Комплекс береговых ракетных позиций «Объект-100». Проект сотка
Самолет Сухого Т-4. Фото. История. Характеристики.
Принято считать, что самыми быстрыми самолетами являются истребители. Однако в 70-х годах в Советском Союзе был построен тяжелый ракетоносец, соревноваться в скорости с которым не мог ни один истребитель в мире. Это был Т-4, который сконструировали в ОКБ им. П. Сухого.
История создания самолета Т-4
В начале 60-х годов СССР достиг стратегического паритета со своим основным соперником в глобальном противостоянии − Соединенными Штатами Америки. Это произошло благодаря ускоренному развитию бомбардировочной авиации и ракетно-ядерных систем. Обе стороны на этом не остановились и продолжили гонку вооружений.
Соединенные Штаты совершенствовали свои стратегические арсеналы и добились в этом серьезных успехов. Поднялись в небо прототипы стратегического бомбардировщика XB-7 Valkirie и самолета-разведчика SR-71 Blackbird. Пентагон приступал к созданию стратегического бомбардировщика B-1, в потенциале самого совершенного авиационного ударного комплекса. Один за другим входили в состав американского военно-морского флота атомные подводные лодки и мощные плавучие аэродром-авианосцы. Игнорировать такую угрозу СССР не мог.
В 1963 году советские военные поставили задачу – создать стратегический авиационный ударно-разведывательный комплекс, который на дальностях до 7 тысяч километров мог находить и с помощью управляемых ракет уничтожать любые цели. Приоритетными среди них были авианосные группировки потенциального противника. Среди конструкторских бюро объявили конкурс. Свои проекты представили КБ Павла Сухого, Андрея Туполева и Александра Яковлева. Победителем признали модель Т-4, предложенную Сухим.
Это было неожиданное решение, ведь КБ Сухого специализировалось на легких фронтовых истребителях и перехватчиках, а здесь – стратегический ракетоносец весом в 100 тонн. Главным козырем Т-4 стала высочайшая крейсерская скорость полета – 3200 км/ч (три скорости звука). Это обещало полную неуязвимость машины при прорыве ПВО противника.
Патриарх советской бомбардировочной авиации Андрей Туполев резко возражал против передачи проекта Павлу Сухому. Неофициально самолет Т-4 назвали «соткой» из-за взлетного веса машины. Разработку проекта возглавил Наум Черняков. Он уже имел опыт работы над стратегическими межконтинентальными системами. В 50-х годах он был главным конструктором сверхзвуковой беспилотной двухступенчатой крылатой ракеты «Буря». Она могла летать на расстояния несколько тысяч километров со скоростью 3500 км/ч.
При создании «Бури» впервые широко использовался титан – легкий металл, который выдерживает огромные температуры. Он стал незаменимым в условиях продолжительного полета на сверхзвуковых скоростях. Проект был закрыт в 1960 году, но многие наработки по «Буре» (термостойкие материалы, технологии их обработки) использовались при строительстве Т-4.
Конструкция Т-4
Практически все в конструкции этой машины было новым и неизведанным. Поэтому работа над самолетом позволила поднять на новую высоту многие отрасли науки и техники. Т-4 стал своеобразным техническим университетом, через который прошли участники его создания. В целом, при создании Т-4 было внедрено 600 изобретений. Ни один самолет, построенный к тому времени в СССР, не имел такого большого количества оригинальных разработок.
Вместе с КБ Сухого над разработкой «сотки» активно работали ученые Центрального аэрогидродинамического института. Они принимали участие в разработке аэродинамической схемы и уникальной системы управления. Конструкторы выбрали компоновку по схеме «утка», в состав которой входило переднее горизонтальное оперение. Для снижения лобового сопротивления носовую часть решили сделать подвижной. На взлете и посадке летчик наклонял бы ее вниз, в полете закрывал, пилотируя самолет только по приборам. Это было крайне рискованное решение. Однако оно обещало большой прирост скорости.
Корпус машины решили сделать смешанным – из титана и стали. Оригинальный самолет требовал не менее оригинальных двигателей, которые способны выполнять нормальную работу в жесточайших температурных условиях и разреженном воздухе. Такие силовые установки сделали в Рыбинске. Воздухозаборники и четыре двигателя установили под фюзеляжем «сотки» одним пакетом. Острословы тут же прозвали такую схему «коммунальной постелью». Впервые в отечественной практике на самолете была применена сверхнадежная электро-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием.
Летные испытания самолета Т-4
22.08.1972. Летчик-испытатель Владимир Ильюшин вместе со штурманом Н. Алферовым заняли места в кабине первого опытного экземпляра Т-4. На аэродроме летно-исследовательского института имени Громова в городе Жуковском собрались конструкторы, инженеры, ученые, представители военно-воздушных сил. Машина легко взлетела и быстро набрала высоту. «Сотка» оказалась проста в пилотировании, обладала хорошей устойчивостью и управляемостью.
Первый сорокаминутный полет прошел успешно и без каких-либо замечаний. «Это самолет двадцать первого века», − сказал Владимир Ильюшин после мягкой посадки. По плану летных испытаний первого этапа прошло девять полетов ракетоносцев Т-4. Их результаты привели заказчиков из Министерства обороны буквально в состояние эйфории. Километр в секунду – с такой скоростью противовоздушные средства любого противника справиться не в состоянии сегодня, в двадцать первом столетии.
Стотонная машина управлялась так же легко, как обычный истребитель. Полученные летные характеристики полностью совпадали с расчетными. Главнокомандующий ВВС СССР, главный маршал авиации Павел Кутахов так оценил самолет Сухого: «Это настоящее русское чудо».
По итогам первого этапа испытаний военные заказали промышленности 250 машин. Их должны были строить на заводе в Казани – основной производственной базе КБ Туполева. Но в 1974 году по указанию Министерства авиационной промышленности работы над самолетом Т-4 были приостановлены. Генеральный конструктор Павел Сухой пытался выяснить основания для такого решения у министра обороны маршала Гречко.
15.09.1975. Генеральный конструктор умер, так и не получив внятного ответа. Официально тему закрыло постановление Совета Министров СССР от 19.12.1975. В нем указывалась такая причина прекращения работ по «сотке» − «в целях сосредоточения сил и средств на создание Ту-160 как основного стратегического многоцелевого самолета».
Модификации Т-4
На базе Т-4 в начале 70-х годов было создано еще два проект: модернизированный ракетоносец Т-4М, имеющий крыло изменяемой стреловидности, а также Т-4МС, так называемая «двухсотка» − стратегический двухрежимный ударный самолет. Первый летный экземпляр Т-4 находится на вечной стоянке в Центральном музее ВВС в поселке Монино Московской области.
Усилия, затраченные на постройку самолета Т-4, не были напрасными. Многие технические идеи, достижения, которые были воплощены в нем, в дальнейшем использовались в конструкциях многих ударных самолетов следующих поколений. После прекращения работ по тематике Т-4 КБ П. Сухого сосредоточилось на создании истребителей и фронтовых ударных самолетов.
Самолет Т-4 характеристики:
Модификация
Т-4
Размах крыльев, м
22.0
Длина, м
44.0
Высота, м
11.2
Площадь крыла, м2
295.7
Масса, кг
пустого самолета
55600
нормальная взлетная, кг
114000
максимальная взлетная, кг
135000
Тип двигателя
4 ТРД РД36-41
Тяга, кгс
4 х 16000
Максимальная скорость, км/ч
3200
Крейсерская скорость, км/ч
3000
Дальность полета, км
7000
Разбег, м
950-1050
Пробег, м
800-900
Практический потолок, м
18000
Экипаж, чел
2
Вооружение:
2 стратегические ракеты воздух-поверхность
Самолет Сухого Т-4. Галерея.
Боевые самолеты
avia.pro
Как выглядит победитель Ту-160 — Российская газета
"Сотка"
Предшественником Т-4МС был просто Т-4 (изделие 100 или "сотка"), сверхзвуковой ударно-разведывательный ракетоносец, предназначенный для поиска и уничтожения авианосных групп. Самолет получился фантастическим: титановый корпус, новые принципы управления, новейшая электроника… Одних изобретений в Т-4 было применено порядка 600.
Крейсерская скорость у "сотки" была под 3000 км/ч, поэтому на сверхзвуковом режиме экипаж летел вслепую - после взлета носовой обтекатель устанавливался в горизонтальное положение и закрывал фонарь кабины, стекла которого на такой скорости неминуемо расплавились бы. На всякий случай у командира имелся перископ, но толку от него было мало.
Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 22 августа 1972 года. Испытания прошли успешно, военные заказали 250 машин, но после 10 удачных полетов проект закрыли. Причин тому было несколько. КБ Сухого в то время занималось тяжелым истребителем Т-10 - из него впоследствии получился великолепный Су-27, - и в правительстве решили не распылять силы. Базовый для КБ Тушинский машиностроительный завод не потянул бы серийное производство инновационного ракетоносца, а предполагавшийся для этого казанский авиазавод Сухому передан не был.
Когда в Совете Министров стали готовить постановление о производстве Т-4 в Казани, главный конкурент Павла Сухого Андрей Туполев понял, что теряет серийное предприятие, где выпускали его Ту-22... И приложил все усилия, чтобы этого не допустить. В частности, он предложил наладить в Казани выпуск модификации Ту-22М - для этого якобы достаточно было лишь слегка перепрофилировать производство. И хотя на выходе получился совершенно новый самолет, казанский завод остался за Туполевым.
Из-за титанового корпуса Т-4 выходил очень дорогим и даже ноу-хау КБ по сокращению расхода металла при производстве и сварке не смогли переубедить промышленников и экономистов. Те довольно справедливо рассудили, что применить передовые разработки на опытном производстве - одно, а внедрять их на другом заводе при поточной сборке - совсем другое.
К тому же в 1969 году ВВС изменило требования к летно-техническим характеристикам ракетоносца и уже созданный к тому времени проект "сотки" им не отвечал. В 1976 году министр авиационной промышленности Петр Дементьев подписал приказ о закрытии проекта Т-4 и передаче всех наработок по нему КБ Туполева для создания Ту-160. Единственный экземпляр "сотки" отправили в музей ВВС в Монино, а поднимающийся обтекатель получил Ту-144 - правда, с окнами. Благо крейсерская скорость у первого в истории пассажирского "суперсоника" была не столь высока - "всего" 2300 км/ч.
"Двухсотка"
Потерпев неудачу с "убийцей авианосцев", КБ Сухого переработало проект для участия в конкурсе на стратегический бомбардировщик. Так родился Т-4МС (модернизированный стратегический). По краям треугольного фюзеляжа появились небольшие крылья изменяемой стреловидности, киль раздвоился, двигатели в подкрыльевых гондолах сместились назад, освобождая место для вооружения. По проекту самолет нес 24 баллистических ракеты Х-2000 либо четыре больших крылатых ракеты Х-45 во внутренних отсеках и на внешней подвеске в специальных контейнерах, улучшавших аэродинамику на сверхзвуковых скоростях. Т-4МС получил шифр "изделие 200" по взлетной массе, которая приближалась к 200 тоннам.
Испытания модели в аэродинамической трубе показали, что "двухсотка" обладает фантастической аэродинамикой: 17,5 на дозвуковых скоростях и 7,3 на 3 Маха. Малая площадь поворотных консолей крыла и жесткий центрплан делали возможным полет на высоком сверхзвуке у земли. На военных самолет произвел большое впечатление - помимо аэродинамики их прельстила скорость, в три раза превышавшая звуковую, и малая радиолокационная заметность. По общему мнению, Т-4МС являлся "самолетом прорыва", который не могли перехватить существующие и перспективные системы ПВО.
В конце совещания, посвященного итогам конкурса на разработку стратегического бомбардировщика, выступил главнокомандующий ВВС Советского Союза, маршал авиации Павел Кутахов: "Знаете, давайте решать так. Да, проект ОКБ Сухого лучше, мы отдали ему должное, но оно уже втянулось в разработку истребителя Су-27, который нам очень и очень нужен. Поэтому примем такое решение: признаем, что победителем конкурса является КБ Сухого и обяжем передать все материалы в КБ Туполева, чтобы оно проводило дальнейшие работы…"
Фирма Туполева к тому времени уже делала Ту-160 и от наработок Сухого отказалась. Однако революционные решения "сотки" и "двухсотки" со временем появились в Ту-160, Су-27, МиГ-29 и самолетах XXI века.
rg.ru
Тайна «Объекта 100» » Военное обозрение
В 1985 году на экраны советских кинотеатров вышел знаменитый боевик режиссера Михаила Туманишвили «Одиночное плавание».
В фильме группа морпехов во главе с майором Шатохиным захватывает американскую подземную ракетную базу, расположенную где-то то ли в Тихом, то ли в Индийском океане.
Многие сразу увидели, что роль острова играла Голубая бухта недалеко от Нового Света, роль советского корабля — БПК «Очаков». Но где режиссер нашел подземную ракетную базу, для подавляющего большинства зрителей было загадкой. А может, это был грандиозный макет?
Нет, это была настоящая сверхсекретная ракетная база «Объект 100», расположенная в Крыму под Балаклавой. История ее создания очень интересна, а документы о ее сооружении имели гриф «совсекретно особой важности». Даже командование ВМФ СССР узнало о создании первых противокорабельных крылатых ракет или, как они у нас назывались до 1959 года, «самолетов-снарядов», уже когда работы над ними близились к концу. Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды «Комета» создавались под патронатом самого Лаврентия Берии.
Работы над самолетом-снарядом «Комета» велись в Специальном бюро № 1 НКВД. Начальником и главным конструктором был назначен доктор технических наук Павел Николаевич Куксенко, а его заместителем — 23-летний выпускник Ленинградской военной академии связи Серго Лаврентьевич Берия.В 1946 году Серго окончил Военную академию связи им. Буденного и с отличием защитил диплом, который по своей сути был проектом будущего ракетного комплекса «Комета». Бесспорно, что проект базировался на немецких разработках, но в СССР таких систем еще никто не разрабатывал.
Первой задачей СБ-1 и было создание противокорабельного самолета-снаряда «Комета». Большинство сотрудников СБ-1 составляли немцы, часть из них была военнопленными, а часть добровольно приехала в СССР, спасаясь от нищеты в оккупированной Германии. Среди них были первоклассные специалисты, как, например, Айценбергер, Фаульштих и др. Имелся в СБ-1 и «спецконтингент» — отечественные заключенные. Среди них был известный математик член-корреспондент Академии наук СССР Н. С. Кошляков.
Впервые в истории нашего ВПК, а возможно, и в мировой практике, при проектировании комплекса «Комета» не система управления создавалась под ракету, а наоборот, подбирали варианты самолета-снаряда под разработанную СБ-1 систему управления.
Так, постановлением Совмина от 8 сентября 1948 г. предусматривалось создание самолета-снаряда «Комета» на базе ракет 10 Х и 14 Х, разработанных к конструкторском бюро В. Н. Челомея.
На опытном варианте «Кометы-3» 14 Х-К-1, отличавшемся от стандартных 14 Х увеличенной площадью крыла, был установлен пульсирующий двигатель Д-6.
В первом полугодии 1948 года в КБ завода № 51 готовился второй выпуск эскизного проекта по «Комете-3», но завершить его не успели. Руководство СБ-1 решило отказаться от применения на «Комете» пульсирующего двигателя, который не мог обеспечить ракете необходимую скорость.
Проектирование планера «Кометы» было поручено ОКБ-155, которым руководил А. И. Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М. И. Гуревич.
3 ноября 1949 года ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолета-снаряда «Комета», который был очень похож на уменьшенную копию истребителя МиГ-15. Основным отличием самолета-снаряда от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности.
Фюзеляж практически повторял компоновку истребителя МиГ-15 с тем лишь отличием, что между воздушными каналами на месте кабины летчика на самолете-снаряде размещались отсек аппаратуры системы управления и фугасно-кумулятивная боевая часть.
Для ускорения отладки «Кометы» четыре опытных образца ее были сделаны пилотируемыми. На месте боевой части встраивалась кабина пилота с ручным управлением. Максимальная скорость на высоте 3 километров была около 1060 км/час, а посадочная 270–290 км/час. Как на пилотируемых, так и на серийных «Кометах» устанавливались турбореактивные двигатели РД-500 К.
В 1951 году были изготовлены два пилотируемых самолета-снаряда, называвшиеся «изделия СДК» (самолет-дублер «Комета»). 4 января 1952 года первый полет на изделии СДК совершил летчик-испытатель Амет-Хан Султан. Испытания «Кометы» проводились у берегов Крыма между Керчью и Феодосией. Самолеты-носители Ту-4 базировались на аэродроме Багерово недалеко от Керчи. Всего было выполнено до 150 пилотируемых полетов на самолете-снаряде «Комета».
Поначалу за каждый вылет летчику выплачивали довольно приличную сумму, по тогдашним меркам, разумеется. Позже, когда пилотируемые полеты стали делом рутинным, начальство решило значительно уменьшить сумму выплат. Но поскольку документ, где определялась эта сумма, был подписан лично Сталиным, пришлось скорректированный документ также посылать вождю. Когда Амет-Хан Султану предложили завизировать эту бумагу перед отправкой в Москву, тот размашисто написал: «Моя вдова не согласна». Вождь вернул бумагу с резолюцией: «Согласен с вдовой Амет-Хан Султана». На этом вопрос был исчерпан.
Испытания «Кометы» — тема весьма интересная, но тут я упомяну лишь об одном эпизоде: стрельбе по крейсеру «Красный Кавказ». Осенью 1952 года крейсер был разоружен и обращен в мишень. Топить столь ценную цель никто не хотел, поэтому «Комета» имела боевую часть с инертным снаряжением.
21 ноября 1952 года «Красный Кавказ» находился в водной акватории полигона «Песчаная Балка» в 20 километрах от берега. Пуск «Кометы» был произведен из района у мыса Меганом, когда самолет-носитель Ту-4 К находился на расстоянии 80–85 км от цели. Ракета попала в борт крейсера между дымовыми трубами. Несмотря на то, что боевая часть была в инертном снаряжении, крейсер затонул через 12 минут после попадания.
Серго Берия впоследствии сравнивал первые испытания атомной бомбы, свидетелем которых он был, с действием снаряда «Комета»: «Впечатление, безусловно, сильное, но не потрясающее. На меня, скажем, гораздо большее впечатление произвели испытания нашего снаряда, который буквально прошил крейсер «Красный Кавказ». В один борт корабля вошел, из другого вышел».
«Комета» официально была принята на вооружение в 1953 году.
В 1954 году было принято решение создать на базе самолета-снаряда «Комета» еще два комплекса — корабельный для крейсеров проекта 67 и береговой «Стрела».
Работы по корабельному комплексу ограничились испытаниями опытного образца на крейсере «Адмирал Нахимов». Далее Хрущев приказал прекратить строительство ракетных крейсеров этого проекта.
А вот работы по созданию береговых стационарных ракетных комплексов «Стрела» велись полным ходом.
Разработка береговой системы вооружения «Стрела» была начата в филиале ОКБ-155 под руководством А. Я. Березняка 21 апреля 1954 года.
Ракета создавалась на базе корабельной крылатой ракеты «Комета». Основное ее отличие заключалось в оснащении стартовым пороховым ускорителем. Пусковые установки комплекса «Стрела» предполагалось размещать в хорошо защищенных стационарных укрытиях.
Замечу, что в служебной документации ракеты (самолеты-снаряды) первоначально имели индекс КСС, а затем — С-2. Первоначально название «Сопка» относилось только к подвижному комплексу, но позже так стали называть и стационарный комплекс.
Ракета «Сопка»
Для размещения берегового ракетного комплекса (БРК) «Стрела» были определены два позиционных района: на Южном берегу полуострова Крым и на северном берегу острова Кильдин вблизи Кольского залива.
В 1954 году государственная комиссия под председательством командующего береговой обороной генерал-майора артиллерии И. Н. Коваленко выбрала район для строительства первого в мире подземного ракетного комплекса. С оперативно-тактической точки зрения идеальным местом был заросший лесом горный район возле Балаклавы. Именно здесь было начато строительство «Объекта 100».
Схема «Объекта 100»
Он состоял из двух одинаковых стартовых площадок, разнесенных на 5,94 км друг от друга. Первый дивизион располагался возле Балаклавы. Второй дивизион разместился возле села Резервное. На картах оба обозначены словом «Лесхоз». На каждой площадке возводились по две стартовые позиции и подземные помещения, в которых размещались основной и запасной командные пункты, средства связи, центральный пост, боевые посты предварительной и окончательной подготовки ракет к старту, хранилища ракет боевого комплекта и техническая позиция. Для строительства использовался специальный жаропрочный бетон.
Стартовые позиции обоих дивизионов находились на высоте 550–600 метров над уровнем моря, что увеличивало дальность стрельбы. С моря не просматривалась ни одна постройка «Объекта 100».
Строительство осуществляло 95-е специализированное управление подземных работ Черноморского флота. В толще скалы вырубались помещения под командный пункт и помещения для личного состава, хранилища ракет и топлива, дизельных электростанций, запасов воды и продовольствия. Подземная цитадель имела полное инженерное обеспечение, комплекс фильтровентиляционных установок, обеспечивающих жизнедеятельность объекта при полной его герметизации после атомного удара.
В нормальном режиме «Объект 100» обеспечивался электропитанием с помощью силовых кабелей, проложенных из Балаклавы, но при необходимости объект переходил на автономное питание.
Самолеты-снаряды доставлялись к пусковым площадкам через тоннели по рельсам-направляющим на специальных платформах с электродвигателями. Пусковые установки защищались массивными стальными крышками, которые при пуске сдвигались в сторону. За считанные минуты колоссальная конструкция пусковой установки появлялась на поверхности и могла нанести удар двумя ракетами. В составе «Объекта 100» находились два дивизиона, разнесенные на расстояние 6 километров, каждый из которых имел на вооружении две пусковые установки. Таким образом, ракетная батарея могла одновременно нанести удар восемью ракетами С-2, способными уничтожить корабль практически любого класса.
Ракета П-35 без ускорителя
На возвышающейся более чем на полкилометра над морем скале мыса Айя была размещена новейшая радиолокационная станция обнаружения цели «Мыс». Центральный пост подземной батареи имел также РЛС наведения С-1 М и РЛС слежения «Бурун».
Комплекс ввели в строй 30 августа 1957 года. Первые стрельбы были проведены 5 июня этого же года. С 5 июня по 6 июля было проведено 10 пусков. Прямых попаданий в мишень было 4, попаданий в «приведенную цель» — 2, неудачных пусков — 4.
В сентябре-октябре 1958 года Черноморский флот проверяла Главная инспекция Министерства обороны под руководством Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. 4 октября в его присутствии с отличными результатами была выполнена инспекторская стрельба двумя дивизионами 362-го берегового ракетного полка по одной цели на максимально допустимой дальности. Маршал объявил благодарность всему личному составу полка.
За время эксплуатации берегового ракетного комплекса «Стрела» (в некоторых документах он именуется «Скала») (1957–1965) произведено 25 пусков ракет «Сопка», из которых 18 были удачными.
Несколько слов стоит сказать и о втором подземном стационарном комплексе «Стрела». Строительство «Объекта 101» началось в 1955 году на острове Кильдин в полутора километрах от мурманского берега Кольского полуострова. Он состоял из двух стартовых площадок, удаленных друг от друга на 8 километров.
Главным отличием «Объекта 101» от «Объекта 100» было то, что на Кильдине не пробивали штольни в глубь скал, а открытым способом выкапывали траншеи глубиной до 6 метров. В каждой траншее во всю длину (до 100 метров) и высоту делали из бетона короб прямоугольной формы, поделенный на отсеки. Затем этот короб присыпали землей. Отверстия, через которые проникали подземные воды, заделывали жидким стеклом.
На каждой батарее закрепленная на тележке ракета по рельсовому пути через открытую 10-тонную бронедверь подавалась в пост технической подготовки. Здесь размещались контрольно-проверочная аппаратура, подъемное оборудование, принадлежности для производства регламентных работ, подготовки к боевому применению или практическим стрельбам. За следующей бронедверью находилось хранилище ракет боевого комплекта — 6 ракет в 2 ряда.
Рейсовые пути для ракет «Объекта 100»
В марте 1957 года на «Объект 101» доставили материальную часть БРК «Сопка». Для эксплуатации «Объекта 101» в этом же году был сформирован 616-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП), в состав которого входило 2 ракетных дивизиона.
Первый пуск самолета-снаряда на Кильдине состоялся 16 октября 1957 года. Мишенью был находившийся в свободном дрейфе морской буксир «Вайгач». На буксире установили «розу» уголковых металлических отражателей, что дало отражающую поверхность цели, эквивалентную отражающей поверхности крейсера при облучении РЛС «Мыс». Дальность стрельбы составляла 70 километров. При стрельбе удалось достичь прямого попадания в отражатели.
Береговые комплексы второго поколения
Моряки только начинали осваивать ракеты С-2, а специалисты ОКБ-52 в подмосковном городке Реутово проектировали береговые ракетные комплексы нового поколения.
Им стал противокорабельный комплекс береговой обороны «Редут». Ракета берегового комплекса получила индекс П-35 Б. 16 июля 1961 года вышло постановление Совмина о перевооружении береговых стационарных комплексов «Утес» с ракет «Сопка» на ракеты П-35 Б.
Ракета П-35 с ускорителями во дворе музея Черноморского флота в Севастополе
По сравнению с С-2 ракеты П-35 (П-35 Б) были качественно новым видом оружия. Так, предельная дальность стрельбы возросла с 95 до 300 километров, а маршевая скорость — с 300 м/с до 500 м/с. Вес боевой части у П-35 уменьшился с 860 кг до 460 кг. Но теперь это была не фугасная боевая часть, а кумулятивно-фугасная. Мало того, на кораблях и береговых батареях каждая четвертая ракета П-35 имела специальную боевую часть мощностью 20 кТ.
Принципиально важным стало то, что П-35 запускалась из пусковых контейнеров. Маршевый двигатель ракеты включался внутри контейнера, а сразу же после вылета из него раскрывались крылья. Таким образом, направляющая ракеты примерно равнялась длине самой ракеты (так называемая «нулевая направляющая»).
Дальность стрельбы зависела от режима высоты полета: В1 (400 м), В2 (4000 м) и В3 (7000 м). Зачем же нужны были такие режимы?
Контейнеры ракет П-35 на «Объекте 100»
Дело в том, что ракета С-2 наводилась с береговой батареи, и это ограничивало ее дальность стрельбы. А вот П-35 имела «хитрую» систему управления. Набор высоты осуществлял автопилот (инерциальной системой наведения). Затем включалась бортовая РЛС. При обнаружении группы целей картинка, полученная бортовой РЛС, передавалась на берег на радиотехническую станцию наведения. Оператор выбирал нужную цель, и далее П-35 уже сама наводилась на нее, снизившись до высоты 100 метров.
Чем ниже летит ракета, тем труднее ее обнаружить и сбить. Но тогда мала и зона работы ее радиолокационной головки самонаведения. Чтобы увеличить этот параметр, ракету надо поднять на 4, а то и на 7 километров.
Любопытно, что береговые ракеты П-35 Б могли использоваться в качестве разведчиков на дальность до 450 километров. Они передавали данные, на которые могли наводиться уже другие ракеты. И в то же время сами могли поражать обнаруженную цель. Кроме того, корабельные и береговые ракеты П-35 могли наводить на цель вертолеты и самолеты.
Нанесение ударов по надводным кораблям на дистанциях, многократно превышающих дальность прямой радиолокационной видимости, потребовало создания системы разведки и целеуказания для противокорабельных ракет. Такая система была сделана и состояла из бортового радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и аппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных на самолетах Ту-16 РЦ, Ту-95 РЦ (позднее на вертолетах Ка-25 РЦ) и на приемных пунктах на кораблях. В системе разведки и целеуказания, принятой на вооружение в 1965 году, впервые была осуществлена передача с самолета-разведчика на корабль-носитель противокорабельных ракет радиолокационного изображения района осмотра в реальном масштабе времени.
Однако наши ученые пошли дальше. Они решили наводить ПКР… из космоса. Генеральный конструктор крылатых ракет П-6 и П-35 В. Н. Челомей еще в 1960 году предложил создать сформированную на круговой орбите группу спутников, обеспечивавших беспропускное наблюдение всего мирового океана и внутренних морей.
Окончательный проект системы глобальной морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) предусматривал беспропускной обзор мирового океана связанной системой из семи космических аппаратов (четырех спутников активной и трех — пассивной разведки). Спутники могли передавать информацию как на наземный пункт, так и непосредственно на подводную лодку с ПКР и на надводный корабль. При необходимости они также могли передавать информацию береговым батареям.
Комплекс «космической разведки «Легенда» с ядерным реактором был принят на вооружение во второй половине 1975 г.
Старт П-35 из подземного укрытия «Объекта 100»
Высокая эффективность системы МКРЦ была подтверждена на практике в 1982 году во время англо-аргентинского конфликта вокруг Мальвинских (Фолклендских) островов. Система позволила полностью отслеживать и прогнозировать тактическую обстановку. В частности, при ее помощи главным штабом ВМФ был точно спрогнозирован момент высадки на острова английского десанта.
Ну а что могла сделать П-35 с кораблем противника? В конце 1962 года на Каспии с опытного судна ОС-15 проводились стрельбы по лидеру «Киев» водоизмещением около 3000 тонн. Ракета П-35 с инертной (!) боевой частью попала в левую скулу «Киева», вскрыла палубу, как консервную банку, далее ракета разрушилась, а ее двигатель пробил днище, и через 3 минуты лидер затонул.
6 ноября 1961 года в ходе Государственных испытаний крейсер «Грозный» в Кандалакшском заливе потопил ракетой П-35 корабль-цель (бывший эскадренный миноносец «Осмотрительный»).
Уже на боевой службе 4 мая 1963 года крейсер «Грозный» потопил ракетой П-35 самоходную мишень СМ-5 — бывший лидер эскадренных миноносцев «Ленинград».
Таким образом, для эсминца или фрегата попадание П-35 было смертельным, а большой крейсер или авианосец гарантированно выводился из строя. Речь, понятно, идет о кумулятивно-фугасной боевой части. Ну а специальная боевая часть в 20 кТ в случае прямого попадания отправила бы на дно любой атомный авианосец.
Работы по перевооружению «Объекта 100» с ракет С-2 на П-35 Б начались в сентябре 1964 года. К середине 1968 года они были в основном закончены, начались автономные испытания. Однако из-за сбоев в финансировании первый пуск произошел только 28 мая 1971 года — было достигнуто прямое попадание на дистанции 200 километров. Затем в ходе приемо-сдаточных испытаний было произведено еще 5 пусков, в четырех из которых также было достигнуто прямое попадание.
Официально комплекс «Утес» под Балаклавой был принят на вооружение 28 апреля 1973 года.
На Северном флоте перевооружение проходило в два этапа. На первом этапе строительные работы велись в 1-м дивизионе (Кильдин Восточный), а с их окончанием приступили к строительным работам и во 2-м дивизионе (Кильдин Западный), где располагался командный пункт полка.
Пусковые установки 1-го дивизиона «Объекта 100» в 1980-е годы
На Кильдине 1-й дивизион с БРК «Утес» был принят на вооружение в 1976 году. В том же году началось перевооружение и 2-го дивизиона на острове. В 1983 году он вступил в строй. Любопытно, что на его вооружение поступили не ракеты П-35 Б, а уже их модернизация — «Прогресс» (3 М-44), принятые на вооружение в 1982 году. Производство ракет для береговых комплексов велось с 1982 по 1987 год.
Основным изменением в модернизированной ракете была новая бортовая система наведения с повышенными помехозащищенностью и избирательностью. Для нее были разработаны новые агрегаты бортового электрооборудования и стартовый агрегат, обеспечивающие лучшие эксплуатационные характеристики. Повышена скрытность и неуязвимость ракеты при подходе к цели за счет увеличения протяженности конечного участка траектории и снижения высоты полета на этом участке.
Нашим стационарным береговым комплексам, в отличие от подвижных, о чем я надеюсь рассказать в следующий раз, не пришлось стрелять по реальному противнику.
Но держать «на прицеле» корабли США и НАТО им приходилось не раз. Так, в феврале 1988 года американские военные корабли «Йорктаун» и «Кэрон» пытались войти в территориальные воды СССР у Южного берега Крыма, но были вытеснены нашими кораблями. Надо ли говорить, что береговые комплексы «Прогресс» находились в полной боевой готовности?
Куда чаще корабли НАТО появлялись у острова Кильдин. Так, в 1983 году в Баренцевом море появился ракетный крейсер США «Ньюкасл» и несколько недель курсировал в нейтральных водах вдоль побережья Кольского полуострова от Лиинахамари до Гремихи. 616-й ракетный полк был поднят по тревоге. Все время пребывания крейсеров у наших берегов неслось «боевое дежурство с задачей уничтожения крейсера по приказу с командного пункта флота».
Особо допекало ракетчиков Северного флота научно-исследовательское судно Норвегии «Маряата» водоизмещением около тысячи тонн. Именно так оно числилось в ВМС Норвегии. На самом деле это разведывательный корабль, причем определённую часть оперативного состава экипажа составляли американцы.
Как только береговые комплексы Северного флота начинали готовиться к стрельбе, так сразу же появлялась «Маряата», «Машка» — как ее у нас называли. Норвежцы подходили к самой мишени на несколько метров и фотографировали ее до и после стрельбы. Однако за 30–40 минут до объявления боевой тревоги на береговой батарее «Маряата» выходила из запретных и опасных зон.
«Машка» ждет П-35
Наши сторожевые корабли пробовали гонять «Маряату» всеми способами, вплоть до стрельбы по ее кильватерному следу.
В то время высшее политическое руководство надеялось на «разрядку напряженности», и никаких решительных мер по пресечению враждебной деятельности судна не предпринималось. А ведь достаточно было дать приказ, и береговая батарея могла влупить «Машке» П-35 Б или «Прогрессом», причем с кумулятивной, а не с инертной боевой частью. И, кстати, это было бы абсолютно законно с точки зрения международного права. Существует официальный порядок запрета захода судов в зону ракетных стрельб, и от стороны, проводящей учения, не требуется никаких иных мер ограждения района.
Увы, увы, этого сделано не было. Вот и сейчас «Машка» то и дело появляется около наших берегов. Только это новое, более крупное, судно, построенное в 1993 году.
Из-за бесцеремонности норвежцев и непонятной деликатности морских начальников гибли наши моряки. Так, в 1972 году готовились стрельбы комплекса П-35 Б. «В это время в запретную зону вновь вошло судно под норвежским флагом. Для очистки района командир сил закрытия, не доложив на КП руководителя, на тральщике пошел вытеснять это судно. После выдворения «норвега» тральщик, возвращаясь в «свою» точку охранения района стрельбы, оказался в запретной зоне за целью на пеленге стрельбы. Радиолокационный визир крейсера в режиме самонаведения «захватил» дальнюю цель. Ракета попала в машинное отделение. Тральщик остался на плаву. Погибли несколько человек» — так рассказывается об этом случае в издании «Береговики Заполярья», вышедшем в Севастополе в 2006 году.
Как и в подавляющем большинстве случаев, стрельба велась инертной боевой частью. Ряд офицеров и даже один генерал-майор были отстранены от должности и понижены в воинском звании.
Пусковые установки 1-го дивизиона «Объекта 100» накануне разграбления
С 1982 по 1985 год с береговых батарей Северного флота производились пуски ракет П-35 в качестве мишеней для стрельбы зенитных корабельных комплексов. У ракеты отключалась головка самонаведения, пуск ракеты производился на малой высоте, ракета наводилась с батареи на ордер кораблей. После очередных ракетных стрельб адмирал И. В. Касатонов сказал: «П-35 — не ракета, а летающий танк. По ней сработали две зенитные ракеты, а она продолжает лететь».
Но вот грянула перестройка, вскоре распался Союз. 28 сентября 1993 года с «Объекта 100» была запущена последняя ракета «Прогресс». В 1996 году «Объект 100» был передан Украине. Объект 1-го дивизиона был полностью разграблен — растащили все, что можно, включая кабели. В 2007 году большой участок на берегу Черного моря под Балаклавой выкупил эстонский бизнесмен. Именно на этой территории находится 1-й дивизион «Объекта 100». 2-й дивизион объекта законсервирован. Какова его дальнейшая судьба — никому неизвестно.
Все, что осталось от 1-го дивизиона «Объекта 100»
На острове Кильдин к лету 1995 года 616 ОБРП успешно решал учебные и боевые задачи. Но вот, как гром среди ясного неба, грянула директива о расформировании полка. При этом требовалось бросить не только «Объект 101», но и все сооружения острова Кильдин. К 31 декабря 1995 года личный состав 616 ОБРП и весь гарнизон покинули остров, именовавшийся непотопляемым авианосцем Северного флота.
topwar.ru
«Знаменитый объект "Сотка" снова в строю» в блоге «Армия и Флот»
Для защиты южных морских рубежей и Севастополя с моря в разгар «холодной войны» в 1954 году высоко в горах у Балаклавы начал создаваться первый в мире подземный ракетный комплекс берегового базирования «Сотка» с радиусом действия в акватории Черного моря до 100 км.Строительство «Объекта 100» (такой код получила секретная стройка) осуществлялось 95-м специализированным управлением подземных работ ЧФ. Объект состоял из двух одинаковых подземных комплексов и стартовых площадок, удаленных друг от друга на 6 км. Военными строителями руководил главный инженер строительного управления ЧФ полковник А. Геловани — будущий заместитель министра обороны, маршал инженерных войск. Начальником строительства площадки № 1 был капитан А. Кузнецов, площадки № 2 — инженер А. Клюев. Монтажными операциями от предприятия «Эра» руководил инженер Ф. Карака. На каждом объекте строительства было занято до 1000 человек.На строительных площадках возводились из жаропрочного бетона стартовые позиции и защищенные от атомного оружия подземные сооружения, в которых размещались КП, хранилища ракет и цеха для подготовки и заправки топливом. Ракеты в сооружениях находились на специальных технологических телегах со сложенными крыльями и перемещались до стартовых позиций специальными механизмами. Подземный комплекс имел полное инженерное обеспечение, дизельные электростанции, фильтровентиляционные установки, запасы горючего, воды и продовольствия, обеспечивающие жизнедеятельность обьекта при полной его герметизации после атомного удара. У оголовков рядом со стартовыми позициями размещались защищенные железобетонные бункера для укрытия снятых со старта ракет.Система наведения и управления стрельбой комплекса «Сопка» включала в себя РЛС обнаружения «Мыс», центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения «Бурун». Радиолокационные станции «Мыс» и «Бурун» в 1955 году прошли государственные испытания. Радиолокационная станция «Мыс» предназначена для обнаружения морских целей и выдачи данных цели в центральный пост и размещалась на высоте более 550 метров мыса Айя.В конце 1956 года практически было завершено строительство «Объекта 100», личный состав прошел спецподготовку. Был сформирован отдельный береговой ракетный полк, который 23 февраля 1957 года был включен в состав сил боевого ядра флота. Первым командиром полка был подполковник Г. Сидоренко (позже генерал-майор, начальник береговых войск и морской пехоты ЧФ). По плану испытаний полком было выполнено несколько ракетных стрельб. Самая первая из них была проведена 5 июня 1957 года в присутствии командующего ЧФ адмирала В. А. Касатонова. Пуск производили со второй батареи (командир лейтенант В. Карсаков). Успешный результат возвестил о появлении в Военно-Морском Флоте СССР нового рода сил — береговых ракетных частей.25 июля 1957 года государственная комиссия приняла «Объект 100». А в начале 1959 г. полку впервые был вручен переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу. 30 июля 1960 года полк получил свое постоянное наименование — 362-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). За время эксплуатации БРК «Скала» с 1957-го по 1965 год полком было произведено более 25 практических пусков ракет.16 июля 1961 года вышло постановление Совета Министров о перевооружении береговых стационарных комплексов «Утес» с ракет «Сопка» на ракеты П-35Б. Стационарный береговой оперативно-тактический противокорабельный ракетный комплекс «Утес» был разработан на базе противокорабельной ракеты П-35 и подвижного берегового комплекса «Редут» в ОКБ-52 (ЦКБМ) под руководством В.М. Челомея. Комплекс «Утес» принят на вооружение Постановлением СМ от 28 апреля 1973 года. Комплексом «Утес» перевооружались части, ранее оснащенные комплексом «Сопка». В состав комплекса входили: МРСЦ-1 («Успех-У»), РЛС «Мыс» с системой опознавания «Пароль», система управления, пусковые установки, ракеты П-35, комплекс наземного оборудования. Система управления «Утес» создана в НИИ-303, маршевый турбореактивный двигатель ракеты разработан в ОКБ-300.16 сентября 1964 года в расположение полка прибыла первая партия военных строителей специального отряда ЧФ. Подземные сооружения, которыми располагал полк, подлежали реконструкции под габариты нового берегового ракетного комплекса. Строители под руководством капитана А. Климова вместе с личным составом второго дивизиона приступили к работам. До этого полностью был демонтирован прежний комплекс. Десятиметровые ракеты в горизонтальном положении со сложенными крыльями хранились на технологических телегах со стартовыми агрегатами и после предстартовой подготовки и заправки жидким топливом были готовы к пуску. Выдвигающиеся из-под земли спаренные пусковые контейнеры позволяли быстро производить перезарядку новых ракет.Первый пуск ракеты комплекса «Утес» состоялся 30 мая 1971 года. Пусковые установки комплекса были размещены в скальных укрытиях. Пусковые установки в целом аналогичны «половинке» ПУ ракетных крейсеров проекта 56 («Грозный», «Адмирал Головко») — в установке не 4 контейнера с ПКР, а два.В 1982 году комплекс был модернизирован — в состав комплекса была введена новая ракета 3М44 «Прогресс». Благодаря большой дальности стрельбы батарея комплекса «Утес» при внешнем целеуказании может прикрывать побережье протяженностью в несколько сотен километров. Мощная кумулятивно-фугасная или ядерная боевая часть (350 кт) позволяет вывести из строя одной ракетой корабль любого класса.Полк неоднократно носил звание отличного, награждался переходящими Красными знаменами Военных советов ЧФ и ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели. В 1982 г. имя полка было занесено на мраморную Доску почета в Центральном военно-морском музее.В 1996 году в связи с разделом Черноморского флота «Объект 100» был передан Военно-Морским Силам Украины.
sdelanounas.ru
Знаменитый объект "Сотка" снова в строю
Инженеры и рабочие ремонтного завода ракетно-артиллерийского вооружения ЧФ восстановили [2-й] береговой ракетный дивизион знаменитого ракетного комплекса "Сотка", что находится рядом с поселком Резервное.
Сам комплекс, история которого ниже, в 1996 году был передан ВМС Украины, в 1997 году там был ракетный пуск, видео с которого есть на youtube.com. После чего в начале 2000-х дивизион около поселка Обронное был разграблен и весь металл с него был вывезен. Другой же дивизион был законсервирован и как ни странно сохранился. В 2009 году ВМСУ предприняли даже попытку его восстановления. Теперь этот дивизион возвращен в состав Береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ России!
Подъемная пусковая установка берегового противокорабельного ракетного комплекса "Утёс" 2-го дивизиона 362-го отдельного берегового ракетного полка Черноморского флота ("Объекта 100") (с) www.novoross.info
Для защиты южных морских рубежей и Севастополя с моря в разгар "холодной войны" в 1954 году высоко в горах у Балаклавы начал создаваться первый в мире подземный ракетный комплекс берегового базирования "Сопка" с радиусом действия в акватории Черного моря до 100 км.
Строительство "Объекта 100" (такой код получила секретная стройка) осуществлялось 95-м специализированным управлением подземных работ ЧФ. Объект состоял из двух одинаковых подземных комплексов и стартовых площадок, удаленных друг от друга на 6 км. Военными строителями руководил главный инженер строительного управления ЧФ полковник А. Геловани - будущий заместитель министра обороны, маршал инженерных войск. Начальником строительства площадки № 1 был капитан А. Кузнецов, площадки № 2 - инженер А. Клюев. Монтажными операциями от предприятия "Эра" руководил инженер Ф. Карака. На каждом объекте строительства было занято до 1000 человек.
На строительных площадках возводились из жаропрочного бетона стартовые позиции и защищенные от атомного оружия подземные сооружения, в которых размещались КП, хранилища ракет и цеха для подготовки и заправки топливом. Ракеты в сооружениях находились на специальных технологических телегах со сложенными крыльями и перемещались до стартовых позиций специальными механизмами. Подземный комплекс имел полное инженерное обеспечение, дизельные электростанции, фильтровентиляционные установки, запасы горючего, воды и продовольствия, обеспечивающие жизнедеятельность обьекта при полной его герметизации после атомного удара. У оголовков рядом со стартовыми позициями размещались защищенные железобетонные бункера для укрытия снятых со старта ракет.
Система наведения и управления стрельбой комплекса "Сопка" включала в себя РЛС обнаружения "Мыс", центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения "Бурун". Радиолокационные станции "Мыс" и "Бурун" в 1955 году прошли государственные испытания. Радиолокационная станция "Мыс" предназначена для обнаружения морских целей и выдачи данных цели в центральный пост и размещалась на высоте более 550 метров мыса Айя.
В конце 1956 года практически было завершено строительство "Объекта 100", личный состав прошел спецподготовку. Был сформирован отдельный береговой ракетный полк, который 23 февраля 1957 года был включен в состав сил боевого ядра флота. Первым командиром полка был подполковник Г. Сидоренко (позже генерал-майор, начальник береговых войск и морской пехоты ЧФ). По плану испытаний полком было выполнено несколько ракетных стрельб. Самая первая из них была проведена 5 июня 1957 года в присутствии командующего ЧФ адмирала В. А. Касатонова. Пуск производили со второй батареи (командир лейтенант В. Карсаков). Успешный результат возвестил о появлении в Военно-Морском Флоте СССР нового рода сил - береговых ракетных частей.
25 июля 1957 года государственная комиссия приняла "Объект 100". А в начале 1959 г. полку впервые был вручен переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу. 30 июля 1960 года полк получил свое постоянное наименование - 362-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). За время эксплуатации БРК "Скала" с 1957-го по 1965 год полком было произведено более 25 практических пусков ракет.
16 июля 1961 года вышло постановление Совета Министров о перевооружении береговых стационарных комплексов "Утес" с ракет "Сопка" на ракеты П-35Б. Стационарный береговой оперативно-тактический противокорабельный ракетный комплекс "Утес" был разработан на базе противокорабельной ракеты П-35 и подвижного берегового комплекса "Редут" в ОКБ-52 (ЦКБМ) под руководством В.М. Челомея. Комплекс "Утес" принят на вооружение Постановлением СМ от 28 апреля 1973 года. Комплексом "Утес" перевооружались части, ранее оснащенные комплексом "Сопка". В состав комплекса входили: МРСЦ-1 ("Успех-У"), РЛС "Мыс" с системой опознавания "Пароль", система управления, пусковые установки, ракеты П-35, комплекс наземного оборудования. Система управления "Утес" создана в НИИ-303, маршевый турбореактивный двигатель ракеты разработан в ОКБ-300.
16 сентября 1964 года в расположение полка прибыла первая партия военных строителей специального отряда ЧФ. Подземные сооружения, которыми располагал полк, подлежали реконструкции под габариты нового берегового ракетного комплекса. Строители под руководством капитана А. Климова вместе с личным составом второго дивизиона приступили к работам. До этого полностью был демонтирован прежний комплекс. Десятиметровые ракеты в горизонтальном положении со сложенными крыльями хранились на технологических телегах со стартовыми агрегатами и после предстартовой подготовки и заправки жидким топливом были готовы к пуску. Выдвигающиеся из-под земли спаренные пусковые контейнеры позволяли быстро производить перезарядку новых ракет.
Первый пуск ракеты комплекса "Утес" состоялся 30 мая 1971 года. Пусковые установки комплекса были размещены в скальных укрытиях. Пусковые установки в целом аналогичны "половинке" ПУ ракетных крейсеров проекта 56 ("Грозный", "Адмирал Головко") - в установке не 4 контейнера с ПКР, а два.
В 1982 году комплекс был модернизирован - в состав комплекса была введена новая ракета 3М44 "Прогресс". Благодаря большой дальности стрельбы батарея комплекса "Утес" при внешнем целеуказании может прикрывать побережье протяженностью в несколько сотен километров. Мощная кумулятивно-фугасная или ядерная боевая часть (350 кт) позволяет вывести из строя одной ракетой корабль любого класса.
Полк неоднократно носил звание отличного, награждался переходящими Красными знаменами Военных советов ЧФ и ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели. В 1982 г. имя полка было занесено на мраморную Доску почета в Центральном военно-морском музее.
В 1996 году в связи с разделом Черноморского флота "Объект 100" был передан Военно-Морским Силам Украины.
bmpd.livejournal.com
Объект-100 — путеводитель по отдыху в Крыму
Объект-100 — первый подземный стационарный комплекс в Крыму для приготовления, хранения и боевого использования крылатых ракет, радиус действия которых охватывал акваторию Черного моря до пролива Босфор.
Стартовые площадки были сделаны из жаропрочного бетона, дополнительный защитный герметичный каркас от атомных бомбардировок. Такой подземный комплекс был полностью автономен на случай затянувшегося военного действия. Он включал в себя электрогенератор, командный пункт, хранилище горючего, воды и продовольствия, фильтровентиляционное оборудование, обеспечивающие жизнедеятельность объекта при полной его герметизации после атомного удара.
В составе «Объекта 100» находились два дивизиона, разнесенные на расстояние 6 километров, каждый из которых имел на вооружении две пусковых установки. Каждый дивизион имел по 16 крылатых ракет. Их хранение и предстартовая подготовка осуществлялось в специальных подземных помещениях с соблюдением всех необходимых условий.
Десятиметровая ракета в горизонтальном положении со сложенными крыльями хранилась на технологических телегах со стартовыми агрегатами и после предстартовой подготовки и заправки жидким топливом была готова к пуску. Пусковые установки защищались массивными стальными крышками, которые при пуске сдвигались в сторону. За считанные минуты колоссальная конструкция пусковой установки появлялась на поверхности и могла нанести удар двумя ракетами.
Таким образом, ракетная батарея могла одновременно нанести удар 8 мощными ракетами, способными уничтожить корабль практически любого класса. При этом уничтожить саму ракетную цитадель было практически невозможно не только обычным, но и ядерным оружием, особенно с учетом его низкой точности в то время.
На возвышающейся более чем на полкилометра над морем скале мыса Айя была размещена новейшая на тот период радиолокационная станция обнаружения цели «Мыс». Центральный пост подземной цитадели имел также РЛС наведения С-1М и РЛС слежения «Бурун».
История
Осн. статья: Создание комплекса береговых ракетных позиций «Объект-100»
В 1954 году в разгар «холодной войны» в Крыму, в южной оконечности Крымских гор между мысом Айя и Балаклавой началось строительство, а в июле 1957 годы комплекс «Объект-100» был принят на вооружение. Артустановки «сотки» подземного ракетного комплекса берегового базирования «Сопка» подбивали любые цели в радиусе 100 километров. При строительстве подразумевали, что враг будет подбираться к полуострову со стороны Турции. Пока «Сопка» палила бы по врагу, командование Черноморского флота ВМФ СССР успевало развернуть свои силы. А чтобы легко вычислить, где этот корабль, на скале мыса Айя установили радиолокационную станцию.
На то время комплекс был оборудован самыми современными радиолокаторами, предназначенными для обнаружения морских целей и выдачи точных координат в командный пункт. Накануне 5 июня 1957 года в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала В. Касатонова был произведен первый пуск с ракетного комплекса. Испытания были успешными, и в Военно-Морском Флоте СССР сформировалась новая часть — береговая ракетная.
1964 год — год перевооружения и реконструкции под габариты нового вида ракет. Для этого старое вооружение полностью было демонтировано, а в скальном массиве был сооружен форт, выносящий прямое попадание фугасной бомбы весом полтонны. Новые ракеты имели дальность уже 300 километров. В 1982 прошло последнее перевооружение. На месте устаревшего оборудования смонтировали новейший комплекс «Прогресс», способный нести ядерные боеголовки.
В 1996 г. при разделе Черноморского флота «Объект 100» передали Военно-морским силам Украины и законсервировали. Охрану совместно вели солдаты береговых войск и охранники одного частного предприятия. К 2005 г. никакой охраны там не осталось, и «сотку» полностью растащили на металл мародеры. По словам жителей Балаклавы, трофеи отсюда вывозили и тележками, и прицепами к легковым автомобилям, и даже тяжелыми грузовиками.
«Сотка» в кино
В 1985 г. здесь проходили съемки фильма «Одиночное плаванье» (советский боевик режиссера М. Туманишвили, события которого разворачиваются на сверхсекретной американской ракетной базе, надежно укрытой в толще скал необитаемого острова).
Пусковые установки ракет 3М44 «Прогресс» сыграли роль уничтожаемой бравыми черноморскими морпехами секретной американской базы в фильме «Одиночное плавание», ставшим своеобразным ответом на заокеанский боевик «Рембо-2», где штатовский супермен сотнями косил киношных советских солдат. Примечательно, что «Одиночное плавание» — единственный фильм времен СССР, где советские и американские солдаты (последние, правда, взбунтовавшиеся против своего же правительства) встречаются в открытом бою. Такой фильм, конечно, стремились сделать максимально зрелищным, поэтому его авторы какими-то невероятными путями и добились разрешения проводить съемки на секретном объекте. Для изображения ракетной базы «на далеком острове» на крышках контейнеров пусковых установок ракетной батареи были наклеены надписи «US NAVY».
Координаты: +44° 29' 38.00", +33° 38' 19.00"
jalita.com
МЫ ДЕЛАЕМ ВСЕ СВОИМИ РУКАМИ
Запись от: 6-19-2016
Настал тот день, когда вы наконец-таки приняли важное решение — приобрели участок под застройку или дачный участок и перед вами встал вопрос его планировки. Этот вопрос очень важен, так как даже небольшие просчеты могут негативно отразиться на всем процессе строительства и благоустройства, и на дальнейшей эксплуатации домовладения.
В приведенных ниже примерах я познакомлю вас с вариантами планировки с домом, баней и гаражом. Также будут даны идеи по размещению сада, огорода и хозпостроек. Словом, весь тот набор строений, который и должен быть на участке 25 на 40 метров.
В этом материале я постараюсь изложить скучный нудный текст из СНиПов человеческим языком. Конечно, исходные правила тоже необходимо изучить, ну или, хотя-бы распечатать, сведения берите из СП 42.13330.2011 «Планировка и застройка городских и сельских поселений».
С чего начнем?
Предлагаю рассмотреть планировку участка в 10 соток, как пример рационального распределения земли под все необходимые нужды: строительство дома, хозяйственные постройки, земледелие или ландшафтные красоты и другие потребности домовладельца.
Деление участка на различные функциональные зоны вопрос, требующий кое-каких знаний и хотя бы небольшой теоретической подготовки. Предлагаемые мною решения не нужно воспринимать как универсальный рецепт, но они послужат вам ориентиром в поиске индивидуального решения ваших потребностей.
Итак, предлагаю вашему вниманию один из вариантов планировки участка 10 соток — размерами 25 на 40 метров. Желательно, чтобы территория участка имела некоторый уклон по направлению к дороге.
Для начала немного теории по зонированию участка
Необходимо спланировать территорию с учетом трех функциональных зон:
Жилая зона
В жилую зону будут входить:
прежде всего — дом
подход или подъезд к нему
цветники и лужайки
зона отдыха (патио) с навесом, беседкой, мангалом и т.д
детская или спортивная площадка
декоративный пруд или бассейн
зона домашних питомцев (будка собаки и т.д.)
Земледельческая зона
садовые деревья, кустарники
зона выращивания овощей, зелени, ягод,
парник или теплица
Хозяйственная зона
стоянка автомобиля или гараж
времянка, сарай, мастерская
санузел и душ (если они будут не в доме)
баня, сауна и т.д.
мусоросборник, компостная куча или яма
животноводческая зона (куры, утки, кролики и т.п)
Разбираем детально планировку участка
При правильном планировании нужно знать в какой части участка разместить ту или иную зону относительно сторон света, чтобы в самой выгодной зоне не оказались, например, компостная куча и туалет, а в самой невыгодной — патио и цветник.
Пример планировки участков 6 и 10 соток
На этих двух проектах мы видим примеры классической дачной планировки, выработанной годами. Может быть, это несколько просто, но зато и по трудовложениям весьма бюджетно. Все прямо расчерчено, для начала может быть и такой вариант планировки будет уместен.
Еще один вариант планировки дачного участка в цвете и перспективе
Более наглядный план схема, выполненная в цвете и перспективе. Также классическая планировка участка, но я знаю, что многим и не нужны изыски. Поэтому классика всегда в спросе, к тому же, можно немного симпровизировать, например, дорожки сделать все-таки несколько извилистыми. Поле для творчества всегда будет, главное — был бы участок!
Схематичное деление участка на зоны
Вот еще один хороший пример организации планировки, здесь уже более современный дизайнерский подход. Дорожка извилистая, много места отведено под газон, выделена зона игр детей, есть баня, мангальная зона и участок для хозяйственных нужд. Интересный вариант, на мой взгляд. Обратите внимание!
Интересная планировка участка с домом в глубине сада
Очень стильный и кулуарный вариант планировки участка с домом в глубине сада, ориентированный по сторонам света, а не по оси участка. Интересное решение для тех, кто любит уединение и приватность. От проезжей части к дому ведет гравийная автомобильная дорожка и отдельная пешеходная дорожка с мощением природным камнем.
Самый лучший расклад — это если ваш участок прямоугольной формы и выходит короткой стороной к дороге. В таком случае вы можете сделать ограду только этого небольшого участка (со стороны дороги), а вдоль трех других границ сделать ограду попроще и подешевле или просто высадить кустарник в виде живой изгороди.
Жилой дом обычно ставят немного в глубине участка — рекомендовано отступить от дороги не меньше пяти метров (для шумо и пылеизоляции). От границы соседнего участка желательно отступить не менее трех метров.
Наилучшее расстояние между домами — это 15 метров и более, но если возможности соблюсти эти требования нет, то рекомендуется строить дом не ближе, чем в десяти метрах от соседнего жилья. При размещении дома на узком участке следует отдавать предпочтение той его стороне, куда падает тень.
При планировке дома желательно учесть возможность двух входов — один, главный — со стороны дороги, и другой, второстепенный — направленный в сторону сада и на большую территорию участка. Будет удобно, если с внутреннего входа можно будет прямиком попасть в хозяйственную зону.
Гараж можно разместить непосредственно выходящим на проезжую дорогу, но чаще все же его размещают рядом с домом или даже как часть дома. Если вы хотите иметь капитальный гараж, то удобнее всего его разместить в цокольном или первом этаже дома.
Огород
В земледельческой части участка (в саду и в огороде) важно удобно расположить дорожки. Вдоль них будет логично проложить поливочную систему (стационарные трубы или летний вариант — гибкие шланги).
Важно правильно разделить огородную часть на грядки, я уже писала как сделать удобные деревянные грядки, которые повысят урожайность и будут смотреться на участке весьма эстетично (да и практичны в использовании).
Важно располагать грядки параллельно с севера на юг, это будет способствовать равномерному освещению и обогреву их солнцем. При благоустройстве участка и устройстве дорожек нужно учитывать, чтобы весной при таянии снега или после ливней на них не застаивались лужи.
Один из вариантов устройства дорожек — сооружение их с помощью готовых форм. У меня в этом есть небольшой опыт, он неоднозначный, я уже писала о нем. Советую почитать.
Вообще, дорожки в саду — это большое поле для приложения творческой энергии и я отдельно рассмотрю самые интересные варианты их дизайна.
Подъезд и террасирование
Устройство подъезда к гаражу требует предварительной подготовки, один из вариантов — гравийная засыпка, возможно, с проливкой бетоном. Другой вариант — готовые плиты перекрытий, уложенные с уклоном 4-5 градусов.
Если участок с уклоном, то следует его террасировать. Это не только создаст дополнительное удобство при благоустройстве, но и придаст ему более эстетически привлекательный вид. При уклоне 10-15 градусов и более следует устраивать садовые лестницы.
Иногда 3-4 ступеньки уже значительно облегчают подъем по такому участку. Если правильно подойти к дизайну террас и лестниц, то они могут стать самостоятельными элементами ландшафтного дизайна сада.
Отделанные камнем, подсвеченные в темное время суток, садовые лестницы будут играть роль малых архитектурных форм в вашем саду наравне с беседкой, фонтаном, перголой и им подобными красивым элементам.
Беседки и перголы
Кстати, о перголах. Это легкие конструкции из дерева, которые состоят из деревянных стоек сечением 5 х 10 см, или 10 х 10 см, сверху перекрытые балками. В сухом климате перголы ничем не накрывают, в нашем же климате Средней Полосы можно сделать невесомое покрытие из поликарбоната для защиты от дождя. Пергола будет давать легкую тень, по ней можно пустить вьющиеся растения — виноград, клематис.
Беседка — один из необходимых элементов сада. Беседки могут отличаться, но чаще всего их делают в плане в виде прямоугольника с габаритами не менее чем 2 х 2 м. Очень привлекательно выглядят шестиугольные беседки. Высоты перекрытия обычно не выше 220 см от уровня пола. Беседку можно сделать с вынимающимся остеклением и съемными дверями — тогда вам будет в ней комфортно в прохладную дождливую погоду.
Все уличные строения из дерева в обязательном порядке необходимо обработать антисептиком, а только потом покрыть лаком для дерева или покрасить эмалью.
Одно из самых привлекательных украшений участка — садовый водоем: это может быть искусственный ручей, водопадик, пруд, бассейн.
Вы можете внимательно рассмотреть план участка 25 на 40 метров (10 соток)
Вход в дом и главный фасад находятся в 7-ми метрах от проезжей дороги. Перед домом — большой палисадник с элементами ландшафтного дизайна.
Это могут быть цветники, удачно вписанные в газон, крупные валуны, искусственный пруд, фонтан, малые архитектурные формы — садовые скульптуры и т.д. Весь палисадник может быть украшен подсветкой, которая придаст ему в вечернее время дополнительный шарм. Перед оградой — живая изгородь из низкого кустарника.
По двум сторонам от крыльца дома — небольшие цветники с углубленными в них скамейками. В данном случае фасад дома симметричен, это определяет и симметричность ландшафтного дизайна перед ним и симметричное размещение скамеек.
Вдоль левой границы участка — подъезд к гаражу, который пристроен к дому. Подъездная дорожка выполнена из уложенных железобетонных плит. Ширина подъезда к гаражу не менее 2.3 м, для подъезда в данном случае взяты железобетонные плиты перекрытий 6 х 1.2 м, уложенные по ширине в два ряда на песчаную подстилку.
По контуру дома делается отмостка для стока атмосферной влаги шириной 80 см.
Со стороны сада к дому пристроена веранда. Перед ней — зона отдыха, включающая небольшое патио с перголой, а слева — детская и спортивная площадки для активного отдыха.
В глубине сада около левой границы находится хозяйственная зона. Там располагаются хоз. блок с туалетом и душем, баня, теплица. К ним ведет красивая тропинка из искусственного камня, положенного не плотно, а с возможностью засеять швы между камнями газонной травой.
В правой части участка — сад и огород. Под овощные культуры отведено совсем немного места. Но если вам нужен огород большей площади, то можно отвести под него более широкий участок за счет смещения хозяйственных построек и спортивной площадки (возможно, она вам и не понадобится). Фруктовый сад состоит из яблонь, грушевых, сливовых и вишневых деревьев.
Отвод влаги с участка (дренажная система)
Одна из серьезных задач на влажных и заболоченных участках — отведение лишней грунтовой влаги. Дренажная система может быть открытой (дренажные канавы) или закрытой (подземный дренаж).
При высоком уровне грунтовых вод следует делать закрытый дренаж — тогда каналы устраиваются подземно с помощью асбестоцементных труб и отводят воду в сторону дороги. Для этого следует устроить один центральный канал с уклоном 1 см на 2 метра трубы и сделать ответвления из труб в стороны, диаметр труб не менее 10 см.
В стенах труб-ответвлений просверливают отверстия для сбора влаги — диаметр 2 см, для предотвращения забивания дренажной системы грунтом, трубы перед укладкой в грунт оборачивают пропускающим воду долговечным материалом с мелкой сеткой.
Вместо труб можно сделать деревянные или кирпичные короба. Дренажную систему необходимо засыпать щебнем, завалить хворостом и только поверх всего засыпать грунтов, на котором можно устраивать огород или ландшафтный дизайн.
Видео по планировке участка
В завершение хочу поделиться с вами видео по планировке участка, рассказывает специалист, дизайнер Елена Корчевская