Жители узбекистана: Жители Узбекистана рассказали, почему их раздражают россияне — Секрет фирмы

Древние жители Узбекистана оказались генетически родственны современным европейцам

Палеогенетики проанализировали 27 геномов людей железного века, останки которых были обнаружены в Южном Узбекистане, и выяснили, что основной вклад в местные популяции скотоводов внесли предки из Ирана и Анатолии, а также евразийские степняки. Древнее население исследованного региона оказалось генетически более родственным современным европейцам, нежели популяциям из Средней Азии, что стало следствием демографических изменений, происходивших в последние две тысячи лет. Статья опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution.

На территориях современных Узбекистана, Афганистана и Таджикистана расположена историческая область Бактрия, где в эпоху бронзы возникла развитая цивилизация, существовавшая параллельно с соседними Индской и Древневавилонской. Известность она получила благодаря раскопкам Бактрийско-Маргианского археологического комплекса, относящегося к XXIII–XVIII векам до нашей эры. Большая часть археологов склонна считать эту цивилизацию преемницей ближневосточной неолитической традиции, на которую оказало существенное влияние индоиранское население андроновской культурно-исторической общности.

В раннем железном веке (около 1500–1000 годов до нашей эры) в Бактрии появилась язская археологическая культура. В целом эта эпоха характеризуется крупными сдвигами в материальной культуре, связанными с ростом мобильности и контактов с соседними регионами. Вплоть до появления около 30 года нашей эры Кушанского царства Бактрия несколько раз входила в состав крупных древних государств — Персидской империи, Греко-Бактрийского царства, что также могло сказаться на генетическом разнообразии местных популяций.

Викас Кумар (Vikas Kumar) из Китайской академии наук совместно с учеными из Китая, Узбекистана и США исследовал генетическую историю древнего населения, проживавшего на юге Центральной Азии. Для этого ученые секвенировали 27 геномов из останков, обнаруженных в Южном Узбекистане (Рабат, Серхаракт, Дехкан), чтобы проследить генетические изменения в местных популяциях от эпохи бронзы до позднего железного века, то есть от времен существования Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (около 5800–3800 лет назад) до кушанской эпохи (около 2100–1500 лет назад).

Результаты исследования показали, что древнее население Узбекистана находится в кластере с географически близкими древними популяциями бронзового и железного века из евразийских степей и Центральной Азии. Генетически население железного века восходит главным образом к иранским и анатолийским земледельцам, а также в меньшей степени к западноевропейским охотникам-собирателям и жителям Восточной Азии.

В большинстве случаев популяция железного века из Узбекистана оказалась генетически ближе к населению позднего бронзового века из Турана, Алтая и Восточной Европы. При сравнении выборки с геномами современных людей ученые выяснили, что они родственны европейскому населению в большей мере, нежели среднеазиатскому или кавказскому. Среди популяций евразийских степей раннего и среднего бронзового века исследованная выборка продемонстрировала наибольшее сходство с представителями афанасьевской культуры.

Генетики пришли к выводу, что население Узбекистана в железном веке происходило от степных скотоводов финальной стадии эпохи бронзы, которые смешивались с более поздними популяциями железного века в Восточной Азии и Туране. Генетическая близость к современному европейскому населению объясняется общими предками из Анатолии и евразийских степей. Более низкое родство с современным населением Узбекистана указывает на существенные демографические изменения, происходившие в последние две тысячи лет, в результате которых оно получило дополнительную примесь от восточноазиатских и сибирских народов.

Исследователи смоделировали происхождение популяции Узбекистана железного века и выделили источники их генетического происхождения. Основными источниками оказались иранские земледельцы (около 31–39 процентов), анатолийские земледельцы (около 30–34 процентов) и степное население (около 15–17 процентов). К второстепенным источникам они отнесли западноевропейских охотников-собирателей (около 7–12 процентов), восточноазиатских (около 5–7 процентов) и южноазиатских охотников-собирателей (около 8 процентов). Ученые отметили, что по сравнению с эпохой бронзы Центральная Азия железного века демонстрирует рост миграционных процессов и культурных обменов. Несмотря на это, большая часть геномов происходила от двух популяций — из Ирана и Анатолии, что характерно и для местного населения бронзового века.

Ранее на N + 1 сообщали о других генетических исследованиях, проясняющих происхождение древних и современных популяций людей. Так, анализ 28 геномов индивидов, живших на территории современной Хорватии между 4700 и 400 годами до нашей эры, подтвердил происхождение неолитического населения от анатолийских предков. В другом исследовании ученые изучили геномные последовательности 1107 человек из 118 различных этнических групп, населяющих Филиппины, и выяснили, что филиппинские негритосы обошли остальные народы по доле денисовских генов.

Михаил Подрезов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Как называют жителей Узбекистана | Правильное название жителей города Узбекистана

  • Названия жителей
  • Страны мира
  • Узбекистан

Государство Узбекистан (Uzbekistan) Полное наименование — Республика Узбекистан находится в регионе Узбекистан (В части света Азия) и имеет буквенные коды UZ и UZB (Код ISO — 860). Столица государства Узбекистан — Ташкент, язык (языки), на котором говорят жители Узбекистана: Узбекский.

По данным на 1 января 2019 население Узбекистана составляет 34 368 030 человек (0.44% от населения Земли). Их официально называют:

узбек

(5 букв)

мужчина

узбечка

(7 букв)

женщина

узбеки

(6 букв)

горожане

ПадежВопросСтранаВопросМужчинаЖенщинаЖители
Именительныйчто?Узбекистанкто?узбекузбечкаузбеки
Родительныйчего?Узбекистанакого?узбекаузбечкиузбеков
Дательныйчему?Узбекистанукому?узбекуузбечкеузбекам
Винительныйчто?Узбекистанкого?
узбека
узбечкуузбеков
Творительныйчем?Узбекистаномкем?узбекомузбечкойузбеками
Предложныйо чём?об Узбекистанео ком?узбекеузбечкеузбеках

ГородМужчиныЖенщиныГраждане
Буста́нбуста́нец
жительница Буста́на
буста́нцы
Заами́нзаами́нецжительница Заами́назаами́нцы
Зарафша́нзарафша́нецжительница Зарафша́назарафша́нцы
Зарбда́рзарбда́рецжительница Зарбда́разарбда́рцы
Кошкупы́ркошкупы́рецжительница Кошкупы́ракошкупы́рцы
Кува́куви́нецжительница Кувы́куви́нцы
Кумкурга́нкумкурга́нецжительница Кумкурга́накумкурга́нцы
Кызылтепа́кызылтепи́нецжительница Кызылтепы́кызылтепи́нцы
Магни́тмагни́тецжительница Магни́тамагни́тцы
Манги́т
манги́тец
жительница Манги́таманги́тцы
Мархама́тмархама́тецжительница Мархама́тамархама́тцы
Мубаре́кмубареча́нинмубареча́нкамубареча́не
Солда́тскийсолдатча́нинсолдатча́нкасолдатча́не
Ташке́нтташке́нтецташке́нткаташке́нтцы
Терме́зтермезча́нинтермезча́нкатермезча́не
Чирчи́кчирчи́кецжительница Чирчи́качирчи́кцы
Янгию́льянгию́лецжительница Янгию́ляянгию́льцы

Хотите знать ещё больше?

Как правильно называются жители Кла́йпеды?

Правильное название проживающих в городе Ра́дужного

Список всех городов и их жителей на букву У

Этнохоронимы (Этниконы) жителей Армении

katoikonim. ru © Катойконим — название жителей определенной страны, региона или города. Продвижение зарубежных сайтовКурсы по продвижению на маркетплейсахРифмаПродвижение на маркетплейсахРемонт санузлов

НАСЕЛЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА: УЗБЕКИ, ИСТОРИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР

НАСЕЛЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА

Население Узбекистана составляет около 30 миллионов человек, что делает его третьей по численности населения бывшей советской республикой (после России и Украины) и самой густонаселенной страной в Центральной Азии, где проживает около 67 млн ​​человек. Казахстан в шесть раз больше Узбекистана по площади, но в нем всего две трети населения. Большая часть населения Узбекистана сосредоточена вокруг рек Сырдарьи, Амударьи и Зервашана, Ташкентского, Бухарского и Самаркандского оазисов и Ферганской долины.

Прилагательное: узбекский. Этнические группы: 80 % узбеков, 5,5 % русских, 5 % таджиков, 3 % казахов, 2,5 % каракалпаков, 1,5 % татар, 2,5 % других (оценка 1996 г.). Языки: узбекский (официальный) 74,3%, русский 14,2%, таджикский 4,4%, другие 7,1%. Религии: мусульмане 88 процентов (в основном сунниты), православные 9 процентов, другие 3 процента. [Источник: CIA World Factbook =]

Людей в Узбекистане называют узбеками и узбекистанцами. Узбек относится к этнической группе. Узбекистанец относится к гражданам Узбекистана. Узбекский иногда используется для обозначения граждан Узбекистана. Слово «узбек», вероятно, произошло от двух тюркских слов: «вз», что означает «подлинный», и «бек», что означает «мужчина». Таким образом, узбек означает «настоящий мужчина».

Узбекистан – самая многонациональная страна в Центральной Азии. Население составляют узбеки (80 процентов), русские (6 процентов), таджики (5 процентов), казахи (3 процента), татары (2 процента), каракалпаки (2 процента) и другие группы (2 процента), такие как киргизы. , корейцы, украинцы, немцы, евреи, армяне, арабы и другие этнические группы из бывшего СССР. Многие из нецентральноазиатских групп представляют собой остатки населения целых этнических групп, которые были отправлены в Среднюю Азию во время Второй мировой войны как подозреваемые в предательстве.

Основными этническими группами Центральной Азии являются узбеки, казахи, киргизы, туркмены и уйгуры западного Китая, говорящие на тюркских языках, и таджики, говорящие на персидском языке. Все эти группы являются мусульманами, и все, кроме уйгуров, имеют свою страну. Многие когда-то были кочевниками и жили в юртах. Некоторые все еще делают. Узбеки и таджики были более оседлыми людьми, в то время как киргизы и казахи были кочевниками и скотоводами. В Афганистане проживает большое количество узбеков и таджиков.

Существует некоторая степень этнической напряженности между узбеками и этническими меньшинствами Узбекистана. Многие этнические русские, проживающие в основном в Ташкенте и городах, возмущены тем, что после обретения Узбекистаном независимости в 1991 году их отнесли к гражданам второго сорта. В результате столкновений между узбеками и кыргызами в Ферганской долине погибли сотни человек. Большинство евреев, живших в Бухаре и других местах, ушли.

Народы Средней Азии

Народы Средней Азии в основном делятся на два типа: традиционные кочевники и полукочевники (казахи, киргизы, монголы и туркмены) и оседлые люди (узбеки и таджики). Согласно исследованиям ДНК, таджики, узбеки и туркмены сохранили свою «этническую чистоту».

Между этническими группами Средней Азии традиционно было много смешанных браков. Узбеков и таджиков традиционно трудно отличить друг от друга. То же самое с киргизами и казахами. Клановые и региональные связи исторически были важнее этнической идентичности.

Александр Беннигсен писал в 1979 году, что «субнациональные и наднациональные связи остаются сильными в Центральной Азии и активно конкурируют с национальными»; однако его тезис о том, что эта наднациональная идентичность должна основываться на антироссийском «пантуркестанизме» с узбеками в качестве ее направляющего элемента, трудно принять, по крайней мере, в том, что касается Таджикистана». [Источник: «Таджикистан» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Национальный университет Австралии, 2013 г.]

См. отдельную статью НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ factanddetails.com

Узбеки

Узбеки являются крупнейшей тюркской группой за пределами Турции и третьей по численности этнической группой в Советском Союзе. Узбеки имеют монгольское, турецкое и смешанное азиатское происхождение. Это потомки тюркских племен монгольской Золотой Орды, поселившихся в Средней Азии в 15-16 веках. В 16 веке узбекские ханы завоевали большую часть того, что сейчас является Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и южным Казахстаном.

Согласно britannica.com: узбек — это «любой представитель среднеазиатского народа, проживающий в основном в Узбекистане, а также в других частях Центральной Азии и в Афганистане. Узбеки говорят на одном из двух диалектов узбекского, тюркского языка алтайской семьи языков. Более 16 миллионов узбеков живут в Узбекистане, 2 000 000 в Афганистане, 1 380 000 в Таджикистане, 570 000 в Кыргызстане и меньшее количество в Казахстане, Туркменистане и Синьцзяне в Китае. [Источник: britannica.com /*/]

«Считается, что узбекское название относится к Озбеку (Узбеку), монгольскому хану, при котором Золотая Орда достигла своего величайшего могущества. Узбеки выросли в результате смешения древнего оседлого иранского населения с различными кочевыми монгольскими или тюркскими племенами, вторгшимися в регион между 11 и 15 веками. Первые были этнически схожи с таджиками, а вторые включали кипчаков, карлуков и самаркандских тюрков (относительно более монголизированные группы). Третий элемент добавился с нашествием монгольских кочевых племен под предводительством Мухаммеда Шайбани-хана в начале 16 века./*/

«Подавляющее большинство узбеков — мусульмане-сунниты ханафитского обряда, группа, известная тем, что принимает личное мнение (рай) в отсутствие мусульманского прецедента. Узбеки, особенно городские узбеки, считаются самыми религиозными мусульманами Средней Азии; ранние браки для молодых девушек, выкуп за невесту, а также религиозные браки и похороны — это те традиции, которые все еще практикуются. Узбеки наименее русифицированы из тех тюркских народов, которые ранее находились под властью Советского Союза, и практически все до сих пор считают узбекский своим родным языком. /*/

Ранняя история узбеков

Кирилл Нуржанов и Кристиан Блейер писали: «С конца XIV века все кочевые роды разного происхождения, жившие в степях между Уралом и Иртышом, были известны под собирательным названием узбеки. В пятнадцатом веке они сформировали автаркическую общину с зачатками государственной организации, наиболее примечательной чертой которой была «десятичная» военная машина, вдохновленная Ченгизом. Как и любое другое кочевое государство, его мучило отсутствие легитимности и четких правил наследования, а центральная политическая власть оставалась жизнеспособной только до тех пор, пока она могла вести успешные войны, которые обеспечивали родовой аристократии грабеж и статус. [Источник: «Таджикистан» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Национальный университет Австралии, 2013 г.]

«К 1512 году узбеки постепенно завоевали Мавераннахр и вытеснили из плодородных речных долин огромные массы оседлого населения. Это был последний крупный приток кочевников в Туркестан. Впоследствии на территории нынешнего Таджикистана возникла своеобразная демографическая модель: горные районы были заселены почти исключительно таджиками; в широких речных долинах и степях господствовали кыпчакские узбеки; в то время как обширные переходные районы между двумя этногеографическими зонами характеризовались смешением коренного оседлого населения (таджиков и тюрков) и полукочевых узбеков. [Источник: «Таджикистан» Кирилла Нуржанова и Кристиана Блейера, Национальный университет Австралии, 2013 г.]

«После того как узбеки захватили Мавераннахр, каждый род был расквартирован вокруг определенного города, с которого он собирал налоги. В таких условиях гибель государства кочевых узбеков была неизбежна, но постоянные войны с сефевидами откладывали ее до середины 1580-х гг. с этой целью. Эта политика, однако, имела неприятные последствия, поскольку братства дервишей не смогли создать прочных связей в обществе, и в то же время эти ордена сами стали существенной экономической и политической силой благодаря щедрым пожертвованиям, сделанным правителями. В конце шестнадцатого века «узбекское государство демилитаризировалось и стало своего рода польским содружеством: слабый король, безответственная аристократия и господствующее клерикализм». Ордены дервишей стали ведущим институтом в государстве, обществе и культуре».

«Последовавший период феодальной смуты имел для Туркестана губительные последствия, сравнимые с последствиями монгольского нашествия. Бесконечная борьба между узбекскими кланами, усугубляемая резким спадом трансконтинентальной караванной торговли в XVII веке, привела к экономической разрухе, которая достигла своего апогея в первой половине XVIII века, когда «в Самарканде не осталось граждан». и «В Бухаре было всего две жилые махалли». Даже возникновение относительно централизованных государств — Бухарского и Хивинского ханств, а затем и Кокандского — не смогло переломить эту тенденцию. История княжества Уротеппа иллюстрирует этот процесс. В период 1800–1866 гг. Уротеппа (Истаравшон) подвергся около 50 нападениям; в результате он потерял две трети своего населения и превратился в «один из самых опустошенных районов Средней Азии».

Происхождение узбеков

Узбеки — древний иранский народ, который смешался с кочевыми монгольскими и тюркскими племенами, вторгшимися в Среднюю Азию между 11 и 15 веками. Они традиционно считались кочевниками, которые осели, в то время как их соперники, казахи, считались кочевниками, которые не осели.

Согласно britannica.com: «Считается, что узбекское название относится к Озбеку (узбеку), монгольскому хану, при котором Золотая Орда достигла своего величайшего могущества. Узбеки выросли в результате смешения древнего оседлого иранского населения с различными кочевыми монгольскими или тюркскими племенами, вторгшимися в регион между 11 и 15 веками. Первые были этнически схожи с таджиками, а вторые включали кипчаков, карлуков и самаркандских тюрков (относительно более монголизированные группы). Третий элемент был добавлен с вторжением монгольских кочевых племен под предводительством Мухаммеда Шайбани-хана в начале 16 века. [Источник: britannica.com]

Озбек (узбек) был местным правителем Монгольской империи в 14 веке. Сам мусульманин, Узбек-хан распространил ислам в своем ханстве. В 15 веке часть узбеков переселилась в долину реки Чухе, где их стали называть казахами. Те, кто остался на территории ханства, продолжали называться узбеками, которые позже образовали узбекский союз. [Источник: China.org china.org | ]

Генетические данные о происхождении узбеков

Современные узбеки представляют разную степень разнообразия, связанную с тем, что многие этнические группы путешествовали по Центральной Азии и оказывали различное влияние на регион. Первоначально населенная иранскими племенами и другими индоевропейскими народами, Центральная Азия пережила многочисленные вторжения и вторжения, исходившие из Монголии, Алтайского края и евразийских степей. Генетические исследования показывают, что узбекское население имеет значительное азиатское и индоевропейское происхождение. Узбеки обнаруживают несколько более тесную генетическую связь с тюрко-монголами, чем с иранскими популяциями на юге и западе. [Источник: protobulgarians.com]

Согласно исследованию Чикагского университета по генетической генеалогии этнических групп Центральной Азии, узбеки группируются где-то между монголами и иранцами: вторжения продолжались в течение сотен лет, начиная с гсиун-ну (которые могут быть предками гуннов) в 300 г. до н.э., за которыми последовали тюрки в 1-м тысячелетии н.э. и монгольские экспансии 13-го века. Высокие уровни гаплогруппы 10 и ее производной, гаплогруппы 36, обнаруживаются у большинства алтаикоязычных народов и являются хорошим индикатором генетического влияния этих кочевых групп. [Источник: Генетический ландшафт, измененный недавними событиями: анализ Y-хромосомы в Центральной Азии, Татьяна Зерджал, Р. Спенсер Уэллс, Надира Юлдашева, Руслан Рузибакиев и Крис Тайлер-Смит, Американский журнал генетики человека, сентябрь 2002 г.]

«Расширяющиеся волны алтайоязычных кочевников охватили не только восточную часть Центральной Азии, где их генетический вклад велик, как показано на рисунке 7d, но и более западные регионы, такие как Иран, Ирак, Анатолия и Кавказ, а также Европы, куда проникли и гунны, и монголы. Однако в этих западных регионах генетический вклад низок или не поддается обнаружению (Wells et al. 2001), даже несмотря на то, что власть этих захватчиков иногда была достаточно сильна, чтобы навязать замену языку, как в Турции и Азербайджане (Cavalli-Sforza et al. 1994). Разница может быть связана с плотностью населения в разных географических районах. Восточные районы Центральной Азии в то время должны были иметь низкую плотность населения, поэтому внешний вклад мог иметь большое генетическое влияние. Напротив, западные регионы были более густонаселенными, и вполне вероятно, что существующие популяции были более многочисленными, чем кочевники-завоеватели, что привело к лишь небольшому генетическому воздействию. Таким образом, оценка примеси из северо-восточной Азии высока на востоке, но едва заметна к западу от Узбекистана».

Согласно исследованию Узбекистана, несмотря на то, что большинство современных жителей Центральной Азии говорят на тюркских языках, они получают большую часть своего генетического наследия от монгольских воинов-завоевателей Чингисхана. «Тюркские народы в целом имеют общие языки и многие общие культурные черты, но не имеют общего происхождения. Узбеки в значительной степени произошли от тюрко-монгольских завоевателей, чьи вторжения охватывают буквально тысячелетия от первого тысячелетия нашей эры с ранними миграциями гоктюрков до более поздних вторжений самих узбеков в начале и середине 2-го тысячелетия. Эти мигрирующие алтайские народы превосходили численностью коренные иранские народы Центральной Азии и, по-видимому, ассимилировали подавляющее большинство посредством смешанных браков, в то время как в основном выжили таджики, хотя и с некоторым тюркским смешением. Таким образом, в случае с Узбекистаном и большинством других государств Центральной Азии это был не процесс замены языка, как это произошло в Турции и Азербайджане, а скорее массовая миграция и замена населения, которые помогли сформировать современные тюркские народы. Узбекистан и другие государства Центральной Азии».

Узбекская идентичность

Народ Узбекистана изо всех сил пытается найти единую идентичность, поскольку люди спорят о том, как следует идентифицировать каждого человека. Многие из этнических узбеков идентифицируют себя как «узбеки», которых они склонны определять в политических, культурных и этнических терминах. Обычно это определяется тем, что человек является мусульманином, ведет оседлый образ жизни, говорит по-узбекски и является этническим узбеком. [Источник: safaritheglobe.com]

До советской эпохи узбеки идентифицировали себя не по национальности, а по роду и ханству, которая стала этническим идентификатором только в 1924 с объединением ханств в Узбекскую ССР. Несмотря на их разные языки, официальная дифференциация таджиков и узбеков произошла только после образования Республики Таджикистан пятью годами позже. [Источник: Библиотека Конгресса, март 1996 г. *]

Другие социальные факторы также определяют идентичность и лояльность людей в Узбекистане и влияют на их поведение. Часто важную роль играют региональные и клановые идентичности, которые вытесняют специфически этническую. Например, в борьбе за политический контроль или доступ к экономическим ресурсам региональные союзы часто преобладают над этническими идентичностями. Эксперт из США выделил пять регионов — Ташкентскую область, Ферганскую долину, Самарканд и Бухару, северо-западные территории и южный регион, — которые играли роль опоры власти для лиц, дослужившихся до должности первого секретаря Коммунистическая партия Узбекистана. Эти региональные привязанности, часто основанные на кланах, остаются важными как в политике, так и в социальной структуре постсоветского Узбекистана.

Узбекский символ

Узбеки известны своим гостеприимством. Многие путешественники сообщали о том, что их постоянно приглашали в дома, предлагали кучу еды и давали место для сна. Если была свадьба, их приглашали.

Узбеки известны своим долготерпением и терпением в течение длительного времени. На их характер повлияло и репрессивное правление: сначала советское, а затем нынешнее каримовское. Фотограф Кэролин Дрейк написала в National Geographic: «Узбеки не говорят свободно, особенно с посторонними, и на то есть веская причина: нынешний режим имеет опыт запугивания и пыток тех, кто вышел из-под его контроля.

Узбекская культура описывается как смесь иранской и турецкой культур. Согласно safaritheglobe.com: «Люди в какой-то степени сохраняют советский менталитет, поскольку они редко вмешиваются в личные дела других людей и склонны держаться особняком на публике. Из-за такого отношения люди обижаются на несколько вещей. Хотя все заметят странное поведение и культурные отклонения, редко кто укажет на ваши культурные ошибки. [Источник: safaritheglobe.com]

Оседлые, сельские узбеки

Народы Средней Азии в основном делятся на два типа: традиционные кочевники и полукочевники (казахи, киргизы, монголы и туркмены) и оседлые люди (узбеки и таджики). Согласно исследованиям ДНК, таджики, узбеки и туркмены сохранили свою «этническую чистоту».

Согласно safaritheglobe.com: «В отличие от многих народов Средней Азии, узбеки всегда были оседлыми, поэтому их образ жизни и культура всегда сильно отличались от их соседей. Однако узбеки попали под советскую власть, когда в образ жизни были внесены серьезные изменения. Религия медленно умирала, был введен регулярный рабочий день, а школа стала нормой для узбекских детей. [Источник: safaritheglobe.com]

«Несмотря на изменения, одно осталось неизменным: узбеки остались очень сельскими; сегодня почти две трети населения проживает в сельской местности. Для многих из этих людей жизнь сейчас и в прошлом основана на земле и сельском хозяйстве. Сельское хозяйство было основным занятием на протяжении веков, и сегодня четверть населения все еще в той или иной степени занимается сельским хозяйством. Для этих людей жизнь основана на длинных летних днях и коротких зимних днях, что делает их повседневную жизнь очень зависимой от погоды и времени года. Это также создало зависимость от семьи, друзей и соседей, поскольку небольшие сообщества часто нуждались друг в друге.

«Советы ввели большое количество рабочих мест в промышленности, а также увеличили количество должностей в сфере услуг. Сегодня многие узбеки по-прежнему работают в этих сферах, так как у них более регулярный рабочий день. Стандартный рабочий день в Узбекистане сегодня длится примерно с 9:00 до 18:00. Такой график во многом определяет сегодняшнюю жизнь в Узбекистане, как и школа, которая обычно длится с начала сентября по июнь. Для фермерских семей этот школьный график идеален, так как в летнее время эти дети могут помогать на семейной ферме.

«Несмотря на изменения в культуре, работе и даже разнообразии занятий в Узбекистане, в целом жизнь людей сосредоточена на земле и семье. Свободное время более распространено в течение коротких зимних дней, но мало кто имеет дискреционный доход, чтобы пойти куда-нибудь и насладиться заработанными деньгами. Чаще всего жизнь сосредоточена дома, а свободное время проводится с семьей и друзьями».

Узбеки против таджиков

Современные таджики очень похожи на современных узбеков. У них схожие обычаи и образ жизни. Вплоть до 20 века они считались по сути одним и тем же народом, за исключением того, что узбеки говорили на турецком языке, а таджики — на персидском. В некотором смысле таджикская этническая группа была изобретена Советами как способ разделить местное население и сделать его менее опасным для государства. Два самых известных города Узбекистана, Самарканд и Бухара, имеют более длительную связь с персидско-таджикской культурой, чем с тюрко-узбекской культурой, и традиционно были домом для большего количества таджиков, чем узбеков.

Узбеки и таджики традиционно имели очень похожие обычаи и оседлый образ жизни, за исключением того, что узбеки говорили на турецком языке, а таджики говорили на персидском языке. Таджики также отличаются от других жителей Центральной Азии своей традиционной исламско-иранской культурой. Широкое использование «таджикского» в качестве термина идентификации не вошло в обиход, пока Советы не начали использовать его. Термин «таджик» также используется для описания носителей неперсидских иранских языков в горных долинах горного района Памира, таких как сариколис, вахи и шугни.

Между этническими группами Средней Азии традиционно было много смешанных браков. Узбеков и таджиков традиционно трудно отличить друг от друга. То же самое с киргизами и казахами. Клановые и региональные связи исторически были важнее этнической идентичности.

Центральная Азия является местом встречи тюркской, персидской и монгольской культур. Узбеки и таджики традиционно имели очень похожие обычаи и образ жизни, за исключением того, что узбеки говорили на турецком языке, а таджики говорили на персидском языке. Большинство этнических таджиков в Узбекистане идентифицируют себя как таджики, но граждане Узбекистана.

Узбеки считают себя доминирующим народом Центральной Азии в силу своей численности и исторических связей с Тамерланом и Чингисханом. Другие этнические группы в Центральной Азии оспаривают это утверждение.

В ХХ веке узбеков и таджиков называли тюрками и персами. Узбекские и таджикские названия получили широкое распространение только с приходом Советов и их желанием изменить этническую идентичность в соответствии со своими целями.

Этнические группы в Узбекистане

Этнические группы: 80 % узбеков, 5,5 % русских, 5 % таджиков, 3 % казахов, 2,5 % каракалпаков, 1,5 % татар, 2,5 % других (оценка 1996 г.). По другой оценке: Этнические группы в 1995 г.: 71% узбеков, 8% русских, 5% таджиков, 4% казахов, 2% татар и 2% каракалпаков. По переписи 1998 года 76% населения составляли узбеки, 6% русские, 4,8% таджики, 4% казахи, 1,6% татары и 1% киргизы. Языки: узбекский (официальный) 74,3%, русский 14,2%, таджикский 4,4%, другие 7,1%. Религии: мусульмане 88 процентов (в основном сунниты), восточные православные 9процентов, остальные 3 процента. [Источник: CIA World Factbook =, Библиотека Конгресса]

Несмотря на их разные языки, официальная дифференциация таджиков и узбеков произошла только после образования Республики Таджикистан в составе Советского Союза в 1920-х годах. Однако значительная часть официально узбекского населения, по оценкам, достигающая 40 процентов, имеет таджикское происхождение, и таджики преобладают в городских центрах Бухары и Самарканда. Значительное количество немцев и украинцев уехало в массовую эмиграцию в течение 1990-е. Каракалпаки, около 475 000 из которых проживают в западном Узбекистане, являются тюркским народом неясного этнического происхождения, который в настоящее время включен в официальную этническую статистику вместе с узбеками. [Источник: Библиотека Конгресса, февраль 2007 г. **]

Многие другие группы меньшинств отказываются называться узбеками даже по политическим причинам; отчасти это связано с тем, что узбеки связали культуру, язык и этническую принадлежность с узбекской идентичностью, что подразумевает, что идентичность требует большего, чем просто гражданство, и, следовательно, исключает эти этнические меньшинства. Из-за этого большинство этнических меньшинств обычно идентифицируют себя по своей этнической принадлежности, которая, как правило, связана с особым языком и культурой. [Источник: safaritheglobe.com]

Этнические отношения в Узбекистане в советское время

До большевистской революции узбекская национальность как таковая ощущалась слабо; вместо этого жизнь была организована вокруг племени или клана. До двадцатого века населением современного Узбекистана правили различные ханы, завоевавшие регион в шестнадцатом веке.

Но советская власть и создание Узбекской Советской Социалистической Республики в октябре 1924 года в конечном итоге создали и укрепили узбекскую идентичность нового типа. В то же время советская политика преодоления существующих этнических и языковых границ в регионе для создания Узбекистана и других новых республик также посеяла напряженность и раздоры среди центральноазиатских групп, населявших регион. В частности, территория Узбекистана включала в себя два основных таджикских культурных центра, Бухару и Самарканд, а также части Ферганской долины, на которые могли претендовать другие этнические группы. Эта корректировка этнической политики вызывала враждебность и территориальные претензии между узбеками, таджиками, киргизами и другими на протяжении большей части советской эпохи, но конфликты стали особенно острыми после краха центральной советской власти.

Стрессы советского периода присутствовали у этносов Узбекистана в экономической, политической и социальной сферах. Вспышка насилия в Ферганской долине между узбеками и турками-месхетинцами в июне 1989 года унесла жизни около 100 человек. За этим конфликтом последовали аналогичные вспышки насилия в других частях Ферганской долины и других местах. Гражданский конфликт в соседнем Таджикистане, который также связан с этническими столкновениями, был воспринят в Узбекистане (и представлен узбекским правительством) как внешняя угроза, которая может спровоцировать дальнейший этнический конфликт внутри Узбекистана. Тысячи узбеков, проживающих в Таджикистане, бежали туда от гражданской войны и мигрировали обратно в Узбекистан, например, так же, как десятки тысяч русских и других славян уехали из Узбекистана в северный Казахстан или Россию. Крымские татары, депортированные в Узбекистан в конце Второй мировой войны, мигрируют из Узбекистана, чтобы вернуться в Крым.

Численность узбеков увеличивается, а русских и меньшинств сокращается в постсоветскую эпоху

Демографическое давление обострило этническую напряженность. В 1995 г. основными меньшинствами были русские (чуть более 8%), таджики (официально почти 5%, но считается, что их намного больше), казахи (около 4%), татары (около 2,5%) и каракалпаки (немного больше). более 2 процентов). В середине 1990-х годов Узбекистан становился все более однородным, поскольку отток русских и других меньшинств продолжал увеличиваться, а узбеки возвращались из других частей бывшего Советского Союза. По неофициальным данным, между 1985 и 1991 г. численность лиц некоренного происхождения в Узбекистане сократилась с 2,4 до 1,6 млн. человек. [Источник: Библиотека Конгресса, март 1996 г. *]

Увеличение коренного населения и эмиграция европейцев повысили самоуверенность и зачастую самоутверждение коренных узбеков, а также чувство уязвимости у русских в Узбекистане. Русское население, как бывшие «колонизаторы», неохотно изучало местный язык или приспосабливалось к местному контролю в постсоветское время. В начале 1992, опросы общественного мнения показали, что большинство русских в Узбекистане чувствовали себя более неуверенно и боязливо, чем до независимости Узбекистана. Ирония этой этнической ситуации заключается в том, что многие из этих центральноазиатских этнических групп в Узбекистане были искусственно созданы и очерчены в первую очередь советским указом. *

Два этнических раскола могут сыграть важную роль в будущем Узбекистана. Во-первых, это потенциальное взаимодействие оставшихся русских с узбекским большинством. Исторически эти отношения были основаны на страхе, колониальном господстве и огромной разнице в ценностях и нормах между двумя группами населения. Второй раскол – среди самих выходцев из Центральной Азии. Результаты 1993 опрос общественного мнения показывает, что даже на личном уровне различные центральноазиатские и мусульманские общины часто проявляют такую ​​же настороженность и враждебность друг к другу, как и к русским среди них. На вопрос, например, кого они не хотели бы иметь в качестве зятя или невестки, доля узбеков, назвавших кыргызов и казахов нежелательными, была примерно такой же, как и доля назвавших русских. (Около 10 процентов узбеков заявили, что хотели бы иметь русского зятя или невестку.) И те же закономерности были очевидны, когда респондентов спрашивали о предпочтительных национальностях среди их соседей и коллег по работе. В сообщениях описывалась официальная политика правительства Узбекистана по дискриминации таджикского меньшинства. *

Источники изображений:

Источники текстов: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Последнее обновление: апрель 2016 г.


Известные лица Узбекистана

Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (АвиценнаРодился: 980 г. в Хармайтене (около Бухары), Средняя Азия (ныне Узбекистан). Умер: июнь 1037 г. в Хамадане, Персия (ныне Иран). Ибн Сина или Авиценна был самым влиятельным из всех исламских философов-ученых. Он писал по медицине, а также по геометрии, астрономии, арифметике и музыке. Две самые важные работы Ибн Сины — «Книга исцеления» и «Канон медицины». научная энциклопедия, охватывающая логику, естественные науки, психологию, геометрию, астрономию, арифметику и музыку.Вторая — самая известная отдельная книга в истории медицины.Ибн Сина написал около 450 работ, из которых сохранилось около 240. Из сохранившихся работ, 150 посвящены философии, а 40 посвящены медицине, двум областям, в которые он внес наибольший вклад.Он также писал по психологии, геологии, математике, астрономии и логике.Однако его самая важная работа по математике является его огромный энциклопедический труд «Китаб аль-Шифа» («Книга исцеления»).

Одна из четырех частей этой работы посвящена математике, и Ибн Сина включает астрономию и музыку как разделы математики в энциклопедию. Фактически он разделил математику на четыре раздела: геометрию, астрономию, арифметику и музыку, а затем разделил каждую из этих тем. Геометрию он подразделял на геодезию, статику, кинематику, гидростатику и оптику; астрономию он подразделял на астрономические и географические таблицы и календарь; арифметику он разделил на алгебру и индийское сложение и вычитание; музыку он разделил на музыкальные инструменты

Абу Аррайхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни

Родился: 15 сентября 973 года в Катхе, Хорезм (ныне Хорезмская область, Узбекистан)
Умер: 13 декабря 1048 г. в Газне (ныне Газни, Афганистан) 90 150 Аль-Бируни — одна из крупнейших фигур исламской математики. Он внес свой вклад в астрономию, математику, физику, медицину и историю. Абу Райхан аль-Бируни родился в Хорезме, регионе, примыкающем к Аральскому морю, ныне известном как Каракалпакстан. Двумя крупными городами в этом регионе были Кат и Джурджания. Аль-Бируни родился недалеко от Катха, и город, в котором он родился, сегодня называется Бируни в честь великого ученого. Когда он вырос, он жил и в Катхе, и в Джурджании, и мы знаем, что он начал учиться в очень раннем возрасте у известного астронома и математика Абу Насра Мансура. Общее количество произведений, созданных аль-Бируни при жизни, впечатляет. Подсчитано, что он написал около 146 работ общим объемом около 13 000 фолиантов (лист содержит примерно столько же, сколько печатная страница современной книги). Круг работ аль-Бируни охватывает практически всю науку его времени.

Мы достоверно знаем некоторые даты из жизни аль-Бируни, поскольку он описывает астрономические события в своих работах, которые позволяют определить точные даты и места. К семнадцати годам аль-Бируни занялся серьезной научной работой, так как в 990 году он вычислил широту Катха, наблюдая за максимальной высотой солнца. Его описание лунного затмения 24 мая 997 года, которое он наблюдал в Кате, означает, что к этому времени он уже вернулся в свою родную страну. Затмение было событием, которое также было видно в Багдаде, и аль-Бируни договорился с Абу’л-Вафой наблюдать его там. Сравнение их времени позволило им рассчитать разницу в долготе между городами. Мы знаем, что аль-Бируни часто переезжал в этот период, так как к 1000 г. он находился в Гургане, поддерживаемый Кабусом, правителем государства Зияридов. Свою работу «Хронология» он посвятил Кабусу около 1000 г., а 19 г. он все еще находился в Гургане.Февраль 1003 г. и 14 августа 1003 г., когда он наблюдал там лунные затмения. Мы должны отметить, что в «Хронологии» ал-Бируни ссылается на семь более ранних работ, которые он написал: одну по десятичной системе, одну по астролябии, одну по астрономическим наблюдениям, три по астрологии и две по истории. Его самая известная работа «Индия» была написана как прямой результат исследований, которые он провел в этой стране. Индия — это масштабная работа, охватывающая множество различных аспектов страны. Аль-Бируни описывает религию и философию Индии, ее кастовую систему и брачные обычаи.

Затем он изучает индийские системы письма и чисел, прежде чем приступить к изучению географии страны. В книге также рассматриваются индийская астрономия, астрология и календарь. Книга могла быть написана, когда аль-Бируни был в Индии с Махмудом Газневидом во время военных походов Махмуда в Индию. Вполне вероятно, что аль-Бируни был, по существу, пленником Махмуда и не мог уйти, а это означало, что аль-Бируни был увезен в эту страну Махмудом. Примерно с 1022 года армии Махмуда начали успешно брать под свой контроль северные части Индии, а в 1026 году его армии двинулись к Индийскому океану. Аль-Бируни, по-видимому, был только в северных частях Индии, и мы не знаем, сколько визитов он совершил, но сделанные им там наблюдения позволили ему определить широту одиннадцати городов вокруг Пенджаба и границы Кашмира. Аль-Бируни изучал индийскую литературу в оригинале, переведя несколько санскритских текстов на арабский язык. Он также написал несколько трактатов, посвященных некоторым аспектам индийской астрономии и математики, которые представляли для него особый интерес. Аль-Бируни был удивительно начитан, обладая знаниями санскритской литературы по таким темам, как астрология, астрономия, хронология, география, грамматика, математика, медицина, философия, религия, а также меры и веса. Одним из наиболее важных из многих текстов аль-Бируни являются «Тени», которые он, как полагают, написал около 1021 года. , приложения теневых функций к астролябии и другим инструментам, теневые наблюдения для решения различных астрономических задач и теневое определение времени мусульманских молитв. Тени — чрезвычайно важный источник наших знаний по истории математики, астрономии и физики. Он также содержит важные идеи, такие как идея о том, что ускорение связано с неравномерным движением, использование трех прямоугольных координат для определения точки в трехмерном пространстве, а также идеи, которые некоторые считают предвосхищающими введение полярных координат. Книга подробно описывает математический вклад аль-Бируни. К ним относятся: теоретическая и практическая арифметика, суммирование рядов, комбинаторный анализ, правило трех, иррациональные числа, теория отношений, алгебраические определения, метод решения алгебраических уравнений, геометрия, теоремы Архимеда, трисекция угла и другие задачи, которые нельзя решить. решать только с помощью линейки и циркуля, конических сечений, стереометрии, стереографической проекции, тригонометрии, теоремы синусов на плоскости и решения сферических треугольников. Важный вклад в геодезию и географию внес также аль-Бируни. Он представил методы измерения земли и расстояний на ней с помощью триангуляции. Он нашел радиус Земли равным 6339.0,6 км, значение, не полученное на Западе до 16 века. Его масудический канон содержит таблицу с координатами шестисот мест, почти все из которых он знал напрямую. Не все, однако, были измерены самим аль-Бируни, некоторые взяты из аналогичной таблицы, данной аль-Хорезми. Автор замечаний о том, что аль-Бируни, по-видимому, осознавал, что для мест, данных как ал-Хорезми, так и Птолемеем, значение, полученное ал-Хорезми, является более точным. Аль-Бируни также написал трактат о хранении времени, написал несколько трактатов об астролябии и описывает механический календарь. Он делает интересные наблюдения о скорости света, утверждая, что его скорость огромна по сравнению со скоростью звука.


Великий Амир Темур

Прямо в сердце Ташкента, столицы Узбекистана, на прохладной, обсаженной деревьями площади возвышается сказочная статуя всадника. Поза всадника царственная и военная. Скульптор запечатлел момент великого лидера в действии. Его правая рука поднята вверх, возможно, он обращается к своим войскам или обозревает просторы своей империи. Левой рукой он крепко сдерживает коня, ловя фыркающего зверя на полпути, его голова резко склонена, а левая передняя нога занесена в воздух. Слева от него сидит длинный, плавно изогнутый меч, закрепленный над круглым рельефным щитом. …Это памятник великому Амиру Темуру. Все тюркские народы гордятся Великим сыном узбекского народа, родоначальником гениальности, знаменитым борцом и полководцем Сохибкироном Амиром Темуром, внесшим большой вклад в становление и развитие узбекской государственности. Амир Темур Тарагай Мухамад Баходир угли родился 9 апреля.(8), 1336 г. в селении Ходжа Ильгор, находившемся в десяти километрах от города Шахрисабз. В средние века Шахрисабз звали Кеш. В Европе он был известен как Тамерлан или Тумберлейн. Название произошло от персидского Тимур-иланг, «Темур Хромой» европейцами в 16 веке. Его отец Тарагай Мухаммад Баходир происходил из рода Барлас и принадлежал к элите рода. Мать Амира Темура Тегина Бегим Мох (по некоторым источникам — Некина) была бухаркой по происхождению и была дочерью известного богослова Садр-аша шариата Убайдуллаха Ибн Ахмада Махбуби Бухари. Амир Темур воспитывался в атмосфере борьбы, состязаний и охоты, поэтому для него потерять честь было равносильно смерти. Формирование характера Амира Темура было результатом ряда противоречивых событий. Известный историк того времени Ахмад Ибн Арабшах писал в книге «Аджаиб-ал-Макдур»: «Газэ Темура было ровным и тихим. Он не знал, что такое страх смерти. Он предпочитал правду, какой бы горькой она ни была. ко лжи и тайне. Будучи невероятно храбрым и сильным, этот человек заставлял людей уважать и подчиняться ему». В 1360 году Темурбек, служивший монгольскому хану Туглуку Темурхану, стал правителем округа Кеш. В это время Амир Темур вел переговоры с правителем Балха Амиром Хусейном с целью свергнуть монгольского хана Туглук Темурхана и положить конец монгольскому владычеству над Мовароуннахром. Однако они потерпели поражение, и им пришлось бежать на Систан и собирать там силы. В 1364 году ему и его дяде Ходже Барласу удалось освободить Моварауннахр от монголов и взять власть. Весной 1366 г. к Самарканду подошли войска Амира Хусейна и Амира Тимура. В 1370 году Амир Тимур занял Самарканд и стал правителем всего Моварауннахра. В это время умер Амир Хусейн.
Амир Темур добавил к своему имени слово Курагон, означающее «зять», потому что женился на сестре Амира Хусейна, дочери представителя монгольского рода генхизидов Казанхана. У правящего страной Амира Темура был девиз «Рости — русти» (сила в справедливости) и он всегда старался следовать этому девизу. Символом нового государства, созданного Амиром Темуром, стало небесно-голубое знамя. Известный ученый, профессор восточных языков и литературы Пештского университета Герман Вамбери пишет, что портал дворца Амира Темура венчал символ, состоящий из трех кругов, что означало владычество Амира Темура с трех сторон света, Севера, Юга , и Запад.

С этого времени началась политическая кампания Амира Темура, длившаяся 35 лет. Прежде всего он разделил свою власть с белоордынским ханством, располагавшимся по реке Сыр-Дарья. В 1372 году Амир Темур завоевал Хорезм. В 1389 году он начал борьбу против вероломного по отношению к нему Тохтамыша. В 1392 году искусный Амир Темур двинулся на Кавказ и занял Грузию и Армению. В 1395 году искусный воин разбил Тохтамыша на берегу Терека и преследовал его до самого Ельца. Через некоторое время Амир Тимур завоевал столицу Золотой Орды. В 1398 — 99 г. он совершил поход на Индию, завоевал ее столицу Дели и вернулся в Самарканд. В 1400 году Амир Темур нанес поражение султану Египта на территории Сирии. Два года спустя, в 1402 году, он одержал сокрушительную победу над войсками Баязида. В 1404 году Амир Тимур вернулся в Самарканд и начал подготовку к походу на Китай. Не прислушиваясь к совету своих полководцев оставаться в Самарканде до весны, Тимур и его армия планировали без промедления продвинуться на север, расположиться лагерем в разных точках у реки Яксарт и дождаться первых признаков весны, чтобы нанести удар по Китаю. Они покинули Самарканд в начале января, в день, выбранный астрологами как благоприятный. Таким образом, Тамерлан возглавил огромную армию и отправился в свой последний и самый фантастический поход на завоевание Китая, когда ему было около семидесяти лет. Он был слишком слаб, чтобы ходить, и его пришлось нести на носилках. К концу января они достигли Утрара. Там здоровье Тимура пошатнулось от тяжести пути, и он заболел воспалением легких. 17 или 18 февраля 1405 года Тамерлан умер. Его тело было перевезено и захоронено в Гур-и-Мир, Самарканд. Таким образом, в результате многочисленных и длительных военных походов Амиру Тимуру удалось создать обширную и могущественную империю, состоящую из Мовароуннахра, Прикаспийских земель, Хорасана (это Афганистан и северо-западная часть Ирана), большей части Индии, Ирака , Иран, Северный Кавказ и ряд стран Передней Азии. В это время межгосударственные культурные и экономические связи достигли высокого уровня развития.


Династия Темуридов

Империю, которую построил Тимур, не смогли удержать вместе его потомки, никто из которых не разделял той же железной воли, что и он. Как и в случае с империей Чингиз-хана, вскоре возникли разногласия, и вассалы на периферии владений Тимуридов быстро воспользовались шансом отстоять свою независимость. Вскоре после смерти Тимура от прежней империи мало что осталось, кроме Мавераннахра и Афганистана. Однако, хотя размер империи Тимуридов резко сократился, его преемники продолжали возвещать мусульманский эквивалент европейского Возрождения с центром в городах Самарканд и Герат. Двое из четырех сыновей эмира умерли раньше отца: Джахангир (1355–1375) и Умар Шейх (1355–139).4). Его второй сын, Миран-шах (1366–1408), скончался вскоре после отца, оставив наследником только младшего, Шахрукха (1377–1447). На самом деле Тимур назначил своим преемником своего внука Пира Мухаммеда, но и он умер вскоре после своего деда, в 1406 году. В 1409 году Шахрукх захватил власть, сделав Герат своей столицей. Его старший сын Улугбек (1394 — 1449) был назначен губернатором Самарканда, а второй сын, Байсунгур (1399 — 1433), служил его визирем в столице. Ни один из этих правителей не унаследовал страсть Тимура к завоеваниям, но они разделяли его интерес к строительству и играли важную роль в качестве покровителей искусств и наук. Летописец того времени писал, что «со времен Адама и до сего дня нельзя указать ни одного века, периода, цикла или момента, когда бы люди наслаждались таким миром и спокойствием». Под их покровительством процветали музыка, каллиграфия, персидская миниатюра, литература и различные научные занятия. Улугбек, правивший империей в течение двух лет между смертью своего отца и своей собственной, был одним из величайших астрономов, которых когда-либо видел мир. Он построил великолепную обсерваторию в Самарканде, и расчеты, которые он произвел с ее помощью, принесли ему известность в Европе как выдающемуся ученому. К сожалению, он был убит в 1449 году.его сын Абдул Латиф, которого встревожили светские занятия отца. Через год после убийства умер и Абдул Латиф. В 1452 году Абу Саид (1424–1469), внук Миран-шаха, взял под свой контроль владения Тимуридов, по-прежнему состоявшие из Мавераннахра, Афганистана и северной Персии. За ним последовал султан Хусейн Байкара (1438–1506), внук Умара Шейха, который начал свое правление почти четыре десятилетия в 1468 году. «Именно под его благотворным руководством Герат достиг зенита своей славы как центра искусства. , литература и наука». Именно при дворе Хусейна вместе с художником-миниатюристом Бихзадом и поэтом Джами приобрел известность поэт Мир Алишер Навои, который популяризировал чагатайский, классический тюркский язык, как литературное средство. Однако в то же время правитель также продолжал погоню за удовольствиями, которая была признаком большей части династии Тимуридов и привела к тому, что многие потомки Тимура умерли от чрезмерного употребления алкоголя или других форм разврата. Власть Тимуридов в Средней Азии подошла к концу с приходом другого тюркского племени с севера: узбеков. Эти бывшие кочевники, принявшие ислам в составе Золотой Орды, разочаровались в верховой езде и набегах и намеревались поселиться в Мавераннахре и вести оседлый образ жизни на торговых путях, пролегавших через Среднюю Азию. В 1500 году под предводительством Мухаммада Шайбани-хана (1451 — 1510) они захватили Самарканд у Захируддина Бабура (1483 — 1530), пра-пра-пра-внука Тимура и правителя Ферганы, который сам захватил город в 1497. Бабур отвоевал Самарканд в 1501 году, но снова уступил его Шайбани в 1505 году. Вскоре после этого, в 1507 году, Герат перешел к узбекам. Бабур предпринял еще одну попытку вернуть Самарканд в 1511 году, но безуспешно и был вынужден узбеками. бежать на юг в следующем году. Однако его карьера правителя не закончилась, так как впоследствии он основал династию Великих Моголов, которая правила Индией до тех пор, пока в начале девятнадцатого века британцы не захватили страну. Шайбанидские узбеки основали в Мавераннахре империю, просуществовавшую до конца шестнадцатого века.


Захир — уд — дин Мохаммад Бабур

Захир — уд — дин Мохаммад Бабур, Захириддин Мухаммад Бабур (14 февраля 1483 — 26 декабря 1530) (также пишется Бабер или Бабар), император (1526 — 30) ) и основатель династии Великих Моголов в Индии, потомок монгольского завоевателя Тимура (Тамерлана). В 1526 году он основал Империю Великих Моголов и династию Великих Моголов. Захир-уд-дин Мохаммад был более известен под прозвищем «Бабур» (происходит от персидского «Бабр», что означает «леопард»).0005

Бабур родился 14 февраля 1483 года в городе Андижан на территории современного Узбекистана. Он был старшим сыном Омара Шейха, правителя Ферганской долины, и потомком знаменитого тюркского военачальника Тимура (Тамарлана). Хотя Бабур происходил из племени барлас, которое имело монгольское происхождение, это племя широко восприняло турецкую культуру с момента обращения в ислам и из-за длительного проживания в турецких регионах. Следовательно, Бабур, хотя номинально был монголом (моголом на персидском языке), получил большую поддержку от турок, и его армия была эклектичной по своему этническому составу. Известно, что Бабур был невероятно сильным и физически здоровым. Предположительно, он носил двух мужчин, по одному на каждом плече, а затем бегом взбирался по склону только для того, чтобы это упражнение давало. Местная легенда гласит, что Бабур решил переплыть все крупные реки Индии, опять же для физических упражнений. Когда Бабуру было всего двенадцать лет, он сменил своего отца на посту правителя Фарганы. Его дяди были безжалостны в своих попытках сместить его с этой должности; Бабур провел большую часть своей жизни без крова и в изгнании, как подробно описано ниже. В 1497 августа Бабур напал и овладел узбекским городом Самаркандом. Пока он завоевывал этот город, восстание среди узбекской знати на родине лишило его Ферганы. Пока он шел, чтобы вернуть его, его войска покинули его; он потерял Самарканд, как и Фергану. Бабуру действительно удалось вернуть себе оба места за относительно короткий период. Однако в 1501 году он снова потерпел поражение, на этот раз от своего самого грозного врага, Мухаммада Шайбани, хана узбеков; Самаркханд, одержимость всей его жизни, снова исчез. В течение трех лет Бабур сосредоточился на создании сильной армии. В 1504 году ему удалось пересечь заснеженные горы Гиндукуша и захватить Кабул. Этим ходом он получил новое богатое королевство и восстановил свое состояние. В следующем году Бабур объединился с Хусейном Байкарой из Герата против Мухаммада Шейбани. Смерть Хусейна Байкары в 1506 году положила конец этому предприятию, но Бабур занял город своего союзника Герат и провел там год, наслаждаясь удовольствиями этого города. Назревавшее восстание наконец побудило его вернуться в Кабул из Герата. В этом случае он победил, но два года спустя восстание среди некоторых из его ведущих генералов изгнало его из Кабула; он был вынужден бежать с очень немногими товарищами. Бабур, однако, вскоре вернулся; он снова захватил Кабул и заставил повстанцев подчиниться. Мухаммад Шайбани умер в 1510 году. Бабур воспользовался этой возможностью, чтобы вернуть себе исконные территории Тимуридов. Он получил значительную помощь от шаха Исмаила I, сефевидского правителя Персии, и триумфально вошел в Самарканд в 1511 году. Однако в 1514 году он снова потерпел поражение от узбеков и с большим трудом вернулся в Кабул. Теперь Бабур оставил все надежды на восстановление Ферганы. Хотя он опасался вторжения узбеков на свой запад, его внимание все больше обращалось на Индию. Он совершил несколько предварительных вторжений, в том числе нападение на цитадель гахаров в Фарвале, когда в 1521 году представилась возможность для более продолжительной экспедиции. Ибрагима Лоди, правителя Делийского султаната, все ненавидели; несколько его афганских дворян предложили вмешательство Бабура. Бабур собрал 12-тысячную армию с артиллерией, которая тогда была большой новинкой, и двинулся в Индию. Это число фактически увеличивалось по мере продвижения Бабура по мере того, как представители местного населения присоединялись к армиям вторжения. Ибрагим Лоди выступил против него со 100 000 солдат и 100 слонами. Их главное сражение, Первая битва при Панипате, произошло 21 апреля 1526 года. Ибрагим Лоди был убит, а его армия разбита; Бабур быстро овладел Дели и Агрой. Теперь у Бабура были бессонные ночи из-за Раны Шанги, раджпутского правителя Мевара. Бабур послал около 1500 отборных кавалеристов атаковать Сангу. Они были убиты раджпутами Шанги. Бабур хотел обсудить условия мира. Для обсуждения Шанга послал своего генерала Силхади (Шиладитью). Бабур завоевал этого полководца, пообещав ему независимое королевство. Силхади вернулся и сообщил, что Бабур не хочет мира и хочет сражаться. Битва при Ханве началась 17 марта 1527 года, и армия Бабура была выбита с поля боя, и победа Шанги была обеспечена. В этот момент Силхади и его армия покинули поле боя, и это склонило войну в пользу Бабура, и он победил. 6 мая 1529 г., Бабур победил Махмуда Лоди, брата Ибрагима Лоди, в битве при Гагре, сокрушив таким образом последние остатки сопротивления в северной Индии. Бабур провел последние годы своей жизни, устраивая дела и распоряжаясь доходами своей новой империи. Он написал свои мемуары «Бабурнама» на турецком диалекте, известном как чагатай. Ближе к концу жизни Бабура его сын Хумаюн смертельно заболел, и врачи заявили, что у него мало шансов на выживание. Бабур был опустошен и стал постоянно молиться за сына. В этих молитвах, которые он читал, обходя своего сына, Бабур говорил, что хочет избавить Хумаюна от болезни и умереть вместо него. Как ни странно, молитвы Бабура были услышаны; Хумаюн выздоровел, а Бабур заболел. Он умер в возрасте 48 лет, и ему наследовал его старший сын Хумаюн. По его желанию, Бабур был похоронен в Кабуле, Афганистан.

Абу Джафар Мухаммад ибн Муса Аль-Хорезми

Родился: около 780 г. в Хорезме (ныне провинция Харезм в Узбекистане)
Умер: около 850.
Аль-Хорезми был исламским математиком, который писал индийско-арабскими цифрами и был одним из первых, кто использовал ноль в качестве заполнителя в позиционной системе счисления. Слово алгоритм происходит от его имени. Его трактат по алгебре «Хисаб аль-джабр валь-мукабала» дает нам слово «алгебра» и может считаться первой книгой, написанной по алгебре. Нам известно мало подробностей о жизни Абу Джафара Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми. Одним из неприятных последствий этого недостатка знаний, по-видимому, является искушение делать предположения, основанные на очень небольшом количестве доказательств. Но имя ал-Хорезми может указывать на то, что он пришел из Хорезма южнее Аральского моря в Средней Азии. Трактат по алгебре Хисаб аль-джабр в’аль-мукабала был самым известным и важным из всех произведений аль-Хорезми. Именно название этого текста дает нам слово «алгебра», и это первая книга, написанная по алгебре. Книга была написана в Багдаде, где аль-Хорезми работал под покровительством халифа аль-Мамуна, и два своих текста он посвятил халифу. Аль-Мамун был большим покровителем образования и основал академию под названием Дом Мудрости, где переводились греческие философские и научные труды. Он также создал библиотеку рукописей, первую крупную библиотеку, созданную после Александрии, в которой собраны важные произведения из Византии. В дополнение к Дому Мудрости аль-Мамун создал обсерватории, в которых мусульманские астрономы могли опираться на знания, полученные более ранними народами. Аль-Хорезми и его коллеги Бану Муса были учеными в Доме Мудрости в Багдаде. Их задачи там включали перевод греческих научных рукописей, а также они изучали и писали по алгебре, геометрии и астрономии. Это были его трактат по алгебре и его трактат по астрономии. Аль-Хорезми также написал трактат об индийско-арабских цифрах. Арабский текст утерян, но латинский перевод Algoritmi de numero Indorum на английском языке Аль-Хорезми об индуистском искусстве расчета дал начало слову «алгоритм», происходящему от его имени в названии. К сожалению, латинский перевод (переведенный на английский язык в 19), как известно, сильно отличается от оригинального текста аль-Хорезми (у которого даже название неизвестно). В работе описывается индуистская позиционная система числительных, основанная на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Первое использование нуля в качестве заполнителя в позиционной базовой записи, вероятно, произошло аль-Хорезми в этой работе. Даются методы арифметических вычислений, и известно, что метод нахождения квадратных корней был в арабском оригинале, хотя он отсутствует в латинской версии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *