Какое вероисповедание в армении – Государственная религия Армении: армянская церковь

Содержание

Государственная религия Армении: армянская церковь

Религиозный состав населения

Христианство в Армении исповедует 98 % населения. Более 90 % армян относятся к Армянской апостольской церкви. Примерно 7 % христиан принадлежат к Армянской католической церкви, есть несколько тысяч православных, а также 15 тыс. русских сектантов — молокан. Из нехристианского населения наиболее крупное меньшинство — курды-езиды.

Крещение Армении

Считается, что первым царем Армении, принявшим крещение в середине I века, стал царь Осроены Абгар V. В 301 г. при царе Трдате III христианство стало государственной религией. Святой Григорий Просветитель был первым католикосом армянской церкви. После принятия христианства культура Армении получила мощный импульс к развитию. В 406 г. Месроп Маштоц разработал армянский алфавит и вместе с католикосом Сааком Партевом перевел Священное Писание на армянский язык. Перевод был столь точен, что его назвали «Царицей переводов». Были переведены литургические тексты и многочисленные богословские труды, создана беспрецедентная по своему значению письменная культура.

Борьба за религию

В 428 г. Армения утрачивает независимость, будучи разделенной между Византией и Персией. Персы, являвшиеся в то время огнепоклонниками — зороастрийцами, хотели вынудить армян отказаться от своей религии. Но армяне подняли восстание против персов в 449–451 гг. под предводительством князя Вардана Мамиконяна. В 451 г. состоялась историческая Аварайрская битва. Несмотря на поражение и гибель Вардана Мамиконяна, армяне показали, что готовы умереть за веру, и персы отказались от попыток обратить их в свою. Вардан Мамиконян и его дружина были причислены к лику святых, а его слова стали одним из девизов на все времена. Перед битвой он сказал: «Персы должны убедиться, что скорее можно отделить цвет кожи от нее самой, чем христианство от нас».

Монастыри Армении — очаги культуры и науки

Действительно, благодаря христианству армяне стали одной из немногих древних наций, которым удалось сохранить свою цивилизацию, невзирая ни на какие жестокие исторические испытания. Армянская церковь объединяла армян и на порабощенной чужеземцами Родине, и в разбросанных по всему миру общинах. В лютые годы арабского, персидского и османского ига захватчики разоряли и сжигали храмы. Но молитва верующих не утихала, и они раз за разом отстраивали свои монастыри в наиболее труднодоступных горных районах. Среди ущелий и скал, куда не ступала до этого нога человека, процветали университеты и академии, изучали богословие, философию, музыку, литературу, естественные науки, иностранные языки и многое другое.

Повсюду на Армянском нагорье сохранились эти дивные памятники веры и неистребимого стремления к просвещению и созиданию, ставшему залогом сохранения армянской цивилизации. В монастырях работали богословы и философы, композиторы и миниатюристы, певцы и ораторы. Одним из величайших богословов Армении и всего мира стал Григор Нарекаци, живший в X веке в Нарекском монастыре, он написал «Книгу скорбных песнопений», ставшую достоянием мирового духовного наследия. Эта книга — покаянная молитва Богу, исповедь автора и гимн милосердию Господа. Григор Нарекаци горячо любим армянами, его книга есть во всех армянских домах и ее кладут под подушку больным, чтобы они скорее исцелились.

Церковь как крепость

Когда на монастыри нападали, священники и монахи сражались за свою паству. В моменты пробуждения национального самосознания и в самые черные годы религия всегда объединяла народ.

Во время геноцида 1915–1923 гг. большая часть священнослужителей в Западной Армении была уничтожена турками, а простые крестьяне берегли рукописные Евангелия и богословские труды, чтобы сохранить их для своих потомков как средство спасения, как самые дорогие сокровища.

Волею судьбы заброшенные в города Европы, России, Китая и других дальних стран, армяне первым делом строили церкви и школы. Проходят поколения, но армяне по всему миру трепетно берегут свои духовные ценности, религию, язык и традиции.

В советские годы удалось отстоять святой Эчмиадзин, и в республике не было таких масштабных гонений на церковь, как в других районах страны. Более того, начиная с 1960-х при католикосе Вазгене I больше 40 храмов были восстановлены.

На многих официальных приемах католикос приветствовал гостей республики вместе с ее руководством. Церковь собирала по всему миру средства для восстановления территорий, пострадавших от землетрясения 1988 г., благословляла защитников земли Арцаха (Нагорного Карабаха) и помогает строить возродившееся государство.

Религиозные меньшинства Армении

Православные христиане в Армении

В Ереване, Гюмри, Ванадзоре есть несколько приходов Русской православной церкви. В столице расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы начала XX века (район Канакер) и храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, освященный сравнительно недавно. В Гюмри находятся три православных храма — храм Святой Мученицы Царицы Александры, Святого Архистратига Михаила и Святого Арсения Сербского. Храм Архистратига Михаила расположен на Холме чести, где похоронены русские офицеры, павшие в войнах с турками. В Ванадзоре есть храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Молокане

Основная часть русского населения (примерно 15 тыс. человек) — молокане. Это направление так называемого духовного христианства — некий вариант русского протестантизма. У них нет церквей, они собираются в домах и читают Евангелие. Праздники их во многом совпадают с еврейскими. Мужчины не бреют бороды, а женщины ходят обязательно с покрытой головой. Молокане не ассимилируются ни с армянами, ни с православными русскими.

Езиды

Кроме того, в стране проживают около 60 тыс. курдов-езидов, исповедующих свою национальную религию, связанную с зороастризмом. В отличие от большинства курдов, езиды не являются мусульманами, из-за чего на протяжении многих столетий их преследовали даже соплеменники. С армянами у езидов всегда были хорошие отношения, и поэтому в Армении это крупнейшее национальное меньшинство.

Другие религии

Мусульман в Армении очень мало, в основном это шииты — выходцы из Ирана, которые временно пребывают в стране по работе или учебе. Они посещают старинную Голубую мечеть в центре Еревана.

В столице также проживают около 300 евреев, многие из которых посещают свою небольшую синагогу. Представителей других религий в Армении практически нет.

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Армянский церковный календарь

Армяне чтут древнюю традицию празднования Рождества Христова, Богоявления и Крещения Господня в один день — 6 января. После праздничной литургии верующие забирают из храма освященную воду.

Пасху празднуют в воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия.

Большинство важных праздников переходящие, то есть празднуются в определенный день недели и ежегодно меняют свою дату. Так, Успение Пресвятой Богородицы приходится на воскресенье в период с 15 по 28 августа, а Воздвижение Креста Господня — воскресенье в период 14–27 сентября.

Как и у других христиан, в армянском церковном календаре значимую часть года занимают посты, прежде всего Великий пост. Также существует уникальный Передовой пост — Арачаворк. Царь Трдат III и вся знать перед крещением в течение 5 дней держали пост, чтобы покаяться и очиститься от грехов и языческой скверны. С тех пор этот пятидневный пост стал одной из особенностей армянской церкви.

Армянская католическая церковь

Примерно 7 % христиан Армении — армянокатолики. Армянская католическая церковь ведет свою историю с эпохи крестовых походов, когда на берегах Средиземного моря процветало Киликийское царство. В это время армянская церковь вела активный диалог с Римом, и в Киликии появились общины, признающие главенство Папы Римского.

Венецианская Армения

В XVII веке Мхитар Себастаци учреждает в Венеции армянский католический орден мхитаристов. На острове Святого Лазаря был создан крупнейший центр духовности, образования и культуры в Европе с типографией и богатейшей библиотекой. Остров и сейчас принадлежит мхитаристам, будучи маленькой частичкой Армении в самом сердце Европы. А центр Армянской католической церкви с 1742 г. располагается в Бзоммаре (ныне Ливан).

Где живут армянокатолики

Обряд Армянской католической церкви сейчас почти ничем не отличается от обряда Армянской апостольской церкви. В XIX веке многие армянокатолики переселились в Восточную Армению, которая вошла в состав Российской империи. Во время геноцида большая часть армянокатоликов в Турции была уничтожена, несколько тысяч человек спаслись, оказавшись на чужбине.

Сейчас за рубежом крупнейшие общины армянокатоликов сосредоточены в Ливане, Грузии (армянонаселенный регион Джавахк), Франции, Сирии, США и Италии. В Ширакской и Лорийской областях современной Армении существуют районы компактного проживания армянокатоликов. Сейчас большинство из них сосредоточены в городах Ташир и Артик, деревнях и селах Ашоцк, Сизавет, Бавра, Паник, Аревик, Газанчи, Мец-Сепасар и ряде других. Там действуют католические приходы.

Важнейший центр Армянской католической церкви — Гюмри, где расположен кафедральный собор Святых Мучеников и ординариат армянокатоликов Восточной Европы.

www.gid.ru

Какая религия в Армении? Официальная религия: Армения

Христианский мир секуляризирован настолько, что европейские народы, некогда бывшие оплотом евангельских ценностей, называют постхристианской цивилизацией. Светскость общества позволяет воплощать самые фантасмагорические стремления. Новые нравственные ценности европейцев вступают в противоречие с тем, что проповедует религия. Армения является одним из немногих примеров верности тысячелетним этнокультурным традициям. В этом государстве на самом высоком законодательном уровне свидетельствуется о том, что многовековой духовный опыт народа является национальным достоянием.

Какая религия в Армении официальная

Более 95% трехмиллионного населения страны являются членами Армянской апостольской церкви. Эта христианская община — одна из древнейших в мире. Ортодоксальные теологи относят закавказское сообщество верующих к пяти другим, так называемым антихалкидонитским общинам. Устоявшееся богословское определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, какая религия в Армении.

Православные называют армян монофизитами – признающими во Христе одну физическую сущность, армянские богословы православных обвиняют в обратном. Эти догматические тонкости понятны только теологам. При ближайшем рассмотрении оказывается, что взаимные обвинения ошибочны. Официальное название сообщества верующих в Армении — «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь».

Первое христианское государство в мире

За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта императором Константином Великим, в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. Во времена страшных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи властитель совершил решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.

Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, являвшейся частью римской провинции Каппадокии. В 287 году он, при посредничестве римских легионов, возвращается на родину и вступает на престол. Будучи язычником, Трдат принимается ревностно исполнять религиозные обряды, повелевая при этом начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 девушек-христианок совершает крутой поворот в судьбе царя и его подданных.

Великий просветитель армянского народа

Крещение целого народа произошло благодаря просветительской деятельности святого Григория. Он являлся потомком знатного рода Арксаидов. За исповедание веры Григорий перенес множество мучений. По молитвам святого Трдат был наказан психическим заболеванием за мучение христианок. Григорий тирана заставил покаяться. После этого царь был исцелен. Уверовав во Христа, он крестился вместе со своими придворными.

В Кесарии – главном городе Каппадокии — в 302 году Григорий был возведен в сан епископа. После возвращения в Армению он начинает крестить народ, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святой основал храм, названный впоследствии Эчмиадзин. От имени просветителя Армянская церковь именуется григорианской.

Столетия борьбы

Христианство, как официальная религия Армении, стало раздражителем владык соседней Персии. Иран предпринял решительные действия к искоренению новой веры и насаждению зороастризма. Этому немало способствовали проперсидски настроенные землевладельцы. С 337 по 345 году Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершает ряд разорительных походов в Закавказье.

Шахиншах Йездигерд II, желая укрепить позиции в Закавказье, в 448 году прислал ультиматум. Собранный в Арташате Собор духовенства и мирян дал ответ, что армяне признают светскую власть персидского властителя, но неприкосновенной должна остаться религия. Армения этим постановлением отвергла предложение о принятии чуждой веры. Началось восстание. В 451 году на Аварайрском поле произошло самое крупное в истории страны сражение. Хотя защитники и проиграли битву, гонения были приостановлены. После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.

Административное устройство Армянской апостольской церкви

До 451 года Армянская апостольская церковь представляла одну из поместных общин единой христианской Церкви. Однако вследствие неверной оценки постановлений четвертого Вселенского Собора возникло недоразумение. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Основная религия Армении исповедуется на пяти континентах более 9 миллионами верующих. Духовным главой является патриарх-каталикос, в титуле которого значится, что он является духовным вождем Нации как в самой Армении, так и армян в рассеянии по всему миру.

Резиденция армянского патриарха с 1441 года находится в монастыре Эчмиадзин. В юрисдикции Католикоса находятся епархии на территории всех стран СНГ, а также в Европе, Иране, Египте, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании, викариатства в Индии и на Дальнем Востоке. Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в каноническом плане армянские патриархи в Стамбуле (Константинополе), Иерусалиме и Великий Дом Киликии (современный г. Козан в Турции).

Особенности Армянской церкви

Армянская церковь является практически моноэтническим религиозным сообществом: подавляющее большинство верующих армяне. К этой конфессии принадлежит малочисленная община удин на севере Азербайджана и несколько тысяч азербайджанских татов. Для ассимилированных армянами цыган боша, кочующих в Закавказье и Сирии, это тоже родная религия. Армения сохраняет григорианское летоисчисление церковного календаря.

Литургические особенности следующие:

  • Хлеб для причащения используется, как в католической традиции, опресночный, а вино не растворяется водой.
  • Литургия служится исключительно по воскресным дням и по особым обстоятельствам.
  • Таинство соборования совершается только над священнослужителями, причём тотчас после смерти.

Богослужения в армянских храмах совершаются на древнем языке грабар, проповедь священник произносит на современном армянском языке. Крестятся армяне слева направо. Священнослужителем может стать только сын священника.

Церковь и государство

В соответствии с Конституцией, Армения является светским государством. Конкретного законодательного акта, определяющего, что христианство — это государственная религия Армении, нет. Однако духовно-нравственная жизнь общества не мыслится без участия Церкви. Так, президент Армении Серж Саргсян считает жизненно важными взаимодействие государства и церкви. В своих выступлениях он заявляет о необходимости сохранения отношений между светской и духовной властью как на современном историческом этапе, так и в будущем.

Армянское законодательство устанавливает определенные ограничения на свободу деятельности других религиозных конфессий, тем самым показывая, какая религия в Армении является доминирующей. Принятый еще в 1991 году Закон Республики Армения «О свободе совести» регламентирует положение Апостольской церкви как общенационального религиозного объединения.

Другие религии

Духовный облик общества формирует не только ортодоксальная религия. Армения является родным домом для 36 приходов общины Армянской католической церкви, которых именуют «франками». Франки появились в XII веке вместе с крестоносцами. Под воздействием проповеди иезуитов небольшая община армян признала юрисдикцию Ватикана. Со временем, поддерживаемые миссионерами Ордена, они объединились в Армянскую католическую церковь. Резиденция патриарха находится в Бейруте.

Проживающие в Армении немногочисленные общины курдов, азербайджанцев и персов исповедуют ислам. В самом Ереване в 1766 была построена знаменитая Голубая мечеть.

fb.ru

Вероисповедание в Армении, особенности Армянской апостольской церкви

В Закавказье расположилась небольшая по своему размеру, но очень интересная страна, название которой — Армения. Народ, населяющий ее, зовется армянами. Эта страна с очень давней историей, богатой культурой и разнообразным религиозным мировоззрением. На территории Армении существуют разнообразные религии. Однако считается, что одна из самых распространенных религий на территории страны — это христианство. И надо сказать, что большинство армян являются верующими людьми.

Республика Армения

Армения — небольшая по размеру страна, как уже говорилось ранее, находится за Кавказом. Ее полная официальная форма звучит как — Республика Армения. У нее отсутствует выход к морю, а соседними с ней странами являются Азербайджан и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, а также Иран, Турция и Грузия.

По данным специалистов население Армении составляет около трех миллионов человек. Столицей государства является город Ереван. Официальный государственный язык — армянский.

Это государство унитарного типа, которое является президентской республикой. Армению подразделяют на десять областей и город Ереван. Президентом является Серж Саргсян, который в 2013 году был переизбран на второй срок.

Местность страны в основном горная, и большая ее часть находится свыше 1000 м над уровнем моря. Самой высокой точкой является гора, которая называется Арагац, высотой 4095 метров. А самой низкой точкой является ущелье реки Дебед — 380 м. В юго-западном районе страны располагается межгорная Араратская равнина, которая является важным сельскохозяйственным районом страны.

Армения богата своей историей и культурой, а также памятниками. Многие из них относятся к религиозным сооружениям, ведь армяне являются достаточно верующим народом.

Официальная религия Армении

Как уже было отмечено в стране проживает около трех миллионов человек и большая часть из них, а именно 94%, исповедует христианство. Эти люди относятся к Армянской апостольской церкви. Это одна из древнейших христианских общин. Считается, что Армения является первым христианским государством в мире. Вера людей в Царя Небесного и его сына Христа сделала эту религию государственной.

Согласно же конституции страны люди вправе выбирать любую религию вероисповедания либо не придерживаться никакой веры. То есть конституция гарантирует свободу вероисповедания. Поэтому на территории страны также можно встретить людей, которые принадлежат другим верам. В стране можно встретить людей, исповедующих:

  • ислам;
  • православие;
  • католицизм и некоторые другие менее распространенные религии.

Историческая справка

Религия Армении считается довольно древней. Ее основоположниками считают Фаддея и Варфоломея. Это святые апостолы, которые известны как первые просветители Армении. Святой Фаддей продолжал свою миссию на протяжении восьми лет, то есть с 35 по 43 годы. А миссия Святого Варфоломея длилась целых шестнадцать лет (с 44 по 60 годы).

Согласно Священному Преданию Армянской церкви, после вознесения Христа, один его ученик прибыл в страну с христианской проповедью. Этим учеником был Фаддей. Множество людей он обратил в новую веру, среди них была даже дочь царя Армении Санатрука, которую звали Сандухт. В результате апостол вместе с обращенными людьми и Сандухт мученически погибли в Шаваршане.

Через некоторое время, совершив проповедь на территории Персии, в Армению прибыл Варфоломей, который был апостолом. Он обратил в свою веру многих царских вельмож и среди них была сестра царя по имени Вогуи. После этого по царскому приказу новообращенным людям пришлось принять мученическую смерть в Аребаносе, располагавшемся между двух озер Ван и Урмия .

Тому, что в первом веке начало активно распространяться христианство, способствовал ряд внешних и внутренних фактов. Например, эта религия начала широко распространяться в соседствующих странах, таких как Грузия и т. п. Торговые, политические и культурные связи с другими городами и близлежащими государствами создали благоприятные условия для распространения христианства в Армении.

Так Армения стала первым государством, которое приняло христианскую религию в качестве государственной еще задолго до Византии и Грузии. Это случилось в 301 году, когда правил царь Трдат III. В этом помощь оказал и Григорий I Просветитель, а также его деятельность. Григорий I Просветитель стал первым патриархом в Армении, после чего получил звание католикоса. Произошло это в 302 году. Немного позже он был причислен к лику святых, и церковь стали называть его именем — Армяно-Григорианской.

К 303 году недалеко от Еревана был построен собор, который называется Эчмиадзин. Он стал особым местом для этого народа и остается по сей день религиозным центром страны. В нем находится Верховный патриарх и католикос всего армянского народа.

Видео расскажет вам о храмах Армении.

Особенности Армянской апостольской церкви

Несмотря на то что Армянская религия относится к христианству, она имеет свои отличия от православия и католицизма. Все церкви принято подразделять на два типа: монофизитская и диофизитская. Религия Армении больше относится к первому типу. Согласно учениям диофизитов в Христе признается два начала, а именно:

  • человеческое;
  • божественное.

В отличие от них монофизиты признают в нем лишь одно начало — божественное. Армянская церковь придерживается особых правил, касаемых семи таинств.

В соответствии с этим младенца при крещении трижды опрыскивают и трижды погружают воду. Миропомазание имеет тесную связь с крещением. Во время причастия используют только вино в чистом виде, не разбавляя его, а хлеб берется бездрожжевой, который обмакивают в вине. Соборуют лишь духовных лиц сразу же после смерти.

Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты у них соблюдаются также строго, однако праздников у них гораздо меньше. Основная молитва у них носит название Айр Мер, то есть Отче Наш, но читают ее на древнеармянском языке.

Глава Армянской церкви называется католикос. Его избирают на эчмиадзинском синоде. На него собираются депутаты от всех русских и иноземных армянских епархий. Это звание утверждается при помощи особой грамоты Государем Императором. Католикос проживает в Эчмиадзине. Согласно традиции в этом месте должен побывать каждый армянин хотя бы один раз в жизни.

Только католикос может назначать епископов и архиепископов церкви. Те люди, которые относятся к светскому духовенству, могут вступать в брак лишь один раз. Повторное вступление в брак не допускается. Схожими родственными чертами обладают церкви в Египте, Эфиопии и Сирии.

Духовный и административный центр религии — собор Эчмиадзин. Этот собор является священным местом для всех верующих людей этого государства. Также в нем находится духовная академия и семинария. Неподалеку имеется еще два монастыря, которые были построены примерно в седьмом веке и являются культурным и духовным наследием. Это монастырь Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ.

По географическим данным Армянская апостольская церковь получила распространение практически по всему миру. Однако ее вероучения и установки едины. Ввиду влияния экономических и политических факторов время от времени религия была вынуждена покидать государство, начиная с 9 века, и была вынуждена искать убежище за рубежом.

Из-за таких условий в апостольской Церкви были образованы Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), находящийся в настоящий период в Антилии (Ливан).

Все эти архиерейские кафедры в «духовном отношении» находятся в подчинении Эчмиадзина, однако пользуются внутренней административной автономией.

Другие религии страны

Поскольку конституция регламентирует свободное вероисповедание граждан, в стране можно отметить присутствие и других религий. К примеру, встречаются здесь и представители ислама. В столице — Ереване для них располагается знаменитая Голубая мечеть, которую построили еще в 1766 году. Это великолепное сооружение, которое носит религиозный характер.

Помимо ислама на территории государства встречается и католицизм. Католических приходов в стране немного. Их насчитывают в районе 36, и эти общины называют «франками». Они появились приблизительно вместе с крестоносцами.

Среди армян также распространение получило псевдопротестантское сектантство, хемшилами и суннизм ханафитского толка. Небольшая часть народа и вовсе отрицает Бога и религию и относится к атеистам.

Видео

О главной религии Армении вы узнаете из этого видео.

liveposts.ru

Религия Армении

Древнеармянская языческая религия традиционная религия армян, тесно связанная с армянской мифологией. Армянская мифология или Дицабануцюн — основанные на комплексе протоиндоевропейских верований религиозные воззрения и культы древних армян, которые существовали до официального принятия в 301 году при царе Трдате III христианства в качестве государственной религии. Армянская мифология относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов.

Древнеармянская религиозная система объединяла в себя элементы деизма, монизма, монотеизма и монолатрии.

Пантеон армянских богов сравнивались с античными богами:

  • Арамазд — с Зевсом, 
  • Анаит — с Артемидой, 
  • Ваагн — с Гераклом,
  • Астхик — с Афродитой, 
  • Нанэ — с Афиной,
  • Михр — с Гефестом, 
  • Тир — с Аполлоном или Гермесом.

Чтобы понять значение Христианства для Армении, важно вспомнить слова полководца святого Вартана Мамиконяна — «Враг думает, что Христианство для нас это только одежда, но он увидит, что нельзя изменить цвет своей кожи.”

Христианство впервые появилось в Армении в I в. вместе с Апостолами Фаддеем и Варфоломеем, а во II-III вв учение Христа широко распространилось в стране. Однако, христиане подвергались гонениям со стороны языческого общества: одними из наиболее почитаемых в Армении считаются святые Рипсиме и Гаянэ, замученные царем-язычником. Проповедник Христианства — святой Григорий Просветитель был заточен царем Трдатом III в темницу у подножия горы Арарат (Хор Вирап) и, по преданию, провел там 13 лет: он выжил благодаря женщине, которая приносила ему еду и питье. Все эти годы святой Григорий усердно молился и его молитвы были услышаны Господом. Когда царь Трдат сошел с ума, святой Григорий сумел излечить его и царь объявил о принятии страной Христианства. Так, в 301 году Армения стала первой страной, принявшей Христианство как государственную религию.

Большая часть населения Армении является христианами — последователями Армянской апостольской церкви.

Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) — по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос с нимбом нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос. Уже больше 1700 лет Эчмиадзин является центром Армянской Церкви – сердцем армянского народа. Здесь находится Престол Матери-Церкви и резиденция Католикоса Всех Армян.

Армянская Церковь стала главной консолидирующей силой армянского народа: церкви и монастыри стали главными центрами культуры, образования, письменности.

В опубликованным данным переписи населения Армении 2011 года 92,6 % населения страны принадлежат к Армянской апостольской церкви, 1,0 % населения относятся к протестантской Армянской евангелистской церкви, 0,5 % относятся к Армянской католической церкви, 0,25 % православных, 0,1 % относятся к духовно-христианской деноминации молокане.

Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время — Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.

Главные православные праздники в Армении

  • 6 января Рождество
  • 27 января День святого Саркиса
  • 25 марта Цахказард (Вход Господень в Иерусалим )
  • Пасха. Светлое Христово Воскресение
  • 98 день после Пасхи Вардавар
  • 12 августа Успение Пресвятой Богородицы

www.mouzenidis-travel.ru

Армянская религия | iArmenia: История Армении, Праздники, События

Официально Армянский Религия является христианство. Армения была первой страной в мире, принявшей христианство в качестве официальной государственной религии в 301 году нашей эры.

Большинство армян (около 94 процентов) считают себя христианами.

Христианская вера сформировала армянскую культуру настолько глубоко, что она пронизывает сам ландшафт практически в каждом уголке страны.

Если вы хотите узнать, насколько важно христианство для армян, слова полководца Вардана Saint Мамиконян, безусловно, заставит вас понять.

"The enemy thinks that Christianity is only clothes for us, but he will see that it is the color of our skin, which is impossible to change."

Он сказал эти слова во времена борьбы армян с сасанидским Ираном.

Армянская Религия: История

Христианство было впервые введено в Армении гораздо раньше, в течение первого столетия (60-68 г. н.э.). двое из учеников Христовых Варфоломея и Фаддея. Они пришли в Армению из Asorestan и Каппадокии. Они также являются первыми «Просветители армянского мира».

В это время, хотя, язычество было очень распространено. Даже цари Армении практиковали. Существует один храм той эпохи. Это храм в греческом стиле в селе Гарни . Кроме того, армяне восстановили храм в 1960 – х годах. Это не стоит до сих пор.

Языческие практика не мешало распространять слово Божие к армянам. Среди проповедников был  Григорий , сын Партева Енакова.

Он был великим апостолом Армении. Григорий жил в Каппадокии. Там он начал формировать и укреплять свою христианскую веру. Около 261, он вернулся в Армению.

II-III веков:

В течение веков II-III, из-за проповеди христианства, король Тиридат (Трдат) III задержан Григорий Просветитель в тюрьме у подножия горы Арарат. Григорий оставался там в течение 13 лет. Он выжил по милости доброй женщины, которая тайно принесла ему еду и воду.

Через эти годы, святой Григорий много молился. Господь услышал его молитву.

Король Трдат влюбился в христианской монахини по имени Рипсиме. Она, однако, отвергла предложение короля брака. Следовательно, король имел ее и весь ее порядок умерщвлен. Из-за этого, король вскоре почти сошел с ума. Святой Григорий затем предложил свою помощь и сказал, что вылечить его.

Григорий крестил короля Трдата. Затем король конвертируются все свое королевство в христианство в 301 году нашей эры. Это впоследствии привело, чтобы Армения стала первой страной, когда-либо принять христианство в качестве государственной религии.

Григорий стал известен как осветитель

Он был первым католикосом. Кроме того, глава Армянской Апостольской Церкви – высший духовный глава всех армян.

Он является одним из самых важных святых в христианском мире. Люди верят, что Сам Христос пришел святой Григорий и указал на место, где должен быть построен собор Армянской Церкви.

По словам летописца Agathangeghos, Григорий имел видение Сына Божьего. Он появился как героическая фигура света. Он также был окружен могучим ангельским. Христос ударился о землю с золотым молотом, что указывает на то место, где должна была быть создана Матерью собор новой христианской нации.

Святой Григорий Просветитель построил мать собор Армянской церкви. Место тогда называли Эчмиадзин. Название Эчмиадзин переводится «где Единородный спустилась.»

Эчмиадзин Святого Эчмиадзина

Это состоит из:

  1. Матери Собор всей армянской церкви.
  2. монастырь и монашеское братство.
  3. резиденция Католикоса всех армян.
  4. различные религиозные и культурные учреждения, такие как Геворкянская Духовная семинария и музей.

На протяжении более 1700 лет, Эчмиадзин постоянно остается центром армянской церкви. Вот Эчмиадзин и резиденция Католикоса всех армян. За подземелье, в котором Святой Григорий молился, вы можете найти один из самых красивых монастырей в Армении, Хор Вирап.

Армянская Церковь не признала решения Совета Халкидон в 451 г. Таким образом, он имеет доктрину. Она несколько отличается от римско-католической и Православной Церкви.

Традиционно, армянская церковь признает Католикос всех армян в качестве своего лидера. Он находится в Эчмиадзине.

Национальное Церковное Собрание, состоящее из мирян и духовенства представителей армянских общин по всему миру избирает Католикоса.

Есть четыре иерархических Видит в Армянской Церкви.
  • Catholicate Всех армян в Ejmiatzin.
  • Catholicate Великого Дома Киликии.
  • Иерусалимский Патриархат.
  • Патриархат.

Церковь вступила в свою последнюю эру лидерства 27 октября 1999 г. Именно тогда армянские христиане выбрали Гарегин II в качестве лидера своей всемирной церкви.

Армянская Апостольская Церковь

Это национальная церковь армян. Его духовный и канцелярский центр является Эчмиадзином Эчмиадзина. Армянская Апостольская Церковь является религиозным единством с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян на своей голове.

Материал из приветствия Армении

В настоящее время, Католикос Всех армян Гарегин II.

Армения является музеем под открытым небом христианства. Есть тысячи христианских памятников, такие как монастыри, церковь, часовня и т.д. Армянские церкви и монастыри построены по всей территории Армении. Их можно найти в укромных ущельях, на вершинах высоких гор, скрытые в лесах и расположены в долинах.

Saint Hripsime Church
Saint Hovhannes Church in Abovyan
Tatev Monastery, Syunik, Armenia

www.iarmenia.org

Основная религия Армении. Христианство в Армении. Свобода вероисповедания в Армении :: SYL.ru

История Армении, ставшей очагом неповторимой и самобытной культуры, уходит своими корнями в глубокую древность. На разных этапах развития государства ему были присущи особенности, во многом явившиеся следствием религиозной жизни общества, рано принявшего учение Христа и связавшего с ним свои философские искания.

Посланник Христа

Христианство в Армении зародилось ещё во дни земной жизни Спасителя. Священное Предание повествует о том, что однажды армянский царь Авгарь, происходивший из династии Арксаидов, узнав о чудесах, творимых Иисусом Христом, обратился к Нему с просьбой прийти и исцелить его от тяжкого недуга. Всемилостивый Господь в ответ на это передал ему Свой Нерукотворный Образ и, кроме того, обещал прислать одного из учеников для врачевания душ и телес его подданных.

Во исполнение данного обета Иисус направил в Эдессу – так называлась в то время столица армянского царя – апостола Фаддея, который обратил в истинную веру многих жителей страны, среди которых была и царевна Сандухт. Однако после смерти Авгаря трон занял его сын Анак, покровительствовавший идолопоклонникам. С этого периода и вплоть до начала IV века господствующей религией Армении продолжало оставаться язычество, а христиане подвергались жестоким гонениям.

Создание независимой Церкви

Положение изменилось лишь в годы правления царя Тирдата (287-330), обращённого ко Христу святым Григорием Просветителем. Этому подвижнику истинной веры, рукоположенному во епископа в Кесарии Каппадокийской, древнее государство обязано созданием Армянской апостольской церкви, крещением большинства её населения, а также строительством первых храмов и религиозных школ.

Важнейшей вехой на пути развития армянской церкви стал её Собор, состоявшийся в 354 году, на котором подверглась осуждению бытовавшая тогда арианская ересь и была подтверждена приверженность Православию. Следующим важным событием стало провозглашение в 366 году канонической независимости Армянской апостольской церкви от Кессарийской кафедры, под контролем которой находилась со дня своего создания. Отныне она стала автокефальной, а её предстоятель получил титул католикоса Великой Армении.

Создание армянской письменности

После того как в 387 году единое до той поры Армянское государство оказалось разделённым надвое, западная его часть отошла к Византии, а восточная была присоединена к Персии, цари которой на протяжении длительного времени безуспешно пытались насадить среди порабощённого ими населения зороастризм, однако потерпели неудачу.

В 406 году христианство, являвшееся основной религией Армении, получило мощный стимул для своего дальнейшего распространения: великим деятелем национальной культуры Месропом Маштоцем был создан армянский алфавит и переведены на родной язык книги Священного Писания и основные богослужебные тексты.

Отпадение от Вселенской церкви

Последующий путь развития Армянской церкви был наполнен многими драматическими событиями. Некоторые из них были вызваны войнами, следовавшими одна за другой и не раз перекраивавшими карту государства. Причина других лежала в канонических разногласиях армянских католикосов с главами иных восточных церквей.

Так, в результате неприятия Армянской церковью решений IV Вселенского собора, состоявшегося в 451 году в Халкидоне, она была объявлена отпавшей от Вселенского православия. Это послужило причиной того, что многие её последователи перешли в подчинение Константинопольского патриархата. Из-за этого внутри самой Армянской церкви начались распри и расколы. Были периоды, когда она официально возвращалась в Православие (630 и 862), а затем вновь от него отпадала, но именно с Халкидонского собора христианство в Армении начало развиваться своим путём.

Попытки установления общения с Византией

Во второй половине XI века основной религией Армении было православие в рамках догматики, принятой Вселенской церковью. Однако произошедшее в этот период нашествие турок-сельджуков прервало общение армянских кафедр с Византией. В результате очень скоро они попали под юрисдикцию Грузинского патриарха и во многом утратили свои национальные особенности.

В последующие века, когда ввиду изменения политической обстановки появилась возможность возобновить связь с Константинополем, в этом направлении предпринимались многочисленные попытки, по разным причинам не увенчавшиеся успехом. Усложняли задачу и попытки римских понтификов распространить на территорию Армении своё влияние.

Католицизм в Армении

Первая наиболее серьёзная попытка была предпринята в 1198 году. Ею стало заключение унии между частью армянских церковных иерархов и Римским Престолом, не получившее, впрочем, одобрения католикоса и отвергнутое народом. Однако по прошествии пяти веков Ватикану всё же удалось частично осуществить свои планы. В 1740 году была официально учреждена Армянская католическая церковь, осуществлявшая свою деятельность наравне с Православной, к которой по-прежнему принадлежало большинство жителей.

Как геополитические процессы, так и богословские противоречия на протяжении веков наложили свой отпечаток на религию Армении. Католики или православные, являясь последователями общего евангельского учения и совместно признавая ту часть Священного Предания, которая была сформирована до раскола между этими двумя основными направлениями христианства, с тех пор идут к достижению вечной жизни разными путями.

Начало конструктивного диалога

Сегодня Армянская православная церковь по-прежнему находится в отрыве от Вселенской, так как продолжает придерживаться тех же догматических установок, которые стали причиной разногласий на Халкидонском соборе 451 года. Тем не менее во второй половине XX века наметился определённый прогресс на пути их сближения.

Так, в 1990 году поисками путей решения проблемы занималась совместная богословская комиссия, положившая начало конструктивному диалогу, значение которого необычайно велико, поскольку адептами (последователями) Армянской церкви в наши дни являются 6 млн человек, проживающие на 5 континентах. В самой же Армении к ней принадлежит 92,6 % населения.

Свобода вероисповедания в Армении

Духовная жизнь Армении весьма многообразна. Наряду с приверженцами христианства, представленного в различных его направлениях, в стране проживает много последователей иных религий, среди которых наиболее заметное место занимают езидизм, ислам, иудаизм и некоторые формы язычества. Остановимся вкратце на каждой из них.

Езидизм – это религия, распространённая в наши дни главным образом на севере Ирака, но имеющая последователей и в других странах мира. Езиды исповедуют единобожие и проповедуют учение, в основу которого положен зороастризм – древнейшая религия, берущая начало от пророка Заратустры и включающая в себя многочисленные заимствования из христианства, ислама и иудаизма. Сегодня в Армении насчитывается около 25 тыс. последователей езидизма, что составляет 0,83 % от общего населения страны.

Ислам в Армении исповедуют главным образом азербайджанцы, персы и курды, проживающие на территории Армении. Самая большая мусульманская община находится в Ереване, где для неё открыта мечеть (фото представлено выше). Она насчитывает около тысячи человек. Кроме того, несколько сотен курдов-мусульман живут в Абовянском районе страны, и незначительное количество азербайджанцев можно встретить в сельской местности, расположенной у её северных границ. Последователи же иудаизма проживают почти исключительно в Ереване и насчитывают 3 тыс. человек.

Язычество в современной Армении

Между тем самой древней религией Армении, ещё сохранившейся до наших дней в отдельных районах страны, является язычество. По данным переписи, проводившейся в 2011 году, к нему себя причислили 5430 человек. Среди них большинство составляют этнические езиды – выходцы из северного Ирана, об основной религии которых шла речь выше. Таких насчитывается 3623 человека, что составляет 10 % от всей этой народности. Следом за ними идёт почти половина этнических курдов, не принявших ислам. Их в стране зарегистрировано 1067 человек.

Наименьшее количество язычников среди этнических армян. Их в этой группе лишь 735 человек, или 0,02 %. Почти все они исповедуют гетанизм – осовремененную форму ранней, ещё дохристианской религии, распространённой среди предков современных армян. Её основателем считается Слаком Какосян, посвятивший жизнь изучению армянской культуры и построивший свои теории на трудах армянского националиста Гарегина Нжде.

Свои обряды гетанизцы проводят в языческом храме Гарни (его фото завершает статью), построенном в I веке н. э. и расположенном в 28 км от Еревана. Совершаются эти действия под руководством верховного жреца и главы языческих общин Зограба Петросяна. Неоязыческая религия в Армении находит своих последователей в основном среди сторонников националистических и ультраправых движений. Её сторонниками объявляли себя и некоторые видные политические деятели, такие как бывший премьер-министр страны Андроник Маргарян и создатель Армянской республиканской партии Ашот Навасардян.

www.syl.ru

Религия в Армении

Армяне были обращены в христианство благодаря деятельности Григория I Просветителя (по-армянски — Григор Лусаворич, впоследствии был причислен к лику святых) в 301, и Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.
Хотя Армянская Апостольская церковь изначально была самостоятельной, она поддерживала связи с другими христианскими церквами вплоть до Халкидонского (451г.) и Константинопольского (553г.) Вселенских соборов, а затем сохранила тесные связи только с Коптской (Египет), Эфиопской и Яковитской (Сирия) церквами.

Армянскую Апостольскую церковь возглавляет Католикос всех армян, резиденция которого с 1441 находится в Эчмиадзине. Каталикосат всех армян включает четыре патриархии (Эчмиадзинскую; Киликийскую, с 1293 по 1930 с резиденцией в городе Сис, совр. Козан, в Турции, а с 1930 — в Антилиасе, Ливан; Иерусалимскую, основанную в 1311; Константинопольскую, основанную в 16 в.) и 36 епархий (8 — в Армении, 1 — в Нагорном Карабахе, остальные — в тех странах мира, где имеются армянские общины).

С 12 в. небольшая часть армян стала признавать верховенство Римской католической церкви и папы Римского. Поддерживаемые доминиканскими миссионерами Ордена Иисуса (иезуитов), они объединились в Армянскую католическую церковь с патриаршей резиденцией в Бейруте (Ливан).
Распространению протестантизма среди армян способствовали американские миссионеры-конгрегационалисты, прибывшие из Бостона в 1830. С тех пор существует много армянских протестантских конгрегаций.

В настоящее время, помимо Армянской Апостольской церкви, в Армении действуют Армянская католическая церковь, Армянская евангелическая церковь, синагога, а также церкви и молельные дома различных религиозных меньшинств.

Является одной из древнейших христианских Церквей. Христианство появилось в Армении во II-III в., став в начале IV в. (301 г.) государственной религией.

По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв. Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) — по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос.

До середины V в. Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и не признав решений IV (Халкидонского) Вселенского Собора (451 г.), Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церкви.

Таким образом, Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье так называемых нехалкидонских Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую, Эфиопскую и Маланкарскую (Индия) Церкви.

Географически Армянская Апостольская Церковь распространена по всему миру, но едина в своих вероучительных установках. Под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения начиная с IX века была вынуждена периодически покидать страну и искать убежища в зарубежных странах. Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти три архиерейские кафедры в «духовном отношении» находятся в юрисдикции Престола Церкви-Матери Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией.

В юрисдикции Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского Патриархата v приходы Турции и острова Крит; в Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра.

Помимо своих канонических территорий, каждая кафедра имеет свои приходы и церковно-административные структуры и в других местах проживания армянской диаспоры (в т. ч. в Западной Европе, Северной и Южной Америке и др.)

Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время — Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он v верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.

Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин v Католикосат всех армян, основанный в 301 году. Здесь же с VII в.- существуют два монастыря v Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ, являющиеся классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также располагаются Духовная академия и семинария. В прошлом в Духовной академии обучался ряд выдающихся деятелей армянской культуры. В настоящее время в академии и семинарии обучаются около 100 студентов, в том числе из-за рубежа. По окончании обучения они могут стать либо «белым» духовенством, либо принять монашество. Помимо теологических предметов они подробно изучают арменологию, иностранные языки и получают всестороннее общее образование. Студентам, которые после окончания семинарии проявили желание и способность к дальнейшему обучению, предоставляется возможность продолжать теологическую подготовку в некоторых известных высших учебных заведениях в Европе и США.

Армянская Апостольская Церковь издает журнал «Эчмиадзин». Он был учрежден в 1945 г. Как продолжение журнала «Арарат», прекратившего свое существование в 1919 г., «Эчмиадзин» является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях. Церковь издает также богослужебные книги, духовно-нравственную и историко-церковную литературу. Ведет эту работу специально созданный издательский отдел.

На территории бывшего СССР имеется 11 епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действуют 62 ее общины. Большая часть их (37 общин) находится в Армении. Остальные v в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви v Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская v находятся на территории Армении и 3 епархии v Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и Арцахская v за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская епархия.

Армянская Церковь принимает активное участие в международном экуменическом движении, вносит вклад в движение за мир и а решение других современных проблем. Проводит благотворительную деятельность, оказывает помощь пострадавшим в районах бедствий, детским домам, престарелым людям, инвалидам и беженцам.

www.atb.am

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *