Житель страны где раньше персия была: Житель страны, где раньше Персия была

Содержание

Персия — Страница 3 — Raretes

Содержание

Соседство земледельцев и кочевников

Раньше было сказано, что Персия занимает такое же пространство, как Австро-Венгрия, Германия и Франция вместе. Но в Европе в этих государствах живет 150 миллионов людей, а в Персии 10, а по другим сведениям едва 8 миллионов жителей. Это составляет около 5 ч. на 1 квадратный километр; иными словами, Персия по плотности населения то же, что наша холодная Сибирь. Пустыни Ирана обширны, горные цепи высоки, длинны и широки, но зато ведь климат Ирана куда теплее среднеевропейского : в южной Персии вольно растут финиковые пальмы, а в северной дикий виноград взвивается до верхушек высочайших деревьев. Греческий ученый древности Страбон сообщает, что в его время урожаи в персидской области Сузиане давали сам сто, иногда сам двести. Если это и преувеличено, то не слишком, потому что и теперь в разоренной Персии обычный урожай пшеницы сам 15 — 20, т. е. столько же, сколько дают лучшие черноземные местности южной России. Полагают, и не без основания, что при цветущем состоянии персидская страна могла бы прокормить до 200 миллионов жителей.
Земли, годные для обработки, составляют не более 1/5 всего пространства; пустыни, в которых никто никогда не сможет жить, занимают около 1/10 страны. Остальное — степи, лишенные достаточного количества воды и годные лишь для кочевников.
Какова земля, таковы и жители и их занятия. Орошенные пространства, усеянные полями, садами и огородами, занимают цвет и ядро персидского народа — таджики, т. е. крестьяне, потомки древних мидян и персов, к которым в течение тысячелетий примешивались разные выходцы из других стран — арабы, халдеи, сирийцы, греки, армяне, турки и монголы, даже индусы. Примесь посторонней крови, конечно, отразилась на типе и характере персов, но не в такой степени, чтобы стереть с лица народа основные черты.
Между этими земледельцами почти везде, часто бок о бок с ними, обитают кочевые племена, большей частью турецкого происхождения, которые явились в страну в разные времена и при разных обстоятельствах, задержались в ней, а не ушли дальше. Кочевники эти вследствие своей подвижности, воинственности и насильнического характера плохо подчинялись государственной власти и тяжко обижали земледельцев. С течением времени грубый тип их облагородился от браков на красивых персиянках и приблизился к персидскому.
Одни из них пришли в разное время из центральной Азии, к ним принадлежат, например, каджары, из рядов которых вышли основатели нынешней династии. Другие кочевники издавна обитали в стране и принадлежат к разным арийским племенам, например, курды, дикие луры в западной и юго-западной Персии. Наконец, на границе Месопотамии кочуют арабские бедуины. Всех кочевников персы называют словом илят. Шер-нишины это те из них, которые начинают обращаться к земледелию и становятся оседлыми, поселяясь в городах.
Конечно, кочевники, приходившие в Персию дикими и грубыми, неизбежно подпадали влиянию культурных персиян. Они перенимали от последних все, но, как и следовало ожидать, до сего дня относятся к оседлым таджикам с величайшим презрением, часть которого приходится и на долю шер-нишинов, считаемых за выродков. Живя кочевой жизнью, родовым бытом, высоко ставя свое положение, кочевники Персии поставляют шахам лучшие конные войска. Но зато они непослушны, несговорчивы, полунезависимы, при всякой смуте до нельзя усиливают ее своим хищничеством, а в мирное время нередко прибегают к открытому разбою, особенно туркмены и балуджи восточной Персии.

Внешность и одежда персиян

Как ни много примесей в крови персидского народа, однако оседлые жители ее почти везде обнаруживают черты сходства. Персидский тип принадлежит к числу самых красивых и благородных. Персияне смуглые брюнеты. Высокий, часто необыкновенно стройный рост, пропорциональное сложение мускулистого тела, грациозная, плавная походка, медленные, спокойные, полные достоинства манеры; прекрасной формы голова, с овально правильным лицом, высоким лбом и густыми сходящимися на переносье бровями, под правильной дугой которых серьезно сияют большие томные глаза с карим глазком и желтоватым белком; длинный, но правильный нос, роскошная борода, волосы в локонах, наконец, небольшие красивые руки и ноги — все указывает, что персияне принадлежат к благороднейшим представителям арийского племени. Когда молодой, стройный, как кипарис, персиянин медленно проходит по восточному базару, где кишат представители разных народностей, сразу же бросается в глаза все отличие чистого представителя кавказской расы от киргизов, татар, китайцев и других монголов.

Девушка из горного племени западной Персии

Особенно красивы бывают юноши и девушки. В глухих деревнях на склонах Эльбруса, в горах южной Персии, среди населения, уединившегося от нашествий, древний тип сохранился в большей чистоте. Здесь встречаются удивительные красавцы и красавицы. Но бесчисленное множество калек, больных отвратительными накожными болезнями с язвами и ранами по всему телу, затем тяжкий труд при скудном питании быстро безобразят и старят персиян, особенно женщин, положение которых у простонародья мало отличается от положения рабочего скота. Угнетенное, приниженное состояние духа, дурные наклонности, воспитываемые строем жизни в этой стране бесправия, грабежа и произвола, как, например, лицемерие, льстивость, лживость, нередко безобразят выражение лица персиян не меньше, чем тяжелые условия существования калечат тело.

Уход за своей особой и соблюдение чистоты тела общеприняты, так как того требует религия. Для этого у любителей чистоты служат частые обмывания, если не всего тела, то рук, ног и лица. Голову бреют наголо или оставляют на висках или на темени длинные локоны, бороду подстригают, и очень многие красят ее краской хенной в красный или оранжевый цвет, той же краской красят ногти. Длинные волосы отпускают одни дервиши и женщины.

Образованный персиянин — ахун или учитель

Обычная одежда персиян состоит из длинного суконного, но чаще ситцевого кафтана темного цвета, а у щеголей яркого — розового или голубого, из широких восточного покроя шальвар и белых «гиве» — род обуви, или излюбленные восточными людьми туфли. Вокруг пояса обмотан широкий узорный пояс, складки которого служат всем, чем угодно — это кошелек, саквояж, канцелярия и арсенал, смотря по роду занятий. Голову чаще всего украшает характерная шапка, черная барашковая или войлочная, высокая, слегка суживающаяся кверху и с типичным провалом наверху, как верхушка двуглавого вулкана.

Многие носят овальной формы папаху или чалму, нередко представляющую моток грязных цветных тряпок. Как все восточные народы, персияне любят яркие и разнообразные цвета, испещренные узорами самых затейливых рисунков.
Мужчины зажиточного класса, не говоря про женщин, обращают большое внимание на костюм, но, несмотря на предписанные религией частые омовения, рядом с этим уживается невероятная телесная и домашняя грязь, едва ли еще не более отвратительная, чем в других восточных странах.

Костюм персиянок дома и на улице

Одежда женщин различна, смотря по тому, дома персиянка или на улице. Домашний костюм персидской дамы и женщины зажиточного круга в высшей степени странный: короткая, как у балетных танцовщиц, юбочка, глядя по достатку более или менее роскошная; ноги облегает тесное трико голубого или розового цвета, легкие туфли без задков с загнутыми вверх носками. Тесная, короткая рубашка, «пирхан», поверх ее вторая шелковая или шерстяная («нимитанэ»), а затем бархатная или шелковая кофточка «рахт», вышитая или затканная серебряным или золотым узором, дополняют этот костюм.

Домашний наряд персиянки

В таком наряде персиянки щеголяют только дома в закрытом от посторонних глаз «андеруне»,т. е. в гареме. Наряд этот не персидский, он завезен из Европы, хотя в Европе никто так не одевается. Персидский шах, при своем путешествии на Запад, пришел в особенно сильное восхищение от балета. Возвратясь домой, он облачил всех своих жен в балетный костюм. Примеру его последовали придворные, за ними высшие, низшие чины, а наконец новую моду переняли горожане.

Прежняя персидская одежда обычного восточного покроя сохранилась лишь у «огнепоклонников» парсов, ревнителей старины и хранителей ее заветов.
Ислам, как известно, замыкает восточную женщину в тесную келью домашнего быта. Даже на улице она должна показываться возможно реже, но так как без этого все-таки не обойтись, то религия и обычай установили для улицы особую одежду, нечто невероятное по безобразию и неудобству. Выходя из дома, персиянка одевает бесформенную длинную накидку черного цвета — «чадер», широчайшие шальвары с пришитыми к ним короткими чулками, а на ноги безобразные широкие туфли или башмаки; голова, особенно лицо, конечно, защищено от любопытных взоров белым коленкоровым или батистовым покрывалом. В этом тяжелом и неуклюжем наряде персиянки, словно какие-то привидения, медленно движутся по базару, задыхаясь под плотной массой ткани от зноя и пыли. Стеснительные обычаи появились вместе с мусульманством, потому что у парсов женщины не закрывают лица.

Персиянки на улице

Персидская деревня

Деревенские жители, среди которых многоженство редкое исключение, не соблюдают этих предписаний. Бедность и трудовая жизнь не мирятся с обычаями, мешающими ежедневной деятельности. Большая часть оседлого населения, которое исчисляют до 51/2 миллионов, обитает в деревнях. Жалкий вид персидских селений лучше всего показывает, каково живется персиянам. Во всей почти Персии, за неимением леса, постройки глинобитные или из сырцового, т. е. необожженного, а лишь высушенного на солнце , кирпича. Маленькие плоскокрышие хижины с тесными, душными и грязными помещениями более похожи на кроличьи норы, чем на жилища людей. Грязь и вонь от помоев и отбросов, которые убирают собаки и хищные птицы, висят над деревней и составляют яркий контраст с тщательно возделанными полями и благоухающими садами.

Способы орошения полей

Персидские таджики — исконные земледельцы. Любовь к земледельческому труду вросла в душу персидского крестьянина крепкими корнями. Какие бури ни проносились над страной, какие бедствия, в виде голода и эпидемий, ни посещают ее, как ни грабят чиновники, персидский крестьянин неизменно возвращается к своему полю и с изумительным терпением, с завидным искусством принимается за обработку опустошенной земли. Жизнь его всецело зависит от воды: если вода имеется в изобилии, земля родит сторицей пшеницу, ячмень, рис, все овощи, все фрукты, все технические растения, как табак, хлопчатник, шелковицу, мак.
Но воды в Иране мало, поэтому персияне уже с древнейших времен научились сберегать по возможности воду потоков и дождей. За тысячи лет они достигли большого искусства в деле орошения полей и выработали несколько способов собирать воду, проводить и распределять ее по полям.

На склонах гор и у подножий их персияне-земледельцы сооружают так называемые «канаты»; это самая сложная и дорогая система орошения. Воду потоков и дождей собирают в большом искусственном водоеме у подножия возвышенности. Из него вода движется к полям по большой подземной трубе, по «канату», представляющему нечто в роде туннеля, стены и своды которого удерживаются от разрушения плетеньем из лозы. Иначе, если бы вода двигалась по открытому каналу, ее много высохло бы под знойными лучами солнца. Достигнув полей, вода «каната» изливается в сеть открытых каналов, а из них по множеству канав растекается по полям и садам. Поддержание «каната» требует больших трудов и неусыпного наблюдения. Пользование водой, т. е. сколько воды и когда может получить каждый земледелец на свое поле, установлено подробными правилами.
Не трудно себе представить, что происходит при нашествии неприятеля, при голоде или опустошительной болезни.
Запущенные канаты, с обвалившимися сводами, с заплывшими каналами и канавами требуют для своего восстановления неимоверного труда и затрат.
Часто жители, спасшиеся от погрома и бедствия, по возвращении не в состоянии были восстановить орошение; лишившись воды, они не могли оставаться на месте и разбегались, а цветущая местность превращалась в пустырь.
В местах, где бегут речки и ручьи, воду их отводят на поля и сады непосредственно каналами; этот способ самый дешевый и выгодный. К сожалению, рек и речек в Персии, кроме северной, очень мало. В местах сравнительно ровных пользуются дождевой водой, которая выпадает временами и быстро исчезает от высыхания и просачивания. Здесь персияне строят на пути течения временных потоков в конце впадины длинные плотины, за стенами которых вода скопляется в виде больших прудов или искусственных озер, из которых бежит по каналам и канавам на поля. Где нельзя применить ни первого, ни второго, ни третьего способа, там воду для поливки и орошения добывают из колодцев.
На своих полях персидские крестьяне сеют хлеб, овощи (знаменитые дыни) и разводят в садах великолепные фрукты, для некоторых из которых, как, например, персики, виноград, Персия родина. Разводят и другие растения, особенно мак, табак, хлопчатник.
Отчего же, если почва плодородна, а климат благоприятен для разнообразия полезнейших растений, крестьяне в Персии бедствуют? Казалось бы, они могли утопать в изобилии плодов земных.

Семья крестьян греется вокруг ящика с углями, накрытого одеялом

Но дело в том, что им решительно некуда девать избыток продуктов. Дорог, по которым можно было бы возить товары на возах, нет, не говоря про железные пути. Товары на Востоке перевозятся караванами верблюдов, мулов и ослов. Вполне понятно, что мало-мальски тяжелый и дешевый груз, составляющий богатство других стран и часто главный предмет вывоза, как, например, зерновые хлеба в России и Америке, рис в Индии и Китае, не могут никуда двинуться: перевозка даже на короткое расстояние оказалась бы слишком дорогой, и нет никакой возможности доставить мешки пшеницы и риса в приморские гавани, где иностранцы дают за них хорошие цены. В этом же заключается и причина ужасных бедствий, часто посещавших Персию, именно неурожаев, голода и эпидемий: часто в одной области полнейший неурожай, тогда как рядом или на другом конце страны необычайное обилие всех плодов земли. В одной провинции жители гибнут от голода, а в другой — не знают, куда девать избыток.

За голодом следует эпидемия — холера или чума, болезни, которые, кажется, никогда не прекращаются в Персии. Они распространяются быстро по всей стране и заносятся отсюда к соседям, например, в Россию, в Турцию. Неурожай и голод, болезни, нередко грабежи кочевников или разбои лихих людей случаются часто. Поэтому и неудивительно, что все сельское население Персии представляет собой жалких запуганных людей, и невольно возникает вопрос, как еще у них хватает терпения и охоты жить.

Персидские города: караван-сараи, базары и мечети

Персидские города немногочисленны и большей частью малолюдны. Более всего жителей в Тебризе, около 300.000. Тебриз, самый большой город Персии, нельзя сравнить даже с Варшавой или с Одессой, не говоря про столицы Европы. Большей частью городишки — жалкие скопища домов, с грязными и вонючими улицами, с караван-сараями в соседстве базара. Есть города с замечательными мечетями, представляющими громадные здания восточной архитектуры, стены которых выложены великолепными узорными изразцами. Но сооружения эти, едва подступишь ближе, поражают зрителя своим запущенным видом, облупившимися и покрытыми вековой грязью стенами. Когда-то здания эти выстроил могучий шах или богатый благочестивый купец или духовное лицо, но некому было позаботиться о них, и, кроме как в священные дни мохаремма, в стенах моше или мечетей почти не видно молящихся. Часто в приделе устроился с грудами плодов и фруктов какой-нибудь продавец, или помещение отдано в наем купцу под склады товаров.
Многие города многолюдны и привлекают паломников тем, что в их мечетях покоятся останки шиитских святых — места исцелений и чудес. Города, о которых с описанием их дворцов и храмов, распространяются писатели древности, исчезли; они стерты с лица земли нашествиями врагов и покоятся под грудами мусора и развалин. Нынешние города являются местом жительства ремесленников, средних и высших классов.
Нищие и богачи, духовные и светские вельможи живут рядом, роскошь и убожество кидаются одновременно в глаза зрителям. Грязные незамощенные улицы тянутся, изгибаясь, меж глухих стен построек, лишенных окон, к середине города, к базару, который днем кишит народом, так как это не только место для торговли, но биржа, клуб, место встреч, свиданий, знакомства, а главное — место, где скопляются и откуда распространяются новости дня. Базар это многоголовая, живая газета, так как газет, афиш и плакатов на Востоке не знали. Каждый житель города повертится несколько раз в день на базаре, куда являются и все приезжие — купцы, носильщики, люди, отдающие в наем лошадей, верблюдов и мулов, слуги, каравановожатые, дервиши, солдаты, бродяги и даже разбойники.
Потолкавшись в галдящей куче этих разношерстых, разноцветных и разноплеменных людей, горожанин узнает все новости утром, днем и вечером.

Дом и домашняя жизнь средних и зажиточных классов

Соответственно нравам мусульманского востока домашняя жизнь горожан носит замкнутый характер. Дом зажиточного персиянина обращен к улице глухой стеной, как бы обозначая этим, что все происходящее за его стенами никого не касается и не должно привлекать ничьих любопытных взоров. Как в деревнях, постройки, возводятся большей частью из непрочного материала — глинобитные или из сырцового кирпича. Они легки, т. е. стены тонки и в стороне, обращенной во двор и сад, по возможности, ажурны, т. е. имеют много окон, так как иначе в комнатах было бы слишком душно. Потолок в городах северной Персии просто камышовое плетенье, покоящееся на тонких тополевых балках, которые быстро сгнивают. Поэтому обвал потолка самая обыкновенная и довольно безопасная катастрофа. Сквозь его неплотный покров свободно сыплется пыль, просачивается дождевая вода с грязью, нередко с звучным шлепком падает скорпион или другой гад.
Дом построен обыкновенно покоем, охватывая своими крыльями сад, в глубине которого виднеются здания второй половины хозяйства: там «андерун» — гарем, царство женщин и детей, где, впрочем, глава дома проводит все свободное время. Мужская половина, «бирун», обращена своей ажурной стеной, пробитой арками, окнами и окошечками с затейливыми переплетами и стеклами в восточном вкусе к саду и имеет перед собой «мерхен». Это мелкий, круглый или четырехугольный бассейн воды, окруженный цветами, иногда с фонтаном посредине. Подобно тому, как персияне любят яркие краски в одежде, в убранстве домов, в украшениях мечетей и дворцов, они необыкновенные любители цветов.
Поэтому яркие, благоухающие цветы, посаженные в горшки, окружают мерхен, как пестрый и душистый венок. В знойные часы дня окна затянуты пестрыми занавесками, и над двором протягивают защищающий от солнца полотняный навес.
Внутренность домов, где держатся старых обычаев, поражает отсутствием мебели. Кирпичный пол застлан коврами. Всюду валяются подушки-валики, стоит неизбежный наргилэ (кальян), богатые украшения которого свидетельствуют, что сей курительный прибор представляет предмет постоянного употребления и является средоточием общего внимания. Стены расписаны подчас с большим вкусом ярким и сложным цветочным узором, хотя теперь их чаще оклеивают привозимыми из Европы обоями. Пестрые изразцы, решетчатые окна, занавесы, своеобразная восточная посуда и ковры производят на первый взгляд приятное впечатление, но при ближайшем соприкосновении с ними европеец убеждается, что персидский комфорт, удобства и чистота далеко не всегда соответствуют требованиям.
В очень богатых домах можно наблюдать странное смешение азиатского и европейского убранства. Архитектура многих зданий в Тегеране и других больших городах, например, гостиниц, носит совершенно европейский стиль. Внутри домов множество предметов обстановки указывают, что богатые персияне решительно отстают от национальных обычаев. Но все это пока крайне нелепо и смешанно. В особенном почете громадные канделябры, люстры и лампы со множеством хрустальных подвесок. Богачи положительно хвастают друг перед другом обилием и разнообразием своих осветительных приборов.
В бируне персиянин принимает посетителей и гостей, занимается делами, но не живет. Поэтому убранство здесь напоказ. Персиянин-купец старается роскошью домашнего убранства внушить посетителям преувеличенное мнение о своем процветании.
Настоящим жильем персиянина является андерун, разделенный по числу жен на отдельные помещения. Здесь персиянин проводит досуги, которых у него, как у всякого восточного человека, больше, чем хлопот и дела.
Здесь он кушает свои пловы, джилау и кебабы, курит несчетное число наргилэ, разбирает домашние дрязги — дело весьма сложное, когда жен несколько, и много прислуги. Спят персияне на полу, на коврах или тонких тюфяках, в жаркое время в саду или на плоских крышах.
Даже в больших городах грязь, пыль, зловоние и зной допекают летом обитателей так сильно, что, как у нас, всякий человек с кое-какими средствами стремится выехать и жить за городом «на даче».
Что сказать о нравах персиян? С внешней стороны, как у народа с древней культурой, с установившейся религией, представители разных званий персидского народа обнаруживают такие же различия, как у нас. Для взаимных отношений существует целый церемониал приветствий, цветистых и замысловатых, часто с цитатами стихов собственного сочинения или заимствованных у наиболее популярных поэтов, с поднесением подарков, например, блюда плодов, на которые надо отвечать по крайней мере тем же.
Восточная жизнь с ее базарами, торговлей и торгашеством, постоянными странствиями по торговым делам и по богомольям, неизбежно связана с известным гостеприимством, вежливостью и приятным обращением. Но за этими формами скрывается в Персии глубокое развращение. Льстивым фразам, клятвенным уверениям и обещаниям там нельзя верить. На каждом шагу надо опасаться обмана, а найти управу нет почти никакой возможности.

Семья и школа

Всем порокам своего отечества персиянин научается с раннего детства в недрах собственной семьи. Коран разрешает мусульманам многоженство и вместе с тем клеймит женщину, по сравнению с мужчиной, как существо низшего разряда, рабу, не могущую иметь своей воли. Хотя иметь несколько жен могут лишь люди состоятельные, а большая часть простонародья довольствуется одной женой, но и к ней, как ко всем женщинам семьи, отношение иное, чем к мужчинам. Самые близкие люди к ребенку — мать, сестры, существа низшие и нечистые, предмет торговли, люди, которых часто стараются сбыть с рук, так как брак в Персии не что иное, как покупка жены, а в бедных и захолустных деревнях отцы нередко освобождаются от лишних дочерей простой продажей, или же для соблюдения приличия мулла за скромное вознаграждение «венчает» девушку с покупателем и заключает так называемый временный брак, «зигэ». Развод очень легок по Корану, и кроме того разрешены временные браки на срок и даже до трех дней. У состоятельных людей, где несколько жен, семейная жизнь, настоящая школа развращения.
Прежде всего жены в андеруне ничего не делают, так как все работы исполняет прислуга, даже белье моют мужчины-прачки. Прислугой полон двор, так как многочисленность ее, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина, льстит его тщеславию. Особый привратник, даландар, стоит у дверей, особый слуга приставлен к наргилэ, другой готовит для хозяина кофе, новый слуга для посылок, при лошадях и т. д. Каждая жена со своими детьми, со своим штатом прислуги занимает особое помещение, и каждая стремится занять господствующее положение и устроить так, чтобы ее дети пользовались исключительным положением. Поэтому интриги, ложь, клевета, обман и достижение своих желаний какими бы то ни было средствами, беспрерывные ссоры, драки, дрязги, в которых наравне с господами участвует прислуга, воровство, хищения и самые низкие пороки свивают себе прочное гнездо в семье зажиточного персиянина. Обыкновенно, чем богаче и многолюднее дом, тем ужаснее семейная атмосфера.
За семьей следует школа. Мусульмане очень уважают всякие знания и науку, но о том и другом они имеют самые слабые представления. Все знание сосредоточено в Коране, и грамоте учатся для того, чтобы читать священную книгу. Школа — грязное помещение, куда дети ходят очень неправильно. Там обучают сперва азбуке и письму, а затем приступают к чтению сначала легких, а потом трудных глав Корана, пока не прочтут его весь, но читают его без толкований или же с кривотолками, потому что учитель первый невежда. Обыкновенно он сам умеет лишь читать знакомые книги, пишет и знает счет по деньгам. О вычитании и делении, не говоря про начатки геометрии и других наук, он не имеет и понятия.
Так как плата за обучение скудная, то учитель больше занят другим — в школу, прерывая учение, то и дело являются разные личности: одному надо написать письмо, другому составить закладную, вексель или какое-нибудь прошение. Ученики в это время начинают возиться, а за этим следует расправа — знаменитое наказание палками по пяткам. Покончив с Кораном, ученики высшего класса приступают к чтению персидских классиков — стихов Саади Ширазского из сборника Гулистан или Бостан. Большая часть стихов воспевает утехи жизни и часто неприличны до невероятия, тем не менее их читают вслух перед детьми всех возрастов. Этим обыкновенно и заканчивается образование персиянина, если он не собирается стать духовным лицом. Персиян, получивших европейское образование, очень мало. К семейной обстановке и школьному образованно присоединяется великая школа жизни, которую ребенок проходит на улицах, на базарах и везде, где сталкивается с людьми.
Здесь перед ним развертываются картины ужасающего произвола и насилия с одной стороны, бесправия, унижения и ничем не ограниченного лицемерия, ханжества и обмана — с другой. В Персии всякий обыватель может уменьшить или ослабить град сыплющихся на него несчастий лишь покорностью, льстивым низкопоклонством, обманом, ловкостью, хитростью и взятками, Лестница подобных добродетелей становится все шире по мере того, как персиянину удается достигать все более и более высоких служебных степеней или богатства.

Первый европеец в XV веке в Индии — купец Афанасий Никитин — Реальное время

07:00, 27.02.2017

Путешествие Афанасия Никитина: что видел автор и что «подчищали» православные цензоры? Часть 1

Восток всегда манил к себе пытливых европейцев: кто устремлялся туда ради новых торговых и политических связей, кто в поисках духовной истины и культурного обогащения. Первым европейцем, побывавшем в XV веке в Индии, оказался русский купец Афанасий Никитин. Колумнист «Реального времени», историк Булат Рахимзянов, в авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, анализирует путевые заметки более, чем 500 летней давности — «Хожение за три моря» и находит там интересные факты об астраханских татарах и жителях Индии.

Свидетельства Афанасия Никитина, который в 1468—1474 годах совершил путешествие по территориям современных Ирана (Персии), Индии и Турции (Османской империи) и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря», показывают нам нестандартный, не принятый в большинстве сохранившихся источников, взгляд на взаимоотношения разных народов, разделенных как территорией, так и верой. Этот текст позволяет расставить некоторые акценты в том числе и в вопросах взаимного восприятия Москвы и татарского мира.

Кто такой Афанасий Никитин?

Афанасий Никитин (умер в 1475 г.) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря». Стал первым европейцем, достигшим Индии в XV веке, более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы.

Афанасий родился в семье крестьянина Никиты («Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). В 1468—1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии (Иран), Индии и территории современной Турции и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Три моря — это Дербентское (Каспийское), Аравийское (Индийский океан) и Черное. В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырева, и текст ее был внесен в Летописный свод 1489 года, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также записки Никитина сохранились в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный, но при этом сильнее отредактированный составителем текст имеется в Троицком сборнике.

Странствия Афанасия

Произведение Афанасия было первым в русской литературе описанием не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл свое путешествие «грешным», и это первое в русской литературе описание антипаломничества. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: ее политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирических отступлений и автобиографических эпизодов.

Это была обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути.

Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия, как видно из его записей, была «рухлядь», то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и решительный. До этого не раз посещал дальние страны — Византию, Молдавию, Литву, Крым — и благополучно возвращался домой с заморским товаром.

Интересно, что изначально Никитин посещения Персии и Индии не планировал.

Путешествие А. Никитина можно условно разделить на четыре части:

  1. путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;
  2. первое путешествие по Персии;
  3. путешествие по Индии и
  4. обратное путешествие через Персию на Русь.

Первый этап — путешествие по Волге. Оно шло благополучно вплоть до Астрахани. Возле Астрахани экспедиция была атакована местными татарами, корабли потоплены и разграблены:

И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: «Кайсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар». И посол ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань) царю. И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.

Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: «Качма, не бегайте!». А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.

Возле Астрахани экспедиция была атакована местными астраханскими татарами, корабли потоплены и разграблены. Фото tvercult.ru

Астраханцы отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно — пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и собственную предприимчивость. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Наслышанный о сказочных богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда. Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые заносила его судьба.

Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза) продолжалось более года, от зимы 1467 года до весны 1469 года.

Индия

Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:

И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.

Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Фото tvercult.ru

Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:

Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:

И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.

А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: «Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму»…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.

Продолжение следует

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Почему Персия сменила название на Иран?

Одной из самых захватывающих и самобытных историй любого народа является история Ирана. К сожалению, большинство людей не тратят время на изучение истории Ирана из-за текущих событий и недавних вооруженных войн. Многим важно понимать, что раньше Иран был известен как Персия. Персия или Иран сыграли решающую роль в истории по ряду причин, и Ирану не давали этого имени до 1935 года. Хотя иранцы называли свою нацию Ираном с 1000 г. до н.э., это изменение имени было сделано только для того, чтобы Западный мир начал называть страну тем же именем, что и ее граждане.

Вы попали в нужное место, если вам интересно, почему Персия или Иран в конце концов настояли на официальном изменении названия и как все это произошло. Возможно, вы удивитесь, узнав, насколько интригующим и политическим является этот процесс и как он может изменить ваш взгляд на Персию или Иран.

Происхождение Персии: краткая история

Большинство людей знают, что Персия или Иран когда-то была нацией на Ближнем Востоке благодаря популярной культуре и таким фильмам, как «Принц Персии». Многие из этих людей до сих пор не знают, что Иран — это нынешнее название того, что они раньше называли Персией.

У Персии длинное и яркое прошлое, насчитывающее тысячи лет, пока она официально не сменила название на Иран в 1935 году (Где Персия). Большинство религиозных и библейских ученых знакомы с Персией по ее упоминаниям в Ветхом Завете во время правления Кира Великого. Греция создала термин «Персия» для обозначения «страны, контролируемой Киром» во время правления Кира.

Термин «Парса», название этнической группы, от которой произошел Кир, является источником слова «Персия». Следовательно, несмотря на то, что Кир является известным монархом и первым персидским царем, Дарий Великий, вероятно, является самым известным персидским царем всех времен.

Кир и Дарий, первые монархи Персии, основали империю Ахеменидов. Династии Сасанидов, Сефевидов, Афшаридов и Каджаров правили Персией после империи Ахеменидов.

Возникновение Ирана: исследование смены названия

Со времен зороастрийцев около 1000 г. до н.э. персы называли свою страну Ираном. Это указывает на то, что Иран был признан Ираном еще до того, как он стал известен как Персия, по крайней мере, для местных жителей. Персия или Иран также была известна в то время как Арья, Земля Ариев. Тем не менее, поскольку Греция впервые использовала название «Персия» около 550 г. н.э., до 19 в.00-х годов, когда Запад официально признал Иран.

В конце концов, в 1935 году иранское правительство сделало официальный запрос, чтобы Иран использовался в качестве предпочтительного названия для Персии во всех западных странах. Хотя для того, чтобы вновь созданное название стало популярным, потребовалось некоторое время, Иран сегодня является наиболее часто используемой фразой для обозначения Персии.

Хотя президент Ирана Мохаммад Реза Пехлеви в 1959 году сказал, что его страну можно называть либо Персией, либо Ираном, ее до сих пор называют Ираном. Большинство людей по-прежнему называют страну просто Ираном, несмотря на то, что в 1979 г. , когда Иран стал Исламской Республикой Иран.

Иран в 20-м веке: современная нация в переходный период

Иран не видел ничего, кроме политических потрясений, конфликтов и революций с тех пор, как официально принял свое название. С 1935 по 1941 год, когда Великобритания и другие западные страны свергли его, чтобы поддержать его сына Мохаммед-шаха Пехлеви, Реза-шах был первым королем Ирана. Пехлеви, в отличие от своего отца, более подверженного немецким влияниям, был близок с США и Великобританией. Пехлеви контролировал Иран до 1951, когда Мохаммад Мосаддык был избран президентом после парламентских выборов.

Мосаддык, к большому разочарованию Великобритании, впоследствии национализировал нефтяную промышленность. В 1953 году Шах Пехлеви был восстановлен на посту премьер-министра после того, как Мосаддык был свергнут совместными усилиями Великобритании и США.

Он имел тесные связи с США и Великобританией и оставался у власти как прозападная фигура в Иране до 1979 года. То есть до тех пор, пока в 1919 году не произошла иранская революция, которую иногда называют Исламской революцией.79. В этот период происламский аятолла Хомейни насильно сменил Пехлеви на посту премьер-министра. С тех пор Иран занял стойкую антиамериканскую позицию, и связи между двумя странами никогда не были прежними.

Дебаты по поводу смены названия: перспективы и разногласия

Первоначально люди очень осторожно относились к Ирану как к Персии. Например, Уинстон Черчилль опасался, что люди могут принять Иран за его соседа Ирака из-за того, насколько похожи названия двух стран. Иран также плохо справился с разъяснением широкой публике в западных странах, что это страна, когда-то известная как Персия. Из-за этого большинство людей считали Иран совершенно новым государством, созданным на руинах Османской империи.

В-третьих, и, возможно, это наиболее важно, многие люди не решались использовать новое название, поскольку Иран, Земля Ариев, имел плохую репутацию на Западе, особенно в Великобритании. Но со временем и в результате многократного использования, а также восстановления британской власти в Иране в 1941 году люди привыкли к этой фразе, и Персия окончательно потеряла свою валюту.

Персидская империя: наследие и влияние на современный Иран

Называете ли вы Иран Персией или Ираном, вы говорите об одной и той же стране. Ваш разум будет вызывать различные образы и значения в зависимости от того, какое имя вы выберете. Многие люди верят, что прежде Персия обладала великим великолепием, процветанием и военной мощью. Персия была известна своим изысканным искусством, трогательной поэзией и богатой кухней.

Здесь также была великолепная архитектура и литература. Персия была известна тем, что имела значительную сильную империю, которая была открыта для людей многих вероисповеданий, культур и национальностей.
С другой стороны, когда люди думают об Иране, они думают об исламских террористических организациях, политических потрясениях и конфликтах. Большинство правителей страны, включая первых четырех, пришедших к власти, были насильственно свергнуты после формальной смены имени. Из-за репутации Ирана как резко антиамериканского, многие иранцы предпочитают называть свою страну Персией, а не Ираном, когда говорят о своей стране.

Когда Персия стала Ираном: понимание политических и культурных факторов\

Почему Персия в конце концов настояла на том, чтобы посторонние называли ее Ираном, является предметом нескольких сказок и преданий. Тем не менее, большинство людей считают, что союз Ирана с Германией сыграл непосредственную роль в смене названия. Германия, управляемая нацистами, и ее лидер Адольф Гитлер оказали значительное влияние на посла Ирана в Германии в 1935 году. Когда Реза-шах стал новым королем, название было изменено на Иран, чтобы обозначить новое начало. Иран ясно дал понять миру о своей верности, изменив название Персии на Иран или Арья, что означает «Земля ариев».

Персия или Иран находились под сильным влиянием Советского Союза и Великобритании до 1935 года. Большинство иранцев винили эти страны в своих экономических и политических проблемах, поскольку они часто вмешивались в иранские дела. Иран, что означает «Земля арийцев», был убедительным свидетельством для Великобритании и других западных стран, что Иран не заинтересован в сотрудничестве с ними.

Официальное письмо с просьбой ко всем странам, с которыми Иран имеет дипломатические отношения, называть их Ираном, было первым шагом к изменению названия. С этого момента термин «Иран» применялся к нации в отчетах, СМИ и правительственных публикациях, пока не получил широкое распространение.

Была ли Персия всего лишь Ираном?

Иран — современный аналог Персии.

Сколько лет Ирану?

Имея историю, насчитывающую десятки тысяч лет, Иран или Персия является одной из древнейших стран мира. В 3200 г. до н.э. на центральном плато был основан Сузы, первый значительный город страны. Персидская империя образовалась на юго-западе Ирана около 559 г. до н.э. и покорил египтян и месопотамцев.

Чем был Иран до Ирана?

Исторически известная как Персия, территория, которая сейчас является Ираном, имеет корни в уникальном обществе и культуре, восходящей к эпохе Ахеменидов, которая началась около 550 г. до н.э.

Кто создал Персию?

Вождь одного из этих племен, Кир Великий, начал покорять соседние царства, такие как Мидия, Лидия и Вавилон, чтобы объединить их под своей властью. Он основал первую Персидскую империю, широко известную как империя Ахеменидов, в 550 году до н.э.

На каком языке говорят персы?

Иранская ветвь индоиранской языковой семьи включает персидский язык, иногда называемый фарси. Официальными языками Таджикистана и Афганистана являются персидский, широко известный как таджикский и дари. В Персии или Иране он также является официальным языком.

Иран арабская страна?

Официальным языком Ирана является персидский, иначе известный как фарси, что ясно показывает, что это не арабская нация.

Персия стала Россией?

Нет, во времена Персидской империи Персия не стала Россией. Хотя Пятая русско-персидская война была завершена Туркменчайским договором, Персия, тем не менее, уступила значительную часть своего Закавказья Российской империи.

Всемирный доклад 2022: Иран | Хьюман Райтс Вотч

Иранские власти продолжали подавлять мирное инакомыслие, преследуя правозащитников и диссидентов, в то время как серьезные нарушители прав человека оставались безнаказанными.

Эбрагим Раиси, который стал президентом на несвободных и несправедливых выборах в июне, ранее курировал жестокую судебную систему страны и обвиняется в надзоре за массовыми внесудебными казнями политических заключенных в 1988.

Ухудшение экономических условий из-за односторонних санкций США и последствия пандемии Covid-19 привели к росту бедности и снижению уровня жизни миллионов людей в Иране. Реакция правительства на пандемию, особенно его неэффективный национальный план закупок вакцин, подвергалась критике за непрозрачность и политизацию.

Свобода собраний и выражения мнений, право на участие в ведении общественных дел

Иранские власти строго ограничивали свободу собраний и выражения мнений. За последние три года силы безопасности отреагировали на широкомасштабные протесты, связанные с нарушением экономических прав, применяя чрезмерную и незаконную силу, в том числе со смертельным исходом, и арестовали тысячи протестующих.

16 февраля власти арестовали фотожурналистку Нушин Джафари и перевели ее в тюрьму Карчак для отбытия приговора революционного суда по обвинению в «пропаганде против государства» и «оскорблении святынь». Среди журналистов и активистов СМИ, находящихся в настоящее время в тюрьме, есть Кейван Самими и Алиайе Матлабзаде, председатель и сопредседатель местной неправительственной организации (НПО) Общество за Защиту свободы прессы . Оба были приговорены к тюремному заключению за свою мирную деятельность.

22 февраля, по данным Кампании активистов белуджей, иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) заблокировал дорогу жителей, по которой жители перевозили горючее в Пакистан, в пограничном районе Эскан в городе Сараван, в провинции Систан и Белуджистан. Затем силы безопасности, по-видимому, открыли огонь по тем, кто пытался открыть дорогу, убив не менее 10 человек.

19 июня Эбрагим Раиси, бывший глава судебной системы Ирана, стал президентом после несвободных и несправедливых выборов. В период перед выборами Совет стражей, орган, состоящий из 12 мужчин-религиозных юристов и экспертов по правовым вопросам, которым поручено проверять выборы, дисквалифицировал многих кандидатов без объяснения причин, в том числе нескольких видных государственных чиновников. Раиси, проработавший в судебной системе более тридцати лет, по сообщениям, работал в комитете, который решал судьбу заключенных в 1919 году.88 года, когда иранское правительство суммарно и внесудебно казнило тысячи политических заключенных, содержащихся в иранских тюрьмах, что было приравнено к преступлениям против человечности.

15 июля жители десятков городов и поселков в провинциях Хузестан и Лорестан, где проживает многочисленное этническое арабское меньшинство, несколько ночей вышли на улицы в знак протеста против отсутствия чистой воды в течение нескольких дней. Правозащитные группы установили личности как минимум девяти человек, которые были застрелены или умерли от ран во время протестов, включая 17-летнего мальчика. На видео с протестов в городах Хузестана, размещенных в социальных сетях, видно, как сотрудники службы безопасности стреляют по протестующим из огнестрельного оружия и слезоточивого газа.

Парламент Ирана работает над законопроектом, который направлен на введение дополнительных ограничений на доступ в Интернет для людей в Иране. Законопроект включает положение, требующее от международных технологических компаний иметь законного представителя в Иране для соблюдения иранского законодательства и сотрудничества с властями. Иранские власти уже давно отслеживают пользователей и преследуют их за взгляды, которые они выражают в Интернете, и подвергают цензуре онлайн-пространства. Законопроект также направлен на криминализацию производства и распространения инструментов обхода цензуры (VPN), которые обычно используются в Иране для доступа к широкому кругу веб-сайтов, заблокированных властями.

Правозащитники и активисты гражданского общества

Десятки правозащитников остаются за решеткой, в то время как власти продолжают преследовать, арестовывать и преследовать тех, кто добивается ответственности и справедливости, включая адвокатов-правозащитников Насрин Сотоуде, Мохамада Наджафи и Амирсалара Давуди.

14 августа иранские власти арестовали шесть видных юристов и активистов-правозащитников, работавших над подачей жалобы на иранские власти за их вопиющее неэффективное управление Covid-19.кризис. По состоянию на 8 ноября они продолжали задерживать троих из них: Араша Кейхосрави, Мостафу Нили и Мехди Махмудяна. Адвокат Махмудяна заявил, что власти приводят в исполнение приговор к четырем годам тюремного заключения, ранее вынесенный его клиенту за его правозащитную деятельность.

26 сентября известная правозащитница Наргес Мохаммади объявила, что власти вызвали ее для отбытия 30-месячного тюремного заключения по таким обвинениям, как «подписание письма против смертной казни», «проведение сидячей забастовки в администрации тюрьмы», «отказ от приказа (о прекращении сидячей забастовки)» и «нанесение ущерба имуществу». Власти ранее освободили Мохаммади 5 октября 2020 года после того, как она отсидела пять лет в тюрьме за свою правозащитную деятельность.

После того, как КСИР сбил рейс 752 Международных авиалиний Украины в январе 2020 года, в результате чего погибли 176 человек, власти преследуют семьи погибших и ограничивают их права добиваться правды и справедливости.

В июле иранский суд приговорил Манучера Бахтиари, отца 27-летней Пуйи Бахтиари, которая была смертельно ранена во время подавления протестов в ноябре 2019 года, к трем с половиной годам тюремного заключения и двум с половиной годам внутренней ссылки в отдаленный район по неясным обвинениям.

Семь членов Персидского фонда наследия дикой природы, местной неправительственной организации, занимающейся сохранением биоразнообразия, остались за решеткой по обвинению в «сотрудничестве с враждебным государством США». Иранские власти не представили никаких доказательств в поддержку своих обвинений и не расследовали заявления о пытках против них.

Право на жизнь и казни

Иран продолжает оставаться одним из ведущих применителей смертной казни в мире. По данным правозащитных групп, по состоянию на 8 ноября 2021 года в Иране было казнено не менее 254 человек, в том числе не менее семи человек по предполагаемым обвинениям в терроризме.

Судебные органы также казнили как минимум одного человека, приговоренного к смертной казни за преступления, которые они якобы совершили в детстве. Согласно действующему Уголовному кодексу Ирана, судьи могут по своему усмотрению не приговаривать к смертной казни лиц, совершивших предполагаемое преступление в детстве. Однако несколько человек, которых повторно судили в соответствии с Уголовным кодексом за преступления, которые они предположительно совершили в детстве, затем снова приговорили к смертной казни.

Иранское законодательство рассматривает такие действия, как «оскорбление пророка», «отступничество», однополые отношения, прелюбодеяние, употребление алкоголя и некоторые ненасильственные преступления, связанные с наркотиками, как преступления, наказуемые смертной казнью. Закон также предусматривает бесчеловечное наказание в виде порки за более чем 100 правонарушений, включая «нарушение общественного порядка» — обвинение, которое использовалось для приговора к порке за участие в акциях протеста.

Спустя более двух лет после жестокого подавления массовых протестов в ноябре 2019 года власти не провели никакого прозрачного расследования применения чрезмерной и незаконной силы против протестующих.

Уголовное расследование иранских властей по факту сбития украинского самолета в январе 2020 года было проведено судебной организацией вооруженных сил и остается засекреченным, а семьи жертв получают очень мало подробностей. 31 августа ассоциация семей рейса PS752 сообщила, что получила правительственное уведомление о том, что военная прокуратура предъявила обвинения 10 должностным лицам, начиная от командира ЗРК «Тор-М1» и заканчивая операторами, признанными «достойными наказания» по обвинениям, включающим участие в неумышленном убийстве, халатность, неосторожность и несоблюдение протокола.

Доступ к вакцине против Covid-19

Запрет властей на закупку вакцин, произведенных в США и Великобритании, отсутствие прозрачности и неэффективное управление усугубили и без того разрушительное воздействие Covid-19 в Иране: официальное число погибших на 8 ноября составило 127 299 человек.

В январе, Аятолл Хаменеи ввел запрет на импорт вакцин, произведенных в США и Великобритании. Оказалось, что власти также стремились отдать приоритет внутреннему производству, но не выполнили обещанные квоты. Столкнувшись с широкой критикой, власти заявили, что запрет был отменен. Темпы национальной вакцинации ускорились с середины августа. Согласно официальной статистике, по состоянию на 8 ноября более 46 процентов населения получили две дозы Covid-19.вакцина.

Права на надлежащее судебное разбирательство, стандарты справедливого судебного разбирательства и условия содержания в тюрьмах

Иранские суды, и особенно революционные суды, регулярно далеки от обеспечения справедливого судебного разбирательства и используют признания, вероятно полученные под пытками, в качестве доказательств в суде. Власти не смогли провести содержательного расследования многочисленных заявлений о применении пыток в отношении задержанных. Власти обычно ограничивают доступ задержанных к адвокату, особенно в период первоначального расследования.

Разведывательная организация КСИР продолжает арестовывать иранских двойных граждан и иностранных граждан по расплывчатым обвинениям, таким как «сотрудничество с враждебным государством».

Поступали многочисленные сообщения о подозрительных случаях смерти в иранских тюрьмах, которые властям не удалось должным образом расследовать. По данным Amnesty International, в 2010 году по меньшей мере 72 человека умерли в заключении в иранских тюрьмах, а власти не привлекли к ответственности, несмотря на заслуживающие доверия сообщения о пытках и жестоком обращении. Кроме того, за последний год было зарегистрировано как минимум два случая смерти заключенных, причем семьи утверждали, что их смерти способствовала несвоевременная или ненадлежащая медицинская помощь. Во многих случаях иранские власти ограничивали доступ заключенных к медицинской помощи, особенно за пределами тюрьмы.

1 марта группа бывших заключенных политических активистов и правозащитников подала жалобу на использование властями длительного одиночного заключения в иранских тюрьмах, особенно за нечетко определенные преступления против национальной безопасности.

Права женщин, права детей, сексуальная ориентация и гендерная идентичность

Женщины сталкиваются с дискриминацией в вопросах личного статуса, связанных с браком, разводом, наследованием и решениями, касающимися детей. В соответствии с Законом о паспортах замужняя женщина не может получить паспорт или выехать за пределы страны без письменного разрешения своего мужа, который может отозвать такое разрешение в любое время. В соответствии с Гражданским кодексом мужу предоставлено право выбора места жительства и он может запретить своей жене заниматься определенными видами деятельности, если считает их противоречащими «семейным ценностям». Иранский закон разрешает девушкам вступать в брак в 13 лет, а мальчикам в 15 лет, а также в более молодом возрасте, если это разрешено судьей.

По крайней мере пять активисток в настоящее время находятся за решеткой за их мирные протесты против законов об обязательном ношении хиджаба.

Несмотря на то, что в средствах массовой информации и социальных сетях все чаще сообщается о случаях фемицида, в Иране нет закона о домашнем насилии, который бы предотвращал жестокое обращение и защищал пострадавших. 3 января кабинет одобрил законопроект о насилии в отношении женщин. Хотя это шаг вперед в предоставлении юридических определений насилия в отношении женщин и мер по поддержке жертв, в законопроекте отсутствуют положения, предусматривающие уголовную ответственность за супружеское изнасилование и детские браки. Со сменой администрации неясно, будет ли законопроект внесен в парламент на голосование.

Уголовный закон Ирана освобождает родителей и опекунов от наказания за применение телесных наказаний «в рамках обычного права».

1 ноября Совет стражей принял законопроект «О омоложении населения и поддержке семьи», который предлагает многочисленные стимулы для деторождения и направлен на дальнейшее ограничение доступа к противозачаточным средствам и абортам.

Законопроект запрещает добровольную стерилизацию и бесплатное распространение противозачаточных средств в системе общественного здравоохранения, если только беременность не угрожает здоровью женщины. Законопроект также уполномочивает министерство здравоохранения создать комитет, в который войдут врачи, исламские юристы, представители судебной системы и парламентского комитета по здравоохранению, для разработки новых подзаконных актов об абортах, которые могут привести к дальнейшим ограничениям доступа к абортам.

Согласно действующему законодательству, аборт может быть законно произведен в течение первых четырех месяцев беременности, если три врача согласны с тем, что беременность угрожает жизни женщины или плод имеет серьезные физические или психические уродства, которые могут создать «крайние трудности» для матери. В октябре в Twitter просочилось письмо, опубликованное заместителем отдела по предупреждению преступности в судебном органе иранской провинции Мазандаран, в котором местным лабораториям было поручено сообщать о женщинах с положительными тестами на беременность для предотвращения «преступных абортов».

Согласно иранскому законодательству, внебрачный секс карается поркой, если он не состоит в браке, или смертью, если он состоит в браке, что затрагивает женщин, в частности, поскольку беременность служит доказательством сексуальных отношений, и женщины, сообщающие о сексуальном насилии, могут быть привлечены к ответственности, если власти считают, что это произошло по обоюдному согласию. Однополые отношения также караются поркой, а для мужчин — смертной казнью. Хотя Иран разрешает и субсидирует операции по смене пола для трансгендеров, ни один закон не запрещает их дискриминацию.

Обращение с меньшинствами, беженцами и мигрантами

Законодательство Ирана отказывает бахаи в свободе вероисповедания и дискриминирует их. Власти продолжают арестовывать и преследовать в судебном порядке членов веры бахаи по расплывчатым обвинениям в национальной безопасности и закрывать принадлежащие им предприятия. Иранские власти также систематически отказывают бахаи в регистрации в государственных университетах из-за их веры.

Правительство также дискриминирует другие религиозные меньшинства, в том числе мусульман-суннитов, и ограничивает культурную и политическую деятельность азербайджанских, курдских, арабских и белуджских этнических меньшинств. Активистов меньшинств регулярно арестовывают и преследуют по расплывчатым обвинениям в национальной безопасности в ходе судебных процессов, которые совершенно не соответствуют международным стандартам.

 Похоже, за последний год власти усилили репрессии против курдских политических активистов. 9 сентября силы КСИР нанесли ракетные удары по базам курдских оппозиционных сил (Демократическая партия Курдистана Ирана или KDPI) в Курдистане Ирака.

В Иране постоянно находится около 780 000 зарегистрированных афганских беженцев и еще около 850 000 афганцев без документов. В середине августа правительство создало три временных палаточных лагеря для беженцев, бегущих из Афганистана, но его граница оставалась закрытой для большинства афганских лиц, ищущих убежища, поскольку въезд был ограничен для людей с действующими паспортами и визами. По оценкам, в сентябре около 2000 афганцев в день въезжали в Иран нелегально, но сопоставимое количество афганцев было депортировано из Ирана.

Право на воду и влияние изменения климата

Являясь одним из 10 крупнейших источников выбросов парниковых газов в мире, Иран вносит свой вклад в климатический кризис, нанося все больший ущерб правам человека во всем мире. Большая часть его выбросов приходится на энергетический сектор: 94 процента электроэнергии в Иране приходится на ископаемое топливо. Иран является восьмым по величине производителем сырой нефти и третьим по величине производителем природного газа, но также обладает значительным потенциалом возобновляемых источников энергии. Затраты на энергию в значительной степени субсидируются, что является одним из факторов, ведущих к высокой энергоемкости на душу населения. Иран предпринял несколько шагов, чтобы уменьшить зависимость от ископаемого топлива, регулярно ссылаясь на международные санкции как на препятствие для перехода к более чистой энергии. Иран — одна из шести стран, еще не ратифицировавших Парижское соглашение.

В Иране и, в частности, в Хузестане существуют давние опасения по поводу неэффективного управления водными ресурсами и загрязнения от разработки нефтяных месторождений. На протяжении десятилетий эксперты-экологи предупреждали , что проекты развития в богатом нефтью Хузестане, включая строительство гидроэлектростанций, ирригационных систем и переброску воды в соседние провинции, наносят ущерб окружающей среде и приводят к нехватке воды, затрагивающей ряд прав.

Изменение климата представляет собой серьезную угрозу для средств к существованию в Иране, в том числе из-за повышения температуры, более частых и интенсивных лесных пожаров, пыльных бурь, внутренних наводнений и повышения уровня моря. В 2021 году засухи усугубили давнюю нагрузку на водные ресурсы. Прогнозируется, что увеличение частоты и интенсивности засух продолжится, что приведет к снижению продуктивности сельского хозяйства, что поставит под угрозу продовольственную безопасность.

Ключевые международные игроки

Несмотря на то, что между Ираном и США было проведено несколько раундов непрямых переговоров о возвращении к соблюдению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) 2015 года, США сохранили свои широкие секторальные экономические и финансовые санкции в отношении Ирана. Хотя правительство США включило в свой режим санкций исключения для гуманитарного импорта, Хьюман Райтс Вотч обнаружила, что на практике американские и европейские компании и банки продолжают воздерживаться от экспорта или финансирования товаров и услуг гуманитарного назначения, подпадающих под действие исключений, опасаясь судебных исков и санкций со стороны правительства США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *