Обода для велосипедов. Какие бывают, как выбрать размер обода и покрышки
Производство велосипедов сильно продвинулись в последние лет двадцать, и теперь даже колеса являются весьма технологическим продуктом.
Насколько я помню из детства, мягкие стальные обода были сплошным бедствием — приходилось осваивать способы правки восьмерок, иной раз приводя колеса в непотребное состояние из-за неумения. 🙂
На первых горных байках проблема стала еще острее, потому что роллерные тормоза повсеместно заменялись на вибрейки. В этом случае сильная восьмерка уже препятствовала работе тормоза.
К счастью, сталь в качестве материала для велосипедных колес ушла в прошлое — сейчас колеса изготавливаются из алюминиевых сплавов. Усовершенствовалась и конструкция.
Профиль обода
Одностенный профиль обода (изготовленный из стальной полосы) остался, наверно, только на самых дешевых велосипедах, продающихся в супермаркетах. Это хорошо характеризует подход, с которым эти байки производятся. Взять всё самое дешевое и тяжелое, что сломается через короткое время даже при спокойной езде.
Как правило, все современные колеса сделаны из алюминиевого двустенного профиля. Двойной обод — это просто огромный шаг вперед, такая конструкция позволяет получить высокую жесткость.
Бывают еще и усиленные обода с трехстенным профилем, но они встречаются реже, и не слишком нужны для обычной езды по бездорожью.
Количество спиц
Разные типы велосипедов имеют разное количество спиц. Например, на туристические было принято ставить 36 спиц, на горные 32, а на шоссейные — 28. Это деление в последние годы стало весьма условным.
Гораздо важнее, насколько жесткие обода и крепкие спицы применяются для изготовления колес. Поэтому можно увидеть шоссейники с колесами, имеющими небольшое количество спиц, которые не менее надежны.
Если ваш вес не превышает сто килограмм, то не стоит заморачиваться с поиском каких-то особо надежных ободов для вашего велосипеда. Даже тонкие шоссейные колеса с малым количеством спиц свободно выдерживают такой вес.
Пистонирование
Очень важная технология, которая еще лет пятнадцать назад применялась только на колесах премиум класса. Так как каждая спица работает на натяжение, в месте её прикрепления к ободу накапливается усталость, хрупкий алюминий трескается, и спица может быть вырвана.
Для борьбы с этим явлением применили пистонирование — установка каждой спицы в специальный стакан в ободе — пистон. Это позволяет распределить нагрузку и таким образом в разы увеличить ресурс колеса.
Правда, при большом весе ездока, металл под пистоном всё равно подвержен трещинам — таким образом у меня ушли в утиль уже два задних колеса. Каждое из них прослужило по 10-15 тысяч километров.
Впрочем, ускорить появление трещин может и чрезмерное натяжение спиц, без тензометра трудно на ощупь выставить его правильно.
Размеры ободов
Если не брать в учет складники, монстры с размером 36″ и еще не слишком распространенный размер 27,5″, то существует два основных размера велосипедных ободов.
Самый распространенный в мире — 622мм (посадочный размер покрышки). На него надевается шина 28″ — это шоссейные велосипеды, туринги, ситибайки и тд.
Не все знают, что обода для найнеров имеют точно такой же посадочный размер, просто за счет более высокой и толстой резины имеют больший внешний диаметр колеса — 29″.
Второй распространенный посадочный размер — 559мм. Это — горные байки 26″. Несмотря на то, что эти колеса стремительно уходят в прошлое, до сих пор они держат прочное второе место по популярности.
Также обода различаются по ширине. Например, шоссейные имеют размер 15мм, гибридные и для кросс-кантри — 19мм, 23 мм — для даунхила. Кстати, ничего страшного, если вы захотите поставить покрышку, не предназначенную по ширине для обода.
Например, моя жена катает в асфальтовых походах на шоссейной 26″ резине Contitnental Gator Skin, шириной 25мм, которую я ставлю на обода её горного байка. Нет проблем. Также можно поставить на найнер слики типа моих любимых Continental 4 season 28mm, и превратить его на время в велосипед для дальних дистанций. Очень рекомендую для велопоходов без оффроада.
_______________________________
Про карбоновые обода мне рассказать нечего. Личного опыта не имею, да и вообще такие колеса из-за их цены пока еще экзотика. Владельцы пишут о легком весе и особой жесткости — наверно, так и есть. Но думаю, что людям с весом, стремящимся к сотне, не стоит заглядываться на карбоновые колеса. 🙂
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Читать также:
Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
kotovski.net
Какие стоит покупать велосипедные обода
Перейти в каталог Выбора ободов
Какие стоит покупать велосипедные обода
Автор: Антон Степанов
Допустим, что вы собираетесь купить или собрать новое колесо. Допустим, вы пришли в магазин и совершенно ничего не понимаете в ободах. Если вы все еще читаете этот текст, то не расстраивайтесь, все мы были новичками.
Итак, если у вас ограниченный бюджет и нужен хороший обод, то учтите следующее:
- Не поддавайтесь на уговоры продавца взять сварной, якобы более прочный обод.
- Не покупайте одинарный обод.
- Забудьте о брендах.
- Хороший обод, не подходящий по цвету легко покрасить.
- Почти никому не нужны сверхпрочные обода.
- Не покупайте обода, не подходящие по спицам к втулкам.
- Дырка по ниппель – не вопрос.
- Пистонированные обода.
Обода всегда имеют стык. Он бывает двух типов: сварной и клепаный. Почему-то считается, что обод со сварным типом стыка прочнее и легче. Временами сварной действительно легче на 20-30 грамм, из-за отсутствия штифтов, скрепляющих обод в месте стыка. Однако, существуют сварные обода имеющие штифты и весить они будут на равне с клепаными. Правильная спицовка не даст клепаному ободу разойтись в месте стыка. Точно также неправильная спицовка и жесткая эксплуатация убьет оба вида ободов. Кстати, небольшая щель в месте стыка – это не страшно!
Обода бывают одинарные и двойные. Правильнее сказать многопрофильные, а не двойные. Перегородки распределяются по разному и бывает, что в ободе может встретиться и 3-4 секции. Двойные обода просто ремонтируются и имеют высокий запас прочности. Одинарные обода это куски фикалий, которые нужны только тем, у кого велосипед служит музейным экспанатом. Иными словами непрочные и неремонтнопригодные. Если вы сделали сильную 8-ку на двойном ободе, то ее можно вытянуть спицами, а вот на одинарном нельзя.
Часто именитые обода незаслуженно дорого стоят. Отбросьте в сторону понты. Какие-нибудь Wienmann будут ни чуть не хуже Mavic или DT, если речь идет не о кубке мира.
Также не беспокойтесь, если в магазине осталась последняя пара хороший ободов, но они разноцветные. Обод, это та часть байка, которая слабо подвержена внешним повреждениям и трению. Даже без профессиональной покраски можно поправить цветовую палитру. Достаточно баллончика с краской.
Широкие, прочные и главное тяжелые обода для даунхилла и фрирайда в стиле Double track, DX32 или MTX 39 – прерогатива исключительно парней за 100 кг весом и адских трасс. Они нужны тем, кто прыгает пролеты 4+ метров в длинну и высоту, а то и больше. По сути если мягко вкатывать, то и там они не нужны. От серьезного недолета такой обод может спасти, но простое ежедневное катание без жести испортит своей тяжестью.
Если у вас втулка на 36 отверстий, а в магазине лежит сочный обод со скидкой 50%, но вот беда – под 32 дырочки, то откиньте идею “собрать как-нибудь”. Такое колесо собрать можно, но оно будет пожизненно кривым.
Хороший обод, но вот беда – под вело ниппел (presta)? Презираете камеры под prestа? Напильник в руки! Велосипед не айфон, он в первую очередь состоит из железа.
В чем плюс пистонированных ободов? Пистоны позволяют немного снизить нагрузку на стенку обода и увеличивают ресурс в плане переспицовок. Нагрузка ложится на пистон, а не на стенку обода. Однако, это не панацея. Есть возможность взять пистонированный – бери, нету – забей!
Перейти в каталог Выбора ободов
www.usports.ru
Велосипедные колёса: Обода
Как мы уже рассказывали в предыдущей статье про спицы, уменьшение количества спиц на колесе потребовала усиления конструкции самого обода. Да и дополнительная прочность в набирающем популярность МТВ оказалась явно нелишней, особенно учитывая те условия, в которых велосипеды стали эксплуатироваться.
Хороший обод должен быть лёгким и крепким настолько, насколько это возможно. В статье рассмотрены следующие вопросы:
- Материал обода;
- Количество слоёв;
- Профиль;
- Обода для бескамерки;
- Пистонирование.
Материал
- Сталь
Стальные обода тяжелые, ржавеют и во влажных условиях по ним скользят тормозные колодки.
- Алюминий
Как в случае с рамами, алюминий сменил сталь из-за своих характеристик. Он легче и жестче, чем сталь и обеспечивает отличное торможение, если вы используете ободные тормоза.
- Карбон
С развитием технологий на рынке появилось достаточно большое количество карбоновых ободов. Они дорогие и очень-очень прочные, но в МТВ используются только с дисковыми тормозами.
Нужно понимать, что сломать можно любой обод, даже карбоновый.
Слои
Изначально везде использовались однослойные обода. Такой обод имеет U-образный профиль и подходит только для городских и дорожных велосипедов, то есть для тех, у которых нет серьезных ударных и боковх нагрузок на конструкцию обода. Использовать такой обод для агрессивного катания – себе дороже. Вы обязательно его сломаете и хорошо, если это будет на каком-то поребрике, а не на дропе.
Решение вопроса крепкости ободов оказалось банальным, инженеры просто сделали «обод в ободе», тем самым создав двухслойный обод. Такой обод приходится гораздо реже править от восьмёрок, и он не так боится ударов.
Профиль
Увеличивая высоту обода, вы увеличиваете его жесткость. Увеличивая ширину обода, вы увеличиваете его сопротивление к боковым нагрузкам. В поисках «идеального профиля» производители играют с этими параметрами, как всегда истина где-то посередине.
Современные стандарты имеют тенденцию к увеличению внутренней ширины обода (посадочного места под покрышку). Раньше типичной считалась ширина 19мм, сейчас уже 21-23мм, а встречаются некоторые модели с шириной 30 и более.
Для всего этого есть весьма веская причина. По мере увеличения ширины обода, увеличивается и пятно контакта покрышки с землей (особенно на низких давлениях). Но за увеличенное сцепление вы платите весом обода. Ориентируясь на ширину вашей покрышки, вы можете подобрать подходящий обод. Чем шире покрышка, тем шире обод.
Бескамерка?
Если вы планируете использовать бескамерные покрышки, то вам нужны специальные обода. В данный момент на рынке существуют 2 основных стандарта.
UST (от англ. Universal System Tubeless) – универсальная бескамерная система. В таких ободах нет отверстий под спицы, а ниппели вкручиваются в них с внешней стороны (на фото выше как раз они).
BST (от англ. Bead Socket Technology) – технология круглого разъема. Такие обода похожи на традиционные, однако у них ниже боковая стенка. Это позволяет придать профилю резины более округлую форму и снять нагрузку со стенки покрышки. Могут быть как с отверстиями для спиц, так и без них. В первом случае отверстия заклеиваются специальной лентой.
Все бескамерные обода требуют специальной резины UST или TR (Tubeless Ready), учитывайте это.
Пистонирование
Для увеличения прочности в посадочные места для ниппелей вставляют пистоны, они похожи на вставки в отверстия для шнурков. Это позволяет равномерно распределить нагрузку по периметру отверстия и уберечь обод от вырывания спиц. Существует одинарное и двойное пистонирование. Одинарное дешевле, так как делается только на внешнем слое обода. Двойное прочнее, так как пистон цепляется за оба слоя.
Так что же взять?
Всё зависит от вашего бюджета. Проанализируйте все параметры и подберите для себя оптимальное решение. Мы рекомендуем вам использовать двуслойные алюминиевые обода под обычные камеры. Если хотите слегка добавить прочности, то можно взять пистонированную версию.
Напоследок, вот небольшое видео о том, на что способны крутые карбоновые обода:
bb30.ru
Обода для велосипедов. Какие бывают, как выбрать размер обода
Всем привет! Тема сегодняшней статьи – обода и все о них! Мы Вам поможем узнать, какие бывают обода, и какой обод выбрать для вашего стиля езды и рассмотрим несколько новинок на рынке.
Главная характеристика обода – это материал, из которого он сделан. В основном, самые дешевые обода делаются из стали, и это не удивительно. Такие обода легкие в изготовлении и имеют относительно нормальную жесткость за небольшую цену. И, хочется заметить, что до 40-ых годов 20 века все ездили на стальных ободах, только спортсмены мирового уровня могли себе позволить установку деревянных ободов. Эти обода были изготовлены из дорогих пород дерева, требовали только ручной сборки, много времени и денег.
Из этой статьи вы узнаете:
1. Стальные, алюминиевые и карбоновые обода.
2. Типы ободов.
3. Закалка ободов.
4. Дисковые обода.
5.Что такое безопасные обода?
Но, к счастью, в 50-х голах началось производство катаных ободов из алюминия, а точнее, из его сплавов. Постепенно, шаг за шагом, и в 90-х годах алюминиевые обода вытеснили стальные! Не зря мы писали статью о том, что б/у велосипеды намного лучше современных. Прочитать эту статью Вы сможете здесь. Ведь рынок современных велосипедов заполнен дешевым оборудованием, и в том числе, стальными ободами. Кажется, что сталь должна выигрывать алюминий по жесткости, но это не так. Благодаря коробчатой форме алюминиевых ободов их жесткость превышает жесткость стальных ободов. А благодаря меньшей плотности алюминия, такой обод еще и имеет меньший вес. А также, алюминия более дешевый в производстве и более технологичен, нежели стальной обод с аналогичными параметрами.
Еще, для повышения жесткости алюминиевых ободов, алюминиевые сплавы проходят термическую обработку, а точнее, закаляют. Как известно, алюминий стойкий к коррозии, но его сплавы еще дополнительно обрабатывают анодированием и краской для того, чтобы получить вечный обод! 🙂 Качественные алюминиевые обода выдерживают серьезные нагрузки при температурах вплоть до -30 градусов по Цельсию.
Алюминий – это здорово, а карбон?
Карбон – это материал, который по всем характеристикам превосходит алюминий, но в велосипедном мире не практичен. Понты, да и только.
Сталь – это не так уж и плохо 🙂
Ведь сталь – это дешево, надежно и тяжело. Многие из велотуристов используют только стальные обода с большим количеством спиц, вплоть до 72 спиц на обод. В условиях тяжелого, и дальнего велотуризма они незаменимы и дешевы. Также, обычные стальные обода используют в велотележках, где вес не играет роль – а главное практичность и выносливость.
Многие велосипедисты вообще недолюбливают алюминиевые обода, в основном, это начинающие велосипедисты. Как это бывает, расскажем ниже.
Наш юный велосипедист идет на рынок и стоит перед выбором огромного количества ободов. Продавец ему предлагает стальной обод з 10 долларов и алюминиевый обод за 10 долларов. Логика нашего человека проста – если есть что-то лучше и за такую же цену, лучше брать лучше. Вот, с парой новых алюминиевых ободов, покупатель возвращается домой и устанавливает покупку на велосипед. Катает первую неделю-две без особых проблем. Через некоторое время происходит так, что на дороге появляется кочка, или на лесной тропинке лежит грубая палка, которую наш юный велосипедист не замечает и наезжает на нее. Итог – восьмерка или «яйцо» появляется на колесе. И тут начинается ряд матерных слов в сторону продавца и о том, какие обода фиговые.
А дело совсем не в этом…. И еще, не совсем все так страшно.
Самые дешевые и простые алюминиевые обода изготовляют и сплава, которые в народе называют «кастрюльным». Он мягкий и очень пластичный. А сама конструкция обода – одинарный клепаный обод, не пистонированный. Но, у них есть одно преимущество, которое значительно уменьшает минусы. Такой обод очень легко исправить в домашних условиях. Так что, если у Вас такой обод, не стоит огорчаться и покупать новые, можно просто аккуратно ездит и своевременно исправлять восьмерки.
Хорошо, с одним типом нагрузок мы разобрались, а как же нагрузка от V-брейковых тормозов? Ведь во время торможения обод сильно изнашивается! Да, особенно зимой и осенью износ боковой стенки очень велик, благодаря песку и грязи. На алюминиевых ободах такие стенки очень грубые, и на практике мы встречали людей, которые за 10 лет активной езды так и не меняли свои родные обода.
Рассмотрим обод в сечении. Бывают два типа ободов: V- и U-образные. Разницы между ними практически нет. Поэтому, мы не останавливаемся на этом и идем дальше.
Двойные обода коробчатого сечения в разрезе – это самые толковые обода. Они очень прочны, имеют высокую жесткость на изгиб и скручивание, и очень большой запас прочности. Они не дороги, и практичны. Все когда-то слышали выражение «двойные обода». Так вот двойные обода – это те же коробчатые обода с продольной стенкой, для повышения жесткости. Благодаря таким продольным стенкам жесткость колес возрастает в разы, и бывают обода без стенки, с одной стенкой, с двумя, и даже тремя. Но это не предел! В ДХ и экстремальных дисциплинах используют обода с 5-6 стенками, которые делают обод не убиваемым! Более того, количество спиц на таких ободах доходит до 18 штук, это просто бомба 🙂 Кстати, советуем прочитать статью о спицах, дабы иметь полную картину о колесе и его жесткости и прочности.
Мы с Вами говорили о закалке ободов. Хочется еще немного добавить, о том, что такие обода очень износостойки, имеют огромный запас прочности и намного легче. Но, есть у них два минуса. И, если с первым минусом половина населения справится, может, то со вторым еще никто не сумел. Первый минус – это высокая цена. Так, как такие обода применяются в основном в кросс-кантри и только, то люди готовы платить высокую суму за свой успех. А вот второй минус – это внезапный разрыв обода. Метал, накапливает в себе лишнюю энергию до определенного момента, и в один прекрасные момент появляется трещина вдоль линии спиц, и обод разрывается.
А Вы знаете, что такое дисковые обода?
Это обода, которые предназначены для установки только дисковых тормозов. Правда, есть у фирмы Crosser обода, которые подходят не только для дисковых тормозов, а и имеют канавку для V-brakе. Очень практично и правильно. Со временем, такие обода начали выпускать и другие фирмы.
Дисковые обода, при правильной эксплуатации, могут отъездить 20 лет без капремонта. И это реальность. Ведь боковые стенки не поддаются износу, а значит, можно ездить очень долго. Но, есть причины, которые заставят Вас выбросить дисковые обод: серьезное повреждение, коррозия, усталость алюминия.
При выборе дискового обода обязательно взгляните, или данный обод пистонирован. Ведь, это уже не ви-брейоквые тормоза, которые не имеют большой силы. Дисковые тормоза задают на спицы усилие в 4-6 раз больше, нежели V-brake.
И ещё немного важной информации об ободах.
Лучше всего взглянуть на картинку, взятую из одной велосипедной книги 2000-х годов выпуска и рассмотреть разницу между ободами.
Как видно на картинке, во многих ободах стоят пистоны, это такие втлуки, в месте крепления спиц. Они равномерно распределяют нагрузки, которые получают спицы, и увеличивают жизнь самим спицам и ободам. Двойные пистоны – это более редкая вещь. Они позволяют намного сильнее натянуть спицы, повысить в разы жесткость обода, а также уменьшают усталость ободов, воспринимая всю нагрузку на себя.
Идем дальше, и разберем, какой обод лучше противостоит коррозии.
Сам алюминий не ржавеет благодаря тонкой пленке на его поверхности. Но, из-за постоянного контакта с тормозными колодками, ветками и пылью эта пленка на ободах исчезает и обод начинает ржаветь. Для того чтобы этого не допустить, алюминиевые обода анодируют железом, кремнием, ванадием, марганцем. Это дает плюс не только к стойкости против коррозии, а еще и возможность покраски ободов, а также большую устойчивость поверхности тормозной дорожки к стиранию. Наш совет – лучше переплатить и купить себе анодированный обод, ведь это будет рациональное вложение средств.
Как определить износ тормозной дорожки?
Мы видели многих людей, которые при покупке б/у велосипеда сразу же меняли обода с качественных алюминиевых на дешевые китайские стальные обода, но зато двойные! Это бред, ребята:) Такие люди мотивировали свой поступок тем, что на тормозной дорожке уже видны протертые полосы. Эх, как жаль, что они не читали данную статью. Ведь на качественных ободах специально протачивают канавки, для контроля величины износа, и обод нужно менять уже тогда, когда канавок не будет видно, а если канавки еще есть – то обод вполне в нормальном состоянии. Поэтому, будьте внимательны и предупреждайте своих вело-братьев!
Раз мы уже заговорили о беговой дорожке, поговорим о керамических беговых дорожках.
Такие дорожки не полностью изготовлены из керамики, что Вы. Это обычная беговая дорожка покрывается, тонки слоем, около 1 мм, керамики. Такая особенность обода дает немалый прирост в положительных характеристиках. При попадании воды, песка, грязи, или даже масла обод сохраняет свои тормозные качества. Но, опять-таки, рационально ли это для обычного велосипедиста? Наш ответ – НЕТ. Такие обода очень эффективны на соревнованиях с кросс-кантри, не более. Дело в том, что керамический слой налаживается на обычный обод, который не имеет повышенной жесткости. Из-за перепадов температур и нагрузок, это слой то расширяется, но уменьшается в площади. Из-за такого явления срок службы керамических ободов – 2-4 года. Далее, керамика понемногу обсыпается. Тормозить обод конечно же будет, но уже не так эффективно. Поэтому обдумайте, нужно ли Вам это действительно, или это просто очередные понты. На наш взгляд, единственное применение – это кросс-кантри.
Кто-то слышал о безопасных ободах?
А кто-то знает об «укусе змеи»? Или может кто-то его уже получал? Если не знаете, то мы расскажем. «Укус змеи» — это пробой камеры путем ударение об обод с большой силой. Такое происходит во время резкого наезда на бордюр, или камень. Камера защемляется между покрышкой и тонким боковым краем обода. Дабы такого не было, создали обода с защитой от пробоя. Этот обод имеет плоскую центральную часть, которая выступает и покрыта слоем резины. Благодаря большей площади контакта покрышки с ободом пробой исключается. В основном, такие обода применяются для даунхилла и экстремального фрирайда.
И немного слов об экзотике.
Несимметричные обода – это как то глупо, и вообще не понятно. Но это только на первый взгляд. Такие обода имеют смещенный ряд отверстий под спицы и используются только на задних колесах многоскоростных велосипедов. Это вызвано наличием 8-9 звездочек на кассете заднего колеса. На обычном ободе происходит неравномерное натяжение спиц, правые спицы натянуты намного сильнее, чем левые. В итоге – срок службы колеса уменьшается. Именно для этого были разработаны несимметричные обода с целью выровнять натяжение левого и правого «зонта». Многие, наверно даже и не знают, что на их новом велосипеде стоит такой обод. Ведь очень часто, такие обода устанавливают на велосипеды высокой категории. И еще, самому собрать такой обод не получится, поэтому, если Вы хотите себе такое колесе, нужно покупать его только в сборе.
Итог статьи
Функции обода обязывают его быть прочным, жестким и максимально легким. Легкий обод – это не только удобство, при транспортировке велосипеда, это еще и сохранение энергии во время разгона велосипеда. Существует простая закономерность – один грамм веса на ободе требует в два разы больше энергии велосипедиста, нежели этот грамм располагался бы на раме. Стоит это учесть в выборе своего обода. Так, как наша тематика – это туризм, стоит заметить, что не нужно гнаться за всякими примочками и новинками. Главное, чтобы обод имел несколько внутренних камер (двух- или трёх-объёмным), был анодирован и пистонирован. Тогда, обод прослужит верой и правдой, а самое главное, оправдает вложенные в него средства.
На этом наша статья заканчивается и хочется, в первую очередь, пожелать всем удачи! Ведь это самое главное на дороге 🙂 И еще, дабы не упустить новые статьи, стоит подписаться на рассылку, а чтобы не забыть информацию, которая изложена в статье, советуем сделать репост себе на стенку в социальных сетях путем нажатия на кнопочки своей социальной сети.
Напоследок советую посмотреть интересное видео про велосипедные обода.
Всем до встречи и до новых статей!
С уважением, команда velo-travel
Ещё статьи по теме:
velo-travel.com
Что такое двойной обод велосипеда и чем он отличается от обычного
Про велосипедные ободья говорилось много разного и весьма интересного. Если вы следите за статьями, которые появляются на нашем сайте, то вас уже можно считать профессионалом в этой теме. Но вопросы всё равно остаются и некоторые моменты требуют разъяснения. Например, двойной обод велосипеда — что это? Чем он отличается от обычной модели? Что лучше выбирать и есть ли смысл переплачивать за двойной вариант?
Отличия в конструкции ободьев хорошо заметны, если сравнивать ободья в разрезе
О разделении ободьев по количеству стенок в его конструкции вам наверняка уже известно. А если нет, то мы напомним. Присутствует условное разделение этого важного элемента в любом велосипеде:
- одностенные модели;
- двойные, или двухстенные;
- усиленные, или трёхстенные.
Отличия в конструкциях этих различных экземпляров хорошо заметны, если сравнивать ободья в разрезе.
Определение для каждого типа обода
Чтобы разобраться в отличиях между этими двумя типами элементов, необходимо детально остановиться на каждом из них.
Одностенный
Варианты с одностенной конструкцией являются самыми доступными по стоимости, но также и самыми недолговечными. О сроке их службы говорить сложно, поскольку всё зависит от характера езды. Агрессивное, неаккуратное катание с длинными заездами такие ободья точно не выдержат и будут ломаться несколько раз в сезон. А вот для аккуратной езды по ровным дорогам такие модели можно выбирать. Устанавливаются они на прогулочные и городские велобайки, которые не предназначены для больших нагрузок, а их владелец не предъявляет особых требований к прочности.
Одностенный обод велосипеда
А вообще, одностенные ободные профиля, которые создаются из стальной заготовки в виде полосы, встречаются на недорогих велосипедах от малоизвестных брендов типа Ашана. Такой момент позволяет наглядно увидеть подход производителей, суть которого заключается в использовании самого дешёвого и тяжёлого. Неудивительно, что подобные велосипеды «радуют» своих владельцев потребностью в ремонте спустя небольшой период. При этом даже не нужно прыгать по бордюрам или вести себя слишком экстремально за пределами города.
Двойной
Совсем другое дело — двойные ободья, которые ещё называются двухстенными по особенности конструкции. Такие детали на велосипед находятся в более высокой ценовой категории, что обусловлено их высокой прочностью и долговечностью. Как ни странно, вес двойных моделей может быть ниже, чем обычных. Сфера использования таких элементов распространяется на байки для кросс-кантри и выполнение скоростных спусков, известных как downhill. Если вдруг заявленная прочность покажется вам недостаточной, то её можно немного увеличить путём увеличения высоты обода. В этом случае вероятность образования восьмёрок будет несколько снижена.
Для создания конструкций такого типа чаще всего используется двустенный профиль из алюминия. Подобное изобретение стало большим шагом навстречу тому моменту, когда на велосипедах будут стоять такие жёсткие ободья, что им не будут страшны никакие препятствия, плохие дороги и рабочее напряжение.
Самыми прочными, а соответственно, и самыми дорогими являются тройные обода, которые производятся из трёхстенного профиля. Такие элементы встречаются редко, поскольку особой необходимости в их использовании нет. С бездорожьем и высокими нагрузками отлично справляются двойные конструкции.
Двойной обод велосипеда
Признаки двойного обода
Подобный вопрос интересует чаще всего тех людей, которые задумались о покупке велосипеда. Действительно, как-то ведь нужно разобраться с типом обода, который установлен. Не разрезать же его, в самом-то деле. Есть несколько признаков, по которым можно визуально определить количество стенок:
- Снимаем резину и обращаем внимание на расположение гнёзд на гайках спиц. Если они не утоплены, то перед вами обычная модель.
- Если нет возможности снимать покрышки, необходимо изучить геометрию обода. В обычных конструкциях ширина чаще всего больше толщины.
- На двойных моделях в месте примыкания спиц к поверхности обода могут располагаться выпуклости.
Отличия
Подводя итог всего вышесказанного, можно выделить следующую группу отличий, которые присутствуют между двойными и обычными велосипедными ободьями.
- Стоимость не зря стоит на первом месте, поскольку разница в цене в некоторых случаях может быть существенной. Именно этот момент часто склоняет велосипедиста в пользу обычных моделей.
- Прочность существенная, и на её фоне стоимость двойных конструкций уже не кажется такой высокой. Всё-таки лучше один раз заплатить за качественный продукт, который будет достойно служить несколько сезонов, чем сэкономить и менять ободья несколько раз в сезон.
- Вес здесь играет не на пользу обычных конструкций, поскольку они нередко оказываются тяжелее своих двойных собратьев.
- Область использования является существенным отличием. Обычные ободья можно использовать только в том случае, если велосипед получает минимальные нагрузки, эксплуатируется бережно и нечасто. Установка двойных ободьев имеет смысл для отъявленных велосипедистов, которые катаются много, часто и не брезгуют бездорожьем.
Понимание отличительных моментов, которые присутствуют между этими двумя типами ободьев, поможет сделать правильный и быстрый выбор, разобраться в ассортименте и не зависеть от консультации продавца.
aktsport.ru
Обода для велосипедов ⵙ Обзор от MOYBIKE
Необходимость в выборе тех или иных ободов (или как их еще называют, ободьев) для своего велосипеда возникает не очень часто. Проблема выбора встает при покупке нового или не очень нового велосипеда, но чаще, в случае замены старых ободов или колес на новые, когда они не устраивают вас по каким-либо причинам или попросту сильно изношены (восьмерки, трещины, протиры тормозных дорожек). Тем не менее, к выбору ободов следует подходить серьезно, с учетом предполагаемого стиля эксплуатации велосипеда. Требования, предъявляемые к ободу, заключаются в том, что обод должен быть как можно легче, но при этом оставаться достаточно прочным. Конечно, прочность колеса определяется не только прочностью и жесткостью обода, но и качеством спиц, их количеством, силой и равномерностью натяжения. Но без хорошего обода собрать прочное колесо невозможно. А постоянная правка «восьмерок» — удовольствие ниже среднего.
Почему колеса должны быть прочными понятно, а почему же они должны быть очень легкими? При разгоне велосипеда, силы велосипедиста расходуются не только на увеличение линейной скорости велосипеда в целом и колес в частности, но и на увеличение скорости вращения (раскрутку) колес. И чем дальше от центра вращения находится масса и чем она больше, тем большую работу приходится затрачивать на раскрутку. Особенно заметно это проявляется в тех видах спорта, где скорости движения постоянно изменяются на большие значения. Например, в соревнованиях по кросс-кантри и подобных дисциплинах вес обода и шины влияет значительно сильнее, чем в равнинных шоссейных гонках. Активное передвижение по городу тоже имеет достаточно «рваный» ритм, а учитывая качество многих улиц в российских городах, становится понятным и требование к высокой прочности колес.
1. Материалы.
- Алюминиевый сплав — наиболее широко используемый материал, обеспечивает оптимальное сочетание цены, прочности и веса.
- Maxtal — фирменный сплав Mavic, отличается высокой жёсткостью. Такой обод тяжело погнуть, но обод становится чувствительным к усталости металла.
- Сталь — очень большой вес, на современных велосипедах практически не используется.
- Карбон — используется в очень лёгких и очень дорогих ободьях для шоссе и кросс-кантри.
2. Конструктивные особенности.
Конструкция обода может значительно различаться в зависимости от типа велосипеда. Для большинства велосипедов в настоящее время применяются обода коробчатого сечения, которые рассчитаны на использование бортовых шин. Их боковые стенки хорошо развиты и с внутренней стороны имеют канавку, в которую заводится при установке борт шины. Накачанная шина раздается в стороны давлением воздуха в камере и своими бортами держится за стенки обода, плотно прижимаясь к нему. Шины для шоссейных велосипедов (трубки, однотрубки) наклеиваются на обод через специальную матерчатую ленту: обода для них не имеют развитых стенок с внутренней стороны, а наоборот достаточно плоские, имеют трубчатое сечение. Правда, на данном этапе, и на шоссейных велосипедах стали использоваться клинчерные шины (так называемые клинчера), имеющие традиционную конструкцию (камера и легкая узкая шина высокого давления с бортом). Для скрепления обода в кольцо, обычно применяется сварка встык.
Так как на данный момент в России наибольшее распространение получили горные и вседорожные велосипеды, а также все популярнее становятся гибриды, то стоит чуть подробнее остановиться на особенностях классических ободов коробчатого сечения. Помимо различных размеров ободов, продукция многих производителей подразделяется на группы. Причем обода разделяются как для разных типов велосипедов, так и для разных сфер применения для одного типа. Особенно это касается горных велосипедов. Например, по прочностным параметрам они могут делиться на прогулочные, кросс-кантрийные, фрирайдные и даунхильные. Такое разделение, конечно же, весьма условно, никто не мешает вам гоняться в кросс-кантри на даунхильных ободах, но позволяет приблизительно оценить вес и прочность ободов, а также некоторые другие конструктивные особенности перечисленные ниже.
3. Одностенные и многостенные обода.
Самые простые обода (прогулочные) обычно выполняются одностенными, то есть профиль такого обода похож на букву «U».Более совершенным типом ободов, которые могут иметь меньший вес при большей прочности, являются двухстенные (двойные) обода (кросс-кантри — даунхил), в которых в серединке «U» добавлена горизонтальная перемычка. Такой профиль обычно имеют обода среднего и высокого уровня, хотя, в последнее время появилась тенденция к установке недорогих модификаций на относительно дешевые горные и не только горные велосипеды. Если необходим обод с большей прочностью, то применяется обод с высоким профилем: за счет его применения значительно повышается жесткость и прочность «на складывание» обода. Такому ободу менее страшны кочки и ямы на дороге или гоночной трассе. Самый развитый вариант обода — трехстенный, когда внутрь высокопрофильного обода вставляется третья горизонтальная перемычка. Роль этой перемычки заключается уже не столько в увеличении жесткости «на складывание» обода, сколько в увеличение боковой жесткости, препятствующей появлению восьмерок, а также, может препятствовать «смятию» обода тормозными колодками. Такие обода встречаются очень редко. Обода для относительно легкого применения, например, кросс-кантрийные, выполняются достаточно узкими — наружный размер 21-26 мм. Обода для фрирайда, а тем более для даунхила могут быть много шире, до 35 мм и более. При увеличении ширины обода, заметно увеличивается и его поперечная жесткость.
4. Методы увеличения прочности и снижения веса обода велосипеда.
Для дополнительного упрочнения ободов применяется поверхностное насыщение другими веществами гальваническим способом — анодирование. Поверхность анодированных алюминиевых ободов не светлая, а черная. Часто одна и та же модель обода может иметь как обычную модификацию, так и анодированную, которая стоит на 10-20% дороже.
Прочное колесо можно собрать, используя, например, толстые или просто высококачественные спицы. Но суть их применения — возможность высокого предварительного натяжения спиц, когда полезная нагрузка распределена по спицам более равномерно. Но известны случаи, когда при ударах при проезде больших неровностей из алюминиевых ободов вырывались спицы. Для укрепления поверхности обода в зоне спицевого отверстия, раньше под головки ниппелей спиц иногда подкладывали шайбы. Теперь на многих ободах в отверстие устанавливаются вставочки, так называемые пистоны, которые также облегчают вращение ниппелей при сборке колеса и его правке. В двухстенных ободах могут быть установлены как обычные пистоны, на внешней стенке, так и двойные, проходящие насквозь через обе стенки.
Ранее для большинства велосипедов стандартное колесо состояло из 36 спиц. Большее количество встречалось редко, а меньшее (32, 28, 24) только на шоссейных велосипедах и велосипедах с маленькими колесами. Сейчас, с появлением качественных и прочных спиц и жестких ободов, проблема обрыва спиц уже не столь актуальна, для более-менее продвинутого горного велосипеда стандартом стало 32 спицы в колесе. В случае использования радиального спицевого набора, количество спиц может быть еще меньше. При сборке колеса необходимо убедиться в соответствии количества отверстий под спицы в ободе и втулке.
5. Другие конструктивные особенности велосипедных ободов.
В последнее время иногда стали появляться обода со смещенными рядами отверстий под спицы. Такие обода предназначены только для задних колес многоскоростных велосипедов. Дело в том, что из-за применения в многоскоростных втулках кассет с большим количеством звездочек, приходится сдвигать правый фланец втулки к ее центру, и зонт спиц справа получается более плоским, чем слева. Чтобы достичь этого, правые спицы приходится натягивать много сильнее, чем левые. Таким образом, либо спицы правой стороны становятся перетянутыми, либо левой недотянутыми. Для уменьшения этого эффекта и применяются обода со смещенными на 2-3 мм влево рядами отверстий.
В настоящее время в велосипедах применяются три типа ниппелей: автомобильный/мотоциклетный (Schrader), велосипедный (Dunlop) и спортивный (Presta). Диаметр «соска» ниппеля у первых двух типов больше, у третьего меньше. Так как в настоящее время все более широкое распространение приобретают ниппеля Presta, то и обода все чаще делают под них. Для установки на такой обод камеры с обычным ниппелем, отверстие необходимо рассверливать, хотя лучше использовать запасные камеры соответствующего типа. Если на вашем велосипеде стоят высокопрофильные обода, то вам необходимо иметь запасные камеры с длинными «сосками». В некоторых ободах спицы крепятся не на наружной стенке обода, а на внутренней, что приводит к необходимости применения спиц с длиными нипелями.
Для облегчения ободов часто применяется утоньшение боковых стенок, нагрузка на которые относительно невелика. В сочетании с применением мощных тормозов типа V-brake, это часто приводит к тому, что боковые стенки в районе тормозных дорожек достаточно быстро протираются тормозными колодками: не редкостью стало «убиение» обода за пару сезонов эксплуатации. Выходом из этой ситуации стало применение дисковых тормозом. Обода, предназначенные для применения с дисковыми тормозами, тормозных дорожек не имеют вовсе и, соответственно, не могут быть использованы с ободными тормозами.
6. Производители ободов для велосипеда
Наиболее часто встречаются ободья следующих производителей:
Alex Rims
Один из крупнейших OEM-производителей, на новом велосипеде среднего класс скорей всего будут стоять ободья Alex, даже если на них указан другой бренд (как правило, «самодельный» бренд производителя велосипеда). В целом, считаются выгодным выбором за свои деньги.
DT Swiss
Качественные ободья уровнем от выше среднего до очень высокого. Буквы в названии (например, EXC400) указывают назначение и особенности обода (X — кросс-кантри, M — трейл, Е — эндуро, F — фрирайд, R — легкий гоночный обод, С — карбоновый обод). Цифры указывают приблизительный вес в граммах. Более легкие ободья в сериях имеют сварной стык и гораздо дороже. Почти все ободья совместимы только с дисками.
Mach 1
Весьма качественные французские ободья, считаются хорошим выбором за свои деньги.
Mavic
Одни из самых распространенных в рознице ободьев, очень часто встречаются на самосборных колесах. Есть модели уровнем от низкого до высокого, практически для всех классов велосипедов.
Буквы в названии (например, XM317) указывают назначение обода (XC — кросс-кантри, XM — трейл, EN — эндуро, EX — экстремальный спорт, TN — найнер, А — гибрид). Первая цифра указывает класс обода: 1 — самые дешевые, без пистонов; 3 — среднего уровня, пистонированные; 7 — высокого уровня, пистонированные и сварные, сплав Maxtal, 8 — высокого уровня, бескамерные (UST), сплав Maxtal. Вторая и третья цифры обозначают внутреннюю ширину обода.
7. Пистонирование ободов
Для борьбы с вырыванием ниппелей спиц из обода из-за усталостного разрушения отверстий применяется установка во внешнюю стенку обода металлических вставок — пистонов (англ. eyelets), распределяющих нагрузку от спицы по большей площади стенки обода. Эта технология применяется практически во всех ободьях уровнем от среднего. Существуют отдельные модели ободьев с двойным пистонированием, где пистон соединяет обе стенки.
В гоночных ободьях вместо пистонирования иногда применяется локальное упрочнение стенок обода путём дополнительной механической обработки. Также встречаются резьбовые пистоны, вкручиваемые во внешнюю стенку обода, при этом внутренняя не сверлится, что делает обод совместимым с бескамерными шинами без модификаций.
8. Классификация ободов велосипеда
Существует великое множество посадочных диаметров шины, выражаемых в различных системах измерения. Для неподготовленного человека такое разнообразие вносит путаницу, особенно если учесть, что, например, шины размером 28 х 2.00 и 29 х 2.00 — совместимы, а 26 х 1.75 и 26 х 13/4 — несовместимы.
Используется три способа обозначения посадочного размера:
- Размер по ISO (ранее — ETRTO) — например, 622 мм. Это истинный посадочный размер обода/шины, в отличие от всех остальных. При возникновении любых вопросов о совместимости данных шины и обода следует ориентироваться на размер ISO.
- Дюймовый размер — примерно характеризует внешний диаметр шины. Имеет две несовместимые между собой разновидности:
- с толщиной шины в десятичных дробях — например, 26 х 1,75;
- с толщиной шины в обыкновенных дробях — например 26 х 13/4;
- у российских/советских велосипедов вообще используется своя дюймовая маркировка, не всегда совпадающая с традиционной.
- Французский размер — например 700С, — примерно характеризует внешний диаметр шины в миллиметрах с учетом толщины самой шины (которая обозначается буквой): «A» — узкие, «D» — широкие.
В таблице приведены известные посадочные размеры и их соотношения между собой:
Размер по ISO, мм | Дюймовая система (пример) | Французская система |
---|---|---|
787 | 36 x 2.25 | |
635 | 28 x 11/2 | |
630 | 27 x любое число, США | |
622 | 28 x 1.00…28 x 2.35; 29 x 1.75…29 x 2.35; Россия: 28 х 13/4, 28×11/2, 27×11/4 | 700C |
599 | 26 x 1.25, x 1.375 | |
597 | 26 x 11/4, 26 x 13/8 (S-6) | |
590 | 26 x 13/8 (E.A.3), Россия: 26×11/4 | 650A |
587 | 700D | |
584 | 26 x 11/2 | 650B |
571 | 26 x 1, 26 x 13/4 | 650C |
559 | 26 x 1.00…26 x 4.00, Россия: 26 x 13/4, 26 x 2 | |
547 | 24 x 11/4, 24 x 13/8 (S-5) | |
540 | 24 x 11/8, 24 x 13/8 (E.5) | 600A |
533 | Россия: 24 x 11/2 | |
520 | 24 x 1…24 x 11/8 | |
507 | 24 x 1.5…24 x 2.125, Россия: 24 x 2 | |
490 | 550A | |
457 | 22 x 1.75…22 x 2.125 | |
451 | 20 x 11/8; x 11/4; x 13/8 | |
445 | Россия: 20 x 11/4 | |
440 | 500A | |
419 | 20 x 13/4 | |
406 | 20 x 1.5…20 x 2.125, Россия: 20 x 13/4 | |
390 | 18 x 13/8 | 450A |
369 | 17 x 11/4 | |
355 | 18 x 1.25…18 x 2.00 | |
349 | 16 x 11/4…16 х 1.35 | |
305 | 16 x 1.25…16 х 2.00 | |
288 | 14 x 13/8 | 350A |
254 | 14 x 2.00 | |
203 | 121/2 x 1.75…121/2 x 21/4; 12 x 1.75 |
Наиболее распространены посадочные диаметры по ISO 559 мм (26″) и 622 мм (28, 29″). В шоссейных велосипедах малых ростовок и в горных велосипедах медленно набирает популярность стандарт 650В. В подростковых и экстремальных велосипедах иногда используется 507 мм (24″). В складных и детских велосипедах используются 305 мм (16″), 355 мм (18″), 406 мм (20″).
Другие размерения
Ширина обода
Ширина обода влияет на его прочность и веc. Также в зависимости от ширины, выбираются рекомендованные толщины покрышек: слишком широкая покрышка для данного обода может подламываться в поворотах и даже слететь, а слишком узкая — будет иметь низкий профиль и может быть легко пробита.
Как правило, ободья маркируются по внутренней ширине согласно ISO:
- 15 мм и менее — шоссейные, циклокроссовые;
- 17 мм — легкие кросс-кантрийные и гибридные;
- 19 мм — тяжелые кросс-кантрийные и гибридные;
- 21 мм — часто используются в велотуризме и для легкого экстрима;
- 23 мм и более — для экстремального спорта.
Некоторые производители маркируют ободья по внешней ширине. Разница между ширинами — около 5-7 мм.
Зависимость ширины покрышки и обода
В таблице приведены значения, рекомендованные Mavic.
Внутренняя ширина обода (по ISO) | Рекомендуемая ширина шины | Соответствующие максимальные давления |
---|---|---|
15 мм | 19…28 мм | 10…8 бар |
17 мм | 1,0…2,1″ (26″) либо 1,5…2,3″ (29″) | 7,7…4,0 бар (26″) либо 6,0…3,3 бар (29″) |
19 мм | 1,5…2,3″ | 6,0…3,3 бар |
21 мм | 2,0…2,5″ | 4,3…3,0 бар |
23 мм и более | 2,3…3,0″ | 3,3…2,2 бар |
ERD и OSB
Эти параметры необходимо знать для выбора спиц при сборке колеса. Как правило, они приведены в документации на обод.
- ERD (англ. effective rim diameter) — эффективный диаметр обода, рассчитывается между концами противоположных спиц.
- OSB (англ. offset of spoke bed) — поперечное смещение отверстий для спиц. Равен нулю для симметричных ободьев.
По совместимости с ободными тормозами
Если не указано иное, то обод как правило совместим с ободными тормозами. Однако есть и исключения: например, все MTB-ободья DT Swiss, кроме модели XR425, совместимы только с тормозами на втулке (дисковыми или барабанными).
Модели для ободных тормозов имеют плоские тормозные дорожки на боковинах, стенки соответствующим образом усилены. Разумеется, такой обод можно использовать и с тормозами на втулке. Дорогие ободья имеют тормозные дорожки с керамическим покрытием, значительно улучшающим работу тормозов. Модели, не совместимые с ободными тормозами, как правило, обозначаются словом Disc, не имеют тормозных дорожек и обычно несколько дороже и легче.
По количеству отверстий для спиц
На 559- и 622-мм ободьях, продаваемых в розницу, чаще всего встречается 28, 32 и 36 отверстий для спиц. Ободья в составе фабричных вилсетов обычно имеют меньшее количество отверстий.
9. Как выбрать обод для велосипедов?
Выбор ободов на современном велорынке огромен, есть из чего выбрать и что выбрать. Как не заблудиться? Несколько простых шагов. Эта инструкция нацелена на велолюбителей, которые не имеют достаточного опыта и знаний в велооборудовании, профессионалы не нужнаются в советах, как и опытные любители.
1шаг
Прежде всего определитесь важен ли вам вес обода, его живучесть, внешний вид и количство дензнаков, которые вы готовы отдать.
2шаг
Вам конечно же нужен двойной алюминиевый обод, на другие смотреть не нужно. Чем выше профиль обода, тем лучше он держит фронтальные удары, чем шире обод, тем больше его торсионная жесткость.
Обычно обода для стрита и фрирайда имеют довольно высокий профиль и приличнуюширину. здесь хватает ударов со всех сторон. В стрите и триале чаще используют обода с коробчатым профилем.
3шаг
Обода для кросскантри не обязательно должны быть крайне прочными, здесь балом правит вес, чем легче, тем лучше. Всё конечно в разумных пределах.
4шаг
Возможно вы захотите попробовать бескамерные обода, колеса , собранные на таких, легче на массу камеры, такое колесо сложнее проколоть.
5шаг
А ещё есть стритец 🙂 чем шире и брутальне тем лучше! Sun rims DoubleTrack и DoubleWide. Другое просто отметается!
6шаг
В стрите, даунхилле и фрирайде очень популярны обода Sun rims S-type MTX и просто MTX. Они достаточно легкие и прочные. Триальные обода самые широкие и самые легкие, DX32 от того же Sun Rims не слишком легкие, но прочные и широкие. После небольшой доработки – дриллинга, они становятся лучшим бюджетным решением. Существуют конечно спеиализированые триальные обода, но они стоят других денег.
Успехом пользуются бескамерные Mavic DeeMax и CrossMax. Неповторимо желтые и неповторимо крутые. Цена соответствующая 🙂
И напоследок видео, про то, как эти самые ободы легко поломать:
moy.bike
Размер обода велосипеда — Велобаджо
Обод[1]
(англ. rim) — часть велосипедного колеса, на которую монтируется покрышка. Во многом определяет динамические характеристики велосипеда и прочность его колес.
Содержание
- 1 Классификация
- 1.1 Посадочный диаметр шины
- 1.2 Другие измерения
- 1.2.1 Ширина
- 1.2.2 Зависимость давления от ширины покрышки и обода
- 1.2.3 ERD и OSB
- 1.3 По совместимости с ободными тормозами
- 1.4 По количеству отверстий для спиц
- 2 Конструкция
- 2.1 Материалы
- 2.2 Тип профиля
- 2.3 Соединение
- 2.4 Пистонирование
- 3 Производители
- 3.1 Alex Rims
- 3.2 DT Swiss
- 3.3 Mach 1
- 3.4 Mavic
- 3.5 Sun Ringle
- 3.6 Ambrosio
- 3.7 Stan’s NoTubes ZTR
- 4 Ссылки
- 5 Примечания
Классификация[править]
Посадочный диаметр шины[править]
Существует великое множество посадочных диаметров шины[2], выражаемых в различных системах измерения. Для неподготовленного человека такое разнообразие вносит путаницу, особенно если учесть, что, например, шины размером 28×2.00 и 29×2.00 — совместимы, а 26×1.75 и 26×13/4 — несовместимы.
- Размер по ISO (ранее — ETRTO) — например, 622 мм. Это истинный посадочный размер обода/шины, в отличие от всех остальных. При возникновении любых вопросов о совместимости данных шины и обода следует ориентироваться на размер ISO.
- Дюймовый размер — примерно характеризует внешний диаметр шины. Имеет две несовместимые между собой разновидности:
- с толщиной шины в десятичных дробях — например, 26×1,75;
- с толщиной шины в обыкновенных дробях — например 26×13/4;
- у российских/советских велосипедов вообще используется своя дюймовая маркировка, не всегда совпадающая с традиционной.
- Французский размер — например 700С, — примерно характеризует внешний диаметр шины в миллиметрах с учетом толщины самой шины (которая обозначается буквой A, B, C, D: «A» — самые узкие, «D» — самые широкие)[3].
В таблице приведены известные посадочные размеры и их соотношения между собой:
Наиболее распространены посадочные диаметры по ISO 559 мм (26″) и 622 мм (28, 29″). В шоссейных велосипедах малых ростовок и в горных велосипедах набирает популярность стандарт 650В (27,5″). В подростковых и экстремальных велосипедах иногда используется 507 мм (24″). В складных и детских велосипедах используются 305 мм (16″), 349 мм (Brompton), 355 мм (18″), 406 мм (20″), 451 мм (увеличенный 20«).
Другие измерения[править]
Ширина[править]
Ширина обода влияет на его прочность и вес[4]. Также в зависимости от ширины, выбираются рекомендованные толщины покрышек: слишком широкая покрышка для данного обода может подламываться в поворотах и даже слететь, а слишком узкая — будет иметь низкий профиль и может быть легко пробита.
- 15 мм и менее — шоссейные, циклокроссовые;
- 17 мм — легкие кросс-кантрийные и гибридные;
- 19 мм — тяжелые кросс-кантрийные и гибридные;
- 21 мм — часто используются в велотуризме и для легкого экстрима;
- 23 мм и более — для экстремального спорта;
- 30-40 мм — стандарт 27,5+;
- 50 мм и более — фэт-байки и 29+.
Некоторые производители маркируют ободья по внешней ширине. Разница между ширинами — около 5-7 мм.
Зависимость давления от ширины покрышки и обода[править]
В таблице приведены значения, рекомендованные Mavic.
ERD и OSB[править]
Эти параметры необходимо знать для выбора спиц при сборке колеса. Как правило, они приведены в документации на обод.
- ERD (англ. effective rim diameter) — эффективный диаметр обода, рассчитывается между концами противоположных спиц.
- OSB (англ. offset of spoke bed) — поперечное смещение отверстий для спиц. Равен нулю для симметричных ободьев.
По совместимости с ободными тормозами[править]
Модели для ободных тормозов имеют плоские тормозные дорожки на боковинах (иногда свободные от краски и анодировки), стенки соответствующим образом усилены, часто тормозная поверхность имеет индикатор износа в виде отдельной канавки или отверстий: когда обод протирается до опасного предела, эта канавка перестает быть различимой. Разумеется, такой обод можно использовать и с тормозами на втулке. Дорогие ободья имеют тормозные дорожки с керамическим покрытием, значительно улучшающим работу тормозов. Модели, не совместимые с ободными тормозами, как правило, не имеют тормозных дорожек и обычно несколько дороже и легче.
По количеству отверстий для спиц[править]
На 559- и 622-мм ободьях, продаваемых в розницу, чаще всего встречается 28, 32 и 36 отверстий для спиц. Ободья в составе фабричных вилсетов обычно имеют меньшее количество отверстий (12-20-24). Обода для BMX часто бывают на 48 спиц. Вообще, количество отверстий для спиц почти всегда кратно четырём.
Конструкция[править]
Материалы[править]
- Алюминиевый сплав — наиболее широко используемый материал, обеспечивает оптимальное сочетание цены, прочности и веса.
- Maxtal — фирменный сплав Mavic, отличается высокой жёсткостью. Такой обод тяжело погнуть, но обод становится чувствительным к усталости металла.
- Сталь — очень большой вес, на современных велосипедах практически не используется.
- Карбон — используется в очень лёгких и очень дорогих ободьях для шоссе и кросс-кантри.
Тип профиля[править]
Самые простые и дешевые ободья — одностенные (англ. single-wall). В простейшем случае, такой обод изготавливается из металлической ленты, свёрнутой в кольцо. Их прочность и жёсткость крайне невелика, нынче они встречаются только на велосипедах самого низкого уровня, а также на фэт-байках, где использование двустенного обода нерационально.
Соединение[править]
После экструдирования горячая заготовка сворачивается в кольцо, которое может быть соединено двумя способами: сваркой и с помощью продольного штифта или вставки.
- Сварные ободья (англ. welded) — дороже и считаются более прочными, что заметно при экстремальных нагрузках.
- Штифтованные ободья (англ. pinned, sleeved) — дешевле, но прочность их по-прежнему достаточна для большинства применений[5]. Стык на таких ободьях до сборки может расходиться, что не влияет на итоговое качество собранного колеса, поскольку обод стягивается спицами.
После соединения ободья могут проходить дополнительную механическую обработку (англ. machining) для сглаживания стыка, что важно для мягкой работы ободных тормозов.
Пистонирование[править]
Для борьбы с вырыванием ниппелей спиц из обода из-за усталостного разрушения отверстий применяется установка во внешнюю стенку обода металлических вставок — пистонов (англ. eyelets), распределяющих нагрузку от спицы по большей площади стенки обода. Эта технология применяется практически во всех ободьях уровнем от среднего. Существуют отдельные модели ободьев с двойным пистонированием, где пистон соединяет обе стенки.
Производители[править]
Наиболее часто встречаются ободья следующих производителей:
Alex Rims[править]
Один из крупнейших OEM-производителей, на новом велосипеде среднего класса скорей всего будут стоять ободья Alex, даже если на них указан другой бренд (как правило, «самодельный» бренд производителя велосипеда). Выпускают полный спектр ободов для всех предназначений, от очень дешевых одностенных до качественных сварных ободов для фрирайда и кросс-кантри. В целом, считаются выгодным выбором за свои деньги. В сообществе считается, что обода Алекс чуть мягче, чем обода других марок (см. ниже) при прочих равных, что приводит к более частому появлению восьмёрок, но зато и выправлять такие обода легче.
DT Swiss[править]
Качественные ободья уровнем от выше среднего до очень высокого. Буквы в названии (например, EXC400) указывают назначение и особенности обода (X — кросс-кантри, M — трейл, Е — эндуро, F — фрирайд, R — легкий гоночный обод, С — карбоновый обод). Цифры указывают приблизительный вес в граммах. Более легкие ободья в сериях имеют сварной стык и гораздо дороже. Почти все ободья совместимы только с дисками.
Mach 1[править]
Весьма качественные французские ободья, считаются хорошим выбором за свои деньги.
Mavic[править]
Одни из самых распространенных в рознице ободьев, очень часто встречаются на самосборных колесах. Есть модели уровнем от среднего до высокого, практически для всех классов велосипедов. Эта фирма выпускает UST обода, являясь одним из законодателей стандартов бескамерных колес. Считается, что обода Мавик более жёсткие, но чаще ломаются при прочих равных условиях.
Sun Ringle[править]
Крепкий тайваньский среднячок, уровнем повыше Алекс, но пониже Мавик. Так же делают обода на любой вкус и кошелек. Их обод Sun Ringle Rhyno Light представляет собой одну из наиболее распространённых форм ободов и пользуется заслуженной популярностью уже более 15 лет, а Sun UFO 26″ — один из самых лёгких ободов в мире.
Ambrosio[править]
Stan’s NoTubes ZTR[править]
Ссылки[править]
- Каталог мировых производителей велосипедных ободьев
- Обода с трехстенным профилем
Примечания[править]
Источник
velobajo.ru