Готический особняк Марка Твена, в котором живут привидения. Особняк готический
Дом архитектора Соловьёва или Готический особняк Маргариты в Малом Ржевском
Всего 47 фото
Давно я хотел сделать ряд репортажей о готических особняках района Арбата и Патриарших прудов, которые «булгаковеды» причисляют к возможным адресам проживания небезызвестной героини романа «Мастер и Маргарита»... Кстати, у меня всегда вызывает жуткую тоску - необходимость просто и банально описывать архитектуру Старой Москвы, отмечая лишь имена архитекторов, даты, прежних и нынешних владельцев и то, что было утрачено в советское время) Всегда хочется найти веский и любопытный повод прикоснуться к тайнам, легендам и преданиям Старой Москвы, прочувствовать их. Бессмертное произведение Михаила Булгакова подарило нам одну из таких ярких возможностей. И, хотя, наиболее вероятный адрес "особняка Маргариты" у дотошных исследователей давно уже определен, я, все же, не могу не использовать существующие и лелеемые почитателями Булгакова версии для погружения в контекст этого таинственного, мистично-иронично-сатирического и захватывающего художественного произведения Мастера. Ранее я не рассказывал об этих особняках, но когда-то же надо начинать!) Так, что первым кандидатом, согласно народной молве, у нас будет Дом архитектора С.У. Соловьёва по адресу Малый Ржевский переулок, дом 6.Дом Соловьёва расположен на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков. Его окружение также крайне примечательно - напротив находятся особняки сибирского золотопромышленника И.И. Некрасова в стиле модерн (на фото слева) и особняк екатеринодарского купца М.А. Тарасова в неорусском стиле по Хлебному переулку, а напротив - под 45 градусов - Российская академия музыки имени Гнесиных с концертным залом внешне видимое как выступающая вперёд левая часть комплекса зданий с парадным входом обрамлённое двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями в стиле сталинского классицизма... Однако, об особняке Соловьева!02.
На рубеже XIX-XX веков Москва являлась средоточием проявления как достижений технического мирового прогресса, дававшего небывалый уровень комфорта и ощущения новизны, так и необычайного стремления к красоте во всех областях её проявления. Увлечение всем французским было очень модным и всеобъемлющим явлением. «Новый стиль» (модерн) захватывал всё и вся. Посещение Всемирной Парижской выставки 1900 года всерьёз переменило творческое мировоззрение не только многих русских художников, но и архитекторов, таких как академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьёва, находившегося на взлёте своей творческой карьеры.
03.
Академик архитектуры - Сергей Устинович Соловьёв.
04.
Сергей Устинович и Мария Петровна Соловьёвы. Париж, 1900 (Фотоархив М.В. Золотарёва).
В экспозиции Русского отдела выставки уже фигурировал небольшой павильон-киоск в русском стиле, исполненный (предположительно) по его проекту для московских чаеторговцев Перловых.
05.
Конец XIX столетия ознаменовался ростом популярности идеи индивидуального жилища. Возможно, уже тогда возникла у Соловьёва мечта о собственном доме-особняке, вполне удобном для жилья и работы, насквозь проникнутом духом творчества. На фоне нарастающей урбанизации парадоксальным образом оказывался востребован тип городской виллы, близкий традициям московской городской усадьбы. Разумеется, строительство и обустройство такого домовладения было делом затратным. Поэтому первыми произведениями в этом жанре стали дома представителей наиболее состоятельной части буржуазии – Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, Якунчиковых.
Однако, довольно скоро в Москве появляются собственные дома архитекторов – как отклик на соответствующую европейскую тенденцию. Более скромные по размерам и оформлению, эти постройки, в числе которых следует назвать дом Фёдора Шехтеля в Ермолаевском переулке и особняк Льва Кекушева на Остоженке, в художественном отношении не уступают виллам промышленников и банкиров. Современник, петербургский архитектор и критик Борис Николаев, не без сарказма констатировал в начале 1900-х: «Волна новых художественных идей в Европе… отразилась и здесь, и вылилась в весьма своеобразную форму. Особенно – особняки…». Это можно всецело отнести и к собственному дому архитектора Соловьёва, выстроенному на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков в 1901-1902 годах.
06.
07.
08.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.09.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.
Как мы сейчас видим, красивейшее четырехчастное окно фасада здания выходящего в Хлебный переулок, скорее всего уничтожено...
Оно и крайнее правое окно особняка закрыто уродливыми металлическими жалюзи.
С уверенностью в облике московской постройки опознаются черты двух знаковых произведений раннего франко-бельгийского модерна – дом-студия архитектора Поля Анкара в Брюсселе и доходный дом «Кастель Беранже» Гектора Гимара в Париже. Московская постройка напоминает парижскую щипцовым завершением фасада, «ползущими» по диагонали окнами, которые выдают в экстерьере местоположение лестницы, интригующим сочетанием гладко оштукатуренных поверхностей (имитирующих каменные детали) с фактурой облицовочного кирпича и пластичными металлическими элементами. Что же касается брюссельского прототипа дома Соловьёва, то здесь стоит говорить о прямом цитировании фасадной композиции ателье Анкара.
10.
Московский зодчий изящно «вплетает» её в свой проект, усиливая романтический флёр посредством скульптурного декора, выполненного Николаем Андреевым. Его "Лев" (скульптурный горизонтальный рельеф справа от парадного входа) "в стиле модерн" акцентирует личную, индивидуальную независимость, и спектр значений этого образа становится гораздо шире – в интерпретации знаменитого скульптора - это гибкий стремительный хищник.11.
Слева от парадного входа – отверстие для корреспонденции сбоку от входной двери – оно оформлено в виде стилизованной летучей мыши, расправившей крылья.12.13.14.
В замысловатых узорах круглых медальонов под нависающим карнизом заключены даты строительства дома - частично арабскими, частично римскими цифрами: «1-9-0-1» и «MD-CC-CC-II» («1902»).15.
Майоликовые медальоны.
16.
17.
18.
Автоматические ворота особняка.19.20.21.22.23.24.
Изящные кованые кронштейны, поддерживающие вынос кровли особняка.
25.
26.
Трехчастное окно особняка Соловьёва, выходящее на Малый Ожевский переулок.
Из этого окна, якобы Маргарита и вылетела на метле направляясь на шабаш...)
Внушительное трёхчастное окно по бокам украшено волютами...,
27.
28.
...а под ним - значительным по площади панно, выложенных майоликовой зелёно-аквамариновой рельефной плиткой с растительным рисунком...
29.
На фасаде по Малому Ржевскому переулку преобладают арочные окна. Вот одно из них - с венчающей арку химерой.30.31.
Здание стерегут и лепные совы (в нижней части угловых колонн)...,32.
33.
а на фасаде по Хлебному переулку разворачивается целая сюита символических образов, намекающих на атмосферу творчества и красоты, царящую в стенах особняка.
34.
Авторство же керамических деталей достоверно не установлено, хотя можно не сомневаться в том, что их изготовителем был завод «Абрамцево» за Бутырской заставой, названный его владельцем, Саввой Мамонтовым, в честь своей прославленной усадьбы. Исследователи предполагают возможность использования в качестве эскизов работ различных живописцев – от Марии Якунчиковой-Вебер и Михаила Врубеля до Виктора Васнецова.35.
Атрибуция авторства пейзажного панно М. Якунчиковой впервые была сделана В.М. Петровой в её диссертации, посвящённой керамическому убранству архитектуры конца XIX-начала XX в. Альтернативная гипотеза была выдвинута М.В. Нащокиной, которая на основании сходства мотива панно с одной из акварелей М. Врубеля предположила, что автором эскиза мог быть именно этот мастер. Версия о причастности к созданию панно В. Васнецова хранится как семейное предание наследниками С. Соловьёва. Надо признать, что из этих трёх гипотез две последние вызывают наименьшее доверие.36.
Это керамическое панно с видом античных руин при лунном свете и расположенная ниже барельефная головка Афины Паллады, наглядно покровительствующей искусствам, которые представлены изображениями четырёх «муз» - ваяния, живописи, архитектуры и музыки, - также решённых в майолике.37.38.39.40.41.
Интерпретация образа Афины, напоминающей не столько древнюю богиню, сколько олицетворение femme fatal (роковой женщины), чарующей и одновременно пугающей декадентов, фокусирует в себе противоречивость этических и эстетических стремлений эпохи. Однако не стоит забывать про контекст. Появление столь «демонического» лика в сопровождении цветов дурманящего мака и перепончатых крыльев (намекающих на сродство с «почтовой» летучей мышью при входе?) на доме добрейшего семьянина и умеренного в своих артистических дерзаниях московского архитектора было способно вызвать не столько мистический трепет, сколько растроганную улыбку.
Как показывают архивные чертежи, мысль о столь насыщенном художественно-декоративном убранстве дома возникла не сразу. Первоначально на месте керамических панно с пейзажем и олицетворениями искусств предполагались фигурные филёнки, служившие для архитекторов-эклектиков безотказным средством обработки и заполнения фасадной поверхности. Появление изобразительных мотивов не просто оживило облик здания, но и существенно откорректировало его стилистические характеристики, приблизив его к образцам московского модерна, щедро украшавшимся многоцветными керамическими мозаиками. К слову, самый знаменитый из них, отель «Метрополь», также украшен скульптурой вышеупомянутого Николая Андреева – его фриз «Времена года» лентой нескончаемого шествия мужских, женских, детских фигур опоясывает фасады здания.
Планировка дома отразила уклад жизни и специфику занятий домовладельца.
42.
Планы цоколя и 1-го этажа особняка Соловьёва
Входной вестибюль с парадной лестницей, ведущей на первый и второй этажи, вынесены в особую пристройку. На первом этаже главного объёма разместился рабочий кабинет архитектора с библиотекой и печью, облицованной кафелем; наверху – жилые комнаты и светлая чертёжная мастерская, в которой Сергей Устинович работал вместе со своими помощниками.
43.
44.
Интерьеры особняка Соловьёва (не сохранились).
В сентябре 1912 года архитектора не стало. Содержание дома, и прежде выходившее в копеечку, оказалось непосильным бременем для его вдовы с тремя юными дочерьми. Заложенный в Московском кредитном обществе ещё при жизни его строителя особняк было решено продать, а самим снять квартиру в только что возведённом доходном доме Филатовой на Арбате (т.н. «Доме с рыцарями»). К этому времени дом-студия в Малом Ржевском приобрёл репутацию одной из московских достопримечательностей. В частности, составители «Путеводителя по Москве», выпущенного в 1913 году для участников V съезда русских зодчих, сочли целесообразным поместить фото его фасада в числе наиболее значимых приобретений московской архитектуры последних лет.
Новым владельцем дома-студии Соловьёва стал также человек незаурядный, художник-график Павел Яковлевич Павлинов. К этому времени он, выпускник Морского кадетского корпуса, вольнослушателем посещавший классы Академии художеств, сделал окончательный выбор в пользу искусства и, выйдя в отставку, поселился в Москве. С 1914 года Павлинов входит в состав Московского Товарищества художников, а в грозном 1918-м возглавляет его. Дом в Малом Ржевском в этот период не только служит местом проведения художественных вечеров, собраний Товарищества, но и продолжает функционировать как творческая мастерская -- только уже не архитектурная, а печатная ксилографическая. В 1920-х Павел Яковлевич снискал известность как мастер книжной иллюстрации и преподаватель ВХУТЕМАСа.
45.
Художник-график Павел Яковлевич Павлинов
Павлиновы прожили в доме до 1921 года, хотя владение столь приметной недвижимостью в Москве стало опасным сразу после прихода к власти большевиков. По данным на 1923 год, по адресу Малый Ржевский переулок, дом 6 располагалось Полномочное представительство Грузинской ССР в РСФСР, преобразованное в связи с возникновением Советского Союза в Постоянное Представительство Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей до 1937 года Грузинскую, Армянскую и Азербайджанскую ССР. В 1960 году Малый Ржевский переулок был переименован в честь выдающегося грузинского композитора Захария Палиашвили.
В начале 1970-х бывший особняк Соловьёва, благодаря режиссёру Татьяне Лиозновой, отметился в 9-й серии культового для позднесоветской эпохи сериала «Семнадцать мгновений весны». В съемках он «сыграл» здание, в котором гестаповцы держали захваченную ими русскую радистку – «пианистку» Кэт...
46.
В кадре - автомобиль эсэсовской "наружки" крупным планом и автомобиль штурмбаннфюрера Рольфа, подъезжающего в этот момент к парадному крыльцу особняка - по Малому Ржевскому переулку со стороны Поварской.
Вплоть до распада Союза в доме №6 находилось Постоянное Представительство Грузинской ССР при Совете Министров СССР, со временем закономерно превратившееся в посольство суверенной Грузии (в настоящее время – Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии). В советский период к бывшему дому архитектора Соловьёва пристроили кубический модернистский объём по линии Хлебного переулка. Вызванное понятным желанием пользователя увеличить полезную площадь, это добавление, заметно контрастирует со стилем особняка 1900-х годов.
Печальные «трансформации» его облика, продолжаются и в наше время - не так давно исчезла оригинальная двустворчатая дверь главного входа (ее можно увидеть на фото 06 и 07). Сменивший её безликий ме
architectstyle.livejournal.com
Готический особняк Марка Твена, в котором живут привидения
Zefirka > Картинки и фото > Готический особняк Марка Твена, в котором живут привидения
С 1874 по 1891 год Марк Твен жил в готическом особняке в городе Хартфорд в штате Коннектикут. Именно там он сочинил свои лучшие произведения: «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера».
1.
Американский писатель Марк Твен прославился на весь мир далеко не одними книгами о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна. Дом с привидениями, который оставил после себя великий писатель, уже более полстолетия не даёт покоя любителям пощекотать себе нервы общением с потусторонними силами.
2.
Готический особняк Твена был спроектирован специально приглашенным из Нью-Йорка архитектором Эдуардом Такерманом Поттером. Оформлением интерьера (стен и потолков общих комнат) занимался художник и дизайнер с мировым именем Луис Комфорт Тиффани.
3.
Однажды Марк Твен отправился с семьёй в Европу. В это время скончалась от менингита его любимая дочь Сьюзи, и после этого писатель больше никогда не возвращался в особняк: воспоминания причиняли ему непереносимые душевные страдания.
4.
В 1903 году дом был продан, в нём открылась школа и библиотека. В 1962 году старинный особняк был признан национальным историческим памятником США, и в нём заработал музей Марка Твена. После этого в доме стали наблюдаться паранормальные явления.
5.
В 1960-х годах работники музея стали наблюдать в доме необъяснимые вещи, например, запах сигар в бильярдной и кабинете или появление женщины в белой ночной сорочке викторианской эпохи, которую принимают за покойную дочь писателя Сьюзи. Октябрь – самый мистический месяц в году, и в преддверии Хэллоуина дом-музей Марка Твена особенно рад посетителям.
Источник: fototelegraf.ru
Картинки и фото
Октябрь 25, 2016
572 просмотра
zefirka.net
Особняки Маргариты: 7 научных версий, одно предположение и один реальный дом.
3 неоготических особняка, 1 неоготический доходный дом, 2 особняка в стиле модерн и один в стиле ампир... во всех этих местах с той или иной частотой и уверенностью селят булгаковскую Маргариту серьезные исследователи и туристические гиды. Несмотря на популярность темы, к своему удивлению, ни одной статьи, где все "особняки Маргариты" были бы собраны воедино я не нашла. Попытаюсь восполнить этот пробел.
Из книги Булгакова о доме Маргариты известно немного:Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк ещё цел до сих пор.
Маргарита проснулась... в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка...
Трёхстворчатое окно в фонаре... светилось бешеным электрическим светом...
...окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном ... готический особняк.
Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен.
Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... Третий переулок вёл прямо к Арбату.
Местоположение особняка Маргариты достаточно единодушно вычисляется исследователями на основе маршрута ее полета. Это дом по адресу Малый Власьевский переулок, 12 или, по другой версии, 9а, ныне снесенный (для маршрута это принципиальной разници не имеет: дом 9а стоял напротив дома 12).
Малый Власьевский пер., 12
Однако дом этот имеет достаточно посредственное сходство с тем особняком, что был описан у Булгакова: хотя наличиствуют сад и чугунная решетка, и по размеру он как раз подходит для дома преуспевающего инженера и его жены, дом этот никак нельзя назвать готическим. Поэтому многие считают, что Булгаков взял какой-то другой особняк и "перенес" его во Власьевский переулок. И вот по поводу того, какой именно особняк Булгаков туда перенес, существует несколько мнений.
1. Особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, 17).Pro:- История любви, связанная с этим домом. Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву, но миллионеру Морозову она предпочла писателя, мастера, а именно - Максима Горького.- Дом окружен садом с кленами и чугунной решеткой.Contra:- Особняк слишком большой, чтобы там мог занимать целый этаж даже самый хороший инженер.
2. Особняк архитектора Соловьёва (Малый Ржевский переулок, 6).Pro:- Совсем недалеко жила третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, которую считают наиболее вероятным прототипом Маргариты.- Сейчас вокруг дома нет ни сада, ни ограды, но во времена Булгакова они были.Contra:- Вот даже и не знаю, что написать. Вроде бы, все сходится. Только вот почему-то поиски дома Маргариты не прекращаются...
Малый Ржевский переулок в начале ХХ века. Перед домом архитектора Соловьева расположен сад, обнесенный оградой.Источник фото: http://pastvu.com/p/29488
3. Особняк Льва Кекушева (Остоженка, 21). Pro:- Любовная история, связанная с этим домом. Дочь архитектора и владельца дома Льва Кекушева против воли родных покинула отчий дом на Остоженке и стала гражданской женой артиста Малого театра Сергея Топленинова. Пара поселилась как раз по адресу Мастера – в Мансуровском переулке (в отличие от особняка Маргариты, адрес дома Мастера споров почти не вызывает).Contra:- Рядом с домом нет ни сада, ни ограды.- Шумная Остоженка ну никак не тянет на "один из Арбатских переулков".
4. Особняк Рябушинского (Малая Никитская, 6).Pro:- Дом окружен садом и кованой оградой.Contra:- Особняк слишком большой, чтобы там мог занимать целый этаж даже самый хороший инженер.- "Готическим" этот особняк можно назвать только с большой натяжкой.
5. Доходный дом наследников Н. П. Циркунова (Чистый переулок, 10).Pro:- Напротив, В доме № 9 на втором этаже несохранившегося флигеля в 1924—1925 гг. Булгаков жил со своей второй женой Любовью Евгеньевной Белозерской. Здесь была написана книга «Дни Турбиных» и многое другое.- Расположен в "тихом переулке".Contra:- Большинство исследователей считают прототипом Маргариты не вторую, а третью жену Булгакова - Елену Сергеевну Шиловскую. Было бы странно, если бы он селил Маргариту в дом, который связан был совсем с другой женщиной...
6. Особняк Дерожинской (Кропоткинский переулок, 13).Pro:- Расположен в тихом переулке.- Есть кованая ограда и сад.Contra:- Слишком большой для инженера и его жены.- Не связан с биографией Булгакова.- Очень условно может быть назван "готическим".
Сейчас особняк реставрируется и целиком затянут зеленой сеткой, поэтому сфотографировать его не получилось. Фото из просторов интернета.http://www.diletant.ru/excursions/6246258/
Источник фото: http://www.wmos.ru/architecture/detail.php?PAGEN_1=1&ID=6438#nav_start
Источник фото: http://www.wmos.ru/architecture/detail.php?PAGEN_1=1&ID=6438#nav_start
7. Доходный дом, архитектор П. Щекотов (Нащокинский пер., 8).Версия эта лично моя (по крайней мере, я нигде в литературе такого предположения не встречала - если вы видели - напишите, с удовольствием укажу ее автора, если кто-то уже придумал это до меня), но, на мой взгляд, вполне имеет право на существование.
Сам Булгаков жил в Нащокинском переулке в конце своей жизни. Тогда же, когда он писал финальную авторскую редакцию Мастера и Маргариты, где и появилось, впервые за всю историю работы над романом, упоминание о том, что особняк был именно готическим. Доходный дом работы архитектора Альбрехта был расположен прямо напротив дома Булгакова. Не может ли быть, что этот самый дом с его неоготическими стрельчатыми окнами и натолкнул Булгакова на мысль, что именно таким и должен быть особняк, в котором жила наследница рода Валуа?
И напоследок, фотографии дома, где жила со своим идеальным, но нелюбимым мужем Елена Сергеевна Шиловская - будущая жена непечатаемого, но гениального Булгакова, согласно общепринятой версии ставшая прототипом Маргариты.
5-й Дом Реввоенсовета (Большой Ржевский переулок, 11).
Использованная литература:http://onfoot.ru/articles/8.htmlhttp://www.kvadrat-press.ru/udivitelnoe/osobnyaki_margaritjy/http://www.otzyv.ru/article.php?id=1144http://www.diletant.ru/excursions/6246258/http://www.wmos.ru/architecture/detail.php?PAGEN_1=1&ID=6438#nav_start
Фото: Alienordis, кроме указанных дополнительно.Другие публикации о булгаковской Москве.Маршрут полета Маргариты с картой и фотографиями.Подвал и садик булгаковского Мастера: одна правдоподобная и две экзотические версии.
Готовятся к публикации.Маршрут погони за Воландом с картой и фотографиями.Маршрут полета Маргариты. Альтернативная версия.Спасо Хаус. Бал Сатаны в резиденции американского посла.
alienordis.livejournal.com
Дом Кекушева на Остоженке или Готический особняк Маргариты. V.2.0.
Всего 48 фото
Несомненным украшением улицы Остоженка является Дом Льва Кекушева. Этот готический особняк считается у почитателей Михаила Булгакова «особняком Маргариты», а точнее - одним из наиболее вероятных "претендентов" на эту славную роль… Для себя я решил рассказать обо всех этих претендентах и, надо сказать, что особняк Кекушева на Остоженке является наиболее вероятным с точки зрения его загадочности, романтики и соответствия описанию ряда специфических признаков в романе Мастера. Давайте увидим, как и при каких обстоятельствах появился этот особняк на карте Москвы, и также рассмотрим некоторые детали связанные с именем Маргариты в этом бессмертном романе.
Вообще, как и любое произведение искусства, архитектура всегда несет в себе эманации его автора и творца, особенно если это явно талантливый человек. В образе такого здания вполне возможно уловить также и образ личности, кто его сотворял и его эмоциональный почерк, по которому вполне себе можно представить какие чувства и идеи переполняли зодчего. Пример особняка Кекушева на Остоженке, по моему мнению, является самым классическим - Лев Николаевич находился в момент появления этого особняка-замка на Остоженке на самом пике своего творчества и архитектурные идеи изливались из него в то время как из рога изобилия... И об этом особняке мы и попытаемся узнать много чего любопытного…
Этот особняк, построенный в 1901-1903 годах в стиле московского модерна, вызывает безусловное восхищение работой Льва Кекушева своей самобытностью, возвышенной романтикой, видимым всплеском его радости творчества и глубокого желания наслаждаться жизнью. Это был уже второй особняк Льва Николаевича, который он построил «для себя». Первый – «Особняк Листа», что возвел архитектор в Глазовском переулке опять же «исключительно для себя», - был вскоре, после окончанияего строительства продан фабриканту Отто Листу, который якобы так влюбился в этот дом, что уговорил Кекушева продать особняк и дал за него очень высокую цену, чем и склонил архитектора к продаже его первого детища. Но, как пишет исследователь московского модерна, творчества Льва Кекушева, его биограф – Мария Нащокина, особняк в Глазовском изначально строился на продажу и его среднестатистическая цена для Москвы того времени была заранее озвучена в средствах массовой информации… Так или иначе, вскоре после того как особняк в Глазовском перешел в собственность к Отто Листу, а Лев Кекушев начал строить свой второй особняк, уже на Остоженке и, как своё уютное родовое гнездо....
02.
Проект этого дома, который использовал Лев Кекушев, был им разработан (при участии В.С. Кузнецова) еще в 1899 году для одного из заказанных С.И. Мамонтовым особняков, предполагавшихся к возведению в районе Тверского бульвара его «Северным домостроительным обществом». Тогда из-за банкротства Мамонтова его проект масштабного строительства "элитной" недвижимости в Москве не был реализован, поэтому через два года Кекушев использовал свой наработанный проектный материал в качестве исходного для возведения собственного особняка. Уже зрелый талант Льва Кекушева целиком и полностью проявился в его облике во всем своем великолепии. В этой постройке язык модерна Льва Кекушева предстал уже в своем зрелом прочтении. Все ранее намеченные приемы были здесь доведены до своеобразного совершенства.03.
Здание было выполнено в изысканном готическом стиле, популярном в то время - оно напоминало средневековый западноевропейский замок - асимметричная композиция, разная высота объемов, романтическая граненая башенка с высоким шатром. Крупная выразительная пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, цветовой и фактурный контраст кирпичной стены с гладкими оштукатуренными поверхностями, сочными вставками орнаментальных рельефов и гранитным основанием, наконец, огромная скульптура льва, помещенная над щипцом главного фасада, уже демонстрировали глубоко индивидуальную - «кекушевскую» трактовку стиля, в которой трудно было выделить образные или формальные заимствования. Фигура явно льва говорила всем об амбициях и успехе архитектора...04.
Недаром это сооружение было восторженно воспринято современниками и собратьями по профессиональному цеху. Так Б. Николаев писал: «К лучшим постройкам … общеевропейского направления следует отнести произведения инженера-художника Кекушева. У него разбросанность и неясность композиции бросаются в глаза менее, чем у кого-либо, и можно проследить общую идею композиции без особого затруднения. Хотя и он не избег общего увлечения колоссальным единственным окном, но у него эта деталь умело обработана и кажется даже как бы нужною, как бы вытекающею органически из самих условий композиции...».05.
Архитектор отталкивается здесь от исторических мотивов, стилизуя их в мотивах модерна. Кекушев намеренно утяжелил пропорции своего дома, повторил близкие формы в контрастных масштабах, подчеркнул сочность профилей, глубину ниш и оконных проемов и обогатил стены здания разнообразной изящной лепниной с растительным орнаментом. Лев Николаевич умело использовал пластику материала. Особняк выделяется сочетанием белого и красного цветов в оформлении фасадов, контрастом массивных каменных деталей от гранитного руста основания до скульптурно оформленных вертикалей, определяющих устремленность вверх угловой башни, задающей тон всей композиции.06.
Не менее стильно было решение интерьеров этого особняка. Великолепная парадная лестница с типичным для модерна Кекушева тонким рисунком ограждающих решеток, характерная прорисовка сохранившихся дверных полотен и рам, перетекающее пространство помещений второго этажа, разделенное стеклянными перегородками хотя и позволяют обнаружить некоторые параллели в работах Виктора Орта, все же, прежде всего, свидетельствуют о сложении собственного почерк мастера в сфере нового стиля.07.Интерьер холла в Бюро Военного Аттаже Посольства Египта в особняке Льва Кекушева на Остоженке.
На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом. В здании сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки – деревянные филёнчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали.08.Первый и второй этаж особняка Льва Кекушева на Остоженке.
Сейчас многие детали внешней отделки особняка утрачены, а уцелевшая лепнина, имевшая ранее темный, контрастирующий со стенами цвет, выбелена. Исчезла и скульптура льва, красовавшаяся над щипцом главного фасада.09.
20 апреля 1897 года Лев Николаевич женился на дочери отставного штабс-капитана Анне Ионовне Болотовой, очаровательной русоволосой девятнадцатилетней девушке с пухлыми щечками, родом с берегов Днепра, из города Кременчуга Полтавской губернии. Венчание состоялось в церкви свв. Космы и Дамиана в Шубине, расположенной рядом с домом генерал-губернатора Москвы на Тверской площади. Хотя жениху - успешному московскому архитектору, было неполных 35 лет, его избранница, родившаяся в 1877 году, была моложе его на 15 лет... Лев Николаевич был совершенно счастлив...
Вскоре у молодых появились дети - сын Николай, родившийся 29 февраля 1898 года и дочь Татьяна - 1900 года рождения. И после рождения в 1901 году младшей дочери Екатерины, Лев Кекушев с семейством, наконец, переехал в этот самый собственный дом на Остоженке, представлявший, как бы сказали сейчас, «эксклюзивное» элитное жилье - просторный, великолепно меблированный по его чертежам особняк с участком и службами, к тому же один из самых заметных и красивых в Москве 1900-х годов.
10.
Это роскошное семейное гнездо говорило о взлете профессиональной карьеры Кекушева, достигнутом всего за десять лет работы в Москве. Далеко не все московские архитекторы имели в то время свое жилье, особняками же, тем более новыми, выстроенными по авторским проектам, владели единицы. Это была привилегия только наиболее популярных зодчих, активно востребованных в кругах московских толстосумов.11.
По редким воспоминаниям родственников Лев Николаевич был веселым, добрым человеком, любил розыгрыши, но главной его страстью была архитектура - он вставал по обыкновению в 6 утра и работал в своем кабинете. Как утверждала жена архитектора - Анна Ионовна, строя здания по своим проектам, он часто увлекался, превышал сметы, отпущенные на постройку, и делал многое за свой счет, чтобы увидеть в натуре более точное и качественное воплощение своих идей (из-за этого впоследствии кроме долгов ничего после себя не оставил). Возможно, именно благодаря этому редкому для профессии авторскому бескорыстию, его лучшие постройки обладают таким необычным для Москвы высоким качеством строительства и архитектурным совершенством.12.
После революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного модерна». Кекушев оказался не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это. Его крупнейший проект - ресторан «Эльдорадо» (1907) - был построен другим архитектором со значительными отступлениями от кекушевских чертежей.
Период же семейного благополучия и достатка у Льва Кекушева продлился недолго. В 1906 году он по каким-то причинам переехал на съемную квартиру, оставив особняк на Остоженке семье. Поскольку эта недвижимость была изначально записана на его жену – в истории Старой Москвыэтот дом так и называют – «Особняком Кекушевой». В 1909 году особняк со львом на фронтоне был продан. На фотографии этого здания, сохранившейся в архиве Кекушева, есть надпись, сделанная рукой архитектора – «Дом Смитского». В некоторых источниках особняк называется именно так. В 1910-е гг. творчество Кекушева быстро угасает, исключая Больницу при Преображенской старообрядческой общине (ныне Противотуберкулёзный диспансер № 8) в Преображенском (1912), его постройки 1910-х годов довольно невыразительны…
Кстати, через два года после окончания строительства особняка Кекушев построил по соседству доходный дом, записанный, к слову, снова на жену архитектора. Здание на Остоженке, 19, стр.1 выполнено в стиле московского модерна. На фото ниже - оно слева от особняка.13.
Мотивы оформления его фасадов, построенных на глубоко своеобразной, мастерски прорисованной пластике оконных проемов, перекликаются с украшениями особняка. Ассиметричная, резко укрупненная правая часть здания делает его не похожим на типичные доходные дома с монотонной композицией фасада и центральным подъездом. Оконные проемы Кекушев выделил лепными вставками, которые прямо-таки завораживают смотрящего, как будто гипнотизируют своим затейливым рисунком...14.15.
Кстати, справа от особняка Кекушева, где сейчас находится невыразительное двухэтажное здание Посольства Хорватии, стояло вот это, что на фото ниже. Кому оно принадлежало ранее мне узнать так и не удалось.16.
Давайте, немного поразглядываем фасад особняка Маргариты, ведь там есть чего рассмотреть! Каждый фасад представляет собой законченную композицию благодаря крупным штукатурным деталям, которые объединены в группы и выделяются на фоне красных кирпичных стен.17.
Начнем с парадного крыльца. Массивный свод над входной дверью поддерживается парой невысоких колонн.18.
Кстати, на втором плане (фото ниже) - купола Собора Рождества Богородицы Зачатьевского монастыря.Некоторые авторы в сети почему-то их называют куполами храма Христа Спасителя...)19.Между прочим, шикарный вид на Зачатьевский монастырь со второго этажа особняка у Маргариты явно был, но упомимнания об этом факте в романе нет (это тот самый аргумент из разряда "против").20.21.22.
Основание цокольного этажа сложено из крупных каменных блоков, контрастирующих с красным кирпичом особняка.23.
По центру фасада – забранное решёткой большое окно в полуподвальное помещение, по краям – симметрично от него расположены два узких вертикальных окна.24.
Окно фронтона, выходящего на Остоженку – сильно заглубленный в фасад проём окна обрамлён белым цветочным орнаментом, с которым резко контрастирует массивная чёрная лепнина.25.26.27.28.29.
Мансардное окно, выходящее в проход между домами особняка, по форме несколько отличается от такого же окна, смотрящего на Остоженку.30.31.32.33.
И конечно, же - как тут без знаменитой башенки фонарем... Она великолепна!34.35.
Карниз многоугольной башни украшен изысканным рельефным растительным орнаментом. По-моему это листья каштана!?36.
Очень красиво!37.38.
Еще некоторые архитектурные детали особняка Льва Кекушева на Остоженке.39.40.41.42.
Тот самый аттик с рельефом, где гордо стоял символ Мастера - величественный Лев!43.
Навершие печной трубы, видавшей виды, также с рельефом с растительным орнаментом.44.
Мотивы оформления его фасадов, построенных на глубоко своеобразной, мастерски прорисованной пластике оконных проемов, перекликаются с украшениями особняка. Ассиметричная, резко укрупненная правая часть здания делает его не похожим на типичные доходные дома с монотонной композицией фасада и центральным подъездом. Оконные проемы Кекушев выделил лепными вставками, которые прямо-таки завораживают смотрящего, как будто гипнотизируют своим затейливым рисунком.
Неизвестно когда, возможно в советское время, правая часть фасада претерпела изменение – для первого этажа был добавлен дополнительный объем - и еще одно окно первого этажа (можно сравнить со старыми фото). В результате первоначальное изящное композиционное единство образа здания было нарушено.45.
Не исключено, что отдельные карьерные неудачи, связанные, скажем, с отстранением Кекушева от проектирования «Метрополя», дополнились сугуб
architectstyle.livejournal.com
Дом архитектора Соловьёва или Готический особняк Маргариты в Малом Ржевском
Всего 47 фото
Давно я хотел сделать ряд репортажей о готических особняках района Арбата и Патриарших прудов, которые «булгаковеды» причисляют к возможным адресам проживания небезызвестной героини романа «Мастер и Маргарита»... Кстати, у меня всегда вызывает жуткую тоску - необходимость просто и банально описывать архитектуру Старой Москвы, отмечая лишь имена архитекторов, даты, прежних и нынешних владельцев и то, что было утрачено в советское время) Всегда хочется найти веский и любопытный повод прикоснуться к тайнам, легендам и преданиям Старой Москвы, прочувствовать их. Бессмертное произведение Михаила Булгакова подарило нам одну из таких ярких возможностей. И, хотя, наиболее вероятный адрес "особняка Маргариты" у дотошных исследователей давно уже определен, я, все же, не могу не использовать существующие и лелеемые почитателями Булгакова версии для погружения в контекст этого таинственного, мистично-иронично-сатирического и захватывающего художественного произведения Мастера. Ранее я не рассказывал об этих особняках, но когда-то же надо начинать!) Так, что первым кандидатом, согласно народной молве, у нас будет Дом архитектора С.У. Соловьёва по адресу Малый Ржевский переулок, дом 6.Дом Соловьёва расположен на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков. Его окружение также крайне примечательно - напротив находятся особняки сибирского золотопромышленника И.И. Некрасова в стиле модерн (на фото слева) и особняк екатеринодарского купца М.А. Тарасова в неорусском стиле по Хлебному переулку, а напротив - под 45 градусов - Российская академия музыки имени Гнесиных с концертным залом внешне видимое как выступающая вперёд левая часть комплекса зданий с парадным входом обрамлённое двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями в стиле сталинского классицизма... Однако, об особняке Соловьева!02.
На рубеже XIX-XX веков Москва являлась средоточием проявления как достижений технического мирового прогресса, дававшего небывалый уровень комфорта и ощущения новизны, так и необычайного стремления к красоте во всех областях её проявления. Увлечение всем французским было очень модным и всеобъемлющим явлением. «Новый стиль» (модерн) захватывал всё и вся. Посещение Всемирной Парижской выставки 1900 года всерьёз переменило творческое мировоззрение не только многих русских художников, но и архитекторов, таких как академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьёва, находившегося на взлёте своей творческой карьеры.
03.
Академик архитектуры - Сергей Устинович Соловьёв.
04.
Сергей Устинович и Мария Петровна Соловьёвы. Париж, 1900 (Фотоархив М.В. Золотарёва).
В экспозиции Русского отдела выставки уже фигурировал небольшой павильон-киоск в русском стиле, исполненный (предположительно) по его проекту для московских чаеторговцев Перловых.
05.
Конец XIX столетия ознаменовался ростом популярности идеи индивидуального жилища. Возможно, уже тогда возникла у Соловьёва мечта о собственном доме-особняке, вполне удобном для жилья и работы, насквозь проникнутом духом творчества. На фоне нарастающей урбанизации парадоксальным образом оказывался востребован тип городской виллы, близкий традициям московской городской усадьбы. Разумеется, строительство и обустройство такого домовладения было делом затратным. Поэтому первыми произведениями в этом жанре стали дома представителей наиболее состоятельной части буржуазии – Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, Якунчиковых.
Однако, довольно скоро в Москве появляются собственные дома архитекторов – как отклик на соответствующую европейскую тенденцию. Более скромные по размерам и оформлению, эти постройки, в числе которых следует назвать дом Фёдора Шехтеля в Ермолаевском переулке и особняк Льва Кекушева на Остоженке, в художественном отношении не уступают виллам промышленников и банкиров. Современник, петербургский архитектор и критик Борис Николаев, не без сарказма констатировал в начале 1900-х: «Волна новых художественных идей в Европе… отразилась и здесь, и вылилась в весьма своеобразную форму. Особенно – особняки…». Это можно всецело отнести и к собственному дому архитектора Соловьёва, выстроенному на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков в 1901-1902 годах.
06.
07.
08.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.09.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.
Как мы сейчас видим, красивейшее четырехчастное окно фасада здания выходящего в Хлебный переулок, скорее всего уничтожено...
Оно и крайнее правое окно особняка закрыто уродливыми металлическими жалюзи.
С уверенностью в облике московской постройки опознаются черты двух знаковых произведений раннего франко-бельгийского модерна – дом-студия архитектора Поля Анкара в Брюсселе и доходный дом «Кастель Беранже» Гектора Гимара в Париже. Московская постройка напоминает парижскую щипцовым завершением фасада, «ползущими» по диагонали окнами, которые выдают в экстерьере местоположение лестницы, интригующим сочетанием гладко оштукатуренных поверхностей (имитирующих каменные детали) с фактурой облицовочного кирпича и пластичными металлическими элементами. Что же касается брюссельского прототипа дома Соловьёва, то здесь стоит говорить о прямом цитировании фасадной композиции ателье Анкара.
10.
Московский зодчий изящно «вплетает» её в свой проект, усиливая романтический флёр посредством скульптурного декора, выполненного Николаем Андреевым. Его "Лев" (скульптурный горизонтальный рельеф справа от парадного входа) "в стиле модерн" акцентирует личную, индивидуальную независимость, и спектр значений этого образа становится гораздо шире – в интерпретации знаменитого скульптора - это гибкий стремительный хищник.11.
Слева от парадного входа – отверстие для корреспонденции сбоку от входной двери – оно оформлено в виде стилизованной летучей мыши, расправившей крылья.12.13.14.
В замысловатых узорах круглых медальонов под нависающим карнизом заключены даты строительства дома - частично арабскими, частично римскими цифрами: «1-9-0-1» и «MD-CC-CC-II» («1902»).15.
Майоликовые медальоны.
16.
17.
18.
Автоматические ворота особняка.19.20.21.22.23.24.
Изящные кованые кронштейны, поддерживающие вынос кровли особняка.
25.
26.
Трехчастное окно особняка Соловьёва, выходящее на Малый Ожевский переулок.
Из этого окна, якобы Маргарита и вылетела на метле направляясь на шабаш...)
Внушительное трёхчастное окно по бокам украшено волютами...,
27.
28.
...а под ним - значительным по площади панно, выложенных майоликовой зелёно-аквамариновой рельефной плиткой с растительным рисунком...
29.
На фасаде по Малому Ржевскому переулку преобладают арочные окна. Вот одно из них - с венчающей арку химерой.30.31.
Здание стерегут и лепные совы (в нижней части угловых колонн)...,32.
33.
а на фасаде по Хлебному переулку разворачивается целая сюита символических образов, намекающих на атмосферу творчества и красоты, царящую в стенах особняка.
34.
Авторство же керамических деталей достоверно не установлено, хотя можно не сомневаться в том, что их изготовителем был завод «Абрамцево» за Бутырской заставой, названный его владельцем, Саввой Мамонтовым, в честь своей прославленной усадьбы. Исследователи предполагают возможность использования в качестве эскизов работ различных живописцев – от Марии Якунчиковой-Вебер и Михаила Врубеля до Виктора Васнецова.35.
Атрибуция авторства пейзажного панно М. Якунчиковой впервые была сделана В.М. Петровой в её диссертации, посвящённой керамическому убранству архитектуры конца XIX-начала XX в. Альтернативная гипотеза была выдвинута М.В. Нащокиной, которая на основании сходства мотива панно с одной из акварелей М. Врубеля предположила, что автором эскиза мог быть именно этот мастер. Версия о причастности к созданию панно В. Васнецова хранится как семейное предание наследниками С. Соловьёва. Надо признать, что из этих трёх гипотез две последние вызывают наименьшее доверие.36.
Это керамическое панно с видом античных руин при лунном свете и расположенная ниже барельефная головка Афины Паллады, наглядно покровительствующей искусствам, которые представлены изображениями четырёх «муз» - ваяния, живописи, архитектуры и музыки, - также решённых в майолике.37.38.39.40.41.
Интерпретация образа Афины, напоминающей не столько древнюю богиню, сколько олицетворение femme fatal (роковой женщины), чарующей и одновременно пугающей декадентов, фокусирует в себе противоречивость этических и эстетических стремлений эпохи. Однако не стоит забывать про контекст. Появление столь «демонического» лика в сопровождении цветов дурманящего мака и перепончатых крыльев (намекающих на сродство с «почтовой» летучей мышью при входе?) на доме добрейшего семьянина и умеренного в своих артистических дерзаниях московского архитектора было способно вызвать не столько мистический трепет, сколько растроганную улыбку.
Как показывают архивные чертежи, мысль о столь насыщенном художественно-декоративном убранстве дома возникла не сразу. Первоначально на месте керамических панно с пейзажем и олицетворениями искусств предполагались фигурные филёнки, служившие для архитекторов-эклектиков безотказным средством обработки и заполнения фасадной поверхности. Появление изобразительных мотивов не просто оживило облик здания, но и существенно откорректировало его стилистические характеристики, приблизив его к образцам московского модерна, щедро украшавшимся многоцветными керамическими мозаиками. К слову, самый знаменитый из них, отель «Метрополь», также украшен скульптурой вышеупомянутого Николая Андреева – его фриз «Времена года» лентой нескончаемого шествия мужских, женских, детских фигур опоясывает фасады здания.
Планировка дома отразила уклад жизни и специфику занятий домовладельца.
42.
Планы цоколя и 1-го этажа особняка Соловьёва
Входной вестибюль с парадной лестницей, ведущей на первый и второй этажи, вынесены в особую пристройку. На первом этаже главного объёма разместился рабочий кабинет архитектора с библиотекой и печью, облицованной кафелем; наверху – жилые комнаты и светлая чертёжная мастерская, в которой Сергей Устинович работал вместе со своими помощниками.
43.
44.
Интерьеры особняка Соловьёва (не сохранились).
В сентябре 1912 года архитектора не стало. Содержание дома, и прежде выходившее в копеечку, оказалось непосильным бременем для его вдовы с тремя юными дочерьми. Заложенный в Московском кредитном обществе ещё при жизни его строителя особняк было решено продать, а самим снять квартиру в только что возведённом доходном доме Филатовой на Арбате (т.н. «Доме с рыцарями»). К этому времени дом-студия в Малом Ржевском приобрёл репутацию одной из московских достопримечательностей. В частности, составители «Путеводителя по Москве», выпущенного в 1913 году для участников V съезда русских зодчих, сочли целесообразным поместить фото его фасада в числе наиболее значимых приобретений московской архитектуры последних лет.
Новым владельцем дома-студии Соловьёва стал также человек незаурядный, художник-график Павел Яковлевич Павлинов. К этому времени он, выпускник Морского кадетского корпуса, вольнослушателем посещавший классы Академии художеств, сделал окончательный выбор в пользу искусства и, выйдя в отставку, поселился в Москве. С 1914 года Павлинов входит в состав Московского Товарищества художников, а в грозном 1918-м возглавляет его. Дом в Малом Ржевском в этот период не только служит местом проведения художественных вечеров, собраний Товарищества, но и продолжает функционировать как творческая мастерская -- только уже не архитектурная, а печатная ксилографическая. В 1920-х Павел Яковлевич снискал известность как мастер книжной иллюстрации и преподаватель ВХУТЕМАСа.
45.
Художник-график Павел Яковлевич Павлинов
Павлиновы прожили в доме до 1921 года, хотя владение столь приметной недвижимостью в Москве стало опасным сразу после прихода к власти большевиков. По данным на 1923 год, по адресу Малый Ржевский переулок, дом 6 располагалось Полномочное представительство Грузинской ССР в РСФСР, преобразованное в связи с возникновением Советского Союза в Постоянное Представительство Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей до 1937 года Грузинскую, Армянскую и Азербайджанскую ССР. В 1960 году Малый Ржевский переулок был переименован в честь выдающегося грузинского композитора Захария Палиашвили.
В начале 1970-х бывший особняк Соловьёва, благодаря режиссёру Татьяне Лиозновой, отметился в 9-й серии культового для позднесоветской эпохи сериала «Семнадцать мгновений весны». В съемках он «сыграл» здание, в котором гестаповцы держали захваченную ими русскую радистку – «пианистку» Кэт...
46.
В кадре - автомобиль эсэсовской "наружки" крупным планом и автомобиль штурмбаннфюрера Рольфа, подъезжающего в этот момент к парадному крыльцу особняка - по Малому Ржевскому переулку со стороны Поварской.
Вплоть до распада Союза в доме №6 находилось Постоянное Представительство Грузинской ССР при Совете Министров СССР, со временем закономерно превратившееся в посольство суверенной Грузии (в настоящее время – Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии). В советский период к бывшему дому архитектора Соловьёва пристроили кубический модернистский объём по линии Хлебного переулка. Вызванное понятным желанием пользователя увеличить полезную площадь, это добавление, заметно контрастирует со стилем особняка 1900-х годов.
Печальные «трансформации» его облика, продолжаются и в наше время - не так давно исчезла оригинальная двустворчатая дверь главного входа (ее можно увидеть на фото 06 и 07). Сменивший её безликий металлический лист на петлях ничем не отличается от современных убогих аналогов. Стоит пожалеть и об утраченной отделке интерьеров, спроектированной автором-домовладельцем с большим вкусом и мастерством исторической стилизации. Сегодня эта красота доступна нам лишь на архивных фотографиях (фото 32 и 33).
47.
Ну, и, наконец, и о готическом "особняке Маргариты". Как я и упоминал, этот особняк не входит в число наиболее вероятных претендентов на эту торжественную роль. Однако, тем ни менее, можно только представить, что именно в его трехстворчатое окне второго этажа, перед полетом, Маргарита "села на подоконник боком... лунный свет лизнул ее с правого бока... Полюбовавшись на луну, Маргарита повернула голову в сад и... увидела (соседа) Николая Ивановича"…) В наличии у нас близость Арбата, Патриарших, угловая часть дома на юго-востоке, решетчатая ограда и сад… В общем, всего этого уже достаточно, чтобы превратить этот особняк место, где творилось начало мистических превращений Маргариты в Королеву Бала, сами знаете у Кого…
Для тех, кто пытливо захочет узнать выводы дотошных исследователей о "том самом особняке", с удовольствием направляю вас по ссылке ниже к Альфреду Баркову – «Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение, к главе XXV. Готический особняк Маргариты. Там вы найдете целое увлекательное расследование об особняках Маргариты, да и, вообще, это просто кладезь ценнейшей информации о Мастере и Маргарите)
Источники:
© Vladimir d’Ar, 2016
Другие претенденты на роль "готического особняка Маргариты":
vladimirdar.livejournal.com
СОВРЕМЕННЫЙ НЕОГОТИЧЕСКИЙ ОСОБНЯК - Готическая архитектура Москвы
Современная отечественная архитектура, к сожалению, крайне редко опирается на историческое наследие прошедших эпох, в отличие от предреволюционного архитектурного бума, когда активно использовалась и псевдорусская, и псевдороманская, и псевдоготическая стилистика. Но отдельные разовые проекты, ничем не уступающие, а в чем-то даже превосходящие творения архитекторов начала ХХ века все же существуют. Этот особняк, местонахождение которого, в силу понятных причин, неизвестно, создала компания, которая отличилась во время прекрасно проведенной реставрации усадьбы Подушкино.
Архитектурная мастерская Олега Климова была создана выпускниками Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества, и если внимательно посмотреть на фотографии дома, это будет хорошо заметно. Снаружи здание, несмотря на подчеркнутый "историзм", выглядит достаточно скромно, хотя и не без кокетливого изящества. А вот оформление интерьеров (такая работа, очевидно, лучше удастся художнику, чем архитектору) выполнено с немыслимой, почти вызывающей роскошью, но при этом - настолько тщательно и талантливо с исторической и художественной точки зрения, что реализация проекта вызывает глубокое уважение, заставляя вспомнить лучшие примеры неоготических интерьеров прошлого.
Все фото: http://www.artklimov.ru/
moscow-gothica.livejournal.com
Идем в «готический» особняк Бахрушина: экскурсия-лекция Алексея Недуева
Гид:
Алексей Недуев
Продолжительность:
2 часа
Стоимость участия:
Дата проведения:
Место встречи:
Пятачок на углу Зацепского вала и ул. Бахрушина, напротив входа в театральный музей им. А.А. Бахрушина. См. карту в конце
Внимание! Количество мест ограничено. Необходима предварительная запись письмом на [email protected]
Семейный архитектор Бахрушиных Карл Карлович Гиппиус намучился с этим особняком: заказчик, Алексей Александрович Бахрушин, создатель театрального музея, постоянно вмешивался в разработку проекта. И все же фасад и парадный вестибюль Гиппиусу удалось построить такими, какими он их задумал: под готический замок. Хотя особой его гордостью было крыльцо в стиле ар-нуво, нещадно раскритикованное Федором Осиповичем Шехтелем. И, к величайшему огорчению архитектора, Бахрушин это крыльцо сломал, пригласив построить новое именно Шехтеля. Заодно Федор Иванович и еще одну лестницу там построил, соединив кабинет и хранилище. Кстати, топография особняка довольно сложна, и так просто в ней не разберешься…
На нашей экскурсии-лекции мы поговорим об истории строительства и перестроек особняка, о том, что с ним стало после революции и о недавней реставрации, вернувшей, насколько это было возможно, первоначальный облик этому архитектурному чуду. Мы осмотрим великолепный парадный вестибюль с его резной деревянной мебелью и расписным потолком, побываем в хранилище, где стоят нарядные стол и кресла работы Виктора Васнецова, а также в недавно восстановленном внутреннем дворике.
Экскурсию ведет научный сотрудник Театрального музея им. А.А.Бахрушина Алексей Недуев.
Способы оплаты – на месте гиду
Внимание! На эту экскурсию не распространяется правило использования оплаты, оставшейся от непосещенной экскурсии Ирины Стрельниковой. «Совсем Другой Город» не является организатором мероприятий дружественных проекту экскурсоводов. Мы только рекомендуем экскурсию и на безвозмездной основе предоставляем информацию о ней.
Здесь и далее — фото: А.Недуев
Место встречи обозначено буквой А
drug-gorod.ru