
Полицейские утверждают, что конфликт исчерпан. «Драка локализована, всё под контролем, зачинщиков и участников», — говорится в официальном заявлении местного департамента полиции.
Существуют разные версии произошедшего. Авторы telegram-каналов в соцсетях утверждают, что причиной стал межэтнический конфликт между казахстанской молодежью и дунганской.
Масанчи называют неофициальной столицей дунган Казахстана. Всего здесь проживают 13 тыс. жителей, из них 90% — представители дунганской диаспоры, по 5% — русские и казахи .
Дунгане переселились в этом районе [Масанчи и Сортобе] в XIX веке из Китая из-за преследований со стороны Циньской династии.
Официальные органы власти заявляют, что причиной драки в Жамбылской области на юге Казахстана стал бытовой конфликт. «Произошла трагедия, погибли люди. К сожалению, это стало возможным благодаря провокаторам, которые подстрекали перевести бытовой конфликт в межэтническую плоскость. «Сейчас предприняты все меры для стабилизации положения», — сообщил министр информации и общественного развития страны Даурен Абаев.
Фото: Tengrinews / Шокан Алхабаев через REUTERS
Произошедшее пишет и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.По его словам, это «конфликт между местными жителями, которыми воспользовались провокаторы».
Стражи порядка просят «не распространять недостоверную информацию и фейковые сообщения — за это уголовная ответственность». Однако местные жители уверены, что нынешний конфликт носит не бытовой, а межэтнический характер . В частности, такой точки зрения придерживается глава Ассоциации дунган Казахстана Хусей Дауров, дом которого находится в Сортобе. По его словам, ночью в Масанчи молодые люди подожгли десятки домов.
«Они тут машины жгут, Дом культуры, магазины, центр — всё разбили. У нас тут две полицейских машин, приехали большие грузовые машины с ОМОНом, перекрыты дороги, казахстанцы вооруженные ходят. Казахстанцы с дунгами сцепились, в Масанчи здесь всё перегромили, два дома до сих пор горят, сирены воют, такой шум стоит. Местные жители боятся выйти на улицу. Въезды перекрыты. Всё оцеплено », — рассказала« Известиям »одна из жительниц села Масанчи о том, что происходит днем 8 февраля.
Местные жители встретились с представителями власти властей.Они требуют, чтобы освободили задержанных участников беспорядков.
Фото: Tengrinews / Шокан Алхабаев через REUTERS
Тем временем в соцсетях звучит призывы «громить рынки», сообщается о том, что «дунгане бегут в Киргизию через границу», а также о том, что власти «закрыли границу». Официально эта информация не подтверждается. В погранслужбе сообщили, что «через пропуска работают в штатном режиме, увеличения или уменьшения потока граждан не наблюдается».Также известно, что в регионе не вводят режим чрезвычайной ситуации.
По словам профессора Казахстанско-Немецкого университета Рустама Бурнашева, в этом районе проживали довольно мирно, ранее не было серьезных столкновений народ.
«Этот конфликт не имеет какой-либо исторической глубины, также нельзя сказать, что он системный. С моей точки зрения он довольно локальный и не должен предполагать какие-то глобальные изменения для страны. При этом конфликты всегда говорят о том, что накопились какие-то вопросы, надо решать », — рассказал эксперт« Известиям ».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Парадоксы статистики казахского Юга
В почти доковидные времена, десять месяцев назад, на расширенном правительстве Республики Казахстан президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что программа «Цифровой Казахстан» реализует недостаточно быстро и качественно. «Главная проблема — разрозненность и неактуальность баз данных. Интеграция баз данных должна стать приоритетом номер один. Из 196 интеграций, запланированных на 2019 год, не завершены 40 ».То есть только в прошлом году планировалось интегрировать почти 200 баз данных, а сколько было запланировано на текущий год и что уже реализовано — неизвестно.
Да, с тех пор многое поменялось и в стране, и в мире. В Казахстане, к примеру, Комитет по статистике стал называться Бюро по статистике, которое перешло от министерства национальной экономики под крыло нового Агентства по стратегическому планированию и реформам. Предполагалось, что вышедшее из-подведения правительства по статистике станет актуальными данными по стране.
Между тем пока этого так и не произошло. Qmonitor решил проверить сведения об объемах пенсионных накоплений и количестве индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков, сравнив данные ЕНПФ от 1 января и от 1 ноября 2020 года. Как мы помним, социально-ответственное государство в чрезвычайных ситуациях и после него помогало гражданам как продуктами питания, так и социальными выплатами размером в 42500 тенге на случай потери в с введением ограничительных мероприятий. Выплата 42500 тенге предполагалась нескольким категориям, в том числе «физическими лицами, являющимися плательщиками единого совокупного платежа». Этим физическим лицом, ранее работавшим самостоятельно и не уплачивающими никакими платежами в бюджет, предложили разово заплатить единый социальный платеж. Соответственно, если человек впервые заплатил обязательный пенсионный взнос, на его имя в Едином накопительном пенсионном фонде открывается индивидуальный пенсионный счет вкладчика.
И вот тут случилось ожидаемое.С января по ноябрь в системе Единого накопительного пенсионного фонда появилось 965 тысяч 257 новых индивидуальных пенсионных счетов. То есть плюс миллион новых вкладчиков, которые, возможно, будут в последующем участвовать в накопительной пенсионной системе. Разумеется, тут и демонстрация создания новых рабочих мест, и вообще устойчивость пенсионной и финансовой системы до 2050 года.
Но обратимся к цифрам. Qmonitor взял за основу отчеты о размере пенсионных накоплений и количеству ИПС вкладчиков по областям / городам РК по состоянию на 1 января и на 1 ноября 2020 года. Оказалось, что за период количество новых ИПС выросло, например, в Алматы, всего на полтора процента. В целом, участники сообщества, точнее восьми области и городов обеспечивают себя адекватно сложившейся ситуации и на 42500 тенге с помощью отчисления ЕСП подали не более 5 процентов ранее не имеющими счетов в ЕНПФ. В пяти областях ЕСП оплатили уже от 5 до 10% впервые открывших счета.
Удивительным образом повели себя жителей южных регионов. В Кызылординской и Жамбылской области число впервые оплативших ЕСП увеличилось за исследуемый период на 17 процентов, в Алматинской — на 27,9 процента, а в Шымкенте — на 33,5.
Особенно интересен город республиканского значения Шымкент. При численности населения в 1,062 млн человек (сюда входят младенцы, дети, молодежь, работающее население и пенсионеры) в городе зарегистрировано 1,309 миллионов индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков. Даже если предположить, что внимательные и заботливые родители заранее открыли ИПС своим младенцам, остается неясным, откуда за 10 месяцев в славном городе появилось 328152 новых ИПС.