Деревянный рубленный дом с элементами модерна. Дом в старорусском стиле
Дом из бревна в русском стиле на подклете
Архитектор Александр Николаев
Дома из бревна под ключ в древнерусском архитектурном стиле.
Нет смысла даже спорить с утверждением и о том, что русская изба – один из важнейших и основополагающих символов России. По мнению авторитетных археологов, первые русские избы начали появляться более чем за тысячу лет до нашей эры. На протяжении многих веков и тысячелетий архитектурный стиль избы практически не претерпевал никаких изменений, а все потому, что изба изначально, в той или иной степени, вобрала в себя все те функции, которые были необходимы в повседневной жизни простого русского крестьянина. Проще говоря, изба давала кров над головой, уютное место для отдыха и сна, разумеется, такое важное в холодное время года тепло.
Изба неоднократно воспета поэтами и увековечена в полотнах художников – и этому есть вполне логичное объяснение.
С течением времени русская изба все же эволюционировала, превратившись в рубленый терем, который в большей степени можно было назвать атрибутом зажиточной семьи. И как только к терему пристраивались соответствующего вида и стиля окружающие хозяйственные постройки, вся эта композиция становилась полноценной русской усадьбой.
Традиции возведения деревянных домов из бревна складывались в течение веков, обрастая все новыми и новыми элементами и подробностями, передавая из поколения в поколение уникальные технологии и зодческие стили и приемы. А вот разрушить все это нам удалось буквально за несколько десятилетий. Урбанизация, коллективизация, повсеместное применение современных строительных материалов – все эти изменения стали причиной того, что русская деревня в ее привычном понимании не просто обмельчала, но и в отдельных случаях умерла практически полностью. Что же касается новых «деревень» и так называемых «коттеджных поселков», то их начали активно застраивать каменными, кирпичными домами, в конструкции которых также широко использовались металл, стекло и пластик. Все это, конечно же, обретало более современный, практичный, стильный вид, однако с русским духом это не имеет ничего общего. Что уж говорить об экологической составляющей строений такого типа.
Как бы ни складывались обстоятельства, но русский стиль в строительстве деревянных домов из бревна совсем недавно пережил своего рода первый этап своего возрождения. И этот сразу же нашло отражение в интерьерах многих домов. Впрочем, не стоит забывать и о том, что сегодня стиль кантри в загородном строительстве популярен как никогда, при этом, у него масса общего именно с русским стилем. Кто-то предпочитает кантри в немецком стиле, другие выбирают скандинавский, есть и те, кто считает себя приверженцем американского фермерского стиля или прованса, но как только речь заходит о деревянном доме для дачи, многие из наших соотечественников все чаще останавливают свой выбор на оформлении интерьера, характерного именно для русской деревни.
Воссоздать интерьер помещений в настоящем традиционном русском стиле на 100% возможно лишь в деревянном срубе, в противном случае мы будем иметь дело с каким-то бессмысленным смешением стилей и традиций, а такая неразборчивость, как известно, ни к чему хорошему не приводит. Что же касается деревянных домов, то здесь интерьер в стиле русской усадьбы или терема будет уместен практически всегда. Для всех остальных домов полноценной стилизации лучше не ждать, здесь можно будет говорить лишь о частичном применении некоторых стилистических элементов, характерных для избы или терема в русских традициях.
Центром избы во все времена считалась печь, которую наши предки без преувеличений назвали царицей дома. Порой, печь могла занимать до трети площади всего жилья. А по углам от печи устанавливались печные столбы, которые обеспечивали ей дополнительную прочность и долговечность. Еще один обязательный традиционный атрибут русской избы – горница, в которой и располагалась печь. Горница является самым просторным и привлекательным местом в жилище, именно здесь хозяева принимают гостей и обедают. В целом же, горница одновременно выступала в роли, и гостиной, и кухни со столовой, да еще и спальни. В той же горнице, в диагональном от печи углу, всегда обустраивался так называемый красный угол, в котором устанавливалось большое количество икон, здесь же стоял стол с лампадами. Со временем, традиционный набор мебели и некоторых других атрибутов русской избы был вытеснен более практичными и удобными предметами, однако компоновка пространства, наличие печи и его функциональное зонирование оставались нетронутыми практически до наших дней.
kelohouse.ru
Деревянный рубленный дом с элементами модерна
Деревянные дома из бревна под ключ в русском стиле.
На высоком живописном берегу Кизань ( дельта Волги) на территории охотничье-рыболовной туристической базы, из массивного кедра, построен под ключ жилой дом для комфортного проживания и отдыха. В доме большая гостиная с высотой потолка более 10 метров, обеспечивающая прохладу жарким летом. Теплый пол гостиной согревает в холодное время. Большая веранда с камином - барбекю, выходящая на берег реки дает возможность уединиться от назойливых орд насекомых и насладиться уютом теплого южного вечера под легкий всплеск воды. В доме шесть спален (со своим сан. узлом каждая),кухня-столовая, баня с комнатой отдыха, котельная. Двухметровые свесы гонтовой крыши из лиственницы опираются на подстропильную балку. рубленную в консоли - выпуски, и защищают стены от прямых солнечных лучей и дождя.
Где-то в середине позапрошлого века в крупных культурных центрах нашей страны начали развиваться и обретать популярность так называемые народнические движения. Более того, в то время велось немало ожесточенных споров между представителями двух основных течений: германофилов и славянофилов. Примечательно, что представители обоих течений в те времена встречались уже не только в рядах известных деятелей политики, литературы и искусства, но и среди любых других, более приземленных профессий: врачей, учителей, архитекторов.
Вот, собственно говоря, те самые корни, которые легли в основу становления такого направления в архитектуре, которое впоследствии было названо достаточно просто и лаконично – русский стиль. Тут же стоит отметить, что исследователи этого направления еще в двадцатом столетии, по каким-то причинам, назвали его «псевдорусским». Многие архитекторы тогда пытались воспроизвести в архитектуре зданий и строений черты, которые были бы наиболее свойственны древнерусским домам и сооружениям. И, надо сказать, делали они это весьма небезуспешно. Разумеется, никто не говорит о повальных попытках строительства теремов, ведь, в соответствии с реалиями времени они были бы совсем неуместны, однако стилизовать здания современного на то время формата традиционными русскими деталями было не так сложно. Решетчатые окошки узкой формы, толстоватого вида колонны с обилием резьбового орнамента, такого же вида наличники на окнах, непременные двускатные кровли – все эти и другие традиционные проявления русского старинного стиля начали, то и дело, появляться в оформлении не только жилых, но и некоторых общественных зданий.
Оформление интерьеров: художник-дизайнер Ергали Даутов (кафедра художественного проектирования интерьеров художественной Академии им. Строганова)
Стоит особенно отметить старания архитекторов, которые сначала задумали, а потом и воплотили русский стиль в реальность. Как ни крути, но их идеи вовсе не были чем-то фэнтезийным, они систематически проводили кропотливую исследовательскую работу, организовывали экспедиции в глубинку страны, где еще можно было отыскать старорусский, буквально канонический, сруб, спроектированный и возведенный в полном соответствии со всеми правилами строительства того времени. Отсюда же и возникли основные узоры в резьбе, впрочем, в былые времена они играли роль самых что ни на есть настоящих языческих оберегов. Непременным атрибутом стиля в то время можно было назвать и деревянных петушков на крышах зданий, а также коньков, змей, птиц и прочую живность, которая по языческим поверьям защищали избу и ее хозяев. Не обходилось здесь и без растительных орнаментов. И все эти детали создавались с помощью традиционных приемов – пропильной и рельефной резьбы, а также, непременно, росписи.
Разумеется, в прежние времена украшение деревянного дома из бревна несли в себе немало рационализма и практического смысла, то есть, у каждого элемента здесь была определенная функция. Сегодня же все это переведено исключительно в плоскость декора и оформления. Именно из-за этого обстоятельства будущее поколение зодчих в начале прошлого века выступило с жесткой критикой указанных творений. А главным аргументом здесь выступал перебор использованных элементов, что делало вновь воссозданный русский стиль совершенно не тем, чем он был в исконном старорусском зодчестве.
Как бы там ни было, но даже при столь грубом нарушении столь важной исторической достоверности, дома в русском стиле остаются удивительными по своему замыслу и исполнению художественными произведениями, более того, именно им была отведена роль основных ориентиров при воссоздании русского стиля в строительстве нашего времени.
kelohouse.ru
Проект дома в старорусском стиле из калиброванного бревна 3D
Проект одноэтажного старорусского дома из калиброванного бревна, благодаря мансарде, имеет 2 этажа и оптимальную площадь в 123 м2. Модель нетипичная, что сказывается на внешнем оформлении дома в старорусском стиле и геометрии его комнат, которую можно выгодно использовать.
Старорусский дом из калиброванного бревна
Общая площадь жилого дома: | 123 m2 |
Этажность здания: | одноэтажный |
Материал наружных стен: | калиброванное бревно 250 |
Кровля (перекрытие крыши): | с мансардой |
Гараж: | без гаража |
Мансарда – это экономично и выгодно в сравнении с затратами на строительство полноценного двухэтажного дома, к тому же требует меньше документов и разрешений. Особое внимание стоит уделить утеплению подкровельного пространства и покрытию крыши – оно не должно быть слишком шумным.
Данный проект дома из калиброванного бревна практичен для небольшой семьи или в качестве загородного домика. Предусмотрена терраса, где летом можно организовать зону отдыха. В то же время, между террасой и холлом запланировано промежуточное помещение, что актуально для холодного времени года. В проекте не предусмотрено остекление балкона и лоджии, что придаёт самобытности дому, стиля – это можно предусмотреть и исправить при воплощении проекта в реальность, увеличив полезную площадь дома.
Идеи для дизайна интерьера и планировки дома
Несколько дополнений к проекту, для индивидуализации пространства:
- Гостиная совмещена с зоной для приготовления еды – это удобно в быту и современно, но вызывает необходимость оборудования одного из помещений для совместного досуга, торжественных мероприятий. Дом в старорусском стиле имеет 3 спальни – смежную с лоджией в верхней части дома можно легко обустроить под комнату отдыха, с бильярдным столом или каким-либо другим оборудованием (спортзал, музыкальный зал, библиотека – в зависимости от увлечений).
- В данном проекте можно выгодно обыграть пространство под лестницей, разместив там шкафы. В мансарде имеется вместительная кладовая.
- Санузел предусмотрен только на первом этаже, что можно, при необходимости, исправить, заняв часть холла или пожертвовав кладовой. Для данных целей логично использовать пространство холла над санузлом 1 этажа – для упрощения коммуникационных систем и экономии затрат на реализацию идеи.
Отличительная часть проекта этого дома – обилие комнат с индивидуальной геометрией. Это представляет определённую сложность при разработке дизайна, но позволяет качественнее оформить зонирование и придать дому индивидуальности, используя разные фактуры и материалы.
Используйте проекты нашего сайта для вдохновения и создания уникальных, практичных домов своими руками!
proektydomov3d.com
Русский стиль деревянного дома-поиск пути
Поиск русского стиля в начале 20 века заставил архитекторов прошлого
изучать истоки русского зодчества и заново открывать самобытную русскую
культуру и свой собственный путь развития . Шехтель, Щусев , Бондаренко ,
Покровский , Васнецов и Нестеров заложили
фундамент нового русского стиля . На заключительном
этапе, в конце XIX - начале XX века, русский (неорусский) стиль следовал не форме, а духу, образу древнерусской
архитектуры. В основе была живописная общая композиция, характерная для
древнерусской архитектуры, особенно псковской. В рисованных деталях было заметно
влияние модерна. Это были авторские произведения, а не повторы древних
образцов.
Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы
начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики,
а не копировали декоративные элементы, как это делали представители
псевдорусского стиля. Но нормальное развитие архитектурного искусства
закончилось в октябре 1917 года .
После 70 летних гонений на все русское мы вспомнили о своих
культурно-исторических корнях и началось стремительное возрождение традиций
русского зодчества , с неизбежными ошибками, в том числе архитектурным , и в этом
нет вины архитекторов-они не знали традиций . Теперь, когда у нас появился опыт и мы имеем возможность оценить
постройки современных архитекторов , можно с уверенностью
сказать , что современную архитектурную мысль
традиционно русского деревянного зодчества можно разделить на два направления.
Первое-традиционно народная , не стилевая
архитектура . Вот что пишет архитектор Петр Карелин. " Признаки и характеристики русского деревянного
зодчества- это народная, не стилевая архитектура, для которой характерно
следование традиции ". Такая архитектура стремится
сохранить все древнерусские строительные каноны , консерватизм
является неотъемлемой частью традиционного подхода и считает невозможным
появление любых нововведений . Традиция представляется
как сохранение единожды данных образцов и схем .
Современный бревенчатый дом. Поселок Пирогово Московской области, 2008
год. Дом построен по рисунку Е. А. Ополовниковой, дочери Александра Викторовича
Ополовникова – одного из главнейших авторитетов в русском деревянном зодчестве.Удачная попытка воплощения национальных традиций в наше время
Современный бревенчатый дом выполненный в
стиле традиционно народной архитектуры .
Второе направление архитектурной мысли-стилевая архитектура традиционно
русского дома . Художники древности никогда не
воспринимали традицию, как нечто раз и навсегда зафиксированное и подлежащее
только буквальному повторению . Используемые в
канонической традиции образцы необходимы архитекторам, чтобы представить, что и
как нужно делать, но они имеют только педагогическое значение - учить и
напоминать, оставляя место для творчества.
Древнерусское архитектурное искусство канонично, но не однообразно. Канон
охватывает в большей степени иконопись, чем архитектуру, оставляет много
возможностей для творчества, создания новых форм. Канон предостерегает автора
от ошибок, а вовсе не предписывает ему как что делать от «а» до «я». Слово
« канон» обозначает «правило», отражает церковные нормы в
творчестве. Современные государственные СНиПы также являются сводами норм и
правил, но никто не говорит, что они делают архитектуру однообразной.
Терем. 2004 год. Подмосковье. Несет несколько
символических нагрузок. Башенка и коньки крыши – голова и плечи воина. Обилие
крыш – паруса корабля. Маленький балкон – капитанский мостик. Конь над крытой
верандой второго этажа – конь на носу ладьи .
Рубленный дом в районе Истры. Сложное сочетание
самцово-слеговых крыш.
Мы считаем, что прерванную в начале ХХ века традицию надо изучать и
продолжать, а не пытаться спешить объявить о создании нового стиля. Если нам
удастся достичь уровня мастеров начала ХХ века, мы будем считать свою цель
достигнутой. Нельзя перепрыгнуть через ступеньку, надо пройти весь путь
целиком. Наиболее целесообразными представляются такие творческие подходы к
современному архитектурному проектированию, при которых отбрасывается не
имеющее ничего общего с архитектурным творчеством формальное копирование или
эклектичная комбинация исторических стилей, отдельных памятников и их
элементов. При этом исключительно важной остаётся сознательная ориентация на
лучшие традиции прошлого .
Выход из порочного круга слепого подражательства надо искать не в отрыве
от прошлого, а в его талантливом осмыслении. А если таланта не хватит, то лучше
уж будет повторение испытанного прошлого, чем бесталанное выдумывание нового.
kelohouse.ru
Энциклопедия древнерусского дома 1
Дом-пятистенок – тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три – перпендикулярно. К избе по-прежнему пристраивались сени и большой хозяйственный двор. Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия такие дома встречались редко.
Дом-четырёхстенок – классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Как правило, строительством четырёхстенного жилого дома ограничивались беднейшие крестьяне.
Дом-шестистенок (изба с прирубом) – в эволюции деревянного домостроения занимает промежуточное место между домом-четырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей.
Дом-двор (Дом однорядной связи) типа «брус» - характерный для Русского Севера тип дома, в котором жилая часть дома и хозяйственный двор находятся под единой двухскатной кровлей. В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник. Внутреннее пространство дома-двора разделяется широкими сенями на две неравные части: меньшая (жилая) часть выходит на главный фасад, а большая (хозяйственный двор) уходит на задворки.
Дом "кошелем" предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Кошел, кошма - вместилище, большая корзина.
Благодаря устройству музея-заповедника в Кижах стал широко известен дом из села Ошевнева, поражающий своими размерами. Дом имеет два жилых этажа. Такие дома назывались "двужирными" или "двужильными". Над зимним жильем располагался еще третий летний этаж - светелка. В доме объединены четыре избы, два жилых летних помещения, большая клеть, которая могла использоваться как под жилье, так и для хозяйственных нужд , гигантский хозяйственный двор, занимающий примерно 2/3 площади дома. Дом был обстроен с трех сторон открытой галереей с нарядными резными балясинами. Для дома "кошелем" характерна сложная асимметричная прямоскатная кровля.
Вот изогнулась избенка «крюком», буквой «Г», да так и получила название «глаголь» по наименованию буквы в церковнославянском алфавите. Здесь все хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым, то есть сзади и сбоку от сеней. Выходит так называемый «двор с отливом», укрывшийся под «полой» двускатной крыши, общей для избы и хозяйственной части. Так как крыша двора – продолжение одной из сторон крыши, покрывающей избу и конюшню, то стены двора делали значительно ниже стен жилой части.
Такой двор был особенно удобен в местах, где селения расположены на склонах холмов. Ведь если двор «глаголем» или, как его нередко называют, двор «сапогом» стоит в месте более низком, чем изба, то скат крыши двора будет более крутой, что имеет неоспоримые преимущества перед пологим скатом, на котором снег весной подолгу залеживается, и крыша скоро прогнивает. Так и прячутся под одним «конем» изба, сени, двор, в котором уместились и хлев, и конюшни, и омшаник – теплый хлев для овец. Все здесь просто и ладно, все на своем месте, будто и не может быть иначе!
Изба-двойня – представляет собой два самостоятельных сруба, плотно приставленных друг к другу. Они имеют общие сени и крышу. Вершина крыши проходит над серединой дома. Срубы имеют приблизительно одинаковые размеры. Каждый из них служит избой. Фасад такого дома чаще всего имеет симметричное решение, хотя встречаются и фасады на семь окон (три окна в одной избе, четыре – в другой)
«Дом о два конька» - конструкция крестьянского дома, избы которого укрыты отдельными кровлями с параллельным или перпендикулярным расположением охлупней и коньков. На таком доме красовалось два конька, его называли «дом под двумя конями», «дом с оврагом».
Дом важского типа - дом «на два жилья». На Ваге принято было пристраивать зимние избы к задним фасадам домов, в результате чего дом в плане напоминал брус. В нём выделяются три части: «перёд» (летняя изба-летние сени), «серёдка» (двор), «озадок» (зимняя или скотняя изба).
Переруб – внутренняя бревенчатая стена, выполненная одновременно с основным срубом, врубленная в него с остатком. Использовался для разделения помещений внутри сруба и для придания жёсткости конструкции основной стены.
Курная («чёрная», «рудная») изба – изба, отапливаемая по-чёрному. Изба представляла собой собственно жилище человека, немыслимое без обогрева. Печь в курной избе не имела дымохода. Во время топки печи дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая брёвна от проникновения влаги. Печь долго хранила тепло, требовала меньше дров. Сруб курной избы служил дольше.
Крыльцо на столбах – вариант крыльца северного крестьянского дома, стоящего на высоком подклете. Подобное крыльцо выносилось за стены дома и служило его украшением. Вертикальной опорой выносного крыльца были деревянные брёвна-столбы, поддерживавшие лестницу, крышу и верхнюю площадку крыльца. В зависимости от количества опор крыльцо могли называть одностолпным, двустолпным, четырёхстолпным.
Закрытое крыльцо – крыльцо, располагавшееся внутри основного сруба дома. В традиции, крыльца выносились за пределы стен и служили одним из их основных украшений. Лестница, ведущая на второй ярус и находящаяся внутри сруба, говорила о явных городских влияниях в архитектуре крестьянского дома.
Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте) – парадное помещение в крестьянском жилище. Во второй половине XIX века обустраивалась без печи и эксплуатировалась как жильё только в тёплое время года. Летом в хорошо освещённой горнице женщины занимались рукоделием. Здесь же выделялось спальное место для молодожёнов. На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне обустраивают в горнице печи-голландки, что значительно расширяет функции помещения. Часто горница служила местом для приема и размещения гостей.
Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.
Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково
Телефон: (8172) 52-54-51
Как добраться:
12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").
Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)
kelohouse.ru
Древнерусский стиль | Древнерусская архитектура
Рубрика: архитектура Опубликовано 04.08.2018 · Комментарии: 4 · На чтение: 7 мин · Просмотры:
141
Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)
Прекрасные терема и шикарные хоромы. Это всё давно известные образцы древнерусской архитектуры.
Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?
Древнерусский стиль в архитектуре
Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.
Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.
А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.
Архитектор неизвестен
Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.
Архитектор неизвестен
Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том. Что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.
Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).
Архитектор неизвестен
В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.
На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо и сами дома обязательно украшали. В 13 – 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.Именно в те времена появился златоверхий терем.
Терем – это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.
Архитектор неизвестен
Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба.Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.
Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.
Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. И улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.
Архитектор неизвестен
Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).
А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени – это переходы под общей крышей здания.Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.
Кроме сеней был ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.
Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.
Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.
Архитектор М.А. Кузьмин
А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию – должно было быть удобно и комфортно.
Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».
Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знания были много. Это и использование бересты в кровле, и при укладке теса, делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетия без всякого ущерба от природы.
Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.
Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском. Просто, нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.
svistanet.com
Красивый экстерьер дома в стиле старорусской архитектуры – фото
Красивый экстерьер дома в старорусской стилистике
Проект комфортабельной загородной усадьбы общей площадью 690 м.кв. был разработан командой архитекторов бюро ТопДом на основе органичного сочетания старорусской стилистики и актуальных на сегодняшний день тенденций в проектировании и строительстве.
Благодаря такому подходу оказалось возможным воплощение идеи о создании эргономичного, уютного особняка с ярко выраженными фольклорными мотивами в экстерьере и отделке.
Архитектурные особенности
Формы фасада здания определены сочленением функционально ясных конструктивных частей, образующих в своем единстве архитектурно выразительный ансамбль, доминантой которого является башеннообразная конструкция с автономной кровлей, стрельчатыми вимпергами и шпилями.
Расположенный на самом верху "башни" жилой объем ленточно остеклен и сопряжен с большим балконом, опоясывающим периметр строения.
Геометрически сложная многоскатная крыша особняка образовала его мансардное пространство, которое, благодаря большим окнам с оригинальными переплетами имеет хорошую инсоляцию и функционально полноценно. С защищенных кровельным свесом просторных террас второго этажа открывается великолепная панорама на окружающий строение ландшафт.
Дизайн экстерьера
Красивый экстерьер дома выдержан в традиционной для старорусской архитектуры цветовой гамме. Сочетание белого цвета и двух оттенков красного дополнено конструктивными элементами тона насыщенной охры, в котором выполнены оконные и дверные переплеты, балконные ограждения, сложные навесы фронтонов и резные декоративные полотна, украшающие фасад.
Стилистически единую объемно-пространственную композицию венчает крытая натуральной черепицей кровля, благородный серый оттенок которой завершает формирование самобытного архитектурного образа просторной загородной резиденции.
www.topdom.ru