Есть ли в самолете безопасные места и так ли опасна турбулентность / Оффтопик / iXBT Live
Многие из нас очень бояться летать, и перед очередным перелетом прокручивают в голове разные варианты авиакатастрофы, которая непременно должна случиться именно с ними. Некоторые почувствовал турбулентность во время полета мысленно прощаются с жизни, поскольку считают что именно по этой причине самолет обязательно потерпит крушение или вовсе разлетится в воздухе. Другие наоборот стараются найти и купить авиабилет с максимально безопасным местом в салоне самолета, тем самым в случае авиакатастрофы увеличить свой шанс на выживание. Но так ли опасна турбулентность и есть ли на самом деле безопасные места в салоне самолета? С этими вопросами мы и постараемся сегодня разобраться. Итак, давайте начинать!
Известно, что в процессе полета самолет скользит по воздуху, как бы опираясь на него крыльями. Высокое давление воздуха снизу толкает крыло вверх, а низкое давление сверху наоборот затягивает крыло самолета на себя. В результате крыло поднимается, а самолет удерживается в воздухе. На практике, практически весь полет проходит достаточно гладко, но иногда самолет может столкнуться с возникшими прерывистыми потоками или говоря простыми словами попасть в область завихрения воздуха. В итоге пассажиры в салоне самолета начинают ощущать толчки разной силы и потряхивания, и многих эта ситуация очень сильно пугает. На самом деле турбулентность — это нормальное явление в авиации, его можно сравнить с качкой в море, или стандартной тряской автомобиля на неровной дороге.
Турбулентность бывает трех типов:
- Легкая — это практически неощутимая турбулентность в самолете, которую мы иногда испытываем при перелете;
- Умеренная — при такой турбулентности нужно находиться на своем посадочном месте, поскольку устоять на плоской поверхности и не упасть достаточно трудно;
- Сильная — крайне редкая турбулентность, при которой вы будете чувствовать себя приклеенным к вашему креслу.
В большинстве случаев вам не стоит опасаться за свою жизнь при возникновении турбулентности. Поскольку современные самолеты рассчитаны на достаточно серьезные нагрузки. Однако бывают исключения, поэтому авиакатастрофы из-за турбулентности все-таки происходят, но очень редко. Например, одна из известных авиакатастроф по причине аномально сильной турбулентности произошла около полувека назад — тогда Boeing 707, попал в турбулентность ясного неба. Это одна из самых неприятных турбулентностей, которая может случиться. Возникает она неожиданно при ясном небе, при этом не сопровождается значительной облачностью как обычная. Boeing 707 при попытке облететь гору Фунзу попал в аномально сильную турбулентность с двумя сильными и совершенно разными по скорости, температуре, направлению и плотности потоками в итоге самолет развалился на части, и все пассажиры погибли. Поэтому на вопрос опасна ли сильная турбулентность или нет, то скорее всего да, чем нет. Конечно при возникновении умеренной и легкой турбулентности переживать пассажирам совершенно не стоит, для самолёта более опаснее — гроза, сильный ветер и обледенение.
На самом деле турбулентность несет опасность именно пассажирам, поскольку из-за нее нередко пассажиры получают различные травмы, и даже ломают конечности. В большинстве случаев страдают пассажиры, которые игнорируют сигнал, о том что необходимо пристегнуть ремень и оставаться на своих местах. Помните, попав в сильную зону турбулентности, всегда необходимо соблюдать инструкции экипажа и оставаться на месте с пристегнутым ремнем, чтобы после перелета не оказаться на больничной койке.
Как известно, что места в передней части самолета хоть и стоят дороже, но разбирают их в первую очередь. Поскольку считается, что в этой зоне более удобные кресла, которые способны обеспечить дополнительный комфорт пассажирам. Однако, оптимально защищенными могут считать себя пассажиры, которые выбирают места в хвостовой части самолета. У таких мест есть свои минусы, например, кресла не очень удобные, а в последнем ряду кресла вовсе не раскладываются.
Поэтому при длительном перелете у вас могут возникнуть проблемы со спиной.Почему, на самом деле, самые дешевые места в самолете считаются более безопасными? Все дело в том, что данные места при падении самолета испытывают минимальную нагрузку. Известно, что нос самолета практически всегда падает намного быстрее. Поэтому на него и походит основной удар. Большему риску подвержены пассажиры, чьи места располагаются сразу за кабиной и, соответственно, пилоты. Самый большой процент выживаемости приходится на пассажиров, места которых расположены в хвостовой части — эта секция начинается за краем крыла. Поэтому «черный ящик» обычно находится именно в хвостовой части самолета. Пассажиры в секции перед крылом и над крылом имеют практически одинаковый шанс на выживание.
Задние места действительно повышают шанс на выживание в том случае, если высота самолета небольшая, например, авария произошла во время взлета или опасной посадки. Однако, если крушение произошло на высоте 8-10 тыс км, то особой разницы, где находится ваше место в самолете нет, поскольку выжить в такой ситуации практически невозможно. Однако, в истории было немало случаев, когда некоторым пассажирам все-таки удавалось выжить даже в самых страшных авиакатастрофах.
Каждая аварийная ситуация индивидуальна. Случиться может все. Поэтому не игнорируйте инструкции экипажа, пристегиваете ремень по сигналу, чтобы надежно зафиксировать тело в правильном положении. Помните, что при выпадении кислородных масок вам стоит немедленно одеть ее сперва на себя, а уже потом на ребенка. В крайней ситуации необходимо правильно сгруппироваться, это достаточно важно. Поскольку пассажиры, которые быстро и правильно сгруппировались в аварийной ситуации, всегда будут в более выигрышном положении.
Несмотря на то, что иногда авиакатастрофы все-таки происходя самолет до сих пор считается одним из самых безопасных видов транспорта, который позволяет за короткое время преодолеть значительное расстояние. Вероятность погибнуть в автокатастрофе намного выше, чем в авиакатастрофе. Но несмотря на это многие панически боятся летать. Турбулентность для самолета не так страшна, как кажется на первый взгляд. Поэтому панически бояться этого явления не стоит. К выбору безопасного места можно отнестись более серьезно. Сидеть в хвосте самолета действительно более безопасно, но лучше не выбирать именно последний ряд, поскольку при длительном перелете вам придется сидеть с ровной спиной из-за того, что кресла не раскладываются. На этом все. Всем спасибо за внимание.
Всё, что вы хотели знать о турбулентности: рассказывает пилот
Очень многие пассажиры пугаются, когда самолёт в воздухе начинает трясти, то есть когда по тем или иным причинам появляется «болтанка» или турбулентность, если по-научному.
Турбулентность — это естественное явление в авиации, точно также, как качка в море, как тряска автомобиля на неровной или ухабистой дороге.
Если в море вы можете видеть волны, на дорогах — заплатки или ямы, то в небе часто этого ничего не видно, но на самом деле оно тоже совсем не однородно.
Что происходит в небе?
В воздухе постоянно происходит много различных процессов — движутся разные воздушные потоки и струйные течения, скорость которых иногда может достигать до 300 км/час, а то и больше.
Образуются зоны разного атмосферного давления. Одни воздушные массы сменяются другими, возникают метеорологические фронты — от холодного, тёплого до смешанного.Каждый день в атмосфере изменяется температура и давление. Обычно с ростом высоты и то, и другое должно уменьшаться, но бывает и наоборот. Сила и направление ветра тоже постоянно варьируются. Иногда можно видеть, как облака на разных высотах движутся в противоположные стороны.
Всё это в целом делает атмосферу либо стабильной, либо нестабильной, создавая условия для появления разных погодных явлений, в том числе и турбулентности.
Фото: ©Алина Архипова / Вот так мы видим на метеорадаре, где можно лететь, а где опасные зоны. Принцип, как у светофора: зелёный цвет — нормально, можно лететь; жёлтый цвет — осторожно, всякое может быть, и турбулентность в том числе; красный цвет — не лезь, опасно! Есть ещё один цвет: magenta — сиренево-фиолетовый — это очень опасно! Но видела я его очень редко.
Иногда пилоты заведомо могут знать о возможной турбулентности на своём маршруте из метеорологических карт и сводок погоды, которые они проверяют перед каждым полётом. А если в полёте появилась турбулентность там, где в картах она не была отмечена, то пилоты сообщают об этом диспетчеру, и он в свою очередь предупреждает потом другие борты, входящие в данный сектор.
Причины «болтанки»
1) Красивые пушистые облака, кучевые (cumulus) и особенно кучевые-дождевые (cumulunimbus CB) являются турбулентными за счёт восходящих и нисходящих потоков, образующихся в них. Во время гроз воздух переполнен грозовыми облаками CB.
Но не все облака турбулентны. В отличие от пушистых красивых облаков, внутри и рядом с которыми может «болтать», низкие слоистые сплошные облака обычно спокойные.
Фото: ©Алина Архипова / На заднем плане турбулентные облака, которые пилоты всегда обходят стороной. В этих облаках присутствуют восходящие и нисходящие потоки, поэтому там будет сильная турбулентность.
2) Но тряска не всегда рождается из-за одних только облаков. Есть ещё турбулентность ясного неба (clear air turbulence — CAT), когда в воздухе нет ни единого облачка, солнечно и красиво, а атмосфера нестабильная, и самолёт неожиданно начинает трясти.
3) Также турбулентность часто возникает в горной местности, и чем ближе к горам, тем сильнее.
4) Ещё есть термические потоки (восходящие потоки) в тёплое время года, образующиеся от нагрева поверхности земли. Поэтому тёплой весной и летом даже при хорошей ясной погоде самолёт на посадке может прилично «болтать» именно из-за них, особенно при пролёте разной поверхности (так как она по-разному прогревается). Например, когда лесистая местность сменяется полем или долиной, или при пролёте береговой линии с моря на сушу.
5) Есть искусственная турбулентность – это если самолёт попадёт случайно в спутную струю впереди летящего или взлетающего самолёта. Это достаточно опасно. Именно поэтому диспетчеры должны обеспечить, а лётчики соблюдать определённую дистанцию — интервал между бортами самолётов как при взлётах/посадках, так и на других этапах полёта.
Хотя случайности всё равно иногда бывают, например, по причине ветра, когда тот задерживает спутную струю пролетающего самолёта или сносит её прямо на идущий самолёт следом. В таких случаях самолёт может сильно мотнуть из стороны в сторону вплоть до самопроизвольного отключения автоматики, и среагировать надо очень быстро.
У меня было так несколько раз, ощущения не из приятных. Но чтобы пилоты были подготовлены к таким неожиданностям и знали, как действовать, подобные ситуации прорабатываются обязательно на тренажёрах.
Фото: ©Алина Архипова
6) А ещё, например, наш Boeing может трясти, когда мы летим с выпущенными спойлерами (интерцепторами), если срочно надо снизиться или быстро погасить скорость. Спойлеры — это пластины на верхней поверхности крыла, поднимающиеся вертикально вверх при выпуске.
То есть в полёте очень много естественных причин тряски самолёта.
Насколько опасна турбулентность?
В авиации турбулентность делят по интенсивности на три категории:
- Слабая — может доставлять немного дискомфорта от того, что всё время потряхивает, но она абсолютно не нарушает обычное течение полёта.
- Средняя — более дискомфортная — не даёт спокойно поесть, стакан может слегка уехать или даже расплескаться. К тому же ходить по салону становится трудно: можно обо что-нибудь удариться, набить себе шишку или даже получить вывих. Точно также, как в автобусе при резких торможения или поворотах. Чтобы случайно никто не пострадал, капитан включает сигнал «Пристегнуть ремни». При средней турбулентности мы также попросим сесть на места и бортпроводников.
- Сильная – единственная категория турбулентности, которую можно считать опасной, так как есть вероятность временной потери управления.
Но сразу скажу, что мы делаем всё, чтобы самолёт никогда не оказывался в зоне с сильной турбулентностью. Просто так сильная турбулентность сама по себе не бывает. В большинстве случаев она появляется в зоне действия гроз и большого скопления грозовых облаков. А это возможно предвидеть, изучив метеокарты и отследив по радару. Пилоты всегда обходят подобные зоны, если возможно. А если невозможно, то уходят на запасные аэродромы. Причём есть ограничения, на каком удалении безопасно обходить опасные сектора, как сбоку, так и по высоте.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от ?Небо глазами женщины? (@kapitan_alinasky)
Если по каким-то причинам всё же самолёт случайно попал в зону с сильной турбулентностью, то пилоты должны немедленно выйти оттуда, даже если понадобится для этого развернуться на 180 градусов (другими словами — повернуть назад).
То, с чем вы сталкиваетесь иногда в полёте — это обычно слабая или средняя турбулентность, и лишь в редких случаях может оказаться сильная. Самолёт же рассчитан на то, чтобы выдержать даже турбулентность сильной интенсивности.
Когда вы едете по брусчатой мостовой, чтобы вас так не трясло, вы можете сбавить скорость. На самолёте сильно скорость не убавить, ведь это одна из главных составляющих подъёмной силы самолёта. И даже уменьшение скорости в воздухе сильно не спасёт от «болтанки», так как всё же процессы в воздухе более сложны, чем разбитый асфальт на дороге.
«Болтанка» в воздухе будет ощущаться меньше на более тяжёлых самолётах, а вот маленькие и лёгкие трясёт сильнее. Скажем, на Boeing трясет меньше по сравнению с Bombardier Q400.
В любом случае турбулентность — это естественное и неотъемлемое явление в авиации. Разве что избежать полностью дискомфорта от неё для пассажиров не всегда возможно.
Именно поэтому, летая пассажиром и находясь на своих местах, всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности. Лишний раз по салону лучше не разгуливать, а только при необходимости.
И, кстати, пилоты пристёгнуты всегда в течение всего полёта.
Не боюсь!авиакомпания летчик турбулентность
Что такое зона турбулентности в самолете и опасна ли она
Ваша корзина пуста
Основной
Статьи
Что такое зона турбулентности в самолете и чем она опасна
«Уважаемые пассажиры, наш самолет входит в зону турбулентности…» эти слова портят настроение даже бывалым авиапутешественникам. Турбулентность – главная помеха во время полетов, которая является причиной большей части беспокойства и беспокойства; потому что, когда вы находитесь в нескольких тысячах футов над землей, каждое беспокойство воспринимается гораздо более болезненно. Но так ли опасна турбулентность?
Что такое турбулентность и где ее встретить?
Пилоты, как и многие пассажиры, называют это «тряской». Проще говоря, это тряска в салоне, иногда довольно сильная, ощущения можно сравнить с поездкой на машине по ухабистой дороге. Во всяком случае, эти ощущения не очень приятны для и без того встревоженных пассажиров, которые изо всех сил стараются отбросить мысль о том, что эти неровности — предзнаменование грядущей катастрофы.
Причиной турбулентности являются сильные ветровые потоки и воздушные потоки, встречающиеся на пути самолета. Когда попадаешь в такой поток, кажется, что самолет падает (это иллюзия, вызванная скоростью, на самом деле изменение высоты едва достигает нескольких метров) или подпрыгивает на очень крутой кочке.
- Турбулентность часто возникает при прохождении через облака, которые создают закрученные потоки, ударяющие о крылья.
- Эти потоки гораздо сильнее на грозовых фронтах, поэтому самолеты никогда не пролетают сквозь них, а обходят их стороной. Хотя по краям фронтов возникают завихрения, которые воздействуют на облетающий самолет и заставляют его трястись. К сожалению, на локаторах эти завихрения не видны, а значит, нельзя заранее определить границы зоны турбулентности и скорректировать маршрут до взлета, чтобы уверенно обходить препятствие на значительном расстоянии и не зацепиться даже за его край.
- Иногда при ясном небе бывает «болтанка». Увы, это тоже невозможно прогнозировать.
- Турбулентность часто возникает при посадке, когда самолет встречает сильные встречные и боковые порывы ветра.
- «Бурбанистость» ощущается сильнее на малых высотах, где восходящие потоки воздуха с земли мешают сцене, и слабее на больших высотах. Чем больше авиалайнер, тем менее заметна турбулентность, поскольку его размер и массу гораздо труднее раскачивать воздушному потоку.
Так или иначе, это явление достаточно распространено и в обязательном порядке учитывается при предполетной подготовке: опытные пассажиры должны помнить о тех предупреждениях о возможной турбулентности, которые объявляются перед стартом.
На самом деле пилоты получают метеосводку перед взлетом, чтобы заранее принять меры; а маршрут полета проложен на земле с учетом фронтов. Также во время полета мониторинг погоды не прекращается ни на секунду, чтобы обеспечить моментальную реакцию на непредвиденные зоны турбулентности, возникающие в пути — это тоже возможно, особенно при дальних перелетах.
Представляет ли турбулентность опасность для самолета или пассажиров?
Нет, это не так. Прохождение зон турбулентности — обычная рутина; не попадание хотя бы раз в нестабильную зону за время полета скорее исключение, чем правило. Поэтому влияние турбулентности учитывается еще на этапе проектирования самолета, наряду со многими другими факторами, влияющими на безопасность полета. Прочность самолета предназначена для того, чтобы выдерживать значительно более серьезные удары, чем самая сильная турбулентность, которую когда-либо видели.
Опасна ли турбулентность для пассажиров? Возможно, только косвенно — возрастает риск потерять равновесие и даже получить травму при ходьбе по салону. Именно поэтому очень важно выполнять указания бортпроводников, ведь их работа заключается в обеспечении безопасности и комфорта пассажиров во время полета. Вместе с объявлением о входе в зону турбулентности пассажиров всегда просят вернуться на свои места и пристегнуться, а бортпроводники дополнительно проверяют полку для ручной клади, чтобы она не выпала из плохо запертого ящика на крутой воздушный удар.
Другими словами, турбулентность во время полета — это неудобство, а не угроза. Все, что нужно пассажиру, это сесть, пристегнуться и просто ждать, пока самолет пройдет эту зону.
Однако, что делать, если вы все еще напуганы? Во-первых, боязнь летать — вещь естественная. Авиаперелеты — повседневная реальность нашего времени, принесшая много пользы — скорость, удобство, безопасность. Невозможно представить ни работу, ни отдых без авиаперелетов. Однако преодолеть подсознательную установку, вызревавшую десятки тысяч лет эволюции человека, не так просто.
Отсутствие надежной опоры под ногами, нахождение в замкнутом пространстве, потеря контроля над ситуацией на большой высоте — этих факторов более чем достаточно для стресса, а обычной реакцией человека на стресс является страх, который трудно снять с помощью взывая к логике и аутогенной тренировке. Однако боязнь летать иррациональна и бесполезна. Вместо поставленной эволюцией задачи предупреждать об опасности и мобилизовать силы вашего организма он только усиливает дискомфорт, поэтому с этим страхом можно и нужно бороться и побеждать его с помощью профессионалов.
Как приучить себя не бояться летать на самолетах?
Страх перед полетом преследует людей с тех самых времен, когда пассажирские авиаперевозки стали обыденностью и десятки тысяч людей ежедневно испытывали потребность подниматься на борт самолета и преодолевать расстояния по воздуху. Как показывает статистика, более половины всех пассажиров боятся летать и причины этого самые разные, как и сами люди. Мы в центре «Полеты без страха» разработали методы борьбы со страхом перед полетом — разнообразные программы с участием профессиональных авиасимуляторов, позволяющие испытать все виды полетных ощущений на земле и отработать любую ситуацию. Каждый клиент уникален, и мы подберем для вас правильный курс, который поможет навсегда избавиться от страха перед полетами.
Избавьтесь от страха перед полетом! Пройдите тест и получите персональные рекомендации, как побороть боязнь полетов в вашем конкретном случае.
Оценочный тест
Что такое турбулентность? Это опасно?
Турбулентность — это просто какое-то изменение в воздухе вокруг вашего самолета. Воздух — это не ничто; это жидкость, как вода. Потоки воздуха движутся вверх и вниз, расходятся, меняют направление и скорость.
Некоторые явления, вызывающие турбулентность, легче предсказать. Грозы толкают воздух вверх и вниз, поэтому ваш пилот будет использовать сводки погоды и бортовые приборы, чтобы избежать сильнейшей бури. Движение воздуха, нагреваемого солнцем, вызывает турбулентность. Изменения погоды являются еще одной причиной турбулентности. Горы и другие географические объекты вызывают турбулентность, когда воздух движется вверх или вниз, и этот волновой эффект может длиться долгое время. Сами самолеты возмущают воздух и могут вызвать турбулентность для летящего позади них самолета, что является одной из причин, по которой авиадиспетчеры предоставляют самолетам много места (и почему вам, возможно, придется ждать, чтобы взлететь). И воздух вблизи струйных течений, обвивающих нашу планету, может быть турбулентным, даже если небо кажется ясным; это называется «турбулентностью ясного неба».
Ваши пилоты ищут информацию и подсказки, чтобы сказать им, где наиболее вероятно возникновение турбулентности, и они сделают все возможное, чтобы по возможности свести неровности к минимуму. Однако предсказать и избежать всех турбулентностей не всегда возможно, и нереально ожидать, что время от времени вы не столкнетесь с некоторыми ударами.
Самое главное, что нужно знать, это то, что турбулентность не опасна. Это может быть немного некомфортно, но ваш самолет создан для того, чтобы справляться с худшими условиями. Даже в условиях самой сильной турбулентности ваш самолет движется далеко не так быстро, как вы думаете!
Наше восприятие турбулентности во многом субъективно. Несколько крошечных ударов для одного человека могут показаться худшим полетом для кого-то другого. Наш мозг и тело с трудом понимают ощущения турбулентности, и из-за этого они могут казаться хуже или страшнее, чем они есть на самом деле.
При полете в условиях турбулентности реальную опасность для пассажиров представляют травмы от падения. Вы можете предотвратить это, обращая внимание на бортпроводников, передвигаясь по салону только тогда, когда это безопасно, и правильно храня ручную кладь. Рекомендуется пристегиваться ремнем безопасности всякий раз, когда вы сидите на своем месте, даже если в этом нет необходимости.
Некоторые люди говорят, что место, где вы сидите, имеет значение. Сядьте в хвосте самолета, и вы почувствуете больше движения во время полета. Сядьте на крылья, и ваша поездка станет более плавной. Это правда? Да, но разница может быть не существенной или особо заметной.
Удары по пути — нормальная часть полета. Для некоторых людей турбулентность приводит к бесполезным заботам. Что, если это больше, чем турбулентность? А если с самолетом что-то не так? Такое мышление только заставит людей чувствовать себя хуже и сделает полет еще более неудобным. Вам не обязательно любить турбулентность, но старайтесь остерегаться мышления, которое вызывает страхи и тревоги. Один трюк, который вы можете попробовать, — это бросить вызов этим мыслям. Сколько раз вы летали в прошлом? Случилось что-нибудь плохое? Сколько раз семья и друзья летали без происшествий? Вы можете найти больше информации о преодолении негативного мышления здесь.